Дмитрий мережковский – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Дмитрий Мережковский

Произведения представителя Серебряного века Дмитрия Мережковского крайне сложны для понимания и восприятия. Современному читателю этот писатель знаком как создатель журнала «Новый путь» и автор ряда религиозно-философских собраний сочинений.

Помимо прочего этот мужчина вместе с дьяволицей с русалочьими глазами, поэтессой Зинаидой Гиппиус, являлся владельцем крупного петербургского литературного салона, на вечерах которого свои первые пробы пера демонстрировали классики Сергей Есенин, Александр Блок и Осип Мандельштам.

Детство и юность

Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 2 августа 1865 в столице Франции – Париже.

Отец писателя Сергей Иванович был чиновником, а мать Варвара Васильевна вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием детей. Известно, что в семье Мережковских было шестеро сыновей и три дочери.

Дмитрий был самым младшим и поддерживал тесные отношения только с братом Константином, который впоследствии стал биологом.

Портрет Дмитрия Мережковского

Обстановка в доме Мережковских была простая: стол никогда не ломился от яств, так как глава семейства таким образом заранее отучал детей от распространенных пороков — мотовства и стремления к роскоши. Уезжая в служебные поездки, родители оставляли детей на попечении немки-экономки и старой няни, которая перед сном рассказывала Дмитрию сказки, основанные на житие святых.

В дальнейшем биографы пришли к выводу, что рассказы няни стали причиной фанатичной религиозности, в раннем детстве проявившейся в характере создателя стихотворения «Дети ночи». Также на духовное становление поэта оказало влияние и то, что писатель с юных лет сроднился с чувством одиночества, которое впоследствии находило отражение в его книгах и стихах.

Дмитрий Мережковский

В 1876 году Дмитрий поступил в Третью классическую гимназию Петербурга. Мережковский-старший, интересовавшийся прозой и поэзией, первым оценил успехи наследника на поприще стихосложения.

В 1880 году отец, воспользовавшись знакомством с графиней Софьей Андреевной Толстой, вдовой поэта Алексея Константиновича Толстого, привел сына в дом к Федору Михайловичу Достоевскому, чтобы он оценил литературный талант отпрыска.

Позже в «Автобиографической заметке» Дмитрий Сергеевич напишет, что во время прочтения работ сильно волновался. Достоевский же, дослушав юного литератора до конца, заявил, что материал крайне сырой и слабый, а чтобы писать шедевры, необходимо пройти через все круги ада и узнать, что такое страдание и непонимание.

Дмитрий Мережковский в последние годы жизни

В 1884 году Дмитрий стал студентом историко-филологического факультета Петербургского университета.

Здесь будущий писатель увлекся философией позитивизма, а также проявил интерес к французской литературе.

В 1888 году Мережковский защитил дипломное сочинение о философе эпохи Возрождения – Монтене, окончил университет и решил посвятить себя исключительно литературному труду.

Литература

Литературный дебют Мережковского состоялся в 1880 году в журнале «Живописное обозрение». Тогда в издании были опубликованы стихотворения «Тучка» и «Осенняя мелодия». В 1888 году в Петербурге вышла первая книга Мережковского «Стихотворения (1883-1887)», в 1892 – сборник «Символы (Песни и поэмы)» и в 1893 – брошюра «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».

Писатель Дмитрий Мережковский

1899 год стал для Дмитрия Сергеевича поворотным. Писатель в трудах все чаще обращался к религиозным вопросам, а спустя два года, в 1901 году, Зинаида Гиппиус подала Мережковскому идею создания философско-религиозного кружка, в котором интеллигенция могла бы обсуждать насущные вопросы.

Популярность к Дмитрию пришла с его первой романной трилогией «Христос и Антихрист»: «Смерть богов. Юлиан Отступник», «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)» и «Антихрист Петр и Алексей».

Весной 1906 года Дмитрий Сергеевич с супругой отправился во Францию. Именно там вышел в свет совместный с женой и Дмитрием Философовым труд «Царь и Революция». В Париже поэт также начал работу над трилогией на тему русской истории XVIII-XIX веков «Царство Зверя».

В 1908 году публикуется первая часть этой трилогии – «Павел I», за которую писателя чуть не посадили в тюрьму, вторая часть «Александр I» выходит в свет спустя пять лет в 1913 году, а третья «14 декабря» – в 1918-ом.

Полное собрание сочинений Дмитрия Мережковского

В 1909 году библиография поэта пополнилась четвертым сборником стихов под названием «Собрание стихов», а в 1915 году был опубликован сборник «Было и будет: Дневник 1910-1914» и литературное исследование «Две тайны русской поэзии: Некрасов и Тютчев».

Самые популярные произведения Дмитрия Мережковского 20-30-х годов: «Рождение Богов» (второе название «Сумерки Богов»), «Мессия», «Наполеон», «Тайна Запада: Атлантида-Европа», «Иисус Неизвестный», «Павел и Августин», «Франциск Ассизский» и «Данте».

Личная жизнь

Первым серьезным амурным увлечением Мережковского была дочь издательницы «Северного Вестника». Летом 1885 года писатель даже совершил путешествие с семьей избранницы по Франции и Швейцарии, однако этот любовный роман так ни к чему и не привел.

В январе 1889 года Мережковский вступил в брак с Зинаидой Гиппиус, будущей поэтессой и писательницей, которая стала на всю жизнь его ближайшим другом, идейным спутником и соучастницей духовных и творческих исканий. Союз Мережковского и Гиппиус — самый известный творческий тандем в истории русской культуры «серебряного века».

Зинаида Гиппиус, жена Дмитрия Мережковского

Современники отмечали, что влюбленные, являясь полной противоположностью друг друга, были неотделимы друг от друга.

Достоверно известно, после знакомства молодые люди стали ежедневно встречаться в парках, причем встречи эти происходили строго инкогнито.

Каждый беззаботно начинавшийся разговор Зинаиды и Дмитрия выливался в жаркую полемику, которая только доказывала их мистическое родство душ.

Гиппиус еще до знакомства с Дмитрием часто предлагали выйти замуж, но свободолюбивая барышня всегда отвечала отказом. С Мережковским все было иначе. У писателей не было этих глупых объяснений в любви, которые дьяволица на дух не переносила, и в один из дней они решили без лишней помпезности узаконить отношения, начав жить вместе.

8 января 1889 года в Тифлисе состоялась церемония венчания. День свадьбы пара никак не отмечала. По возвращении домой каждый из них ушел в работу: Мережковский – в прозу, а Гиппиус – в поэзию. Много позже в мемуарах поэтесса призналась, что для нее это все было настолько несущественно, что на утро следующего дня она уже и не помнила, что вышла замуж.

Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус

Достоверно известно, что интимных отношений между супругами не было.

Златокудрую особу в принципе не интересовали плотские утехи, а Мережковский, зная о нраве жены, принимал ее со всеми плюсами и минусами.

Зинаиде часто приписывали романы на стороне, но и Мережковский не отставал от супруги. Именно реакция Гиппиус на увлечения мужа вызывала ссоры, которыми омрачался этот союз.

Самый большой скандал в семье вызвали отношения Мережковского с Еленой Образцовой – давней поклонницей писателя. В начале апреля 1901 года барышня приехала в Петербург, и поэт неожиданно закрутил с почитательницей его творчества интрижку.

В конце июля 1902-го Образцова прибыла к супругам вновь: формально — чтобы предложить материальную помощь журналу «Новый путь», в действительности — по причинам романтическим. В конечном итоге Гиппиус со скандалом выставила любовницу из дома.

Зинаида Гиппиус, Дмитрий Философов, Дмитрий Мережковский

В 1905 году семья Мережковских сблизились с публицистом Дмитрием Философовым. Литераторы вместе творили и вместе жили. В глазах общества «тройственный союз» писателей был верхом неприличия. Люди осуждали Дмитрия, говоря, что таким поведением супруга опозорила в первую очередь его.

Поборники морали забывали, что с Дмитрием Философовым у поэтессы не могло быть никаких порочных отношений хоты бы потому, что публицист был нетрадиционной сексуальной ориентации, и от одной только мысли о физическом контакте с женщиной его «выворачивало наизнанку».

В итоге супруги предоставили друг другу полную романтическую свободу, принеся ей в жертву чувственную сторону брака. До самого конца совместного жизненного пути Дмитрий и Зинаида ощущали полное духовное и интеллектуальное единение, но о любви между ними речи уже не шло, поэтому Гиппиус и Мережковский постоянно искали новых эмоций на стороне.

Смерть

Мережковский скоропостижно скончался 9 декабря 1941 года от кровоизлияния в мозг. Через три дня состоялось отпевание поэта в православном храме Святого Александра Невского. Похоронили создателя стихотворения «Бог» на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Могила Дмитрия Мережковского

Известно, что на траурной церемонии присутствовало только пара человек, а могильный памятник поставили на средства, собранные французскими издателями.

Библиография

  • 1895 – «Рыцарь за прялкой»
  • 1895 – «Святой Сатир»
  • 1895 – «Из Анатоля Франса»
  • 1895 – «Смерть богов. Юлиан Отступник»
  • 1896 – «Любовь сильнее смерти»
  • 1896 – «Наука любви»
  • 1897 – «Железное кольцо»
  • 1897 – «Превращение»
  • 1897 – «Флорентийская новелла XV века»
  • 1901 – «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи»
  • 1904-1905 – «Антихрист. Петр и Алексей»
  • 1908 – «Павел I»
  • 1911-1913 – «Александр I»
  • 1918 – «14 декабря»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/5259-dmitrii-merezhkovskii.html

Дмитрий Мережковский: биография и личная жизнь

Мережковский происходил из семьи мелкого чиновника. Он довольно рано увлекся литературой. Впервые его стихотворение напечатали в 1881 году (ему было на тот момент около шестнадцати).

Известно, кстати, что некоторые свои ранние вирши юноша показывал Достоевскому и тот их раскритиковал.

И в целом свои поэтические сборники Дмитрий Сергеевич стал выпускать уже в более зрелом возрасте — с 1888 по 1904 год.

Мережковский получил великолепное образование — он учился на историко-философских факультетах сначала в Петербурге, а потом в Москве. И еще обучаясь в университете, он знакомится с трудами философа Соловьева и становится приверженцем символизма.

В 1890-е годы Мережковский был занят тем, что делал переводы древнегреческих трагедий. С 1896 по 1905 год Мережковский писал свою знаменитое произведение «Христос и Антихрист», состоящее из трех частей.

Весной 1906 года Мережковский и его верная спутница и жена Зинаида Гиппиус отправились в Париж, и пробыли там вплоть до 1908 года. В этот период Гиппиус и Мережковский написали совместную книжку под названием «Царь и революция».

Стоит отметить, что в Европе прозаические сочинения Мережковского была весьма востребованна, а вот в родных краях они подвергались жесткому цензурированию. Писатель достаточно резко высказывался по поводу самодержавной формы правления, и это не могло не привлечь внимания цензоров.

Спустя два года после Октябрьской революции Мережковские уезжают из неспокойной России в Варшаву, где занимаются не только литературными делами, но и политикой.

Однако подписание мирного договора между Россией и Польшей вынудило их уехать еще западнее, в Париж — к коммунистам-большевикам Дмитрий Сергеевич относился с большим негативом. В Париже Мережковские в 1927 году образовали творческое философско-литературное объединение «Зеленая лампа».

Оно было достаточно известно в эмигрантских кругах. Именно в Париже провел остаток жизни Дмитрий Сергеевич. Его не стало 9 декабря 1941 года.

Гигантское значение в жизни Мережковского имел брак с поэтессой Зинаидой Гиппиус.

Они заключили этот брак в 1889 году и он продлился целых пятьдесят два года — о том, как жила эта пара и какие отношения были между супругами, написано немало работ.

Зинаида была не просто его возлюбленной, но и верным творческим партнером. Причем современники отмечали, что по темпераменту, по привычкам эти люди были разными.

Следует заметить, что параллельно у Мережковского бывали интимные отношения с другими женщинами и девушками. Наиболее яркий пример: роман с Еленой Образцовой. В июле 1902 года эта женщина появилась в Петербурге и вселилась в дом к Мережковским.

Повод был следующим: обсуждение денежной поддержки для издания «Новый путь». Однако реальной причиной была любовь к Дмитрию Константиновичу. В конченом счете Зинаида Гиппиус решила оборвать связь Елены Образцовой и ее мужа и выставила гостью на улицу.

А в 1905 году семья литераторов сблизилась с публицистом Философовым. Некоторое время они даже проживали вместе. Безусловно, это вызывало пересуды по поводу личной жизни каждого из членов данной троицы.

Многие сплетничали о романе между Философовым и Гиппиус, что, вероятнее всего, истине не соответствовало.

Но, несмотря на все интрижки «на стороне», между Зинаидой Николаевной и Дмитрием Сергеевичем практически всегда существовала прочная духовная связь.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-957701-dmitriy-merezhkovskiy-biografiya-i-lichnaya-zhizn

Дмитрий Мережковский. Подробная биография

Дмитрий Сергеевич Мережковский – поэт, прозаик, драматург, философ, литературный критик, один из основоположников символизма в России – родился 2(14) августа 1865 года в Санкт-Петербурге в многодетной семье крупного чиновника, действительного тайного советника, Сергея Ивановича Мережковского, служившего во дворце.

Вехи биографии Мережковского совпадают с основными вехами русской истории конца 19 – начала 20 в.

В 1884 году Мережковский поступает на историко-филологический факультет Московского и Петербургского университета, где сразу же проявляет интерес к философии.

Здесь же происходит знакомство с Короленко, Гаршиным и Успенским, от которых Мережковский перенял осмысление проблем государства и общества с позиций народничества. После знакомства со стихотворениями Владимира Соловьева, Мережковский обращается к символизму.

Пережил увлечение философским позитивизмом и левым уклоном, заменил их проповедью философии религии в ее единстве с культурой, приветствовал февральскую революцию, но не принял большевизма, в конце 1919 года бежал за границу, став одним из столпов русской эмиграции.

В связи с биографией Мережковского обычно упоминают два факта: визит юноши Мережковского с отцом к Достоевскому с целью показать стихи начинающего поэта, по поводу которых Федор Михайлович сказал: «Слабо, плохо, никуда не годится. Чтобы хорошо писать, – страдать надо, страдать!», – и брак с З.Н. Гиппиус, с которой Мережковский прожил 52 года, «не разлучаясь со дня свадьбы в Тифлисе ни разу, ни на один день».

В конце 1880-х и в 1890-е годы Мережковские отправляются в тур по Европе. Дмитрий Сергеевич и его супруга изучают европейскую культуру. Здесь Мережковский выступает в качестве литературного переводчика – он переводит античные трагедии с латинского и греческого языков, пишет критику, его труды публикуются в «Труде», «Русском обозрении» и «Северном вестнике».

Читайте также:  Алексей нилов - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В 1888 году в Петербурге вышла первая книга Мережковского «Стихотворения (1883-1887)», а в 1892 – сборник «Символы (Песни и поэмы)» и в 1893 – брошюра «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», ставшие в определенной мере программными для литературного направления символизма.

1899 год стал для Дмитрия Сергеевича Мережковского поворотным – он обращается к религиозным вопросам, много беседует на тему христианства и церкви, а спустя два года, в 1901 году Зинаида Гиппиус подала Мережковскому идею создания философско-религиозного кружка, в котором интеллигенция могла бы обсуждать насущные вопросы религии, церкви и русской культуры. Идея получила свое развитие и собрания имели место быть до 1903 года. К.П. Победоносцев на посту обер-прокурора Священного Синода одобрил такие собрания, однако за критику официальной церкви собрания им же были запрещены.

Известность к Мережковскому пришла с его первой романной трилогией «Христос и Антихрист»: «Смерть богов (Юлиан Отступник)» (1896), «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)» (1902), «Антихрист (Петр и Алексей)» (1905). В то же время он пишет большое исследование «Л.

Толстой и Достоевский» (1901-1902). Этот этап творчества по праву считается самым удачным в литературной биографии Мережковского. Он сразу же заявил о себе как о нетрадиционном романисте. Он скорее являет сложившийся в Европе тип художника-эссеиста.

Полиглот, знаток античности и итальянского Возрождения, он свободно контаминировал культурные смыслы как в публицистических, так и романических жанрах. И те и другие были подчинены одним и тем же метафизическим и культурологическим схемам: Христос и Антихрист, Богочеловек и Человекобог, Дух и Плоть, власть неба и власть земли.

Мережковский использовал одни и те же историко-культурные универсалии. Так, в романе о Леонардо да Винчи Микеланджело и Леонардо выступают как тезис и антитезис, как Плоть и Дух, а Рафаэль – синтез Духа и Плоти.

В русском искусстве, которому посвящено исследование Мережковского, эта триада перевернута: история искусства начинается с синтеза – Пушкина, разбиваясь затем на две составляющие линии – творчество Л.Н. Толстого («ясновидца Плоти») творчество Достоевского («ясновидца Духа»).

Весной 1906 года Дмитрий Сергеевич Мережковский с супругой отправляется во Францию. Там, в Париже, они проживут до 1908 года. Именно там выходит в свет совместный с женой и Д.

Философовым труд «Le Tsar et » (Царь и Революция), там же Мережковский начинает работу над «Царство Зверя» – трилогия на тему русской истории XVIII-XIX веков. В 1908 году публикуется первая часть этой трилогии – «Павел I», за которую Дмитрий Сергеевич Мережковский получил судебное разбирательство.

Вторая часть трилогии – «Александр I» публикуется спустя пять лет в 1913 году. Завершает трилогию «14 декабря» также спустя пять лет в 1918 году.

В начале XX века творчество Мережковского популярно в Европе – его труды переводят на многие языки, издаются многотомные собрания сочинений, однако в России произведения Мережковского не получили широкого распространения по причине жесточайшей цензуры, так как поэт выступает против самодержавия и официальной церкви.

В 1909 году был опубликован четвертый сборник стихов Мережковского под названием «Собрание стихов». В этом сборнике было немного новых стихотворений, основную часть составляло содержание трех предыдущих сборников. Интерес этого сборника еще и в том, что автор составил его исходя из своих новых взглядов.

В 1915 году Мережковский опубликовал публицистический сборник «Было и будет: Дневник 1910-1914» и литературное исследование «Две тайны русской поэзии: Некрасов и Тютчев». В 1916 году состоялись премьеры двух его пьес: «Будет радость» (МХТ) и «Романтики» (Александринский театр, постановка В.Э. Мейерхольда); вторая из них имела большой успех.

Мережковские приветствовали Февральскую революцию 1917 года. Октябрьские события вызвали яростный протест Мережковского. Он истолковал происшедшее как разгул «хамства», воцарение «народа-Зверя», смертельно опасного для всей мировой цивилизации, торжество «надмирного зла».

Мережковский и Гиппиус первым делом занялись хлопотами по освобождению министров, заключённых в Петропавловскую крепость.

В конце этого года писатель выступал с антибольшевистскими лекциями и статьями, одна из них, «1825-1917» (14 декабря, газета «Вечерний звон») анализировала ведущую роль интеллигенции в русском революционном движении.

В 1919 году Мережковский вынужден был начать сотрудничество с горьковским издательством «Всемирная литература», где стал получать паёк и заработок. В этом же году Мережковский добивается разрешения на чтение лекций в рядах Красной армии.

Под этим предлогом он с женой подбирается совсем близко к границе с оккупированными Польшей территориями и бежит. На территории Польши Мережковский ведет активную политическую деятельность, направленную против большевизма, однако после подписания перемирия между Россией и Польшей, он вынужден переехать в Париж.

В 1927 году при активном участии Мережковского создается религиозно-философский кружок «Зеленая лампа», который играл весомую роль в жизни русской эмиграции. В том же году Мережковские издают журнал «Новый курс», однако через год они вынуждены были прекратить его издание.

В сентябре 1928 года Мережковские приняли участие в Первом съезде русских писателей-эмигрантов, организованном в Белграде королем Югославии Александром I Карагеоргиевичем.

Тогда же сербский монарх наградил писателя орденом Святого Саввы первой степени за заслуги перед культурой.

Мережковский и Гиппиус выступили с публичными лекциями, организованными Югославской академией, после чего при Сербской академии наук стала издаваться «Русская библиотека», в которую вошли произведения Бунина, Мережковского, Гиппиус, Куприна, Ремизова, Шмелева, Бальмонта, Северянина.

В июне 1936 года Мережковский получил стипендию от правительства Муссолини для работы над книгой о Данте; более того, итальянский диктатор нашёл время, чтобы несколько раз встретиться с писателем и поговорить с ним о политике, искусстве и литературе.

Осенью 1938 года, когда гитлеровская Германия аннексировала Австрию и захватила Судеты, а потом и Чехословакию, Мережковский и Гиппиус выступили с категорическим осуждением «Мюнхенского сговора». Начало Второй мировой войны супруги встретили в Париже.

Произведения Дмитрия Мережковского 20-30-х гг.

: «Рождение Богов (Тутанкамон на Крите)» (1924), «Мессия» (1925), «Наполеон» (1929), «Тайна Запада: Атлантида-Европа» (1931), «Иисус Неизвестный» (1932-1933), «Павел и Августин» (1937), «Франциск Ассизский» (1938), «Данте» (1939).

Последние месяцы жизни Мережковский непрерывно работал: прочёл публичные лекции о Леонардо да Винчи и Паскале, пытался прочесть доклад о Наполеоне, но он был запрещён оккупационными властями.

К июню 1941 года у Мережковских кончились деньги: выселенные из виллы за неуплату, они сняли на лето меблированные комнаты. В сентябре, одолжив деньги у знакомых, супруги вернулись в парижскую квартиру.

Истощённый физически и морально, Мережковский до последних дней пытался работать над «Маленькой Терезой», но она так и осталась неоконченной.

Дмитрий Сергеевич Мережковский скончался 9 декабря 1941 года от кровоизлияния в мозг.

Единство своего творчества Мережковский осознавал и писал в предисловии к собранию сочинений, что «это не ряд книг, а одна, издаваемая для удобства только в нескольких частях. Одна об одном». Творческое наследие Мережковского поистине огромно: это сотни критических и публицистических статей, несколько романических циклов.

Но наибольший успех и признание ему выпали именно на начальном этапе, хотя и в это время оценки его творчества были самыми разноречивыми. А. Белый свидетельствовал, что Мережковский, будучи известным и популярным в Европе, в России оставался непонятым и одиноким.

Для осознания природы его новаторства потребовалось немало времени.

Время показало, что Мережковский явился создателем романа нового типа – романа историософского. Своеобразие его состоит в том, что автором двигало желание не запечатлеть историю, а объяснить ее, соединив ее начала и концы, почувствовать ритм истории, определив тайные законы ее движения.

В основе романического творчества Мережковского лежит мифо-поэтическое мышление, основанное на философской и религиозной интуиции. Символы и концепты философско-религиозных интуиций становятся организующими центрами всего творчества и проходят в качестве сквозных символических лейтмотивов. Отсюда основные особенности поэтики творчества.

Мережковский сочетал в себе художника и ученого. З. Гиппиус в воспоминаниях писала, что он был одержим жаждой познания: «Ко всякой задуманной работе он относился с серьезностью ученого». Исследовал источники, путешествовал по местам предполагаемых событий, искал и собирал различные свидетельства.

И в творчестве романист нередко следовал в Мережковском за знатоком и свидетелем. Источник в романе становился ибо дневником героя, либо текстом его письма, либо содержанием его монолога. Сам Мережковский называл свой метод «методом религиозно-исторического познания».

Пристрастие к художеству также во многом было концептуально: именно в искусстве и творческом акте, по мнению Мережковского, единственно возможно чаемое им разрешение мучительных антиномий мира и его культурной истории.

Новаторские приемы Мережковского и его исторические версии оказали влияние и получили продолжение в творчестве многих писателей ХХ в.

Эссеизм в искусстве стал одним из отличительных факторов, работа Мережковского с историческим материалом повлияла на творчество А.Н.

Толстого и сказалась в его романе «Петр Первый», а трактовки исторических лиц, данные в трилогии «Павел І», «Александр І», «14 декабря», оказали влияние на историческое творчество Ю.Н. Тынянова.

Биография

Произведения

  • Голубое небо
  • Леонардо да Винчи
  • Я всех любил, и всех забыли

Критика

Ключевые слова: Дмитрий Мережковский, биография Дмитрия Мережковского, скачать подробную биографию, скачать бесплатно, русская литература 20 века, русские поэты 20 века, жизнь и творчество Дмитрия Мережковского

Источник: http://md-eksperiment.org/post/20160615-biografiya-dmitriya-merezhkovskogo

Биография Мережковского Дмитрия Сергеевича

Мережковский Дмитрий Сергеевич (2(14) августа 1865 – 9 декабря 1941)- один из представителей русской литературы XX века, гонимый некогда советской властью. Лишь в конце XX века изучение творчества и значения Мережковского для русской литературы стало переосмысливаться.

Предок Мережковских – Федор Мережка – войсковой старшина, служивший на Украине. Дед Мережковского участвовал в войне 1812 года.

Маленький Дмитрий родился в 1866 году в городе Санкт-Петербург в многодетной семье крупного чиновника, действительного тайного советника, Сергея Ивановича Мережковского , служившего во дворце.

В некоторых источниках указано, что Мережовский родился в семье мелкого чиновника – это неверная информация, так как действительный тайный советник – это гражданский чин II класса в Табели о рангах.

Действительные тайные советники занимали самые высокие государственные должности.

Интерес к поэзии Дмитрий проявил в 13 лет, начав писать стихотворения, правда стихи Мережковского в тот момент были далеки от совершенства. Знаменательна встреча Мережковского и Федора Достоевского. Тогда Дмитрию было всего пятнадцать лет.

Достоевский ознакомился со стихами Мережковского и вынес свой неутешительный вердикт: “Чтобы хорошо писать, – страдать надо, страдать!”. Действительно, не имея душевных терзаний, неразрешимых вопросов, метаний мысли нельзя написать произведение находящее отклик в сердцах читателей.

В тот же день Мережковский встретил Надсона, творчество которого Дмитрий находил очень интересным – Мережковский даже подражал Надсону в своих первых стихах.

Как поэт Мережковский состоялся в 1888 году, когда был опубликован его первый сборник стихов, названный просто “Стихотворения”. Несмотря на то, что здесь Мережковский многое берет у Надсона, Брюсов отмечает особенность творчества Дмитрия Сергеевича, Мережковский обращается к теме радости и силы, тогда как последователи Надсона творили больше в минорных нотах.

В 1884 году Мережковский поступает на историко-филологический факультет Московского и Петербургского университета, где сразу же проявляет интерес к философии.

Здесь же происходит знакомство с Короленко, Гаршиным и Успенским, от которых Мережковский перенял осмысление проблем государства и общества с позиций народничества.

После знакомства со стихотворениями Владимира Соловьева, Мережковский обращается к символизму.

В 1889 году в жизни Мережковского происходит знаковое событие – он женится на Зинаиде Гиппиус. В дальнейшем Гиппиус оказывает серьезное влияние на творчество Дмитрия Сергеевича, становясь его музой.

В конце 1880-х и в 1890-е годы Мережковские отправляются в тур по Европе. Дмитрий Сергеевич и его супруга изучают европейскую культуру. Здесь Мережковский выступает в качестве литературного переводчика – он переводит античные трагедии с латинского и греческого языков, пишет критику, его труды публикуются в “Труде”, “Русском обозрении” и “Северном вестнике”.

В 1892 году выходит сборник стихов Мережковского “Символы”. Именно этот сборник дал название литературному направлению – символизму. В том же году Мережковский выступает с речью, в которой он объясняет чем, должен стать символизм в русской литературе. Спустя четыре года в 1896 году выходит следующий сборник стихотворений Мережковского “Новые стихотворения”.

1899 год стал для Дмитрия Сергеевича Мережковского поворотным – он обращается к религиозным вопросам, много беседует на тему христианства и церкви, а спустя два года, в 1901 году Зинаида Гиппиус подала Мережковскому идею создания философско-религиозного кружка, в котором интеллигенция могла бы обсуждать насущные вопросы религии, церкви и русской культуры. Идея получила свое развитие и собрания имели место быть до 1903 года. К.П. Победоносцев на посту обер-прокурора Священного Синода одобрил такие собрания, однако за критику официальной церкви собрания им же были запрещены.

В процессе литературного труда Мережковский много обращается к исторической прозе, пишет трилогию “Христос и антихрист” о борьбе христианского и языческого начал в человеке, призывает к принятию нового христианства (Третий Завет), однако его идеи не находят поддержки у представителей церкви. В 1896 году публикуется первая часть трилогии “Смерть богов. Юлиан Отступник”. Вторая часть “Воскресшие боги. Леонардо да Винчи” публикуется в 1901 году. Последняя часть трилогии “Антихрист. Петр и Алексей” увидела свет в 1905 году.

В 1909 году был опубликован четвертый сборник стихов Мережковского под названием “Собрание стихов”. В этом сборнике было немного новых стихотворений, основную часть составляло содержание трех предыдущих сборников. Интерес этого сборника еще и в том, что автор составил его исходя из своих новых взглядов.

Особенность Мережковского как поэта состоит в том, что он в своих стихотворениях всегда абстрагировался от своего “я”, он выражал те чувства и настроения, которые на его взгляд должны были у масс, тогда как многие поэты выражали именно свою точку зрения, выступая в стихотворениях от своего имени.

Читайте также:  Дарья валитова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Весной 1906 года Дмитрий Сергеевич Мережковский с супругой отправляется во Францию. Там, в Париже, они проживут до 1908 года. Именно там выходит в свет совместный с женой и Д.

Философовым труд “Le Tsar et la Revolution” (Царь и Революция), там же Мережковский начинает работу над “Царство Зверя” – трилогия на тему русской истории XVIII – XIX веков. В 1908 году публикуется первая часть этой трилогии – “Павел I”, за которую Дмитрий Сергеевич Мережковский получил судебное разбирательство.

Вторая часть трилогии – “Александр I” публикуется спустя пять лет в 1913 году. Завершает трилогию “14 декабря” также спустя пять лет в 1918 году.

В начале XX века творчество Мережковского популярно в Европе – его труды переводят на многие языки, издаются многотомные собрания сочинений, однако в России произведения Мережковского не получили широкого распространения по причине жесточайшей цензуры, так как поэт выступает против самодержавия и официальной церкви.

Революцию 1917 года Мережковский с супругой встретили в России.

Поэт не понял смысл и назначение революции, не осознал всю силу и возможность духовного возрождения России, Большевизм в его глазах – это болезнь – прожив два года в Советском государстве, Мережковский решает бежать за рубеж, услышав о поражении Колчака и Деникина.

Надежды поэта на свержения советской власти не оправдались. В 1919 году Мережковский добивается разрешения на чтение лекций в рядах Красной армии. Под этим предлогом он с женой подбирается совсем близко к границе с оккупированными Польшей территориями и бежит.

На территории Польши Мережковский ведет активную политическую деятельность направленную против большевизма, однако после подписания перемирия между Россией и Польшей, Мережковский вынужден переехать в Париж.

В 1927 году при активном участии Мережковского создается религиозно-философский кружок “Зеленая лампа”, который играл весомую роль в жизни русской эмиграции. В том же году Мережковские издают журнал “Новый курс”, однако через год они вынуждены были прекратить его издание.

В 1931 году Мережковского номинируют на Нобелевскую премию, однако ее получает Иван Бунин. После нападения Гитлера на Советский союз, Мережковский ошибочно выступает на стороне Гитлера.

Режим фашистов ему кажется более приемлемым, чем советский. Ненависть к советской власти была нестерпимой.

От Мережковского отворачиваются многие представители эмиграции – поддержку Гитлера ему не могли простить.

9 декабря 1941 года в Париже Дмитрий Сергеевич Мережковский скончался.

В 1951 году была опубликована биография Мережковского, над которой Зинаида Гиппиус трудилась в конце своей жизни, но так и не успела закончить.

* Многие факты, указанные в этой биографии не проверены. Если у вас есть корректировки – пожалуйста свяжитесь с нами из раздела “Контакты”

Источник: http://merezhkovski.ru/biografy.php

Мережковский Дмитрий Сергеевич

(1866-1941) русский прозаик, поэт, критик, переводчик

Долгое время имя Дмитрия Сергеевича Мережковского было мало знакомо российскому читателю, несмотря на то, что он написал несколько больших романов, множество стихов и критических статей. Впрочем, в этом нет ничего странного. Мережковского в основном волновали нравственно-религиозные проблемы, которые советская власть признавала несерьезными.

Нельзя, однако, сказать, что произведения Дмитрия Мережковского пользовались особой популярностью и раньше. Они в основном рассчитаны на образованного читателя, который способен понять их сложную символику. Немало претензий вызывала в литературных кругах и сама личность Мережковского. Многие писатели относились к нему весьма критически.

Может быть, причина таких прохладных отношений состояла в том, что Дмитрий Мережковский и сам не особенно стремился сближаться с людьми. Очевидно, его особое положение в литературе объяснялось глубоким личным одиночеством, преследовавшим писателя с раннего детства до самой смерти.

Но замкнутость и внешняя отчужденность Мережковского ни в коей мере не умаляют его необыкновенного таланта и огромной эрудиции. Писателя даже называли полководцем цитат, поскольку редкий филолог мог сравниться с ним по начитанности. К тому же он обладал прекрасной памятью и в беседах постоянно приводил выдержки из прочитанных произведений.

Дмитрий Сергеевич Мережковский родился в богатой семье и был младшим из шести сыновей придворного столоначальника. Своего отца он боялся и не любил, зато мать обожал. С ней у Дмитрия сложились особые отношения доверительной дружбы, которые сохранялись вплоть до ее смерти.

В своей «Автобиографической заметке» Дмитрий Мережковский вспоминал о годах своего детства: «Я родился 2-го августа 1866 года в Петербурге, на Елагином острове, в одном из дворцовых зданий, где наша семья проводила лето на даче.

Зимою мы жили в старом-престаром, еще петровских времен, Бауэровском доме, на углу Невы и Фонтанки, у Прачечного моста, против Летнего сада: с одной стороны — Летний дворец Петра I, с другой — его же домик и древнейший в Петербурге деревянный Троицкий собор».

Так что Мережковского с раннего детства окружала атмосфера прошлых веков, он жил в мире старины и видел, как живут цари. Может быть, поэтому он и стал писать исторические романы о жизни русских правителей.

Будущий писатель получил превосходное образование сначала в классической гимназии, а потом на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В детстве Дмитрий Мережковский увлекался поэзией Пушкина и, подражая ему, писал стихи.

Однажды он показал их Достоевскому, и знаменитый писатель вынес свой приговор: «Слабо… плохо… никуда не годится… чтоб хорошо писать, страдать надо, страдать!».

Потом, уже будучи студентом, Мережковский увлекся религиозной философией, и это увлечение определило его дальнейшее творчество.

Весной 1888 года, находясь в Тифлисе, он познакомился со своей будущей женой, Зинаидой Гиппиус, также дочерью крупного чиновника. Вскоре они поженились и переехали в Петербург, где с помощью матери Мережковский снимал квартиру.

Литературную же его судьбу определила встреча в 1891 году с самым известным русским поэтом той поры С. Надсоном, который заметил одаренного юношу и познакомил его с другими знаменитыми писателями, поэтами и артистами.

Вскоре дом Мережковских становится одним из признанных в городе литературных салонов, а после того, как они переехали на Литейный проспект, их дом стал постоянным местом, где собиралась русская литературная интеллигенция. Там бывали крупнейшие писатели и филологи — Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Константин Бальмонт, Иван Бунин.

Однако, несмотря на такой широкий круг общения, Мережковский и Гиппиус мало с кем водили настоящую дружбу. Многие говорили о том, что их семья представляла собой «маленькую церковь» и к ней могли присоединиться только те, кто безоговорочно принимал их идеи в литературе.

Как впоследствии писал русский религиозный философ Николай Александрович Бердяев, «у них было сектантское властолюбие».

Однако Дмитрий Сергеевич Мережковский и сам еще находился в творческом поиске. Его все больше и больше волнуют религиозные проблемы, и в 90-е годы он испытывает настоящий религиозный переворот.

В это время в русской литературе появляется новое направление — символизм, которое по духу было близко Мережковскому, и он его сразу же принимает. Однако принимает тоже по-своему.

В 1892 году он печатает свой поэтический сборник под названием «Символы», а на следующий год появляется его знаменитый цикл лекций «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе».

С тех пор критические статьи Дмитрия Мережковского выходят регулярно, и каждая из них становится событием. Не меньший интерес вызывают и его книги.

В своем первом историческом романе «Юлиан Отступник» Мережковский попытался совершенно по-новому взглянуть на библейскую историю.

Возможно, поэтому этот роман отказались печатать все популярные журналы, и Дмитрий Мережковский был вынужден выпустить его сразу в виде книги.

После этого он начинает работать над следующей книгой, посвященной крупнейшему художнику Возрождения Леонардо да Винчи.

На его примере Мережковский хотел показать, что судьба творческой личности складывается непросто в любом обществе и при любом правлении.

Ведь и Леонардо да Винчи, несмотря на то, что он был великим ученым, художником и мыслителем, пришлось в своей жизни испытать разное — годы триумфа, ссылки и одиночества.

Для работы над книгой Дмитрию Сергеевичу Мережковскому пришлось совершить большое путешествие по Италии.

И тем не менее многие воспринимали писателя как кабинетного ученого, который берет материал только из книг.

Во время путешествия он выступал с лекциями в различных университетах Италии, проповедуя новое литературное течение — символизм. Мережковский блестяще владел практически всеми европейскими языками.

После возвращения в Россию он уже окончательно погружается в религиозную проблематику. Теперь в его салоне наряду с писателями можно увидеть крупнейших религиозных философов Николая Бердяева, С. Булгакова, В. Розанова. Вместе с З. Гиппиус он организует так называемые Религиозно-

философские собрания, в которых принимают участие видные богословы, философы, представители духовенства. В частности, там выступал митрополит Санкт-Петербургский Антоний.

В это же время Дмитрий Мережковский становится одним из главных авторов журнала «Мир искусства». Однако Религиозно-философские собрания просуществовали недолго.

Их участники довольно резко высказывались в адрес традиционной православной церкви, предлагали соединить православие с католичеством, развивали идеи «религиозной общественности», своего рода христианского социализма. Синод посчитал все эти идеи опасными, и 5 апреля 1903 года власти запретили проведение собраний.

Практически одновременно с этим выходит новый труд Мережковского — книга «Достоевский и Толстой», а вслед за ним и роман «Петр и Алексей», завершивший трилогию «Христос и Антихрист».

Несмотря на внешне благополучную и даже обеспеченную жизнь, Дмитрий Мережковский постоянно находится в напряженных духовных поисках, он встречается с людьми самых разных взглядов и направлений.

Много дало ему, например, знакомство с Максимом Горьким и Леонидом Андреевым.

Кстати, Мережковский вдохновил свою жену написать работу о Горьком, где впервые было показано реальное место Горького в русской литературе.

В 1904 году Дмитрий Сергеевич Мережковский вновь уезжает за границу, в Германию, и по пути из Петербурга специально заезжает в Ясную Поляну, чтобы встретиться с Львом Толстым.

Как и другие представители русской интеллигенции, Мережковский отдал дань уважения великому писателю и в свое время увлекался его идеями.

Их встреча произвела сильное впечатление на Дмитрия Мережковского, и он вспоминал о ней всю жизнь.

С таким же безмерным уважением писатель относился и к Федору Достоевскому, которому посвятил обстоятельное критическое исследование. Вдова писателя передала Мережковскому записные книжки, и он осуществил их публикацию.

Дмитрий Мережковский не мог принять тех изменений в обществе, которые произошли после первой русской революции 1905 года. Он уехал из России. Вместе с З. Гиппиус они поселились в Париже, где прожили до 1914 года, регулярно приезжая в Россию.

В эмиграции еще полнее проявились особые, романтические взаимоотношения, которые с самого начала возникли у Мережковского и Гиппиус.

Они прожили в браке пятьдесят два года, «не разлучаясь, — как писала потом Гиппиус, — со дня нашей свадьбы в Тифлисе ни разу, ни на один день».

Как и всегда, пребывание в Париже было заполнено каждодневной работой. Мережковский и Гиппиус начинают глубже постигать католичество, увлекаются модернизмом и сближаются с партией эсеров.

Они познакомились и подружились с вождем эсеров, знаменитым Борисом Савинковым, который склонял их к религиозному оправданию политического террора, а также просил советов в своей работе над романом «Конь бледный».

Дмитрий Мережковский не оставлял и собственного творчества: в это время он написал два романа — «Павел I» и «Александр I».

Начало Первой мировой войны, Дмитрий Сергеевич Мережковский воспринял как несчастье для России. Понятно, что он не мог принять и революцию 1917 года, поскольку не видел для себя места в новом мире.

Еще в 1907 году в Париже вышел коллективный сборник «Царь и революция», для которого Мережковский написал статью под названием «Революция и религия».

Рассуждая об исторических корнях русской монархии и церкви, он пишет о том, что в глубинах народной стихии революционный смерч приобретет всесокрушающую силу, и предрекает, что вместе с крушением русской церкви и русского царства наступит гибель России. Тогда эти пророчества никто всерьез не воспринимал, они казались пустыми и отвлеченными.

Однако спустя десять лет пророчества Дмитрия Мережковского начали сбываться. После Октябрьской революции старая Россия действительно погибла. Уже летом 1919 года Мережковский и Гиппиус вновь покинули родину, еще, разумеется, не зная, что уже никогда сюда не вернутся. Через Польшу они сумели добраться до Парижа, где и прожили до самой смерти.

Все последующие годы Дмитрий Сергеевич Мережковский продолжал напряженно работать. В отличие от многих других эмигрантов, он не бедствовал и занимался в основном литературным творчеством. Это стало возможным благодаря финансовой поддержке, которую ему оказывал сербский царь Александр.

Однако в этот период у него возникли другие трудности. Его произведения не находили спроса. Время исторических романов Мережковского, рассчитанных на элитарного, образованного читателя, прошло. Последним всплеском популярности писателя стали газетные публикации, когда его вместе с И.

Буниным и Иваном Шмелевым выдвинули на соискание Нобелевской премии.

Пережив свою славу, Дмитрий Мережковский не всегда адекватно оценивал происходящее. Известно, в частности, что он считал несправедливым присуждение Нобелевской премии Бунину, даже не мог или не захотел скрывать своего уязвленного самолюбия.

До конца жизни Мережковский с ненавистью относился к коммунизму. Родина не вызывала у него сочувствия даже во время войны. Он и тогда отдавал предпочтение гитлеровской Германии.

Многие эмигранты перестали с ним знаться, когда 76-летний Дмитрий Мережковский выступил по радио и сравнил Гитлера с Жанной Д'арк, хотя в разговорах со знакомыми называл его «гнусным, невежественным ничтожеством, полупомешанным к тому же». Как сказал по поводу своего выступления сам Мережковский, он это сделал «из подлости».

Но, очевидно, были и другие причины. Он видел в диктаторе ту сильную личность, которую в свое время воспел Ницше. Этими идеями писатель увлекался в юности, ими и закончилась его жизнь.

Читайте также:  Елена чайковская - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Любопытно, что в повседневной жизни Дмитрий Сергеевич Мережковский был человеком привычек. Он поздно вставал, читал или работал за столом, потом шел гулять и обедал, после обеда чаще всего спал, а потом все повторялось сначала.

Завсегдатаи парижских кафе привыкли видеть в одно и то же время этого всегда элегантно одетого господина и невероятно, по театральному раскрашенную даму, его спутницу.

Так даже в старости Мережковский и Гиппиус не утратили своего чувства избранности и не захотели разрушать свою «маленькую церковь», которую соорудили для себя еще в молодые годы.

Дмитрий Сергеевич Мережковский скончался 9 декабря 1941 года, всего через шесть месяцев после своего злополучного выступления по радио в поддержку Гитлера, за которое другие эмигранты не простили его даже после смерти. Так что проводить писателя в последний путь пришло всего несколько человек.

Источник: http://biografiivsem.ru/merezhkovskiy-dmitriy-sergeevich

Дмитрий Мережковский – биография, список книг, отзывы читателей

14 августа 1866 г.Санкт-Петербург9 декабря 1941 г.Христос и Антихристклассика , русская классика

Дмитрий Сергеевич Мережковский — русский писатель, поэт, литературный критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель. Муж поэтессы Зинаиды Гиппиус.

Мережковский, яркий представитель Серебряного века, вошёл в историю как один из основателей русского символизма, основоположник нового для русской литературы жанра историософского романа, один из пионеров религиозно-философского подхода к анализу литературы, выдающийся эссеист и литературный критик. Мережковский (начиная с 1914 года, когда его кандидатуру выдвинул академик Н. А. Котляревский) неоднократно претендовал на соискание Нобелевской премии; был близок к ней и в 1933 году (когда лауреатом стал И. А. Бунин).

Спорные философские идеи и радикальные политические взгляды Дмитрия Сергеевича вызывали резко неоднозначные отклики; тем не менее, даже оппоненты признавали в нём выдающегося писателя, жанрового новатора и одного из самых оригинальных мыслителей XX века.

Юные годы писателя

Дмитрий Сергеевич Мережковский родился в дворянской семье нетитулованного рода Мережковских.

Отец, Сергей Иванович Мережковский, служил у оренбургского губернатора Талызина, потом у обер-гофмаршала графа Шувалова, наконец, на момент рождения сына, — в Дворцовой конторе при Александре II в должности столоначальника с чином действительного статского советника.

Мать писателя — Варвара Васильевна Мережковская, урождённая Чеснокова, дочь управляющего канцелярией петербургского обер-полицмейстера — обладала «редкостной красотой и ангельским характером», умело управляя сухим, эгоистичным (но при этом боготворившим её) мужем и по возможности потакая детям, которым тот отказывал в любых проявлениях ласки и теплоты.

В семье Мережковских было шестеро сыновей и три дочери. Дмитрий, младший из сыновей, поддерживал тесные отношения лишь с Константином, впоследствии известным биологом.

Обстановка в доме Мережковских была простая, стол «не изобиловал», в доме царил режим бережливости: отец таким образом заранее отучал детей от распространённых пороков — мотовства и стремления к роскоши.

Уезжая в служебные поездки, родители оставляли детей на попечении старой немки-экономки Амалии Христьяновны и старой няни, которая рассказывала русские сказки и жития святых: впоследствии высказывались предположения, что именно она была причиной экзальтированной религиозности, в раннем детстве проявившейся в характере будущего писателя.

Отмечалось также, что «психология сыновнего противостояния отцу» много лет спустя подверглась «сложной интеллектуальной и духовной разработке» и послужила духовной основой для многих исторических сочинений Мережковского.

Чувство семьи у автора было связано лишь с матерью, оказавшей заметное влияние на его духовное становление.

В 1876 году Мережковский начал обучение в Третьей классической гимназии Петербурга. Вспоминая о годах, посвящённых, в основном, «зубрежке и выправке», атмосферу этого заведения он называл «убийственной».

Последние дни Мережковского

1 сентября 1939 года начало Второй мировой войны супруги встретили в Париже. Незадолго до этого Мережковский передал Лифарю рукопись эссе «Тайна русской революции».

Летом американская киностудия Paramount и французская Association des Auteurs de Films приняли к постановке сценарий Мережковского «Данте», но из-за начала войны съемки не состоялись.

9 сентября, опасаясь бомбардировок, Мережковские, вместе с десятками тысяч парижан выехали из Парижа и поселились в Биаррице на юге Франции. Проведя здесь три месяца, они вернулись в столицу, где провели зиму и весну 1940 года.

В начале июня начались бомбардировки Парижа, супруги вновь «эвакуировались» в Биарриц, но 27 июня сюда вошли гитлеровцы, и осенью Мережковские вернулись в столицу, где некоторое время вынуждены были ночевать у знакомых и жить в приюте для беженцев.

14 августа 1940 года в Биаррице прошло чествование Мережковского по случаю его 75-летия под председательством Клода Фаррера. Торжество принесло юбиляру и 7 тысяч франков: это позволило супругам снять виллу «El Recret».

Здесь писатель успел завершить «Святого Иоанна Креста» и сразу же начал работать над «Святой Терезой Авильской» и «Маленькой Терезой».

Заклейменный русской эмиграцией за германофильство, писатель оказался в общественной изоляции. Вести о зверствах гитлеровских войск в России заставили Мережковского усомниться в своем выборе; незадолго до смерти он, по свидетельству осуждал Гитлера.

Последние месяцы жизни Мережковский непрерывно работал: прочёл публичные лекции о Леонардо да Винчи и Паскале, пытался прочесть доклад о Наполеоне, но он был запрещён оккупационными властями.

К июню 1941 года у Мережковских кончились деньги: выселенные из виллы за неуплату, они сняли на лето меблированные комнаты. В сентябре, одолжив деньги у знакомых, супруги вернулись в парижскую квартиру.

Истощённый физически и морально, Мережковский до последних дней пытался работать над «Маленькой Терезой», но она так и осталась неоконченной.

Мережковский скоропостижно скончался 7 декабря 1941 года от кровоизлияния в мозг. 10 декабря состоялись отпевание в православном храме Святого Александра Невского на улице Дарю и похороны на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа; здесь присутствовало всего лишь несколько человек, а могильный памятник был поставлен на подаяние французских издателей.

Личная жизнь. Союз с З. Гиппиус

В январе 1889 года Мережковский вступил в брак с Зинаидой Гиппиус, будущей поэтессой и писательницей, которая стала на всю жизнь его ближайшим другом, идейным спутником и «соучастницей духовных и творческих исканий». Союз Мережковского и Гиппиус — самый известный творческий тандем в истории русской культуры «серебряного века».

Современники отмечали, что Мережковский и Гиппиус составляли единое целое, были неотделимы друг от друга. Сами супруги признавались, что часто не улавливали, кому именно из них принадлежит начало той или иной идеи.

Необычным было уже начало этого союза. Едва только познакомившись, они стали встречаться ежедневно, в парке, причём втайне от окружающих. Каждый их разговор выливался в спор, но при этом стремительно способствовал осознанию полного единения.

Венчание состоялось 8 января 1889 года практически без гостей. День свадьбы молодожены провели за чтением. На утро Гиппиус, по собственному признанию, «забыла, что накануне вышла замуж».

Многие исследователи отмечали «экспериментальный» характер их брака, необычность взаимоотношений. Больше поводов для ревности давала Гиппиус, именно её реакция на увлечения мужа вызывала ссоры, которыми омрачался союз.

Самый большой скандал в семье вызвали отношения Мережковского с Образцовой, его многолетней поклонницей. В начале апреля 1901 года она приехала в Петербург, и он неожиданно завязал с ней любовный роман, оправдывая своё «падение» теорией о «святости плоти».

В конечном итоге Гиппиус со скандалом выставила её из дома.

Вспыхнувший осенью 1905 года внезапный роман Мережковского с поэтессой-«оргиасткой», из-за которого в очередной раз чуть не рухнуло «троебратство», оказался его последним серьёзным увлечением «на стороне».

Заранее предоставив друг другу полную романтическую свободу, супруги в какой-то мере принесли ей в жертву чувственную сторону союза: до самого конца совместного жизненного пути, ощущая полное духовное и интеллектуальное единение, они уже не испытывали друг к другу сильных чувств; страдали, с одной стороны — от невозможности жить друг без друга, с другой — от внутреннего взаимотторжения. Как следствие, в отношениях Мережковских сложилась «странная искусственность», обращавшаяся в «болезненную и неприятную игру», где муж, как отмечали многие мемуаристы, играл роль «пассивную, а то и страдательную».

Значение творчества Д. С. Мережковского

Оценки исторического значения творчества Мережковского в течение последних ста лет неоднократно менялись. Исследователи называли Мережковского в числе тех немногих классиков мировой литературы, которые «…постигаются в процессе отторжения общественным мнением», упоминая его в одном ряду с Маркиз де Садом, Фридрихом Ницше и Генри Миллером.

Царское правительство считало Мережковского подрывателем государственных основ, столпы официального православия — еретиком, литературные академики — декадентом, футуристы — ретроградом, а будущий пламенный идеолог мировой революции Лев Троцкий — реакционером.

Редкие эрудиция, учёность, писательское дарование и оригинальный стиль признавались современниками безоговорочно. Мережковский был объективно одним из самых образованных людей в Петербурге первой четверти XX столетия.

Дмитрий Сергеевич одним из первых сформулировал основные принципы русского модернизма и символизма, отделив их от эстетики декаданса. Он же вошёл в историю как основоположник нового для русской (и, как полагают некоторые, мировой) литературы, жанра: историко -философского романа.

Томас Манн назвал Мережковского «гениальнейшим критиком и мировым психологом после Ницше».

Трилогия «Христос и Антихрист» обеспечила писателю особое место в истории литературы: он вошёл в неё как создатель нового типа мировоззренческого «романа мысли», дав литературе модернизма «образец романного цикла как особой повествовательной формы и способствовал становлению того типа экспериментального романа», который впоследствии получил бурное развитие в лучших произведениях А. Белого и Ремизова, а в Европе — Дж. Джойса и Т. Манна.

Иногда Мережковского упрекали в склонности непрерывно возвращаться к одним и тем же идеям и темам; другие отмечали, что таким был «стиль начала века»; состоявший в стремлении (свойственном, например, Андрею Белому), повторять «музыкальную настроенность, музыкальную фразу, начиная с одного и кончая этим же», возвращаясь постоянно к одним и тем же темам.

Юлиан Отступник

Люди думают, что страдают от голода, от жажды, от боли, от бедности: на самом деле, страдают они только от мысли, что, может быть. Его нет.

Ямвлик14 декабря

Вообще выражение лица его менялось мгновенно, внезапно до странности, как будто снимались и надевались маски. “Множество масок, но нет лица”, – сказал о нем кто-то.

В центре повествования фигура великого художника, учёного и изобретателя – сложная, противоречивая и даже трагичная. Иногда мне казалось, что Мережковский забрался под его кожу, ментально прооперировал да Винчи, так убедительно и живо рисует он личность.

Истинный творец, художник, он стоит особняком, противостоит толпе и находится в вечном поиске совершенства и истины. Вся трилогия называется “Христос и Антихрист”, и Леонардо находится посередине.

Он между совершенным добром и совершенным злом, он колеблется как маятник, пытаясь отыскать свой грааль мудрости, и в результате происходит раздвоение. Идея двойничества вообще заняла целую нишу в русской литературе и у Мережковского в романе ей посвящён целый пласт. Леонардо воплощает в себе то великие добродетели, то пугающие черты зла.

Он в постоянной борьбе и сомнениях, не заканчивает рисунки в стремлении к невозможному, горит идеями, опережающими время, грезит человеческими крыльями. В течение романа да Винчи показан и маленьким мальчиком, и юношей, и зрелым художником, и старцем, мелькают метаморфозы личности.

Леонардо в этом похож на своё великое творение “Джоконду”, которая играет со зрителем и также приобретает разные черты в зависимости от освещения, угла зрения и внутреннего состояния смотрящего. Художник – зеркало мира, он отражает жизнь и поэтому должен оставаться непредвзятым, холодным, отстранённым:

“Если хочешь быть художником, оставь всякую печаль и заботу, кроме искусства. Пусть душа твоя будет, как зеркало, которое отражает все предметы, все движения и цвета, само оставаясь неподвижным и ясным”.

Целый пласт посвящён ужасам инквизиции и мракобесию. И, кстати говоря, любителям Мастера и Маргариты: именно этим романом вдохновлялся Булгаков, создавая сцену шабаша и полётов ведьм. Во время чтения подобных сцен Мережковского у меня по спине бегали мурашки восторга и узнавания.

Помимо центральной фигуры романа, живо и полно обрисованы другие знаменитости того времени: герцог Франческо Моро с женой, Джироламо Савонарола, Микеланджело Буонарротти, Рафаэль Санти, Никколо Маккиавелли (особо мне интересный), Чезаре Борджиа, ученики Леонардо. Фигуры также противоречивые и великие.

Зачастую, конечно, кажется, что многие характеры Мережковский раскрыл таким образом, чтобы они воплотили его собственные идеи, мелькает некая нарочитость и абстрактность. С другой же стороны, такой метод кажется оправданным.

Не обошлось и без политической составляющей, она пронизывает весь роман, затрагивая жизнь художника, и также даёт много пищи для размышленийПроизведение полно символами – библейскими, языческими, мифологическими, научными, полно аллегорий и метафор. Одна из самых светлых идей романа – детская вера.

Постоянно мелькающие “устами ребёнка глаголит истина, библейское “будьте как дети”, детская непосредственность в образе да Винчи даже, или вернее особенно, на исходе его дней.

Немного озадачил переход в конце романа к идее Третьего Рима, к Востоку, к России и русским иконам. Он показался слишком нарочитым и искусственным. Но, наверное, для осознания оправданности такого приёма надо прочесть всю трилогию.

Роман безмерно красивый и дивный! Для меня это как музыка Баха с переплетением бесчисленных тем, многоголосная, сложная, требующая умственного напряжения и при этом дарующая спокойствие.

А ещё это как великое путешествие, паломничество во времени к великим произведениям искусства, к великим идеям эпохи, к её же великим ужасам и открытиям. Это целое исследование идей добра и зла, веры и познания.

Каких-либо точных ответов здесь не найти, да и какой ответ можно ожидать на «Главный вопрос жизни, вселенной и всего такого», кроме как 42…

#Бойцовский_клуб (Книга про великую женщину или мужчину)

Помоги Ридли!

Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.

Источник: http://readly.ru/author/8832/

Ссылка на основную публикацию