Игорь дмитриев – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Игорь Дмитриев: европеец голубых кровей

Режиссеры видели в нем прирожденного исполнителя ролей изысканных и утонченных персонажей

И это неудивительно: Игорь Дмитриев был петербуржцем голубых кровей, праправнуком фрейлины императрицы Марии Федоровны. Знаменитый роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» начинается сценой в салоне Анны Шерер – это та самая фрейлина.

Известность актер получил после исполнения роли в фильме «Тихий Дон» режиссера Сергея Герасимова. А потом были «Собака на сене», «Летучая мышь», «Звезда пленительного счастья», «Приключения принца Флоризеля».

Он был одним из немногих советских актеров, которым посчастливилось сыграть за рубежом вместе с голливудскими звездами – Элизабет Тейлор и Авой Гарднер! В пестром потоке персонажей, воплощенных им на экране, были министры, князья, генералы, губернаторы, ученые, сыщики, учителя, врачи… Академик, член всевозможных театральных союзов, а также Английского клуба, Игорь Дмитриев считал, что «главное в жизни – это всегда оставаться шалопаем».

Игорь Дмитриев в фильме «Зеленая карета»

Дворянин по крови

О своих предках Игорь Борисович рассказывал так: «Как-то летом в родовом имении Шерер встретились Адам Христианович, сын Анны Павловны, и дворовая девушка Авдотья.

История умалчивает, где именно это случилось: в поле средь ромашек, в скирде сена под луной или у речки – на эту тему можно лишь фантазировать, но через положенное время родился мальчик. Дворовая девка получила вольную с одним условием: родившийся младенец останется в семье Шерер.

Так решила Анна Павловна, и Авдотья, глотая слезы, согласилась, понимая, что отдает дитя в хорошие руки. Вот таким образом мои корни и уходят в салон Анны Шерер…»

Бабушка Игоря Дмитриева – Александра Адольфовна Шерер, была потомком этого незаконнорожденного ребенка. Она вышла замуж за Петра Артамоновича Дмитриева, служившего в царской кавалерии.

Игорь Дмитриев в фильме «Овод»

Сын яхтсмена и балерины

Игорь Дмитриев родился 29 мая 1927 года в Ленинграде. Его отец – Борис Петрович Дмитриев был профессиональным яхтсменом, а мать – Елена Ильинична Таубер – балериной. Игорь воспитывался матерью, дедушками и бабушками. Отца он помнил плохо, поскольку родители разошлись после его рождения.

Поскольку мать мальчика работала в мюзик-холле, а также в цирковом балете, цирк стал для Игоря одним из самых ярких впечатлений детства. Другим серьезным увлечением мальчика стал театр.

В семь лет он начал выступать в школьной самодеятельности и в Ансамбле песни и пляски ленинградского Дворца пионеров, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский. А вскоре состоялся дебют в кино.

Его первой ролью стал польский гимназист в картине режиссера Файнберга «Голос Тараса».

Семью Дмитриева не обошли стороной сталинские репрессии: был арестован отчим, который работал горным инженером, потом забрали маму. К счастью, она просидела только несколько месяцев. А вот отчим из лагерей так и не вернулся.

С началом Великой Отечественной войны семья эвакуировалась в Пермскую область, в поселок Нижняя Курья. Там был Клуб речников, куда мальчик ходил с другими ребятами, читал стихи, пел, танцевал.

В 1943 году Игорь узнал, что при Пермском драматическом театре открывается театральная студия, и отправился на прослушивание. На экзамене он читал сцены из лермонтовского «Маскарада» и за Арбенина, и за Нину.

Приемная комиссия огласила приговор: «Арбенин из тебя никакой, зато Нина – сама чистота и невинность. За Нину принимаем!»

Школу к тому времени Игорь бросил, не доучившись в девятом классе, и теперь полностью сосредоточился на театре.

Игорь Дмитриев в фильме «Черная чайка»

Аристократ-аферист

В сентябре 1944 года Игорь, взяв овчинный тулуп и плетеную корзинку с вещами, отправился в Москву – поступать в театральный институт. Но камнем преткновения стало отсутствие среднего образования.

Тут юноша проявил сообразительность: узнав, что в авиационном институте недавно был пожар, и все документы сгорели, он пришел туда и поинтересовался судьбой своего аттестата. Естественно, никаких документов не нашлось. Тут он так правдоподобно изобразил отчаяние, что ему поверили и хотели зачислить без экзаменов.

Но симулянт просто потребовал выдать ему на руки дубликат аттестата. Получив необходимый документ, Игорь подал заявления сразу в четыре вуза: в ГИТИС, во ВГИК, в Театральные училища имени Б. Щукина и М. Щепкина… В два из четырех прошел по конкурсу, но поступил в Школу-студию имени В. И.

Немировича-Данченко при МХАТе. Курс был маленький – всего 9 студентов. Но среди них были Марина Ковалева, Евгений Жаров и Михаил Пуговкин.

В студии Игорь Борисович не только получил образование, но и научился культуре общения. Ведь там был предмет под названием «манеры», который преподавала Елизавета Волконская.

В 1948 году Игорь Дмитриев окончил Школу-студию МХАТа и поступил в труппу Ленинградского драматического театра. Первой его ролью стал матрос Гошев в пьесе «В открытом море».

Так молодой актер «отдал долг» Клубу речников, где он впервые вышел на подмостки…

Игорь Дмитриев в фильме «Тихий Дон»

Оладьи или плечо?

В 1958 году случилась судьбоносная встреча: кинорежиссер Сергей Герасимов пригласил Дмитриева на роль Листницкого в картину «Тихий Дон».

Знаменитый режиссер каждый вечер собирал актеров за столом и вместе с труппой просматривал и отбирал дубли, наглядно объясняя каждому его ошибки или, наоборот, хваля за удачи.

Вот так он разбирал игру Дмитриева: «Игорь, вот ты вошел к Аксинье в комнату. Она катает белье перед глаженьем, а слева от нее на столе стоит тарелка с оладьями.

Ты зашел – и сразу смотришь на оладьи! Голодный, что ли? У Аксиньи же голое плечо – первый взгляд должен падать на плечо!»

Однако, несмотря на весьма удачное начало кинокарьеры, впоследствии Дмитриеву доставались в основном роли белых офицеров – этому способствовала его внешность.

В театральных кругах он стал считаться «актером-европейцем», в котором острый, насмешливый и ироничный ум сочетается со склонностью к трагическим страстям и сентиментально-романсовым чувствам.

Игорь Дмитриев в фильме «Хождение по мукам»

Пришлось жениться!

Со своей будущей женой Ларисой Игорь Дмитриев был знаком с детства. Они учились в одном классе, и мальчик часто бывал у нее в гостях на канале Грибоедова. Война развела их по разным городам, а потом они вдруг встретились на отдыхе в Дагомысе.

Игорь Борисович вспоминал: «Как-то днем идем мы с Ларисой мимо тира, и я предложил ей пострелять.

Она в шутку спросила: «А какой приз я получу, если выбью десять очков из десяти?» Я тут же ляпнул: «Женюсь на тебе!» И что вы думаете? Лариса ни разу не промазала, и пришлось жениться!»

Вместе супруги прожили тридцать лет, у них родился сын Алексей. Впоследствии он окончил отделение восточных языков Ленинградского университета, теперь работает в американской технической компании.

Жена Игоря Борисовича умерла в конце 90-х… Дмитриев признавался: «Эту потерю я остро ощущаю до сих пор, с годами тоска и боль не утихает, а только растет. Сожалею, что уже никогда не смогу сказать, как я ей за все благодарен…»

Игорь Дмитриев в фильме «Голубой карбункул»

Безработный и успешный

В 1967-м Игорь Дмитриев был уволен из театра. Произошло это так: от друзей, которые занимали высокие посты в компартии Италии, он неожиданно получил приглашение. В то время загранпоездки были в диковинку, и он с радостью воспользовался им.

Перед отъездом Дмитриев написал директору театра заявление, что на неделю задержится, напомнив, что у него есть дублер. Но директор не пошел ему навстречу и уволил актера, «чтобы другим неповадно было нарушать дисциплину».

Лишившись места в театре, он вскоре был приглашен директором «Ленфильма» Ильей Николаевичем Киселевым в Студию киноактера. Однако разлука со сценой обернулась тяжелым нервным потрясением.

Игорь Борисович вспоминал: «Это было невыносимо, и вскоре я создал свой собственный моноспектакль «Маскарад», в котором играл все роли – и Арбенина, и Нину, и баронессу Штраль, и Звездича.

Весь реквизит – белые перчатки, веер, маска Неизвестного – помещался в маленьком чемоданчике. Роль мебели исполняло старинное кресло красного дерева, которое я непременно таскал с собой на представление».

Однако эти годы оказались продуктивными для кино. Актером было сыграно много запоминающихся ролей, в числе которых инспектор в знаменитом сериале о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, а также роль полковника Джеральдина в приключенческом телесериале Евгения Татарского «Приключения принца Флоризеля».

Игорь Борисович рассказывал: «Фильм «Приключения принца Флоризеля» мне особенно дорог общением с Далем. Олег был сложным, замкнутым человеком; в его разговорах постоянно звучала тема приближающейся смерти. Помню, в Вильнюсе мимо нашего автобуса проехал траурный катафалк с возницей в черном цилиндре.

Даль печально заметил: «Смотрите, как красиво хоронят в Литве, а меня повезут по Москве в закрытом автобусе. Как неинтересно!»

Наконец в 1984 году главный режиссер Ленинградского академического театра комедии Юрий Аксенов пригласил Игоря Борисовича на роль Чинзанова в пьесе Сергея Михалкова «Все могут короли».

Игорь Дмитриев

Вместо эпилога

В последние годы Игорь Дмитриев появлялся на экране крайне редко. Тем не менее зрители увидели его в популярных сериалах «Романовы. Венценосная семья» (барон Фредерикс) и «Бедная Настя» (Оболенский).

Вечером 25 января 2008 года состояние актера внезапно ухудшилось. Приехавшая бригада «Скорой» констатировала повторный инсульт. Знаменитого артиста отвезли во 2-ю городскую больницу, где за его жизнь боролись лучшие медики клиники. Но в 23 часа 55 минут сердце Игоря Борисовича остановилось…

«У нас полно тех, кто может сыграть бандитов, но теперь совсем не осталось тех, кто может играть аристократов», – произнес у его гроба режиссер Евгений Татарский. А Олег Басилашвили отметил, что еще очень долго место Игоря Дмитриева никто не сможет занять.

Актер был похоронен на Серафимовском кладбище в Петербурге.

Фото с сайта kino-teatr.ru

Источник: http://www.km.ru/stil/2012/09/21/rabochie-mesta-znamenitostei/692854-igor-dmitriev-matros-golubykh-krovei

Игорь Дмитриев

И́горь Бори́сович Дми́триев (29 мая 1927 — 26 января 2008) — советский и российский актёр театра и кино, народный артист РСФСР.

Биография

Детство

Игорь Дмитриев воспитывался матерью, дедушками и бабушками. Своего отца, яхтсмена Бориса Петровича Дмитриева (1905—1956), по его словам, он помнил плохо, поскольку родители расстались вскоре после его рождения.

Мама Игоря, Елена Ильинична Таубер (по первому браку Дмитриева, по второму браку Баулина; 1905—1984), еврейка по национальности, была балериной, работала в мюзик-холле у знаменитого Касьяна Голейзовского, а также в балете Свердловска и цирке — выступала в шоу-аттракционе «Лошади и танцовщицы»; преподавала историко-бытовой танец в Пермском хореографическом училище. Цирк стал для Игоря одним из самых ярких впечатлений детства.

Другим серьёзным увлечением Игоря стал театр.

В семь лет Игорь Дмитриев начал выступать в школьной самодеятельности и в Ансамбле песни и пляски ленинградского Дворца пионеров, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский. Тогда мальчик впервые и заявил, что, когда вырастет, станет актёром.

Дебют Игоря Дмитриева в кино состоялся в фильме В. Файнберга «Голос Тараса».

Война

С началом Великой Отечественной войны семья Игоря эвакуировалась в Молотовскую область в посёлок Нижняя Курья. Там был Клуб речников, куда Дмитриев ходил с другими ребятами, читал стихи, пел, танцевал и принимал участие в концертах в военных госпиталях перед ранеными.

В 1943 году Игорь Дмитриев узнал, что при Пермском драматическом театре открывается театральная студия, и отправился туда на прослушивание. Для экзамена Игорь читал сцены из лермонтовского «Маскарада» и за Арбенина и, ввиду отсутствия партнёрши, за Нину. Приёмная комиссия огласила приговор: «Арбенин из тебя никакой, зато Нина — сама чистота и невинность. За Нину принимаем!».

Учёба в школе-студии МХАТ

Вскоре Игорь Дмитриев принял окончательное решение поступать в театральный. Успокоив мать, он отправляется в Москву.

Игорь подал заявления сразу в несколько институтов. Во ВГИК и Вахтанговскую школу его не приняли, зато взяли в Малый театр и ГИТИС. Имея за спиной такой тыл, он рискнул поступать ещё и в Школу-студию МХАТ, и это ему удалось.

Игорь Дмитриев вспоминал о годах учёбы: «Я застал Художественный театр в самом расцвете: на сцене блистали Качалов, Москвин, Книппер-Чехова, Тарханов. Мы очень подружились с Михаилом Пуговкиным, с которым обитали в одной комнате в общежитии.

Нам с Мишей страшно повезло: обычно в комнатках ютилось по двенадцать человек, а мы жили вдвоём.

Впрочем, нашу обитель и комнатой-то назвать было нельзя — крошечный закуток без окна и двери, кроме того, одной из стен служила стенка шкафчика, в который столяры вешали спецодежду: в здании помимо нескольких комнат для иногородних студентов размещались декорационные мастерские. Жили мы, как все студенты, голодно и весело».

В академическом драматическом театре им. в. ф. комиссаржевской

В 1948 году Игорь Дмитриев окончил Школу-студию МХАТ и отправился в родной Ленинград, где у него оставалась пустующая квартира, которую бабушка сохраняла всю блокаду. Там Дмитриев поступил в Ленинградский драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской, где проработал до 1967 года.

На сцене этого театра им были сыграны: Антонио («Светите, звезды» И. Микитенко), Чебаков («Женитьба Бальзаминова» А. Островского), Грацианский («Живая вода» по роману Л. Леонова), Вагин («Дети солнца» М. Горького), Якимо («Цимбелин» У. Шекспира), Робинзон («Бесприданница» А. Островского), молодой физик Тулин («Иду на грозу» по роману Д. Гранина) и другие.

Высоко было оценено его исполнение роли Глумова в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского (1965).

Театр Комедии

С 1984 года Игорь Дмитриев — артист Санкт-Петербургского Театра комедии им. Н. П. Акимова. В конце 90-х осуществил работы на других площадках Санкт-Петербурга: моноспектакли в театрах «Русская антреприза» им.

А. Миронова и «Приюте комедианта». С 2000 по 2003 год совместно с Михаилом Светиным играл в Театре комедии спектакль по пьесе Сергея Носова «Дон Педро» (реж. Татьяна Казакова). Игорь Дмитриев участвовал в программе «Белый попугай».

В кино прославился как исполнитель благородных аристократов и офицеров разного рода, а также в многочисленных эпизодах.

Личная жизнь

Со своей будущей женой Ларисой Игорь Дмитриев был знаком ещё с детства. Они учились в одном классе, и Игорь часто бывал в их доме на канале Грибоедова. Война разметала их по разным городам, а вновь встретились они уже в Москве. Лариса тогда училась в полиграфическом, а Игорь — в Школе-студии МХАТ.

Позже, уже после окончания учёбы, им довелось вместе отдыхать в Дагомысе. Игорь Борисович вспоминал: «Как-то днем идем мы с Ларисой мимо тира, и я предложил ей пострелять. Она в шутку спрашивает: „А какой приз я получу, если выбью десять очков из десяти?“ Я тут же ляпнул: „Женюсь на тебе!“ И что вы думаете? Лариса ни разу не промазала, пришлось жениться!»

Вместе они прожили тридцать лет. У них родился сын Алексей. Впоследствии он закончил отделение восточных языков Ленинградского университета и теперь работает в американской технической компании. Лариса умерла в конце 90-х.

Читайте также:  Кирилл лавров - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Игорь Борисович признавался: «Эту потерю я остро ощущаю до сих пор, с годами тоска и боль не утихает, а только растет. Сожалею, что уже никогда не смогу сказать, как я ей за все благодарен…»

Последние годы жизни

В 2000-х годах Дмитриев редко снимался и появился лишь в нескольких фильмах и сериалах. С 2003 года он сотрудничал со «Смешариками», в сериях он читал от автора, также записал диск с аудиосказками.

В 2001 году Дмитриев принял участие в записи спектакля Вологодского радио (режиссер Марина Маевская) по пьесе Нины Авдюшкиной «Сыграем в любовь», где озвучил текст «От автора» и главную роль.

В 2006 году у артиста случился инсульт.

Игорь Борисович Дмитриев умер 26 января 2008 года в Санкт-Петербурге. Похоронен в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.

Фильмография

1940-е

  • 1941 — Голос Тараса — польский гимназист
  • 1949 — Академик Иван Павлов

1950-е

  • 1950 — Мусоргский
  • 1956 — Она вас любит! — Анатолий Пыльников
  • 1958 — В дни Октября — Александр Блок
  • 1958 — Поднятая целина — Лятьевский
  • 1958 — Под стук колёс — Василий Ковальский (культработник в доме отдыха)
  • 1958 — Тихий Дон — Евгений Листницкий

1960-е

  • 1962 — Чёрная чайка — раненый
  • 1963 — Каин XVIII — генерал
  • 1964 — Гамлет — Розенкранц
  • 1964 — Зайчик — Игорь Борисович, актёр, играющий графа Нулина
  • 1965 — Залп «Авроры» — капитан Гранович
  • 1967 — Пароль не нужен — поручик Мордвинов
  • 1967 — Зелёная карета — Николай Осипович Дюр, актёр Императорских театров
  • 1967 — Николай Бауман — Василий Качалов
  • 1967 — Операция «Трест»
  • 1968 — Старая, старая сказка — восточный принц
  • 1968 — Ошибка Оноре де Бальзака — Давыдов
  • 1969 — Старый дом — граф Зубков

1970-е

  • 1970 — Семья Коцюбинских — американский журналист
  • 1970 — Узники Бомона — Гранд Мишель, французский коммунист, командир партизанского отряда
  • 1970 — Один из нас — Отто Брайер, немецкий дипломат-шпион
  • 1970 — Любовь Яровая — Елисатов
  • 1970 — Ференц Лист — князь Витгенштейн
  • 1971 — Даурия — есаул Соломонов
  • 1971 — Прощание с Петербургом — великий князь Константин
  • 1972 — Последние дни Помпеи — дрессировщик Полумухин
  • 1972 — Длинная дорога в короткий день — физик Долгин
  • 1972 — Гойя, или Тяжкий путь познания — герцог Альба
  • 1972 — Где вы, рыцари? — Ермилов
  • 1973 — Открытая книга — Раевский
  • 1974 — Кто был ничем, тот станет всем — Финч
  • 1975 — Звезда пленительного счастья — граф Лебцелтерн
  • 1975 — Весна двадцать девятого — Груздев
  • 1975 — Доверие — В. Д. Бонч-Бруевич
  • 1976 — Ярослав Домбровский
  • 1976 — Строговы — Прибыткин
  • 1976 — Туфли с золотыми пряжками — иностранный сыщик
  • 1976 — Синяя птица — Удовольствие любить себя
  • 1977 — Золотая мина — доктор Подниекс
  • 1977 — Как Иванушка-дурачок за чудом ходил — король
  • 1977 — Хождение по мукам — Керенский
  • 1977 — Собака на сене — граф Федерико
  • 1977 — Восход над Гангом — Майклсон-младший
  • 1977 — Это было в Коканде — полковник Чернышов
  • 1978 — Уходя — уходи — спекулянт, торгующий книгами
  • 1978 — По улицам комод водили — Гарунский
  • 1978 — Огненные дороги — Медынский
  • 1978 — Обратная связь — парторг Глеб Валерианович Артюшкин
  • 1978 — Объяснение в любви — пассажир
  • 1978 — Младший научный сотрудник — Катин
  • 1978 — Ярославна, королева Франции — Халцедоний
  • 1979 — Путешествие в другой город
  • 1979 — Голубой карбункул — Малделей
  • 1979 — Летучая мышь — Франк, начальник тюрьмы (поёт Борис Смолкин)
  • 1979 — Стакан воды — маркиз де Торси
  • 1979 — Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы — полковник Джеральдин
  • 1979 — Шерлок Холмс и доктор Ватсон — инспектор Грегсон

1980-е

  • 1980 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона — инспектор Грегсон
  • 1980 — Мой папа — идеалист — кинорежиссёр
  • 1980 — На исходе лета — Антон Андреевич
  • 1980 — Поэма о крыльях — великий князь
  • 1980 — Овод
  • 1980 — Копилка — Бешю
  • 1980 — Только в мюзик-холле — режиссёр
  • 1980 — Идеальный муж — виконт де Нанжак
  • 1981 — Проданный смех — намагниченный
  • 1981 — Крепыш — жокей Элтон
  • 1981 — Сильва — князь Леопольд Веллергейм
  • 1982 — Без видимых причин — режиссёр Алмазов
  • 1982 — Покровские ворота — Глеб Орлович
  • 1982 — Северное сияние — Храпов
  • 1982 — Владивосток, год 1918 — генерал Гирса
  • 1983 — Магистраль — пассажир
  • 1983 — Безумный день инженера Баркасова — Крутецкий
  • 1983 — У опасной черты — Трепов
  • 1983 — За синими ночами — Храпов
  • 1983 — Возвращение с орбиты — пассажир в поезде
  • 1984 — Выигрыш одинокого коммерсанта — Нино Лоретти, певец варьете
  • 1984 — Прохиндиада, или Бег на месте — сотрудник НИИ
  • 1984 — Осенний подарок фей — министр
  • 1984 — Сказки старого волшебника — Первый министр
  • 1984 — Макар-следопыт — английский офицер
  • 1985 — Мужчины есть мужчины — Василий Захарович, учитель биологии
  • 1985 — Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита — Голлум
  • 1985 — Иван Бабушкин — Николай Львович Гондатти, статский советник
  • 1985 — Сезон чудес — гость-искусствовед
  • 1985 — Русь изначальная — Трибониан
  • 1986 — Красные башмачки — Водяной
  • 1986 — Счастлив, кто любил… — инспектор
  • 1987 — Белое проклятие
  • 1987 — Сказка про влюблённого маляра — врач
  • 1987 — Счастливый случай — газетчик
  • 1987 — Цирк приехал — директор
  • 1988 — Диск-жокей
  • 1988 — Штаны
  • 1988 — Голубая роза (Укртелефильм) — Милевский
  • 1988 — Цыганский барон — губернатор Омонай (поет А. Шаргородский)
  • 1988 — Стукач
  • 1989 — А был ли Каротин? — Отто Грюневальд
  • 1989 — Горы дымят (Укртелефильм) — барон фон Штейнберг
  • 1989 — Дон Сезар де Базан — дон Хосе де Сантарен
  • 1989 — Светлая личность — Бернардов, бывший оперный солист
  • 1989 — Сирано де Бержерак — Монфлери
  • 1989 — Часовщик и курица — граф

1990-е

  • 1990 — Битва трёх королей (CCСР, Марокко, Испания, Италия) — граф Ниниозо
  • 1990 — Фуфель — Арвид Янович Лещенко
  • 1990 — Когда святые маршируют — Федор Бараковский
  • 1991 — И чёрт с нами! — актёр (камео)
  • 1991 — Чича — Крутицкий
  • 1992 — Мушкетёры двадцать лет спустя — герцог Бофор
  • 1992 — Тартюф — Клеант
  • 1992 — Прекрасная незнакомка — отставной военный
  • 1992 — Исповедь содержанки — Лурье
  • 1992 — Роковые бриллианты / Алмазы шаха — Володя
  • 1993 — Сыскное бюро «Феликс» — ветеринар
  • 1993 — Аляска Кид — О Хара
  • 1994 — Весёленькая поездка — Шурик
  • 1994 — Зов предков — Валентин
  • 1994 — Колесо любви
  • 1994 — На кого бог пошлет — Зосимовский
  • 1994 — Русский транзит — Мезенцев
  • 1996 — Возвращение «Броненосца» — Бизон-Немигайло, старый актёр
  • 1999 — Менты-2 — директор
  • 1999 — Русская красавица

2000-е

  • 2000 — Воспоминания о Шерлоке Холмсе — инспектор Грегсон
  • 2001 — Курортный роман
  • 2001 — Подари мне лунный свет — Сорокин
  • 2001 — Русская красавица
  • 2001 — Романовы. Венценосная семья — барон Фредерикс
  • 2002 — Время любить — эпизод
  • 2003 — Бедная Настя — Оболенский
  • 2004 — Менты-6 — Борис Михайлович
  • 2005 — Лабиринты разума — Леммех
  • 2005 — Сумасбродка — Феофан Леопольдович
  • 2005 — Далеко от Сансет бульвара — Константин Петрович Долматов в старости
  • 2006 — Знаки любви. Сказка для взрослых — некромант
  • 2006 — Золотой телёнок — монархист Фёдор Хворобьёв

Награды

  • Заслуженный артист РСФСР (1963)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (22 февраля 2003) — за большой вклад в развитие театрального искусства
  • Орден Почёта (25 августа 1997) — за заслуги перед государством, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства
  • Народный артист РСФСР (1988)

Источник: https://nekropole.info/ru/Igor-Dmitriev-29.05.1927

Дмитриев Игорь Ефимович

Вам нравится Дмитриев Игорь Ефимович?
Поделись с друзьями!

Источник: http://www.uznayvse.ru/

Отец Игоря был спортсменом высокого уровня и заядлым яхтсменом, однако не оставил много воспоминаний в памяти ребенка, как родитель, так как после рождения Игоря, они с его матерью, Еленой Ильиничной, развелись и ребенок воспитывался в кругу матери, а также бабушек и дедушек.

Детство Игоря Дмитриева

Одному из самых запоминающихся событий детства он обязан матери. Она была балериной и танцовщицей в цирке, куда однажды привела своего четырехлетнего сына посмотреть ее выступление. Ребенок был очарован атмосферой этого места.

Не меньшее впечатление на маленького Игоря произвели беседы его матери с подругами о театральной жизни. Вместе с интересом к актерской игре в нем росли артистические таланты. Первые представления он начал давать соседям по коммунальной квартире с помощью самодеятельного кукольного театра.

А в возрасте 7 лет сделал серьезное заявление, что хочет быть актером.

Актер Игорь Дмитриев в молодости

Первые успехи в кино и первые жизненные трудности

Маленький артист дебютировал на большом экране в 12 лет. Впервые он показался в короткометражке «Голос Тараса», снятой В. Файнбергом и повествующей об освобождении Западной Украины. Но вскоре на пути актерской тропы стали две трагедии, которые с трудом удалось пережить семейству Дмитриевых.

Был арестован отчим, возвращения которого с лагерей он так и не дождался, и мать, которой посчастливилось больше, и, спустя несколько месяцев, она вернулась к сыну.

Но жить в родном гнезде долго и счастливо вскоре помешала война, и Дмитриевы были вынуждены перебраться в Пермь, где их новым прибежищем стал поселок Нижняя Курья.

Здесь ценителями его актерского таланта стали раненые в военных госпиталях, перед которыми он выступал на организованных для них концертах.

Учеба и начало карьеры Игоря Дмитриева

В 1943 году состоялось открытие театральной студии при Пермском драматическом театре, куда Дмитриев и решает пойти учиться. Впоследствии она буквально стала для него вторым домом. К школьным предметам он утратил всякий интерес и вскоре бросил школу, чтобы все свое время проводить в студии.

В 1944 году, получив благословение матери, Игорь Дмитриев едет покорять столицу, а точнее театральный институт. Но на пути его стало отсутствие аттестата о среднем образовании. Вот тогда ему представился момент проявить всю свою смекалку и актерскую находчивость.

Он отправляется в авиационный институт, в котором до этого был пожар, уничтоживший все документы, и перед приемной комиссией мастерски изображая отчаяние, интересуется судьбой своего аттестата.

Те, сжалившись над бедным студентом, предлагают ему зачисление без экзаменов, но Дмитриев заявил, что не намерен снова учиться в их институте, а хочет получить копию аттестата. И получил.

Несмотря на то, что он подал документы в четыре театральных института и был принят в два из них, он, вдохновленный таким успехом, отказывается от учебы в них и решает поступать в школу-студию им. Немировича-Данченко при МХАТе, куда был впоследствии зачислен в класс Массальского и Блинникова.

Игорь Дмитриев. Стоп-кадр Студия учила не только актерской технике и мастерству, а также дисциплине и культуре общения. За каждую провинность: будь то несвоевременная явка на занятия, отсутствие домашнего задания или неопрятность в костюме, следовало наказание.

В то же время педагоги поощряли студентов за прилежную учебу и устраивали встречи с известными культурными деятелями, среди которых были Анна Ахматова, Святослав Рихтер, английский драматург Пристли.

Впрочем, Дмитриев не был идеальным студентом и понимал, что, в силу отсутствия каких-либо блестящих достижений в школе, во МХАТ его вряд ли возьмут. Поэтому по окончанию школы, в 1948 году он отправляется в родной Ленинград и поступает в театр им. В. Ф. Комиссаржевской.

Здесь он был отмечен благодаря ролям в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты», в пьесе П. Капицы «В открытом море», в водевиле «Лев Гурыч Синичкин» и др.

Возвращение Игоря Дмитриева в кино

В 1955 году для него снова прозвучала, знакомая с детства, команда «Мотор!» и, спустя шестнадцать лет, он вернулся на большой экран, где засветился в фильме С. Деревянского «Она Вас любит».

В 1957 ему досталась значительная роль в фильме Сергея Герасимова «Тихий Дон», где он сыграл Евгения Листницкого. Дмитриев научился многому у Герасимова, считая работу с ним – своего рода второй школой после МХАТа.

А звездная роль в «Тихом Доне» стала толчком к его последующему послужному списку фильмографии.

Вынужденный уход с театра

Какое-то время он еще работал в театре, однако, в 1967 году, получив предложение от своих друзей из Италии съездить заграницу, написал заявление директору театра, в котором известил его о том, что будет какое-то время отсутствовать, и что у него есть дублер на замену.

Директор же в ответ уволил Дмитриева, аргументируя это тем, что он не хочет разлада дисциплины в труппе.

Позже он попросил актера вернуться, но Дмитриев ему отказал, о чем позже не редко сожалел.

Вскоре он получает приглашение на работу от директора «Ленфильма» в Студию киноактера, годы работы в которой были наиболее плодотворными для него в кино. Но расставание со сценой не дает ему покоя. И он создает моноспектакль «Маскарад», в котором сам сыграл всех персонажей.

Из реквизитов у него были только белые перчатки, маска Неизвестного, веер, которые умещались в его «атташе-кейсе», и старое кресло из красного дерева, которое он брал с собой на каждое представление. А оно было показано более 60 раз в разных театрах страны.

После этого он всецело уходит в кино и работает с такими известными режиссерами как Г. Козинцев, Я. Фридом, Л. Быковым, Эмилем Лотяну и др. По словам Яна Фрида, Игорь Дмитриев «ничего не позволял делать себе вполсилы».

Если надо сыграть князя, играющего на виолончели, то Дмитриев освоит игру на этом инструменте; если надо сыграть казака на лошади, то он пройдет курсы верховой езды и станет этим казаком. Благодаря его рвению, манерам, а также подходящей внешности и отточенной выправке, режиссеры часто предлагали ему сыграть офицеров, маркизов, князей, баронов – представителей голубых кровей.

Актер Игорь Дмитриев умер в 2008 году

Игорь Дмитриев работал не только на отечественной киностудии, в его послужном списке Венгрия, ГДР, Польша, США, Марокко, Алжир, где ему посчастливилось сниматься с мировыми звездами.

Возвращение на театральные подмостки

Большим событием для культурной жизни Ленинграда, да и для самого Дмитриева, стало его возвращение в театр. В 1984 году Юрий Аксенов, он же – режиссер Ленинградского академического театра им. Н.П. Акимова, приглашает Игоря Борисовича сыграть роль в пьесе С.

Михалкова «Все могут короли», с которой он блестяще справился. Критики высоко оценили замечательную игру актера в роли Чинзанова, отметив его зрелое мастерство и неугасающую сценическую энергию.

Дальше были успешные роли в постановках «День победы среди войны» и «Ночь в Венеции», в комедиях «Фредди» и «Бешеных деньгах».

Личная жизнь Игоря Дмитриева

С любовью всей своей жизни Игорь Дмитриев встретился еще в детстве. Она была его одноклассницей, и парень часто гостевал в их доме. Но вместе быть им помешала война, которая разлучила их на сотни километров, чтобы спустя какое-то время они могли снова встретиться уже в столице.

Лариса – студентка полиграфического, Игорь – театральной школы-студии. Закончив учебу, они вместе отправились на отдых в Дагомыс.

Предложение своей будущей невесте сделал в шутку, во время совместной прогулки.

Завидев по пути тир, Дмитриев пригласил Ларису зайти пострелять, а когда она угодила во все мишени, в качестве трофея предложил свою руку и сердце. Шутка шуткой, а слово свое сдержал. Их союз продлился тридцать лет.

Жена актера родила ему сына Алексея, который после изучения восточных языков в Ленинградском университете, устроился на работу в американскую компанию.

Когда Дмитриеву довелось уйти с театра и принять приглашение на работу в студию киноактера, его моральной поддержкой стала жена, которая в то же время работала на “Ленфильме” редактором. Она не просто поддерживала, но и всеми усилиями помогала ему со сценариями, литературными новинками, давая полезные советы. Кончина жены в конце 90-х стала тяжелой утратой для Игоря Борисовича.

Читайте также:  Лейтон мистер - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Последние годы жизни Игоря Дмитриева

2000-й год стал для Игоря Дмитриева знаковым. В этом году он отметил 50-летие своей театральной деятельности, сыграв в спектакле «Милый лжец» на своем бенефисе.

Также он продолжил сниматься в фильмах и телесериалах, и предстал в роли Фредерикса в фильме «Романовы – венценосная семья» и Оболенского в телесериале «Бедная Настя».

Причиной смерти актера Игоря Дмитриева стали проблемы с сердцем

Еще одним проявлением таланта артиста было великолепное владение мелодекламацией, где он достиг полной гармонии слова и звука.

В 2006 году у Дмитриева случился инсульт, но он не переставал работать над своими ролями.

Надо отдать ему должное, он посвятил искусству театра и кино всю свою жизнь и не собирался с ним прощаться до самой смерти. Игорь Борисович скончался 25 января 2008 года. Его жизнь пытались спасти лучшие врачи страны, но, к сожалению, пережить повторный инсульт ему не удалось.

Похороны великого артиста состоялись на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.

Источник: http://www.uznayvse.ru/

Источник: http://perta.ru/person/dmitriev_igor_efimovich/

Биография Игоря Дмитриева

Опубликовано: 23.01.2016 – 15:51

Дмитриев Игорь Борисович (29.05.1927-26.01.2008) – Народный артист РСФСР. На его счету десятки ролей в театре и около 150 ролей в кино. Отмечен многочисленными наградами, в том числе Орденами Почета и «За заслуги перед Отечеством» за вклад в искусство.

«Мне нравились разные роли, но режиссеры видели во мне чаще аристократов и офицеров. Я за свою карьеру сыграл столько белогвардейцев, что хватило бы на целый батальон»

Детство

Игорь Дмитриев родился в Ленинграде 29 мая 1927 года. Его отец был достаточно известным яхтсменом, но мальчик его почти не знал. Сразу после рождения сына родители развелись, и он остался на попечении матери и бабушки.

Мама Игоря Борисовича – Елена Ильинична Таубер – была известной балериной. При этом, кроме балета, работала в мюзик-холле и цирке. Поэтому мальчик с раннего детства был окружен творческими людьми.

А в гардеробе матери висели многочисленные театральные костюмы, которые Игорь любил примерять. Не удивительно, что уже в 7 лет он стал принимать активное участие в школьной самодеятельности.

Правда, с актерской карьерой пришлось повременить, так как началась война.

В 1941 году семья Дмитриева была эвакуирована в Пермскую область. Там Игорь продолжил театральное обучение, а после окончания школы решил поступить в училище при Пермском драматическом театре.

На вступительных экзаменах он читал отрывок из «Маскарада» Лермонтова. Причем пришлось играть роли и Арбенина и Нины, так как не нашлось партнерши. И что интересно, именно за женскую партию комиссия приняла Дмитриева в театр.

Ему тогда сказали: «Арбенин из тебя никакой, а вот Нина получилась невинность».

Театральная карьера

После окончания Великой Отечественной войны Игорь Дмитриев решает поехать в Москву и поступать там в институт. Он подает заявления в несколько ВУЗов, в том числе в школу-студию МХАТ, куда его в результате и взяли.

«Во время учебы мы подружились с Михаилом Пуговкиным. Мы жили в одной комнате в общежитии. Это была крохотная каморка, где из мебели только шкаф и кровати. И как всем студентам, нам было голодно, но весело»

ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?

Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.

Начать тест

После окончания института Дмитриев вернулся в родной Ленинград и стал работать в Драматическом театре имени Комиссаржевской. Этой сцене он посвятил почти 20 лет. Одними из самых ярких ролей Дмитриева стали такие: Глумов в «На всякого мудреца довольно простоты», Робинзон в «Бесприданнице», Вагин в «Дети солнца».

После 1984 года Игорь Борисович выступал на сцене Театра комедии Санкт-Петербурга. Зрителям больше всего запомнились его моноспектакли «Приют Комедианта» и «Русская антреприза».

Карьера в кино

Первая роль к кино Дмитриеву досталась еще в 41-м, когда ему было всего 14 лет. Это был небольшой эпизод в картине «Голос Тараса». Но по-настоящему кинокарьера Игоря Борисовича началась в 1956 году. А уже через два года ему доверили роль в картине «Тихий Дон». И после выхода ленты на экраны фамилия Дмитриева стала известна каждому жителю Советского Союза.

После «Тихого Дона» режиссеры стали часто приглашать Дмитриева на роли или белогвардейцев, или различных аристократов. Самыми плодотворными в карьере актера стали 70-е и 80-е. За эти 20 лет он сыграл почти 100 ролей. Некоторые, конечно, были эпизодические, но цифры все равно восхищают.

Среди самых известных фильмов с участием Игоря Дмитриева – «Собака на сене», Стакан воды», «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона». Одной из самых популярных стала роль полковника Джеральдина в картине «Приключения принца Флоризеля».

Благодаря этому фильму Дмитриев познакомился с Олегом Далем. Их совместную работу актер всегда вспоминал с особой теплотой, говоря, что именно Даль за короткий период съемок научил его тому, что не смогли сделать преподаватели в институтах.

Игорь Дмитриев продолжал сниматься в кино практически до самой смерти. Правда, в 2000-х его приглашали больше на эпизодические роли, которые, тем не менее, актер исполнял великолепно, украшая своим присутствием любую картину или сериал.

Личная жизнь и последние годы жизни

Игорь Дмитриев был женат в жизни только один раз. Со своей супругой Ларисой он был знаком еще с детства. Они учились в одном классе, но расстались во время эвакуации. И лишь после окончания войны молодые люди нашли друг друга и вскоре поженились.

Они прожили вместе больше 30-ти лет. У них есть сын Алексей, который в данный момент живет и работает в Америке. Супруга Дмитриева скончалась в начале 90-х, и Игорь Борисович тяжело переживал ее потерю. В 2006 артист пережил инсульт. А еще через два года он скончался после продолжительной болезни. Игорь Дмитриев похоронен в родном для себя Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.

Источник: http://stories-of-success.ru/biografiya_igorya_dmitrieva

Алексей Дмитриев: “Папа не мог пройти и 100 метров, чтобы у него не просили автограф”

Вчера в Питере прощались со звездой “Тихого Дона” Игорем Дмитриевым. За день до панихиды “Сегодня” поговорила с сыном знаменитого актера Алексеем Игоревичем, который рассказал неизвестное о жизни отца

Кравченко Татьяна

ГРАФ, ПРИНЦ И ХАН

Игорь Дмитриев родился: 29 мая 1927 года в Ленинграде. Помните, знаменитый роман Толстого “Война и мир” начинается сценой в салоне Анны Павловны Шерер? Так вот, та самая Анна Павловна является прапрабабушкой Игоря Дмитриева.

Актер учился во МХАТе, имел много знаковых ролей в театре. В 1958 году у Игоря Борисовича случилась “судьбоносная роль”, которая знаменовала открытие актерского дарования и незаурядный успех.

Легендарный кинорежиссер Сергей Герасимов пригласил Игоря Дмитриева в картину “Тихий Дон” сыграть молодого Листницкого. А дальше — “Собака на сене”, “Приключения принца Флоризеля”, “Овод”, “Сильва”, из последних работ — сериал “Бедная Настя”.

Играл обычно роли статусные — графов, принцев, ханов и прочих завидных мужчин. Был женат, супруга Лариса подарила ему сына Алексея, который в свою очередь — троих внучек.

— Алексей, все знают Игоря Борисовича, как прекрасного актера. Каким он был вне работы, в обычной жизни? Каким был отцом?

— Всегда у человека есть лицо для публики и есть, так сказать, интимное. У папы была сложная жизнь. В основном из-за того, что его “звание” не соответствовало линии партии (Дмитриев принадлежал к аристократическому роду Шерер. — Авт.).

Ему всегда было трудно найти такие роли, в которых можно было проявиться в полную силу. Игорь Борисович всего пару раз играл каких-то партийных работников. Папа сам и все вокруг считали его последним аристократом. Как это проявлялось? В повадках, в образе.

Я все-таки рос в необычной семье и этим обязан первым делом папе. У нас дома всегда бывало большое количество интересных людей. Мне с самого детства было гораздо интереснее быть дома, чем со сверстниками.

Это был и кинобомонд, и художники, поэты, философы, расхожим словом это можно было назвать — цвет интеллигенции.

— А с кем Игорь Борисович дружил?

С известным художником Михаилом Шeмякиным, был дружен с академиком Дмитрием Лихачевым.

Папа же принадлежит к классической МХАТовской школе и его аристократизм, как вы говорите, не только от Анны Павловны Шерер, он идет еще и от окружения.

И со студенческих лет он взял очень многое от классических актеров, педагогов – от Ивана Михалыча Москвина. Но все же за ним было “закреплено” некое шалопайство. Папа всегда любил всякие розыгрыши, даже я перенял его эту привычку.

— А его постоянная занятость отразилась как-то на семье?

— Папа много ездил по миру с гастролями. Его даже приглашали в советские войска, которые стояли в Чехословакии, Восточной Германии, Польше, он ездил и на строительство БАМа, был каким-то действительно народным артистом. И он очень рано начал брать меня с собой. Самое яркое впечатление из детства — поездка в Самарканду и Бухарест, отец играл какого-то очередного хана или бандита.

Там нас принимали с небывалым гостеприимством. Еще один выдающийся эпизод в жизни — в 12 лет я написал первую пьесу. После всяких застолий у нас оставалось колоссальное количество бутылок. Естественно, артист Игорь Дмитриев не мог пойти стать в очередь и сдавать бутылки. Поэтому с самого раннего возраста сдавать бутылки посылали меня.

И вот однажды, постояв в такой очереди часа два, наслушавшись рассказов всяких колоритных личностей, я написал про это пьесу. И эту пьесу прочитал известный тогда детский писатель Виктор Драгунский. И он сказал тогда: “Из этого мальчика может выйти толк”. Но это была одна из сторон медали. Я из-за очередного стояния в такой очереди как-то не сделал уроки.

И когда учительница спросила меня, почему я не выполнил задание, не думая, что в этом есть что-то предосудительное, сказал: “Сдавал бутылки”.

Учительница говорит: “Как? Тебя послали сдавать бутылки?” На что я ответил: “А что вы хотите? Вы думаете, мой папа, известный актер Игорь Дмитриев, будет стоять сдавать бутылки?” И тогда уже папе позвонили из школы и сказали, что будут на него влиять, мол, что это такое, отправляет ребенка бутылки сдавать?

— Ваши замечательные дочки, внучки Игоря Борисовича, часто виделись с дедом?

— Я каждый год привозил их летом в Питер, лет с четырех-пяти. В первый раз папа повел их в цирк, он был знаком с дирекцией, поэтому девочек пустили за кулисы. Они стали смотреть на фокусников, клоунов, клетки с тиграми. Теперь говорят, что это самое сильное впечатление их детства.

Второй раз он их взял на балет, там тоже он был знаком с администрацией, поэтому их сразу посадили в царскую ложу. Конечно, как только все из зрительного зала это заметили, стали задирать головы, оборачиваться назад и смотреть на Дмитриева. И я не знаю почему, одна из девочек, Дора, решила, что папа все может.

И она говорит: “Деда, а ты вот этот театр можешь и купить, да?”

— Фильмы с участием Дмитриева — всеми любимы. Как вели себя люди, когда, например, встречали актера на улице?

— Когда мы с Игорем Борисовичем куда-то шли, в любом возрасте, я всегда шел на пять или шесть шагов отставая. Потому что люди, которые встречали его, начинали обмениваться впечатлениями, когда он уже прошел, а я только мимо них проходил.

Это было жутко интересно слушать: “Это Дмитриев!” — “Не может быть!” — “Точно? Ты думаешь?” Он был очень популярен, легко узнаваем, во многом и благодаря своей неординарной внешности.

Я помню, дочки мои тоже говорили, что дедушка не может пройти и ста метров без того, чтобы у него не попросили автограф.

— Игоря Борисовича всегда окружали красивые женщины. Как реагировала на это ваша мама?

— У папы было очень большое количество поклонниц, и совсем недавно он начал писать такие игривые мемуары, всякие проказы. Называлось это все “Мой Декамерон”.

Но, к сожалению, он их не закончил… Но папа, как любой актер, был не равнодушен к славе, и это накладывала на мою маму определенные обязательства. То есть она должна была соревноваться по уровню обожания и восхваления с довольно большим количеством женщин.

В особенности ей было трудно, потому что она знала Игоря Борисовича не только таким, каким он был перед кинокамерами, но и как обычного человека.

— В прошлом году ваш отец справлял свое 80-летие. Как прошло празднование?

— Да, это было 29 мая. А в мае у меня как раз родилась третья дочка, поэтому я не смог приехать к папе. А люди поздравляли два дня! Но уже тогда он чувствовал себя не очень хорошо и должен был, то что называется умерить пыл. Папа вынужден был отказаться от чествования в театре, то есть это был сугубо домашний праздник.

— Игорь Борисович c киноэкрана всегда заряжал позитивной энергетикой какой-то особой. И в жизни такой был?

– Да, вы знаете, на него всегда выходили люди каким-то чутьем и просили о помощи… как будто знали, что он не откажет. Его близкий друг, Олег Белов, всегда говорил: “Игорь, ну откуда они это про тебя знают?” То есть не смотря на свой внешний аристократизм, он был очень доступным.

И у него колоссальное количество друзей среди людей, которые к театру и кино не имеют никакого отношения. У него было много знакомых среди военных, которых он заводил, приезжая в разные части с киноконцертами от киностудии “Ленфильм”.

То есть он был абсолютно доступным, не кичливым, а люди это чувствовали.

— Какое самое яркое воспоминание об отце врезалось в память?

— Папа всегда и всех любил разыгрывать. С одним известным артистом он устроил такую штуку. У последнего была привычка снимать обувь под столом. И папа в один прекрасный день на каком-то торжестве выкрал у него эти туфли. И вот торжественная часть кончилась, и все встали из-за стола, а тот — сидит. Сидел, пока все не разошлись. Но по-доброму шутил Игорь Борисович.

Еще случай произошел на Новый год. 31 декабря папа шел по улице, его пригласили в гости. Когда он уже подходил к дому, видит: стоит машина, которая чинит фонари.

Он дал ребятам 5 или 10 рублей, залез в эту люльку машинную, показал окно, куда надо подняться, они его и подняли.

Читайте также:  Nikki haley - биография знаменитости, личная жизнь, дети

А там, за стеклом, сидит уже компания за столом, а тут в окно снаружи стучат — и папа машет там руками, как будто он взлетел. На розыгрыши он был мастер.

Источник: https://www.segodnya.ua/lifestyle/showbiz/alekcej-dmitriev-papa-ne-moh-projti-i-100-metrov-chtoby-u-neho-ne-procili-avtohraf.html

Игорь Дмитриев, герой-любовник в 75

Надо ли представлять нашим читателям, особенно людям старшего поколения, народного артиста России Игоря Дмитриева? Столько великолепных ролей им сыграно! Столько фильмов! А сколько женских сердец покорено этим красивым, обаятельным, импозантным артистом?!

29 мая Игорь Борисович Дмитриев отмечает свое 75-летие! Но и сегодня он играет блестяще на театральной сцене и в кино, читает стихи и рассказы на радио, и сегодня по-прежнему красив и обаятелен. “Всегда свежий, изысканный, подтянутый, легкий”, как о нем обычно пишут.

Титул князя – пожизненный

Я подозревала, что интервью вряд ли состоится.

Игорь Дмитриев то был на съемках фильма, то его ждала работа на радио, то спектакль “Таланты и поклонники” на сцене БДТ, то два спектакля в родном Театре комедии – великолепные, потрясающие “Милый лжец” (театральный бестселлер) и “Ночь в Венеции”. То актер два вечера играет в театре “Русская антреприза” имени Андрея Миронова (моноспектакль по поэзии “серебряного века” “Свечи нагорели” и еще один спектакль – “Из жизни сумасшедшего антрепренера”)…

– Я очень занят в ближайшие дни, – сказал мне по телефону Игорь Дмитриев, – но Иркутску отказать не могу.

Я с огромным удовольствием посмотрела его театральные работы, а по телевизору – старый фильм (музыкальную комедию 80-х годов) Я. Фрида “Дон Сезар де Базан” и новый – “Подари мне лунный свет” Д. Астрахана, и мы встретились.

В “Талантах и поклонниках” Игорь Дмитриев – князь. С другим титулом его, честно говоря, и представить-то сложно.

– Игорь Борисович, я прочитала в книге Рудольфа Фурманова (“Из жизни сумасшедшего антрепренера”): “Если нужен граф или князь, то это – Игорь Дмитриев”. Сколько же “графьев” вы сыграли?

– Да-да. (Смеется). Вы знаете, роли сталеваров и председателей колхозов мне не предлагали. И я никогда об этом не жалел. За всю свою жизнь я сыграл только одну партийную роль, и то она была сатирической, иронической, – в фильме “Обратная связь” Трегубовича. Я играл парторга завода.

Режиссер очень умно сделал, пригласив меня на эту роль. Мои партнеры Лавров, Ульянов, Янковский играли секретарей горкомов, обкомов, и я тут вдруг. Это было сделано Трегубовичем умышленно, и это имело успех.

Моя внутренняя актерская ирония над этим образом несколько улыбалась, грубо говоря.

Я играл очень много классики и очень радовался этому. Ведь артист вырастает на высокой драматургии, настоящей. А я играл в пьесах Шекспира, Мольера, Уайльда, Чехова, Горького, Толстого (Нехлюдов в “Воскресении”)…

На этих ролях росло мое умение, оттачивалось профессиональное мастерство. При хороших режиссерах, конечно. Да, так сложилась судьба… И в кино тоже я играл разные роли. Потом была целая серия комедийных ролей: “Летучая мышь”, “Сильва”, “Собака на сене”…

режиссера Фрида, которому я очень благодарен. Я снялся в семи его фильмах, и это целая биография моя. Так что я не обижен ролями и судьбой в этом смысле.

Хотя, может быть, где-то помогала моя врожденная, наследственная, с одной стороны, природа, а с другой – воспитание, школа МХАТа и учителей, великих мастеров, которых я застал. Утром они преподавали, а вечером я видел их на сцене.

– Как вы считаете: где более удачно сложилась ваша жизнь – в кино или в театре?

– Я думаю, в кино. Там сыграно очень много – около 120 ролей. Там были замечательные режиссеры и очень интересные партнеры. А это главное. Партнеры в кино – это всегда ведь сборная страны.

Кроме того, я много снимался за рубежом, играл и с Эвой Гарднер, с Элизабет Тейлор в “Синей птице”, с венгерским актером Имре Шинковичем в картине “Ференц Лист”, у немцев в “Гойе”, у американцев, в Алжире, у марокканцев в фильме “Война трех королей”… Кино давало гораздо больший размах.

Хотя, конечно, прожить жизнь, образ за вечер при живом зрителе интереснее в театре. Поэтому если говорить об известности, популярности актера, то это приносит кино. Но кино использует умение актера, овладевшего своей профессией в театре.

Артисты кино, которые окончили ВГИК, подчас не могут играть в театре, они лишены этой возможности прожить за один вечер целую жизнь, а умеют играть маленькими кусочками, которые режиссеры потом складывают в фильм… Я благодарен и тому, и другому жанру и благодарен эстраде.

У меня есть программа, совершенно оригинальная, “Поэзия “серебряного века”, в жанре мелодекламации (в двух отделениях, с пианистом и гитаристом). Я воскресил этот жанр, который был уничтожен после революции как ненужный, мещанский, упаднический. Я читаю в России, и в Гамбурге, и в Вашингтоне (для русских, конечно). У меня есть и радио. Я очень много читаю там. Недавно, например, записал “Палату N 6” Чехова, “Господин из Сан-Франциско” Бунина, готовлю Достоевского.

Я рад каждому жанру искусства – театру, телевидению, радио, кино, эстраде, потому что всюду вкладываешь мысль, сердце, душу.

И вообще радуюсь, когда в том или ином произведении можно словами автора рассказать и про свою личную жизнь, и про свои взгляды и видения, и свести счеты с врагами или утвердить добро, которое я сам исповедую.

Я всегда рад тем ролям, которые дают возможность сыграть исповедально, и тогда роль оживает…

– Знаменитый Милляр, страдавший от хронической невостребованности, создавший шуточную энциклопедию, написал: “Актер – это кладбище несыгранных образов”. Вы согласны с этим?

– Милляр, который всю жизнь играл Бабу Ягу и Кощея Бессмертного, может быть, был несколько ограничен в работе. Но я не думаю, что большие артисты, такие как Смоктуновский, Гафт, Неелова, могут сказать то же самое. Наоборот.

Конечно, нельзя объять необъятное, были пьесы и авторы, которые прошли мимо меня. Я не сыграл Достоевского, Тургенева, мало играл Чехова. И это досадно.

Поэтому, когда я вырывался в кино или на радио, восполнял то, что недоиграно в театре.

– У вас было много замечательных партнеров и партнерш за эти годы…

– Да. Я счастливый человек, потому что среди моих партнеров были Смоктуновский, Луспекаев, Лавров, Ульянов, Дворжецкий, Копелян… Только с Олегом Далем я снимался в четырех картинах! Многих уже нет на свете, но они живут в моей памяти. Есть и радость от партнерства, и благодарность за то, что у каждого в процессе работы можно было чему-то поучиться.

В кино были и замечательные партнерши: Ариадна Шенгелая, Людмила Чурсина, Элина Быстрицкая, Зина Кириенко, Лариса Удовиченко… Остались добрые отношения. Встречаясь на кинофестивалях, всегда рады друг другу. Но если вы хотите “клубнички”, то я ее не дам!

Все началось в детстве

– Я тут прочитала в книге, что еще в детстве вы, увидев свою маму-артистку на манеже цирка в сверкающем платье, под звуки громкой красивой музыки, решили сразу и бесповоротно, что станете актером…

– Мама танцевала и в театре оперы и балета, и в мюзик-холле, а я ее впервые увидел в цирке, в номере “Лошади и танцовщицы”, который поставил знаменитый балетмейстер Касьян Галейзовский. Не могу сказать, что желание стать артистом пришло от посещения цирка, хотя он произвел на меня большое впечатление.

Я всегда любил этот мир, труд циркачей, их особые взаимоотношения. Окончив школу Московского Художественного театра, я даже подрабатывал в Ленинградском цирке, читал там прологи, работал в пантомимах с Юрием Дуровым, Борисом Вяткиным, Куклачевым. Цирк вошел в мою жизнь. Хотя, конечно, еще до него возник мой интерес к актерству, желание что-то изображать, представлять.

Еще в детстве, когда дома, в нашей большой, когда-то нам принадлежавшей, а позже потеснившейся коммунальной квартире, я устраивал спектакли: ставил стулья с высокими спинками, покрывал их скатертью, будильником давал звонки к началу представления, созывая всех соседей по квартире, и показывал кукольные спектакли.

Лампой синего света, которой дедушка грел поясницу, освещал мои фигурки, и казалось, что действие происходит ночью…

Потом была школа, был ансамбль имени Дунаевского в Ленинградском Дворце пионеров, где я поступил в хореографическую студию и танцевал знаменитую “Тачанку”. Руководил нами прекрасный балетмейстер Аркадий Обрант. И потом была такая картина – “Мы смерти смотрели в лицо” (если не ошибаюсь, кажется, она так называлась) про этот ансамбль, который во время войны распался.

Но Обрант собрал детей, умиравших от голода, и в валенках, в ватниках поставил к станку, и опять они танцевали “Тачанку”… Потом, во время войны, была театральная студия в эвакуации, куда мама поехала с Кировским театром и Ленинградским хореографическим училищем.

Там я участвовал в самодеятельности, играл, читал в госпиталях (я был тогда учеником восьмого класса) – читал стихи Симонова “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…” прямо в палатах у печки и в коридорах, где собирались раненые. Уже в то время я чувствовал себя артистом.

В Перми (тогда это был город Молотов) была театральная студия при драмтеатре с очень сильным составом педагогов. И там, по сути, была вся моя жизнь. Утром – занятия, а вечером – спектакли. Часто ночевал там же, в фойе, на клеенчатом диване.

– Значит, вы с детства ни о какой другой профессии не мечтали?

– Вы знаете, был у меня маленький-маленький зигзаг в школьные годы. В четвертом-пятом классе вдруг возникло безумное увлечение зоологией, энтомологией. У меня была целая лаборатория, колоссальные коллекции бабочек, жучков. Был кружок юных зоологов при Ленинградском зоопарке, который до сих пор существует и всем бывшим ученикам присылает приглашения на юбилейные даты. И я бываю там.

Еще я почему-то занимался гималайскими медведями, но и этот зигзаг был недолог. Он был в параллели с театральной студией, с хореографической…

– Интересно узнать о вашем членстве в знаменитом “Английском клубе”…

– Это довольно элитный клуб, созданный сначала в Москве, а теперь существует его филиал в Петербурге, имеющий традиции не одной сотни лет.

Там много бизнесменов, поддерживающих искусство, разные театральные проекты. У меня недавно прошел творческий вечер в бывшей кондитерской Вольфа и Беранже на Невском.

Это помещение известно тем, что в нем останавливался Пушкин перед дуэлью и в нем же Петр Ильич Чайковский принял яд…

Еще я являюсь одним из учредителей всемирного клуба “Петербуржец”, где тоже есть своеобразная клубная жизнь. Она происходит в разных дворцах, в “Эрмитажном театре”. Туда входят люди разных профессий – ученые, журналисты, писатели, поэты…

Мы учредили орден “Звезда Прометея”, которым награждаются дети, достигшие тех или иных высот в разных областях науки, искусства, победители всесоюзных, мировых олимпиад по математике, физике, этнографии, экологии…

Недавно я представлял книгу рассказов, выпущенную одним мальчиком-восьмиклассником.

– А откуда слух, что вы уехали в Америку?

– В Америке уже 15 лет живет мой сын со своей женой, двумя моими внучками-близняшками (им по 8 лет). Он часто приезжает ко мне, и я почти каждый год езжу повидать их. Сын по профессии востоковед, индолог, но там работает немного в другой области. Он часто ездит в командировки – Индия, Пакистан, Иран, Китай, Вьетнам… Я был с ним в Мексике.

– А ваша жена?..

– Моя жена умерла три года назад. Должен сказать, что я достаточно одинок. У меня нет ни братьев, ни сестер, а мои самые близкие живут в другой стране.

– Извините… Какие-то мемуары пишете?

– Нет. Не пишу. Нет у меня такой жажды. Так, какие-то отдельные зарисовки…

“Мои подружки всегда со мной”

– Игорь Борисович, а как вам эпиграмма Гафта на вас:

Всегда в лосинах, эполетах, Он скромненько стоит бочком. Изящен, молод не по летам,

И хвост по-прежнему торчком.

– Да. (Улыбается). Правда, сначала там было не “хвост”, а другое слово…

Мы хохочем.

– Игорь Борисович, можно задать вам “неприличный” вопрос – о поклонницах и подарках? Поклонниц, наверное, у вас всегда было много, и они есть сейчас. Я видела, как после спектакля в БДТ некоторым актерам зрители подарили цветы, а вам одна женщина преподнесла сумочку…

– А-а, там были бутылка хорошего коньяка и шоколад. Да, вы знаете, бывают какие-то шутливые подарки, бывают книги редкие. Зная, что я люблю поэзию, дарят поэтические сборники. Бывают какие-то смешные куклы, игрушки. У меня две внучки, так что есть кому отдать. (Смеется).

Да, поклонниц в молодости было много. Они дрались на моих глазах, кидали друг в друга чем попало. Одна провожает меня…

– Провожает?! Домой?

– Да, провожали. А другая ей вслед такое кричит! Сейчас они как-то поприличнее стали…

Поклонницы были всегда, как у каждого артиста, который своим трудом и способностями, своей преданностью профессии достиг каких-то высот, уважения, признания, любви зрителей. И сейчас пишут…

– А разве эпистолярный жанр не умер?

– Что вы! Только что мне передали открытку-письмо… Пишут письма, стихи, посвящения. Все продолжается. Естественно, мои поклонницы не такие безумные, как у эстрадных исполнителей. Это пожилые дамы, театралки, я встречаюсь с ними, зову их “мои подружки”. Есть такие, которым под 80, они за всю мою жизнь не пропустили ни одного моего спектакля, фильма.

– И телефоны вам обрывали?

– Как же! Я даже установил определитель номера, и на время звонки прекратились. Разные ведь люди. Одним хочется услышать мой голос, другим – блеснуть в компании, что они якобы со мной знакомы, третьи говорят всякие глупости, а некоторые – добрые слова о спектакле или о радиопередаче. Так что все как у всех.

– Игорь Дмитриев – вечный обольститель женских сердец, герой-любовник…

– Да ну, какой я теперь “герой-любовник”, “обольститель”… В мае мне будет уже 75.

– И на сцене вы уже…

– 55 лет. Сначала был Театр имени Комиссаржевской. Потом я 16 лет был вообще без театра. Это уникальный случай. Я ушел из театра и только снимался в кино. У меня было очень много предложений. Я снимался в четырех-пяти картинах в год.

Причем это были экспедиции (в Алжире, Марокко, Венгрии, Польше, Германии…). Правда, у меня был моноспектакль “Маскарад” по пьесе Лермонтова, я выходил на сцену. А потом, в 1984 году, меня пригласил Театр комедии. Соскучившись по театру, я принял предложение.

Ролей здесь немного, но они интересные…

Светлана МАЗУРОВА

“Восточно-Сибирская правда”, 25.05.2002

Источник: https://zwezda.ru/dmitriev.html

Ссылка на основную публикацию