Томас мор – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Краткая биография Томаса Мор 7 класс кратко

Известный английский гуманист, выдающийся писатель и великий государственный деятель родился в 1478 году в семье судьи Джона Мора, который был известным юристом того времени, прославившимся в народе своей неподкупностью.

Обучение

Обучался Мор в школе Святого Антония, где также прекрасно овладел латинским языком. Своё дальнейшее образование продолжил уже в Оксфорде начиная с 1492 года, где учился у таких знаменитых юристов как Вильям Гросин и Томас Линакр.

Семейная жизнь

Томас Мор вступил в брак с Джейн Кольт в возрасте 27 лет. Он стал отцом троих дочерей: Сесиль, Элизабет и Маргарет, а также сына – Джона.

После смерти жены, скончавшейся от лихорадки в 1511 году, Мор заключил второй брак с богатой вдовой Элис Мидлтон. Общих детей не было. Томас воспитывал дочь Элис от её предыдущего замужества.

Карьера

После того как опубликовали его знаменитую «Утопию», он быстро начал подниматься по карьерной лестнице. Томас Мор становится участником Королевского Совета. Чуть позже в 1521 году – участником судебного учреждения. Томас был удостоен рыцарского звания и получил огромные земельные участки в придачу.

В периоды с 1525 по 1527 годов Томас Мор работал на должности канцлера что в Ланкастерском герцогстве, а через два года был назначен лорд-канцлером. Его назначение на эту должность было беспрецедентным, так как происхождение Томаса не относилось к высшим кругам.

В мировой истории имя Томаса Мора отождествляется, в первую очередь, в качестве известного мыслителя, гуманиста и писателя.

Арест и казнь

После провозглашения в 1532 году королем Генрихом акта «О Создании Английской Церкви» и не согласия Томаса с этим, его обвиняют в измене и заточают в Тауэр. А годом позже Томас Мор был казнен.

Основные идеи Томаса Мора

  • выдающийся деятель утверждал, что перед законом все должны быть равны без исключения (и король и простолюдины);
  • по его мнению, всем детям важно давать равное образование и воспитание, независимо от их социального положения;
  • считал, что молодое поколение следует воспитывать трудом;
  • был противником феодализма;
  • идеальный государственный строй, по его мнению, это – демократия;
  • выступал за отмену смертной казни.

7 класс кратко

Интересные факты и даты из жизни

← Вернадский Владимир↑ БиографииЭзоп →

Мор Томаса

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/mor-tomasa

Ганс гольбейн младший (1497-1543)

Томас Мор – английский политический деятель и гуманист родился в 1478 или 1480 г. в Лондоне. Отец Мора был членом суда королевской скамьи; человек старозаветный, он растил детей в строгой дисциплине.

Начальное образование Мор получил в школе Св. Антония. В возрасте 13 лет он попал к Джону Мортону – архиепископу Кентерберийскому, и некоторое время служил у него пажем. Веселый характер Томаса, его остроумие и стремление к знаниям впечатлили Мортона. Архиепископ Кентерберийский – друг нового просвещения, заметил способности мальчика и отправил его в Оксфордский университет.

Здесь или вскоре после того Томас Мор сблизился с Эразмом Роттердамским, который оказал на него сильное влияние. Эразм Роттердамский посвятил Томасу Мору свою знаменитую сатиру “Похвала глупости”, как остроумнейшему человеку своего времени.

Оксфордский кружок, к которому примкнул Мор, связывал идеи религиозной реформы с классицизмом, стараясь совместить учение Платона о государстве и раннее христианство.

Одно время Томас Мор предавался аскетизму, носил власяницу, думал поступить в монастырь; впоследствии благочестие его приняло более смягченный, внутренний характер.

В 1504 г. Томас Мор стал депутатом парламента, созванном Генрихом VII после семилетнего промежутка. Здесь Мор выступил с оппозицией денежным требованиям короля и вызвал его немилость, вследствие чего отстранился от политики и занялся частной практикой как юрист и адвокат.

Воцарение Генриха VIII в 1509 г, дружившего еще в качестве принца с Томасом Мором и другими гуманистами, открывало перед ним широкие перспективы. Мор был привлечен ко двору молодого короля, в 1514 году он стал членом Тайного совета и был возведен в дворянство.

В эту пору в 1516 г. вышло его знаменитейшее сочинение “Остров Утопия”, где в форме политического романа раскрываются общественные, педагогические, религиозные идеалы Возрождения. “Утопия” состоит из двух частей.

Первая часть романа – резкая сатира на Англию времен Генриха VII, указывает на противоречие между развитием бедности и преступлений – с одной стороны, разорительной, воинственной политикой правительства и бесполезной жестокостью суда – с другой. Здесь намечена и основная задача реформы – реорганизация общественного строя и воспитания.

Во второй части изображается счастливая жизнь граждан фантастического острова “Утопия” на отдаленном западе. В “Утопии” при сохранении моногамной семьи и патриархальных отношений проведен коммунизм относительно земли, орудий и продуктов труда.

От государства Платона “Утопия” отличается еще тем, что работа обязательна для всех и считается почетом.

Рабство допущено, но представляет явление исключительное: рабам-военнопленным или рабам-преступникам предоставлены тяжелые и неприятные работы. Нормальный труд – земледелие.

Граждане-работники, разделенные на “фамилии”, переходят группами поочередно из города в деревню и обратно при шестичасовой норме.

Нравы на “Острове Утопия” отличаются крайнею простотой и умеренностью. Образование и духовные наслаждения доступны всем. Женщина в культурном отношении поставлена наравне с мужчиной. Ученые занимают крупные общественные должности. “Утопия” допускает веротерпимость в отношении самых различных верований при условии отсутствия у их представителей духа преследования и наклонности к мятежу.

Источник: http://www.lgroutes.com/art/Golbein_younger/Tomas_Mor_biography.html

Томас Мор

Томас Mор известен тем, что в 1516 году написал роман «Утопия», став родоначальником литературного жанра утопии.

Он служил советником короля Англии Генриха VIII в начале 1500-х годов, но был осужден по обвинению в измене из-за отказа признать короля главой англиканской церкви и обезглавлен в 1535 году.

Через 400 лет, в 1935 году католическая церковь канонизировала его, причислив к лику святых, а англиканская церковь присвоила ему звание «мученик Реформации».

Ранние годы

Многие исторические данные свидетельствуют о том, что Томас Мор родился в Лондоне 7 февраля 1478 года, хотя некоторые считают, что год его рождения ― 1477-й. Он учился в одной из лучших школ в Лондоне, а в юности служил в доме Джона Мортона, архиепископа Кентерберийского и канцлера Англии (и будущего кардинала). Вспоминали, как Мортон говорил, что Томас станет «чудесным человеком».

Далее он учился в Оксфордском университете, где провел около двух лет, осваивая латынь и формальную логику, где писал комедии и изучал античную литературу.

Юридическая практика и монастырь

Примерно в 1494 году его отец, служивший судьей в Лондоне, возвращает сына в Лондон для изучения общего права. А в 1496 году Moра приняли в один из четырех юридических обществ Англии, а в 1501 году он уже полноправный адвокат-барристер. Он сумел совместить свои литературные и духовные интересы с работой и с удовольствием читал как Священное писание, так и классику.

В это же время в Англии находился Эразм Роттердамский, и Мор сблизился с ним. Это было начало дружбы и профессиональных отношений, они вместе работали над переводами с латинского. В третий свой визит, в 1509 году, Эразм написал свою знаменитую сатиру «Похвала глупости», посвятив ее Мору.

Между тем, занимаясь профессиональной деятельностью, которая приносила ему большое удовлетворение, Томас принял решение готовить себя к монашеству.

Для этого в 1503 году он переехал в монастырь за пределами Лондона и присоединился к монахам-картезианцам, живя монашеской жизнью, насколько это позволяла его адвокатская практики.

Молитва, пост и покаяние оставались с ним на всю оставшуюся жизнь, но чувство долга служить своей стране преодолело его стремление к монашеству, и в 1504 году он вступил в парламент. Примерно в это же время он женился в первый раз.

Считается, что «История короля Ричарда III» (на латыни и на английском языке) написана между 1513 и 1518 годами. Работа считается первым шедевром английской историографии, и несмотря на явные недочеты, она оказала влияние на всех последующих историков, включая Уильяма Шекспира.

«Утопия»

В 1516 году была опубликована «Утопия» ― литературное произведение, в котором он изобразил государство с идеальной системой государственного управления, с близкой к коммунистической системе распределения ресурсов, где все социальные и политические процессы полностью управляются разумной интеллигенцией.

Утопия охватывала такие далеко идущие темы, как наказания, государственное образование, мультирелигиозное общество, развод, эвтаназия и права женщин, а также он утверждал, что учеба и освоение ремесла более важны, чем гуманность. «Утопия» стала предшественницей нового литературного жанра: утопический роман.

На службе короля Генриха VIII

В 1520 году реформатор Мартин Лютер опубликовал три произведения, в которых излагалось его учение о спасении, которое, по словам Лютера, могло быть достигнуто только через благодать. В 1521 году король Генрих VIII откликнулся на вызов Лютера, поручив Мору написать манифест «В защиту семи таинств».

К этому времени Moр стал казначеем Англии, но он также служил «интеллектуальным придворным», секретарем и доверенным лицом, а в 1523 году он был избран спикером Палаты общин.

Летом 1527 года Генрих VIII попытался с помощью Библии доказать, что его брак с Екатериной Арагонской недействителен, так как она не смогла произвести на свет наследника мужского пола. Мор пытался поддержать точку зрения короля, но все было напрасно, и развод Генриха не удался.

В 1532 году Мор ушел из Палаты общин, сославшись на состояние здоровья. Однако истинная причина, скорее всего, была в том, что Генрих пренебрег законами церкви и развелся с Екатериной. В дальнейшем Мор не присутствовал на коронации Анны Болейн в июне 1533 года. Королю это не понравилось, и его месть была неизбежной.

Суд и казнь

В феврале 1534 года Moр был обвинен в соучастии с монахиней-прорицательницей Элизабет Бартон, которая публично осуждала разрыв Генриха VIII с Римом. В апреле произошел окончательный разрыв, когда Мор отказался принести присягу Генриху о том, что тот является главой англиканской церкви, которая, по мнению Мора, принизила бы власть папы.

17 апреля 1534 года Мор был отправлен в лондонский Тауэр и был признан виновным в государственной измене.

Томас Мор был обезглавлен 6 июля 1535 года. Его последние слова были: «Слуга короля хорош, но первым является Бог». Мор был беатифицирован, то есть причислен к лику блаженных в 1886 году и канонизирован католической церковью в 1935 году. Он также считается «реформаторским мучеником» англиканской церкви.

Источник: http://history-doc.ru/tomas-mor/

Томас Мор – святой и мечтатель

В Лондоне на одном из малоприметных домов висит мемориальная доска, на которой написано несколько добрых слов о жившем здесь великом гуманисте и писателе Томасе Море. Эту табличку повесили благодарные потомки своему всемирно известному соотечественнику.

Однако и по сей день с Мора официально не снято обвинение в измене государству. Впрочем, это не помешало Римской католической церкви канонизировать Томаса Мора как святого и мученика за веру.

Так кто же этот загадочный человек: последователь Христа или Иуды?

Англия. Начало XVI века. Тысячи разорившихся крестьян и ремесленников стали бродягами, ворами и разбойниками из-за жестокой и бесчеловечной политики власть имущих.

Суровый закон отправляет на виселицу того, кто посягнул на яблоко в базарной корзине и одновременно покрывает князя, согнавшего с мест сотни крестьянских семей, чтобы превратить их поля в пастбища для собственных овец.

Отчаявшиеся люди негодуют на Бога, проклинают богатеев и воскрешают легенды о храбром защитнике угнетенных Робин Гуде…

Неудавшийся священник

В это время молодой адвокат, снискавший славу самого добросовестного и честного юриста в Лондоне, избирается в Парламент. Столь резкий скачок в карьере 26-летнего сына королевского судьи был вызван отнюдь не протекцией влиятельного папы.

Томас Мор, воспитанный в благочестивой обстановке под личным влиянием кардинала Нортона, много и упорно учился в различных учебных заведениях, в том числе – и в Оксфордском университете. Так что образование он получил блестящее.

Мор с детства увлекался поэзией, писал стихи (весьма недурные), штудировал языки, изучал философию. Но Джон Мор хотел видеть своего сына знатоком законов и преуспевающим юристом. Когда тот попытался спорить, отец чуть было не лишил его наследства.

Таким образом, послушание отцовской воле сделало из Мора-младшего весьма успешного специалиста в области права.

Впрочем, была у Томаса еще одна мечта, от которой его даже не стал бы отговаривать богобоязненный отец. Юноша зачитывался Библией, трудами отцов Церкви, много времени и средств тратил на добрые дела; в молитвах и постах он готовился к принятию духовного сана.

И быть бы ему священником, если бы не обет безбрачия, который приносят клирики Римской католической церкви.

Как сказал об этом позже Эразм Роттердамский, величайший ученый-гуманист и ближайший друг Томаса Мора: “Он предпочел стать верным супругом, чем распутным священником”.

Отказавшись от духовной карьеры, Томас Мор погрузился в омут тяжб и судебных разбирательств, где так не хватало беспристрастности и справедливости. Именно благодаря этим качествам граждане Лондона избрали Мора в высший законодательный орган страны.

Только вот правдолюбец не смог долго продержаться в развращенной парламентской среде, насыщенной жадностью и угодничеством. Достаточно было Томасу Мору поднять свой голос против введения королем новых налогов, как народного избранника выставили за двери, лишив парламентских полномочий.

Читайте также:  Дженис джоплин - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В поисках утопии

Отстраненный от своих государственных обязанностей, Томас Мор не стал рвать на себе волосы и бросаться в толпу с криками: “Они еще пожалеют”. Он без лишнего шума вернулся к судебной практике, благо, клиентов у него хватало.

Тогда же Мор со своими оксфордскими друзьями возобновил изучение трудов античных философов: Платона, Аристотеля, Плутарха, Лукиана. Это было время интенсивных поисков гуманистами ответов на жизненно важные вопросы: в чем состоит призвание человека, каков его нравственный долг перед обществом, как сделать жизнь более разумной и справедливой, избавив ее от жестокости?

Ответ, по мнению коллег-философов, можно найти в Евангелии и трудах древних мудрецов, которые указывали путь к построению идеального общества. Так, вначале в сердце Мора, а затем и на бумаге, родилось уникальное произведение “Утопия”.

Это слово, придуманное автором, вошло в лексикон всех народов. С греческого оно переводится как “несуществующее место”. Тем не менее, многие современники поверили в реальное существование райского острова. Причиной тому стали как писательский талант Мора, так и сама форма написания книги – рассказ о путешествии некоего Гитлодея, который и открыл миру “Новейший Свет”.

Первая часть “Утопии” состоит из критики социального и политического устройства английского государства.

Писатель бичует современные пороки общества: ненасытность богачей, душащих притеснениями малоимущих, несовершенство законов, безработицу и безграмотность… Досталось даже “…

огромной и праздной толпе священников и так называемых чернецов”. Ну, а главная беда, по мнению автора, состоит в частной собственности.

Поэтому во второй части “Утопии”, где описывается быт островитян, в противовес Англии, устройство вновь открытого государства зиждется на всеобщем равенстве и коллективной собственности.

Правда, стоит заметить, что славная страна Утопия при изобилии всяческих благ и демократическом устройстве, все же сильно отдает диктатурой. Например, там нет свободного перемещения граждан как внутри страны, так и за ее пределами. За утопийцами установлен тотальный контроль.

Есть всеобщая трудовая повинность, и демократия там преспокойно мирится с рабством. Единственное, что ее отличает от марксистско-ленинской коммунистической идеи – высокий уровень религиозной жизни граждан.

Притом построена она на основах толерантности, где каждый верует в Бога по-своему, руководствуясь здравым смыслом и природным опытом. Это был весьма необычный взгляд для католика смутного времени реформационных брожений.

Впрочем, с богословской точки зрения, Нигдея (так ее дословно перевел сам автор) далеко не бесспорна.

Наравне с чисто евангельским воплощением идеала о всеобщей любви и братстве, то и дело проскакивают крамольные, с христианской точки зрения, взгляды.

Например, современная Церковь категорически не соглашается с идеей эвтаназии, которую Томас Мор предлагает как выход для безнадежно больных утопийцев.

Или довольно либеральное отношение к вопросу о разводах: “Впрочем, иногда бывает так, что если характеры мужа и жены недостаточно подходят друг к другу, а обе стороны находят других, с которыми надеются прожить приятнее, то, с обоюдного согласия, они расстаются и вступают в новый брак”.

Как бы там ни было, издание “Утопии” произвело фурор в обществе. Ее очень горячо встретили, обсуждая и наперебой восхваляя политическое и экономическое устройство чудо-страны. Еще при жизни Томаса Мора книгу несколько раз переиздавали, а о ее авторе заговорила вся образованная Европа. Появились и успехи в политике, которые совпали с расцветом его деятельности как ученого-гуманиста.

Венцы и лавры

В это время слава Томаса Мора гремела по всей Англии. Так например, в учебнике латинской риторики предлагалось четырьмя различными способами перевести на латынь фразу: “Мор – человек божественного ума и необыкновенной учености”.

Король Генрих VIII не мог игнорировать всеобщего признания своего подданного и решил назначить Томаса Мора лорд-канцлером. Будучи человеком всесторонне образованным, покровителем науки и искусства, молодой монарх приблизил к себе ученого-гуманиста, которого прежний король не переносил за несгибаемую волю и жажду справедливости.

Правда, этим назначением Генрих VIII, в основном, льстил своему самолюбию. Ревностные попытки нового лорда-канцлера улучшить жизнь низших классов общества ни к чему не привели. Несмотря на разбирательства созданной им комиссии по огораживаниям, дворяне продолжали сгонять бедняков с их собственных земель, подкупая чиновников взятками.

Не словом, а делом

Видя бесплодность своих попыток помочь людям на государственном уровне, Томас Мор старался делать добро, лично участвуя в благотворительности.

Нищие в бедных кварталах Лондона хорошо знали этого человека, частенько посещавшего их по вечерам и раздававшего милостыню.

Им же было арендовано большое здание для приюта больных и сирот, которое называлось Домом Провидения, где всем нуждающимся оказывалась посильная помощь.

Томас Мор не любил блистать роскошью. Одеваться старался без напыщенности, а под богатой одеждой носил грубую власяницу, которую перед казнью он снял и отослал своей дочери.

Как истинный утопиец, Мор с презрением относился к золоту, одевая его лишь по долгу службы. Его набожность и смирение раздражали королевскую знать. Еще бы: помощник короля не гнушался исполнять роль министранта (лат.

“служитель” – человек, помогающий священникам во время богослужения) на литургии, надевая на себя простую монашескую одежду!

Он был на редкость последовательным в своей христианской вере. Ни одно важное решение не принималось им без молитвы. Подобным же образом он воспитал и своих четверых детей и приемную дочь.

Вот один из советов, который он давал наставнику своих отпрысков: “Прежде всего их надобно выучить благочестию по отношению к Богу, милосердию – по отношению ко всем людям, а по отношению к самим себе – скромности и христианскому смирению.

В таком случае Бог их вознаградит, и в ожидании этого смерть им будет не страшна; кроме того, обладая подлинной радостью, они не станут чваниться от пустых людских похвал или падать духом от злословия”.

Это был личный пример для окружающих людей, многие из которых обращались ко Христу под впечатлением от общения с этим удивительным человеком. Эразм Роттердамский именно благодаря дружбе с Томасом Мором углубил свои отношения с Богом. Да и лучшее его произведение “Похвала глупости” было создано, когда он гостил в лондонском доме Мора.

Он пишет о своем друге: “Мор – вернейший почитатель истинного благочестия, и он более всего чужд какого бы то ни было суеверия. В назначенные часы молится он Богу, но не потому, что так заведено, а от глубины сердца. С друзьями он говорит о будущей жизни так, что видно, сколь глубока его вера и надежда на будущее. Таков Мор и при дворе.

И после этого некоторые думают, что христиан можно сыскать только разве в монастырях”.

Все могут короли

Но со всеми этими “причудами” королевского фаворита, еще долго бы мирились окружавшие его лицемеры, если бы не страсть английского монарха к женскому полу.

Как известно, Генрих VIII, отчаявшись получить у Папы Римского разрешение на развод ради брака с Анной Болейн, решил сам стать главой церкви, чтобы больше ни перед кем не унижаться, решая собственные проблемы.

Для этого он объявил о политическом и духовном разрыве с Римом.

Парламент и духовенство страны послушно признали короля главой церкви Англии. Практически все католические монастыри были закрыты, а их имущество конфисковано в пользу короны.

Страна была взволнована событиями, которые приняли столь крутой поворот. Еще совсем недавно король из рук самого понтифика получил титул “защитника веры”, когда выступил с осуждением реформации в Европе, а тут – на тебе, сам стал великим реформатором.

Томас Мор был не таким легковесным человеком. Он любил Бога и Церковь и считал ниже своего достоинства продать свою веру, даже хорошо зная, на что способен образованный деспот по имени Генрих VIII. На следующий день после провозглашения короля верховным главой церкви (16 мая 1532 года) Томас Мор возвратил вчерашнему другу государственные печати, отрекаясь от высокого звания лорда-канцлера.

Лишившись всякого достатка, он два года жил впроголодь, чувствуя к тому же на себе пристальный взгляд из королевского дворца.

Мор игнорировал коронацию Анны, не считая этот брак законным, а когда, два года спустя, король снова приказал ему присягнуть на верность, Томас опять отказался подчиниться.

Он, кстати, оказался единственным светским лицом во всей Англии, не пожелавшим преклониться перед королевской волей.

Путь на английскую Голгофу

Это уже было слишком, и взбешенный король приказал бросить несгибаемого Мора в лондонскую тюрьму Тауэр. Все попытки давления на бунтаря оказались безуспешными. Ему грозила смертная казнь за измену родине, а он вместо требуемого раскаяния написал в темнице “Комментарий на страсти Христовы”.

Вместе со своим Учителем, он переживал смертельный страх предстоящих мук, неготовность предстать перед судом. Но на сделку с совестью Томас Мор не мог пойти даже перед лицом ужасной казни. В те мрачные дни он писал: “Всякий, кто поставлен перед выбором: отречься от Бога или принять мученическую кончину, может быть уверен в том, что перед этим выбором поставил его Сам Бог”.

В тюремной камере он уже не молился, чтобы его миновала чаша сия, так как знал характер короля. Он просил, чтобы Бог укрепил его в последний час, и эта молитва была услышана.

Всевышний даровал осужденному не только великий покой в сердце, но и изрядную порцию юмора, с которой Мор пошел навстречу смерти.

Томас попросил помочь офицера взобраться ему на эшафот, заметив, что с обратным путем он уж как-нибудь сам справится.

А потом приговоренный опустился на колени и, помолившись, обратился к палачу, подбадривая его: “Соберись с духом и смело исполни свою обязанность. У меня очень короткая шея, смотри же, не сруби криво, чтобы не повредить своей репутации”. Палач, не ожидавший от своей жертвы таких слов, сперва опешил, но затем взялся за топор и…

Так взошел на свою Голгофу Томас Мор – простой смертный, который боялся боли и любил обычные человеческие удовольствия, но при этом смог пронести свой крест до конца.

P.S. В 1935 году Папа Римский Пий XI канонизировал Томаса Мора за верность своим убеждениям вплоть до мученической смерти. Святым престолом были приняты во внимание не утопические фантазии и догматические ошибки нового святого, а его личная жизнь, ставшая воплощением христианского идеала любви к Богу и людям.

Источник: http://relax.wild-mistress.ru/wm/relax.nsf/publicall/6117267_tomas_mor___svyatoy_i_mechtatel

Томас Мор – биография, список книг, отзывы читателей

Томас Мор — английский юрист, философ, писатель-гуманист. Лорд-канцлер Англии. В 1516 году написал книгу «Утопия», в которой изобразил своё представление об идеальной системе общественного устройства на примере вымышленного островного государства.

Мор видел в Реформации угрозу для церкви и общества, критиковал религиозные взгляды Мартина Лютера и Уильяма Тиндейла и, находясь на посту лорд-канцлера, препятствовал распространению протестантизма на территории Англии.

Отказался признавать Генриха VIII главой церкви Англии и считал его развод с Екатериной Арагонской недействительным. В 1535 году был казнён в соответствии с Актом об измене.

В 1935 году причислен к лику святых Католической церкви.

Образование

Томас родился 7 февраля 1478 года в семье сэра Джона Мора, лондонского судьи, который был известен своей честностью. Начальное образование Мор получил в школе Св. Антония. В 13 лет он попал к Джону Мортону, архиепископу Кентербери, и некоторое время служил у него пажом.

Весёлый характер Томаса, его остроумие и стремление к знаниям произвели впечатление на Мортона, который предсказал, что Мор станет «изумительным человеком». Мор продолжил своё образование в Оксфорде, где учился у Томаса Линакра и Вильяма Гросина, знаменитых юристов того времени.

В 1494 году он вернулся в Лондон и в 1501 году стал барристером.

Судя по всему, Мор не собирался всю жизнь делать карьеру юриста. Он долго не мог выбрать между гражданской и церковной службой.

Во время своего обучения в Lincoln’s Inn (одной из четырёх коллегий барристеров) Мор решил стать монахом и жить вблизи монастыря. До самой смерти он придерживался монашеского образа жизни с постоянными молитвами и постами.

Тем не менее, желание Мора служить своей стране положило конец его монастырским устремлениям. В 1504 году Мор избирается в Парламент, а в 1505 году — женится.

Читайте также:  Ariana grande - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Семейная жизнь

В 1505 году Мор женился на 17-летней Джейн Кольт, старшей дочери эсквайра из Эссекса. Согласно биографии, написанной его зятем Уильямом Ропером, Томасу больше нравилась её младшая сестра, но из учтивости он предпочёл Джейн.

Друзья Мора описывали её тихой и доброй нравом. Эразм Роттердамский посоветовал ей получить дополнительное образование к тому, которое она уже получила дома, и стал её личным наставником в области музыки и литературы.

У Мора с Джейн было четверо детей: Маргарет, Элизабет, Сесиль и Джон.

В 1511 году Джейн умерла от лихорадки. В течение месяца Мор женился снова, выбрав в качестве второй жены богатую вдову Элис Мидлтон. В отличие от первой жены, Элис была известна как сильная и прямая женщина, хотя Эразм свидетельствует, что брак был счастливым.

У Мора и Элис не было общих детей, но Мор воспитывал дочь Элис от первого брака как свою собственную. Кроме того, Мор стал опекуном молодой девушки по имени Алиса Кресакр, которая позднее вышла замуж за его сына, Джона Мора.

Мор был любящим отцом, который писал письма своим детям, когда он был в отъезде по правовым или государственным делам, и призывал их писать ему чаще. Мора серьёзно заинтересовало образование женщин, его отношение было в высшей степени необычным в то время.

Он считал, что женщины столь же способны к научным достижениям, как и мужчины, и настаивал, чтобы его дочери получили высшее образование, так же, как и его сын.

Религиозная полемика

В 1520 реформатор Мартин Лютер опубликовал три работы: «Обращение к христианскому дворянству немецкой нации», «О вавилонском пленении церкви», «О свободе христианина». В этих работах Лютер изложил своё учение о спасении через веру, отверг таинства и другие католические практики и указал на злоупотребления и пагубное влияние Римско-католической церкви.

В 1521 году Генрих VIII ответил на критику Лютера манифестом «В защиту семи таинств», вероятно, написанным и отредактированным Мором. В свете этой работы папа Лев X наградил Генриха VIII («Защитник веры») за его усилия в борьбе с ересью Лютера. Мартин Лютер ответил Генриху VIII в печати, называя его «свиньёй, болваном и лжецом».

По просьбе Генриха VIII Мор составил опровержение: Responsio Lutherum. Оно было опубликовано в конце 1523 года. В Responsio Мор защищал верховенство папы, а также таинство других церковных обрядов.

Эта конфронтация с Лютером подтвердила консервативные религиозные тенденции, которых придерживался Мор, и с тех пор его творчество было лишено всякой критики и сатиры, которые можно рассматривать как вред авторитету церкви.

В парламенте

Первым деянием Мора в Парламенте стало выступление за уменьшение сборов в пользу короля Генриха VII.

В отместку за это Генрих заключил в тюрьму отца Мора, который был выпущен на свободу только после уплаты значительного выкупа и самоустранения Томаса Мора от общественной жизни.

После смерти Генриха VII в 1509 году Мор возвращается к карьере политика. В 1510 году он стал одним из двух младших шерифов Лондона.

При дворе короля

В 1510-х годах Мор привлёк к себе внимание короля Генриха VIII. В 1515 году он был отправлен в составе посольства во Фландрию, которое вело переговоры касательно торговли английской шерстью (знаменитая «Утопия» начинается со ссылки на это посольство).

В 1517 году он помог усмирить Лондон, взбунтовавшийся против иностранцев. В 1518 году Мор становится членом Тайного Совета. В 1520 году он был в составе свиты Генриха VIII во время его встречи с королём Франции Франциском I неподалёку от города Кале.

В 1521 году к имени Томаса Мора добавляется приставка «сэр» — он был посвящён в рыцари за «заслуги перед королём и Англией».

В 1529 году король назначил Мора на высший пост в государстве — лорд-канцлера. Впервые лорд-канцлером стал выходец из буржуазной среды.

По-видимому, именно Мор был автором знаменитого манифеста «В защиту семи таинств» (лат. Assertio septem sacramentorum, англ. Defence of the Seven Sacraments), ответа Генриха VIII Мартину Лютеру.

За этот манифест папа Лев X пожаловал Генриху титул «Защитник веры» (любопытно, что долгое время после того, как Англия порвала с католической церковью, английские монархи продолжали носить этот титул, а на английских монетах до сих пор присутствуют буквы D. F.).

Также Томас Мор написал ответ Лютеру под своим собственным именем.

Конфликт с королём. Арест и казнь

Особого внимания заслуживает ситуация с разводом Генриха VIII, которая привела Мора к возвышению, затем к падению и в конечном итоге — к смерти.

Кардинал Томас Уолси, архиепископ Йорка и лорд-канцлер Англии, не смог добиться развода Генриха VIII и королевы Екатерины Арагонской, в результате чего в 1529 году его заставили уйти в отставку.

Следующим лордом-канцлером был назначен сэр Томас Мор, который к тому моменту уже был канцлером герцогства Ланкастер и спикером Палаты общин. К несчастью для всех, Генрих VIII не понимал, что за человек был Мор.

Глубоко религиозный и прекрасно образованный в области канонического права, Мор твёрдо стоял на своём: расторгнуть освящённый церковью брак может только Папа Римский. Климент VII был против этого развода — на него давил Карл V Испанский, племянник королевы Екатерины.

В 1532 году Мор ушёл в отставку с поста лорда-канцлера, ссылаясь на слабое здоровье. Истинной причиной его ухода стал разрыв Генриха VIII с Римом и создание англиканской церкви; Мор был против этого.

Более того, Томас Мор был настолько возмущён отходом Англии от «истинной веры», что не появился на коронации новой жены короля — Анны Болейн. Естественно, Генрих VIII заметил это. В 1534 году Элизабет Бартон, монахиня из Кента, осмелилась публично осудить разрыв короля с католической церковью.

Выяснилось, что отчаянная монахиня переписывалась с Мором, который имел схожие взгляды, и не попади он под защиту Палаты лордов, не миновать бы ему тюрьмы.

В том же году Парламент принял «Акт о супрематии», провозглашавший короля Верховным главой Церкви, и «Акт о престолонаследии», который включал в себя присягу, которую были обязаны принести все представители английского рыцарства. Принесший присягу тем самым:

– признавал законными всех детей Генриха VIII и Анны Болейн;
– отказывался признавать любую власть, будь то власть светских владык или князей церкви, кроме власти королей из династии Тюдоров.

Томас Мор, как и рочестерский епископ Джон Фишер, был приведён к этой присяге, но отказался произнести её, так как она противоречила его убеждениям.

17 апреля 1534 года он был заключён в Тауэр, признан виновным в соответствии с «Актом об измене» и 6 июля 1535 года обезглавлен на Тауэр-Хилл. Перед казнью держался очень мужественно и шутил.

За верность католицизму Мор был канонизирован Римско-католической церковью и причислен к лику святых папой Пием XI в 1935 году.

Политические взгляды

– Основная причина всех пороков и бедствий — это частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые нельзя остановить никакими законами и санкциями.

– Утопия (идеальная страна) — своеобразная федерация из 54 городов.- Устройство и управление каждого из городов одинаковы, но главным является центральный город Амаурот, в котором расположен главный сенат. В городе 6000 семей; в семье — от 10 до 16 взрослых.

– Каждая семья занимается определенным ремеслом (разрешён переход из одной семьи в другую). Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются «деревенские семьи» (от 40 взрослых), в которых житель города обязан проработать не менее двух лет.- Должностные лица в Утопии выборные.

Каждые 30 семей избирают на год филарха (сифогранта); во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибор). Протофилархи избираются из числа ученых. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь (адем) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом.

Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.

– В Утопии нет частной собственности (её автор считает причиной всех зол) и, следовательно, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве.- Утопийцы сильно гнушаются войною, как деянием поистине зверским.

Не желая, однако, обнаружить, в случае необходимости, свою неспособность к ней, они постоянно упражняются в военных науках. Обычно для войны используются наёмники.- Утопийцы признают вполне справедливой причиной для войны тот случай, когда какой-либо народ, владея попусту и понапрасну такой территорией, которой не пользуется сам, отказывает все же в пользовании и обладании ею другим, которые по закону природы должны питаться от неё.

– В Утопии существует институт рабства. По Мору, в этой идеальной стране есть и должны быть рабы (бесправная категория населения), обеспечивающие возможность осуществления принципа «от каждого по способностям, каждому по потребностям» для каждого свободного гражданина.

Источник: http://readly.ru/author/22881/

Святой: Мор, Томас

Томас Мор (англ. Sir Thomas More, более известный, как Saint Thomas More; 7 февраля 1478(14780207), Лондон — 6 июля 1535, Лондон) — английский мыслитель, писатель. Святой Католической церкви.

Биография

Образование

Томас родился 7 февраля 1478 года в семье сэра Джона Мора, лондонского судьи, который был известен своей честностью. Начальное образование Мор получил в школе Св. Антония. В 13 лет он попал к Джону Мортону, архиепископу Кентербери, и некоторое время служил у него пажом.

Весёлый характер Томаса, его остроумие и стремление к знаниям потрясли Мортона, который предсказал, что Мор станет «изумительным человеком». Мор продолжил своё образование в Оксфорде, где учился у Томаса Линакра (англ. Thomas Linacre) и Вильяма Гросина (William Grocyn), знаменитых юристов того времени.

В 1494 году он вернулся в Лондон и в 1501 году стал барристером.

Судя по всему, Мор не собирался всю жизнь делать карьеру юриста. В частности, он долго колебался между гражданской и церковной службой.

Во время своего обучения в Линкольнз инн (одной из четырёх юридических корпораций, готовящих юристов) Мор решил стать монахом и жить вблизи монастыря. До самой смерти он придерживался монашеского образа жизни с постоянными молитвами и постами.

Тем не менее, желание Мора служить своей стране положило конец его монастырским устремлениям. В 1504 году Мор избирается в Парламент, а в 1505 году — женится.

Семейная жизнь

Мор впервые женился на Джейн Кольт, в 1505 году. Она была почти на 10 лет его моложе, и его друзья говорили, что она была тихой и доброй нравом. Эразм Роттердамский посоветовал ей получить дополнительное образование к тому, которое она уже получила дома, и стал её личным наставником в области музыки и литературы.

У Мора было четверо детей с Джейн: Маргарет, Элизабет, Сесиль и Джон. Когда Джейн умерла в 1511 году, он женился почти сразу, выбрав в качестве второй жены богатую вдову по имени Элис Мидлтон.

У Элис не было репутации покорной женщины, как у её предшественницы, а наоборот она была известна как сильная и прямая женщина, хотя Эразм свидетельствует, что брак был счастливым. У Мора и Элис не было общих детей, но у Элис была дочь от первого брака.

Кроме того, Мор стал опекуном молодой девушки по имени Алиса Кресакр, которая в итоге вышла замуж за Мора. Мор был любящим отцом, который писал письма своим детям, когда он был в отъезде по правовым или государственным делам, и призывал их писать ему чаще.

Мора серьёзно заинтересовало образование женщин, его отношение было в высшей степени необычным в то время. Он считал, что женщины столь же способны к научным достижениям, как и мужчины, он настаивал, чтобы его дочери получили высшее образование, так же как и его сыновья.

Религиозная полемика

В 1520 реформатор Мартин Лютер опубликовал три работы: “Обращение к христианскому дворянству немецкой нации”, “О вавилонском пленении церкви”, “О свободе христианина”. В этих работах Лютер изложил свое учение о спасении через веру, отверг таинства и другие католические практики и указал на злоупотребления и пагубное влияние Римско-католической церкви.

В 1521 году Генрих VIII ответил на критику Лютера работой писателя, известного как Assertio, написанной и отредактированной Мором. В свете этой работы папа Лев X наградил Генриха VIII («Защитник веры») за его усилия в борьбе с ересью Лютера. Мартин Лютер ответил Генриху VIII в печати, называя его «свиньёй, болваном и лжецом».

По просьбе Генриха VIII Мор составил опровержение: Responsio Lutherum. Оно было опубликовано в конце 1523 года. В Responsio Мор защищал верховенство папы, а также таинство других церковных обрядов.

Эта конфронтация с Лютером подтвердила консервативные религиозные тенденции, которых придерживался Мор, и с тех пор его творчество было лишено всякой критики и сатиры, которые можно рассматривать как вред авторитету церкви.

Читайте также:  Максим артамонов - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В парламенте

Первым деянием Мора в Парламенте стало выступление за уменьшение сборов в пользу короля Генриха VII.

В отместку за это Генрих заключил в тюрьму отца Мора, который был выпущен на свободу только после уплаты значительного выкупа и самоустранения Томаса Мора от общественной жизни. После смерти Генриха VII в 1509 году Мор возвращается к карьере политика.

В 1510 году он стал одним из двух младших шерифов Лондона. В 1511 году его первая жена умирает во время родов, но Мор вскоре вступает во второй брак.

При дворе короля

В 1510-е годы Мор привлёк к себе внимание короля Генриха VIII. В 1515 году он был отправлен в составе посольства во Фландрию, которое вело переговоры касательно торговли английской шерстью. (Знаменитая «Утопия» начинается со ссылки на это посольство.

) В 1517 году он помог усмирить Лондон, взбунтовавшийся против иностранцев. В 1518 году Мор становится членом Тайного Совета. В 1520 году он был в составе свиты Генриха VIII во время его встречи с королём Франции Франциском I неподалёку от города Кале.

В 1521 году к имени Томаса Мора добавляется приставка «сэр» — он был посвящён в рыцари за «заслуги перед королём и Англией».

По-видимому, именно Мор был автором знаменитого манифеста «В защиту семи таинств» (лат. Assertio septem sacramentorum/англ. Defence of the Seven Sacraments), ответа Генриха VIII Мартину Лютеру.

За этот манифест папа Лев X пожаловал Генриху титул «Защитник Веры» (Defensor Fidei) (любопытно, что долгое время после того, как Англия порвала с католической церковью, английские монархи продолжали носить этот титул, а на английских монетах до сих пор присутствуют буквы D.

F.). Также Томас Мор написал ответ Лютеру под своим собственным именем.

Конфликт с королём. Арест и казнь

Особого внимания заслуживает ситуация с разводом Генриха VIII, которая привела Мора к возвышению, затем к падению и в конечном итоге — к смерти. Кардинал Томас Уолси, архиепископ Йорка и лорд-канцлер Англии, не смог добиться развода Генриха VIII и королевы Екатерины Арагонской, в результате чего в 1529 году его заставили уйти в отставку.

Следующим лордом-канцлером был назначен сэр Томас Мор, который к тому моменту уже был канцлером герцогства Ланкастер и спикером Палаты общин. К несчастью для всех, Генрих VIII не понимал, что за человек был Мор. Глубоко религиозный и прекрасно образованный в области канонического права, Мор твёрдо стоял на своём: расторгнуть освящённый церковью брак может только Римский папа.

Климент VII был против этого развода — на него давил Карл V Испанский, племянник королевы Екатерины. В 1532 году Мор ушёл в отставку с поста лорда-канцлера, ссылаясь на слабое здоровье. Истинной причиной его ухода стал разрыв Генриха VIII с Римом и создание Англиканской церкви; Мор был против этого.

Более того, Томас Мор был настолько возмущён отходом Англии от «истинной веры», что не появился на коронации новой жены короля — Анны Болейн. Естественно, Генрих VIII заметил это. В 1534 году Элизабет Бартон, монахиня из Кента, осмелилась публично осудить разрыв короля с католической церковью.

Выяснилось, что отчаянная монахиня переписывалась с Мором, который имел схожие взгляды, и не попади он под защиту Палаты лордов, не миновать бы ему тюрьмы. В том же году Парламент принял «Акт о супрематии», провозглашавший короля Верховным главой Церкви, и «Акт о престолонаследии», который включал в себя присягу, которую были обязаны принести все представители английского рыцарства.

Принесший присягу тем самым: 1) признавал законными всех детей Генриха VIII и Анны Болейн; 2) отказывался признавать любую власть, будь то власть светских владык или князей церкви, кроме власти королей из династии Тюдоров. Томас Мор, как и рочестерский епископ Джон Фишер, был приведён к этой присяге, но отказался произнести её, так как она противоречила его убеждениям.

17 апреля 1535 года он был заключён в Тауэр, признан виновным в соответствии с «Актом об измене» и 6 июля 1535 года обезглавлен. За верность католицизму Мор был канонизирован Римско-католической церковью и причислен к лику святых папой Пием XI в 1935 году.

Произведения

«История Ричарда III»

До сих пор среди специалистов идут споры о том, является ли «История Ричарда III» Томаса Мора историческим или художественным произведением.

Во всяком случае, в своих основных сюжетных линиях это произведение совпадает с большинством хроник и исторических исследований, а именно с «Новыми хрониками Англии и Франции» Р. Фабиана, записками Д. Манчини, П. Кармилиано, П. Вергилия, произведениями Б. Андрэ.

Повествования хронистов и писателей расходятся с историей, написанной Томасом Мором, лишь в частностях. При этом в «Истории Ричарда III» ярко обозначен характер автора, во многих случаях даны оценки происходивших в 1483 году исторических событий.

Так, по поводу избрания Ричарда III королем историк пишет, что это «… не что иное, как королевские игры, только играются они не на подмостках, а по большей части на эшафотах».

Стихотворные произведения, эпиграммы и переводы

Томас Мор был автором 280 латинских эпиграмм, переводных произведений, а также небольших поэм. Томас Мор активно занимался переводами с древнегреческого языка, который в его эпоху был гораздо менее популярен, чем латинский.

По мнению Ю. Ф. Шульц, высказанному в статье «Поэзия Томаса Мора», точная датировка подавляющего большинства эпиграмм Мора затруднительна. Тем не менее, как в выборе эпиграмм, так и в поэтических произведениях Томаса Мора основной темой является образ идеального правителя, многие эпиграммы и поэтические произведения идейно близки работе Томаса Мора «Утопия».

«Утопия»

Из всех литературных и политических произведений Мора наибольшее значение имеет «Утопия» (опубликована в 1516 году Дирком Мартенсом), причем эта книга сохранила своё значение для нашего времени — не только как талантливый роман, но и как гениальное по своему замыслу произведение социалистической мысли.

Литературные источники «Утопии» — сочинения Платона («Государство», «Критий», «Тимей»), романы-путешествия XVI века (в частности «Quatuor Navigationes» Америго Веспуччи) и до некоторой степени произведения Чосера, Ленгленда и политические баллады. Из «Navigationes» Веспуччи он взял завязку «Утопии» (встреча с Гитлодеем, его приключения).

Мор создал первую стройную социалистическую систему, хотя и разработанную в духе утопического социализма.

Томас Мор назвал свой труд «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».

«Утопия» делится на две части, мало похожих по содержанию, но логически неотделимых друг от друга.

Первая часть произведения Мора — литературно-политический памфлет; здесь наиболее сильный момент — критика современных ему общественно-политических порядков: он бичует «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн, остро высмеивает тунеядство и разврат духовенства.

Но особенно резко нападает Мор на огораживания общинных земель (enclosures), разорявшие крестьянство: «Овцы, — писал он, — поели людей».

В первой части «Утопии» дана не только критика существующих порядков, но и программа реформ, напоминающая более ранние, умеренные проекты Мора; эта часть очевидно служила ширмой для второй, где он высказал в форме фантастической повести свои сокровенные мысли. Во второй части снова сказываются гуманистические тенденции Мора.

Во главе государства Мор ставил «мудрого» монарха, допуская для чёрных работ рабов; он много говорит о греческой философии, в частности о Платоне, сами герои «Утопии» — горячие приверженцы гуманизма. Но в описании социально-экономического строя своей вымышленной страны Мор даёт ключевые для понимания его позиции положения.

Прежде всего в «Утопии» отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Взамен её устанавливается обобществлённое производство. Это большой шаг вперёд, так как у предыдущих социалистических писателей социализм носил потребительский характер.

Труд является обязательным в «Утопии» для всех, причём земледелием занимаются поочерёдно все граждане до определённого возраста, сельское хозяйство ведётся артельно, но зато городское производство построено на семейно-ремесленном принципе — влияние недостаточно развитых экономических отношений в эпоху Мора.

В «Утопии» господствует ручной труд, хотя он и продолжается только 6 часов в день и не изнурителен. Мор ничего не говорит о развитии техники. В связи с характером производства обмен в государстве Мора отсутствует, нет также и денег, они существуют только для торговых сношений с другими странами, причём торговля является государственной монополией.

Распределение продуктов в «Утопии» ведётся по потребностям, без каких-либо твёрдых ограничений. Государственный строй утопийцев несмотря на наличие короля — полная демократия: все должности — выборные и могут быть заняты всеми, но, как и подобает гуманисту, Мор предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием. Школа чужда схоластике, она построена на соединении теории и производственной практики.

Ко всем религиям в «Утопии» отношение терпимое, и запрещён только атеизм, за приверженность которому лишали права гражданства. В отношении к религии Мор занимает промежуточное положение между людьми религиозного и рационалистического миросозерцания, но в вопросах общества и государства он — чистый рационалист.

Признавая, что существующее общество неразумно, Мор вместе с тем заявляет, что оно — заговор богатых против всех членов общества. Социализм Мора вполне отражает окружающую его обстановку, чаяния угнетённых масс города и деревни.

В истории социалистических идей его система широко ставит вопрос об организации общественного производства, притом в общегосударственном масштабе.

Новым этапом в развитии социализма она является ещё и потому, что в ней осознано значение государственной организации для построения социализма, но Мор не мог в своё время видеть перспективу бесклассового общества (в «Утопии» Мора рабство не отменено), осуществляющего принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям» без всякого участия государственной власти, ставшей излишней.

Политические взгляды

  • Основная причина всех пороков и бедствий — это частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые нельзя остановить никакими законами и санкциями.
  • Утопия (идеальная страна) — своеобразная федерация из 54 городов.

  • Устройство и управление каждого из городов одинаковы. В городе 6000 семей; в семье — от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом (разрешен переход из одной семьи в другую).

    Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются «деревенские семьи» (от 40 взрослых), в которых житель города обязан проработать не менее двух лет

  • Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей избирают на год филарха (сифогранта); во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибор). Протофилархи избираются из числа ученых.

    Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь (адем) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.

  • В Утопии нет частной собственности и, следовательно, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве.
  • Утопийцы сильно гнушаются войною, как деянием поистине зверским. Не желая, однако, обнаружить, в случае необходимости, свою неспособность к ней, они постоянно упражняются в военных науках.

    Обычно для войны используются наёмники.

  • Утопийцы признают вполне справедливой причиной для войны тот случай, когда какой либо народ, владея попусту и понапрасну такой территорией, которой не пользуется сам, отказывает все же в пользовании и обладании ею другим, которые по закону природы должны питаться от неё.

См. также

Примечания

  1. Томас Мор. Эпиграммы. История Ричарда III. Серия «Литературные памятники». — М.: Наука, 1973.
  • Кудрявцев О. Ф. Гуманистические представления о справедливости и равенстве в «Утопии» Томаса Мора // История социалистических учений. — М., 1987. — С. 197—214.
  • Чиколини Л. С. Диалоги Лукина и «Утопия» Мора в издании Джунти (1519) // Средние века. — М., 1987. Вып. 50. С. 237—252.
  • Штекли А. Э. Истоки тоталитаризма: виновен ли Томас Мор? // Анархия и власть. — М., 1992.
  • Осиновский И.Н. Эразм Роттердамский и Томас Мор: из истории ренессансного христианского гуманизма: (учебное пособие по средним векам для студентов МГПУ). – М., 2006. – 217 с.

Источник: http://adamovka.ru/saint/?id=1450

Ссылка на основную публикацию