Дмитрий шостакович – биография знаменитости, личная жизнь, дети

15 самых интересных фактов из жизни Дмитрия Шостаковича

12 (25) сентября 1906 года в Санкт-Петербурге родился Дмитрий Дмитриевич Шостакович — один из крупнейших композиторов XX века, автор 15 симфоний, 6 концертов, 3 опер, 3 балетов, многочисленных произведений камерной музыки. Кроме того он писал музыку для кинофильмов «Простые люди» (1945), «Молодая гвардия» (1948), «Падение Берлина» (1949), «Овод» (1955), «Гамлет» (1964), «Черёмушки», «Король Лир» (1971) и так далее.

Как и многим другим творцам того времени мастеру приходилось работать на госзаказ правящего режима. Тем не менее, гений смог не предать свои нравственные убеждения и сохранить свой внутренний стержень.

1.Первое произведение

Уже в возрасте девяти лет Дмитрий Шостакович начал писать свои первые произведения. И в этом нет ничего удивительного. Ведь в доме буквально жила музыка. Его отец был прекрасным певцом и очень любил исполнять романсы, а его мать превосходно играла на фортепиано.

2. Никудышный композитор

Как-то раз Александр Золоти, который был учеником самого Ференца Листа и был наставником у Рахманинова, услышал игру Шостаковича.

3. Седьмая симфония

Шостакович написал пятнадцать симфоний, но миру больше всего известна его седьмая симфония. В последствии ее назовут «Ленинградской», так как она довольно часто звучала в годы войны в блокадном Ленинграде.

Люди говорили, что при ее прослушивании в сознании всплывают ужасы войны, фашизма и героизм советского народа. Но мало кто знает, что Шостакович начал писать симфонию задолго до начала Второй Мировой. Позднее он признается, что симфония в целом посвящена ужасам тоталитарного режима, к которому относится не только фашизм.

4. Шостакович на обложке журнала

В 1942 году Шостакович попал на обложку журнала Time. Он был изображен в пожарной каске на фоне горящих руин, как символ сопротивления народа фашистским захватчиком. Его знаменитая симфония с 1942 по 1943 год прозвучала 65 раз с самых больших концертных площадок США.

5. Черный чемоданчик

У Шостаковича были весьма непростые отношения с властью Советов. У порога его квартиры постоянно стоял чемоданчик на случай, если за ним придут. Лично за ним так и не пришли. Но прессинг шел постоянно.

Его семья не избежала репрессий : сестру сослали в Среднюю Азию, ее мужа неоднократно арестовывали, тещу Шостаковича выслали под Караганду.

По некоторым сведениям, сам Дмитрий Шостакович был в списках НКВД и числился, как сторонник троцкизма.

6. Не угодил

Что касаемо его друзей, то многие были либо в концлагерях, либо расстреляны. А в 1936 году сам Дмитрий Дмитриевич чуть было не разделил их участь. Сталину не понравилась постановка «Екатерина Измайлова». Он сказал, что это был «сумбур вместо музыки». Конечно же, после таких слов вождя на Шостаковича обрушилась волна критики.

7. Гимн

В 1942 году Сталин решил, что стана нуждается в новом гимне. Поэтому он объявил прослушивание вариантов, которые могли продемонстрировать лучшие композиторы того времени.

Александров, Хачатурян и Шостакович предложили свои варианты. Если бы вариант Шостаковича одобрили, это означало бы, что он может избежать репрессии.

Поэтому он очень надеялся, что выберут его вариант.

Но по мнению Сталина и у Хачатуряна и у Шостаковича гимн получился хорошим. Поэтому он предложил им объединить усилия и написать гимн вместе, что им и пришлось сделать. Новый вариант Сталин одобрил, но спустя какое-то время, неожиданно для всех, выбрал музыку Александрова.

8. Партийный билет

Долго время Дмитрий Дмитриевич избегал вступления в партию. Но положение было критическим. Он понимал, что у него есть выбор: либо партия, либо ссылка. Ему неоднократно намекали, что пора. А он все искал отговорки, и даже хотел сбежать перед собранием. Но не получилось. Ему все-таки выдали партбилет.

9. Анекдот

А эта история, в последствии, стала популярным анекдотом.  Один знаменитый индийский композитор, который писал музыку к кино, в шестидесятых посетил СССР.

На встрече с Шостаковичем именитый гость спросил у композитора, сколько тот платит помощнику, который записывает за ним музыку. Шостакович поразился такому вопросу и ответил, что все делает сам.

На что гость восторженно  воскликнул : «А вы и ноты знаете?»

10. Мама

Софья Васильевна, мать Дмитрия Шостаковича, игре на фортепиано обучалась под руководством матери и в Иркутском институте благородных девиц, а после его окончания вслед за старшим братом Яковом отправилась в столицу и была принята в Петербургскую консерваторию, где училась сначала у С.А.Малозёмовой, а затем у А.А.Розановой.  Она была чудесной пианисткой и с раннего детства привила своим детям любовь к музыке. Дмитрию и двум его сестрам она давала первые уроки игры на фортепиано.

12. Первый успех

Свою первую минуту славы Шостаковичу принесла его дипломная работа — Первая симфония. Она была выполнена в лучших традициях Римского-Корсакова, Чайковского и Мусоргского. Ему было 19 лет, когда он написал это произведение.

В 1927 году в Польше на Первом Международном конкурсе пианистов имени Шопена оно было впервые представлено.

Немецкий дирижер Бруно Вальтер заметил талантливого молодого человека, и в конце 1927 года Первая симфония Шостаковича была впервые представлена в Берлине.

13. Педагог

Помимо своей композиторской деятельности, Дмитрий Шостакович был замечательным педагогом. Он преподавал в Московской и Ленинградской консерваториях. Даже в годы Второй Мировой войны он продолжал работать. В рядах его учеников числятся такие композиторы, как Вадим Биберган, Револь Бунин, Герман Галынин, Карэн Хачатурян и многие другие.

В 1948-м Шостакович был обвинён в «формализме», «буржуазном декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом». Шостакович был обвинён в профнепригодности, лишён звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий и изгнан из них. Главным обвинителем был секретарь ЦК ВКП(б) А.А.Жданов.

Лишь спустя 13 лет Шостакович вернулся к педагогической работе в Ленинградской консерватории, где руководил несколькими аспирантами, в числе которых В. Биберган, Г. Белов, Б. Тищенко, В.Л. Наговицын, В. Успенский.

14. Еврейский вопрос

15. Личная жизнь

Дмитрий Шостакович был трижды женат. Его первая жена, от которой у него было двое детей, была по профессии астрофизиком, училась у знаменитого физика Абрама Иоффе. Она очень любила своего мужа, отказалась от научной карьеры и полностью посвятила свою жизнь семье. Нина Васильевна умерла в 1954 году от рака, и Дмитрий Дмитриевич стал вдовцом.

Второй женой композитора стала сотрудница ЦК ВЛКСМ Маргарита Кайнова, однако этот союз довольно быстро распался.

Когда Шостаковичу было уже 55 лет, он женился в третий раз. Ирина Антоновна была редактором издательства «Советский композитор». Она была его на 28 лет младше и была с ним до последних дней его жизни.

Источник: http://www.vdovgan.ru/15-interesnyh-faktov-o-dmitrii-shostakoviche/

Краткая биография Дмитрия Шостаковича для детей самое главное

Родился гений музыки и будущий автор многочисленный музыкальных композиций в 1906 году в Санкт – Петербурге. Его любовь к музыке началась после того, как он побывал на оперы “Сказка о царе Султане”. Впечатлений услышанным, Дмитрий Дмитриевич сообщил своим родным о своем желании заниматься серьёзно музыкой.

Первым его учителем была мать, затем он продолжил свои занятия в частной школе. Далее успешно закончил Петербургскую консерваторию, хотя это было и нелегко, так как время его учебы выпали на годы войны. Было холодно зимой, без отопления, голод, плохо ходил транспорт.

В послевоенное время умирает его отец, и теперь Дмитрий Дмитриевич был вынужден параллельно учебы и работать при кинотеатре пианистом.

В 1927 году в Польше он получил свою первую награду – почетный диплом. Это был Международный конкурс пианистов имени Шопена. Вскоре его симфонию исполняли многие знаменитости в Берлине, США, Италии. Но не все его работы встречали восторгом у себя на родине.

Часто советская власть в газетах поддавала критике его работу, основной причиной тому была дружба с Западом. И в скорости его лишили званий и работы. Но, несмотря на всевозможные ложные обвинения, Шостакович посетил конференции посвященной миру в США. А в 1950 году был награжден Сталинской премией за кантату «Песнь о лесах».

В 1962 году в Эдинбурге проходил фестиваль, программа, в котором была практически полностью посвящена исполнению сочинений Шостаковича.

Но, к сожалению, в 1975 году Дмитрий Дмитриевич умер от рака легких, и за собой оставил не малое влияние на дальнейшее развитие музыки. Ему были присуждены множество наград и премий не только у себя на родине, но и во многих других странах Европы. В память об этом великом композиторе британцами был снят фильм «Свидетельство», основанный на записанных воспоминаниях Шостаковича.

Биография Дмитрия Шостаковича о главном для детей

Дмитрий Дмитриевич Шостакович – выдающийся советский композитор, педагог и пианист. Он писал музыку практически во всех известных музыкальных жанрах. Будучи настоящим художником, через свои произведения он воспевал силу человеческого духа и обличал зло.  Творчество Дмитрия Дмитриевича ярко отражает его мироощущение и  тесно связано с его переживаниями, страстями и мыслями.

Детство и юность

Шостакович появился на свет 25 сентября 1906 года в Петербурге. Его отец был инженером-химиком, а мать до замужества училась в игре на фортепиано. В доме Шостаковичей часто собирались гости, они играли трио и квартеты.

Именно тогда Шостакович познакомился с величайшими сочинениями Чайковского, Рахманинова, Бетховена. Мать начала обучать Дмитрия игре на рояле. Обучение шло очень легко – мальчик был очень музыкален и запоминал фортепианные произведения наизусть без заучивания.

Поняв, что у сына большой талант, родители отдали его в музыкальную школу.

В музыкальной школе И. Гляссера Шостакович обучился азам фортепианного искусства. Там же были созданы первые сочинения – пьесы «Солдат» и «Гимн свободе». Позже композитор писал, что уже в своих детских сочинениях стремился «как-то отражать жизнь».

Годы обучения в консерватории

В 1909 году Шостакович поступил в консерваторию на фортепианный факультет в класс профессора А. Розановой, а позже перешел в класс профессора Л. Николаева. Параллельно он стал заниматься композицией с профессором М. Штейнбергом.

Шостакович жадно поглощал знания, которые получал в консерватории. Годы обучения Дмитрия Дмитриевича в консерватории пришлись на Первую мировой войной, это было время голода и разрухи. Многие студенты и педагоги не ходили на занятия.

Шостакович же регулярно посещал все занятия, а если педагог на занятии отсутствовал, композитор шел к нему домой.

Когда Шостакович был на 4-м курсе, умер его отец. Чтобы прокормить семью, Шостакович пошел на работу – он был тапером в кинотеатре. Там он оттачивал искусство импровизации.

Работая в кинотеатре, композитор получил бесценный опыт, хотя эта работа казалась ему скучной. В 1925 году Шостакович закончил консерваторию в качестве композитора и как пианиста.

Дипломным сочинением стала симфония №1 фа минор.  

Творческий путь

После окончания консерватории Шостакович вел активную творческую жизнь и был членом объединения «Ассоциация современных композиторов». В эти годы композитор работает над циклом пьес для ф-но «Афоризмы» и симфонией «Посвящение Октябрю».

В 30-е годы состоялась постановка оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Опера раскрывала трагическую судьбу главной героини и обличала насилие и произвол. Премьера имела успех, однако «вождю народов» она пришлась не по душе. Через время в одной из петербургских газет вышла разгромная статья, где оперу назвали «сумбуром вместо музыки».

Военные и послевоенные годы

После начала войныШостакович с семьей уехал из Ленинграда. Уже в Куйбышеве он закончил написание Ленинградской симфонии, которая прозвучала для слушателей в 1942 году и сделала композитора известным.

В 1948 году музыка Шостаковича была названа властями «чужой советскому народу», композитора лишили профессорского звания и уволили из консерватории. Годом позже понявший веяния времени Шостакович написал «Песнь о лесах» – гимн Советскому Союзу. Так он вернул расположение властей, а позже даже был удостоен Сталинской премии.

Последние годы

В конце жизни Шостакович очень болел, однако не переставал творить. Последним произведением композитора стала – Соната для альта и фортепиано. Дмитрий Дмитриевич умер от рака легких в 1975 году.

Интересные факты и даты из жизни

← Руссо Жан-Жак↑ БиографииЖана-Поля Марата →

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/shostakovich-dmitrij-dmitrievich

Дмитрий Шостакович: биография, фотографии, спектакли, личная жизнь композитора

Дмитрий Шостакович стал всемирно известным композитором в 20 лет, когда его Первая симфония прозвучала в концертных залах СССР, Европы и США. Через 10 лет его оперы и балеты шли в ведущих театрах мира. 15 симфоний Шостаковича современники называли «великой эпохой русской и мировой музыки».

Первая симфония

Дмитрий Шостакович родился в Санкт-Петербурге в 1906 году. Его отец работал инженером и страстно любил музыку, мать была пианисткой. Она давала сыну первые уроки игры на фортепиано. В 11 лет Дмитрий Шостакович начал заниматься в частной музыкальной школе. Преподаватели отмечали его исполнительский талант, прекрасную память и абсолютный слух.

В 13 лет юный пианист уже поступил в Петроградскую консерваторию по классу фортепиано, а через два года — на факультет композиции. Шостакович работал в кинотеатре тапером. Во время сеансов он экспериментировал с темпом композиций, подбирал для персонажей ведущие мелодии, выстраивал музыкальные эпизоды. Позже он использовал лучшие из этих фрагментов в своих сочинениях.

С 1923 года Шостакович работал над Первой симфонией. Произведение стало его дипломной работой, премьера прошла в 1926 году в Ленинграде. Позже композитор вспоминал: «Симфония вчера прошла очень удачно. Исполненье было превосходное. Успех огромный. Я выходил кланяться пять раз. Все великолепно звучало».

Вскоре Первая симфония стала известна за пределами Советского Союза. В 1927-м Шостакович участвовал в I Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве.

Один из членов жюри конкурса, дирижер и композитор Бруно Вальтер, попросил Шостаковича прислать партитуру симфонии ему в Берлин. Ее исполнили в Германии и США.

Через год после премьеры Первую симфонию Шостаковича играли оркестры всего мира.

«Я так слышу войну»

В 1932 году Дмитрий Шостакович написал оперу «Леди Макбет Мценского уезда». Ее поставили под названием «Катерина Измайлова», премьера прошла в 1934 году. За два первых сезона оперу исполняли в Москве и Петербурге более 200 раз, а также играли в театрах Европы и Северной Америки.

В 1936 году оперу «Катерина Измайлова» посмотрел Иосиф Сталин. В «Правде» вышла статья «Сумбур вместо музыки», оперу объявили «антинародной». Вскоре большинство его композиций исчезли из репертуаров оркестров и театров. Шостакович отменил назначенную на осень премьеру Симфонии № 4, но продолжал писать новые произведения.

Спустя год прошла премьера Симфонии № 5. Сталин назвал ее «деловым творческим ответом советского художника на справедливую критику», а критики — «образцом соцреализма» в симфонической музыке.

В первые месяцы войны Дмитрий Шостакович находился в Ленинграде. Он работал профессором в Консерватории, служил в добровольной пожарной дружине — тушил зажигательные бомбы на крыше Консерватории. Во время дежурств Шостакович писал одну из самых известных своих симфоний — Ленинградскую. Автор закончил ее в эвакуации в Куйбышеве в конце декабря 1941 года.

Впервые симфонию исполнил в марте 1942 года эвакуированный в Куйбышев оркестр Большого театра. Через несколько дней композицию сыграли в Колонном зале московского Дома союзов.

В августе 1942 года Седьмая симфония прозвучала в блокадном Ленинграде. Чтобы сыграть композицию, написанную для двойного состава оркестра, музыкантов отзывали с фронта. Концерт длился 80 минут, из зала Филармонии музыку транслировали по радио — ее слушали в квартирах, на улицах, на фронте.

Ленинградская симфония стала известна всему миру. В Нью-Йорке вышел номер журнала Time с Шостаковичем на обложке. На портрете композитор был в пожарной каске, подпись гласила: «Пожарный Шостакович. Среди разрывов бомб в Ленинграде услышал аккорды победы». В 1942–1943 годах Ленинградскую симфонию более 60 раз играли в разных концертных залах США.

«Эпоха Шостаковича»

В 1948 году Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева и Арама Хачатуряна обвинили в «формализме», «буржуазном декадентстве» и «пресмыкании перед Западом». Шостаковича уволили из Московской консерватории, его музыку запретили.

Через год запрет официально сняли, композитора отправили в США в составе группы деятелей культуры Советского Союза. В 1950 году Дмитрий Шостакович был членом жюри в Конкурсе имени Баха в Лейпциге.

Он вдохновлялся творчеством немецкого композитора: «Музыкальный гений Баха мне особенно близок. Мимо него невозможно пройти равнодушно… Каждый день я играю одно из его произведений. Это моя насущная потребность, и постоянный контакт с музыкой Баха дает мне чрезвычайно много».

После возвращения в Москву Шостакович стал писать новый музыкальный цикл — 24 прелюдии и фуги.

В 1957 году Шостакович стал секретарем Союза композиторов СССР, в 1960 году — Союза композиторов РСФСР (в 1960–1968 — первый секретарь). В эти годы Анна Ахматова подарила композитору свою книгу с посвящением: «Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, в чью эпоху я живу на земле».

В середине 60-х годов в советские оркестры и театры вернулись сочинения Дмитрия Шостаковича 20-х годов, в том числе опера «Катерина Измайлова».

Композитор написал Симфонию № 14 на стихи Гийома Аполлинера, Райнера Марии Рильке, Вильгельма Кюхельбекера, цикл романсов на произведения Марины Цветаевой, сюиту на слова Микеланджело.

В них Шостакович иногда использовал музыкальные цитаты из своих ранних партитур и мелодий других композиторов.

Кроме балетов, опер и симфонических произведений Дмитрий Шостакович создавал музыку к кинокартинам — «Простые люди», «Молодая гвардия», «Гамлет», и мультфильмам — «Танцы кукол» и «Сказка о глупом мышонке».

В последние годы жизни композитор тяжело болел. Дмитрий Шостакович умер в Москве в августе 1975 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8322/dmitrii-shostakovich

Дмитрий Шостакович – биография и творчество

Истинный масштаб композитора Дмитрия Шостаковича, широко известного не только в России, но и за ее пределами, можно только определить словами “великий, талантливый”. Чем талантливее человек, тем меньше за всеми его достижениями мы замечаем именно самого человека.

Критики и музыковеды пишут большие статьи о том, что хотел показать композитор в том или ином своем произведении. Какие эмоции или переживания бурлили в нем во время написания произведения. Но, по большому счету, это всего лишь догадки.

За сухими фразами: талантливый композитор, пианист, дирижер и общественный деятель мы теряем образ человека, а видим только его наружную, затрепанную внешнюю оболочку. Дмитрий Шостакович не исключение из правил…

Цветочки

Личная жизнь композитора вызывает интерес у многих биографов, музыкантов, искусствоведов и многочисленных поклонников. Любопытно, что, обладая удивительным музыкальным талантом, даром виртуозного пианиста, – добившись славы и признания, Дмитрий Дмитриевич Шостакович был очень не уверен и робок с женщинами.

Шостакович родился в Петербурге 25 сентября 1906 года в семье химика и пианистки и уже с ранних лет увлекся игрой на фортепиано. Дмитрий был худеньким бессловесным мальчиком, но за за роялем перерождался в дерзкого музыканта.

В 13 лет юный композитор влюбился в 10-летнюю Наталью Кубе. Воздыхатель посвятил ей небольшую прелюдию. Тогда Дмитрию казалось, что это чувство останется с ним на всю жизнь. Однако первая любовь постепенно угасла, но желание сочинять и посвящать свои произведения любимым женщинам у композитора осталось на всю жизнь.

Ягодки

Отучившись в частной школе, молодой человек поступил в Петроградскую консерваторию и успешно ее окончил в 1923 году. В то же время в жизни начинающего композитора появилась девушка, в которую он влюбился с новой, уже юношеской страстью.

Татьяна Гливенко была ровесницей Шостаковича, хороша собой, прекрасно образована и отличалась живым и веселым нравом. Завязалось романтичное и долговременное знакомство.

В год встречи с Татьяной впечатлительный Дмитрий принялся за создание Первой симфонии.

Через три года в Петербурге состоялась премьера этого музыкального произведения, облетевшего спустя много лет весь мир.

Глубина чувств, которые выразил молодой композитор в симфонии, была вызвана и начавшейся болезнью Дмитрия, которая появилась вследствие бессонных ночей, любовных переживаний и развивающейся на этом фоне тяжелейшей депрессии.

Испытывая самые нежные чувства к любимой, Шостакович не думал о предстоящем браке даже через несколько лет знакомства.

Скрытые страсти Дмитрия Шостаковича

Татьяне хотелось детей и законного мужа. И однажды она открыто заявила Дмитрию, что уходит от него, приняв предложение руки и сердца от другого поклонника, за которого вскоре и вышла замуж.

Нина Шостакович

Композитор даже не попытался остановить девушку от столь решительного шага, и тогда Татьяна предпочла больше не поддерживать с ним никаких отношений. Но забыть Татьяну не получилось: композитор продолжал встречать ее на улице, писать пылкие письма, говорить о любви уже супруге другого мужчины.

Через три года, все-таки набравшись смелости, он попросил Гливенко уйти от мужа и стать его женой, но та не восприняла предложение Шостаковича серьезно. К тому же она в то время уже ждала ребенка.

В апреле 1932 года Татьяна родила сына и попросила Шостаковича навсегда вычеркнуть ее из своей жизни.

Ирина Шостакович

Окончательно убедившись, что любимая к нему никогда не вернется, в мае того же года композитор женился на молодой студентке Нине Варзар. Этой женщине предстояло провести с Дмитрием Дмитриевичем более двадцати лет, родить композитору дочь и сына, пережить измены мужа и его увлечения другими женщинами и умереть раньше обожаемого супруга.

После смерти Нины Шостакович женился еще два раза: на Маргарите Кайоновой, с которой прожил непродолжительное время, и на Ирине Супинской, окружившей уже стареющего мужа теплотой и заботой, которые сохранились в их семье до конца жизни великого русского композитора.

Шостакович-музыкант

Дела сердечные не мешали, а наоборот всегда помогали композитору творить. Тем не менее очень сложно переплести две ветви жизни, потому что в каждой из них он одновременно очень разный и одинаковый. Одинаков в достижении поставленной цели, а отличие заключается в том, что все-таки в отношениях с музыкой Шостакович был решительнее.

Итак, окончив консерваторию по классам фортепиано и композиция, Шостакович в качестве дипломной работы сдал уже известную Первую симфония. Дмитрий собирался продолжить карьеру и как концертирующий пианист, и как композитор.

В 1927 году на Первом Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве он получил почетный диплом (композитор играл сонату собственного сочинения).

К счастью необычный талант музыканта заметил один из членов жюри конкурса, австро-американский дирижер и композитор Бруно Вальтер, который предложил Шостаковичу сыграть ему на рояле еще что-нибудь.

Услышав Первую симфонию, Вальтер немедленно попросил Шостаковича прислать партитуру ему в Берлин, и затем исполнил Симфонию в текущем сезоне, тем самым сделав русского композитора знаменитым.

В 1927 году произошли еще два значительных события в жизни Шостаковича. Знакомство с австрийским композитором Альбаном Бергом вдохновило Дмитрия Дмитриевича приняться за написание оперы «Нос» по Гоголю. Еще после одного знакомства Шостакович создал знаменитый в наши дни свой Первый фортепианный концерт.

Тогда же, в конце 1920-х и начале 1930-х, написаны следующие две симфонии Дмитрия Шостаковича.

Гонения Дмитрия Шостаковича

Опера «Леди Макбет Мценского уезда» поставлена в Ленинграде в 1934. Первоначально ее приняли с восторгом, но через полтора сезона неожиданно подверглась разгрому в официальной советской печати и была снята с репертуара.

В 1936 году должна была состояться премьера 4-й Симфонии – произведения значительно более монументального размаха, чем все предыдущие симфонии Шостаковича.

Однако композитор благоразумно приостановил репетиции Симфонии перед декабрьской премьерой, понимая, что в атмосфере начавшегося в стране государственного террора, когда ежедневно арестовывались представители творческих профессий, исполнение ее могло быть воспринято властью как вызов. 4-я Симфония впервые была исполнена в 1961.

А в 1937 году Шостакович выпустил в свет 5-ю Симфонию. «Правда» прокомментировала произведение фразой: «Деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику». Отношения с властью на время наладились, но с этого момента жизнь Шостаковича приобрела двойственный характер.

А дальше была война…

Находясь в первые месяцы Великой отечественной войны в Ленинграде, Шостакович начинает работать над 7-й симфонией – «Ленинградской». Она впервые была исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 года.

https://www.youtube.com/watch?v=UQS4EeMGPn0

в каске пожарного на обложке журнала Time за 1942 год

В 1943-м композитор переезжает в Москву и до 1948 года преподает в Московской консерватории. После завершения войны композитор пишет 9-ю Симфонию. В советской прессе появились статьи недоуменных рецензентов, ожидавших от главного музыкального «соцреалиста» страны громоподобного гимна победе, а вместо этого получивших малогабаритную симфонию «сомнительного» содержания.

После грома, прогремевшего сначала в 1946-м над целым рядом известных писателей, в 1948-м сталинские власти принялись «наводить порядок» и в Союзе Композиторов, обвинив многих мастеров в «формализме», «буржуазном декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом».

Шостакович был обвинен в профнепригодности и изгнан из Московской консерватории. Снова «не вовремя» создан вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», и вновь композитор оказался под ударом – как «потворник безродных космополитов и врагов народа».

Первый скрипичный концерт в связи с этими событиями был скрыт композитором, и первое его исполнение состоялось лишь в 1955-м.

Как и прежде положение вновь спасает вовремя выпущенное в свет «правильное» музыкальное произведение.

Нет конца

Вот на таких волнах прошла практически вся творческая жизнь Шостаковича. Дальше было вынужденное вступление в партию и множество других переживаний и падений, но больше было все-таки взлетов (в плане успеха произведений композитора в родной стране и за рубежом).

В последние несколько лет своей жизни композитор сильно болел, страдая от рака легких. Дмитрий Шостакович умер в Москве 9 августа 1975 года и был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.

Сегодня Шостакович – один из самых исполняемых в мире композиторов вообще, и первый среди композиторов XX века в частности. Его творения – это истинные выражения внутренней человеческой драмы и летописи ужасных страданий, выпавших на XX век, где глубоко личное переплетается с трагедией человечества.

Самыми заметными жанрами в творчестве Шостаковича – симфонии и струнные квартеты – в каждом из них он написал по 15 произведений.

В то время как симфонии писались на протяжении всей карьеры композитора, большую часть квартетов Шостакович написал ближе к концу своей жизни.

Среди самых популярных симфоний – Пятая и Восьмая, среди квартетов – Восьмой и Пятнадцатый.

сын Максим

***

В одном из писем маме Дмитрий Шостакович писал: «Любовь действительно свободна. Обет, данный перед алтарем, это самая страшная сторона религии. Любовь не может продолжаться долго… моей целью не будет связать себя браком».

***

«Я хочу, чтобы после исполнения симфонии слушатели уходили с мыслью: жизнь прекрасна!» – Дмитрий Шостакович.

Читайте также:  Шридеви - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Источник: http://vmiremusiki.ru/dmitrij-shostakovich.html

Интервью с внуком Дмитрия Шостаковича Максимом

Максим, портреты вашего деда висят во всех музыкальных школах рядом с изображениями Баха и Чайковского. А вы внимание к себе чувствуете?

Максим: Да, при знакомстве люди первым делом интересуются степенью моего родства с Дмитрием Дмитриевичем, начинают сразу говорить о музыке. Происходят и забавные истории.

Например, пишут в соцсетях: «Скажите, вы правда внук?» Я отвечаю: «Правда!» А мне: «Тогда ответьте, что сказал ваш отец, когда его вместе с остальной семьей перевозили из Ленинграда в Куйбышев…» Устраивают мне проверку.

Я отвечаю просто: «Извините, но подозреваю, что вы знаете намного больше, чем я». (Улыбается.)

А сталкивались с негативным отношением?

Максим: Конечно, но скорее не я, а мой отец.

Шостаковича в СССР гнобили, в 1936 году в газете «Правда» вышла статья «Сумбур вместо музыки», разгромившая его оперу «Леди Макбет Мценского уезда», а в 1948 году деда и вовсе обвинили в формализме, буржуазном декадентстве и пресмыкательстве перед Западом, признали профнепригодным, лишили звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий и уволили из них, фактически лишив средств к существованию. Тогда даже друзья Дмитрия Дмитриевича, завидев его, от страха переходили на другую сторону улицы. Папа рассказывал, что маленьким залезал на дерево с рогаткой и пулял по всем, кто, начитавшись газет, выкрикивал гадости в адрес деда. А потом, когда отец уехал из страны, его самого называли предателем родины. Но тогда он покидал не родину, а «совок». До сих пор в Интернете, уже через много лет после его возвращения в Петербург, можно прочесть комментарии из серии «На детях гениев природа отдыхает» или «Максим Шостакович — бездарь». А ведь он во всем мире признан выдающимся дирижером, руководил крупнейшими оркестрами — от Лондонского филармонического до Чикагского, был главным дирижером в Новом Орлеане, выступал с величайшими исполнителями в Карнеги-холле и Линкольн-центре в Нью-Йорке, в Альберт-холле в Лондоне, в Сиднейской опере и лучших залах многих других городов. Но такие люди всегда были и будут, к сожалению.

Вам бы хотелось, чтобы внимания к личности самого Шостаковича, к его творчеству было больше? Понимаете, как «распиарить» музыку деда среди ваших сверстников?

Максим: Среди многих хипстеров Дмитрий Дмитриевич и так популярен, не поверите — из-за очков в роговой оправе! Есть даже целые группы, в которых их обсуждают, спрашивают, где такие можно купить.

Забавно, но ведь многие из них благодаря этим очкам узнали о Шостаковиче, а может, и послушали его музыку. Видел людей с татуировкой DSCH — традиционной подписью деда.

В Петербурге и Павловске существуют православные школы Шостаковичей, которые основаны моими родителями, где детей учат музыке и разносторонне воспитывают.

Вы получили музыкальное образование?

Максим: В пять лет меня, конечно же, повели в музыкальную школу. Десять лет я учился фортепиано и, быть может, иногда чувствовал, что на каком-то генном уровне мне передалось знание, как надо играть то или иное произведение. Часто слушал, как играл папа, ходил на репетиции и концерты.

Но затем поступил в Школу имени Горчакова в Павловске (это современная версия Царскосельского лицея для мальчиков с проживанием в школе), и там был такой напряженный график, что регулярные занятия музыкой я прекратил. Семь лет в лицее — это сложно! Первые две недели я рыдал и умолял родителей забрать меня оттуда. Потом привык.

Расписание спартанское, начиная с подъема в семь утра и ежедневной зарядки в любую погоду. Но при этом и поездки по всей стране и за границу, и интересные проекты.

Мне нравилось, что нам подарили ощущение интеллектуальной свободы, дали мужское воспитание и благодаря широкой программе образования наши лицеисты могут поддержать разговор на любую тему: искусство, основы физики или политики — мы о чем угодно поговорить можем.

Но с особой радостью вы говорите о футболе? Ваша страница в соцсети пестрит видео, фотографиями футболистов.

Максим: О да! В детстве я мечтал стать футболистом. Уверен, что эта дикая любовь к футболу во мне от деда. Потому что Дмитрий Дмитриевич был ярым футбольным фанатом: он ходил на все матчи «Зенита» и вел учет забитых голов в специальном «гроссбухе».

Потом его статистику признали образцовой, а сам он получил судейский разряд и мог судить любительские матчи. Он даже написал балет «Золотой век» на футбольную тему, а однажды, пока жены не было дома, пригласил к себе на торжественный обед футболистов любимой команды и играл им свою музыку. Известны анекдоты по поводу его походов на стадион.

Например, будто бы однажды после матча к Шостаковичу подошли два не очень трезвых болельщика, предложили быть третьим и спросили: «Ты кто по профессии?» Дед ответил: «Композитор». Мужики обиделись: «Ладно, не хочешь — не говори». (Смеется.

) Я с детства бегал с мячом, физрук даже посоветовал отдать меня в детскую команду «Зенита», но мама испугалась, что мне переломают ноги. Теперь играю лишь в нашей университетской лиге, в команде Высшей школы экономики.

  • Максим Шостакович В 1981 году дирижер не вернулся в СССР с гастролей в ФРГ, а впоследствии поселился в США, где родился его сын Максим. В 1997 году Максим Дмитриевич переехал вместе с семьей в Петербург.
  • Д. Д. Шостакович на стадионе
  • Отец и сын: Дмитрий Дмитриевич и Максим Дмитриевич

Как вы познакомились с вашей женой Ксенией?

Максим: Во время одного из моих приездов в Москву общая подруга заинтриговала меня, сказав, что представит меня девушке пианистке. После той встречи с Ксенией я стал ездить из Петербурга в Москву чаще, и как-то все завертелось. Ксюша оказалась не просто пианисткой, а умной и красивой девушкой, в которую я влюбился с первого взгляда.

Ксения: Недавно Максим мне признался, что не смог бы встречаться с девушкой, которая не слушает классическую музыку.

Ксения, а как история знакомства выглядит с вашей стороны?

Ксения: Подруга несколько раз говорила, что хочет познакомить меня с внуком Шостаковича, но я стеснялась, ведь творчество и биография Дмитрия Дмитриевича для меня очень значимы. Его внук рисовался в воображении таким важным, а оказался простым, милым парнем: пришел на свидание в зеленой шапке и красной куртке.

Вхождение в эту семью повлияло на вашу жизнь?

Ксения: После того как я стала Ксенией Шостакович, педагоги училища при Московской консерватории, где я учусь на третьем курсе, стали задавать мне для исполнения больше сочинений Дмитрия Дмитриевича.

До встречи с Максимом у меня уже было любимое произведение Шостаковича — «Казнь Степана Разина», но после я стала слушать и незнакомые до того симфонии, и мне даже показалось, что стала лучше понимать и исполнять его сочинения.

Мы ходили на концерт Максима Дмитриевича в Петербурге, где я впервые услышала Восьмую и Девятую симфонии, и это было грандиозно. На нашей свадьбе сыграла с папой Максима в четыре руки.

Какие темы вас объединяют кроме музыки?

Максим, Ксения (хором): Просмотр ужастиков. (Смеются.)

Максим, кем будете, когда окончите ВШЭ?

Максим: Стану специалистом по мировой экономике. Следующим летом буду проходить стажировку по авторским правам во Франции. Хочется разобраться во всех сложностях экономического и правового мира, сейчас без этого никуда. В семье у нас все люди творческие, хоть кто-то должен в этом понимать.

Ксения, как вы видите свою карьеру?

Ксения: Прежде всего я хочу научиться хорошо играть, это цель моей жизни. Стать известным пианистом не так легко, сейчас конкуренция большая, поэтому хочется просто достичь высокого уровня.

В следующем году буду поступать в консерваторию. Еще я немного связана с театром, мне бы хотелось попробовать себя в режиссуре музыкального театра.

Но как бы ни сложилось, знаю точно: моя профессия будет связана с музыкой.

Максим, ваша старшая сестра Мария тоже ведь связана с театром и музыкой?

Максим: Да, Маша по специальности звукорежиссер и сейчас стажируется в Мариинском театре. Она чувствует себя в театральной среде очень хорошо, ей нравится осознание того, что от ее «проводочков» зависит, как пойдет звук спектакля. У нее растет пятилетний сын Сережа — мой племянник, очень умненький и талантливый.

Сама сестра много общается с ребятами, которые делают современную музыку, они вместе записывают треки. Раньше она играла в андеграундных клубах как диджей. В детстве Маша хотела стать балериной, но балетный мир жесток, и при поступлении в Вагановское училище ей сказали твердое нет.

Зато любовь к танцам ей пригодилась: в прошлом году она блистала на балу дебютанток журнала Tatler и танцевала лучше всех.

Когда собираетесь все вместе за семейным столом?

Максим: У нас два главных праздника: Рождество и Пасха. Встречаемся в Павловске, где мы наконец достроили дом — семейную усадьбу.

Кроме того что приезжает вся семья, в том числе мой старший брат Митя, первый сын отца, со своими женой и детьми, мама зовет на этот праздник местных ребятишек.

Они вместе делают печенье, лепят разные поделки, а потом происходит центральное событие: мы переодеваемся в волхвов и совершаем «шествие» к маленькому Христу. Очень любим эти праздники.

На таких семейных вечерах не возникает разговоров: «Что же ты, сынок, не продолжил музыкальную династию?»

Максим: Таких разговоров нет. Но я сам хотел бы вернуть все назад — в музыкальное детство. И думаю, что после первого, экономического образования буду получать второе, музыкальное. Мне очень нравится играть на фортепиано. Вот технику сейчас постараюсь в порядок привести за полгода. Мне усидчивости, правда, не хватает, но это все отговорки. Если захочу, то точно смогу!

Источник: http://www.sobaka.ru/city/music/26137

Дмитрий Шостакович: краткая биография, факты, видео

Приветствую моих дорогих читателей! В статье «Дмитрий Шостакович: краткая биография, факты, видео» — о главных этапах жизни выдающегося советского композитора, пианиста, педагога, доктора искусствоведения.

Знаменитый композитор советского времени получил заслуженную известность далеко за пределами страны.

Дмитрий Шостакович: краткая биография, личная жизнь композитора

Детство и юность

Этот вундеркинд родился 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге. Знак зодиака — Весы. В какой-то степени судьба Шостаковича была предопределена с детства: отец был химиком, но страстно любил музыку, мать была пианисткой и преподавала уроки по классу фортепиано.

Родители: Софья Васильевна и Дмитрий Болеславович Шостакович

Дмитрий с детства впитывал в себя звуки фортепиано и получил в дар музыкальный талант на генетическом уровне. Кроме Димы, в семье воспитывались его сестры: старшая – Мария и младшая – Зоя.

В 1915 году девятилетний Шостакович поступает на учебу в Коммерческую гимназию Марии Шидловской. Примерно в это же время, под впечатлением от просмотра оперы «Сказка о царе Салтане», написанной Римским-Корсаковым, решает заниматься музыкой всерьез.

Первые уроки он получил, конечно же, от мамы. Позже он начал обучаться по классу фортепиано, выбрав для этого частную школу у известного педагога И.А. Гляссера. В занятиях были достигнуты определенные успехи, но юноша в 1918 году решил прервать обучение и заняться сочинением музыки.

Начало творческого пути

Летом 1919 года Шостаковича прослушивал А.К. Глазунов, осенью того же года, юное дарование поступает Петроградскую консерваторию, там он продолжил обучение у Штейнберга и Соколова, и брал уроки дирижирования. Свое первое сочинение написал уже к концу 1919 года – Скерцо fis-moll.

В 1920 году состоялось много новых знакомств в среде музыкантов и им были написаны такие произведения как «Две басни Крылова» и «Три фантастических танца».

Несмотря на тяжелое время, революцию, гражданскую войну, все тяготы Первой мировой войны, голодное и холодное время, Шостакович продолжал учебу в консерватории.

Когда вновь была открыта городская филармония в 1921 году, молодой человек практически посещал ее каждый вечер. Многие оставляли занятия музыкой, но не он.

Музыкант вел полуголодное существование, это повлияло на сильное истощение организма. А в 1922 году умер его отец, семье пришлось совсем плохо. В этом же году и Дмитрий перенес сложную операцию, чудом оставшись жить. Но все эти трудности не могли отбить у него любовь к музыке. С большими сложностями он нашел место пианиста в кинотеатре.

Дмитрий Шостакович, 1925 год

В 1923 Дмитрий закончил учебу в консерватории, изучив класс композиции и класс фортепиано. Первую симфонию он написал специально для дипломной работы. После этого он решает дальше получать образование в аспирантуре, полностью отдаваясь музыке.

Признание

В 1927 году в Варшаве проходил международный конкурс пианистов и Шостаковича пригласили принять участие. Там он представил собственное сочинение — сонату, за что был поощрен дипломом.

Талантливый музыкант был замечен немецким дирижером во время его гастролей в Советском Союзе, это был Бруно Вальтер. Он заинтересовался Первой симфонией и попросил прислать ему партитуру.

Премьера симфонии состоялась в Берлине 22 ноября 1927 года, через год — премьера в Филадельфии (США). Дмитрий Шостакович стал знаменитым далеко за пределами СССР.

  • Конец 1920-х и начало 1930-х годов стали знаменательными написанием еще трех симфоний.
  • 1930-1932 гениальный композитор пишет оперу «Леди Макбет Мценского уезда», которую зритель встретил с восторгом.
  • 1936 — была окончена Четвертая симфония, но исполнена она была вперрвые, спустя много лет, лишь в 1961 году.
  • 1937 — закончилась работа над Пятой симфонией. И в этом же году Шостаковича удостоили звания профессора.
  • Написание Седьмой симфонии пришлось на первые годы Великой Отечественной войны, но мир ее услышал в 1942 году в Америке.
  • Следующий год Дмитрий Дмитриевич посвятил написанию Восьмой симфонии.
  • В 1945 году была написана и исполнена Девятая симфония после завершения войны. (Всего 15 симфоний).
  • В 1943 — переезд Шостаковича в Москву;
  • 1943 — 1948 работа профессором в Московской консерватории.

Советский парадокс

В 1948 год был сложным для композитора. Политбюро ЦК КПСС предъявило ему несколько обвинений: «пресмыкательство перед Западом», «формализм», «буржуазное декадентство» и профнепригодность. Его лишили профессорского звания и уволили с занимаемых должностей.

Несмотря на это, Шостакович продолжал писать свои бессмертные произведения и бывать в других странах в составе делегаций. Сталинский «пресс» не смог раздавить этого человека! У Дмитрия Дмитриевича была возможность остаться на Западе, но он этого не сделал.

В 1950 году композитор был награжден четвертой по счету Сталинской премией. Всего было пять Сталинский премий и множество самых высоких наград, звание Героя Социалистического Труда. (Список заслуженных наград очень обширен).

Личная жизнь

Каким был великий Шостакович? Главные черты его характера:

  • Замкнутость,
  • Скромность,
  • Честность,
  • Стеснительность,
  • Тактичность,
  • Сила воли,
  • Смелость,
  • Независимость,
  • Сострадание,
  • Благовоспитанность,
  • Честь.

Первый брак Дмитрий Дмитриевич заключил с Ниной Васильевной Варзар (годы ее жизни 1909-1954). По профессии она была астрофизик, но семья оказалась для нее важнее, чем научная карьера. В этом браке родились сын Максим и дочь Галина. Сын также стал музыкантом и дирижером.

Вторая жена — Маргарита Кайнова, сотрудница ЦК ВЛКСМ. Брак просуществовал недолго.

Третий раз Шостакович женился на Ирине Анатольевне Супинской , она работала редактором журнала «Советский композитор» и оставалась женой музыканта до самой его смерти.

Последние годы жизни Шостакович боролся со сложным заболеванием – раком легких. Он очень много курил! Великий композитор закончил свои дни в Москве 9 августа 1975 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Дмитрий Шостакович: краткая биография (видео)

Друзья, если вам понравилась статья «Дмитрий Шостакович: краткая биография, факты, видео», поделитесь с вашими друзьями в социальных сетях.

МирТесен

Источник: https://damy-gospoda.ru/dmitrij-shostakovich-kratkaya-biografiya/

Максим Шостакович: «Главным учителем считаю отца»

Дмитрий Шостакович и Максим Шостакович

Считается, что детям знаменитых людей достичь вершин очень сложно. Однако Максиму Шостаковичу удалось переступить этот барьер и стать знаменитым дирижером, бережно хранящим память об отце.

Максим родился в 1938 году. Окончив специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории по классу Елены Ховен и фортепианный факультет Московской консерватории у Якова Флиера, параллельно начал заниматься дирижированием – сначала в Ленинграде у Николая Рабиновича (1961-62 гг.), затем в Москве – под руководством Александра Гаука и Геннадия Рождественского.

С 1964 года работал ассистентом Вероники Дударовой в Московском симфоническом оркестре, а с 1965-го – ассистентом Евгения Светланова. Затем возглавил Симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Много гастролировал в разных странах мира. После иммиграции в США Максим вернулся в Санкт-Петербург, где живет с женой Мариной и двумя детьми.

В 1958 году Анна Ахматова написала на титульном листе своей книги, подаренной отцу композитора, посвящение: “Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, в чью эпоху я живу на земле”. Эта эпоха еще не закончилась.

– Вы были совсем юным, когда ваш отец создавал свои произведения. Рассказывал ли он вам о том, как он видит, как понимает свою музыку?

– Нет, свою музыку он никогда не объяснял и образы не навязывал. Как сын своего отца, я всегда чувствовал его музыку, и он доверял мне. У нас было полное взаимопонимание.

С самого детства он брал меня на разные концерты, репетиции. Для меня это было бесценно. Своим главным учителем я считаю отца. Когда мы возвращались домой, он обсуждал со мной, что было хорошо и что было плохо. Его слова оказали огромное влияние на формирование моего музыкального вкуса, потому что его авторитет для меня – незыблем.

– Как вы решили стать дирижером?

– Я поступил в Центральную музыкальную школу, потом на фортепианный факультет консерватории к Якову Флиеру.

В 1946 году отец взял меня на репетицию Восьмой симфонии Евгения Мравинского, и образ дирижера, который, простите за банальное слово, «лепит» музыку, и Мравинский за пультом так повлияли на меня, что с тех пор я решил стать дирижером.

Я засиживался на репетициях до поздней ночи. И на четвертом курсе перешел на дирижерский факультет. В святая святых этой профессии меня вводили Геннадий Рождественский, Александр Гаук, Николай Рабинович.

– А не возникало желания заняться чем-то другим?

– Возникало, особенно когда тебя учит музыке собственный отец. Я очень любил природу, хотел стать лесником, врачом. Мой двоюродный дядюшка был заядлым охотником, рыбаком и меня приобщал к этим занятиям. Я объездил с ним чуть ли не всю страну.

Он привил мне любовь к родной природе, до сих пор отдых в русском лесу я предпочитаю всем роскошным курортам. Но музыка всегда оставалась со мной. Со временем пришло ощущение, что если твой отец занимается симфонической музыкой, грех не заняться тем же самым.

(Смеется.)

– Бывает, что вы приходите на концерт, где звучит музыка вашего отца, и чувствуете: здесь что-то не то?

– Бывает. Но бывает и наоборот. Найдешь что-то хорошее и берешь на вооружение. Музыка всегда живет, всегда развивается. Традиция обогащается. Все-таки музыка Шостаковича молодая. Это же ХХ век!

– Есть ли у вас любимый дирижер?

– Да, это Евгений Мравинский. Он очень много работал с отцом, скрупулезно репетировал. Они часто встречались. Мравинский заложил начальные традиции исполнения произведений отца, без которых теперь довольно трудно обойтись. Мравинская закваска всегда остается руководящим фактором для всех.

– А писать музыку как отец вы не пробовали?

– Мне кажется, что одного композитора с такой фамилией вполне достаточно. (Смеется.) А потом я помню слова отца, который говорил, что писать музыку нужно тогда, когда ты не можешь ее не писать. А если можешь не писать, не пиши. Все-таки в этом что-то есть.

Максим Шостакович

У меня такое ощущение, что музыку создает Бог, а великие композиторы — это пророки. Они записывают уже сочиненную Богом музыку. Между прочим, в письмах отца это есть. Он пишет: «Ночью спал и услышал часть симфонии. Встал утром, записал”. Как это можно объяснить, скажи мне, пожалуйста? Это, конечно, высшее предзнаменование.

Кто-то меня спросил однажды, сколько денег мой папа получал за симфонию? Видя, как работает отец и что значит для него искусство, я ответил: «Да если бы ему сказали, что, наоборот, он должен платить, он платил бы». Он не мог не писать.

Нанялся бы дворником, чтобы заработать деньги и купить себе право писать. Музыку он писал в любой обстановке, ему ничего не мешало. Он не переставал писать ту музыку, которую слышал внутри. Даже если мы, дети, шумели. Но культа отца в семье никогда не было.

Он был замечательным отцом.

Я считаю своим долгом играть музыку отца. В каждый концерт я вставляю его произведение. Это мой сыновний долг. Я не могу без этого. 25 сентября (в день рождения Дмитрия Шостаковича) я всегда дирижирую в Большом зале Петербургской филармонии.

– У вас трое детей. Вы такой же отец?

– Повторить его сложно. В его музыке можно найти широкий диапазон человеческих чувств. Он и сам был богат этими чувствами, но их не всегда можно было сразу разглядеть. Когда мы были маленькими, он никогда нас не наказывал, никогда не повышал на нас голос.

Мы видели только выражение его лица. Мы настолько его любили, что если видели, что-то приносит ему огорчение, для нас это было самым страшным наказанием. Мама умела оградить от суеты. Она умерла в 44 года. Я был подростком 15 лет.

Отец всегда был с матерью как за каменной стеной, она умела защитить его от житейских невзгод.

– Вы тогда понимали, что он мега-звезда?

– Внешне он производил впечатление очень незащищенного человека, но внутренне он был очень мужественным.

– Как изменилось отношение друзей к отцу, когда в 1948 году в прессе появились статьи, утверждающие, что музыка Дмитрия Шостаковича – и не музыка вовсе и не нужна народу?

– О том времени, когда все отворачиваются, боятся подойти, переходят на другую сторону дороги, вспоминали и Анна Ахматова, и Михаил Зощенко. У отца был круг верных друзей, которые не покинули его в те трудные моменты. Они помогли ему выжить. Кинорежиссеры приглашали его к сотрудничеству как композитора музыки для патриотических и производственных фильмов.

Один из его маленьких шедевров, оставшихся от этого времени, – всем известная мелодия для “Песни о встречном” (“Нас утро встречает прохладой” на стихи ленинградского поэта Бориса Корнилова).

В 1945 году эта вещь даже стала гимном ООН. Жизнь была как на американских горках – то Сталинскую премию дадут (четыре Сталинские премии. Ред.), то прижмут.

У отца был список долгов, согласно которому он их отдавал, когда получал премии.

Максим Шостакович

Он устоял, когда разразился скандал в связи с постановкой оперы “Леди Макбет Мценского уезда”. Дмитрий Дмитриевич не поддался запугиванию и давлению властей, не унизился до публичного самобичевания. Дважды – в 1936-ом и в 1948 годах его буквально уничтожали.

Он писал любую музыку – от глубочайших симфоний до городских романсов и оперетты, но это всегда была хорошая музыка. Своим ученикам он внушал, что музыка может быть только хорошей или плохой.

– В 1981-м году вы уехали в Америку.

– Я уезжал в период застоя. Думал, что он навечно. Не хотел, чтобы мой сын рос в такой обстановке. Я хотел говорить правду об отце и играть те произведения, которые выбирал сам. По сути, это был мой политический протест.

– Как вы познакомились со своей женой?

– Вы знаете, у нас такая удивительная связь. Она была совсем маленькой девочкой, когда учительница водила ее класс на музыкальные вечера для юношества в Колонном зале Дома союзов, которые вел Дмитрий Кабалевский. А я там дирижировал, и ей поручили передать мне букетик цветов. Это она мне потом уже рассказала. Тогда я не знал, что это она.

Мы познакомились гораздо позже. А потом я уехал в Америку, и она приехала ко мне, и мы там поженились. Стали ходить в маленькую церквушку Святителя Николая. Построил ее, кстати, наш знаменитый соотечественник Игнатий Иванович Сикорский, конструктор самолетов и вертолетов. А потом перебрались в Джорданвиль, где есть православный монастырь.

– Чем сейчас занимаются ваши дети?

– Мой старший сын Дмитрий (от первого брака – ред), ему сейчас 46 лет, работает во Франции, пишет музыку для электронных синтезаторов. Младшая дочка Маша (ей 15 лет) тоже идет по музыкальным стопам.

Сейчас она больше увлекается сочинениями. Ей тоже нравится электронная музыка. Говорит, что хочет быть диджеем. А младший сын, Максим, занимается на рояле и очень любит футбол.

Дети периодически выступают на концертах.

– Однако вы вернулись в Россию. Это решение как-то связано с вашими детьми?

– Хочется, чтобы дети росли в русской культуре, ощущали себя настоящими русскими. Они прекрасно чувствуют себя на родине. А еще Россия – центр православия. Мы даже в Америке жили рядом с православным монастырем.

Когда мы переехали в Санкт-Петербург, там не было школ, куда мы хотели бы отдать своих детей. Поэтому моя жена Марина создала собственную школу при храме Святой Екатерины в Петербурге. Это прекрасная школа, там занимаются и рисованием, и музыкой, и танцами.

Сейчас строим большую школу в Павловске.

– А почему вы обосновались в Санкт-Петербурге? До Америки вы жили в Москве…

Семья Максима Шостаковича

– Георгий Свиридов вспоминал, как однажды мой отец, тогда его педагог, посоветовал ему: “Молодой человек, ходите по Ленинграду, здесь камни учат”. В музыке отца очень много Петербурга. Здесь в филармонии в блокаду прозвучала его “Ленинградская симфония”. Где же нам еще растить детей?

– К 100-летию Дмитрия Дмитриевича вышел альбом фотографий.

– Ирина Антоновна (жена Дмитрия Дмитриевича – ред.) уделила много времени сохранению наследия. Она организовала издательство, которое публикует ноты отца.

Недавно вышла потрясающая книга-альбом с фотографиями, там вся его жизнь. Фотографии собраны очень редкие, ранее неизвестные. И ноты. Там вышла Тринадцатая симфония.

Ирина Антоновна много работает над архивами. Качество изданий очень хорошее.

– И в заключение расскажите о ваших творческих планах.

– Много гастролирую по миру, делаю записи, продолжаю сотрудничество с петербургскими, московскими и другими российскими оркестрами. Одним словом живу в музыке, а главное, мой отец через его музыку, всегда рядом со мной. Через нее я слышу его голос.

Елена Рагожина, NewStyle, 2007 год

Источник: https://www.classicalmusicnews.ru/interview/maksim-shostakovich-svoim-glavnyim-uchitelem-ya-schitayu-ottsa/

Ссылка на основную публикацию