Александр галич – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Александр Галич – биография, информация, личная жизнь, фото, видео

Александр Аркадьевич Галич (настоящая фамилия – Гинзбург). Родился 19 октября 1918 года в Екатеринославе – умер 15 декабря 1977 года в Париже. Советский поэт, сценарист, драматург, прозаик, автор и исполнитель собственных песен.

Александр Гинзбург, ставший известным под псевдонимом Галич, родился 19 октября 1918 года в Екатеринославе (позже – Днепропетровск, ныне – Днепр) в еврейской семье.

«Галич» – литературный псевдоним, образованный от букв собственных фамилии («Г»), имени («Ал») и отчества («ич»).

Отец – Арон Самойлович Гинзбург, экономист.

Мать – Фейга (Фанни, Фаина) Борисовна Векслер, работала в консерватории.

Младший брат – Валерий Гинзбург, кинооператор.

Дед – врач-педиатр.

Дядя – Лев Самойлович Гинзбург, литературовед.

Семья Гинзбургов жила в Екатеринославе в доме № 74 по улице Казачьей. В 1920 году семья переехала в Севастополь, а в 1923 году – в Москву, где поселились в доме Дмитрия Веневитинова в Кривоколенном переулке (в этом доме Александр Пушкин впервые читал трагедию «Борис Годунов»).

В Москве окончил школу 24 БОНО (ныне № 1227).

Александр Галич в детстве с младшим братом

Впервые опубликовал стихотворение «Мир в рупоре» в газете «Пионерская правда» 23 мая 1932 года за подписью Александр Гинзбург.

После девятого класса Галич почти одновременно поступил в Литературный институт и в Оперно-драматическую студию Станиславского, ставшую последним курсом Станиславского, который он не успел выпустить.

Литературный институт вскоре бросил, а через три года оставил и Оперно-драматическую студию – в 1939 году перешёл в Театр-студию Алексея Арбузова и Валентина Плучека. В феврале 1940 года студия дебютировала спектаклем «Город на заре» с коллективным авторством. Одним из авторов пьесы стал Галич.

Это был его дебют в драматургии. Для этой пьесы и спектакля он написал также песни. В спектакле он исполнял роль комсорга стройки Борщаговского.

С началом войны был призван в армию. Однако медицинская комиссия обнаружила у него врождённый порок сердца и освободила от службы. Галич устроился в геологоразведочную партию и отправился на юг.

На юге, в городе Грозном он попал в местный драматический театр, в котором и работал до декабря 1941 года.

Отсюда Галич уехал в Ташкент, где Арбузов начал формировать театральную группу из своих бывших студийцев.

В конце 1950-х годов Галич начал сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре.

Отталкиваясь от романсовой традиции и искусства Александра Вертинского, Галич стал одним из ярких представителей жанра русской авторской песни, который вскоре развили другие барды и который с появлением магнитофонов приобрёл огромную популярность. В этом жанре Галич сформировал особое направление.

Ранние свои песни 1940-1950-х годов Галич впоследствии не включал в сборники.

Первые песни – «Леночка» (1959), «Про маляров, истопника и теорию относительности» и «Закон природы» (обе 1962) – будучи относительно безобидными в политическом отношении, не совпадали с официальной советской эстетикой. Так начался перелом в творчестве благополучного советского литератора.

Ему способствовала и история с несостоявшейся премьерой пьесы Галича «Матросская тишина», написанной для создававшегося театра «Современник». Уже отрепетированную пьесу запретили к показу, заявив автору, что он искажённо представляет роль евреев в Великой Отечественной войне. Этот эпизод Галич потом описал в автобиографической повести «Генеральная репетиция» (закончена в 1973 году).

Александр Галич – Ночной разговор в вагоне-ресторане

Александр Галич – Леночка

Александр Галич – Облака

В 1971 году Галич был исключён из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 года (этому посвящена песня «От беды моей пустяковой»), а в 1972 году – из Союза кинематографистов, в котором состоял с 1958 года.

Фактически после этого он был доведён до состояния нищенства. Его не принимали на работу, и он был лишён возможности заработать себе на хлеб.

Первое время Галич продавал редкие книги из своей обширной библиотеки, потом стал подрабатывать «литературным негром»-подправлять чужие сценарии.

Но денег всё равно не хватало, тем более, что кормить приходилось не только себя и жену, но и матерей обоих, и семью своего внебрачного сына Гриши, рождённого в 1967 году.

В 1972 году, после третьего инфаркта, Галичу дают вторую группу инвалидности и пенсию в 54 рубля в месяц. Ему настойчиво предлагают уехать, но Галич всё время отказывается сделать это добровольно.

В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать. 22 октября 1974 года постановлением Главлита по согласованию с ЦК КПСС все его ранее изданные произведения были запрещены в СССР. Первым его пристанищем за рубежом стала Норвегия, затем он переехал в Мюнхен, где некоторое время работал на радиостанции «Свобода».

Был членом Народно-трудового союза российских солидаристов (НТС).

Смерть Александра Галича

Умер 15 декабря 1977 года около 14:00, в результате несчастного случая, на 60-м году жизни. Галич трагически погиб от удара электрическим током при подключении антенны к телевизору.

Существует версия, что это было тщательно спланированное и заранее подготовленное убийство. Между тем парижские знакомые Галича (Владимир Максимов, Василий Бетаки) заявляли, что причиной его смерти стал именно несчастный случай: «Я, Василий Бетаки, пришёл вместе с В.

Максимовым, редактором журнала «Континент», в квартиру Галича минут через 20 после его смерти. В квартире были пожарные и врач. Врач показал мне и В.

Максимову чёрные полосы на руках от антенны (двурогой), которую Галич стал поправлять, предварительно воткнув её вилку в гнездо под напряжением, причём он не заметил нужного гнезда и, чтобы воткнуть антенну, он плоскогубцами сдавил контакты вилки и таким образом воткнул вилку в запрещённое для неё гнездо. Таков был вывод врача-реаниматора. Все прочие утверждения о причине смерти А. А. Галича, на мой взгляд, являются домыслами».

Другую версию приводил Михаил Шемякин: «Конечно, никакое КГБ, никто за ним не охотился. Просто безграмотность, потому что он купил аппаратуру, мы хотели с ним сделать пластинку. Но master tape он решил делать сам у себя дома.

Жена ушла в магазин, он стал возиться с аппаратурой, ничего не понимая, что куда включать. Знаете, так, по-русски: включим сюда. И, в общем, сделал так, что замкнул где-то эту аппаратуру, и когда он к ней прикоснулся – всё, его убило током.

Его било и он не мог… И когда жена прибежала из магазина, увидела, что он уже бьётся в судорогах, но уже кровь, видно, разложилась на составные, и Саша умер».

Жена Ангелина Николаевна рассказывала: «Саша давно мечтал о какой-то необыкновенной стереосистеме “Грюндиг”. Когда её привезли к нам, рабочие сказали, что подключать её должен завтра специалист.

Я ушла в магазин, а Саша стал чего-то соединять, взялся за батарею отопления, его пронзило током, и, когда я вернулась, он лежал без сознанья, но живой.

Я бросилась звонить, но все дело решали минуты и, пока ехали врачи, Саша умер у меня на руках».

На следующий день после кончины Галича два московских театра – на Таганке и «Современник» – в антрактах провели митинги его памяти. В Театре Сатиры после окончания спектакля был устроен поминальный вечер. Стихи Галича читал Александр Ширвиндт.

Александр Галич был похоронен 22 декабря 1977 года, недалеко от Парижа, на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (фр. cimetière communal de Sainte-Geneviève-des-Bois). Год рождения поэта на плите указан ошибочный – 1919.

На могильной плите выбита надпись: «Блажени изгнани правды ради».

могила Александра Галича

12 мая 1988 года по ходатайству дочери поэта, Алёны Архангельской, Александра Галича восстановили в Союзе кинематографистов СССР, а 15 мая 1988 года – в Союзе писателей СССР. Летом 1993 года Александру Галичу было возвращено российское гражданство.

17 октября 1998 года, накануне 80-летия, на доме № 4 по улице Черняховского в Москве была установлена и открыта М. А. Менем мемориальная доска с надписью: «В этом доме с 1956 года жил до своего изгнания в 1974 году русский поэт и драматург Александр Галич. Блажени изгнани правды ради».

Личная жизнь Александра Галича:

Дважды был женат.

Первая жена – актриса Валентина Дмитриевна Архангельская (20.08.1919 – 28.12.1999), младшая сестра композитора и дирижёра Ростислава Дмитриевича Архангельского. Познакомились в Ташкенте. Поженились в 1942 году после возвращения в Москву.

21 мая 1943 года у них родилась дочь Александра (Алёна).

В 1945 году Валентина Архангельская получает место ведущей актрисы в Иркутском Драматическом театре и уезжает из Москвы. Это со временем приводит их к разводу.

Алена – дочь Александра Галича

Вторая жена – Ангелина Николаевна Шекрот (Прохорова). Поженились в 1947 году.

Александр Галич и Ангелина Шекрот

3 сентября 1967 года у Галича вне брака родился сын Григорий, получивший фамилию матери Михнов-Войтенко. Мать мальчика – Софья Михнова-Войтенко (ум. 1973), в то время жена журналиста и историка радио Александра Шереля, художник по костюмам киностудии имени Горького (ранее была замужем за художником-нонконформистом Евгением Михновым-Войтенко). Сын – религиозный деятель.

Григорий Михнов-Войтенко – сын Александра Галича

Фильмография Александра Галича:

1967 – Бегущая по волнам (Running on Waves / Бягаща по вълните) – вокал 1988 – Два часа с бардами (документальный) – вокал

2010 – Виктор Некрасов. Вся жизнь в окопах (документальный)

Сценарии Александра Галича:

1950 – В степи (короткометражный) 1954 – Верные друзья 1955 – Упрямое тесто (анимационный) 1956 – Сердце бьётся вновь…

1958 – Мальчик из Неаполя (анимационный) 1960 – Трижды воскресший 1962 – На семи ветрах 1962 – Летающий пролетарий (анимационный) 1964 – Государственный преступник 1965 – Третья молодость (Nuit des adieux, La) 1965 – Дайте жалобную книгу 1967 – Бегущая по волнам (Running on Waves / Бягаща по вълните) 1968 – Русалочка (анимационный) 1970 – Вас вызывает Таймыр 1982 – Приключения волшебного глобуса, или Проделки ведьмы (анимационный)

1997 – Матросская тишина (фильм-спектакль)

Библиография Александра Галича:

1942 – Мальчики и девочки. Стихи (под фамилией Гинзбург) 1969 – «Песни» 1971 – «Поэмы России» 1972 – «Поколение обречённых» 1974 – «Генеральная Репетиция». Автобиографическая книга воспоминаний 1975, 1977 – «Когда я вернусь»

1981 – «Когда я вернусь»: Полное собрание стихов и песен

Пьесы Александра Галича:

1939-40 – Город на заре (совместно с А. Н. Арбузовым и коллективом Театра-Студии) 1939-1941 – Дуэль (совместно с Исаем Кузнецов, Вс. Багрицким) 1945-46 – Рассвет (под псевдонимом «А. Гай») 1945−56, 1974 – Матросская тишина 1946 – Улица мальчиков (совместно с И.

Кузнецовым) 1946-47 – Походный марш, или За час до рассвета 1947 – Вас вызывает Таймыр (совместно с К. Ф. Исаевым) 1949-50 – Москва слезам не верит, или Положение обязывает (совместно с Г. Н.

Мунблитом) 1953-54 – Пути, которые мы выбираем 1956 – Август 1958 – Пароход зовут «Орлёнок» 1959 – Много ли человеку надо?!

1967 – Будни и праздники (совместно с И.Грековой (Е.Вентцель) по её повести «За проходной»)

Песни Александра Галича:

Олимпийская сказка; Веселый разговор; Больничная цыганочка; Отрывок из радио-телевизионного репортажа о футбольном матче между сборными командами Великобритании и Советского Союза; Все не вовремя; Из беседы с туристами из Западной Германии; Леночка; Закон природы (Подражание Беранже); Песня про велосипед; Песня о ночном полете; Колыбельный вальс; Старая песня; Маленькая поэма; Песня о синей птице; Петербургский романс; Так жили поэты; На сопках Манчжурии; Новогодняя фантасмогория; Чехарда с буквами; Жуткое столетие; Снова август; Дикий запад; Отчий дом; Вот пришли и ко мне седины…; Смерть Ивана Ильича; Пейзаж; Баллада о стариках и старухах, с которыми я вместе жил и лечился в санатории областного совета профсоюза в 110 км от Москвы; Фарс-гиньоль; О том, как Клим Петрович добивался, чтоб его цеху присвоили звание “Цеха коммунистического труда”, и не добившись этого – запил; Засыпая и просыпаясь; Поэма о Сталине; Песок Израиля; Возвращение на Итаку; Песенка о диком Западе, или Письмецо в Москву, переправленное с оказией; Мы не хуже Горация; Номера; Острова; Баллада о том, как едва не сошел с ума директор антикварного магазина N 22 Копылов Н.А., рассказанная им самим доктору Беленькому Я.И; Баллада о сознательности; Ей страшно. И душно. И хочется лечь…; Песня про несчастливых волшебников, или эйн, цвей, дрей!; Прощание; Заклинание Добра и Зла; Салонный романс; Читая “Литературную газету”; Бирюльки; Песня о Прекрасной даме; Старый принц; Баллада о том, как одна принцесса раз в два месяца приходила поужинать в ресторан “Динамо”; Когда-нибудь дошлый историк…; Ночной дозор; Королева материка; Песенка-молитва, которую надо прочесть перед самым отлетом; Счастье было так возможно; Горестная ода счастливому человеку; Когда я вернусь; Опыт прощания; Фантазии на русские темы для балалайки с оркестром и двух солистов – тенора и баритона; Левый марш; Легенда о табаке; Старательский вальсок; Песенка про Красного петуха; Опыт отчаянья; За семью заборами; Ошибка; Слушая Баха; “На реках Вавилонских”; Фестиваль песни в Сопоте в августе 1969; Рассказ, который я услышал в привокзальном шалмане; Разговор с музой; Воспоминания об Одессе; По образу и подобию, или, как было написано на воротах Бухенвальда: Jedem das Seine – “Каждому – свое”; Поезд; Опыт ностальгии; Вальс его величества или размышления о том, как пить на троих; Баллада о вечном огне; Переселение душ; Желание славы; История одной любви, или как все это было на самом деле; Кумачовый вальс; Облака плывут в Абакан; Плач Дарьи Коломийцевой по поводу запоя ее супруга – Клима Петровича; Предостережение; Красный треугольник; Композиция N 27, или троллейбусная абстракция; Городской романс; Памяти Жеваго; Прощание с гитарой; От беды моей пустяковой…; Занялись пожары; Вальс-баллада про тещу из Иванова; Право на отдых; Плясовая; Запой под Новый год; Притча; Гусарская песня; Юз; Цыганский романс; После вечеринки; Песня о последней правоте; Бессмертный Кузьмин; Вальс, посвященный уставу караульной службы; Заклинание; Съезду историков; Век нынешний и век минувший; Из речи на встрече с интеллигенцией; Вечный транзит; Песня – баллада про генеральскую дочь; Прилетает по ночам ворон…; О том, как Клим Петрович восстал против экономической помощи слаборазвитым странам; Баллада о чистых руках; Памяти Б.Л. Пастернака; Летят утки; Я выбираю свободу; Священная весна; О том, как Клим Петрович сочинил научно-фантастическую колыбельную, укачивая своего племянника – Семена, Клавкиного сына; Спрашивайте, мальчики!; Неоконченая песня; Телефон, нишкни, замолкни…; Командировочная пастораль; Песня про счастье; Песня об отчем доме; О том, как Клим Петрович выступал на митинге в защиту мира; Слава героям; Песня исхода; Письмо в семнадцатый век; Марш мародеров; Упражнения для правой и левой руки…; Уходят друзья; Виновники найдены; Опыты; Черновик эпитафии; Реквием по неубитым; Я в путь собирался всегда налегке…; Псалом; Признание в любви; Баллада о прибавочной стоимости; Песня о Тбилиси; Я принимаю участие в научном споре между доктором филологических наук, проф. Б.А.Бяликом и действительным членом Академии Наук СССР С.Л. Соболевым по вопросу о том, может ли машина мыслить; Песня про майора Чистова;

Еще раз о черте

Источник: http://stuki-druki.com/authors/Galich-Alexandr.php

Александр Галич : биография, фото, личная жизнь

Александр Гинзбург писал многие произведения под псевдонимом Галич. Фильмы по его сценариям «Вас вызывает Таймыр», «Верные друзья» пользовались большой популярностью у советских зрителей. Несмотря на успех некоторых произведений, многие работы Галича были под запретом. Свое недовольство властью писатель начал выражать в авторских песнях — театральных, красочных, с яркими образами.

«Мир в рупоре»: детство и юность будущего драматурга

Александр Галич. Фотография: svoboda.org

Александр Гинзбург родился 19 октября 1918 года.

Когда мальчику исполнилось два года, семья переехала из Екатеринослава (сегодня Днепр, Днепропетровская область, Украина) в Севастополь, а еще через три года — в Москву.

Еще школьником Александр Гинзбург написал свое первое стихотворение — «Мир в рупоре», которое опубликовали в газете «Пионерская правда».

В 1933 году Александр Гинзбург окончил девятый класс. Он никак не мог определиться — стать ему писателем или артистом, и поэтому поступил сразу в Литературный институт и в Оперно-драматическую студию Константина Станиславского. Потом целый год Гинзбург бегал с репетиций спектакля на семинары по поэзии. В итоге бросил Литинститут: сцена привлекала его больше, — но стихи писать не перестал.

В 1939 году Александр Гинзбург оставил и Оперно-драматическую студию. К тому моменту умер Константин Станиславский, и юноша не хотел учиться у других преподавателей.

Он поступил в театральную студию Алексея Арбузова и Валентина Плучека. Первый спектакль студии прошел по пьесе «Город на заре», соавтором которой стал Александр Гинзбург.

Он же сыграл комсорга стройки Борщаговского и написал песни для постановки — это был его дебют в драматургии.

Вторым спектаклем арбузовского театра должна была стать пьеса «Дуэль» Александра Гинзбурга, Исая Кузнецова и Всеволода Багрицкого. Но премьера не состоялась: началась Великая Отечественная война. На фронт Александр Гинзбург не попал по состоянию здоровья.

Он отправился на Северный Кавказ. Сначала остановился в Грозном, где несколько месяцев проработал в драматическом театре и выступал в госпиталях со своими песнями.

Затем перебрался в город Чирчик под Ташкентом, куда приехала большая часть актеров арбузовского театра.

В 1942 году театр Арбузова вернулся в Москву. Артисты начали репетировать пьесу «Бессмертный», где Александр Гинзбург исполнил главную роль — студента консерватории Славина.

Также актер сыграл в спектаклях «Ночь ошибок», «Парень из нашего города». Во время войны Гинзбург сочинял стихи и песни, комедии и короткие пьесы.

В конце 1942 года вышел его сборник «Мальчики и девочки» из восьми стихотворений о жестокости войны.

«От беззлобного юмора и до самого резкого сатирического обличения»: пьесы Александра Гинзбурга

В 1944 году арбузовский театр распался. У Александра Гинзбурга не осталось средств к существованию, поэтому он начал писать еще больше. Он работал над пьесами «Северная сказка» для Ермоловского театра, «Я умею делать чудеса» для московского ТЮЗа, «Улица мальчиков» для Центрального Детского театра. Но ставить их не торопились. В итоге три пьесы-сказки Гинзбурга цензура вовсе запретила.

После войны Александр Гинзбург решил поступить в Высшую дипломатическую школу при Наркомате иностранных дел, однако туда его не взяли: сказалась «пятая графа».

В ответ на притеснения писатель создал пьесу «Матросская тишина». Название автор позаимствовал у знаменитой тюрьмы, а в произведении иронизировал над советскими порядками тех лет.

Это произведение ушло в стол: ставить антикоммунистическую пьесу ему, конечно же, не разрешили.

В 1946 году Гинзбург написал драматическую поэму в трех действиях «Начало пути». Идея сюжета возникла после статьи Василия Гроссмана «Треблинский ад» о немецких концлагерях. Гинзбург решил осветить эту тему в театре.

Пьеса долго не проходила цензуру: писатель изменил название на «Походный марш, или За час до рассвета», убрал некоторые фрагменты и даже переписал концовку. Однако в то время спектакль по ней прошел лишь один раз — в 1947 году, в Ленинградском Новом театре.

Только через десять лет, к 40-летию Октябрьской революции, пьесу издали отдельной книгой и поставили во многих театрах страны.

В 1946 году Александр Гинзбург взял псевдоним «Галич», который составил из букв фамилии Гинзбург («Г»), имени Александр («ал») и отчества Аркадьевич («ич»).

Под этим именем он создал пьесу «Вас вызывает Таймыр» в соавторстве с драматургом Константином Исаевым.

В 1948 году произведение поставили в Ленинградском государственном театре комедии, Московском государственном академическом театре сатиры и Московском драматическом театре.

Вскоре пьеса стала популярной: она шла по всей стране и даже за рубежом. Актер Ростислав Плятт объяснял интерес публики тем, что «зритель жаждет смешного в искусстве во всех его видах — от беззлобного юмора и до самого резкого сатирического обличения». Хотя официальная пресса о спектакле отзывалась негативно.

Галичу по-прежнему противостояла цензура. Многие его сценарии и пьесы отклоняли. В 1949 году в Московском театре сатиры поставили спектакль «Положение обязывает» по произведению Галича и Георгия Мунблита. Но вскоре пьесу сняли и потребовали переписать ее в соответствии с «требованиями эпохи». В результате переделок ее содержание изменилось практически полностью.

После череды разгромных статей, неудач в кино и театре Галич решил создать сценарий, который точно прошел бы цензуру. По мотивам повести Петра Павленко «Степное солнце» писатель создал сценарий фильма о трудовых буднях юных пионеров в колхозе. В 1951 году картина вышла под названием «В степи».

В 1954 году — уже после смерти Иосифа Сталина — режиссер Николай Акимов поставил в Ленинградском театре имени Ленсовета пьесу Александра Галича «Под счастливой звездой». В этом же году на экраны вышла кинокомедия «Верные друзья» по сценарию Галича и Исаева «На плоту».

Фильм стал очень популярным. Критик Владимир Пименов писал: «Тов. Галич является автором пьес и сценариев, широко идущих и пользующихся любовью зрителей. Им написана популярная пьеса «Вас вызывает Таймыр», пьеса «Под счастливой звездой», а также сценарий «Верные друзья», с успехом прошедший по кинотеатрам страны».

Бардовские песни

В 1955 году Галича приняли в Союз писателей СССР, а через несколько лет он уже считался классиком советской драматургии. По его сценарию «С новым счастьем!» режиссер Абрам Роом снял картину «Сердце бьется вновь».

Также в этот период Галич писал для детей: в 1955 году студия «Союзмультфильм» выпустила кукольный фильм «Упрямое тесто» по сценарию Галича и Зубова, а в 1958-м — рисованную анимацию «Мальчик из Неаполя» по мотивам сказок Джанни Родари в адаптации Галича.

Однако запреты и ограничения по-прежнему вызывали недовольство литератора. И он решил попробовать себя в новом жанре. Так родились авторские песни Александра Галича.

Первые из них — «Леночка», «Про маляров, истопника и теорию относительности» и «Закон природы» — не имели политической подоплеки, но противоречили официальной правительственной эстетике.

В творчестве Александра Галича начался перелом.

Основной темой песен стали проблемы, которые он ранее поднимал в своих произведениях: репрессии, цензура, еврейский вопрос, проблема отцов и детей. Язык был простым и понятным, автор нередко обращался к слушателям.

На официальных концертах исполнять крамольные произведения было запрещено, поэтому Галич выступал на квартирниках, куда приглашали лишь «своих», проверенных людей.

Параллельно он продолжал писать киносценарии и театральные пьесы.

В 1967 году вышел фильм «Бегущая по волнам», состоялась премьера спектакля «Будни и праздники». Однако подпольное творчество Галича не осталось незамеченным КГБ — за автором начали следить.

В 1968 году клуб ученых «Под интегралом» пригласил Александра Галича выступить на фестивале бардовской песни в Новороссийске. На концерте автор исполнил свои главные песни — «Памяти Пастернака», «Промолчи». Антисоветские произведения вызвали громкий скандал. Клуб закрыли, а Галич подвергся опале. В 1972 году его исключили из Союза писателей, затем — из Союза кинематографистов.

Все ранее опубликованные произведения литератора запретили в СССР. Его вычеркнули из эстрады, театра, литературы, кино. Фактически он лишился средств к существованию.

В 1974 году Александр Галич эмигрировал. Первым его убежищем стала Норвегия, затем писатель переехал в Мюнхен. За границей Галич вступил в Народно-трудовой союз российских солидаристов — политическую организацию русских эмигрантов. В изданиях союза «Посев» и «Грани» он публиковал свои произведения. Также некоторое время литератор работал на радиостанции «Свобода».

В 1976 году Александр Галич перебрался в Париж, а в 1977 году его не стало. Похоронили писателя на русском православном кладбище в Сент-Женевьев де Буа под Парижем.

Источник: https://www.culture.ru/persons/9512/aleksandr-galich

Александр Галич: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Александр Гинзбург родился 19 октября 1918 года в городе Екатеринославль (в советское время город назывался Днепропетровск, с 2016 года называется Днепр).

В 1923 году семья Гинзбургов переехала в Москву. Здесь Александр пошел в школу. В 12 лет он начал заниматься в литературной студии, а через год вошел в деткоровский актив (литбригаду) газеты «Пионерская правда». В 1932 году в газете появилось его первая публикация – стихотворение: «Мир в рупоре», в котором явно чувствовалось подражание Маяковскому.

Руководитель литбригады привлек к работе с юными литераторами знаменитого поэта Эдуарда Багрицкого. Багрицкий спустя полгода написал в «Комсомольской правде»: «Я систематически работаю с литературной группой пионеров и нахожу здесь таких самородков, как Гинзбург, книжку стихов которого я смогу печатать через пару лет».

Это обещание поэт исполнить не успел, он умер в 1934 году.

После окончания 9 класса Саша Гинзбург поступил в Литературный институт и в Оперно-драматическую студию Станиславского, однако учиться одновременно в двух местах оказалось непросто, и занятия в литинституте Александр вскоре оставил.

В 21 год Александр Гинзбург поступает в Театр-студию Алексея Арбузова и Валентина Плучека.

В этой студии в 1940 году он написал песни для пьесы «Город на заре», в работе над сценарием которой он также принимал участие.

В этом же году он начал подписываться псевдонимом «Александр Галич», который придумал, соединив первые и последние буквы своего полного имени: «Гинзбург АЛександр аркадьевИЧ».

В июне 1941 года началась война. Александр Гинзбург получил освобождение от призыва на фронт по состоянию здоровья (у него обнаружили порок сердца), но с группой друзей создал «Комсомольский фронтовой театр», для которого писал песни и пьесы, выступал с его труппой перед бойцами.

По окончании войны Александр Галич пишет пьесы, которые с успехом идут в театрах страны: «Вас вызывает Таймыр», «За час до рассвета», «Много ли человеку надо». По его сценарию в 1954 году был снят фильм «Верные друзья». В пятидесятых годах Александра Галича приняли в Союз писателей и Союз кинематографистов СССР.

В 1958 году в театре-студии МХАТ под руководством Олега Ефремова готовится спектакль по пьесе Галича «Матросская тишина». Спектакль был практически готов, и, даже, получил разрешение Главлита, но так и не дошел до зрителя.

Официального запрета не было, но неофициально драматургу сказали: ««Вы что же хотите, товарищ Галич, чтобы в центре Москвы, в молодом столичном театре шёл спектакль, в котором рассказывается, как евреи войну выиграли?!» Пьесу неоднократно пытались поставить во многих театрах страны, но каждый раз раздавался телефонный звонок из партийных органов и, в результате, впервые она была сыграна только в 1989 году.

В   конце пятидесятых годов Галич концентрируется на написании и исполнении под семиструнную гитару собственных песен. В этом творчестве он подхватил традиции Александра Вертинского и вошел в число самых ярких представителей жанра авторской песни, наряду с Булатом Окуджавой и Юрием Визбором.

Неофициальный запрет «Матросской тишины» привлек дополнительное внимание к творчеству Галича. В начале 60-х годов его обвиняют в том, что исполняемые им песни не соответствуют советской эстетике. Галич продолжает литературное творчество.

По его сценариям снимаются фильмы «На семи ветрах» и «Дайте жалобную книгу». За фильм «Государственный преступник», вышедший в 1965 году, Галич даже получил премию КГБ СССР.

Однако песни Александра Галича, становясь все более глубокими и политически острыми, вызывают с каждым разом все более сильное противодействие со стороны власти.

В 1968 году на фестивале авторской песни в Новосибирске Галич исполняет свою песню «Памяти Б. Л. Пастернака»:

Вот и смолкли клевета и споры,

Словно взят у вечности отгул…

А над гробом встали мародеры,

И несут почетный…

Ка-ра-ул!

Уже на следующий день на барда обрушивается шквал критики. Галичу больше не позволяют выступать и издавать свои песни. В 1969 году в эмигрантском издательстве «Посев» выходит сборник его песен, и вскоре Галича исключают из Союза писателей СССР.

Следом происходит и исключение из Союза кинематографистов. Его никуда не берут на работу, и он вынужден продавать книги из своей библиотеки, чтобы прокормить семью.

В 1972 году у поэта случается инфаркт, и ему дают вторую группу инвалидности, однако пенсии на жизнь не хватает. Партийные чиновники неоднократно предлагают Александру Галичу добровольно уехать из СССР, но он долго не соглашается.

В 1974 в СССР выходит запрет на все его произведения, включая ранее изданные. Летом этого же года, под давлением партии и КГБ, Галич все-таки уезжает из страны.

Покинув СССР, Галич сначала живет в Норвегии, потом переезжает в Германию, где некоторое время работает на радиостанции «Свобода». После Германии он переезжает в Париж, где 15 декабря 1977 года погибает в результате трагического случая – удара электрическим током. Похоронили его на русском кладбище в Париже.

Александр Галич был дважды женат. С первой женой – актрисой Валентиной Архангельской – он познакомился в начале войны, где был с труппой Театра-студии Арбузова и Плучека.

Александр и Валентина поженились сразу после возвращения труппы в Москву в 1942 году, а год спустя у них родилась дочь Алена.

Вскоре после окончания войны семья распалась, а в 1947 году Галич женился на Ангелине Николаевне Шекрот.

В 1967 году у Александра Галича родился внебрачный сын Григорий. Его матерью стала Софья Михнова-Войтенко, работавшая на киностудии имени Горького.

Александром Галичем написано около двухсот песен. Также он создал сценарии к нескольким театральным пьесам и к шести фильмам.

Песенное творчество Галича фактически стало мостиком между русский городским романсом начала двадцатого века и авторской песней конца советской эпохи. Владимир Высоцкий называл Галича своим учителем.

Также как в ранних песнях Галича хорошо различимы интонации Александра Вертинского, во многих песнях Высоцкого узнаваемы интонации песен Галича.

В 1988 году Александр Галич посмертно был восстановлен в Союзе писателей СССР. В стране снова начали издаваться его книги и пластинки. В 1993 году на доме, где он жил, была открыта мемориальная доска. Александру Галичу было возвращено гражданство родной страны, но это уже была Российская Федерация, а не СССР.

Источники:

  • Михаил Аронов «Александр Галич. Полная биография»
  • Сайт газеты «Аргументы и факты»

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-960347-aleksandr-galich-biografiya-tvorchestvo-karera-lichnaya-zhizn

Александр Галич

Александр Аркадьевич Галич (реальная фамилия поэта Гинзбург) был рожден в Екатеринославе (сейчас это город Днепропетровск на Украине) 19 октября 1918 года. Умер в Париже 15 декабря 1977.

Советский поэт, автор и исполнитель собственных песен, талантливый драматург и сценарист. Фамилию Галич выбрал себе как литературный псевдоним,  который придумал из букв собственных фамилии, имени и отчества.

Александр Галич был выходцем из интеллигентной еврейской семьи: отец (Арон Самойлович Гинзбург) был экономистом, а мать (Фанни Борисовна Векслер) работала в консерватории.

Александр жил с родителями, младшим братом Валерием Гинзбургом (кинооператор), дедушкой (Самуил Гинзбург был известным педиатром в городе) и дядей (Лев Самойлович Гинзбург известный литературовед) на улице Казачьей (современная ул.

Комсомольская) в доме 74, который строили еще в 1911 году сами будущие жильцы.

Сначала семья Гинзбургов из Екатеринослава переезжает в Севастополь (в 1920 году), а через 3 года переезжает в Москву. В столице они жили в доме Веневитинова, расположенном в Кривоколенном переулке. Этот дом известен тем, что здесь Пушкин впервые читал свою трагедию «Борис Годунов». В Москве Александр учился в школе 24 БОНО (сегодня № 1227), которую и окончил.

Первой публикацией в «Пионерской правде» 23 мая 1932 года стало стихотворение «Мир в рупоре» (в то время Александр Аркадьевич псевдонимом не пользовался и под стихотворением стаяла его настоящая фамилия Гинзбург).

После окончания 9-го класса Галич практически одновременно поступил в Литературный институт им. А. М. Горького и в Оперно-драматическую студию К. С. Станиславского. Родные были удивлены таким поворотом, но не возражали юному дарованию.

Все думали, что когда Александр почувствует, что учиться сразу в двух ВУЗах сложно, он отдаст предпочтение театральному институту. И действительно вскоре после поступления он бросает Литературный институт и продолжает учится только у Станиславского. Но Галич продолжает удивлять своих родных.

Так и не получив диплома, спустя 3 года он оставляет так же и Оперно-драматическую студию. Это решение он принимает, потому что его сильно задели слова одно из его преподавателей (народного артиста Л.

Леонидова), который сделал пометку в личном деле студента еще при поступлении «Этого надо принять! Актера из него не выйдет, но что-то выйдет обязательно!».

Александр Галич переходит в Театр-студию А. Н. Арбузова и В. Н. Плучека ( осенью 1939), которая открылась совсем недавно.

Меньше чем через год (в феврале 1940 года) студия дебютировала со спектаклем «Город на заре». Это было коллективное творение, и одним из авторов этой пьесы был Александр Галич.

Это авторство  стало его дебютом в драматургии. Но радость учебы под руководством Арбузова продлилась недолго, началась война.

Галича призвали в армию, но вскоре быстро комиссовали, так как врачи из мед. комиссии обнаружили у поэта врождённый порок сердца. Однако Галич не мог просто оставаться в Москве. Он устраивается в геологоразведочную партию и с ней отправляется на юг.

Но добрались они только до Грозного, дальше их уже не пустили. Там он попадает в театр, где проработал до декабря 1941 года.

Из Грозного Галич уезжает в Ташкент к Арбузову, где бывший наставник начал формировать театральную группу из своих бывших студийцев.

В Чирчике устроилась и личная жизнь Александра- он полюбил юную москвичку, актрису Валентину Архангельскую. . Молодые собирались там же расписаться, однако непредвиденное обстоятельство помешало им это сделать.

Однажды они сели в автобус и отправились в загс. Чемоданчик с документами они примостили возле ног, а так увлеклись поцелуями, что даже не заметили как местные воры украли их вещи. По этой причине роспись пришлось отложить до лучших времен.

А спустя год у пары родилась дочка Алена.

В 1944 году жена Александра уехала в Иркутск — работать в местном театре. Чуть позже вместе с дочерью за ней должен был отправиться и Александр, однако судьба распорядилась по-своему. Его мать внезапно заявила, что «не позволит таскать ребенка по «сибирям», и запретила сыну уезжать из Москвы.

И тот послушался. Валентине же было сообщено, что, если она хочет жить с семьей, пусть немедленно возвращается в Москву — к мужу и ребенку. Однако та рассудила по-своему и осталась в Иркутске. Так распался первый брак Александра Гинзбурга, который вскоре взял себе литературный псевдоним Галич.

Весной 1945 года в жизни Галича появилась новая любовь. Звали ее Ангелина Шекрот (Прохорова). Была она дочерью бригадного комиссара и в те годы училась на сценарном факультете ВГИКа.

Отсутствие диплома о высшем образовании не помешало Галичу через пару лет после досадного инцидента в ВДШ обрести всесоюзную славу. Пришла она к нему,  как к талантливому драматургу.

В начале 50-х Галич был уже преуспевающим драматургом, автором нескольких пьес, которые с огромным успехом шли во многих театрах страны. Среди них «За час до рассвета», «Пароход зовут «Орленок», «Много ли человеку надо» и др. В 1954 году вышел  фильм «Верные друзья», снятый по сценарию Галича.

В 1955 году Галича принимают в Союз писателей СССР, а три года спустя и в Союз кинематографистов. В 1956 году Театр-студия МХАТа (позднее ставшая театром «Современник») решает открыть сезон двумя премьерами, в том числе и спектаклем по пьесе Галича «Матросская тишина».

В первой половине 60-х содружество Галича с кино складывается более удачно. Весной 1960 года  он посещает, с делегацией от Союза кинематографистов, Швецию и Норвегию.

Сценарии Галича, которые выходили в те годы из-под его неутомимого пера, тут же расхватывались режиссерами. Причем жанры, в которых работал Галич, были абсолютно разными.

Между тем под внешним благополучием Галича скрывалась некая душевная неустроенность, которую он очень часто заливал водкой. На этой почве в 1962 году у него случился первый инфаркт. Однако даже после этого «звонка» Галич не распрощался с «зеленым змием».

В начале 60-х в Галиче внезапно просыпается бард-сатирик, и на свет одна за другой появляются песни, которые благодаря магнитофонным записям мгновенно становятся популярными. Самой первой песней этого цикла была «Леночка», написанная Галичем бессонной ночью в поезде Москва — Ленинград в 1962 году.

Прошло всего лишь полтора месяца после исключения Галича из Союза писателей, как на него обрушился новый удар. 17 февраля 1972 года его так же тихо исключили и из Союза кинематографистов.

Происходило это достаточно буднично. В тот день на заседание секретариата СК было вынесено 14 вопросов по проблемам узбекского кино и один (c7) — исключение Галича по письму Союза писателей СССР.

Галича исключили чуть ли не единогласно.

Весь 1973 год официальные власти подталкивали Галина к тому, чтобы он покинул СССР. Но он стоически сопротивлялся.

Однако силы Галича оказались небеспредельны. В 1974 году за рубежом вышла его вторая книга песен под названием «Поколение обреченных», что послужило новым сигналом для атаки на Галича со стороны властей.

Когда в том же году его пригласили в Норвегию на семинар по творчеству Станиславского, ОВИР отказал ему в визе. Ему заявили: «Зачем вам виза? Езжайте насовсем». При этом КГБ пообещал оперативно оформить все документы для отъезда. И Галич сдался.

20 июня он получил документы на выезд и билет на самолет, датированный 25 июня.

Оказавшись в эмиграции, Галич много и плодотворно работал. Он написал несколько прекрасных песен, пьесу «Блошиный рынок», собирался ставить мюзикл по своим вещам, в котором сам хотел играть. Кроме этого, совместно с Рафаилом Голдингом он снял 40-минутный фильм «Беженцы XX века».

Как вспоминают люди, которые тесно общались с Галичем в те годы, за время своего пребывания за границей тот смирился с изгнанием и не верил в возможность возвращения на родину.

На Западе у него появилось свое дело, которое приносило ему хороший доход, у него была своя аудитория, и мысли о возвращении все меньше терзали его. Казалось бы, живи и радуйся.

Однако судьба отпустила Галичу всего лишь три с половиной года жизни за границей. Финал наступил в декабре 1977 года.

Его ударило током, он упал, упершись ногами в батарею, замкнув таким образом цепь. Когда супруга вернулась домой, Галич еще подавал слабые признаки жизни. Когда же через несколько минут приехали врачи, было уже поздно — он умер на руках у жены.

Естественно, смерть (да еще подобным образом) такого человека, как Галич, не могла не вызвать самые противоречивые отклики в эмигрантской среде. Самой распространенной версией его смерти была гибель от длинных рук КГБ. Этой версии придерживались многие.

В том числе и его дочь Алена Архангельская-Галич.

Источник: http://aleksandr-galich.ru/biografiya/

Александр Аркадьевич Галич

Александр Гинзбург родился 19 октября 1918 года в Екатеринославе (сейчас Днепропетровск) в интеллигентной еврейской семье. Отец — Арон Самойлович Гинзбург, экономист; мать — Фейга (Фанни, Фаина) Борисовна Векслер, работала в консерватории.

Дед, Самуил Гинзбург, был известным в городе педиатром; дядя — литературовед Лев Самойлович Гинзбург (1879—1933).

Жила семья в доме № 74 по улице Комсомольской (ранее — Казачья), возведённом в 1911 году силами самих жильцов (Екатеринославским домостроительным обществом, первым в городе жилищным кооперативом). Младший брат — кинооператор Валерий Гинзбург.

В 1920 году семья Галича переехала в Севастополь. В 1923 году они переехали в Москву, где поселились в доме Веневитинова в Кривоколенном переулке. В этом доме когда-то Пушкин впервые читал свою трагедию «Борис Годунов».

Первая публикация — стихотворение «Мир в рупоре» (Пионерская правда. 1932. 23 мая, за подписью Александр Гинзбург).

После девятого класса Галич почти одновременно поступил в Литературный институт им. А. М. Горького и в Оперно-драматическую студию К. С. Станиславского, ставшую последним курсом Станиславского, который он не успел выпустить.

Литературный институт вскоре бросил, а через три года оставил и Оперно-драматическую студию. Он перешёл в Театр-студию А. Н. Арбузова и В. Н. Плучека (1939). В феврале 1940 года студия дебютировала спектаклем «Город на заре» с коллективным авторством.

Одним из авторов пьесы стал Галич. Это был его дебют в драматургии.

Когда началась война, Галича призвали в армию. Но медицинская комиссия обнаружила у него врождённый порок сердца и освободила от службы. Галич устроился в геологоразведочную партию и отправился на юг. На юге, в Грозном, он попал в театр, в котором работал до декабря 1941 года. Отсюда Галич уехал в Ташкент, где Арбузов начал формировать театральную группу из своих бывших студийцев.

Личная жизнь

В Ташкенте Галич знакомится с актрисой Валентиной Дмитриевной Архангельской (20.08.1919 — 28.12.1999), младшей сестрой композитора и дирижёра Ростислава Дмитриевича Архангельского (1918—2006);, брак с которой регистрирует в 1942 году, после возвращения в Москву.

В мае 1943 года у них родилась дочь Александра (Алёна). В 1945 году Валентина Архангельская получает место ведущей актрисы в Иркутском Драматическом театре и уезжает из Москвы. Это со временем приводит их к разводу.

https://www.youtube.com/watch?v=88TLig6TjdU

В 1947 году Галич женится на Ангелине Николаевне Шекрот (Прохоровой).

В 1967 г. у него вне брака рождается сын Григорий Михнов-Войтенко (по фамилии матери — Софьи Михновой-Войтенко, художника по костюмам киностудии имени Горького).

Драматургия

В ранний период своего творчества Галич написал несколько пьес для театра — «Улица мальчиков» (1946), «Вас вызывает Таймыр» (в соавторстве с К. Ф.

 Исаевым) (1948, снят фильм в 1970), «Пути, которые мы выбираем» (или «Под счастливой звездой», 1954), «Походный марш» (или «За час до рассвета», 1957), «Пароход зовут „Орлёнок“» (1958), «Много ли человеку надо», а также сценарии фильмов «Верные друзья» (1954) (совместно с К. Ф.

 Исаевым), «На семи ветрах» (1962), «Дайте жалобную книгу» (1964), «Государственный преступник» (1964), «Третья молодость» (1965), «Бегущая по волнам» (1967).

Пьеса «Матросская тишина», написанная в 1958 году для открывающегося тогда театра «Современник», была впервые поставлена только в 1988 году О. Табаковым.

Стихи и песни

С конца 1950-х гг. Галич начинает сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Отталкиваясь в какой-то мере от романсовой традиции и искусства А. Н.

 Вертинского, Галич стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни (наряду с В. C. Высоцким и Б. Ш. Окуджавой), который вскоре развили барды и который с появлением магнитофонов приобрёл огромную популярность.

В этом жанре Галич сформировал своё направление.

Песни 1940-1950-х годов Галич не включал в сборники.

Первые песни — «Леночка» (1959), «Про маляров, истопника и теорию относительности» и «Закон природы» (обе 1962) — будучи относительно безобидными в политическом отношении, тем не менее резко диссонировали с официальной советской эстетикой. Так начался перелом в творчестве Галича.

Перелому в творчестве весьма благополучного советского литератора способствовала и история с несостоявшейся премьерой пьесы Галича «Матросская тишина», написанной для создававшегося театра «Современник». Уже отрепетированную пьесу запретили к показу, заявив автору, что он искажённо представляет роль евреев в Великой Отечественной войне.

Этот эпизод Галич потом описал в повести «Генеральная репетиция».

Конфликт с властями

В дальнейшем его песни становились всё более глубокими и политически острыми, что привело к конфликту с властью. Галичу было запрещено давать публичные концерты. Его не печатали и не позволяли выпустить пластинку. По сути дела, это был запрет на любую профессиональную деятельность и работу.

Он выступал со своими песнями по квартирам, на так называемых домашних концертах, собиравших ему очень небольшие заработки; его песни распространяли и передавали друг другу в магнитофонных записях, благодаря которым он становился всё более популярен, и которые изымались при обысках.

Как-то Валентин Николаевич Плучек решил пригласить Галича, как своего бывшего ученика по студии, выступить с песнями для актёров театра Сатиры, который он тогда возглавлял, по случаю какого-то праздника на капустнике, куда зрители вообще не допускались. Галич с радостью согласился.

Самодельное объявление было вывешено во внутреннем помещении театра, куда посторонние, в том числе зрители, не допускались. Но даже этот, сугубо внутренний концерт был категорически запрещён властями. Плучеку позвонили из Министерства культуры и потребовали отменить выступление Галича.

7 марта 1968 года в Академгородке Новосибирска прошёл фестиваль авторской песни, проведённый клубом «Под интегралом». На фестивале состоялся единственный публичный концерт Александра Галича в СССР, в том числе исполнившего песню «Памяти Пастернака».

В 1969 г. в издательстве «Посев» вышла книга его песен. Именно это послужило причиной его исключения из Союза писателей (1971) и Союза кинематографистов и Литфонда (1972). Запрещена пьеса «Матросская тишина» (1957), травля в печати, прекращение публикаций в официальной прессе (1968, за участие в Фестивале бардов в Новосибирске).

Член-корреспондент диссидентского Комитета прав человека в СССР (1970—1973). Участник петиционных компаний.

В 1973 году крещён в Православной Церкви отцом Александром Менем.

Высылка и смерть

В 1971 г. Галич был исключён из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 г. (этому посвящена песня «От беды моей пустяковой»), а в 1972 г. — из Союза кинематографистов, в котором состоял с 1958 г. В 1972 году, после третьего инфаркта, Галич получил вторую группу инвалидности и пенсию в 54 рубля в месяц.

В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать. О деталях источники расходятся. По одной версии, он номинально выехал в Норвегию для участия в семинаре по творчеству Станиславского, но сразу после пересечения границы был лишён советского гражданства. По другой — эмигрировал «по израильской визе».

22 октября 1974 года постановлением Главлита по согласованию с ЦК КПСС все его ранее изданные произведения были запрещены в СССР.

Первым его пристанищем за рубежом стала Норвегия, затем он переехал в Мюнхен, где некоторое время работал на американском радио «Свобода». Потом Галич поселился в Париже, где погиб 15 декабря 1977 года от удара электрическим током, при подключении антенны к телевизору.

Существуют версии, что это было убийство, причём о том, кто именно убил Галича, они разнятся до противоположности: по одним, Галича убили агенты КГБ, мстившие ему за антисоветскую деятельность; по другим — агенты ЦРУ, боявшиеся, что Галич из-за ностальгии вернется в СССР и этим подорвёт имидж радио «Свобода» (якобы для этого уже выехал агент КГБ). Между тем, парижские знакомые Галича (Владимир Максимов, Василий Бетаки) заявляли, что причиной его смерти стал именно несчастный случай:

На следующий день после кончины Галича два московских театра — на Таганке и «Современник» — в антрактах провели митинги его памяти. В Театре Сатиры после окончания спектакля был устроен поминальный вечер; стихи Галича читал Александр Ширвиндт.

Александр Галич похоронен в Париже на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (фр. cimeti?re communal de Sainte-Genevi?ve-des-Bois). Год рождения на плите указан почему-то ошибочный — 1919.

12 мая 1988 года Александра Галича восстановили в Союзе кинематографистов, 15 мая 1988 года — в Союзе писателей. Летом 1993 года Александру Галичу было возвращено российское гражданство.

Произведения Галича

Книги

  • Галич А. Когда я вернусь. Полное собрание стихов. — 1977 г. — составлено, 1989 г. издано в России.
  • Галич А. Петербургский романс. — Художественная литература, 1989.
  • Галич А. Возвращение: Стихи, песни, воспоминания. — Ленинград: Музыка, 1990. — С. 320. — ISBN 5-7140-0404-3

Источник: http://people-archive.ru/character/aleksandr-arkadevich-galich

Александр Аркадьевич Галич: чтобы помнили!

Алекса́ндр Арка́дьевич Га́лич (настоящая фамилия Ги́нзбург; 19 октября 1918, Екатеринослав — 15 декабря 1977, Париж) — русский поэт, сценарист, драматург, прозаик, автор и исполнитель собственных песен.

Александр Галич родился 19 октября 1918 года в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск), в семье служащих. Благодаря матери Александр уже в раннем возрасте начал увлекаться творчеством — с пяти лет он учился играть на рояле, писать стихи.

В восемь лет он стал заниматься в литературном кружке, которым руководил поэт Эдуард Багрицкий.

В школе Александр учился на «отлично» и был всеобщим любимцем — кроме прекрасной игры на рояле, он хорошо танцевал, пел революционные песни, декламировал стихи.

После девятого класса Галич почти одновременно поступил в Литературный институт имени А. М. Горького и в Оперно-драматическую студию Константина Сергеевича Станиславского, ставшую последним курсом Станиславского, который он не успел выпустить. Литературный институт вскоре бросил, а через три года оставил и Оперно-драматическую студию.

Он перешёл в Театр-студию Алексея Николаевича Арбузова и В. Н. Плучека (1939). В феврале 1940 года студия дебютировала спектаклем «Город на заре» с коллективным авторством. Одним из авторов пьесы стал Галич. Это был его дебют в драматургии. Для этой пьесы и спектакля он также написал песни. В спектакле он исполнял роль комсорга стройки Л. Борщаговского.

Когда началась Великая отечественная война, Галича призвали в армию. Но медицинская комиссия обнаружила у него врождённый порок сердца и освободила от службы.

Александр Аркадьевич устроился в геологоразведочную партию и отправился на юг. На юге, в городе Грозный, он попал в местный драмтеатр, в котором и работал до декабря 1941 года.

Отсюда Галич уехал в Ташкент, где Арбузов начал формировать театральную группу из своих бывших студийцев.

В послевоенное время Александр писал стихи, песни в стиле романсов — он стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни (наряду с Владимиром Семеновичем Высоцким и Булатом Шалвовичем Окуджавой).

В 1945 году Галич предпринял попытку получить высшее образование. До войны ему это сделать не удалось – в студии Станиславского диплома ему не выдали. На этот раз Галич решил получить не театральное образование, а какое-нибудь ярко выраженное гуманитарное и специальное.

И его выбор пал на Высшую дипломатическую школу. Однако когда Галич пришел в школу и спросил у секретарши, может ли он подать заявление, та ему сказала: “Нет, вы не можете подать заявление в наше заведение”. – “Почему?” – искренне удивился Галич.

“Потому что лиц вашей национальности мы вообще в эту школу принимать не будем. Есть такое указание”.

Отсутствие диплома о высшем образовании не помешало Галичу через пару лет после досадного инцидента в ВДШ обрести всесоюзную славу. Пришла она к нему как к талантливому драматургу. В Ленинграде состоялась премьера спектакля по его пьесе “Походный марш”.

Песня из этого спектакля, тоже написанная Галичем – “До свиданья, мама, не горюй”, – стала очень известной. Чуть позже состоялась еще одна триумфальная премьера творения Галича (в содружестве с драматургом К. Исаевым) – комедии “Вас вызывает Таймыр”.

В начале 1950-х годов Галич был преуспевающим драматургом, автором нескольких пьес, которые с огромным успехом шли во многих театрах страны.

Среди них были пьесы “За час до рассвета”, “Пароход зовут “Орленок”, “Много ли человеку надо” и другие произведения. В 1954 году фильм “Верные друзья”, снятый по сценарию Галича и его постоянного соавтора К.

Исаева, занял в прокате 7-е место, собрав почти 31 миллион зрителей.

Сценарии Галича, которые выходили в те годы из-под его пера, тут же разбирались режиссерами. Причем жанры, в которых работал Галич, были абсолютно разными.

Например, в военной драме “На семи ветрах”, снятой в 1962 году Станиславом Ростоцким, повествовалось о любви, опаленной войной, в комедии “Дайте жалобную книгу” режиссера Эльдара Рязанова – о предприимчивой девушке – директоре ресторана, в детективе “Государственный преступник” режиссера Николая Розанцева – о поимке органами КГБ опасного преступника, повинного в гибели сотен людей в годы Великой Отечественной войны (за эту работу Галич был удостоен премии КГБ), в биографической драме “Третья молодость” режиссера Ж.Древиля – о великом русском балетмейстере Мариусе Петипа.

В начале 1960-х годов одна за другой появились песни, которые благодаря магнитофонным записям мгновенно стали популярными. Самой первой песней этого цикла была “Леночка” (о девушке-милиционере, в которую влюбляется некий заморский шах), написанная Галичем бессонной ночью в поезде Москва – Ленинград в 1962 году.

Хронологически цикл магнитиздатских песен Галича начался “Леночкой”, после которой появились и другие его песни. Среди них были песни “Старательский вальсок”, “У лошади была грудная жаба”, “Тонечка”, “Красный треугольник”, “Аве Мария”, “Караганда”, “Ночной дозор”, “Памяти Пастернака”, “Баллада о Корчаке”, “На сопках Маньчжурии”, “Летят утки” и другие произведения.

Однако его творчество развивалось как бы в двух руслах: с одной стороны – лирический мажор и патетика в драматургии (пьесы о коммунистах, сценарии о чекистах), с другой – пронзительная, гневная печаль в песнях. Эта раздвоенность многих раздражала.

Когда Галич впервые исполнил несколько сатирических песен на слете самодеятельной песни в Петушках, многие участники слета обвинили его в неискренности и двуличии.

Между тем слава Галича-барда продолжала расти. В марте 1968 года его пригласили на фестиваль песенной поэзии в новосибирском Академгородке “Праздник песни”. Этот фестиваль вызвал небывалый аншлаг. Под него был выделен зал Дома ученых Академгородка, и этот зал был забит до отказа, люди стояли даже в проходах. На передних креслах сидели члены фестивального жюри.

В августе того же года, потрясенный вводом советских войск в Чехословакию, он написал не менее “крамольную” вещь, чем “Памяти Пастернака”, – “Петербургский романс”. Но на этот раз “звонок” прозвучал гораздо ближе – под боком у Галича. Его вызвали на секретариат Союза писателей и сделали первое серьезное предупреждение.

Ему порекомендовали внимательнее отнестись к своему репертуару. Кислород ему тогда еще не перекрывали. В те дни Галич был завален работой: вместе с Марком Донским писал сценарий о Шаляпине, с Яковом Сегелем выпускал в свет фильм “Самый последний выстрел”, готовился к съемкам на телевидении мюзикла “Я умею делать чудеса”.

Однако параллельно с этим Галич продолжал писать песни. И хотя жена просила его быть благоразумнее, на какое-то время прекратить выступления, Галич не мог остановиться. Жена просила его не позволять записывать себя на магнитофон. Галич дал такое слово, но обещание не сдержал.

Магнитофонные записи с домашних концертов Галича продолжали распространяться по стране.

Вскоре его песни становятся всё более глубокими и политически острыми, и это ведет к конфликту с властью. Галичу было запрещено давать публичные концерты. В 1969 году в издательстве «Посев» вышла книга его песен. Это послужило причиной его последующего исключения из Союза писателей и Союза кинематографистов. В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать.

15 декабря 1977 года Александр Галич погиб во Франции в результате несчастного случая. Существует версия, что это было убийство. Последним пристанищем Галича стала могила на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в Париже.

Источник

Источник: https://s30696534344.mirtesen.ru/blog/43914536615

Ссылка на основную публикацию