Акира куросава – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Акира Куросава

Акира Куросава был самым младшим из восьми детей в семье Исаму и Симы Куросавы. В раннем детстве он обнаружил склонность к занятию искусством.

Вершиной его достижений в этой области была написанная им картина «Сэйбуцу», принятая на выставку «Ника-тэн» в 1928 году.

Не сумев поступить в колледж, Куросава, когда ему уже было за 20 лет, решил заняться кино, начав работать ассистентом режиссёра Кадзиро Ямамото на престижной японской кинофирме PCL «Фото кемикл лабораториз» (впоследствии известной как «Toho Studios»).

Первые фильмы

Через семь лет работы ассистентом режиссёра Куросава впервые получил возможность участвовать в создании фильма более основательно — для картины «Гений дзюдо» (яп. ???? Сугата Сансиро:, 1943) сценарий он написал сам. Фильм рассказывал о развитии дзюдо в стране в конце XIX века.

Затем последовали ещё десять фильмов, в том числе «Самые красивые» (яп. ????? Итибан уцукусику, 1944), «Гений дзюдо II» (яп. ????? Дзоку Сугата Сансиро:, 1945) и «Пьяный ангел» (яп. ?????? Ёидорэ тэнси, 1948). Это была первая совместная работа Куросавы с молодым актёром Тосиро Мифунэ.

Расёмон

Куросава получил международную известность и признание после выхода в 1950 году на экран фильма «Расёмон» (яп.

??? Расё:мон, в ролях Тосиро Мифунэ и Такаси Симура), поставленного по произведениям Рюноскэ Акутагавы «Ворота Расёмон» и «В чаще», снятого в жанре «дзидайгэки» (фильмы о воинах феодальной Японии — самураях). Оценки критиков во всём мире были более чем доброжелательные.

Этот фильм, тщательно спланированный и наполненный философским смыслом, перенося зрителя в прошлое и будущее, рассказывает о насилии и убийстве в феодальной Японии с четырёх точек зрения.

О появлении Куросавы на международном экране было заявлено триумфом этого фильма на кинофестивале в Венеции — получением Гран-При «Золотой Лев» и специальной премии Американской Академии Киноискусства «Оскар» (1951) за лучший иностранный фильм года.

Идиот

В 1951 году Куросава снимает второй фильм для японской киностудии Shochiku (первым был фильм «Скандал»). Фильмом стала одноименная японская киноадаптация романа Федора Достоевского «Идиот».

Оригинальная версия фильма должна была состоять из двух частей и продолжаться 265 минут экранного времени. Фильм полностью снимался в студии (в связи с пожеланием режиссёра).

Но после съемок студия посчитала фильм слишком длинным и заставила режиссёра перемонтировать и сократить фильм до 166 минут.

Позже Акира Куросава говорил о фильме:

Жить

В 1952 году Куросава выпускает на экраны философскую драму «Жить». Сюжет повествовал о токийском бюрократе и его последней цели в жизни. Фильм был хорошо принят публикой и критикой и до сих пор остаётся одним из лучших драматических фильмов в истории. После конца съемок фильм получил премию «Золотого волка» в 1953 году.

На волне успеха фильма в 2007 году был снят ремейк фильма «Жить» и был показан по телевидению TV Asahi 9 сентября 2007 года. Действие ремейка было перенесено в 2007 год, а сюжетная линия была изменена.

Семь самураев

В то время как «Расёмон» был проникнут ощущением восточного мистицизма, следующий международный хит — «Семь самураев» (яп. ???? Ситинин но самурай, 1954) свидетельствовал об увлечении кинорежиссёра западным обществом и его культурой.

В действительности одним из великих достижений Куросавы в 1950-х годах была разработка стиля создания фильмов, стирающих границы, использования традиций восточной и западной культур и сочетание элементов высокой и популярной культур.

В частности источником вдохновения стала для него западная литература.

Фильм появился во многом потому, что Акира Куросава очень хотел попробовать себя в популярном в Японии жанре «дзидайгэки», причем сделать его одновременно и глубоким по смыслу, и увлекательным по форме.

Первоначально он хотел сделать фильм-притчу об одном дне жизни самурая, проследить все поступки героя вплоть до вечера, когда герой должен был совершить ритуальное самоубийство. В итоге Куросава не решился взяться за такой материал, считая, что недостаточно хорошо знает необходимые нюансы.

Однако в ходе работы над этим сюжетом он набрел на случай, когда деревня, принадлежавшая одному из убитых феодалов, наняла нескольких ронинов для защиты от разбойников (строго говоря, таких же ронинов), и решил положить в основу фильма именно его.

При подготовке к съемкам Куросава написал подробные биографии и описания каждого значительного героя фильма — какую одежду он носит, как говорит, какую пищу предпочитает и так далее.

Я живу в страхе

в 1955 году, после оглушительного успеха последних фильмов куросава снимает антивоенную драму «я живу в страхе». сценарий к фильму писал куросава совместно с синобу хасимото, хидэо огуни и фумио хаясакой. в главных ролях снялись такаси симура и тосиро мифунэ, которые до этого неоднократно снимались у куросавы.

трон в крови

новая картина вышла в 1957 году, историко-философская драма по мотивам «макбета» уильяма шекспира носила название «трон в крови». куросава задумал фильм по мотивам «макбета» ещё в конце 1940-х и планировал снимать его после выхода «расёмона», однако в 1948 году вышел в прокат «макбет» орсона уэллса и куросава решил отложить постановку на несколько лет.

сюжет фильма не сильно уходит от событийного ряда трагедии шекспира. следует отметить, что при этом главный герой васидзу такэтоки (роль которого исполняет тосиро мифунэ) выступает не таким отрицательным персонажем, как макбет, в то же время его жена асадзи (которую играет исудзу ямада) вызывает более негативные эмоции, чем леди макбет.

художественные средства картины были в значительной степени обогащены влиянием традиции театра но, что отразилось как во внешней стилизации, проработке сцен и характеров, так и в актёрской игре.

для погружения в образ главных героев куросава попросил тосиро мифунэ и исудзу ямаду изучить фотографии масок театра но, отображавших соответствующие архетипы, чтобы актёры ощутили жизнь этих масок и слились с ними в своей игре.

на дне

в том же году (1957) после выпуска фильма «трон на крови» куросава снял одноимённую экранизацию пьесы максима горького «на дне», действие которой перенесено в японию эпохи эдо. фильм вышел на экраны 17 сентября 1957 года.

замена реалий царской россии на реалии феодальной японии — практически единственная вольность, которую позволил себе куросава при переработке пьесы; в остальном фильм почти везде дословно верен тексту первоисточника.

по мнению дональда ричи, наиболее принципиальным новшеством постановки является режиссёрская трактовка: куросава поставил фильм не в трагической, а в гораздо более иронической интонации, придав социальной драме сатирический оттенок.

три негодяя в скрытой крепости

после экранизации пьесы горького куросава пишет сценарий и снимает художественный фильм «три негодяя в скрытой крепости». фильм стал его первой работой, снятой в широкоэкранном формате тохоскоп, который он продолжил использовать в нескольких последующих фильмах.

джордж лукас отметил влияние фильма «три негодяя в скрытой крепости» на построение сюжета цикла «звёздные войны» (в частности, указывал на параллель между парой роботов c-3po и r2-d2 и крестьянами тахэем и матасити), а в 2008 году в японии вышел на экраны ремейк этого фильма под названием «последняя принцесса».

плохие спят спокойно

в 1960 году на экраны выходит один из самых социально острых фильмов куросавы — «плохие спят спокойно». главную роль молодого юноши, мстящего за смерть своего отца, исполняет тосиро мифунэ.

молодой человек коити ниси жаждет отомстить за смерть отца, которого принудил к самоубийству вице-президент крупной земельной компании.

ради того, чтобы посадить в тюрьму соучастников преступления, ниси использует чужие документы (ниси — не его настоящее имя), нанимается секретарём в ту самую компанию, входит в доверие к вице-президенту ивабути и сыну ивабути, даже женится на его дочери ёсико.

сюжет фильма отдаленно напоминает шекспировского «гамлета»., однако виктор распопин пишет, что фильм выворачивает «шекспирову проблематику наизнанку, ибо сила гамлета — в его слабости, а сила ниси — в злости, пока она у него не иссякла».

телохранитель

действие фильма «телохранитель», снятого куросавой в 1961 году, происходит в японии в середине xix века, незадолго до реставрации мэйдзи. в маленьком городке два бандитских клана терроризируют местных жителей.

бродяга-самурай (ронин), представившийся именем кувабатакэ сандзюро (его играет тосиро мифунэ), с помощью меча и интриги сталкивает обе банды и заставляет их уничтожить друг друга. спокойствие в городке восстановлено, и самурай покидает его.

сюжет фильма является адаптацией двух детективных романов дэшиела хэммета: «стеклянный ключ» (1931; существует одноимённая экранизация) и «кровавая жатва» (1929).

спагетти-вестерн серджио леоне «за пригоршню долларов» (1964) повторяет сюжет «телохранителя». кроме сюжета, леоне позаимствовал у куросавы многие приёмы съёмки.

в результате судебного иска за нарушение авторских прав создатели римейка были вынуждены выплатить куросаве 100 тыс. долларов и 15 % сборов от проката фильма, а также уступить права на прокат в японии, южной корее и на тайване.

фильм «герой-одиночка» с брюсом уиллисом в главной роли также повторяет сюжет «телохранителя», но адаптирован под гангстерский боевик времен «сухого закона».

отважный самурай

«отважный самурай» — фильм производства 1962 года, режиссёром выступил акира куросава, утвердивший себя в предыдущих своих фильмах.

тосиро мифунэ играет видавшего виды самурая, который приходит на помощь группе молодых, напористых, но в то же время неуверенных в себе воинов.

он помогает подавить злобу и противоречия в их собственном клане и тем самым меняет их устоявшиеся представления об истинном самурае.

экранизации

в результате увлечения куросавы литературой он снял несколько фильмов по романам: дэшила хаммета «красная жатва» («телохранитель», 1961), достоевского «идиот» (1951), пьесе горького «на дне» (1957), трагедиям шекспира «макбет» и «король лир», послужившим толчком для создания фильмов о самураях «трон в крови» (1957) и «ран» (1985).

тяжёлые времена

прославившись на западе как мастер композиции и развития сюжета, куросава тем не менее не был столь же высоко почитаем в своей родной стране.

самое тяжёлое время наступило для него в начале 1970-х годов, когда после трудностей с финансированием его проектов и провала фильма «под стук трамвайных колёс» (яп. ?????? до-дэсу-ка-дэн, 1970) он попытался покончить с собой.

несмотря на то, что «под стук трамвайных колес» был первым цветным фильмом куросавы, в советский прокат он был выпущен черно-белым и сокращен на 40 минут.

дерсу узала

фильм «дерсу узала» (яп. ???·????), снятый в 1974 году на студии «мосфильм» при участии советского союза, удостоился главного приза на московском кинофестивале в 1975 году и премии «оскар» академии кинематографических искусств и наук.

последние фильмы

с этого времени новые фильмы куросавы выходили с большими перерывами, но принимались очень хорошо: «кагэмуся/тень воина» (яп. ???, 1980) и «ран» (яп. ?, 1985) были эффектными самурайскими эпопеями, в то время как его более поздние произведения, «сны» (яп. ? юмэ, 1990) и «рапсодия в августе» (яп. ?????? хатигацу но рапусоди, 1991), были фильмами скорее личного характера.

ещё нет

в 1993 году куросава снял свой последний фильм — «ещё нет» (яп. ????? ма:да да ё). фильм переносил зрителя во времена второй мировой войны и рассказывал о нравственной ответственности и связи поколений.

сюжет фильма основан на жизни японского академика и писателя хяккэна утиды (1889—1971) и завязан на отношениях студентов и бывшего учителя.

учитель, отошедший от дел, начинает писать книги, но терпит череду неудач, из которых ему помогают выбраться его бывшие студенты, в результате в честь их бывшего учителя все его ученики ввели традицию — каждый год отмечать праздник «еще нет» в день рождения старика.

основная заслуга акиры куросавы состоит в том, что он сблизил в искусстве кино традиции востока и запада и оставил после себя уникальное кинематографическое наследие. в 1994 году куросава был удостоен премии киото.

смерть

куросава умер 6 сентября 1998 года от инсульта в токийском районе сэтагая, в возрасте 88 лет.

последней работой куросавы был сценарий к фильму, снятому его учеником и близким другом такаси коидзуми, «после дождя» (яп. ???? амэ агару), в этом проекте акира куросава выступал и в качестве сопродюсера. сценарий был основан на одноимённой короткой повести сюгоро ямамото.

признание

указом президента ссср № уп-1605 от 12 марта 1991 года награждён орденом дружбы народов «за большой личный вклад в развитие культурных связей между советским союзом и японией».

с 2004 года на токийском международном кинофестивале учреждена премия его имени, вручаемая кинорежиссёрам за создание картин, «наполненных гуманизмом».

культурное влияние

Фильмы Куросавы также оказали огромное влияние на западное кино, особенно на истинно американский жанр — вестерн. Например, американский фильм «Великолепная семерка» (англ.

 The Magnificent Seven), в которой снимались многие звёзды мирового кино, был переработкой «Семи самураев», а первый итальянский вестерн Серджио Леоне, созданный при сотрудничестве с Клинтом Иствудом, «За пригоршню долларов» был не только сделан на основе «Телохранителя», но временами просто кадр за кадром повторял его.

Даже фильмы 1990-х годов, рассказывающие о периоде Великой депрессии и гангстерах, такие как «Перекрёсток Миллера» (Miller`s Crossing) и «Герой-одиночка» (англ. Last Man Standing), созданные на основе произведений

Источник: http://people-archive.ru/character/akira-kurosava

Акира Куросава

Акира Куросава появился на свет 23 марта 1910 года в одном из пригородов Токио — Татикаве. Родился он в семье кадрового офицера, а также потомственного самурая.

Хейго Куросава, который является родным братом Акиры, получил известность благодаря тому, что был комментатором немых фильмов (эта профессия в свое время пользовались огромной популярностью в стране Восходящего солнца).

Старший брат во многом и повлиял на личность Акиры, так как постоянно брал его с собой в кинотеатры. К сожалению, через несколько лет жизнь Хейго трагически оборвется, он уйдет от семьи в горы и там совершит самоубийство.

Младший Куросава в 17 лет поступил в школу живописи и на протяжении определенного времени работал художником. В 1936 году он прошел серьезный конкурсный отбор и стал помощником режиссера. Благодаря этому его приняли в компанию “PCL”, которая со временем была преобразована в студию “Тохо”. А уже в 1943 году Куросава снял свою первую картину, а именно, “Легенда о дзюдо” (Сугата Сансиро).

Что касается личной жизни, то 21 мая 1945 года Акира Курасава вступил в брак с молодой актрисой Його Якути, а уже 20 декабря того же года в семье появился и первый ребенок – мальчик Хисао.

Сразу после окончания Второй мировой войны на студии “Тохо” приобрел серьезное влияние профсоюз, которым руководили коммунисты. Из-за этого сменилась направленность студии. Курасава в свою очередь, как и большинство интеллектуалов того времени, принимал активное участие в коммунистическом движении.

Совместно с несколькими другими режиссерами студии “Тохо” он выпустил фильм о профсоюзах под названием “Творящие завтрашний день” (1946), но потом понял, что коллективным творчеством он заниматься не хочет. Уже в следующем году он снял мелодраму о двух влюбленных под названием “Весёлое воскресенье” и получил за этот фильм свою первую награду – лучший режиссер года.

Очень важен для Куросавы был 1948 год, так как именно тогда умер его отец, что стало серьезным потрясением и несколько выбило его из колеи. В этом же году он познакомился с малоизвестным тогда актером Тосиро Мифунэ. Они сразу же сняли первый совместный фильм под названием “Пьяный ангел” (1948), который по признанию самого режиссера является его первой независимой картиной.

Творчество Куросавы с каждым годом становилось все более и более интересным и уже в 1950 году он снимает свой эпохальный фильм “Расёмон”, который является исторической драмой.

Данная картина получила сначала “Золотого Льва святого Марка”, а через два года еще и Оскар, как лучший фильм на иностранном языке.

После этого японское кино стало популярно во всем мире и местные картины стали регулярно переводить на другие языки.

Жизнь Куросавы развивалась стремительно, но в ней были не только взлеты, но и серьезные падения. Например, в 1952 умирает его мать. В 1954 рождается второй ребенок в семье – дочь Казуко.

Кроме того, нельзя не отметить тот факт, что интерес к персоне режиссера появился во всем мире и его даже пригласили снимать фильм в Голливуд, а ранее он основал собственную кинокомпанию. Вот только вояж в Голливуд закончился весьма трагично, и у Акиры началась депрессия.

В результате этого в декабре 1971 года он заперся в ванной и порезал себе вены. Его успели спасти, а после этого режиссер вновь сумел обрести себя.

Еще одной культовой его работой стал “Дерсу Узала”, съемки которого проходили в Уссурийской тайге. Картина появилась на экране в 1975 году, и Куросава снова получил Оскар за лучший иностранный фильм. После этого было еще несколько номинаций на Оскар, но карьера режиссера постепенно пошла на спад.

Умер он в 6 сентября 1998 года в токийском районе Сэтагая, а причиной стал инсульт. Акира Куросава оставил огромный след в истории мирового кино и является культовым для Японии режиссером.

Источник: http://viewout.ru/news/akira_kurosava/2014-01-11-759

Акира Куросава

Содержание: 
Акира Куросава – Фильмы
  – Акира Куросава – «Расемон»
  – Акира Куросава – «Семь самураев»
  – Акира Куросава – «Дерсу Узала»
​​​​​​​Акира Куросава – Личная жизнь

Акира Куросава родился 23 марта 1910 года в Токио и был самым младшим из восьми детей в семье Исамы и Симы Куросавы. В детстве он интересовался живописью, и одна из его картин даже попала на выставку «Ника-тэн» в 1928 году. Однако к 20 годам, не сумев поступить в колледж, Куросава переключился на кинематограф – устроился ассистентом режиссера Кадзиро Ямамото на студии PCL.

Акира Куросава – Фильмы

Спустя семь лет, в 1943 году, Куросава выпустил фильм «Гений дзюдо» по собственному сценарию.

За ним последовал еще десяток в разной степени успешных, но не очень заметных картин, в том числе производственная драма «Самые красивые» 1944 года о работницах оптической фабрики во время Второй мировой войны, «Гений дзюдо II» и «Пьяный ангел» о борющемся с алкоголизмом докторе из японских трущоб.

Этот фильм сам режиссер считает поворотным в своей карьере, когда он освободился от навязанных студией установок и начал снимать свое собственное кино. В 1950 году к Куросаве пришла международная известность с фильмом «Расемон», завоевавшим множество наград в Европе и США.

В 1951 году будучи ярым поклонником русской литературы он выпустил экранизацию романа Достоевского «Идиот», а на следующий год снял драму «Жить» о смертельно больном бюрократе, вдохновившись повестью Толстого «Смерть Ивана Ильича».

Новым международным хитом стала историческая драма «Семь самураев», сюжет которой был многократно повторен в кинематографе других стран, в том числе в фильме «Великолепная семерка» Джона Стерджеса. В 1955 году на экраны вышла антивоенная драма «Я живу в страхе», а через два года философская картина «Трон в крови» по мотивам «Макбета» Шекспира и в стилистике театра но.

Новой экранизацией произведения русской литературы стала картина «На дне» по пьесе Горького, действие в которой было перенесено в Японию эпохи Эдо. В 1958 году Куросава выпустил романтический эпос «Три негодяя в скрытой крепости», который сильно повлиял на проект Джорджа Лукаса «Звездные войны». Самый социально заостренный фильм режиссера «Плохие спят спокойно» вышел в 1960-м году.

Картина посвящена юноше, который мстит за смерть своего отца, и напоминает сюжет «Гамлета» Шекспира. В 1961 году Куросава снял историческую картину «Телохранитель» о ронине, который одерживает верх над враждующими бандитскими кланами, сталкивая их друг с другом. После провального фильма 1970 года «Под стук трамвайных колес», ставшего первым цветным в карьере Куросавы, он пытался покончить с собой, но остался жив. Режиссер снял еще несколько фильмов, в том числе «Дерсу Узала» по мотивам произведений Владимира Арсеньева, самурайскую эпопею «Тень воина» и фильм «Августовская рапсодия» об атомной бомбардировке Нагасаки. Последняя картина Куросавы «Еще нет» вышла в 1993 году.

Акира Куросава – «Расемон»

Историческая драма Куросавы 1950 года по произведению Акутагавы Рюноскэ «В чаще», в котором об одном и том же событии рассказано несколько раз с точки зрения разных персонажей.

Действие разворачивается в XI веке: дровосек (Такаси Симура) и странствующий монах (Минору Тиаки) рассказывают крестьянину (Китидзиро Уэда) об убийстве самурая Такэхиро Канадзава (Масаюки Мори) и изнасиловании его жены Масако (Матико Ке). Все поражены, что версии участников не совпадают.

Эта картина ознаменовала выход японского кинематографа на мировой уровень, а также получила «Золотого льва» Венецианского фестиваля и «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.

Акира Куросава – «Семь самураев»

Историко-философская драма 1954 года о событиях второй половины XVI века, когда Япония была раздираема междоусобными войнами. Конная банда нападает на деревню и забирает часть урожая, а вместе с ней и молодую женщину. Крестьяне готовятся к новому нападению, но бамбуковыми копьями они не смогут одолеть прекрасно вооруженных и подготовленных врагов.

Старейшина Гисаку (Кокутэн Кодо) распоряжается нанять для обороны самураев, и четверо крестьян отправляются в город на их поиски. Там они видят, как боец Симада Камбэй (Такаси Симура), остриженный монахом, убивает вора, похитившего ребенка, и просят его помочь защитить деревню. Самурай соглашается.

Фильм был удостоен «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля.

Акира Куросава – «Дерсу Узала»

Советско-японский фильм Куросавы 1975 года по мотивам произведений Владимира Арсеньева «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала» о его собственных путешествиях.

Ученый, писатель и исследователь Дальнего Востока (Юрий Соломин) встречает в Уссурийском краю таежного охотника Дурсу Узала (Максим Мунзук). Вместе они проходят через множество опасных приключений.

Картина получила премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

Акира Куросава – Личная жизнь

Куросава был женат на японской актрисе Еко Ягути, которая умерла в 1985 году, оставив ему двоих детей.

Источник: https://www.kinoafisha.info/person/8325598/

Акира Куросава

Этому режиссеру удалось проложить мост понимания между Востоком и Западом, сделав азиатское кино интересным и востребованным у европейского зрителя. Акира Куросава — величайший мастер, объединивший мировое культурное пространство, чей вклад  в кинематограф поистине бесценен.

Акира Куросава родился 23 марта 1910 в столице Японии Токио, будучи младшим из восьми детей в семье. Его отец, Исаму Куросава, принадлежал к древнему самурайскому роду и преподавал кендо (фехтование на мечах) в школе с военным уклоном.

Акира также занимался кендо, но больше увлекался рисованием.

Он окончил школу западного рисования «Doshusha» («Досюся») и собирался стать художником, но в 1936 году поступил на режиссерские курсы при крупной киностудии PCL и стал ассистентом режиссера Кадзиро Ямамото.

В течение нескольких лет Куросава сделался незаменимым сотрудником. В 1941 году, на съемках фильма «Лошадь», он фактически подменял режиссера и был соавтором сценария. Еще через пару лет Куросава снял первый самостоятельный фильм «Легенда о великом мастере дзюдо» (1943) по своему же сценарию.

Лента рассказывала о развитии дзюдо в Японии конца 19-го века. Вскоре последовало ее продолжение, а также ряд других ранних фильмов режиссера.

В детективной драме «Пьяный ангел» (1948) Куросава впервые снимает актера Тосиро Мифунэ, который впоследствии стал его постоянным творческим партнером на много лет.

Знаковым фильмом в карьере Куросавы стала детективная лента «Расемон» (1950), поставленная по рассказам японского писателя Рюноскэ Акутагавы. Фильм, снятый в декорациях средневековой Японии, показывал точки зрения разных героев на одно преступление.

Один из итальянских кинодеятелей решил выставить его на Венецианском фестивале, о чем Куросава даже не знал. Успех оказался ошеломительным.

Фильм выиграл главный приз – «Золотого льва», а в 1952 году получил специальный почетный «Оскар» Американской киноакадемии (в то время еще не существовало категории «Лучший иностранный фильм»).

Очередной нетленной работой режиссера признается боевик «Семь самураев» (1954) – картина о семерых благородных героях 16-го века, встающих на защиту жителей деревни от бандитов.

Фильм удостоился «Серебряного льва» в Венеции, а в США сделали ремейк картины, перенеся действие на Дикий Запад – так появился классический вестерн «Великолепная семерка» (1960), где Куросава стал одним из соавторов сценария.

Голливуд и дальше использовал идеи японского мастера. Так, культовый вестерн Серджио Леоне «За пригоршню долларов» (1964) во многом повторил сюжет фильма Куросавы «Телохранитель» (1960). В результате судебного иска о нарушении авторских прав создатели ремейка были вынуждены выплатить Куросаве 100 тыс. долларов и 15 % сборов от проката фильма.

Сам же Куросава нередко черпал идеи в классической литературе. По сюжетам Достоевского и Горького им сняты картины  «Идиот» (1951) и «На дне» (1957), а по мотивам шекспировских «Макбета» и «Короля Лира»  — фильмы «Трон в крови» (1957) и «Ран» (1985).

Одной из лучших его работ стал совместный советско-японский фильм «Дерсу Узала» по произведениям путешественника Владимира Арсеньева, снятый в 1975 году на «Мосфильме». Эта картина получила «Оскар» как лучший фильм на иностранным языке и Золотой приз Московского МКФ.

На «Оскар» выдвигался и еще один из классических фильмов Куросавы – историческая драма «Тень воина» (1980). Картина также получила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. 

В 1990 году 80-летнему классику был вручен почетный «Оскар» за вклад в киноискусство, но Куросава продолжал снимать кино даже будучи в преклонном возрасте. Его последние фильмы «Сны» (1990), «Августовская рапсодия » и «Ещё нет» (1993) носили философско-созерцательный, нравоучительный характер. Акира Куросава скончался 6 сентября 1998 года в Токио.

Фильмография

  • Еще нет (Madadayo), 1993
  • Августовская рапсодия (Hachi-gatsu no kyoshikyoku), 1991
  • Сны Акиры Куросавы (Dreams), 1990
  • Ран (Ran),  1985
  • Тень воина (Kagemusha),  1980
  • Дерсу Узала, 1975
  • Под стук трамвайных колес (Dodesukaden), 1970
  • Красная борода (Akahige), 1965
  • Рай и ад (Tengoku to jigoku), 1963
  • Отважный самурай (Tsubaki Sanjuro), 1962
  • Телохранитель (Yojimbo), 1961
  • Плохие спят спокойно (Warui yatsu hodo yoku nemuru), 1960
  • Скрытая крепость (Kakushi-toride no san-akunin), 1958
  • На дне (Donzoko), 1957
  • Трон в крови (Kumonosu jo), 1957
  • Я живу в страхе (Ikimono no kiroku), 1955
  • Семь самураев (Shichinin no samurai), 1954
  • Жить (Ikiru), 1952
  • Идиот (Hakuchi), 1951
  • Расемон (Rashomon), 1950
  • Скандал (Shubun), 1950
  • Бездомный пес (Nora inu), 1949
  • Тайная дуэль (Shizukanaru ketto), 1949
  • Пьяный ангел (Yoidore tenshi), 1948
  • Великолепное воскресенье (Subarashiki nichiyobi), 1947
  • Не сожалею о своей юности (Waga seishun ni kuinashi), 1946
  • Творящие завтрашний день (Asu o tsukuru hitobito), 1946
  • Идущие за хвостом тигра (Tora no o wo fumu otokotachi), 1945
  • Легенда о великом мастере дзюдо 2 (Zoku Sugata Sanshiro), 1945
  • Самые красивые (Ichiban utsukushiku), 1944
  • Легенда о великом мастере дзюдо (Sugata Sanshiro), 1943
  • Лошадь (Uma), 1941
Читайте также:  Расул мирзаев - биография знаменитости, личная жизнь, дети
В ближайшую неделю сеансов нет

Источник: http://tv.akado.ru/persons/akira_kurosawa.html

Акіра Куросава – біографія, фото, фільмографія, особисте життя, смерть, чутки та останні новини

(біографія, фото, відео) Akira Kurosava

  • Сімейний стан: одружений

    Один з найбільш впливових світових режисерів Акіра Куросава народився в березні 1910 року в Токіо. Акіра був молодшим з 8-ми дітей шкільного директора Ісаму Куросава.

    Рід іменитого режисера по лінії батька мав самурайський походження. Величезний вплив на виховання сина мав батько. Саме він прищепив дітям любов до літератури і відкрив світ кіно.

    Ісаму старався, щоб його нащадки добре знали не тільки японську, але й інші культури світу.

    Акіра Куросава виявляв різні таланти вже в дитинстві. Він чудово малював, одну з його найбільш вдалих картин взяли на престижну виставку «Ніка-тен». На той момент Куросаві-молодшому виповнилося 18 років.

    Успіх художнього починання підштовхнув 18-річного хлопця до вступу в художній коледж. Але спроба виявилася невдалою. Засмучений Куросава тривалий час шукав себе.

    Коли юнакові виповнилося 26 років, він влаштувався асистентом режисера, який працював на престижній кіностудії.

    Фільми

    Творча біографія Акіри Куросави розвивалася неспішно. Він придивлявся до роботи знаменитих японських режисерів і все більше розумів, що хотів би опинитися на їхньому місці. Але почав Куросава свою діяльність у кіно як сценарист.

    Дебютна картина Акіри Куросави називалася «Кінь». Особливого успіху вона не мала, зате дозволила режисерові-початківцю «набити руку». Фільм «Легенда про великого майстра дзюдо», що вийшов 2 роки, виявився більш вдалим. На молодого майстра звернули увагу критики.

    Кожен наступний фільм Акіри виявлявся більш успішним, ніж попередній. Після закінчення війни, в 1948 році, Куросава подарував глядачам драматичну картину «П’яний ангел».

    Головного героя – лікаря, який намагається врятувати гангстера від важкої хвороби, зіграв Тоширо Міфуне. На той момент він був маловідомим актором. Можна сказати, що саме Куросава відкрив цю зірку глядачам.

    Згодом Міфуне знявся в 15-ти стрічках знаменитого режисера і став найяскравішою зіркою кінематографу Піднебесної.

    Слава обрушилася на Акіру Куросаву в 1950 році. Саме тоді на екрани вийшов перший шедевр режисера – картина «Расемон». Цей проект приніс своєму творцеві першу престижну нагороду – «Золотого лева» на Венеціанському фестивалі кіно. Фільм виявився дуже популярним на західному ринку і приніс величезні касові збори.

    Вплив батька проявилося у творчості Акіри Куросави в 1950-х роках. У свій час нащадок самурая Ісаму Куросава прищепив синові любов до шедеврів світової літератури, багато з яких мали російське походження. У 1951 році на екрани вийшов фільм «Ідіот» за однойменним романом російського генія Федора Достоєвського. Щоправда, режисер дещо змінив сюжетну лінію і переніс дію картини на Хоккайдо.

    Подув російської класики відобразилося на ще одному шедеврі Куросави. У 1957 році він зняв фільм «На дні». У його основу ліг однойменний твір Максима Горького. Правда, Акіра Куросава у своєму авторському «прочитанні» зробив фільм трохи іронічним.

    70-ті роки виявилися вкрай складними в життя геніального режисера. Як не дивно, на батьківщині він не міг похвалитися популярністю. Акіру носили на руках на Заході, але в Японії у нього була криза з фінансуванням фільмів, які принесли славу не тільки йому, але і його країні. З цієї причини режисер ледь не покінчив життя самогубством.

    Один із шедеврів Куросави побачив світ завдяки російської кіностудії «Мосфільм», на базі якої режисерові дозволили зняти картину. Вона називалася «Дерсу Узала» і була першою роботою творця не на японській мові. Фільм удостоївся головної нагороди міжнародного фестивалю в Москві і отримав 2 статуетки «Оскар».

    З останніх робіт майстра, які отримали світове визнання, можна назвати проекти «Кагемуся: Тінь воїна» і «Ран». Це два самурайські епопеї. Під фінал свого творчого життя Куросава зняв дві чудові драми «Серпнева рапсодія» і «Ще немає». Остання картина побачила світ у 1993 році. Всі названі фільми були номіновані на «Оскар».

    Особисте життя

    Зі своєю майбутньою дружиною великий режисер зустрівся на зйомках фільму «найкрасивіші». Його Ягучи була актрисою. Картина знімалася на фабриці і повинна була розповісти про жінок, які на ній працювали.

    Для кращого входження актрис в образ творець фільму поселив їх на фабриці. Через якийсь час артистки збунтувалися і послали до Акіро як переговорщицы Його Ягучи. Розмова актриси і режисера плавно перетік в роман.

    Особисте життя Акіри Куросави і його другої половинки Його склалася щасливо. У любові та взаєморозумінні пара прожила до самої смерті Куросави. В цьому союзі з’явилося на світ двоє дітей: син Хисао, що згодом став продюсером, і дочка Казуко, обрала своєю професією моделювання одягу.

    Смерть

    У 1995-му, коли Куросава знімав свою останню картину, він отримав серйозну травму спини, внаслідок якої опинився в інвалідному кріслі. Він мріяв померти на своєму робочому місці – на знімальному майданчику. Але життя розпорядилося по-іншому. 88-річний Акіро Куросава помер через інсульту в лікарні. Лікарі констатували Смерть 6 вересня 1998 року.

    Фільмографія

    • «Расемон»
    • «Жити»
    • «Сім самураїв»
    • «Я живу в страху»
    • «Трон у крові»
    • «На дні»
    • «Три негідника в прихованій фортеці»
    • «Погані сплять спокійно»
    • «Охоронець»

    Фото

  • Источник: https://poradi.com.ua/znamenitosti/akira-kurosava-biografiya.html

    Акира Куросава (Akira Kurosawa): фильмография, фото, биография. , Режиссер, Продюсер, Сценарист, Монтаж

    Родился 23 марта 1910 года в Токио, стал самым младшим из восьми детей. Отец, директор военной школы для подростков, старался, чтобы ребята познавали не только японскую, но и западную культуру.

    С раннего детства Акира проявлял творческие способности: например, одна из написанных им картин была в 1928-м году принята на выставку «Ника-тэн». Однако поступить в колледж юноша не смог и устроился ассистентом режиссера Кадзиро Ямамото.

    На этой должности он задержался на семь лет, пока ему не выпало написать сценарий для фильма «Легенда о великом мастере дзюдо».

    Последовали и другие успешные работы: «Самые красивые», «Не сожалею о своей юности», «Великолепное воскресенье», «Пьяный ангел», «Бездомный пес», «Тихая дуэль» и «Скандал». Тогда началось и сотрудничество Куросавы с молодым актером Тосиро Мифунэ, сыгравшем впоследствии во многих его фильмах.

    Большая известность пришла к режиссеру в 1950-м году вместе с выходом ленты «Расемон», отмеченной критиками всего мира и удостоенной премий «Оскар» и «Золотой лев». Акира, давно полюбивший творчество Федора Достоевского, в 1951-м году представил картину «Идиот» по одноименному роману.

    Другой русский писатель, Лев Толстой, повестью «Смерть Ивана Ильича» вдохновил Куросаву на создание в 1952-м году философской драмы «Жить», тепло принятой зрителями. Легендарными стали и следующие ленты: «Семь самураев» и антивоенная драма «Я живу в страхе».

    В 1957-м году по мотивам пьесы Уильяма Шекспира «Макбет» Куросава снял картину «Трон в крови», затем свет увидела драма «На дне» по одноименной пьесе Максима Горького, которой мастер придал сатирический оттенок.

    В этот период Куросава работал также над сценарием для фильма «Трое негодяев в скрытой крепости», ремейк которого вышел в Японии в 2008-м году. Одна из наиболее остросоциальных работ, «Плохие спят спокойно», вышла на экраны в 1960-м году и, по мнению экспертов, по сюжету отдаленно напоминает «Гамлета» Шекспира.

    Последующие фильмы Куросавы также стали очень известны: «Телохранитель», «Телохранитель 2: Отважный Сандзюро», «Рай и ад», «Красная борода» и «Под стук трамвайных колес», первый цветной фильм режиссера.

    Куросава, невероятно популярный за рубежом, не мог похвастаться признанием и расположением в родной Японии. В начале 1970-х годов у него даже возникли трудности с финансированием, из-за творческого кризиса Акира даже пытался покончить с собой.

    В 1975-м году на студии «Мосфильм» по мотивам произведений Арсеньева режиссер снял фильм «Дерсу Узала», первую работу не на японском языке. Лента была удостоена главной награды на Московском международном кинофестивале и премии «Оскар».

    В дальнейшем новые картины Куросавы выходили с существенными перерывами, но, как и всегда, получали лестные оценки критиков.

    Среди проектов последнего периода творчества следует отметить номинированные на «Оскар» самурайские эпопеи «Кагемуся: Тень воина» и «Ран», а также серию небольших новелл «Сны Акиры Куросавы» и драму «Августовская рапсодия». Последний фильм мастера – драма «Еще нет» (1993).

    Акира написал сценарии ко множеству других картин. Перед своей смертью он работал над лентой «После дождя». Культовый режисссер скончался в Токио, 6 сентября 1998 года, от инсульта в возрасте 88 лет.

    • 1985 Ран
    • 1961 Телохранитель
    • 1954 Семь самураев Смотреть трейлер
    • 1985 Ран
    • 1961 Телохранитель
    • 1954 Семь самураев Смотреть трейлер

    Источник: https://www.ivi.ru/person/akira_kurosava

    Куросава, Акира

    (род. в 1910 г.) японский кинорежиссер и продюсер

    Для европейского зрителя японское кино связано прежде всего с именем его ведущего режиссера Акиры Куросавы. Еще в 1950 году своим фильмом «Расемон» по рассказам Акутагава Рюноскэ он представил зрителям Европы и Америки национальное кино Японии. Тогда же Куросава был удостоен главной премии международного кинофестиваля в Венеции и высшей американской премии «Оскар».

    В то же время Акира показал, что является режиссером мирового класса, так как в своем творчестве использовал не столько японский опыт, сколько достижения мирового киноискусства.

    Впрочем, на родине в Японии режиссера упрекали в излишнем иностранном влиянии уже с первого фильма «Сугата Сангиро» об истории дзюдо, снятого им в 1943 году по собственному сценарию.

    Однако речь скорее следует вести о том, что талантливый режиссер творчески осваивал опыт всего мирового кинематографа. В равной степени Акира Куросава увлекался и русской литературой, особенно ему нравились произведения Достоевского.

    Он получил неплохое образование, учился в Академии изящных искусств. В 1929 году участвовал в деятельности Ассоциации пролетарского искусства Японии. Политические взгляды Куросавы впоследствии скажутся в том, что свои фильмы он посвящает острым социальным проблемам и показывает яркие, исключительные характеры.

    Работать в кино он начал с 1936 года. Акира Куросава прошел ассистентскую школу у режиссера Кадзиро Ямато, а в 1941 году закончил его фильм «Лошадь».

    С середины сороковых годов Куросава начал работать самостоятельно и в течение нескольких десятилетий почти каждый год снимает по новому фильму.

    Первые его ленты были посвящены современным темам: «Самые красивые» — о жизни девушек, работавших на военных заводах, «Люди, творящие завтра».

    Демократические устремления Акиры Куросавы отразились в фильмах «Я не жалею о своей юности» (1946) и «Великолепное воскресенье» (1947).

    Своеобразным выражением взглядов художника стал и его фильм «Пьяный ангел» (1948), где он воплотил идею необходимости творить добро, жить для людей. В этом фильме снялся замечательный актер Тосиро Мифунэ, с которым режиссер сотрудничал многие годы. Подобным же сочувствием к людям пронизан и фильм «Жить» (1952), удостоенный приза международного кинофестиваля в Берлине.

    Однако всемирную славу Акире Куросаве принесли его фильмы, которые называли «восточными вестернами». Первым из них стал фильм о борцах дзюдо — «Сугато Сангиро» (продолжение появилось в 1945 году), потом появился фильм «Мужчины, идущие по следу тигра». И, наконец, вершиной творческих поисков режиссера стал фильм «Семь самураев», снятый по средневековой японской повести.

    Действие этих фильмов происходит в самые напряженные и драматические периоды феодальной истории Японии. Однако Куросава попытался по-новому представить традиционный жанр японского кино «кэнгэки» об эпохе самураев.

    Режиссера интересует не только само действие, где герои эффектно сражаются на мечах, а глубокая нравственная философия, причины, побуждающие людей взяться за оружие.

    Кроме того, Акира Куросава всегда этнографически точен в своих фильмах, тщательно и последовательно воссоздавая быт и обычаи давно минувших времен.

    Правда, иногда он обращался к популярному жанру «кэнгэки» и ради чисто коммерческого успеха. Примером тому стал его фильм « Трое негодяев в скрытой крепости», снятый в 1958 году, фильм 1961 года «Телохранитель» и «Цубаки Сандзюро», поставленный в 1962 году.

    Интересно, как Куросава подходил к экранизации европейской классики. Сохраняя идею первоисточника, он переносил события на японскую почву. Так, в фильме «Идиот» (1951) по Достоевскому события разворачиваются в послевоенной Японии, а трагедия Шекспира «Макбет» происходит в средневековой Японии в пору междоусобиц, отсюда легко выявляется смысл его символического названия — «Замок паутины».

    Акира Куросава снимал и современную русскую классику. В 1957 году он поставил фильм по пьесе М.Горького «На дне». В 1975 году режиссер приезжал в Советский Союз, где в течение года снимал фильм по книге Владимира Арсеньева «Дерсу Узала», за который также получил премию «Оскар».

    Акира Куросава еще не раз сотрудничал с русскими режиссерами. В свое время он собирался делать фильм по своему сценарию в Голливуде. Однако замысел его фильма «Стремительный поезд» оказался нереализованным из-за разногласий режиссера с фирмой.

    Однако этот сюжет, основанный на реальном происшествии, привлек внимание русского режиссера А. Кончаловского, и он снял свой вариант фильма по сценарию Куросавы, изменив лишь его название на «Поезд-беглец» .

    Всего же по сценарию Акиры Куросавы разные режиссеры сняли более 20 фильмов.

    В мировом кинематографе трудно найти другого режиссера, который получил столько международных наград, почти на всех европейских кинофестивалях. В 1982 году Акира Куросава был удостоен международной юбилейной премии кинофестиваля в Венеции. Но вершиной его признания явилась премия «Оскар» 1990 года за уникальный вклад в историю мирового кинематографа.

    Источник: http://biografiivsem.ru/kurosava-akira

    Акира Куросава

    Просмотров: 1700 | Рейтинг:

    0.0

    /

    | КОММЕНТИРОВАТЬ

    Акира Куросава родился 23 марта 1910 года в пригороде Токио Татикаве в семье кадрового офицера, потомственного самурая. «Мы были токийцами в третьем поколении, то есть коренными токиозами, — писал режиссёр. — Моя мать отличалась мягким характером, отец — довольно суровым».

    Хейго Куросава, брат Акиры, был комментатором немых фильмов (представители этой профессии в Японии пользовались огромной популярностью). Брат часто водил мальчика в кинотеатры. Через несколько лет жизнь Хейго оборвётся трагически — он уйдёт в горы и покончит с собой…

    В семнадцать лет Куросава поступил в школу живописи и некоторое время работал художником. В 1936 году, с честью выдержав большой конкурс на место помощника режиссёра, Акира был принят в компанию «PCL», преобразованную вскоре в студию «Тохо».

    «Меня прикрепили к группе Кадзиро Ямамото, — вспоминал Куросава. — Он был настоящим учителем. Благодаря ему я нашёл своё призвание, и кино стало делом всей моей жизни. Он учил меня работе на всех этапах — писать сценарии, монтировать и так далее — всей азбуке режиссуры».

    В 1943 году Куросава снял свой первый фильм «Гений дзюдо» («Сугата Сансиро») по роману Цунео Томита. В нём рассказывалось о вражде двух школ японской борьбы, джиу-джитсу и дзюдо, в XIX веке.

    «Гений дзюдо» был поставлен с большим мастерством: достоверность описания школы дзюдо сочеталась с лиризмом и поэтичностью рассказа о духовной эволюции героя.

    Фильму присущи лаконизм и выразительность, которые были так редки тогда в японском кино.

    21 мая 1945 года Акира Куросава женился на актрисе Його Якути, а 20 декабря в молодой семье родился первенец — Хисао.

    После войны на студии «Тохо» большое влияние приобрёл профсоюз, руководимый коммунистами. Куросава, как и многие интеллектуалы тридцатых годов, участвовал в коммунистическом движении. Вместе с другими режиссёрами «Тохо» он выпустил фильм о профсоюзах «Творящие завтрашний день» (1946), после чего пришёл к выводу, что коллективное творчество ему противопоказано.

    За мелодраматическую историю о двух влюблённых «Весёлое воскресенье» (1947) Куросава был удостоен звания лучшего режиссёра года, но сам режиссёр считал свою работу далёкой от идеала.

    Переломным в жизни и творчестве Куросавы можно считать 1948 год. В феврале умер его отец, что явилось страшным потрясением для Акиры. И в том же году он встретился с малоизвестным актёром Тосиро Мифунэ, который поражал необузданным темпераментом.

    Первая их совместная работа — «Пьяный ангел» (1948) стала, по признанию Куросавы, первой по-настоящему его независимой картиной. «Отчасти это произошло благодаря Тосиро Мифунэ.

    Я обнаружил, что не в состоянии контролировать его, и решил дать ему свободу — пусть играет, как ему хочется.

    В то же время я беспокоился, ибо понимал, что если его не контролировать, то картина может получиться совсем не такой, какой она была задумана мною… И всё же мне не хотелось сковывать темперамент Мифунэ».

    Надо отметить, что «животное» обаяние Мифунэ удивительно гармонично уравновешивал его партнёр — талантливый и глубокий японский актёр Такаси Симура.

    Творчество Куросавы расцветало, приобретало неповторимое своеобразие. Следуя традиции, он ставит картины в историческом и современном жанрах, но независимо от выбранной эпохи зрителя поражает в его фильмах сила чувства, необычность композиции, яркость человеческих характеров.

    Свой эпохальный фильм «Расёмон» (1950) он поставил в жанре исторической драмы. Для экранизации Куросава выбрал две психологические новеллы японского писателя Рюноскэ Акутагавы. События происходят в десятом веке, в годы послевоенного безвременья.

    История о том, как разбойник убил самурая и овладел его женой, рассказывается на экране четыре раза: самим разбойником, женой самурая, случайным прохожим и духом убитого самурая.

    Эти рассказы опровергают друг друга, свидетельствуя о сложности жизни, о невозможности постижения истины.

    «Расёмон» получил главный приз — «Золотого Льва св. Марка»; киноведы всех стран бросились открывать японский кинематограф. В 1952 году «Расёмон» был удостоен премии «Оскар» как лучший иностранный фильм года, а тридцать лет спустя получил ещё одну престижную награду — «Льва Львов» Венецианского кинофестиваля.

    Между тем в самой Японии критики-традиционалисты называли Куросаву западником, космополитом.

    Припомнили его увлечение русской литературой (Достоевский, Толстой, Чехов, Горький), французской живописью (Ван Гог, Тулуз-Лотрек, Руо), немецкой музыкой (Бах, Шуберт), американским кино (Джон Форд).

    Но Куросава стал фигурой мирового масштаба и мог не обращать внимания на подобные выпады. Его уважительно называют Мастером, Учителем и даже Императором.

    Свою оглушительную славу Куросава поспешил использовать для экранизации романа «Идиот» (1951). Он не раз говорил о своей любви к образу князя Мышкина, к теме прощения и сострадания. Действие романа было перенесено в современную Японию на самый северный остров Хоккайдо. Ярчайшая роль снова за Тосиро Мифунэ, правда, его Рогожин носит в картине японское имя — Акама.

    «Мои взгляды и психология похожи на взгляды и психологию героя „Идиота”. Может быть, поэтому я так люблю Достоевского, — говорил Куросава. — Никто так, как он, не пишет о жизни человека.

    Я ценю свой фильм настолько, насколько мне удалось передать дух Достоевского. Японцы растут на русской классике, и я начал с неё своё образование.

    Я врос в неё настолько, что это отразилось в моём творчестве».

    4 ноября 1952 года умерла мать Куросавы, Шима. В этом же году он снимает один из своих самых печальных фильмов — «Жить», в котором размышляет о смысле жизни. Картина сделана подчёркнуто скромно, сдержанно, прозаично. В ней нет ни одного кадра, который выглядел бы случайным или объяснялся причудой режиссёра.

    Фильм «Жить» был отмечен премией «Серебряный медведь» на Берлинском кинофестивале 1954 года. И ещё одно важное событие произошло в этом году в жизни режиссёра — 29 апреля у него родилась дочь Казуко.

    Куросава продолжает создавать впечатляющие кинематографические образы. Едва ли не лучшим в его творчестве считается фильм «Семь самураев» (1954). Эта историческая эпопея рассказывает о семерых самураях, которых наняли деревенские жители для защиты от разбойников.

    Картина «Семь самураев» получила «Золотого Льва» Венецианского кинофестиваля и с большим успехом демонстрировалась в Японии.

    Куросава вновь обращается к шедевру мировой классики. На этот раз это «Макбет» Шекспира.

    В картине, получившей название «Трон в крови, или Паучий замок» (1957), режиссёр перенёс действие в средневековую Японию, сократил количество персонажей, изменил очерёдность сцен, обстоятельства гибели героев.

    При съёмках он использовал преимущественно общий план, а актёров попросил изображать традиционные маски театра «Но».

    Шекспироведы всего мира отметили феноменальное соответствие ленты японского режиссёра духу пьесы великого драматурга…

    Работая с небольшой группой постоянных актёров, Куросава добивался от них поистине удивительного искусства перевоплощения, разнообразия приёмов, богатства психологических оттенков.

    В его фильмах постоянно снимались Тосиро Мифунэ, Такаси Симура, Мазайоши Мори и другие мастера, в совершенстве владевшие и условной, традиционной для Японии манерой исполнения, и глубоким психологическим реализмом.

    В одном из интервью Куросава раскрыл свои принципы работы с актёрами: «Я просто стараюсь довести до каждого из них свой замысел, объяснить, какой я вижу сцену.

    Но я никогда не ставлю им каких-то ограничительных рамок, не заставляю следовать заранее предписанной форме.

    Мне всегда максимально важно, чтобы актёр мог выразить свою индивидуальность, свойства, присущие ему как личности, чтобы он мог говорить, двигаться, жить в кадре естественно и свободно».

    В апреле 1959 года Куросава основал собственную кинокомпанию «Куросава про». Первой картиной, снятой на личные деньги, стала вольная интерпретация «Гамлета» под названием «Злые остаются живыми» (1960). Изменения в сюжете и в характеристиках действующих лиц не помешали режиссёру с большой тонкостью и убедительностью передать дух произведения.

    Фильмы Куросавы этого периода «Рай и ад» (1963), «Красная борода» (1965) и другие имели скромный прокат. Кинокомпания «Куросава про» оказалась на грани банкротства. Надо было принимать неординарное решение.

    В 1966 году он согласился поставить в Голливуде фильм «Поезд-беглец» с американскими актёрами, а в 1967-м — японские эпизоды фильма «Тора! Тора! Тора!» («Тигр! Тигр! Тигр!» — это кодированный радиосигнал о нападении японцев на Пёрл-Харбор). В результате разногласий с продюсерами компании «XX век — Фокс» в декабре 1968 года Куросава прервал съёмки. Их продолжили другие, причём американцы объявили, что у японского режиссёра нервное расстройство.

    Куросава разрывает контракт с компанией и, выплатив неустойку, возвращается в Японию. Год трудов, двадцать восемь вариантов сценария — и всё напрасно…

    Приступы горького разочарования для режиссёра едва не закончились трагически. В декабре 1971 года он, запершись в ванной, вскрыл себе вены. К счастью, его успели спасти, но понадобилось время, прежде чем Куросава вновь обрёл себя.

    В марте 1973 года он параллельно с советским писателем Ю. Нагибиным начинает работу над сценарием фильма «Дерсу Узала» по произведению В. Арсеньева.

    Дерсу Узала — человек решительный, прямой и добродушный, живёт богатствами приморской тайги и целиком зависит от неё.

    «Я хотел показать на экране человека, находящегося в гармонии с природой», — говорил Куросава. Главную роль сыграл бурятский актёр Максим Мунзук.

    Натурные съёмки проходили в Уссурийской тайге. Более двух лет длилась работа над фильмом, и только в 1975 году он вышел на экраны. «Дерсу Узала» получил «Золотой приз» Московского международного кинофестиваля, а затем премию «Оскар» как лучший иностранный фильм года.

    Вернувшись в Японию, Куросава из-за финансовых проблем был вынужден заниматься рекламой виски в своём загородном доме, причём в нескольких роликах снялся сам. В это же время он опубликовал две книги — «Попытка автобиографии» (1978) и «Кагэмуся» (1979) — сценарий и его собственные рисунки к фильму.

    Картину «Кагэмуся» (1980) финансировали Фрэнсис Форд Коппола и Джордж Лукас. Это история о мелком воришке, который в силу обстоятельств в течение трёх лет должен играть роль главы могущественного клана. Картина получила «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, «Сезара» и выдвигалась на «Оскара» в двух номинациях.

    1 ноября 1983 года в Йокогаме открылась студия «Куросава-фильм». Режиссёр снова возвращается к Шекспиру. На этот раз он пишет сценарий по «Королю Лиру». Действие фильма «Ран» (1985) перенесено в Японию, в эпоху феодальных войн, а Лир становится князем Хидетору, который решает разделить своё феодальное владение между тремя сыновьями.

    Через год фильм получил четыре номинации на премию «Оскар», в том числе за режиссуру. Но Куросава был печален. Первого февраля в возрасте 63 лет умерла его жена Його Якути.

    В марте 1990 года Куросава получает почётный «Оскар» за вклад в киноискусство. И в этом же году выходит на экраны картина «Сны Акиры Куросавы», которую продюсировал Стивен Спилберг. Восемь новелл, «снов» режиссёра, предлагают поразмышлять о смысле смерти и силе жизни, необходимости творчества и человеческой природе.

    Несмотря на почтенный возраст, Акира Куросава был полон творческих планов. Его «Августовская рапсодия» (1991) по роману Кийоку Мурасэ повествует об атомном взрыве в Нагасаки.

    «Я снимаю свои фильмы про детей и стариков, ибо с годами начинаю ценить в жизни чистоту. Она даётся нам при рождении, во младенчестве, и, затаившись, следует с нами всю жизнь, крепчая к старости.

    В небытие мы возвращаемся столь же чистыми, сколь младенцы, приходящие в бытие».

    В апреле 1993 года компания «Тохо» выпустила 31 фильм Куросавы на видеокассетах и лазерных дисках. Мэтр завершает свою последнюю картину «Нет, ещё нет», рассказывающую о дружбе между писателем Хаяккен Учида и его учениками. Название фильма — цитата из диалога: «Готов ли ты перейти в мир иной?» — «Нет, ещё нет…»

    6 сентября 1998 года, в возрасте 88 лет, Акира Куросава скончался.

    Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если вам понравилась новость “Акира Куросава”, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал MyCelebrities.Ru интереснее и информативнее.

    Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.

    ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

    Источник: http://mycelebrities.ru/publ/ljudi/rezhissery/akira_kurosava/19-1-0-428

Ссылка на основную публикацию