Рембрандт, Харменс ван Рейн
Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_r/rembrant.php
Рембрандт краткая биография
Рембрандт краткая биография изложена в этой статье.
Рембрандт родился 15 июля 1606 года (по некоторым данным, в 1607) в многодетной семье состоятельного владельца мельницы в Лейдене. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Другие дети пошли по стопам родителей, а Рембрандт избрал другой путь – художественный, и получил образование в Латинской школе.
В возрасте 13 лет Рембрандт начал учиться рисовать, а также поступил в городской университет.
Первым учителем Рембрандта был Якоб ван Сваненбюрх. В его мастерской будущий художник провел около трех лет, затем переехал в Амстердам на учебу к Питеру Ластману. С 1625 по 1626 гг. Рембрандт вернулся в свой родной город, и завел знакомства с художниками, и некоторыми учениками Ластмана.
Все же после долгих раздумий Рембрандт решил, что карьеру художника надо делать в столице Голландии, и снова перебрался в Амстердам.
В 1634 году Рембранд женился на Саскии. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство).
В 1635 – 1640 –х гг. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет.
После смерти жены Рембрандт был сам не свой, он не знал что делать, и находил утешение в рисовании. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». С Титусом молодой отец не мог справиться и поэтому нанял няню для ребенка — Гертье Диркс, которая стала его любовницей.
Прошло около 2 лет, и няня в доме поменялась. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. А что же случилось с Гертье Диркс? Она подала в суд на Рембрандта, считая, что он нарушил брачный договор, но она проиграла спор, и была направлена в исправительный дом, в котором провела целых 5 лет.
Освободившись, умерла через год.
Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Их первый ребенок – мальчик, умер в младенчестве, а дочь Карнелия, единственная, которая пережила своего отца.
Мало кто знает, что Рембрандт имел очень своеобразную коллекцию, в которую входили картины итальянских художников, разные рисунки, гравюры, различные бюсты и даже оружие.
Дела Рембрандта были плохи, денег не хватало, заказов не было. Поэтому часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Он был на грани попадания в тюрьму, но суд был в его пользу, поэтому ему разрешили распродать все имущество и отдать долги. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал.
Тем временем Титус и его мать организовали фирму, которая занималась торговлей предметами искусства, чтобы хоть как-то помочь Рембрандту.
В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту.
4 октября 1669 Ребрандт умер.
Известные картины Рембрандта
- Побиение камнями святого Стефана. 1625
- ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО СЫНА. 1666-1669.
- Аллегория музыки. 1626
- Давид с головой Голиафа
- Товит и Анна. 1626
- СИМЕОН И АННА В ХРАМЕ. 1628
- ВАЛААМ И ОСЛИЦА. 1626
- Крещении евнуха. 1626
- Притча о неразумном богаче. 1627
- Христос в Эммаусе. 1629
- Художник в мастерской. 1628.
- Самсон и Далила. 1628
- Воскрешение Лазаря. 1631.
- Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима. 1630.
- Воздвижение креста. 1633
- Снятие с креста. 1633.
- Урок анатомии доктора Тульпа. 1632.
- Смеющаяся Саския.1633
- Саския в образе Флоры. 1634.
- Блудный сын в таверне. 1635
- Даная. Год создания 1636
- Похищение Европы. 1632.
- Похищение Ганимеда. 1635
- Пир Валтасара. 1635.
- Жертвоприношение Авраама. 1635
- Христос перед Пилатом. 1636
- Ослепление Самсона. 1638
- Погребение Христа. 1639
- Ночной дозор. 1642
- Хяендрикье Стоффельс в образе Флоры. 1654
- Хендрикье, входящая в реку. 1654
- Хендрикье Стоффельс у окна. 1655
- Христос, исцеляющий больных.1643- 1649
- Три креста. 1653
- Зимний пейзаж. 1646
- Мельница. 1641
- Три дерева. 1643
- Святое семейство. 1645
- Святое Семейство с занавесом. 1646
- Святое семейство
- Отдыхом на пути в Египет. 1647
- Моисей, разбивающий скрижали Завета. 1659
- Отречение святого Петра.1660
- Матфей и ангел. 1661
- Аристотель, созерцающий бюст Гомера. 1653
- Синдики. Год создания 1662
- ЕВРЕЙСКАЯ НЕВЕСТА. 1665
- РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН. АВТОПОРТРЕТ, 1669
Источник: http://ktoikak.com/rembrandt-kratkaya-biografiya/
Саския и Рембрандт: мистическая история любви
15 июля 1606 года в южноголландском Лейдене, у родителей с очень сложными именами — зажиточного мельника Хармена Герритсзоона ван Рейна и его жены Неелтген Виллемсдохтер ван Зейдтброук — родился восьмой сын.
Матушка будущего художника назвала ребенка в честь бабушки, своеобразно переделав женское имя Ремеджия. Весь мир его знает просто как Рембрандта.
Рембрандт ван Рейн. Автопортрет в молодости
Юрист с кисточкой
Никто не знал, что из него вырастет гений, и биографы за малышом толпой не ходили. Поэтому известно только, что отец отдал его в Латинскую школу, а потом парень поступил в университет.
Глава семьи не сомневался: только ученый человек может принести настоящую пользу своей стране, тем более что в тогдашней Голландии образование ценили высоко: большинство жителей станы умели читать и писать, народные школы существовали в каждом населенном пункте.
Многие горожане изъяснялись на нескольких языках, а детей в городских семьях в обязательном порядке обучали латыни и французскому. Лейден же вообще славился своими учебными заведениями.
Предполагалось, что юный Рембрандт будет совершенствовать себя в областях права и теологии, но его больше тянуло к живописи. Родители не стали препятствовать увлечению сына, позволили ему покинуть университет и отправили учиться к художнику.
Почти забыто имя Якоба ван Сваненбюрха, а ведь именно он был первым наставником 16-летнего Рембрандта. С лучшими на тот момент образцами венецианской, испанской, неаполитанской и римской школ живописи он познакомился в мастерской Питера Ластмана в Амстердаме.
Когда Рембрандту исполнилось 18 лет, вместе с другом Ливенсом художник открыл собственную мастерскую. За семь лет будущий гений стал модным портретистом и легко находил покупателей для своих работ.
В Амстердаме он завален заказами, а имя становится популярным настолько, что его картины и гравюры подделываются. Это уже настоящее признание! Да и юноши из лучших семейств, мечтающие стать художниками, желают учиться непременно у Рембрандта.
Хотя он успел прославиться и как очень строгий педагог, считающий, что занятия живописью не должны соседствовать с развлечениями.
Любовь, похожая на сон
Саския ван Эйленбург в юности
Знаменитая муза Рембрандта Саския была младшей дочерью бургомистра города Леуварден. Эта белокожая рыжая красавица выросла в большой и очень обеспеченной семье. Когда девице минуло 12 лет, мать семейства скончалась. Но девушка по-прежнему не знала ни в чем отказа, а когда подошло время, стала очень завидной невестой.
Знаковая встреча художника и юной особы состоялась в доме кузена девушки, художника Хендрике ван Эйленбурга, который к тому же был торговцем антиквариатом.
Рембрандт буквально сражен девушкой: светящаяся нежная кожа, золотые волосы… Прибавьте к этому умение вести непринужденную беседу. Шутя, она предложила известному живописцу написать ее портрет.
А тому только того и надо: Саския – идеальная модель для рембрандтовских сюжетов в темных и приглушенных тонах.
Рембрандт начинает писать портрет. Он встречается с Саскией не только на сеансах. Изменяя своему принципу, старается бывать на увеселительных прогулках и званых вечерах.
Когда работа над портретом была закончена и частые встречи прекратились, Рембрандт понимает: вот та, на которой он хочет жениться.
В 1633 году Саския ван Эйленбург стала невестой художника, а 22 июля 1634 года состоялась долгожданная свадьба.
Брак с Саскией открывает художнику путь в высшее общество. Отец-бургомистр оставил любимице колоссальное наследство: 40 000 флоринов. Даже на малую часть этой суммы можно было безбедно существовать долгие-долгие годы.
Рембрандт ван Рейн. «Саския в образе Флоры»
Почти как в сказке
Счастливые и влюбленные супруги начали обустраивать общий дом. Скоро он стал напоминать музей. Стены украшали гравюры Микеланджело и полотна Рафаэля. Саския была на всё согласна, она очень любила мужа.
А тот, в свою очередь, осыпал ее драгоценностями, оплачивал самые изысканные туалеты. И, разумеется, стремился запечатлеть любимый образ. Рембрандт, можно сказать, стал летописцем своей семейной жизни.
В первые дни медового месяца супругов был написан знаменитый «Автопортрет с Саскией на коленях».
В 1635 году в семье родился первый сын, но прожил он очень недолго, и это стало для юной матери страшным ударом.
Прошло еще два года, и молодая пара, полная сил и энергии, переезжает в новую и дорогую квартиру, где разместилась их к тому моменту огромная коллекция антиквариата и древностей.
Чуть позже Рембрандт, чьи дела шли отменно, покупает большой дом на Бреестрат. Саския — его опора, как в творчестве, так и в жизни.
Он неустанно изображает жену на картинах, рисунках и офортах, а та преображается на них абсолютно по-разному.
В 1636 году Рембрандт пишет с жены знаменитую «Данаю» и одновременно делает гравюру, которая была очень высоко оценена: на ней Саския изображена в домашнем платье, со спокойной счастливой улыбкой.
Рембрандт ван Рейн. «Саския с красным цветком». 1641 год
За последней чертой
Как будто предчувствуя ранний уход жены, художник стремился запечатлеть каждый миг жизни любимой. Саскии в первые годы замужества не пришлось испытать радость материнства.
Только четвертому ребенку, сыну, родившемуся в 1641 году, суждено было пережить мать и стать поддержкой для стареющего отца. Его назвали Титусом в честь недавно скончавшейся сестры Саскии, Титии.
Впоследствии отец часто изображал его на полотнах, с огромной любовью и нежностью.
Но от судьбы не уйдешь… После рождения младшего сына, когда малютке было всего 9 месяцев, Саския умерла. Ей было только 30. На последнем портрете мужа женщина изображена в ожидании рождения младшего сына, и ее лицо светится предчувствием скорого счастья, которого на самом деле им обоим оставалось очень мало.
Рембрандт ван Рейн. «Ночной дозор». 1642 год
Расплата за счастье
Двенадцать лет Рембрандт хранил верность любимой Музе. Но подрастал сын, жизнь менялась, и вот в доме появилась новая хозяйка — Хендрикье Стоффельс.
Как будто Саския унесла с собой счастье художника: в 1647 году Рембрандт не смог внести очередной платеж за дом, а в июле 1656 года объявил себя банкротом. Дом, утварь и даже драгоценные предметы искусства уходят с молотка, но вырученных средств не хватает. Приближающаяся англо-голландская война обесценила даже самые гениальные полотна и скульптуры.
Рембрандт переезжает в ремесленный квартал Иордаан, на улицу Розенграхт. Отказывая себе во всем, он стремится только к одному: выплатить долги и восстановить честное имя семьи.
Чтобы по возможности оградить отца от материальных забот, молодой Титус ван Рейн вместе с мачехой организуют предприятие по продаже произведений искусства.
Кроме самых близких людей, никто тогда не подставил гению плечо.
Рембрандт ван Рейн. «Молодая женщина, купающаяся в ручье» (натурщицей была Хендрикье Стоффельс)
В июле 1663-го, не дожив до сорока, умирает Хендрикье, оставив дочь Корнелию.
Судьба неутомимо наносила Рембрандту удар за ударом, словно месть за предыдущий успех: через семь месяцев после собственной свадьбы умирает сын художника Титус.
Рембрандт присутствует крестинах внучки, родившейся после смерти отца и названной в честь его Титией, а очень скоро он будет хоронить и мать девочки — свою молодую невестку.
Последние годы Рембрандта были наполнены только страданием. Полуслепой художник пишет свой шедевр «Возвращение блудного сына». В 1669 году он умирает в нищете, практически забытый и покинутый всеми. О кончине великого живописца можно было узнать лишь по краткой записи в погребальной книге церкви при амстердамском кладбище в Вестеркерке. Даже могила его не сохранилась.
Источник: https://teleprogramma.pro/style/sudd/250702/
Рембрандт и его семья. | Волшебная сила искусства
Продолжаем знакомство с творчеством Рембрандта ван Рейна.
О РЕМБРАНДТЕ
Он родился 15 июля 1606 года в Лейдене. Его отец был мельником, видимо, достаточно богатым, чтобы дать сыну хорошее образование и устроить его в 1620 году в Лейденский университет.
Но Рембрандт проучился недолго — решил стать художником. Три года он работает подмастерьем у одного лейденского художника, а затем полгода учится живописи у Питера Ластмана в Амстердаме.
Ластман, искусный мастер, обучавшийся в Италии, познакомил Рембрандта с эффектом светотени, применяющейся для передачи объемности и раскрытия драматизма действия. Этот прием станет главным в творчестве художника. Последующие годы Рембрандт работает в Лейдене, снискав репутацию мастера библейских и мифологических сцен.
В 1631 или в начале 1632 года переезжает в Амстердам, где сразу приобретает известность, написав «Урок анатомии доктора Тюльпа». Он живет у торговца картинами Хендрика ван Эйленбюрха, который покровительствует ему, устраивает заказы на портреты, что создает молодому художнику репутацию модного преуспевающего мастера.
В 1634 году Рембрандт удачно женился на племяннице Хендрика Саскии, а к 1639 году вместе с женой приобрел в столице великолепный дом. До начала 1640-х гг. он пользуется большим успехом у заказчиков, это время его личного благополучия.
В знаменитом шедевре этого периода – «Автопортрете с Саскией на коленях» (около 1635, Картинная галерея, Дрезден) Рембрандт изобразил себя с молодой женой за праздничным столом.
Нежные переливы золотистых тонов, потоки света, пронизывающие картину, передают радостное настроение молодого и преуспевающего художника и его жены, полных надежд и мечтаний.
САСКИЯ
Она была дочерью местного бургомистра, адвоката и учёного, знатного горожанина Ромбертуса ван Эйленбурга.В семье было восемь детей, из них четверо дочерей, Саския — самая младшая.
В 7 лет лишилась матери, ещё через пять лет — отца. В возрасте 21 года она приезжает в Амстердам в гости к кузине Алтье , которая была замужем за проповедником Иоганном Корнелисом Сильвиусом.
Он был знаком с Рембрандтом, который в 1633 году создал офорт с его портретом. Также в Амстердаме жил её кузен Хендрик ван Эйленбург — художник и арт-дилер, создавший фирму («академию») по созданию картин, участником которой в 1631—1635 годах стал Рембрандт, также занимавший помещение в доме Хендрика
По-видимому, в этом доме Рембрандт и Саския познакомились. 8 июня 1633 года состоялась их помолвка, а 22 июня 1634 года они обвенчались в амстердамской церкви Аудекерк, свидетелем был Иоганн Корнелис Сильвиус. На церемонии присутствовали кузен Саскии Хендрик ван Эйленбург с женой Марией ван Эйк и сестра Саскии Тития с мужем. Саския принесла мужу большое приданое.
Трое их детей (Ромберт и две Корнелии) умерли вскоре после рождения. 22 сентября 1641 года был крещён их сын Титус, названный в честь сестры Саскии Титии (умер, не достигнув 30-летия).
В следующем году Саския после 9 лет брака скончалась в возрасте 30 лет (вероятно, от туберкулёза) и была похоронена в Аудекерке.
Рембрандт очень много рисовал Саскию. Со многими портретами вы уже знакомы,но я всё равно их представлю,чтобы вы могли сравнить.
«Смеющаяся Саския» (1633, Дрезден).
«Блудный сын в таверне» (1635, Дрезден).
«Саския в красной шляпе» (1633/1634, Эрмитаж).
Саския в образе Флоры
Рембрандт, «Портрет молодой женщины», 1634 год.
ТИТУС
Титус был крещен 22 сентября 1641 года в Амстердаме в церкви Зюйдкерк под именем Титус в память о тетке Саскии Титии.
После смерти Саскии в 1642 году Рембрандт для ухода за Титусом нанял Гертье Диркс. Через несколько лет её сменила Хендрикье Стоффельс.
После банкротства Рембрандта в 1656 году, в 1658 Хендрикье и Титус основали компанию (официально зарегистрированную в 1660) по продаже произведений искусства, в которой Рембрандт был наёмным работником. Тем самым они не дали возможность кредиторам взыскивать с художника написанные им картины в счёт долгов. Помимо поиска заказов для отца и продажи его произведений Титус и сам пробовал писать картины.
10 февраля 1668 года Титус женился на Магдалене ван Лоо, дочери друга Рембрандта. 4 сентября 1668 года, спустя всего несколько месяцев, Титус умер, вероятно, от чумы и был похоронен 7 сентября при церкви Вестеркерк. Магдалена вскоре родила дочь, которую назвала Титией в честь отца.
РЕМБРАНДТ много рисовал своего сына.
«Титус за партой» (1655, Роттердам).
Читающий Титус» (1656, Вена).
Рембрандт, «Титус», 1658.
Титус в образе монаха» (1660, Амстердам).
ХЕНДРИКЬЕ СТОФФЕЛЬС.
Хендрикье родилась в семье сержанта Стоффела Ягера и Мичтелд Ламбертс в городе Бредеворт. Стоффел занимался охотой для замка Бредевоорт. Со временем он стал почётным гражданином этого города, от него произошли многие знатные семьи, ведущие свой род и по сей день.
У Хендрикье было три брата — Хермен, Берент и Фрерик и три сестры, все старшие. Хермен и Берент служили солдатами в Бредевоорте.
В 1647 году Хендрикье начала работать служанкой в доме у Рембрандта. После разрыва отношений художника с Гертье Диркс, она стала его близким другом. 25 июня 1654 года Рембрандт и беременная Хендрикье предстали перед Консисторией реформатской церкви по обвинению в блуде.
Хендрикье призналась в связи с художником и святой суд потребовал, чтобы она прервала отношения с ним и отлучил её от святого причастия. Тем не менее, Хендрикье осталась с Рембрандтом.
30 октября 1654 года в церкви Аудекерк была крещена их дочь, названная Корнелией в честь матери Рембрандта (то же имя носили две умершие во младенчестве дочери Рембрандта от покойной жены Саскии.
5 декабря 1660 года Хендрикье и Титус (сын Саскии) официально зарегистрировали работающую с 1658 года после банкротства Рембрандта компанию по продаже произведений искусства, в которую наняли Рембрандта в качестве работника, тем самым они защитили художника от претензий кредиторов.
В августе 1661 года Хендрикье составила завещание, по которому оставляла все свое имущество дочери Корнелии. Рембрандт получал право пожизненного пользования, а Титус получал наследство в том случае, если у Корнелии не будет детей. 21 июля 1663 года Хендрикье скончалась.
Рембрандт не женился на Хендрикье Стоффелс, вероятнее всего потому, что по завещанию терял наследство Саскии «в случае заключения нового брака».
Корнелия в 1670 году вышла замуж, у неё было двое детей, которых она назвала Рембрандт и Хендрикье.
Хендрикье у окна.1656-1657. Государственный музей, Берлин.
В период , когда проходила распродажа имущества на аукционе, Рембрандт создает «Портрет Хендрикье Стоффелс» (Берлин – Далем, государственные музеи).
Особенно примечательна такая деталь: к шнурку, висящему на шее, прикреплено обручальное кольцо, символизирующее ее фактический брак с Рембрандтом.
Весь облик этой необыкновенно привлекательной молодой женщины, ее приветливый и умный взгляд как бы говорит о том, что она знает меру бренного и настоящего в жизни, умеет отличать подлинные ценности от мнимых. Это один из самых обаятельных женских образов в мировой живописи.
«Флора» (1654), Метрополитен-музей
«Хендрикье Стоффелс в бархатном берете» (1655), Лувр
Вирсавия .Рембрандт, Хендрикье Стоффельс 1654
«Купающаяся женщина» (1654), Лондонская Национальная галерея
Хендрикье Стоффельс, 1659.
Благородная, и тонкая душа, Хендрикье окружает Рембрандта любовью, теплом, заботой. Все это согревает его в эти трудные годы, здесь он черпает силы и вдохновение. У нее спокойное, миловидное лицо, задумчивый, обращенный к зрителю взгляд. Это год, когда Хендрикье родила дочку Корнелию.
ТРУДНЫЕ ГОДЫ
Распродажа имущества Рембрандта состоялась в течение 1657-1658 годов. На первом аукционе продавали собрание картин и изделий прикладного искусства. На втором – коллекцию графики, в том числе рисунки и гравюры самого Рембрандта; на третьем аукционе – дом и мебель.
Некоторые исследователи считают, что стоимость имущества художника в несколько раз превосходила размеры его долгов.
Коллекция Рембрандта была оценена, по одним данным, в 17 тысяч гульденов, а по другим – еще дороже. На аукционе она была продана всего за 5 тысяч.
Дом, находившийся неподалеку от центра города, был оценен в два раза дешевле его первоначальной стоимости.
В результате распродажи имущества часть кредиторов получила причитающиеся им деньги. Опекунский совет вынес решение, согласно которому 7 тысяч флоринов было включено в состав наследства Титуса, завещанного его матерью. Но не все кредиторы были удовлетворены, и суд обязал Рембрандта новые картины передавать для продажи с целью погашения долгов.
Суд лишил Рембрандта права иметь имущество, кроме носильных вещей и принадлежностей для рисования. Практически он был обречен на нищенское существование в течение всей своей дальнейшей жизни.
В июле 1663 умирает в возрасте около сорока лет верная спутница жизни Хендрикье. Оказалось, что судьба еще не утомилась, нанося художнику все новые удары; целый ряд бед отравил предсмертный год его жизни. Через семь месяцев после своей свадьбы умер Титус ван Рейн.
Рембрандт присутствовал на крестинах сироты-внучки, родившейся после смерти своего отца и названной в честь его Титией, а следом он похоронил свою молодую невестку.
Решила добавить ещё одну картину,которая осталась незаконченной.Это картина Семейный портрет.
Рембрандт Семейный портрет.1866-1868гг.
Он решил собрать вместе дорогих ему людей – дочь, невестку, внучку, крестного новорожденной и его сына. Это вымышленный портрет. Никогда все пятеро не собирались перед ним. На эту картину, которую он написал для себя самого, надлежит смотреть как на изображение мечты.
Три лица почти закончены: это лица Магдалены-невестки, Франсуа ван Бейлерта -крёстного и его сына. Рембрандт завершил костюм Корнелии и корзину в ее руках, но лишь наметил объем головы, прическу и кудри, обрамляющие лицо и спадающие на плечи, подчеркивая серьезный профиль напротив улыбающегося мальчугана.
Что до Титии, то это не младенец, проживший лишь несколько месяцев.(Титии,внучке Ремрандта тогда было всего несколько месяцев.) Рембрандт изобразил ее в роскошном костюме с белым воротничком, в блестящем бархатном берете, надетом поверх чепчика, веселой девочкой, держащей в одной руке погремушку, а другую положившей на грудь матери, повторяя жест своего отца в «Еврейской невесте».
Рембрандт.Еврейская невеста.1665г
Предположительно На этой картине изображён его сын Титус со своей женой Магдаленой..
Осенью 1669 года тихо, незаметно скончался величайший из мастеров голландской школы.Рембранд ван Рейн.
Мастер выполнил более 400 картин (не считая многочисленных несохранившихся произведений), а также 287 гравюр и тысячи рисунков. Серьезная, реалистическая живопись, говорящая сердцу, нашла себе величайшего творца в лице Рембрандта.
Источники.
http://www.centre.smr.ru/win/artists/rembrandt/biogr_rembrandt.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%BE%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BB%D1%81,_%D0%A5%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%BA%D1%8C%D0%B5
http://rembr.ru/rembrandt-biography.php
https://ru.wikipedia.org/wiki/%
http://smallbay.ru/rembrandt.html
Источник: http://maxpark.com/community/6782/content/3460891
Рембрандт: картины, биография
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/2809-rembrandt.html
Автопортрет Рембрандта, 1661. Холст, масло, 114х91. Кенвуд Хаус, Лондон, Английское наследие. Иллюстрация с сайта http://rembr.ru/ Рембрандт, Харменс ван Рейн (Rembrandt, Harmenz van Rijn) (1606–1669), голландский живописец, рисовальщик и офортист, один из величайших мастеров западноевропейского искусства. Родился в Лейдене 15 июля 1606 в семье зажиточного мельника. В 1620 поступил в Лейденский университет, однако пробыл там недолго и вскоре стал учеником местного художника Якоба Исаакса Сваненбюрха. Около 1623 переехал в Амстердам, где поступил в мастерскую Яна Пейнаса, учился у мастера исторической живописи Питера Ластмана.
В 1631 или в конце 1632 Рембрандт вернулся в Амстердам. 22 июня 1635 женился на Саскии ван Эйленбюрх, дочери состоятельного бургомистра Лейвардена. В 1642 успех в творчестве и личной жизни сменился чередой несчастий. В конце 1630-х годов у него один за другим родились четыре ребенка, но все умерли еще в младенчестве, а затем 14 июня 1642 внезапно умерла и любимая жена. Художник остался с годовалым сыном Титусом. Картина Ночной дозор (1642, Амстердам, Рейксмузеум), законченная вскоре после смерти Саскии, отмечает начало его новых творческих поисков. В конце 1640-х годов Хендрикье Стоффельс стала неофициальной женой Рембрандта (по завещанию Саскии он не мог жениться во второй раз). В 1654 у них родилась дочь Корнелия.
Желая помочь Рембрандту, в конце 1658 Титус и Хендрикье стали заниматься торговлей картинами. Последние годы жизни художника были омрачены смертью близких. 24 июля 1663 умерла Хендрикье. Титус женился в феврале 1668, а через полгода умер. Теперь Рембрандт остался один с юной Корнелией. Умер Рембрандт 4 октября 1669. Рембрандт создал около 600 картин, почти 300 офортов и более 1400 рисунков. Ниже предлагается хронологический обзор его творчества.
Такие художники, как Герард Тербрюгген и учитель Рембрандта Питер Ластман работали в стилистике Караваджо, постепенно вводя караваджизм в арсенал художественных средств голландской живописи. Картины Рембрандта лейденского периода (1625–1631) тоже принадлежат этому течению. В картинах Меняла (1627, Берлин) и Ученый в своем кабинете (1629, Лондон, Национальная галерея) проявился интерес мастера к передаче эффектов освещения. На первой из них изображен старик в очках за работой, в углу, заваленном счетными книгами. Его морщинистое лицо освещено тусклым светом единственной свечи, которую он прикрывает рукой. Во второй картине Рембрандт стремился передать атмосферу наполненного воздухом интерьера. Главным предметом изображения является сама комната с высоким потолком, залитая мягким трепещущим светом.
1630, Париж, музей Жакмар-Андре) видны особенности живописи Рембрандта этого периода. Рембрандт представил этот эпизод как театральную мизансцену. Силуэт Христа выделяется на фоне ослепительного света, бльшая часть холста погружена в тень. Переезд в Амстердам и последовавшие за ним большие художественные успехи открывают новый период в творчестве Рембрандта; это десятилетие, в течение которого были созданы произведения, проникнутые драматизмом и в то же время не лишенные материальной чувственности, отчасти родственные по духу работам фламандца Питера Пауля Рубенса. Первый крупный заказ, полученный Рембрандтом в Амстердаме, – картина Анатомия доктора Тюльпа (1632, Гаага, Маурицхёйс). Она представляет собой изображение известного амстердамского врача и его коллег по городской гильдии хирургов.
Гедонизм и техническая виртуозность, характеризующие живопись Рембрандта этих лет, возможно, нашли наиболее яркое воплощение в Автопортрете с Саскией (ок. 1635, Дрезден, Картинная галерея). Здесь художник изобразил себя в романтическом костюме кавалера; одной рукой он поднимает бокал пива, а другой обнимает Саскию, сидящую у него на коленях. Яркость красок и свобода мазка полностью соответствуют настроению сцены. Автопортрет с Саскией на коленях. 1635 г. К началу 1640-х годов жизнь и художественная деятельность Рембрандта приобрели стабильность и размеренность. На Автопортрете 1640 (Лондон, Национальная галерея), созданном под влиянием работ Рафаэля и Тициана изображен уверенный в себе, рассудительный человек, одетый в соответствии с итальянской модой 16 в., облокотившийся о балюстраду; его плечи слегка повернуты, взгляд обращен на зрителя. Одна из самых известных картин этого периода – Ночной дозор (1642, Амстердам, Рейксмузеум). Настоящее название работы – Рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга. Она была написана по случаю посещения Амстердама французской королевой Марией Медичи и устроенного по этому поводу торжественного выхода войск городской милиции. Преобладающий в картине темный фон позволяет лучше выделить фигуры персонажей. Именно поэтому в 18 в. картина была ошибочно названа Ночной дозор.
Древки, знамена и мушкеты торчат в разные стороны, делая композицию более свободной и динамичной; ощущение усиливается игрой света и тени. Ночной дозор. 1642 г. В 1640-е годы религиозная живопись Рембрандта становится менее риторичной, в ней появляются смирение и глубокая внутренняя сила, характерные для позднего творчества мастера. С эпохи Ренессанса события Священного Писания интерпретировались обычно в героическом ключе, а их персонажи наделялись физической красотой.
Лист в сто гульденов, гравюра, получившая свое название из-за цены, по которой она была продана на одном из первых аукционов, посвящена теме христианского смирения. Фигура Христа не выделяется из толпы ни одеждами, ни особым положением, но внимание зрителя оказывается обращенным к центру композиции – лику Спасителя с исходящими от него тончайшими лучами божественного света. По левую руку от Него – сломленные немощью духа и плоти, богатые и бедные, объединенные страданиями. Справа изображены фарисеи, неверующие и погруженные в бесконечные споры. К ногам Христа припадают маленькие дети. В гравюре Лист в сто гульденов при отсутствии видимого действия Рембрандту прекрасно удалось передать чудо Божественного присутствия в мире людей.
Искусство Рембрандта не отражает более художественных пристрастий публики; художника занимает теперь исследование свойств техники масляной живописи. Мироощущение мастера, воплощенное в его поздних произведениях, столь высоко ценимых ныне, осталось непонятным для его современников. Рембрант. «Даная». 1636. Картина Человек в позолоченном шлеме (1651, Берлин – Далем) работы мастерской Рембрандта демонстрирует характерные черты позднего стиля мастера. Лицо седого воина погружено в глубокую мягкую тень, а отблески света на шлеме переданы свободными широкими густыми мазками.
Рембрандт всегда избегал классицистической идеализации в изображении человеческого тела. На картине Вирсавия (1654, Париж, Лувр) женщина, которую царь Давид увидел купающейся и полюбил за необыкновенную красоту, изображена не в момент купания, столь часто избиравшийся художниками для рассказа этой истории, и вовсе не красивой. Она погружена в глубокие раздумья и как будто провидит смерть мужа. В своем позднем творчестве Рембрандт все чаще обращается к интерпретации событий христианской истории. Картина Снятие с креста (ок. 1655, Вашингтон, Национальная галерея) посвящена не только смерти Христа, но и скорби оплакивающих Его.
Пространство переднего плана освещено единственной свечой, которую служанка заслоняет рукой, – прием, который был очень популярен среди караваджистов в начале столетия. Мягкий свет свечи моделирует формы фигур и предметов, расположенных на переднем плане. Они написаны легкими мазками, в коричневато-желтоватой цветовой гамме с несколькими красными акцентами. Иногда формы как будто растворяются в свете или наполняются им, как загораживающая свечу рука служанки. На лице Петра лежит глубокая печаль. Здесь, как и в поздних портретах и автопортретах художника, Рембрандт с непревзойденным мастерством изображает старость, с ее накопленной с годами мудростью, немощью плоти и стойкостью духа. https://www.youtube.com/watch?v=DXRGc9AFnEo Глубоко личностными становятся с годами и портреты Рембрандта. В портрете поэта Яна Сикса (1654, Амстердам, коллекция семьи Сикс) портретируемый изображен в едва заметном ракурсе снизу вверх; за исключением тонко моделированного лица, портрет написан быстро и свободно, широкими мазками. В цветовой гамме доминируют сверкающий красный цвет плаща и золото пуговиц костюма, контрастирующие с различными оттенками зеленого и серого. В портрете Хендрикье Стоффельс (ок. 1656, Берлин – Далем) фигура вписана в раму оконного проема и из-за выбранного художником крупного масштаба кажется стоящей совсем близко к картинной плоскости. Взгляд Хендрикье обращен к зрителю, ее поза свободна, голова наклонена в сторону, а руки лежат очень естественно. Цветовую гамму картины составляет сочетание золотистых, белых, красных и черных тонов.
Кажется, что мы только что прервали синдиков, занятых своими подсчетами, и поэтому все они, как будто оторвавшись на миг от своей работы, смотрят на зрителя. В картине преобладают прямые линии, но разворот стола и сложная игра света смягчают строгость композиции. Пятна света разбросаны по всему холсту, оживляя его живописную поверхность. Эта картина замечательна и как психологический этюд, цель которого – изобразить людей с разными характерами, и как исторический документ. Около 1661 Рембрандту была заказана одна из восьми исторических картин, которыми предполагалось украсить амстердамскую ратушу.
Сохранился лишь фрагмент этой работы Рембрандта, который находится в Национальном музее в Стокгольме. Рембрандт изобразил событие, описанное в Анналах римского историка Тацита (1 в.): вожди племени батавов клянутся на мече бороться за освобождение от римского владычества. О масштабе этого произведения в его первоначальном виде можно судить по композиционному наброску, находящемуся в Мюнхене. В нем видно, что сначала стол и собравшиеся вокруг него люди были показаны в пространстве огромного зала, глубина которого передавалась посредством игры света и тени.
Читайте также: Алла юганова - биография знаменитости, личная жизнь, дети
В 17 в. рисунок обычно служил в качестве предварительного наброска для разработки большой композиции, этюда отдельных деталей будущей картины или наносился на картон, а затем переводился на поверхность, предназначенную для росписи.
Когда художник делал зарисовки с произведений старых мастеров, он создавал не копии, а вариации на ту же тему, решая при этом собственные художественные задачи. В 1630–1640-е годы он рисовал, сочетая линии разной толщины с тончайшей отмывкой. Иногда его рисунки кажутся быстрыми набросками, где нервная линия почти нигде не остается непрерывной. Рембрандт первым осознал богатые возможности офорта по сравнению с резцовой гравюрой на металле. Такая гравюра создается путем процарапывания рисунка на металлической пластине; затем пластина покрывается краской, заполняющей оставленные резцом углубления, и с нее печатают оттиски на бумаге при помощи пресса.
Вместо того чтобы процарапывать металл резцом, художник покрывает пластину кислотоустойчивым лаком и рисует по нему иглой, затем погружает пластину в кислоту, и металл протравливается в свободных от лака местах. Офорт предоставляет художнику гораздо больше свободы, и он может рисовать иглой, как пером на бумаге. В офортах Рембрандта линии так же свободны и подвижны, как и в набросках пером. Для достижения новых выразительных эффектов он часто сочетал разные техники: иногда проходил резцом по уже протравленной кислотой доске, иногда гравировал «сухой иглой» – инструментом с алмазом на конце, который оставляет на металле бороздки с зазубринками, придающими мягкость и бархатистость штриху на отпечатке. Например, в Листе в сто гульденов художник использовал все эти техники (работа над этой доской продолжалась несколько лет). Лист Благовестие пастухам (1634) – настоящее барочное театрализованное действо. Рисунок выполнен густо положенными перекрещивающимися штрихами, которые создают контрасты светлых и темных тонов.
В офорте Три дерева (1643) контраст густо заштрихованных фрагментов изображения и белой бумаги доведен до предела; наклонные параллельные линии на фоне неба прекрасно передают ощущение летней грозы. Самым драматичным из офортов Рембрандта является лист Три креста (ок. 1650). Возвращение блудного сына. 1669 г. Использованы материалы энциклопедии “Мир вокруг нас”. Литература:Ровинский Д. Полное собрание гравюр Рембрандта, т. 1–4. СПб, 1890 Рембрандт. Художественная культура Западной Европы XVII в. СПб, М., 1970 Егорова К.С. Рембрандт Гарменс ван Рейн. Картины художника в музеях Советского Союза [Альбом]. Л., 1971 Егорова К.С. Портрет в творчестве Рембрандта. М., 1975 Далее читайте:Ирина Ненарокомова. Рембрандт. (Детская Роман-газета). Художники (биографический справочник). Подробнее читайте в Сети :Сайт http://rembr.ru/ – о голландском художнике Рембрандте Ван Рейне. Галерея картин, биография художника, книги и исследования о жизни Рембрандта. |
Автопортрет с Саскией на коленяхРембрандт намного опередил свое время. Прошло почти полтора века после его смерти, когда он был извлечен из безвестности и вошел в число наиболее почитаемых художников всей мировой истории искусства. Лишь в начале XIX столетия осознали, что в рембрандтовских произведениях человечество познает само себя, драматизм бытия, сложность и высшую простоту гармонического мировосприятия. И те залы крупнейших музеев (в том числе Эрмитажа), где хранятся произведения великого голландца, стали местом паломничества зрителей, стремящихся приобщиться к его потрясающим художественным откровениям.
Однако открывшееся влечение к искусству победило, и, поработав в мастерских нескольких живописцев Лейдена и Амстердама, Рембрандт, совсем молодым, начинает выступать как портретист и автор сюжетных композиций — на темы библейской легенды, античной мифологии, которые перемежались с современными жанровыми мотивами. Ранние вещи художника принесли ему наибольшую прижизненную славу: похвалы раздавались в адрес заказных вещей, преимущественно портретных, не отличавшихся особой психологической глубиной, весьма внешних и по своим живописным эффектам. То же можно сказать и о патетических картинах конца 20-х — 30-х годов, в духе шаблонов барочной моды. Но уже и в этот период художник создает работы, чрезвычайно интересные и значительные. Это прежде всего офорты и рисунки, посвященные будничной жизни.
Познание человеческой природы, в том числе ее еще мало знакомой искусству той эпохи области — безобразного,— было содержанием этих экспериментов. Но, конечно, демонстрация уродливого в человеке и жизни отнюдь не была для Рембрандта самоцелью. Весь пафос, вся логика его дальнейшего творческого развития были связаны с поисками новой гармонии, но не искусственно-идеальной, а охватывающей и завершающей всю совокупность и все проявления реального бытия. На пути этих поисков стоят полотна переходного периода, например, «Автопортрет с Саскией на коленях» (1636).
Бурный темперамент, великолепная жизненная энергия, страстное языческое упоение всеми радостными благами бытия — вот чувства, которыми насыщена картина. Это поэтическое прославление свободы индивидуальности. В картинах конца тридцатых годов барочные тенденции все больше уступают место психологическим тенденциям, глубокой и возвышенной поэзии человечности. Так, в «Данае» 1636 года все побеждает, подчиняет себе мощный поток лирического чувства, торжествующая красота искренних сердечных порывов. В небольшой «Притче о виноградаре» (1637) появляется тончайше прослеженная психологическая коллизия. В одном из самых характерных полотен этих лет — в «Примирении Давида с Авессаломом» (“Давид и Ионафан”- другое название) (1642) встречается столь же глубокая психологическая «красноречивость». Авессалом припал, прижался к груди отца. Не видно ни его лица, ни рук, которыми, очевидно, он прикрывает глаза. Это безотчетное движение, а также почти физически ощутимое содрогание его неловко изогнувшегося тела и рассыпавшихся по спине прядей золотых волос дают понять, что он рыдает — безудержно, взахлеб, совершенно забывшись. Давид тихим, нерезким жестом обнял Авессалома.
Это — ни с чем не сравнимое счастье единения родственных душ, веры в могущество и конечное торжество добрых начал в человеке. В таком светлом гуманистическом прозрении — основной пафос картины. На рубеже тридцатых — сороковых годов происходит значительная перестройка живописно- пластического построения композиций картин Рембрандта. В большинстве предшествующих холстов мастера пространство нейтрально, безлико, оно было лишь, так сказать, кубатурой сценической площадки. Теперь появляется живая, конкретная воздушная среда, представляющая как бы исходную материю изображения. Она едина и целостна, эта среда, но обладает огромным богатством динамических оттенков, которые многообразно изменяются, запечатлевая сложные изгибы потока жизни.
Это свет одухотворенный, его движущей силой оказывается чисто эмоциональная логика, и потому-то он играет столь существенную роль в образном воздействии картин. Логическим развитием этой художественной системы было появление в картинах позднего Рембрандта, и прежде всего в портретах, величайшего из его образно-стилевых приемов — светотени. Создавая вокруг фигур вибрацию воздуха, ложась в сложных вариациях и оттенках на лица и руки, заставляя одежду и фон то загораться темным блеском, то погружаться в полумрак, рембрандтовская светотень оказывается как бы материей жизни человеческого духа. Вместе с тем она получает значение носителя категории времени.
Именно такие качества рембрандтовской живописи подсказали искусствоведам формулу «портрет — биография». Характер и содержание таких портретных шедевров мастера, как «Портрет Брейниига» (1652), «Портрет Сикса»* (1654), «Хендрикье Стоффельс» (1659), «Титус за чтением» (ок. 1656=57), серия поздних автопортретов в полной мере отвечают такому определению. Можно вспомнить в этой же связи серию рембрандтовских «стариков» из Эрмитажа и московского Музея изобразительных искусств (все — 1654 г.), «Брат художника», «Жена брата», «Старушка», «Восьмидесятилетний еврей», «Старик еврей». Это глубоко индивидуальные образы, и в то же время полотна серии имеют черты общности. Все пять портретов изображают людей, прошедших долгий и тяжкий жизненный путь и на склоне лет размышляющих о пережитом. Крупными, рельефными мазками Рембрандт лепит лица, вырываемые светом из полутьмы, наделяя каждое из них чрезвычайной сложностью выражения. Глаза стариков никогда не обращены на зрителя.
Еще в 1642 году, создав «Ночной дозор» — групповой портрет, который, однако, воспринимается то ли исторической картиной, то ли причудливым жанром, Рембрандт пошел на резкий разрыв с мещанской ограниченностью вкусов голландской буржуазии. Члены корпорации амстердамских стрелков, заказавшие картину, увидели себя в самом странном и непривычном виде. Блистательный полет фантазии гения их смутил и озадачил. Художника начинают считать сомнительным чудаком. Постепенно он становится отверженным. Его сначала отталкивают, а потом забывают. Он живет и умирает в безвестности и нищете.
Последняя из этих вещей, находящаяся в Эрмитаже, как бы обобщает характернейшие тенденции творчества позднего Рембрандта. С потрясающей силой повествует он в этом полотне о драматической судьбе лучших человеческих порывов. Радостный в сущности библейский рассказ о долгожданной встрече отца с сыном художник трактовал как горестную сцену прощания. Упав на колени, сын, одетый в нищенское рубище, с обритым затылком преступника, прильнул к груди отца. Старик с бесконечной грустью положил руки на спину сына, не обнимая, а скорее ощупывая его тело. Его голова склонена, веки слепых глаз приспущены. Стоящего на краю могилы старика и измученного, раздавленного жизнью сына объединяют любовь и жалость друг к другу.
Произведения Рембрандта — величайший образец мастерства. Они сохраняют и поныне непревзойденное значение для человечества как один из высших примеров постижения духовной жизни людей. Галерея картин Рембрандта |