Ян френкель – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Френкель Ян Абрамович – Молодежное театральное искусство

Оцените материал

Ян Абра́мович Фре́нкель (21 ноября 1920, Киев — 25 августа 1989, Рига) — русский композитор-песенник, певец, скрипач, актёр. Народный артист СССР (1989). Лауреат Гос премии СССР (1982).

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Семья
  • 3 Заслуги и звания
  • 4 Творчество
    • 4.1 Музыка к кинофильмам
    • 4.2 Роли в кино
    • 4.3 Музыка к мультам
    • 4.4 Песни
  • 5 Дискография
  • 6 Библиография
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

Биография

Родился 21 ноября 1920 года (по другим источникам — в 1925 году) в Киеве в семье парикмахера Абрама Натановича Френкеля. Обучался игре на скрипке под управлением отца.

В 1938—1941 годах обучался в КГК имени П. И. Чайковского по классу скрипки у Якова Магазинера и по классу композиции у Бориса Лятошинского. С началом Величавой Российскей войны, будучи высочайшего роста, приписал для себя около 5 лет и поступил в Оренбургское зенитное училище. Играл на скрипке в оркестре кинозала «Аврора».

По окончании училища в 1942 году учавствовал в боевых действиях, был тяжело ранен и после исцеления с 1943 года до конца войны служил во фронтовом театре, играя на рояле, скрипке, аккордеоне.

После войны с 1946 года жил в Москве, делал инструментовки больших произведений и играл на скрипке в разных ресторанах столицы.

Свою первую песню («Шёл пилот по переулку» на слова М. Слободского и А. Раскина) Ян Френкель написал в 1942 году, будучи курсантом, но по-настоящему ощутил призвание композитора-песенника исключительно в 1960-е, когда получила известность его песня «Годы» на стихи Марка Лисянского.

В предстоящем судьба подарила ему таких соавторов, как Миша Танич, Игорь Шаферан, супруги Константин Ваншенкин и Инна Гофф. Записал несколько собственных песен с Тульским муниципальным хором, которым управлял его друг народный артист РСФСР Иосиф Михайловский.

В 1969 году, благодаря идее Марка Бернеса, появилась облетевшая весь мир песня «Журавли» на стихотворение Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева.

Ян Френкель выступал в концертах с исполнением собственных песен, обычно публика пела совместно с ним. Его произведения были в репертуаре Людмилы Зыкиной, Иосифа Кобзона, Георга Отса, Миши Чуева, Нани Брегвадзе, Геннадия Каменного, Марка Бернеса, Эмиля Горовца, Майи Кристалинской, Анны Герман.

Писал музыку к драматическим спектаклям, кинофильмам, мультам. Снялся как актёр в трёх фильмах.

Создатель ряда статей на музыкально-публицистические темы. Член Союза композиторов СССР.

Миша Танич писал, что Френкель «был очень профессиональным мелодистом, тактичным и вежливым человеком в жизни — из числа тех людей, у каких не бывает врагов» (М. И. Танич, «Играла музыка в саду», М., «Вагриус», 2000).

Ян Френкель скончался 25 августа 1989 года в Риге. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Семья

Пребывал с семьей в коммунальной квартире на Трубной площади в Москве, в предстоящем на улице Новоалексеевская, в последние годы жизни на улице Готвальда (сейчас улица Чаянова). Мемориальная доска на этом доме была установлена в декабре 2000 года.

Его вдова Наталия Михайловна, урождённая графиня Лорис-Меликова, актриса, погибла посреди 1990-х, дочь Нина с 1980 года проживает в Италии, внук — Ян Френкель-младший — музыкант (пианист и аранжировщик) Оркестра академии береговой охраны США, с 2011 г. директор музыкального отделения Кадетского корпуса Академии береговой охраны США.

Заслуги и звания

  • Муниципальная премия СССР (1982) — за песни последних лет
  • Народный артист Дагестанской АССР
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1973)
  • Народный артист РСФСР (1978)
  • Народный артист СССР (1989)
  • Орден Дружбы народов

Творчество

Музыка к кинофильмам

  • 1963 — Недлинные истории
  • 1965 — Дамы
  • 1966 — Чёрт с ранцем
  • 1967 — Бегущая по волнам
  • 1968 — Мужской разговор
  • 1968 — Новая
  • 1968 — Новые приключения неуловимых
  • 1969 — Отыскиваете — и найдёте
  • 1969 — Про Клаву Иванову
  • 1970 — В Москве проездом…
  • 1970 — Впереди денек
  • 1970 — 20 седьмой неполный (телеспектакль)
  • 1970 — Корона Русской империи, либо Опять неуловимые
  • 1970 — Приключения жёлтого чемоданчика
  • 1971 — Путина
  • 1972 — Четвёртый
  • 1972 — Чудак из 5-ого «Б»
  • 1973 — Дача
  • 1973 — Двое в пути
  • 1973 — Непоправимый лжец
  • 1973 — По собственному желанию
  • 1974 — Анискин и Фантомас
  • 1974 — Вылет задерживается (также сам исполняет свою песню)
  • 1974 — Кыш и Двапортфеля
  • 1974 — Так как люблю
  • 1975 — Братушка
  • 1975 — Когда наступает сентябрь
  • 1975 — Это мы не проходили
  • 1976 — Моё дело
  • 1977 — Отклонение — ноль
  • 1977 — Хомут для Маркиза
  • 1978 — Вас ждет гражданка Никанорова
  • 1978 — Мужик и дамы (телеспектакль)
  • 1980 — Незваный друг
  • 1981 — Депутатский час
  • 1982 — Кое-где рыдает иволга…
  • 1982 — Денек рождения
  • 1983 — Белоснежные росы
  • 1985 — Город невест
  • 1985 — Подвиг Одессы
  • 1986 — С неба на землю
  • 1988 — Вознесение
  • 1988 — Драгоценное наслаждение
  • 1998 — Тоталитарный роман

Роли в кино

  • 1968 — Новые приключения неуловимых — скрипач
  • 1970 — Корона Русской империи, либо Опять неуловимые — официант Луи Леонид (озвучивание — А.Карапетян)
  • 1970 — Приключения жёлтого чемоданчика — гражданин у телефона-автомата

Музыка к мультам

  • 1962 — Две сказки
  • 1962 — Светлячок № 2
  • 1962 — Сказки про чужие краски
  • 1963 — Светлячок № 3
  • 1963 — Свинья-копилка
  • 1965 — Здравствуй, атом!
  • 1966 — Сейчас денек рождения
  • 1967 — Будильник
  • 1967 — А вот и я! (сюжет в киножурнале «Фитиль» № 58)
  • 1967 — Громоотвод (сюжет в киножурнале «Фитиль» № 60)
  • 1968 — Светлячок № 8
  • 1968 — Место под солнцем (сюжет в киножурнале «Фитиль» № 68)
  • 1969 — Бабушкин зонт
  • 1971 — Рассказы старенького мореплавателя. Необитаемый полуостров
  • 1972 — Рассказы старенького мореплавателя. Антарктида
  • 1976 — Стойкий оловянный солдатик
  • 1977 — Как Маша поссорилась с подушкой
  • 1978 — Маша больше не лентяйка
  • 1979 — Маша и магическое варенье
  • 1985 — Огуречная лошадь
  • 1986 — Петушок и вельможа

Песни

  • «Человек с теодолитом» (сл. Миши Танича)
  • «Годы» (сл. М. С. Лисянского, 1960)
  • «Текстильный городок» (1961, сл. М. И. Танича)
  • «Как для тебя служится» (1962, сл. М. И. Танича)
  • «Калина красная» (слова народные, 1963)
  • «Я спешу, извините меня» (сл. К. Я. Ваншенкина, 1964)
  • «Ну что для тебя сказать про Сахалин» (сл. Миши Танича, 1965)
  • «Сколько видано» (сл. И. Д. Шаферана, 1965)
  • «Вальс расставания» (сл. Ваншенкина, 1965)
  • «Август» (сл. Гофф, 1966)
  • «Погоня» (сл. Роберта Рождественского, 1968)
  • «Русское поле» (сл. Инны Гофф, 1968)
  • «Журавли» (сл Расула Гамзатова, 1968 в переводе на российский язык Наума Гребнева)
  • «Баллада о гитаре и трубе» (сл. Ю. Д. Левитанского, 1970)
  • «Для тебя» (сл. Шаферана, 1976)
  • «Обучаю игре на гитаре» (1978, сл. Ваншенкина)
  • «Мои болгарские друзья» (1979, сл. Ваншенкина).

Дискография

  • 1987 — Это песня для близких друзей… — поёт Андрей Миронов («Мелодия», С60-26029-004).

Библиография

  • Ваншенкин К. Я. Писательский клуб. — М.: Вагриус, 1998.
  • Шмыга Т. И. Счастье мне улыбалось. — М.: Вагриус, 2001.
  • Фельцман О. Б. Не только лишь мемуары. — М.: Олма-пресс, 2000.
  • Савельзон В. Л. Оренбургская история в лицах. — Оренбург, 2000.
  • Танич М. И. Игралась музыка в саду. — М.: Вагриус, 2001.
  • Вечерний гул. — М.: Вагриус, 2003.
  • Колкер А. Н. Лифт вниз не поднимает. — СПб.: ЛИК, 1998.
  • Кикнадзе А. В. Бакинская подкова. — М.: Азеррос, 2003.
  • Марягин Л. Г. Изнанка экрана. — М.: Детектив-пресс, 2003.
  • Казенин В. И. Мы — огромные друзья. — М.: ИД Композитор, 2007.

Источник: http://www.onteatr.ru/aktery/frenkel-yan-abramovich

Еврейский мемориал. Виртуальный некрополь

На сайте размещены фотографии могил лиц еврейского происхождения, оставивших след(положительный или отрицательный) в истории.До образования государства Израиль 2000 лет евреи жили почти во всех странах мира. Весь свой талант, знания отдавали тем странам и народам, где они жили, получаявзамен во многих случаях погромы, гонения и клевету.

Идея сайта – в кратком виде показать вклад лиц еврейского происхождения прошлых лет в науку, культуру, политику, религию народов мира. Как в любом народе, “вклад”

некоторых лиц носил отрицательный характер.

Все фотографии взяты из Интернета и используются в НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ.

Файвель Костинский

Могила Френкеля Яна.Новодевичье кладбище, Москва.
Ян Абрамович Френкель — советский композитор-песенник. Народный артист РСФСР (1978), Народный артист СССР (1989), Лауреат Государственной премии СССР (1982).Ян Френкель родился 21 ноября 1920 в Киеве. Учился игре на скрипке под руководством отца.В 1938—1941 учился в Киевской консерватории по классу скрипки у Якова Магазинера и по классу композиции у Бориса Лятошинского.С началом Великой Отечественной войны поступил в Оренбургское зенитное училище и играл на скрипке в оркестре кинотеатра «Аврора». По окончании училища в 1942 принимал участие в боевых действиях, был ранен и после лечения с 1943 до конца войны служил во фронтовом театре, играя на рояле, скрипке, аккордеоне. После войны с 1946 жил в Москве, делал оркестровки крупных произведений и играл на скрипке в различных ресторанах столицы. Свою первую песню («Шёл пилот по переулку» на слова М. Слободского и А. Раскина) Ян Френкель написал в 1942, будучи курсантом, однако по-настоящему ощутил призвание композитора-песенника только в 1960-е, когда получила известность его песня «Годы» на стихи Марка Лисянского.В дальнейшем судьба подарила ему таких соавторов, как Михаил Танич, Игорь Шаферан, супруги Константин Ваншенкин и Инна Гофф.
Френкель Ян.
В 1969 благодаря Марку Бернесу появилась облетевшая весь мир песня «Журавли» на стихи Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева.Ян Френкель выступал в концертах с исполнением собственных песен, обычно публика пела вместе с ним.
Его произведения были в репертуаре Людмилы Зыкиной, Иосифа Кобзона, Марка Бернеса, Эмиля Горовца, Майи Кристалинской, Анны Герман и других. Писал музыку к драматическим спектаклям, кинофильмам, мультфильмам. Снялся, как актёр, в трёх фильмах.Автор ряда статей на музыкально-публицистические темы.Ян Френкель скончался 25 августа 1989 в Риге.Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Памятная доска в честь Френкеля Яна.Улица Чаянова, дом 10. Москва.http://narnecropol.narod.ru/moskva_plaque.htm

Источник: http://jewish-memorial.narod.ru/Frenkel.htm

Ян Френкель биография, фото, его песни

Имя: Ян Френкель (Yan Frenkel)

Отчество: Абрамович

День рождения: 21 ноября 1920

Место рождения: г. Киев, Украина

Дата смерти: 25 августа 1989 (68 лет)

Место погребения: узнатьМосква, Новодевичье кладбище

Рост: 185 см

Знак Зодиака: Скорпион

Восточный гороскоп: Обезьяна

Деятельность: певец, композитор, скрипач

Биография Яна Френкеля

Детство Яна Френкеля

Мальчик родился в Киеве. По рассказам композитора, родился он с перевитой вокруг шеи пуповиной. Врачи не делали положительных прогнозов. Ян выжил, но всю жизнь у него были слабые лёгкие.

Отец, когда Яну было всего четыре года, начал обучать сына игре на скрипке. В качестве руководства он пользовался книгой, написанной Леопольдом Ауэром.

В ней было сказано, что педагогу следует любыми путями не допускать ни единой фальшивой ноты его ученика. Отец и одновременно первый учитель Яна понял это по-своему.

Притом что сам он был очень добрым человеком, когда слышал фальшивую ноту, отпускал сыну хорошую оплеуху.

Учёба велась периодами, мешали частые болезни, из-за которых Яну приходилось часто ездить в санатории. Основательно отец продолжил его учить уже в возрасте восьми лет.

Отец был парикмахером, и часто мальчик занимался в комнате, расположенной рядом с его мастерской. Тот, слыша, что сын сфальшивил, извинялся перед клиентом, заходил к сыну и дёргал его за ухо или шлёпал. Всё это он делал молча.

Песни Яна Френкеля пел весь Советский Союз

Яков Магазинер, который был музыкальным педагогом, как-то услышал игру Яна и был поражён. Благодаря его протекции, мальчик начал учиться в музыкальной школе. Любимой цифрой маленького скрипача была тройка, и он попросил позволения учиться сразу в третьем классе.

Окончив школу, Ян поступил в консерваторию, где продолжил обучение на скрипичном отделении. Его преподавателем стал Яков Магазинер. В качестве вольнослушателя он посещал уроки Бориса Лятошинского – заслуженного украинского композитора.

В 1941-ом будущий композитор окончил консерваторию и уже в эвакуации стал курсантом зенитного училища. В кинотеатре он играл на скрипке в составе оркестра. Как раз в то время и была написана Яном его первая песня.

В 1943-ем году Френкель получил серьёзное ранение в бою и до конца войны играл на разных музыкальных инструментах, служа во фронтовом оркестре.

Начало карьеры певца Яна Френкеля

После того как война закончилась, Ян Абрамович поселился в Москве. Он выступал по вечерам в ресторанах столицы, кроме того, делал оркестровки произведений.

То, что его призвание – быть поэтом-песенником, Френкель понял лишь в шестидесятые. Песня «Годы» приобрела немалую популярность. Стихи принадлежали Марку Лисянскому.

Ему посчастливилось работать с Михаилом Таничем, с Михаилом Матусовским, с Инной Гофф, с Игорем Шафераном и другими талантливыми авторами. Френкель часто ездил со своими песнями по стране, исполняя их в клубах и переполненных залах. Обычно зрители, зная все песни наизусть, пели их вместе с талантливым композитором-песенником.
Френкелем в 1969-ом году была написана песня «Журавли».

Ян Френкель Журавли

Стихи принадлежали Расулу Гамзатову. В журнале их нашёл и показал Френкелю Марк Бернес, он же попросил написать к ним музыку. Ян Абрамович с помощью переводчика Наума Гребнёва переработал текст и написал музыку. Так родилась новая песня. Первым её исполнял Бернес, уже, будучи смертельно больным в присутствии многих военачальников.

Когда он закончил петь, маршал Конев выразил восхищение и поблагодарил исполнителя и автора. На похоронах Марка Бернеса прозвучала в том числе и эта песня.

После появления «Журавлей», Расул Гамзатов и Ян Френкель стали большими друзьями, они дружили всю жизнь.

Песня была настолько популярной, что некоторые коммунисты выступали за то, чтобы её запретить, писали письма в Политбюро ЦК. Брежнев же разрешил исполнение.

Френкель с государственным хором города Тулы записал ряд своих песен. Кроме того, он писал музыку к мультфильмам, драматическим спектаклям и кинофильмам.

Ян Френкель — Вальс расставания

Ему нравилось работать с кинорежиссёрами. Френкель знал, что как только песня появлялась в фильме, она получала новую жизнь.
В семидесятых годах началась работа над Гимном Советского Союза, а именно – над его новой музыкальной редакцией.

Для этого привлекли всех ведущих композиторов-оркестровщиков. Комиссию возглавили Г. Свиридов и Д. Шостакович. На рассмотрение была представлена масса вариантов, однако самым совершенным вариантом посчитали тот, который представил Ян Френкель.

Гениальный композитор принимал участие в съёмках трёх фильмов, играя там эпизодические роли. Один из них – это «Новые приключения неуловимых», где Френкель появился в эпизоде, играя на скрипке.

Личная жизнь Яна Френкеля

Ян Абрамович с Натальей Михайловной (женой) и дочкой Ниной жил в крохотной комнатке коммунальной квартиры. Часто он напевал свои новые, только написанные песни, что очень раздражало его соседей. Они явно не понимали, с каким гением им посчастливилось жить рядом. К его творчеству соседи были равнодушны и часто делали его семье разные пакости.

Анна Герман, Ян Френкель и Анна Качалина.

Когда Френкель шёл по улице, почти каждый второй с ним здоровался, видя знакомое лицо, на что тот всегда приветливо отвечал. В магазине его часто пропускали без очереди, а на рынке иногда даже не хотели брать с Френкеля деньги.

Дочь Френкеля Нина живёт в Италии, а внук, которого назвали Яном, стал музыкантом.

Смерть Яна Френкеля

Жизнь композитора оборвалась в Риге в 1989-ом году 25 августа, а похоронен был в Москве. Во время похорон звучала музыка и песни в исполнении Френкеля, в том числе и «Журавли».

Источник: http://www.zvezdy.com.ua/?p=1399

Полушепот Яна Френкеля

Когда по государственным российским каналам или во время застолий дружно затягивают «Поле, русское по-оле», вряд ли кто-то вспоминает о том, что мелодию эту придумал сын киевского парикмахера Ян Френкель. 25 августа исполняется 25 лет со дня его смерти

Алина РЕБЕЛЬ

Скрипка как лекарство от сквозняков

В официальных биографиях в качестве даты его рождения значится 21 ноября 1920 года. На самом же деле Ян Френкель родился на пять лет позже. Это он сам потом приписал себе лишние годы жизни — чтобы взяли на фронт.

Родился в семье киевского парикмахера Абрама Френкеля. Настоящее имя будущего композитора — Ян-Томпа, так его назвали в честь эстонского революционера.

В возрасте одного года Яна увезли из столицы в маленький городок Пологи.

Самым священным предметом в их доме была скрипка. Абрам Френкель сам выучился играть очень поздно, профессиональным музыкантом ему уже было не стать. Поэтому, едва сыну исполнилось четыре, он вложил инструмент в детские руки. Говорят, правда, что не только из любви к искусству. Мальчик рос очень слабым, часто болел, врачи нашли у него туберкулез.

А значит, любой сквозняк мог оказаться для него смертельным. Отец страшно испугался: как убережешь мальчишку от сквозняков? И он нашел повод не пускать сына на улицу: по нескольку часов кряду заставлял Яна играть на скрипке. Казалось бы, такое заточение должно было вызвать в мальчике ненависть к музыке.

Но надо отдать должное парикмахеру Абраму Френкелю: он не просто научил Яна играть, но и передал ему свое благоговение перед инструментом. А заодно и клиентов своих развлекал: стриг их, когда мальчик занимался, наигрывая трогательные мелодии.

Позже композитор вспоминал, что, если фальшивил, отец извинялся перед клиентом, медленно подходил к сыну, строго дергал за ухо и возвращался к работе.

Казалось, особого таланта к музыке у Яна не было. Мальчик был хорошим учеником, и только. Но когда ему исполнилось восемь лет, Абрам вдруг понял, что сын не просто играет по нотам — он будто сжился со скрипкой, сросся с ней, почувствовал ее душу.

Чуть позже маленького музыканта показали знаменитому педагогу киевского музыкального училища Якову Магазинеру. Тот был поражен тем, как чисто и с каким глубоким чувством играл этот болезненный мальчик. Яна зачислили в училище, сразу в третий класс, и судьба будущего композитора была предопределена.

После училища он без труда поступил в Киевскую консерваторию. Подрабатывал в оркестрах, бегал с концерта на концерт, жадно впитывал новые знания и впечатления.

А потом наступил 1941-й. В один день мир раскололся на «до», в котором были репетиции и концерты, и «после», где шла мобилизация. Яну было всего шестнадцать. На фронт его не взяли, отправили вместе с другими студентами консерватории на Донбасс на сельхозработы. Но Френкель недолго продержался в полях.

Когда-то слабый болезненный мальчик к своим 16 годам стал широкоплечим мужчиной двух метров роста.

А потому в Оренбургском зенитном училище совсем не удивились, когда к ним пришел записываться в армию молодой человек 1920 года рождения: Ян собственноручно исправил цифры в документах и «повзрослел» на пять лет.

Война и музыка

Именно там, в училище, вдыхая запах войны, будущий композитор напишет свою первую песню, «Шел пилот по переулку». Но засиживаться в учебном заведении не пришлось — забрали на фронт. Целый год Ян Френкель провел на передовой. Потом было тяжелое ранение, госпиталь. Второй раз в его жизни врачи вынесли смертный приговор: не выживет, надеяться можно только на чудо.

И чудо произошло: раненый пошел на поправку. От военной службы его освободили, но оставаться в стороне Ян не мог. Попросился во фронтовой театр, который организовали при Московском городском управлении искусств. Одаренный музыкант пришелся ко двору: занимался музыкальным сопровождением спектаклей, сам придумывал, что играть, сам и играл.

На всех инструментах по очереди: на рояле, аккордеоне, скрипке.

Первый раз труппа выступала мрачной осенью 1943 года на Карельском фронте. «Концерты наши проходили в блиндажах, чаще всего в ближайшем соседстве с передовой, — вспоминал Френкель годы спустя.

— Тогда впервые я понял, какая это великая жизнеутверждающая сила — искусство и как оно необходимо людям при любых обстоятельствах, в любой обстановке». Потом театр прикомандировали к Первому Украинскому фронту. Каждый концерт — под грохот обстрелов, каждое выступление — как в последний раз.

Так, поднимая боевой дух солдат, отвлекая их ненадолго от тяжелой кровавой работы, Ян Френкель дошел до Берлина.

Здесь же, на фронте, случилось и третье чудо в его жизни — Наталья Меликова. Она была старше Френкеля на 14 лет, прошла всю войну, на которой, казалось бы, не до любви и сантиментов. Неприступная и горделивая, Наталья не сразу ответила на его ухаживания.

Только потом станет понятно, как тяжело было будущей жене композитора пойти на сближение. Оказалось, что простоватая на первый взгляд фамилия Меликова скрывает графский титул, который в те годы мог стоить жизни. Но широкоплечий добродушный скрипач покорил графиню.

Больше они не расставались.

Московская эстрада

После войны Френкели поселились в Москве. Как и многие в те годы, ютились в коммуналке. Ян устроился в гастрольную труппу, выступавшую на эстрадных площадках. И его заметили: высокий, сутулый, с роскошными «чапаевскими» усами, Френкель привлекал внимание публики. Но дело было не только в харизматичной внешности.

[quote]«Всеобщее восхищение вызывал Ян Френкель, — рассказывал композитор Юрий Саульский. — На своей скрипке он воспроизводил манеру лучших джазовых саксофонистов 30-х годов — Хокинза, Уэбстера, Вентуры. Звук его скрипки был очень теплым, полным, задушевным, интонации исключительно точными.

Френкель также был талантливым импровизатором. Привлекала его музыкальность, какая-то истовая влюбленность в джаз. Как сейчас вижу: большого роста, слегка сутулый, он подходил к микрофону и играл на скрипке так, что все останавливалось, замирало. Скрипка была как бы его продолжением.

Это был не просто виртуоз — это был настоящий артист джаза».[/quote]

Вскоре московские меломаны стали «ходить на Френкеля». Столичные кинотеатры приглашали его давать концерты, он стал дирижером эстрадного оркестра, который выступал в фойе кинотеатров перед показами фильмов. Френкеля звали всюду.

И он не отказывался ни от какой работы — играл в ресторанах, переписывал партитуры для именитых членов Союза композиторов, писал оркестровки. Музыканту надо было кормить семью: у Натальи и Яна родилась дочь Нина. Но это были и его «университеты»: благодаря этой вроде бы рутинной работе Френкель научился по-настоящему чувствовать композицию.

Переработанные им произведения звучали по радио и телевидению, его приглашали работать над операми, пьесами, эстрадными песенками. Сам он не писал уже 18 лет.

Рождение звезды

А потом случился взрыв — именно так описывал сам Френкель внезапное неистовое желание высказаться, которое его охватило.

[quote]У меня появилась потребность высказаться, неодолимое желание передать то, что накопилось в душе за прошедшие сложные годы — годы юности, войны, годы сурового возрождения нашей земли.

Такая потребность возникает, наверное, у каждого человека, —вспоминал композитор. — Мне помогла песня. Она дала мне возможность беседовать с людьми, делиться тем, что испытал, что видел.

Причем я уверен: буквально обо всем можно сказать песней по-своему, не крича. [/quote]

И он, действительно, не кричал. Говорил со слушателями как бы полушепотом, не пытаясь их оглушить. Бывший фронтовик, Френкель сошелся с поэтом Константином Ваншенкиным, который много и проникновенно писал о войне. Ходил на поэтические вечера, подружился с Михаилом Таничем, Робертом Рождественским, Инной Гофф.

Его позвали на телевидение, попросили написать песни для мультипликационных и художественных фильмов. Френкель много ездил по стране, сам пел полюбившиеся публике песни. Рассказывали, что в одном поселке не оказалось в зале пианино. Чтобы принести инструмент из дома одного из жителей, требовалось разобрать стену клуба.

Разобрали.

Неожиданный взлет композитора, конечно, не прошел незамеченным. В Союзе композиторов нашлось немало завистников, которые и мечтать не могли о таком таланте.

Хотели даже изгнать Френкеля из союза, творчество его называли «бесперспективным». Но вмешался Дмитрий Шостакович.

Мэтр был краток: «Очень мелодично», — сказал он во время разбора песни Френкеля «Текстильный городок». Завистникам пришлось угомониться.

Всенародная слава не принесла Френкелю богатства. Да он к нему и не стремился, слишком увлечен был творчеством. Семья по-прежнему жила в коммунальной квартире, время от времени Наталье приходилось ругаться с соседями.

Едва написав новую мелодию, Френкель мчался со всех ног к телефону, звонил поэту и с энтузиазмом напевал придуманное, боясь расплескать вдохновение. Подобные домашние концерты порой будили соседей по коммуналке посреди ночи, провоцировали скандалы.

Так родились песни «Кто-то теряет, кто-то находит», «Калина красная», «Обломал немало веток, наломал немало дров». Так появились мелодии, которые до сих пор заставляют нас плакать. Особенно одна — знаменитые «Журавли».

«Журавли»

Говорят, своим рождением эта песня обязана Марку Бернесу. Тяжело больной певец прочел в журнале «Новый мир» стихотворение Расула Гамзатова о погибших джигитах. Бернес тут же позвонил переводчику Науму Гребневу и попросил адаптировать стихи для песни. Следующий звонок был Френкелю. «Журавли» стали абсолютным хитом, который крутили повсюду.

В эту мелодию композитор вложил все свои воспоминания, всю боль и любовь к товарищам по фронту. «Журавли» мгновенно стали главной песней о войне. А злопыхатели снова взялись за старое: в Политбюро ЦК КПСС направили жалобу, — мол, слишком много «Журавлей». На этот раз за Френкеля вступились благодарные фронтовики.

Леонид Брежнев внимательно прочел донос и вынес резолюцию: песню исполнять, но пореже.

Можно представить, какой злостью исходили коллеги по цеху, когда Ян Френкель еще и выиграл конкурс на создание новой оркестровой версии гимна СССР, знаменитой мелодии Александра Александрова.

Композитор же, несмотря на всенародную любовь и славу, в душе оставался все тем же чуть сутулым, открытым и щедрым еврейским мальчиком со скрипкой. Никому не отказывал. Часто выступал просто для друзей. Когда мог помочь, помогал.

Многие его друзья, благодаря Френкелю, получали место в очереди на жилплощадь или телефон. Сам же Френкель долгие годы так и жил с семьей в коммуналке.

Светлый, жизнерадостный, открытый, Френкель был любимцем публики. Он выступал в концертных залах и в сельпо, выходил на сцену при любой погоде, в любом состоянии. Но годы и старая рана брали свое. По совету врачей Френкелю пришлось переехать в Ригу: климат там помягче.

Но ни климат, ни лечение не помогли. Его не стало 25 августа 1989 года. Хоронить привезли в Москву, на Новодевичье кладбище. Когда гроб опустили в могилу, из динамиков раздался мягкий, грустный голос Френкеля: «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей…».

Источник: http://www.isrageo.com/2014/08/25/jan-frenkel/

Ян Френкель біографія, фото, його пісні

Ім’я: Ян Френкель

Читайте также:  Татьяна догилева - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Дата народження: 21 листопада 1920 р.

Знак Зодіаку: Скорпіон

Східний гороскоп: Мавпа

Місце народження: Київ р., Україна

Дата смерті: 25 серпня 1989 р. (68 років)

Діяльність: співак, композитор, скрипаль

Біографія Яна Френкеля

Дитинство Яна Френкеля

Хлопчик народився в Києві. За розповідями композитора, народився він з перевитого навколо шиї пуповиною. Лікарі не робили позитивних прогнозів. Ян вижив, але все життя у нього були слабкі легені.

Батько, коли Яну було всього чотири роки, почав навчати сина грі на скрипці.

В якості керівництва він користувався книгою, написаної Леопольдом Ауэром. У ній було сказано, що педагогу слід будь-якими шляхами не допускати жодної фальшивої ноти його учня. Батько і одночасно перший вчитель Яна зрозумів це по-своєму.

Притому що сам він був дуже доброю людиною, коли почув фальшиву ноту, відпускав синові хорошу ляпас.

Навчання велось періодами, заважали часті хвороби, з-за яких Яну доводилося часто їздити в санаторії. Грунтовно батько продовжив його вчити вже у віці восьми років.

Батько був перукарем, і часто хлопчик займався в кімнаті, розташованій поруч з його майстерні. Той, почувши, що син сфальшивив, вибачався перед клієнтом, заходив до сина і смикав його за вухо або тьопав. Все це він робив мовчки.

Яків Магазинер, який був музичним педагогом, як почув гру Яна і був вражений. Завдяки його протекції, хлопчик почав навчатися в музичній школі. Улюбленою цифрою маленького скрипаля була трійка, і він попросив дозволу вчитися в третьому класі.

Закінчивши школу, Ян вступив до консерваторії, де продовжив навчання на скрипковому відділенні. Його вчителем став Яків Магазинер. Як вільний слухач він відвідував уроки Бориса Лятошинського – заслуженого українського композитора.

У 1941-му майбутній композитор закінчив консерваторію і вже в евакуації став курсантом зенітного училища. У кінотеатрі він грав на скрипці в складі оркестру. Як раз в той час і була написана Яном його перша пісня.

У 1943-ем році Френкель отримав серйозне поранення в бою і до кінця війни грав на різних музичних інструментах, служачи у фронтовому оркестрі.

Початок кар’єри співака Яна Френкеля

Після того як війна закінчилася, Ян Абрамович оселився в Москві. Він виступав вечорами в ресторанах столиці, крім того, робив оркестровки творів.

Те, що його покликання – бути поетом-піснярем, Френкель зрозумів лише в шістдесяті. Пісня «Роки» придбала чималу популярність. Вірші належали Марку Лисянскому.

Йому пощастило працювати з Михайлом Таничем, з Михайлом Матусовским, з Інною Гофф, з Ігорем Шафераном та іншими талановитими авторами. Френкель часто їздив зі своїми піснями по країні, виконуючи їх у клубах і переповнених залах. Зазвичай глядачі, знаючи всі пісні напам’ять, співали їх разом з талановитим композитором-піснярем. Френкелем у 1969-му році була написана пісня «Журавлі».

Ян Френкель Журавлі Вірші належали Расулу Gamzatovu. У журналі їх знайшов і показав Френкелю Марк Бернес, він же попросив написати до неї музику. Ян Абрамович з допомогою перекладача Наума Гребньова переробив текст і написав музику. Так народилася нова пісня. Першим її виконував Бернес, вже, будучи смертельно хворим в присутності багатьох воєначальників.

Коли він закінчив співати, маршал Конєв висловив захоплення і подякував виконавця і автора. На похороні Марка Бернеса прозвучала в тому числі і ця пісня.

Після появи «Журавлів», Расул Гамзатов і Ян Френкель стали великими друзями, вони дружили все життя.

Пісня була настільки популярною, що деякі комуністи виступали за те, щоб її заборонити, писали листи в Політбюро ЦК. Брежнєв ж дозволив виконання.

Френкель з державним хором міста Тули записав ряд своїх пісень. Крім того, він писав музику до мультфільмів, драматичних вистав та кінофільмів.

Ян Френкель — Вальс розставання Йому подобалося працювати з кінорежисерами. Френкель знав, що як тільки пісня з’являлася у фільмі, вона одержувала нове життя.

У сімдесятих роках почалася робота над Гімном Радянського Союзу, а саме – над його новою музичною редакцією. Для цього залучили всіх провідних композиторів-оркестровщиків. Комісію очолили Р. Свиридов і Д. Шостакович.

На розгляд була представлена маса варіантів, однак найдосконалішим варіантом вважають той, який представив Ян Френкель.

Геніальний композитор брав участь у зйомках трьох фільмів, граючи там епізодичні ролі. Один з них – це «Нові пригоди невловимих», де Френкель з’явився в епізоді, граючи на скрипці.

Особисте життя Яна Френкеля

Ян Абрамович з Наталією Михайлівною (дружиною) і донькою Ніною жив в крихітній кімнаті комунальної квартири. Він Часто наспівував свої нові, щойно написані пісні, що дуже дратувало його сусідів. Вони явно не розуміли, з яким генієм їм пощастило жити поруч. До його творчості сусіди були байдужі і часто робили його сім’ї різні капості.

Коли Френкель йшов по вулиці, майже кожен другий з ним вітався, побачивши знайоме обличчя, на що той завжди привітно відповідав. У магазині його часто пропускали без черги, а на ринку іноді навіть не хотіли брати з Френкеля гроші.

Дочка Френкеля Ніна живе в Італії, а онук, якого назвали Яном, став музикантом.

Смерть Яна Френкеля

Життя композитора обірвалося в Ризі в 1989-му році 25 серпня, а похований був у Москві. Під час похорону звучала музика та пісні у виконанні Френкеля, у тому числі і «Журавлі».

Источник: https://bestfacts.com.ua/znamenitosti/yan-frenkel-biografiya.html

Френкель Ян Абрамович

(1920-1989) российский композитор

Творчество Яна Абрамовича Френкеля удивительно разнообразно: он писал камерную, вокальную, инструментальную музыку. Но особенной популярностью пользуются его песни.

Ян Френкель родился в маленьком украинском городке Пологи и получил свое имя в честь известного эстонского революционера Яна Томпы, казненного в 1918 году. Его отец был парикмахером, но всю жизнь увлекался музыкой. Сам он не смог получить профессионального образования, но сделал все возможное, чтобы сын стал настоящим музыкантом.

Когда мальчику исполнилось четыре года, отец начал учить его играть на скрипке, но у Яна были слишком слабые руки, и занятия пришлось отложить — мальчик стал обучаться игре на пианино.

В восемь лет он продолжил занятия на скрипке и под руководством отца стал так хорошо играть, что на него обратили внимание педагоги. К тому времени семья переехала в Киев. Ян поступает сразу в третий класс музыкальной школы, где занимается с известным скрипачом Я. Магазинером. Заметив у мальчика задатки виртуоза, тот начал готовить Яна к поступлению в консерваторию.

После окончания школы Ян Френкель стал студентом сразу двух отделений Киевской консерватории — скрипичного и композиторского, где его наставником был украинский композитор Б. Лятошинский. Параллельно Френкель продолжал занятия с Магазинером, который и посоветовал выступать в ансамблях. Тогда он впервые осознал, что музыка может стать средством поддержки семьи.

Когда Ян Абрамович Френкель закончил третий курс, началась война.

Он не подлежал призыву из-за возраста, поэтому вместе с другими студентами был направлен в Донбасс на сельскохозяйственные работы.

Только в начале 1942 года его призвали в армию. Закончив Оренбургское зенитное училище по краткосрочной программе в конце 1943 года, Френкель попал на фронт, став командиром орудия.

Однако через два месяца его тяжело ранило, и он оказался в госпитале. После курса лечения, Ян Френкель был признан непригодным для прохождения военной службы, но все же добился направления во фронтовой театр, находившийся на Карельском фронте.

Он попал в коллектив, которым руководили московские режиссеры А. Арнольд и Ф. Каверин, где ему пришлось не только играть на различных музыкальных инструментах, но и писать музыку для оформления спектаклей и концертов.

Театр постоянно концертировал, и Френкель оказывался в гуще происходивших на фронте событий. Впоследствии военные впечатления стали одной из главных тем его творчества.

После возвращения с фронта бригаду переформировали, и театр возглавила артистка Театра оперетты К. Новикова. Яну Френкелю вновь пришлось обратиться к классической музыке: он выступал как аккомпаниатор, писал фортепьянные аранжировки известных опереточных арий.

С музыкальным коллективом Новиковой, Френкель прошел по фронтовым дорогам от Москвы до Праги. День Победы он встретил под Берлином, где бригада давала концерт в ставке маршала Георгия Жукова.

Ян Абрамович Френкель продолжил концертную деятельность и после войны, ездил по разным городам, проявляя виртуозное умение игры на скрипке и аккордеоне.

В начале пятидесятых годов он поселяется в Москве и начинает работать как дирижер эстрадного оркестра, выступает в ресторанах, в фойе кинотеатров. В то время на эстраде появились первые джазовые ансамбли, и Френкель начинает выступать в них в качестве пианиста.

Особое значение для него имела работа под руководством М. Фрумкина и Л. Олаха, который убедил его продолжить работу в качестве аранжировщика. Теперь он не только перекладывает для джаза популярные мелодии, но и помогает профессиональным композиторам как оркестровщик.

В конце пятидесятых годов Яну Френкелю удается устроиться корректором в издательство Музыкального фонда. Он должен был готовить к печати партитуры произведений, авторами которых были известнейшие композиторы. Впоследствии он признавался, что работа с партитурами как бы помогла ему завершить музыкальное образование и окончательно сформироваться как композитору.

Тогда Френкель впервые начал сочинять собственную музыку. Он пишет оркестровые пьесы, вальсы, мазурки. Особой популярностью пользовалась комическая танцевальная сценка «Именины лисы».

Музыка Яна Френкеля отличалась не только безупречным вкусом, но и тонким чувством возможностей каждого используемого инструмента. Его пьесы входят в репертуар известных коллективов, их исполняют оркестры под управлением Г. Рождественского, Л. Утесова, Э. Рознера. В 1959 году Рождественский записал сюиту Френкеля на радио, и музыка композитора впервые прозвучала в эфире.

Своеобразным признанием известности Яна Френкеля стало его участие в подготовке новой редакции Гимна СССР.

Именно его вариант был принят комиссией и стал исполняться как гимн страны.

С 1960 года Ян Абрамович Френкель перестает работать в издательстве и полностью сосредотачивается на сочинении музыки, впервые обратившись к песенному жанру. Одна из первых, вскоре ставшая популярной песня «Солдаты» была написана на стихи К. Ваншенкина и прозвучала на радио в исполнении М. Бернеса. С нее началось сотрудничество композитора с популярным артистом кино.

Одна из лучших песен-баллад «Журавли» была написана на стихотворение Р. Гамзатова после незначительной переработки текста. Впоследствии Ян  Френкель продолжил намеченную линию в своем творчестве, написав еще несколько баллад на стихи К. Ваншенкина, Я. Козловского, Ю. Левитанского, А. Поперечного.

Особенной популярностью до настоящего времени пользуется песня «Русское поле», написанная на стихи И. Гофф, и в дальнейшем Френкель неоднократно обращался к стихам поэтессы.

Композитор считал, что киномузыка является составной частью драматургического решения картины. Поэтому он всегда настаивал на том, чтобы писать не отдельные фрагменты, а цельную сюиту.

Первым подобным опытом стала музыка к картине Э. Кеосаяна «Неуловимые мстители». Несмотря на просьбы режиссера, композитор не стал использовать мелодику популярных революционных песен. Он сочинил собственную музыку, настолько точно отразив своеобразие времени, что впоследствии критики отказывались верить в то, что вся музыка в картине авторская.

На протяжении многих лет Ян Абрамович Френкель работал вместе с режиссером Л. Марягиным. Они создали несколько картин, и для каждой Френкель выстроил музыкальный ряд на современных и лирических ритмах.

Иногда случалось так, что удачно найденная песня определяла стилистику всей картины. Так, услышав песню Френкеля «Калина красная», В. Шукшин не только пригласил композитора писать музыку, но и переделал почти готовый сценарий.

Ян Френкель прекрасно проявил себя и как аранжировщик русской народной музыки. Воспользовавшись мелодиями народных песен, композитор создал оригинальный мелодический строй фильма.

В конце шестидесятых годов, Ян Абрамович Френкель становится заместителем председателя Союза композиторов РСФСР. Тогда он впервые начинает выступать с сольными концертами, исполняя на них песни и музыкальные пьесы. Эти концерты проводились до последних дней жизни композитора.

Источник: http://biografiivsem.ru/frenkel-yan-abramovich

Мелодии Яна Френкеля. Почему Л. Брежневу пришлось решать судьбу песни «Журавли»?

Френкель был, по словам поэта К. Ваншенкина, необычным человеком: почти двухметрового роста, крупного телосложения, всегда элегантен, улыбчив и добр. Своей профессией Ян был одержим.

Сочинив новую мелодию, он тут же брал телефонную трубку и звонил… Френкель мог звонить кому угодно, даже соседу по коммуналке на Трубной площади, в которой жил половину своей жизни, только бы услышать мнение о песне.

Он никогда не был резким, даже в оценке творчества своих коллег. А порой и стеснителен, если дело касалось повседневной жизни.

Однажды приехав со своим другом, соавтором И. Шафераном, в рыболовецкий поселок, где должен был состояться концерт, они обнаружили, что в помещении нет рояля. Шаферан сразу заскучал.

А Френкель осторожно спросил организаторов концерта: «А пианино у вас в поселке есть?» На глазах гостей несколько мужчин отправились в школу, принесли пианино, затем «разворотили» почти полстены дома и поставили инструмент.

Рыбаки долго не отпускали «артистов» из Москвы, прося петь любимые песни еще и еще…

Внешне спокойный и вежливый, он производил впечатление благополучного человека. Мало кто знал, сколько невзгод пришлось ему пережить. Френкелю все давалось с трудом. Так, играть на скрипке Ян научился не сразу.

Киевский парикмахер и неплохой скрипач Абрам Натанович Френкель, когда у него 21 ноября 1920 года родился сын, был уверен, что Ян станет известным скрипачом. Отец стал учить сына, едва ему исполнилось 4 года.

При этом Абрам Френкель не уставал повторять: «Будешь играть фальшиво, ничего из тебя не получится».

Читайте также:  Юлдуз усманова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Учился Ян с перерывами, мешали болезни, которые одолевали мальчика в детстве. Вся учеба проходила в скитаниях по школам и санаториям. Однажды, услышав игру Яна, педагог киевского музыкального училища Я. Магазинер определил его сразу в 3-й класс. Окончив училище, Френкель поступил на скрипичное отделение в консерваторию.

Когда началась Вторая мировая война, Ян стал учиться в зенитном училище. По состоянию здоровья он мог оформить бронь, ему предлагали работу в тылу, но Френкель пошел на фронт. Только после ранения и длительного лечения Ян согласился выступать во фронтовом театре. Он всегда поражал знатоков музыки своей виртуозной игрой на скрипке, пианино и аккордеоне.

В 1946 году Ян Абрамович переехал в Москву, у него была очаровательная жена Наташа, которую он очень любил, потом родилась дочь Нина.

Чтобы прокормить семью, Френкель отправился не в Союз композиторов, а в кинотеатр.

Потом кто-то из давних друзей сказал ему, что больше платят в ресторанах, и Френкель сменил публику, оставив скрипку и сев за пианино. Его заметили и стали приглашать в различные оркестры.

Тогда он еще всерьез не был увлечен музыкой, но дома подолгу сидел у рояля, играя понравившиеся мелодии. Рядом с такими корифеями, как Н. Богословский, В. Соловьев-Седой, М. Фрадкин, Э. Колмановский, О. Фельцман, А. Новиков, Френкель чувствовал себя мальчишкой. С такими гигантами в музыке, как А. Пахмутова и А. Эшпай, Ян Абрамович и не собирался состязаться.

Все произошло неожиданно для самого Френкеля. Когда требовалась музыка для мультфильма, озвучка постановок на радио, то редакторы обращались к нему, видимо, считая, что он менее занят, чем маститые аранжировщики. Впрочем, так оно и было. И Ян Абрамович с удовольствием отдавался работе.

В 60-е годы прошлого столетия, в период «оттепели» его исповедальная и лиричная музыка стала близка людям. Его первая песня «Годы» на слова М. Лисянского не имела широкого резонанса. Но следом Френкель в сотрудничестве с поэтом М. Таничем, пишет музыку к песням «Как тебе служится?» и «Текстильный городок».

Френкель с радостью работал с режиссерами кино, зная, что песня из фильма буквально на второй день приобретает новую жизнь. Так было и с песнями из кинофильма П. Любимова «Женщины». Песни Френкеля «Любовь — кольцо» и «Вальс расставания» сразу полюбились зрителям.

Во время съемок встал вопрос, кто будет исполнять песню о вальсе. Режиссер настаивал на профессиональном исполнении, а Френкель негромко заметил: «А вы послушайте Нину Сазонову».

Как потом вспоминала актриса, когда Любимов предложил ей спеть «Кружится, кружится старый вальсок…», то позже сказал: «Мотив простой, но какой-то чудодейственный». Впрочем, актриса и сама это поняла.

Вскоре в Союзе композиторов решили заслушать вопрос о творчестве Френкеля. В кулуарах уже поговаривали о его исключении из Союза. В ходе заседания на Яна Абрамовича обрушился целый поток критики. Его как композитора называли беспомощным и бесперспективным.

Не пощадили даже его песню «Текстильный городок», которая имела большую популярность. Мелодия «Подмосковный городок, липы желтые в рядок. Подпевает электричке ткацкой фабрики гудок…» очень нравилась Д. Шостаковичу, который пришел на заседание СК.

Он и положил конец спорам, просто сказав: «Очень мелодично…»

В 1969 году, 40 лет назад, Ян Френкель написал песню «Журавли», впоследствии облетевшую весь мир. Некоторые из современников Яна Абрамовича рассказывали, что актер М.

Бернес как-то в журнале нашел стихотворение Р. Гамзатова «Журавли», отдал его поэту Н.

Гребневу, чтобы тот отредактировал проникновенные строки, и только потом обратился к Яну Френкелю, попросил переложить на музыку.

Впервые, уже больной, М. Бернес спел «Журавлей» в редакции газеты «Комсомольская правда». При этом присутствовали видные военачальники. Среди них был маршал Ю. Конев, который с трудом сдерживая слезы, сказал, обращаясь к М. Бернесу и Я. Френкелю: «Спасибо. Как жаль, что нам отказано в праве плакать».

С каждым днем песня «Журавли» становилась все популярней.

Но это почему-то не понравилось коммунистам-атеистам, которые засыпали политбюро ЦК КПСС письмами, требуя запретить ее исполнение, мотивируя это тем, что люди исполняют ее как молитву в церквях, мечетях.

Члены политбюро передали этот вопрос на рассмотрение самого Генерального секретаря Л. Брежнева. Тот на «деле» о песне «Журавли» в присущем ему стиле написал: «Исполнять можно, но не часто»…

Френкель любил ездить по стране, выступать в переполненных клубах на селе, в рабочих поселках, шахтерских городках со своими песнями. Очень часто Ян Абрамович сам исполнял песни.

На концертах он пел уже полюбившиеся всем мелодии: «Я спешу, извините меня…», «Как тебе служится, с кем тебе дружится, мой молчаливый солдат», «Годы, вы как чуткие струны», «Ну что тебе сказать про Сахалин», «Скоро осень, за окнами август…», «Обломал немало веток…», «Кто-то теряет, кто-то находит…», «Вот так и живем…» и др.

Не менее известную мелодию песни «Русское поле», прозвучавшую в фильме Э. Кеосаяна «Новые приключения неуловимых», Френкель создал прежде, чем поэтесса И. Гофф сочинила к ней слова. Для этого же фильма Френкель вместе с поэтом Р. Рождественским написали песню «Погоня».

Стоит сказать еще об одной песне, которая давно всеми любима — «Калина красная». Народные слова песни «Калина красная, калина вызрела…» обработал поэт Е. Синицын, а вот… музыка. Ее сочинил Ян Френкель.

Этот поистине мастер песенного искусства написал больше 200 песен. В них, по словам его друга К. Ваншенкина, «море вкуса, много такта, бездна деликатности». Песни Яна Френкеля мы все поем до сих пор. Они будут жить вечно, как настоящее большое искусство, которое не умирает…

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/biographies/articles/28768/

Вдова Михаила Танича: “Муж и Ян Френкель не раз вместе готовили борщ. Они обожали украинскую кухню”

Двадцать пять лет назад перестало биться сердце известного композитора-песенника, народного артиста СССР Яна Френкеля

Ян Френкель — автор музыки к песням «Журавли» («Мне кажется порою, что солдаты…»), «Погоня», «Русское поле», «Вальс расставания», «Калина красная» и многим другим. Родился композитор в Киеве в семье парикмахера, который купил сыну скрипку и мечтал, чтобы тот стал музыкантом. Так и случилось.

Ян Френкель прожил 68 лет. О том, каким он был человеком, «ФАКТАМ» рассказала поэтесса Лидия Козлова, вдова Михаила Танича, с которым Яна Абрамовича связывала многолетняя дружба.

— Мой муж Михаил Танич познакомился с Яном Френкелем в редакции газеты «Московский комсомолец», куда принес свои стихи, — говорит Лидия Козлова (на фото). — Печатать их отказались. В коридоре Михаил Исаевич встретился с начинающим композитором — высоким, двухметрового роста, с усами.

Тот захотел прочитать эти стихи мужа. Френкелю они понравились, и композитор предложил написать на них музыку. Так родилась песня «Текстильный городок». Прозвучав по радио в программе «С добрым утром!», в течение недели она стала популярной. Первой исполнила песню Рая Неменова.

Потом пели ее и Майя Кристалинская, и Валентина Толкунова, и Елена Великанова…

А Ян Абрамович и Михаил Исаевич продолжали работать вместе, сочиняли все новые и новые песни: «Как тебе служится?», «Ну что тебе сказать про Сахалин?». Вместе создали их около двух десятков.

Постепенно творческие отношения мужа и Яна переросли в дружбу. Пробивались они вместе, обоим было нелегко. Когда Френкель приехал в Москву, то лет десять, чтобы заработать на хлеб насущный, делал членам Союза композиторов аранжировки их мелодий.

Этот опыт пригодился, когда он стал писать собственные песни.

— Ян Френкель родился в Киеве, учился в Киевской консерватории. Любил вспоминать этот период жизни?

— Очень тепло отзывался о Киеве. Они оба с моим мужем восхищались этим необыкновенно красивым городом. Не раз, когда мы собирались семьями, Миша и Ян готовили борщ — обожали украинскую кухню. Танич, к слову, какое-то время учился в Харькове. Очень любили и котлеты по-киевски. Всегда заказывали их в ресторанах, куда мы часто ходили.

— Практически прямо из студенческой аудитории Ян Френкель попал на войну. Читала, что он загадал: если не погибнет на фронте, станет композитором.

— Он выступал в агитбригадах, которые ездили на фронт. Был ранен. После ранения впервые сочинил мелодию и понял, что у него получается. В одной из агитбригад познакомился с будущей своей женой. Наташа была актрисой, работала в Театре Советской Армии. А начинала, кстати, дублером Любови Орловой. Помните фильм «Весна»? Девушка, которая показана спиной в одном из эпизодов, и есть жена Яна.

— Говорят, Ян Френкель обладал даром предвидения. Он знал, что у них родится дочь, и даже дату ее рождения предсказал.

— Об этом не слышала, но я знаю характер Яна. Он был человек пронзительный: говорил негромко, смотрел внимательно и многое мог предчувствовать. Мистический ли это дар предвидения, не могу сказать.

Но все-таки по знаку Зодиака он Скорпион, а люди этого знака склонны к мистическому дару.

Даже тот факт, что после ранения на фронте в нем родилась музыка, — это же не так просто! Человек живет, не сочиняет никаких мелодий, и вдруг — раз! — и происходит такое вот.

— Ян Френкель часто бывал за границей?

— Ездил много — гастроли были за гастролями. И всегда всем привозил подарки. Был очень внимательным человеком: знал, кто из друзей что любит, чему обрадуется. Мне привозил пластинки с музыкой. Мог привезти кофточку, пояс, помаду… Однажды вручил сережки и кольцо с бирюзой, а к ним пластинку с цыганской песней: «Бирюзовые золоты колечки…»

Помню, прихожу домой, муж открывает дверь и говорит: «А у нас Янчик!» Тогда он и подарил эти украшения. Они у меня есть до сих пор. Бирюза состарилась, стала зеленой, это же было пятьдесят лет назад! Но я все равно люблю этот комплект. Когда смотрю на него, думаю: «Когда-то Янчик подарил!»

— Как он одевался?

— В классической манере, стильно: обычно в клубном пиджаке и хорошо подобранном галстуке. Он был человеком очень обаятельным, улыбался в свои усы, но никогда не спешил что-то говорить.

— По меркам своего времени Френкель считался состоятельным человеком?

— Когда Танич и Френкель познакомились, оба были практически нищими. Борщ варили совместными усилиями — в складчину покупали мясо, овощи. А когда пошли «авторские» за шлягеры, которые пела вся страна, все стало иначе.

Ян никогда не роскошествовал, но любил хорошую жизнь. После получения нашими мужьями «авторских» мы каждую неделю ходили в ресторан, чтобы вкусно поесть и пообщаться в удовольствие.

Причем когда музыканты в ресторане видели, что пришли Танич и Френкель, начинали исполнять их песни.

— У Яна Френкеля были хорошая квартира, дача, машина?

— Когда пошел в гору и стал знаменитым, смог собрать деньги на то, чтобы построить кооперативную квартиру. А до этого жил с семьей в коммуналке. Ездил на такси. А отдыхать с женой и дочкой любил в Юрмале в Доме композиторов. У нас в Юрмале была дача. И они не раз к нам приезжали.

Мы любили посидеть у нас или пойти в какой-то ресторанчик на море. Там же, в Юрмале, на нашей даче мы виделись с Яном последний раз. Он привез целый дипломат пива, закуски разные… Мы просидели весь день, столько говорили, вспоминали, смеялись. А через неделю Яна не стало.

У него были больные легкие, но, конечно, о том, что он умрет, тогда никто не мог подумать.

— Читала, что на похоронах Яна Френкеля звучала написанная им в соавторстве с Расулом Гамзатовым песня «Журавли» в исполнении Марка Бернеса.

— Она, к слову, стала последней песней и Бернеса. Он умирал от рака и знал, что больше петь не сможет. Это очень трогательная и замечательная песня. Она звучала и на 25-летии свадьбы Яна и Наташи, которое они отмечали в ресторане. Когда Ян исполнил ее, все растрогались.

— Без слез ее действительно нельзя слушать. Читала, что атеисты усмотрели в песне «Журавли» схожесть с молитвой и обратились в ЦК КПСС с просьбой… запретить исполнять ее. Решил судьбу песни якобы сам Брежнев: мол, исполнять можно, но нечасто.

— Вполне возможно, но видите же — песню поют до сих пор!

— С Марком Бернесом Яна Френкеля связывала дружба?

— Да, они дружили. Мне вспоминается, как в 1960-е в Москву из Америки приехала Марлен Дитрих и как мы ходили на ее выступление: я с Мишей, Ян с Наташей и Бернес с Лилей. Выступала Марлен Дитрих в Театре эстрады.

Достать билеты было невозможно! И тогда Ян с Бернесом пошли и выпросили каким-то образом для нас шесть билетов в первый ряд балкона. Мы заходим, садимся.

Смотрим в таком восторге — и как она поет, и как выглядит!

И вдруг в перерыве Марк говорит: «Лида, сбегай за сцену и посмотри на мадам вблизи». Я отправляюсь за кулисы. Встречаю Утесова и говорю ему: «Леонид Осипович, выведите меня к Марлен Дитрих!» И он выводит меня на сцену. Мы целуемся с Марлен Дитрих, улыбаемся друг другу. Я по-английски ведь не говорю.

Внимательно смотрю на нее. А когда возвращаюсь, Бернес и Ян спрашивают: «Лида, как мадам вблизи?» «Супер! — отвечаю. — Как… реклама смерти». Ей было уже немало лет, а после пластической операции лицо стало практически неподвижным.

Ребята похохотали и говорят: «А у нас бабы лучше! И Наташа, и Лиля, и ты, Лида»…

— Интересно, а как работал Ян Абрамович?

— Трудился он с утра до ночи. Позавтракав, садился за инструмент и просил оставить его одного. В пятнадцатиметровой комнате, где они жили с женой, дочкой и огромной собакой, сосредоточиться было непросто.

Дочку Нину отводили в детсад, Наташа шла на кухню или куда-то по делам. И тогда Ян начинал работать. А когда что-то сочинил, обязательно должен был с кем-то поделиться. Но так, думаю, у большинства творческих людей.

Ты что-то создал, и в душе восторг, но не знаешь, как созданное тобой воспримут окружающие. Поэтому и спешишь тут же узнать.

— Как Ян Френкель относился к славе?

— Наверное, слава нравится всем. Кому ж не нравится, когда тебя любят? Когда человек написал песню, которую все запели, он уже счастлив. А когда ты приходишь в ресторан и оркестр вдруг начинает играть твои песни, конечно, приятно. Песни Яна Френкеля знали и за границей.

Как-то в Москву приехал оркестр из Германии, и мы были приглашены на концерт в Лужники. Приходим, садимся, и вдруг они начинают играть «Текстильный городок». Представляете?

Но нужно помнить, что эта слава пришла к Яну после многих жизненных испытаний. Двадцатилетним он попал на войну, был ранен. Непросто было и после.

Когда много лет тебя не признают и никуда не хотят пускать, и только работу аранжировщика позволяют делать, каково это? Нужно было пройти этот нелегкий путь, утвердиться, доказать своим творчеством, что ты имеешь право на известность. И он прошел его и был оценен по достоинству.

— Как сложилась жизнь его дочери?

— Знаю, она живет сейчас в Италии. После смерти Яна к ней переехала и Наташа. Внук Яна стал музыкантом.

— К слову, когда открылся железный занавес, Ян Френкель не мечтал эмигрировать?

— Нет, никогда об этом не говорил. У него здесь, на родине, была любовь народная. Как можно от нее убежать? Убежишь куда-то, а там вдруг станешь никем. Любовь народную ничто не заменит. Песни Яна Френкеля ведь слушают и поют до сих пор!

Источник: https://fakty.ua/187441-vdova-mihaila-tanicha-ne-raz-kogda-my-sobiralis-semyami-muzh-i-yan-frenkel-gotovili-borcsh-oni-obozhali-ukrainskuyu-kuhnyu

Ссылка на основную публикацию