Сергей Лемешев биография, фото
Певец
Родился:10 июля 1902, Старое Князево, РоссияЗнак зодиака:Рак
Своим чарующим голосом и поэтичным обликом он сводил с ума миллионы женщин. Но и мужчины не могли не восхищаться светлым и проникновенно искренним талантом Сергея Лемешева. Его вокальный дар до сих пор не превзойден.
Один из лучших теноров ушедшего века, он мог сочетать в репертуаре и классику, и народность, и эстраду. Из-за невероятного успеха у противоположного пола его называли обреченным на любовь.
Своими музыкальными композициями певец создавал для слушателей атмосферу сердечной доброты и искренности, которых так не хватает в обыденной жизни.
Биография
Будущий знаменитый тенор появился на свет в семье крестьян в 1902 году, 10 июля. Родная деревня знаменитого певца – Старое Князево – расположилась неподалеку от Твери. Его родители обладали красивыми, звучными голосами, что передалось и их сыновьям – Сереже и Алеше.
Когда братья Лемешевы развлекали себя песнями, их голоса услышал директор местной школы Николай Квашнин. Он пригласил ребят в гости и познакомил с супругой Евгенией Николаевной. У женщины было консерваторское образование, и она начала обучать Сергея певческому мастерству.
Первые выступления юного таланта прошли в местной школе. Но вскоре он понял, что необходимо больше знаний.
Несмотря на декабрьский мороз, в 1919 году молодой человек направился в Тверь пешком, чтобы принять участие в концерте самодеятельности.
Там он познакомился с руководителем местного клуба Николаем Сидельниковым. Певец, музыкант, лидер симфонического оркестра, тот заметил незаурядный талант молодого певца.
Весной Сергей Лемешев вновь направляется в Тверь – учиться вокальному искусству. Но в то время приема в консерваторию не было. Юноша принимает решение стать кавалеристом. В профильном училище он активно участвует в самодеятельности и посещает курсы Сидельникова при музыкальной школе. Оттуда певцу дают рекомендацию в столичную консерваторию.
Важную роль в судьбе Сергея сыграла семья Соколовых. Иван Николаевич, преподаватель фортепиано, и его супруга, певица Анна Петровна, дали начинающему вокалисту много ценных советов, устраивали его сольные концерты, подготовили к большой сцене.
Первое сольное выступление певца прошло в 1924-м. Необыкновенный лирический тенор сразу привлек множество поклонников. В этом же году он работал со Станиславским в его оперной студии.
А дальше завораживающий голос покоряет Свердловск, Тбилиси, Харбин.
Дебют Сергея в Большом театре состоялся в 1931-м. Его ждал ошеломительный успех, но за каждой ролью всегда стояли долгие часы тяжелого труда.
Оперные арии и народные песни – удивительная красота тембра делала из любого музыкального жанра произведение искусства.
В 1938-м он впервые исполнил за пять выступлений сто романсов Чайковского! Но наиболее известен Лемешев был как исполнитель партии Владимира Ленского. За всю жизнь он пропел ее 500 раз!
Его популярность, особенно у слушательниц, была невероятно велика. Число поклонниц Сергея Лемешева увеличилось после выхода на экран киноленты с его участием – «Музыкальная история» (1940 год).
Золотой голос исполнителя принес ему множество наград, в том числе статус заслуженного и народного артиста.
В его коллекции огромное количество классических оперных партий, в том числе из таких известных произведений, как «Травиата», «Богема», «Риголетто», «Ромео и Джульетта», «Снегурочка», «Князь Игорь», «Севильский цирюльник».
Не гнушался знаменитый вокалист и эстрадного репертуара. Люди обожали его песни о Москве, о России, задушевные «Одинокую гармонь» и «Помнишь, мама?».
Сергей Яковлевич так любил свою работу, что даже туберкулез не смог укротить желание петь. Невзирая на неработающее легкое, певец продолжал тренировать голос и вновь вышел на подмостки Большого театра с новыми образами.
Также он преподавал в столичной консерватории, занимался режиссурой оперных постановок, написал книгу о вокальном искусстве. Не стало певца в 1977 году.
Личная жизнь
Первой любовью артиста стала дочь Квашниных Галина. Но родители не дали разрешения на брак с юным исполнителем.
Впоследствии знаменитый тенор женился пять раз. Первой его избранницей стала дочь консерваторского куратора Наталья Соколова. Но они быстро разошлись, ведь Сергей Лемешев влюбился во вдову офицера Алису Багрин-Каменскую. В браке с ней прожил 11 лет.
Потом – роман с артисткой Норой Полонской. Она и познакомила певца с третьей женой – Любовью Варзер. Этот брак тоже долго не продлился. Четвертая супруга Лемешева – сопрано Ирина Масленникова – родила ему дочку Марию. Но и этот союз распался.
Последней официальной любовью выдающегося музыканта стала певица Вера Кудрявцева. Их свела судьба в Малом оперном театре (Ленинград) в 1948 году. Пара сохраняла любовь более 20 лет – до смерти актера.
Всем женам приходилось мириться с сонмом поклонниц знаменитого артиста, так называемых лемешисток. Они благоговейно обожали певца, и кое-кому тот отвечал взаимностью. А некоторые из фанаток даже дружили с супругами исполнителя.
Источник: http://www.wday.ru/person/sergey-lemeshev/
Лемешев Сергей Яковлевич
Дополнительная информация о Лемешеве и его творчество
Сергей Яковлевич Лемешев – история жизни, творчество и личная жизнь
Биография и творчество Лемешева широко известны в нашей стране, существует масса литературы, в том числе и автобиографической, поэтому подробно останавливаться на этом нет смысла – обо всем можно найти в интернете.
В то же время вопросов остается и сегодня немало, быть может, они будут всегда, потому что большой художник и настоящее искусство – это тайна, до конца неразгаданная.
В чем секрет беспрецедентного лемешевского успеха, его головокружительной популярности? Чего в нем больше – певческого таланта и большого трудолюбия певца или социально-культурного, исторического контекста, выдвинувшего в герои сцены артиста именно такого плана?
О Сергее Яковлевиче Лемешеве говорить одновременно и просто, и непросто. Просто оттого, что всего лишь упоминание его имени будит у каждого какое-то свое, сокровенное переживание-воспоминание, и, следовательно, говоря о Лемешеве вы скорее всего найдете отклик и понимание.
Просто даже оттого, что знаком он практически всем, и если человек не слышал его в театре (а живых очевидцев с годами становится, увы, все меньше) и не знает его пластинок, то уж “Музыкальную историю” в бывшем Советском Союзе смотрел, наверное, каждый. Но именно эти факторы с другой стороны вызывают определенную сложность.
Во-первых, если почти всем и все известно, то трудно сказать что-то принципиально новое, а в то же время ограничиваться пустыми банальностями не хочется – слишком много значит Лемешев для русского искусства.
Во-вторых, у каждого Лемешев свой, и даже у каждого недоброжелателя он особенный – и любят, и не любят Лемешева по-разному, но мало кто остается равнодушен, услышав его хоть однажды.
Время, на которое пришлось творчество Лемешева – непростое. И хотя почти везде – и в автобиографиях, и в литературе о нем – певец предстает почти восторженным адептом окружавшей его социалистической действительности, трудно поверить в то, что все так просто и однозначно было во взаимоотношении художника такой тонкой души и его сложного, а порою страшного времени. Каковы были взаимоотношения артиста, признанного мастера, удостоенного всяческих наград, и системы? Талант певца – безусловно светлый, в нем явственно просматривается лучезарное, моцартовско-пушкинское начало, и как это могло сочетаться и сочеталось со многими темными явлениями жизни в сталинские годы? |
Ответить на эти вопросы – значит глубже понять не только условия, в которых творил Сергей Лемешев, но и то, что он хотел выразить своим искусством.
В большое искусство Лемешев пришел в первые послереволюционные годы, когда тяга простых людей к тем сферам, что были им прежде недоступны в силу социального происхождения, была очень высока. Романтика революционных лет, стремительно меняющаяся жизнь огромной страны, словно говорили: возможно все, самые дерзкие мечты и помыслы могут быть реализованы.
В первую очередь этот призыв был обращен к молодому поколению, к таким вот выходцам из социальных низов, что называется “от сохи”, к которым принадлежал тверской паренек Сережа Лемешев.
И призыв этот был воспринят в полной мере – стремление к получению образования, к овладению новыми профессиями было как никогда сильно именно в послереволюционные годы, несмотря на то, что условия жизни, мягко говоря, этому мало способствовали.
В случае с Лемешевым счастливо совпали три компонента – несомненный талант, то, что часто называют так непопулярным в те годы словосочетанием “Божий дар”, целеустремленность – сначала только в виде неясного стремления к прекрасному, а позже уже нацеленности на овладение секретами профессионального мастерства, и везение на встречи с людьми неравнодушными, понимающими.
И здесь нельзя не назвать семью Квашниных, пробудивших у юноши тягу к прекрасному и укрепивших его в уверенности в собственные силы и талант, и его педагога Н. Райского, и певиц Большого театра Л. Звягину и Э.
Павловскую, и, конечно, великого Станиславского, встреча с которым, несмотря на всю ее кратковременность и до некоторой степени противоречивость, сильно повлияла на формирование будущего артиста.
Именно тот колоссальный заряд, который дал социальный катаклизм 1917 года, открывший широкие перспективы для беднейших слоев населения, подпитывал энтузиазм Лемешева в отношении существующей общественной системы, несмотря на то, что действительность зачастую преподносила совсем иные уроки. Как человек умный и чуткий он, конечно, не мог не видеть противоречий между провозглашаемыми принципами и действительностью сталинского безвременья. Но, как и многие из его поколения, зараженный в молодости бациллой революционной романтики, остался до конца неразлучен со своими во многом наивными идеалами. |
В 1930-е годы, почти в самом начале его карьеры, в Лемешеве как-то очень скоро увидели прямого продолжателя собиновской традиции. Нельзя сказать, что до Собинова на русской сцене не было выдающихся теноров, однако певцов именно такого плана – по всему комплексу артистических качеств – не было, и это можно утверждать достаточно определенно.
Искусство Собинова было свежо, оригинально и по-человечески очень проникновенно, а самое главное – весьма своевременно. Как писала известный советский музыковед Е. Грошева “лирический герой Собинова своей предельной чистотой, славянской мягкостью, душевным благородством ответил идеалам прогрессивной русской интеллигенции, демократической молодежи”.
Несмотря на некоторую выспренность и идеологическую окрашенность такой оценки, трудно с ней не согласиться, по крайней мере, в том, что герои Собинова были не оперным вариантом господствовавшего в ту эпоху декаданса, а как раз наоборот – натурами цельными и устремленными.
И прежде всего это проявилось в его лучшем творении – Ленском, которого певец прочитал не как любовника-неудачника с надломленной психикой, а как человека со стойкими идеалами, героя светлого и чистого.
Именно такого героя не хватало на русской оперной сцене, поэтому так оглушителен был успех Собинова – в этой оценке мы коснулись именно социального и культурно-исторического контекста, ни в коей мере не умаляя выдающихся вокальных достоинств великого певца.
Подобно тому, как Джильи стал прямым продолжателем славы Карузо, причем продолжателем достойным, без малейшей натяжки, так и Лемешеву была уготована судьба принять эстафету светлого лирического героя. Именно ему, а не его знаменитому сопернику Ивану Козловскому, которого сам Собинов прочил себе в преемники.
Талант и исполнительская манера Козловского были весьма оригинальны и самоценны, но на наш взгляд несколько иного рода, нежели у Собинова, поэтому из всех спетых им собиновских партий только о Лоэнгрине можно с определенной долей допущения говорить как о продолжающей собиновскую традицию – здесь просматривается перекличка между эпической природой пения Козловского и лирическим преломлением эпоса у Собинова. Лемешеву же удалось продолжить собиновскую традицию прежде всего в отношении образа Ленского, который также стал путеводной звездой его карьеры и истинным бриллиантом не только его репертуара, но и в целом русской музыкальной жизни тех лет.
Между дебютом Собинова и дебютом Лемешева в Большом театре прошло более тридцати лет, однако, несмотря на все катаклизмы, потрясшие страну за эти годы, публика все еще нуждалась именно в таком герое, образцовым воплощением которого являлся Собинов. Собиновская традиция, разумеется, преломленная через актерскую индивидуальность нового протагониста, продолжала жить в искусстве Сергея Лемешева. Собинов выступал в театре и на концертной эстраде до конца своих дней, а умер он, как известно, совсем не старым, и хотя был уже в солидном возрасте, голос его не потерял молодости и свежести звучания, тембр не тускнел и он продолжал оставаться кумиром московской публики. Внезапная кончина певца сделала еще более актуальным вопрос о преемственности, и лирический дар Лемешева пришелся здесь как нельзя кстати. |
Разумеется, сводить творчество Лемешева всего лишь к роли преемника Собинова неправомерно
Источник: https://tunnel.ru/post-lemeshev-sergejj-yakovlevich
10 самых интересных фактов из биографии Сергея Лемешева
Сергей Яковлевич Лемешев
10 июля 1902 года родился выдающийся оперный певец Сергей Лемешев.
Сергей Яковлевич Лемешев родился в крестьянской семье в селе Старое Князево Тверской губернии (ныне Калининский район Тверской области). Обучался в церковно-приходской школе, затем в Санкт-Петербурге осваивал профессию сапожника.
В 1918 году окончил общеобразовательную школу в Твери.
Свой путь на вершину музыкального Олимпа Сергей Лемешев начал с художественно-ремесленной школы – здесь он выучил нотную грамоту и принимал участие в спектаклях и концертах самодеятельности.
В 1921—1925 годах Лемешев учился в Московской консерватории в классе профессора Райского. С 1924 года пел в оперной студии Станиславского при Большом театре, где, среди других, исполнял партию Ленского в опере Чайковского “Евгений Онегин”.
В 1926 году Лемешев дебютировал на профессиональной сцене в Свердловском театре оперы и балета. С 1927 по 29 годы служил в Русской опере при Китайско-Восточной железной дороге в Харбине, затем был солистом Тифлисского театра оперы и балета.
В 1931 году Лемешева пригласили в Большой театр, где он дебютировал в партиях царя Берендея в “Снегурочке”, Джеральда (“Лакме”) и Ленского (“Евгений Онегин”). Вместе с Иваном Козловским Лемешев был ведущим тенором вплоть до 1957 года, периодически продолжал выступать в Большом театре до 1965 года.
Предлагаем вспомнить самые интересные факты из биографии знаменитого певца.
По семейной легенде Лемешевых, их фамилия происходила от простонародного названия острого наконечника плуга – лемеха (лемеша).
Якобы, деду будущего певца Степану Ивановичу посчастливилось найти на барском поле этот самый лемех, с помощью которого он смог обрабатывать поле гораздо эффективнее, чем все остальные батраки.
Со временем Степан Иванович, получивший прозвище “Лемеш”, стал зажиточным крестьянином в родном Князеве. Родители Сергея Лемешева, правда, этого богатства не увидели.
Свои первые уроки вокала Сергей Лемешев проводил в лесу – именно здесь, вдали от чужих глаз, мальчик мог без стеснения петь. “Песни давно волновали мою душу, только здесь, в обществе тихих приветливых березок, я отваживался петь,” вспоминал о своем детстве тенор.
Особую любовь Сергей Лемешев питал к грустным песням. Именно с них он начал свой путь в мир музыки, а позже они сформировали лирический образ певца. “Меня захватывали в них трогательные слова, рассказывающие об одиночестве, неразделенной любви. И хотя далеко не все из этого мне было понятно, горькое чувство охватывало меня, вероятно под влиянием выразительной красоты печального напева…”
Лемешев особенно мягко произносил звуки “ч” и “щ” – эта особенность дикции стала своего рода визитной карточкой певца, наряду с его серебристым, невероятно чистым и ласкающим тембром голоса.
К своему голосу тенор относился бережно. Известно, что многие годы перед выступлением Лемешев соблюдал один и тот же обязательный ритуал: с утра он молчал и берег связки, “настраивая” их на выступление, в в последние часы перед выходом на сцену выпивал мелкими глотками стакан простокваши и чашечку кофе.
Женщины сходили по Лемешеву с ума – его поклонницы даже получили название “лемешистки”. Они следовали за свои кумиром на гастроли, ждали его после концертов. Пределом мечтаний было проводить артиста от театра до дома. Ускользнуть от почитательниц Лемешеву, по воспоминаниям друзей, решительно не удавалось.
К слову, театральная Москва с удовольствием рассказывала истории о непримиримом противостоянии поклонниц “лемешисток” и “козловисток” – поклонниц другого знаменитого певца, Ивана Козловского.
Поговаривали, что среди почитательниц Козловского были не слишком привлекательные барышни, а вот в Лемешева были влюблены поголовно красавицы.
Говоря о Лемешеве, большинство любителей его творчества повторяет, что этот певец был “обречен на женскую любовь”. Это чистая правда – увлекался Лемешев часто, искренне и неистово. У него было пять официальных браков, с последней супругой, оперной певицей Верой Кудрявцевой артист прожил счастливо 27 лет.
“Звездной” в творчестве Лемешева стала партия Ленского в опере “Евгений Онегин”. Певец сам признавался, что Ленский “целиком заполнил его жизнь, эта роль самая дорогая, любимая, самая большая радость творчества”.
Партию Ленского Лемешев пел партию 501 раз. Юбилейное 500-е исполнение состоялось в 1965 году, после чего певец покинул сцену.
В последний раз партия была исполнена в июне 1972 года в Большом театре, в честь 70-летия Сергея Лемешева.
Единственным фильмом, в котором снялся Сергей Лемешев, стала “Музыкальная история” Александра Ивановского и Герберта Раппапорта (1939 год). Тенор исполнил роль шофера Пети Говоркова, который стал оперным певцом. Вместе с Лемешевым в фильме сыграли Зоя Федорова, Эраст Гарин, Сергей Филиппов и другие. За работу в “Музыкальной истории” Сергей Лемешев был удостоен Сталинской премии II степени.
Память о знаменитом теноре увековечена в космосе – певца не стало 28 июня 1977 года, а в 1978 году в его честь был назван астероид – 4561 Лемешев.
Мария Трошенкова, “Вечерняя Москва”
Источник: https://www.classicalmusicnews.ru/signdates/sergei-lemeshev-10-facts/
Домашний архив Родины: Таинственная незнакомка Сергея Лемешева
В редакцию, откликнувшись на наше предложение присылать старинные фотографии, обратилась семейная пара из Тулы. В альбоме, который показали нам Татьяна и Михаил, множество фотографий выдающегося певца Сергея Лемешева с его личными автографами. Все они посвящены некой Евгении Николаевне Вронской. Судя по всему, они познакомились в конце 1930-х годов.
Мы попытались восстановить судьбу уникальных снимков…
“НА ПАМЯТЬ О ФРА-ДИАВОЛО…”
Скажем сразу: тульские читатели нам ничем не смогли помочь. Альбом им достался от перекупщика несколько лет назад, когда они решили отделать свой дом под старину. Михаил скупает старинные часы, сам их ремонтирует, и альбом, продававшийся по бросовой цене явно пьющим молодым человеком, изначально заинтересовал хозяина дома как предмет интерьера.
Но, присмотревшись к снимкам, супруги поняли: им достался настоящий раритет, хранящий тайну…
…Сергея Лемешева поклонницы рвали на части. У них было даже особенное прозвище – “сырихи”.
Ничего удивительного: лирический тенор, один из самых выдающихся оперных певцов прошедшего столетия был красив, словно древнегреческий бог.
Он был женат пять раз, но таинственная женщина, фотоальбом которой непостижимым образом оказался в Туле, ни разу не упоминается в досконально изученной биографии Лемешева.
О многом могут сказать короткие автографы на снимках… Поначалу певец обращается к женщине сдержанно и почтительно. “Евгении Николаевне на память о Владимире Ленском”, – почти официальная подпись под портретом Лемешева в роли пушкинского героя датирована 8 ноября 1936 года.
Проходит год, отчество в обращении к незнакомке исчезает, под портретом певца в сценическом костюме и гриме шутливое посвящение: “Жене Вронской на память о Фра-Диаволо”. Еще чуть-чуть, и она становится для Лемешева “милой, обаятельной Женечкой”.
Судя по автографам на фотографиях, Сергей Лемешев и эта таинственная незнакомка поддерживали отношения в течение двадцати лет!
Но кто же эта красивая женщина?
“СЫРИХА”, “ЛЕМЕШИСТКА” ИЛИ…
Поразительные фотографии минувшего века, найденые на блошиных рынках
Дочь легендарного тенора Мария Лемешева, и по сей день выходящая на сцену музыкального театра имени Бориса Покровского, очень красочно описывала многочисленных поклонниц отца.
– Они буквально теряли разум! Когда в Большом пел кто-то из тех, кого они считали конкурентом папы, эти женщины срывали спектакли, свистя и мяукая. А мою маму, оперную певицу Ирину Масленникову, они чуть не убили прямо на сцене, сбросив на нее с верхнего яруса два мешка медяков, – рассказывала Мария Сергеевна в интервью изданию “Семь дней”.
Поклонниц Лемешева называли “сырихами”. Неподалеку от дома певца на Тверской располагался магазин “Сыр”, куда девушки, карауля своего кумира в ненастные дни, забегали погреться и где обменивались последними новостями и сплетнями о предмете своего поклонения.
Можно понять, почему в семье певца относились к “сырихам” настороженно.
Однажды Сергей Лемешев разговорился с врачом психиатрической клиники, и тот признался: для девушек, помешавшихся на Лемешеве, впору открывать специальное отделение.
Они в таком состоянии, что их просто нельзя не госпитализировать! Доктор дал и квалифицированное объяснение массовому психозу молодых женщин: у тенора был особенный тембр голоса, воздействовавший на прекрасный пол подобно гипнозу.
Самого Лемешева, по воспоминаниям дочери, “сырихи” доводили до истерики. Стоило ему выйти из дома, и они тут же начинали идти за ним по пятам, торжественно неся патефон, из которого раздавалась одна из его знаменитых арий. Поклонницы Лемешева считались самыми агрессивными, не уступали им разве что девушки, сходившие с ума по Ивану Козловскому.
Потому-то трудно предположить, что Евгения Николаевна Вронская была одной из “лемешисток” – такое прозвище тоже гуляло по Москве. Вряд ли Лемешев допустил бы настолько личное общение с одной из тех, кого избегал всеми возможными способами.
ЛЮБОВЬ БЕЗ РЕВНОСТИ?
Жильцы одного дома: Хорошими ли соседями были Лемешев и Дейнека?
Евгения Николаевна Вронская любит Сергея Лемешева совсем не как “сыриха”. Она всегда в тени, в альбоме нет ни одной ее фотографии. Зато есть снимки Ирины Масленниковой, жены певца. В том числе один из них отпечатан с негатива, такой не мог попасть к случайному человеку.
Есть в альбоме и другие семейные фотографии, где действие явно происходит на даче. Совсем маленькая Маша Лемешева в легком платьице сидит на деревянном столе, ее знаменитые родители и какой-то мальчик играют в карты, Сергей Лемешев весело замахивается, приготовившись сделать ход, супруга смеется…
Таинственная незнакомка бережно хранит в альбоме фотографии жены и дочери дорогого человека. Она определенно лишена даже легкого подобия ревности. Нет, никакая она не “лемешистка”…
РАЗВОД С ЖЕНОЙ
Евгения Вронская присутствует в жизни Лемешева все те двадцать лет, что он живет в браке с Ириной Масленниковой. Может быть, она терпеливо ждет его?
Возможно. Только после развода с Ириной Масленниковой Лемешев женится… на другой.
Это тоже оперная певица Вера Кудрявцева, с Сергеем Лемешевым они иногда выступают дуэтом. Чтобы послушать ее, он специально приезжает в Ленинград, их брак продлится долгих 27 лет…
И вот тут Евгения Вронская уходит в тень уже навсегда. Одна из последних подписей Лемешева на обороте снимка звучит пророчески: “Я знаю, что ты иногда будешь меня вспоминать”.
Через пресс-атташе музыкального театра имени Бориса Покровского я попробовала выяснить у Марии Сергеевны Лемешевой, знакомо ли ей это имя.
Мария Сергеевна сказала: нет. Она позвонила близким друзьям семьи, хорошо знавшим отца. Никто не смог вспомнить Евгению Вронскую…
ТОНКАЯ НИТОЧКА
Правда, Лали Давидовна Бадридзе, заведующая отделом аудио- и видеозаписей Тетрального музея имени Бахрушина, вспомнила педагога Евгения Вронского, у которого в свое время бывал Сергей Лемешев и учился ее отец, тоже оперный певец.
Но это было еще в двадцатые годы, замечает Лали Давидовна, и отчество Евгении Вронской, если предположить, что это могла бы быть дочь тбилисского музыкального педагога, все-таки Николаевна.
А может, племянница?
– Не знаю, – говорит Лали Давидовна. Но с удовольствием вспоминает Сергея Лемешева. – Он был исключительно обаятельным человеком. Невероятно обаятельным! От него исходил такой свет! Сведения, опубликованные в энциклопедиях о том, что он был женат пять раз, неверны, в действительности жен у него мы насчитали семь…
Его обаяние действовало даже на меня, тогда еще подростка. Я никогда не забуду осенний день в Серебряном Бору, где однажды Сергей Лемешев пошел со мной гулять. Мы долго шли через лес, он красиво, увлеченно рассказывал – тонко, ярко, с юмором, с очень интересными подробностями о своей карьере, о музыке, о Большом театре. Что касается Евгении Николаевны Вронской.
.. Нет, я не думаю, что это поклонница…
И все-таки в нашем поиске появилась тонкая ниточка.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Лемешев Сергей Яковлевич Родился 10 июля 1902 года в селе Старое Князево Тверской губернии. Умер 26 июня 1977-го в Москве. Русский советский оперный певец (лирический тенор) и оперный режиссер, педагог. Народный артист СССР (1950). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941). Награжден тремя орденами Ленина (1951, 1972, 1976).
Выступал в Московской консерватории и студии Станиславского (1921-1925), Свердловском театре оперы и балета (1926-1927), Русской опере при Китайско-Восточной железной дороге в Харбине (1927-1929), в Тифлисском театре оперы и балета (1929-1931), в Большом театре (1931-1965), где более 500 раз исполнял партию Ленского в опере “Евгений Онегин”. Был женат 5 раз.
“Екатерина Джугашвили встречается с сыном Иосифом”. Отрывок из книги
Дорогие читатели!
Рубрика “Благодаренье снимку” живет вашей поддержкой. Просим присылать в редакцию старые фотографии, ставшие, на ваш взгляд, документами эпохи. Не важно, куплены они на развалах или хранятся много десятилетий в семейных альбомах, – важно, чтобы в них бился пульс Времени.
Ваша “Родина”!
Фотографии можно присылать на электронный адрес rodinainfo@rg.ru, а бумажные копии снимков – на почтовый адрес редакции:
125993, Москва, ул. Правды, 24, стр. 4. Редакция журнала “Родина”
Лали Давидовна Бадридзе пообещала выяснить все, что окажется в ее силах, о Евгении Вронской. Редакция просит откликнуться и тех читателей, кто готов помочь в разгадке удивительных снимков их старинного семейного альбома.
Пишите нам на адрес редакции: 125993, Москва, улица Правды, 24, стр. 4 и на электронный адрес rodinainfo@rg.ru
Источник: https://rg.ru/2015/07/07/rodina-lemeshev.html
Сергей Яковлевич Лемешев
Сергей Яковлевич Лемешев | |
Дата рождения: | 27 июня (10 июля) 1902 |
Место рождения: | Село Старое Князево, Тверская губерния, Российская империя |
Дата смерти: | 26 июня 1977 года |
Место смерти: | Москва, СССР |
Страна: | Российская империяСССР |
Род деятельности: | Оперный певец, педагог, Режиссёр оперы |
Певческий голос: | Лирический тенор |
Жанры: | Опера, камерная музыка, советская эстрада |
Коллективы: | Большой театр |
Награды: |
Сергей Яковлевич Лемешев (1902—1977) — советский оперный певец (лирический тенор).
Народный артист СССР (1950). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941). Член ВКП(б) с 1948 года.
Биография
С. Я. Лемешев родился 27 июня (10 июля) 1902 года в селе Старое Князево (ныне Калининский район Тверской области) в крестьянской семье. В 1914 году окончил церковно-приходскую школу, затем некоторое время учился сапожному делу в Санкт-Петербурге.
в 1918 окончил общеобразовательную школу в Твери. Азы нотной грамоты и пения освоил в художественно-ремесленной школе, где участвовал в самодеятельных спектаклях и концертах.
Во время учёбы в кавалерийской школе (1920), получил направление на учебу в консерваторию.
В 1921—1925 годах он учился в Московской консерватории в классе профессора Н. Г. Райского. С 1924 года пел в оперной студии К.С.Станиславского при Большом театре, где, среди прочих, исполнял партию Ленского (опера П. И. Чайковского «Евгений Онегин»). Именно эта роль, которую Сергей Яковлевич исполнил более 500 раз, принесла ему широкую известность и любовь зрителей.
«Ленский целиком заполнил мою жизнь, — говорил певец. — Из моих более чем тридцати ролей эта — самая дорогая, любимая, самая большая радость моего творчества».
Лемешев пел эту партию всего 501 раз: 500-е исполнение прошло в 1965 году (после этого Лемешев покинул оперную сцену),501-е и последнее исполнение состоялось в Большом театре в июне 1972 года в честь предстоящего 70-летнего юбилея певца.
В 1926—1931 годах пел в театрах Свердловска, Харбина и Тбилиси.
В 1931 году он был приглашён в Большой театр, где дебютировал в ролях Царя Берендея (Снегурочка), Ленского (Евгений Онегин) и Геральда (Лакме). Вместе с И. С.
Козловским Лемешев был ведущим тенором вплоть до 1956 года и спел множество партий: Левко («Майская ночь»), Звездочет («Золотой петушок»), Индийский гость («Садко») в операх Н.А.Римского-Корсакова, Боян («Руслан и Людмила» М.И.Глинки), Дубровский (одноимённая опера Э.Ф.
Направника), а также Герцог («Риголетто»), Альфред («Травиата») в операх Джузеппе Верди, Граф Альмавива («Севильский цирюльник» Джоаккино Россини), Фауст (одноимённая опера Шарля Гуно) и др.
В 1939 году Лемешев единственный раз в своей карьере снялся в лёгкой комедии «Музыкальная история» в роли шофера Пети Говоркова, который стал оперным певцом. Его партнёрами были З. А. Фёдорова, Э. П. Гарин, С. Н. Филиппов.
В 1947 году выступал с гастролями в Берлинской государственной опере (Ленский в опере «Евгений Онегин»).
В качестве режиссёра дебютировал в 1951 году с оперой «Травиата» на сцене Ленинградского малого оперного театра. В 1957 выступил в Большом театре как режиссёр-постановщик оперы «Вертер» Ж. Массне.
В 1951–1961 руководил кафедрой оперной подготовки, в 1969–1971 – кафедрой сольного пения в Московской консерватории. Вёл циклы передач на Всесоюзном радио, был руководителем вокальной группы.
Автор книги «Путь к искусству» (1968).
Сергей Яковлевич Лемешев скончался 26 июня 1977 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 9).
Семья
Сергей Лемешев был женат несколько раз. В браке с И. В. Масленниковой появилась на свет дочь Мария.
Пятой женой Сергея Яковлевича стала певица В. Н. Кудрявцева, послушать которую он специально приезжал в Ленинград. Их счастливый брак продлился двадцать семь лет, а всю оставшуюся жизнь Вера Николаевна посвятила наследию Лемешева.
Стиль исполнения и культурное наследие
Источник: http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=565
Мария Лемешева – телеведущая. Личная жизнь: дочь и хобби
На сегодняшний день Мария Лемешева, настоящее имя которой – Галина, является одной из самых загадочных фигур отечественного бомонда, ведь единственные темы, обсуждаемые ею с представителями прессы – это работа на телевидении, в журналах и какие-то светские мероприятия.
Тем не менее, известной телеведущей не удалось скрыть свой роман и сегодня почти ни для кого не секрет, что Марию Лемешеву и Никиту Михалкова связывают не просто дружеские отношения, несмотря на то, что мэтр советского и российского кинематографа продолжает играть в семью со своей второй официальной супругой Татьяной Михалковой, усиленно пропагандируя нравственные ценности. И несмотря на то, что Мария Лемешева – телеведущая, личную жизнь которой стараются не обсуждать даже в светских кругах, привычных как для самой Марии, так и для ее именитого любовника, сегодня стали известны некоторые пикантные факты об этом романе. И прежде всего следует отметить, что помимо отношений с Михалковым в жизни Марии был еще как минимум один серьезный роман.
Но, обо всем по порядку и сначала целесообразно посвятить читателя в некоторые факты из биографии Марии Лемешевой. Личная жизнь будущей звезды телевидения началась еще в самом престижном ВУЗе России – МГУ, в котором Мария училась на филологическом факультете.
Однако выйти замуж Марии было суждено значительно позже, ведь после окончания Московского Государственного Университета она отправилась изучать искусствоведение в швейцарский Цюрих.
Следует отметить, что такой поворот в судьбе будущей теледивы и светской львицы был отнюдь не случайным, ведь с самого детства она проявляла себя как весьма одаренная творческая личность.
Игра на скрипке и живопись – эти два занятия были самыми любимыми для маленькой Гали, правда, в итоге она все-таки решила выбрать второе, оттуда и Цюрихский университет.
Тем не менее, ее мечте так и не суждено было осуществиться, так как в 1997 году Лемешевой поступило довольно привлекательное предложение поработать на телевидении.
Таким образом в возрасте 27 лет будущая звезда ТВ стала ведущей “Телевизионной Службы Новостей”, которая кардинальным образом поменяла ее мировоззрение.
Позже Мария (это имя ведущая взяла в 2003 году, так как имя Галина ей никогда не нравилось и сегодня она просит даже своих родителей называть ее так) признавалась, что ей приходилось серьезно рисковать собой ради репортажей.
Выезды на пожары и убийства, съемки по колено в холодной воде – сегодня трудно поверить, что гламурной светской даме, которая не перестает удивлять публику своими роскошными туалетами на красных дорожках, когда-то приходилось работать в столь экстремальных условиях.
Удивительно, но имя своего официального супруга, с которым теледива жила вплоть до роковой встречи с Никитой Сергеевичем, Мария Лемешева также умудрилась сохранить в тайне. Кроме того, по признаниям бывших соседей ведущей, она ждала ребенка от этого человека, но беременность так и не дошла до своего логического завершения, хотя не исключено, что разговоры о ней являются домыслами.
В 2000 году ведя репортаж с Московского международного кинофестиваля Марии довелось брать интервью у Никиты Михалкова и поговаривают, что именно тогда его заинтересовала обаятельная брюнетка, которая всегда славилась подвешенным языком.
И очень скоро знаменитый режиссер съехал из фамильной резиденции, расположенной в элитном поселке на Николиной горе в апартаменты на Цветном бульваре. Но несмотря на то, что Михалков продолжал поддерживать видимость счастливой семьи, все поняли, что его переезд напрямую связан с тем, что у него появилась тайная любовница.
А чуть позже Никита Сергеевич начал появляться на многих светских мероприятиях с Марией Лемешевой, после чего ни у кого не осталось сомнений в том, что у знаменитого маэстро есть вторая семья.
Примечательно, что кардинальным образом изменилась и жизнь телеведущей, причем в лучшую сторону.
Так, уже в начале своего романа с Михалковым ей удалось обзавестись элитной недвижимостью в центре Белокаменной (известно, что квартира Лемешевой находится в Большом Каретном переулке), дорогим автомобилем, притом что ее карьера поперла в гору, словно на дрожжах.
Съемки авторских документально-публицистических картин о самых знаменитых актерах страны, переход на “Первый канал” (около шести лет Мария вела передачу без политического подтекста “Другие новости”), интервью у звезд мировой величины, членство в жюри шоу “Достояние республики” – Лемешевой в один момент стало очень много.
Кроме того, успешная телеведущая стала активно появляться на всевозможных светских мероприятиях и вести колонки самых популярных в стране глянцевых изданий (по сей день Мария Лемешева является колумнистом журнала Hello, частично делясь с читателями секретами своего ошеломляющего успеха).
Кроме того, ее можно видеть на каждой церемонии открытия Московского кинофестиваля, на красной дорожке которого Мария Лемешева всегда появляется в головокружительных нарядах. А в 2012 году в жизни телеведущей случилось еще одно знаменательное событие – рождение дочери, которой Мария дала прекрасное старинное русское имя Марфа.
Примечательно, что для Лемешевой Марии дети никогда не были преградой для карьеры, поэтому она вышла на работу почти сразу после родов.
Долгое время Мария скрывала рождение дочери и только со временем она начала выкладывать ее фотографии на страничке своего Instagram, стараясь публиковать только те снимки, на которых не было видно лица ребенка (практика абсолютного большинства селебритис последних лет).
Что же касается вопросов отцовства, которые известная телеведущая продолжает упорно игнорировать, то практически ни у кого не осталось сомнений в том, что маленькая Марфа является внебрачной дочерью Никиты Сергеевича Михалкова, хотя он сам предпочитает не комментировать эти слухи.
Источник: http://www.known.ru/section/deti/lichnaya-zhizn-televedushchey-marii-lemeshevoy-vozrast-deti/
Сергей Яковлевич Лемешев
Сергей Яковлевич Лемешев родился в Тверской губернии, в деревне Старое Князево, 10 июля 1902 года. В бедной крестьянской семье. В доме было еще двое детей, отец находился в городе, на заработках, и Сергею с девяти лет приходилось помогать матери – он и хлеб молотил, и лошадей сторожил в ночном.
Больше всего он любил ходить в лес за грибами и ягодами. Ходил Сергей всегда один, так как очень любил петь, а петь детям при взрослых в деревне не полагалось, и только в лесу, среди берез и елей он отводил душу.
В 1914 году юноша ушел в город учиться сапожному мастерству, но вскоре началась война, и он вернулся в деревню. Здесь Сергей встретил Октябрьскую революцию, здесь познакомился с Н.А.
Квашниным, завзятым театралом и любителем музыки, который стал заниматься с ним пением и обучил юношу нотной грамоте.
В это время Лемешев выучил первую в своей жизни оперную арию – арию Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин».
В 1919 году он явился в рабочий клуб имени Третьего Интернационала, пройдя 48 верст по морозу, и сказал, что хочет выступить в клубном концерте. Вечером этого дня Сергей выступил на сцене клуба и имел огромный успех. Вот тогда-то он и решил, что будет певцом.
Правда друг уговорил его поступить в кавалерийскую школу, но желание петь оказалось сильнее, и в 1921 году Сергей Лемешев поступает в Московскую консерваторию, выдержав огромный конкурс. Его берет в свой класс профессор Н.Г.Райский, друг Танеева.
Учеба давалась Сергею трудно, но он был влюблен в пение и музыку, и это очень помогло ему. В 1925 году Лемешев закончил консерваторию.
Затем он много выступал в Харбине, Свердловске.
Когда Сергей Яковлевич пел в Свердловском театре оперы и балета, там ставили оперу «Евгений Онегин», и режиссер предложил весьма оригинальное решение: арию Ленского предлагалось исполнять не в сцене дуэли, а раньше, Ленский, как бы сочинял письмо, для своей возлюбленной вооружившись гусиным пером и при свече. Сергей Лемешев подчинился режиссеру, но все – же написал едкое четверостишие:
Устроили Чайковскому погром,Что было спереди – идет концовкой, Гусиным Ленский арию поет пером,
Но… все-таки доволен постановкой…
В этом же театре произошел и другой забавный случай. Сергей Яковлевич дебютировал в опере «Севильский цирюльник», где он пел Альмавиву, а Пирогов – Базилио. В третьем акте Альмавива должен подойти к Базилио и сунуть ему в руку кошелек со словами: «Вам лечиться не мешало и неделю полежать», но в кармане Лемешева не оказалось кошелька.
И тогда, схватив с клавесина какую – то цветную бумажку, сложив ее в четверо, Сергей Яковлевич сунул этот клочок Пирогову в руку. Пирогов взял и сказал сквозь зубы: «Что же ты, черт окаянный, графа играешь, а платишь кредитками!» Лемешев с ужасом думал, что же теперь споет Пирогов, но тот нашелся и спел вместо: «Кошелек? Лежать в постели…?», «Мне кредитка? Лежать в постели…
?» Таким образом, все закончилось благополучно.
После выступлений Лемешева в Тбилиси, Пирогов посоветовал ему попробовать себя в Большом театре, что Лемешев и сделал. В 1931 году юноша дебютировал в Большом театре в операх «Снегурочка» и «Лакме».
Двадцать пять лет проработал Сергей Яковлевич на сцене Большого театра и 50 лет в искусстве, он спел за это время арии герцога в «Риголетто», Альфреда в «Травиате», Ромео в «Ромео и Джульетте», Рудольфа в «Богеме», Левко в «Майской ночи», Берендея в «Снегурочке», Альмавиву в «Севильском цирюльнике», князя в «Князе Игоре» – всего более 30 арий. И все-таки самой любимой для него оставалась ария Ленского в «Евгении Онегине».
В 1939 году Сергей Лемешев спел все романсы Чайковского, но и тут не обошлось без курьеза.
Сергей Яковлевич давно мечтал спеть эти романсы, и однажды поделился своей мечтой с актером Борисом Щукиным, который горячо поддержал его идею, но почувствовав сомнение в словах Лемешева, спросил, что – же смущает певца? «Да как же, романс «Благословляю вас леса» написан автором для баса, а у меня лирический голос!».
На, что Щукин, с юмором ответил: «Не понимаю, дорогой, почему леса надо благословлять обязательно басом? Можно благословлять их и тенором». Эти романсы в исполнении Лемешева и по сей день слушаются с удовольствием и восхищением. Пел Сергей Яковлевич и русские народные песни, так, как мог петь только он один, с русским размахом и сердечностью.
Сергей Лемешев так и остался неразгаданной тайной.
В чем секрет его огромного успеха? В трудолюбии или в певческом таланте? Чего в нем больше музыкальности или артистизма? На эти вопросы невозможно ответить.
Но одно справедливо – он стал достойным приемником Собинова, и все же его творчество нельзя сводить только к преемственности. Лемешев был колоритным, самобытным и на редкость обаятельным певцом.
О нем можно много говорить: о его работе во время войны, о болезни, когда ему нельзя было петь, а он пел, о его работе в кино и на студии грамзаписи, о его писательской и режиссерской деятельности, и даже о его многочисленных поклонницах.
Девушки, обожавшие Лемешева, организовали клуб «лемешисток», и все время конфликтовали с клубом «козлисток» (клуб фанатов Ивана Козловского), дело доходило даже до драк.
Ни в жизни, ни на сцене он не был обделен женским вниманием. О его романах с женщинами можно написать целые тома. Только жен у Сергея Лемешева было пять. Первой из них стала Наталья Соколова, дочь профессора Соколова, который был преподавателем у Лемешева в консерватории.
Но вскоре на «музыкальных средах» профессора, Сергей Яковлевич познакомился с Алисой Багрин-Каменской, муж которой, морской офицер, был расстрелян в 1918 году. Это очень романтическая история закончилась женитьбой Лемешева на Алисе.
Она была на 5 лет старше его, но именно от нее он перенял свои безупречные манеры, возвышенную культуру и изощренный вкус.
После одиннадцати лет супружеской жизни, не выдержав измен мужа, Алиса ушла. В это время у Лемешева был роман с актрисой МХАТа Норой Полонской, которая и познакомила певца со своей подругой Любочкой Варзер. Любочка и стала третьей женой певца.
Однажды она уехала на гастроли, оставив больного Сергея в постели, а когда вернулась, то обнаружила его не просто здоровым, а еще и влюбленным в молодую солистку Большого театра Ирину Масленникову. Ирина Ивановна стала предпоследней женой Лемешева и единственной из жен, подарившей ему ребенка, дочь. Последней женой великого певца была Вера Кудрявцева.
Они познакомились в 1948 году в ленинградском Малом оперном театре. Ради Сергея Лемешева Вера оставила не только мужа, но и сына. Прожили они вместе более 25 лет.
Все его жены, несмотря на свое благородное происхождение, ездили с Лемешевым в деревню, там ходили по грибы и ягоды, рыбачили и оказывали своей свекрови особенное уважение. Иного поведения Сергей Яковлевич не потерпел бы.
Умер знаменитый певец и актер летом 1977 года и похоронен на Новодевичьем кладбище.
Источник: http://relax.wild-mistress.ru/wm/relax.nsf/publicall/C0C82BFF5E33CC55C3257459005C5A24
Творческий путь – Сергей Яковлевич Лемешев
Сергей Яковлевич Лемешев
В деревне Старое Князево (Тверская область) жила молодая пара. Звали молодоженов Акулина Сергеевна (до замужества – Шкаликова) и Яков Степанович Лемешевы.
Женившись без согласия родных (со стороны отца Якова Степановича, который в гневе, выгнал сына, за то, что тот взял в жены бесприданницу) они оказались без земли и хозяйства. Самим пришлось становиться на ноги, все начиная с нуля.
В то время для безземельных крестьян единственным возможным заработком было батрачество на местного помещика – выбирать не приходилось.
В 1902 году, 10 июля родился у них первенец, назвали его Сережей. Этот день станет знаменательным в будущем. Но тогда никто, конечно и предположить не мог, что мальчик, появившийся на свет, прославит свою малую Родину, став великим оперным певцом, известным во всей России. Он станет ее голосом…
Спустя какое-то время Яков Степанович стал постоянно находиться на заработках в Твери, нанявшись поначалу грузчиком, а потом устроившись на текстильную фабрику Морозова. Маленький Лемешев жил все это время с матерью. Воспитывался и рос он в стенах людской помещичьего дома. Лишь иногда осмеливался он посетить барские комнаты, где среди всего прочего его внимание привлекал рояль…
В соседнем селе Стружня жила бабушка Лемешева, со стороны матери. Так же с нею жили все четыре ее сына (Один из которых был бомбардиром-наводчиком во время русско-японской войны.
Он вернулся в 1905 году, когда как известно она и закончилась.). Дом бабушки – Марии Шкаликовой стал для Лемешева впоследствии самым светлым воспоминанием его детства.
С родней же со стороны Якова Степановича Лемешевы не знались, хоть дом его отца и стоял поблизости.
Шло время, Сережа Лемешев подростал. Как и все деревенские дети с малых лет был он приучены к труду. Развлечений у ребятни было немного, но самым излюбленным являлась поездка в ночное. В пору полевых работ изнуренных лошадей приходилось пасти ночью, это как раз и поручалось детям.
Они выбирали недалеко от деревни место для пастбища и, устроившись где-нибудь на опушке, всю ночь рассказывали друг другу смешные или страшные истории, сидя у костра.
В глубине души каждый из них мечтал, что и в его жизни случится чудо и удастся, наконец, уйти из деревни, вырвавшись из этой голодной и нелегкой жизни, снискав для себя более счастливой доли.
Может тяготами жизни и объясняется любовь крестьян к русской песне, в которой находили они отдушину и освобождение. Пели в праздники, во время работы, пели молодые рекруты в последние дни перед призывом. Хотя, в основном, это были грустные и надрывные песни.
Одним из воспоминаний Сергея Яковлевича будет голос его матери. Зимними вечерами та сидела за пряжей с подругами и, чтоб скоротать время, они пели все вместе.
Еще с пятнадцати лет Акулина Сергеевна была солисткой в церковном хоре, обладала она тонким, инструментально ровным голосом. Вообще, нужно сказать, что в роду у Лемешевых пели многие и весьма хорошо.
Тут нельзя не упомянуть об Анисье Степановне Лемешевой сестре Якова Степановича. Она была очень набожна и возможно, поэтому не смогла устроить личную жизнь. Лемешев так упоминал о ней:
“Голос у нее был, как говорят в народе, ангельский. Такого тембра я никогда больше не слыхал”.
Возможно при иных обстоятельствах она бы стала очень известной певицей. Безусловно все это сильно повлияло на юного Сергея, привив на всю жизнь любовь к русской песенности. Однако детям в присутствии взрослых петь запрещалось и потому первые “выступления” Лемешева проходили … в лесу. Тут он свободно пробовал свои силы вдали от посторонних слушателей.
Еще когда Лемешеву исполнилось восемь или девять лет он начал ходить в сельскую четырехлетку.
Учительница выделяла его среди остальных ребят и позже даже стала поручать ему вести младший класс, так как он хорошо читал и вообще был весьма способным ребенком.
Проходя мимо дома Лемешевых, она не раз хвалила Акулине Сергеевне ее сына, говоря, что надо бы отправить его учиться в город. Позже так и произошло, но не будем опережать события.
В 1907 году, в один из приездов с Твери, Яков Степанович построил маленький домик для жены и детей, переиначив в него старый, заброшенный сарай (к тому времени у них родился второй ребенок. Младший брат Сергея – Алексей).
“Без песни я его не представляю”, “Выше среднего роста, широкий в плечах, с густыми русыми кудрями и пышными усами, он привлекал той открытой, ясной красотой, которая так часто встречается в русском народе”, “… отец принадлежал к тем талантливым русским натурам, которые часто погибали в неравной борьбе с нуждой, так и не сумев выбиться в люди.”
Крепкого сложения, он обладал сильным характером и вольнолюбивым нравом. Так вспоминал об отце Лемешев.
Источник
Источник: https://newbon2011.mirtesen.ru/blog/43743984921
Семью Сергея Лемешева выгнали из квартиры
В семье оперного певца Сергея Лемешева разгорелся скандал из-за квартиры в центре Москвы. По завещанию его жены Веры Кудрявцевой хоромы после ее смерти должны перейти родственницам сына.
С этим не согласна племянница покойной – Наталья Кудрявцева. Она утверждает, Вера Николаевна якобы подписала завещание под давлением.
Корреспондент дозвонилась до дочери Натальи Кудрявцевой Марианны Димант и попросила разъяснить ситуацию.
Просторная квартира на улице Тверской, за которую сейчас идет борьба между родственниками знаменитого оперного певца Сергея Лемешева, расположена рядом с Большим театром, где когда-то он работал.
После смерти Сергея Яковлевича там жила его вдова Вера Николаевна Кудрявцева, тоже в прошлом знаменитая оперная певица. Но с возрастом пожилую даму стало все чаще подводить здоровье.
Вскоре из-за проблем с ногами женщина потеряла способность передвигаться и оказалась в инвалидном кресле. Ее сын от первого брака Андрей Михайлович не мог находиться рядом с матерью, поскольку жил и работал в Новосибирске. В 2001 году он оформил с Верой Николаевной договор ренты пожизненного содержания с иждивением и стал полноценным собственником шикарной квартиры.
Но маму не бросил, а нашел для нее сиделку, которая заботилась о пожилой приме. Подыскать помощницу помогли дальние родственники по фамилии Харламовы, проживающие в Москве.
Женщина, которую они нашли, показалась Андрею Михайловичу надежной, да и с Верой Николаевной ей быстро удалось найти общий язык.
Мужчина вздохнул с облегчением и уехал обратно в Новосибирск, договорившись предварительно с родней, что будет пересылать им деньги на содержание больной матери и оплату услуг сиделки.
Но в 2008 году в семью пришла беда – Андрей умер. После его смерти остались две наследницы – его вдова, проживающая в Новосибирске, и племянница матери Наталия Константиновна Кудрявцева, живущая в Петербурге.
Вскоре не стало и самой Веры Николаевны. И тут выяснилось, что незадолго до смерти вдова Лемешева написала завещание, отписав всю жилплощадь на имя семьи Харламовых, которые в свое время помогли сыну найти для нее сиделку.
Не согласная с таким исходом дела, Наталия подала в суд.
– Андрей Михайлович звонил моей маме за две недели до своей смерти и предупредил, что вряд ли переживет Веру Николаевну, поскольку серьезно болен, – объясняет тонкости этого дела Марианна Димант, дочь Наталии Кудрявцевой.
– Он сказал ей, что она – единственная наследница и у нее есть все права на квартиру в Москве. Также добавил, что у Веры Николаевны, которой на тот момент было 97 лет, уже не все в порядке с головой и говорить с ней бесполезно, да и невозможно.
Через неделю, 17 октября 2008 года, он умер. А 24 декабря 2009 года ушла и сама Вера Николаевна.
Новость о том, что не стало сразу двоих близких ей людей, подорвали здоровье Наталии Константиновны. Она очень тяжело переживала кончину родственников. Выплакав море слез, в положенный срок она обратилась к нотариусу по поводу наследства. И тут ее ждал неприятный сюрприз.
– Согласно договору ренты, подписанному Верой Николаевной, ее сыну Андрею передавалась лишь квартира, но не личное имущество: картины, мебель, уникальные архивы Лемешева, – рассказывает Марианна. – После смерти Веры Николаевны это имущество и 1/8 часть квартиры полагались моей матери.
Когда она через представителя в Москве обратилась к нотариусу, чтобы открыть наследственное дело, выяснилось, что существует завещание, написанное Верой Николаевной 2 февраля 2008 года. Оказалось, что она составила его на младшую дочь Харламовых, которые в свое время нашли для нее сиделку.
Прав на эту квартиру у этих людей никаких не было, поскольку они не приходились родственниками ни Вере Николаевне, ни Наталии Константиновне.
Но, видимо, смекнув, какая удача сама идет к ним в руки в лице пожилой и больной женщины, они подготовили это завещание и подсунули его Вере Николаевне.
Мало того, мы узнали, что вдова Андрея Михайловича после его смерти продала 4/5 этой квартиры одному из членов этой же семьи.
Возмущенные родственники подали в суд и обратились к специалистам в Московский НИИ судебной психиатрии имени В. П. Сербского, чтобы те на основании медицинских документов сказали: могла ли Вера Николаевна сама подписать завещание?
– Мы считаем, что завещание незаконное, – горячится Марианна. – Моя мать видела Веру Николаевну за три недели до того, как было написано это завещание, и в том состоянии, в котором она была, она не могла ничего подписать. Но после того случая маму в дом больше не пускали.
Поговорить по телефону с Верой Николаевной тоже не позволяли. Сиделка все время твердила, что она то занята, то ест, то отдыхает. Но в суде этих показаний и медицинских документов, свидетельствующих о плохом состоянии здоровья Веры Николаевны, оказалось недостаточно.
Поэтому суд первой инстанции мы проиграли.
Сейчас думаем, подавать ли кассацию. В квартиру, часть которой принадлежит ей по закону, моя мать попасть не может. Что там происходит сейчас, она не знает. Также нам неизвестна судьба уникальных архивов.
Может быть, они давно валяются где-то на помойке. После похорон Веры Николаевны нам никто не предложил их забрать.
Хотя мама очень просила вдову Андрея Михайловича вернуть ей одну-единственную фотографию, на которой изображены ее бабушка и дедушка. Но та ей отказала.
Справка
Сергей Яковлевич Лемешев – знаменитый советский оперный певец, обладатель уникального лирического тенора, родился 27 июня 1902 года в селе Старое Князево в крестьянской семье. Азы нотной грамоты получил в церковно-приходской школе. После переезда в Москву поступил в консерваторию, а затем в Большой театр.
Сергей Лемешев – народный артист СССР, лауреат Сталинской премии, скончался 26 июня 1977 года.
Самая знаменитая ария, исполненная Лемешевым, – ария Ленского из оперы «Евгений Онегин». Он спел ее 500 раз!
Вера Николаевна Кудрявцева-Лемешева – известная оперная певица, пятая жена Сергея Лемешева. С будущим мужем она познакомилась в Ленинграде. В Малом оперном театре она должна была петь партию Татьяны, а Лемешев – Ленского. Молодая красавица покорила сердце певца. Вскоре они поженились, и Вера Николаевна уехала к мужу в Москву. Лемешев и Кудрявцева прожили в браке двадцать семь лет.
В тему
Села рядом с ним? Получи в бок!
– У нас в семье уже давно рассказывают историю о том, как пострадала от фанатичных поклонниц Сергея Яковлевича моя бабушка, которая была замужем за братом Веры Николаевны, – рассказывает Марианна Димант.
– Однажды, когда они выходили из театра, машину Лемешева, как всегда, окружили его поклонницы.
Моя бабушка, стараясь не привлекать внимания, попыталась быстро сесть в машину, но не тут-то было! Заметив, что рядом с кумиром появилась какая-то неизвестная женщина, одна из «лемешисток» протиснулась к ней и больно ударила ее локтем в бок, бросив: «Сидишь с ним? Так вот тебе!»
Источник: https://sobesednik.ru/skandaly/20120516-semyu-sergeya-lemesheva-vygnali-iz-kvartiry