Иэн макьюэн – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Новый Иэн Макьюэн и французы о Второй мировой Главные иностранные романы весны. Обзор Галины Юзефович — Meduza

Еженедельно литературный критик Галина Юзефович рассказывает на «Медузе» о самых интересных книгах, изданных в России. В нынешнем обзоре — три важных переводных романа весны: «Закон о детях» Иэна Макьюэна, «HHhH» Лорана Бине и «Шарлотта» Давида Фонкиноса. 

Есть распространенное мнение, что рассказы Хорхе Луиса Борхеса — это и не рассказы вовсе, а свернутые, донельзя уплотненные романы. Примерно то же можно сказать о Иэне Макьюэне — английский классик пишет компактные романы, каждый из которых при желании можно развернуть в огромную, возможно даже двухтомную эпопею.

Однако из раза в раз намеренно ограничивая себя в объеме, деталях и романном воздухе, Макьюэн достигает особого эффекта — эдакого контролируемого удушья, обладающего способностью порождать в читателе вполне сказочные видения. «Закон о детях» — из той же поджарой породы, что и другие тексты писателя.

Сухой, тонкий и минималистичный — едва ли не до прозрачности, этот роман, тем не менее, распахивает ворота для читательского сотворчества и, если так можно выразиться, сомыслия.

60-летняя Фиона Мей, судья по семейным делам, переживает тяжелый кризис в отношениях с мужем. Но несмотря на внутренний раздрай, на работе ей придется пройти по лезвию бритвы и принять верное решение в очень сложном деле. 17-летний Адам Генри, красавец, умница, талантливый поэт, болен лейкозом, и для того, чтобы лечение подействовало, ему необходимо переливание крови.

Но Адам и его родители — свидетели Иеговы, и правила их секты категорически запрещают подобные процедуры. Врачи настаивают на переливании, Адам противится, но он несовершеннолетний, и только Фиона может решить, жить ли юноше, лишившись поддержки близких и друзей, или умереть, сохранив верность идеалам. Однако то, что кажется ключевым конфликтом романа, оказывается только завязкой.

Фиона спасает мальчика, и оказывается перед проблемой, знакомой каждому родителю, но совершенно не постижимой и неожиданной для бездетной героини: подарить жизнь — недостаточно. С теми, кто появился (или, как в данном случае, остался) в мире благодаря нам, мы навеки связаны куда крепче, чем нам самим бы хотелось.

И вот в этой точке безупречную, как рыцарь в сверкающих латах, Фиону ждет катастрофическое, душераздиращее фиаско.

«Закон о детях» раскладывается на конечное число ясных интеллектуальных схем, каждая из которых не нова и многократно проработана в разных жанрах, однако из их сочетания и преломления у Макьюэна определенно рождается некое новое качество. Буква закона и принципы гуманности. Право на персональный выбор и поддерживающее тепло традиции.

Ответственность и опека или уважение и невмешательство.

Цена идеала и ценность жизни (надо заметить, что холодноватый и рассудочный Макьюэн не из тех, кто без колебаний делает выбор в пользу последнего) — обо всем этом мы, разумеется, много думали, говорили и читали раньше, но не в таком контексте, не этими словами, и, как следствие, совершенно не так.

Описания и флешбэки, вставные сюжеты и второстепенные персонажи, прилагательные и наречия — все это в романе, конечно же, есть, но обозначено скупым функциональным пунктиром.

Весь этот декор, все эти красивости и завитушки не самоценны, смысл романной плоти у Макьюэна исключительно в том, чтобы поддерживать каркас романа, не заслоняя при этом его стройную, немного выспренную структуру.

Подобный литературный аскетизм определенно не придется по душе тем, кто любит литературу сочную, полнокровную, богатую, однако для тех, кто видит в тексте в первую очередь опорную точку для головокружительного самостоятельного прыжка, трудно представить чтение лучше.

Лоран Бине. HHhH. М.: Фантом Пресс, 2016. Перевод Натальи Васильковой

Главная проблема книги Лорана Бине «HHhH», принесшей ему славу и Гонкуровскую премию в номинации за лучший дебют, — это авторское самолюбование.

В самолюбовании как таковом — особенно ироничном (а Бине весьма ироничен и рефлексивен) — нет ничего ужасного, но в данном случае оно выглядит несколько неуместно.

Пожалуй, все же не стоит кокетничать и поправлять перед зеркалом грим, рассказывая о событиях эпического масштаба — страшных, героических и величественных.

Аббревиатура в названии отсылает читателя к присказке времен Третьего Рейха — «Himmlers Hirn heisst Heydrich», «Мозг Гиммлера зовут Гейдрихом».

Именно как беллетризованная биография Рейнхарда Гейдриха — не самого знаменитого, но едва ли не самого опасного вождя нацистов, автора провокации на польско-германской границе (с нее, собственно, началась Вторая мировая война), жестокого правителя порабощенной Чехии и архитектора Холокоста — роман Бине читается на протяжении первых ста страниц.

Однако если Гейдрих — и центр книги, то лишь в том же смысле, что и черный кружок — центр мишени. История, которую хочет рассказать нам писатель на самом деле, это история успешного покушения на Гейдриха, осуществленного чехом Яном Кубишем и словаком Йозефом Габчиком в 1942 году.

Заброшенные из Англии по поручению чехословацкого правительства в изгнании, Кубиш и Габчик сумели выполнить свою миссию (Гейдрих остался жив, но через неделю умер от ран), а после еще с несколькими товарищами по Сопротивлению укрылись в крипте пражской православной церкви Кирилла и Мефодия. Там они переждали волну чудовищных репрессий, обрушенных разъяренным фюрером на Чехию (так, едва ли не наугад выбранная деревушка Лидице была показательно стерта с лица земли вместе со всеми жителями), однако были преданы своим бывшим соратником. Церковь стала местом битвы столь же героической, сколь и обреченной: на протяжении нескольких часов семеро парашютистов отбивались от 700 эсэсовцев, брошенных на штурм, но в результате все равно погибли — кого-то убили, кто-то покончил с собой, чтобы не попасть живым в руки врага.

Есть истории, которые надо рассказывать просто — или не рассказывать вовсе, и история Габчика, Кубиша и Гейдриха определенно из их числа. Однако Лорану Бине не удается удержаться в рамках, и потому документальные фрагменты оказываются щедро пересыпаны сбивчивыми и эмоциональными интерлюдиями.

Роман автора с красивой словачкой, разрыв, новый роман — с красивой француженкой с русским именем Наташа, новый разрыв — еще более мучительный, чем предыдущий.

Отношения с отцом (тоже историком), собственные переживания и фантазии, попытки воспроизвести диалоги между героями — и назойливая круговая рефлексия по этому поводу… Бине так увлечен своей любовью к прошлому, а заодно и собственной яркой индивидуальностью, что мысль о том, чтобы просто постоять за кулисами, похоже, даже не приходит ему в голову.

Однако в тех случаях (к счастью, нередких), когда он все же устает солировать и ему требуется передышка, к рампе выходят настоящие протагонисты, и вот тогда-то текст Лорана Бине едва ли не против воли автора обретает подлинные величие и трагизм. Впрочем, наверное, с такими историями по-другому и быть не может.

Давид Фонкинос. Шарлотта. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. Перевод Ирины Волевич

Книга Давида Фонкиноса очень хорошо рифмуется с романом Лорана Бине и темой (Вторая мировая война), и позицией автора, который отказывается уйти в тень и остается на сцене вместе со своими персонажами.

Однако если Бине с переменным успехом пытается перекричать своих героев, оттеснить их на периферию, превратить в инструмент самопрезентации, то Фонкинос, напротив, не уходит за кулисы с единственной целью — поддержать свою героиню, позволить ей довести до конца свою чистую, как звук колокольчика, и неотразимо печальную партию.

Начать, наверное, надо с того, что несмотря на документальную основу книга Фонкиноса — это большая поэма.

Написанная короткими строками, слегка ритмизованная проза (ее чуть покачивающийся, каждый раз обманывающий ожидания читателя ритм великолепно передала по-русски Ирина Волевич) рассказывает историю совсем простую, обыденную и от того особенно печальную.

Героиня Давида Фонкиноса Шарлотта Саломон, еврейская немка, талантливая художница-экспрессионистка, — не героиня, но типичная жертва, растоптанный цветок на обочине истории. Ей было всего 26, когда ее, беременную, отправили в Освенцим, разлучили с мужем и убили в газовой камере.

Ее судьба — судьба странной девушки, чувствительной, физически и психологически уязвимой (чуть ли не вся ее родня по материнской линии покончила жизнь самоубийством), отличается от судеб других таких же беззащитных, не приспособленных к жизни артистичных натур только финалом — трагической точкой, горестной недосказанностью.

Фонкинос, автор сентиментальной «Нежности» (многие, вероятно, вспомнят экранизацию этого романа с Одри Тоту в главной роли), на сей раз не пытается давить на чувства читателя.

Он не причитает над гибелью таланта (его Шарлотта — в первую очередь женщина, дочь, падчерица, внучка, возлюбленная, выдумщица и лишь потом — художник).

Он не использует запрещенный прием, рисуя перед читателем счастливые картины неслучившегося будущего своей героини: из всего, что Фонкинос сообщает нам о Шарлотте, следует, что даже без Холокоста ей с ее анамнезом едва ли была уготована долгая счастливая жизнь.

Не оплакивает любовь на краю бездны: отношения Шарлотты с мужем были теплыми и чувственными, но ее главная, великая любовь — в прошлом. Его «Шарлотта» (если оставить в стороне несколько вычурную поэтическую форму) — сама простота, хрупкость и бесхитростность. И тем не менее из этой обманчивой простоты вырастает текст образцово корректный и в то же время образцово щемящий. 

Другие рецензии Галины Юзефович можно прочитать здесь.

Источник: https://meduza.io/feature/2016/04/15/novyy-ien-makyuen-i-frantsuzy-o-vtoroy-mirovoy

Иэн Макьюэн

Макьюэн прославился тем, что компания BBC буквально в последний момент приостановила постановку его пьесы 'Стереометрия' из-за того, что ее могли воспринять как непристойность.

Дело в том, что главный герой 'Стереометрии' хранил в банке химически законсервированный пенис. В 2002-м писатель обнаружил, что у него есть старший брат, Дэвид Шарп.

Их мать была замужем за другим человеком, не за их отцом, когда 'нагуляла' Дэвида на стороне. Чтобы скрыть факт измены, она отдала Дэвида на усыновление.

Карьера Макьюэна началась с авторства готических рассказов.

Его первые романы, 'Цементный сад' ('The Cement Garden') и 'Утешение незнакомцев' ('The Comfort of Strangers'), заработали писателю прозвище 'Иэн Макабре' (прим. 'Иэн Ужасающий').

За ними последовали три романа, имевшие некоторый успех в 1980-х и начале 1990-х. В 1997-м Макьюэн опубликовал роман 'Терпеливая любовь' ('Enduring Love'), который был экранизирован.

Он удостоился Букеровской премии (Man Booker Prize) за роман 'Амстердам' ('Amsterdam') 1998-го.

В 2001-м он выпустил постмодернистский роман 'Искупление' ('Atonement'), который превратился в номинированный на 'Оскар' фильм с Кирой Найтли (Keira Knightley) и Джеймсом МакЭвоем (James McAvoy).

Иэн также написал романы 'Суббота' ('Saturday'), 'На берегу' ('On Chesil Beach'), 'Солнечная' ('Solar') и 'Сладкоежка' ('Sweet Tooth'). В 2011-м он получил премию 'Jerusalem Prize'.

Иэн Макьюэн появился на свет в 1948-м, в Олдершоте, графство Хэмпшир (Aldershot, Hampshire). Его отец был шотландцем, который сделал военную карьеру и дослужил до звания майора.

Большую часть детства Иэн провел в Сингапуре (Singapore), Германии (Germany), Северной Африке (North Africa) и Ливии (Libya), где проходил службу его отец.

Его семейство вернулось в Англию (England), когда Макьюэну было 12 лет.

Он учился в школе Woolverstone Hall School, получил степень по английской литературе в Университете Сассекса (University of Sussex) в 1970-м и был одним и первых выпускников Малькольма Брэдбери (Malcolm Bradbury) и новаторского творческого курса Ангуса Уилсона (Angus Wilson) в Университете Восточной Англии (University of East Anglia).

После публикации своего первого сборника рассказов, 'Первая любовь, Последние помазания' ('First Love, Last Rites') 1975-го, он через год удостоился премии Сомерсета Моэма (Somerset Maugham Award).

В 1979-м Макьюэн прославился тем, что компания BBC буквально в последний момент приостановила постановку его пьесы 'Стереометрия' ('Solid Geometry') из-за того, что ее могли воспринять как непристойность.

Главный герой 'Стереометрии' хранил в банке химически законсервированный пенис.

В 2006-м Макьюэна обвинили в плагиате одного из отрывков романа 'Искупление'. Одна из его частей практически повторяла события из мемуаров 'No Time for Romance', опубликованных в 1977-м Лусиллой Эндрюс (Lucilla Andrews). Иэн подтвердил, что использовал эти мемуары как источник для своей работы.

В свой роман он также включил краткое примечание, где ссылался на Эндрюс.

Этот инцидент был похож на литературные споры по поводу его дебютного романа, 'Цементный сад', ключевые элементы сюжета в котором напомнили многим критикам роман 'Дом нашей матери' ('Our Mother's House') Джулиана Глоага (Julian Gloag).

Сам же Макьюэн настаивал на том, что никогда не сталкивался с романом Глоага. В газете 'The Guardian' в ноябре 2006-го, через месяц после смерти Глоага, Макьюэн написал своего рода исповедь в том, что не виновен в плагиате, и признал свой долг перед автором 'Дома нашей матери'.

Иэн был женат дважды. Его 13-летний брак с духовным целителем и терапевтом Пенни Аллен (Penny Allen) закончился разводом в 1995-м. Аллен лишилась права опеки над их двумя сыновьями.

Она не собиралась так просто мириться с решением суда, и даже один раз выкрала своего 13-летнего сына.

Его вторая жена, Анналена Макафи (Annalena McAfee), была редактором обзорного раздела в газете 'Гардиан'.

В 2002-м писатель обнаружил, что у него есть старший брат, Дэвид Шарп (David Sharp), которого отдали на усыновление во время Второй мировой. Их мать была замужем за другим человеком, не за их отцом, когда нагуляла Дэвида на стороне. Чтобы скрыть факт измены, она отказалась от ребенка. Когда муж умер, мать Дэвида и Иэна вышла замуж за своего любовника.

Источник: http://biozvezd.ru/ien-makyuen

Макьюэн Иэн

И́эн Ра́сселл Макью́эн (англ. Ian Russell McEwan, род. 21 июня 1948, Олдершот, Великобритания) — британский писатель, лауреат Премии Сомерсета Моэма (1976), Букеровской премии (1998) и Иерусалимской премии за свободу индивида в обществе (2011).

Читайте также:  Кевин смит - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Иэн Макьюэн родился 21 июня 1948 в военном городке Олдершот, Хэмпшир, в семье Розы Лиллиан Вайолет и Дэвида Макьюэна. Большую часть детства он провёл на военных базах в Восточной Азии, Германии и Северной Африке, где служил его отец, кадровый офицер шотландской армии.

Его мать имела двух детей от первого брака намного старше его, но Макьюэн всегда считал себя «единственным ребенком», вплоть до 2007 года, когда неожиданно узнал о существовании брата.

Когда ему было двенадцать, семья вернулась в Англию и он был принят в школу-интернат Вулверстоун в Суффолке, в котором он проучился с 1959 по 1966 год, и где у него развился интерес к английской романтической поэзии и современной американской и английской фантастике.

Некоторое время он работал в Лондоне в качестве мусорщика до зачисления в университет Суссекса в Брайтоне, который окончил с отличием, и получил степень бакалавра по английской литературе в 1970.

В том же году Макьюэн был принят в Университет Восточной Англии , где был одним из в первых выпускников новаторского курса творческого письма, который преподавали писатели Малькольм Брэдбери и Энгус Уилсон и там же получил степень магистра в 1971.

По окончании обучения писатель получил степень магистра, и отправился в Афганистан. Он вскоре начал публиковать рассказы в литературных журналах. В 1975 году он опубликовал сборник рассказов, написанных им в рамках курсовой работы на степень магистра, под названием «Первая любовь, Последние помазания». Сборник позднее принес автору Премию Сомерсета Моэма в 1976.

Макьюэн начинает писать сценарии для радиоспектаклей и ТВ-шоу, и вскоре два сценария были использованы телекомпанией BBC: «Беседы с человеком шкафом» (1975) и «День Рожденья Джека-Блохи» (1976).

В 1978 году он опубликовал свой второй сборник рассказов, «Меж сбитых простыней», и первый роман «Цементный сад».

Вскоре после выхода последнего, в литературных кругах разразился скандал в связи с тем, что некоторые критики отметили сходство между романами «Цементный сад» и «Дом нашей матери»  Юлиана Глоага, написанный в 1963 году.

Макьюэн отрицал, что читал работу Глоага, и в итоге официальных обвинений в плагиате предъявлено не было.

Макьюэн вновь оказался в центре скандала в 1980 году, когда телеканал BBC в последний момент отказался от постановки пьесы «Стереометрия» , в центре которой — история героя, который хранит в столе химически консервированный пенис в банке.

На протяжении 1980-х годов, Макьюэн в основном пишет сценарии для телевидения и кино. Его перу принадлежат: «Имитация» , «Обед пахаря», «Последний день лета» , «Кислосладкий» , а также ряд пьес, к примеру, «Незнакомцы». Им написаны два романа: «Утешение незнакомцев» и «Дитя во времени».

И́эн Макьюэн является членом Королевского литературного общества, Королевского общества искусств и Американской академии искусств и наук. Он был награжден премией Шекспира фонда Альфреда Тепфера в 1999 году.

Он также является заслуженным членом Британской гуманистической ассоциации. В 2000 году был награжден орденом Британской Империи.

В 2008 году Макьюэну была присуждена почетная степень доктора литературы Университетского колледжа в Лондоне, где он преподавал английскую литературу.

Источник: http://fb2.net.ua/publ/m/makjuehn_iehn/12-1-0-92

Иэн Расселл Макьюэн (Ian Russell McEwan)

Дата рождения: 21.06.1948

Британский писатель, лауреат Премии Сомерсета Моэма и Букеровской премии

Родился 21 июня 1948 в военном городке Олдершоте (Англия) , в семье Розы Лиллиан Вайолет и Дэвида Макьюэна.

Детство он провёл на военных базах в Восточной Азии, Германии и Северной Африке, где служил его отец, кадровый офицер шотландской армии.

Его мать имела двух детей от первого брака на много старше его, но Макьюэн всегда считал себя «единственным ребенком», вплоть до 2007 года, когда неожиданно узнал о существовании брата.

Когда ему было двенадцать, семья вернулась в Англию, и он был принят в школу-интернат Вулверстоун в Суффолке, где учился с 1959 по 1966 год и где он начал развивать склонность к английский романтической поэзии и современной американской и английской фантастике.

Некоторое время он работал в Лондоне в качестве мусорщика до зачисления в университет Суссекса в Брайтоне, который он окончил в 1970 с отличием, получив степень бакалавра по английской литературе.

В том же году Макьюэн был принят в Университет Восточной Англии, где он был одним из в первых выпускников новаторского курса творческой письменности который преподавали писатели Малькольм Брэдбери и Энгус Уилсон. В 1971 получил степень магистра.

По окончании обучения отправился в Афганистан. Он вскоре начал публиковать рассказы в литературных журналах.

В 1975 году он опубликовал сборник рассказов, написанных им в рамках курсовой работы на степень магистра, под названием «Первая любовь, Последние помазания» [First Love, Last Rites]. Сборник позднее принес автору Премию Сомерсета Моэма в 1976.

В 1978 году он опубликовал свой второй сборник рассказов, «Меж сбитых простыней» [In Between the Sheets], и его первый роман «Цементный сад»[The Cement Garden].

Вскоре после выхода последнего, в литературных кругах разразился скандал в связи с тем, что некоторые критики отметили сходство между романами «Цементный сад» и «Дом нашей матери» [Our Mother's House] Юлиана Глоага (Julian Gloag), написанный в 1963. Макьюэн отрицал, что читал работу Глоага, и в итоге официальных обвинений в плагиате подано не было.

Несколько сомнительную известность принесли ему уже два первых сборника рассказов – «Первая любовь, Последние помазания», «Меж сбитых простыней».

В обеих книгах обыгрываются сексуальные аномалии, навязчивые кошмары, ситуации из разряда «черного» юмора и действуют странные, гротескные персонажи.

В первом романе» Цементный сад» прослеживается нравственная деградация детей из одной семьи, потерявших родителей. Критики приравняли этот роман к знаменитому «Повелителю мух» [Lord of the Flies](1954) Уильяма Голдинга.

На протяжении 1980-х годов, Макьюэн в основном пишет сценарии для телевидения и кино. Два сценария были использованы телекомпанией BBC: «Беседы с человеком шкафом[Conversations with a Cupboardman](1975) и «День Рожденья Джека Блошки» [Jack Flea's Birthday Celebration](1976).

Макьюэн вновь оказался в центре скандала в 1980 году, когда телеканал BBC в последний момент отказался от постановки пьесы «Стереометрия» [Solid Geometry], в центре которой история героя, который хранит в столе химически консервированный пенис в банке.

В этот же период написаны два романа, «Утешение странников» [The Comfort of Strangers] (1981)и «Дитя во времени» [The Child In Time](1987).

По контрасту с эксцентричными персонажами предыдущих произведений писателя герои романа «Утешение странников» – респектабельная английская чета, находящаяся на отдыхе в Венеции. Ужасают в романе не герои, а события.

Супруги оказываются втянутыми в паутину кошмарных извращений, кульминация которых поистине отвратительна. Критики разошлись в своих оценках книги.

В третьем романе «Дитя во времени» происходит то, чего страшатся все родители, – пропадает ребенок, и писатель тщательно анализирует, как это сказывается на взаимоотношениях отца и матери. Книга удостоилась в 1987 премии «Уитбред», присуждаемой за лучший роман года.

Атмосфера психологического триллера присутствует в большинстве произведений Макьюэна – будь то философский роман “Дитя во времени”[The Child in Time] (1987), или же выдержанный в жанре шпионского детектива “Невинный”[The Innocent] (1990), который был экранизирован известным британским режиссером Джоном Шлезингером в 1993 году. Зачастую писателю удается создать держащий читателя в напряжении сюжет, помещая своих героев в подчас неожиданные ситуации, как например в принесшем ему Букеровскую премию романе “Амстердам”[Amsterdam] (1998) или появившейся уже в новом тысячелетии “Субботе”[Saturday](2005). Также широкую известность ему принесли такие произведения, как “Невыносимая любовь”[Enduring Love] (1997) и “Искупление”[Atonement] (2001). Обладатель множества литературных премий, в том числе одной из старейших британских литературных наград, премии Джеймса Тейта Блэка, полученной им за роман “Суббота”.

Последний вышедший роман Йена Макьюэна “Солнечный” [Solar] номинирован на премию Вудхауса за “Лучший юмористический роман 2009 года”. Газеты отмечают, что Макьюэн, претендующий на звание современного классика, ранее получил прозвище “Мрачный Йен” за сложность и глубину проблематики своих текстов. Тем более необычно присуждение ему столь “легкомысленной” награды.

Главный герой нового романа Макьюэна – стареющий ученый, некогда получивший Нобелевскую премию, – надеется спасти планету от глобального потепления. Сюжет романа был навеян впечатлениями, полученными автором во время полярной экспедиции 2005 года, в которой он принимал участие наряду с другими писателями и учеными. Участники экспедиции обсуждали вопросы климатических изменений на планете.

На торжественной церемонии ему вручили трехлитровую бутылку шампанского и 52 тома собраний сочинений Вудхауза.

Кроме того, в честь романа «Solar» назовут свинью породы старая пятнистая глостерширская (в честь привязанности одного из героев Вудхауза лорда Эмсворта к своей любимой свинье императрица).

Иэн Макьюэн входит в число самых популярных писателей Великобритании, наряду с Джулианом Барнсом и Мартином Эмисом.

Интересные факты из жизни

Макьюэн является членом Королевского литературного общества, членом Королевского общества искусств, а также членом Американской академии искусств и наук. Он был награжден премией Шекспира фонда Альфреда Тепфера в 1999 году.

Он также является заслуженным членом Британской гуманистической ассоциации. В 2000 году был награжден орденом Британской Империи.

В 2008 году Макьюэну была присуждена почетная степень доктора литературы Университетского колледжа в Лондоне, где он преподавал английскую литературу.

Личная жизнь

Был дважды женат. Первый раз женился на Пенни Аллен (англ. Penny Allen) в 1982, развелся в 1995. Его вторая жена, Анналена Макафи (англ. Annalena McAfee), в прошлом редактор в газете «Гардиан».

В 1999 году его первая жена, Пенни Аллен, похитила их 13-летнего сына после вердикта суда, согласно которому мальчик должен быть возвращен отцу, которому было предоставлено единоличное право опеки над ним и его 15-летним братом. Имеет двух дочерей от первого брака жены и двух сыновей.

В 2002 году МакЭван обнаружил, что у него есть брат, который был отдан на усыновление во время Второй мировой войны; история стала достоянием общественности в 2007 году. Его брат, каменщик по имени Дэвид Шарп, родился на шесть лет раньше, чем Макьюэн, когда его мать была замужем за другим человеком.

Шарп имеет тех же родителей, что и Макьюэн, но он родился до их вступления в официальный брак. Чтобы скрыть факт измены, она отдала Девида на усыновление. После того как ее первый муж был убит в бою, мать вышла замуж за любовника, и Иэн родился несколько лет спустя. Братья находятся в постоянном контакте, и Макьюэн даже написал предисловие к мемуарам Шарпа.

Награды писателя

-Премия Сомерсета Моэма (“Первая любовь, последние обряды”, 1976);
-Уитбредская литературная премия за лучший роман года (“Дитя во времени”, 1987);
-Букеровская премия (“Амстердам”, 1998);-Лучший роман года по версии журнала Тайм (“Искупление”, 2002);-James Tait Black Memorial Prize (“Суббота”, 2005)

-Премия Вудхауза («Solar» 2009)

Библиография

Романы
-Цементный сад [The Cement Garden, 1978]
-Утешение странников [The Comfort of Strangers, 1981; рус. пер. В.

Когана под названием “Stop-кадр”, 2001]
-Дитя во времени [The Child in Time, 1987]
-Невинный [The Innocent, 1990]
-Чёрные псы [Black Dogs, 1992]
-Невыносимая любовь [Enduring Love, 1997]
-Амстердам [Amsterdam, 1998]
-Искупление [Atonement, 2001]
-Суббота [Saturday, 2005]
-На берегу [On Chesil Beach, 2007]-Солнечный [Solar, 2010]

Сборники рассказов

-Первая любовь, последнее помазание [First Love, Last Rites, 1975]
-Меж сбитых простыней [In Between the Sheets, 1978]

Детские книги

-Rose Blanche [1985]-Мечтатель [The Daydreamer, 1994]

Сценарии

-Обед пахаря [The Ploughman’s Lunch, 1985]-Кислосладкий [Soursweet, 1988]-Добрый сынок [The Good Son, 1993]

Читайте также:  Дидье маруани - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Пьеса

-Имитация [The Imitation Game, 1981]

Оратория

-Или нам умереть? [Or Shall We Die?, 1983]

Экранизации произведений, театральные постановки

1990-“Утешение странников” (реж. – Пол Шредер, сценарий – Гарольд Пинтер, в гл. ролях – Наташа Ричардсон, Кристофер Уокен, Руперт Эверетт, Хелен Миррен)
1993-“Цементный садик” (реж. – Эндрю Биркин, в гл. ролях – Шарлотта Генсбур, Эндрю Робертсон)
1993-“Невинный” (реж. – Джон Шлезингер, в гл.

ролях – Энтони Хопкинс, Изабелла Росселлини)
1997-“Первая любовь, последнее помазание”(реж.-Джесси Перетц, в гл. ролях-Наташа Грегсон Вагнер,Джованни Рибизи)
2004-“Невыносимая любовь” (реж. – Роджер Мичелл, в гл. ролях – Дэниэл Крейг, Рис Айфанс, Саманта Мортон, Билл Найи)
2007-“Искупление” (реж. – Джо Райт, в гл.

ролях – Кира Найтли, Джеймс МакЭвой, Сирша Ронан, Рамола Гарай, Ванесса Рэдгрейв)
2012-“На берегу” ( реж.-Сэм Мендес, в гл.ролях-Кэри Маллиган)

Официальный сайт писателя: http://.ianmcewan.com/

Источник: https://bookmix.ru/authors/index.phtml?id=263

Макьюэн, Иэн

Иэн Макьюэн Иэн Макьюэн родился 21 июня 1948 в военном городке Олдершот, Хэмпшир, в семье Розы Лиллиан Вайолет и Дэвида Макьюэна.

Большую часть детства он провёл на военных базах в Восточной Азии, Германии и Северной Африке, где служил его отец, кадровый офицер шотландской армии.

Его мать имела двух детей от первого брака намного старше его, но Макьюэн всегда считал себя «единственным ребёнком», вплоть до 2007 года, когда неожиданно узнал о существовании брата.

Когда ему было двенадцать, семья вернулась в Англию и он был принят в школу-интернат Вулверстоун (Woolverstone Hall School) в Суффолке, в котором он проучился с 1959 по 1966 год, и где у него развился интерес к английской романтической поэзии и современной американской и английской фантастике.

Некоторое время он работал в Лондоне в качестве мусорщика до зачисления в университет Суссекса в Брайтоне, который окончил с отличием, и получил степень бакалавра по английской литературе в 1970.

В том же году Макьюэн был принят в Университет Восточной Англии (University of East Anglia), где был одним из в первых выпускников новаторского курса творческого письма(Creative Writing), который преподавали писатели Малькольм Брэдбери и Энгус Уилсон и там же получил степень магистра в 1971.

В 1975 году был опубликован первый сборник его рассказов”Первый поцелуй, последнее помазание” (First Love, Last Rites).

Через три года Макьюэн выпустил еще одно собрание короткой прозы “Меж сбитых простыней” (In Between the Sheets) и первый роман “Цементный садик” (The Cement Garden). В 1981 году вышел второй роман – “Утешение странников” (The Comfort of Strangers).

Все эти произведения построены вокруг интереса автора к описанию сексуальных и психических извращений, за что сам Макьюэн получил прозвище “Макабр” (Macabre – темный, мрачный).

Промежуток времени с 1981 по 1987 год, когда вышел роман”Дитя во времени” (The Child in Time), считается своего рода водоразделом в творчестве Макьюэна — именно в это время автор переключился с “патологии” на “норму”.

С 1990 года он выпустил семь романов, сделавших его одним из самых успешных и влиятельных писателей современной Великобритании.

Несколько раз номинировался на Букеровскую премию, которую получил в 1998 году за роман”Амстердам” (Amsterdam).

Был дважды женат. Первый раз женился на Пенни Аллен (англ. Penny Allen) в 1982, развёлся в 1995. Его вторая жена, Анналена Макафи (англ. Annalena McAfee), в прошлом редактор в газете «Гардиан».

В 1999 году его первая жена, Пенни Аллен, похитила их 13-летнего сына после вердикта суда, согласно которому мальчик должен быть возвращен отцу, которому было предоставлено единоличное право опеки над ним и его 15-летним братом.

Имеет двух дочерей от первого брака жены и двух сыновей.

В 2002 году Макьюэн обнаружил, что у него есть брат, который был отдан на усыновление во время Второй мировой войны; история стала достоянием общественности в 2007 году. Его брат, каменщик по имени Дэвид Шарп, родился на шесть лет раньше, чем Макьюэн, когда его мать была замужем за другим человеком.

Шарп имеет тех же родителей, что и Макьюэн, но он родился до их вступления в официальный брак. Чтобы скрыть факт измены, она отдала Дэвида на усыновление. После того как её первый муж был убит в бою, мать вышла замуж за любовника, и Иэн родился несколько лет спустя.

Братья находятся в постоянном контакте, и Макьюэн даже написал предисловие к мемуарам Шарпа.

***

Источник: http://cinemabooks.ru/item/makyuen-ien.html

Иэн Макьюэн

Иэн Макьюэн (полное имя — Иэн Рассел Макьюэн) – на сегодняшний день один из самых известных английских писателей современности. Родился 21 июня 1948 г. в военном городке Олдершот, Хэмпшир, в семье Розы Лиллиан Вайолет и Дэвида Макьюэна.

Большую часть детства он провёл на военных базах в Восточной Азии (Сингапур), Германии и Северной Африки (Ливия), где служил его отец, кадровый офицер шотландской армии.

Иэн всегда считал себя единственным ребенком в семье, вплоть до 2002 года, когда неожиданно узнал о существовании брата.

Когда ему было двенадцать, семья вернулась в Англию и он был принят в школу-интернат Вулверстоун (Woolverstone Hall School) в Суффолке, где учился с 1959 по 1966 год и где он начал проявлять интерес к английский романтической поэзии и современной американской и английской фантастике.

Некоторое время он работал в Лондоне в качестве мусорщика до зачисления в университет Суссекса в Брайтоне (University of Sussex), который он окончил с отличием и получил степень бакалавра по английской литературе в 1970.

В том же году Макьюэн был принят в Университет Восточной Англии (University of East Anglia), где он был одним из первых выпускников новаторского курса литературного мастерства, который вели писатели Малькольм Брэдбери и Энгус Уилсон, там же получил степень магистра в 1971.

Вскоре Макьюэн начал публиковать рассказы в литературных журналах. В 1975 году он опубликовал сборник рассказов, написанных им в рамках курсовой работы на степень магистра под названием «Первая любовь, последнее помазание». Сборник позднее принес автору Премию Сомерсета Моэма за лучший дебют в 1976 г.

В дальнейшем из этого сборника рассказ «Последний день лета» был экранизирован (1984), рассказ «Бабочки» был экранизирован дважды (1988, 2005).

Кроме того, позже сборник получил скандальную славу, когда компания BBC запустила в производство телепостановку по мотивам рассказа «Стереометрия», но работа над фильмом была приостановлена из-за «непристойного содержания».

Макьюэн начинает писать сценарии для радиоспектаклей и ТВ-шоу, и вскоре два сценария были реализованы телекомпанией BBC: «Conversation With a Cupboard Man» (1975) и «Jack Flea's Birthday Celebration» (1976). На сегодняшний день Макьюэн является автором множества сценариев, в том числе и адаптаций его произведений.

В 1978 году автор публикует свой второй сборник рассказов – «Меж сбитых простыней». В дальнейшем Макьюэн к малой форме не возвращался и сосредоточился на романах.

Вскоре после выхода первого романа («Цементный сад», 1978), в литературных кругах разразился скандал в связи с тем, что некоторые критики отметили сходство между романами «Цементный сад» и «Дом нашей матери» («Our Mother's House», 1963) Юлиана Глоага (Julian Gloag).

Макьюэн отрицал, что читал работу Глоага, и в итоге официальных обвинений в плагиате подано не было. «Цементный сад» был экранизирован в 1992 г.

В 1981 г. выходит второй роман – «Утешение странников» (также экранизирован в 1990 г.). За тематику своих первых работ автор удостоился прозвища «Иэн Жуткий» (Iаn Macabre), еще его называли «черным волшебником современной британской прозы» и «экспертом мирового класса по всем видам насилия».

Роман «Дитя во времени» (1987) завоевал две литературные премии — «The Whitbread Novel Award» (1987) and «The Prix Fémina Etranger» (1993). На протяжении 1980-х годов, Макьюэн активно пишет сценарии для телевидения и кино.

Его перу принадлежат: «The Imitation Game», «The Ploughman’s Lunch», «The Last Day of Summer», «Soursweet», а также ряд пьес, к примеру, «Strangers».

Книги Макьюэна семь раз номинировались на премию Букер. Роман «Амстердам» (1998) выиграл эту уважаемую премию, хотя данное произведение часто относят к более слабым вещам автора.

В своих книгах автор поднимает большой круг тем – вторжение иррационального в обыденную жизнь, проблемы социума, вопросы сексуального самоопределения, различные аспекты любви. Романы сочетают как элементы триллера, так и неторопливую прозу в английских традициях.

Географически, события в романах, как правило, ограничены Европой. Наиболее им почитаемые писатели — Шекспир, Кафка, Апдайк и американский биолог Э.О. Уилсон.

В нескольких интервью Макьюэн повторяет, что самое ценное для него в литературе и писательстве — это возможность войти в мир другого человека, возможность почувствовать то, что чувствует другой.

Также Макьюэн написал две книги для детей – «Rose Blanche» (1985) и «The Daydreamer» (1994).

Последний на сегодняшний день роман автора называется «Солнечный», опубликован в марте 2010 г.

Еще в июне 2008 года во время «Hay Festival» писатель всех удивил и зачитал отрывки из этого еще незаконченного романа.

Издание «The Guardian» определило книгу как «об ученом, который надеется спасти мир». Одной из тем романа стала проблема глобального потепления, которой Макьюэн очень интересуется.

Макьюэн является членом Королевского литературного общества, членом Королевского общества искусств, а также членом Американской академии искусств и наук. Был награжден премией Шекспира фонда Альфреда Тепфера в 1999 году.

Он также является заслуженным членом Британской гуманистической ассоциации. В 2000 году был награжден орденом Британской Империи.

В 2008 году Макьюэну была присуждена почетная степень доктора литературы Университетского колледжа в Лондоне, где он преподавал английскую литературу.

Макьюэн был дважды женат. Первый раз женился на Пенни Аллен (Penny Allen) в 1982, развелся в 1995. Его вторая жена, Анналена Макафи (Annalena McAfee), в прошлом редактор в газете «The Guardian».

В 1999 году его первая жена, Пенни Аллен, похитила их 13-летнего сына после вердикта суда, согласно которому мальчик должен быть возвращен отцу, которому было предоставлено единоличное право опеки над ним и его 15-летним братом. Имеет двух дочерей от первого брака жены и двух сыновей.

В 2002 году Макьюэн обнаружил, что у него есть брат, который был отдан на усыновление во время Второй мировой войны; история стала достоянием общественности в 2007 году. Его брат, каменщик по имени Дэвид Шарп, родился на шесть лет раньше, чем Макьюэн, когда его мать была замужем за другим человеком.

Шарп имеет тех же родителей, что и Макьюэн, но он родился до их вступления в официальный брак. Чтобы скрыть факт измены, мать отдала Дэвида на усыновление. После того как ее первый муж был убит в бою, мать вышла замуж за любовника, и Иэн родился несколько лет спустя.

Братья находятся в постоянном контакте, и Макьюэн даже написал предисловие к мемуарам Шарпа.

Взгляды на религию. В 2008 году Макьюэн публично высказался против исламизма, из-за отношения данного движения к «неверным», свободе мысли, женщинам, гомосексуалистам и т. д. Макьюэн: «Фундаметалистский ислам хочет создать такое общество, которое я ненавижу».

Некоторые восприняли это заявление как общее неприятие ислама, но в своем блоге Макьюэн конкретизировал: «Я имел в виду именно исламизм, и, возможно, экстремизм будет лучшим термином».

Макьюэн оказывал поддержку кампании по освобождению Sakineh Mohammadi Ashtiani – иранской женщины, приговоренной к казни за супружескую измену. Христианство находит абсурдным.

Макьюэн: «Мне не нравится это средневековое видение мира, в соответствии с которым Бог приходит, чтобы спасти верующих и проклянуть всех остальных». Считает себя атеистом. Утверждает, что вера опаснее безверия.

Музыка занимает значительное место в жизни автора. Макьюэн не раз упоминал в интервью, что не прочь бы стать ведущим гитаристом в рок-группе («Если б я только умел играть на гитаре! Но, увы.»). Одним из любимых гитаристов называет Рая Кудера (Ry Cooder). С 1964 г.

полюбил электроблюз и позже Майлза Девиса, совершенно не признает «The Beatles». Кроме того, любит классическую музыку, в частности струнные квартеты и оперу. Написал текст для оратории Майкла Беркли «Or Shall We Die: An Oratorio». Ведется работа по созданию оперы по мотивам романа «Искупление», премьера запланирована на 2013 г.

Читайте также:  Ирина павлуцкая - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Макьюэн: «Музыка вдохновляет меня на создание моих персонажей».

Сейчас автор проживает в Оксфорде.

Фантастика в творчестве автора:

К профильным для сайта произведениям могут быть отнесены рассказ «Стереометрия» об открытии и практическом применении новых аспектов пространства, антиутопический расказ «Два фрагмента: март 199…», и рассказ «Раздумья обезьяны-альфонса» — сюрреалистическая зарисовка о разумной обезьяне, которая сожительствует с писательницей и разбирается в английской литературе.

Рассказ «Порнография» два раза входил в антологии хоррора, но его, как и несколько других рассказов («Бабочки», «По домашнему», «Обличья»), можно отнести лишь к психологической, а не мистической ветви жанра. «Цементный сад», дебютный роман Макьюэна, иногда отмечают, как современную готику и психологический хоррор, и эта книга находится среди настойчиво рекомендуемых Стивеном Кингом.

Также фантастические элементы могут быть найдены в романе «Дитя во времени», где в одной из сюжетных линий происходит случайное путешествие главного героя в прошлое, где во время поездки к своей бывшей жене, он набредает на старый бар, около которого стоят древние велосипеды. И когда он решается подойти к заведению, видит своих молодых мать и отца 40 лет назад, пьющих пиво и что-то обсуждающих. В дальнейшем герой пытается найти объяснение этому событию.

Детский роман «Мечтатель» повествует о мальчике живущем между реальностью и грезами, не разделяющем их.

Одинадцатилетний Питер переживает фантастические трансформации — меняется телами с домашним котом и капризным малышом, сражается со злой ожившей куклой, находит на кухне крем, от которого люди исчезают, а в последней истории он оказывается в теле взрослого и познает чувство любви.

Помимо этого журнал «LOCUS» и одноименный сайт учитывают роман «Солнечная», как «ассоциативный», т.е. не являющийся фантастикой как таковой, но имеющий отношение к ней и представляющий некий интерес для читателей жанра.

Источник: http://fantlab.ru/autor8206

Макьюэн Иэн

Иэн Рассел Макьюэн — известный английский писатель, автор популярных психологических романов.

Иэн родился 21 июня 1948 года в небольшом военном городке Олдершот графства Хэмпшир в семье офицера шотландской армии.

Из-за службы отца семья вынуждена была вынуждена кочевать с одной военной базы мира на другую: Макьюэны жили в Германии, Африке, Азии, а когда Иэну исполнилось двенадцать лет, обосновались в Англии, в восточном графстве Саффолк.

В местном интернате мальчик с удовольствием изучал английскую и американскую литературу, особенно полюбив поэзию и фантастику. В 1966 году Иэн окончил школу и некоторое время был вынужден трудиться лондонским мусорщиком.

Получив степень бакалавра по английской литературе, Макьюэн стал студентом курса творческого письма Университета Восточной Англии: ему повезло учиться у таких известных в английских литературных кругах личностей, как Малькольм Брэдбери и Энгус Уилсон.

В 1975 году увидел свет дебютный сборник рассказов Макьюэна, созданных еще в студенческие годы, озаглавленный «Первая любовь. Последние помазания» и вскоре удостоившийся почетной премии имени Сомерсета Моэма.

Параллельно Иэн активно работал в качестве сценариста теле- и радиопрограмм, которые легли в основу документальных фильмов «Беседы с человеком-шкафом» и «День рождения Джека-блохи».

Второй сборник историй Иэна Макьюэна «Меж сбитых простыней» был напечатан в 1978 году, когда вниманию читателей представлено было и его первое крупное произведение — шокирующий роман о преступлении пятнадцатилетнего мальчика «Цементный сад».

Восьмидесятые годы были не менее плодотворными для Макьюэна: он создал множество сценариев для кино и телевидения, а также пьес, опубликовал и два романа — «Утешение странников», названное самим автором филигранной готической миниатюрой, и философско-психологическое произведение о жизненной трагедии известного английского писателя Стивена Льюиса «Дитя во времени». Как поклонники, так и критики в очередной раз отметили неподражаемое мастерство писателя в прорисовке психологической составляющей его романов — роковых случайностей, многогранностей человеческих душ и поступков.

Сегодня Иэн Макьюэн — лауреат Букеровской премии и кавалер Ордена Британской Империи, а его поздние работы пользуются не меньшей славой — так, вышедшее в 2001 году «Искупление» спустя шесть лет было экранизировано с Кирой Найтли и Джеймсом МакЭвоем в главных ролях, получив две премии «Золотой глобус».

Электронные книги Иэна Макьюэна доступны для скачивания и чтения онлайн в любом удобном для вас формате в нашем интернет-магазине.

Произведения можно отнести к таким жанрам:

  • Современная проза
  • Современная зарубежная литература

Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями

Источник: http://velib.com/biography/makjuehn_iehn/

Путеводитель по романам Иэна Макьюэна

Живой классик британской литературы Иэн Макьюэн, которому в июне 2018 года исполнится 70 лет, довольно рано завоевал признание и читателей, и критики. Уже в 28 лет он получил престижную премию Сомерсета Моэма за свой дебютный сборник рассказов, а впоследствии стал пятикратным номинантом на Букер, и, наконец, его обладателем (за роман «Амстердам»).

Получая разнообразные литературные награды (в его активе также есть Иерусалимская премия, а еще его называют одним из вероятных претендентов на Нобелевку), Макьюэн каким-то удивительным образом умудряется быть популярным и понятным для неискушенного читателя и одновременно — интересным и ценным для серьезного исследователя современной английской литературы.

Заработав в молодости прозвище Иэн Макабр (фр.

«мрачный Иэн») за свое умение тонко и беспристрастно анализировать самые отвратительные примеры человеческого существования, он давно вышел за рамки этого шаблона, однако продолжил исследовать причины одиночества и непонимания в своих работах. Неожиданный сюжет, изложенный сухим, но полным ярких образов языком, все еще шокирует читателя. Все-таки «разрыв шаблона» — это конек Иэна Макьюэна.

Мы решили коротко рассказать обо всех романах писателя.

Цементный сад

Год: 1978

Дебютный роман Макьюэна написан в лучших традициях «макабрической прозы». В свое время он даже вошел в список книг, которые «король ужасов» Стивен Кинг рекомендовал к обязательному прочтению. Инцест, труп матери, залитый цементом в подвале, дети с кучей комплексов и травм — полный набор, и это не «Игра престолов».

Утешение странников

Год: 1981

Колин и Мэри давно вместе, но их отношения зашли в тупик. Они понимают, что им либо пора расстаться, либо попытаться как-то перезапустить отношения. Поездка в маленький городок, похожий на Венецию, и знакомство с довольно странной супружеской парой на мгновение вносят разнообразие в их пресную жизнь. Но откуда-то возникает тревожное ощущение, что с самого начала что-то пошло не так…

Дитя во времени

Год: 1987

Стивен теряет в супермаркете маленькую дочь, а вместе с ней — и смысл жизни. Брак его рушится, а жизнь вокруг идет своим чередом.

Но кто же здесь «дитя во времени»? Пропавшая дочь? Или его впавший в детство друг Чарльз? А может быть, он сам, мистическим образом подслушавший разговор родителей о своем рождении? Вместе со Стивеном читателю предстоит не только пережить его боль и утрату, но и понять, кто распоряжается нашим временем.

Невинный, или Особые отношения

Год: 1990

Читая роман, невольно задумываешься о том, что он не столько об отношениях мужчины и женщины, сколько о действительно «особых отношениях» между странами, разделившими оккупированную послевоенную Германию на сектора.

В них также стирается грань между «невинностью» и способностью на невообразимые преступления, «игрой в насилие» и насилием настоящим.

Роли участников большой политической игры спутались как в треугольнике Карпмана: «жертва», «тиран» и «спасатель» меняются местами после каждого нового потрясения. То же самое происходит и с главными героями.

Черные псы

Год: 1992

Перед нами еще одна история о человеческом одиночестве. Джереми — сирота, и он нашел возможность проявлять свои сыновние чувства в общении с родителями жены.

Они тоже по-своему одиноки: кроме юношеского желания исправить целый мир, их практически ничего не связывает.

То ли мистические, то ли реальные черные псы, которых неоднократно «видела» теща Джереми, напоминают о том зле, что живет в душе человека и выходит на поверхность тогда, когда он перестает видеть и слышать ближнего.

Невыносимая любовь

Год: 1997

Представьте: у вас есть вполне сносная работа, любимая жена, все идет своим чередом… Но вдруг вы становитесь свидетелем несчастного случая, который навсегда переворачивает вашу жизнь. Потому что теперь вас преследует не только чувство вины (возможно, именно из-за вашего бездействия есть жертвы), но и довольно странный человек, который утверждает, что погибает без вас.

Амстердам

Год: 1998

В романе, принесшем автору долгожданную Букеровскую премию, казалось бы, есть все, что только может быть. Музыка и издательское дело, политика и интриги, этика и прагматизм, любовь и дружба, жизнь и смерть.

Они борются друг с другом, как и приятели Клайв и Вернон, но в итоге совершенно теряют смысл собственного существования.

Может показаться, что Макьюэн в «Амстердаме» обесценивает буквально все, что мы так ценим и за что боремся. Ан нет!

Кстати, это один из самых коротких романов в истории Букеровской премии — из-за объема произведения критики и завистники обзывали его повестью, а то и просто длинным рассказом. Но Макьюэн на то и Макьюэн. Он умеет быть лаконичным там, где нужно, и не пишет много текста ради текста (а этим грешат многие авторы, в том числе и лауреаты заветного Букера).

Искупление

Год: 2001

Появившийся в новом веке, роман явил читателям совсем другого Макьюэна. Больше нет разобранных на детали сцен насилия физического (за исключением, пожалуй, батальных эпизодов). Теперь в фокусе авторского внимания преступление совсем другого рода — насилие словом.

«Искупление» — это и попытка автора (она же повествователь) исправить ошибку, сломавшую разом две жизни, и попытка уже самого Макьюэна примириться с классической британской литературой, которой он противопоставлял свое творчество в юности.

Кстати, именно по этой книге был сделан, как считается, самый удачный фильм по мотивам произведения писателя. Но лучше все-таки сперва прочесть роман.

Суббота

Год: 2005

Хотелось бы вам «влезть в голову» нейрохирурга, каждый день копающегося в чьих-то мозгах? Иэн Макьюэн услужливо предоставит вам такую возможность. В одной из 10 лучших книг 2005 года по версии The New York Times изображен мир глазами известного врача. Точнее, всего один день из его жизни, наполненный мыслями и событиями, которые сплелись в один большой клубок случайных совпадений.

На берегу

Год: 2007

В романе «На берегу» рассказ о событиях одного дня молодой семьи превращается в долгую историю о пронзительном молчании. Мы привыкли к мысли о том, что первая брачная ночь предполагает близость, по крайней мере, физическую.

Но по ряду причин, для Эдварда и Флоренс невозможна близость психологическая.

Читателям предоставляется возможность понаблюдать, что происходит с отношениями двух людей, когда диалог подменяется монологом и каждый думает не о другом, а за него.

Солнечная

Год: 2010

Что ждет молодого физика после получения Нобелевской премии? Новые научные достижения? Всеобщая любовь и безбедная жизнь? А вот и нет! Его ждет обыкновенное старение в бесконечных попытках удержаться в статусе признанного гения.

Роман, получивший премию Вудхауса как лучшее юмористическое произведение года, может показаться совсем не смешным (несмотря на тонкий британский юмор). Ожидая увидеть в ученом-физике человека, способного что-то дать человечеству, читатель снова просчитается.

Любитель прорех в пространственно-временном континууме, Майкл Биэрд сам превратился в черную дыру.

Сластена

Год: 2012

На дворе 70-е годы, самый разгар Холодной войны. Молодая, красивая девушка, которая обожает книги, попадает на работу в британскую контрразведку. Первая ее серьезная «миссия» связана с соблазнением писателя…

Нет, это не шпионский детектив и не любовный роман! Это очередная шутка коварного Макьюэна над собственными читателями.

В особенности ее смогут оценить те, кто добрался даже до первых сборников его рассказов и при этом хорошо запомнил из знакомства с другими романами автора, что в литературе, как и в (контр-)разведке, доверять нельзя никому.

Закон о детях

Год: 2014

Есть профессии, в которых очень сложно отвлечься от работы, потому что от твоей сосредоточенности и компетентности зависят судьбы людей. Фиона Мей — судья по семейным делам.

Может быть, поэтому на собственную семью времени и сил у нее не хватает: брак разваливается, а детьми к 60 годам супруги не обзавелись. А тут — срочное дело об умирающем таланте, которому вот-вот исполнится 18 лет.

Придется пройти по тонкой грани между принятием ответственности за последствия собственного решения и нарушением профессиональной этики. И как-то жить с этим дальше.

В скорлупе

Год: 2016

Не так давно из-под пера Иэна Макьюэна вышла еще одна любопытная история, по меткому выражению The Washington Post, «Гамлет в миниатюре». Главным героем романа-ремейка шекспировской пьесы является… девятимесячный эмбрион.

Нерожденный младенец оказывается фантастически эрудированным, способным поддержать разговор с читателем практически на любую тему: от поэзии до актуальных политических новостей.

Он и выступает этаким современным Гамлетом, который из «скорлупы» материнской утробы прекрасно слышит и чувствует, как все прогнило в Датском, пардон, Британском королевстве, но поделать с этим ничего не может. Даже решить по-настоящему, «быть» ему или «не быть».

Источник: https://eksmo.ru/selections/putevoditel-po-romanam-yena-makyuena-ID12859105/

Ссылка на основную публикацию