Иннокентий смоктуновский – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Лучший Гамлет мира. Судьба великого Иннокентия Смоктуновского

ТАСС/Мастюков Валентин

Кеша родился в сибирской деревушке Татьяновка, которая сегодня относится к Томской области. Его настоящая фамилия — Смоктунович — происходит из Беларуси. Актер любил рассказывать, что его прадед был лесничим в Беловежской пуще и однажды незаконно убил зубра, за что вся его семья была сослана в Сибирь.

Помимо Иннокентия, в семье воспитывалось еще пятеро детей. Многочисленной семье приходилось голодать. За более сытой жизнью Смоктуновичи отправились в Красноярск. Там главе семейства удалось устроиться в порт грузчиком, а маме пришлось пойти на колбасный завод, откуда женщина была вынуждена воровать кости с остатками мяса — чтобы сварить хоть какой-то бульон для большой семьи.

В подростковом возрасте Иннокентий увлекся театром. Он даже научился мастерски подделывать билеты для того, чтобы проходить на постановки Красноярского драматического театра имени Пушкина. Мальчишка скоро стал мечтать выйти на сцену. Записался в драмкружок и был оценен по достоинству… Но подросшему Кеше скоро стало не до увлечений: надо было помогать родителям.

После школы Смоктуновский поступил в фельдшерско-акушерском училище, пытаясь получить профессию, которая его прокормит. Параллельно с этим посещал курсы киномехаников: мечта молодого человека не отпускала. А когда учеба подходила к концу, до Красноярска добрались трагические известия — началась война.

Война

Рядом с нами (1957)

В числе первых будущий актер отправился на фронт. Участвовал в жестоких сражениях и помогал в медпункте.

Позднее он расскажет приятелям по театру, как однажды оказался в числе четырех выживших из 150-ти — после беспощадного боя, как попал в плен, где кормили баландой из кишок животных, в которых оставался их кал, как бежал из плена во время перегона и только случай спас его от фашиста-надзирателя, отправившегося на поиски беглеца.

Истощенного солдата выходила крестьянская семья, к которой он испытывал глубокую благодарность и с которой поддерживал отношения до самой смерти.

Сумевший после восстановления добраться до своих, Смоктуновский был зачислен в партизанский отряд. Это и спасло его от новых лагерей — теперь уже тех, что организовывали для бывших пленных в СССР.

Когда в 1945 году была объявлена победа, военные зашептались, что первыми демобилизуют поляков.

И Смоктунович быстро изменил окончание своей фамилии, и был переведен в один из польских отрядов, где, по его воспоминаниям, считался идиотом — не понимал команд. На самом деле Иннокентий Михайлович просто не знал языка. Впрочем, совсем скоро его действительно демобилизовали.

Мечты заняться театральной деятельностью рухнули, когда бывшего военнопленного назвали «неблагонадежным» и запретили жить и работать в 39 крупных городах страны.

Свою театральную карьеру он начинал в Норильском заполярном театре, продолжал в Русском драматическом театре в Махачкале и Сталинградском театре имени Горького.

Актеру пришлось ждать реабилитации и восстановления в правах, чтобы попасть в Москву.

Столица

Как он лгал её мужу (1956)

Когда, наконец, уже взрослым мужчиной, Смоктуновский добрался до столицы, чтобы реализовать свою детскую мечту, его отказывались брать в театры. Ничего личного, просто мест не было. Только Ленком, оценив способности талантливого Иннокентия Михайловича не смог ему отказать. Но и взять было некуда. Пришлось соглашаться на внештатную работу на вторых ролях.

Параллельно с подмостками он впервые начал появляться на съемочных площадках. Но роли были совсем маленькими, незначительными.

Чтобы выжить, первое время актеру пришлось распродавать свои вещи, питаться и ночевать у друзей. Спасла его очаровательная художница и гримерша Суламифь Кушнир.

«Она его воспитала и стала на всю жизнь женой и матерью», — говорили о паре Смоктуновский-Кушнир в Ленкоме.

Они поженились в 1955 году, спустя год у них родилась дочь, которая через полгода умерла. В 1957 году супругам все-таки удалось обзавестись потомством — на свет появился их сын Филипп, который впоследствии станет переводчиком. А через восемь лет — дочь Мария, ставшая успешной балериной. Сейчас она уже на пенсии, работает в Музее МХАТа.

Актер театра

Москва — Кассиопея (1973)

Первый успех к Смоктуновскому пришел не в Москве. Талантливого юношу заметил Товстоногов, который уже не первый месяц искал актера на роль Мышкина. Неприметного юношу ему посоветовал кто-то из труппы.

Увидев Смоктуновского, Товстоногов, наконец, прекратил поиски артиста и приступил к постановке.

Органично вписавшийся в этот образ Смоктуновский с первого спектакля покорил театральную публику Санкт-Петербурга и произвел фурор в среде критиков.

Историки театра приравняли отзывы критиков к статьям Белинского о Гамлете-Мочалове.

Считается, что впервые с тех времен пресса фиксировала каждый шаг актера на сцене, давала ему самые развернутые и лестных характеристики. На диковинного Мышкина приезжали со всего Советского Союза.

Не один зритель назвал постановку «самым сильным потрясением в жизни». Публика была покорена, а имя Иннокентия Михайловича прогремело на всю страну.

https://www.youtube.com/watch?v=MYxwz8c7k6Q

Однако режиссер фиксировал не только особый талант, но и такую же, из ряда вон выходящую неуживчивость, строптивость нрава Смоктуновского. Спустя несколько лет блестящей работы, терпение Товстоногова не выдержало.

Популярный артист стал востребованным и в кино и однажды из-за съемок на три недели опоздал на репетиции «Горе от ума». После конфликта с Товстоноговым на этой почве, актер ушел из БДТ.

Спустя время он говорил, что погорячился и что мечтает сыграть Чацкого, но режиссер измен не прощал.

Кинозвезда

Гамлет (1964)

После яркого выхода в роли князя Мышкина кинорежиссеры завалили Смоктуновского предложениями. Удачей стал его Илья Куликов в ленте «Девять дней одного года», настоящим творческим взрывом — Гамлет в одноименном фильме Григория Козинцева. Портрет из этого кинофильма появился среди фотографий лучших актеров-«Гамлетов» в Великобритании.

Портрет эталонного «Гамлета» — Лоуренса Оливье, воплотившего шекспировского персонажа на 14 лет раньше, и портрет Смоктуновского теперь висят рядом.

А сам знаменитый британец о работе русского актера отозвался самым теплым образом, признавшись, что, будь он чуть старше, его сердце могло бы не выдержать эмоций, который он испытал, посмотрев фильм.

Роль отметила и Британская киноакадемия, вручив Смоктуновскому своего рода британский «Оскар» за лучшую мужскую роль.

Берегись автомобиля (1966)

Актер играл и более близких к народу персонажей: Юрий Деточкин в «Берегись автомобиля», И.О.О. в «Москва-Кассиопея» и «Отроках во Вселенной» и многие другие.

Но в театральном мире шептались, что роли обычных людей Иннокентию Михайловичу не удаются. В них он и сам становится обычным и совсем не запоминающимся актером.

То ли дело классика и сильные исторические персонажи: Чайковский, Циолковский, Франклин Рузвельт, Гамлет, Плюшкин, Порфирий Петрович, Иван Грозный…

Его последний фильм вышел уже после смерти. Отснявшись в «Вине из одуванчиков», сам Смоктуновский, к тому времени перенесший инфаркт, и его приятель Армен Джигарханян отправились в подмосковный санаторий — восстановиться после сложной работы. Смоктуновского нашли в номере. Врачи констатировали смерть от последствий перенесенного инфаркта.

Полковника Фрилей из «Вина из одуванчиков» озвучил Сергей Безруков. Смерть великого актера поразила весь теперь уже бывший СССР. На похороны приезжали из разных его концов. Смоктуновский был первым актером, которого провожали в последний путь аплодисментами.

Дорогой бессмертия (1957)

Чайковский (1969)

Шутка. (1981)

TASS

Звезда пленительного счастья (1975)

Источник: https://www.GoodHouse.ru/stars/zvezdnye-istorii/innokentij-smoktunovskij/

Внучке Иннокентия Смоктуновского мстят за успех деда

Прошло 17 лет с тех пор, как умер знаменитый актер, оставив после себя большую семью. Как сложилась судьба потомков Иннокентия Михайловича, теперь мало кто знает.

В его биографии упоминаются вдова, сын и дочь. Но оказывается, у Смоктуновского есть внучка Анастасия, которая продолжила его дело. Правда, пока что ее судьбу не назовешь счастливой.

Мы стали первыми, кому Настя дала интервью.

Анастасия не общалась с прессой не по принципиальным соображениям, просто до этого о ней почти никто не вспоминал. К тому же у нее не ладились отношения со знаменитыми родственниками. Это стало ясно из разговора с вдовой Иннокентия Смоктуновского. Когда в недавнем интервью мы спросили, где сейчас внучка великого актера, Суламифь Михайловна лишь махнула рукой:

– Даже не хочу о ней говорить! Настю я не отношу к потомкам Иннокентия Смоктуновского, она не продолжатель рода. Потому что у нее другие интересы. Ей нужны деньги и богатые поклонники, крутые джипы и развлечения… А о своей семье она ничего не знает и не хочет знать.

Слова Суламифи Михайловны нас удивили. Но когда мы встретились с самой Анастасией, то увидели 30-летнюю образованную и серьезную женщину, которая интересуется историей своей семьи. Просто… в эту семью ее не пускают.

– На протяжении последних десяти лет со мной почему-то не общаются ни Суламифь Михайловна, ни тетя Мария (дочь Иннокентия Смоктуновского), – говорит Настя. – Не знаю, почему. Возможно, из-за того, что когда-то мои родители развелись и мы с моей мамой Ольгой Буцкевич стали жить отдельно. А отец (сын Иннокентия Смоктуновского Филипп. – Ред.

) остался жить с матерью и сестрой. Может, у них осталась какая-то обида на меня и маму, но обо мне как будто забыли! Существует Фонд Иннокентия Смоктуновского, который организует разные мероприятия, но меня не пригласили ни на одно из них даже в качестве зрителя.

Я даже хотела в этот фонд сама приехать, чтобы поговорить с руководством, но постеснялась…

Когда мы попросили Анастасию рассказать о себе, она долго отказывалась, а потом смущенно призналась, что у нее пока нет достижений, которыми можно похвастаться.

– Я решила стать актрисой и в конце девяностых поступила в Школу-студию МХАТ, – рассказала Настя. – Сначала всё шло легко и радостно, я была такой наивной… Думала, вот закончу учебу и буду играть в МХАТе так же, как играла студенткой.

Каково же было мое удивление, когда Олег Табаков сказал, что в труппу меня не возьмут. Никак это не объяснив. Тогда я стала показываться в других театрах, прошла многие из них, но везде возникали какие-то препятствия, мне глобально не везло.

Целый год я бесплатно отработала в театре «Модерн», но в итоге поняла, что меня там всерьез не рассматривают, и ушла.

В кино Анастасия тоже не достигла больших успехов. За восемь лет приняла участие лишь в четырех сериалах.

– Сейчас я вообще играю в крошечных эпизодах, – говорит Настя. – И за те приходится бороться! Ведь сегодня много желающих играть в кино бесплатно, ради интереса. А я, как профессиональная актриса, прошу денег. Правда, платят совсем копейки. А мне ведь нужно как-то существовать. С деньгами, честно говоря, сейчас совсем плохо.

Я уже дошла до того, что играю Буратино в школьных спектаклях. Наверное, скоро стану Снегурочкой на уличных представлениях, чувствую, до этого скоро дойдет. Понимаю, что это халтура. Но будет еще ужаснее, если я уйду из профессии и пойду, допустим, таскать подносы в «Макдоналдс». Вряд ли тогда я смогу называться актрисой.

В начале карьеры Настя не афишировала свое родство с великим актероми даже подписывалась фамилией матери. Но после окончания МХАТа она сменила фамилию на Смоктуновская, надеясь, что это ей как-то поможет.

– По-моему, мне это только помешало, – вздыхает Настя. – Я только потом поняла, что со мной произошло. Были случаи, когда меня не пускали в театр или не давали роль явно из желания поставить на место.

Мол, хоть ты и внучка Иннокентия Смоктуновского, все равно вставай в очередь! Ведь сам Иннокентий Михайлович был настолько успешен и снимался так много, что в мире кино у него друзей почти не было.

Актеры ему страшно завидовали! А многие из них до сих пор живы и теперь руководят театрами, имеют высокие чины. Зачем им внучка Иннокентия Смоктуновского? Они не только не помогут ей, но и сделают так, чтобы у нее ничего не получилось.

А у меня ведь, кроме этой фамилии, ничего нет… Если бы дедушка был жив, может, он и помог бы мне каким-то реальным звонком, советом. А так… Кстати, его собственные дети тоже не реализовались из-за того, что он им не помогал.

У Иннокентия Михайловича двое детей. Дочери Марии сейчас 46 лет. Когда-то она начинала блистательную карьеру в Большом театре в качестве балерины. Кроме того, Маша обладала, что называется, фактурной внешностью и несколько раз снималась в кино, в том числе и вместе с отцом. Почему же сейчас она работает скромным сотрудником в театральном музее и до сих пор живет с матерью?

– Балетный мир иногда может быть еще более жестоким, чем мир кино или театра, – говорит Настя. – Тетя была успешной балериной, но ей многие завидовали и воспользовались моментом, чтобы навредить. Если балерина хотя бы один день не тренируется, она теряет форму.

А тетя ушла из профессии на полгода, потому что очень хотела устроить личную жизнь. Она надеялась родить ребенка, а потом вернуться на сцену. Но в итоге ей не удалось ни то, ни другое. Тетя Мария не вышла замуж и не вернулась в балет.

Когда она снова появилась в Большом театре, оказалось, что ее уже там не ждут…

Сыну Иннокентия Смоктуновского Филиппу сейчас 54 года, и он тоже не может похвастаться блистательной карьерой. Окончив Театральное училище имени Щукина, Филипп очень хотел сниматься в кино. Но его брали только в эпизоды. В семидесятые годы, когда Филипп начал сниматься, его отец еще был в профессии… Но второй Смоктуновский в кино оказался не нужен.

– Это большая трагедия отца, – говорит Анастасия. – Что ему дала известная фамилия? Ничего. Талант Иннокентия Смоктуновского был так ярок, о нем столько говорили, что все другие рядом меркли. И к тому же Иннокентий Михайлович был не из тех, кто активно продвигает своих детей.

Наоборот, он стеснялся сделать лишний звонок, кого-то попросить за сына или дочь. Ну и потом, скажем прямо, у него было мало времени на своих детей, некогда было вникать в их проблемы, настроения и желания. Он всего себя отдавал профессии.

Может быть, поэтому у тети и папы не слишком удачно сложилась судьба.

В отличие от своей сестры Марии, Филипп Смоктуновский сейчас нигде не работает, потому что болеет.

– У папы плохое здоровье, он по большей части сидит дома, – говорит Анастасия. – Подрабатывать не получается. Однажды ему предложили написать сценарий к фильму об отце. Он очень воодушевился этой идеей, долго работал. Но потом сценарий оказался не нужен, его просто обманули.

Отец постоянно ввязывается в какие-то авантюры, из которых впоследствии выходит без денег. Не знаю, удастся ли ему в итоге что-то создать. Сейчас он пишет дневник, где вспоминает об отце. Это могла бы быть очень интересная книга. Но получится ли ее издать и все сделать, как надо, не знаю.

Папа не умеет делать дела, он абсолютно нерасчетливый человек. Да и вся наша семья тоже.

Анастасия Смоктуновская с горечью предполагает, что, возможно, над всеми потомками великого актера навис злой рок. А как иначе объяснить, что им всем глобально не везет?

– Дети Иннокентия Смоктуновского уже решили свою судьбу, – вздыхает Настя. – Они небогаты и несчастливы в личной жизни. То же самое я могу сказать о себе.

У меня нет ни своей семьи, ни детей, ни ролей в кино. Я смотрю на себя и понимаю, что все данные для актрисы у меня есть. К тому же я обладаю практически модельной внешностью.

Но почему-то мне ничего не удается сделать ни в профессии, ни вообще в жизни.

Настя говорит, что было бы гораздо легче, если бы ее поддерживала семья. Несмотря на пренебрежение Суламифи Михайловны, она считает себя полноправным потомком Иннокентия Смоктуновского.

Читайте также:  Венсан перес - биография знаменитости, личная жизнь, дети

– Когда дедушка умер, мне было тринадцать лет, – рассказывает она. – Я росла в этой семье, жила в доме деда, когда родители были вместе. Почему меня нельзя считать потомком? Не понимаю, почему от меня отвернулись родственники. В любом случае, если сейчас кому-то и удастся продолжить дело деда, так это мне, больше некому. И я все еще надеюсь, что мне повезет!

Справка

Иннокентий Смоктуновский родился в 1925 году. Известен по ролям в фильмах «Гамлет», «Берегись автомобиля», «Они сражались за Родину», «Москва слезам не верит» и многих других. Иннокентий Смоктуновский умер в 1994 году от сердечного приступа, не дожив полгода до своего семидесятилетия.

Мария Смоктуновская, дочь актера, родилась в 1965 году. Работала в Большом театре, окончив балетную студию при нем. Снималась в фильмах «Сердце не камень», «Дело Сухово-Кобылина», «Зависть богов». В 1991 году снялась в фильме «Дело» вместе с отцом.

Филипп Смоктуновский, сын актера, родился в 1957 году. Окончил Театральное училище имени Щукина. Снимался в фильмах «Цезарь и Клеопатра», «Двое под одним зонтом», «На исходе ночи».

Источник: https://sobesednik.ru/skandaly/vnuchke-innokentiya-smoktunovskogo-mstyat-za-uspekh-deda

Иннокентий Смоктуновский

Из какого рода происходила семья Смоктуновских? Где прошло детство будущего актера? В каком возрасте Иннокентий впервые посетил театр? Какая семья во время войны спасла Смоктуновского от немцев? Почему после демобилизации Иннокентию запретили жить в 39 городах СССР? Знакомство с какой актрисой изменило жизнь Смоктуновского? Где актер познакомился со своей женой Саломеей Горшман? Какая роль принесла Смоктуновскому известность в театральной среде? Почему актер ушел из Большого драматического театра и стал сниматься в кино? Какой фильм стал 'визитной карточкой' Иннокентия Смоктуновского, сделав его самым популярным актером в СССР? Как прошли последние годы великого актера, и почему, по его словам, он не мог одновременно играть в театре и сниматься в кино?

Ранние годы

По словам режиссера Григория Козинцева, Иннокентий Смоктуновский всегда удивлял загадочностью творческого процесса. В нем был какой-то внутренний свет, который нельзя было объяснить. Работать с ним, как с другими актерами, было невозможно. Его нужно было просто отпустить и дать жить на сцене…

Иннокентий Смоктуновский появился на свет 28 марта 1925 года в селе Татьяновка Томской губернии (сейчас Шегарский район Томской области). Семья Смоктуновских была бедной и едва сводила концы с концами. Кроме Иннокентия, который был вторым по счету ребенком, родители воспитывали еще пятерых детей.

Настоящая фамилия актера – Смоктунович – породила множество слухов и домыслов о происхождении семьи. Есть версия, что Смоктуновичи были потомками волынских шляхтичей и имели польские корни. Однако в одном из интервью актер признался, что его дед был белорусом и служил егерем в Беловежской пуще. Когда в 1961 году он случайно убил зубра, его вместе с семьей сослали в Сибирь.

Детство будущего актера прошло в Красноярске, куда семья Смоктуновских переехала, спасаясь от голода и принудительного вступления в колхоз. Здесь жила родная сестра отца, которая в тяжелые годы помогала им с питанием.

Отец, обладая огромной физической силой, устроился грузчиком в порту. Когда началась война, он был призван на фронт, и с тех пор семья его не видела.

Долгое время он числился в списках пропавших без вести, но позже выяснилось, что он погиб.

Иннокентий с детства занимался в школьном драмкружке, а в 14 лет впервые попал в театр. Позже он вспоминал, что спектакль был дурен по вкусу, но тем не менее произвел на него огромное впечатление. После окончания школы Смоктуновский учился в фельдшерско-акушерском училище, посещал курсы киномех

аников, работал статистом в театре.

На войне ему тоже пришлось побывать. После окончания в Киеве пехотного училища, Иннокентия сразу же отправили на фронт. Он участвовал во многих боях, в том числе и за освобождение Киева.

Собственно именно там, под Киевом, в 1943 году Смоктуновский попал в плен. Проведя почти год в специальном лагере для пленных, ему удалось бежать и в течение нескольких месяцев скрываться в доме украинской семьи Шевчуков.

С этой семьей актер поддерживал дружеские отношения до самой смерти.

Начало карьеры

Демобилизовавшись в 1945 году, Иннокентий вернулся в Красноярск, однако тут же получил запрет на проживание в 39 городах. Связанно это было с тем, что он побывал в плену и считался неблагонадежным. Тогда Смоктуновский отправился в Норильск, где в 1946 году состоялся его дебют на сцене Заполярного театра драмы. Здесь же он изменил свою фамилию на 'Смоктуновский'.

Пять лет, проведенные в Заполярье, никак не отразились на карьере Иннокентия, поэтому он решил переехать в Москву. Совсем кстати в начале 50-х годов актер познакомился с Риммой Марковой, которая, увидев в нем большой потенциал, сказала об этом руководителю Театра им. Ленинского комсомола Софье Гиацинтовой. Так Иннокентий попал в московский Ленком.

Помимо того, что Смоктуновский получил работу в одном из лучших театров страны, он еще встретил свою первую и единственную любовь – Саломею Горшман, которая работала в Ленкоме художницей по костюмам. Она стала главной опорой в жизни актера и помогла ему пройти все трудности на пути к славе и признанию.

Однако добиться успеха было не просто, и как это часто бывает, Иннокентию помог случай. В 1957 году, когда актер Пантелеймон Крымов был снят с роли князя Мышкина за недисциплинированн

сть, в постановку 'Идиот' был приглашен Смоктуновский. После премьеры спектакля актер 'проснулся знаменитым'. Люди съезжались со всех уголков СССР, желая увидеть необыкновенного князя Мышкина. Многие критики называли этот спектакль самым сильным театральным потрясением в своей жизни.

После грандиозного успеха 'Идиота' Смоктуновский обратил на себя внимания кинематографистов, и они буквально засыпали его предложениями. В итоге это привело к конфликту с руководством Большого драматического театра, и актеру пришлось уйти.

Иннокентий сосредоточился на кино и вплоть до 1973 года не выходил на сцену.

Фильмы 'День первый' (1958), 'Ночной гость' (1958), 'Неотправленное письмо' (1959), 'Девять дней одного года' (1961) стали подготовкой перед главными ролями в его карьере.

Всесоюзная известность

Фильмом, который принес Смоктуновскому международное признание, был 'Гамлет' (1964) режиссера Григория Козинцева.

Игра актера вызвала дискуссии во всем мире, так как была исполнена в его собственной интерпретации. Тем не менее, критики отметили высочайшее мастерство Иннокентия, которое было вознаграждено рядом кинопремий.

Среди них Ленинская премия и номинация на престижную британскую премию 'BAFTA'.

Спустя два года Иннокентий Смоктуновский закрепил свой успех, сыграв в комедии Эльдара Рязанова 'Берегись автомобиля' (1966).

По словам режиссера, ему пришлось перебрать множество талантливых актеров, но ни у одного из них не было необходимой 'странности', присущей главному герою Юрию Деточкину.

Когда же он увидел в действии Смоктуновского, то понял, что это роль всей его жизни.

Так и случилось. 'Берегись автомобиля' имел невероятную популярность в СССР, став 'визитной карточкой' Смоктуновского. В его карьере было еще много в

еликих ролей – например, Порфирия Петровича в 'Преступлении и наказании' (1969) или Чайковского в одноименном кинофильме, – но ни одна из них не смогла превзойти благородного вора Юрия Деточкина.

В 60-е годы Иннокентий Смоктуновский блистал в кино, а 70-е стали его возвращением в театр. В 1972 году актера пригласили в Малый театр на роль Царя Федора в одноименном спектакле по трагедии А. К. Толстого.

Эту постановку он играл до 1976 года, после чего перешел во МХАТ им. Горького.

Так начался новый период в творчестве Смоктуновского, который ознаменовался сотрудничеством с Олегом Ефремовым – его старым другом и партнером по фильму 'Берегись автомобиля'.

В 1987 году, когда во МХАТе произошел раскол, актер остался вместе с Ефремовым в МХТ им. А. П. Чехова. Здесь до конца своих дней он играл в спектаклях 'Кабала святош' и 'Возможная встреча'.

Несмотря на занятость в театре, Смоктуновский продолжать сниматься в кино, хотя уделял ему меньше внимания. Актер всегда говорил, что ему сердцу дорого и то, и другое, но двойную нагрузку оно не в состоянии вынести.

Последней значимой работой Смоктуновского в кино стала роль Исаака в фильме 'Дамский портной' (1990), которая была отмечена премией 'Ника'. В начале 90-х годов у актера обнаружились проблемы с сердцем, ставшие причиной инфаркта. Он долго лечился в подмосковном санатории, но 3 августа 1994 года его сердце не выдержало.

Проститься с Иннокентием Смоктуновским приехали не только российские, но зарубежные кинематографисты. Ведь он был по-настоящему великим актером, внесшим огромный вклад в развитие актерского мастерства. Впервые в истории в последний путь его провожали аплодисментами. Критики писали, что в этот последний день у Иннокентия Михайловича все было как всегда

Источник: http://facecollection.ru/people/innokentiy-smoktunovskiy

Две жизни иннокентия смоктуновского

1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газета Сегодня №18 (1066) за 25.01.2002

Иннокентий Смоктуновский — один из самых любимых наших актеров. О его прошлом ходили и ходят легенды, но подробности мало кому были известны. А ведь были времена, когда некоторые обстоятельства его происхождения и биографии могли обречь его на тюрьму, закрыть дорогу в театр…

ПЯТАЯ ГРАФА ВНУКА ССЫЛЬНОГО

Настоящая его фамилия — Смоктунович. Он был правнуком польского еврея, сосланного в Сибирь за участие в польском восстании 1863 года. Поначалу Иннокентий Михайлович указывал в анкетах в графе национальность: “поляк”. Затем, при Брежневе, он превратился почему-то в белоруса.

Иннокентий Михайлович родился 28 марта 1925 года в селе Татьяновка Томской области, а летом 29-го, в разгар коллективизации, его отец Миха Смоктунович перевез жену Анну и детей в Красноярск. В 1932 году, когда в Красноярске начался голод, Кешу и старшего брата Володю выгнали из дома.

Если бы не сестра отца Надежда Петровна, неизвестно, чем бы все закончилось для них: женщина сжалилась и забрала ребятишек к себе. Она жила в районе старого базара, и Кеша целыми днями бродил среди людей и повозок, надеясь что-нибудь выпросить или просто стащить — уж больно хотелось есть.

На базаре мальчиков неоднократно избивали. После одного такого случая Иннокентию стало худо с глазами — потом болезнь глаз будет мучить его всю жизнь.

Детство без матери, гибель отца на фронте, явное отставание в школе (Смоктуновского неоднократно оставляли на второй год) на всю жизнь оставят у него горький привкус одиночества и заставят всегда держаться в некотором отдалении от людей.

“Я ПОТЕРЯЛ СОН, А ПРИ ВИДЕ ПИЩИ МЕНЯ РВАЛО…”

Иннокентия мобилизовали в феврале 1943 года и командировали сначала в Киев, в военно-пехотное училище, а потом, в августе, отправили на фронт — в 212-й мотострелковый полк 75-й гвардейской дивизии. Он попал в самое пекло — на Курскую дугу. То, что он не погиб в первые дни на передовой, было чистой случайностью: “После того как нас, молодых, неопытных сержантов, отправили из Сибири на пополнение гвардейской дивизии, нас, только подошедших к фронту, жестоко разбомбили и расстреляли в упор с каких-то “фокке-вульфов”. После той первой встречи с фашистами, видя некоторых своих товарищей уже мертвыми, я стал мучительно тосковать, потерял сон, при виде пищи меня рвало, выворачивало. Единственное, что я мог, — это только пить. И это продолжалось долго, дней 8–9… У двух других началась эпилепсия, и их колотило так, что я по сравнению с ними был просто спокойный, мудрый мальчик…” Потом был плен. Туда младший сержант Смоктунович попал в Украине — на Днепровском плацдарме. Спустя годы газеты писали, что он был ранен и бежал, когда колонну пленных вели по дорогам Хмельницкой области: “Спрятался под мост, пережидая день, и вдруг увидел, как прямо на меня идет немецкий офицер, дежуривший на мосту. Но перед тем как глазами наткнуться на беглого пленника, он неожиданно поскользнулся и упал. А когда встал, то, отряхиваясь, прошел мимо и лишь потом снова стал смотреть по сторонам…” Так, дескать, он добрался до села Сухоженницы Изяславского района, где его, обессиленного, теряющего сознание, подобрала сердобольная женщина, спрятала в подполье. Когда он немножко пришел в себя и окреп, та же женщина свела его в подпольный штаб ближнего партизанского отряда. Ему помогли перейти линию фронта, а оттуда переправили в регулярную часть. Такова была официальная версия биографии артиста вплоть до перестройки. Правда выяснилась только в последние годы жизни Иннокентия Михайловича: “К линии фронта я не шел — это миф, “ложь во спасение”, еще совсем недавно неизбежная в публикациях на военную тему”. Оказывается, что прятался он в поселке Дмитровка Житомирской области и ни на какой фронт не собирался. Там, на Житомирщине, и попал в партизанский отряд…

ЗА ПОЛЯРНЫМ КРУГОМ

После войны Кеша Смоктунович и не думал о театре — хотел поступать в лесотехнический институт, но решил, что не сдаст экзамены и только поэтому подался в драматическую студию на улице Сталина, 67, откуда его выгнали через 3 месяца — за то, что “противопоставил себя коллективу”.

В чем была суть конфликта теперь не узнать, однако это очень похоже на Иннокентия Михайловича — всегда и везде претендовать на “отдельное” существование. Как раз в этот момент и возник некий “товарищ Дучман”, директор театра из Норильска. Он-то и пригласил молодого актера к себе в коллектив.

Что оставалось делать “бывшему военнопленному” без кола и двора? Конечно, он согласился поехать за Полярный круг — единственное место на земле, где его хотели видеть. Там, в Норильске, он потеряет все зубы, заболеет цингой, чуть не умрет…

В 1993 году, за год до смерти, Смоктуновский признается: он не просто уезжал, он бежал в Норильск, чтобы затеряться, запутать следы, чтобы на некоторое время о нем забыли в Москве.

Среди трехсот тысяч зэков это оказалось очень просто: Норильск был единственным городом в СССР, где не было советской власти, не было исполкомов, только Политуправление Норильлага во главе с генералом Зверевым. Там он, наконец, сменил фамилию и стал Смоктуновским. В Норильске — городе-лагере, в маленьком доме-общежитии для “ссыльных морд” началась биография великого актера.

В то время, кроме Инннокентия Михайловича, в Норильске проживало еще восемь актерских семей, в том числе и Георгий Жженов (он-то и спас Смоктуновского в Норильске, где играл тогда во 2-м Заполярном театре), княгиня Эда Юрьевна Урусова с мужем Александром Павловичем, актеры Константин Никаноров, Всеволод Лукьянов, Николай Рытьков. Кстати, Иннокентий был единственный “вольный” среди них.

Так случилось, что он оказался единственным? человеком в Советском Союзе, который сам, добровольно, попросился за колючую проволоку.

Читайте также:  Jenny mccarthy - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Сохранилась любопытная расписка того времени: “Даю настоящую подписку Управлению Норильского комбината и Норильлага МВД в том, что нигде не буду сообщать какие бы то ни было сведения, касающиеся жизни, работ, порядков и размещения лагерей МВД, а также и в том, что не буду вступать с заключенными ни в какие частные, личные отношения. Смоктуновский Иннокентий Михайлович”. Он много играл.

После cпектакля “Старые друзья” Смоктуновского впервые заметила норильская газета “За металл”: “Получился спектакль одного дыхания, в котором при общем прекрасном ансамбле следует особо выделить исполнение роли Семена Горина артистом И.М.Смоктуновским…” В 1947–51 гг. он сыграл роли поручика Полевого в “Разломе”, Ивана Колосова в “Любови Яровой”, монаха Якова в “Заговоре обреченных”. И вдруг… увольняется из театра и на целый год уезжает в Шахтстрой, на станцию — работать помощником начальника по АХЧ, то есть дворником. Будущий Гамлет сидит у печки, кидает в огонь кизяк и… пьет. Всегда один, перед сном. А спать валится тут же, на лавку, не раздеваясь. Утром, в шесть, за лопату. Весной 51-го он заболел цингой. Стало понятно, что на севере больше оставаться нельзя.

“НАМ ЭЛЕКТРИКИ НЕ НУЖНЫ!”

После Норильска Смоктуновский попал в театр Грозного, затем в Махачкалу. Его не замечали. Попробовать свои силы в Москве его уговорили актеры Леонид и Римма Марковы, увидевшие его в спектаклях в Махачкале. Молодые, красивые, удачливые, — они приехали к родителям в отпуск и случайно забрели в местный театр.

Пытаясь поступить в 7 московских театров, он прошел все круги ада. В Театре-студии киноактера, в приемной директора, Смоктуновского остановил голос секретарши: “К директору? По какому вопросу?” — “По вопросу найма”. — “Нам электрики не нужны”. — “Я не электрик, я артист”. – “Да?! А артисты тем более”.

Но в конце концов его все-таки приняли, правда, взяв честное слово, что он не будет проситься в кино. Слово он держал, надо сказать, до конца жизни: если ему роль не предлагали, сам он ее никогда не просил. В 1956 году Иннокентий Смоктуновский сыграл лейтенанта Фарбера в фильме “Солдаты”, а затем князя Мышкина в БДТ у Георгия Товстоногова.

Режиссер увидел его в каком-то фильме и никак не мог отделаться от впечатления, что у этого актера глаза Мышкина. Собственно, с этого и начался тот Смоктуновский, которого знают все. Премьера “Идиота” состоялась 31 декабря 1957 года. И все же, несмотря на великолепные работы в театре, большинство знает Смоктуновского по кинемотографу.

Фильмов было много, но три работы знают все. Это роли в фильмах “Берегись автомобиля!”, “Девять дней одного года”, “Гамлет”. В первой Смоктуновский встретился с выдающимся кинорежиссером Эльдаром Рязановым, во второй и третьей — с крупнейшими советскими кинорежиссерами Михаилом Роммом и Григорием Козинцевым.

“Гамлет” Козинцева вошел в сокровищницу мирового кино. В Великобритании, на родине Шекспира, Иннокентий Смоктуновский единодушно был признан лучшим Гамлетом. После “Гамлета” он получил 12 тысяч писем. Кстати, Смоктуновский, сыгравший Гамлета, в комедию к Рязанову на роль непонятной личности по фамилии Деточкин, не очень и рвался.

Но Рязанов прилетел в Ленинград, на “Ленфильме” ему сообщили, что Смоктуновский болеет, сидит у себя на даче и никого видеть не желает. Рязанов сделал вид, что не понял намеков, и, взяв такси, отправился на дачу к Принцу Датскому.

Единственное, что омрачало его дорогу, это сильный дождь и то обстоятельство, что он впопыхах не уточнил адреса дачного поселка, где “болел” Гамлет. После долгих поисков на веранду дачи Смоктуновского буквально ввалился продрогший и промокший Эльдар Рязанов. Уговаривал он актера очень долго. И в итоге победил.

Но, зная хитрую натуру дорогих его сердцу актеров, он на всякий случай взял со Смоктуновского расписку, что тот согласен. И когда артист появился в коридорах “Мосфильма” наголо побритый, коллеги в ужасе у него спрашивали: “Кто это вас так?” “Рязанов” — скромно отвечал Смоктуновский.  

“УСТРОИЛИ ТЕАТР ИЗ ЖИЗНИ? СМОТРИТЕ, ЭТО ОПАСНО.”

О личной жизни Смоктуновский не любил говорить, хотя известно, что он ухаживал почти за всеми интересными барышнями Москвы 60-х. О знакомстве с женой рассказывал очень поэтично: “Как-то я встретил в Ленкоме девушку, увидел охапку удивительных тяжелых волос и не удержался: “Вас звать Суламифь, я не ошибся?” — “Не ошиблись. Только что вы все играете? Устроили театр из жизни. Смотрите, это мстит”. Именно этот хрупкий человечек подарит мне сына и дочь, станет частью моей жизни — меня самого. Она, художник по профессии и неистовый колорист по восприятию всего окружающего. Может быть, и на мне-то она остановилась как на одной из красок, которой не хватало в ее палитре жизни”. Между прочим, именно она, Соломка, устроила будущему мужу встречу с известным режиссером, директором “Мосфильма” Пырьевым. Так он получил путевку в большой кинематограф. Потом были годы потрясающего успеха, госпремии, роскошная дача и фотографии в интерьерах. Его боготворили миллионы. Но для коллег, родных и близких он все равно оставался немножко сумасшедшим, не от мира сего. Некоторые утверждали, что в быту он глуповат. Ерунда — он просто не хотел подпускать близко людей, к которым нельзя повернуться спиной — слишком хорошо помнил свою жизнь до тридцати. В маске чудака ему было проще. А что касается ума… Почитайте книгу его воспоминаний. Там каждая строчка вибрирует незащищенностью, которую иным не понять вовек. …В феврале 1994 года у Иннокентия Михайловича Смоктуновского случился микроинфаркт, но он быстро пошел на поправку. Уже весной он снимался в фильме. Когда работа практически была завершена, ему стало плохо. Прямо со съемок Смоктуновского отправили в больницу, а затем в санаторий, где случился второй инфаркт… Это было 3 августа 1994 года.

Источник: https://www.segodnya.ua/oldarchive/c2256713004f33f5c2256b4b003d7b49.html

Иннокентий Смоктуновский биография актера, фото

Иннокентий Смоктуновский биография, фото – узнай всё!

Биография Иннокентия Смоктуновского

Иннокентий Смоктуновский – это человек, без которого представить советское кинематографическое и театральное искусство, наверное, уже невозможно.

За свою яркую жизнь он воплотил в реальность на сцене и на киноэкране десятки самых запоминающихся образов. Многие из его работ вошли в «золотой фонд» советского искусства, их называют классикой и образцом для подражания.

А потому огромный успех актера в среде зрителей и театральных критиков объяснить очень и очень просто.

Иннокентия Смоктуновского уже давно нет с нами, однако его наследие продолжает жить, а потому наш биографический рассказ о жизни и карьере великого советского актера остается все так же актуален, как и много лет назад.

Ранние годы, детство и семья Иннокентия Смоктуновского

Будущий великий актер появился на свет в небольшой деревушке Татьяновка, которая сегодня относится к Шегарскому району Томской области. Помимо него самого в их семействе было еще пятеро детей.

Долгое время было принято считать, что предки нашего сегодняшнего героя происходят из древнего волынского рода и были сосланы в Сибирь за участие в белорусско-польском освободительном восстании 1863 года. Однако сам Иннокентий эту версию опровергал.

По его словам, прадед Иннокентия был белорусским егерем, работавшим в Беловежской пуще. Ссылка же в Сибирь последовала не за участие в боевых действиях протии Российской империи, а за банальное убийство зубра.

Какая из двух версий является более достоверной – сегодня доподлинно неизвестно. Единственное, что можно сказать наверняка, так это то, что семья Иннокентия Смоктуновского (при рождении – Смоктуновича) имела белорусские корни и была сослана в Сибирь за былые проступки.

Смоктуновский – князь Мышкин

Стоит отметить, что жизнь в пригородах Томска в тот период была полна тягот и мучений. Семья Смоктуновичей жила впроголодь и часто голодала.

Стараясь исправить ситуацию, некоторое время спустя родители нашего сегодняшнего герой решили вместе с многочисленными детьми переехать в Красноярск. к сестре отца семейства.

Тут Смоктуновский-старший устроился грузчиком в Красноярский порт, воспитанием же детей занималась мать и тетя.

Весьма примечательно, что именно в Красноярске наш сегодняшний герой впервые познакомился с театром. Почти каждую неделю он приходил на спектакли Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина – подделывал билеты для того, чтобы оказаться в числе зрителей.

Некоторое время спустя он начал заниматься в школьном драмкружке, однако очень скоро оставил его из-за необходимости помогать семье. В течение нескольких лет он учился в фельдшерско-акушерском училище, а параллельно с этим посещал курсы киномехаников.

Учебу в этом заведении прервала Вторая Мировая война. Иннокентий Смоктуновский отправился на фронт, где участвовал в многочисленных сражениях, а также помогал в работе медицинского пункта. За свои заслуги перед отечеством наш сегодняшний герой был награжден огромным множеством военных и государственных наград.

Карьера Иннокентия Смоктуновского в театре

После возвращения с фронта Иннокентий Смоктуновский вновь вернулся к своей давней мечте о работе в театре. Однако реализоваться в данной профессии герою войны было сложно.

Все дело в том, что время боевых действий молодой актер попал в немецкий плен и после побега получил в СССР статус «неблагонадежного». Ему было запрещено проживание в 39-ти крупнейших городах страны, а потому свою карьеру театрального актера Смоктуновский начал в Норильском Заполярном театре драмы.

В этом месте он проработал недолго. После этого был махачкалинский Русский драматический театр, а также сталинградский Театр имени Горького.

Однако Иннокентий Смоктуновский всегда жаждал более крупных ролей. После реабилитации и восстановления в правах он отправился в Москву, где начал искать себе работу в театре.

Но места на столичных подмостках ему упорно не находилось. Лишь только театр Ленкома решился взять его в качестве внештатного актера.

В этом качестве наш сегодняшний герой провел несколько лет, параллельно играя небольшие роли в кино.

Смоктуновский ждал ярких ролей, и вскоре удача все-таки ему улыбнулась. По приглашению эстонского режиссера В. Ланге он получил роль князя Мышкина в спектакле «Идиот», который вскоре был поставлен в Большом Драматическом театре. Данная актерская работа открыла имя актера советским театральным критикам, а также моментально сделала его любимцем московской публики.

Заслужив любовь и уважение, Иннокентий Смоктуновский продолжил играть на сцене Большого драматического театра и всего за несколько лет стал полноправной звездой тамошней сцены.

В карьере нашего сегодняшнего героя было более ста кинематографических ролей, а также бессчетное множество театральных работ. Яркая карьера принесла актеру в 1964 году звание Заслуженного артиста РСФСР, а десятью годами позже – звание Народного артиста СССР.

Кроме того, в его послужном списке было также множество других наград, в том числе призы международных кинематографических и театральных фестивалей.

Почти до самых последних дней Иннокентий Смоктуновский был верен себе и актерскому искусству. Показательным в данном случае является тот факт, что последний фильм нашего сегодняшнего герой – «Вино из одуванчиков» – вышел на экраны уже после его кончины.

Летом 1994-го года Иннокентий Михайлович умер в одном из подмосковных санаториев из-за осложнений, вызванных перенесенным инфарктом. Церемония прощания с великим актером прошла в Москве. Весьма примечательно, что Смоктуновский стал первым советским актером, которого зрители провожали в последний путь бурными овациями.

Семья и дети Иннокентия Смоктуновского

В жизни актера было два брака. Еще в молодости он недолгое время был женат на актрисе Римме Быковой. Впоследствии его супругой стала художница по костюмам еврейка Шламита Кушнир. Вторая жена была с актером до самой его смерти.

В данном союзе на свет появилось трое детей. Первый ребенок умер вскоре после рождения. Двух других ждала более радужная судьба. Сын Филипп (1957 г.р.) ныне работает переводчиком. Дочь Мария (1965 г.р.

) сегодня является довольно известной балериной.

Больше информации по теме: http://www.uznayvse.ru

Источник: http://mymylife.ru/biografii-znamenitostej/123798-innokentij-smoktunovskij-biografiya-aktera-foto

Смоктуновский иннокентий михайлович – актеры

«СМОКТУНОВСКИЙ ИННОКЕНТИЙ МИХАЙЛОВИЧ»

Российский актер театра и кино. Сценические роли: Мышкин (“Идиот”), Иванов (“Иванов”), Иудушка Головлев (“Господа Головлевы”), Федор Иоаннович (“Царь Федор Иоаннович”) и др. Снимался в фильмах: “Девять дней одного года”, “Гамлет”, “Берегись автомобиля”, “Чайковский”, “Преступление и наказание”, “Дядя Ваня”, “Дочки-матери” и др.

Иннокентий Смоктунович (Смоктуновский) родился 28 марта 1925 года в деревне на севере Томской области. В 1929 году семья переехала в Красноярск. Отец работал грузчиком в порту, мать – на колбасной фабрике.

Тяга к лицедейству проявилась у Иннокентия еще в детстве. Он участвовал в школьной самодеятельности. Позже актер с улыбкой рассказывал о своем дебюте: “…

Мы готовили чеховское “Предложение”, но когда мы вышли на сцену, то я был настолько перепуган, настолько не знал, что делать с той неуправляемой силой, которая была в этот момент во мне, что стал хохотать на самых высоких нотах, хохотал истерично, страшно, одурело, но зал стал хохотать вместе со мной. Занавес закрыли. Меня тут же выгнали…

” Когда началась война, ему было 16 лет. Отец ушел на фронт. Иннокентий вынужден был работать, чтобы поддержать многочисленную семью: мать, двух братьев и трех сестер… Перепробовал несколько профессий, учился даже на киномеханика.

В 1943 году он попал в Киевское военное училище, откуда почти сразу его отправили на фронт. Смоктунович участвовал в сражении на Курской дуге, форсировал Днепр, освобождал Киев. 3 декабря 1943 года в бою под Житомиром его взяли в плен.

Во время этапирования в Германию Смоктуновичу удалось бежать и примкнуть к партизанам. А через некоторое время он вновь попал в действующие войска и дошел до Берлина.

На вопрос, верит ли он в судьбу, актер отвечал: “Когда я был на фронте, рядом со мной падали и умирали люди, а я жив…

А когда я бежал из плена и, пережидая день, спрятался под мост, вдруг вижу – прямо на меня идет немецкий офицер с парабеллумом, дежуривший на мосту, но перед тем как глазами наткнуться на меня, он неожиданно поскользнулся и упал, а когда встал, то, отряхиваясь, прошел мимо и потом опять стал смотреть по сторонам…”

Вернувшись в Красноярск, Смоктунович учился на фельдшера, затем работал грузчиком в порту. За компанию с приятелем отправился поступать в театр-студию при Красноярском театре имени Пушкина. Их приняли.

Смоктунович участвовал в спектаклях “Иван Грозный”, “Золушка”, “Давным-давно”. Уже тогда его отличал крайне неуживчивый характер. Он все чаще стал выражать недовольство режиссеру, и тот в конце концов выгнал Смоктуновича из театра.

Читайте также:  Джейсон биггз - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В 1946 году актер отправился в Норильск, где устроился в труппу Второго заполярного театра драмы и музыкальной комедии. Директор театра предложил ему взять псевдоним Славянин, но он отказался.

Тогда решили поменять в фамилии только окончание – и появился Смоктуновский.

После четырех лет плодотворной работы ему вновь пришлось уехать, в первую очередь из-за того, что у него начался жестокий авитаминоз.

За один год в труппе Дагестанского русского драматического театра имени Горького, как напишет впоследствии сам Смоктуновский в книге “Время добрых надежд” (1979), он “успел испечь пять основных ролей, не принесших мне, однако, ни радости, ни истинного профессионального опыта, ни даже обычного умения серьезно проанализировать мысли и действия образа”.

В 1952 году вместе со своей женой – актрисой Риммой Быковой он перебирается в Сталинград.

«СМОКТУНОВСКИЙ ИННОКЕНТИЙ МИХАЙЛОВИЧ»

Опять много играет. Смоктуновский снискал успех в спектаклях “Доходное место” А. Островского и “Большие хлопоты” Л. Лэнга. Обе роли были сатирическими. Однако это не приносит ему творческого удовлетворения.

Смоктуновский стал ссориться с коллегами по труппе: “Мы все что-то неинтересное делаем. Одни театральные пошлые штампы…” К тому же его жена закрутила роман с молодым актером.

Уходя из Сталинградского театра, после очередного скандала Смоктуновский заявил коллегам: “Если обо мне не услышите через пять лет, буду заниматься другим делом”.

В январе 1955 года он приехал в Москву. Смоктуновский обошел семь столичных театров, но везде получил отказ. В потертом лыжном костюме он бродил по летней Москве, перебивался случайными заработками в Ленкоме, ночевал на лестницах в подъездах.

И кто знает, как дальше сложилась бы его судьба, если бы он не познакомился с будущей женой Суламифью, которая имела кое-какие связи в театральном мире. Одним из ее знакомых оказался известный режиссер Леонид Трауберг, через которого удалось представить Смоктуновского режиссеру Ивану Пырьеву.

Тот, в свою очередь, рекомендовал его в Театр-студию киноактера.

Летом 1955 года режиссер Михаил Ромм пригласил Смоктуновского на эпизодическую роль в фильме “Убийство на улице Данте”. По сюжету его герой, молодой врач, сотрудничавший с немцами, входит в кабачок и сообщает, что к Мадлен Тибо едет сын Шарль.

Съемка не заладилась с самого начала. Этот эпизод снимали чуть ли не всю смену. Ассистенты режиссера предлагали Ромму заменить бездарного актера. Ромм вдруг отрезал: “Прекратите эту мышиную возню! Актер же это чувствует. Ему это мешает.

Неужели вы не видите, как он талантлив?! Снимается первый раз, волнуется”.

В том же году Смоктуновский сыграл в фильме режиссера Александра Иванова “Солдаты” (1957). Здесь ему досталась небольшая роль солдата Фарбера. По мнению многих, уже тогда он проявил незаурядный талант.

В роли Фарбера его заметил режиссер Ленинградского Большого драматического театра Г. Товстоногов и был буквально пленен глазами актера. В те дни в БДТ ставили “Идиота” Ф. Достоевского, и именно в Смоктуновском режиссер увидел идеального князя Мышкина.

Есть роли у актеров, точно попадающие ко времени. Мышкин Смоктуновского абсолютно вышел из Достоевского, был человеком прошлого века, но и полностью отразил потребности времени в искусстве 1960-х годов.

Премьера “Идиота” состоялась в БДТ 31 декабря 1957 года. Спектакль имел сенсационный успех.

О своих впечатлениях рассказывает актриса Алла Демидова: “Когда на сцену БДТ в “Идиоте” выходил Смоктуновский, то время останавливалось – зал замирал, затаив дыхание, и вот мы, зрители, жили вместе с ним в двух временных и пространственных измерениях, время Достоевского и сиюминутное время соединялось, давая нам объем и растяжение. За один спектакль мы успевали прожить несколько жизней…”

В БДТ Смоктуновский был занят еще в двух спектаклях: “Кремлевские куранты” (Дзержинский) и “Иркутская история” (Сергей Серегин).

В 1960 году Ромм приступил к работе над фильмом о физиках-ядерщиках с рабочим названием “365 дней”. Первоначально на роль Ильи Куликова был утвержден актер Юрий Яковлев. Однако перед самым началом съемок он попал в аварию.

Михаил Ильич стал искать другого актера.

“Меня пригласили пробоваться, потому что Ромм помнил, как я снимался у него в маленьком эпизоде в картине “Убийство на улице Данте”, и у него осталось в памяти, что я – гибок, – говорил Смоктуновский.

«СМОКТУНОВСКИЙ ИННОКЕНТИЙ МИХАЙЛОВИЧ»

– Он дал мне репетицию и пробу, на пробе хохотал, но сказал, что делаю все совершенно не то. Нужна была избалованность, покой, моцартовский полет мыслей, уверенность. Все это во мне отсутствовало… Михаил Ильич говорил, что в этой роли он видит полноватого человека. Хорошо, я поправлюсь, – говорил я. – Очень хотелось с ним работать… Говорят, опыт учит…”

Фильм “Девять дней одного года” (1962) (от прежнего названия “365 дней” отказались) пользовался большим успехом у зрителей. На кинофестивале в Карловых Варах картина получила высшую награду – “Хрустальный глобус”, а Смоктуновский был отмечен премией за лучшее исполнение мужской роли.

Следующая картина станет поистине эпохальной в творческой биографии актера. Григорий Козинцев предложил актеру роль Гамлета, причем без всяких проб! В ответ Смоктуновский написал ему письмо, в котором признавался: “Совсем не верю в себя как в Гамлета. Если Вы сможете вдохнуть в меня эту веру, буду очень и очень признателен…”

Козинцев эту веру в Смоктуновского вдохнул, и в феврале 1962 года работа над фильмом началась. Гамлет Смоктуновского в первую очередь был человеком добрым, всепрощающим… Режиссер постоянно предостерегал его от излишней мягкости, напоминая о гневности, гордости Гамлета.

“Тогда этой роли были отданы не только силы и опыт, но и кусок жизни, – вспоминал Смоктуновский. – Отданы трепетно, с сердцем, душою… Когда фильм был уже снят, то казалось, что можно было сделать лучше, тоньше…”

Смоктуновскому самому нравилась эта роль: “Да, это хорошая актерская работа. За исключением некоторых сцен… А есть просто прекрасные: сцена с флейтой, например, или разговор с артистами, встреча с Розенкранцем и Гильденстерном. У меня в этой роли хорошая пластика, я хорошо двигаюсь. Сразу видно – это гибкий человек”.

За четыре года фильм за границей собрал свыше 20 различных премий. В Англии зрители сочли его Гамлета более современным, чем даже Гамлет Лоренса Оливье! В 1965 году режиссеру картины Козинцеву и исполнителю главной роли актеру Смоктуновскому была присуждена Ленинская премия.

Осенью 1964 года актеру поступило предложение от режиссера М. Ольшвангера сыграть в фильме “На одной планете” роль Ленина. Во время съемок картины Смоктуновский серьезно заболел (у него обнаружился туберкулез глаз) и лег на длительное лечение в больницу. Болезнь была следствием перенапряжения, результатом киносъемок в течение нескольких лет подряд.

На этот раз все обошлось. Смоктуновский сыграл у Эльдара Рязанова в комедии “Берегись автомобиля” (1966). На роль Деточкина его долго не хотели утверждать. Министр кинематографии А.

Романов заявил: “Смоктуновский только что сыграл Ленина, а теперь будет играть жулика?! Не допущу!” Рязанов резонно возразил “Ведь у нас “жулик” благородный, он персонаж глубоко положительный!” И министр уступил.

Режиссеру и актеру посчастливилось найти абсолютно оригинальный характер героя. В результате картина “Берегись автомобиля” стала комедией десятилетия.

Биограф актера Елена Горфункель пишет: “В тот период, примерно с 1959 по 1966 год, Смоктуновский – блистательный премьер киноэкрана. Фильмы с его участием получают десятки премий на кинофестивалях в разных странах, он приобретает международную известность. На родине зрители неоднократно выбирают его лучшим киноактером года.

«СМОКТУНОВСКИЙ ИННОКЕНТИЙ МИХАЙЛОВИЧ»

Он нарасхват среди кинорежиссеров и имеет очень высокий авторитет у коллег артистов.

Начинающие играют “под Смоктуновского”, имитируя трепетность телесной и душевной организации и на свой лад изображая ритмическое своеобразие оригинала – вялостью темпов, расслабленностью движений.

Возникают легенды о его жизни и странствиях. Считается, что ему под силу любая роль. В те годы вокруг него была атмосфера полного понимания и согласия. На каждое слово слышался отзыв”.

В Лондоне и Париже Смоктуновский за месяц сыграл 11 спектаклей – переутомился и снова заболел. Он выбыл из работы на два года.

В 1968 году Смоктуновский снимается у Таланкина в роли Петра Ильича Чайковского в одноименном фильме и у Кулиджанова в роли Порфирия Петровича в “Преступлении и наказании”.

По опросу читателей журнала “Советский экран” Смоктуновский был признан лучшим актером года, а на фестивале в Сан-Себастьяне получил приз за исполнение главной роли в фильме “Чайковский”. Он создал образ человека сложнейшего душевного склада.

У него стеклянной хрупкости душа, нежная, не выносящая пошлости природа чувств, воображение, приносящее и страдание и радость…

В начале 1970-х годов Смоктуновский с семьей (жена Суламифь Михайловна, дочь и сын) переехал на постоянное жительство в Москву. В столице он был принят в труппу Государственного академического Малого театра. Его первой ролью стал царь Федор Иоаннович в одноименной трагедии А. Толстого. Премьера спектакля состоялась 23 октября 1973 года. Но через два года Смоктуновский уходит во МХАТ.

На сцене прославленного театра он сыграл целый ряд классических ролей. Это Дорн в “Чайке”, Серебряков в “Дяде Ване”, Иванов в “Иванове”, Иудушка Головлев в “Господах Головлевых”.

За Иннокентием Михайловичем Смоктуновским утвердилась слава тонкого психологического актера. И если в каких-либо ролях он отходил от этого клише, публика и критика ему “не прощали”.

О Смоктуновском порой говорили, что он утратил набор высоты, стал повторяться. На эти упреки актер отвечал так: “Это не потому что я стал хуже. Я ведь живу не этажом выше, я отражение этой жизни”.

В это трудное время его поддерживали семья и друзья. “Я люблю отдых, природу. Люблю быть с людьми, с которыми мне просто, с которыми можно и говорить, и молчать… Я не могу отдыхать без семьи.

Семья, кстати, – хорошая защита от внешних посягательств. Популярность часто мешает, хотя я научился относиться к ней равнодушно. Обаяние и мягкость Мышкина, Деточкина, дяди Вани позволяют думать, что я общителен, приветлив, открыт…

Но это черты моего лирического героя, как сказал бы поэт”.

После роли Войницкого в картине А. Михалкова-Кончаловского “Дядя Ваня” (1971) ему в течение последующих десяти лет ни разу больше не доведется играть главные роли.

В те годы на счету актера были эпизоды в таких фильмах, как “Дочки-матери”, “Исполнение желаний” (оба – 1974), “Романс о влюбленных”, “Звезда пленительного счастья”, “Выбор цели” (все – 1975), “Легенда о Тиле” (1977), “Степь”, “В четверг и больше никогда” (оба – 1978) и др. Но своим первым эпизодом Смоктуновский считал Гения (Ивана Петровича Александрова) в “Живом трупе”. Именно с Гения начинаются эпизоды не как маленькие, а как концентрированные роли.

“Вообще эпизодические персонажи Смоктуновского выпуклы и художественно осязаемы везде, как бы ни различались конкретные “тексты” фильмов, в которых они появляются, – замечает Елена Горфункель.

– Смоктуновский в короткой роли заметен и остр, что связано и с его большим опытом, и со своеобразием техники – техники в том смысле, как можно судить о технике художника, мастера, каждому сюжету воздающего по цене. Для каждого случая находится свой прием, позволяющий говорить исчерпывающе и придавать даже крохотной роли законченность художественной формы”.

В 1980-е годы к Смоктуновскому вновь вернулись главные роли. Правда, это были в основном телефильмы: “Маленькие трагедии” Швейцера (1980), “Поздняя любовь” (1983), “Дети солнца” (1985), “Сердце не камень” (1989), “Дело Сухово-Кобылина” (1991; последние четыре фильма поставил Л. Пчелкин).

Между тем в начале 1990-х годов артист все чаще вынужден соглашаться играть “проходные” роли. Он даже появляется на экране в образе главаря мафии. Смоктуновский признавался: “Раньше я строже относился к выбору ролей… А сейчас говорю – говорю это со стыдом – мной руководит другое. Спрашиваю: сколько вы мне заплатите за это безобразие?”

В 1990-х он сыграл в картинах “Дина” (1990), “Гений”, “Осада Венеции”, “Линия смерти” (все – 1991), “Убийца” (1992), “Вино из одуванчиков”, “Хочу в Америку” (оба – 1993).

За роль в картине “Дамский портной” (1991) Смоктуновский был удостоен приза “Ника” и отмечен дипломом на фестивале в Сан-Ремо.

К тому времени в послужном списке актера было уже более 80 ролей в кино и на телеэкране и свыше 50 – в театре.

В бурные 1990-е годы Смоктуновский не только говорил о политике, но и участвовал в политических акциях. В памятную ночь с третьего на четвертое октября он выступал на митинге у Моссовета. Иннокентий Михайлович призывал к миру любой ценой, но не ценой крови. Увы, наэлектризованная толпа, жаждущая защищать демократию, не захотела слушать его.

Это была речь либерального, цивилизованного человека в нелиберальной и пока не цивилизованной стране. Говорить ему не дали. Позже Смоктуновский признавал: “Да, знаете, как-то не получилось…

Мне не удалось сказать то, что я хотел: чтобы все, что происходит, происходило, по возможности, не ценой человеческой жизни, потому что все-таки (хотя, наверное, так не бывает) мы должны, по возможности, друг друга останавливать и не толкать к убийству”.

Когда в одном из интервью его спросили, какие из сыгранных ролей ему особенно дороги, актер ответил: “В кино это “Дочки-матери”, “Дядя Ваня”, “Живой труп” (не вся картина, только моя работа) – это уже частички моего мышления. Я их благословляю. А моя единственная великая работа – на сцене, в “Идиоте”. Она вечная, легендарная: видел по лицам зрителей, как они начинали трепетать. Ну и “Гамлет”, хотя работа отражала суть того времени…”

Летом 1994 года Смоктуновский работал во МХАТе над ролью Арбенина в “Маскараде” М. Лермонтова. Премьера спектакля должна была состояться осенью, но актер до нее не дожил: 3 августа он скончался в одном из санаториев под Москвой после очередного инфаркта.

Источник: http://the100.ru/actors/smoktunovsky-innokenty-m.html

Ссылка на основную публикацию