Александр Филиппенко: биография, личная жизнь, роли и фильмы, фото
В послужном списке Александра Филиппенко около 100 фильмов и сериалов. Мало кто знает о том, что актер окончил школу с золотой медалью и чуть было не стал инженером. Вор в законе, аристократ, свидетель преступления, учитель, военный – кажется, что нет роли, с которой он не справится. Коварных персонажей Александр Георгиевич играет чаще, чем добряков.
Детство Александра Филиппенко
История звезды началась в сентябре 1944 года. Александр Филиппенко родился в Москве, в этом городе должно было пройти его детство. Однако родители вскоре после рождения мальчика отправились в командировку в Алма-Ату. Им так понравилась столица Казахстана, что они решили там обосноваться.
Первые годы жизни Александра в итоге прошли в Алма-Ате. О детстве у него сохранились приятные воспоминания. Мальчик не только посещал общеобразовательную школу, но и занимался в драмкружке при Дворце пионеров. Как-то раз он даже сыграл во «взрослом» спектакле «Солдат и змея». О поступлении в театральный вуз Филиппенко всерьез не задумывался. Он никак не мог решить, кем хочет стать.
Выбор профессии
Школу № 54 Александр Филиппенко окончил с золотой медалью. Родители посоветовали парню поступать в Московский физико-технический институт. Мама и папа очень гордились, узнав о том, что сыну это удалось. С первой попытки он стал студентом факультета молекулярной и химической физики.
В 1962 году Филиппенко присоединился к студенческой команде КВН МФТИ. В 1964-м его пригласили в студенческий театр МГУ. Выступать перед зрителями молодому человеку нравилось больше, чем грызть гранит науки.
Однако МФТИ он все же окончил, получил диплом в 1967 году. Около двух лет Александр проработал в Институте геохимии АН СССР. После этого он наконец-то признался самому себе в том, что не хочет быть инженером.
В 1974 году Александр Филиппенко стал выпускником Щукинского училища. Тогда он уже не сомневался в том, что актерство – его призвание.
Театр
Играть на сцене актер Александр Филиппенко начал раньше, чем окончил театральный вуз. В 1969 году началось его сотрудничество с Театром на Таганке. «10 дней, которые потрясли мир», «Гамлет», «Час пик», «Пугачев», «Товарищ, верь!», «Тартюф» – спектакли, в которых он сыграл.
В Театре на Таганке были свои звезды. Отсутствие ярких ролей побудило Филиппенко всерьез задуматься о переходе. Когда его пригласили в Театр имени Евгения Вахтангова, он согласился без долгих раздумий.
«Уроки мастера», «Кабанчик», «Брестский мир», «Ричард Третий», «Игроки», «Русские водевили» – лишь часть спектаклей, в которых Александр был занят.
Роман его с Театром имени Вахтангова продолжался около 20 лет.
В 1996 году Александр Георгиевич занял пост руководителя театра «Моно-Дуэт-Трио». В разные годы он сотрудничал с театрами «Сатирикон», «Современник», «Практика», «Табакерка», «Et Cetera». Много раз Филиппенко поднимался на сцену Театра имени Моссовета. Он засветился в постановках «Предбанник», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Один день Ивана Денисовича».
Начало кинокарьеры
Интересны не только театральные роли Александра Филиппенко. Впервые этот человек снялся в кино вскоре после того, как поступил в Щукинское училище. Студент дебютировал в драме «Я его невеста». Затем он сыграл роли белогвардейцев в лентах «Гори, гори моя звезда» и «Бумбараш». Образ клоуна он воплотил в фильме «Синие зайцы, или Музыкальное путешествие».
Неоднозначных персонажей Филиппенко сыграл в сериалах «Рожденная революцией» и «Хождение по мукам». В «Кладе» он неплохо справился с ролью простого рабочего, которому удалось дослужиться до начальника треста.
Роли 80-х
В этот период вышло достаточно много интересных фильмов с Александром Филиппенко. В приключенческом боевике «Кто заплатит за удачу» его героем стал сотрудник контрразведки. Образ бывшего прапорщика-пограничника Александр Георгиевич создал в драме «Бросок».
Вот уже много лет актер с теплотой вспоминает свои съемки в сказке «Там, на неведомых дорожках…». Александру поручили роль Кощея Бессмертного, и образ удался на славу.
В экранизации рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» талантливый актер сыграл мрачного Жнеца. В «Балладе о доблестном рыцаре Айвенго» его персонажем стал шут Вамба.
Нельзя не отметить увлекательные военные драмы с ним – «Торпедоносцы», «Битва за Москву», «Я сделал все, что мог».
Психологическая пластичность Филиппенко поражала зрителей и критиков. Ему доверяли разноплановые роли, и он не подводил режиссеров.
Александр легко перевоплотился в аристократа-иностранца в драме «Компаньоны», сыграл закоренелого преступника в картине «Приступить к ликвидации».
В «Медном ангеле» он исполнил роль полицейского комиссара, в мелодраме «Из жизни Потапова» – инженера. В остросюжетном фильме «Противостояние» его героем стал свидетель преступления.
В биографической драме «Софья Ковалевская» Александр изобразил писателя Ф. М. Достоевского. В «Черной стреле» актер сыграл будущего монарха Англии Ричарда Глостера.
Фильмы и сериалы 90-х
Чем занимался в 90-х Александр Филиппенко? Из биографии актера известно, что достойные роли были у него и в этот непростой для кинематографа период. Самодержца Павла Первого он сыграл в комедии «Шаги императора». Актер представил правителя Российской Империи в необычном свете. Затем последовал образ инспектора в детективной ленте «Убийство в Саншайн-Менор».
В 1994 году Александр Георгиевич отметился в экранизации «Мастера и Маргариты». Филиппенко досталась роль одного из участников дьявольской свиты – Коровьева. Показ картины был отложен до 2011 года.
Новый век
В новом веке Филиппенко стал появляться на экранах реже. Александр Георгиевич стал более требовательным к ролям. Артист соглашается только на сценарии, которые устраивают его всецело.
В очередной экранизации «Мастера и Маргариты» героем Филиппенко стал Азазелло. В исторической ленте «Романовы. Венценосная семья» он создал образ Ленина. В «Тартарене из Тараскона» Александр сыграл владельца похоронного бюро. Также он засветился в «Адъютантах любви» и «Бедной Насте».
В «Брежневе» Филиппенко изобразил генерала Цинева, близкого друга генсека. В фантастическом фильме «Азирис Нуна» его героем стал египетский фараон Неменхотеп Четвертый. В «Моей прекрасной няне» он долго играл отца главной героини. В сериале «Петр Первый. Завещание» Александр создал образ графа Петра Толстого.
Первый брак
В первый раз актер женился на Леле Серовой, эта женщина была его коллегой. Прожил он с ней недолго, ушел от нее к Наталье Зимяниной. Детей в этом браке не было.
Второй брак
В 1975 году Александр Филиппенко женился на Наталье Зимяниной. Она – музыкальный критик, дочь известного политического деятеля. В этом браке родилась дочь Мария и сын Павел. Уже три года спустя Филиппенко ушел из семьи. С детьми он связи не утратил, принимал активное участие в их воспитании.
Павел, как и его отец, является творческим человеком. Однако сын Александра Георгиевича посвятил себя не драме, а музыке. Он был вокалистом группы I. F. K, затем стал фронтменом коллектива F. A. Q. Также Павел успешно занимается продюсерской деятельностью. В музыкальных кругах он известен как Паштет.
Дочь Мария также не захотела становиться актрисой, хотя у нее и присутствует талант к перевоплощению. Она занимается преподавательской деятельностью.
Филиппенко утверждает, что никогда не пытался давить на своих детей. Они самостоятельно выбрали свой путь, и он отнесся к их решению с уважением.
Третий брак
Фото Александра Филиппенко с третьей женой находится ниже. С этой женщиной он встретился благодаря ее матери, своей будущей теще. Лидия Сергеевна собрала у себя коллег для того, чтобы отметить премьеру поставленного ею телеспектакля.
В ее доме Александр и встретил Марину. Девушка планировала поступать в Щукинское училище, которое Филиппенко уже успел окончить. Она обратилась к нему за консультацией, они проговорили весь вечер. Начался роман, который перерос в брак.
Третья жена также подарила Филиппенко ребенка. Дочь Александра стала переводчиком и преподавателем. В браке с Мариной Ишимбаевой актер состоит до сих пор.
Интересные факты
В студенческие годы Филиппенко примерным поведением не отличался. Однажды он проиграл свою стипендию в преферанс. Целый месяц молодому человеку приходилось выживать без денег. К счастью, сердобольные студенты его подкармливали.
Когда Александра Георгиевича просят рассказать о своей любимой роли, то он не медлит с ответом. Актер всегда говорит о том, как ему понравилось изображать Кощея Бессмертного.
В повседневной жизни любимой одеждой Филиппенко является деловой костюм. Он старается выглядеть безупречно в любой ситуации.
В молодости Александра привлекали всевозможные эксперименты. К примеру, в целях оздоровления организма артист практиковал 48-часовое голодание.
Источник: https://www.nastroy.net/post/aleksandr-filippenko-biografiya-lichnaya-jizn-roli-i-filmyi-foto
Александр Филиппенко: биография
День рождения знаменитого артиста – 2 сентября 1944 года. Родной город – Москва, но впоследствии семья переехала в Алма-Ату, где Саша окончил школу с золотой медалью. Тяга к подмосткам проявилась еще в юношестве: подросток посещал театральный кружок. Потом он поступил в столичный физтех, где играл за институтскую команду КВН.
Поработав инженером, Александр понял, что его истинное призвание – сцена. В 1964-м пришел в эстрадную студию столичного госуниверситета, а затем сдал экзамены в Щукинское училище. Завершил обучение в 1974 году.
Актер Александр Филиппенко
Личная жизнь Александра Филиппенко
После студии МГУ артист стал выступать в Театре драмы и комедии на Таганке, а в 1975-м перешел в Театр имени Вахтангова, где служил до 1994-го.
Театральные подмостки актер сочетал с кинематографией. Дебют на широком экране состоялся в 1969-м. Первая кинороль – Володя Харламов в кинокартине «Я его невеста». Потом последовали полюбившиеся зрителям ленты «Бумбараш», «Хождение по мукам».
Последние новости об Александре Филиппенко
В его фильмографии почти семь десятков кинолент и телесериалов. Наибольшую популярность получили «Торпедоносцы», «Мой друг Иван Лапшин», «Убить дракона», «Бедная Настя», «Моя прекрасная няня».
Артист два раза участвовал в экранизации булгаковского произведения «Мастер и Маргарита». При этом оба персонажа состояли в свите Воланда: в 1994-м актер сыграл Коровьева, в 2005-м Азазелло.
Также два раза довелось воплотить мистический образ Смерти: на театральных подмостках и в киноленте «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».
О своей семье актер распространяться не любит. Известно, что его первая супруга – музыкальный критик Наталья Зимянина – родила артисту двоих детей. Старшая дочь Маша окончила филфак МГУ и выбрала журналистское поприще. Сын Павел увлекся музыкой, он – фронтмен группы «F.A.Q.».
В 1979 году артист женился во второй раз на телережиссере Марине Ишимбаевой. Она родила знаменитому артисту дочку Сашеньку. Александра окончила МГИМО, в настоящее трудится звукорежиссером.
У известного актера Александра Филиппенко необычное хобби – он собирает автономера и этикетки от спичечных коробков.
Сейчас артист выступает в различных театрах: «Сатириконе», Et Cetera, «Табакерке», «Практике», «Современнике» и театре Моссовета. Его моноспектакли по мотивам произведений Платонова, Зощенко, Булгакова, Гоголя и других авторов собирают полные залы во всех городах, куда актер приезжает с гастролями.
Источник: http://www.woman.ru/articles/tag/aleksandr-filippenko/
Александр Георгиевич Филиппенко
Александр Георгиевич Филиппенко (род. 2 сентября 1944 года, Москва) — советский и российский актёр театра и кино, народный артист России (2000).
Александр Филиппенко окончил школу № 54 в Алма-Ате с золотой медалью. В 1967 году — член студенческой команды КВН МФТИ (чемпионы Клуба 1962/1963). В 1967 году окончил Московский физико-технический институт по специальности «Физика быстропротекающих процессов». Два года работал старшим инженером в Институте геохимии АН СССР.
В 1974 году окончил театральное училище им. Б. В. Щукина. В 1964—1969 годах — актёр и режиссёр эстрадной студии МГУ «Наш Дом», в 1969—1975 годах — актёр Театра драмы и комедии на Таганке. В 1975 году Филиппенко поступил в труппу Академического театра им. Евг. Вахтангова, где проработал 20 лет. С 1996 года — руководитель театра «Моно-Дуэт-Трио» при Москонцерте
Семья
- Жёны:
- 1975—1978 Наталья Зимянина
- Дочь Мария — филолог, журналист, преподаватель
- Сын Павел — музыкант, экс-вокалист группы I.F.K., ныне лидер группы F.A.Q.
- с 1979 Марина Ишимбаева (режиссёр телевидения)
- Дочь Александра — к.и.н., переводчик, звукорежиссёр
- 1975—1978 Наталья Зимянина
Актёрские особенности
- Снялся более чем в 80 фильмах
- На эстраде в репертуаре артиста — произведения Аверченко, Булгакова, Довлатова, Зощенко, Платонова, Солженицына, Кольцова…
Признание и награды
- 1989 Заслуженный артист РСФСР
- 1999 Государственная премия Российской Федерации за моноспектакль «Мёртвые души»
- 2000 Народный артист Российской Федерации.
- 2010 Лауреат Царскосельской художественной премии
- Награды на фестивалях моноспектаклей в городах Хеб (Чехия), Клайпеда (Литва), Пермь (Россия)
Творчество
Роли в театре
Дом пионеров, Алма-Ата
- 1959 — «Содат и змея» Тамары Габбе
Государственный академический театр им. Е. Вахтангова
- «Русские водевили»
- «Ричард III»
- «Игроки»
- «Брестский мир»
- «Кабанчик»
- «Уроки мастера»
Сатирикон
- «Гамлет» У. Шекспира; режиссёр Роберта Стуруа — Дух отца Гамлета, Клавдий
Московский театр «Et Cetera» под руководством А. Калягина
- «Шейлок» У. Шекспира; режиссёр Роберта Стуруа — Антонио
Московский театр-студия п/р Олега Табакова
- «На дне» М. Горького — Сатин
Театр имени Моссовета
- 2006 — «Предбанник» И. Вацетиса; режиссёр Сергей Юрский — Батенин / Акимов
- 2009 — «Дядя Ваня» А. Чехова; режиссёр Андрей Кончаловский — профессор Серебряков
Московский государственный театр эстрады
- 2001 — «Труп на теннисном корте» Э. Шеффера; режиссёр Евгений Каменькович
Театр «Практика»
- Моноспектакль «Продукт» Марка Равенхила
- Моноспектакль «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына
Московский театр «Современник»
- 2009, январь — «Сон Гафта, пересказанный Виктюком» по пьесе В. Гафта; режиссёр Роман Виктюк
Моноспектакли и эстрадные программы
- 1978 — «Взрослая дочь молодого человека», моноспектакль по мотивам пьесы Виктора Славкина; режиссёр Марк Розовский. Монолог стал известен после эфира в телевизионной передаче Вокруг смеха под названием «„Козел“ на саксе»
- «Поезд на Чаттанугу, или Когда мы были молодые», литературно-музыкальное шоу из произведений Виктора Славкина, Михаила Жванецкого, Аркадия Аверченко, Михаила Зощенко
- 1988, 18 мая — «Мёртвые души. Последние главы…», моноспектакль по поэме Николая Гоголя; режиссёр Марк Розовский. Премьера состоялась на сцене Московского драматического театра имени К. С. Станиславского
- 1989 — «Не надо бороться за чистоту — надо подметать», вечер советской сатиры, состоящий из рассказов Михаила Зощенко «Происшествие на Волге», «Кошка и люди», «Мелкий случай из личной жизни», серии фельетонов Михаила Кольцова и повести Андрея Платонова «Город Градов». В спектакле участвует ансамбль современной музыки «Три О»; режиссёр Марк Розовский
- 1995 — «Путь Поэта», моноспектакль к 100-летию Сергея Есенина (гражданская лирика 1923-24 годов)
- 2000 — «Чемодан проблем 2000», к 60-летию Сергея Довлатова
- 2001 — «Есенин без женщин», поэтическая программа из гражданской лирики Сергея Есенина; режиссёр Константин Худяков
Фильмография
- 1969 — Я его невеста — Владимир Харламов
- 1969 — Гори, гори, моя звезда — белый офицер
- 1970 — Внимание, черепаха! — командир головного танка
- 1971 — Бумбараш — белогвардеец
- 1973 — Остановите Потапова (к/м) — Ермоленко
- 1974 — Рождённая революцией. Серии 7-10 — Гусаков/лже-Санько
- 1977 — Хождение по мукам — Теплов
- 1977 — Клад
- 1980 — Утренний обход — Букин
- 1980 — Кто заплатит за удачу?- Коньков, следователь контрразведки
- 1981 — Бросок
- 1981 — Ошибка Тони Вендиса — Сван
- 1982 — Там, на неведомых дорожках… — Кащей Бессмертный
- 1982 — Звезда и смерть Хоакина Мурьеты — Смерть
- 1982 — Возвращение резидента — командир наемников
- 1983 — Баллада о доблестном рыцаре Айвенго — Вамба
- 1983 — Компаньоны
- 1983 — Торпедоносцы — генерал
- 1983 — Последний довод королей — Джигс Кейси, полковник
- 1983 — Приступить к ликвидации — Андрей Дмитриевич Блинов, «Копчёный», вор в законе
- 1984 — Вера, Надежда, Любовь — офицер
- 1984 — Мой друг Иван Лапшин — Занадворов
- 1984 — Медный ангел — Сантильяно
- 1984 — Семь стихий — Олег Янков
- 1985 — Противостояние — Журавлёв
- 1985 — Чёрная стрела — Ричард Глостер
- 1985 — Аплодисменты, аплодисменты…
- 1985 — Софья Ковалевская — Фёдор Михайлович Достоевский
- 1985 — Битва за Москву — генерал Павлов
- 1985 — О возвращении забыть — командир подводной лодки (озвучивал Сергей Шакуров)
- 1985 — Золотая рыбка (телеспектакль) — рассказчик
- 1986 — Я сделал всё, что мог
- 1986 — Из жизни Потапова — Потапов
- 1987 — Путешествие мсье Перришона — Иммерталь
- 1987 — Визит к Минотавру — Белаш
- 1987 — Очи чёрные — чиновник в Петербурге
- 1988 — Наш бронепоезд — Петров
- 1988 — Гулящие люди — Таисий
- 1988 — Убить дракона — оружейник
- 1989 — Трудно быть богом — Дон Рэба
- 1989 — Убегающий август
- 1990 — Под северным сиянием
- 1990 — Яма — актёр
- 1990 — Мать Урагана
- 1990 — Шаги императора — Павел I
- 1991 — И превращается ветер
- 1991 — Ближний круг — Хитров, майор
- 1991 — Женщина для всех — муж
- 1991 — Преступление лорда Артура — Поджерс
- 1992 — Отшельник
- 1992 — Макароны смерти или ошибка доктора Бугенсберга — Очевидное зло
- 1992 — Одна на миллион — Комаров
- 1992 — Бесы — учитель
- 1992 — Азбука любви
- 1993 — Я сама
- 1993 — Аномалия
- 1993 — Трагедия века — генерал Павлов
- 1993 — Убийство в Саншайн-Менор
- 1993 — Не стреляйте в пассажира! — редактор
- 1994 — Мастер и Маргарита — Коровьев
- 1995 — Игра воображения — Лампасов
- 1996 — Карьера Артуро Уи. Новая версия — Артуро Уи, главарь гангстеров
- 2001 — Романовы. Венценосная семья — В. И. Ленин
- 2001 — Аз и ферт — Мордашкин
- 2002 — Леди на день — Альфонсо Ромеро
- 2002 — Следствие ведут знатоки. 10 лет спустя. Третейский судья — Ландышев / Крысин
- 2002 — Тартарен из Тараскона — хозяин похоронного бюро Костекальд
- 2003—2004 — Бедная Настя — Андрей Забалуев
- 2005 — Мастер и Маргарита — Азазелло
- 2005 — Брежнев — генерал Цинёв
- 2005 — Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко — Ярополк Святославович; Святополк Окаянный
- 2006 — Азирис Нуна — Фараон Неменхотеп IV
- 2006 — Вепрь — Паскевич
- 2006 — Театр обречённых — Фишер
- 2006 — Адъютанты любви — Борис Курагин
- 2007 — Ленинград — Аркатов
- 2007 — Заговор — Косоротов
- 2008 — Одна ночь любви — князь Илларион Забелин
- 2008 — Моя прекрасная няня — Владимир Владимирович Прутковский, отец Виктории
- 2010 — Счастливый конец — старый член
- 2011 — Пётр Первый. Завещание — Толстой
Озвучивание
- 1986 — Крылья, ноги и хвосты (анимационный)
- 1988 — Весёлая карусель — выпуск № 19 (анимационный) (сюжет «Загадка»)
- 1992 — Леато и Феофан — роль барона Мозгареля и др.
- 1994 — Простодушный — роль Мамуки Кикалейшвили
- 2004 — Полярный экспресс — Кондуктор, Санта Клаус, Призрак на крыше и др. (в оригинальной версии озвучил Том Хэнкс)
- 2006 — Чемоданы Тульса Люпера — Айвар Люпер
- 2006 — Элька (анимационный)
- 2009 — Рождественская история (анимационный) — Эбенезер Скрудж, Призрак прошлого Рождества, Призрак настоящего Рождества, Призрак грядущего Рождества (в оригинальной версии озвучил Джим Керри)
- 2007 – Покахонтас (англ. Pocahontas), Walt Disney Pictures, – Паухатан – вождь, отец Покахонтас
- Покахонтас 2: Путешествие в новый мир (англ. Pocahontas II: Journey to a New World), Walt Disney Pictures – Паухатан – вождь, отец Покахонтас
Аудиокниги
- Борис Акунин «Азазель»
- Борис Акунин «Пиковый валет»
- Борис Акунин «Кладбищенские истории»
- Борис Акунин «Нефритовые четки»
- «Не надо бороться за чистоту — надо подметать» (произведения Михаила Зощенко, Михаила Кольцова, Андрея Платонова)
- 2002 Леонид Филатов «Про Федота-Стрельца, удалого молодца» — Рассказчик — аудиоспектакль
- 2007 Станислав Лем «Солярис»
- 2011 Диккенс Чарльз – Рождественская песнь в прозе
Телевидение
- 2006 — «Форт Боярд» — Скряга Фура
- 2008 — «Встречи на Моховой» (Пятый канал)
- 2009 — «Встреча со зрителями» (Первый канал)
Интересные факты
- Сын Александра Филиппенко — Павел «Паштет» Филиппенко — являлся фронтменом московских альтернативных групп IFK, FAQ
- Александр Филиппенко дважды снялся в экранизации «Мастера и Маргариты»: в 1994 году у Юрия Кары в роли Коровьева, в 2005 году у Владимира Бортко в роли Азазелло.
Источник: http://known-name.ru/face/aleksandr-georgievich-filippenko
Саша Филипенко: «Со мной тяжело — я чувак, который думает только о собственной писанине»
Я родился в Минске в семье военных. Мой прадедушка был генералом авиации, он расследовал авиакатастрофы. Бабушка — переводчик в Академии наук. Такая технарская советская интеллигенция.
Я учусь в лицее при консерватории — я всегда перевожу прошлое время в настоящее, чтобы быть ближе к первому, но оставаться во втором, — и бабушка мечтает, чтобы я стал виолончелистом. Но с виолончели меня, как всех раздолбаев, переводят на контрабас. Неожиданно в десятом классе я дико включаюсь в процесс и сдаю выпускной экзамен, он же вступительный, на отлично.
Меня берут в консерваторию. И тут я понимаю, что ни в коем случае не хочу быть классическим музыкантом и на экзамене по гармонии и сольфеджио сдаю пустой лист. Мне ставят кол. У бабушки случается инфаркт, она плохо дышит, ребята в военкомате потирают руки, потому что сейчас к ним приплывет парень.
Но у меня есть шанс поступить вторым потоком — и я сдаю экзамены в Европейский гуманитарный университет. И тут происходит странная история, потому что я пишу сочинение и из всего потока поступающих единственный получаю десятку, то есть высший балл по белорусской системе. Меня приводят к ректору, демонстрируют ему и немедленно зачисляют.
При этом в школе еще за год до поступления я ровным счетом ничего не делаю и не читаю совсем. Книги служат для меня разве что источником обогащения: в них я нахожу бабушкины заначки. Но потом на первом курсе со мной что-то происходит, я начинаю читать, хожу только на лекции по литературе и понимаю, что хочу писать рассказы.
Переезд в Петербург — отчасти истерическое решение. ЕГУ, в котором я учился в Минске, закрыли по политическим причинам в 2004 году. Я хотел срочно уехать из страны, которая мне казалась отвратительной. Было несколько вариантов — учиться в Варшаве или в Праге.
Но бабушка сказала, что любой образованный человек должен пожить в Санкт-Петербурге. Я ее зачем-то послушал — и приперся сюда. Приехал прямиком из Флоренции, был конец октября, валил мокрый снег, меня в первый же день дважды чуть не сбили на пешеходном переходе.
Я не успел снять квартиру, меня отвезли в общежитие на Кораблестроителей и поселили вместе с японцами.
Но самым главным потрясением для меня было то, что все в СПбГУ начинали фразы со слов «на самом деле».
Для меня это очень странно — ведь мы всегда можем ошибаться и стоит довольно тихо высказывать свое мнение.
В Минске нас учили: «Ребята, вы ничего не знаете, и до конца своей жизни, пока не закроется крышка гроба, вы ничего не узнаете». Поэтому все, что мы можем, — это начинать предложение со слова «вероятно».
Как-то мы обедали с друзьями, я много шутил, а за столом вместе с нами оказался редактор Первого канала, который сначала спросил, для какой команды КВН я пишу, а потом предложил работу. Я был в это время спортивным журналистом, оканчивал магистратуру и перспективы были не сказать, чтоб радужные.
Поэтому я согласился и оказался на Первом. Сначала писал сценарии для передачи «Мультличности». Потом — для «Прожекторперисхилтон». А после мне предложили делать программу с Ксенией Собчак на «Дожде». Затем появилось собственное шоу «Ездим дома» в соавторстве с журналистом Павлом Лобковым.
И все это произошло абсолютно случайно, потому что у меня не было никакого намерения становиться ведущим. Это был опыт. Я был увлечен жанром интервью, мне казалось интересным разговаривать с людьми. А потом я написал первый роман — и к этому, конечно, все очень снисходительно отнеслись: подумаешь, кто-то кокаин нюхает, а кто-то книги пишет.
Но когда отрывок из него стал самым читаемым постом за год на портале «Сноб», мне сразу же предложили его опубликовать.
В Москве меня называют городским сумасшедшим: я ушел с телека, чтобы писать книги. Просто понял, что это, пожалуй, единственное, что меня в жизни по-настоящему интересует. Это и есть мое предназначение, без всяких громких слов.
Я твердо убежден, что писать надо тогда, когда не можешь не писать. Представь: Москва, куча денег, классная работа, пишу шутки. А потом оказываюсь в предреволюционном Минске 2010 года: мы с друзьями решили поехать и посмотреть, что будет.
Я сам не ожидал, какое этот несвершившийся белорусский Майдан произведет на меня впечатление. Моя жена Маша говорит, что когда я вернулся в Петербург, то десять дней просидел перед телеком как овощ. Но потом я быстро понимаю, что должен написать «Бывшего сына». При населении девять миллионов человек треть живет за пределами Беларуси.
Мне было важно показать, что я чувствую, будучи бывшим сыном моей страны, которой я оказался не нужным.
Мои отношения с Беларусью меняются: я чувствую, как в буквальном смысле отрываются мои корни. Я уже чужой и там, и тут. Когда я приезжаю в Минск, то становлюсь на одиннадцать лет моложе, и таким же счастливым. Сейчас там происходит что-то не то, но я по-прежнему очень люблю этот город и считаю его лучшим на земле.
После переезда в Петербург было большим потрясением узнать, что здесь столица Беларуси воспринимается как провинция. Минск в моем представлении гораздо более европейский город, чем Петербург. То, что Петербург культурная столица, — это серьезный миф.
Город не может ею быть лишь потому, что в нем остались какие-то старые здания и память о том, что когда-то он был реальной столицей государства. Наверное, этот статус — это все-таки уровень отношения людей к своему городу и к его чистоте. Но писателю здесь, конечно, очень интересно.
Мне кажется, что Россия — это классное место для человека, у которого нет семьи и которому не нужно, например, вызывать скорую ребенку в одиннадцать вечера.
Думаю, что человек, который прочитал три моих книги, открыв четвертую, узнает мой текст и ритм.
Нет, я не могу гарантировать, что в какой-то момент во мне не проступает французский писатель Луи-Фердинанд Селин.
Но авторы, которые оказали на меня самое сильное влияние, — полная противоположность тому, как пишу я. Я схожу с ума от Пруста, но мы понимаем, что фраза Пруста — это полторы страницы.
Сегодня у читателя совсем другая оптика: мы за один день видим больше людей, чем человек в конце XVIII века за всю жизнь. Лев Толстой исключительно подробно описывает каждого своего героя.
«Широкий лоб, тяжелый подбородок» — зачем тратить на это полторы страницы? Я пишу, что человек вошел в комнату, и все — ты уже это представила.
Я часто слышу претензии: мол, почему у вас нет описательных моментов? Потому что они не нужны! Но встречи с читателями показывают, что глупо надеяться на то, чтобы всем понравиться: в Москве меня называют русофобом и жутким националистом, а в Минске — москалем и жутким беларусофобом.
Есть три полезных литературных совета, которые действительно работают. Первый гениальный совет дал мне преподаватель белорусской литературы. Он сказал: «Всякое предложение должно вытекать из предыдущего».
Второй хороший совет дал мне Вуди Аллен, точнее Сомерсет Моэм, который в рассказе Вуди Аллена говорит: «В конце вопросительного предложения всегда ставьте вопросительный знак. И эффект превзойдет ваши ожидания». Был еще какой-то третий совет, но я его забыл.
Это я все к тому, что научить писать все-таки невозможно.
Если бы литературным критикам показали мои тексты десятилетней давности, то они точно сказали бы, что Филипенко неправильно пишет по-русски. И это так — с точки зрения русского языка, я неверно строю предложения: подлежащее и сказуемое стоят не в тех местах, где должны быть.
Я много лет шел к тому, чтобы выработать свой язык. Например, одно слово стоит на границе двух предложений — и работает и в ту, и в другую сторону. Мне нравятся короткие отрывистые фразы. Многие мои приемы, вероятно, растут из сценарного опыта, какие-то — из музыкального.
От писателя хотят пророчеств и громких заявлений. Но мне интереснее сделать фотографию времени, чем манифест. Я хотел сделать снимок реальности, в которой мы сейчас живем, — так получилась «Травля». А потом уже пришло понимание, что этот репортажный кадр надо облечь в какую-то форму — и я обратился к сонате.
На презентации в Москве ко мне подошла молодая женщина: «Подпишите книжку моей дочке!» Я говорю: «Наверное, вашей дочке рано читать такие книги. Сколько ей?» А она: «Моя дочь родится через несколько месяцев, но когда ей исполнится шестнадцать лет и она захочет узнать про 2016 год, я дам ей „Травлю“».
Конечно, это не совсем документалистика — литературные задачи я тоже решаю: например, мне хотелось показать, что грань между реальностью и антиутопией.
Премии в России — это один из немногих инструментов продвижения книги — люди в магазинах спрашивают: «Кто тут у вас лауреат премии? Возьму-ка почитаю!» В остальном книжного рынка у нас нет.
Во Франции лицо какого-нибудь писателя можно даже на автобусе увидеть, не говоря о том, что на France 2 выходит программа вроде «Вечернего Урганта», на которую приходят только писатели.
А ты вспомни, когда ты последний раз залипала на литературную передачу, скажем, на канале «Культура»? Сейчас все в России обсуждают, как плохо Франции, как плохо у них с культурой. При этом у радиопрограммы про философию там может быть полтора миллиона скачиваний. Полтора! Миллиона! На радио!
Я ни с кем не общаюсь. Сижу в кабинете и пишу. Иногда пытаюсь играть в футбол. Еще выезжаю на встречи с читателями и, как попугай, отвечаю на вопросы. Но это искусственная конструкция. На такие встречи за границей приходят люди, которым интересна русская литература: Акунин, Быков, Водолазкин, Филипенко.
Они приходят и спрашивают: «Что будет с Россией? Сможем ли мы что-то изменить?»
Я думаю, историческая правда существует. Можно сделать такой вывод, исходя из того, что мы наступаем на одни и те же грабли. Проходит пятьдесят лет, и мы делаем ровно то же, что делали люди до нас.
Как возможна Вторая мировая война после ужасов Первой мировой? Все смеются — нет, невозможна! А потом случается Холокост.
У меня много вопросов ко всем окружающим. Я более требователен к обществу, чем к самому себе: хочу, чтобы вокруг меня все были лучшими версиями самих себя. И не факт, что я сам лучшая версия себя. У меня нет никаких иллюзий по поводу собственной персоны.
Я понимаю, что я очень неприятный тип, кроме того два моих друга постоянно не дают мне об этом забыть. И моя разумная жена всегда ставит меня на место. Я понимаю, что со мной довольно тяжело сосуществовать, потому что я чувак, который думает только о собственной писанине.
А Маша все-таки выходила за меня, а не за парня, который переживает, получит он «Большую книгу» или нет. Она признает, что у меня странная профессия, я могу истерить по разным поводам, уйти в кабинет — и все, не трогайте меня. Но полагаю, Маша хочет, чтобы рядом была опора. Поэтому у меня куча претензий к себе.
Но самое главное, что у меня еще больше претензий к людям вокруг, потому что я вижу, как устроено общество.
Моя система потребностей устойчива. Мне нужно много вина, хотя сейчас странным образом не хочется пить. Еще нуждаюсь в путешествиях — просто чтобы оказаться в другой среде.
Есть необходимость в современном искусстве, так как я твердо убежден, что оно заменяет нам наркотики. А я очень боюсь наркотиков и боюсь зависимости. И есть потребность в текстах и в ощущениях. И наверное, все.
А, еще футбол — если бы не беда с коленом, играл бы целыми днями.
Верю ли я в смысл хоть чего-нибудь? К сожалению, сейчас, я думаю, вообще ни в чем нет смысла. И мы все однажды умрем — и все. От меня останутся книжки, и я не знаю, есть ли смысл в этом или нет.
МЕСТО СЪЕМКИ Жилой дом «Венеция» Дом на берегу Средней Невки, напротив Елагина острова, был построен «Группой ЛСР» по проекту архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» в 2012 году в стиле ренессансное палаццо. Цоколь семиэтажного здания выложен гранитом, лицевые стены отделаны натуральным камнем, а крышу украшают фигуры грифонов. lsrgroup.ru |
Источник: http://www.sobaka.ru/city/books/47000