Гегель – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Александр Герцен: биография, творчество, личная жизнь писателя и публициста

Писатель и публицист, философ и педагог, автор воспоминаний «Былое и думы», основатель русского вольного (бесцензурного) книгопечатания, Александр Герцен был одним из самых ярых критиков крепостного права, а в начале XX века оказался едва ли не символом революционной борьбы. Вплоть до 1905 года в России Герцен оставался запрещенным писателем, а полное собрание сочинений автора вышло только после Октябрьской революции.

Александр Герцен был незаконнорожденным сыном богатого помещика Ивана Яковлева и немки Луизы Гааг, поэтому и получил фамилию, которую придумал для него отец, — Герцен («сын сердца»).

Систематического образования у мальчика не было, но многочисленные гувернеры, учителя и воспитатели привили ему вкус к литературе и знание иностранных языков. Герцен был воспитан на французских романах, произведениях Гете и Шиллера, комедиях Коцебу и Бомарше.

Учитель словесности познакомил своего воспитанника со стихами Пушкина и Рылеева.

«Декабристы разбудили Герцена» (Владимир Ленин)

Грандиозное впечатление на 13-летнего Александра Герцена и его 12-летнего друга Николая Огарева произвело восстание декабристов; биографы утверждают, что первые мысли о свободе, мечты о революционной деятельности у Герцена и Огарева зародились именно тогда.

Позже, будучи студентом физико-технического факультета Московского университета, Герцен принимал участие в студенческих протестах. В этот период Герцен и Огарев сходятся с Вадимом Пассеком и Николаем Кетчером.

Вокруг Александра Герцена формируется кружок людей, так же, как и он, увлекающихся трудами европейских социалистов.

Кружок этот просуществовал недолго, и уже в 1834 году его члены были арестованы. Герцена сослали в Пермь, а потом и в Вятку, но, отчасти по ходатайству Жуковского, наш герой был переведен во Владимир. Считается, что именно в этом городе Герцен прожил свои самые счастливые дни. Здесь же он женился, тайно забрав свою невесту из Москвы.

В 1840 году, после недолгого пребывания в Петербурге и службы в Новгороде, Герцен переезжает в Москву, где знакомится с Белинским. Союз двоих мыслителей и придал русскому западничеству его окончательную форму.

«Философия Гегеля — революции» (Александр Герцен)

Мировоззрение Герцена сложилось под влиянием левых гегельянцев, французских социалистов-утопистов и Фейербаха. В диалектике Гегеля русский философ видел революционное направление, именно Герцен помог Белинскому и Бакунину преодолеть консервативную составляющую гегельянской философии.

Перебравшись в Первопрестольную, Герцен стал звездой московских салонов, в ораторском мастерстве он уступал только Алексею Хомякову. Публикуясь под псевдонимом Искандер, Герцен начал приобретать имя в литературе, печатая и художественные произведения, и публицистические статьи. В 1841–1846 годах писатель работал над романом «Кто виноват?».

В 1846 году он получил большое наследство после смерти отца и уже через год уехал в Париж, откуда выслал Некрасову для «Современника» четыре «Письма из авеню Мариньи». В них открыто пропагандировались социалистические идеи. Также писатель открыто поддержал Февральскую революцию во Франции, что навсегда лишило его возможности вернуться на родину.

«В истории русской общественной мысли он всегда будет занимать одно из самых первых мест» (Георгий Плеханов)

До конца дней Александр Герцен жил и работал за границей. После победы генерала Кавеньяка во Франции он уехал в Рим, а провал Римской революции 1848–1849 годов вынудил его перебраться в Швейцарию.

В 1853 году Герцен обосновался в Англии и там впервые в истории создал вольную русскую печать за границей. Там же появились знаменитые мемуары «Былое и думы», эссе и диалоги «С того берега». Постепенно интересы философа переместились от европейской революции к российским реформам.

В 1857 году Герцен основал журнал «Колокол», на что его вдохновили идеи, появившиеся в России после Крымской войны.

Особый политический такт Герцена-издателя, который, не отступая от своих социалистических теорий, был готов поддерживать реформы монархии, пока был уверен в их эффективности и необходимости, помог «Колоколу» стать одной из важных площадок, на которых обсуждался крестьянский вопрос. Влияние журнала снизилось, когда сам вопрос был решен. А пропольская позиция Герцена в 1862–1863 годах откинула его к той части общества, которая не была расположена к революционным идеям. Молодежи же он казался отсталым и устаревшим.

У себя на родине он был пионером в продвижении идей социализма и европейского позитивистского и научного мировоззрения Европы XIX века. Георгий Плеханов открыто сравнивал своего соотечественника с Марксом и Энгельсом. Говоря о «Письмах» Герцена, Плеханов писал:

«Легко можно подумать, что они написаны не в начале 40-х годов, а во второй половине 70-х, и притом не Герценом, а Энгельсом. До такой степени мысли первого похожи на мысли второго. А это поразительное сходство показывает, что ум Герцена работал в том же направлении, в каком работал ум Энгельса, а стало быть, и Маркса».

Герцен умер 21 января 1870 года в Париже.

Источник: https://www.culture.ru/materials/98730/rodonachalnik-russkogo-socializma

Валерий Гергиев: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото

Гергиев Валерий Абисалович — человек, который открыл русскую музыку всему миру, музыкант, дирижёр, обладатель  государственных наград, званий и премий, среди которых почётные звания Народного Артиста России, Украины, Северной Осетии, почётный гражданин Владикавказа.

Валерий Абисалович известен далеко за пределами России. С 2007 по 2015 годы возглавлял Лондонский симфонический оркестр. В конце 90-х руководил оркестром Мюнхенской филармонии.

Свои знания, умения и навыки Гергиев активно передаёт молодому поколению, возглавляя деканат искусств СПбГУ.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Валерию Гергиеву

Валерий Гергиев — яркая личность современной оркестровой музыки. Свой творческий путь он начинал в 70-е годы прошлого столетия, но пик его популярности пришёлся на конец 20 — начало 21 века.

Тогда его имя зазвучало в Европе, сперва в Германии, затем в Англии, позже он стал настоящей звездой Южной Осетии, в открытую выступив против агрессии Грузию по отношению к Республике.

Тогда же поклонники симфонической музыки стали интересоваться, каковы Рост, вес, возраст, сколько лет Валерию Гергиеву.

Сегодня эта информация не является секретной, рост музыканта 171 см, вес 68 кг, возраст — 65 лет.

Биография и личная жизнь Валерия Гергиева

Валерий Гергиев появился на свет 2 мая 1953 года в Москве, в многодетной семье, у него есть 2 сестры. С самого детства проявлял любовь к музыке, имел незаурядный слух.

Тем примечателен факт, что в музыкальную школу будущую звезду взяли не сразу.

Подростком Гергиев был активным и на момент, когда мать привела его показать в музыкальную школу, игра в футбол интересовала мальчишку куда больше, чем занятия музыкой. Но музыкальное образование Гергиев всё же получил.

С 1972 года Валерий носит почётное звание студента Ленинградской консерватории.

В 1976 его имя загремело в Германии, он взял гран-при конкурса Герберта фон Караяна, а чуть позже триумфально выступил на Всесоюзном конкурсе дирижёров в Москве.

Свою карьеру дирижёра Гергиев начинал в 1977 году с должности помощника дирижёра Кировского театра (ныне Мариинский). Спустя 11 лет, он занял место своего руководителя, а позже стал и худруком театра.

Первыми большими проектами Гергиева на посту главного дирижёра «Мариинки» стал цикл концертов, посвящённых юбилеям великих музыкантов (Чайковский, Прокофьев, Римский-корсаков).

В это время артист активно гастролирует по Европе: Германия, Англия, Нидерланды — список далеко не всех государств, где успел отметиться маэстро.

В 1999 году Гергиев женился на начинающей певице, Наталье Дзебисовой. Через год у семейной пары родился сын, годом позже появился второй ребёнок, а в 2003 на свет появилась единственная дочь Гергиева.
Сегодня Валерий Гергиев, известен не только, как музыкант, но и как активный общественный деятель.

Так в 2008 году он ярко высказался против оправдания военной агрессии Грузии по отношению к Южной Осетии, выступал с оркестром в столице Республики, Цхинвале. В 2012 году поддержал политику России по отношению к соседней Украине. Гергиев дважды был доверенным лицом действующего президента России (президентские гонки 2012 и 2018 гг.

) В 2016 году вместе с оркестром театра выступал в Сирии

Биография и личная жизнь Валерия Гергиева раскрывает его, как музыканта, творческую личность с большими амбициями на поприще общественной жизни РФ.

Семья и дети Валерия Гергиева

Родители Гергиева с детства прививали детям любовь к музыке. В результате фамилию Гергиев на музыкальном поприще прославляет не только Валерий Абисалович, но и его сестра Лариса (Народная артистка РФ и Украины). Кроме этого у Валерия есть ещё сестра Светлана.

Семья и дети Валерия Гергиева — главные ценности в жизни музыканта. В 1999 году он связал себя узами брака с Натальей Дзебисовой, коей верен вот уже 19 лет. В браке воспитываются трое детей: сыновья Абисал, Валерий и дочь Тамара. Кроме этого Гергиев имеет внебрачную дочь Наталью, рождённую задолго до знакомства с нынешней супругой.

Сын Валерия Гергиева — Абисал

Старший сын Валерия Гергиева, названный в честь дедушки. Пошёл по стопам отца и сегодня является полноценным членом Мариинского театра. Принимает участие во всех детских музыкальных проектах учреждения. Является учеником Средней специальной школы при консерватории Санкт-Петербурга.  Любовь к музыке стал проявлять с самого детства, что вмиг было поддержано отцом.

Сегодня сын Валерия Гергиева — Абисал, уверен, что хочет связать свою жизнь исключительно с музыкой и театром. Хотя и не любит публичности, зачастую избегая общения с прессой. Именно поэтому мы так мало знаем об этом однозначно талантливом молодом человеке.

Сын Валерия Гергиева — Валерий

Второй сын Валерия Гергиева — Валерий, родился спустя год после первенца, в далёком 2001 году. Сейчас парню 17 лет. От прессы своего младшего отпрыска Гергиев охраняет как может.

Неизвестно чем занимается Валерий, пошёл ли по стопам отца или имеет совершенно другие увлечения. Все вопросы о его жизни пока остаются для средств массовой информации тайной.

Передал ли частичку своего таланта Валерий Гергиев старший, сыну тёзке, также неизвестно. Возможно после совершеннолетия парень, выйдя из-под опеки родителей.

Лично расскажет нам о себе и о жизни под опекой знаменитого на весь мир отца.

Дочь Валерия Гергиева — Тамара

Дочь Валерия Гергиева — Тамара — младший ребёнок в большой дружной семье Гергиевых. Родилась Тамара в 2003 году. Информации о дочери маэстро Тамаре в сети практически не найти, за исключением семейных фотографий, которые время от времени появляются на страницах Гергиева в социальных сетях.

Тамара растёт симпатичной девочкой и судя по фотографиям с детства приобщается к музыке. Принимала участие в концерте общества Рахманинова в Мариинском театре, вместе со старшим братом, Абисалом. Как и другие дети Гергиева, Тамара растёт в тени звёздного отца. Поэтому о её жизни прессе также известно немногое.

Дочь Валерия Гергиева — Наталья

Внебрачная дочь Валерия Гергиева — Наталья известна в музыкальная кругах, как фронтмен провокационного коллектива Night dream legacy. Группа играет в стиле электропанк, Наталья является автором музыки и текста ко многим песням коллектива. Кроме этого она преподаёт в музыкальной школе Римского-Корсакова.

С отцом, как и с братьями и сестрой Наталья не общается. В виду плотного гастрольного графика и отсутствия общих тем. Отец не одобряет музыкальные вкусы Натальи и существование проекта Night dream legacy. Он считает, что Наталье стоит прекратить заниматься ерундой и отдать себя работе педагога.

Жена Валерия Гергиева — Наталья

Свою будущую супругу Гергиев впервые увидел на конкурсе Петропавловские ассамблеи» в 1998 году. Завязавшийся роман долгое время скрывался в виду большой разницы возрасте, но в 1999 году пара заявила о намерении зарегистрировать брак. К этому подтолкнуло взаимопонимание между Натальей и матерью Гергиева, к мнению которой он очень прислушивался.

Сегодня Жена Валерия Гергиева — Наталья является оплотом семейного очага, воспитывает троих детей и во всём поддерживает звёздного супруга. Сама Наталья тоже связана с музыкой, она певица. В своё время окончила училище им. Гергиева.

Инстаграм и Википедия Валерия Гергиева

Валерий Гергиев, несмотря на возраст является активным пользователем социальных сетей. Инстаграм и Википедия Валерия Гергиева представляют пользователям сети интернет полную картину жизни и творчества артиста во все периоды.

Источник: https://alabanza.ru/valerij-gergiev-biografiya-lichnaya-zhizn-semya-zhena-deti-foto/

Великие немецкие философы

Сравнительно короткий период возникновения и развития немецкой классической философии – с 80-х годов XVIII в. по 30-е годы XIX в. – явил миру целую плеяду оригинальных мыслителей. Это философское наследие по-новому осмыслил и дополнил Георг Гегель, чье творчество стало вершиной в развитии философской мысли Нового времени.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (нем.Georg Wilhelm Friedrich Hegel) родился 27 августа 1770 г. в столице Вюртембергского княжества г.

Штутгарте, в семье высокопоставленного чиновника, секретаря казначейства Георга Людвига Гегеля и его жены Марии Магдалины. В семь лет Георга отдали в латинскую школу, затем он поступил в лучшую в городе гимназию.

Кроме того, мальчик занимался с домашними учителями, поскольку отец считал, что школьного образования для его сына недостаточно.

Любимым занятием Георга в школьные годы было чтение, все свои карманные деньги он тратил на книги, а свободное время проводил в герцогской библиотеке, которая была открыта для посторонних по субботам и воскресеньям. Книги он любил серьезные, с увлечением читал трагедии Софокла и Еврипида и даже переводил Эпиктета и Лонгина.

Из прочитанного делал обширные выписки, которые с чисто немецкой педантичностью раскладывал по различным отраслям знаний – филология, эстетика, арифметика, геометрия, психология и т. д. Для каждого раздела была заведена специальная папка. Этими папками, постоянно пополняемыми, Гегель пользовался всю жизнь.

По существующим в гимназии правилам ее выпускникам по окончании надлежало произнести речь. Выступление Гегеля на тему “О жалком состоянии искусств и наук у турок” произвело большое впечатление на руководство гимназии и даже обеспечило ему герцогскую стипендию, которой он воспользовался при поступлении в 1788 г. на богословское отделение теологического факультета университета в Тюбингене.

Будущий пастор учился прилежно, отдавая в то же время дань традиционным студенческим шалостям. Французская революция 1789 г. и, в частности, “Декларация прав человека и гражданина”, принятая Национальным собранием, довольно быстро превратила благонравного студента и любителя студенческих застолий в человека, живо интересующегося политикой.

В Тюбингене, как и в других городах Германии, возник политический клуб, где активно обсуждались революционные события во Франции и кипели страсти по поводу дальнейшей судьбы Германии. Гегель, и его ближайшие друзья Шеллинг и Гельдерлин, стали активными членами клуба и даже, по примеру коммунаров, посадили символическое дерево свободы.

Поскольку философией Гегель в то бурное время интересовался сравнительно мало, идеям Канта он предпочитал революционные идеи Руссо.

И тем не менее уже в двадцатилетнем возрасте он стал магистром философии, представив в качестве магистерской диссертации два сочинения – “О суждении обыденного человеческого рассудка по поводу объективности и субъективности представлений” и “Об изучении истории философии”

В 1793 г. Гегель закончил университет. После окончания университета Гегель не стремился к духовной карьере. Свою роль в этом решении сыграло его увлечение идеями Руссо. В конце 1793 г. Георг отправился на родину своего кумира, в Швейцарию, правда, не в Женеву, а в Берн, где стал воспитателем троих детей патриция Карла Фридриха Штейгера.

И поскольку занятия с детьми отнимали не так уж много времени, Гегель увлеченно занимался литературой, изучал философию Канта, благо, под рукой была обширная библиотека хозяина.

Привлек начинающего философа и образ Христа. Летом 1795 г.

была написана “Жизнь Иисуса”, а через несколько месяцев Гегель завершил еще одно сочинение, которое впоследствии получило название “Позитивность христианской религии”.

В начале 1797 г. Гегель переехал во Франкфурт. Здесь у него начался бурный роман со скромной модисткой Нанеттой Эндель, “маленькой черноокой голубкой”, как он ее называл. Однако вскоре страсть угасла.

Как позже писал Гегель, “никакая любовь не бывает столь сильна, чтобы заставить удалиться в пустыню, отказаться от удобств и жить только одной любовью”.

Нанетта так до самой смерти и не вышла замуж, сохранив как святыню те несколько писем, которые Гегель прислал ей из Франкфурта.

В 1800 г. скончался отец Гегеля, и хотя доля наследства была невелика, ее все же хватило для начала академической карьеры, которую он начал Йенском университете Там он поселился у Шеллинга, ему же посвятил свою первую опубликованную работу “Различие между системами Фихте и Шеллинга”, в которой Гегель полностью поддерживал субъективный идеализм своего друга.

В августе 1801 г. 31-летний магистр философии Гегель получил право читать лекции на философском факультете Йенского университета. Университетское начальство Гегеля недолюбливало.

Правда, у него при Веймарском дворе был могущественный покровитель министр Гёте. Великий поэт симпатизировал молодому философу и даже видел в нем наследника Шеллинга.

Именно Гёте выхлопотал для Гегеля профессорское звание и, хотя и мизерное, но все-таки жалование – 100 талеров ежегодно.

В январе 1802 г. Гегель совместно с Шеллингом приступил к изданию “Критического журнала философии”, в котором друзья намеревались “положить конец псевдо­философскому безобразию”. Гегель и Шеллинг являлись не только редакторами, но фактически и авторами всех шести увидевших свет номеров.

Статьи публиковались без подписи, поэтому до сегодняшнего дня нет ясности относительно доли участия обоих философов в той или иной работе. В мае 1803 г. Шеллинг уехал в Баварию, и “Критический журнал философии” прекратил свое существование.

Первые годы Гегель поддерживал с Шеллингом приятельские отношения, они активно обменивались письмами, и все же дело шло к разрыву, который наступил после появления “Феноменологии духа”.

“Феноменология духа”“, с подзаголовком “Наука об опыте сознания”, увидела свет в 1807 г. Грандиозен замысел этого произведения – показать сознание человека и человечества в историческом развитии. Этот труд часто сравнивают с гетевским “Фаустом”. И действительно, определенное сходство налицо.

Метания Фауста в поисках смысла жизни как бы соответствуют блужданиям “главного героя” “Феноменологии” Мирового Духа, прокладывающего путь к истине. Различие только в том, что “Фауст” написан великолепным поэтическим слогом, а “Феноменология” – труднодоступной прозой. Уже на склоне лет Гегель назвал “Феноменологию духа” “путешествием за открытиями”.

Следует отметить, что этот фундаментальный труд и поныне является одним из краеугольных камней мировой философии.

В марте 1807 г. Гегель навсегда покинул Йену. Он уехал в Бамберг, где ему предложили занять пост редактора ежедневной “Бамбергской газеты”. Главную роль в отказе от академической карьеры сыграл материальный фактор. Наследство отца было потрачено, имущество разграблено французами во время войны между Пруссией и Францией, на мизерное профессорское жалование прожить не удавалось.

Кроме того, было еще одно скандальное обстоятельство, заставлявшее Гегеля покинуть Йену. В феврале 1807 г. у него родился внебрачный сын, окрещенный Людвигом.

Матерью ребенка была Христиана Буркхард, жена хозяина дома, в котором проживал философ. Гегель не отказывался от сына, но о преподавательской карьере в Йене, известной пуританскими нравами, можно было забыть.

Христина без скандала отпустила Гегеля, взяв с него обещание жениться, если она станет вдовой.

Два года, проведенные Гегелем в Бамберге, не ознаменовались ни одной теоретической публикацией. Почти весь рабочий день отбирала у него газета. Однако именно в Бамберге был написан небольшой очерк “Кто мыслит абстрактно?”, показывающий Гегеля как блестящего популяризатора собственного учения.

Источник: http://www.lgroutes.com/Famous/Philosopher/Georg_Hegel.html

Георгий Милляр: почему не сложилась личная жизнь у народного артиста

Народный артист СССР, «Баба-Яга всех времен и народов», Георгий Францевич Милляр (1903-1993) был человеком очень непростой судьбы. Его отец, француз Франц де Мильё приехал в царскую Россию работать инженером. Он был опытным мостостроителем. В России де Милье познакомился с Елизаветой Журавлевой, наследницей богатого семейства золотопромышленников. Вскоре женился на ней.

Елизавета де Мильё овдовела, когда сыну Георгию не было и трех лет. Естественно, в такой богатой семье мальчик ни в чем не нуждался. Он получил хорошее образование, был обласкан вниманием родственников. Но тут случилась революция 1917 года, в результате которой мать Георгия Францевича лишилась всего.

Новое советское правительство конфисковало у де Мильё всё имущество, включая роскошную московскую квартиру и дом в Геленджике. В обмен Елизавета Алексеевна получила комнатушку в коммуналке. Женщина была вынуждена приспосабливаться к новым реалиям социалистической страны.

Георгий Милляр с детства был очень музыкальным и артистичным ребенком. У него рано обнаружился комедийный талант. Еще маленьким Георгий непреднамеренно смешил родственников, пытаясь изображать разных серьезных героев сказок. Его будущее было предопределено. Сразу же после школы Милляр пошел работать в театр Геленджика. Поначалу – простым бутафором.

Театральный дебют будущего великого артиста состоялся случайно. Он просто подменил заболевшую исполнительницу одной из ролей в спектакле «Золушка». Врожденный талант принес ему успех. Георгий Милляр блестяще справился с возложенной на него ответственностью, и с тех пор ему стали постоянно доверять небольшие роли в случае болезни актеров.

Будучи уже довольно известным актером в Геленджике, Миллер переезжает в Москву и начинает все заново. Он поступает в театральную школу. По окончании устраивается работать в Театр Революции (сейчас им.

Маяковского). У актера была довольно нестандартная внешность и при этом колоссальная пластика, «живое», подвижное лицо, поэтому и роли ему доставались специфические. В театре Милляр был вполне востребован.

Но самой большой мечтой Георгия Францевича было кино. Пробиться в эту сферу Милляру было гораздо труднее. Он очень волновался на прослушиваниях.

Даже Александр Роу, у которого актер сыграет основную часть своих ролей, взял его в команду не сразу. И все же мечта сбылась.

Постепенно, начиная с самых маленьких и эпизодических ролей, Георгий Милляр становится известным и узнаваемым публикой актером.

Амплуа Милляра – комедийные характерные роли. Основную часть своего актерского пути он был задействован в съемках сказок у Роу. Сыграл у него более 30-ти ролей в 16-ти картинах. Помимо этого Милляр занимался озвучиванием фильмов, работал дублером, снимался в небольших эпизодических ролях в кино.

Он мечтал сыграть и более серьезные роли (Суворова или Вольтера, к примеру), но комедийное амплуа слишком прочно ассоциировалось с личностью Миллера, поэтому таких ролей ему не предлагали. Самую большую известность Георгию Францевичу принесли сыгранные им сказочные герои: Баба-Яга, царь Горох и др. За эти образы актер снискал настоящую народную любовь.

Его жизнь помимо сцены и съемочной площадки складывалась далеко не безоблачно. До глубокой старости актер был одинок. Жил с матерью с коммуналке. В актерской среде ходили слухи, что он был нетрадиционной ориентации. В 30-х годах его даже однажды арестовали из-за подозрения в мужеложстве (в годы Советском Союзе это считалось преступлением), но затем выпустили.

Только после смерти матери, в возрасте 65 лет, по совету Роу, Георгий Францевич обзавелся семьей. Избранницей актера стала 60-летняя соседка по коммуналке. Она по-началу пыталась отказаться от предложения: «Георгий Францевич, да мне мужчины-то уже не нужны!» Милляр парировал: «А я не мужчина, я — Баба-Яга». 

Злые языки говорили, что на фиктивном браке настоял режиссер Роу, чтобы сберечь Георгия Францевича от уголовной отвественности за мужеложество. Тем не менее, с женой Милляр прожил почти 25 лет – до своей смерти в  1993 году.

Источник: http://russian7.ru/post/georgiy-millyar-pochemu-ne-slozhilas-li/

Краткие биографии великих людей

Почему биографии великих людей остаются интересны потомкам и поклонникам даже спустя сотни лет после их рождения? Ответ прост – жизнеописание известных ученых, писателей, актеров, художников либо полководцев позволяет узнать их как личность, понять причины и предпосылки переломных моментов в их судьбе.

На нашем сайте представлены полные и краткие биографии великих людей – известных деятелей, живших в Древнем мире, Средневековье, в эпоху Возрождения и Нового времени, а также наших современников.

Удобная навигация позволяет с легкостью найти жизнеописание интересного вам деятеля, просто выбрав соответствующий тематический раздел.

На странице с персоналиями находится портрет либо фото и биография знаменитости, приведенная в полном варианте, а также кратко.

Почему удобен сайт Obrazovaka.ru?

Пожалуй, каждому знакома ситуация, когда, заинтересовавшись какой-либо сферой истории, науки либо культуры, нам хочется как можно больше узнать о великих людях, вершивших судьбы мира в то время. Однако не всегда в интернете можно найти полную и достоверную, при этом интересную биографию, которую приятно читать.

Поисковые системы предлагают множество сплетен, часть из которых просто выдуманы ради привлечения читателей, при этом нужные нам факты разбросаны по нескольким сайтам и поиск нужного занимает длительное время.

Особенно это касается биографий «звезд» современной киноиндустрии, музыки и спорта, а также советских биографий известных деятелей из Украины и России, найти которые иногда можно только в специализированных изданиях.

Наш сайт помогает сохранить ваше время и силы – представленные в каталоге статьи будут полезны как людям, просто интересующимся жизнью своего кумира, так и научным работникам, студентам и школьникам при подготовке рефератов, сочинений, докладов или устных сообщений. Благодаря простому языку и понятному изложению жизнеописания интересны даже для детей, поэтому могут быть использованы учителями и преподавателями в процессе уроков.

На нашем сайте только лучшие биографии!

  • Наш сайт позволяет быстро и максимально удобно найти подробную информацию о годах жизни, семье и личной жизни «звезд», а также узнать разнообразные интересные факты из биографии знаменитостей.
  • Мы самостоятельно собираем информацию о каждой личности, создавая максимально полные биографии людей.
  • Вся информация в жизнеописаниях представлена строго в хронологическом порядке, разделена на логичные блоки, позволяющие быстро найти нужную вам дату либо событие в жизни знаменитости.
  • Отдельным блоком на странице персоналии представлена краткая биография с указанием наиболее значимых дат в жизни этого известного человека.
  • Для вашего комфорта каждое жизнеописание можно читать онлайн или сохранить на свой компьютер – чтобы бесплатно скачать биографию достаточно нажать на соответствующую кнопку под текстом биографии.
  • На сайте представлены биографии самых ярких «звезд» прошлого и настоящего, описанных в художественном, удобном для чтения стиле – их приятно почитать даже под утреннюю чашечку кофе!

Источник: https://obrazovaka.ru/biografii

Мигель из «Танцев» на ТНТ: биография, личная жизнь, фото

 

В творческой биографии Мигеля было огромное количество проектов, которые пользовались популярностью у зрителей. Наставник и член жюри шоу «Танцы» на ТНТ прошел нелегкий путь, начиная карьеру с танцовщика и дойдя до работы в качестве продюсера и режиссера.

https://www.youtube.com/watch?v=DXRGc9AFnEo

Получив известность у широкой публики, хореограф и сейчас продолжает радовать своих поклонников, оценивших его многогранный творческий талант.

Детская любовь к танцам

Мигель (его полное имя – Сергей Шестеперов) родился в 1982 году в городе Химки, Московская область. Его отцом является Мигель Фернандо Чамблен Месакубинец, по происхождению кубинец. Мама, Татьяна Шестеперова, по национальности – русская.

Его родители прожили одной семьей всего три года, а затем по роду военной службы отец вернулся на Кубу. Его мама так и не смогла добиться того, чтобы с малышом выехать за границу.

Будущий танцор познакомился со своим отцом, когда ему было уже 13 лет.

Стремление к танцам мальчик проявил уже в 4-летнем возрасте, когда увидел по телевизору, как танцуют артисты балета в спектакле «Жизель». С пятилетнего возраста Сергей ходил с мамой в Большой театр, где пересмотрел все постановки.

Вскоре мама отдала его в танцевальную школу, где мальчик учился играть на фортепиано. Став постарше, он изучал азы хореографии, просматривая ролики в интернете, а также записи балетов. Оставшись дома один, Сергей разучивал танцевальные движения.

Несмотря на свое серьезное увлечение, он находил также время общаться с друзьями и гулять во дворе. Свою карьеру юноша начал с танцев гоу-гоу, выступая в ночных клубах, а вскоре 17-летний танцор стал выступать в мюзикле «Метро», где и родился его сценический псевдоним Мигель.

Он принял участие еще в двух мюзиклах, а потом стал искать свой путь.

Профессиональный путь

В 2004 году будущий хореограф сумел попасть на телепроект «Фабрика звёзд», где дошел до финала. Однако, вокальная карьера Мигеля не заинтересовала, и вскоре он начал развивать свои хореографические способности.

Вскоре молодой человек стал работать в компании с Аланом Бадоевым, создавая клипы многих певцов, а уже в 2011 году он выпустил свой первый звездный проект – украинский «Майдан’s». Это танцевальное шоу не только полюбилось широкими массами, но и попало в Книгу рекордов Гиннесса.

Нельзя не отметить продюсерские способности Мигеля, благодаря которым его подопечная группа «Нереальные пацаны» одержала ряд побед, а в 2012 году завоевала премию на фестивале «Крым Мюзик Фест».

В 2012 году талантливый молодой человек попробовал свои силы и в качестве режиссера-постановщика таких шоу, «ШоумаSтгоуон», «Один в один», «Хочу в ВИА Гру», «Универсальный артист» и другие.

Instagram migelshow.

В 2014 году он был приглашен на проект «Танцы» канала ТНТ, где занял кресло судьи. Уже первые сезоны этого необычного конкурса привлекли внимание многих зрителей, которые сразу же отметили профессионализм наставников.

Мигель проявляет заботу о каждом своем подопечном, и со многими из них держит связь, помогая также трудоустроиться. В 2016 году на экраны вышло шоу «Битва сезонов», где победителем стал ученик известного хореографа – Антон Пануфник.

В этом же году был открыт танцевальный центр «PROТАНЦЫ», где Мигель стал креативным продюсером. Он любит не только танцы, а и режиссерскую деятельность, благодаря чему рождаются такие успешные проекты, как иммерсивный спектакль «Вернувшиеся».

В августе 2018 года выйдет 4 сезон шоу «Танцы на ТНТ», в котором знаменитость также примет участие в качестве хореографа.

Жизнь вне сцены

Яркая экзотическая внешностью и мужественная фигура Сергея (его рост – 175 см, вес -68 кг) привлекала внимание многих девушек, но часто получалось так, что те красавицы, которые нравились ему, говорили ему «нет». Молодой человек всегда скрывал свою личную жизнь, не желая ее делать публичной.

Он не крутил романы с партнершами и коллегами по цеху, предпочитая встречаться с умными и неординарными девушками, имеющими другую профессию. Из-за скрытности и нежелания говорить о своих возлюбленные Мигелю приписывали романы с разными красотками, которых видели с компании с ним.

Некоторое время СМИ писали о его отношениях с танцовщицей Анастасией Вядро, увидев на его страничке общие фотографии с отдыха. Однако, сам хореограф опровергает этот роман, так же как и расставание с девушкой.

Мигель со своим верным другом. Инстаграм migelshow.

Знаменитость приобрел свой дом в подмосковном поселке, где поселились и его друзья.

Он пока не встретил девушку, которую бы захотел назвать своей женой и мамой будущих детей. В доме Мигеля живет обычная дворняжка, которую он взял из приюта и вылечил от чумки.

Когда удается выкроить свободное время, танцор с удовольствием проводит его с мамой и близкими людьми.

Источник: https://family-showbiz.ru/migel/

Зигмунд Фрейд – биография, личная жизнь и смерть

Говоря о биографии Фрейда, то стоит отметить, что родился он в 1856 году и стал 3 ребенком в семье. Его родители занимались торговлей тканями, что приносило достаточную прибыль семье.

Когда пришла революция, Фрейдам пришлось покинуть родной дом. Фрейд любил читать серьёзную литературу ещё с детских лет. В его библиотеке были такие авторы, как Шекспир, Ницше, Кант, Гегель. После того, как мальчик блестяще окончил гимназию, стал думать о будущей профессии. Его интересовали такие направления, как: медицина, промышленность, юриспруденция. Но выбор пал именно на медицину.

Решающим в выборе была лекция одного из трудов Гёте «Природа». Зигмунд в студенческие годы опубликовывает несколько интересных статей о нервной системе животных. После же окончания университета, Фрейд работал пару лет под началом терапевтов. Затем, так как нужно было, как-то зарабатывать, решает открыть свой кабинет невропатологии.

После университета Фрейду довелось попробовать кокаин, его действие поразило Зигмунда. В итоге ученый попал сам в кокаиновую зависимость, от которой ему, спустя долгие годы, удалось излечиться. И своих клиентов Фрейд лечил кокаином.

В 1885 году Зигмунд попадает на стажировку к Жану Шарко, французскому психиатру. Шарко, можно сказать, научил Фрейда гипнозу, который Зигмунд в последствие использовал в лечении болезней. И даже если до конца не вылечивал, то значительно ослаблял тяжелое протекание болезней.

Шарко показал Фрейду степени тяжести нервных болезней, приливы, интенсивность, а так же различия между болезнями.
Фрейд начал использовать технику беседы, он разговаривал с пациентами об их проблемах, что позволяло глубже понимать проблемы людей, и помогать находить выход.

Фрейд вводит два основных инстинкта «Эрос» и «Танатос». «Эрос» – любовь, в различных смыслах этого слова. «Тонатос» – желание смерти, либо себе либо другим.

Впервые о термине «психоанализ» услышали 30 марта 1896 года. В статье об этиологии неврозов.
Фрейд выступал с вводными лекциями по психоанализу в Венском университете. Он входит в пятёрку величайших гениев человечества наряду со Спинозой, Эйнштейном и др.

Зигмунд Фрейд первым дал определение понятию психоза, и он утверждал, что основанием психозов является Эдипов комплекс. Так же Зигмунд написал книгу «Толкование сновидений».

Проводя исследование по свободным ассоциациям, Фрейд утверждал, что источником большего количества неврозов является подавленное либидо.

Так же учёный полагал, что не нашедшая выхода сексуальная энергия может быть направлена на сублимацию.

Личная жизнь Зигмунда Фрейда

Достаточно продолжительное время ученый не обращал никакого внимания на противоположный пол. Но в 1886 году женился на Марте.

И поскольку был эгоистичен и перед свадьбой сказал Марте, что б та вообще не общалась со своей семьей. Жили вместе они 8 лет, за это время на свет появились шестеро детей.

Из них деятельность отца продолжила Анна Фрейд самая младшая из его детей. Анна является автором детского психоанализа.

Последние годы жизни

В 1938 году, поскольку было присоединение Австрии к Германии, то произошло гонение евреев с немецкой стороны и Фрейду пришлось покинуть Германию, выплатив им за выезд 4 тысячи долларов. И благодаря одной из учениц и пациенток Фрейда, ему удалось невредимым вместе с семьёй бежать в Лондон.

Смерть

Фрейд от тяжелой и изнурительной научной деятельности и от того что много курил, заболел раком полости рта. Перетерпев более 30 операций, известный психоаналитик, в 1939 году, приняв дозу морфия, скончался. Ему на тот момент было 83 года.

Источник: https://vikistars.com/zigmund-frejd/3999/

Личная жизнь знаменитостей

Елена Шушунова, знаменитая гимнастка, победительница Олимпиады-1988, скончалась 16 августа 2018. Спортсменка прославилась на весь мир, когда ей еще не было 20. А в следующем году она должна была…

Российская общественность потрясена известием о том, что умер режиссер Александр Расторгуев, создатель ряда документальных фильмов. Он погиб вместе с двумя коллегами-журналистами во время съемок очередного фильма в Центральноафриканской…

27 июля 2018 умер писатель Владимир Войнович, не дожив 2 месяцев до 86-летия. Его биография была богата событиями и испытаниями. Биография и творчество Владимир Николаевич родился 26 сентября…

Константин Меладзе – человек, биография и звездная семья которого неоднократно оказывались в центре внимания, интерес к его личной жизни в очередной раз возрос после известия о браке с…

Лена Ленина является эпатажной персоной, о чём свидетельствует её биография, но не совсем удачная личная жизнь. Она стала успешной телеведущей, писательницей, моделью и владелицей салонов красоты. Таких результатов…

Украинский боксер Александр Усик имеет яркую биографию. Некоторые считают, что он повторит успех братьев Кличко. Его победы на ринге вызывают восхищение тысяч болельщиков. Успехи следуют один за другим….

Известная телеведущая Оксана Пушкина в своих программах знакомит зрителей с интересными моментами биографии, личной жизни многих знаменитостей. История ее собственной жизни не менее увлекательна. Журналистка, в этом году…

7 января 2018 года свой семидесятилетний юбилей отметила Народная артистка России, обладательница интереснейшей биографии, любимица миллионов и просто красивая женщина Наталья Гвоздикова. На фото видно, что актриса совершенно…

Любовь Соколова была талантливой актрисой, биография которой насчитывает почти 400 ролей в кино, однако у неё была непростая личная жизнь. Ей пришлось познать много горестей, но в то…

Марио Фигейра Фернандесу в этом году исполнится 28, личная жизнь молодого перспективного футболиста вызывает интерес фанатов. Биография бразильца по национальности с российским гражданством ознаменовалась стремительным взлетом, но были…

Марк Горонок — почти забытый всеми актер из далеких девяностых, чья биография состоит из головокружительных взлетов и оглушительных падений. Не менее трагично складывается и его личная жизнь. Единственное,…

На днях скончался внук Брежнева Андрей, причиной смерти стал инфаркт. В последние годы политический деятель, экономист жил попеременно то в Москве, то в Крыму, где владел квартирой и…

Источник: https://ZaKulisi.ru/category/lichnaya/

ГЕГЕЛЬ, ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ

ГЕГЕЛЬ, ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ (Hegel, Georg Wilhelm Friedrich) (1770–1831), немецкий философ, родился в Штутгарте (герцогство Вюртемберг) 27 августа 1770.

Его отец, Георг Людвиг Гегель, секретарь казначейства, был потомком протестантского рода, изгнанного из Австрии в период Контрреформации.

Окончив гимназию в родном городе, Гегель учился на богословском отделении Тюбингенского университета в 1788–1793, прослушал курсы по философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию.

В то же время в Тюбингене учились Фридрих фон Шеллинг, который был на пять лет моложе Гегеля, и Фридрих Гёльдерлин, поэзия которого оказала глубокое влияние на немецкую литературу. Дружба с Шеллингом и Гёльдерлином сыграла значительную роль в умственном развитии Гегеля.

Изучая в университете философию, он обратил особое внимание на работы Иммануила Канта, которые широко обсуждались в то время, а также на поэтические и эстетические произведения Ф.Шиллера. В 1793–1796 Гегель служил в качестве домашнего учителя в швейцарской семье в Берне, а в 1797–1800 – во Франкфурте-на-Майне. Все эти годы он занимался изучением теологии и политической мысли и в 1800 сделал первый набросок будущей философской системы («Фрагмент системы»).

После смерти отца в 1799 Гегель получил небольшое наследство, которое, вкупе с его собственными сбережениями, позволило ему отказаться от учительствования и вступить на поприще академической деятельности.

Он представил в Йенский университет вначале тезисы (Предварительные тезисы диссертации об орбитах планет), а затем и саму диссертацию Планетные орбиты (De orbitis planetarum) и в 1801 получил разрешение читать лекции. В 1801–1805 Гегель – приват-доцент, а в 1805–1807 экстраординарный профессор на весьма скромном содержании.

Йенские лекции были посвящены широкому кругу тем: логике и метафизике, естественному праву и чистой математике. Хотя они и не пользовались большим успехом, годы в Йене были одним из счастливейших периодов в жизни философа.

Вместе с Шеллингом, преподававшим в том же университете, он издавал «Критический журнал философии» («Kritisches Journal der Philosophie»), в котором они были не только редакторами, но и авторами.

В тот же период Гегель подготовил первую из своих главных работ, Феноменологию духа (Phänomenologie des Geistes, 1807), после опубликования которого отношения с Шеллингом были разорваны. В этом труде Гегель дает первый очерк своей философской системы. В нем представлено поступательное шествие сознания от непосредственной чувственной достоверности ощущения через восприятие к познанию разумной действительности, которое единственно и приводит нас к абсолютному знанию. В этом смысле реальным является только разум.

Не дождавшись опубликования Феноменологии, Гегель покинул Йену, не пожелав остаться в захваченном французами городе. Он оставил должность в университете, оказавшись в трудных личных и материальных обстоятельствах.

Какое-то время Гегель редактировал «Бамбергскую газету» («Bamberger Zeitung»), но меньше чем через два года отказался от «газетной каторги» и в 1808 получил место ректора классической гимназии в Нюрнберге. Восемь лет, которые Гегель провел в Нюрнберге, дали ему богатый опыт преподавания, руководства и общения с людьми.

В гимназии он преподавал философию права, этику, логику, феноменологию духа и обзорный курс философских наук; ему также приходилось вести уроки литературы, греческого, латинского, математики и истории религии. В 1811 он женился на Марии фон Тухер, семья которой принадлежала к баварской знати.

Этот сравнительно спокойный период жизни Гегеля способствовал появлению его наиболее важных произведений. В Нюрнберге вышла первая часть гегелевской системы – Наука логики (Die Wissenschaft der Logik, 1812–1816).

В 1816 Гегель возобновил университетскую карьеру, получив приглашение в Гейдельберг на место, которое ранее занимал его соперник по Йене Якоб Фриз.

В Гейдельбергском университете он преподавал в течение четырех семестров; из прочитанных лекций был составлен учебник Энциклопедия философских наук (Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse, первое издание 1817), по-видимому, лучшее введение в его философию. В 1818 Гегель был приглашен в Берлинский университет на место, которое когда-то занимал знаменитый И.Г.Фихте.

Приглашение было инициировано прусским министром по делам вероисповеданий (ведавшим вопросами религии, здравоохранения и просвещения) с надеждой усмирить при помощи гегелевской философии опасный дух мятежа, бродивший в студенческой среде.

Первые лекции Гегеля в Берлине остались почти без внимания, однако постепенно курсы стали собирать всё большую аудиторию. Студенты не только из различных областей Германии, но также из Польши, Греции, Скандинавии и других европейских стран устремились в Берлин.

Гегелевская философия права и государственного строя все более становилась официальной философией прусского государства, и целые поколения деятелей образования, чиновников и государственных мужей заимствовали свои взгляды на государство и общество из гегелевского учения, ставшего реальной силой в интеллектуальной и политической жизни Германии.

Философ находился на вершине успеха, когда скоропостижно скончался 14 ноября 1831, по-видимому, от холеры, свирепствовавшей в те дни в Берлине.

Последней опубликованной работой Гегеля была Философия права (Grundlinien der Philosophie des Rechts oder Naturrecht und Staatswissenschaft im Grundrisse), вышедшая в свет в Берлине в 1820 (на титуле – 1821).

Вскоре после смерти Гегеля некоторые его друзья и ученики стали готовить полное издание его работ, которое было осуществлено в 1832–1845. В него вошли не только работы, опубликованные при жизни философа, но также лекции, подготовленные на основе обширных, довольно запутанных рукописей, а также студенческих записей.

В результате вышли в свет знаменитые лекции по философии истории, а также по философии религии, эстетике и истории философии.

Новое издание трудов Гегеля, частично включившее новые материалы, началось после Первой мировой войны под руководством Георга Лассона в рамках «Философской библиотеки» и после смерти последнего было продолжено Й.Хоффмайстером. Старое издание было заново отредактировано Г.

Глокнером и вышло в 20 томах; оно было дополнено монографией о Гегеле и тремя томами Словаря Гегеля (Hegel Lexikon) Глокнера. С 1958 после основания в Бонне «Архива Гегеля» в рамках «Немецкого исследовательского общества» была создана «Гегелевская комиссия», принявшая на себя общую редакцию нового историко-критического собрания сочинений. С 1968 по 1994 работой Архива руководил О.Пёггелер.

Философия

Гегелевская философия обычно считается высшей точкой в развитии немецкой школы философского мышления, именуемой «спекулятивным идеализмом». Главными ее представителями являются Фихте, Шеллинг и Гегель.

Школа начала с «критического идеализма» Иммануила Канта, однако отошла от него, отказавшись от кантовской критической позиции в отношении метафизики и вернувшись к убеждению в возможности метафизического познания, или познания всеобщего и абсолютного.

Философскую систему Гегеля иногда называют «панлогизмом» (от греч. pan – все, и logos – разум). Она отправляется от идеи, что реальность поддается рациональному познанию потому, что рациональна сама Вселенная.

В предисловии к Философии права содержится знаменитая формулировка этого принципа: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно». (Существуют и другие формулировки самого Гегеля: «Что разумно, станет действительным; и что действительно, станет разумным»; «Все, что разумно, то неизбежно».

) Последней сущностью мира, или абсолютной реальностью, является разум. Разум проявляет себя в мире; реальность есть не что иное, как манифестация разума.

Поскольку это так и поскольку, в конечном счете, бытие и разум (или понятие) тождественны, возможно не только применять наши понятия к реальности, но и узнавать о строении реальности через изучение понятий. Следовательно, логика, или наука о понятиях, тождественна метафизике, или науке о реальности и ее сущности.

Всякое понятие, продуманное до конца, с необходимостью ведет к своей противоположности. Итак, реальность «превращается» в свою противоположность. Тезис приводит к антитезису. Но это не все, поскольку отрицание антитезиса приводит к примирению на новом уровне тезиса и антитезиса, т.е. к синтезу.

В синтезе противоположность тезиса и антитезиса разрешается, или упраздняется, однако синтез в свою очередь содержит в себе противополагающее начало, которое приводит к его отрицанию. Таким образом, перед нами не имеющая конца смена тезиса антитезисом, а затем синтезом. Этот метод мышления, который Гегель называет диалектическим методом (от греческого слова «диалектика», ведение спора), применим к самой реальности.

Вся действительность проходит через три стадии: бытие в себе, бытие для себя и бытие в себе и для себя. «Бытие в себе» – ступень, на которой действительность пребывает в возможности, но не завершена. Оно различно с другим бытием, но развивает отрицание последней все еще ограниченной стадии существования, образуя «бытие в себе и для себя».

В применении к разуму или духу эта теория предполагает, что дух эволюционирует, проходя три ступени. Вначале дух есть дух в себе. Распространяясь в пространстве и времени, дух превращается в свое «инобытие», т.е. в природу. Природа в свою очередь развивает сознание и тем самым образует свое собственное отрицание.

На этой третьей ступени, однако, происходит не простое отрицание, но примирение предшествующих ступеней на более высоком уровне. Сознание составляет «в себе и для себя» духа. В сознании, таким образом, дух возрождается.

Но затем сознание проходит три различные стадии: стадию субъективного духа, стадию объективного духа и, наконец, высшую стадию абсолютного духа.

Согласно тому же принципу производится деление философии: логика – наука о «в себе» духа; философия природы – наука о «для себя» духа; и собственно философия духа. Последняя также делится на три части. Первая часть – философия субъективного духа, включающая антропологию, феноменологию и психологию.

Вторая часть – философия объективного духа (под объективным духом Гегель имеет в виду разум, рассмотренный в его действии в мире). Выражениями объективного духа являются мораль (этическое поведение в его применении к индивиду) и этика (проявляющаяся в этических институтах, таких, как семья, общество и государство).

Эта вторая часть состоит соответственно из этики, философии права и философии истории. Искусство, религия и философия как высшие достижения разума принадлежат царству абсолютного духа. Поэтому третья часть, философия абсолютного духа, включает в себя философию искусства, философию религии и историю философии.

Таким образом, триадический принцип (тезис – антитезис – синтез) проводится через всю гегелевскую систему, играя существенную роль не только как способ мышления, но и как отражение присущего реальности ритма.

Наиболее значимыми областями гегелевской философии оказались этика, теория государства и философия истории. Кульминацией гегелевской этики является государство. Для Гегеля государство – действительность нравственной идеи. В государственном строе божественное врастает в действительное.

Государство – это мир, который дух создал для себя; живой дух, божественная идея, воплощенная на Земле. Однако это относится только к идеальному государству. В исторической действительности имеются хорошие (разумные) государства и дурные государства.

Государства, известные нам из истории, суть лишь преходящие моменты в общей идее духа.

Высшей целью философии истории является демонстрация происхождения и развития государства в ходе истории. Для Гегеля история, как и вся действительность, является царством разума: в истории все происходит согласно разуму. «Всемирная история есть всемирный суд». Мировой Дух (Weltgeist) действует в царстве истории через избранные им орудия – индивиды и народы.

Героев истории нельзя судить по обычным меркам. Кроме того, сам Мировой Дух порой кажется несправедливым и жестоким, неся смерть и разрушение. Индивиды полагают, что преследуют свои собственные цели, но на самом деле осуществляют намерения Мирового Духа.

«Хитрость мирового разума» заключается в том, что он пользуется человеческими интересами и страстями для достижения собственной цели.

Исторические народы являются носителями мирового духа. Всякая нация, подобно индивиду, переживает периоды юности, зрелости и умирания. Какое-то время она господствует над судьбой мира, а затем ее миссия заканчивается.

Тогда она покидает сцену, чтобы освободить ее для другой, более молодой нации. Однако история является эволюционным процессом. Конечная цель эволюции – достижение истинной свободы. «Всемирная история есть прогресс в сознании свободы».

Главной задачей философии истории является познание этого прогресса в его необходимости.

Согласно Гегелю, свобода – фундаментальное начало духа. Однако свобода возможна только в рамках государства. Именно в государстве человек обретает свое достоинство как независимая личность. Ибо в государстве, говорит Гегель, придерживаясь руссоистской концепции истинного государства, правит именно всеобщее (т.е.

закон), а индивид по своей свободной воле подчиняет себя его правлению. Однако государство претерпевает замечательную эволюцию в том, что касается сознания свободы. На Древнем Востоке свободным был только один человек, и человечество знало только, что свободен один человек. То была эпоха деспотизма, и этот один человек был деспотом.

В действительности то была абстрактная свобода, свобода в себе, скорее даже произвол, а не свобода. Греческий и римский мир, юность и зрелость человечества, знали, что свободны некоторые люди, но не человек как таковой.

Соответственно свобода была тесно связана с существованием рабов и могла быть лишь случайным, недолговечным и ограниченным явлением. И только с распространением христианства человечество узнало настоящую свободу.

Путь к этому знанию подготовила греческая философия; человечество начало сознавать, что свободен человек как таковой – все люди. Различия и недостатки, присущие индивидам, не затрагивают сущности человека; свобода является частью самого понятия «человек».

Французская революция, которую Гегель приветствовал как «чудесный восход солнца», – еще один шаг на пути к свободе. Однако в поздний период своей деятельности Гегель возражал против республиканской формы правления и даже против демократии.

Идеалы либерализма, согласно которым в управлении государством должны участвовать все индивиды, стали казаться неоправданными: на его взгляд, они вели к необоснованному субъективизму и индивидуализму.

Гораздо более совершенной формой правления Гегелю стала казаться конституционная монархия, в которой последнее слово оставалось за сувереном.

Философия, по Гегелю, занимается только тем, что есть, а не тем, что должно быть. Подобно тому как каждый человек есть «сын своего времени», «философия есть также время, постигнутое в мысли.

Столь же нелепо предполагать, что какая-либо философия может выйти за пределы современного ей мира, сколь нелепо предполагать, что индивид способен перепрыгнуть через свою эпоху». Поэтому Гегель в Философии права ограничивается задачей познания государства как разумной субстанции.

Однако, рассматривая прусское государство и период реставрации как модель рационального анализа, он был все в большей мере склонен к идеализации прусской монархии.

Сказанное Гегелем о государстве в целом (государство – божественная воля как наличный, развертывающийся в действительный образ и организацию мира дух), по-видимому, относилось и к этому конкретному государству. Это соответствовало и его убеждению, что последняя из трех стадий исторического развития уже достигнута: стадия старости, но не в смысле дряхлости, а в смысле мудрости и совершенства.

В философской концепции Гегеля имеются фаталистические и даже трагические мотивы. Философия не может поучать мир, каким ему следует быть.

Для этого она приходит слишком поздно, когда действительность закончила процесс формирования и достигла завершения.

«Когда философия начинает рисовать своей серой краской по серому, тогда некая форма жизни стала старой, но серым по серому ее омолодить нельзя, можно только понять; сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек».

Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/GEGEL_GEORG_VILGELM_FRIDRIH.html

Ссылка на основную публикацию