Николай гастелло – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Гастелло Николай Францевич

Николай Францевич Гастелло родился 6 мая 1907 г. в Москве, в семье рабочего и белошвейки. В школу поступил в 1911 году.

Первая учительница Николая Гастелло, помогая в составлении его биографии, вспоминала его как очень спокойного, уравновешенного мальчика, всегда старающегося достичь своих целей.

По ее мнению, такие качества вполне способствовали тому, чтобы в будущем совершить подвиг во имя Родины.

В 1924 году семья Гастелло переехала жить в г. Муром, где отец будущего героя устроился на работу в паровозоремонтный завод вагранщиком. Николаю исполнилось в то время 17 лет, поэтому он стал также работать на том же заводе слесарем, одновременно обучаясь в общеобразовательной школе.

В 1928 г. Николай Францевич Гастелло стал коммунистом, примерно в тоже время увлекся спортом и усиленно занимался им в свободное от учебы время.

Его особенной страстью был футбол, Николай был центральным нападающим в команде и идейным вдохновителем группы комсомольцев, своими собственными силами построившими стадион «Локомотив». Кроме этого, молодой Гастелло отлично катался на коньках и лыжах, а также прыгал с парашютом.

В 1930 г семья Николая Францевича вернулась в Москву, где молодой парень устроился работать слесарем-нормировщиком на машиностроительный завод.

Неизвестно, как сложилась бы дальше такая спортивная биография, если бы в 1932 г. Николай Францевич Гастелло не услышал призыв партии «Молодежь на самолеты!» и не поступил бы в Луганскую школу пилотов. Именно с нее началась военная лётная карьера героя.

Далее с 1933 по 1941 гг, Николай Францевич Гастелло был командиром корабля тяжелобомбардировочной авиации дальнего действия в г. Ростов-на-Дону. В 1939 г -воевал на Халхин-Голе в качестве командующего эскадрильи, а в июне 1940 г.

принимал участие в присоединении Северной Буковины и Бессарабии к СССР. В том же году ему дали звание капитана.

Великую Отечественную войну Н. Гастелло встретил в звании командира эскадрильи 207-го тяжелобомбардировочного авиаполка.

До этого он успешно освоил управление самолетом ДБ-3ф и в самом начале сражений 24 июня 1941 года пополнил свою героическую биографию первым подвигом – сбил немецкий «Юнкерс».

Ровно через 2 дня Николай Францевич Гастелло пошел еще на один величайший подвиг, стоивший ему жизни. Двадцать шестого июня, в 40-ка километрах от г. Минска он выполнял боевой вылет в составе четырех самолетов.

Летчикам было приказано подвергнуть бомбардировке механизированные моточасти гитлеровцев, прорвавшихся в район Молодечино-Радошкевичи. На других воздушных суднах вместе с ним на задание вышли старший лейтенант Воробьев и штурман-лейтенант Рыбас, которые и стали очевидцами совершенного им подвига.

Подвиг Николая Гастелло

Достигнув вражескую колонну на Минском шоссе (часть немецких машин заправлялась на обочине), они открыли по ней огонь, нанеся большой урон противнику. Но немцы быстро спохватились и обрушили на советские самолеты зенитную артиллерию. Один из снарядов попал в бензобак судна Гастелло и стал быстро приближаться к кабине.

Попытка спастись с парашютом означала плен. И тогда Николай Гастелло, Г. Н. Скоробогатый, А. А. Калинин и А. А. Бурденюк решились на последний в своей жизни подвиг – пошли на огненный таран автоколонны противника. Как позже сообщало Совинформбюро, взорвались десятки гитлеровских цистерн и машин, посеяв ужас и панику среди врага.

Огненный таран капитана Николая Францевича Гастелло – один из самых известных в истории ВОВ примеров подвига. Биография и героическая гибель летчика были широко растиражированы, и самоотверженному примеру стали следовать другие. Тех, кто шли на огненный таран называли в то время «гастелловцами».

Отважному бойцу, обессмертившему себя в памяти потомков, сразу же дали звание Героя Советского Союза. В 1951 г. была организована комиссия по эксгумации останков экипажа. На месте гибели летчиков установили памятник.

Существует и альтернативная версия подвига Николая Францевича Гастелло, ознакомиться с которой можно в Википедии.

Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:

Источник: http://ordenrf.ru/geroi-rossii/geroi-sssr/nikolay-gastello.php

Николай Францевич Гастелло

Родился в 1907 году в Москве.

Мать — Анастасия Семеновна Кутузова (девичья фамилия), русская, была белошвейкой.

В 1914—1918 годах Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище им. А. С. Пушкина. В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию. В 1919 году он возвращается обратно в Москву, где вновь поступает в школу.

Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра. В 1924 году семья Гастелло переезжает в Муром, где Николай поступает слесарем на Паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского, на котором работал и его отец. Параллельно с трудовой деятельностью, Н.

 Ф. Гастелло оканчивает школу (ныне — школа № 33). В 1928 году вступил в ВКП(б). В 1930 году семья Гастелло возвращается в Москву, и Николай поступает на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го Мая. В 1930—1932 годах Н. Ф. Гастелло жил в пос.

Хлебниково.

Служба в рядах Красной Армии

  • В мае 1932 по специальному набору призван в Красную Армию. Отправлен на учёбу в авиационную школу лётчиков в г. Луганск
  • Учёба в XI военной авиационной школе пилотов (май 1932 — декабрь 1933)
  • Служба в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в г. Ростов-на-Дону (1933—1938). Начав летать правым лётчиком на бомбардировщике ТБ-3, Н. Ф. Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолёт
  • В 1938 году в результате реорганизации части Николай Францевич Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим — заместителем командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в боях при Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го ТБАП. Участвовал в Советско-финской войне 1939—1940 гг. и в присоединении Бессарабии и Северной Буковины к СССР (июнь—июль 1940 г.). Осенью 1940 года авиационная часть перебазируется к западным границам, в город Великие Луки, а затем — в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 году Н. Ф. Гастелло присвоено звание капитана.
  • Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолёт ДБ-3ф
  • Командир 4-й эскадрильи 207-го ДБАП (24 мая 1941 — 23 июня 1941)
  • Командир 2-й эскадрильи той же части (24 — 26 июня 1941). 24 июня огнём крупнокалиберного пулемёта из стоящего на аэродроме самолёта сбил «Юнкерс-88».

Гибель

26 июня 1941 года на ДБ-3ф бомбил вражескую мотоколонну на дороге Молодечно — Радошковичи. В результате огня зенитной артиллерии самолёт был подбит. Вместе с командиром корабля Н. Ф. Гастелло погибли члены экипажа: лейтенант А. А.

 Бурденюк, лейтенант Г. Н. Скоробогатый, старший сержант А. А. Калинин. По официальной советской версии, вражеский снаряд повредил топливный бак, и Гастелло совершил огненный таран — направил горящую машину на механизированную колонну врага.

Удостоен звания Герой Советского Союза, с вручением медали «Золотая звезда» и ордена Ленина (1941, посмертно). Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1941 г.

Подвиг Гастелло: версии и факты

Официальная версия

26 июня 1941 года на боевой вылет в район Радошковичи — Молодечно вылетело звено под командованием капитана Н. Ф. Гастелло, состоящее из двух тяжёлых бомбардировщиков ДБ-3ф. Вторым самолётом управлял старший лейтенант Фёдор Воробьёв, в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас (имена ещё двух членов экипажа Воробьёва не сохранились).

Во время атаки скопления немецкой техники самолёт Гастелло был подбит. Согласно рапортам Воробьева и Рыбаса, горящий самолёт Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Ночью крестьяне из близлежащей деревни Декшняны извлекли трупы лётчиков из самолёта и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика.

Вскоре подвиг Гастелло получил широкое освещение в прессе. 5 июля 1941 года в вечерней сводке Советского информбюро впервые был упомянут подвиг Н. Ф. Гастелло:

На основе сообщения Совинформбюро корреспондентами П. Павленко, П. Крыловым был написан очерк «Капитан Гастелло», который был опубликован в газете «Правда» 10 июля 1941 года.

Обращает на себя внимание дата подвига Гастелло, указанная в статье, — 3 июля. Вероятно, авторы очерка, уточнив правильное написание фамилии героя и факты его биографии, вывод о дате гибели Гастелло сделали исходя из даты сообщения Совинформбюро. Статья в «Правде» имела широкий резонанс, подвиг Гастелло широко использовался советской пропагандой.

25 июля 1941 года командиром 207-го ДБАП капитаном Лобановым и полковым комиссаром Кузнецовым Н. Ф. Гастелло был представлен к званию Героя Советского Союза. В наградном листе сказано:

Уже на следующий день после представления капитану Гастелло Николаю Францевичу было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Приказом министра обороны СССР капитан Гастелло Н. Ф. навечно зачислен в списки одного из авиационных полков.

«Огненный таран» Гастелло стал одним из самых известных примеров героизма в истории Великой Отечественной войны и использовался для военно-патриотической пропаганды и воспитания молодёжи как в ходе войны, так и в послевоенный период, вплоть до распада СССР. Альтернативные версии событий близ д.

Декшняны и попытки расследования гибели Гастелло и Маслова пресекались либо засекречивались. Члены экипажа Гастелло — Г. Н. Скоробогатый, А. А. Калинин, А. А. Бурденюк — остались в тени подвига командира. Только в 1958 году они были награждены орденами Отечественной войны I степени (посмертно).

Усилиями советской пропаганды подвиг Н. Ф. Гастелло стал одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны, а фамилия Гастелло — нарицательной. «Гастелловцами» стали называть лётчиков, совершивших «огненный таран».

Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 595 «классических» воздушных таранов (самолётом самолёта), 506 таранов самолётом наземной цели, 16 морских таранов (в это число могут входить и тараны морскими лётчиками надводных и береговых целей противника) и 160 танковых таранов.

Нужно отметить, что в источниках имеется определённый разнобой по поводу количества таранных атак. Например, в статье «Побратимы Николая Гастелло» говорится лишь о 14 морских и только 52 танковых таранах, 506 таранах самолётом наземной цели, но зато о 600 воздушных таранах. Генерал-майор авиации А. Д.

 Зайцев в своей книге «Оружие сильных духом» оценивает количество воздушных таранов в более чем 620. При этом историки авиации пишут: «в документах противника отмечено [ещё] более двадцати таранов, совершённых советскими летчиками, которые до сих пор неидентифицированы».

Нет единства и в оценке количества собственно «огненных таранов». Например, Юрий Иванов, в своей работе «Камикадзе: пилоты-смертники» оценивает число таких таранов, совершённых советскими летчиками в 1941—1945 гг. величиной «около 350».

В завершение этого пункта следует также отметить, что ряд советских пилотов таранили врага не один раз: 34 лётчика применяли воздушный таран дважды, четверо — Леонид Иванович Борисов, Владимир Иванович Матвеев, Николай Васильевич Терёхин, Алексей Степанович Хлобыстов — трижды, а Борис Иванович Ковзан — четырежды.

Эксгумация предполагаемых останков Гастелло

В 1951 году в канун десятилетия знаменитого «огненного тарана» для последующего торжественного захоронения была произведена эксгумация останков из предполагаемой могилы Гастелло.

Его вещей в могиле не оказалось, но были найдены личные вещи сослуживцев Гастелло — командира 1-й эскадрильи 207-го ДБАП капитана Александра Спиридоновича Маслова и стрелка-радиста Григория Васильевича Реутова. Экипаж Маслова считался пропавшим без вести в тот же день, в который Гастелло, как утверждается, совершил свой подвиг.

Руководивший перезахоронением подполковник Котельников с санкции партийных органов провёл секретное расследование, в результате которого выяснилось, что на месте предполагаемого тарана Гастелло потерпел крушение самолёт Маслова.

Экипаж Маслова без огласки перезахоронили на кладбище Радошковичей, фрагменты бомбардировщика Маслова — отправлены в музеи страны как останки самолёта Гастелло, на месте гибели экипажа Маслова был установлен памятник-монумент, посвящённый подвигу экипажа Н. Ф. Гастелло. Данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло не были обнародованы вплоть до эпохи гласности, когда они впервые проникли в СМИ.

Альтернативная версия

В 1990-е годы в СМИ появилась иная версия событий около деревни Декшняны (её автором стал майор в отставке Эдуард Харитонов). Были обнародованы данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло в 1951 году.

В связи с тем, что там были обнаружены останки экипажа Маслова, было выдвинуто предположение, что именно Маслов является автором приписываемого Гастелло «огненного тарана».

В 1996 году указом президента Ельцина Маслов и все члены его экипажа были награждены званием Героя Российской Федерации (посмертно).

Достоверность рапортов Воробьёва и Рыбаса поставлена под сомнение. Во-первых, возникло предположение, что непосредственно сам таран самолётом Гастелло улетавшие от места боя лётчики не видели, связав падение бомбардировщика Гастелло и столб дыма, поднимавшийся возле дороги.

Во-вторых, выдвигалось предположение, что рапорты могли быть переделаны в ходе кампании по героизации Гастелло в июле—августе 1941 года. В-третьих, самих рапортов Воробьёва и Рыбаса не сохранилось, есть только ссылающиеся на них документы. В-четвёртых, Воробьёв и Рыбас служили в 96-м ДБАП, который располагался на том же аэродроме, что и 207-й ДБАП, в котором воевали Маслов и Гастелло.

По предположению сторонников альтернативной версии, экипажи из разных полков не могли лететь на задание в одном звене.

После появились сообщения, что обломки подлинного самолёта Гастелло находились недалеко от места гибели Маслова, в Мацковском болоте близ села Мацки. Самолёт около Мацки упал, согласно показаниям местных жителей, 26 июня 1941 года.

Ими был найден обгоревший труп, в кармане гимнастёрки которого находилось письмо на имя Скоробогатой, (как предполагается, жены стрелка экипажа Гастелло — Григория Николаевича Скоробогатого), а также медальон с инициалами А. А. К. (возможно, стрелка-радиста Гастелло — Алексея Александровича Калинина).

Но главное — здесь был найден обломок, однозначно идентифицируемый как часть самолёта именно Н. Ф. Гастелло — бирка от двигателя М-87Б с серийным № 87844.

Читайте также:  Криштиану роналду - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Согласно свидетельским показаниям местных жителей села Мацки, один человек из предполагаемого подлинного самолёта Гастелло выбросился с парашютом с крыла падающего самолёта и был захвачен немцами. Показания местного жителя подтверждаются документом «Список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиадивизии с 22.06 по 28.06.41 г.

» за подписью начальника отдела строевой части старшины Бокова. В конце перечисленных поимённо членов экипажа Гастелло приписка: «Один человек из этого экипажа выпрыгнул с парашютом, кто — неизвестно». В то же время не ясно, откуда появилась эта информация, ведь в рапорте Воробьёва и Рыбаса этот момент не отражён, а жители села Мацки были уже на оккупированной территории.

Конструктивной особенностью бомбардировщика ДБ-3ф является то, что с крыла прыгать может только пилот. Это дало сторонникам альтернативной версии повод утверждать, что Гастелло бросил гибнущий борт и экипаж ради собственного спасения.

Однако, строго говоря, не вполне ясно даже, из какого самолёта выпрыгнул парашютист, о котором идёт речь в документе, подписанном Боковым (не говоря уже о том, что свидетели могли ошибиться в своих наблюдениях на предмет того, что прыжок был именно с крыла) — из машины, принятой впоследствии за машину Гастелло (то есть самолёта Маслова) или действительно из самолёта Гастелло.

Стоит также отметить, что Гастелло, по-видимому, действительно пытался направить свой самолёт на расположение врага — иначе трудно объяснить, зачем его ДБ-3ф совершил разворот обратно на д. Мацки (а там как раз находилась немецкая воинская часть).

Высказывается предположение, что из двух одинаково вероятных в тот момент кандидатов на подвиг был выбран именно Гастелло по нескольким соображениям:

  • он был этническим белорусом;
  • его экипаж был интернациональным: Бурденюк — украинец, Калинин — ненец, Скоробогатый — русский;
  • на его счету уже был сбитый «Юнкерс-88»;
  • во время боёв на реке Халхин-Гол в 1939 году он служил в одном полку вместе с батальонным комиссаром М. А. Ююкиным, который впервые в авиации совершил таран наземной цели; по некоторым сведениям, Н. Ф. Гастелло был штурманом на бомбардировщике Ююкина во время тарана (эта версия ошибочна, она не подтверждается основными исследователями жизни Н. Ф. Гастелло, в том числе и его сыном Виктором Гастелло).

Впрочем, версия о том, что осуществлялся некий «выбор» между Гастелло и Масловым на роль «героя», маловероятна: героическая гибель Гастелло была отражена в рапортах Воробьёва и Рыбаса, в то время как свидетельств крушения самолёта Маслова не было, он считался «пропавшим без вести».

Критика альтернативной версии

Ряд исследователей (прежде всего, сын Н. Ф. Гастелло — полковник в отставке Виктор Гастелло) подвергают сомнению факты, на которых построена альтернативная версия и отвергают её как полностью несостоятельную. По их мнению:

  • показания Воробьева и Рыбаса являются главным и неопровержимым свидетельством подвига Гастелло;
  • доказательства того, что упавший в Мацковском болоте самолёт пилотировался Гастелло, несостоятельны;
  • обнаруженные останки Маслова и его экипажа свидетельствуют о том, что его самолёт не совершал таран, а врезался в землю на «бреющем» полёте (возможна и другая версия — Маслов попытался таранить вражескую колонну, но промахнулся; косвенным подтверждением такой гипотезы является обнаружение обломков самолета Маслова на небольшом — всего 170—180 метров — расстоянии от дороги)
  • отсутствие останков Гастелло свидетельствует о том, что он действительно совершил «огненный таран»; в результате взрыва колонны с горючим и боеприпасами ни самолёт, ни останки экипажа невозможно идентифицировать.

Источник: http://people-archive.ru/character/nikolay-francevich-gastello

«Огненный таран» Николая Гастелло

В Советском Союзе на вопрос «Кто такой Гастелло?» мог легко ответить любой школьник. Подвиг Гастелло был совершён в первые дни войны, когда наши войска несли тяжёлые потери. И многие советские воины проявляли чудеса героизма, жертвуя своей жизнью во имя Победы.

Биография Николая Гастелло

В мае 2108 года исполнилось 111 лет со дня рождения Николая Францевича Гастелло.

Николай Гастелло родился 6 мая 1907 году в Москве, в семье рабочего и белошвейки. Отец будущего лётчика, Франц Павлович, уроженец белорусского села, изначально носил фамилию Гастылло, но, переехав в Москву, слегка изменил её. Николай Гастелло учился в мужском училище, закончил его в 14 лет, а через два года стал учеником слесаря.

В 1924 году семья Гастелло переехала жить в Муром, где отец будущего героя устроился на работу в паровозоремонтный завод. Николаю исполнилось в то время 17 лет, поэтому он стал также работать на том же заводе слесарем, одновременно учась в общеобразовательной школе.

В 1928 году Николай вступил в партию, увлёкся спортом и усиленно занимался им в свободное от учёбы время. Его особенной страстью был футбол, Николай был центральным нападающим в команде. Кроме этого, молодой Гастелло отлично катался на коньках и лыжах, а также прыгал с парашютом.

В 1930 году семья Гастелло вернулась в Москву, где парень устроился работать слесарем на машиностроительный завод.

Может быть, Николай Гастелло прославился бы спортивными достижениями, если бы в 1932 году не услышал призыв партии «Молодёжь – на самолёты!» и не поступил бы в Луганскую школу пилотов. Именно с неё началась военная лётная карьера героя. С 1933 по 1941 год Николай Францевич Гастелло был командиром корабля тяжелобомбардировочной авиации дальнего действия в Ростове-на-Дону.

В 1939 он уже воевал на Халхин-Голе в качестве командующего эскадрильи, а в июне 1940 году принимал участие в присоединении Северной Буковины и Бессарабии к СССР. В том же году Николаю Гастелло дали звание капитана.

О личной жизни лётчика Николая Францевича Гастелло до нас дошло мало сведений. Известно, что лётчик был женат, и у него было двое сыновей. Один из них, Виктор Гастелло, стал полковником авиации.

Подвиг Гастелло

Великую Отечественную войну Николай Францевич встретил в звании командира эскадрильи 207-го тяжелобомбардировочного авиаполка. Первый свой боевой вылет совершил 22 июня 1941 года в 5:00.

До этого он успешно освоил управление самолётом ДБ-3ф и в самом начале сражений 24 июня 1941 года пополнил свою героическую биографию первым подвигом – сбил немецкий «Юнкерс».

Ровно через два дня Николай Гастелло пошёл ещё на один величайший подвиг, стоивший ему жизни.

В пятый день войны, 26 июня 1941 года, 3-й дальнебомбардировочный авиационный корпус в течение дня наносил удары по войскам противника в районе Радошковичи – Молодечно у белорусской деревни Декшаны.

Немногочисленный 207-й авиаполк, входящий в состав корпуса, выполнял в тот день второй боевой вылет. В воздух поднялось звено в составе двух самолётов.

В экипаж капитана Николая Гастелло входили штурман лейтенант Анатолий Бурденюк, стрелок-радист сержант Алексей Калинин и нижний люковый стрелок адъютант эскадрильи лейтенант Григорий Скоробогатый.

О втором экипаже было известно только то, что пилотировал самолёт старший лейтенант Фёдор Воробьёв, а в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас. Звено обнаружило большую вражескую моторизованную колонну, экипажи сбросили бомбы на танки и автомобили неприятеля.

После выхода из атаки Гастелло отдал приказ своим ведомым лейтенантам Воробьеву и Рыбасу возвращаться на аэродром, а сам полетел к другой дороге, просёлочной. По ней также шла колонна. Опустившись на предельно малую высоту, он прошёл вдоль неё.

Стрелки Калинин и Скоробогатый, ведя пулемётный огонь, смогли уничтожить двенадцать немецких машин. Вражеские зенитки открыли по бомбардировщику огонь. Самолёт был подбит. Загорелся бензобак. Сбить пламя не удавалось, до своих было не дотянуть.

И капитан Гастелло направил горящую машину в центр механизированной колонны противника.

После выполнения боевого задания на аэродром вернулся лишь бомбардировщик старшего лейтенанта Воробьёва. Он со своим штурманом лейтенантом Рыбасом и подал рапорт по команде с описанием подвига экипажа капитана Гастелло.

Эти лётчики, как пишет в своих воспоминаниях сын легендарного лётчика Виктор Гастелло, видели и подтвердили, как объятый пламенем самолёт капитана Гастелло врезался во вражескую колонну мотобронетехники, и «мощный взрыв потряс скопление вражеской бронетехники, огненный смерч перекинулся на другие танки противника».

Неназванные герои

В 1990-е годы в средствах массовой информации появилась иная версия тех событий. Были обнародованы данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло в 1951 году. Там были обнаружены останки экипажа другого лётчика, Маслова, который ранее считался пропавшим без вести.

Тогда этот факт скрыли, и на месте гибели Маслова поставили стелу в честь подвига Гастелло. Из-за этого было выдвинуто предположение, что именно Маслов является автором «огненного тарана». Эта версия была тщательно изучена и не получила официального подтверждения по многим причинам.

Но в 1996 году Маслову и всем членам его экипажа были присвоены звания Героев Российской Федерации (посмертно).

Единственные очевидцы «огненного тарана» лейтенанты Воробьёв и Рыбас погибли в том же 1941 году. Их рапорты не сохранились до наших дней.

Достоверно известно только одно: экипажи Гастелло и Маслова геройски погибли в один день при исполнении боевого задания и достойны славы.

К сожалению, на долгие годы в тени остались другие члены экипажа Николая Гастелло, которые погибли вместе с командиром во время «огненного тарана»: лейтенант Бурденюк, старший сержант Калинин и лейтенант Скоробогатый (лётчик того же полка, он попросился в боевой вылет вместо штатного стрелка).

О них как будто забыли. И только в 1958 году все они были посмертно награждены орденом Отечественной войны 1 степени.

Мифы о подвиге Гастелло

Подвиг Гастелло выделялся, служил примером героизма и самопожертвования. В связи с этим в общественном сознании сложилось несколько устойчивых заблуждений как о самом лётчике, так и о его подвиге.

Многие считают, что Гастелло совершил первый в истории таран наземной цели, но на самом деле первым был советский лётчик М. А. Ююкин 5 августа 1939 года во время боёв на реке Халхин-Гол. Кстати, Гастелло был однополчанином Ююкина на Халхин-Голе.

А самый первый таран в истории Великой Отечественной войны совершил советский лётчик Кокорев 22 июня 1941 года приблизительно в 4 часа 15 минут.

Ещё одно очень распространённое заблуждение, касающееся подвига Гастелло: лётчик совершил свой подвиг в одиночку и шёл на таран, управляя истребителем, а не бомбардировщиком.

Эта легенда была настолько устойчивой, что были созданы произведения, в которых Николай Гастелло совершил свой подвиг на истребителе. Например, пьеса «Гастелло», появившаяся в1947 году.

Существовали картины и агитационные плакаты с изображением «огненного тарана». На них лётчик таранил танки и автоцистерны с горючим в одиночку и на истребителе.

«Огненный таран»

Фамилия Гастелло стала нарицательной, а лётчиков, совершивших подобный подвиг, называли гастелловцами. За время Великой Отечественной войны многие герои повторили подвиг Гастелло.

Всего было совершено 595 «классических» воздушных таранов (самолётом самолёта), 506 таранов самолётом наземной цели, 16 морских таранов и 160 танковых таранов.

Агрегатор новостей 24СМИ

Загрузка…

  • Расскажите об этом своим друзьям!

ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ПОНИМАЕТ: НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО! • Последние новости • Наша история • Судьбы людские • Наша почта, наши споры • ПУБЛИКАЦИИ, ОСОБЕННО ПОПУЛЯРНЫЕ СРЕДИ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙNext PrevО нём знали только Сталин и Берия

По телефону он деликатно отнекивался, ссылаясь на занятость. На столе лежала рукопись очередной книги. Ждали дела в редколлегиях нескольких журналов. Аспиранты и студенты выстроились в очередь за консультация…

Кончина атамана Кочкина

Нет обиднее и страшнее гражданской войны, на которой брат убивает брата, а люди делятся на красных и белых. После зарастают травой хлебородные пашни, политые кровью «своих» и «чужих». Разберись, кто прав, кто…

Оксана

История великой гимнастки глазами ее тренера

Старый Иркутск

  Иркутск довольно быстро становится крупным военно-торговым центром Восточной Сибири, оттесняя на второй план остроги, возникшие раньше (Братский, Верхоленский, Илимский и другие). Причина этому – удобное р…

Составьте свою родословную

В последние годы в нашей стране многократно вырос интерес к полузабытой науке генеалогии и к составлению родословных. На каждое заседание существующего в Иркутске общества «Родословие» приходят люди, желающие…

История Сибири: Последний белый город

«Первый закон истории — бояться какой бы то ни было лжи, а затем не бояться какой бы то ни было правды». Цицерон ПРОЛОГ Так получается, что история нашей Родины зачастую представляет собой откровенную ложь…

История Иркутска: Город и его музей

Одна из стен медленно поплыла вверх, потом появилась стеклянная стена, за которой обнаружились люди. Она приоткрылась, и я, наконец, поняла, что это лифт. Пожилой мужчина с букетом цветов вышел из лифта и нап…

Отступления и победы лейтенанта Яныкина

Яныкин Константин Васильевич – кадровый офицер. После успешного окончания средней школы в 1936 году в курортном городе Минеральные Воды он решил стать военным – окончить в чеченском городе Грозном пулемётно-м…

История Сибири: Самоцветы Смоленщины

В целях усиления поисковых работ на поделочные и полудрагоценные камни Министерством геологии СССР в 1966 году была создана геологоразведочная партия. Спрос на изделия из камнесамоцветного (нефрит, жадеит, ла…

Время выбрало нас…

  Так уж сложились жизненные обстоятельства, что в середине 90-х годов нашей семье, как и многим другим, пришлось поменять место жительства. Мы переехали в село Хомутово, что в Иркутском районе, оставив край…

Война и мир Дмитрия Лебедева

Читайте также:  Игорь лагутин - биография знаменитости, личная жизнь, дети

24 октября этого года исполнится 92 года фронтовику, почётному железнодорожнику Дмитрию Дмитриевичу Лебедеву. А 24 апреля этого года  ему за активную работу в ветеранском движении, воспитание молодёжи в духе …

История Сибири: Кругоморская дорога у Байкала

Освоение Сибири происходило поэтапно. Вначале по судоходным рекам была освоена Западная Сибирь. Затем русские землепроходцы от Урала к Тихому океану продвигались на восток северным путём по рекам Енисей, Лена…

Город моей юности

  Впервые я познакомился с Иркутском в 1953 году, точнее говоря, даже не с самим городом, а его представителями в лице актёров Иркутского театра музыкальной комедии.

ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛЕДИТ ЗА ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ • Все новости про пенсии и деньги • Пенсионные новости • Военным пенсионерам • Работающим пенсионерам •Next PrevСмартфонный грабёж

Старшее поколение, жившее в СССР, безоговорочно доверяло средствам массовой информации, и на это были причины. Все СМИ были государственными, поэтому информация тщательно проверялась, отсеивалась. За достовер…

Дом без налога

“Российская газета” публикует очень важный закон. Он касается граждан предпенсионного возраста. С 1 января 2019 года женщины 55 лет и мужчины 60 лет получат льготы по имущественным налогам. Раньше на них имел…

Международный день пожилых людей

1 октября во многих странах мира отмечается Международный день пожилых людей. Пенсионный фонд России выступает одним из главных государственных институтов страны для пожилых граждан, обеспечивая различные …

По всей стране проходят уроки пенсионной грамотности

В школах, средних и высших учебных заведениях всех регионов России начинаются уроки пенсионной грамотности. Тысячи специалистов территориальных органов Пенсионного фонда России отправляются в школы, вузы и сс…

МИР – полезный пластик для пенсионеров

Банковские учреждения предлагают для пенсионеров ране продукты. Например, пластиковые карты. В последнее время много информации дается о карте МИР. Это национальная банковская карта. Она удобна тем, что опера…

Еще раз о кредитовании пенсионеров

Граждане России часто пользуются разными кредитными продуктами. По итогам текущего года Центробанк прогнозирует рост кредитования. Его динамика может составить от 19% до 22%. Прогноз на предприятия и финансов…

Ни капли мимо

Рачительный москвич экономил и при Александре I, и при Керенском, и при военном коммунизме. Делали сальные свечи, чтоб не покупать восковые. Производили спички с двумя головками. Мыли и сушили на батареях “ру…

Источник: http://moi-goda.ru/sudbi-liudskie/ognenniy-taran-nikolaya-gastello

Николай Гастелло

Звание Героя Советского Союза Николаю Францевичу Гастелло присвоено посмертно26 июля 1941 года за наземный таран.

Николай Францевич Гастелло капитан, командир 2-й авиационной эскадрильи 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. Родился 6 мая 1908 года в Москве в семье рабочего. Белорус.

Работал слесарем на Муромском паровозостроительном заводе и Государственном механическом заводе строительных машин. В маt 1932 года по специальному набору был призван в ряды РККА. В 1933 году окончил Луганскую военную авиационную школу летчиков.

Служил в бомбардировочной авиационной бригаде в Ростове-на-Дону. Воевал на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Участник советско-финлядской войны 1939-1940 годов.

В мае 1941 года капитан Гастелло назначен командиром 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка (42-я дальнебомбардировочная авиационная дивизия, 3-й бомбардировочный авиационный корпус, ДБА).

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Первый свой боевой вылет совершил 22 июня 1941 года в 5.00. В первые дни войны полк понес большие потери. Оставшиеся летчики и самолеты 24 июня были сведены в две эскадрильи. Капитан Гастелло стал командиром 2-й эскадрильи.

Звание Героя Советского Союза Николаю Францевичу Гастелло присвоено посмертно 26 июля 1941 года за наземный таран.

26 июня 1941 года во второй половине дня Гастелло вылетел во главе звена ДБ-3Ф для нанесения удара по немецким войскам в районе Молодечно – Радошковичи, наступающим на Минск. Истребительного прикрытия не было. Наши летчики обнаружили немецкую колонну, двигавшуюся по шоссе. Снизившись до 400 м, они сбросили бомбы на танки и автомобили притивника.

После выхода из атаки Гастелло приказал своим ведомым лейтенантам Воробьеву и Рыбасу возвращаться на аэродром, а сам направился к другой дороге, проселочной. По ней тоже шла колонна. Снизившись до предельно малой высоты, он прошел вдоль нее.

Стрелки Калинин и Скоробогатый, ведя огонь из пулеметов, вывели из строя 12 автомобилей (включая легковые и штабной автобус). Немецкие зенитки открыли по самолету огонь. От попадания зенитного снаряда ДБ-3Ф загорелся. Гастелло повернул на свою территорию. Пожар разгорался все сильнее. Сбить пламя скольжением не удавалось.

Гастелло понял, что до своих не дотянуть, и решил направить горящий самолет на расположившуюся в деревне Моцки немецкую воинскую часть. Он развернул над лесом свой самолет, но до деревни не дотянул – самолет упал на опушке леса. Вместе с Гастелло погибли члены экипажа: штурман лейтенант А.А.Бурденюк, стрелок-радист старший сержант А.А.

Калинин и стрелок лейтенант Г.Н.Скоробогатый (летчик того же полка, он напросился в боевой вылет вместо штатного стрелка). Все они посмертно награждены орденом Отечественной войны 1 степени.

Взрыв видели ведомые, когда подлетали к Радошковичам (довольно крупному населенному пункту, нанесенному на карту) и в донесении привязали к нему бой.

Долгое время считалось, что экипаж капитана Гастелло погиб, совершая таран вражеской колонны на шоссе Молодечно – Радошковичи. На этом месте был даже установлен ему памятник.

Спустя много лет после войны выяснилось, что там погиб другой экипаж 207 дбап – командира 1 эскадрильи капитана А.С.Маслова (в 1996 году все члены экипажа удостоены звания Героя России).

Приказом министра обороны СССР капитан Н.Ф.Гастелло навечно зачислен в списки одного из авиационных полков.

Памятники ему были установлены в Москве, Минске, в пгт Радошковичи Молодечненского района Минской области и на территории Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов.

На здании московской школы ¦270, в которой он учился, установлена мемориальная доска. Его именем назывались колхозы, совхозы, фабрики, заводы, улицы, пионерские дружины, шахта ¦30 в городе Кизел Пермской области, теплоход.

Источник: http://facecollection.ru/people/nikolay-gastello

Гастелло Николай Францевич — Биография

Никола́й Фра́нцевич Гасте́лло (1907—1941) — советский военный лётчик, участник трёх войн, командир 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии 3-го дальнебомбардировочного авиационного корпуса Дальнебомбардировочной авиации ВВС РККА, капитан. Погиб во время боевого вылета. Герой Советского Союза, посмертно.

Родился в 1907 году в Москве.

Отец — Франц Павлович Гастылло, русский немец, родом из деревни Плужины (сейчас Кареличский р-н Гродненской обл., Белоруссия); в 1900 году пришёл на заработки в Москву (где его фамилию стали произносить на московский манер — «Гастелло»), работал вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге.

Мать — Анастасия Семеновна Кутузова (девичья фамилия), русская, была белошвейкой.

В 1914—1918 годах Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище им. А. С. Пушкина. В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию. В 1919 году он возвращается обратно в Москву, где вновь поступает в школу.

Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра. В 1924 году семья Гастелло переезжает в Муром, где Николай поступает слесарем на Паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского, на котором работал и его отец. Параллельно с трудовой деятельностью, Н.

Ф. Гастелло оканчивает школу (ныне — школа № 33). В 1928 году вступил в ВКП(б). В 1930 году семья Гастелло возвращается в Москву, и Николай поступает на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го Мая. В 1930—1932 годах Н. Ф. Гастелло жил в пос.

Хлебниково.

Служба в рядах Красной Армии

  • В мае 1932 по специальному набору призван в Красную Армию. Отправлен на учёбу в авиационную школу лётчиков в г. Луганск
  • Учёба в XI военной авиационной школе пилотов (май 1932 — декабрь 1933)
  • Служба в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в г. Ростов-на-Дону (1933—1938). Начав летать правым лётчиком на бомбардировщике ТБ-3, Н. Ф. Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолёт
  • В 1938 году в результате реорганизации части Николай Францевич Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим — заместителем командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в боях при Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го ТБАП. Участвовал в Советско-финской войне 1939—1940 гг. и в присоединении Бессарабии и Северной Буковины к СССР (июнь—июль 1940 г.). Осенью 1940 года авиационная часть перебазируется к западным границам, в город Великие Луки, а затем — в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 году Н. Ф. Гастелло присвоено звание капитана.
  • Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолёт ДБ-3ф
  • Командир 4-й эскадрильи 207-го ДБАП (24 мая 1941 — 23 июня 1941)
  • Командир 2-й эскадрильи той же части (24 — 26 июня 1941). 24 июня огнём крупнокалиберного пулемёта из стоящего на аэродроме самолёта сбил «Юнкерс-88».

Гибель

26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Н. Ф. Гастелло в составе лейтенанта А. А. Бурденюка, лейтенанта Г. Н. Скоробогатого и старшего сержанта А. А.

Калинина на самолёте ДБ-3Ф вылетел для нанесения бомбового удара по немецкой механизированной колонне на дороге Молодечно — Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков. Огнём зенитной артиллерии самолёт Гастелло был подбит.

Вражеский снаряд повредил топливный бак, и Гастелло совершил огненный таран — направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1941 Гастелло был посмертно удостоен звания «Герой Советского Союза» с вручением медали «Золотая звезда» и ордена Ленина.

Источник: http://pomnipro.ru/memorypage13620/biography

Николай Францевич Гастелло: страницы биографии, подвиг, бессмертие (к 110-летию со дня рождения) | ВТРК

Опубликовано на 04. Май, 2017 в Газета, История края

6 мая исполняется 110 лет со дня рождения Героя Советского Союза Николая Францевича Гастелло. Имя Героя давно стало символом мужества и самопожертвования советских воинов в годы Великий Отечественной войны 1941-1945 гг.

Вспомним основные вехи биографии этого прославленного человека, тем более, что его жизнь, хоть и непродолжительное время, была связана с городом Великие Луки.
Николай Францевич Гастелло родился 6 мая 1907 г. в Москве, в семье рабочего и белошвейки. В школу поступил в 1911 г.

Первая учительница Николая Гастелло, помогая в составлении его биографии, вспоминала его как очень спокойного, уравновешенного мальчика, всегда старающегося достичь своих целей.
В 1924 г. семья Гастелло переехала жить в г. Муром, где отец будущего героя устроился на работу в паровозоремонтный завод вагранщиком.

Николаю исполнилось в то время 17 лет, поэтому он стал также работать на том же заводе слесарем, одновременно обучаясь в общеобразовательной школе. В 1928 г. Николай Францевич Гастелло стал коммунистом, примерно в то же время увлекся спортом и усиленно занимался им в свободное от учебы время.

Его особенной страстью был футбол, Николай был центральным нападающим в команде и идейным вдохновителем группы комсомольцев, своими собственными силами построившими стадион «Локомотив». Кроме этого, молодой Гастелло отлично катался на коньках и лыжах, а также прыгал с парашютом. В 1930 г.

семья Николая Францевича вернулась в Москву, где молодой парень устроился работать слесарем-нормировщиком на машиностроительный завод. Неизвестно, как сложилась бы дальше такая спортивная биография, если бы в 1932 г. Николай Францевич Гастелло не услышал призыв партии «Молодежь на самолеты!» и не поступил бы в Луганскую школу пилотов. В 1933 г.

окончил Луганскую школу военных летчиков. В 1938-1940 гг. участвовал в боях на Халкин-Голе и в советско-финской войне. С 1938 г. – член Коммунистической партии. В 1940 г. авиаполк, в котором служил Гастелло, расположился в городе Великие Луки и находился в нем в течение 6 месяцев. С 1 октября 1940 г. по 13 марта 1941 г. Николай Гастелло жил в трехэтажном жилом доме № 3 на улице Кукинской в районе «8-го городка».

В марте 1941 г. авиаполк был переведен в Вязьму. В мае 1941 г. Н.Ф. Гастелло назначают командиром 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка.

Подвиг Гастелло

На пятый день войны с Германией – 26 июня 1941 г. – 207-му полку было дано задание бомбардировать мотомехчасти противника, прорвавшиеся в район Молодечино – Радошковичи (в 40 км от Минска). Выполнение было поручено звену из 2-х тяжёлых бомбардировщиков под командованием Н.Ф. Гастелло.

Вторым самолётом управлял старший лейтенант Фёдор Воробьёв, в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас (имена ещё двух членов экипажа Воробьёва не сохранились). Во время атаки скопления немецкой техники самолёт Н.Ф. Гастелло был подбит.

Согласно рапортам Воробьёва и Рыбаса, горящий самолёт Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Ночью крестьяне из близлежащей деревни Декшняны извлекли трупы лётчиков из самолёта и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика. Вскоре подвиг Гастелло получил широкое освещение в прессе.

5 июля 1941 г. в вечерней сводке Советского информбюро впервые был упомянут подвиг Н.Ф. Гастелло: «Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника.

Читайте также:  Наталья фриске - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя». На основе сообщения Совинформбюро корреспондентами П. Павленко, П. Крыловым был написан очерк «Капитан Гастелло», который был опубликован в газете «Правда» 10 июля 1941 г. «На рассвете 6 июля на разных участках фронта лётчики собрались у репродукторов.

Говорила московская радиостанция, диктор по голосу был старым знакомым – сразу повеяло домом, Москвой. Передавалась сводка Информбюро. Диктор прочёл краткое сообщение о героическом подвиге капитана Гастелло.

Сотни людей – на разных участках фронта – повторили это имя… Ещё задолго до войны, когда он вместе с отцом работал на одном из московских заводов, о нём говорили: «Куда ни поставь, всюду – пример». Это был человек, упорно воспитывающий себя на трудностях, человек, копивший силы на большое дело. Чувствовалось, Николай Гастелло — стоящий человек.

Когда он стал военным лётчиком, это сразу же подтвердилось. Он не был знаменит, но быстро шёл к известности.

В 1939 году он бомбил белофинские военные заводы, мосты и доты, в Бессарабии выбрасывал наши парашютные десанты, чтобы удержать румынских бояр от грабежа страны.

С первого же дня Великой Отечественной войны капитан Гастелло во главе своей эскадрильи громил фашистские танковые колонны, разносил в пух и прах военные объекты, в щепу ломал мосты. О капитане

Памятник экипажу Гастелло. Починок (Смоленская обл.)

Гастелло уже шла слава в лётных частях. Люди воздуха быстро узнают друг друга. Последний подвиг капитана Гастелло не забудется никогда. 3 июля во главе своей эскадрильи капитан Гастелло сражался в воздухе. Далеко внизу, на земле, тоже шёл бой. Моторизованные части противника прорывались на советскую землю.

Огонь нашей артиллерии и авиация сдерживали и останавливали их движение. Ведя свой бой, Гастелло не упускал из виду и бой наземный. Чёрные пятна танковых скоплений, сгрудившиеся бензиновые цистерны говорили о заминке в боевых действиях врага. И бесстрашный Гастелло продолжал своё дело в воздухе. Но вот снаряд вражеской зенитки разбивает бензиновый бак его самолёта.

Машина в огне. Выхода нет. Что же, так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в постыдный плен? Нет, это не выход. И капитан Гастелло не отстёгивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины. Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит он огненный комок своего самолёта.

Огонь уже возле лётчика. Но земля близка. Глаза Гастелло, мучимые огнём, ещё видят, опалённые руки твёрды. Умирающий самолёт ещё слушается руки умирающего пилота.

Так вот закончится сейчас жизнь — не аварией, не пленом — подвигом! Машина Гастелло врезается в «толпу» цистерн и машин — и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются вражеские цистерны. Мы помним имя героя — капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя.

В памяти навсегда останется подвиг человека, рассчитавшего свою смерть как бесстрашный удар по врагу». 25 июля 1941 года командиром 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка капитаном Лобановым и полковым комиссаром Кузнецовым Н.Ф. Гастелло был представлен к званию Героя Советского Союза. В наградном листе сказано:

«26 июня капитан Гастелло с экипажем: Бурденюк, Скоробогатый и Калинин – повёл звено ДБ-3 бомбить зарвавшихся фашистов. По дороге Молодечно –

Памятгик экипажу Гастелло. Радошковичи

Радошковичи у Радошковичи показалась вереница танков противника. Звено Гастелло, сбросив бомбы на груду скопившихся на заправку горючим танков и расстреливая из пулемёта экипажи фашистских машин, стало уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло.

Получив прямое попадание, объятый пламенем, самолёт не мог уйти на свою базу, но в этот тяжёлый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю По наблюдению старшего лейтенанта Воробьёва и лейтенанта Рыбаса, они видели, как капитан Гастелло развернулся на горящем самолёте и повёл его в самую гущу танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи. Такой дорогой ценой заплатили немецкие фашисты за смерть лётчика капитана Гастелло и смерть героического экипажа». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 г. капитану Н.Ф. Гастелло присвоено звание Героя Советского Союза. Члены экипажа – лейтенант А.А. Бурденюк, старший лейтенант А.А. Калинин, лейтенант Г.П. Скоробогатый – награждены орденом Отечественной войны I степени посмертно. Подвиг капитана Н.Ф. Гастелло и его экипажа вошел в историю, стал бессмертной легендой. И не только сам по себе. За годы Великой Отечественной войны он был повторен 327 раз. После войны памятники экипажу Н.Ф. Гастелло были установлены на месте подвига у поселка Радошковичи в Белоруссии и у въезда в г. Починок Смоленской области, откуда начался полет. Мемориальная доска открыта в Ростове-на-Дону, где до войны находился авиаполк. Самому авиаполку (ныне 1-ый гвардейский Краснознаменный Брянский авиаполк дальнего действия) присвоено имя Н.Ф. Гастелло. В Великих Луках на стыке улиц Холмской и Ботвина перпендикулярно им расположена улица Гастелло, носившая прежде название Кукинская. Время ее возникновения и происхождения старого названия не установлены. В 1930-х годах на Кукинской улице был построен трехэтажный жилой дом (№ 3), в котором с 1 октября 1940 г. по 13 марта 1941 г. жил Н.Ф. Гастелло.

Для увековечения памяти Героя Советского Союза 13 августа 1964 г. исполком Великолукского городского совета депутатов присвоил улице Кукинской имя Гастелло. Позднее на здании школы № 10 была укреплена мемориальная доска с надписью: «Гастелло Николай Францевич. 1907–1941. Герой Советского Союза, капитан, летчик, героически погиб, направив подбитый самолет на немецкие танки».

Источник: http://vtrk.ru/?p=17121

Николай Сличенко: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото

Сличенко Николай Алексеевич — советский деятель искусств, обладатель званий Заслуженный артист РСФСР, Народный артист СССР, десятков знаковых наград и премий, просто талантливый человек и многогранная личность. Известен в сфере театра и кино, также отметился как музыкант и педагог.

Славу и народную любовь Сличенко принесла должность главного режиссёра театра «Ромэн» — цыганского театра аналогов которого нет в мире и сегодня. Успел Сличенко оставить свой след и в политике. В 2012 году, во время президентских выборов, выступал в качестве доверенного лица Владимира Путина.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Николаю Сличенко

Николай Сличенко — разносторонний талантливый человек и яркая личность. Особо он отличился в популяризации цыганского творчества на просторах бывшего Советского Союза. Он является одним из руководителей легендарного театра «Ромэн», режиссёром-постановщиком множества известных спектаклей.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Николаю Сличенко

Не удивительно, что поклонников творчества Николая Алексеевича, интересует вся информация о жизни кумира, включая рост, вес, возраст.

Сколько лет Николаю Сличенко не является тайной. Родился гений 27 декабря 1934, стало быть сегодня ему 84 года.

Касательно роста и веста знаменитости, то эти показатели составляют 183 см и 85 кг, соответственно.

Биография и личная жизнь Николая Сличенко

Биография и личная жизнь Николая Сличенко — удивляет своей насыщенностью. За весь свой творческий путь он стал обладателем самых престижных наград и премий. А начинал свой жизненный путь, наш герой в Белгороде в семье оседлых цыган. Детство Николая было омрачено разразившейся войной. Она забрала у маленького Николая многих дорогих людей, включая отца, которого расстреляли.

Первые мысли о творчестве возникли в голове Николая в Воронеже, куда он переехал в 1945 году. Там, от местных цыган он узнал о цыганском театре в Москве. Николай решил отправиться на покорение столицы.

Биография и личная жизнь Николая Сличенко

Начинал свою деятельность Николай Алексеевич в качестве артиста второго состава. Его талант отмечали Ляля Чёрная, Н.Г. Нарожный и другие известные деятели, так или иначе имевшие отношение к цыганскому театру.

Таким образом наш герой начал подниматься по карьерной лестнице дойдя до должности главного режиссёра и худрука театра. Для этого ему пришлось получить профильное образование. В будущем полученными знаниями он делился с молодёжью. Личная жизнь Сличенко неразрывно связана с работой.

Его первой избранницей стала актриса, коллега по творческому цеху Сетара Казымова, а в 1960 году он связал себя узами брака с другой артисткой театра — Тамилой Агамировой.

Биография и личная жизнь Николая Сличенко

Семья и дети Николая Сличенко

Семья и дети Николая Сличенко — находятся в тени звёздного гения. Информации о родителях Николая крайне мало. Большая дружная цыганская семья сильно пострадала от преследований и репрессии во время Великой Отечественной Войны. В семье Сличенко было пятеро детей. Информации о судьбе братьев и сестёр Николая в открытом доступе нет.

Семья и дети Николая Сличенко

Жена Сличенко — Тамила Агамирова до сих пор является для него настоящим оплотом и музой, поддерживающей во всех творческих начинаниях.

О первом своём браке с Сетарой Казымовой, Сличенко также сохранил исключительно добрые воспоминания. К слову, на память от первого брака Николаю достался сын от Алексей.

Во втором браке у гения родились сын Пётр Петра и дочка Тамилла.

Сын Николая Сличенко – Алексей

О первом ребенке Николая Сличенко сегодня ничего неизвестно. Этот человек не любит публичности, что означает лишь то, что по стопам он отца он не пошёл.

Сын Николая Сличенко – Алексей родился в первом браке артиста, который по началу казался вполне счастливым.

С первой супругой Сетарой Казымовой Николай прожил 8 лет, о которых сегодня вспоминает с доброй улыбкой, называя этот период своей жизни одним из лучших.

Сын Николая Сличенко – Алексей

Причина развода — Тамила Агамирова, которая буквально завладела сердцем молодого человека. Сходя с ума от новой страсти артист оставил первую супругу, сохранив тем не менее с ней довольно тёплые отношения.

Биографии других знаменитостей, рекомендуем!

Сын Николая Сличенко – Пётр

Вторая супруга Сличенко, уже в скором будущем после свадьбы, подарила ему ещё одного наследника. Второй сын Николая Сличенко – Пётр также не является творческим человеком, хотя по словам самого Сличенко всегда поддерживал его в творчестве.

Чем занимается Пётр Сличенко сегодня достоверно неизвестно. Впрочем, судя по количеству внуков и правнуков артиста и Пётр и Алексей состоялись, как личности и нашли свою тропу в этой жизни, что бесспорно делает Николая Алексеевича счастливым отцом и дедом, который должен гордиться своими детьми.

Дочь Николая Сличенко – Тамилла

Любимицей отца однозначно является дочь, и не только потому что она самый младший его ребёнок, но и потому что единственная из детей Николая продолжила творческий путь отца. Дочь Николая Сличенко – Тамилла — известная артистка цыганского театра.

Дочь Николая Сличенко – Тамилла

Сегодня ей рукоплещут театральные критики и сотни поклонников её цыганского таланта, а Тамилла вынашивает ещё много творческих планов, которые должны удивить самую искушённую публику, но самым главным критиком и советчиком для неё был и остаётся родной отец.

Бывшая жена Николая Сличенко – Сетара Казымова

С первой супругой Сетарой Казымовой молодой тогда ещё Николай познакомился в театре, которому посвятил всего себя. Именно на подмостках цыганского театра он впервые увидел начинающую, но подающую большие надежды молодую артистку, которая впоследствии стала неотъемлемой частью его жизни.

Бывшая жена Николая Сличенко – Сетара Казымова

Бывшая жена Николая Сличенко – Сетара Казымова была старше супруга на 3 года, что не помешало прожить совместно 8 счастливых лет.

Свадьбу сыграли в 1952 году на старте карьеры Николая.

Расстались супруги в 1960 году, после чего о судьбе Сетары Казымовой известно немного, её достижения остались в тени творческих побед Сличенко, внимание публики переключилось на вторую избранницу артиста.

Жена Николая Сличенко – Тамилла Агамирова

Второй супругой Сличенко стала также его коллега по сцене Тамилла Агамирова. Девушка имеет азербайджанские корни и попала в театр под протекторатом самой Ляли Чёрной. Недюжинный талант и невероятная красота девушки не позволили Николаю, который в то время уже начинал путь режиссёра пройти мимо.

Жена Николая Сличенко – Тамилла Агамирова

Позже он понял, что любит красавицу, не только как режиссер, но и как мужчина, о чём незамедлительно сообщил первой супруге и самой Тамилле. О своём выборе Николай Алексеевич не пожалел. Жена Николая Сличенко – Тамилла Агамирова по сей день является главным идейным вдохновителем творца.

Инстаграм и Википедия Николая Сличенко

Николай Алексеевич в силу возраста негативно относится к общению в интернете, никогда не пытался осваивать всемирную паутину. На вопросы журналистов о том, не собирается ли он создать аккаунт скажем в инстаграме, артист в шутку отвечает, что свой аккаунт он уже давно создал.

Инстаграм и Википедия Николая Сличенко, по его же словам, — это его большая семья, дети и внуки в глазах которых, словно в зеркале отражается часть его жизни. При чём свой «аккаунт» Сличенко предпочитает скрывать от посторонних, доступ ко многим «альбомам с фотографиями» скрыт за семью замками, возможно именно поэтому семье Сличенко удалось сохранить сплочённость и единство.

Источник: http://PopBio.ru/nikolaj-slichenko-biografiya-lichnaya-zhizn-semya-zhena-deti-foto/

Ссылка на основную публикацию