Николай римский-корсаков – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Римский Корсаков — интересные факты из жизни

Осенью 1871 года в первой в России Петербургской консерватории, приступил к работе профессор по классу композиции и оркестровки. Его пригласил лично директор заведения.

Совсем молодой, 27-летний, уже известный автор, имеющий оригинальные сочинения для оркестра, и практически не имеющий музыкальной подготовки. Но такое вообразить не мог никто.

Кстати, сегодня консерватория носит имя прославленного композитора.

Уроки для будущего композитора

Он родился 18 марта 1844 года в Тихвине, здесь и вырос. Семья, в которой появился Римский-Корсаков, была довольно далека от искусства. По семейной традиции мальчика готовили к флотской жизни, как его старший брат и дядя.

Очень рано были выявлены музыкальные способности у ребенка.

Отец играл на фортепиано, а он в свои три года на своем детском барабане правильно попадал в ноты, играя с ним в такт.

Но когда в шесть лет, для него наняли учителя музыки, чью роль поначалу выполняла соседка, потом гувернантка, потом ученица гувернантки, занятий он не любил.

Нотную грамоту, конечно, осилил, но история музыки, композиторы и интересные факты из их жизни не трогали абсолютно. А вот мамино любительское пение слушал, дядино тоже, и монахов, поющих в Тихвинском монастыре.

И только в Петербурге, где он должен был поступить в Морской корпус, он имеет возможность брать уроки игры у настоящего профессионального музыканта, потому что, учась в этом заведении, он понял, что призвание его – музыка. Кадетский корпус он закончил. Судьба морского офицера, о которой он мечтал, ожидала его.

 «Могучая кучка»

Но Петербург дарит ему встречи с истинным искусством. Здесь он узнал «Ивана Сусанина», здесь слушал «Руслана и Людмилу», здесь на него буквально обрушились симфонии Бетховена.

А его учитель, Ф.Канилле, понимая, сколь одарен его ученик, дал совет, который решил судьбу Николая, самому заняться сочинительством.

Он же стал инициатором знакомства, которое стало значимым событием в жизни тогда еще будущего композитора, с Балакиревым и его кружком талантливых музыкантов, известным в истории как «Могучая кучка», где он нашел единомышленников, таких же как он музыкантов, не имеющих специальной музыкальной подготовки.

Балакирев готовил молодых коллег к самостоятельной творческой деятельности по собственной методе. Он предлагал тему, за чем следовали обсуждения всеми участниками собрания, изучались музыкальные произведения именитых мастеров и постепенно все сложности, которые возникали при сочинительстве, разрешались.

И все же характер у Балакирева был настолько тяжелым, что в начале 90-х их общение прекратилось совершенно.

Композитор Римский-Корсаков

Благодаря нескольким своим сочинениям: «Сказке о царе Салтане», «Сказании о невидимом граде Китиже», операм «Кащей бессмертный», «Золотой петушок», Николая Андреевича называли сказочником. Сказки были его любимой темой.

Он стал первым, кто мог передать настроение моря красками музыки. Его даже именовали музыкальным «маринистом».

И вообще, он имел цветной слух, иначе говоря, соотносил музыку с цветами. Самый наглядный пример – это ми мажор, который виделся ему синим. И все его произведения морской тематики в Ми мажоре. Им даже придумана собственная гамма, названная его именем.

События 1905 года оказали на Римского-Корсакова столь значительное влияние, что он покинул Петербургское отделение Императорского русского музыкального общества. Его поддержали коллеги-композиторы и вышли на забастовку учащихся консерватории.

Профессора уволили, многих студентов исключили, даже запретили исполнять его произведения.

Но запреты нарушались повсеместно по стране, концерты проводились вопреки всем ограничениям. Поддерживая музыканта, его музыку зрители слушали стоя.

Его опера «Золотой петушок» стала косвенной причиной его смерти. На нее был наложен запрет, потому что в ней образ царя жестоко высмеивался. Когда известие об этом дошло до композитора, случился первый инфаркт. А второй в июне 1908 года стал смертельным. Через год опера уже шла в Москве.

Личная жизнь

Вскоре состоялось знакомство с очаровательной девушкой, бывшей к тому же талантливой пианисткой, Надеждой Николаевной Пургольд. Молодые люди встретились в доме у А.С. Даргомыжского.

Совместная работа над оперой «Псковитянка» настолько их сблизила, что в 1872 году появилась новая семья. Это был счастливый брак, в котором было рождено семь детей. Лишь пятеро остались в живых, трое сыновей и две дочери.

Отец лично занимался со своими детьми, несмотря на то, что был очень занят. Все они – достойные наследники таланта своего отца.

Его вдова была вынуждена покинуть их большую квартиру в Петербурге после революции. Она стала коммунальной.

В ней одновременно могли проживать до десяти семей. Родственники Римского-Корсакова сохранили его вещи, нотную библиотеку и рукописи. Как только появилась возможность, в его квартире появился музей.

Год спустя после смерти композитора его вдова опубликовала очень интересные воспоминания Николая Андреевича под названием «Летопись моей музыкальной жизни».

Сила таланта этого великого композитора такова, что в его творениях нашли отражение красота и любовь, вера в тожество света и правды, мечта о лучшем будущем. Но его музыка могла быть гневной и обличительной, когда клеймила жестокость и деспотизм, ханжество и глупость.

Источник: https://vivareit.ru/rimskij-korsakov-interesnye-fakty-iz-zhizni/

Николай Римский-Корсаков — Биография / История

русский композитор

Классическая музыка

Никола́й Андре́евич Ри́мский-Ко́рсаков (6 марта 1844, Тихвин — 8 июня 1908, усадьба Любенск, Санкт-Петербургская губерния) — русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Николай Римский-Корсаков родился в городе Тихвине Новгородской губернии. Семейный дом Римских-Корсаковых находился на берегу реки Тихвинки, напротив Богородичного Успенского монастыря. Отец композитора, Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784—1862), служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем — волынским гражданским губернатором; мать, Софья Васильевна, была дочерью крепостной крестьянки и богатого помещика Скарятина. Сильное влияние на будущего композитора оказал его старший брат, Воин Андреевич, морской офицер и будущий контр-адмирал. В возрасте 6 лет началось его домашнее обучение, в том числе и игре на фортепиано, однако в сравнении с книгами, музыка производила на ребёнка меньшее впечатление: из последней ему больше нравилась церковная музыка, а также русские народные песни. В 11 лет он начал сочинять свои первые музыкальные произведения. В 1856 году отец отдал мечтавшего о путешествиях Николая в Морской кадетский корпус. В 1858 году у будущего композитора появилось настоящее увлечение музыкой: он познакомился с операми Россини, Доницетти и фон Вебера, но особенно его поразили «Роберт-Дьявол» Джакомо Мейербера и произведения Михаила Глинки — «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Каприччио на тему арагонской хоты». Затем появился интерес к музыке Бетховена (его восхищала «Пасторальная симфония» композитора), Моцарта и Мендельсона. «Я был 16-ти летний ребёнок, страстно любивший музыку и игравший в неё» — вспоминал он позднее. Чувствуя необходимость получить более серьёзное музыкальное образование, с осени 1859 года Николай начал брать уроки у пианиста Фёдора Андреевича Канилле. В 1862 году умер отец, и семья Римских-Корсаковых переехала в Санкт-Петербург. В том же году благодаря Фёдору Канилле Николай познакомился с композитором Милием Балакиревым и стал членом его кружка, что оказало решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов. В то время в Балакиревский кружок, который позднее стал называться «Могучая кучка», помимо его главы Балакирева и самого Римского-Корсакова входили Цезарь Кюи и Модест Мусоргский. Балакирев руководил работой более молодых коллег и не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал с инструментовкой. Под влиянием и руководством Милия Алексеевича было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова — Первая симфония. По словам самого композитора, эскизы начала симфонии существовали ещё в годы его обучения у Канилле, однако серьёзная работа над сочинением развернулась лишь в 1861—1862 годах — и «к маю 1862 года первая часть, скерцо и финал симфонии были мною сочинены и кое-как оркестрованы».

Этой же весной Николай с отличием окончил Морской корпус и был принят на морскую службу. С 1862 по 1865 год он служил на клипере «Алмаз», участвовавшем в экспедиции к берегам Северной Америки, благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию.

Служба на клипере не оставляла времени для музыки, так что единственное сочинение, появившееся в этот период из-под пера композитора — вторая часть Первой симфонии, Анданте, написанное в конце 1862 года, после чего Римский-Корсаков на время отложил своё сочинительство.

Впечатления от морской жизни позднее воплотились в «морских пейзажах», которые композитору удалось запечатлеть в своих произведениях посредством оркестровых красок.

Вернувшись из путешествия, Римский-Корсаков снова попадает в общество членов Балакиревского кружка, он знакомится с его новым участником — химиком и начинающим композитором Александром Бородиным, с кумиром кружка Александром Даргомыжским, с сестрой Глинки Людмилой Шестаковой и с Петром Чайковским.

По настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается за свою симфонию: он сочиняет недостающие трио для скерцо и полностью переоркестровывает произведение. Эта партитура (известная, как первая редакция симфонии) была впервые исполнена в 1865 году под управлением Балакирева — неизменного исполнителя всех ранних симфонических партитур Римского-Корсакова.

Обратившись под влиянием Балакирева к славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживался в музыке национального колорита, что и в дальнейшем будет характеризовать большую часть его творчества.

Найденный здесь музыкальный язык затем был успешно развит в таких сочинениях как «Увертюра на три русские темы» (первая редакция — 1866) и «Сербская фантазия» (1867).

Этапным произведением композитора стала музыкальная картина «Садко» (1867, позднее её музыка будет частично использована в одноимённой опере), самое раннее из программных сочинений Римского-Корсакова.

Здесь он выступил как продолжатель традиций европейского программного симфонизма — прежде всего Гектора Берлиоза и Ференца Листа, творчество которых сильно повлияло на композитора; в дальнейшем большая часть произведений Римского Корсакова также будет связана с определённой литературной программой.

В «Садко» Римский-Корсаков, которого позднее назовут «сказочником», впервые соприкоснулся с миром сказки; здесь он впервые использует придуманный им симметричный лад, так называемую «гамму Римского-Корсакова», которую и в дальнейшем он применял для характеристики фантастического мира в своих музыкальных произведениях.

Также впервые композитор попытался здесь изобразить с помощью оркестровых красок морскую стихию (позднее он это делал неоднократно в таких сочинениях, как сюита «Шехеразада», прелюдия-кантата «Из Гомера», операх «Садко» и «Сказка о царе Салтане»).

Программно-сказочное начало получило своё дальнейшее развитие в симфонической сюите «Антар», над которой композитор начал работать в 1868 году как над Второй симфонией, вдохновившись сюжетом восточной сказки Осипа Сенковского. Премьера сочинения состоялась в 1869 году на концерте Русского музыкального общества.

В конце 1860-х годов Римский-Корсаков работает над инструментовкой чужих произведений: помогает Цезарю Кюи с оркестровкой оперы «Вильям Радклиф» и заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского, партитуру его оперы «Каменный гость».

Обратившись к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве, в 1872 году он заканчивает оперу по драме Льва Мея «Псковитянка». Летом этого же года он женится на пианистке Надежде Пургольд.

https://www.youtube.com/watch?v=bVkRe1gxF4o

В 1870-е годы границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова расширились: начиная с 1871 года он стал профессором Санкт-Петербургской консерватории, где преподавал классы практического сочинения, инструментовки и оркестровый; с 1873 по 1884 год он инспектор духовых оркестров Морского ведомства, с 1874 по 1881 — директор Бесплатной музыкальной школы. Начиная с 1874 года композитор занялся дирижированием — сначала симфонических концертов, а затем и оперных спектаклей.

В середине 1870-х Римский-Корсаков работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период он обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании и сам начинает изучать дисциплины, преподаваемые в консерватории. Итогом совершенствования композиторской техники стала Третья симфония (до мажор, op. 32).

Похороны Римского-Корсакова. Похоронная процессия на Вознесенском проспекте В 1880-е годы композитор создаёт такие симфонические сочинения, как оркестровая сюита «Шехеразада», «Испанское каприччио», увертюра «Светлый праздник».

Начиная с 1882 года Римский-Корсаков возглавлял Беляевский кружок, в 1883—1894 годах он также был помощником управляющего Придворной певческой капеллы.

В начале 1890-х годов был некоторый спад творческой деятельности композитора: в этот период он изучал философию, писал статьи, а также пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений.

Затем его творчество приобрело исключительную интенсивность: одна за другой из-под пера композитора появляются оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), пролог к опере «Псковитянка» и «Царская невеста» (по Мею, 1898).

Во время революционых событий 1905—1907 годов Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов и открыто осудил действия администрации Петербургской консерватории: он уволился и вернулся в консерваторию лишь после предоставления ей частичных автономных прав и смены руководства.

Умер 8 июня 1908 года в Любенске, в своей загородной усадьбе, где теперь находится мемориальный музейный комплекс композитора, объединяющий в себе две реконструированные усадьбы — дом в Любенске и соседнее имение Вечаша, где композитор жил до 1907 года.

Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, среди его учеников около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, в том числе Фёдор Акименко, Николай Амани, Антон Аренский, Николай Арцыбушев, Мелитон Баланчивадзе, Семён Бармотин, Феликс Блуменфельд, Юлия Вейсберг, Язепс Витол, Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Александр Гречанинов, Василий Золотарёв, Михаил Ипполитов-Иванов, Андрей Казбирюк, Николай Лысенко, Анатолий Лядов, Витольд Малишевский, Николай Малько, Эмиль Млынарский, Николай Мясковский, Александр Оссовский, Сергей Прокофьев, Отторино Респиги, Николай Соколов, Александр Спендиаров, Игорь Стравинский, Александр Танеев, Николай Черепнин, Максимилиан Штейнберг.

  • Жена (с 30 июня 1872, Санкт-Петербург) — Надежда Николаевна Пургольд (1848—1919) — пианистка, композитор, музыковед.
  • Дети и внуки:
  • Михаил Николаевич (1873—1951) — зоолог-энтомолог, лесовод. Женат дважды:
  • 1-я жена: Елена Георгиевна Рокка-Фукс (1871—1953).
  • Наталья Михайловна (1900—1901).
  • Георгий Михайлович (1901—1965) — музыковед, композитор, акустик.
  • Вера Михайловна (1903—1973) — библиограф.
  • Елена Михайловна (1905—1992) — преподаватель иностранных языков.
  • 2-я жена: Евгения Петровна Бартмер (1884—1929).
  • Игорь Михайлович (1911—1927).
  • Ольга Михайловна (1914—1987) — кандидат геолого-минералогических наук.
  • Софья Николаевна (1875—1943) — певица. Замужем за Владимиром Петровичем Троицким (1876—около 1926).
  • Ирина Владимировна, в замужестве Головкина, (1904—1989) — автор книги «Лебединая песнь. Побеждённые».
  • Людмила Владимировна (?—1942).
  • Андрей Николаевич (1878—1940) — музыковед, редактор, доктор философии. Был женат на ученице отца, композиторе, критике и публицисте Юлии Лазаревне Вейсберг (1879—1942), погибшей вместе с сыном Всеволодом во время блокады.
  • Всеволод Андреевич (1915—1942) — филолог, переводчик.
  • Владимир Николаевич (1882—1970) — титулярный советник, альтист Мариинского театра. Женат на Ольге Артемьевне Гиляновой (1887—1956).
  • Андрей Владимирович (1910—2002) — физик-акустик, доктор физико-математических наук.
  • Татьяна Владимировна (1915—2006) — архитектор, специалист-градостроитель, автор двух книг о своём деде — Н. А. Римском-Корсакове.
  • Надежда Николаевна (1884—1971). Замужем за композитором, дирижёром и педагогом Максимилианом Осеевичем Штейнбергом (1883—1946).
  • Надежда Максимилиановна Штейнберг (1914—1987) — филолог, автор грамматики французского языка.
  • Мария Николаевна (1888—1893).
  • Святослав Николаевич (1889—1890).
  • Псковитянка
  • Майская ночь
  • Снегурочка
  • Млада
  • Ночь перед Рождеством
  • Садко
  • Моцарт и Сальери
  • Боярыня Вера Шелога (пролог к опере «Псковитянка»)
  • Царская невеста
  • Сказка о царе Салтане
  • Сервилия
  • Кащей Бессмертный
  • Пан воевода
  • Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
  • Золотой петушок
  • Симфония № 1
  • Сказка (симфоническая пьеса)
  • Симфония №2
  • Симфониетта
  • Увертюра на темы трех русских песен
  • Антар
  • Симфония № 3
  • Шехеразада
  • Испанское каприччио (англ. Capriccio Espagnol)
  • Светлый праздник (увертюра)
  • Садко
  • Снегурочка (сюита)
  • Ночь перед Рождеством (сюита)
  • Концерт для фортепиано с оркестром

Соч. 43: Весной (4 Романса): 1. Звонче жаворонка пенье (Слова А. К. Толстого) 2. Не ветер, вея с высоты (Слова А. К. Толстого) 3. Свеж и душист твой роскошный венок (Слова А. Фета) 4. То было раннею весной (Слова А. К. Толстого)

  • около 80 романсов
  • хоры
  • сборники русских народных песен для голоса с фортепиано (40 и 100 песен)
  • Летопись моей музыкальной жизни
  • Практический учебник гармонии
  • Основы оркестровки

Музыковед Абрам Гозенпуд в 2002 году в интервью «Петербургскому театральному журналу» процитировал письмо Римского-Корсакова, объясняющее его отношение к собственному творчеству:

Пока жив человек, будет жить его культура, а не памятники, которые ему воздвигают. Процитирую по памяти великого Римского-Корсакова, который как-то обратился к редактору «Русской музыкальной газеты» с просьбой: «Не называйте меня великим. Я пишу Вам, не для печати, надеюсь, что мое письмо никогда не будет напечатано. Был только один Глинка. Если Вы назовете меня глинкианцем, я поблагодарю вас — это высший титул. Памятники нужно воздвигать людям, память о которых исчезает с их смертью, — политическим деятелям, царям, полководцам. А какой памятник может быть выше того, который воздвиг Глинка? Он не рукотворный, поэтому прошу Вас, не называйте меня великим, если уж Вам так нужно — не лишенным таланта, лучше просто — Римский-Корсаков. Те, кто меня не знает, не поверят, что я великий, тем, которые знают, — это, возможно, понравится. Но последние мои оперы не нравятся. Вероятно, меня забудут, а может, уже забыли. Это обидно будет, потому что я много написал».

  • Лето 1856 года — квартира П. Н. Головина в доме О. П. Зубовой — Миллионная улица, 6;
  • 1867 — 09.1871 года — доходный дом Аренс — 7-я линия Васильевского Острова , 4;
  • 09.1871 — 1872 — доходный дом Зарембы — Пантелеймоновская улица (ныне — улица Пестеля), 11, кв. 9;
  • 1872 — осень 1873 года — дом Морозовых — Шпалерная улица, 4;
  • осень 1873—1883 — доходный дом Кононова — Фурштатская улица, 33, кв. 9;
  • 1883—1889 — Владимирский проспект, 18, кв. 5;

Источник: https://PianoKafe.com/artist/nikolay-andreevich-rimskiykorsakov/about/

Николай Андреевич Римский-Корсаков: биография, интересные факты, творчество

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Самый народный из всех русских композиторов, создатель композиторской школы, востребованной и сегодня, профессор консерватории без консерваторского образования, патриот исконной культуры своей страны – Николай Андреевич Римский-Корсаков.

В век технического прогресса и грандиозных государственных преобразований, на сломе эпох его вдохновение черпало свои силы не в индустриальной цивилизации или человеческих страстях, а в русской природе, напевах родной земли, простых, известных с детства сюжетах былин, легенд и сказок.

Краткая биография

Город Тихвин известен за пределами Ленинградской области, пожалуй, двумя событиями: в 14 веке здесь явилась икона Тихвинской Божией Матери, а 18 марта 1844 года в семье 60-летнего отставного чиновника Андрея Петровича Римского-Корсакова и его 41-летней супруги Софьи Васильевны родился сын, которого назвали Николаем.

Обучаться музыке мальчик начал с раннего детства, но мечтал не о ней, а о море: старший брат был офицером флота, и Нике, как звали его дома, хотелось походить на него. Поэтому в 12 лет он поступает в столичный Морской кадетский корпус. В Петербурге юноша знакомится с М.А. Балакиревым и становится членом его композиторского кружка «Могучая кучка», наравне с Ц.А. Кюи, А.П.

Бородиным и М.П. Мусоргским. А ведь ему едва минуло 17!

В 1862 гардемарин Римский-Корсаков начинает служить во флоте. Обойдя на корабле за три года несколько континентов, он продолжает службу на берегу и параллельно занимается сочинением музыки – своим истинным призванием. В 1871 году композитора-самоучку приглашают преподавать в Санкт-Петербургскую консерваторию.

Он соглашается, признавая, что, несмотря на достаточный практический опыт, не имеет должной теоретической подготовки. И садится за парту наравне со своими студентами изучать академические основы музыки. В 1872 году Николай Андреевич женится на пианистке Надежде Николаевне Пургольд. В браке родилось 7 детей.

Общественная деятельность композитора становится все более интенсивной: он руководит Бесплатной музыкальной школой, на одном из концертов которой встает за дирижерский пульт, в течение 12 лет трудится в Придворной певческой капелле, возглавляет кружок Беляева.

События 1905 года нашли отклик и в консерваторских кругах: студенты требовали отставки руководства консерватории, ведущий преподавательский состав, включая Римского-Корсакова, покинул учебное заведение. Только к концу года, когда директором был назначен ученик композитора А.К.

Глазунов, он вернулся в родные стены.

Уже на закате жизни Римский-Корсаков получил международное признание, выступив как композитор и дирижер на «Русских исторических концертах» в парижской Гранд-опера. Концерты организовал его ученик, С.П. Дягилев.

Как профессор композиции он стал наставником многих вдающихся музыкантов, включая И.Ф. Стравинского и С.С. Прокофьева. Весной 1908 года у Николая Андреевича резко обострилось заболевание сердца. И все же он ни на день не оставлял работу.

Последнее лето он встречал в собственной усадьбе на псковщине. 8 июня 1908 года композитора не стало.

Интересные факты

  • Во время обучения Николая в Морском кадетском корпусе директором учебного заведения назначили Воина Андреевича, его брата.
  • Римский-Корсаков мог писать музыку без инструмента. Так, большая часть оперы «Сервилия» была написана во время зарубежного путешествия композитора с супругой, когда рояль ему был недоступен.
  • «Могучая кучка» распалась к 1874 году. Более того, пути ее членов разошлись и творчески, и личностно: Римский-Корсаков перестал тесно общаться с Мусоргским, а с Кюи и Балакиревым отношения охладились вплоть до полной неприязни.
  • В 1898 году чета Римских-Корсаковых была приглашена в московскую квартиру Л.Н. Толстого. Между писателем и композитором возник ожесточенный спор об искусстве. Толстой доказывал, что вся музыка вредна и позорна, а Николай Андреевич не менее жестко ему оппонировал.
  • Постановка «Царской невесты» фактически спасла Московскую частную оперу от полного разорения и краха. С.И. Мамонтов на тот момент находился под арестом и был объявлен банкротом.
  • В 1910 году в рамках «Русских сезонов» Михаил Фокин поставил в парижской Гранд-Опера балет «Шехеразада» на музыку сюиты Римского-Корсакова. В 1993 году балет был возобновлен в России, с 1994 года – в репертуаре Мариинского театра.
  • С большой любовью и абсолютной удовлетворенностью композитор относился только к двум своим операм – «Снегурочке» и «Царской невесте».
  • Санкт-Петербургская консерватория, в которой более 35 лет преподавал Н.А. Римский-Корсаков, сейчас носит его имя.
  • Два самых вдающихся ученика Римского-Корсакова, Стравинский и Прокофьев, неоднозначно отзывались о его занятиях. Игорь Федорович по-человечески любил своего учителя, но не находил в его музыке глубины и не разделял его атеистических убеждений. Сергей Сергеевич считал занятия с мастером поверхностными, ему недоставало взаимного общения. Именно поэтому Прокофьев не называл себя учеником Римского-Корсакова. Вместе с тем музыка «Сказания…» и «Снегурочки» потрясли и творчески вдохновили молодого композитора.
  • Римский-Корсаков – 26-й по частоте исполнения оперный композитор в мире. В прошлом сезоне постановки его опер были показаны более 650 раз. Самая исполняемое произведение – «Царская невеста», она входит в сотню самых популярных опер мира.
  • Мариинский театр чтит исторические связи с произведениями Римского-Корсакова: в его текущем репертуаре 8 опер композитора и балет «Шехеразада».
  • Из 10 представителей шестого поколения потомков композитора только двое – Андрей Владимирович и Александр Владимирович носят его фамилию. Они – праправнуки Владимира Николаевича, его третьего сына. Среди праправнуков самого Н.А. Римского-Корсакова – Ольга Фаворская, певица и композитор.

Творчество

Одной из самых ярких особенностей Н.А. Римского-Корсакова была невероятная способность к восприятию опыта. Принято считать, что в основе его творчества – народная культура. Это так, но разве не слышны в его Первой симфонии идеи Балакирева, в раннем творчестве – влияние Листа и Шуберта? Разве не называют «Сказание о невидимом граде Китеже…» русским «Парсифалем»?

В современном представлении Римский-Корсаков – прежде всего автор многих популярных опер. Но с момента образования «Могучей кучки» и до конца 80-х годов 19 века современники видели в нем прежде всего симфониста. Это справедливо с той точки зрения, что после 80-х годов композитор полностью сосредоточился на оперном жанре. А до того – создал несколько крупных симфонических произведений.

Первую симфонию (1862-1865) он написал раньше всех своих соратников-кучкистов. Она стала второй из написанных русскими композиторами симфоний. Но, по выражению Ц. Кюи, первой истинно русской. В ней прослеживается гармония национальной музыки, а одна из ее частей написана на тему народной песни. В следующих симфонических произведениях композитор продолжил разработку славянских мелодий.

В 1867 Римский-Корсаков впервые обратился к сюжету древнерусской былины «Садко» – была написана одноименная симфоническая картина. После чего началась работа над Второй симфонией.

Сюжетом послужила сказка – еще один творческий символ композитора. Спустя годы он переименует свое детище в симфоническую сюиту «Антар».

В начале 1870-х была написана Третья симфония, которая получилась не слишком удачной, а в середине 80-х была полностью переработана.

В 1873 состоялась премьера первой оперы композитора – «Псковитянка». Однако он остался не вполне доволен результатом своей работы и без малого еще 20 лет возвращался к ней, переписывая отдельные фрагменты. А в 1897 году создал «Боярыню Веру Шелога», пролог к «Псковитянке». Примечательно, что либретто этой и многих последующих опер композитор пишет самостоятельно.

«Майская ночь», вышедшая в 1880, открывает новый виток в творчестве Римского-Корсакова. Его консерваторские занятия не прошли даром – он овладел контрапунктом, стал лучше понимать принципы оркестровки, расширил знания в области народных песен. Почти сразу за «Майской ночью» появляется «Снегурочка» – опера по одноименной сказке А.Н. Островского.

Николай Андреевич лично договорился с драматургом об использовании его сюжета для либретто. Опера писалась летом в деревне Стелево. Композитора вдохновляли и природа, и простой быт, и окружение. Вероятно, именно поэтому «Снегурочка» была написана всего за 2,5 месяца. Уже 10 февраля 1881 года состоялась ее премьера в Мариинском театре, скорее неудачная, хотя и тепло принятая А.Н.

Островским.

Последующие десятилетие прошло в работе над симфоническими произведениями, самыми известными из них стали «Испанское каприччио» и «Шехеразада», а также – над последними операми своих друзей: «Хованщиной» М.П. Мусоргского и «Князем Игорем» А.П.

Бородина, которые остались незавершенными после их кончины. Мусоргскому и Бородину он посвящает написанную в 1888 году Воскресную увертюру для оркестра. Также композитор занимается переделкой своих ранних произведений.

Только через 8 лет после «Снегурочки» на премьерных афишах вновь появляется его имя: выходит опера-балет «Млада».

На рубеже веков Римский-Корсаков создает большую часть своих опер. В 1895 году выходит «Ночь перед Рождеством». Гоголевский сюжет двумя десятилетиями ранее использовал П.И. Чайковский в опере “Кузнец Вакула” (после переработки – «Черевички»), тогда же им заинтересовался и Римский-Корсаков.

Сочинение коллеги Николай Андреевич считал слабым, но при жизни Чайковского не решался браться за эту историю, дабы не провоцировать конфликтную ситуацию. После скоропостижной кончины Петра Ильича он немедленно принялся за работу.

Современники сравнивали «Ночь перед Рождеством» с его предыдущими операми и, увы, не в пользу последней.

Несмотря на неудачу, композитор берет уже знакомый ему былинный сюжет – «Садко». Создание либретто в этот раз доверено В.И. Бельскому, с которым они работали над предыдущей оперой. Этот творческий дуэт продолжится и в дальнейшем.

«Садко» писался вдохновенно, он был начат в Вечаше – усадьбе на псковщине, которую Римские-Корсаковы снимали на лето. Красота этих мест исключительно располагала к творчеству. Осенью 1896 года опера была закончена и издана.

Но Мариинский театр ставить ее отказался – таково было решение самого императора Николая II. Однако композитор познакомился с крупным промышленником и меценатом С.И. Мамонтовым, имевшим собственную оперу в Москве.

Мамонтов оказался поклонником его искусства и поставил «Садко» в начале 1898 года. Премьеру ждал большой успех. Художником спектакля выступил К.А. Коровин, а партию Варяжского гостя исполнил Ф.И. Шаляпин.

Найдя поддержку в лице Мамонтова, Римский-Корсаков создает одноактную оперу «Моцарт и Сальери» на пушкинский сюжет и приступает к воплощению своей давней задумки – «Царской невесте

Источник: http://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/nikolaj-andreevich-rimskij-korsakov

Краткая биография Римского-Корсакова

Краткая биография Римского-Корсакова востребована не только учащимися музыкальных школ, но и вообще всеми, кто интересуется искусством. Предлагаем вам кратко ознакомиться с жизнью выдающегося маэстро, и узнать главные моменты из его творчества.

Краткие биографии тем и интересные, что в немногих словах передают главную суть.

Биография Римского-Корсакова

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) – выдающийся русский композитор, педагог и дирижер. Прожив всего 64 года, он успел многое сделать для искусства, войдя в историю, как талантливый мастер своего дела.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Родился Римский-Корсаков 18 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии. Несмотря на склонность к музыке, которая у Николая Андреевича проявилась с раннего детства, он все же пошел на военную службу. Сильное влияние в этом деле на него оказал старший брат, офицер и будущий контр-адмирал.

Начав обучение в 6 лет, он увлекся церковной музыкой и народными песнями, а в 11 написал первое произведение.

В 1862 г, после смерти отца, семья Римского-Корсакова переехала в Санкт-Петербург. Именно там Николай Андреевич познакомился с выдающимся композитором и педагогом М. А. Балакиревым. Вступив в его кружок, который потом получил название «Могучая кучка», Римский-Корсаков окончательно сформировал свои эстетические взгляды.

Краткая биография не позволяет нам рассказать обо всех особенностях военной службы будущего композитора. Скажем лишь, что с 1862 по 1865 год Римский-Корсаков служит на клипере (корабле) «Алмаз». Три года путешествий позволили ему повидать много стран, однако заниматься музыкой, практически не было времени.

Начало творчества Римского-Корсакова

Через три года вернувшись в Санкт-Петербург, Николай Андреевич снова налаживает контакты с кружком Балакирева. Именно тогда он знакомится с А.П. Бородиным, Л.И. Шестаковой (сестрой Глинки) и П.И. Чайковским.

Под влиянием Балакирева, Римский-Корсаков продолжает работать над своей Первой симфонией. В это же время из-под его пера выходят «Увертюра на русские темы» (1866), «Сербская фантазия» (1867), симфоническая картина «Садко» (1896), Вторая симфония («Антар», 1868 г.) и ряд ярких поэтичных романсов. Всего им было написано 79 романсов.

Учитывая биографию Римского-Корсакова, который был из военно-морского рода, ему на генетическом уровне передалась любовь к морю. До него никто даже не пробовал изображать морскую стихию в музыкальных красках.

С помощью необычных приемов ему удавалось виртуозно предавать особенности моря и всего, что с ним связано. Позже эти идеи стали перенимать и другие знаменитые композиторы.

Интересен факт, что Римский-Корсаков обладал так называемым цветным слухом. То есть он каждую тональность видел в определенном цвете. Эта уникальная особенность называется синестезией. Таким образом, ми мажор у него соотносился с синим цветом. Поэтому все «морские» произведения написаны у него именно в ми мажоре.

Успех и признание

Успех произведений был настолько очевиден, что уже в 1871 г. Римский-Корсаков получает приглашение на должность профессора практического сочинения, инструментовки и оркестровки в Петербургскую консерваторию.

Здесь надо заметить, что без соответствующего образования получить профессорское назначение было не так просто. Однако необычная биография и выдающиеся способности будущего классика никем не подвергались сомнению. Интересно, что на сегодняшний день эта консерватория носит его имя.

Композитор в 1897 году

Через два года музыкант становится инспектором духовых оркестров Морского ведомства, а в 1874 – директором Бесплатной музыкальной школы. В этом же году Римский-Корсаков начинает активно заниматься дирижированием симфонических концертов, а потом и оперных спектаклей.

В биографии Римского-Корсакова отчетливо прослеживается, насколько легко он принимался за тот или иной вид деятельности.

Интересно, что его прозвали «сказочником» за любовь к фантастическому миру сказок. Именно он придумал симметричный лад, который позже назовут «гамма Римского-Корсакова».

Первой оперой маэстро стала «Псковитянка», написанная в 1872 г. Через семь лет он создает «Майскую ночь» по сюжету Н.В. Гоголя. Затем, в 1881 г. появляется наиболее вдохновенная опера «Снегурочка», написанная для сказки А.Н. Островского.

Интересным фактом в биографии Римского-Корсакова является то, что в начала 1890-х годов у него начал наблюдаться некоторый творческий спад. Однако потом, наоборот, с невероятной интенсивностью выходят потрясающие оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), пролог к опере «Псковитянка» и «Царская невеста» (по драме Льва Мея, 1898).

Семья Римского-Корсакова

В 1872 году Николай Андреевич женился на Надежде Николаевне Пургольд. Она также была пианисткой, музыковедом и композитором.

У них родилось семеро детей, двое из которых умерли в детстве. Не мудрено, что все дети получили хорошее музыкальное образование. Ведь и отец и мать были выдающимися деятелями на этом поприще.

Современники подчеркивали, что Римский-Корсаков был очень заботливым отцом и много внимания уделял своим детям. Он не только постоянно занимался с ними музыкой, но и воспитывал их в интеллигентных традициях того времени.

Более подробно о его биографии вы можете прочитать в книге серии «ЖЗЛ» автора И.Ф. Кунина.

Последние годы жизни

В 1905-1907 гг. в Российской империи начались революционные события. Римский-Корсаков выступил на стороне протестующих студентов, осуждающих действия администрации Петербургской консерватории. В знак солидарности он вообще уволился, однако потом, когда руководство консерватории было сменено – вернулся на должность.

Еще один интересный факт из биографии. Некоторое время официально исполнять его произведения, было запрещено. Однако, несмотря на это, по стране регулярно проходили концерты произведений Римского-Корсакова, а толпы публики приходили послушать необыкновенную музыку. В знак поддержки Николая Андреевича слушатели каждый раз вставали.

Последователями композитора было около 200 выдающихся музыкантов, в числе которых такие величины, как Прокофьев, Стравинский, Гнесин, Танеев и другие.

Написав оперу «Золотой петушок», Римский-Корсаков открыто высмеял образ царя. За это произведение сразу же было запрещено. Узнав об этом, уже немолодой музыкант пережил инфаркт, что и послужило поводом к его скорой кончине.

Умер Николай Андреевич 21 июня 1908 года в деревне Любенск. Там у композитора была загородная усадьба. Теперь это музей его имени.

Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. В 1930 г. его прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Если вам понравилась краткая биография Римского-Корсакова, обязательно поделитесь ею в социальных сетях.

И да, читайте самые интересные факты на InteresnyeFakty.org и не забывайте подписываться на сайт любым удобным способом.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Источник: http://interesnyefakty.org/biografiya-rimskogo-korsakova/

Николай Римский-Корсаков

Римский-Корсаков Николай Андреевич — великий русский композитор, музыкальный критик, известный дирижёр, педагог, общественный деятель, участник «Могучей кучки».

Детство

Родился Николай Андреевич в дворянской семье. Отец, Андрей Петрович, был чиновником. Мать, Софья Васильевна, была запретным плодом любви помещика и крепостной крестьянки.

Образование

Начальное образование Николай получил дома, затем продолжил его в пансионе. Отец отдал двенадцатилетнего сына в Морской кадетский корпус, который Римский-Корсаков закончил с отличием.

Творческий путь

В 1861 году умер отец, семья перебралась в Петербург, где состоялось знакомство юного Римского-Корсакова с Балакиревым. Став членом «Могучей кучки», будущий композитор пробует сочинять свои первые музыкальные произведения.

По окончанию кадетского корпуса Римский-Корсаков проходил морскую службу на клипере (парусном судне) «Алмаз», на котором объездил много стран. Возможно, поэтому в музыкальных произведениях композитора так часто звучит морская тематика.

Возвратившись из путешествия, Николай закончил «Первую симфонию». Музыкальный язык своего первого произведения композитор усовершенствовал в следующих произведениях — «Увертюре на три русские темы» и «Сербской фантазии». Развивая в дальнейшем славянские народные мотивы, Римский-Корсаков старался всегда придерживаться исключительно национального колорита.

Открытием в мире музыке стала музыкальная картина Римского-Корсакова «Садко». Это одно из самых ранних программных произведений композитора, в котором он продолжает традиции европейского симфонизма.

«Садко» — первое сказочное произведение Николая Андреевича. Именно в нём композитор попытался с помощью оркестра изобразить море.

И именно здесь можно наблюдать знаменитую «гамму Римского-Корсакова» — придуманный им самим симметричный лад для изображения фантастического мира.

С 70-х годов начинается общественная жизнь Римского-Корсакова.

Он успевает абсолютно везде: преподаёт в должности профессора в Санкт-Петербургской консерватории, исполняет обязанности инспектора духовых оркестров Морского ведомства, назначается директором Бесплатной музыкальной школы, успевает работать дирижёром симфонических концертов и оперных спектаклей, помогает управляющему Придворной певческой капеллой, возглавляет Беляевский кружок. Усовершенствовав композиторскую технику своих произведений, Римский-Корсаков сочинил «Симфонию № 3 C-dur». В эти годы ведущим жанром композитора становится опера (закончена «Псковитянка»).

В 80-е годы Римский-Корсаков перешёл на симфонические жанры: написал симфоническую сюиту «Шахерезада». Композитор изучает философию, пишет музыкальные критические статьи, редактирует свои ранние произведения.

В конце 90-х годов выходят в свет оперы «Садко» и «Царская невеста». Они продолжили ряд его сказочных музыкальных произведений, подтвердив музыкальное прозвище композитора в узких кругах (Сказочник).

Римский-Корсаков сумел показать в опере личность, чувства и переживания человека («Моцарт и Сальери»).

В начале XX века продолжает сказочную тематику: оперы «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».

В последнем произведении содержалась очень язвительная сатира на самодержавие, так как политические взгляды Римского-Корсакова были определены событиями начала века.

Революцию 1905 года встретил с восторгом, поддержал бунтующих студентов и осудил руководство консерватории, за что и был временно уволен.

Личная жизнь

В доме А. С. Даргомыжского Римский-Корсаков познакомился с очаровательной девушкой, талантливой пианисткой Надеждой Николаевной Пургольд, которая помогла ему в создании оперы «Псковитянка».

Общая работа сблизила молодых людей, которые вскоре объяснились друг другу в любви. В 1872 году Римский-Корсаков женился на ней. В браке родилось семеро детей, но двое из них умерли в маленьком возрасте от туберкулёза.

В живых осталось 3 сына (Андрей, Михаил и Владимир) и 2 дочери (София и Надежда).

Смерть

Оперу «Золотой петушок» запретили — в результате у Римского-Корсакова случился инфаркт. От повторного сердечного приступа композитор умер в усадьбе Любенск (Санкт-Петербург).

Основные достижения Римского-Корсакова

  • Римский-Корсаков является автором 15 опер, трёх симфоний, нескольких симфонических произведений, инструментальных концертов, кантат, камерно-инструментальной, вокальной и духовной музыки.
  • Римский-Корсаков во многих своих произведениях оркестровыми красками изображал море, что явилось новаторством в мире музыки.
  • Он придумал симметричный лад, который впоследствии назвали «гаммой Римского-Корсакова»: он применялся им для описания в музыке фантастического мира.
  • Был создателем композиторской школы, учениками которой стали более 200 известных композиторов и музыкантов (А. Танеев, И. Стравинский, М. Гнесин, С. Прокофьев и другие).
  • 1844 год — рождение
  • 1856–1862 года — обучение в Морском кадетском корпусе
  • 1861 год — смерть отца, «Могучая кучка»
  • 1862–1865 года — морская служба на клипере «Алмаз»
  • 1865 год — «Первая симфония»
  • 1866 год — «Увертюра на три русские темы»
  • 1867 год — «Сербская фантазия», музыкальная картина «Садко»
  • 1871 год — профессор Санкт-Петербургской консерватории
  • 1872 год — женитьба на Н. Н. Пургольд, опера «Псковитянка»
  • 1873 год — рождение сына Михаила
  • 1873–1884 года — инспектор духовых оркестров Морского ведомства
  • 1874–1881 года — директор Бесплатной музыкальной школы
  • 1874 год — дирижёр симфонических концертов и оперных спектаклей
  • 1875 год — рождение дочери Софии
  • 1878 год — рождение сына Андрея
  • 1883 год — рождение сына Владимира
  • 1883–1894 года — помощник управляющего Придворной певческой капеллой;
  • 1882 год — глава Беляевского кружка
  • 1888 год — рождение дочери Надежды
  • 1896 год — опера «Садко»
  • 1897 год — опера «Моцарт и Сальери»
  • 1898 год — опера «Царская невеста»
  • 1900 год — опера «Сказка о царе Салтане»
  • 1902 год — опера «Кащей Бессмертный»
  • 1904 год — опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
  • 1907 год — опера «Золотой петушок»
  • 1908 год — смерть
  • Первым музыкальным инструментом великого композитора стал детский барабан, на котором трёхлетний Николай играл с такт с отцом, играющим на фортепиано. Маленький музыкант попадал точно в ноты.
  • И родители, и сам Николай мечтали о его офицерской карьере. О том, что его призвание — музыка, Николай Андреевич понял только в Морском кадетском корпусе.
  • Балакирев, ставший близким другом Римского-Корсакова и много помогавший ему в музыкальном творчестве, был достаточно тяжёлого характера. Это привело к тому, что в начале 90-х годов оба композитора перестали общаться друг с другом вообще.

Источник: http://biografix.ru/nikolaj-rimskijkorsakov

Николай Римский-Корсаков: мичман, профессор, сказочник

В рейтинге классических шлягеров его пьеса «Полет шмеля» занимает одну из лидирующих позиций: она звучит в мобильных телефонах, в рекламных роликах. По накалу страстей его опера «Царская невеста» может поспорить с такими хитами, как «Травиата» Верди и «Кармен» Бизе.

Он – едва ли не самый законопослушный гражданин, но когда дело доходило до вопросов художественной или жизненной правды, был готов вступить в бой. Свое мнение по принципиальным вопросам высказывал убедительно, но без скандальности.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)

C чего начинается музыка?

Биографии многих композиторов, дирижеров, скрипачей, пианистов начинаются так: «Музыка сопровождала его с детства». Все было так и у Николая Андреевича. Правда, в маленьком уездном городе Тихвине источником музыкальных впечатлений были не театры и концертные залы, а монастырское пение, домашнее музицирование и «роскошный» бальный оркестр, состоящий из скрипки и бубна.

Сам композитор напишет спустя годы:

Но это не стало поводом для приглашения толпы педагогов и многочасовых занятий за инструментом. Родители относились к музыкальности сына очень спокойно.

Ведь тогда в России наличие интереса к музыке считалось просто частью воспитания – такой же, как умение вести себя за столом. Да и сам вундеркинд особого рвения к музыке не проявлял. Просто ради забавы выучил нотную грамоту, научился немного играть на фортепиано.

Сочинять начал тоже не всерьез: он «играл в музыку» так же, как играл в барина и кучера, в часовщика.

Николая гораздо больше увлекало море. Его дядя и брат были моряками. Неудивительно, что десятилетний мальчик «пристрастился к морю, не видав его». Летом 1856 года отец повез Николая в Петербург. Он стал воспитанником Морского корпуса (переименованного позже в Морское кадетское училище).

Гардемарины, вперед!

Николай Римский-Корсаков в молодости

Началась учеба, привольная жизнь сменилась почти воинским распорядком дня. Было в ней место «дедовщине», арестам, порке. Но возникали в этой новой жизни Николая и «музыкальные моменты».

По воскресеньям мальчик брал уроки игры на фортепиано, знакомые отца иногда возили его на оперные спектакли. Опера «Жизнь за царя» Михаила Глинки привела Николая в восторг.

На последние деньги он купил ноты с фрагментами второй оперы Михаила Ивановича – «Руслан и Людмила».

Вспоминая себя шестнадцатилетнего, Римский-Корсаков напишет: «Я был ребенок, страстно любивший музыку и игравший в нее. Между моими дилетантскими занятиями и настоящею деятельностью молодого музыканта, хотя бы ученика консерватории, было почти столько же разницы, как между игрой ребенка в солдаты и войну и настоящим военным делом».

Но примерно в это же время «ребенок, страстно любивший музыку», встретил педагога, который помог ему сделать важные шаги в серьезном, а не «игровом» освоении музыки. Это был пианист Федор Андреевич Канилле. Николай Андреевич с благодарностью говорит:

Федор Андреевич познакомил Римского-Корсакова с Милием Балакиревым: встречу с ним с полной уверенностью можно назвать судьбоносной.

Одаренный от природы превосходным музыкальным слухом, прекрасно игравший на фортепиано, разбиравшийся в премудростях музыкальной композиции, Балакирев брал под свое крыло музыкантов-любителей и помогал им освоить азы сочинения.

Группу композиторов, которым он покровительствовал, критик Владимир Стасов назвал «могучей кучкой». Римскому-Корсакову Милий Алексеевич сразу посоветовал взяться за сочинение симфонии. Хотя на тот момент Николай и не обладал достаточными музыкальными познаниями, он взялся за эту работу.

Николай Римский-Корсаков в своем кабинете

Тем временем, подходил к концу училищный курс. Римскому-Корсакову в числе других выпускников-гардемаринов предстояло долгое плавание на клипере «Алмаз». На берегу осталась недописанная симфония, первая любовь и музыкальные знакомства.

Политика политикой, а гардемарин Римский-Корсаков любовался новыми пейзажами: «Чудные дни и чудные ночи! Дивный, темно-лазоревый днем цвет океана сменялся фантастическим фосфорическим свечением ночью.

С приближением к югу сумерки становились все короче и короче, а южное небо с новым созвездиями все более и более открывалось». Эти впечатления открыли в будущем композиторе чуткость к красоте природы.

Она вдохновит его спустя годы на создание морских картин в операх «Садко», «Сказка о царе Салтане», музыкальных «пейзажей» в «Ночи перед Рождеством», «Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Путешествие на «Алмазе» длилось почти три года. Изредка во время стоянок Николаю Андреевичу удавалось побывать в оперных театрах. Находились минуты и для музицирования с товарищами. Но все же, по собственному признанию, от музыки он отвык.

В конце апреля 1865 года клипер бросил якорь в Кронштадте. У мичмана Римского-Корсакова началась новая, «береговая», жизнь.

Учитель и ученик

Композитор Николай Римский-Корсаков

Служебные обязанности Николая Андреевича переместились в канцелярию. В свободное время он посещал Балакирева и постепенно снова втянулся в музыкальный круговорот.

Став уже знаменитым композитором, Римский-Корсаков вспоминал о занятиях с наставником и с одобрением, и с осуждением.

Он восхищался «изумительным разносторонне-музыкальным талантом» Милия Алексеевича, но не разделял его взглядов на профессиональное музыкальное образование: «Балакирев, сам не прошедший какой-либо подготовительной школы, не признавал надобности в таковой и для других».

Он бросал начинающих композиторов, совсем не умеющих «плавать», в «море» серьезных музыкальных жанров – симфонии, оперы. В результате усиленных «барахтаний» ученика иногда получалось нечто более-менее внятное. Балакирев самоотверженно дорабатывал, дописывал пробные опусы учеников.

Римский-Корсаков был уверен, что молодым композиторам нужны «1-2 года систематических занятий по развитию техники», последовательное изучение основ гармонии и контрапункта, а не балакиревские авантюры.

Хотя в итоге одной из таких авантюр на свет появилась Первая симфония Римского-Корсакова. Она была публично исполнена под управлением Балакирева и получила весьма доброжелательный отклик у публики и прессы.

Итак, композитор Римский-Корсаков был официально представлен общественности. Он продолжал носить офицерский мундир, но постепенно главным делом его жизни становилась музыка.

Важное событие 1871 года подтвердило: в России появился настоящий, серьезный, глубокий музыкант. Михаил Азанчевский, только что возглавивший Петербургскую консерваторию, предложил Николаю Андреевичу должность профессора сочинения и инструментовки.

Композитору было очень непросто принять это предложение.

С одной стороны, он уже был автором прекрасных романсов на стихи Фета, Гейне, Мея, Пушкина. Его музыкальная картина для оркестра «Садко», симфоническая сюита «Антар» были тепло приняты столичными слушателями. Он заканчивал историческую оперу «Псковитянка».

С другой стороны, Римский-Корсаков чувствовал себя дилетантом. Все, что он делал, — делал интуитивно. «Я ничего не знаю!» — восклицает композитор и, как в омут, бросается в преподавание. И в самообразование.

А.К. Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков со своими учениками М.М. Черновым и В.А. Сениловым. Фото 1906 г.

В консерватории не было столь прилежного ученика, как профессор Римский-Корсаков.

Он учил правила, решал музыкальные задачи. Самокритичность и, конечно, огромный талант позволили ему стать настоящим мэтром.

Николай Андреевич был строг, но все же многие ученики называли его за глаза «Корсанькой».

Сказка – ложь…

Когда композитор только пробовал себя в музыке (под присмотром Балакирева), считалось, что его стихия – это симфоническая музыка. Время показало, что это правда, но не вся. Римский-Корсаков оказался еще и удивительным мастером оперного жанра.

Все оперы Римского-Корсакова такие разные, что трудно найти между ними что-то общее. Пожалуй, его оперные сказки, сказочки, сказания, былины, драмы  объединяет только одно – художественная сила.

От других русских композиторов, сочинявших оперы, Николай Андреевич отличается необыкновенной верой в сказку — ее искренность, многозначительность, энергию. Поэтому почти половина его опер – это сказочные истории.

 Правда, одна из сказок сыграла в жизни композитора роковую роль. «Золотого петушка» («небылицу в лицах» по одноименной сказке Пушкина) Римский-Корсаков закончил в 1907 году. И началась волокита с цензурой.

Композитора, уже страдавшего тяжелой болезнью, возмущали «придирки» к лаконичным и хлестким фразам Пушкина.

Николай Римский-Корсаков

Одно из последних писем, полученных Николаем Андреевичем, было связано со сценической судьбой «Золотого петушка». Ему сообщалось, что «московский генерал губернатор против постановки этой оперы». Спустя два дня после этого сообщения, 8 июня 1908 года, Римский-Корсаков скончался.

Последняя сказка композитора все же была поставлена в Москве —  но не на императорской сцене, а в частном театре Зимина осенью 1909 года.  

…Можно ли назвать его сказочником? Можно ли сравнить с загадочным Звездочетом?..

Пусть Римский-Корсаков останется просто композитором, который мог рассказать и небылицу, и совершенно правдивую историю, зачаровать бессердечной Шемаханской царицей и трепетной Снегурочкой. Пусть он останется учеником Балакирева и учителем Прокофьева, любителем морской стихии и покорителем стихии музыкальной.

© Алевтина Бояринцева

Источник: http://newrezume.org/news/2017-01-15-18925

Ссылка на основную публикацию