Анатолий рыбаков – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Рыбаков Анатолий Наумович

(1911-1998) российский прозаик

Каждое произведение настоящего писателя включает частичку жизни своего создателя. В полной мере это относится к творчеству Анатолия Рыбакова.

Работая над романом «Тяжелый песок», он отправился на места событий, разворачивающихся в повести, и записал свидетельства людей, знавших о них или бывших их непосредственными участниками или свидетелями.

Возможно, ярко проявляющееся личностное начало в произведениях писателя и обусловило их популярность у разных поколений читателей.

В своих первых произведениях Анатолий Наумович Рыбаков отразил впечатления детства и юности, которые прошли в арбатских дворах и переулках, хотя родился он под Черниговом, в селе Держановка.

Здесь его отец служил управляющим винокуренными заводами. После революции несколько лет мальчик жил у деда, сменившего за свою жизнь много профессий.

В результате дед будущего писателя обзавелся собственным делом: открыл лавку скобяного и москательного товара.

Затем семья Рыбаковых переезжает в Москву. Его отец занял крупный инженерный пост, в семье появился достаток. Анатолия и его сестру начали учить французскому языку и музыке.

Однако мальчик не испытывал ни малейшего желания заниматься этим, потому что находился под сильным влиянием новой для него городской среды.

Впоследствии впечатления о первых годах жизни в столице отразятся в повестях «Кортик» и «Бронзовая птица».

Реальная действительность представлялась ему гораздо интереснее: страна начинала строить социализм. Ей нужны были грамотные специалисты: инженеры, конструкторы. И Анатолий Рыбаков выбирает полезную, по его мнению, профессию — поступает в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ), активно участвует в общественной жизни.

Правда, в те времена выходцы из семей служащих (так тогда называли представителей интеллигенции) должны были до поступления в высшее учебное заведение поработать на заводе или фабрике простыми рабочими. Иначе они не получали стипендии. Но это не смущало Анатолия. Он пошел работать на Дорогомиловский химический завод.

К тому времени его родители разошлись, и семья жила на случайные заработки матери. Из чернорабочих Рыбаков перешел в шоферы, научился водить машину. Позже он смог подрабатывать и во время учебы, зачислившись экономистом в Транспортно-экономический институт.

Все это нашло художественное отражение в книгах «Приключения Кроша» и «Водители».

Но неожиданно его жизнь круто меняется: за эпиграммы на своих товарищей, появившиеся в стенной газете, Анатолий Рыбаков был арестован. Он считал, что только благодаря тому,

что был молод и верил в жизнь, смог пережить тюрьму и трехлетнюю ссылку в глухой сибирской деревне.

В 1936 году Анатолий Наумович Рыбаков вышел на волю «лишенцем», т. е. человеком не имеющим права проживать в столице. Тогда и начались его скитания. Он работал на автотранспортных предприятиях, был шофером и слесарем, жил у случайных людей, исколесил всю страну.

Возможно, в ту пору сформировалось его критическое отношение к происходившему в стране и к личности Сталина.

Как вспоминал Рыбаков, «исключение из института, арест, тюрьму, ссылку, скитания по России, первые годы войны я описал в трилогии «Дети Арбата», «Страх», «Прах и пепел».

Незадолго до начала Великой Отечественной войны, Анатолий Рыбаков женился на знакомой своего товарища. Родился сын.

В годы войны писатель служил в Управлении оборонного строительства, был начальником автомобильной службы, многое повидал, дошел до Берлина. За Висло-Одерскую и Берлинскую операции был награжден орденами Отечественной войны первой и второй степени. В конце 1945 года военный трибунал воинской части, где он служил, за отличие в боях с немецко-фашистскими захватчиками снял с него судимость.

Войну будущий писатель закончил в немецкой глубинке. О том, чтобы остаться навсегда за границей, не могло быть и речи. Это означало бы подвергнуть близких опасности, а он должен был помогать матери. Брак его к тому времени распался, но он все равно нес ответственность и за жену, и за сына.

Постоянного жилья в Москве в те первые послевоенные годы у Рыбакова не было. Он не хотел и не мог стеснять мать, жившую в коммунальной квартире, поэтому купил для семьи однокомнатную квартиру, а для себя, оформив пенсию по инвалидности, снял комнату и начал писать. Еще в армии он задумал повесть о своем детстве, избрав в качестве интриги историю с кортиком.

Первая приключенческая повесть «Кортик» (1948) потребовала от Анатолия Рыбакова многого. Прежде всего он должен был найти свой собственный стиль, научиться строить сюжет, соединить в единое целое взаимоотношения персонажей, проявить себя знатоком в военном деле, не напутав даже в мелочах.

Повесть пришлась ко двору. Она вышла в канун тридцатилетнего юбилея комсомола. Позже Анатолий Наумович Рыбаков напишет ее продолжение — «Бронзовую птицу» (1956), где повзрослевших героев вновь поджидают приключения. Произведения Рыбакова привлекли читателя романтикой послереволюционных лет, когда участники событий верили в то, что они делали.

Практически сразу писатель становится известным. Популярность его возросла, когда «Кортик» был экранизирован. Но Анатолий Рыбаков предпочитает не рисковать. Свое следующее произведение он посвящает современной действительности.

В романе «Водители» (1950) он отдает дань производственной теме, основываясь на личных впечатлениях, причем поднимает здесь важные экономические проблемы.

После выхода романа в свет Рыбаков становится лауреатом Сталинской премии, что позволило ему снять с себя клеймо осужденного и войти полноправным членом в советскую литературу. Правда, не обошлось без неприятностей.

Сталин узнал о судимости Анатолия Рыбакова и обвинил его в том, что тот скрыл этот позорный факт. К счастью, у Рыбакова имелись документы о реабилитации, что давало ему право не писать в анкетах о его судимости.

После романов на производственную тему (кроме «Водителей», к ним относится и «Екатерина Воронина» (1955) Рыбаков вновь возвращается к фактам собственной биографии и пишет трилогию о Кроше — «Приключения Кроша» (1960), «Каникулы Кроша» (1966) и «Неизвестный солдат» (1970). Юный герой помог писателю поставить сложные нравственные проблемы, главная из них — отношение молодого поколения к войне. Все три повести были экранизированы, а в 1985 году состоялась премьера трехсерийного телевизионного фильма.

А писатель уходит все глубже в прошлое, подбираясь к своим корням. Из-под его пера выходит роман « Тяжелый песок», в котором он впервые рассказывает об испытаниях, выпавших на долю простой семьи украинских евреев. Это лучшее автобиографическое произведение Анатолия Наумовича Рыбакова.

Роман был опубликован в 1978 году. В его рамки заключен довольно большой временной период начиная с 1910 но 1943 год, в который писатель и укладывает семейную историю, которая точно вписалась в трагическую канву эпохи.

Роман печатался после подписания нашей страной Хельсинкского соглашения, когда евреи получили возможность выезда на историческую родину. Поэтому он ими воспринимался не только как литературное, но и как политическое событие. Его называли «дыханием истории», «еврейской семейной сагой», «высокой песней любви».

«Тяжелый песок» был издан на 26 языках, Рыбакова избрали почетным доктором философии Тель-Авивского университета.

А память писателя уже бродит по Арбату, плутает в его переулках, заглядывает в знакомые подъезды. Анатолий Рыбаков задумал написать правдивую историю своего поколения, прошедшего тюрьмы, лагеря, ссылки, сражавшегося на фронтах войны.

Название каждой части — «Дети Арбата», «Страх», «Прах и пепел» — не только отражает этапы в жизни главного героя Саши Панкратова, но и символизирует гибель этого поколения и грядущее крушение государства, которое его взрастило.

Приступая к созданию этой трилогии, Анатолий Наумович Рыбаков отлично понимал, что работает «в стол»; другими словами, надежды на публикацию на Родине нет. Но не написать «Детей Арбата» он не мог, потому что считал это делом чести. Книга пролежала двадцать лет, прежде чем появилась в печати. Конечно, Рыбаков мог издать ее за рубежом, но он хотел, чтобы произведение увидело свет у себя дома.

При его создании автор пользовался официальными источниками и свидетельствами событий, документально подтверждая приводимые факты и в то же время пропуская их через призму собственного восприятия.

Именно авторское прочтение событий тридцатых годов и привлекло внимание читателей. Сегодня на фоне многочисленных мемуарных свидетельств роман Анатолия Рыбакова воспринимается как интересное, но субъективное видение событий.

Иногда автор слишком увлекается, гротескно изображая отдельные эпизоды из жизни Сталина. Вместе с тем ему удалось создать яркое и динамичное повествование, в котором отразились сложные и противоречивые явления того времени.

Позже в «Романе-воспоминании» Рыбаков расскажет драматическую историю о самом процессе публикации своих произведений. Правда, некоторые его оценки кажутся излишне категоричными и резкими, но, в конце концов, столь много переживший писатель, наверное, имеет право на них.

Смерть старшего сына тяжелым камнем придавила душу. Но были и светлые моменты, такие, как рождение внучки. Невесткой писателя была известная обозревательница Н. Иванова.

Верным помощником Анатолия Наумовича Рыбакова стала его вторая жена. Она была его машинисткой, редактором, секретарем.

Последние годы жизни он занимался делами Русского Пен-клуба — международной писательской организации. Но не оставлял и писательский труд, работал над завершением романа «Прах и пепел».

Для осуществления замысла ему потребовались материалы о Второй мировой войне, которые хранятся в архиве Колумбийского университета. Анатолий Наумович Рыбаков уезжает в США, изредка приезжая в Россию.

Умер писатель на чужбине, задумав новый роман.

Источник: http://biografiivsem.ru/rybakov-anatoliy-naumovich

Жизнь, воплощенная в литературе: 10 фактов о писателе Анатолии Рыбакове

На телеканале «МИР» 14 июля в 11.10 будет показан легендарный советский приключенческий фильм «Бронзовая птица».

«Кортик» и «Бронзовая птица», пожалуй, два самых известных произведения писателя Анатолия Рыбакова, ставшего одним из классиков отечественной подростковой литературы.

Третья повесть цикла – «Выстрел» – известна меньше, хотя именно она стала гораздо более зрелым произведением, посвященным судьбе тех же героев.

  Сегодня «МИР 24» рассказывает о десяти фактах из жизни и творчества Анатолия Рыбакова, ставшего не только классиком подростковой литературы, но и одним из самых знаменитых писателей эпохи перестройки.

Настоящая фамилия писателя – Аронов 

Рыбаков – фамилия по матери. Родившийся 1 января (14 по новому стилю) 1911 года в еврейской семье, мальчик Анатолий получил фамилию отца – Аронов.

Как вспоминала позднее его вдова Татьяна Винокурова-Рыбакова, «муж и воевал как Аронов, и судимость сняли с него как с Аронова», но свое первое произведение – повесть «Кортик» – он подписал псевдонимом, которым ему послужила фамилия матери: Рыбаков.

Именно как Анатолий Рыбаков писатель стал всемирно известен, а псевдоним постепенно стал его официальной фамилией. Например, в наградных документах 1940-х годов Анатолий Наумович фигурирует под фамилией Аронов, а в документах о награждении орденом Отечественной войны II степени в 1985 году — уже как Рыбаков.

Анатолий Рыбаков учился в школе-коммуне

А точнее, он окончил Московскую опытно-показательную школу (МОПШ) имени Лепешинского. В этой уникальной московской школе Анатолий Аронов учился два последних класса – восьмой и девятый.

Именно МОПШ дала ему качественную техническую подготовку: в этом учебном заведении, построенном как коммуна, весь образовательный процесс был построен вокруг изучения текстильной фабрики, а все предметы были объединены в трудовые комплексы и изучались на материале конкретных производственных процессов.

Учебный процесс в МОПШ был организован непривычно для современного человека: Уроки продолжались по сто минут без перерыва, и шли с 9 утра до обеда.

При этом занятия строились как самостоятельная деятельность, а учитель выступал только в роли консультанта.

После обеда начиналась работа мастерских – переплетной и столярной, старшая группа уходила на фабрику, с семи до девяти часов вечера работали кружки, а в 22.30 в школе-коммуне объявлялся отбой.

Не окончил институт из-за ареста и ссылки

Проработав после школы два года сначала грузчиком, а потом шофером, Анатолий Аронов поступил на автодорожное отделение Транспортно-экономического института Наркомата путей сообщения (позднее этот институт стал частью Московского института инженеров транспорта). Но через три года его исключают сначала из комсомола, а потом и из института: причиной стало участие в политической дискуссии, в которой, как следует из материалов уголовного дела, он выступал «как бы примиренчески по отношению к троцкистской оппозиции».

ФОТО: Морковкин Анатолий, ТАСС

Добившись восстановления, Анатолий Аронов вскоре вновь подвергается репрессиям: в ноябре 1933 года его арестовывают и постановлением Особого совещания (ОСО) коллегии ОГПУ приговаривают к трем годам ссылки без права проживания в городах с паспортным режимом. Поэтому после окончания ссылки будущий писатель два года кочевал по стране, а затем три года – с 1938 по 1941 – жил в Рязани, где и познакомился со своей первой женой.

Был женат трижды

Первой женой писателя стала бухгалтер Анастасия Тысячникова, с которой он познакомился в Рязани и которая стала матерью первого сына писателя – Александра Рыбакова.

Второй супругой была писательница Наталья Давыдова (настоящее имя – Майя Максимовна Давыдова), коллега по писательскому труду: в этом браке у Анатолия Рыбакова родился сын Алексей.

Второй брак распался в 1978 году, и после этого Анатолий Рыбаков женился третий и последний раз – на Татьяне Винокуровой-Рыбаковой, дочери заместителя наркома снабжения и пищевой промышленности. Его третья жена долгое время работала в Гостелерадио.

Прошел всю войну от Москвы до Берлина

В ноябре 1941 года главный инженер Рязанского областного управления автотранспорта Анатолий Аронов был призван в Красную Армию, в которой прослужил потом до 1946 года.

Севший за баранку грузовика еще в 1928 году, будущий писатель и в армии служил в автомобильных частях, начав боевой путь рядовым шофером под Москвой, в самые тяжелые дни обороны столицы.

А окончил войну он в звании гвардии инженер-майора и в должности начальника автослужбы 4-го гвардейского стрелкового Бранденбургского Краснознаменного корпуса.

В рядах этого корпуса Анатолий Аронов прошел практически всю войну: он стал его бойцом во время формирования корпуса в январе 1942 года, вместе с ним участвовал в обороне Ленинграда и вместе с ним был переброшен под Сталинград, а потом дошел со своим корпусом до Берлина.

За это время Анатолий Аронов был удостоен медали «За боевые заслуги», двух орденов Отечественной войны (I и II степени), а также медалей «За оборону Ленинграда» и «За взятие Берлина».

Но самое главное, за боевые заслуги он был признан не имеющим судимости, что существенно облегчило его послевоенную жизнь (полностью реабилитирован писатель был только в 1960 году).

Литературное творчество начал в 37 лет

Прослужив после Победы почти год в Германии, где был оставлен 4-й гвардейский корпус, Анатолий Аронов был демобилизован вместе со всеми однополчанами, когда прославленную воинскую часть расформировали. Летом 1946 года он возвращается на родину, но не в Рязань, к жене, а в Москву: решение о том, что он не имеет судимости, вновь дает ему возможность поселиться в столице.

В это же время Анатолий Аронов принимает решение круто изменить свою жизнь: переквалифицироваться из инженеров-управленцев в писатели. Он садится за первое свое литературное произведение – повесть «Кортик».

В апреле 1947 года Анатолий Аронов, подписав повесть псевдонимом «Анатолий Рыбаков», лично относит ее в издательство Детгиз, а в сентябре 1948 года «Кортик» выходит в свет.

Впоследствии писатель так вспоминал об этом периоде обучения писательскому труду. 

Читайте также:  Анна васильева - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Героя романа «Водители» зовут так же, как и героя «Кортика»

Главным героем повести «Кортик» стал пионер Мишка Поляков – а главного героя первого крупного произведения Анатолия Рыбакова, романа «Водители», зовут Михаил Григорьевич Поляков. Формально это всего лишь совпадение: ни в «Водителях», ни в продолжениях «Кортика» – повестях «Бронзовая птица» и «Выстрел» – нет никаких упоминаний о том, что это один и тот же персонаж.

Кстати, роман «Водители» принес Анатолию Рыбакову первую серьезную награду: вышедший в 1950 году, он был удостоен Сталинской премии второй степени, что открыло писателю путь в большую литературу.

Цикл «Кортик», «Бронзовая птица» и «Выстрел» писался почти 30 лет

Если «Кортик» увидел свет в 1948 году, то вторая повесть цикла – «Бронзовая птица» – была опубликована лишь восемь лет спустя, в 1956-м и стала четвертым произведением, вышедшим из-под пера Анатолия Рыбакова.

Но писатель не собирался расставаться с героями, полюбившимися не только читателям, но и ему. Правда, на то, чтобы вернуться к ним, ушло еще 19 лет: только в 1975 году увидела свет последняя повесть цикла – «Выстрел».

Таким образом, на создание всей трилогии у Анатолия Рыбакова ушло 27 лет!

Роман «Дети Арбата» ждал публикации без малого 20 лет

Самым известным произведением Анатолия Рыбакова считается его роман «Дети Арбата». Первая часть романа увидела свет в 1987 году – через пять лет после того, как сам писатель посчитал роман законченным. При этом начат он был много раньше: «Над «Детьми Арбата» я начал работу в самом конце 50‑х годов, – вспоминал автор.

– Впервые роман был анонсирован в журнале «Новый мир» в 1966 году. Александр Твардовский (главный редактор «Нового мира» – прим. ред.) очень хотел его напечатать, я услышал от него много добрых слов, но сделать это не удалось. Второй раз «Дети Арбата» были заявлены «Октябрем» (литературный журнал «Октябрь». – прим. ред.

), шел уже 1978 год, но это тоже окончилось неудачей. А работа продолжалась».

Только в 1987 году роман наконец был напечатан. Год спустя вышла вторая часть – роман «Тридцать пятый и другие годы», в 1990 году – третья, роман «Страх», а в 1994 году, за четыре года до смерти автора – последняя, четвертая часть, роман «Прах и пепел».

Почти все произведения экранизированы

За полвека литературной деятельности Анатолий Рыбаков написал не так много произведений, в общей сложности всего 15: шесть повестей и девять романов. Но при этом почти все его произведения были экранизированы. Число экранизаций – тринадцать – почти равно числу написанных книг.

Первой была экранизирована повесть «Кортик»: одноименный фильм увидел свет в 1954 году.

Девятнадцать лет спустя, в 1973 году по той же повести сняли трехсерийный телефильм с тем же названием, а через год после него, в 1974 году экранизировали вторую повесть, «Бронзовую птицу», тоже в виде трехсерийного телефильма с теми же актерами.

Еще через год под названием «Последнее лето детства» вышла трехсерийная телевизионная экранизация «Выстрела». Кроме того, был экранизирован цикл повестей о Кроше, в 2005 году – роман «Дети Арбата», а в 2008 году – роман «Тяжелый песок», посвященный жизни евреев на Украине в первой половине ХХ века.

ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ

Источник: https://mir24.tv/articles/16312545/zhizn-voploshchennaya-v-literature-10-faktov-o-pisatele-anatolii-rybakove

Анатолий Рыбаков. Подробная биография

Анатолий Наумович Рыбаков (настоящая фамилия Аронов) родился 1 (14) января 1911 года в Чернигове в семье инженера, с 1919 жил в Москве.

Учился в бывшей Хвостовской гимназии в Кривоарбатском переулке. Восьмой и девятый классы окончил в Московской опытно-показательной школе-коммуне (сокращённо — МОПШКа) во 2-м Обыденском переулке на Остоженке. Школа возникла как коммуна комсомольцев, вернувшихся с фронтов Гражданской войны. По окончании школы работал на Дорогомиловском химическом заводе грузчиком, потом шофёром.

После окончания школы в 1930 поступил в Инженерно-транспортный институт. Арестованный в 1933 по обвинению в контрреволюционной пропаганде (статья 58-10), был сослан на 3 года в Сибирь.

Отбыв наказание, был лишен права проживания в больших городах, жил и работал в Уфе, Калинине, Рязани и др.

Призванный в армию в начале Великой Отечественной войны, воевал рядовым, затем получил офицерское звание, в 1960 судимость была с него снята.

Демобилизовавшись в 1946, приступает к работе над детской приключенческой повестью «Кортик» (1948), действие которой происходит в годы Гражданской войны и нэпа; ее продолжением явилась повесть «Бронзовая птица» (1956).

Построенные на остром сюжете, насыщенные романтикой, книги Рыбакова много раз переиздавались. Юношеству адресована и трилогия, в которую входят повести «Приключения Кроша» (1960), «Каникулы Кроша» (1966) и «Неизвестный солдат» (1970).

Ведя повествование от лица героя, на глазах читателя превращающегося из подростка в юношу, Рыбаков показывает, как идет процесс становления характера, вырабатываются нравственные принципы, определяется место в жизни.

Повестям Рыбакова свойственны напряженность развития сюжета, легкость стиля, теплое сочувствие писателя своим юным героям.

В отмеченном Государственной премией романе «Водители» (1950) писатель обращается к изображению людей, близких ему по прежней профессии инженера-автомобилиста.

Написанная по канонам «производственного» романа, книга Рыбакова привлекает более всего дотошным знанием, точным изображением подробностей жизни людей, работающих на автотранспортном предприятии: именно на этой — трудовой — сфере целиком сосредоточен интерес автора.

Типично «производственными» романами оказались и вскоре написанные книги Рыбакова «Екатерина Воронина» (1955) и «Лето в Сосняках» (1964): и здесь центральными оказываются проблемы, возникающие в коллективе людей, работающих на большом предприятии.

Стремясь укрупнить масштабы повествования, Рыбаков выходит за рамки рассказа о производстве: в романах писателя обнаруживается настойчивое желание утвердить мысль об ответственности человека перед собой и другими за все происходящее в жизни.

Новый для себя шаг сделал Рыбаков романом «Тяжелый песок» (1979): широко раздвинулись временные рамки и поле изображения, судьбы многочисленных персонажей оказались сопряженными с движением истории.

Добиваясь достоверности повествования, Рыбаков вместе с тем пишет страстно, боль определяет тональность романа. К 1910 относится начало истории еврейской семьи, о которой рассказывается в романе, завершается эта история в страшном для ее членов 1943.

Эпоха, границами которой очерчено повествование, вполне обнаруживает свой бесчеловечный характер, с такой жестокой силой сказавшийся в жизни — и смерти — героев романа Рыбакова.

Одним из самых заметных событий в литературе конца 1980-х стал роман Рыбакова «Дети Арбата»: замысел его относится к концу 1950-х, работа над ним продолжалась долго.

Журнал «Новый мир» анонсировал роман в 1967, а «Октябрь» — в 1979, однако он был впервые опубликован лишь в 1987.

События, о которых рассказывалось здесь, получили продолжение в романе «Тридцать пятый и другие годы» (1988), второй книгой которого явился роман «Страх» (1990), а третьей — роман «Прах и пепел» (1994).

В этих многоплановых психологических романах дается яркая картина советского общества в эпоху начинающихся — все ширящихся, захватывающих все слои — сталинских репрессий: люди разных поколений, живущие в разных концах страны, оказываются под все усиливающимся страшным гнетом бесчеловечной диктатуры.

Писатель не просто рассказывает о событиях, страшную власть которых все отчетливее ощущают на себе персонажи его повествования, но и стремится исследовать психологию общества 1930-х, где все глубже поселявшийся в душах людей страх лишь постепенно вытеснял их веру в целесообразность происходящего.

Точно воспроизводя приметы времени, Рыбаков выходит теперь к художественному осмыслению процесса противоборства разных представлений о путях исторического развития.

Одним из первых писатель заставил задуматься читателей о справедливости казавшегося незыблемым принципа превосходства точки зрения коллектива над индивидуальной: названием одной из частей трилогии — «Страх» — определяется старательно насаждавшееся тогда в советском обществе чувство, позволяющее сделать человека покорным.

Одним из первых также предпринял Рыбаков попытку объяснить характер Сталина и причины, позволявшие в течение нескольких десятилетий миллионам людей вопреки всему верить в мудрость вождя и справедливость проводимой им государственной политики, которая вела к уничтожению миллионов советских граждан.

Рыбаков показывает, как последовательно, не останавливаясь ни перед чем, укрепляет свою власть диктатор, решительно подавляющий всякое проявление инакомыслия. Но в романе идет речь и о том, как вызревает в людях понимание чудовищности происходящего, понимание подлинного — трагического — смысла процессов в жизни общества, направлявшихся жестокой рукой вождя.

С 1989 по 1991 Анатолий Рыбаков был президентом советского ПЕН-центра, с сентября 1991 — почётным президентом российского ПЕН-центра. С 1991 занимал должность секретаря правления Союза писателей СССР. Почётный доктор философии Тель-Авивского университета (1991).

Анатолий Рыбаков умер 23 декабря 1998 года в Нью-Йорке. За полгода до этого он перенёс операцию на сердце. Похоронен 6 января 1999 года в Москве на Новокунцевском кладбище.

Биография

Произведения

  • Бронзовая птица
  • Водители
  • Кортик

Критика

  • Образ новатора
  • Почва. Воздух. Судьба
  • Тенденция, стиль, своеобразие

Ключевые слова: Анатолий Рыбаков, биография Анатолия Рыбакова, скачать подробную биографию, скачать бесплатно, русская литература 20 в., русские писатели 20 в., жизнь и творчество Анатолия Рыбакова

Источник: http://md-eksperiment.org/post/20170413-biografiya-anatoliya-rybakova

Анатолий Рыбаков

Автор романов «Кортик», «Бронзовая птица», «Водители», «Тяжёлый песок». Огромный общественный резонанс получил роман-тетралогия «Дети Арбата». Лауреат Сталинской премии второй степени (1951).

Биография

А. Н. Рыбаков родился 1 (14) января 1911 года в Чернигове в еврейской семье инженера Наума Борисовича Аронова и его жены Дины Абрамовны Рыбаковой.

С 1919 года жил в Москве, на Арбате, д. 51. Учился в бывшей Хвостовской гимназии в Кривоарбатском переулке. В этой же школе и в это же время учился Юрий Домбровский. Восьмой и девятый классы окончил в Московской опытно-показательной школе-коммуне (сокращенно МОПШКа) во 2-м Обыденском переулке на Остоженке. Школа возникла как коммуна комсомольцев, вернувшихся с фронтов гражданской войны.

По окончании школы работал на Дорогомиловском химическом заводе, грузчиком, потом шофёром.

В 1930 году поступил в Московский институт инженеров транспорта.

5 ноября 1933 года арестован и Особым совещанием коллегии ОГПУ осужден на три года ссылки по статье 58-10 (Контрреволюционная агитация и пропаганда). По окончании ссылки, не имея права жить в городах с паспортным режимом, скитался по России. Работал там, где не надо заполнять анкеты. С 1938 года по ноябрь 1941 года работал главным инженером Рязанского областного управления автотранспорта.

С ноября 1941 года по 1946 год служил в Красной армии в автомобильных частях. Участвовал в боях на различных фронтах, начиная от обороны Москвы и кончая штурмом Берлина. Последняя должность — начальник автослужбы 4-го Гвардейского Стрелкового корпуса, звание — гвардии инженер-майор. «За отличие в боях с немецко-фашистскими захватчиками» признан не имеющим судимости.

В 1960 году полностью реабилитирован.

А. Н. Рыбаков умер 23 декабря 1998 года в Нью-Йорке. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Поэт, прозаик и эссеист Алексей Макушинский — сын Анатолия Рыбакова. Писательница Мария Рыбакова — внучка А. Н. Рыбакова.

Творчество

В 1947 году А. Рыбаков обращается к литературной деятельности, начав писать приключенческие повести для юношества — повесть «Кортик» (1948) и её продолжение — повесть «Бронзовая птица» (1956). Обе повести были экранизированы — фильм «Кортик» в 1954 году (повторно в 1973 году), фильм «Бронзовая птица» в 1974-м.

Юношеству были адресованы и следующие повести — «Приключения Кроша» (1960) с продолжениями «Каникулы Кроша» (1966) и «Неизвестный солдат» (1970). Их экранизации — «Приключения Кроша» в 1961 году, «Каникулы Кроша» в 1979 году, «Минута молчания» в 1971 году и «Неизвестный солдат» в 1984 году. По повести «Каникулы Кроша» был также снят фильм «Эти невинные забавы» в 1969 году.

Первый роман, написанный Рыбаковым, был посвящен людям, хорошо ему знакомым, — «Водители» (1950). Роман «Екатерина Воронина» (1955), экранизированный в 1957 году, имел большой успех. В 1964 году публикует роман «Лето в Сосняках».

В 1975 году вышли продолжение повестей «Кортик» и «Бронзовая птица» — повесть «Выстрел» и фильм по ней — «Последнее лето детства» (1974).

В 1978 году увидел свет роман «Тяжёлый песок». Роман повествует о жизни еврейской семьи в 1910—40-х годах в одном из многонациональных местечек на севере Украины, о яркой и всепреодолевающей любви, пронесенной через десятилетия, о трагедии Холокоста и мужестве гражданского сопротивления.

Это вершинное произведение писателя соединило все краски его художественной палитры, добавив к ним философичность, тягу к историческому анализу и мистическую символику (образ главной героини, прекрасной возлюбленной, затем жены и матери Рахили на последних страницах является как полуреальное олицетворение гнева и мести еврейского народа).

Этот роман был экранизирован, а его премьера состоялась в 2008 году.

Роман «Дети Арбата», написанный ещё в 60-х годах и опубликованный только в 1987 году, был одним из первых о судьбе молодого поколения тридцатых годов, времени больших потерь и трагедий, роман воссоздает судьбы этого поколения, стремясь раскрыть механизм тоталитарной власти, понять «феномен» Сталина и сталинизма. В 2004 году по мотивам романа «Дети Арбата» был выпущен многосерийный одноимённый фильм.

В 1988 году вышел фильм по сценарию Рыбакова «Воскресенье, половина седьмого», завершивший цикл о Кроше.

Тогда же вышло продолжение «Детей Арбата» — роман «Тридцать пятый и другие годы». В 1990 году — роман «Страх», в 1994 году — «Прах и пепел». В тетралогии использованы элементы биографии автора (Саша Панкратов).

В 1995 году было издано собрание сочинений в семи томах. Позднее — автобиографический «Роман-воспоминания» (1997).

Книги изданы в 52 странах, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров. В 2005 году вышел телесериал «Дети Арбата». В 2008 году вышел телесериал «Тяжёлый песок».

Анатолий Рыбаков был президентом советского ПЕН-центра (1989—1991), секретарём правления Союза писателей СССР (с 1991). Доктор философии Тель-Авивского университета.

Награды и премии

  • Сталинская премия второй степени (1951) — за роман «Водители» (1950).
  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1973) — за сценарий фильма «Минута молчания» (1971)
  • два ордена Отечественной войны I степени
  • орден Отечественной войны II степени
  • орден Трудового Красного Знамени
  • орден Дружбы народов

Источник: http://people-archive.ru/character/anatoliy-rybakov

Рыбаков Анатолий Наумович (настоящая фамилия — Аронов 1911—1998)

Источник: http://www.famhist.ru/famhist/voinovich/0006d496.htm

Анатолий Рыбаков

“Екатерина Воронина”:

1957 – Екатерина Воронина. СССР, фильм. Реж. – Исидор Анненский. В ролях: Людмила Хитяева, Сергей Бобров, Вера Пашенная и др.

“Кортик”:

1954 – Кортик. СССР, фильм. Реж. – Михаил Швейцер, Владимир Венгеров. В ролях: Сергей Филиппов, Герман Хованов, Нина Крачковская и др.
1973 – Кортик. СССР, сериал. Реж. – Николай Калинин. В ролях: Сергей Шевкуненко, Владимир Дичковский, Зоя Фёдорова и др.

“Бронзовая птица”:

1974 – Бронзовая птица. СССР, сериал. Реж. – Николай Калинин. В ролях: Сергей Шевкуненко, Владимир Дичковский, Игорь Шульженко и др.

“Выстрел”:

1974 – Последнее лето детства. СССР, фильм. Реж. – Валерий Рубинчик. В ролях: Владимир Антоник, Евгений Евстигнеев, Вячеслав…

“Екатерина Воронина”:

1957 – Екатерина Воронина. СССР, фильм. Реж. – Исидор Анненский. В ролях: Людмила Хитяева, Сергей Бобров, Вера Пашенная и др.

“Кортик”:

1954 – Кортик. СССР, фильм. Реж. – Михаил Швейцер, Владимир Венгеров. В ролях: Сергей Филиппов, Герман Хованов, Нина Крачковская и др.
1973 – Кортик. СССР, сериал. Реж. – Николай Калинин. В ролях: Сергей Шевкуненко, Владимир Дичковский, Зоя Фёдорова и др.

“Бронзовая птица”:

1974 – Бронзовая птица. СССР, сериал. Реж. – Николай Калинин. В ролях: Сергей Шевкуненко, Владимир Дичковский, Игорь Шульженко и др.

“Выстрел”:

1974 – Последнее лето детства. СССР, фильм. Реж. – Валерий Рубинчик. В ролях: Владимир Антоник, Евгений Евстигнеев, Вячеслав Молоков и др.

“Приключения Кроша”:

1961 – Приключения Кроша. СССР, фильм. Реж. – Генрих Оганесян. В ролях: Николай Томашевский, Андрей Юренев, Никита Михалков и др.

“Каникулы Кроша”:

1980 – Каникулы Кроша. СССР, четырехсерийный фильм. Реж. – Григорий Аронов. В ролях: Василий Фунтиков, Геннадий Кузнецов, Владимир Сирота и др.

“Неизвестный солдат”:

1971 – Минута молчания. СССР, фильм. Реж. – Игорь Шатров. В ролях: Александр Кавалеров, Юрий Кузьменков, Иван Лапиков и др.
1984 – Неизвестный солдат. СССР, трёхсерийный фильм. Реж. – Григорий Аронов, Вадим Зобин. В ролях: Василий Фунтиков, Николай Гринько, Людмила Новоселова и др.

“Дети Арбата”:

2004 – Дети Арбата. Россия, сериал. Реж. – Андрей Эшпай. В ролях: Чулпан Хаматова, Евгений Цыганов, Евгения Симонова и др.

“Тяжелый песок”:

2008 – Тяжелый песок. Россия, сериал. Реж. – Антон и Дмитрий Барщевские. В ролях: Ирина Лачина, Александр Арсентьев, Нелли Уварова и др.

1954 Кортик
1957 Екатерина Воронина
1961 Приключения Кроша
1971 Минута молчания
1973 Кортик (сериал)
1974 Бронзовая птица (сериал)
1974 Последнее лето детства (ТВ)
1980 Каникулы Кроша (сериал)
1984 Неизвестный солдат (ТВ)
2005 Дети Арбата (сериал)
2008 Тяжёлый песок (сериал)

Источник: https://www.livelib.ru/author/1775-anatolij-rybakov

Столетие Анатолия Рыбакова

14 января, в день столетнего юбилея писателя Анатолия Рыбакова, телеканал “Культура” покажет посвященный ему фильм “Прах и пепел” Валерия Балаяна. Так же называется и заключительная часть главной трилогии его жизни “Дети Арбата”, которой писатель посвятил почти 20 лет своей жизни.

Хотя всем хорошо знаком жанр юбилейных, или, как их иногда называют, “датских” фильмов, картина максимально отходит от канонов этого жанра. В фильме будут звучать голоса людей, нечасто появляющихся в пространстве нашего телеэфира.

Прежде всего, это можно сказать о крайне опальном в советское время писателе и музыковеде Соломоне Волкове, вопросы которому задавал в Нью-Йорке Андрей Загданский. А бывший ректор РГГУ историк Юрий Афанасьев не появлялся на федеральных телеканалах лет 5 или 6.

Один из снятых для фильма героев не вошел в окончательную версию фильма.

Григорий Явлинский рассказывал о своем львовском детстве и о том, с каким упоением он читал детские книжки Рыбакова:

– Читал Рыбакова с детства. Вместе с Жюль Верном, вместе с Диккенсом, с Джеком Лондоном… Его книги было для нас то, из чего вообще формировалось наше представление о жизни. И фильмы “Кортик” и “Бронзовая птица” по много раз смотрели, и книги зачитывали до дыр… – вспоминает Григорий Явлинский.Интервью с литературным критиком, а также бывшей невесткой Рыбакова Натальей Ивановой записано в доме Анатолия Наумовича в Переделкино. Со времени смерти писателя прошло 12 лет, но в обстановке дома почти ничего не изменилось. Поражает аскетический, почти военный быт писателя, его маленький кабинет со старой рассохшейся мебелью и узкой кушеткой, заправленной солдатским одеялом.

Вспоминает Наталья Иванова:

– У него никогда не было высокомерного отношения к работягам. У него было ощущение достоинства работающего и рабочего человека. Поскольку он жил плодами рук своих, для него любой человек, который работал и хорошо делал свою работу, – был своим. И стол, и потолки и лавки – все в гостиной переделкинского дома делалось руками самого Анатолия Наумовича. Для него было важно, чтобы все было сделано хорошо и качественно. У него было такое присловье: не сломалось – не чини, – рассказала Наталья Иванова. Съемочная группа записывала интервью с Натальей Борисовной в гостиной, где когда-то собирались почти все жившие в Переделкино писатели. После одного пассажа она остановилась и сказала: – Ну, это все равно вы выбросите… Мы переживаем момент Реставрации… Ужас состоит в том, что эту Реставрацию начала наше творческая интеллигенция, которая сейчас от этого всячески открещивается… Но ведь и сейчас продолжает это делать Парфенов со своим советским проектом, в котором с наслаждением рассказывает про то, какие были в 68-м году кофточки и какие чулки носили в 75-м… Какие мы песни пели и какие галстуки носили… Кто всю эту псевдоностальгию “накачивает”? Творческая интеллигенция – журналисты, телевизионщики. Я думаю, что для Анатолия Наумовича было бы просто шоком, если бы сегодня он увидел благостное возрождение советской жизни через телевизионный экран, – уверена Наталья Иванова.Судьба распорядилась так, что одними из последних людей, видевших Анатолия Рыбакова на публике, были Соломон Волков и Григорий Явлинский. Это было в декабре 1998 года, за день до смерти писателя. Вот как они вспоминают об этом

Григорий Явлинский: У меня была большая поездка по Соединенным Штатам по приглашению американского правительства – выступления в Гарварде и других университетах.

Это было связано с подготовкой к российским выборам в 1999 году. Когда я был в Нью-Йорке, я узнал, что там в это время находился Анатолий Наумович.

Мы тогда не были с ним лично знакомы, но мне всегда хотелось познакомиться с этим легендарным человеком.

Соломон Волков: Последняя встреча моя с Анатолием Наумовичем произошла на встрече с приехавшим в Нью-Йорк Григорием Явлинским. Эта встреча была устроена на частной квартире.

Григорий Явлинский:Для меня была большая честь, что он пригласил меня. Это был большой прием, где собралась американская и российская элита, и Анатолий Наумович произнес речь.

Соломон Волков: Я был свидетелем того, как Рыбаков, уже довольно плохо выглядевший, сказал Явлинскому: “Вам нужно лозунги изобрести какие-то для вашей политической кампании. Вспомните Наполеона и его лозунг – “Солдаты! На вас смотрит солнце Аустерлица!”

Григорий Явлинский: Он очень компетентно судил о политике в России, что было необычно для писателей такого масштаба. И он даже знал детали текущей политики, а не только какие-то общие мазки. В отличие от большинства его коллег, его отношение к Борису Ельцину и к тому, что в то время происходило в России, – было совершенно неоднозначным!..

Соломон Волков: Он говорил Явлинскому так: “Мы должны выдвинуть броские политические лозунги!” На что Явлинский ему сказал: “Напишите нам такие лозунги, Анатолий Наумович!” Рыбаков ответил: “Я не могу написать такие лозунги, пока я не познакомился с вашей политической программой. Дайте мне вашу программу – и я напишу вам лозунги”. К сожалению, ничего этого он уже сделать не успел… Но это очень типично для Рыбакова и для его горячего, страстного интереса к политике.

Григорий Явлинский: С огромной болью и сожалением я узнал, что буквально после этого вечера Анатолия Наумовича не стало.

Эти фрагменты не вошли в окончательную версию фильма. Ну, а все что вошло, можно увидеть в фильме “Прах и Пепел” 14 января в 19. 45 по московскому времени на телеканале “Культура”.Перед Сталинградом, 1942
19461945С женой Татьяной Марковной (Винокурова-Рыбакова). 1978Анатолий Рыбаков выступает перед читателями в Чернигове, 1985
АрбатС женой Татьяной Марковной, Переделкино 1992
В нью-йоркской квартире, 1987
Фото – из семейного архива Рыбаковых

Источник: https://www.svoboda.org/a/2276265.html

Анатолий Рыбаков. 11 уроков из его биографии

433653 01.01.1993 Анатолий Наумович Рыбаков, русский советский писатель, романист, лауреат Государственных премий РСФСР и СССР, секретарь правления Союза писателей СССР.

Это был обычный вечер среды. Мы жили на съемной квартире и готовились к въезду в свое жилье.

У меня стояла пачка книг в углу, я подготовил ее к переезду. Как раз закончил читать Флобера и начал перебирать книги, что бы такого еще почитать.

«Дети Арбата» бросились в глаза, их мне рекомендовал друг, начитанный и умный парень.

«Что ж, почитаю», — подумал я и взялся за увесистый том в 1300 страниц.

Знал ли я, что эта книга перевернет многое в моем восприятии? Нет, конечно. Я привык уже читать в удовольствие.

Большое видится на расстояньи.

Рыбаков — человек, который мне очень импонирует. Но чтобы понять, почему — я должен отойти и посмотреть со стороны, спокойно.

А чтобы лучше понять широкую душу Анатолия Рыбакова — я решил объединить основные вехи его жизни в уроки для меня.

Вместо скучного пересказа биографии — я лучше поделюсь 11 уроками, которые я взял для себя из жизни Анатолия Рыбакова. Что ж, поехали.

Анатолий Рыбаков провел свою молодость в ссылке, в 22 года он был осужден за надуманную статью и наговор на него. Затем скитался по стране, так как не имел права жить в крупных городах.

Приходилось скрываться от милиции, так как документов у него не было, а к таким людям отношение одно — подозрение. Как только в одном из городов возникало подозрение, он тут же собирал вещи и переезжал в другой.

Он начал писать в 35 с полного нуля. Вернулся с Великой Отечественной Войны, где с него сняли судимость.

Словно второе дыхание, новая жизнь началась для него и он начал писать.

В 35 лет. Сформированный, измученный жизнью и Сталинскими репрессиями. Он не побоялся начинать с нуля писать.

Для меня это отличный урок. Мы так часто ищем для себя причину, почему мы можем не делать, что напрочь забываем, что эти причины выдумываем для себя сами.

Рыбаков начал писать как только понял, что их нет.

2. Пишите интересно

«Кортик», «Бронзовая Птица» — первые книги Анатолия Рыбакова.

Он начинал с остросюжетных, интересных книг для детей. Изучал историю, сидел в библиотеках, выписывал важные факты и мысли, продолжал писать, пока не рождался сюжет и законченная литературная форма. И начал с того, что было

Главное для автора — не просто пытаться найти свой стиль с первой книги. Но стать интересным для читателя. А уже потом создавать то, что хочется, к чему лежит душа.

Главная книга Рыбакова — «Дети Арбата», но издать он ее смог только к концу жизни.

3. Найдите тему всей жизни

«Дети Арбата» — трилогия, которую мир не должен был увидеть.

Анатолий Рыбаков начал писать ее 1957 году, только после того, как угроза сталинского террора пала и началась хрущевская оттепель.

Он пережил сталинские репрессии, убийства видных государственных деятелей, — государственный аппарат проходил так называемые чистки, которые по сути были массовыми убийствами. И понял, что не может молчать об этом.

Рыбаков сам пережил многое из этого на сосбтвенной шкуре — его отправили в ссылку по статье 58.10 «антигосударственная риторика» и с тех пор его жизнь стала другой.

«Всю свою сознательную жизнь я много думал о Сталине. Думал много, но дневника не вёл.

Долгие годы даже в карманном блокноте я записывал только названия учреждений, но никогда — фамилии и телефоны своих знакомых: если бы меня посадили, то были бы обречены и мои адресаты.

Изъятый при обыске дневник служил вещественным доказательством, записанная в нем крамольная мысль или мысль, истолкованная как крамольная, могли повлечь за собой арест.

Все в стране, и прежде всего писатели, художники, актеры, ученые, интститутские и школьные преподаватели обязаны были возвеличивать Сталина. Это перешло в духовное затмение, идолопоклонство. Стихи в честь Сталина сложили даже Ахматова, Мандельштам, Пастернак.»

Повторяю: в тех условиях дневник вести я не мог. И все же некоторые записи сохранились. Они были начаты в ссылке, под видом набросков о деятелях Великой французской революции и зашифрованы инициалами Сен-Жюста. Если я имел в виду его самого, то писал инициалы через дефис: С-Ж, если Сталина, то через точку: С.Ж.

Именно из-за этих записей вся Арбатская трилогия написана линиями: линия Сталина, Саши, Вари. Потом эти линии я монтировал, соединял. Работы это прибавляло, но, как мне кажется, помогало созданию образа, развитию его в сюжете. Многое осталось неиспользованным: несколько тетрадей. Будет время и возможность, обработаю и опубликую.

Записи отражали мое отношение к Сталину, его роли в истории страны, давали толчок к новым размышлениям. Нужно было ввести Сталина в действие, в сюжет, показать его в поступках, в отношениях с людьми, требовалась фактура его жизни.

Я встречался со многими людьми, знавшими Сталина лично. Отсидели свои сроки в лагерях, отбыли ссылки, только что вернулись. Их рассказы неоценимы, каждый воссоздал какую-то грань сталинского характера.

На заседании Политбюро при обсуждении работы наркомата путей сообщения к члену коллегии наркомата Рошалю подошел Сталин, участливо, даже ласково спросил: «Товарищ Рошаль, не обидитесь, если переведём вас на другую работу?» — а ночью Рошаля и другх членов коллеги арестовали, мучили в тюрьме и отправили в лагеря.»

4. Бейтесь до конца

Он издал главную книгу жизни в 75 лет. А начал в 42.

Больше 30 лет он пытался ее издать.

Вот, что говорит сам Анатолий Рыбаков

«Над «Детьми Арбата» я начал работу в самом конце 50‑х годов. Впервые роман был анонсирован в журнале «Новый мир» в 1966 году. А. Т. Твардовский очень хотел его напечатать, я услышал от него много добрых слов, но сделать это не удалось. Второй раз «Дети Арбата» были заявлены «Октябрем», шел уже 1978 год, но это тоже окончилось неудачей. А работа продолжалась. А. Т.

 Твардовский имел в руках только первую часть романа, потом, когда стало ясно, что опубликовать «Дети Арбата» не удается, я стал работать над второй частью, а когда роман был вторично «закрыт», написал третью его часть.

Никто уже не верил, что «Дети Арбата» когда-нибудь будут напечатаны, даже мой самый большой друг, жена, не верила, а я не останавливался: все дела нужно доводить до конца.»

Интересно, что ему много раз предлагали издать книгу за границей — в США, Франции, Дании. Но Рыбаков отказывался, понимая, что если издаст ее за рубежом, никакой пользы и влияния от этого на страну не будет.

5. Находите друзей в мире литературы

Важно не только писать. Важно находить тех, кто открыто готов помогать и поддерживать тебя, кто симпатизирует твоим текстам.

У Рыбакова были такие люди. Среди них — один из самых влиятельных поэтов Советского Союза — Твардовский Александр, автор книги «Василий Тёркин». Главный редактор журнала «Новый мир» — он был во главе самого прогрессивного журнала Советского Союза.

Твардовский был сторонником издания «Детей Арбата», однако политическая ситуация в стране не позволяла это сделать.

Вот как сам Анатолий Рыбаков описывает это:

Они общались в его кабинете 24 мая 1968 года, в редакции «Нового мира»:

6. Обходите подхалимов

Советский Союз — это место, где многие прогибались под систему, а соответственно и подхалимаж и лесть, были в большом почете.

Вот как сам Рыбаков это описывает

«В перерыве меня разыскал Михалков.

— Толя, Евтушенко собирается выступать по поводу твоего романа, отговори его, тебе это только повредит.

Если бы, скажем, Распутин, это было бы солидно.

— А почему тебе не выступить? Ты ведь читал роман.

— Читал. он мне понравился. Я тебе сказал. Но роман не пойдет, ты там рассуждаешь за Сталина.

— Разве Толстой не рассуждает за Наполеона?

— Но, Толя, ты ведь не Толстой.

— Однако стремлюсь и другим советую. Тебе, Серёжа, уже восьмой десяток идет, пора о Боге думать. Ты в своем докладе ни одного настоящего писателя не назвал. Ты не болеешь за литературу, а Евтушенко болеет, потому и хочет говорить о романе.

7. Пишите удаленно

Кортик — первая книга. Она во многом очень показательна.

Он написал её, уехав в деревню.

Всем друзьям и близким автор сказал, что будет писать книгу.

Благо, деньги после Второй Мировой у него были, так что он мог посвятить себя авторскому труду.

Через год книга была готова, и теперь уже нужно было добиться её издания

Вот, что сам Рыбаков пишет об этом времени:

«Я работал с утра до обеда, после обеда выходил, бродил по пустым заснеженным улицам, зимой смеркается рано, в окнах кое-где тускло мерцал свет керосиновых ламп, и мысли мои были заняты одним — повестью.

Возвращался, снова садился за стол, перечитывал написанное утром, правил, опять перепечатывал, писать я не умел, но упорства хватало: вариантов было много, несколько раз перерабатывал уже готовую рукопись.

Данный мной самому себе обет — не выезжать из Кузьминок (места, где писал Анатолий Рыбаков — примечание В.Б.

), пока не напишу повесть, — пришлось несколько раз нарушить — выезжал в Ленинскую библиотеку, уточнял там сведения о кортиках, заезжал к своему приятелю, журналисту Василию Михайловичу Сухаревичу, давал ему читать написанные главы — чувствовал нужду в еще чьем-то глазе. Про мои редкие наезды в Москву никто не знал, я возвращался и снова начинал работать.»

8. Сделайте книгу смыслом всего

Марио Варгас Льоса как-то сказал, что писательство становится смыслом всего в жизни, как религия.

Рыбаков именно так и поступил.

Когда он писал первую книгу «Кортик» — то уехал от всех, жил в уединении, развелся с женой.

Кортик — уехал, развелся.

Анатолий Рыбаков поставил всё на карту, решив стать писателем

Я не призываю к радикальным мерам, развод, на мой взгляд — очень неверный шаг, да Рыбаков и сам признает свою ошибку.

Но суть подхода, когда всё ради издания книги, — это правильно, на мой взгляд.

Кстати, именно благодаря «Кортику» он стал популярен и смог издавать свои будущие друие книги «Екатерина Воронина», «Водители» и потом уже начал писать «Детей Арбата».

9. Не смущайтесь от препятствий

Издать книгу в Советское время было непросто. Особенно, если ты старался писать честно.

Рыбаков — настойчивый, порядочный, смелый. Но и у него уже опускались руки, потому что никак не удавалось издать книгу. Что ж, времени у него хватило. И он написал главную книгу и смог издать её.

Вот, как Рыбаков сам описывает этот период и случай, когда книга была арестована на таможне

Это случилось в 1983.

Рыбаков тут же переписал часть книги, сжег всё, что могло скомпрометировать его, Солнженицына и других.

Но ему пришлось ждать еще 4 долгих года, пока книга была издана.

10. Пусть слава вскружит голову

Интересна встреча с Бродским.

Интересно событие, которое произошло во время поездки Рыбакова в Париж в 1989 году.

Рассказывает сам Рыбаков:

11. Верьте в написанную силу слова

Рыбаков свято верил, что если он издаст книгу — ситуация в стране поменяется. Потому «Дети Арбата» не были изданы за границей, потому он и всеми силами пробовал издать книгу в СССР.

В общей сложности, он удалил 202 страницы из книги в 1986 году только ради того, чтобы издать книгу.

И это произошло — она повлияла на ситуацию в стране.

Рыбаков верил в написанное слово. Так свято верил, что выбрал эту профессию. В 35 лет.

Он знал о главной книге своей жизни — «Дети Арбата». И он хотел ее издать именно в СССР. Он не хотел издавать ее за границей, хотя ему предлагали десятки раз.

Не знаю, но думаю, опыт Пастернака и Солнженицына был показателен. Эти книги ни на что не повлияли практически, их заклеймили и заклевали.

Но «Дети Арбата» были подобны разорвавшейся бомбе.

Рыбаков посвятил всю жизнь литературе. И верил, что может влиять.

Я точно такой же.

«…В связи с невиданной популярностью романа Рыбаков даже попал на обложку журнала Time в 1988 году. Я не думаю, что у какого бы то ни было российского писателя сегодня есть шанс попасть на обложку Time.

Книгу опубликовали в 52 странах, президент США Рональд Рейган сказал: «Мы рукоплещем Горбачеву за то, что он вернул Сахарова из ссылки, за то, что опубликовал романы Пастернака «Доктор Живаго» и Рыбакова «Дети Арбата»».

Так роман стал политическим фактором, частью мировой разрядки.»

Анатолий Рыбаков — человек широкой души и больших целей.

«Теперь начал новый роман. Трудно, 86 лет как-никак. Хватит ли времени?»

Так заканчивает Рыбаков свою автобиографию. Не хватило. Но его готовность писать в 86 лет, его смелость и цельность характера — в этом весь Анатолий Рыбаков, человек большой души.

Текст написан специально для сайта «Хэмингуэй позвонит».

Раздел биографии мастеров слова призван показать историю жизни тех авторов, у которых стоит учиться авторскому стилю. Я пишу не как в Википедии, а через призму моего восприятия. Простым и понятным языком.

Почитайте и другие биографии:

Другие полезные тексты о книгах, чтении или писателях:

  1. 4 причины прочесть «Три товарища» Ремарка и одна причина не читать.
  2. «Фантастическая ночь» Стефана Цвейга
  3. «Литературный мастер-класс» Юрген Вольф
  4. Стивен Крейн Человек, изменивший американскую литературу 20-го века
  5. Как читать художественную литературу и всегда иметь на нее время?
  6. Заглавная статья. Лучшая мировая классическая литература: быть или не быть?
  7. «Мертвые души» Н.В. Гоголя — лучшая сатирическая поэма, которую я читал
  8. «Анна Каренина» — похоже, лучший романа Льва Толстого, из которого можно учиться многому
  9. «Великий Гэтсби Ф.С.Фицджеральда» — сравнение фильма и книги.
  10. Воспитание слога. Переписка Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, которая вдохновляет писать лучше.
  11. «Ночь нежна» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда — последний взмах крыльев «королевской бабочки американской литературы»
  12. «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова
  13. Оноре де Бальзак. Правила жизни + один день из жизни писателя.
  14. ТОП-3 романа о политике. Художественные романы о политике, которые интересно читать
  15. «Тихий Дон» книга, которая не должна была выйти, если бы не Сталин.
  16. «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда. Много интересных подробностей о книге
  17. «Наверное, потому что это Льюис» — ко дню 117-летия со дня рождения Клайва С.Льюиса.
  18. Джек Лондон — мятежное дитя калифорнийской мечты, с горячей любовью к жизни. Биография писателя, отзыв о книге «Белый клык».
  19. «Смерть героя» Ричарда Олдингтона — одно из первых и лучших произведений автора.
  20. «Король Лир» Уильяма Шекспира: кратко об авторе, характеристика пьесы, цитаты + возможность скачать книгу.
  21. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина: краткое содержание, обрисовка спорного образа главного героя, описание русской жизни в романе
  22. Книжные итоги моего 2015-го года. Часть 1 и часть 2.
  23. Борис Пастернак. Почему его стоит читать?
  24. «Рассказы Ника Адамса»Хэмингуэя  — книга, которая улучшает стиль.
  25. ТОП-5 книг о войне и боли: Ремарк, Олдингтон, Рыбаков, Хэмингуэй, Толстой.
  26. 4 удовольствия от книги «Прощай оружие» Эрнеста Хэмингуэя
  27. «Америго» Стефана Цвейга. История одной исторической ошибки
  28. «Милый друг» Ги де Мопассана.

Автор текста Владимир Багненко

Коротко обо мне: Предприниматель, интернет-маркетолог, коммерческий писатель, христианин. Автор двух блогов (о текстах и Слова Ободрения), руководитель студии текстов “Слово”.

Осознанно пишу с 2001 года, в газетной журналистике с 2007, зарабатываю исключительно текстами с 2013-го года. Люблю писать и делиться тем, что помогает мне на тренингах. С 2017 года стал отцом.

Заказать тренинг или тексты вы можете по почте v@bagnenko.name или написав в личку в удобной вам соцсети.

Источник: http://bagnenko.name/biographies-of-the-masters-of-the-word/anatoly-rybakov-11-lessons-from-his-biography

Ссылка на основную публикацию

См. в Википедии Рыбаков, Анатолий Наумович

Источник – Википедия  

Рыбаков, Анатолий Наумович (настоящая фамилия — Аронов; 1911—1998) — русский писатель.
Автор романов и повестей «Кортик», «Бронзовая птица», «Водители», «Тяжёлый песок». Огромный общественный резонанс получил роман-тетралогия «Дети Арбата». Лауреат Сталинской премии второй степени (1951). Почётный доктор Тель-Авивского университета.

Рыбаков родился 1 (14) января 1911 года в еврейской семье Наума Борисовича Аронова и его жены Дины Абрамовны Рыбаковой. В автобиографии писатель местом рождения указывал Чернигов.

На самом деле родился он в селе Держановка (ныне Носовского района Черниговской области), где его отец Наум Аронов служил инженером на винокуренном заводе местного помещика Харкуна.

С 1919 года жил в Москве, на Арбате, д. 51. Учился в бывшей Хвостовской гимназии в Кривоарбатском переулке. В этой же школе и в это же время учился Юрий Домбровский. Восьмой и девятый классы окончил в Московской опытно-показательной школе-коммуне (сокращённо — МОПШКа) во 2-м Обыденском переулке на Остоженке. Школа возникла как коммуна комсомольцев, вернувшихся с фронтов Гражданской войны.

По окончании школы работал на Дорогомиловском химическом заводе грузчиком, потом шофёром.

В 1930 году поступил в Московский институт инженеров транспорта.

5 ноября 1933 года арестован и Особым совещанием коллегии ОГПУ осужден на 3 года ссылки по статье 58-10 (Контрреволюционная агитация и пропаганда). По окончании ссылки, не имея права жить в городах с паспортным режимом, скитался по России. Работал там, где не надо заполнять анкеты, однако с 1938 года по ноябрь 1941 года был главным инженером Рязанского областного управления автотранспорта. С ноября 1941 по 1946 год служил в Красной Армии в автомобильных частях. Участвовал в боях на различных фронтах, начиная от обороны Москвы и кончая штурмом Берлина. Последняя должность — начальник автослужбы 4-го Гвардейского стрелкового корпуса (8-я гвардейская армия), звание — гвардии инженер-майор. За отличие в боях с немецко-фашистскими захватчиками признан не имеющим судимости. В 1960 году полностью реабилитирован. А. Н. Рыбаков умер 23 декабря 1998 года в Нью-Йорке. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. Поэт, прозаик и эссеист Алексей Макушинский — сын Анатолия Рыбакова. Писательница Мария Рыбакова — внучка А. Н. Рыбакова. В 1947 году А. Рыбаков обращается к литературной деятельности, начав писать приключенческие повести для юношества — повесть «Кортик» (1948) и её продолжение — повесть «Бронзовая птица» (1956). Обе повести были экранизированы — фильм «Кортик» в 1954 году (повторно в 1973 году), фильм «Бронзовая птица» в 1974 году. Юношеству были адресованы и следующие повести — «Приключения Кроша» (1960) с продолжениями «Каникулы Кроша» (1966) и «Неизвестный солдат» (1970). Их экранизации — «Приключения Кроша» в 1961 году, «Каникулы Кроша» в 1979 году, «Минута молчания» в 1971 году и «Неизвестный солдат» в 1984 году. По отдаленным мотивам повести «Каникулы Кроша» был также снят фильм «Эти невинные забавы» в 1969 году. Первый роман, написанный Рыбаковым, был посвящен людям, хорошо ему знакомым, — «Водители» (1950). Роман «Екатерина Воронина» (1955), экранизированный в 1957 году, имел большой успех. В 1964 году публикует роман «Лето в Сосняках» о строительстве первых пятилеток. В 1975 году вышли продолжение повестей «Кортик» и «Бронзовая птица» — повесть «Выстрел» и фильм по ней — «Последнее лето детства» (1974). В 1978 году увидел свет роман «Тяжёлый песок». Роман повествует о жизни еврейской семьи в 1910—1940-х годах в одном из многонациональных местечек на севере Украины, о яркой и всепреодолевающей любви, пронесенной через десятилетия, о трагедии Холокоста и мужестве гражданского сопротивления. Это вершинное произведение писателя соединило все краски его художественной палитры, добавив к ним философичность, тягу к историческому анализу и мистическую символику (образ главной героини, прекрасной возлюбленной, затем жены и матери Рахили на последних страницах является как полуреальное олицетворение гнева и мести еврейского народа). Этот роман был экранизирован, премьера фильма состоялась в 2008 году. Роман «Дети Арбата», написанный ещё в 1960-х годах и опубликованный только в 1987 году, был одним из первых о судьбе молодого поколения тридцатых годов, времени больших потерь и трагедий, роман воссоздает судьбы этого поколения, стремясь раскрыть механизм тоталитарной власти, понять «феномен» Сталина и сталинизма. В 2004 году по мотивам романа «Дети Арбата» был выпущен многосерийный одноимённый фильм. В 1988 году вышел фильм по сценарию Рыбакова «Воскресенье, половина седьмого», завершивший цикл о Кроше. Тогда же вышло продолжение «Детей Арбата» — роман «Тридцать пятый и другие годы». В 1990 году — роман «Страх», в 1994 году — «Прах и пепел». В тетралогии использованы элементы биографии автора (Саша Панкратов). В 1995 году было издано собрание сочинений в семи томах. Позднее — автобиографический «Роман-воспоминания» (1997). Книги изданы в 52 странах, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров. Многие произведения экранизированы.

Анатолий Рыбаков был президентом советского ПЕН-центра (1989—1991), секретарём правления СП СССР (с 1991 года).

Повести

Кортик, 1948 г. Бронзовая птица, 1956 г. Приключения Кроша, 1960 г. Каникулы Кроша, 1966 г. Неизвестный солдат, 1970 г. Выстрел, 1975 г.

Романы

Водители, 1950 г. Екатерина Воронина, 1955 г. Лето в Сосняках, 1964 г. Тяжелый песок, 1978 г. Дети Арбата 1982 г. Тридцать пятый и другие годы (Страх), книга первая, 1988 г. Страх, (Тридцать пятый и другие годы) книга вторая 1990 г. Прах и пепел, 1994 г. Роман-воспоминание (Мой XX век), 1997 г.

Награды и премии

Сталинская премия второй степени (1951) — за роман «Водители» (1950). Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1973) — за сценарий фильма «Минута молчания» (1971) два орден Отечественной войны I степени (30.6.1945; 6.4.

1985) орден Отечественной войны II степени (31.1.1945) орден Трудового Красного Знамени орден Дружбы народов медаль «За боевые заслуги» (4.4.1943)

Ссылки:
1. Птица-тройка [Войнович В.Н.: протест журналу “Грани”, 1970]
2. Друзья, критики и читатели [Войнович В.Н.

в России]
3. Военная хитрость [Войнович В.Н.]