Понтий пилат – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Понтий Пилат — пятый прокуратор Иудеи – Лампада

На протяжении 2000 лет, историки, писатели, художники пытаются разглядеть и изучить образ этого человека.

Его имя мы ежедневно произносим в молитве «Символ Веры» — «…распятаго же за ны при Понтийстем Пилате»… Даже люди, далекие от Церкви и никогда не читавшие Евангелие, знают о Понтии Пилате по знаменитому роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Что же из себя представлял человек, отправивший на Голгофу Спасителя?

Понтий Пилат. Фрагмент картины Христос перед Пилатом Михая Мункачи

Немного истории

Понтий Пилат (лат. Pontius Pilatus) — пятый римский прокуратор (правитель) Иудеи c 26 по 36 годы н.э., римский всадник (эквит). Его резиденция располагалась во дворце, построенном Иродом Великим, в городе Кесарии, откуда он и управлял страной.

Вообще, о Понтии Пилате известно не так много. Сегодня одним из важнейших источников о нём являются Евангелия и труды римского историка Иосифа Флавия. Есть также письменные свидетельства таких историков, как Тацит, Евсевий Кесарийский и Филон Александрийский.

По некоторым сведениям, Понтий Пилат родился в 10 году до Р. Х. в Лугдуне, в Галлии (ныне г. Лион, Франция). Pontius — это, по всей видимости, родовое имя Пилата, указывающее на его принадлежность к римскому роду Понтиев.

Он был женат на незаконной дочере императора Тиберия и внучке императора Августа Октавиана Клавдии Прокулы (она позднее стала христианкой. В греческих и коптских церквях она причислена к лику святых, её память совершается 9 ноября (27 октября по старому стилю)).

Являясь покорнейшим слугой тестя-императора, Пилат отправился вместе с женой в Иудею, чтобы стать её новым римским префектом. На протяжении 10 лет, он управлял этой страной, предотвращал назревающие восстания и подавлял бунты.

Чуть ли не единственной характеристикой, данной Пилату его современником, являются слова Филона Александрийского: «природно жёсткий, упрямый и безжалостный… развратен, груб и агрессивен, он насиловал, надругался, неоднократно убивал и постоянно зверствовал».

О моральных качествах Понтия Пилата можно судить по его деяниям в Иудее. Как указывают историки, Пилат был ответственен за бесчисленные жестокости и казни, совершённые без всякого суда.

Налоговый и политический гнёт, провокации, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся.

Своё правление на Святой Земле Пилат начал внесением в Иерусалим штандартов с изображением императора. Так он попытался продемонстрировать своё презрение к евреям и их религиозным законам. Но чтобы не подвергать напрасному риску римских солдат, эта операция была проведена ночью.

И когда утром жители Иерусалима увидели римские знамёна, солдаты были уже в своих казармах. Эта история очень подробно описана Иосифом Флавием в «Иудейской войне».

Побоявшись самовольно убрать штандарты (по всей видимости, этого только и ждали легионеры в своих казармах), жители Иерусалима отправились в Кесарию для встречи с прибывшим новым наместником Рима. Здесь, по свидетельству Иосифа Флавия, Пилат был непреклонен, ведь убрать штандарты было равносильно оскорблению императора.

Но на шестой день демонстрации, то ли в силу того, что Пилат не хотел начинать вступление в должность массовым избиением мирного населения, то ли ввиду особых инструкций из Рима, он приказал вернуть штандарты в Кесарию.

Но настоящий конфликт между иудеями и римским наместником произошёл после принятого Пилатом решения построить в Иерусалиме акведук (водоканал, сооружение для централизованного снабжения города водой из загородных источников).

Для осуществления этого проекта прокуратор обратился за субсидированием к казне Иерусалимского Храма. Всё бы обошлось, если бы Понтий Пилат добился финансирования путём переговоров и добровольного согласия казначеев Храма.

Но Пилат совершил беспрецедентный поступок — нужную сумму он просто изъял из казны! Понятно, что со стороны еврейского населения этот недопустимый ход спровоцировал соответствующую реакцию — восстание. Это стало поводом к решительным действиям.

Пилат «распорядился переодеть (в штатскую одежду) значительное число солдат, дал им дубины, которые они должны были спрятать под платьем».

Легионеры окружили толпу, и после того, как приказ разойтись был проигнорирован, Пилат «подал воинам условный знак, и солдаты принялись за дело гораздо более рьяно, чем то было желательно самому Пилату. Работая дубинами, они одинаково поражали как шумевших мятежников, так и совершенно невинных людей.

Иудеи, однако, продолжали держаться стойко; но так как они были безоружны, а противники их вооружены, то многие из них тут пали мёртвыми, а многие ушли, покрытые ранами. Таким образом было подавлено возмущение».
Следующее сообщение о жестокости Пилата содержится в Евангелии от Луки: «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их» (Лк. 13:1). Очевидно, что речь шла об известном в то время событии — резня прямо в Иерусалимском Храме во время уставного жертвоприношения…

Однако имя Понтия Пилата стал одним из самых известных в истории не благодаря своей жестокости или постройке иерусалимского акведука. Все его жестокости и коварства затмил единственный поступок – суд над Иисусом Христом и последовавшая казнь.

Из Священного Писания нам определённо известно, что Господь был приговорён к смерти именно Пилатом, представлявшим в то время высшую римскую власть в Иудее. Смертный приговор был также приведён в исполнение когортой римских солдат.

Спаситель был распят на Кресте, а распятие на кресте — это римская традиция смертной казни.

Суд над Иисусом Христом

В канун иудейской Пасхи Пилат получил от синедриона приглашение в Иерусалим на праздник. Его временной резиденцией в Иерусалиме являлась претория, которая, вероятно, находилась в бывшем дворце Ирода у башни Антония.

Претория представляла собой обширные и великолепные палаты, где находилось не только жилище Пилата, но также и помещение для его свиты и воинов. Перед преториею находилась также небольшая площадь, где областной правитель производил суд.

Именно сюда доставили Иисуса для суда и вынесения приговора.

Резиденция Пилата в Иерусалиме — претория

Предварительное «дознание» в доме Анны

Всё начинается в ночь с четверга на пятницу, когда Иисуса Христа взяли под стражу в Гефсиманском саду после его моления о чаше. Сразу же после ареста Иисуса привели в синедрион (высший судебный орган иудеев). Сначала Христос предстал перед Анной. 

С Анны начался суд над Иисусом Христом. Первосвященники и старейшины хотели смерти Спасителя. Но с учетом того, что решение синедриона подлежало утверждению римским прокуратором, нужно было найти такие обвинения, которое возбудили бы у римского правителя политические опасения.

Бывший первосвященник хотел подвести дело к тому, чтобы обвинить Иисуса Христа в заговоре мятежа и руководстве тайной общиной. В этом был коварный умысел. Анна начал спрашивать Христа о его учении и его последователях.

Но Иисус разрушил план отставного первосвященника: Он утверждал, что всегда проповедовал открыто, не распространял никакого тайного учения и предложил выслушать свидетелей его проповедей. Т.к. предварительное дознание не удалось, Анна, не имея власти вынести приговор, отправил Христа к Каиафе.

Заседание синедриона в доме Каиафы

Первосвященник Каиафа хотел смерти Спасителя и больше других приложил сил, чтобы исполнить это. Сразу же после воскрешения Лазаря он, опасаясь, что все уверуют в Иисуса, предложил убить Спасителя: «вы ничего не знаете и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы весь народ погиб» (Ин. 11:49–50).

В ту ночь в доме Каиафы и во дворе было многолюдно. Состав первого заседания синедриона, собравшегося судить Спасителя, был неполным. Отсутствовал Иосиф из Аримафеи и Никодим.

Первосвященники и старейшины пытались ускорить суд, чтобы подготовить всё необходимое для другого, утреннего полного заседания синедриона, на котором они могли бы официально вынести Иисусу смертный приговор. Они спешили всё «провернуть» за пятницу, т.к. следующий день был субботний — заседание суда проводить запрещалось.

Кроме того, если суд и исполнение приговора не будут произведены в пятницу, придется ждать неделю из-за празднования Пасхи. А это могло вновь нарушить их планы.

Священники хотели выдвинуть два обвинения: богохульство (для обвинения в глазах иудеев) и подстрекательство к бунту (для обвинения в глазах римлян).

«Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли» (Мф. 26:57–60). Без свидетелей судебное решение невозможно.

(Господь, дав на горе Синай богоизбранному народу Закон, установил и правила относительно свидетелей: «По словам двух свидетелей или трех свидетелей должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля» (Втор. 17:6).)

Наконец пришли два лжесвидетеля, которые указали на слова, произнесенные Господом при изгнании торгующих из храма. При этом они злонамеренно переиначили слова Христа, вложив в них другой смысл. В начале Своего служения Христос сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:18–19).

Но и такое приписанное Христу обвинение не было достаточным для серьезного наказания. Иисус не произнес ни единого слова в Свою защиту. Таким образом, ночное заседание, длившееся, без сомнения, несколько часов, основания для смертного обвинения так и не нашло.

Молчание Христа раздражало Каиафу, и он решил вынудить у Господа такое признание, которое дало бы повод осудить Его на смерть, как богохульника.

Каиафа обратился к Иисусу: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос — Сын Божий?» Христос не мог не отозваться на эти слова и ответил: «Ты сказал!» то есть: «Да, ты верно сказал, что Я — обещанный Мессия», и прибавил: «Отныне увидите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных.» Слова Христа разозлили первосвященника и, разодрав свои одежды, он сказал: «На что еще нам свидетелей, вот, теперь вы слышали богохульство Его!» И все осудили Иисуса за богохульство и приговорили Его к смерти.

Но решение синедриона, осудившего Иисуса на смерть, не имело юридической силы. Судьбу обвиняемого должен был решать только прокуратор.

Суд Пилата

Иисус Христос на суде у Пилата

Иудейские первосвященники, осудив Иисуса Христа на смерть, не могли сами привести приговор в исполнение без его утверждения римским наместником.

Как повествуют евангелисты, они после ночного суда над Христом привели его утром к Пилату в преторию, но сами не вошли в неё «чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху».

Представителю римской власти принадлежало право утвердить или отменить приговор синедриона, т.е. окончательно решить участь Узника.

Суд Пилата — описанный в Евангелиях суд над Иисусом Христом, которому Пилат, следуя требованиям народной толпы, вынес смертный приговор. Во время суда, согласно Евангелиям, Иисуса подвергли истязаниям (бичеванию, возложению тернового венца) — поэтому суд Пилата входит в число Страстей Христовых.

Пилат был недоволен тем, что его вмешивают в это дело. Согласно евангелистам, Понтий Пилат во время суда трижды отказывался предать смерти Иисуса Христа, в которой был заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой.

Иудеи, увидев желание Пилата уйти от ответственности и не участвовать в том деле, с которым они пришли, выдвинули против Иисуса новое обвинение, имевшее чисто политический характер.

Они сделали подмену — только что оклеветав Иисуса и осудив Его за богохульство, представили теперь Его Пилату опасным для Рима преступником: «Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» (Лк. 23:2). Члены синедриона хотели перевести дело из религиозной области, которая Пилата мало интересовала, в политическую.

Первосвященники и старейшины надеялись, что Пилат осудит Иисуса за то, что Он считал Себя Царем Иудейским. (Со смертью в 4 году до Р. Х. Ирода Старшего титул царя Иудеи был уничтожен. Управление перешло римскому наместнику. Реальное притязание на власть Царя Иудейского по римским законам квалифицировалось как опасное преступление.)

Описание суда Пилата над Иисусом приводится у всех четырёх евангелистов. Но наиболее подробный диалог Иисуса Христа и Пилата приводится в Евангелии от Иоанна.

Источник: http://lampada.in.ua/2018/04/pontiy-pilat-pyatyiy-prokurator-iudei/

Понтий Пилат закончил свой жизненный путь в Швейцарии?

Легенда кантона Обвальден переносит нас к событиям более чем двухтысячелетней давности. Однако каждое слово ее находит отклик в сердцах современных людей.

Здесь переплетаются судьбы вершителей истории и простых смертных; тех, кому удалось завоевать человеческие сердца на многие сотни лет вперед, и тех, кто одним неверным поступком навсегда запятнал свое доброе имя.

Об этом нам расскажут мшистые скалы и бездонные озера швейцарских Альп. Разъяренная толпа кричала: «Отпусти нам Варавву!», предпочитая спасти преступника, а Иисуса предать на распятие. Римский наместник Иудеи Понтий Пилат уступил натиску взволнованных масс.

Но перед этим он демонстративно омыл руки перед всеми собравшимися, показывая тем самым, что не несет ответственности за осуждение Христа. – Невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.

Это был старинный обычай, символизировавший невиновность в пролитой крови, отсюда пошло выражение «умыть руки». Пилат принял скорее политическое, чем личное решение – он уже подавил в Иудее два восстания и не хотел еще больше подливать масла в огонь. Но в душе его воцарилось смятение.

В тот вечер, когда распяли Христа, Понтий Пилат без конца мучился извечным вопросом: «Что есть истина? Что есть правосудие?» Протянув руку к чаше с фруктами, он заметил красное пятнышко на своей ладони. Выбежал из дома, чтобы вымыть руку в фонтане атриума – все было тщетно, кровавое пятно в виде распятия осталось на всю жизнь.

Несчастья посыпались на Пилата, как из рога изобилия. Неудача стала его девизом. Томимый демоном уныния, он не знал покоя ни днем, ни ночью, ничто не радовало его поникший дух. Забросил управление провинцией, мало интересовался общественными делами, уступив место у кормила власти бездарным, алчным приспешникам.Рим потребовал отчета о проделанной работе.

Положение в Иудее все более осложнялось, император Тиберий был в бешенстве. Свидание с императором не помогло опальному правителю – он оказался в тюрьме. Позор! Как знатному сановнику, возможно, Пилату предложили на выбор: казнь или самоубийство. Как бы там ни было, дальнейшая судьба Пилата покрыта тайной.

Все, что нам известно о его кончине, донесли до нас легенды. Тело Понтия Пилата выбросили в воды Тибра. Возмутилась река – вышла из берегов, снося на своем пути дома, скот, людей… Император Тиберий, пораженный крестовой меткой на руке опального правителя Иудеи, провел связь между этим знаком и наводнениями в Риме.

Тело вынули из реки, и тут же, как по велению свыше, над римскими долинами засияло солнце.

Но что делать с телом несчастного? Удалить как можно далее от территорий Рима! Разве что увезти в Галлию и потопить в реке Роне… Но чуть только телоПилата коснулось вод изумрудной красавицы Роны в районе города Вьенн – события развернулись по катастрофическому римскому сценарию один в один. Разъяренная река разбила в щепки прибрежные хижины, утащила на дно рыбацкие лодки. Тут уж сомнений быть не могло – труп Пилата приносил несчастье.

Поднявшись вверх по течению Роны, римские посланники, на которых возложили печальную миссию, добрались до Лемана, миновали Лозанну. Попробовали было захоронить многострадального прокуратора в лазурных водах самого большого альпийского озера – все тщетно, и долина Во не приняла его тело.

Местные жители стали свидетелями небывалого чуда – трехметровые волны с диким ревом обрушились на прибрежные поселения. Все, кто когда-либо побывал на швейцарской Ривьере, обращали, наверное, внимание на безмятежность окрестной природы и близость прибрежных вилл к тихим водам Женевского озера.

Но если даже вечно солнечная Лозанна помрачнела при виде тела римского сановника, осудившего Иисуса, то где же найдет себе последнее пристанище Пилат?

Римляне прибыли в Хергисвиль, в центральной Швейцарии.

Быть может, в чистых альпийских водах местного озера упокоится мятежный дух Пилата? На заходе солнца свинцовый гроб был опущен на дно.

Хрустальная поверхность озера окрасилась в алый цвет – был ли то отблеск умирающего светила, было ли это прощение Пилату за невинно пролитую кровь Праведника? Римляне свидетельствовали, что видели руку Пилата, устремленную из воды к небесам. И была она чиста и бела, как снежные альпийские вершины.

Но местные жители утверждали, что еще столетия спустя в этих краях творились чудеса. Обходили озеро стороной пастухи и охотники. Непонятным образом здесь все время случались грозы, пожары и обвалы. А раз в году, на Страстную пятницу, можно было увидеть Пилата, восседающего посреди озера в багряной тоге.

В 1585 году священник из Люцерна решил освятить тамошние места. С группой верующих он отслужил мессу, окропил берега озера святой водой. Больше тень Понтия Пилата не появлялась в Альпах… А жители уверовали, что дух того, кто не смог сказать твердое «нет» в исторический момент, обрел, наконец, долгожданный покой.

Жизнь Понтия Пилата очень скудно освящена историками. Народные сказители нашли в его лице благодатную тему. Понтий Пилат, во всей видимости, умер в возрасте 49 лет, в ссылке, после того, как попал в немилость к императору по причине своих неудач в управлении римской  провинцией. О Пилате писали историки Иосиф Флавий («Иудейская война», книга II, IX 2-4) и Тацит.

Но, конечно же, многие из нас почерпнули основные сведения о римском наместнике Иудеи в текстах Евангелий.

Горный массив Пилатус в швейцарских Альпах находится на границе территорий двух кантонов – Нидвальдена и Обвальдена. Любуются вершиной Пилатуса (2132 м) и жители кантона Люцерн. Откуда появилось столь необычное название в горах Швейцарии? Вероятнее всего, стесняемые нуждой жители высокогорных альпийских сел в эпоху Средневековья пускались на любые хитрости, лишь бы привлечь в свои края любопытных туристов. Вот так, с легкой руки швейцарских проводников, альпийские просторы наводнили самые невероятные рассказы о драконах и волшебных змеях, об отважных медведях на службе у бернских королей и о прекрасных феях-пастушках. Чудесный маркетинговый прием, которым, чего греха таить, и по сей день с успехом пользуются швейцарские туристические компании.

Источник: http://nashagazeta.ch/news/11977

Понтий Пилат – префект (ставленник) Римской власти в Древней Иудее

Источник: http://bible8.eu/Pontius-Pilate.php

М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Часть 3. Понтий Пилат: подкидыш и сын звездочёта

Апокрифический сюжет Страстей Христовых почти полностью сосредоточен на Понтии Пилате – его мыслях, чувствах и поступках. Его жизнь меняется после встречи с бродячим философом Га-Ноцри, хотя тот и не пытался переубедить его или склонить к своим взглядам на жизнь.

3 1236 27 Июля 2017 в 23:41

Классической является та книга, которую некий народ или группа народов на протяжении долгого времени решают читать так, как если бы на ее страницах все было продуманно, неизбежно, глубоко, как космос, и допускало бесчисленные толкования.

Хорхе Луис Борхес «По поводу классиков»

«Мастер и Маргарита» – это роман, в котором больше не сказано, чем сказано. Все впечатление создается именно через эффект атмосферы, полного погружения во времена происходящего, и в гораздо меньшей степени через описания причинно-следственных связей или интерпретации событий.

Точно так же образ Иешуа складывается в большей мере через несказанное: «Показалось смутно прокуратору, что он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, чего-то не дослушал…».

Апокрифический сюжет Страстей Христовых почти полностью сосредоточен на Понтии Пилате – его мыслях, чувствах и поступках. Его жизнь меняется после встречи с бродячим философом Га-Ноцри, хотя тот и не пытался переубедить его или склонить к своим взглядам на жизнь.

Просто своим присутствием, своим существованием, той искренней простотой и уверенностью в собственной правоте Иешуа переворачивает весь мир жестокого прокуратора, потому что для него «правду говорить легко и приятно».

Понтий Пилат. Что есть Истина?

Жизнь Пилата переполнена ненавистью: он ненавидит свою работу («не обижайтесь, кентурион, мое положение, повторяю, еще хуже»), ненавидит Ершалаим («нет более безнадежного места на земле.

Я не говорю уже о природе! Я бываю болен всякий раз, как мне приходится сюда приезжать»), но главное – он полностью разуверился в людях и потерял всякий интерес к ним.

Единственное существо, к которому он был привязан, был его пес Банга.

У Булгакова получилось очень узнаваемо описать звуковые нехватки Пилата: стремление к уединению, отстраненность от людей, ощущение бессмысленности своей жизни, отсутствие удовлетворения, радости, счастья. Эти состояния выливаются у него в характерный для звуковиков недуг – гемикранию – доводящий его до того, что он «малодушно помышляет о смерти».

На современном языке гемикрания – это мигрень, заболевание, при котором болит половина головы. Как и тогда, так и сегодня медицина не определяет конкретную причину и не может предложить гарантированного медикаментозного лечения от этого заболевания, имеющего отчетливую психосоматическую природу.

На вопрос «что такое истина?» он получает неожиданный ответ, который попадает точно в цель.

Удивительно точное понимание происходящего, поразительная способность этого странного бездомного ощущать состояние другого человека вплоть до его мыслей, желаний и слабостей и необычная философская убежденность, что все люди добрые, полностью противоречит мировоззрению прокуратора и вместе с тем притягивает его внимание, он хочет слушать Иешуа еще и еще.

Все это словно бросает вызов, возбуждает интерес прокуратора и запускает мыслительный процесс одновременно с желанием подискутировать.

Пилат получает то, чего так долго был лишен – пищу к размышлениям и достойного собеседника.

В один миг проходит его головная боль, он забывает о терзающем его розовом запахе и палящем солнце, в мыслях молниеносно складывается оправдательный вердикт «бродячий философ оказался душевнобольным».

Прокуратор жаждал еще, общение с Иешуа наполняло новыми смыслами, идеями, и тем болезненней для Пилата оказываются новые сведения в деле нищего философа. «Закон об оскорблении величества…» не мог быть нарушен без последующей смертной казни.

«Погиб!», потом: «Погибли!..»

Мгновенные озарения прокуратора предвосхищают трагическое развитие событий. Он понимает, что казнь неизбежна, но он не готов пожертвовать карьерой, а то и собственной жизнью ради спасения бродяги-философа.

Мучительное бессмертие

Именно об этом эпизоде собственной трусости Понтий Пилат будет вспоминать и расплачиваться две тысячи лет. Собственноручно организованный персональный ад – вот расплата за поступок, идущий вразрез с личными представлениями о справедливости и законности.

Все его попытки вернуть себе внутреннее равновесие: погребение казненных, убийство предателя Иуды, возврат «кровавых денег» Каифе, помощь Левию Матвею – не могут искупить самый страшный, по мнению Пилата, из человеческих пороков…

«Бессмертие… пришло бессмертие…»

Вот она, расплата – бесконечное страдание, невозможность умереть, находясь в перманентном состоянии неудовлетворенных потребностей звукового вектора. Настоящая пытка, которая в реальной жизни рождает мысли о суициде, который кажется единственно возможным выходом. Вот, что есть настоящий ад – полная неспособность прекратить свои страдания.

«…причем бессмертие почему-то вызывало нестерпимую тоску».

Только со временем, осознав случившееся, Пилат понимает, что теперь уже «он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!», ведь тот дал ему гораздо больше, чем карьера, деньги, власть, и где-то даже больше, нежели жизнь. Он дал ему СМЫСЛ, веру в людей и исцеление от гемикрании.

Всякая власть есть насилие над людьми

Иешуа Булгакова – обычный человек: ему присущи волнения и страхи, он не творит чудеса и не укрощает стихии, у него всего один ученик и вовсе нет родителей, он не заявляет о своем божественном происхождении, а живет простой жизнью. Как умеет, как знает, как считает правильным для себя. Обычность Иешуа намеренно бросается в глаза, чтобы потом, позже превратиться в необъяснимую силу, в удивительную способность менять жизни людей бесповоротно.

Не было пафоса, не было проповедей, не было наставлений. Была лишь истина.

Звуковая способность включить в себя другого человека – осознать его нехватки, желания и страдания, как свои, помноженная на силу уретрального природного альтруизма. Таков Иешуа.

Крайне редкое сочетание психологических свойств человека, способного перевернуть весь мир, изменить ход истории и открыть новые пути развития человечества.

«…всякая власть является насилием над людьми… настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

Вот оно, видение новой, уретральной, социальной формации. Царство истины и справедливости – звуковая идея построения духовного общества.

Когда происходит раскрытие психики, когда каждый понимает другого, как себя, воспринимает желания другого, как свои, он уже не может никому причинить вред.

В таком обществе нет необходимости в законах и культурных ограничениях для управления, оно естественным образом живет по понятиям справедливости и милосердия, не для себя, но для всех.

Булгаков представляет глазам читателя самое рождение христианства – в душе Левия Матвея и Понтия Пилата. Их внутренние перемены от прикосновения к духовному поражают своей глубиной и кажутся невозможными.

Конечно же, такой поворотный момент истории не мог остаться без личного внимания Воланда. «Усталому прокуратору померещилось, что кто-то сидит в пустом кресле». Кто же это был, не иностранец ли с Патриарших прудов, который потом и расскажет эту историю?

И не по той же причине Воланд оказывается в Москве 30-х годов? Еще одна историческая веха. Время, когда идеология вытеснила религию из повседневной жизни миллионов русских людей.

Подкидыш и сын звездочета

На протяжении двух тысяч лет имя римского прокуратора произносится вместе с именем Сына Божьего в молитвах христиан по всему миру.

«…помянут меня, – сейчас же помянут и тебя! Меня – подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя – сына короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы.

Да, уж ты не забудь, помяни меня, сына звездочета, – просил во сне Пилат».

Великий прокуратор считает за честь быть помянутым рядом с Иешуа, не имеющим таких пышных регалий, но стоящим на голову выше любого человека в своем духовном развитии.

И теперь по прошествии двух тысяч лет Понтий Пилат искупил свою вину и может быть отпущен на свободу. Туда, куда он так стремился все это время, к тому, «с кем он так стремится разговаривать».

– Свободен! Свободен! Он ждет тебя!

Их встреча, наконец, состоялась, когда мастер отпускает выстраданного и отстрадавшего героя своего романа.

Христианство выполнило свою роль, человечество прошло этот путь, и теперь людям необходимо кое-что другое. Внутренние перемены иного рода. Самопознание. Духовный рост, который начинается с психологической грамотности. Путь к Творцу. Личный путь каждого.

«Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков».

***

Михаил Афанасьевич – гениальный писатель, сотворивший гениальное произведение вне времени. Прочтение романа сквозь призму системно-векторной психологии Юрия Бурлана раскрывает в нем новые грани и дает уникальную пищу для ума, стимулирует мышление и дарит ни с чем не сравнимое наслаждение открытий.

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/m-bulgakov-master-i-margarita-chast-3-pontij-pilat-podkidysh-i-syn-zvezdochjota

Пилат понтий

0 комментариев

Пилат понтий – пя­тый на­местник (про­ку­ра­тор) Иу­деи, Иду­меи и Са­ма­рии в 26-36 годах при римском императоре Ти­бе­рии. 

В 1961 году при рас­коп­ках в древ­нем городе Це­за­рея (Ке­са­рия Па­ле­стин­ская) бы­ла най­де­на пли­та с упо­ми­на­ни­ем Пилата Понтия, где он на­зван «пре­фек­том Иу­деи».

О жиз­ни Пилата Понтия из­вест­но край­не ма­ло. Ро­до­вое имя Пон­тий, сам­нит­ское по про­ис­хо­ж­де­нию (смотрите «Сам­ни­ты»), ука­зы­ва­ет на его при­над­леж­ность к римскому ро­ду Пон­ти­ев.

Иу­дей­ские ав­то­ры Ио­сиф Фла­вий и Фи­лон Алек­сан­д­рий­ский опи­сы­ва­ют его как алч­но­го и жес­то­ко­го че­ло­ве­ка, прав­ле­ние ко­то­ро­го оз­на­ме­но­ва­лось ря­дом кон­флик­тов ме­ж­ду рим­ля­на­ми, с од­ной сто­ро­ны, и иу­дея­ми и са­ма­ри­тяна­ми – с дру­гой. За это Пилат Понтий был от­стра­нён от долж­но­сти и от­прав­лен в Рим.

Ис­то­ри­че­ски дос­то­вер­ных све­де­ний о его даль­ней­шей судь­бе не су­ще­ст­ву­ет. Со­глас­но Ев­се­вию Ке­са­рий­ско­му, Пилат Понтий был со­слан в Гал­лию, где в 39 году по­кон­чил с со­бой.

В Но­вом За­ве­те Пилат Понтий упо­ми­на­ет­ся пре­ж­де все­го в рас­ска­зе о су­де и каз­ни Ии­су­са Хри­ста (Мф. 27:1-2, 11-26; Мк. 15:1-15; Лк. 23:1-25; Ин. 18:28 – 19:16).

Со­глас­но Еван­ге­ли­ям, Пилат Понтий не на­шёл Ии­су­са ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ных об­ви­не­ни­ях и толь­ко под дав­ле­ни­ем тол­пы от­дал его на рас­пя­тие: «взял во­ды и умыл ру­ки пе­ред на­ро­дом» (Мф. 27:24), ис­поль­зо­вав таким образом ста­рин­ный иу­дей­ский обы­чай, сим­во­ли­зи­ро­вав­ший не­ви­нов­ность в про­ли­тии кро­ви (от­сю­да вы­ра­же­ние «умыть ру­ки»).

Римский ис­то­рик Та­цит упо­ми­на­ет, что имен­но Пилат Понтий каз­нил Ии­су­са Хри­ста («Ан­на­лы», 15:44; не­ко­то­рые современные ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют это ме­сто позд­ней­шей встав­кой).

В хри­сти­ан­ской тра­ди­ции Пилат Понтий изо­бра­жа­ет­ся как спра­вед­ли­вый, но сла­бый пра­ви­тель, став­ший «ору­ди­ем» в ру­ках иу­дей­ской хра­мо­вой зна­ти. Со­глас­но Тер­тул­лиа­ну, Пилат Понтий об­ра­тил­ся в хри­сти­ан­ст­во и про­по­ве­до­вал императору Ти­бе­рию; блаженный Ав­гу­стин счи­тал его рав­ным еван­гель­ским вол­хвам.

Пилат Понтий при­пи­сы­ва­ет­ся сочинении «Дея­ния Пи­ла­та», пред­став­ляю­щее со­бой пер­вую часть апок­ри­фического Еван­ге­лия от Ни­ко­ди­ма (IV век). Об­раз Пилата Понтия, умы­ваю­ще­го ру­ки по­сле су­да над Хри­стом, встре­ча­ет­ся на ря­де хри­сти­ан­ских сар­ко­фа­гов IV века.

Тра­ди­ция мо­лит­вен­но­го по­чи­та­ния Пилата Понтия су­ще­ст­ву­ет в Эфи­опской церк­ви.

Дополнительная литература: 

Тер­тул­ли­ан. Апо­ло­гия, или За­щи­ще­ние хри­сти­ан про­тив языч­ни­ков // Тер­тул­ли­ан. Тво­ре­ния. СПб., 1847. Ч. 1; 

Augusti­nus. Sermones de Vetere Testamento // Migne PL. T. 38; 

Philo Alexandrinus. Legatio ad Gaium // Opera quae supersunt. B., 1915. Vol. 6; 

Ель­ниц­кий Л.А. Пон­тий Пи­лат в ис­то­рии и в хри­сти­ан­ской ле­ген­де. М., 1972; 

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ) 

Литература

  • Ев­се­вий Пам­фил. Цер­ков­ная ис­то­рия. М., 1993
  • Та­цит Кор­не­лий. Ан­на­лы. Ма­лые про­из­ве­де­ния. М., 1993
  • Ио­сиф Фла­вий. Иу­дей­ские древ­но­сти. М., 1996. Т. 1–2Ио­сиф Фла­вий. Иу­дей­ские древ­но­сти. М., 1996. Т. 1–2
  • Bond H.K. Pontius Pilate in his­tory and interpretation. Camb., 1998
  • Де­ре­вен­ский Б.Г. Ии­сус Хри­стос в до­ку­мен­тах ис­то­рии. 6-е изд. СПб., 2013

Статью разместил(а)

Чесноков Алексей Николаевич

редактор

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/pilat_pontii

Прот. Олег Стеняев. Жена Пилата / Православие.Ru

Джеймс Тиссо. Послание от жены Пилата    

9 ноября – день памяти Клавдии Прокулы, жены Понтия Пилата. Она признана святой мученицей в Греческой, Коптской и Эфиопской церквах. Эпизод, связанный с ней, наверное, один из самых загадочных.

В Евангелии от Матфея (27: 19) читаем: «Между тем, как сидел он (Понтий Пилат. – Ред.) на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него».

Об обращении жены Пилата ко Христу пишут многие авторы, есть сведения, что она была казнена как христианка.

О том, как складывалась судьба Пилата после распятия Спасителя, источники сообщают разные сведения: согласно Евсевию Кесарийскому, Пилат был сослан во Вьен в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству; по другим сообщениям, он был казнен Нероном; апокрифическое же предание говорит о его раскаянии, обращении в христианство и казнь его связывает с его верой во Христа.

О том, что известно о жене Пилата, как именно она могла пострадать, как воспринимали ее на Руси, рассказывает протоиерей Олег Стеняев.

Антонио Чизери, Ecce Homo (Се, Человек!).

Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса жителям Иерусалима, в правом углу изображена скорбящая жена Пилата    

Клавдия Прокула, согласно древнехристианским источникам, восходящим к III веку, а это, прежде всего, апокрифическое «Евангелие от Никодима», была женой Понтия Пилата, римского правителя. В греческой Каппадокии и Эфиопской церкви она причислена к лику святых. Но повсеместно не почитается.

Я видел икону Понтия Пилата и его жены в Хургаде в Египте. Расспрашивал коптов о том, почему они их почитают. Мне сказали, что эта традиция восходит к самым древним временам. В Греческой Церкви ее память совершается 27 октября по юлианскому календарю.

Эфиопская церковь совершает память Клавдии Прокулы вместе с ее мужем Понтием Пилатом 25 июня. Заметим, что их почитают вместе – мужа и жену, и это один из самых ранних случаев христианского прославления четы.

В нашей Церкви, кстати, таких святых супружеских пар мало.

Из Предания известно, что Понтия Пилата и его жену казнили. Казнить их могли не за само исповедание Христа – за веру в иных богов в Римской империи не наказывали: такой статьи в римском праве не было. Казнить могли за отказ воздать подобающие божеству почести статуе императора.

Но христианами даже формальное чествование иных богов воспринималось как форма отречения. В книге Исход сказано: «И имени других богов не упоминайте» (Исх.

23: 13), при этом перечислены имена языческих богов – из этого экзегеты делают вывод: нельзя призывать языческих богов так, как мы призываем истинного Бога.

Господь Иисус Христос на суде у Пилата    

Что же произошло на судилище Пилата? В «Евангелии от Никодима» говорится об этом очень расплывчато.

Процитирую: «И тут издалека прислала ему весть жена его: ничем перед тобою не виновен Тот праведный Муж, ибо я много “за” Него претерпела в эту ночь».

Выделенные слова не совсем ясны и допускают двоякое толкование: «претерпела от Него» или «за Него»? Что это значит? О чем тут речь? Это место вызвало богословские споры.

Скорее всего, злые демоны, которые всячески старались, чтобы Христос был распят, и толпу распаляли кричать: «Распни, распни Его!», препятствовали и жене Пилата посылать ходатайство за Христа. Это очень важная деталь, на нее как-то мало обращают внимания. Так что слова: «Я за Него пострадала» понимаются так: «Я заступалась за Него, и на меня были нападки».

Также в «Евангелии от Никодима» сказано о том, что иудеи препятствовали ее ходатайству за Христа. И интересная деталь: есть намек на то, что она могла быть прозелиткой и, как прозелитка, могла лучше разбираться в вопросах, касающихся веры. Пилат привык с подобными проблемами обращаться именно к ней.

Происхождение этого предания неясно, в «Евангелии от Никодима» указаний нет. Но жены-прозелитки высокопоставленных римских правителей, тем более связанных с Иудеей, – не такое уж редкое явление для того времени. Из Иосифа Флавия мы знаем, что жена императора Нерона Поппея Сабина была прозелиткой.

И, естественно, Предание могло «приписать» и Понтию Пилату жену-прозелитку.   

Известный текст – Второе послание к Тимофею (4: 21): «Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братья» – связывают с женой Понтия Пилата.

Обычная для тех времен практика: уже приговоренных к смерти отправляли в долгую ссылку: вспомним судьбу Тита из дома Флавиев.

Вполне возможно, Клавдия не просто была осуждена на казнь, а, как и Тит – он был знатного рода, из дома Флавиев – это дом императоров Веспасиана и Домициана, – еще послужила апостолам и их ученикам в ссылке.

В средневековье считалось, что жена Пилата въяве видела беса, который мучил ее и мешал идти хлопотать за Христа. То есть говорилось о некоем борении с бесом, предлагалось, что бес препятствовал тому, чтобы она узрела во сне Христа. Но это темное место: как бес может препятствовать? Но понятно, что какая-то брань велась: она же сама говорит о том, что «много пострадала за Этого Праведника».

Подробное описание суда Пилата, сна его жены и ее последующей жизни содержится в апокрифическом сочинении «Письмо Клавдии Прокулы к Фульвии». Оно написано как будто от имени жены Пилата, называемой Клавдией, которая излагает своей подруге подробный рассказ о своей жизни в Иерусалиме, уделяя особое внимание событиям евангельской истории.

В интернете можно найти этот текст. Учитывая название и стиль письма, его можно отнести ко II–III веку. Здесь соблюдаются главные принципы посланий того периода: письмо – от кого – кому. «Письмо Клавдии Прокулы к Фульвии». Сравните: «Я, Павел, раб Иисуса Христа, пишу такому-то».

То есть человек сначала подчеркивает свое достоинство, а потом обозначает, к кому он обращается.

Что же касается почитания/непочитания Прокулы Клавдии в нашей Церкви… На Руси были сложены духовные песни о Пилате и его жене. Они, кстати, навеяли один из сюжетных ходов «Мастера и Маргариты» Михаилу Булгакову.

Содержание этих песней таково: Понтий Пилат не мог обрести покоя, совершив такое страшное преступление, как казнь Спасителя. Он как бы превзошел всякую меру, а ведь наказание должно соответствовать мере преступления. Это же преступление настолько ужасно, что адекватного наказания для него нет.

Пилат стал вечным скитальцем, и в этих скитаниях его сопровождала его жена, вечно оплакивающая содеянное им. Но это фольклор, не более.

Можно поинтересоваться у старообрядцев, есть ли у них в святцах Понтий Пилат и его жена. Это будет ответом на вопрос, было ли их почитание в дониконовской Руси.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/87482.html

Понтий Пилат

По́нтий Пила́т — пятый префект Иудеи  (26-36 гг. по Р.Х.) в период римской оккупации, предавший на крестную смерть Богочеловека Иисуса Христа.

До 4 года по Р.Х. Иудеей правил Ирод Великий, затем его сын Архелай. Рим был недоволен его правлением, сместил с должности, и с 6 года по Р.Х. было введено прямое римское правление, т.е. Иудея стала обычной римской провинцией.

Историчность фигуры

До ХХ века о Пилате свидетельствовала Библия и несколько древних историков. В  1961 году к ним добавились и археологические свидетельства. В Палестине была найдена мраморная таблица, надпись на которой реконструирована как: «Понтий Пилат, префект Иудеи, посвятил людям Кесарии храм в честь Тиберия», которая подтвердила сомневающимся, что такой человек действительно правил Иудеей.

Имя

Понтий — фамилия, которая говорит о родовой принадлежности носителя, имеющего древнее италийское происхождение. Пилат — прозвище, переводится как «метатель копья» и говорит о принадлежности к армейской службе.  Имя Пилата нам неизвестно.

Должность

Пилат занимал военную должность префекта. Тацит именует его прокуратором (в Библии такого наименования нет) — управителем, обязанности которого касались преимущественно гражданских дел. Таким образом Пилат обладал очень широким кругом полномочий и был ответственен за все аспекты римского управления провинцией.

Во времена земной жизни Спасителя Иудея находилась в составе Римской империи в качестве одной из ее провинций.

С 6 года нашей эры этой территорией вместо марионеточных «царей» (наподобие представителей династии Иродов) стали управлять наместники, назначаемые лично императорами Рима и подотчетные лишь ему.

Поскольку практически с самого начала римской оккупации евреи крайне враждебно относились к завоевателям, а недовольство в любой момент могло перерасти в кровавый бунт, римляне держали в Палестине мощную воинскую группировку. Ею и командовал префект, обладавший почти неограниченной властью в регионе.

На должность префекта Пилата назначили в 26 году, и у власти он пробыл десять лет.

Характер Пилата

Судя по трудам античных историков, своим современникам Пилат запомнился как грубый вояка, жестокий каратель, взяточник и карьерист. 

Филон Александрийский (21 г. до Р.Х. — 41 г. по Р.Х.

) называет Пилата «свирепый и упрямый», «от природы жестокий и гневливый», осуждая «продажность его приговоров, его хищничество, разорение им целых семейств… многочисленные казни лиц, не осужденных никаким судом, и прочие жестокости всякого рода». Известно, что в 36 году был из-за жалоб населения на его жестокость снят с должности и отправлен в Рим.

Пилат и Христос

Пилат был язычником и, когда услышал от Христа о Его божественном достоинстве, испытал легкий страх от того, что Иисус мог быть полубогом (человеком, рождённым от любви божества и человека).

 Против казни также выступила жена чиновника.  Желая «подстраховать» себя, прокуратор решает ограничиться бичеванием Осуждённого.

 Но иудейские старейшины пригрозили Пилату жалобой императору в том случае, если он не утвердит смертный приговор.

В итоге карьерные соображения превысили у Пилата страх перед «местным Божеством» и он вынес смертный приговор Спасителю, выбрав из местного религиозного закона наиболее подходящий обряд (Втор.21:6-9) для собственной защиты.

Что было с Пилатом после Христа?

Последнее, что мы достоверно знаем о Понтии, — это то, что в 36 году после очередного жестокого подавления народного недовольства на него в который раз написали жалобу в Рим. Наконец она возымела действие в столице, и легат Сирии Вителлий отстранил наместника от должности префекта и отправил его в Рим.

Что было дальше — документы не говорят. Зато сохранилось множество апокрифов и откровенно легендарных сведений о судьбе бывшего чиновника. По одной из версий, его сослали в Галлию (нынешняя Франция), где он, не выдержав лишений и позора, наложил на себя руки. По другим рассказам, префект даже стал христианином и был замучен во время гонений Нерона около 64 года.

Жену Пилата звали Клавдия Прокула. По преданию, после Воскресения Христа она уверовала и приняла Крещение. По одной из версий, именно супругу опального префекта имел в виду апостол Павел, передавая своему ученику Тимофею привет от некоей римлянки Клавдии (2Тим. 4:21). В Греческих Православных Церквах (например, Константинопольской) Прокула причислена к лику святых.

Для чего имя Пилата внесено в Символ веры?

Слова «при Понтийском Пилате» в Символе веры являются указанием на историчность факта распятия Спасителя.

Источник: https://azbyka.ru/pontij-pilat

Понтий Пилат

По́нтий Пила́т (лат. Pontius Pilatus) — римский префект Иудеи c 26 по 36 годы н. э., римский всадник (эквит).

Тацит называет его прокуратором Иудеи, Иосиф Флавий — правителем (игемоном) и наместником, однако найденная в 1961 году в Кесарии надпись, датируемая периодом правления Пилата, показывает, что он, как и другие римские правители Иудеи с 6 по 41 годы, был в должности префекта.

Понтий Пилат построил водопровод в Иерусалиме. Однако в целом его правление ознаменовалось массовым насилием и казнями. Налоговый и политический гнёт, провокационные действия Понтия Пилата, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся римлянами.

Современник Пилата философ Филон Александрийский характеризует его как жестокого и продажного самодура, виновного в многочисленных казнях, совершённых без всякого суда.

Иудейский царь Агриппа I в письме императору Калигуле также перечисляет многочисленные преступления Пилата: «подкуп, насилия, разбойничество, дурное обращение, оскорбления, непрерывные казни без вынесения судебного приговора и его бесконечная и невыносимая жестокость».

Понтий Пилат в христианской традиции

Согласно Новому Завету, Понтий Пилат во время суда трижды отказывался предать смерти Иисуса Христа, в которой был заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой.

Понтий Пилат Личность Римского прокуратора Понтия Пилата доказана исторически. Он был, фактически, наместником Римской власти в оккупированной зоне Иудея.

По повелению доверительного лица цезаря – Лицием Фелием Сеианом в 26 году был назначен ставленником (префектом) римского цезаря Тиберия в римской провинции Иудея и оставался им до 36 года по Р.Х.

На этом посту он был пятый по счёту префект в этом регионе и заступил на этот пост после Валерия Грата (префект с 15 по 26 года) Свою известность он получил лишь благодаря евангельским повествованиям.

Резиденция Римского наместничества находилась в Цезарее и поэтому Пилат не находился всё время в Иерусалиме, он приезжал туда лишь на большие праздники, когда римляне из-за большого скопления людей опасались возможных восстаний. Вероятно, одно из таких восстаний готовил или учавствовал в нём Варавва (Мф 27, 16), которого накресте заменил Иисус.

Имя неизвестно, Понтий – это фамилия, которая говорит о том, что он принадлежал к достаточно известному роду Понтиев, которые играли в римской истории небезызвестную роль. Например, один из убийц одного из Цезаря происходил также из рода Понтиев. Пилат – это третья часть имени, которую трудно перевести дословно.

Время и место рождения также неизвестны.

Мф 27, 29 упоминает жену Понтия Пилата. В Евангелии не называется её имя, предания же наделяют её именем Клаудиа Прокула (Прокла). Согласно этим же преданиям она стала Христианкой. А в православной Церкви она причислена к лику святых. По христианским преданиям, когда Иисус вошёл к Пилату, знамёна в руках стражи наклонились в сторону Христа.

Пилат был ошарашен и попросил Иисуса выйти и зайти ещё раз. Знамёна опять как бы поклонились Ему. И по христианским преданиям Иисус был для Пилата действительно особым человеком, потому что когда-то исцелил от головных болей его жену.

Характеристика Историками, в том числе и иудейским историком Иосифом Флавием, акцентируется жёсткость в правлении Понтия Пилата. Десятилетний срок правления в неспокойной и повстанческой Иудее показывает Пилата с той стороны, что он был в состоянии держать эту оккупированную землю в нужных Риму рамках.

Летом 36 года, после того, как видимо Пилат перегнул палку в том, что запретил самаритянам паломничество на их святое место гору Геразим, он был отозван, чтобы дать отчёт Тиберию.

Среди претензий к нему было также то, что он обогащался за счёт Храмовой кассы и за счёт государственной кассы проложил водооснащение к своему дому.

Фило из Александрии перечисляет, в частности, среди его нарушений также: взятки, оскорбления, воровство, насилие, не однажды происходившие приговоры без должного юридического расследования, постоянное жестокое обращение.

Новый Завет упоминает имя Пилата, помимо событий суда и казни Христа, ещё в отношении двух событий: Лк 13, 1-2 убийство галилейских паломников по его приказу и в Лк 3,1: начало деятельности Иоанна Крестителя Лука исчисляет по правлению Пилата.

Ко времени его возвращения в Рим после отзыва Тиберий уже умер, так что пришлось ли ему давать отчёт за своё правление и что было с ним дальше – неизвестно.

Нехристианские исторические документы Один из важнейших источников – Анналы (15, 44) Тацита, в которых вскользь упоминается имя Пилата “… Родоначальник этого обозначения, Христос, был приговорён к смерти во время правления Тиберия прокуратором Понтием Пилатом …

” Имя Пилата упоминалось в ещё нескольких письменных документах, но все эти источники ставились под сомнение, а, следовательно, и историческая личность Понтия Пилата считалась, практически, не доказанной.

Но в 1961 году в Цезарее – в городе, где находилась резиденция Пилата – была найдена надпись, которая была датирована 26 – 37 годами н.э.

Надпись сохранилась не полностью, но по мнению учёных текст гласил приблизительно следующее: “Понтий Пилат, префект Иудеи, реставрировал и посвятил (этот) тиберий жителям …”. Под тиберием понимается маяк в Цезарее. Надпись хранится в Иерусалимском музее.

Смерть Один из христианских хронистов указывает на то, что в 39 в правлении Калигулы Пилат покончил жизнь самоубийством.

*** Имя Понтия Пилата включено в так называемый Символ веры – принятое всеобщей Церковью как текст исповедования того, во что верит Церковь.

Это единственный текст, составленный людьми и не являющийся текстом из Библии, который воспринят всеми Христианскими деноминациями. Какое то время велись споры об уместности имени Пилата в этом тексте (“…

рождённого девой Марией, страдавшего при Понтии Пилате…”), но в итоге Символ веры так и остался в прежнем виде до сих пор.

… Но они кричали: Распни его! Распни! Он в третий раз сказал им: Какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашёл в Нём; итак, наказав Его, отпущу.

Но они продолжали с великим криком требовать чтобы он был распят; и превозмог крик их и первосвященников.

И Пилат решил быть по прошению их и отпустил им посаженного за возмущения и убийства в темницу, которого они просили, а Иисуса предал в их волю.

(Лк. 23:21)

Ecce Homo (Се, Человек!). На картине Антонио Чизери Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса жителям Иерусалима, в правом углу изображена скорбящая жена Пилата.

По евангельскому рассказу, Пилат при этом «взял воды и умыл руки перед народом», использовав, таким образом, старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови (отсюда выражение «умыть руки»).

После жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую Понтием Пилатом, в 36 году римский легат в Сирии Вителлий (отец будущего императора Вителлия) отстранил его от должности и отправил в Рим.

Дальнейшая судьба Пилата неизвестна.

Относительно последующей жизни Пилата и его самоубийства существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому (IV век), он был сослан во Вьен в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству.

По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, но это вызвало такое возмущение воды, что тело было извлечено, отвезено во Вьен и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в озере названном по его имени на высоте 1548 метров под Люцерном. На этом месте сегодня верховое болото. В Швейцарии эта легенда широко известна, что даже главная гора Люцерна названа горой Пилата “Pilatusberg”. По другим сообщениям, он был казнён Нероном. Во Вьене находится пирамидальная колонна цирка (ипподрома), которую долгое время выдавали за «гробницу Пилата».

Имя Понтия Пилата — одно из трех (кроме имен Иисуса и Марии), упоминающееся в христианском Символе веры: «И во единого Господа Иисуса Христа, …распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого». По распространённому богословскому толкованию, слова «при Понтии Пилате» — указание на конкретную дату, на то, что земная жизнь Христа стала фактом человеческой истории.

Христос перед Пилатом, Михай Мункачи, 1881 год

Апокрифы о Понтии Пилате

Первоначальная враждебность христианства к Понтию Пилату постепенно исчезает, и «раскаявшийся» и «обратившийся к христианству» Пилат становится героем ряда новозаветных апокрифов, а Эфиопская православная церковь даже канонизировала жену Пилата Прокулу (имя известно из ряда списков Евангелия от Никодима), которую стали отождествлять с христианкой-римлянкой Клавдией, упоминаемой у апостола Павла (2Тим. 4:21) — в результате возникло двойное имя — Клавдия Прокула. Эфиопская церковь почитает Пилата в лике святых и совершает его память вместе с его женой 25 июня.

Суд Пилата

Основная статья: Суд Пилата

Суд Пилата — описанный в Евангелиях суд над Иисусом Христом, которому Пилат, следуя требованиям народной толпы, вынес смертный приговор. Во время суда, согласно Евангелиям, Иисуса Христа подвергли истязаниям (бичеванию, возложению тернового венца) — поэтому суд Пилата входит в число Страстей Христовых.

Исторические свидетельства

Помимо Нового Завета, Понтий Пилат упоминается в сочинениях Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Тацита. В 1961 году в средиземноморском порту Кесарии, который был когда-то резиденцией римского наместника в Иудее, два итальянских археолога обнаружили известняковую плиту размером 82 х 100 х 20 см с латинской надписью, расшифрованной археологом Антонио Фрова как:

…]S TIBERIÉUM…PON]TIUS PILATUS..PRAEF]ECTUS IUDA[EA]E..́.

что, возможно, является фрагментом надписи: «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам». Эта плита стала первой археологической находкой, подтвердившей существование Пилата.

Иосиф Флавий также упоминает имя Пилата в так называемом Testimonium Flavianum (см. Историчность Иисуса Христа).

В целом, число исторических свидетельств о Понтии Пилате существенно уступает числу апокрифических текстов, связанных с его именем — начиная с «Донесений Пилата Тиберию», упоминания о которых встречаются уже у авторов II—III веков, и заканчивая подделками XX века — такими, например, как «Свидетельство грека Гермидия» (якобы служившего официальным биографом правителя Иудеи и записавшего подробности суда над Иисусом).

Пилат в искусстве и культуре

Образ Пилата нашёл отражение в культуре нового времени: в художественной литературе (например, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Прокуратор Иудеи» Анатоля Франса, «Евангелие от Пилата» Эрик-Эмманюэля Шмитта, «Кредо Пилата» Карела Чапека, «Смирительная рубашка» Джека Лондона, «Плаха» Чингиза Айтматова), «Воспоминания Понтия Пилата» Анны Берне, музыке (например, рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера, песня группы «Ария» «Кровь за кровь») и многих других; в изобразительном искусстве (например, «Христос перед Пилатом» (1634) Рембрандта, «Что есть истина?» (1890) Николая Ге, а также целый ряд полотен, посвящённых сюжету Ecce Homo («Се, человек»), в том числе работы кисти Иеронима Босха, Караваджо, Корреджо, Тинторетто, Михая Мункачи и многих других.

В кинематографе образ Понтия Пилата был представлен в десятках фильмов следующими актерами:

  • Зигмунд Любин («Игра страсти» «Passion Play» (Финляндия, 1898)
  • Сэмюэл Морган («From the Manger to the Cross» (США, 1912)
  • Амлето Новелли («Христос», «Christus» (Италия, 1916)
  • Вернер Краус («Иисус Назаретянин, Царь Иудейский» (I.N.R.I.), Германия, 1923)
  • Виктор Варкони («Царь царей», «The King of Kings» (Австрия, 1927)
  • Жан Габен («Голгофа», Франция, 1935)
  • Бэзил Рэтбоун («Последние дни Помпей», США, 1935)
  • Жозе Бавьера («Иисус из Назарета» «Jesus of Nazareth» (1942); «Мария Магдалина» «María Magdalena, pecadora de Magdala» (1946); «Дева Мария» «Reina de reinas: La Virgen María» (1948); «El mártir del Calvario» (1952) Мексика.
  • Лоуэлл Гилмор (Жизнь Христа «The Living Christ Series» (США, 1951)
  • Ричард Бун ( “Плащаница” ( США, 1953)
  • Бэзил Сидней («Саломея» «Salome» (США, 1953)
  • Жерар Тиши («Поцелуй Иуды» aka «El beso de Judas», Испания, 1954)
  • Фрэнк Тринг («Бен-Гур», США, 1959)
  • Хурт Хетфилд («Царь царей», 1961)
  • Жан Маре («Понтий Пилат», Италия — Франция, 1961)
  • Алессандро Клеричи («Евангелие от Матфея», 1964)
  • Ян Кречмар («Пилат и другие», ФРГ, 1972)
  • Барри Деннен («Иисус Христос — суперзвезда», 1973)
  • Род Стайгер («Иисус из Назарета», 1977)
  • Харви Кейтель («Дело Назаретянина», 1986)
  • Дэвид Боуи («Последнее искушение Христа», 1988)
  • Збигнев Запасевич («Мастер и Маргарита», Польша, 1989)
  • Михаил Ульянов («Мастер и Маргарита», Россия, 1994)
  • Гэри Олдмен («Иисус», 1999).
  • Фред Йохансон («Иисус Христос — суперзвезда», 2000)
  • Христо Шопов («Страсти Христовы», 2004); “Расследование”, 2006.
  • Кирилл Лавров («Мастер и Маргарита», Россия, 2005)
  • Скотт Смит («Пилат», 2008)
  • Хью Бонневилль («Бен-Гур», 2010)

Источник: http://aforizmu.net/biography/Pontij%20Pilat

Ссылка на основную публикацию