Осип мандельштам – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Осип Мандельштам, личная жизнь

Известный советский поэт Осип Мандельштам, личная жизнь которого всегда интересовала женщин, родился в 1891-м году в столице Польши Варшаве. Его родители были евреями. Изначально мальчика назвали Иосифом, а имя «Осип» он сам себе затем взял.

Отец Осипа Эмиль изготавливал перчатки и был купцом. Мать Флора занималась музыкой. Именно она развивала у сына любовь к творчеству. Через некоторое время семья Мандельштамов переехала из Варшавы в Петербург. Там Осип поступил в Тенишевское училище, где проучился около 8 лет.

В 1908-м году он отправился в Париж, где учился в Сорбонне 2 года. Там юноша познакомился с Гумилевым, стал увлекаться французской литературой. Изучал Бодлера, Верлена и Вийона.

Периодически Осип возвращался в Петербург, чтобы посещать поэтические лекции и обучаться премудростям стихосложения. Уже в тот период он написал известное стихотворение «Нежнее нежного», которое посвятил Цветаевой.

Интересно, что в будущем Осип редко писал похожие стихи на любовные темы.

В 1911-м году у отца Осипа возникают трудности с финансами, поэтому Осип возвращается в Петербург и поступает на романо-германское отделение историко-филологического факультета университета.

Обучается он в нем до 1917-го года, но диплом так и не получает. В доме Гумилева Осип познакомился с Ахматовой. Еще в 10-х годах стихи Мандельштама печатают в «Новом Сатириконе» и «Гиперборее».

Кроме того, он становится участников собраний под названием «Цеха поэтов».

Одно из самых известных стихотворений Осипа выходит в 1915-м году. Также он пишет свою первую книгу с названием «Кремень», которая затем несколько раз переиздается. Свои стихи поэт читает в литературно-артистическом кабаре «Бродячая собака». В этот период он пишет в основном на тяжелые и суровые темы, но с легкой подачей.

Всеобщая популярность у Осипа наступает после революции, когда его начинают активно печатать в различных изданиях. Он гастролирует по стране с собственными стихами.

Однажды ему предложили сбежать в Турцию с белогвардейцами, но он отказался и решил остаться в России. В 1922-м году выходит вторая книга Осипа под названием «Тристий».

В ней стихи поэта являются фрагментарными, парадоксальными, написанными на фоне революции и Первой Мировой войны.

В 1924-м году Осип пробует писать стихи для детей. А через год принимает решение взять творческую паузу. На жизнь какое-то время он зарабатывает переводами.

В 1930-м году начинает путешествовать по Кавказу. Он снова пишет стихи, но почти нигде не печатается. Когда поэт возвращается в родной город, то пишет знаменитое стихотворение «Ленинград».

У Мандельштама начинается 3-й период творческой деятельности.

В 1922-м году Осип женится на Надежде Хазине, которая почти всегда следует за своим возлюбленным и не покидает его даже тогда, когда поэта отправляют в ссылку. В 1933-м году Осип пишет стихотворение, в котором осуждает Сталина. Поэт прекрасно понимает, что его ждут репрессии.

В 1934-м году его арестовывают. Однако ему и его жене разрешают переехать в Воронеж, где они живут в нищете, а затем возвращаются в Москву. Через пару месяцев Мандельштама снова арестовывают и отправляют на Дальний Восток. В 1938-м году Осип умирает в пересыльном лагере.

Его точное место захоронения неизвестно.

Источник: http://tizer42.ru/publ/lichnaja_zhizn/osip_mandelshtam_lichnaja_zhizn/8-1-0-162

Осип Мандельштам – биография, семья, фото

Осип Мандельштам – русский поэт, прозаик и переводчик, эссеист, критик и литературовед. Его произведения оказали большое влияние на отечественную поэзию Серебряного века.

Мандельштам считается одним из крупнейших русских поэтов 20-го века. В его биографии много трагизма, о чем мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Осипа Мандельштама.

Биография Мандельштама

Осип Эмильевич Мандельштам родился 3 января 1891 г. в Варшаве. Интересно, что изначально будущего поэта назвали Иосифом, однако через какое-то время он решил сменить имя на «Осип».

Мальчик рос в интеллигентной еврейской семье.

Его отец, Эмиль, являлся профессиональным перчаточником и был купцом первой гильдии. Мать, Флора Овсеевна, была музыкантом, поэтому ей удалось привить сыну любовь к музыке.

Позже Осип Мандельштам скажет о том, что поэзия по своей сущности очень близка к музыке.

Детство и юность

В 1897 г. семейство Мандельштамов переезжает в Петербург. Когда мальчику исполняется 9 лет, он поступает в Тенишевское училище.

Стоит заметить, что это учебное заведение называли русской кузницей «культурных кадров» начала 20-го века.

Осип Мандельштам в детстве

В скором времени 17-летний Осип отправляется в Париж для учебы в Сорбонне. В связи с этим он находится в столице Франции в течение 2 лет.

Благодаря этому он с большим интересом изучает произведения французских поэтов, а также зачитывается Бодлером и Верленом.

В данный период биографии Мандельштам знакомится с Николаем Гумилевым, с которым сразу же находит общий язык.

В скором времени он начинает писать свои первые стихи. Из-под его пера выходит стихотворение «Нежнее нежного», посвященное Марине Цветаевой.

Оно интересно тем, что написано в стиле любовной лирики, поскольку Мандельштам мало писал в данном направлении.

В 1911 г. поэт испытывает серьезные материальные проблемы, поэтому ему приходится оставить учебу в Европе. В связи с этим он решает поступить в Петербургский университет на отделение историко-филологического факультета.

Стоит заметить, что Осипа Мандельштама мало интересовала учеба, поэтому он получал низкие оценки. Это привело к тому, что он так и не получил диплома о высшем образовании.

В свободное время поэт часто ходит в гости к Гумилеву, где знакомится с Ахматовой. Дружбу с ними он будет считать одним из важнейших событий в своей биографии.

В скором времени Мандельштам начинает публиковать свои произведения в разных изданиях.

Осип Мандельштам в юности

В 1912 г. после знакомства с Александром Блоком он проявляет интерес к акмеистам, которые пропагандировали в своем творчестве материальность и точную передачу слов и образов.

В итоге Мандельштам присоединяется к данному течению и становится участником объединения «Цеха поэтов».

В 1915 г. он сочиняет одно из самых известных стихотворений в своей биографии «Бессонница. Гомер. Тугие паруса».

Творчество Мандельштама

Первой книгой, изданной Осипом Мандельштамом, является «Камень». В ней он представил многие серьезные произведения, затрагивающие важные темы.

Ему удавалось говорить о трудных вещах простыми словами. Интересно, что поэт неоднократно читал свои стихи перед публикой в кабаре «Бродячая собака».

После Октябрьской революции 1917 г. Мандельштам считался одним из самых известных поэтов России. Интересно, что с приходом к власти большевиков во главе с Лениным, у него была возможность уехать в Турцию.

Однако после долгих раздумий Мандельштам решает все же остаться в России, и начинает с удвоенным рвением писать стихотворения и публиковать их в разных издательствах.

В данный период биографии им были написаны такие стихи, как «Сумерки Свободы», «Телефон» и «За то, что я руки твои не сумел удержать…».

В 1922 г. в свет выходит его вторая книга «Tristia», в которой находится множество стихов, посвященных военной тематике и революции. Спустя год он создает новое прозаическое произведение «Шум времени».

В период биографии 1924-1926 гг. Мандельштам сочинил множество детских стихотворений, которые затем будут опубликованы в книге «Шары». После этого он решил сделать творческий перерыв, зарабатывая на жизнь только переводческой деятельностью.

В 1927 г. им была представлена повесть «Египетская марка», в которой прослеживались гоголевские мотивы. В 1928 г. публикуется последний прижизненный сборник Мандельштама «Стихотворения» и сборник статей «О поэзии».

В 1930 г. Мандельштама, по настоянию партийного деятеля Николая Бухарина, командируют в Армению.

Оказавшись в Ереване, поэт познакомился с ученым и переводчиком Борисом Кузиным. Общение с ним оказало на Осипа Мандельштама неизгладимое впечатление.

Тюремное фото, 17 мая 1934 г.

Тогда же из-под его пера выходит статья «Путешествие в Армению», где он подробно описывает свои впечатления от пребывания в данной стране.

Затем он возвращается обратно домой и сочиняет стихотворение «Ленинград», в котором признается в любви к городу.

В 30-х годах в творческой биографии Мандельштама наступает переломный момент. В своих произведениях он начинает использовать прием метафорического шифра.

Личная жизнь

В 1919 г. находясь на Украине, Осип Мандельштам знакомиться с Надеждой Хазиной. Вскоре между ними завязываются дружеские отношения, которые, в конечном счете, перерастают в любовный роман.

Стоит заметить, что Надежда была еврейкой, а также являлась очень грамотной и интересной девушкой.

Спустя 3 года после знакомства, Мандельштам и Хазина сыграли свадьбу. Интересно, что супруга никогда не покидала мужа. Когда на Осипа начались гонения, Надежда уехала в ссылку вместе с ним.

Гонения и аресты

В 1933 г. Мандельштам прочитал перед публикой свои стихи, в которых критиковал большевиков и Иосифа Сталина.

В частности, он зачитал стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны», где он прямо высмеивает вождя народов. Вскоре кто-то донес на поэта, в результате чего Мандельштам начал подвергаться постоянным гонениям.

Менее чем через год его арестовывают и отправляют в ссылку в Чердынь Пермского края. Там он предпринимает попытку выброситься из окна. После этого инцидента супруга Мандельштама начала делать все возможное, чтобы спасти мужа.

Мандельштам с женой Надеждой

Она писала в разные инстанции и описывала положение дел друзьям и знакомым. Благодаря этому им разрешили переехать в Воронеж, где они жили в глубокой нищете до конца ссылки.

Вернувшись домой Осип Мандельштам по-прежнему испытывал много трудностей и преследований со стороны действующей власти. Вскоре члены Союза писателей обозначили его стихи «похабными и клеветническими».

С каждым днем положение Мандельштама становилось все сложнее.

1 мая 1938 г. его снова арестовывают, а 2 августа приговаривают к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Этого сердце поэта не выдержало.

Мандельштам после второго ареста в 1938 году. Фотография НКВД

Смерть

Осип Эмильевич Мандельштам скончался в пересыльном лагере 27 декабря 1938 года. Ему было всего 47 лет. Официальной причиной смерти был назван тиф.

Тело Мандельштама вместе с другими усопшими до весны лежало непогребённым. Затем весь «зимний штабель» был захоронен в братской могиле.

На сегодняшний день точное место захоронения Мандельштама остается неизвестным.

Если вам понравилась краткая биография Мандельштама – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и интересные истории из их жизни в частности – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Источник: http://interesnyefakty.org/osip-mandelshtam/

Поэт Осип Мандельштам. Биография, стихотворения и фотографии Мандельштама

Осип Мандельштам начал писать стихи еще в школьные годы. Он изучал историю литературы, переводил европейских классиков, публиковал исследовательские статьи и прозу. За одно из стихотворений поэта дважды репрессировали. Последнюю ссылку — на Дальний Восток — Осип Мандельштам не пережил.

«Первое признание читателями»

Осип Мандельштам родился в 1891 году в Варшаве. Его отец, Эмилий Мандельштам, был купцом первой гильдии, занимался производством перчаток. Он самостоятельно изучал немецкий язык, увлекался германской литературой и философией, в юности жил в Берлине. Мать — Флора Вербловская — занималась музыкой.

В 1897 году семья переехала в Петербург. Родители хотели дать детям хорошее образование и познакомить их с культурной жизнью Северной столицы, поэтому Мандельштамы жили между Петербургом и Павловском. Со старшим сыном Осипом занимались гувернантки, он с раннего детства учил иностранные языки.

В 1900–1907 годах Осип Мандельштам учился в Тенишевском коммерческом училище — одной из лучших столичных школ.

Здесь использовали новейшие методики преподавания, ученики издавали журнал, давали концерты, ставили спектакли. В училище Осип Мандельштам увлекся театром, музыкой и написал свои первые стихи.

Родители не одобряли поэтических опытов сына, но его поддерживал директор и преподаватель словесности, поэт-символист Владимир Гиппиус.

После окончания училища Мандельштам уехал за границу. Он слушал лекции в Сорбонне. В Париже будущий поэт познакомился с Николаем Гумилевым — позже они стали близкими друзьями. Мандельштам увлекался французской поэзией, изучал романскую филологию в Гейдельбергском университете Германии, путешествовал по Италии и Швейцарии.

Иногда Мандельштам приезжал в Петербург, где знакомился с русскими поэтами, посещал литературные лекции в «Башне» у Вячеслава Иванова и в 1910 году впервые напечатал свои стихотворения в журнале «Аполлон».

В 1911 году молодой поэт поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. В тот же год он присоединился к «Цеху поэтов» Николая Гумилева.

В литературную группу входили Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Михаил Кузмин. Осип Мандельштам публиковал в петербургских изданиях стихи, литературные статьи, выступал со своими произведениями на сцене.

Особенно часто — в кабаре «Бродячая собака».

В 1913 году вышел первый сборник стихотворений молодого поэта — книга «Камень». Его брат, Евгений Мандельштам, позже вспоминал: «Издание «Камня» было «семейным» — деньги на выпуск книжки дал отец. Тираж — всего 600 экземпляров. .

Перед революцией Осип Мандельштам несколько раз гостил у Максимилиана Волошина в Крыму. Там он познакомился с Анастасией и Мариной Цветаевыми. Между Мариной Цветаевой и Мандельштамом вспыхнул короткий, но бурный роман, по окончании которого разочарованный в любви поэт даже собирался уйти в монастырь.

Прозаик, переводчик, литературовед

После октябрьского переворота Мандельштам некоторое время служил в Петербурге, а потом переехал в Москву. Однако голод вынудил его покинуть и этот город. Поэт постоянно переезжал — Крым, Тифлис. В Киеве он познакомился с будущей женой — Надеждой Хазиной. В 1920 году они вместе вернулись в Петербург, а спустя еще два года — поженились.

В 1922 году вышла вторая книга стихов Осипа Мандельштама «Tristia» с посвящением Надежде Хазиной. В сборник вошли произведения, которые поэт написал в годы Первой мировой войны и во время революционного переворота. А еще спустя год была опубликована «Вторая книга».

В 1925 году Мандельштаму стали отказывать в печати стихов. В следующие пять лет он почти ушел от поэзии. В эти годы Осип Мандельштам выпустил много литературоведческих статей, автобиографическую повесть «Шум времени», книгу прозы «Египетская марка», произведения для детей — «Примус», «Шары», «Два трамвая».

Он много переводил — Франческо Петрарку и Огюста Барбье, Рене Шикеле и Иосифа Гришашвили, Макса Бартеля и Жана Расина. Это давало молодой семье хоть какой-то доход. Итальянский язык Осип Мандельштам изучал самостоятельно. Он прочитал оригинальный текст «Божественной комедии» и написал эссе «Разговор о Данте».

В 1933 году в ленинградском журнале «Звезда» вышло «Путешествие в Армению» Мандельштама. Он позволил себе и откровенные, порой резкие описания молодой Советской республики и колкости в адрес известных «общественников». Вскоре вышли разгромные критические статьи — в «Литературной газете» и «Правде».

«Очень резкое сочинение»

Осенью того же года появилось одно из самых известных сегодня стихотворений Мандельштама — «Мы живем, под собою не чуя страны…». Он прочитал его примерно пятнадцати знакомым.

Борису Пастернаку принадлежат слова: «То, что Вы мне прочли, не имеет никакого отношения к литературе, поэзии.

Это не литературный факт, но факт самоубийства, которого я не одобряю и в котором не хочу принимать участия».

Поэт уничтожил бумажные записи этого стихотворения, а его жена и друг семьи Эмма Герштейн выучили его наизусть. Герштейн позже вспоминала: «Утром неожиданно ко мне пришла Надя [Мандельштам], можно сказать влетела.

Она заговорила отрывисто. «Ося написал очень резкое сочинение. Его нельзя записать. Никто, кроме меня, его не знает. Нужно, чтобы еще кто-нибудь его запомнил. Это будете вы. Мы умрем, а вы передадите его потом людям».

На Мандельштама донесли. Сначала его выслали в Чердынь-на-Каме. Позже — благодаря заступничеству Николая Бухарина и некоторых поэтов — Мандельштам с женой смогли переехать в Воронеж.

Здесь он работал в журналах, газетах, театрах, писал стихи. Позже они были опубликованы в сборниках «Воронежские тетради».

Заработанных денег катастрофически не хватало, но друзья и родственники поддерживали семью.

Когда срок ссылки закончился и Мандельштамы переехали в Калинин, поэта вновь арестовали. Его приговорили к пяти годам лагерей за контрреволюционную деятельность и отправили этапом на Дальний Восток. В 1938 году Осип Мандельштам умер, по одной из версий, в больничном лагерном бараке недалеко от Владивостока. Причина его смерти и место захоронения доподлинно неизвестны.

Произведения Осипа Мандельштама были запрещены в СССР еще 20 лет. После смерти Сталина поэта реабилитировали по одному из дел, а в 1987 году — по второму. Его стихи, прозу, мемуары сохранила Надежда Мандельштам. Что-то она возила с собой в «рукописном чемодане», что-то держала только в памяти. В 1970–80-х годах Надежда Мандельштам опубликовала несколько книг-воспоминаний о поэте.

Источник: https://www.culture.ru/persons/9327/osip-mandelshtam

Самые интересные факты из биографии Мандельштама

Удивительно, но за очень короткий промежуток времени, с 1889 по 1895 год, в России родились шесть великих поэтов. Это Ахматова, Пастернак, Цветаева, Маяковский, Есенин и Мандельштам. И у всех шестерых была трагическая судьба.

Цветаева и Есенин повесились. Маяковский застрелился. У Ахматовой был расстрелян муж – поэт Гумилев – и отправлен в ГУЛАГ сын. Она сама подвергалась травле, над ней  висела угроза ареста. Травили также Пастернака.

Полна драматических событий  и жизнь Мандельштама.

Переход в христианство

Осип Эмильевич Мандельштам родился в 1891 году в Варшаве. Отец был купцом первой гильдии. Это давало право жить за чертой оседлости, установленной для евреев. Семья переехала в Санкт-Петербург. Мандельштам учился в Сорбонне и Гейдельбергском университете –  знаменитых высших учебных заведениях Европы.

Однако в 1911 отец разорился и не мог больше оплачивать учебу сына за рубежом. Мандельштам решил поступить в Петербургский университет. Но здесь для евреев существовала квота. Он нашел выход: принял христианство протестантского толка. Впрочем, Мандельштам все больше времени стал уделять поэзии и все меньше – учебе.

Университет он не закончил.

Первая книга

Первый поэтический сборник Мандельштама под названием «Камень» был опубликован в 1913 году. В эту тоненькую книжку вошли 23 стихотворения. Поэт издал ее на свои деньги, вернее, на деньги отца.

Тогда в Петербурге книгопродавцы поэтические книги не приобретали, а брали на комиссию. Исключение делалось лишь для известных поэтов. Пришлось весь тираж – 600 экземпляров – сдать в комиссионный магазин.

Эта скромная книжица сразу поставила Мандельштама в ряд признанных поэтов.

Стычка с Блюмкиным

Летом 1918 Мандельштам находился в Москве. В одном кафе он стал свидетелем, как левый эсер Блюмкин, возглавлявший тогда отдел ЧК, в пьяном виде подписывает ордера на расстрел  и хвастается, что жизнь людей в его руках.

Возмущенный поэт подскочил к чекисту, выхватил бумаги и порвал.  Этот отважный  поступок мог иметь самые серьезные последствия для Мандельштама. Поэтому Лариса Рейснер, известная революционерка, жена Федора Раскольникова, повезла его к Дзержинскому.

Тот, выслушав рассказ поэта, его поведение одобрил.

Через несколько дней Блюмкин убил германского посла. Вспыхнул мятеж левых эсеров. В связи с этими событиями был допрошен сам Дзержинский. Отвечая на вопрос, почему Блюмкин занимал такую важную должность, он сказал, что отстранил того от работы, как только узнал от Раскольникова и Мандельштама о его методах.

Позднее поэт в том же кафе вновь увидел Блюмкина. Тому уже простили убийство посла и даже приняли в партию большевиков. Блюмкин стал угрожать ему пистолетом. Мандельштам, человек впечатлительный, тонко организованный, упал в обморок.

Два ареста

В годы гражданской войны Мандельштам переезжал с места на место. В Киеве познакомился с Надеждой Хазиной, ставшей его женой.

В Крыму его арестовала врангелевская разведка, но отпустила после заступничества поэта Волошина. У него была возможность уплыть вместе с белыми в Турцию, но он предпочел остаться на родине.

Знал бы Мандельштам, что его здесь ждет! Он был арестован по подозрению в шпионаже и в меньшевистской Грузии. И тоже отпущен.

Пощечина Алексею Толстому

Мандельштам был крайне обидчив, самолюбив, вспыльчив. Однако близкие люди, знавшие, что сердце у него отзывчивое и доброе, мирились с его тяжелым характером.

Один молодой поэт занял у Мандельштама деньги и не отдавал. В ответ на требование вернуть долг он избил тщедушного Мандельштама и его жену. Мандельштам пожаловался в писательский товарищеский суд. Суд под председательством писателя Алексея Толстого обязал ответчика деньги возвратить, но побои оставил без последствий.

Мандельштам затаил обиду на Толстого. Встретив его в одном издательстве, поэт ударил «красного графа», как того называли, по щеке и патетически воскликнул: «Я наказал палача, который выдал ордер на избиение моей жены!» Толстой закричал, что не даст ему теперь жить в Москве и печататься.

Но советы написать заявление в правоохранительные органы писатель отверг.

Стих о «кремлевском горце»

В 1933 году Мандельштам сочинил знаменитое стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…», обличающее Сталина. И хотя читал он его лишь самым близким знакомым, Сталин об этом стихе узнал. Вопреки всем ожиданиям,  решение вождя оказалось относительно мягким: «Изолировать, но сохранить». Поэта с женой выслали в маленький городок.

Попытка самоубийства

В ссылке у Мандельштама обнаружились признаки душевного расстройства. Он даже пытался покончить с собой, выбросившись из окна. За поэта стал хлопотать Бухарин. Мандельштаму  разрешили самому выбрать место ссылки. Он поселился в Воронеже.

Донос Ставского

В 1938 году секретарь Союза писателей  Ставский написал заявление на имя Ежова, в котором называл стихи Мандельштама похабными и клеветническими и предлагал решить вопрос о поэте. Вскоре Мандельштам был арестован и приговорен к пяти годам лагерей.

Гибель

Мандельштам оказался в пересыльном лагере во Владивостоке. Состояние его было ужасным. У него помутился рассудок. Он исхудал до неузнаваемости. Соседи по бараку уличали поэта в воровстве продуктов и избивали за это. Он искал объедки в помойных кучах. Это считалось пределом падения.

Поэт умер 27 декабря 1938. По официальной версии – от паралича сердца, а в действительности, судя по всему, – от истощения. По словам очевидцев, тело Мандельштама было брошено в ров.

Источник: https://vivareit.ru/samye-interesnye-fakty-iz-biografii-mandelshtama/

Мандельштам Осип Эмильевич

(1891-1938) российский поэт

Мандельштам Осип Эмильевич принадлежал к старшему поколению советских поэтов, начавших свой творческий путь еще в предреволюционные годы. Имя Осипа Мандельштама связывается обычно с акмеизмом, однако истинные масштабы и значение его поэтического наследия выходит далеко за рамки этого литературного течения.

Осип Мандельштам родился в Варшаве в семье мелкого коммерсанта, промышлявшего обработкой и продажей кожи. Он окончил Тенишевское училище, одну из лучших петербургских художественных школ. Каникулы Осип проводил в Павловске, в Финляндии, в Прибалтике. Школа дала ему прочные знания, прежде всего — в гуманитарных науках.

Позднее, в середине двадцатых годов, в повести «Шум времени» Осип Мандельштам рассказал о том, какими были жизненные впечатления его школьной поры.

Уже в начале века он услышал о революционных событиях: в столице, у Казанского собора, выступили студенты, которых поддержали рабочие. Затем настал революционный 1905 год.

«Тенишевец» Мандельштам зачитывался Герценом, о котором через два десятилетия написал в «Шуме времени», что его «политическая мысль всегда будет звучать как бетховенская соната».

Уже в школьные годы Осип начал увлекаться поэзией, музыкой, театром. Расширению и углублению его литературных интересов содействовал директор Тенишевского училища Вл. Гиппиус. Живя в Павловске, Осип Мандельштам посещал музыкальные вечера в привокзальном концертном зале. В театре на него произвела сильнейшее впечатление игра Веры Федоровны Комиссаржевской.

Юношеские годы Осипа Мандельштама совпали с периодом политической реакции.

В ту пору, охваченный интересом к литературе, истории, философии, он уезжает за границу, слушает лекции в Сорбонне, в Гейдельбергском университете, в совершенстве овладевает французским и немецким языками. Также он отлично знал английский язык.

Для того, чтобы написать литературно-критическое эссе «Разговор о Данте», Мандельштам основательно изучил итальянский язык и перечитал сочинения многочисленных интерпретаторов произведений великого флорентийца.

С 1907 по 1910 год Осип Эмильевич Мандельштам живет на Западе, иногда наезжая в Петербург, где завязываются его первые связи с литературной средой. В 1911 году он поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета, стремясь систематизировать свои знания.

К этому времени он прочно входит в литературную среду. В 1913 году вышла в свет первая книга стихотворений Осипа Мандельштама «Камень». Этот сборник сразу поставил автора в ряды зрелых и значительных поэтов.

Мандельштам в свои «ученические годы» сумел выработать строгую взыскательность к собственному творчеству и дебютировал не как ищущий неофит, а как сложившийся мастер.

У него появляются новые знакомства. Осип Мандельштам обменивается стихами с Мариной Цветаевой, сотрудничает с Ларисой Рейснер в журнале «Рудин», в 1915 году в Крыму встречается с М.

Волошиным, который так описал их первую встречу: «Сопровождая свою мать — толстую немолодую еврейку, там был мальчик с темными, сдвинутыми на переносицу глазами, с надменно откинутой головой, в черной курточке частной гимназии…

Он держал себя очень независимо, чувствовалось много застенчивости. «Вот растет будущий Брюсов», — формулировал я кому-то свое впечатление. Он читал тогда свои стихи».

В конце 1920 года Осип Мандельштам поселился в Петрограде, где получил комнату в Доме искусств, затем он становится жильцом Дома ученых, куда помог ему устроиться Максим Горький.

Корней Чуковский, посещавший в ту пору поэта, тонко подметил характерную черту его образа жизни: «… вкомнате, — писал он, — не было ничего, принадлежавшего ему, кроме папирос, — ни одной личной вещи. И тогда я понял самую разительную его черту — безбытность.

Это был человек, не создававший вокруг себя никакого быта и живущий вне всякого уклада».

Из Петрограда Осип Мандельштам перебирается в Москву, живет так же «безбытно», аскетически, и часто ездит в Петроград, где подрабатывает переводами.

Двадцатые годы были для поэта временем интенсивной и разнообразной литературной работы. Были созданы новые стихи, вышли новые поэтические сборники. Поэт продолжал публиковать статьи о литературе, и его выбранные критические статьи составили сборник «О поэзии».

Были изданы две книги прозы — «Шум времени» и «Египетская марка». В эти годы Мандельштам часто выступает в печати и как журналист, откликаясь на актуальные политические проблемы. Так, в журнале «Огонек» был опубликован его репортаж о беседе с выдающимся вьетнамским революционером Хо Ши Мином.

Поэт активно сотрудничал и в газете «Московский комсомолец».

Приезд в Ленинград в конце 1930 года, в город его детства и юности, в город революции, вызвал у Осипа Мандельштама очень разные стихи: и ясные, просветленные, и горькие, скорбные.

Тема расчета с прошлым сильно прозвучала в стихотворении «С миром державным я был лишь ребячески связан…». Мандельштам написал стихотворение «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…

», где трагически выражено ощущение связи с прошлым, — связи эмоциональной памяти, где не осталось места для восприятия нового, современного:

Я вернулся в мой город, знакомый до слез.

До прожилок, до детских припухлых желез…

Петербург, я еще не хочу умирать:

У тебя телефонов моих номера.

Петербург, у меня еще есть адреса.

По которым найду мертвецов голоса…

Снова возникают стихи о смене веков, — это стихотворение о разрыве с ушедшим, «волчьим» веком, о взаимоотношениях с новым веком — «веком-волкодавом», расчищающим дорогу для светлых, будущих веков.

Осип Мандельштам продолжает разговор с эпохой и в других стихотворениях. Он снова борется с мыслью о том, что может быть не понят новым веком, апеллируя при этом к верности демократическим традициям. В своих поздних стихах поэт уже твердо заявляет о себе как о современнике, пишет о своей неразрывной слитности с эпохой, с веком:

Читайте также:  Александр никитин - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Пора вам знать: я тоже современник

— Я человек эпохи Москвошвея,

Смотрите, как на мне топорщится пиджак.

Как я ступать и говорить умею!

Попробуйте меня от века оторвать,

— Ручаюсь вам, себе свернете шею!

Идейно-эстетический рост поэта продолжался, накапливались мысли, чувства, образы, выражавшие не только его решимость дружить с веком, но и его реальную, неразрывную связь с ним. Однако жизнь Осипа Эмильевича Мандельштама складывалась нелегко. Он уже был женат, но не имел своего угла, скитался по квартирам, часто болел.

Физическое нездоровье усугублялось душевными переживаниями. Поэт не мог мириться с тем, что видел вокруг себя, и уж тем более не хотел прославлять в своих стихах этот мир насилия над личностью.

Осип Мандельштам печатался мало, редко, жил обособленно от литературно-общественной среды, общаясь лишь с небольшим кругом близких ему по духу поэтов и прозаиков, среди которых была Анна Ахматова.

Его отношения с властями все более осложнялись. Поэт часто уезжал из Москвы, стараясь избежать неминуемого ареста. Какое-то время он жил в Чердыне-на-Каме, потом поселился в Воронеже.

В этот последний, воронежский период своей жизни Мандельштам писал отцу, что старается жить общественной жизнью: «Я занимаюсь литературной консультацией, веду работу с здешней молодежью. Участвую в разных совещаниях, вижу много людей и стараюсь им помочь.

На днях с группой делегатов и редактором областной газеты я ездил на 12 часов в совхоз на открытие деревенского театра. Предстоит еще поездка в большой колхоз и знакомство с одним из воронежских заводов».

Но к тому времени здоровье Осипа Мандельштама все больше ухудшалось, он часто испытывал нервные депрессии, пытался лечиться и даже приободрился физически, но ненадолго. А между тем в творчестве, в стихах рукописной «воронежской тетради» Мандельштам старался преодолеть пессимистические настроения, хотел понять современность и, может быть, изменить себя.

Но поэт уже предчувствовал скорую смерть и в марте 1937 года писал о своей дружбе с жизнью, о своей преданности людям:

Не кладите же мне, не кладите

Остроласковый лавр на виски,

Лучше сердце мое разорвите

Вы на синего звона куски!

И когда я умру, отслуживши.

Всех живущих прижизненный друг.

Чтоб раздался и шире и выше

Отклик неба во всю мою грудь!

Творческий путь поэта трагически оборвался. Он был арестован и отправлен в лагеря, где и погиб в декабре 1938 года. До сих пор неизвестно, где находится могила Осипа Эмильевича Мандельштама, но есть памятник в виде томиков его стихов и прозы. Все, что оставил Осип Мандельштам, принадлежит русской художественной культуре.

Источник: http://biografiivsem.ru/mandelshtam-osip-emilevich

Осип Мандельштам. Подробная биография

Осип Эмильевич Мандельштам родился 3(15) января 1891 года в Варшаве в купеческой семье. Через год семья поселяется в Павловске, затем в 1897 переезжает на жительство в Петербург.

В 1907 году окончил Тенишевское училище в Петербурге, давшее ему прочные знания в гуманитарных науках, отсюда началось его увлечение поэзией, музыкой, театром (директор училища поэт-символист Вл. Гиппиус способствовал этому интересу).

В 1907 Мандельштам уезжает в Париж, слушает лекции в Сорбонне, знакомится с Н. Гумилевым. Интерес к литературе, истории, философии приводит его в Гейдельбергский университет, где он слушает лекции в течение года. Наездами бывает в Петербурге.

С 1911 года Мандельштам учился в Петербургском университете, занимался старофранцузским языком и литературой.

В 1909 году познакомился с Вячеславом Ивановым и Иннокентием Анненским и вошел в круг поэтов, близких к журналу «Аполлон», где его стихи впервые появились в печати (1910, № 9).

Стихи 1909-1911 гг. проникнуты ощущением иллюзорности происходящего, стремлением уйти в мир первозданных музыкальных впечатлений («Только детские книги читать», «Silentium» и др.); в них сказалось влияние символистов, преимущественно французских.

В 1912 году Мандельштам приходит к акмеизму.

Для стихов этого периода, вошедших в сборник «Камень» (1913; второе дополненное издание, 1916), характерны приятие внешней реальности мира, насыщенность вещными деталями, тяга к строго выверенным «архитектурным» формам («Айя-София»).

Поэт черпает вдохновение в образах мировой культуры, обогащенных литературными и историческими ассоциациями («Домби и сын», «Европа», «Я не слыхал рассказов Оссиана» и др.). Мандельштаму присуща мысль о высокой значимости личности и мировоззрения художника, для которого поэзия «есть сознание совей правоты» (статья «О собеседнике»).

С 1916 года, начиная с антимилитаристического стихотворения «Зверинец», поэзия Мандельштама приобретает более лирический характер, живее откликается на современную действительность. Стих, усложняясь, обрастает побочными ассоциативными ходами, что затрудняет его понимание.

В 1918-1921 гг. Мандельштам работал в культурно-просветительских учреждениях, был в Крыму и Грузии. В 1922 году он переезжает в Москву.

Во время обострившейся борьбы литературных группировок Мандельштам сохраняет независимое положение; это приводит к изоляции имени Мандельштама в литературе. Стихи 1921-1925 гг. немногочисленны и отмечены острым сознанием «отщепенства».

К этому времени относятся автобиографические рассказы «Шум времени» (1925) и повесть «Египетская марка» (1928) – о духовном кризисе интеллигента, жившего до революции на «культурную ренту».

1920-е были для Мандельштама временем интенсивной и разнообразной литературной работы. Вышли новые поэтические сборники: «Tristia» (1922), «Вторая книга» (1923), «Стихотворения» (1928). Он продолжал публиковать статьи о литературе – сборник «О поэзии» (1928).

Вышли и несколько книжек для детей: «Два трамвая», «Примус» (1925), «Шары» (1926). Много времени Мандельштам отдает переводческой работе. В совершенстве владея французским, немецким и английским языком, он брался (нередко в целях заработка) за переводы прозы современных зарубежных писателей.

С особой тщательностью относился к стихотворным переводам, проявляя высокое мастерство. В 1930-е, когда началась открытая травля поэта, и печататься становилось все труднее, перевод оставался той отдушиной, где поэт мог сохранить себя. В эти годы он перевел десятки книг.

Последняя опубликованная при жизни Мандельштама работа – проза «Путешествие в Армению» («Звезда», 1933, № 5).

Осенью 1933 пишет стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…», за которое в мае 1934 был арестован. Только защита Бухарина смягчила приговор – выслали в Чердынь-на-Каме, где пробыл две недели, заболел, попал в больницу. Был отправлен в Воронеж, где работал в газетах и журналах, на радио.

После окончания срока ссылки возвращается в Москву, но здесь ему жить запрещают. Живет в Калинине. Получив путевку в санаторий, уезжает с женой в Саматиху, где он был вновь арестован. Приговор – 5 лет лагерей за контрреволюционную деятельность. Этапом был отправлен на Дальний Восток.

В пересыльном лагере на Второй речке (теперь в черте Владивостока) 27 декабря 1938 года Осип Мандельштам умер в больничном бараке в лагере.

https://www.youtube.com/watch?v=9H-RatvM1Wg

Стих Мандельштама, внешне традиционный (по метру, рифме), отличается семантической сложностью, основан на большой филологической культуре. Предметная часть слов часто заменяется ассоциативной, имеющей корни в исторической жизни слова.

Сближение разных по значению слов, приподнятость интонации восходят по традиции к высокому, «одическому» стилю, берущему начало от М.В. Ломоносова. В 1933 году была написана книга «Разговор о Данте», в которой наиболее полно изложены взгляды Мандельштама на поэзию.

Биография

Произведения

  • Ленинград
  • Невыразимая печаль
  • Стихи о неизвестном солдате

Критика

Ключевые слова: Осип Мандельштам, акмеизм, поэты серебряного века, биография Осипа Мандельштама, скачать подробную биографию, скачать бесплатно, русская литература 20 века, русские поэты 20 века, жизнь и творчество Осипа Мандельштама

Источник: http://md-eksperiment.org/post/20160721-biografiya-osipa-mandelshtama

Поэты классики

Истинным назначением литературы считается преодоление разделительной грани между разумом и чувствами человека.

Предназначение поэзии, в свою очередь, кроется в фундаментальном концепте возвращения истинного, непосредственного восприятия мира.

Ценность стихов, в конечном счете, состоит в отражении характерных переживаний читателя и образа самого поэта с его непростым внутренним миром. Следовательно, весь рифмованный мир необычайно разнообразен и многогранен.

В течение нескольких тысячелетий стихи, как удивительное пространство ярких образов и рифм, сопутствуют жизни человека. Говоря слегка стереотипно, поэзия осуществляет огромное влияние на человечество, или же, более современно, поэзия социально значима.

В чем же ее суть и зачем людям вообще так необходимы стихи? Стих — это особый вид самореализации человека, четко выраженный душевный язык, элементарное, структурированное олицетворение ловкости управления словами, выражение внутреннего настроя в ритмической…

Истинным назначением литературы считается преодоление разделительной грани между разумом и чувствами человека.

Предназначение поэзии, в свою очередь, кроется в фундаментальном концепте возвращения истинного, непосредственного восприятия мира.

Ценность стихов, в конечном счете, состоит в отражении характерных переживаний читателя и образа самого поэта с его непростым внутренним миром. Следовательно, весь рифмованный мир необычайно разнообразен и многогранен.

В течение нескольких тысячелетий стихи, как удивительное пространство ярких образов и рифм, сопутствуют жизни человека. Говоря слегка стереотипно, поэзия осуществляет огромное влияние на человечество, или же, более современно, поэзия социально значима.

В чем же ее суть и зачем людям вообще так необходимы стихи?

Стих — это особый вид самореализации человека, четко выраженный душевный язык, элементарное, структурированное олицетворение ловкости управления словами, выражение внутреннего настроя в ритмической форме во внешний мир.

Для поэтов, людей глубоко чувственных и зависящих от состояния эмоционального всплеска, стихи являются одним из главнейших жизненных сенсов. Поэтому творя, они склонны выражать накопленные мысли и эмоции.

Из-за чего любая нехватка вдохновения, или так называемый «творческий кризис», считается практически непреодолимой проблемой, напрямую зависящий от продуктов их собственной поэтической творческой деятельности.

Для более продуктивного развития интеллектуальных способностей ребенка, большинство специалистов советуют совместное чтение и заучивание стихотворений всевозможной тематики и объема.

Такие занятия безусловно улучшат как взаимоотношение детишек с матерью-педагогом, так и будут способствовать развитию аппарата воображения, речи и памяти малыша. К тому же ребенок, скорее всего, заинтересуется возможностью сочинять собственные стихи.

Это важно, так как с помощью поэзии, при условии наличия таланта и большой тяги к делу, стихи могут стать истинной отдушиной или будущим призванием ребенка. В свою очередь, у взрослых под влиянием силы стихов открывается новое “видение”.

Во взрослом мире стихотворениям свойственно пробуждать души, чувства и разум, позволяющим иначе переоценить суть проблем современности.

В целом, стихотворения пособничают переживанию тех или иных импульсов, воодушевляют языковой, словесной шалостью и авторского видения поэта. В созвучии с мелодией, стихи обретают форму песни. Кроме этого, стихи — отличный способ самопрезентации.

Таким образом, стих универсальная величина, необходимая социуму. Она будет репродуцировать новые и устаревшие стихи. Пока новейшие стихотворения репрезентируют общественные ориентиры принципиальные жизненные идеалы, старые будут просто перечитываться.

Наиболее удачными в мировом значении признаны стихи русских поэтов классиков. Русские поэты, сочетая особую тонкость и ранимость своих произведений, детализировано описывают нашу реальность с «натуры». Русское стихотворное наследие считается величайшим богатством нашей культуры и достоянием мировой литературы.

Стихи русских поэтов проникнуты «русским духом», а их словесная палитра раскрывает потрясающий потенциал могущества русского языка. Поэтому русские поэты классики стихотворений.

Наиболее продуктивными, яркими и запоминающимися стали русские поэты 19 века. Поэзия «серебристов» творилась в атмосфере всеобщего культурного подъема, что переживала Россия на меже конца 19-го и начале 20-го веков.

При этом, «серебряный век» русской поэтической мысли знаменуется бурным разочарованием и тотальным ощущением грядущих исторических перемен.

Следовательно, общая сумбурность времени совершенно нормально реагировала на одновременное появление на литературной сцене таких талантов как Александр Блок, Владимир Маяковский, Александр Белый, Владислав Ходасевич и многих других. Это было уникально. Особенно по части любовной поэтики.

Во все времена любовь, дарящая лирическое настроение, вдохновляла поэтов на поэтическое выражение своих чувств.

В наши дни красивые стихи о любви также в цене — стихи любимому или любимой посвящают практически все современные авторы. Такие стихи полны откровенным сладострастием и романтическим томлением.

Стихи востребованных ныне поэтов, как классиков, так и современников, обладают неимоверной ритмикой и однозначно «цепляют» любого, кому все же попадают в руки.

К сожалению, сегодня спрос на литературные произведения не столь велик, но это не означает, что литература, и в частности поэзия, вовсе переживает застой.

Просто теперь они пишутся по-другому, соответственно и читаются по-другому.

Эта форма словесного самовыражения, согласно тенденциям мировой культуры, приобретает экранный характер и презентует себя «в живую» лишь в рамках литературных фестивалей и авторских читок.

Некоторое время назад, полагалось, что «конец» русской поэзии настал с уходом Анны Ахматовой и Иосифа Бродского.

Однако поэтический Олим не остался пустовать — в последнее время лаврами всеобщего признания и славы стали пользоваться такие поэты как: Вера Полозкова, Ес Сой, Гера Шипов, Андрей Орловский, Белинда Наизусть, Леона Вишневская и Ах Астахова.

Стихи про время в котором мы живем с их пера выходят колко и правдиво, отчетливо передавая специфику и эмоциональный надрыв времени.

Сегодня довольно-таки модно быть поэтический развитым. Для этого не обязательно знать все стихи наизусть, достаточно хотя бы умения ориентироваться и разбираться в их многообразии, а также авторстве.

Существует огромное множество литературных порталов и сайтов, которые фокусируются на презентации коллекций стихотворений всех времен и тематик. Эти ресурсы предназначены как для истинных ценителей красоты слова, так и для начинающих открывать мир поэтического опыта человечества.

В любом случае персонально отобранные стихи девушке, матери или другу, произведут впечатление и улучшат вашу репутацию.

Читайте, пишите, любите!

Источник: http://worldpoesy.com/?country=ru&objectType=biography&id=f07mixfa6b6k2tqi

Осип Мандельштам – Евреи

Осип Эмильевич Мандельштам – один из самых крупных поэтов России XX века – родился 3(15) января 1891 г.

в Варшаве, в еврейской семье коммерсанта, впоследствии купца первой гильдии, промышлявшего обработкой кожи, Эмилия Вениаминовича Мандельштама.

Отец, в свое время учившийся в Высшей талмудической школе в Берлине, хорошо знал и чтил еврейские традиции. Мать – Флора Осиповна – была музыкантшей, родственницей известного историка русской литературы С.А. Венгерова.

Детство и юность Осипа прошли в Петербурге, куда семья переехала в 1897 г. Поэт Георгий Иванов пишет о среде, формировавшей будущего поэта: “Отец – не в духе. Он всегда не в духе, отец Мандельштама.

Он – неудачник-коммерсант, чахоточный, затравленный, вечно фантазирующий… Мрачная петербургская квартира зимой, унылая дача летом… Тяжелая тишина…

Из соседней комнаты хриплый шепоток бабушки, сгорбленной над Библией: страшные, непонятные, древнееврейские слова…”

Мандельштам был европейским, германоориентированным евреем первой трети XX в. со всеми сложностями и изгибами духовной, религиозной, культурной жизни этого важнейшего отрезка европейской культуры.

В “Краткой еврейской энциклопедии” мы читаем о поэте: “Хотя Мандельштам в отличие от ряда русских писателей-евреев не пытался скрывать свою принадлежность к еврейскому народу, его отношение к еврейству было сложным и противоречивым.

С болезненной откровенностью в автобиографическом “Шуме времени” Мандельштам вспоминает о постоянном стыде ребенка из ассимилированной еврейской семьи за свое еврейство, за назойливое лицемерие в выполнении еврейского ритуала, за гипертрофию национальной памяти, за “хаос иудейский” (“…не родина, не дом, не очаг, а именно хаос”), от которого он всегда бежал”.

Однако если мы внимательно перечтем автобиографическую повесть Мандельштама, то увидим, что этот “хаос иудейский” (у Мандельштама выражение это, кстати, не несет отрицательных смыслов) относится далеко не ко всему иудейству. “Хаосом иудейским” назван не иудаизм в целом, а конкретная сцена, следующая за описанием синагоги, из которой 9-10-летний Осип вернулся в некотором “чаду”.

В 1899-1907 гг. Мандельштам учился в Тенишевском коммерческом училище, одном из лучших учебных заведений Петербург того времени, увлекался эсеровским движением. 1907-1910 гг. он провел в Европе: в Париже посещал лекции на словесном факультете Сорбонны, два семестра проучился в Гейдельбергском университете, жил в Швейцарии, совершил поездку в Италию.

Вернувшись в Петербург, в 1911 г. Мандельштам поступил на отделение романских языков историко-филологического факультета Петербургского университета, но не окончил его.

В России Мандельштам интересуется религией (особенно напряженно в 1910 г.), посещает заседания Религиозно-философского общества. Но в стихах его религиозные мотивы целомудренно-сдержанны (“Неумолимые слова…” о Христе, который не назван).

Из стихов этих лет Мандельштам включил в свои книги менее трети. Но в 1911 г.

он все же принимает крещение по методистскому обряду у протестантского пастора, что было “уступкой обстоятельствам, связанным с невозможностью из-за процентной нормы поступить в университет”.

Первые его поэтические опыты – два стихотворения в традициях народнической лирики – были опубликованы в студенческом журнале Тенишевского училища “Пробужденная мысль” в 1907 г. Но подлинный его литературный дебют состоялся в августе 1910-го, в девятом номере журнала “Аполлон”, где была напечатана подборка из пяти его стихотворений.

Поначалу Мандельштам примыкал к поэтическому течению “символизм”, посещал В.И. Иванова, посылал ему свои стихи. Но 1911 г. Мандельштам сблизился с Н.С. Гумилевым и А.А. Ахматовой, и в 1913 г. его стихи “Notre dame”, “Айя-София” печатаются в программной подборке акмеистов.

Акмеизм для Мандельштама гораздо ближе символизма – это конкретность, “посюсторонность”, “сообщничество сущих в заговоре против пустоты и небытия”, преодоление хрупкости человека и косности мироздания через творчество (“из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам”). Поэт уподобляет себя зодчему, почему первую свою книгу Мандельштам и называет “Камень” (1913, 2-е издание, значительно переработанное, 1916).

К Мандельштаму приходит известность в литературных кружках, он свой человек в петербургской богеме, задорный, веселый до ребячливости и самозабвенно-торжественный над стихами.

Раннее творчество Мандельштама неразрывно связано с акмеизмом, деятельностью “Цеха поэтов” и литературной полемикой между акмеистами и символистами. Ему принадлежит один из манифестов акмеизма – “Утро акмеизма” (написанный в 1913 г.

, но опубликованный только в 1919-м), провозгласивший ценность “слова, как такового” – в единстве всех его элементов – в противовес футуристическому отказу от смысла слова во имя звука, Так и символистскому стремлению увидеть за конкретным образом его подлинную скрытую сущность.

К октябрьской революции 1917 г. Мандельштам относился как к катастрофе (стихи “Кассандре”, “Когда октябрьский нам готовил временщик…

“), однако вскоре у него возникает робкая надежда на то, что новое “жестоковыйное” государство может быть гуманизовано хранителями старой культуры, которые вдохнут в его нищету домашнее, “эллинское” (но не римское) тепло человеческого слова.

Об этом его лирические статьи 1921-1922 гг.: “Слово и культура”, “О природе слова”, “Гуманизм и современность”, “Пшеница человеческая” и другие.

В первые годы после революции 1917 г. Мандельштам работает в Наркомпросе. В 1919-1920 гг. (и позднее, в 1921-1922 гг.) он уезжает из голодного Петербурга на юг – Украину, Крым, Кавказ, – но от эмиграции отказывается.

В 1922 г. Мандельштам поселяется в Москве вместе с молодой женой Надеждой Хазиной (Н.Я. Мандельштам), с которой он познакомился 1 мая 1919 г. Она станет его опорой на всю жизнь, а после гибели поэта сохранит его литературное наследие.

Мандельштам обожал жену, называя ее своим вторым “я”. А. Ахматова вспоминает: “Осип любил Надю невероятно, неправдоподобно.

Когда ей резали аппендикс в Киеве, он не выходил из больницы и все время жил в каморке у больничного швейцара.

Он не отпускал Надю от себя ни на шаг, не позволял ей работать, бешено ревновал, просил ее советов в каждом слове в стихах. Вообще я ничего подобного в своей жизни не видела”.

К 1923 г. надежды поэта на быструю гуманизацию нового общества иссякают. Мандельштам чувствует себя отзвуком старого вен в пустоте нового (“Нашедший подкову”, “1 января 1924”), и после 1925 г. на пять лет он вообще перестает писать стихи. Только в 1928-м выходят итоговый его сборник “Стихотворения” и прозаическая повесть “Египетская марка” (о судьбе маленького человека в провале двух эпох).

С 1924 г. Мандельштам живет в Ленинграде, а с 1928-го в Москве, он и жена практически бездомные, с вечно неустроенным бытом.

Начиная с середины 1924 г. Мандельштам, зарабатывая на жизнь, занимается переводами; пишет автобиографическую прозу “Шум времени” (1925), “Четвертая проза” (издана посмертно в 1966 году); выпускает сборник статей “О поэзии” (1928). И самого себя в те годы он так характеризует: “Чувствую себя должником революции, но приношу ей дары, в которых она не нуждается”.

Всего при жизни Мандельштама вышло шесть его поэтических книг: три издания “Камня” (1913, 1916 и 1923); “Tristia” (1922 г.

, переводе с греческого это слово означает “печаль, скорбное песнопение”); “Вторая книга” (сборник был издан в 1923 году в Берлине и был назван так М.А. Кузьминым) и “Стихотворения” (1928)”. В 1931-1932 гг.

Мандельштам заключил договоры на сборники “Избранное” и “Новые стихи”, а также на двухтомное собрание сочинений, но эти издания не состоялись.

После гибели поэта имя Мандельштама оставалось в СССР под запретом около 20 лет. Первое в СССР посмертное издание стихов Мандельштама было анонсировано в 1958 г., но вышло только 1973-м – Мандельштам О. “Стихотворения”, в большой серии “Библиотека поэта”. (Впервые же собрание сочинений поэта было издано в США в 1964 г.).

В начале 1930-х гг. Мандельштам уже вполне принимает идеалы революции, но категорически отвергает власть, которая их фальсифицирует.

В 1930-м он пишет свою “Четвертую прозу” – жесточайшее обличение нового режима, а в 1933-м – стихотворную “эпиграмму” на Сталина “Мы живем, под собою не чуя страны…

” Внутренний разрыв с рабством официальной идеологии дает Мандельштаму силу вернуться к подлинному творчеству, которое у него шло, за редким исключением, “в стол”, не предназначаясь для сиюминутной печати.

14 мая 1934 г. за “эпиграмму” “Мы живем, под собою не чуя страны…” и другие стихи Мандельштам был арестован в своей квартире.

Мы живем, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлевского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

И слова, как пудовые гири, верны.

Тараканьи смеются глазища

И сияют его голенища.

А вокруг его сброд тонкошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей.

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

Он один лишь бабачит и тычет.

Как подкову, кует за указом указ –

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.

Что ни казнь у него – то малина,

И широкая грудь осетина.

А. Ахматова вспоминает: “Обыск продолжался всю ночь. Искали стихи… Осипа Эмильевича увели в 7 часов утра, было совсем светло… Через некоторое время опять стук, опять обыск. Пастернак, у которого я была в тот же день, пошел просить за Мандельштама в “Известия”, я – к Енукидзе, в Кремль…”

Возможно, это заступничество известных поэтов и Николая Бухарина сыграло свою роль. Известен факт звонка Сталина Пастернаку, в котором предметом разговора был Мандельштам.

Резолюция Сталина была: “Изолировать, но сохранить”. И вместо расстрела или лагерей – неожиданно мягкий приговор – ссылка вместе с женой, Надеждой Мандельштам, в город Чердынь-на-Каме Пермской области.

В Чердыни у Мандельштама были приступ душевной болезни и попытка самоубийства. Он выбросился из окна больницы и сломал себе руку.

Вскоре место ссылки было заменено на Воронеж, где Мандельштам пробыл до 1937 г. Стихи, написанные в этот период, по словам А. Ахматовой – “…вещи неизреченной красоты и мощи”, составили “Воронежские тетради”, опубликованные посмертно в 1966 г.

В Воронеже Мандельштам живет нищенски, сперва на мелкие заработки, потом на скудную помощь друзей и постоянно продолжает ждать расстрела.

Странная и неожиданная мягкость приговора вызвала в Мандельштаме подлинное душевное смятение, вылившееся в ряд стихов с открытым приятием советской действительности и с готовностью на жертвенную смерть: “Стансы” (1935 и 1937), так называемая “Ода” Сталину (1937) и другие. Но многие исследователи творчества Мандельштама видят в них только самопринуждение или “эзопов язык”. Мандельштам временами надеялся, что “Ода” Сталину спасет его, но позже он говорил, что “это была болезнь”, и хотел ее уничтожить.

После Воронежа Мандельштам почти год живет в окрестностях Москвы, по словам А. Ахматовой, “как в страшном сне”. Этот сон оборвался в 1938-м.

После ссылки разрешения жить в столице Мандельштам не получил. Работы не было.

И вдруг секретарь Союза писателей СССР Ставский, к которому безуспешно пытался попасть Мандельштам, но который так и не принял поэта, – именно он предлагает Мандельштаму и его жене путевку в Дом отдыха “Саматиха”, причем на целых два месяца. А. Фадеев, узнав об этом, почему-то очень расстроился, но Мандельштам был несказанно рад.

30 апреля 1938 г. был подписан ордер на новый арест поэта. Мандельштама арестовали в том Доме отдыха, путевку в который ему любезно предоставил человек, перед этим написавший… донос на поэта. Донос и стал причиной ареста. Судить же Мандельштама могли уже за одну его анкету: “Родился в Варшаве. Еврей. Сын купца. Беспартийный. Судим”. 1 мая 1938 г. Мандельштама арестовали второй раз.

“Ося, родной, далекий друг! – пишет мужу Надежда Мандельштам. – Милый мой, нет слов для этого письма, которое ты, может, никогда не прочтешь. Я пишу его в пространство. Может, ты вернешься, а меня уже не будет. Тогда это будет последняя память… (…)

Каждая мысль о тебе. Каждая слеза и каждая улыбка – тебе. Я благословляю каждый день и каждый час нашей горькой жизни, мой друг, мой спутник, слепой поводырь… (…)

Жизнь долга. Как долго и трудно погибать одному – одной. Для нас ли – неразлучных – эта участь? Мы ли – щенята, дети, ты ли – ангел – ее заслужил? (…)

Не знаю, жив ли ты… Не знаю, где ты. Услышишь ли ты меня. Знаешь ли, как люблю. Я не успела тебе сказать, как я тебя люблю. Я не умею сказать и сейчас. Я только говорю: тебе, тебе…

Ты всегда со мной, я – дикая и злая, которая никогда не умела просто заплакать, – я плачу, плачу, плачу.

Это я – Надя. Где ты? Прощай”.

Это письмо Надежда Мандельштам написала мужу 28 октября 1938 г., оно уцелело случайно. В июне 1940 г. жене поэта вручили свидетельство о смерти Осипа Мандельштама. Согласно официальному свидетельству, Мандельштам умер в пересыльном лагере под Владивостоком “Вторая речка” 27 декабря 1938 г. от паралича сердца.

Помимо данной версии существовало еще и множество других. Кто-то рассказывал, что видел Мандельштама весной 1940 г. в партии заключенных, отправляющейся на Колыму.

На вид ему было лет 70, и производил он впечатление сумасшедшего. По этой версии он умер на судне по дороге на Колыму, и тело его было брошено в океан.

По другой версии – Мандельштам в лагере читал Петрарку и был убит уголовниками. Но это все легенды.

Мандельштама уничтожили физически, но не сломили нравственно. В нем до конца “росли и переливались волны внутренней правоты”. Железный дух Мандельштама невозможно было согнуть, и он прекрасно все понимал про себя и свое Божье дело: “Раз за поэзию убивают, значит, ей воздают должный почет и уважение, значит, она власть”.

“Когда я умру, потомки спросят моих современников: “Понимали ли вы стихи Мандельштама?” – “Нет, мы не понимали его стихов”. – “Кормили ли вы Мандельштама, давали ли ему кров?” – “Да, мы кормили Мандельштама, мы давали ему кров”. – “Тогда вы прощены”.

Источник: http://the100.ru/jew/osip-mandelshtam.html

"; cachedBlocksArray[72475] = "
"; cachedBlocksArray[72474] = "
"; cachedBlocksArray[72473] = "
";
Ссылка на основную публикацию