Радж капур – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Радж капур. шагнувший в вечность

Автор: cocktail at пятница, 23 декабря 2016 г.

14 декабря 1924 года родился индийский актер и режиссер Радж Капур. Во многом благодаря ему индийское кино стало всемирно популярным. Клоун, бродяга, индийский Чарли Чаплин – в фотогалерее “Коктейля”.

1. Радж Капур родился в артистической семье в индийском городе Пешаваре (сейчас – в Пакистане). Его дед также был актером. Отец, Притхвирадж Капур, являлся владельцем и главным режиссером известного в Бомбее театра “Притхви-тиэтрс”. Капур-старший сумел передать любовь к актерскому мастерству и своим сыновьям (у Раджа два брата – Шамми и Шаши).

2. На сцену Радж впервые вышел в шесть лет. “Притхви-тиэтрс” стал подлинной школой мастерства для будущей звезды. И хотя в труппе числилось около сотни актеров, пожалуй, именно к своим сыновьям Притхвирадж предъявлял самые жесткие требования. В театре Раджу приходилось быть не только актером, но и рабочим сцены, осветителем и уборщиком. В 11 лет он  открыл для себя кино: сыграл эпизодическую роль в фильме “Революция” (1935).
3. Получать высшее образование Радж Капур отказался и предпочел реальную работу на съемочных площадках студии Bombay Talkies. Изучая особенности разных специальностей, он мечтал о больших ролях. В 1947 году режиссеры заметили молодого актера, он сыграл в нескольких фильмах. На заработанные деньги Радж Капур решил снять свою картину. “Испепеляющая страсть” (1948) не принесла большого успеха, но положила начало творческому пути собственной компании Капура R.K.

На фото: Кадр из фильма “Бродяга”, 1953

4. В ранних режиссерских работах у Капура уже сформировался его собственный стиль: операторская игра со светом и тенью, качественное музыкальное сопровождение, философские рассуждения о красоте и ее истинном значении.

На фото: Кадр из фильма “Господин 420”, 1955

5. По признанию самого Капура, лучшие свои роли как актер он сыграл в собственных фильмах: “Человек 420”, “Бродяга” . Последний стал участником Каннского кинофестиваля 1953 года. В них Капур играет традиционного для индийского кино персонажа – выходца из городских трущоб, который не теряет оптимизма и, преодолевая трудности, приходит к успеху. Именно такие роли принесли Капуру славу “индийского Чарли Чаплина”.

С сыном Риши. помните “Бобби”

6. В своей жизни Радж Капур был женат только один раз. Жена Кришна Капур родила ему пятерых детей: двух дочек – Риму и Риту – и трех сыновей – Раджива, Рандхира и Риши. Все сыновья продолжили кинематографическую династию Капуров и продолжают сниматься в кино.
7. С самого начала творческого пути постоянной партнершей Раджа Капура по съемкам стала ослепительная женщина и блистательная актриса Наргис (на фото). Вместе они сыграли в 16 фильмах, многие из которых были рекордсменами по кассовым сборам в Индии.

На фото: Радж Капур с женой Кришной (справа) и Наргис

8. Молва связывала Капура с ней. Наргис подчеркивала, что это все глупости, у них всегда были лишь творческие отношения. Но слухи дошли до жены – и та потребовала, чтобы прекратились любые контакты. В 1957-м сотрудничество прервалось. Наргис стала сниматься у других режиссеров, потом вышла замуж и вовсе ушла из кино. Она умерла в 1981-м, но условие “не встречаться” свято соблюдалось обеими сторонами.
http://argumenti.ru/history/2014/12/382440

На фото: кадр из фильма “Продавец мечты”.

9. Фильмография актера насчитывает около 80 лент, в некоторых поздних картинах Радж Капур сыграл самого себя.
За достижения в области культуры и популяризацию индийского кино Радж Капур удостоен одной из трех высших наград правительства страны – Падма Бхушан.

10. “Становясь знаменитым, вы становитесь непостоянным, вы начинаете жить в каком-то странном параллельном мире – мире иллюзий. У вас нет времени ни на друзей, ни на семью. Непонятные вещи становятся самыми важными. Легко войти в заблуждение”.

11. Радж Капур – обладатель всех кинопремий Индии, некоторые из них присвоены актеру уже после смерти. В 1957 году он получил хрустальный глобус на кинофестивале в Карловых Варах за фильм “Бодрствуйте!”.
Для очередного фильма Капуру надо было снять массовую сцену на главной улице Бомбея. Но реально это означало, что в огромном мегаполисе с безумным по насыщенности городским движением необходимо примерно на час перекрыть главную улицу. И городские власти согласились! Потому что просит Радж Капур. Но с одним условием – сам он не появится на улице. Иначе толпы поклонников сметут всё. Капур был звездой, кумиром.

12. В СССР и Восточной Европе персональная слава Раджа Капура привела к всплеску популярности индийского кино. 

13. Никто из зарубежных актеров не пользовался в 1950-1960-е годы такой славой у советского зрителя, как он. В 1954-м его фильм “Бродяга” в Союзе посмотрели 64 миллиона зрителей. А вслед за тем подоспела следующая картина – “Господин 420″. И началась в нашей стране настоящая “капуромания”. Капуромания доходила до того, что во время одного из приездов в Москву автомобиль актера поклонники пронесли на руках.

14. В киосках и магазинах продавались открытки с его фотографиями, по радио то и дело крутили песни из фильмов (хотя на самом деле их исполнял за Раджа Капура певец Мукеш)… На всех советских коммунальных кухнях СССР можно было услышать песню Бродяги “Авара я “. То есть, “Бродяга я”…
Даже родилась такая народная частушка:
Радж Капур, Радж Капур,
Посмотри на этих дур
Все московские (ростовские и т.д.) стиляги
помешались на “Бродяге”
Даже бабушка моя, все поет “Авара я”

15. Юрий Гагарин, в ноябре 1961-го во время приезда в Индию, назвал Раджа “товарищ Бродяга”… Гагарин был в мире визитной карточкой СССР, Радж Капур – визитной карточкой Индии…

На фото: Радж Капур с женой Кришной

16. “В этом мире нет ничего, кроме любви. Чем больше ее даешь или распространяешь, тем больше ее становится. Чем больше принимаешь любовь, тем она сильнее. Чем больше любви даришь, тем лучше и сильнее становишься. Есть много форм любви. Когда ее уменьшаешь, она становится эгоистичной. Эгоистичная любовь приносит свою выгоду, но теряет свою значимость”.17. Радж Капур умер от осложнений астмы в 1988 году. Смерть актера приняла в Индии характер национальной трагедии. В этот день в стране был объявлен траур.
Увы, его смерть не заметили ни в Советском Союзе, сотрясаемом перестройкой, ни на Западе, где к новому индийскому искусству по традиции относились свысока. Да и в Болливуде мало кто из новых кумиров вспомнил того, кто выдал им путевку в жизнь. Зато простые индийцы еще много месяцев засыпали цветами то место на берегу Ганга, где по древнему обычаю был развеян прах Капура. Они вспоминали того, чьи фильмы на протяжении десятилетий внушали им надежду и желание жить. Того, кто, оставив позади славу, богатство и роскошь, шагнул в вечность тем же бродягой, грустным клоуном с подкупающей улыбкой.

Источник: http://cocteil.blogspot.com/2016/12/blog-post_42.html

Легендарная Династия Болливуда – Капур | ВСЕЛЕННАЯ ОТНОШЕНИЙ

Одна из самых известнейших и влиятельнейших династий индийского кинематографа это, несомненно, клан Капуров. Основоположником этого многочисленного клана, состоящего из актеров, режиссеров, продюсеров стал актер, театральный и кинорежиссер Притхвирадж Капур.

Притхвирадж Капур всегда считался – и совершенно справедливо – “королём”, великим драматическим актёром, подвижником общественного труда. Однако, прежде всего он был гуманистом. Он любил людей, человеческое бытиё, философию, которую исповедовал с открытой душой.

Родом Притхвирадж был из Пешавара (сейчас это территория Пакистана).

Имея диплом университета в Равалпинди, он, как обычно, занимался правовыми проблемами, как вдруг решил, что станет актёром. В 1929 году Притхвирадж перебрался в Бомбей и поступил на работу в “Империал филм компани”. Сначала был занят только на проходных ролях, но не прошло и года, как в “Империале” уже поручили ему главную роль в фильме “Девушка из кино”.

  Вскоре Притхвирадж ущёл из “Империала” и поступил работать в театральную компанию Андерсона, которая ставила Шекспира по-английски. Здесь Притхвирадж сыграл практически всех шекспировских персонажей; при этом особо триумфального успеха он добился оригинальным исполнением роли Шейлока в “Венецианском купце”.

Отправившись в турне по стране, Притхвирадж добрался и до Калькутты, где их труппа распалась. Не было ни работы, ни денег. Тогда он поступил в “Нью тхиэтрс” на довольно-таки скудный заработок в триста рупий в месяц.

Тем не менее, именно благодаря работе в “Нью тхиэтрс”, а также сотрудничеству с “Ист-индиен филм компанги” его талант был признан и критиками и зрителями, по достоинству оценившего его как выдающегося драматического актёра. 
В конце 1938 года Притхвирадж уехал из Калькутты, где провёл пять лет, принёсших ему почёт и славу.

Возвратиться в Бомбей его уговорил Чандулал Шах, продюсер из компании “Ранджит мувитон”. Там он снялся подряд в двух фильмах, выпущенных этой компанией, но обессмертила Притхвираджа, несомненно, роль знаменитого персонажа из фильма “Сикандер” — так называли в Индии Александра Македонского.

Высокая, стройная, мужественная фигура Пртхвирадж, его орлиный нос позволили ему легко и убедительно перевоплотиться в великого завоевателя. Даже и теперь, спустя полвека после премьеры “Сикандера” фильм этот пользуется немалым успехом, а герой вызывает зрительское восхищение.

    В то время как его коллеги-актёры нередко проматывали заработанные гонорары, Притхвирадж предпочитал вкладывать свои деньги в театр. В те годы театра на хинди практически не существовало. Он тщательно прорабатывал все постановки, осуществлявшиеся в его театральном обществе, после этого каждый вечер шёл ещё и на съёмочную площадку. В его “Притхви тиэтрс” начинали свой путь многие талантливые новички, но большинство из них просто использовали театр Притхвираджа в качестве трамплина для собственной чисто кинематографической карьеры. 

    Семья Капуров  Полностью поглощённый сценой, Притхвирадж, однако, продолжал сниматься, чтобы оплачивать свои театральные постановки, хотя постепенно отходил от амплуа романтического героя, переходя на вспомогательные роли. Он энергично сопротивлялся попыткам закрыть его театр и ограничить свой кинорепертуар вспомогательными ролями.

Его последний и, конечно, наиболее значительный фильм “Прошлое, настоящее, будущее” обозначил дебют его внука Рандхира Капура и как актёра и как режиссёра. Во время съёмок этого фильма Притхвирадж заболел, но участвовал в них с начала и до конца. Спустя несколько месяцев он умер от рака в бомбейской больнице.

В память о Притхвирадже его сын Шаши Капур построил “Притхви тиэтрс”.  

   По стопам отца пошли его сыновья: Радж, Шамми и Шаши . Каждый из них внес большой вклад в развитие индийского кинематографа, но самый большой успех выпал на долю актера и режиссераРаджа Капура, известного как “индийский Чарли Чаплин”, “отец индийского кино” и знаменитый “голубоглазый король Востока”. Его фильмы «Бродяга», «Господин 420», «Сангам», «Мое имя клоун» и «Бобби» имели огромный успех не только в Индии, но и в Советском Союзе, где Капура называли чрезвычайным и полномочным послом индийского кино. Свою первую роль в кино Радж сыграл уже в возрасте одиннадцати лет. Несколько лет работал на студии “Бомбей токиз” в качестве ассистента режиссера. В 1948 основал свою студию “Радж Капур филмс”, которая благодаря успеху его картин вскоре превратилась в одну из ведущих в стране.          В большинстве своих фильмов Капур был не только режиссером, но и исполнителем главной роли. В ранних лучших работах “Бродяга” ( 1951 г.), “Господин 420” (1955 г.) создал запоминающийся образ маленького человека, бесконечно доброго и обаятельного, который ни при каких обстоятельствах не терял оптимизма и веры в будущее. Ленты с его  участием  с триумфом прошли по экранам всего мира, завоевав сердца аудитории. Умение Капура сочетать развлекательность и критическое отношение к социальной несправедливости принесло ему репутацию борца за человеческое равноправие, хотя это и не вполне соответствовало действительности. Фильмы этого режиссера по своей направленности прежде всего были зрелищными коммерческими лентами, и все происходящее в них весьма мало напоминало реальность. Музыкальные картины, мелодрамы, приключенческие фильмы – таков его диапазон. Но никто не мог отрицать и то, что все его работы гуманистичны и добры. В финале порок неизменно был наказан, добро торжествовало победу, а все герои получали по заслугам. Смерть Раджа Капура была воспринята в Индии как национальная трагедия.

Шамми Капур

Второй сын Притхвираджа Капура – Шамми ( настоящее имя – Шамшер Радж Капур) – родился 21 октября в Бомбее.  В 1948 – 52 гг. работал в “Притхви тхиетерс”, театре своего отца, вошёл в кинематограф благодаря эксцентричным подражаниям Эрролу Флину, пользовавшимся умеренным успехом.

В “Tumsa Nahin Dekha” (1957) он сбрил полоску своих усов и пытался подражать Джеймсу Дину и Элвису Пресли, следуя при этом более вольным образцам, разработанным Дев Анандом.

Этим стилем был задан тон для фильмов конца 50-х годов, выпущенных компанией “Фильмистан”, вроде чёрно-белых детективов и цветных романтических историй.

Шамми часто играл роль испорченного богатого парня, который добивается девушки, но впутывается в бандитские разборки и семейные дрязги, в итоге и то и другое завершается зверским избиением злодея.

Читайте также:  Алена заварзина - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Ни один из этих фильмов не был у нас в прокате, нашему зрителю Шамми Капур известен только в роли пожилых бородатых персонажей. В фильмографии актёра 130 кинолент. В 1955 году Шамми женился на актрисе Гита Бали (умерла в 1965г.). В 1969 г. Шамми женился ещё раз. До последнего времени Шамми был продюсером развлекательного видеожурнала “Shammi Kapoor Presents Manoranjan” и председателем “Internet Users Club of India”.

Шаши Капур

Шаши с детских лет жил в мире искусства. Он прошел тот же путь, что его отец и братья – Радж и Шамми – со сцены театра на экран кино. Ему было всего лишь семь лет, когда он впервые вышел на сцену “Притхви-Театра”, которым руководил его отец. В дальнейшем, сыграв несколько ролей мальчиков-подростков в период с 1946 по 1951 год, самой яркой из которых стала роль Раджа в детстве в фильме “Бродяга”(1951 г.), Шаши почти на 10 лет ушел из кино. Возможно, он сам не считал эти детские роли серьезной работой, и предпочитал играть роли классического репертуара в “Притхви-Театре”. В 1956 г. Шаши познакомился с актрисой английской театральной труппы “Шекспириана” Дженнифер Кендалл, и спустя два года она стала его женой.    Шаши никогда не был “звездой” в полном понимании этого слова – в его карьере достаточное количество неудачных фильмов. Однако, это относится лишь к кинематографу хинди. В 1963 г. Шаши получил возможность начать работу в англо-индийском кино. Он снимался со всеми актрисами, игравшими героинь, на протяжении почти 20 лет и, в отличие от многих других, не имел постоянного амплуа. Играл влюбленных юношей и отвергнутых соперников, героев и авантюристов. В конце 70-х гг. Шаши основал собственную кинокомпанию “FILMVALAS” и занялся продюсированием фильмов так называемой “Новой волны”.

 Рандхир  Капур и Бабита
Дело Раджа Капура продолжили его сыновья – Рандхир, Раджив и Риши. Старший, Рандхир Ранбир Капур , родился 15. 02. 1947. На кинематографическом поприще он проявил себя как актёр (снялся в 37 кинофильмах), как продюсер (финансировал 4 фильма)  и как режиссёр 3-х картин.

Его жена – бывшая актриса Бабита Хари Шивдасани, дочь актёра Хари Шивдасани. Они вступили в брак в 1972 году. Бабита снялась в 18 фильмах, однако сразу после замужества она ушла из кинематографа и посвятила всю свою жизнь воспитанию дочерей.

Впрочем, супружеская жизнь не была мирной, и через несколько лет после свадьбы (после рождения дочерей) Бабита развелась с Рандхиром, забрав с собой обеих дочерей. Шаг был смелым: она не только бросила вызов индийским традициям, но и ушла из самой влиятельной династии Болливуда. Теперь она полностью сконцентрировалась на детях.

Именно этот развод позволил Каришме и Карине попасть в киномир и стать невероятно популярными. Именно мать очень повлияла на то, как складывались карьеры девушек.


         Риши Капур
        

Риши Капур (его уменьшительное Чинту – Chintoo) родился 4 сентября 1952 г., а появился впервые на экране в 1970 году в картине своего отца «Мое имя клоун». Несмотря на свой юный возраст, Чинту уже тогда сыграл довольно профессионально.

Заслуженной наградой начинающему актеру стала Национальная премия. Спустя три года Риши Капур вновь появился в мелодраме своего отца «Бобби».

Из наиболее известных фильмов с участием Риши Капура: «Исчезновение» , «Мститель» , «Такой лжец» , «Долг чести» , «Я докажу всему миру!» , « Жестокий мир» , «Море любви» , «Чадни».

В конце 80-х Риши Капур снялся в двух советско-индийских лентах, поставленных совместно режиссерами Шаши Капуром и Геннадием Васильевым: «Возвращение багдадского вора» и «Черный принц Аджуба». Супруга Риши Капура – популярная индийская актриса Ниту Сингх. У них двое детей –  сын Ранбир, который также является актёром, и дочь Раддима, известный модельер в Индии.

Раджив Капур  

 

Раджив Капур 

родился 25 августа 1962 года. Третий отпрыск знаменитой фамилии, он дебютировал на большом экране, но вскоре понял, что успех обошел его стороной, и занялся мечтой своего детства – кинопроизводством. Он снял фильм “Prem Granth” со своим братом Риши Капуром и Мадхури Дикшит в главных ролях, но всё же шоу-бизнес оказался неудачной для него сферой.

Единственный взлет в его фильмографии – скандальный “Ганг, твои воды замутились”, но и здесь все лавры достались молодой актрисе Мандакини . «Я не имел успеха как актер, но стал актером, потому что я из семьи Капуров и возможность сыграть преподнесли мне на блюдечке с голубой каемочкой» – признался он в одном из своих интервью.

 

Каришма Капур

Дочь Рандхира Капура и Баббиты – Каришма Капур – родилась 25 июня 1975 года. Она – наиболее удачливая из женщин звездной семьи Капуров, ни одной из них ранее не удавалось достичь такого уровня успеха.

 Актерскому мастерству Каришму учил ее дедушка Радж, в своё время  она бросила учебу ради карьеры кинозвезды. Как и у деда, у неё голубые глаза. Первый фильм с ее участием был «Узник любви”, а в 1996 году она была признана  лучшей актрисой  за фильм “Raja hindustani”.

Каришма замужем за другом детства – бизнесменом из Дели Санджаем Капуром, у них двое детей (дочь и сын). 

Карина Капур

День рождения Карины Капур – 21.09.1980 года. В Гарварде Карина Капур училась на юридическом факультете. Насчёт Болливуда не имела никаких планов, но судьба взяла свое и, подобно многим из семейства, сделала решающий шаг и сумела добиться огромных успехов. Дебютный фильм «Отвергнутые» получил прохладную реакцию зрителей, но критики были единодушны в своем приговоре: Карина умеет привлекать внимание. Её второй фильм «Очарование любви» с дебютантом Тушаром Капуром привёл к огромным сборам и  мгновенно прославил Карину.  Карина достигла большого признания в киноиндустрии и на данный момент является восстребованной актрисой Индии, в её фильмографии более 30-ти фильмов. В  жизни, в противовес своему экранному образу, Карина скромна и застенчива. Как актриса, она утверждает, что полностью отличается от сестры Каришмы. В свободное время любит читать или общаться с друзьми. Ненавидит лгунов и лицемеров, любит откровенность и честность. Она не замужем , долгое время встречалась с актером Шахидом Капуром (они встретились на сьемках фильма Fida, в 2004 году), сейчас встречается с Саифом Али Кханом. 

Ранбир Капур

Ранбир Капур (28.09.1982г.) – актёр, сын Риши Капура и Ниту Сингх.  Ранбир – поклонник Амитабха Баччана и пытается ему подражать. Любит играть в футбол. Он с раннего детства хотел стать актёром. После окончания в США курсов актёрского мастерства и режиссуры твёрдо для себя решил, что будет работать у Санджая Лила Бхансали. В 2004 г. снимался  у  Абхая Чопра в двух короткометражных фильмах  – “India, 1964” и “Karma” . Работал одним из ассистентов режиссёра на трёх картинах: “Prem Granh” (1996, реж. Раджив Капур), “Aa Ab Laut Chalen” (1999, реж. Риши Капур) и “Black” (2005, реж. Санджай Лила Бхансали). Имеет репутацию Дон Жуана. На первом эпизоде шоу Сими Гаревал “Самые желанные в Индии ( India's Most Desirable)” его мама и актриса  Ниту Сингх  говорит:  “Ранбир очень мягок и вежлив. Влюбиться в Ранбира очень легко “.  

  В Болливуде целых три династии Капуров (и еще много просто околокиношных однофамильцев), но эта династия – самая знаменитая, давшая индийскому кинематографу самых лучших актёров, режиссёров и продюссеров.

Источник: http://maxpark.com/community/1374/content/2176212

Радж Капур – основоположник классического индийского кино

Среди выдающихся людей двадцатого века, по праву можно назвать актера и режиссера Раджа Капура, прозванного индийским Чарли Чаплином и даже «королем Востока».

Биография Раджа Капура

Конечно, Радж не был венценосной особой, он родился в семье театрального актера Притхвираджа Капура в 1924 году в городе Пешавар (Пакистан). Именно отец научил своего сына театральным премудростям, юный Радж, получил первую практику на театральных подмостках, а в 1935 году сыграл свою первую роль в кинодраме «Революция».

Первая актерская роль оказала на молодого Капура судьбоносное решение, Радж поставил перед собой цель стать режиссером и связать свою жизнь с кинематографией.

Капура перестала интересовать учеба, он сумел стать, будучи юношей, помощником режиссера и скопив денег, в 23 года снял свою дебютную ленту: «Испепеляющая страсть». Главной героиней в данном фильме выступила Наргис Датт, которая в 2001 году была признана лучшей актрисой за все время существования индийского кинематографа.

Творческий дуэт Раджа Капура с великолепной Наргис просуществовал почти девять лет и до сих пор они считаются одной их лучших экранных пар.

Далекие 50-е годы, стали золотым временем карьеры Раджа. Наиболее известные кинофильмы Капура десятилетия: «Бродяга» (1951), «Бодрствуйте» (1956), «Господин 420» (1955), «Шарда» (1957), Четыре сердца, четыре дороги» (1959).

В самом начале 60-х годов Капур снимает знаменитый фильм: «Страна, в которой течет Ганг». Этот фильм сделал знаменитой молодую актрису Падмини. Самым знаменитой кинолентой Капура 60-х годов стал цветной фильм Сангама. За данную киноработу Радж Капур удостоился звание лучшего режиссера Индии.

Стоит отметить киноленту 1967 года «Продавец мечты» в которой, благодаря Капуру, открылся талант начинающей актрисы Хемы Малини. Хема станет суперзвездой в 70-х годах.

В 70-х годах Радж Капур снимает мало, экспериментируя в кино ища новые образы. В эти годы он создает картины ставшие золотым фондом индийского кинематографа: «Мое имя клоун» (1970), «Бобби» (1973). «Истинна, любовь, красота» (1978). В первых двух фильмах снимался сын режиссера, Риши Капур а в последнем фильме Шаши Капур, младший брат Раджа.

В 80-х годах, Капур создал всего две киноработы: «Любовный недуг» и «Ганг твои воды замутились». Скончался великий творец в 1988 году.

В современных кинофильмах снимаются дети и внуки Раджа. Каришма, Карина, Ранбир Капур. Недавно начал актерскую карьеру Арман Джайн.

Новаторские особенности фильмов Капура

Киноработы Раджа Капура снятые им в 50-80 годах, ныне считаются эталоном индийского кино.

Прежде всего, Радж привил кинематографу Индостана доминирование любовной линии от начала и до конца киноленты, делая основной упор на тонких душевных переживаниях, романтических полунамеках, недосказанности, и заменой физического контакта главных героев музыкально-танцевальными вставками.

Стоит отметить, что Радж Капур не боялся снимать фильмы и на острые социальные темы: «Бродяга», «Бобби», «Истинна, красота, любовь» показывая всю ограниченность религиозно-кастовой системы и социальную бедность.

Современный индийский кинематограф старается обойти все острые углы, хоть есть индийские режиссеры, которые стремятся подражать Капуру, снимая остросоциальные картины. Радж Капур также был новатором в изображении патриотической борьбы за освобождение Индии от колониального гнета, создавая неповторимое сочетание активной борьбы с идеями ненасилия Махатма Ганди.

Ряд фильмов Капуру, опережали свое время и обрели популярность только спустя десятилетия после их выхода в свет. Стоит отметить, что индийское общество консервативное и по этой причине, не все новаторские подходы Капура приходились по вкусу общественному мнению.

Влияние Капура на киноиндустрию

На индийский кинематограф Радж Капур оказал такие сильное влияние, что его даже именуют отцом индийского кино.

Большинство кинофильмов снимаемых в Индии в наше время, так или иначе, подражают классическим черно-белым фильмам раджа Капура воспевающих великую, бескорыстную любовь и чистые отношения влюбленных сердец.

Мировой кинематограф также заимствовал у кинотворений Капура тонкое внимание к психологически-эмоциональной игре.

Большое влияние ранние фильмы Капура оказали на советский кинематограф. Советские режиссеры в период оттепели, под влиянием индийского кино, стали снимать картины, воспевающие сильную любовь.

Также стоит отметить, совместную киноленту советского и индийского кинематографа: «Хождение за три моря» (1958), одним из авторов сценария которых выступил друг Капура Ходжа Аббас, а одну из ролей сыграл отец Раджа Прихвитирадж Капур, а женскую роль Наргис.

В одиннадцать лет Радж впервые засветился в кино. Долгое время работал ассистентом режиссера на студии “Бомбей Токиз”. В 1948 году создал личную студию “Радж Капур Филмс”. Фильмы, снятые на студии, пользовались огромной популярностью в стране.

И за небольшое время, студия стала одной из ведущих в Индии. Во многих фильма Радж Капур играл главные роли. Ленты снятые индийским режиссером были известны далеко за пределами Индии. Хотя фильмы мало чем напоминали реальность, в них все же заложен положительный смысл. В конце фильма хорошие люди всегда оказывались правы, а негодяи получали по заслугам.

Наиболее известные кинокартины, которые произвели незабываемое впечатление, это “Чистильщик обуви”, “Бобби”, ”Сангам”, “Бродяга”, “Господин 420”, “Моё имя клоун”.

В фильме “Чистильщик обуви”, который вышел на телеэкраны в 1954 году, режиссер обращает внимание телезрителей на проблему детской преступности. В ленте 1964 года “Сангам” рассказывается о нелёгкой жизни беженцев из Пакистана. Когда умер Радж Капур, то это было национальной Индийской трагедией. Ведь умер король индийского кино.

Источник: https://indiya-land.ru/indijskoe-kino/radzh-kapur

Радж Капур

Радж Капур родился 14 декабря 1924 года в артистической семье. Его дед также был актером. Отец, Притхвирадж Капур, являлся владельцем и главным режиссером известного в Бомбее театра “Притхви-тиэтрс”. Капур-старший сумел передать любовь к актерскому мастерству и своим сыновьям (у Раджа два брата – Шамми и Шаши).

Читайте также:  ​алина гросу - биография знаменитости, личная жизнь, дети

На сцену Радж впервые вышел в шесть лет.

Позже он вспоминал: «В детстве я был очень толстым. Мать ставила мне в пример отца, который каждое утро делал зарядку, и давала с собой в школу только кусок омлета и лепешку. Но я любил поесть и всегда находил с друзьями места, где можно было хорошенько перекусить.»

В шесть лет отец впервые привел Раджа в театр, предупредив, чтобы он сидел неподвижно за кулисами и ничего не трогал. Мальчик послушался и не тронулся с места, даже когда мимо его уха просвистело тяжелое крепление от декорации, сорвавшееся сверху.

В награду за храбрость Притхвирадж позволил ему выйти на сцену в вечернем спектакле, правда, нарядив девочкой и сунув в руки громадную куклу. Первое выступление Раджа окончилось провалом – увидев полный зал зрителей, он испугался и с громким ревом бросился бежать, волоча за собой куклу.

Но уже тогда он испытал притягательность актерского успеха, заставившую его снова и снова пробовать свои силы на сцене.

“Притхви-тиэтрс” стал подлинной школой мастерства для будущей звезды. И хотя в труппе числилось около сотни актеров, пожалуй, именно к своим сыновьям Притхвирадж предъявлял самые жесткие требования.

В театре Раджу приходилось быть не только актером, но и рабочим сцены, осветителем и уборщиком.  Только когда сыну исполнилось четырнадцать, он признал его достойным наследником своего дела.

В этот день он торжественно сказал: «Сегодня люди говорят о тебе, как о сыне Притхвираджа, но придет время и они скажут: вот идет отец Раджа Капура. Это будет величайший день в моей жизни!» 

Три поколения Капуров. Притхвирадж, Радж и его сын Рандхир

Притхвирадж Капур, сильный, красивый человек, был потомком древнего клана воинов-кшатриев из Пенджаба. В своей работе он проявлял такую же решительность, как и его предки на поле боя – завоевывал внимание зрителей сильными эмоциями, а актеров муштровал, как солдат.

В отличие от отца, Радж свое будущее связал с искусством кино.

В 1945 году в Бомбее он познакомился с обворожительной Наргис. Радж подошел к дому актрисы Джадданбай, с которой по поручению отца должен был переговорить по поводу одного театрального проекта.

На пороге появилась девушка изумительной красоты. Это была дочь Джадданбай – Наргис. “Наша встреча была предопределена свыше”, – говорил позже Радж.

Его бурный роман с Наргис лег в основу народной легенды…

В 1946 году Капур создает как режиссер свой первый фильм – “Огонь”

Слава к Капуру пришла с его третьей режиссерской работой. Это был легендарный “Бродяга”. Для фильма долго отбирали исполнителей. Особенно трудно оказалось найти актера на роль судьи Рагуната, отца Раджа. В результате удалось уговорить сняться Притхвираджа.

Работа над “Бродягой” длилась почти три года: пришлось серьезно изучить индийскую классическую музыку и танцы, построить сложные, дорогостоящие декорации. Некоторые сцены снимались в павильонах хорошо оснащенных крупных студий.

Денег на завершение картины не хватило. Тогда Капур и Наргис начали сниматься в фильмах других кинокомпаний. Работа над “Бродягой” была продолжена.

В 1951 году фильм появился на экранах Индии и после оглушительного успеха начал свои странствия по свету. Картина получила приз на Каннском кинофестивале. Маленькую студию под Бомбеем стали посещать туристы из разных стран. О Радже Капуре в то время много говорили и писали.

В эту историю, расцвеченную по индийскому обычаю массой душещипательных
деталей и невероятных совпадений, Радж Капур вдохнул жизнь своим талантом.

Его авара (бродяга) с его жизнелюбивым, неистребимым оптимизмом был наивно плутоват, стремителен, увертлив и вместе с тем по-человечески незащищен.

Певец, танцор и остроумный акробат Радж Капур, восхищавший неожиданностью своих трюков, комедийным темпераментом, фантазией, смеясь, говорил о серьезном и горьком.

В 1955 году зрители присудили ему звание лучшего режиссера Индии за постановку сатирической комедии “Господин 420”.

Этот фильм, своего рода вариант “Бродяги”(тоже в двух сериях, с большим количеством песен и танцев), получил от Бенгальской ассоциации киножурналистов девять премий. Индийского актера часто сравнивали с Чаплиным.

Одежда в стиле великого Чарли, шаркающая походка, застенчивые неловкие жесты, ранимость во взгляде – все это действовало очень сильно, вызывая зрительскую любовь.

“Мир Раджа Капура очень напоминает мир Чаплина с его несчастным героем, хитрым и простодушным, с его упитанными полицейскими, богатыми усатыми господами и прекрасными, всегда близкими к обмороку дамами”, – писал французский киновед и критик Жорж Садуль.

И все-таки Капур нашел своего героя – Радж, несмотря на некоторые черты внешнего сходства с персонажем Чаплина, существенно от него отличался. Капуру удалось создать образ, вобравший в себя лучшие черты индийского национального характера, и, кроме того, в отличие от Чарли,

Радж никогда не попадает в нелепые или смешные ситуации: он молод, красив, полон сил и обаяния… Это не подражание (постановщик “Бродяги” не видел первых фильмов Чарли Чаплина), а, как сказал тот же Садуль, скорее, “сходство, вызванное темпераментом”.

Необыкновенному союзу Капура и Наргис суждено было распасться. Однажды, почти так же внезапно, как она появилась в жизни Капура, Наргис исчезла из нее. Выйдя замуж, она навсегда распрощалась со светом юпитеров.

Несмотря на обилие красавиц вокруг, Радж всю жизнь был предан жене Кришне…

Радж Капур с женой Кришной и Наргис на премьере “Господина-420”
Слева экранная жена, справа настоящая….)

Он писал о ней – “Кришна- моя Shakti (сила), идеальная женщина, которая самоотверженно сыграла роль моей второй половины. Она со мной и в горе и в радости. Она мой якорь. Не каждому повезло иметь такую жену, как Кришна. Но,с другой стороны, не у каждой женщины муж- Радж Капур!”

 Со дня основания «Радж Капур филмс» он был там режиссером, ведущим актером,администратором и даже завхозом. С его легкой руки кино в Индии стало приносить такую прибыль, что нельзя было терять ни минуты.
Много лет его рабочий день начинался в пять утра тарелкой овсянки, йогуртом с фруктами и чашкой крепкого чая.

В семь он уже был на киностудии и тут же брался за работу. В середине дня, когда жара достигала пика, он уезжал в банки и госучреждения, добиваясь одного и того же – денег на новые фильмы. На студию возвращался к вечеру и выходил на съемочную площадку.
Он никогда не учил роли, но знал их наизусть.

Не учился музыке, но прекрасно пел и играл чуть ли не на всех инструментах. Не брал уроки танцев, но танцевал, как артист балета. Когда его спрашивали, в чем секрет его успеха, он говорил: «Просто я очень люблю кино!»
Но постепенно и до него стало доходить, что времена изменились – его фильмы, его герои перестали привлекать публику.

Вместо смеха сквозь слезы она требовала только смеха в веселых комедиях или только слез в душещипательных мелодрамах. Радж все чаще чувствовал себя стариком.

С середины 60-х Капур стал все больше склоняться к чистой мелодраме. Целых шесть лет он угрохал на съемки картины “Мое имя – клоун”, которая должна была восприниматься как его художественная декларация.

Фильм вышел трехсерийный, с рекордной для индийского кино продолжительностью – 4 часа 15 минут. На съемки в Индию была вывезена из Советского Союза цирковая труппа в полном составе.

И все усилия оказались напрасными – фильм с треском провалился в прокате.  Зрители не узнали своего любимца – фильм оказался слишком сложным, слишком затянутым, почти лишенным привычных шуток, песен и танцев. Результатом стал громкий провал.

Две оставшиеся части «Клоуна» так и не были досняты.

Тогда Капукр начал снимать коммерческое кино. Самым успешным проектом стала мелодрамма “Бобби”.
“Бобби” вышел на экраны в 1973 году и принес рекордную прибыль. Но именно тогда стала распадаться старая “команда”.

Пошел на полный разрыв Аббас, покончил жизнь самоубийством поэт-лирик Схаилендра, писавший для фильмов Капура простые, но удивительно мелодичные стихи, внезапно умер композитор Джанкишан, покинул студию давний партнер Капура Шанкар.

Счастливые времена студии “Радж Капур филмз” безвозвратно уходили в прошлое.

Капур сумел, правда, выжить и без давних, испытанных помощников. Доказательство тому – кассовый успех фильмов “Мутный Ганг – река господня” (1985) и “Любовный недуг” (1982). У этих лент совершенно иное звучание, чем у тех, что принесли Капуру славу. От поэтического реализма он ушел в развлекательность с нарочитым, возбуждающим показом обнаженного женского тела.

Хотя иногда прежний дух давал себя знать. О том, что он не исчез окончательно, свидетельствует начатая, но так и оставшаяся незавершенной, картина “Ханна”. Благодаря ей возрождался давно расторгнутый союз с Аббасом. И, судя по всему, возрождалась былая одержимость, целеустремленность.

Тем более все смелее заявляли о себе в качестве актеров и режиссеров его сыновья Рандхир, Риши и Раджив.

В 1988 году Капуру присудили премию имени основателя индийского кино Дадасахеба Пхалке за вклад в кинематограф. Его радость безгранична. Он очень хотел стать лауреатом премии Дадасахеба Пхалке, присуждаемой лучшим кинематографистам Индии. Наконец узнал, что такое решение в руководстве страны принято.

Его пригласили на торжественную церемонию. А само это действо, на котором присутствуют все первые лица страны, проводится в соответствии со строжайшим протоколом: с каждым из награждаемых заранее репетируют – куда идти, где остановиться… В день награждения, 2 мая, он с утра испытывает некоторое недомогание.

И все же Радж едет на церемонию.  … Вот назвали его имя, а Радж не может встать: сердце прихватило!

В знак особого уважения к артисту президент Индии Р. Венкатараман спускается с трибуны, чтобы лично вручить ему награду. Гремят аплодисменты. А минуту спустя актер теряет сознание и падает, потеряв сознание.

Его перевезли в самую современную клинику в Нью-Дели, но вердикт врачей был неутешителен. От него не отходила верная Кришна, которая по-прежнему не давала интервью. Рядом с ней были Риши, Рандхир и Раджив, известные кинорежиссеры.  У окон больницы, где умирал артист, дежурили тысячи людей. Уходил Мастер, и вместе с ним уходила целая эпоха индийского кинематографа.

Радж Капур умер рано утром 3 июня 1988 года. Его смерть не заметили ни в Советском Союзе, сотрясаемом перестройкой, ни на Западе, где к новому индийскому искусству по традиции относились свысока. Да и в Болливуде мало кто из новых кумиров вспомнил того, кто выдал им путевку в жизнь.

Зато простые индийцы еще много месяцев засыпали цветами то место на берегу Ганга, где по древнему обычаю был развеян прах Капура. Они вспоминали того, чьи фильмы на протяжении десятилетий внушали им надежду и желание жить.

Того, кто, оставив позади славу, богатство и роскошь, шагнул в вечность тем же бродягой, грустным клоуном с веселой нарисованной улыбкой.

“Нет, Радж Капур не умер, – писали газеты, – потому что великие люди не умирают. Они бессмертны! Радж Капур будет вечно жить в наших сердцах”.

“Клан” Капуров.

Радж Капур оставил в наследство не только большое количество фильмов, он еще и отец большого семейства. У него и его жены Кишны Радж Капур пятеро детей – три сына – Рандхир, Риши, Раджив и две дочери – Риту и Рима. Радж Капур стал свидетелем того, как три его сына стали профессиональными актерами – Рандхир Капур режиссер, Риши Капур актер, а Раджив Капур и актер и режиссер. 

Радж Капур снялся в восьмидесяти фильмах. Он сумел не только завоевать, но и на долгие годы сохранить зрительские симпатии. Десятилетиями удерживаться на гребне успеха в стране, где ежегодно на экраны выходит несколько сотен новых фильмов, удается лишь немногим. Радж Капур, некоронованный король индийского экрана, как его называли журналисты, был одним из избранных.

Весь материал взят из открытых источников…

Источник: https://tunnel.ru/post-radzh-kapur

Радж Капур – Биографии актёров – Биографии великих людей. Интересные факты – Биографии великих людей,интересные идеи,полезные советы – MyCelebrities.Ru: Энциклопедия Великих Людей и Идей

Просмотров: 4417 | Рейтинг:

0.0

/

| КОММЕНТИРОВАТЬ

Радж Капур родился 14 декабря 1924 года в артистической семье. Его дед также был актером. Отец, Притхвирадж Капур, являлся владельцем и главным режиссером известного в Бомбее театра «Притхви-тиэтрс». Капур-старший сумел передать любовь к актерскому мастерству и своим сыновьям (у Раджа два брата – Шамми и Шаши).

На сцену Радж впервые вышел в шесть лет. «Притхви-тиэтрс» стал подлинной школой мастерства для будущей звезды.

И хотя в труппе числилось около сотни актеров, пожалуй, именно к своим сыновьям Притхвирадж предъявлял самые жесткие требования.

В театре Раджу приходилось быть не только актером, но и рабочим сцены, осветителем и уборщиком. Уже к четырнадцати годам он обладал завидным профессионализмом и опытом театрального актера.

В отличие от отца, Радж свое будущее связал с искусством кино, которое завлекло его еще в 1935 году, когда он дебютировал в крошечной роли в фильме «Революция». Вскоре молодой Капур стал помощником режиссера на киностудии «Бомбей Токиз». Одновременно он продолжает работать в театре как актер и художник-оформитель.

В 1945 году в Бомбее он познакомился с обворожительной Наргис. Радж подошел к дому актрисы Джадданбай, с которой по поручению отца должен был переговорить по поводу одного театрального проекта.

На пороге появилась девушка изумительной красоты. Это была дочь Джадданбай – Наргис. «Наша встреча была предопределена свыше», – говорил позже Радж.

Его бурный роман с Наргис лег в основу народной легенды…

В 1946 году Капур создает как режиссер свой первый фильм – «Огонь». Он сам играет главную роль, а его партнершей выступает восемнадцатилетняя Наргис. Поддержка зрителей и одобрение критики укрепили его в мысли организовать собственную студию.

Сотрудников в «Радж Капур филмз» на первых порах было немного. Нехватку людей и средств восполняли энтузиазмом. «Во время съемок работали круглые сутки, часто забывали про еду и сон», – вспоминал Радж Капур.

Художники, композиторы, рабочие, по совместительству, участвовали в массовках, иногда играли небольшие роли. Сам Радж был режиссером, сценаристом, продюсером, администратором и героем фильмов.

Во всем ему помогала Наргис.

Вслед за «Огнем» вышел фильм «Сезон дождей». Как писал один из индийских критиков, «на экране Радж и Наргис озаряли мир ослепительным светом – казалось, миллион лампочек не мог бы светить столь ярко!» Какое-то время эмблемой студии было изображение Раджа Капура с музыкальным инструментом в руках и склонившейся над ним Наргис.

Слава к Капуру пришла с его третьей режиссерской работой. Это был легендарный «Бродяга».

Для фильма долго отбирали исполнителей. Особенно трудно оказалось найти актера на роль судьи Рагуната, отца Раджа. В результате удалось уговорить сняться Притхвираджа.

Работа над «Бродягой» длилась почти три года: пришлось серьезно изучить индийскую классическую музыку и танцы, построить сложные, дорогостоящие декорации. Некоторые сцены снимались в павильонах хорошо оснащенных крупных студий.

Денег на завершение картины не хватило. Тогда Капур и Наргис начали сниматься в фильмах других кинокомпаний. Работа над «Бродягой» была продолжена.

В 1951 году фильм появился на экранах Индии и после оглушительного успеха начал свои странствия по свету. Картина получила приз на Каннском кинофестивале. Маленькую студию под Бомбеем стали посещать туристы из разных стран. О Радже Капуре в то время много говорили и писали.

«Я не обласкан, не согрет, и для меня приюта нет. И для меня нигде приюта нет. Уж очень неприютен белый свет. Бродяга я…» – пел в фильме Радж Капур. Его герой – мальчишка из трущоб хотел стать честным человеком. Обстоятельства и люди вынуждали его воровать. Однако конец был неожиданно счастливым.

В эту историю, расцвеченную по индийскому обычаю массой душещипательных деталей и невероятных совпадений, Радж Капур вдохнул жизнь своим талантом.

Его авара (бродяга) с его жизнелюбивым, неистребимым оптимизмом был наивно плутоват, стремителен, увертлив и вместе с тем по-человечески незащищен.

Певец, танцор и остроумный акробат Радж Капур, восхищавший неожиданностью своих трюков, комедийным темпераментом, фантазией, смеясь, говорил о серьезном и горьком.

В 1955 году зрители присудили ему звание лучшего режиссера Индии за постановку сатирической комедии «Господин 420». Этот фильм, своего рода вариант «Бродяги» (тоже в двух сериях, с большим количеством песен и танцев), получил от Бенгальской ассоциации киножурналистов девять премий.

Следующая картина – «Под покровом ночи» (1956) – трагикомическая история крестьянина, которого богатые мошенники, живущие в роскошном доме, приняли за вора, вызвала овации на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1957). Радж Капур, сценарист и исполнитель главной роли, привез в Бомбей «Хрустальный глобус» – высшую награду фестиваля.

Индийского актера часто сравнивали с Чаплиным. Одежда в стиле великого Чарли, шаркающая походка, застенчивые неловкие жесты, ранимость во взгляде – все это действовало очень сильно, вызывая зрительскую любовь.

«Мир Раджа Капура очень напоминает мир Чаплина с его несчастным героем, хитрым и простодушным, с его упитанными полицейскими, богатыми усатыми господами и прекрасными, всегда близкими к обмороку дамами», – писал французский киновед и критик Жорж Садуль.

И все-таки Капур нашел своего героя – Радж, несмотря на некоторые черты внешнего сходства с персонажем Чаплина, существенно от него отличался.

Капуру удалось создать образ, вобравший в себя лучшие черты индийского национального характера, и, кроме того, в отличие от Чарли, Радж никогда не попадает в нелепые или смешные ситуации: он молод, красив, полон сил и обаяния… Это не подражание (постановщик «Бродяги» не видел первых фильмов Чарли Чаплина), а, как сказал тот же Садуль, скорее, «сходство, вызванное темпераментом».

Необыкновенному союзу Капура и Наргис суждено было распасться. Однажды, почти так же внезапно, как она появилась в жизни Капура, Наргис исчезла из нее. Выйдя замуж, она навсегда распрощалась со светом юпитеров.

С уходом Наргис в творчестве актера и режиссера завершилась целая эпоха. И началась новая. В ставшей знаменитой киностудии Капура появилась звезда иного типа – дородная и раскованная Падмини. Конечно, и до этого любовная страсть составляла основу фильмов Раджа Капура.

Но эротика никогда не выплескивалась наружу, она оставалась глубоким подводным течением. Фильм «В стране, где течет Ганг» (1960) с Падмини в главной роли возвестил о том, что отныне чувственное начало в любовных историях, рассказываемых Капуром, преобладает над духовным.

Особенно же явно это ощущалось в поздней ленте «Правда, святость и красота» (1978).

В то же время Радж стал постепенно изменять и другой своей «установке» прежних лет, а именно – социальной заостренности, что было, видимо, логически неизбежно. Сам Капур однажды заметил, что его кино – «детище эпохи идеализма, а с бегом времени этот идеализм стал быстро исчезать».

Примерно через десять лет после выхода фильма «В стране, где течет Ганг» разорвалась еще одна давняя творческая связь, которой очень дорожил Капур, – со сценаристом и режиссером Х.А. Аббасом. Социальная направленность ранних лент Капура – это во многом именно его заслуга и инициатива.

Как говорил сам Аббас, они представляли вдвоем странный союз: Капур – человек верующий, а он сам – агностик и рационалист; Капур – «туманно прогрессивен», но в целом довольно аполитичен, а Аббас – убежденный марксист. Но при всем том союз был весьма действенным.

Причина, по мнению Аббаса, заключалась в том, что «Радж Капур, не являясь сам идеологом, не был подвержен аллергии на передовые идеи других. Наоборот, испытывая глубокую симпатию к простому человеку, он эти прогрессивные и гуманистические идеи воспринимал с готовностью при условии, что они не помешают сделать фильм подлинно популярным».

В Радже воплотились многие черты индийской действительности и многие особенности национального характера. В Капуре зрители узнавали самих себя, в его злоключениях видели собственные невзгоды, стремления, надежды. За все это они платили Раджу беспрецедентной любовью.

Киноактер был наделен особым, восточным обаянием, рождавшим желание поклоняться. И поклонялись ему, кстати, далеко за пределами Индии.

Много лет назад, когда актриса Падмини приезжала в СССР, люди там задавали ей один и тот же вопрос: «Вы знаете Раджа Капура?» В Китае Мао Цзэдун спрашивал Притхвираджа Капура (отца Раджа, известного актера и режиссера, основателя первого профессионального театра на хинди): «Как поживает ваш сын?» Когда первый космонавт Юрий Гагарин приехал в Бомбей, он приветствовал Раджа Капура словами: «Товарищ Бродяга». Иранцы называли его не иначе как достопочтенный Радж Капур и присвоили ему степень доктора наук, хотя актер не имел высшего образования.

Радж казался в молодости обычной «звездой» – с постоянным имиджем, своего рода маской. Однако, в отличие от обычных «звезд», он с возрастом уверенно и спокойно перешел на разнообразные роли, даже на роли стариков, не утратив при этом симпатий зрителя. Объясняется это, очевидно, тем, что Радж Капур был не только «звездой», но и прекрасным, тонким, высокопрофессиональным актером.

В 1970 году вышла картина Капура «Мое имя клоун». Задуманная как крупномасштабное произведение, она повествовала о неудачных похождениях влюбчивого артиста цирка, которого женщины эксплуатируют как только могут, а затем неизменно бросают.

По замыслу Капура, это должна была быть комедия, построенная вокруг классической темы клоуна-одиночки и потому довольно автобиографичная: Радж любил представлять себя и в реальной жизни паяцем. В первоначальном варианте «Клоун» включал пять громадных частей-глав. Где-то уже в разгар съемок Радж Капур осознал, что только три первые главы займут по меньшей мере четыре часа экранного времени.

Не желая сокращать их до разумных пределов, он принял «шальное» решение – оставшиеся две главы делать как новый фильм, который станет второй серией «Клоуна».

Однако едва выйдя на экраны, «Клоун» провалился. Капуру понадобились годы, чтобы оправиться от потрясения. Над бесконечными любовными приключениями героя публика просто насмехалась и издевалась. Студия понесла огромные убытки. О второй серии не могло быть и речи.

В основу следующего фильма, «Бобби», была положена сентиментальная история любви. «„Бобби” стал кульминацией изменившегося подхода Капура к кино, – говорит Аббас. – Я не считаю себя автором этой ленты, хотя мое имя и стоит в титрах. В моем сценарии юный рыбак был настоящим, бедным рыбаком.

Но, учитывая настоятельные пожелания Капура, мне пришлось впоследствии сделать парня богатым, оставив его девушку бедной. А по мере съемок я обнаруживал, что девушка становится все богаче и богаче.

Увлечение Капура „материальными ценностями”, роскошью настолько изменило фильм, что окончательный вариант не имел ничего общего с моим оригиналом».

«Бобби» вышел на экраны в 1973 году и принес рекордную прибыль. Но именно тогда стала распадаться старая «команда».

Пошел на полный разрыв Аббас, покончил жизнь самоубийством поэт-лирик Схаилендра, писавший для фильмов Капура простые, но удивительно мелодичные стихи, внезапно умер композитор Джанкишан, покинул студию давний партнер Капура Шанкар. Счастливые времена студии «Радж Капур филмз» безвозвратно уходили в прошлое.

Капур сумел, правда, выжить и без давних, испытанных помощников. Доказательство тому – кассовый успех фильмов «Мутный Ганг – река господня» (1985) и «Любовный недуг» (1982). У этих лент совершенно иное звучание, чем у тех, что принесли Капуру славу. От поэтического реализма он ушел в развлекательность с нарочитым, возбуждающим показом обнаженного женского тела.

Хотя иногда прежний дух давал себя знать. О том, что он не исчез окончательно, свидетельствует начатая, но так и оставшаяся незавершенной, картина «Ханна». Благодаря ей возрождался давно расторгнутый союз с Аббасом. И, судя по всему, возрождалась былая одержимость, целеустремленность.

Тем более все смелее заявляли о себе в качестве актеров и режиссеров его сыновья Рандхир, Риши и Раджив.

В 1988 году Капуру была присуждена премия имени Д. Пхалке (создана в память об основателе индийской кинематографии, является самой высокой кинонаградой в стране). Его радость безгранична. В день награждения, 2 мая, он с утра испытывает некоторое недомогание. И все же Радж едет на церемонию.

С улыбкой Капур входит в зал Сири Форт. В знак особого уважения к артисту президент Индии Р. Венкатараман спускается с трибуны, чтобы лично вручить ему награду. Гремят аплодисменты. А минуту спустя актер теряет сознание и падает – произошел тяжелейший приступ астмы…

У окон больницы, где умирал артист, дежурили тысячи людей. Уходил Мастер, славе которого в шутку завидовал сам Джавахарлал Неру, любивший повторять, что Радж отнимает у него популярность… А вместе со смертью Капура завершилась целая эпоха индийского кинематографа.

«Нет, Радж Капур не умер, – писали газеты, – потому что великие люди не умирают. Они бессмертны! Радж Капур будет вечно жить в наших сердцах».

Радж Капур снялся в восьмидесяти фильмах. Он сумел не только завоевать, но и на долгие годы сохранить зрительские симпатии. Десятилетиями удерживаться на гребне успеха в стране, где ежегодно на экраны выходит несколько сотен новых фильмов, удается лишь немногим. Радж Капур, некоронованный король индийского экрана, как его называли журналисты, был одним из избранных.

Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если вам понравилась новость “Радж Капур”, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал MyCelebrities.Ru интереснее и информативнее.

Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Источник: http://mycelebrities.ru/publ/ljudi/aktery/radzh_kapur/5-1-0-653

Ссылка на основную публикацию