Павел третьяков – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Павел Третьяков: биография, фото, личная жизнь

Более 40 лет Павел Третьяков коллекционировал картины. Благодаря его поддержке творили маститые художники и те, кто только начал осваивать азы живописи. Он собрал одну из крупнейших коллекций русской живописи и целую галерею прижизненных портретов своих выдающихся современников.

Купец новой формации

Павел Третьяков родился в 1832 году в старинном купеческом районе Москвы — Замоскворечье. Его дедушка по материнской линии экспортировал в Англию сало. Семья отца, перебравшаяся в Первопрестольную в 1774 году из Малоярославца, торговала полотняными изделиями.

Отец Михаил Третьяков был человек строгих патриархальных взглядов. Дети — после эпидемий скарлатины из одиннадцати в живых осталось пятеро — получали домашнее образование.

Уроки проходили в присутствии главы семейства, который контролировал буквально каждый шаг домочадцев.

Старшего сына Павла Третьякова и второго по старшинству Сергея к семейной торговле приобщали с ранних лет. Молчаливый и вдумчивый, любитель книг и лубочных картинок, он уже в 15 лет вел бухгалтерию. В 1850 году, когда не стало отца, старший сын принял дела.

Торговля расширялась и процветала. Если Михаил Третьяков владел пятью лавками, то его сыновья стали настоящими промышленниками.

Через 16 лет на паях с еще двумя купцами Павел и Сергей Третьяковы открыли оснащенную по последнему слову техники льняную мануфактуру в Костроме.

Русское купечество второй половины XIX века уже не было закрытым сословием, чтившим лишь «Домострой» и Священное писание. Богатые торговцы сближались с артистами, художниками, учеными, принимали активное участие в общественно полезных начинаниях.

Козьма Солдатёнков издавал научную литературу, коллекционировал живопись, завещал средства на строительство больницы для бедных в Москве. Купец Василий Кокорев в 1862 году открыл первую в Москве публичную картинную галерею. Поддерживал людей искусства и Савва Мамонтов.

На его двоюродной сестре Вере Мамонтовой Павел Третьяков женился в 1865 году.

Третьяков вкладывал деньги не только в предприятия, сулившие материальную выгоду. В 1869 году он возглавил Попечительское о глухонемых общество и стал основным благотворителем Арнольдовского училища для глухонемых детей. Позже открыл клинику для тяжелобольных, где работало психиатрическое отделение.

Вероятно, на этот шаг его подвигла личная трагедия: в 1871 году у Третьякова родился неизлечимо больной сын. Купец помогал многим учебным заведениям, внес свою лепту в финансирование экспедиции Николая Миклухо-Маклая в Новую Гвинею.

При этом он считал, что так исполняет свой гражданский долг: «Я не меценат, и меценатство мне совершенно чуждо».

Коллекционер картин

В 1854 году Третьяков приобрел девять полотен голландских художников, но вскоре обратил внимание на русскую живопись. 1850–60-е годы были временем бурной полемики между западниками и славянофилами.

Изобразительное искусство не осталось в стороне от дискуссии.

Звучали мнения, что российские художники не способны создавать нечто оригинальное, выходящее за пределы местечкового колорита, потому их участь — подражать западноевропейским мастерам. Павел Третьяков думал иначе.

Художники нуждались в заказах, а широкая публика — в более близком знакомстве с их работами. В 1856 году Третьяков купил работы Николая Шильдера «Искушение» и Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». Эти приобретения положили начало галерее.

Подход Третьякова принципиально отличался от подхода других коллекционеров. Во-первых, он планировал сделать галерею общедоступной.

Во-вторых, при покупке картин руководствовался не столько личными вкусами, сколько мыслью о полном и объективном освещении отечественного художественного процесса.

Собиратель болезненно переживал, когда желанная картина уходила в чужие руки. Охотясь за лучшими произведениями, Третьяков не раз переходил дорогу представителям царской фамилии. Однажды на выставку передвижников пришел Александр III.

Изъявив намерение купить картину, государь узнал, что она уже приобретена Третьяковым. Положил глаз на другую, на третью — все оказались проданы тому же коллекционеру.

Чтобы конфуз не повторился, устроители приняли решение впредь ничего не продавать до тех пор, пока выставку не посетят Их Императорские Величества. Но Третьяков нашел выход: стал покупать понравившиеся работы до выставки. На вернисаже они висели с табличками «собственность Третьякова».

В 1874 году Василий Верещагин выставил на продажу свою «Туркестанскую серию». Предполагалось, что серию приобретет государь, но тот отказался из-за колоссальной цены. Третьяков купил работы за 92 тысячи рублей.

Пополнить коллекцию московского собирателя было огромной честью для художников. Ради этого они нередко уступали в цене, хотя и ворчали, что «Павел Михалыч прижимист». Не захотел скинуть ни рубля за «Княжну Тараканову» Константин Флавицкий. Третьяков был терпелив.

После смерти художника он приобрел картину у родственников — за четыре тысячи рублей вместо пяти. Знаменитая «Тройка» Василия Перова была продана всего за 50 рублей серебром. Но незаконченное полотно «Никита Пустосвят. Спор о вере» Третьяков приобрел у наследников Перова за семь тысяч.

Так он не только пополнил коллекцию, но и поддержал семью покойного друга.

В 1869 году Третьяков начал собирать галерею портретов выдающихся людей. Иван Крамской написал Александра Грибоедова с акварельного рисунка Петра Каратыгина. Илья Репин создал портрет Михаила Глинки, ориентируясь на рассказы сестры композитора.

У вдовы поэта Нестора Кукольника выкупили его портрет кисти Карла Брюллова, у художника Федора Моллера — написанный им прижизненный портрет Николая Гоголя. Труднее было с живыми гениями, они подчас отказывались позировать. Самым несговорчивым оказался Лев Толстой.

Он уступил Крамскому лишь с условием, что художник напишет два портрета и Толстой выберет один из них для своей семьи. В итоге писатель оставил себе более слабую работу, подчинившись негласному закону: все лучшее — в галерею!

Городская художественная галерея братьев Третьяковых

Писатель Лев Анисов пересказал предание о том, как Александр III посетил дом Третьяковых в Лаврушинском переулке:

В 1873 году к дому пристроили галерею, которая вскоре открылась для свободного посещения. После реконструкции 1892 года Павел Третьяков написал заявление в Московскую городскую думу — и передал коллекции и здания в дар городу. За месяц до этого не стало Сергея Третьякова.

Будучи таким же страстным коллекционером, он, чтобы не конкурировать с братом, собирал произведения западноевропейского искусства.

Согласно его духовному завещанию городу переходила принадлежавшая Сергею часть дома в Лаврушинском переулке и те предметы из его личной коллекции, которые Павел сочтет нужным присоединить к своему собранию.

В августе 1893 года открылась теперь уже Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых. В день открытия ее посетило около 700 человек.

В залах было выставлено 1276 картин и 470 рисунков.

Среди них присутствовали и работы художников XVIII — первой половины XIX века: Дмитрия Левицкого, Федора Рокотова, Владимира Боровиковского, Василия Тропинина, Алексея Венецианова, Карла Брюллова.

До конца жизни Павел Третьяков оставался попечителем галереи, покупал для нее картины, работал над каталогами, расширял площади в 1897–1898 годах. В последние годы у коллекционера усугубились проблемы со здоровьем.

В декабре 1898 года Павла Третьякова не стало. По его завещанию музею было передано больше 60 икон, которые коллекционер собирал почти 10 лет.

Они легли в основу будущего собрания древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи.

Источник: https://www.culture.ru/persons/9384/pavel-tretyakov

Краткая биография Павела Третьякова самое главное

Известный коллекционер, предприниматель и меценат Третьяков Павел Михайлович появился на свет 27 декабря 1832 года в городе Москва. Его родители Михаил Захарович Третьяков и Александра Даниловна Борисова были представителями старого купеческого рода.

У Павла был младший брат Сергей, с которым они всегда были неразлучны. Братья получили прекрасное образование на дому. После смерти отца в 1850 году ответственность за семью и торговлю взял на себя Павел.

В 1866 братья построили бумагопрядильные фабрики в Костромской губернии.

Павла Михайловича всегда интересовало искусство, но особенно яркое впечатление на будущего коллекционера оказало посещение Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

В 1850 годах Павел Третьяков начинает собирать коллекцию полотен русских художников. Первыми произведениями, вошедшими в коллекцию, стали картины Шильдера и Худякова. К 1860 году Третьяков старший решил создать русскую национальную художественную галерею.

В это же время Павел Михайлович начинает активно заниматься благотворительностью.

Он дружит со многими художниками, например, с Васильевым, Перовым и Крамским, скупает их эскизы, этюды и картины для своей коллекции, спонсирует школы для слабослышащих людей, материально поддерживает вдов и детей художников.

В 1864 году Павел Третьяков женился на Вере Николаевне Мамонтовой. За время их счастливой семейной жизни у них родились 5 дочерей и 2 сына. Младший из сыновей, Иван, скончался еще в детстве, а старший, Михаил, был больным и слабоумным.

К 1885 году во внушительное собрание картин Третьякова входили картины таких художников, как Левитан, Суриков, Серов, Репин и Крамской. В 1890 году коллекцию пополняли иконы.

Младший брат Павла Третьякова тоже помогал собирать коллекцию. Он коллекционировал картины зарубежных живописцев. С каждым годом коллекция становилась все значительнее и слава о ней разлетелась по всей Европе.

Иностранные ценители искусства приезжали в Москву, чтобы вживую увидеть эту коллекцию.

В 1890 году коллекцию пополняли иконы. В конце лета 1892 года коллекция братьев была подарена Москве. В 1893 году состоялось торжественное открытие «Московской государственной галереи имени Павла и Сергея Третьяковых». До самой своей смерти Павел продолжал пополнять коллекцию новыми экспонатами.

В 1898 году Павел умирает. Он был похоронен на Даниловском кладбище рядом с родителями и братом.

Интересные факты и даты из жизни

← Беринг Витус Ионассен↑ БиографииГиппиус Зинаида →

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/tretyakov-pavel-mihajlovich

Праправнучка Павла Третьякова Екатерина Хохлова: “Мы никогда не жили за счет наследства”

Имя Павла Третьякова, создателя известной всему миру столичной галереи, любят вспоминать, когда заходит речь о нынешних меценатах.

Как сложилась жизнь прямых потомков этого выбивающегося из всех стереотипов человека, который уже в 20 с небольшим лет замыслил собрать и подарить Москве коллекцию национальной русской живописи и положил на эту цель всю жизнь и средства? Об этом обозревателю “Известий” рассказала праправнучка Павла Третьякова Екатерина Хохлова, директор Библиотеки киноискусства имени С.М.Эйзенштейна.

вопрос: Вы всегда знали о том, что являетесь наследницей по прямой “того самого Третьякова”?

ответ: Никто специально мне об этом не говорил. Сколько я себя помню, всегда в моей жизни была галерея, куда меня водили с раннего детства. На ребенка прежде всего воздействует общая атмосфера семьи, что было гораздо важнее рассказов и наставлений.

Помню, как совсем маленькой родители водили меня в дом, где жили моя прабабушка Александра Павловна Боткина и ее дочь, моя бабушка Александра Сергеевна Хохлова, актриса кино, со своим мужем, кинорежиссером Львом Кулешовым.

Это был уникальный дом, где бывали интереснейшие люди, стояли огромные книжные шкафы – до потолка, в верхнем отделении которых хранились большие альбомы с фотографиями.

ответ: 27 октября в Третьяковской галерее откроется выставка, посвященная 100-летию “Русских балетов” в Париже, и там будут фотографии Сергея Дягилева, с которым Боткины были очень близко знакомы, из нашего домашнего архива. Прошлое вплеталось в нашу жизнь так же естественно, как сохранившиеся семейные вещи.

вопрос: А что вы знали про другого своего прапрадеда – Сергея Петровича Боткина, первого русского лейб-медика царской семьи, именем которого названы и улицы, и больница, и болезнь Боткина?

о: Знала, что он был выдающимся врачом, очень любил музыку и хорошо играл на виолончели, которую всегда возил с собой. Сразу после окончания Московского университета он добровольцем участвовал в Крымской кампании.

Его старший сын Сергей, мой прадед, отправился добровольцем на Русско-японскую войну, возглавлял Красный Крест действующей армии, работал в армейских госпиталях. На фронте он встретился с младшим братом Евгением, который тоже стал врачом и участвовал в Русско-японской войне как доброволец.

Сергей Сергеевич тоже был лейб-медиком царской семьи, как и Евгений, который остался с этой семьей до конца.

в: Сергей Сергеевич Боткин, как и его тесть Третьяков, занимался коллекционированием русского рисунка, субсидировал журнал “Мир искусства”. Его дом в Петербурге называли “домом-музеем”. А как его коллекция оказалась в Русском музее?

о: Сергей Сергеевич скоропостижно скончался в 1910 году. А Александра Павловна после 1914 года жила в основном в Москве со старшей дочерью Александрой, которая вышла замуж за москвича, актера МХТ Константина Хохлова, но очень часто ездила в Петроград, где в доме на Потемкинской оставалась ее вторая дочь, Анастасия.

После февральской революции Александра Павловна очень беспокоилась за коллекцию мужа: перевезти в Москву восемь огромных сундуков она не могла, поэтому отдала их на хранение в Русский музей. За неделю до октябрьских событий 1917 года.

После революции коллекция Боткина, как и все крупные художественные собрания, была национализирована и осталась в Русском музее.

в: Ваша прабабушка оказалась в тяжелом положении – одного из братьев ее мужа, Евгения Боткина, большевики расстреляли в Екатеринбурге вместе с царской семьей.

о

Источник: https://iz.ru/news/354666

Меценат Павел Третьяков. Основатель Третьяковской галереи. Биография и портреты Третьякова

К 180- ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Портрет Павла Михайловича Третьякова кисти Ильи Репина.

Павел Михайлович Третьяков — русский предприниматель, меценат, коллекционер, собиратель произведений русского изобразительного искусства. Павел Михайлович Третьяков является основателем Третьяковской галереи.

Биография Третьякова

Выдающийся деятель отечественной культуры Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) посвятил свою жизнь одной идее, одной цели — собиранию произведений русской школы живописи, с тем чтобы, по собственным его словам, «нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в… полезных учреждениях». И он действительно создал такое полезное учреждение — первый русский общедоступный музей, в котором национальная живопись предстала не в разрозненных художественных явлениях, но как нечто единое и цельное. Своей почти полувековой собирательской деятельностью, поддержкой наиболее талантливых и ярких художников Третьяков не меньше, чем идеологи «передвижников»— Иван Крамской или В. В. Стасов,— оказал влияние на формирование художественной культуры России второй половины XIX века и помог ее расцвету.

Читайте также:  Иван федоров - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Памятник Павлу Михайловичу Третьякову около Третьяковской галереи. (cкульптор – А. П. Кибальников)

Традициии коллекционирования в России

К этому времени коллекционирование в России перестало быть чисто дворянским занятием. Инициатива, как и во многих других областях, здесь переходит к просвещенным кругам купечества и интеллигенции. Коллекции собирали братья Боткины, К. Т. Солдатенков, Ф. И. Прянитников, В. А. Кокорев, Г. И. Хлудов, И. И. Четвериков, М. М. Зайцевский, В.

С. Лепешкин, П. Образцов, позднее — братья Щукины, И. А. Морозов, С. И. Мамонтов и другие. Третьяков происходил, как и они, из купеческой среды и сам до конца своих дней оставался купцом: вместе с братом, Сергеем Михайловичем, он владел мануфактурной фабрикой в Костроме, и это давало ему средства для истинного дела его жизни — собирательства.

Портрет Третьякова кисти Ильи Репина.

Начало собирания произведений изобразительного искусства

Третьяков — коренной москвич, получил домашнее образование и, по его словам, «с юности беззаветно любил искусство».

Первые его приобретения — еще случайные и незначительные — относятся к 1853 году, в следующем году он покупает девять картин старых голландских мастеров — они до самой смерти Третьякова украшали его жилые комнаты.

Но, не имея на первых порах опыта и разносторонних знаний в области искусства и руководствуясь глубоким патриотическим чувством, Третьяков решил сосредоточиться на собирании работ современных ему русских художников.

Годом зарождения его галереи принято считать год 1856, когда были приобретены картины «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Финляндские контрабандисты» В. Г. Худякова. Затем последовала покупка работ И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф.

Лагорио, блистательного портрета итальянского археолога М. Ланчи кисти К. Брюллова и др. Так Третьяковым была начата многолетняя, самоотверженная собирательская работа, скромная, не рассчитанная на рекламу и восхваления (известно, что Третьяков едва не заболел ог огорчения после восторженной статьи о нем Стасова и «сбежал» из Москвы от торжеств по передаче Галереи в дар городу).

Крамской Иван Николаевич. Портрет П.Третьякова.

Принципы коллекционирования

Можно сказать, что уже с самого начала коллекционирования Третьяков имел ясное представление о цели своего труда.

В завещании, составленном в 1860 году, всего через четыре года после покупки первых картин, он писал: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

Убежденность Третьякова, его вера в свое дело кажутся удивительными, если вспомнить, что он закладывал основы галереи в то время, когда русская школа живописи как самобытное и значительное явление лишь смутно вырисовывалась в тени, отбрасываемой великой художественной традицией Запада, могучее древнерусское искусство было полузабыто, произведения русских художников рассеяны по частным коллекциям, дома и за границей, когда не было еще ни Репина, ни Сурикова, ни Серова, ни Левитана, тех их картин, без которых невозможно сейчас представить русское искусство. В характере Третьякова сердечная отзывчивость и доброта сочетались с требовательностью, прямотой, твердой деловой хваткой. Десятилетиями он материально поддерживал художников, помогал Крамскому, Перову, Ф. Васильеву и столь многим другим, что их даже трудно перечислить; опекал училище глухонемых, был организатором приюта для вдов и сирот неимущих художников. В то же время, покупая картины, он называл весьма умеренные цены, терпеливо торговался с авторами, иногда отказывался от слишком дорогих произведений, которые очень хотел приобрести,— берег деньги все для той же цели: собрать как можно больше произведений, представить русскую школу не только в лучших ее проявлениях, но и со всей возможной полнотой. Чуткость к искусству, всегдашняя искренность, готовность оказать материальную и нравственную поддержку, а главное, одушевлявшая Третьякова высокая цель снискали ему глубокое уважение и любовь художников. Все самое честное и передовое в искусстве того времени тянулось к Третьякову, помогало ему. Некий молчаливый уговор художников о предоставлении права первого выбора Третьякову ставил его вне конкуренции с другими коллекционерами. Многолетние дружеские связи соединяли его с Крамским, Репиным, Перовым, Стасовым, Ярошенко, Максимовым, Поленовым, Суриковым, Прянишниковым и другими. Его облик запечатлен в ряде живописных и скульптурных произведений (С. Волнухин «Портрет П. М. Третьякова»).

Волнухин Сергей Михайлович. Портрет П.М.Третьякова. 1899. Бронза.

Картины в коллекции Третьякова

Он выделял в современном ему искусстве самую живую и плодотворную струю — передвижников, с их боевым, демократическим духом, страстной приверженностью к правде и глубоким сочувствием к угнетенным.

Именно произведения передвижников составили драгоценное ядро его коллекции, и до сих пор полнота и качество этой части собраний галереи остаются непревзойденными. Этот героический период русского искусства можно понять, прочувствовать и изучить в Москве, в «Третьяковке» так, как нигде больше.

Огромное патриотическое и художественное значение имело осуществление идеи Третьякова о создании портретной галереи деятелей русской культуры.

Обширная галерея портретов и автопортретов была выполнена по его заказу Крамским, Перовым, Репиным, Серовым и другими живописцами и сохранила для потомков образы «лиц, дорогих нации, лучших ее сынов», по выражению И. Е. Репина,— выдающихся ученых, писателей, музыкантов, артистов, художников ( Толстого, Достоевского, Тургенева, Герцена, Некрасова, Гончарова, Чайковского и других).

Памятник Третьякову около Третьяковки. (cкульптор – А. П. Кибальников)

Событиями в судьбе галереи были приобретение этюдов А. Иванова к картине «Явление Христа народу», собрания коллекционера Ф, И. Прянишникова, коллекции картин  Верещагина, таких капитальных произведений, как «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» Сурикова, «Крестный ход в Курской губернии» и «Протодьякон» Репина и др.

Дом Третьякова в Замоскворечье, «в Толмачах», купленный в 1851 году, где было положено начало галерее, постепенно разрастался и перестраивался вместе с ростом коллекции и уже с 70-х годов широко посещался публикой. И дом Третьякова и бесценные собрания искусства были переданы Третьяковым в дар городу Москве в 1892 году в качестве общедоступного публичного музея.

В состав коллекции входило и прекрасное собрание французского искусства его умершего брата — Сергея Михайловича (в 1925 году эти 84 картины перешли в Музей нового западного искусства, ныне они — в Государственном Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). В 1918 году, по декрету о национализации, подписанному В. И.

Лениным, галерея получила свое теперешнее название «Государственная Третьяковская галерея», чем было увековечено имя ее основателя.

Дело его жизни — настоящий подвиг, а сам он заслуживает благодарности, памяти и уважения как национальный герой.

Статья из книнги “Сто памятных дат. Художественный календарь.1982”

Дополнительная информация: 

Всероссийское музейное объединение”Государственная Третьяковская галерея”

Москва, Лаврушинский пер., 10
230-77-88, 951-13-62
(м. Третьяковская) 953-52-23
Крымский вал, 10 (м. Октябрьская): 238-13-78


Дни и часы работы: ежедневно с 10:00 до 19:00, выходной – понедельник.

Галерея, основанная в 1856 г. купцом П.М.Третьяковым, дает полное представление о развитии изобразительного искусства в России, начиная с Киевской Руси и кончая современным искусством ХХ века.

  Третьяковская галерея предлагает обзорные и тематические экскурсии.

Источник: http://www.artcontext.info/articles-about-art/763-tretyakov.html

Братья Третьяковы — исторические личности москвы | Узнай Москву

Павел и Сергей – старшие сыновья в семье купца второй гильдии Михаила Захаровича и Александры Даниловны, где было еще семь детей.

Род Третьяковых происходил из купцов города Малоярославца, известных с 1646 года, переехавших в XVIII веке в Москву.

Михаил Захарович Третьяков имел пять лавок в Старых торговых рядах на Ильинке, торговал на Нижегородской ярмарке, имел льнопрядильную и льноткацкую фабрику в Костроме. Дети учились дома с нанятыми преподавателями.

В 1850 году Михаил Захарович Третьяков умер, когда Павлу было семнадцать лет, а Сергею – пятнадцать. Братья сразу продолжили отцовское дело – мать помогала вести дела.

В 1851 году братья Третьяковы впервые самостоятельно участвуют в Нижегородской ярмарке и в конце лета покупают дом в Лаврушинском переулке, который стал основой здания Третьяковской галереи.

В 1853 – 1855 годах семья Третьяковых жертвует значительные средства на госпитальные нужды и военные надобности во время Крымской войны.

В 1854 году Павел Третьяков купил десять полотен старых голландских художников на барахолке у Сухаревской башни, ставших основой его коллекции западноевропейской живописи.

26 августа 1856 года Сергей Третьяков получил бронзовую медаль для ношения в петлице на Аннинской ленте в память войны 1853 – 1856 годов. 24 октября этого же года он венчался с Елизаветой Сергеевной Мазуриной.

В 1856 году Павел Третьяков приобрел картину «Стычка с финляндскими контрабандистами» художников В.Г. Худякова и «Искушение» Н.Г. Шильдера. Этот год является годом основания Третьяковской галереи.

6 декабря 1857 года у Сергея Третьякова родился сын Николай.

11 апреля 1859 года по завещанию отца все торговые дела были переданы от матери к старшим сыновьям.

1 января 1860 года открылся торговый дом «П. и С. бр. Третьяковы и В.Д. Коншин» для торговли изделиями изо льна, хлопка и шерсти. 2 января Сергей Третьяков был избран Московским купеческим обществом городовым старостой. В этом же году во время родов скончалась его жена Елизавета Сергеевна.

В 1860 году братья Третьяковы финансировали строительство и содержание Арнольдо-Третьяковского училища для глухонемых на Донской улице.

В 1861 году Сергей Третьяков путешествовал по Швейцарии и Франции, стал членом-любителем Московского общества любителей художеств. 20 марта Сергей Третьяков был избран в гласные Московской городской думы.

В 1864 – 1866 годах Сергей Третьяков был старшиной московского купечества.

В 1865 году Павел Третьяков женился на Вере Николаевне Мамонтовой, у них родились два сына и три дочери.

В 1866 году Сергей и Павел Третьяков вместе с В.Д. Коншиным и К.Я. Кашиным стали основателями и директорами Новой Костромской мануфактуры, объединившей прядильную, ткацкую и отбельную фабрики.

В 1866 году Павел Третьяков стал одним из учредителей и руководителей Московского купеческого банка.

5 мая 1869 года братья Третьяковы купили дом на Никольской улице.

В 1869 – 1870 годах братья Третьяковы числятся в списках членов и жертвователей Славянского благотворительного комитета в Москве.

В 1871 году ими был куплен особняк на Пречистенском бульваре (сейчас Гоголевский бульвар, д. № 6), где поселился Сергей Третьяков.

В 1872 Сергей Третьяков награждается орденом Св.Станислава 3-й степени.

В 1873 году Сергей Третьяков выбирается почетным членом Попечительского общества о Московском коммерческом училище.

В 1874 году архитектор А.С. Каминский построил двухэтажное здание для галереи, примыкавшее к южной стене дома и соединенное с жилым домом, но имевшее отдельный вход для посетителей. Первоначально в галерею можно было пройти только по личному разрешению Павла Третьякова.

В 1877 году Сергей Третьяков избран московским городским головой – на собственные средства он построил между Никольской улицей и Театральным проездом Третьяковский проезд. В этом же году пожалован орденским знаком Св. Станислава 2-й степени за деятельность в Совете московского коммерческого училища.

В 1881 – 1887 году Сергей Третьяков субсидировал издание «Художественного журнала».

В 1881 году вход в галерею братьев Третьяковых стал свободным и бесплатным для всех.

В 1882 году Сергей Третьяков путешествует по Европе и принимает активное участие во Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве.

В 1883 году он пожалован чином действительного статского советника и орденом Св. Владимира 3-й степени за участие в сооружении храма Христа Спасителя.

В 1889 году Сергей Третьяков избирается председателем Московского общества любителей художеств, награждается орденом Св. Станислава 1-й степени, позднее переезжает в Санкт-Петербург.

25 июля 1892 года Сергей Третьяков умирает в Петергофе. Он похоронен на Даниловском кладбище в Москве.

В своем завещании он писал: “Так как брат мой Павел Михайлович выразил мне свое намерение пожертвовать городу Москве свою художественную коллекцию и в виду сего представить в собственность Московской городской думы свою часть дома, обще нам принадлежащего, то я часть этого дома, мне принадлежащую, представляю в собственность Московской городской думе”.
В 1892 году Павел Третьяков передает городу свое собрание и брата.

31 августа 1892 г.

Павел Михайлович обратился в Московскую думу: “Озабочиваясь, с одной стороны, скорейшим выполнением воли моего любезного брата, а с другой – желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию ныне же приношу в дар Московской городской думе всю мою картинную галерею и передаю в собственность города принадлежавшую мне часть дома”. Собрание включало в себя 1276 картин, 471 рисунок и 9 скульптур почти всех школ и направлений русского изобразительного искусства XVIII-XIX вв. Расходы Павла Третьякова на создание галереи составили около четырех миллионов рублей.

15 августа 1893 года музей «Городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых» был открыт. Павел Третьяков был пожизненным попечителем галереи и действительным членом Санкт-Петербургской Академии художеств.

В 1894 году Павел Третьяков передал галерее 30 картин и 12 рисунков.

В 1898 году для галереи была приобретена картина В.М. Васнецова «Богатыри».

4 декабря 1898 года Павел Михайлович Третьяков скончался и был похоронен на Даниловском кладбище. В 1948 году прах братьев Третьяковых был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

Источник: https://um.mos.ru/personalities/9946/

Третьяков павел михайлович

Российский купец-предприниматель, благотворитель, меценат, знаток и собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель и владелец общедоступной художественной галереи в Москве. Брат Сергея Михайловича Третьякова (1834-1892).

Читайте также:  Кей джей апа - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Павел Михайлович Третьяков происходил из старинного, но небогатого  купеческого рода. Отец –  Михаил Захарович Третьяков (1801 -1850) ,  мать – Ольга Даниловна Борисова (1812-1899). В семье было девять детей,  Павел был старшим. Все дети Третьяковых получили хорошее домашнее образование, сыновья с малых лет помогали отцу в торговых делах и ведении документов.

К концу 1840-х годов Третьяковы владели пятью торговыми лавками в Москве. В 1850 году после смерти отца братья Павел и Сергей Третьяковы стали наследниками всего имущества. В 1851 году ими был куплен новый просторный дом в Москве, бывшее владение купцов Шестовых в Толмачах, который впоследствии послужил основным зданием для Третьяковской галереи.

Расширение предпринимательской деятельности Третьяковых шло по линии производства и переработки льна. В 1866 году П. М. Третьяков объединил несколько костромских льнозаводов и учредил «Товарищество Большой Костромской льняной мануфактуры». Костромские льняные фабрики  давали основной доход семье, позволяя также вкладывать деньги в благотворительность.

В 1865 году Павел Михайлович Третьяков женился на Вере Николаевне Мамонтовой (1844-1899), дочери московского купца-откупщика Николая Федоровича Мамонтова.

Вера Николаевна приходилась двоюродной сестрой Савве Ивановичу Мамонтову, известному железнодорожному промышленнику, меценату, создателю Русской частной оперы и Абрамцевского художественного кружка.  Вера Николаевна получила  прекрасное домашнее образование, была музыкально одаренной девушкой.

Она стала Павлу Михайловичу единомышленником и другом. Брак Третьяковых был долгим и счастливым.

Павел Михайлович Третьяков писал однажды своей жене: «Искренно от всей души благодарю Бога и тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья!»  В 1887 году большую дружную семью постигло несчастье: умер от скарлатины  сын, восьмилетний Иван, всеобщий  любимец и надежда отца. Остались четыре  дочери и сын Михаил, страдавший серьезным заболеванием.

Третьяковы жили очень открыто. В их доме бывали многие выдающиеся деятели культуры и искусства того времени: художники, музыканты, критики,  архитекторы, литераторы, театральные деятели. Третьяковы принимали у себя  И.С. Тургенева, П.И. Чайковского, А.Г. Рубинштейна, И.Е. Репина, И.Н. Крамского, В.

М. Васнецова, В.Г. Перова, В.Д. Поленова и многих других.  Со многими из этих людей Третьяковы были по-настоящему дружны. В этой семье много путешествовали и по России, и за границей. Везде Павел Михайлович в первую очередь стремился познакомиться с художественной жизнью посещаемых городов и стран.

В предпринимательской среде он пользовался огромным авторитетом и уважением. Выполнял разнообразные общественные обязанности, избирался на ответственные должности. На доходы со своего капитала он помогал нуждающимся, поддерживал людей искусства, приобретал картины.

Делом всей его жизни была забота о Московском Арнольдовском училище для глухонемых. Третьяков был одним из главных его  устроителей и деятельным попечителем. В 1890-е годы он состоял также в попечительских советах Коммерческого училища, Александровского коммерческого училища.

Часто делал различные единовременные пожертвования,  помогал финансово одаренным  людям науки и искусства. Так, П. М. Третьяков оказал материальную помощь экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклая, поддерживал И.В. Цветаева в создании Музея изящных искусств в Москве.

Активное участие  Павел Михайлович принимал в деятельности Московского художественного общества, всячески помогал Московскому училищу  живописи, ваяния и зодчества.

Будучи человеком состоятельным, Третьяков  был чрезвычайно скромен в быту. Вся его жизнь была расписана буквально по минутам, и большую ее часть он проводил в трудах на благо общества. Главным делом его жизни стало собирание коллекции картин и создание национальной галереи.

Все началось с того, что в 1854 году П.М. Третьяков купил на «развалах» у Сухаревской башни свои первые десять картин: это были работы  старых голландских мастеров. А в 1856 году его коллекция уже пополнилась  картиной Н.Г. Шильдера «Искушение» и Работой В.Г. Худякова «Финляндские контрабандисты».

Это были жанровые полотна отечественных живописцев, которые легли в основание будущей знаменитой коллекции Третьякова.

В отличие от многих коллекционеров своего времени, Третьяков ставил целью своей деятельности не приватное обладание художественными ценностями, а собирание целостной коллекции произведений, которые  явились бы  гордостью национального искусства и могли  быть доступны как можно более широким слоям населения.  «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях», – писал Третьяков в письме к Кошелеву.

Его программным документом стало завещательное письмо 1860 года, в котором он изложил свои принципы и завещал свой основной капитал –  «сто пятьдесят тысяч рублей серебром на устройство художественного музеума или общественной картинной галереи». И далее всю свою жизнь П.М. Третьяков следовал поставленной цели.

Сам Павел Михайлович обладал тонким художественным вкусом и особым чутьем на таланты. Картины он присматривал на выставках и непосредственно в мастерских художников.

Порой, приобретая неизвестное полотно начинающего живописца, Третьяков безошибочно угадывал в нем будущего корифея живописи, а в картине – шедевр национального искусства. Так произошло, например, при покупке коллекционером «Девушки, освещенной солнцем» В.А.

Серова, или «Видения отроку Варфоломею» М.В. Нестерова. В основу его коллекции ложились, в основном, картины его современников. Многим живописцам Третьяков помогал материально, создавая им,  тем самым, благоприятные условия для свободного творчества и развития таланта.

Можно сказать, что деятельность Третьякова-коллекционера и его личный художественный вкус  благотворно сказались в целом на формировании русской художественной школы второй половины XIX века.

Наиболее  полно и разнообразно в  галерее  были представлены такие мастера русской живописи, как  В.Г. Перов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Левитан, В.А. Серов.

Часто коллекция пополнялась целыми собраниями  произведений, как это  случилось, например, с  «Туркестанской серией» В.В. Верещагина, этюдами А.А. Иванова и В.Д. Поленова.

Так же попали к Третьякову многочисленные эскизы росписей Владимирского собора в Киеве, сделанные В.М. Васнецовым.

Позднее коллекция П. М. Третьякова стала пополняться выдающимися работами мастеров  русской живописи  XVIII – первой половины XIX в. Еще одним его направлением стало собирание  произведений древнерусской живописи, оформившихся  в 1890-е годы в отдельную коллекцию. В эти же годы было положено начало собранию произведений скульптуры.

Важную роль в своей галерее он отводил пейзажу, представленному работами Л.Ф. Лагорио, А.П. Боголюбова, М.К. Клодта, И.И. Шишкина, И.И. Левитана.

В конце 1860-х годов Третьяков задумал создать портретную галерею выдающихся современников, к работе над которой были привлечены замечательные портретисты В.Г. Перов и И.Н.  Крамской. Так в галерее появились знаменитые портреты А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, В.И. Даля, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, С.Т. Аксакова, Н.А. Некрасова.

Расположение картин в галерее соответствовало вкусам и принципам П.М. Третьякова. Более того, часто он сам непосредственно производил развеску картин в экспозиции.

Со  временем растущая коллекция перестала помещаться в залах дома в Лаврушинском переулке, и в  1872— 1892 годах к особняку четырежды делали специальные пристройки. Музей разрастался, количество посетителей увеличивалось.

В 1885 году в залах галереи побывало уже порядка  тридцати тысяч человек.

Популярность галереи стремительно росла, и она стала одной из главных достопримечательностей города: побывать в ней стремились гости первопрестольной со всех уголков России и зарубежные посетители.

В 1892 году, после смерти Сергея Михайловича Третьякова, галерею пополнили два зала собрания западной живописи, завещанные коллекционером брату для его музея.

В том же году Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. Продолжая пополнять коллекцию теперь  уже национального музея,  он трудился также и над изучением и систематизированием ее фондов.

Результатом этой работы стали каталоги галереи, издававшиеся с 1893 года.

До последних дней своей жизни Третьяков заботился о своем детище: ходил по выставкам и мастерским, делал приобретения, развешивал картины в залах.

Павел Михайлович Третьяков умер в декабре 1898 года и был погребен на Даниловском кладбище в Москве. Его супруга пережила его лишь на четыре месяца. В 1948 году  прах Третьякова был перенесен  на Новодевичье кладбище.

Государственная Третьяковская галерея на данный момент является обладателем одного  из лучших и крупнейших собраний   отечественного изобразительного искусства и одним из самых посещаемых музеев мира.

Литература

  • Арзуманова О. И. Савва Иванович Мамонтов. Его предки и потомки. Сергиев Посад, 2002.
  • Боткина А. П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и в искусстве. М., 1959.
  • Третьякова В.П. В доме Третьяковых. Нью-Йорк, 1954.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/trietiakov_paviel_mikhailovich

Павел Третьяков: «Нажитое от общества вернуть обществу»/Интересно/Информагенство

Известный российский предприниматель, меценат и благотворитель, коллекционер произведений русского искусства и основатель Третьяковской галереи Павел Третьяков отразил в своём собрании всю русскую школу живописи и ещё при жизни подарил её Москве, сделав достоянием общества. Любящий муж и отец. Он отказался от дворянства, оставаясь верным купечеству.

Павел Третьяков родился 15 декабря 1832 года в Москве в семье купца Михаила Захаровича Третьякова, который был одним из самых преуспевающих предпринимателей в роду Третьяковых. Двое его старших сыновей – Павел и Сергей – унаследовали дело отца после его смерти и успешно приумножили капитал.

В юности Павел имел много книг, собирал лубки, эстампы и гравюры… Часто, уединившись от шумного общества гостей, рассматривал гравюры или подолгу читал книги… Он был высок, худощав, тёмно-русые волосы завитками падали на лоб, задумчивые карие глаза под густыми бровями казались совсем чёрными от матовой бледности лица. Он не производил впечатления крепкого юноши, но его работоспособность, умение собраться волею и не терять без дела ни минуты удивляли мать, брата и друзей.

Павел Третьяков

Женился Павел Третьяков относительно поздно (позже своего младшего брата), но, можно сказать, сделал хорошую партию.

Его супругой стала Вера Николаевна Мамонтова, двоюродная сестра известного мецената Саввы Мамонтова.

У них родилось трое дочерей (Вера, Александра и Любовь), потом сын Михаил, который был слабоумным, затем двое младших – Мария и Иван. Этот последний сын был всеобщим любимцем и надеждой отца.

Семья Павла и Веры Третьяковых

Но в 1887-м году дружную семью Третьяковых постигло горе – от скарлатины умер младший сын Ваня. С этого времени, как вспоминает дочь Павла Александра, отец стал угрюм и молчалив. И только внуки заставили былую ласку появляться в его глазах.   

Павел Иванович много трудился, управлял Костромской льнопрядильной фабрикой и магазинами, занимался другими торгово-промышленными делами.

Львиную долю своего времени Павел Третьяков посвящал благотворительной деятельности. Как попечитель Арнольдовского училища для глухонемых, он поддерживал его финансово. Принимал участие в деятельности Православного миссионерского общества, помогал бедным.

Третьяковы любили путешествовать по России и за границей. Наслаждаясь красотой Пиренеев на склоне лет, Павел писал жене: «Опять чувствовал, что стоит жить, чтобы видеть и наслаждаться этим высшим наслаждением». Красоту природы и Павел, и Вера Третьяковы чувствовали также тонко, как и красоты искусства.

Частными гостями дома Третьяковых были знаменитые писатели, музыканты и художники: Пётр Чайковский, Иван Тургенев, Иван Крамской, Илья Репин, Виктор Васнецов, Василий Перов, Василий Поленов и другие. Сам Третьяков также посещал художественные мастерские его современников, отслеживая тенденции и заказывая художникам работы.  

Так формировалась коллекция русского искусства Третьякова. Постепенно места для хранения собрания в доме Третьяковых в Лаврушинском переулке становилось всё меньше. Поэтому в 1874-м году для хранения своей коллекции живописи Павел Третьяков построил отдельное здание. В 1881-м году новая галерея была открыта для посещения.

В августе 1892-го года Павел Третьяков передал галерею в дар Москве, оставаясь её попечителем пожизненно. На тот момент его коллекция насчитывала 1287 живописных и 518 графических произведений русских художников, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, а также 15 скульптур и коллекция икон.

Официальное открытие теперь уже общественного собрания состоялось 15 августа 1893-го года под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

И даже после передачи коллекции городскому совету Павел Третьяков продолжил пополнять её картинами, рисунками и этюдами, а также ежегодно издавал каталоги своего собрания.

За свою активную деятельность на благо развития художественного дела России Павел Третьяков в 1893-м году был выбран действительным членом Академии художеств. Кроме того, Третьяков был членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур и носил титул советника коммерции.

В этом же 1893-м году Павел Третьяков отказался от дворянства, которое ему хотел даровать царь в знак оценки его трудов по созданию первой общественной художественной галереи. «Я купцом родился, купцом и умру», – ответил Третьяков.

Умер Павел Третьяков 4 декабря 1898 года в Москве. Последними его словами были: «Берегите галерею и будьте здоровы». Через три месяца умерла и его жена Вера.

В завещании Павла Ивановича было сказано: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».

Изначально тело Павла Третьякова погребли на Даниловском кладбище, где были похоронены его родители и брат. Но в 1948-м году прах обоих братьев перезахоронили на Новодевичьем кладбище.

3 июня 1918-го года декретом о национализации галереи она получила название Государственной Третьяковской галереи.

Третьяковская галерея – дело жизни Павла Третьякова

Среди сохранившихся писем Павла Третьякова дочери Александре находим такие вдохновляющие, полные благородства строки: «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернуть бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях». По его завещанию большие суммы денег были переданы на содержание галереи, Арнольдского училища, где учились 150 человек, и на различные стипендии.

Подготовила: Юлия Сидимянцева

Источник: http://2queens.ru/Articles/Informagentstvo-Interesno/Pavel-Tretyakov-Nazhitoe-ot-obshhestva-vernut-obshhestvu.aspx?ID=3435

Тайная наследница Третьяковки – МК

Екатерина Хохлова: “Мой предок деньги попусту не тратил”

Читайте также:  Анатолий кузичев - биография знаменитости, личная жизнь, дети

20.05.2006 в 00:00, просмотров: 3070

Она категорически отказывается фотографироваться. Не разрешает делать фото детей и внуков. Хотя, казалось бы, уж кого-кого, а их москвичи должны знать в лицо. Но… “Нам не нужна публичность. Мой прапрадедушка, который вас так интересует, был очень скромным человеком” — такая вот позиция у… единственного живущего в России потомка Третьякова.

И тем не менее Екатерина Сергеевна Хохлова согласилась рассказать о своем знаменитом предке. И об удивительных фактах из жизни галереи, например:

— При расширении здания галереи нарушили завещание основателя легендарной Третьяковки;

Купец Третьяков, тративший тысячи рублей серебром на искусство, в быту считал каждую копейку;

Из-за кражи четырех картин галерею закрыли на два года.


Легендарной Третьяковке — 150 лет! За полтора века она превратилась из хранилища предметов искусства в известную на весь мир галерею.

Особняк в Лаврушинском переулке значится в туристических проспектах гостей из российской глубинки, иностранцев и правительственных делегаций. Казалось бы, о государственном музее известно все. Однако…

Праправнучка мецената Екатерина Хохлова назначила встречу в издательстве, где она работает главным редактором…

В ее кабинете чувствуется хозяйская рука: чисто, опрятно, каждая вещь знает свое место. Она приветливо улыбается и предлагает чаю. Я внимательно рассматриваю Екатерину Сергеевну — высокая, светловолосая, с крупными чертами лица.

“Павел Третьяков и его жена Вера Николаевна (урожденная Мамонтова) имели шестерых детей: Вера, Александра, Любовь, Мария, Михаил, Иван. От скарлатины в возрасте восьми лет умер Ваня. А Миша родился больным и был недееспособным — скончался, не дожив до совершеннолетия.

Вера вышла замуж за пианиста Александра Зилоти. Мужем Александры стал известный врач Сергей Боткин, а его брат Александр, тоже доктор, женился на Марии. Любовь в первом браке была замужем за художником Николаем Гриценко, а во втором — за живописцем Львом Бакстом.

Во время революции из России не уехала только одна дочь Третьякова — Александра Павловна. На сегодняшний день потомки знаменитого мецената остались только от двух его отпрысков: Веры и Александры. Наследники первой живут в США. Кстати, в этом году они впервые приедут на родину своего знаменитого предка.

Потомки от Александры проживают в России — это и есть Екатерина Сергеевна Хохлова”.

* * *

— Екатерина Сергеевна, вы похожи на своего знаменитого предка Павла Третьякова?

— Если судить по семейным фотографиям, я похожа на свою прабабушку Александру Павловну, вторую по старшинству дочь Павла Михайловича. Хорошо ее помню — когда она умерла, мне было уже 12 лет. В моей памяти она осталась сдержанной, даже молчаливой. По характеру бабушка была очень похожа на своего отца. И Третьяковской галерее она посвятила всю свою жизнь.

— Каким же был легендарный меценат?

— Павел Михайлович был очень скромным, даже застенчивым. В молодости друзья прозвали Третьякова Архимандритом.

Он рано повзрослел, после смерти отца в 20 лет уже вел дела вместе с матерью Александрой Даниловной, а в 24 начал собирать картины русских художников.

Удивительно, что в первом своем завещании, написанном, когда ему было всего 28 лет, Павел Михайлович уже выразил желание передать свое собрание народу.

* * *

Одной из первых картин, купленных Третьяковым, была “Стычка с финляндскими контрабандистами” Худякова. Это случилось в 1856-м, и именно этот год считают временем рождения галереи. Первоначально полотна размещали в гостиной дома Третьяковых в Лаврушинском переулке.

Однако когда к 1872 году коллекция уже насчитывала около 150 работ, купец принял решение специально для картин отстроить двухэтажное здание. Новое хранилище примыкало к южной стене дома. Два зала соединялись внутренним переходом с жилой частью, но имели отдельный вход с улицы.

В августе 1892 года меценат передал собрание в дар Москве.

Благодарные потомки не выполнили завет знаменитого купца — не перестраивать галерею. Об этом он просил в специальной приписке к завещанию. Как известно, в XX столетии здание Третьяковки не раз расширялось.

Интересная деталь — Павел Михайлович частенько задумывался: не обижает ли своих домашних тем, что довольно много времени посвящает галерее. В одном из писем даже признается: дескать, размышлял над вопросом, кого любит больше — галерею или жену. Пришел к выводу — все же супругу…

Кстати, женитьба Третьякова на красавице Вере Николаевне произвела в московском обществе эффект разорвавшейся бомбы. Ведь в юности Третьякова выделяли за скромность и сдержанность… Например, Павел Михайлович не пропускал ни одного поста.

Правда, постился знаменитый купец весьма оригинальным образом: ел бифштекс и пил вино — ничего больше. Так он себя “сдерживал”…

* * *

— Екатерина Сергеевна, правда, что основатель галереи терпеть не мог, когда его хвалили?

— Это правда. Он не любил быть в центре внимания и старался избегать торжеств, связанных с его чествованием. Когда в 1894 году был с большой помпой устроен съезд художников и любителей художеств в честь открытия городской Третьяковской галереи, Павел Михайлович под предлогом дел уехал в Петербург.

— В таком случае ему бы не понравились торжественные мероприятия по случаю нынешнего юбилея галереи?

— Думаю, что ему бы понравились выставки, которые в эти дни открывает галерея. А вот на торжественном вечере в Колонном зале он вряд ли бы присутствовал. Ведь помимо особенностей его характера надо учитывать отношение Павла Михайловича к делу — а галерея была не менее важным делом его жизни, чем предпринимательская деятельность. Он не тратил время просто так, на разговоры.

И деньги тоже не тратил попусту. Считал, что нужно уметь жить так, чтобы не просить. Когда его старшая дочь Вера вышла замуж за музыканта Александра Зилоти, в начале совместной жизни молодые испытывали финансовые затруднения. И тогда моя прабабушка написала Павлу Михайловичу письмо с просьбой помочь Вере.

В ответном письме Третьяков высказал свою точку зрения, которая, по-моему, и в наши дни очень актуальна.

Из письма Павла Третьякова: “Для родителей обязательно дать детям образование и воспитание и вовсе не обязательно обеспечение. (…) Обеспечение должно быть такое, какое позволяло бы человеку жить без труда”.

* * *

Известно, что Третьяков в ведении хозяйства учитывал каждую копейку. В галерее до наших дней сохранились расходные ведомости знаменитого купца.

Наталья Примак работает в архиве музея с 1955 года. Она показывает уникальный документ: аккуратно в столбик выписаны расходы за год — на содержание дома, на еду, на лошадей, на Веру Николаевну (жену), на сено, на экипаж, на прислугу, на дочерей, на платье у портнихи-француженки…

Именно эти списки свидетельствуют о том, что богатейший купец того времени был чрезвычайно экономным. Например, на путешествие по Европе тратил 500—600 рублей. Для сравнения: его жена — около четырех тысяч.

В конце XIX века на 200 рублей можно было снимать двухэтажный дом, содержать прислугу и кухарку, да еще ни в чем себе не отказывать целый год…

Наталья Примак объясняет бережливость Третьякова тем, что он знал цену деньгам. Ведь свое состояние меценат нажил сам, а не получил по наследству. Но своей красавице-жене не отказывал в дамских радостях: шить туалеты у лучших портних-француженок являлось нормой. Сам же заказывал новый сюртук, когда старый уже приходил в негодность.

* * *

— Екатерина Сергеевна, Третьяковы во время революции уехали из России. И только одна его дочка — ваша прабабушка Александра Павловна — осталась. Наверное, натерпелась во время сталинских репрессий?

— Александру Павловну не арестовывали и не ссылали. Но морально ей, конечно, пришлось тяжело. Ведь у них была большая и очень дружная, любящая семья.

Третьяковы состояли в родстве с Мамонтовыми, Якунчиковыми, Алексеевыми… Между ними было духовное родство и общий круг интересов, почти все они любили искусство, музицировали, собирали живопись.

После революции из всей этой многочисленной семьи Александра Павловна осталась почти одна…

Какое у нее было в те годы состояние, видно, например, из письма, написанного ею в 1918 году, вскоре после расстрела царской семьи, вместе с которой был расстрелян и родной брат ее мужа, доктор Евгений Сергеевич Боткин.

Но никогда ни Александра Павловна, ни ее дочь, моя бабушка Александра Сергеевна Хохлова, не жаловались на судьбу или на советскую власть, никогда не жалели о том, что потеряли какие-то материальные блага.

В 20-е годы, как многие из “бывших”, они были объявлены “лишенцами”, так называли лиц, лишенных целого ряда прав при советской власти. В начале 30-х бабушку, которая была актрисой (“На красном фронте”, “Луч смерти”. — О.Х.), запретили снимать в кино.

Но она преподавала во ВГИКе и даже как режиссер сняла несколько фильмов (“Мы с Урала”, “Саша”, “Игрушки”. — О.Х.).

* * *

В семье Третьяковых жены были преданы мужьям. Судите сами. Вера Николаевна не препятствовала Павлу Михайловичу, даже когда муж тратил бешеные деньги на покупку картин. Ведь когда купец приобрел несколько полотен Верещагина, по Москве пошел слух: Третьяков сошел с ума — потратил 90 тысяч на искусство…

Но больше всего Павел Михайлович мечтал купить галерею тайного советника Федора Прянишникова, где были собраны лучшие полотна русской живописи: Боровиковский, Федотов. А еще легендарный меценат всю жизнь хотел приобрести “Тайную вечерю” Ге. Но она ему не досталась — полотно купил великий князь.

Самая любимая работа купца — “Христос в пустыне” Крамского — все же оказалась в галерее. Кстати, из-за этого полотна между Третьяковым и Толстым разгорались жаркие многочасовые споры. Лев Николаевич уверял, мол, лучшие работы на тему Христа у Николая Ге, Третьяков не сомневался — у Крамского…

Для легендарного мецената настоящим шоком стали факты воровства в галерее. Ведь к 1891 году из дома в Лаврушинском злоумышленники похитили четыре картины. Павел Михайлович распорядился закрыть галерею на долгих два года… Позже два полотна все же удалось вернуть.

Между тем после 17-го года и по сей день в галерее не было ни одной кражи. Несмотря на то что даже в конце 50-х в легендарной Третьяковке система сигнализации отсутствовала. Ночные дежурные, в распоряжении которых был только телефон, запирали входную дверь и каждые два часа залы внимательно осматривали. На всякий случай.

Только в 90-х в Третьяковке установили суперсовременную сигнализацию. Сегодня в галерее три рубежа охраны. Первый: сигнализация установлена на дверях и окнах. Второй: так называемые объемники. То есть, если грабитель сумеет пробраться уже внутрь галереи, сигнализация сработает на колебания воздуха. И третий: каждый предмет подключен к индивидуальной сигнализации.

В галерее выставляется больше тысячи экспонатов.

* * *

— Какие традиции сохранились в вашей семье со времен Третьякова?

— Самым любимым праздником всегда была Пасха. Еще отмечали то, что не принято было в советское время, — именины.

У меня до сих пор хранятся вещи, подаренные прабабушкой: старинный игрушечный кошелечек, вышитая бисером маленькая сумочка — то, что ей подарили в детстве.

Детские книги, на одной из которых есть надпись о том, что Павел Михайлович подарил ее своей дочери Александре, когда той исполнилось девять лет. Теперь эту книгу — “Путешествие юного натуралиста” — в нашей семье с удовольствием читает уже шестое поколение.

— Получается, вам удалось что-то сохранить, несмотря на революцию?

— Конечно, какие-то вещи остались, хотя в 20-е и 30-е годы многое было продано. Ведь надо было на что-то жить. В те годы открылись магазины, которые назывались “Торгсин” — торговля с иностранцами. Туда сдавали вещи многие из так называемых бывших. Но продавали только то, без чего можно было прожить.

А вот семейные фотографии, письма, какие-то безделушки, которые, может быть, и ценности материальной не имели, сохраняли. Моя прабабушка увлекалась фотографией.

Она снимала членов семьи, друзей, а среди них были люди знаменитые: например, Сергей Дягилев, Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина, Александр Бенуа, Константин Станиславский, актеры Московского художественного театра, и фотографии наклеивала в альбомы.

Так эти огромные альбомы уцелели, несмотря на все перемены и переезды, и до сих пор хранятся у нас дома, в книжных шкафах, которые, кстати, стояли еще в подмосковном имении Куракино, где Третьяковы обычно проводили лето.

— Читала, что Третьяков подарил в приданое дочерям жемчуг на сумму в четыре тысячи рублей.

— Возможно, хотя я никогда про это не слышала. Ни прабабушка, ни бабушка никогда на моей памяти не имели драгоценностей. А по поводу вещей могу рассказать одну забавную историю.

Несколько лет назад я передала в Третьяковку большой ящик, в котором Вера Николаевна, жена Павла Михайловича, хранила столовое серебро.

Спустя какое-то время этот ящик готовили к экспозиции, а когда открыли, то обнаружили в нем второе дно, где со времен Третьяковых оставалось 12 столовых ножей. И мы с Третьяковкой поделили их поровну.

— Екатерина Сергеевна, отношения с родственниками, которые оказались за границей, сохранились?

— В начале 30-х все связи были прерваны, а сегодня мы стараемся их наладить…

Третьяков потратил на туркестанские полотна Верещагина 90 тысяч рублей. В пересчете на сегодняшние деньги эта сумма составляет порядка 9 миллионов долларов!

На эту сумму в наши дни можно купить: 9 самых дорогих в мире автомобилей — McLaren штучной сборки, или три особняка на Рублево-Успенском шоссе, или 20 роскошных квартир в центре Нью-Йорка. А если добавить еще 5 миллионов, то можно стать владельцем острова в любой части света…

Источник: https://www.mk.ru/editions/daily/article/2006/05/20/182347-taynaya-naslednitsa-tretyakovki.html

Ссылка на основную публикацию