Яак йоала – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Яак Йоала (Jaak Joala)

Яак Йоала

Яак (Яак Арнович) Йоала (Jaak Joala; род. 26 июня 1950) — эстонский советский эстрадный певец, один из самых популярных артистов в СССР конца 1970-х — начала 1980-х годов.

Йоала родился в музыкальной семье (его мать была музыковедом и работала в Государственной филармонии Эстонской ССР) с детства обучался игре на фортепиано и флейте.

Яак Йоала

Когда Яак Йоала поступал в музыкальное училище, один из экзаменаторов спросил юношу «Яак, вы уверены, что хотите стать музыкантом, а не гонщиком?» — Увлечение молодого Йоалы картингом было хорошо известно в Таллине.

Яак Йоала

И все-таки для Яака не было вопроса кем быть. Он рос в музыкальной семье (мать — музыковед, лектор Государственной филармонии ЭССР) и не однажды в детстве прослушивая любимые оперы «Аиду», «Риголетто» мысленно выходил на сцену и пел вместе с настоящими артистами.

Он учился игре на фортепиано «с семи лет до тех пор, пока мама еще имела большую власть».

Благодаря приверженности родителей музыке он был постоянным «слушателем» симфонических и камерных концертов, а также оперы еще тогда, когда засыпал на руках у матери: В Таллиннской средней музыкальной школе, затем в музыкальном училище он обучался игре на флейте, а в шестнадцать лет пел и играл на бас-гитаре в одной из первых эстонских бит-групп «Кристаллы» (Kristallid).

К этому периоду 1966г. относится и первая радиозапись певца. В 1968 следует участие в ансамбле «Северное сияние» (Virmalised) и быстро растущая популярность в регулярной ТВ программе «Гороскоп».

Вначале его приняли всерьез лишь его сверстники. Но вскоре выяснилось, что юноша — не чета обычным солистам бит-ансамблей. Год от года расширялся его репертуар в сторону содержательности и вокальной требовательности, и Яак Йоала обрел друзей среди слушателей всех поколений.

Когда Яака призвали в армию, службу он проходил в Таллинне, и часто появлялся на концертах и в студии звукозаписи. К тому времени он был уже настолько популярен, что для молодёжной передачи эстонское телевидение снимало кадры о службе молодого бойца.

Яак Йоала и «Радар»1970 год принес Яаку Йоала первые лавры победы на республиканском конкурсе комсомольской песни, а 1971 г. — на конкурсе молодых эстрадных певцов. Начиная с этого времени, он становится одним из самых предпочитаемых композиторами певцов на всех эстонских песенных конкурсах.

Комсомольская правда 22 октября 1983 год

В 1972 году он поет на фестивале в Ростоке и Хельсинки, следуют премии за участие в конкурсах «Типпмелоодия» (1972), «Таллин-Тарту» (1972, 1973, 1974), диплом всесоюзного конкурса эстрадных артистов (1974).

Но самым успешным стал 1975 год: первое место на фестивале «Вильнюсские башни» и специальный приз жюри на фестивале песни в Сопоте, поставивший Яака Йоала в первые ряды лауреатов этого представительного конкурса.

Яак Йоала

Яркие, мелодичные песни на русском и эстонском языках, каверверсии прекрасных зарубежных песен. Сложилось мнение, что Яаку Йоала больше подходят песни с широким диапазоном, красивым мелодическим развитием, высокой кульминацией, где можно лучше показать свой голос.

Хороших песен в таком плане было действительно много, и мастерское исполнение Яаком Йоала способствовало их успеху, как на песенных конкурсах, так и у слушателей. Однако постепенно такая манера исполнения стала доминировать.

От штампа Яаку Йоала помог освободиться ансамбль «Радар», открывший перед певцом новые творческие возможности с учетом современного и технического уровня развития. Специально для Яака Йоала пишут песни лучшие советские композиторы Д.Тухманов, А. Зацепин, Р.Паулс.

Яак Йоала

Разносторонний музыкант, Йоала, как утверждают, в случае необходимости мог один заменить небольшой оркестр. И в самом деле — на эстонском радио есть записи, где он играет на фортепьяно, гитаре, флейте ударных инструментах и… конечно поет сольную и ансамблевую партии.

Осуществилась и детская мечта о театре. Яак Йоала принимает участие в постановках Государственного театра «Эстония» — в мюзиклах «Вестсайдская история» Л.Бернстайна и «Дачниках» Ю.Винтера. В 1984 снимается в художественном музыкальном фильме «Двойники».

В начале 80х Яак Йоала стал наиболее ярким эстонским певцом на советской эстраде. Муслим Магомаев писал в газете «Советская культура» (№35 1981 г.): Артистическая внешность, броская, именно эстрадная манера пения, без налета вульгарности, подчас выдаваемой за «эстрадную специфику», без штампов, копирования кого-то и чего-то.

Яак Йоала

А главное — голос яркий, звонкий, наполненный, которым он свободно владеет; крепкое певческое дыхание, коим обладает далеко не каждый вокалист — все это привлекает в нем. Яак Йоала поет красиво, взволнованно, что называется, на нерве.

С 1988 года Йоала покинул советскую сцену, а с распадом СССР окончательно исчез из поля зрения российской аудитории. Но новые власти Эстонии припомнили Йоале его всесоюзную популярность.

Его обвинили в предательстве, и долгое время певца не пускали ни на одну концертную площадку.

Яак Йоала (Jaak Joala)Последнее появление певца Яака Йоала в эстонской музыке было в 90-х годах, когда он вместе со своими коллегами по эстраде Тынисом Мяги и Иво Линна сделали проект «Las jддda kхik, mis hea» («Пусть остаётся всё, что хорошо»).

«Три тенора» возрождали знаменитые хиты с новым звучанием. В своих интервью сегодня Йоала говорит, что ему надоела работа на эстраде и все, что было вокруг нее. Надоело много ездить, эстрада, считает сегодня Йоала, — дело молодых. Для работы и для удовольствия дома он создал домашнюю музыкальнюю студию.

Яак Йоала

Как педагог Таллиннского музучилища им. Георга Отса он обучил несколько молодых певиц. Его первый и отмеченный всеми эстонцами успех — певица Яаника Силламаа, дебютировавшая на конкурсе «Евровидение».

Яак Йоала принимал участие в работе общественной организации, которая защищает исполнительские права эстонских музыкантов. Помогает начинающим эстонским исполнителям.

Яак Йоала

В одной из программ российского телевидения Яак предстал уже человеком саркастическим: дескать, не хочу петь, потому что не желаю исполнять такую ерунду, какую сегодня поют.

В Эстонии, и сейчас помнят о его успехах в России, а выражение «Кремлевский соловей» частенько использовалось в здешней прессе. Но это — в прошлом. Сейчас Яак Йоала уже не хочеть даже вспоминать слова песен, которые спел со сцены тысячи раз.
В последние годы артист избегает общения с прессой и живет в доме в сельском местности.

Певец и музыкальный педагог,Кремлевский соловей, как его называли на родине, один из самых популярных певцов 70-80 гг заслуженный артист Эстонской ССР ЯАК ЙОАЛА скончался 25 сентября 2014г в возрасте 64 лет.
По предварительным данным, причиной смерти музыканта стали проблемы с сердцем. Ранее Йоала перенес два инфаркта.

Источник: http://1001material.ru/10327.html

Яак Йоала

Имя: Яак Йоала
Дата рождения: 26 июня 1950 г.
Знак Зодиака: Рак
Место рождения: г. Вильянди, Эстонская ССР
Дата смерти: 25 сентября 2014 г. (64 года)
Деятельность: певец, музыкант-мультиинструменталист
Вес: 72 кг
Рост: 170 см

Биография Яака Йоалы

Йоала Яак – это один из самых известных советских певцов поколения восьмидесятых. В тот период он был настоящей звездой. Его концерты собирали тысячи зрителей, а пластинки распродавались миллионными тиражами.

Когда-то имя этого талантливого эстонского исполнителя было известно во всех уголках СССР, однако спустя много лет он, словно бы потерялся в прошлом.

Но как же все-таки складывалась судьба этого неординарного певца? Чем занимался известный музыкант после ухода со сцены? И как протекает его жизнь сегодня? Узнать это, а также проследить за течением карьеры нашего сегодняшнего героя мы попытаемся прямо сейчас.

Детство и семья Яака Йоалы

Яак Арнович Йоала появился на свет 26 июня 1950 года в небольшом эстонском городке Вильянди. Его родители были музыкантами, а потому с самого детства музыка была неотъемлемой частью жизни молодого парня.

Уже с пятилетнего возраста он обучался игре на флейте и фортепиано. Многие уроки проводились под чутким руководством его матери.

Талантливая женщина работала музыковедом в Государственной филармонии советской Эстонии.

Первые песни Яака Йоалы

Пластинки Яака Йоалы были популярны во времена Советского Союза

Однако классическая музыка увлекала молодого парня значительно меньше, чем популярный в те годы рок-н-ролл. Все дело в том, что уже в те годы пластинки западных исполнителей зачастую имелись в Эстонии в свободной продаже. Поэтому Битлз, Rolling Stones всегда оставались для молодого парня предметом для подражания.

В подростковом возрасте Яак Йоала поступил в Таллиннское музыкальное училище, однако учебу здесь так и не закончил. Причиной тому стала давняя любовь к музыке в стиле рок-н-ролл.

Зачастую пренебрегая учебными занятиями, наш сегодняшний герой выступал с различными эстонскими ансамблями в качестве солиста и бас-гитариста. В этот же период были сделаны его первые записи для таллиннского радио. Однако подобный успех обрадовал далеко не всех.

«Капиталистическая» музыка, а вернее отказ оставить рок-н-ролл стали причиной для отчисления Яака из Таллиннского музыкального училища. Сразу после этого наш сегодняшний герой был призван в армию.

Во время срочной службы Йоала выступал в составе армейского ансамбля, но играл здесь все-таки более «идеологически правильную» музыку. Вместе с музыкальным коллективом своей военной роты он часто гастролировал по Эстонии и другим странам Прибалтики, выступая в различных военных частях с небольшими концертами.

Яак Йоала «Подберу музыку» Песня года — 1979

После демобилизации Яак Йоала вновь вернулся к выступлениям в составе своих прежних «рок-н-ролльных» групп.

В семидесятые годы, исполняемая им музыка стала несколько мягче, а потому уже очень скоро талантливый эстонский парень сумел не только выступить, но и победить на конкурсе комсомольской песни.

Всего год спустя в его карьере случился еще один важный успех – победа на республиканском фестивале молодых артистов эстрады.

В данном контексте стоит обратить внимание наших читателей на тот любопытный факт, что в семидесятые годы артист активно выступал в качестве солиста с группами «Radar» и «Lainer». Однако, несмотря на это обстоятельство, наибольших успехов Яак Йоала добивался все-таки в качестве сольного исполнителя.

Так в его личной коллекции появились многие престижные награды, среди которых наиболее значимым был приз Сопотского музыкального фестиваля. Победа на международном конкурсе в Польше открыла эстонскому парню двери в мир советской эстрады.

На него обратили внимание известные композиторы, а потому уже очень скоро в его репертуаре стали появляться настоящие хиты.

Звездный путь певца Яака Йоалы

Во второй половине семидесятых годов наш сегодняшний герой исполнял преимущественно песни Давида Тухманова, Раймонда Паулса, Александра Зацепина. Именно их композиции принесли эстонцу первый успех.

В 1979-м году на экраны вышел фильм «31 июня», большая часть композиций для которого была записана Яаком Йоалой. Впоследствии данные песни несколько раз прозвучали в эфире центрального телевидения СССР. В этот момент к певцу из Эстонии пришла всесоюзная слава.

Яак Йоала — Я тебя рисую

В восьмидесятые годы артист начал часто гастролировать, а также участвовать в различных телепередачах. По многочисленным заявкам зрителей его выступления часто включали в программу праздничных концертов.

Весьма примечательно, что в этот момент его фирменная «рок-н-ролльная» манера исполнения стала восприниматься зрителями и признанными мэтрами советской эстрады исключительно позитивно. Его стиль пения называли свежим, живым и оригинальным.

Наверное, именно этот факт и является главным доказательством успеха эстонского исполнителя.

В первой половине восьмидесятых годов наш сегодняшний герой часто становился лауреатом телефестиваля «Песня года». Кроме того, в определенный момент он стал часто сниматься в музыкальных картинах эстонского производства («Звёзды олимпийской регаты» «Двойники» и др.).

В конце восьмидесятых годов Яак Йоала стал реже появляться на телеэкранах. Некоторое время он еще давал концерты в странах Прибалтики, однако впоследствии после распада СССР перестал гастролировать.

Последние годы жизни Яака Йоалы

После окончания эстрадной деятельности наш сегодняшний герой некоторое время преподавал основы вокала и гитарной игры в Таллиннском музучилище (из которого когда-то был отчислен). В начале двухтысячных годов Яак Йоала стал также заниматься продюсированием и продвижением молодых эстонских исполнителей, для которых нередко также сочинял песни.

Яак Йоалы сейчас работает продюсером

Помимо этого с 2000-го года талантливый музыкант занимается защитой авторских прав в рамках Эстонского союза исполнителей. Долгое время артист являлся его руководителем, однако впоследствии отошел на вторые роли. Ныне Яак Йоала является одним из членов правления данной организации.

Личная жизнь Яака Йоалы

В жизни известного эстонского музыканта было множество романов, но только два брака. Первой супругой артиста стала девушка по имени Дорис. С ней артист познакомился на съемках фильма «Дуэт-дуэль». В данном браке на свет появился их совместный сын Янар.

Второй супругой Яака стала молодая певица по имени Майре. Роман с ней завязался после того как артист некоторое время сотрудничал с эстонским хором Тыну Кальюсте, солисткой которого она была.

Смерть Яака Йоалы

Артист перенес два сердечных приступа, последний произошел в мае 2011 года. Он был госпитализирован в кардиологическое отделение. Но после проведенного лечения он был выписан.

Через три года после госпитализации, 25 сентября 2014 года сердце артиста остановилось. Летом ему исполнилось 64 года.

Первая ›

Знаменитости ›

Российские исполнители

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Яак Йоала — последние новости 2015 года

Умер эстонский певец Яак Йоала

Источник: http://panza.ru/yaak-joala-biografiya/

Як Йоала отмечает 60-летний юбилей

?tverdyi_znak (tverdyi_znak) wrote,
2010-06-26 23:59:00tverdyi_znak
tverdyi_znak
2010-06-26 23:59:0026 июня исполняется 60 лет эстонскому певцу, музыканту и актеру Яку Йоала  – помните, был такой молодой человек приятной внешности и  с красивым голосом? А как он с Софией Ротару на пару пел “Лаванду”? Песня эта  тогда пользовалась большой любовью у зрителей. Трудно теперь поверить, что ему уже 60…

Он был одним из самых популярных эстрадных певцов в СССР в 1970-80-х годах. Его имя «гремело» по всей  стране, красивого эстонского парня с артистичной, броской манерой исполнения знала и любила наша публика. Он, получивший с детства прекрасное музыкальное образование и выросший в музыкальной семье, быстро нашел контакт со своим зрителем. Его яркий голос на родине, в Эстонии,  услышали уже в начале 60-х, когда певец принес свои записи на радио.

Когда Яак Йоала поступал в музыкальное училище, один из экзаменаторов спросил юношу “Яак, вы уверены, что хотите стать музыкантом, а не гонщиком?” – Увлечение молодого Йоалы картингом было хорошо известно в Таллине. И все-таки для Яака не было вопроса кем быть.

Он рос в музыкальной семье (мать – музыковед, лектор Государственной филармонии ЭССР) и не однажды в детстве прослушивая любимые оперы “Аиду”, “Риголетто” мысленно выходил на сцену и пел вместе с настоящими артистами.Он учился игре на фортепиано “с семи лет до тех пор, пока мама еще имела большую власть”.

Благодаря приверженности родителей музыке он был постоянным “слушателем” симфонических и камерных концертов, а также оперы еще тогда, когда засыпал на руках у матери: В Таллиннской средней музыкальной школе, затем в музыкальном училище он обучался игре на флейте, а в шестнадцать лет пел и играл на бас-гитаре в одной из первых эстонских бит-групп “Кристаллы” (Kristallid).

К этому периоду 1966г. относится и первая радиозапись певца. В 1968 следует участие в ансамбле “Северное сияние” (Virmalised) и быстро растущая популярность в регулярной ТВ программе “Гороскоп”.Вначале его приняли всерьез лишь его сверстники. Но вскоре выяснилось, что юноша – не чета обычным солистам бит-ансамблей.

Год от года расширялся его репертуар в сторону содержательности и вокальной требовательности, и Яак Йоала обрел друзей среди слушателей всех поколений. Когда Яака призвали в армию, службу он проходил в Таллинне, и часто появлялся на концертах и в студии звукозаписи.

К тому времени он был уже настолько популярен, что для молодёжной передачи эстонское телевидение снимало кадры о службе молодого бойца. После первого успеха, Яак решил связать свою судьбу с музыкой навсегда, кроме флейты, ему пришлось освоить бас-гитару и фортепиано. Именно на этих инструментах он пробует играть в молодежных эстонских группах в начале 70-х.

1970 год принес Яаку Йоала первые лавры победы на республиканском конкурсе комсомольской песни, а 1971 г. – на конкурсе молодых эстрадных певцов. Начиная с этого времени, он становится одним из самых предпочитаемых композиторами певцов на всех эстонских песенных конкурсах.

В 1972 году он поет на фестивале в Ростоке и Хельсинки, следуют премии за участие в конкурсах “Типпмелоодия” (1972), “Таллин-Тарту” (1972, 1973, 1974), диплом всесоюзного конкурса эстрадных артистов (1974).

Но самым успешным стал 1975 год: первое место на фестивале “Вильнюсские башни” и специальный приз жюри на фестивале песни в Сопоте, поставивший Яака Йоала в первые ряды лауреатов этого представительного конкурса.

Успех не заставил себя долго ждать: в 1970-ом году – первое место на Республиканском конкурсе комсомольской песни, через год Яак Йоала выигрывает конкурс молодых эстрадных певцов. Его голос становится все крепче и звонче, его манера исполнения – взволнованная и красивая, его внешность – неподражаемая и броская, не оставляют равнодушным ни одного слушателя в нашей стране.

Имя Яака Йоалы звучит в середине 70-х все чаще и громче. В 1975-ом году певец получил долгожданную и достойную своего исполнения награду – специальный приз Международного конкурса молодых исполнителей в Сопоте. Известные композиторы: Давид Тухманов, Раймонд Паулс, Александр Зацепин пишут для Яака песни, которые тут же становятся хитами.

«Подберу музыку», «Лаванда», «солнечные часы» и другие композиции приобрели особую популярность у зрителей.С 1988 года Йоала покинул советскую сцену, а с распадом СССР окончательно исчез из поля зрения российской аудитории. Но новые власти Эстонии припомнили Йоале его всесоюзную популярность. Его обвинили в предательстве, и долгое время певца не пускали ни на одну концертную площадку.

Последнее появление певца Яака Йоала в эстонской музыке было в 90-х годах, когда он вместе со своими коллегами по эстраде Тынисом Мяги и Иво Линна сделали проект “Las jддda kхik, mis hea” (“Пусть остаётся всё, что хорошо”). “Три тенора” возрождали знаменитые хиты с новым звучанием. В своих интервью сегодня Йоала говорит, что ему надоела работа на эстраде и все, что было вокруг нее. Надоело много ездить, эстрада, считает сегодня Йоала, – дело молодых. Для работы и для удовольствия дома он создал домашнюю музыкальнюю студию.

Как педагог Таллиннского музучилища им. Георга Отца он обучил несколько молодых певиц. Его первый и отмеченный всеми эстонцами успех – певица Яаника Силламаа, дебютировавшая на конкурсе “Евровидение”.Сейчас Яак Йоала принимает участие в работе общественной организации, которая защищает исполнительские права эстонских музыкантов.

Помогает начинающим эстонским исполнителям. В одной из программ российского телевидения Яак предстал уже человеком саркастическим: дескать, не хочу петь, потому что не желаю исполнять такую ерунду, какую сегодня поют.В Эстонии, и сейчас помнят о его успехах в России, а выражение “Кремлевский соловей” частенько использовалось в здешней прессе. Но это – в прошлом.

Сейчас Яак Йоала уже не хочеть даже вспоминать слова песен, которые спел со сцены тысячи раз. Свою певческую карьеру Яак Йола прекратил в 1996 году (последние его выступления были проведены совместно с Тынисом Мяги и Иво Линном), после чего успешно занялся продюсированием молодых исполнителей Эстонии.

Ежегодно певец принимает участие в жюри отборочного тура артистов от Эстонии на конкурс «Евровидение». Кроме этого, он является президентов фирмы «Грамекс», которая стоит на защите прав эстонских музыкантов. Скромный Яак Арнович Йола до сих пор не любит общаться с прессой и ведет уединенный образ жизни в сельской местности.

О своей музыкальной славе Яак Йоала вспоминает спокойно, а ностальгия у него только по старым друзьям.

Из интервью:

– Не хочу петь. И не должен объяснять почему.

– Ну хоть пластинки ваши сейчас можно где-то купить?

– Нет, я этого не позволяю. Мне безразлично любое внимание ко мне.

– А когда последний раз записывались?

– Лет 6-7 назад мы сделали локальный проект для Эстонии: я, Тынис Мяги и Иво Линна записали программу (из двух пластинок), перепев свои старые песни конца 60-х – начала 70-х. Это вроде пародии на “Три тенора” или на “Три поросенка”, если хотите (смеется). Честно говоря, большого удовольствия мне это не доставило.

– И чем же занимаетесь сейчас?

– С осени прошлого года и по май 2002-го мы готовили программу “Еврорупор” на телевидении, посвященную “Евровидению”. Но с телевидением покончено. Сейчас занимаю пост президента “Грамекс” – общественной организации, которая защищает исполнительские права эстонских музыкантов. Немного помогаю начинающим исполнителям. Продюсеры сейчас ищут таких артистов, на которых можно делать деньги. А я ищу людей, которые талантливы, но не интересуют таких продюсеров.

– В России вас хорошо помнят по песне “Лаванда”, которую вы спели с Софией Ротару. Это самая главная ваша песня?

– Нет, конечно. Она стала самой популярной. А “номером один” для меня до сих пор является программа Давида Тухманова “Фотографии любимых”, которую я записал еще в 76-м году. А “Лаванду”, кстати, я спел в первый и последний раз в жизни, когда мы ее записывали с Софией Ротару для “Голубого огонька”. Я не пою такие песни. Это уже слишком, ниже всякого уровня. И это не важно, что песня имела сумасшедшую популярность.

– Вам известно, что сегодня делают ваши эстонские коллеги Тынис Мяги и Анне Вески?

– Тынис Мяги переехал жить в Тарту, работает как драматический актер. К сожалению, я сам не видел спектакли, но о нем очень хорошо пишут. При этом он продолжает ездить по Эстонии с концертами. А вот Анне Вески не видно и не слышно. Об Иво Линна, который работал с группой “Апельсин”, тоже мало что слышно. В Эстонии шоу-бизнеса практически не существует, концертной деятельности почти нет. Есть маленькие клубы, где и выступают артисты.

– Одно время к русским в Эстонии было не очень хорошее отношение…

– Все эти проблемы были на бытовом уровне, когда в магазинах ничего не было. Но это быстро прошло. Сейчас проблемы сняты, поэтому у нас нет конфликтов. Единственное, в некоторых городах остались крупные промышленные заводы, которые закрылись, и люди лишились работы. И этих людей трудно заставить шевелиться, тяжело объяснить, что теперь нужно начинать самому и с нуля.О России в Эстонии говорят мало, поэтому я плохо представляю, что делается в вашем шоу-бизнесе. Это раньше был один центральный канал, и все его смотрели. А сейчас более ста каналов, и если изредка попадаешь на клипы или концерты российских звезд, то, как правило, хороший фильм или концерт Стинга на другом канале перевешивает.

– Нет ностальгии по советским временам?

– Нет, я все это давно забыл. Ностальгирую только по старым друзьям, с которыми в те времена мы тепло общались.

(отсюда)

Записи песен:

Арена (В.Мигуля – М.Пляцковский)

Источник: https://tverdyi-znak.livejournal.com/431878.html

Яак Йоала, Jaak Joala

?1969ja (1969ja) wrote,
2014-09-28 03:59:001969ja
1969ja
2014-09-28 03:59:0026 июня 1950, Вильянди, Эстонская ССР
— 25 сентября 2014
— советский, эстонский эстрадный певец. Заслуженный артист Эстонской ССР (1979). Один из самых популярных артистов СССР конца 1970-х — 1980-х годов.

Родился в музыкальной семье (его мать была музыковедом и работала в Государственной филармонии Эстонской ССР) с детства обучался игре на фортепиано и флейте и не однажды в детстве прослушивая любимые оперы “Аиду”, “Риголетто” мысленно выходил на сцену и пел вместе с настоящими артистами.

Когда Яак Йоала поступал в музыкальное училище, один из экзаменаторов спросил юношу “Яак, вы уверены, что хотите стать музыкантом, а не гонщиком?” – Увлечение молодого Йоалы картингом было хорошо известно в Таллине. И все-таки для Яака не было вопроса кем быть.
Сборник – “Jaak Joala.

Naearata”
Сборник – “Jaak Joala – Silmades sul on palju”Яак Йоала, Jaak Joala

В Таллинской средней музыкальной школе, затем в музыкальном училище он обучался игре на флейте, а в шестнадцать лет пел и играл на бас-гитаре в одной из первых эстонских бит-групп “Кристаллы” (Kristallid). К этому периоду 1966г.

относится и первая радиозапись певца. В 1968 следует участие в ансамбле “Северное сияние” (Virmalised) и быстро растущая популярность в регулярной ТВ программе “Гороскоп”. Год от года расширялся его репертуар в сторону содержательности и вокальной требовательности, и Яак Йоала обрел друзей среди слушателей всех поколений.

Когда Яака призвали в армию, службу он проходил в Таллинне, и часто появлялся на концертах и в студии звукозаписи. К тому времени он был уже настолько популярен, что для молодёжной передачи эстонское телевидение снимало кадры о службе молодого бойца.В 1970 году он выиграл Республиканский конкурс комсомольской песни, год спустя — конкурс молодых эстрадных певцов.

В 1970-е годы певец неоднократно получал премии различных конкурсов и фестивалей песни. Начиная с этого времени, он становится одним из самых предпочитаемых композиторами певцов на всех эстонских песенных конкурсах.

В 1972 году он поет на фестивале в Ростоке и Хельсинки, следуют премии за участие в конкурсах “Типпмелоодия” (1972), “Таллин-Тарту” (1972, 1973, 1974), диплом всесоюзного конкурса эстрадных артистов (1974). Но самым успешным стал 1975 год: первое место на фестивале “Вильнюсские башни”.

Высшим его достижением стало завоевание специального приза жюри на международном конкурсе песни в Сопоте в 1975 году.
Яркие, мелодичные песни на русском и эстонском языках, каверверсии прекрасных зарубежных песен.

Сложилось мнение, что Яаку Йоала больше подходят песни с широким диапазоном, красивым мелодическим развитием, высокой кульминацией, где можно лучше показать свой голос. Хороших песен в таком плане было действительно много, и мастерское исполнение Яаком Йоала способствовало их успеху, как на песенных конкурсах, так и у слушателей. Однако постепенно такая манера исполнения стала доминировать. От штампа Яаку Йоала помог освободиться ансамбль “Радар”, открывший перед певцом новые творческие возможности с учетом современного и технического уровня развития.

Яак Йоала и группа Радар – Карусель

>>>>>>>

Специально для Яака Йоала пишут песни лучшиесоветские композиторы

Д.Тухманов, А. Зацепин, Р.Паулс, А.Ойт.

Он сотрудничал с крупнейшими советскими эстрадными композиторами того времени — Давидом Тухмановым, Александром Зацепиным, Раймондом Паулсом и др.

Песни Виктора Резникова (Сборник)
Сборник – “Яак Йоала “Подберу музыку”

Йоала виртуозно владел различными музыкальными инструментами и иногда сам исполнял инструментальные партии на записях собственных песен — сохранились записи его исполнения
на фортепиано, флейте, гитаре, ударных.

Осуществилась и детская мечта о театре. Яак Йоала принимает участие в постановках Государственного театра “Эстония” – в мюзиклах “Вестсайдская история” Л.Бернстайна и “Дачниках” Ю.Винтера. В 1984 снимается в художественном музыкальном фильме “Двойники”.

Муслим Магомаев писал о Йоале в газете«Советская культура» (№ 35 за 1981 г.

):

“Артистическая внешность, броская, именно эстрадная манера пения, без налёта вульгарности, подчас выдаваемой за «эстрадную специфику», без штампов, копирования кого-то и чего-то. А главное — голос яркий, звонкий, наполненный, которым он свободно владеет; крепкое певческое дыхание, коим обладает далеко не каждый вокалист — всё это привлекает в нём.

Яак Йоала поёт красиво, взволнованно, что называется, на нерве.”

Как педагог Таллиннского музучилища им. Георга Отса он обучил несколько молодых певиц. Его первый и отмеченный всеми эстонцами успех – певица Яаника Силламаа, дебютировавшая на конкурсе “Евровидение”.Несколько лет занимал пост президента фирмы «Грамекс» — общественной организации, защищающей авторские права эстонских музыкантов, занимается продюсированием молодых певцов. Преподавал в музыкальном училище имени Георга Отса.В последние годы артист избегал общения с прессой и жил на хуторе в двадцати километрах от столицы Эстонии.

Яак Йоала, Jaak Joala

>>>>>>>

Зайти в группу>>>>>>>

>>>>>

>>>>>>

Яак Йоала / Jaak Joala
– Хвост кометы, 2002

Советский эстрадный певец.

– Яак, ваше исчезновение с эстрады было неожиданным. Или все-таки закономерным?

– Я ушел вовремя. Мне надоела вся эта работа и все, что было вокруг нее. Надоело много ездить, а я очень ленивый человек. До сих пор помню, что нужно было вставать в пять часов утра, чтобы успеть на первый рейс Таллинн-Москва.

– Но если вы такой ленивый, то что же двигало вами, когда вы шли на эстраду?

– Да ничто мной не двигало. Скорее, меня двигали, тянули.

– Сейчас вы выступаете?

– Нет. Два года назад мы с Тынисом Мяги сделали тур по Эстонии, пели в основном старые песни.

– Чем занимаетесь сейчас? Я слышал, что вы где-то преподаете?

– Преподавал. В музыкальном училище имени Георга Отса. Но недолго. Теперь просто живу. Я абсолютно свободный и независимый человек, ни с кем и ничем не связан.

– Вы занимаетесь бизнесом?

– У меня очень много разных дел, можно назвать это и бизнесом. Он все равно связан с музыкой. Мы делаем различные мероприятия, пластинки, концерты.

Много занимаюсь с молодежью. У нас, конечно, маленькая страна и шоу-бизнеса практически нет. Но первые ласточки уже появляются. В России их вряд ли знают, их знают больше в Америке, в Японии, в Австралии. А если исполнителем интересуются западные компании, предлагают контракты, согласитесь, это уже какой-то показатель.

– У вас есть желание выступить в Москве?

– Нет. Абсолютно нет. К чему все это? Я уже все забыл. Это прошлое. Я знаю, что можно на этом неплохо заработать, но, если честно, мне это ни к чему.

Недавно в Таллинне был Игорь Крутой, он предлагал сделать концерты в Москве. На НТВ есть какая-то программа про бывших, зовут меня, но я вряд ли соглашусь.

– И это все из-за вашей лени?

– Да.

– Вы следите за российской эстрадой? Что-нибудь изменилось в ней?

Яак Йоала, Jaak Joala

Источник: https://1969ja.livejournal.com/480525.html

Яак Йоала, голос Эстонии

На 65-м году жизни скончался эстонский музыкант, певец и педагог Яак Йоала — одна из ярких звезд советской эстрады 70–80-х годов…

Яак Йоала родился в музыкальной семье и с детства мечтал о сцене. Его мать, музыковед, работающая в Государственной филармонии ЭССР прививала ему музыкальную культуру: еще маленьким мальчиком он неплохо разбирался в ней, предпочитая итальянскую оперу, обучался игре на фортепиано и флейте.

Специальностью Яака в школе и музыкальном училище была флейта, но уже с 16 лет он играл на бас-гитаре и пел в эстонских бит-командах, первой из которых был ансамбль «Кристаллы» (Kristallid), позже он начал выступать с группой «Северное сияние» (Virmalised). В это время, с 1966 по 1968-й, к Йоале приходит известность: он записывается на радио и часто появляется в телепередаче «Гороскоп».

К моменту ухода в армию молодой певец был уже настолько популярен, что за его службой следила эстонская молодежная пресса, как в свое время американские журналисты освещали армейскую жизнь Элвиса Пресли. Йоала служил в Таллине и часто посещал концерты.

Окончив службу, Яак Йоала участвует в конкурсах исполнителей и часто становится победителем. В 1970 году он лидировал в республиканском конкурске комсомольской песни, затем — в конкурсе молодых эстрадных певцов. С 1972 года артист пробует себя на всесоюзных и международных фестивалях.

Он поет в Ростоке и Хельсинки, участвует в конкурсах «Типпмелоодия-1972» и «Таллин-Тарту». В 1975 году он побеждает на конкурсе «Вильнюсские башни» и получает специальный приз жюри на международном конкурсе песни в Сопоте.

Яак Йоала пел на русском и эстонском языке. Песни специально для него писали лучшие советские композиторы: Тухманов, Зацепин, Паулс, Ойт. Всесоюзную известность Йоале принесло участие в многочисленных телепрограммах формата «Песня года» и «Голубой огонек».

Большую популярность получили его песни из кинофильма «31 июня» и исполнение всесоюзного хита «Лаванда» в дуэте с Софией Ротару.

Йоала признавался, что его любимой песней того времени была более камерная «Фотографии любимых», написанная Давидом Тухмановым и записанная Йоалой в 1976-м. О «Лаванде» же он отзывался крайне неодобрительно и утверждал, что исполнял ее лишь однажды — во время записи «Голубого огонька».

«Я не пою такие песни. Это уже слишком, ниже всякого уровня. И это не важно, что песня имела сумасшедшую популярность», — рассказывал он в одном из интервью.

На родине Йоалу много критиковали за то, что он пел на русском. Прозвище “Кремлевский соловей” он получил именно из-за этого. Такое отношение, возможно стало препятствием для развития его певческой карьеры в постсоветской Эстонии.

Уход Яака Йоалы с советской сцены прошел по большому счету незамеченным — дело было в 1988 году, в СССР тогда происходили и более интересные вещи, а бульварной прессы, падкой на такие темы, в то время, считай, и не было.

Причин он так и не назвал — просто в какой-то момент Йоала, видимо, решил доказать, что соловей-то он соловей, но совсем не кремлевский.

Слухи, конечно, распространились среди поклонников быстро, кто-то им верил, кто-то нет; но новых концертов эстонского певца не было, новых песен не появлялось, потом прибалтийские республики отправились в свободное плавание, окончательно распался СССР. В общем, Йоала понемногу ушел в историю, вернувшись в родную и теперь уже независимую Эстонию.

Он какое-то время организовывал концерты приезжих звезд, преподавал. В середине 90-х вместе с Мяги и Линна организовал большой — по меркам Эстонии — проект, сделав программу со своими хитами 60–70-х годов.

«Это вроде пародии на «Три тенора» или на «Три поросенка», если хотите. Честно говоря, большого удовольствия мне это не доставило», — рассказывал Йоала в начале нулевых. А уже через несколько лет он окончательно ушел из музыки.

Музыканта, конечно, не забыли — преданные поклонники у него остались, возможно, вопреки его желанию. В 2007 году в России вышел альбом «Сама Любовь» — компиляция его самых известных хитов, на которой была и «Фотографии любимых».

Источник: http://ussrlife.blogspot.com/2014/09/blog-post_26.html

Йоала Яак Арнович — Биография

Я́ак А́рнович Йо́ала (эст. Jaak Joala; 26 июня 1950, Вильянди, Эстонская ССР, СССР — 25 сентября 2014, Таллин, Эстония) — советский эстонский эстрадный певец. Заслуженный артист Эстонской ССР (1979).

Один из самых популярных эстрадных певцов СССР конца 1970-х — 1980-х годов: прекрасный вокал и сценические манеры, представляющие лучшие традиции европейской музыкальной культуры, широкий репертуар (специально для него писали Давид Тухманов, Раймонд Паулс, Владимир Мигуля, Арне Ойт). Йоала — непревзойденный мастер высокой лирики драматического накала, подлинными шедеврами песенного искусства стали в его исполении «Подберу музыку» Паулса и «Фотографии любимых» Тухманова.

Яак Йоала родился 26 июня 1950 году в городе Вильянди Эстонской ССР в музыкальной семье: его мать была музыковедом и работала в Государственной филармонии Эстонской ССР. С детства обучался игре на фортепиано и флейте и не однажды в детстве,  прослушивая любимые оперы «Аиду», «Риголетто» Дж. Верди, мысленно выходил на сцену и пел вместе с настоящими артистами.

Когда Яак Йоала поступал в музыкальное училище, один из экзаменаторов спросил юношу: «Яак, вы уверены, что хотите стать музыкантом, а не гонщиком?» Увлечение молодого Йоалы картингом было хорошо известно в Таллине, однако для Яака не возникало вопроса,  кем быть.

В Таллинской средней музыкальной школе, затем в музыкальном училище он обучался игре на флейте, а в шестнадцать лет пел и играл на бас-гитаре в одной из первых эстонских бит-групп «Кристаллы» (Kristallid). Отказавшись прекратить исполнять рок-музыку,  был вынужден прервать обучение в музыкальном училище. К этому периоду (1966 г.) относится и первая радиозапись певца.

В 1968 г. следует участие в ансамбле «Северное сияние» (Virmalised) и быстро растущая популярность в регулярной ТВ программе «Гороскоп». Когда Яака призвали в армию, службу он проходил в Таллине, и часто появлялся на концертах и в студии звукозаписи.

К тому времени он был уже настолько популярен, что для молодёжной передачи эстонское телевидение снимало кадры о службе молодого бойца. В 1970 году он выиграл Республиканский конкурс комсомольской песни, год спустя — конкурс молодых эстрадных певцов. В 1970-е годы певец неоднократно получал премии различных конкурсов и фестивалей песни.

Начиная с этого времени, он становится одним из самых предпочитаемых композиторами певцов на всех эстонских песенных конкурсах. В 1972 году он поёт на фестивале в Ростоке и Хельсинки, следуют премии за участие в конкурсах «Типпмелоодия» (1972), «Таллин-Тарту» (1972, 1973, 1974), диплом всесоюзного конкурса эстрадных артистов (1974).

Но самым успешным стал 1975 год: первое место на фестивале «Вильнюсские башни» и специальный приз жюри на международном конкурсе песни в Сопоте (Польша).

Яркие, мелодичные песни на русском и эстонском языках, каверверсии прекрасных зарубежных песен — сложилось мнение, что Яаку Йоала больше подходят песни с широким диапазоном, красивым мелодическим развитием, высокой кульминацией, где можно лучше показать свой голос.

Хороших песен в таком плане было действительно много, и мастерское исполнение Яаком Йоала способствовало их успеху как на песенных конкурсах, так и у слушателей. Однако постепенно такая манера исполнения стала доминировать.

От штампа Яаку Йоала помог освободиться ансамбль «Радар», открывший перед певцом новые творческие возможности с учётом современного и технического уровня развития. Был солистом ансамблей «Радар / Radar»  и «Lainer». Год от года расширялся репертуар певца в сторону содержательности и вокальной требовательности, и Яак Йоала обрёл друзей среди слушателей всех поколений. 

В канун нового 1979 года на советском телевидении прошла премьера музыкального телефильма «31 июня», в котором прозвучало несколько песен в исполнении Яака Йоалы. С этого времени к певцу пришла огромная популярность на территории всего СССР. Специально для Яака Йоала пишут песни крупнейшие советские композиторы — Давид Тухманов, Александр Зацепин, Раймонд Паулс, Владимир Мигуля, Виктор Резников, Арне Ойт, и др.

В 1970—80-х годах певец много гастролировал, участвовал в праздничных концертах, снялся в нескольких музыкальных фильмах (фильм-концерт «Olümpiaregati tähed / Звёзды олимпийской регаты» (ЦТ и ETV, 1980), «Jaak Joala.

Estraadi tähestik» (Eesti televisioon, 1981), «Teisikud / Двойники» (Eesti Telefilm, 1982) и др.) и телепередачах («Утренняя почта», «Голубой огонёк»), неоднократно становился лауреатом телевизионного фестиваля «Песня года».

Йоала виртуозно владел различными музыкальными инструментами и иногда сам исполнял инструментальные партии на записях собственных песен — сохранились записи его исполнения на фортепиано, флейте, гитаре, ударных.

Осуществилась и детская мечта о театре: Яак Йоала принимает участие в постановках Государственного театра «Эстония» в мюзиклах «Вестсайдская история» Л.Бернстайна и «Дачниках» Ю.Винтера.

Муслим Магомаев писал о Йоале в газете «Советская культура» (№ 35 за 1981 г.):

«Артистическая внешность, броская, именно эстрадная манера пения, без налёта вульгарности, подчас выдаваемой за «эстрадную специфику», без штампов, копирования кого-то и чего-то.

А главное — голос яркий, звонкий, наполненный, которым он свободно владеет; крепкое певческое дыхание, коим обладает далеко не каждый вокалист — всё это привлекает в нём.

Яак Йоала поёт красиво, взволнованно, что называется, на нерве».

С 1988 года Йоала покинул советскую сцену, а с распадом СССР окончательно исчез из поля зрения российской аудитории. Последнее появление певца Яака Йоала в эстонской музыке было в 90-х годах, когда он вместе со своими коллегами по эстраде Тынисом Мяги и Иво Линна сделал проект «Las jддda kхik, mis hea» («Пусть остаётся всё, что хорошо»).

«Три тенора» возрождали знаменитые хиты с новым звучанием. Для работы и для удовольствия дома он создал домашнюю музыкальнюю студию.

Преподавал в Таллинском музыкальном училище имени Георга Отса гитару и эстрадный вокал.

Обучил несколько молодых певиц, его первый и отмеченный всеми эстонцами успех —  певица Яаника Силламаа, дебютировавшая на конкурсе «Евровидение».

Несколько лет занимал пост президента фирмы «Грамекс» — общественной организации, защищающей авторские права эстонских музыкантов, занимался продюсированием молодых певцов. 3 февраля 2010 года канцелярия президента Эстонии сообщила о решении наградить музыканта орденом Белой звезды IV класса.

Был женат дважды, от первой жены Дорис есть сын Янар, со второй женой Майре жил вместе вплоть до своей смерти. В последние годы артист избегал общения с прессой и жил на хуторе в двадцати километрах от столицы Эстонии.

17 мая 2011 года был госпитализирован в кардиологическое отделение всвязи с вторичным инфарктом, но быстро реабилитировался после прохождения лечения.

Ушёл из жизни 25 сентября 2014 года в возрасте 64 лет в столице Эстонии.

Источник: http://pomnipro.ru/memorypage82176/biography

Владимир Матецкий: “После развала Союза на дверях квартиры Яака Йоалы в Таллинне рисовали красные..

Девять дней назад ушел из жизни известный эстонский певец, снискавший огромную популярность после исполнения песни «Лаванда»

Во времена Советского Союза Яак Йоала был одним из тех эстрадных певцов, без которых не обходились ни «Утренняя почта», ни «Голубой огонек». Известность к эстонскому исполнителю пришла после выхода картины «31 июня» с песнями Александра Зацепина.

Через несколько лет произошел еще один всплеск популярности после премьеры в «Голубом огоньке» песни Владимира Матецкого «Лаванда», которую Яак Йоала исполнял в дуэте с Софией Ротару. Все самые популярные поэты-песенники и композиторы едва ли не выстроились в очередь к молодому певцу, предлагая свои песни.

«Подберу музыку», «Солнечные часы», «Я рисую», «Я тебе весь мир подарю» — лишь малый перечень хитов, исполненных Яаком Йоалой. Его популярность пришлась на конец 70-х и 80-е годы. Он был одним из самых высокооплачиваемых артистов. Ему предлагали квартиру в Москве, но он предпочитал жить в родном доме, в Таллине.

Там же познакомился со своей первой супругой Дорис, которая родила ему сына Янара. Второй женой Яака стала юная певица Майра, солистка эстонского хора. Яак Йоала никогда не скрывал, что в его жизни было множество романов, но, по признанию артиста, лишь дважды любил по-настоящему.

После распада Советского Союза карьера певца пошла на спад. В родной Эстонии его называли кремлевским соловьем и не давали возможности работать. Яак Йоала преподавал игру на гитаре, занимался продюсированием молодых певцов.

Последние годы жизни провел уединенно на своей даче, в лесу, под Таллином. Несколько лет назад у Яака Йоалы был инфаркт, его сердце давало сбои. Певца не стало на 65-м году жизни.

Он умер у себя на даче в полном одиночестве от сердечного приступа.

— Я познакомился я Яаком Йоалой задолго до написания песни «Лаванда», — вспоминает композитор Владимир Матецкий (на фото). — Мы оба пришли из рок-музыки. В свое время Яак Йоала работал в группе «Радар», а я играл в команде «Удачное приобретение».

В 70-е годы мы принимали участие в знаменитом таллинском рок-фестивале, я был там в качестве бас-гитариста «Удачного приобретения». Именно в Таллине познакомился с самыми модными эстонскими музыкантами. Это было еще до эстрадной карьеры Яака Йоалы. В то время героями были Иво Линна и Андрес Пыльдро из группы «Психо». Тогда же мы подружились с Тынисом Мяги.

На этом фестивале был и Яак Йоала. Но наши более тесные отношения начались уже в Москве. Мы с Яшей сошлись на почве любви к рок-музыке.

— Как вы его называли?

— Близкие друзья обращались к нему Яша. Это был удивительный интеллигентный молодой человек. Он досконально знал всю западную рок-культуру. Когда позже я бывал у него в гостях в небольшой квартире в центре Таллина, он с гордостью показывал свою огромную коллекцию кассет с западными исполнителями и рок-группами.

Не проникнуться теплотой к Яаку Йоале было невозможно, это человек удивительного обаяния, с потрясающим чувством юмора. Тогда же в Москве в середине 80-х мы пробовали записать несколько песен. Одна из них получилась достаточно заметной: «Я жду почтальона» на стихи Игоря Шаферана.

Кстати, песня быстро попала в «Утреннюю почту», что говорило о ее популярности.

— Однако песней, которая по сути дала старт на эстраде Яаку Йоале, стала ваша знаменитая «Лаванда».

— Она была написана в конце 1984 года, накануне Нового года. Премьера состоялась в «Голубом огоньке».

Помню, однажды мне позвонила редактор с телевидения Алла Дмитриева и спросила: «А нет ли у тебя желания написать песню для Яака Йоалы и Софии Ротару?» Говорю: «Яака Йоалу я хорошо знаю и с удовольствием с ним поработаю, а вот с Ротару не знаком». Она лишь ухмыльнулась: «Заодно и познакомишься».

Я подготовил несколько эскизов и придумал, что надо обязательно использовать красивое слово «лаванда». Показал материал маститому советскому поэту Игорю Шаферану, который песню забраковал.

Тогда я пошел с мелодией и идеей текста к другому поэту — Михаилу Шаброву. Ему все понравилось, и он придумал историю, которая впоследствии здорово легла на дуэт Ротару и Йоалы. Ролик для «Новогоднего огонька» с песней «Лаванда» снимал главный режиссер Центрального телевидения Игорь Иванов.

Кстати, он же заставил и меня появиться в кадре играющим на аккордеоне. Я долго отказывался, говорил, что не умею играть на аккордеоне, меня уговаривали. Сейчас понимаю, что не зря. Честно говоря, сегодня смотрю на эту запись, и она мне кажется такой трогательной. Кусочки истории.

После выхода «Огонька», конечно, песня сразу ушла в народ. А дуэт Яши и Сони стал невероятно популярен. Это было замечательное время, мы тогда часто общались. Яша приезжал в Москву, мы встречались большими компаниями в ресторанах, говорили о музыке.

А потом, как говорится, в силу вступили другие обстоятельства.

— Вы имеете в виду развал Советского Союза?

— Именно. Это были сложные времена для нас всех. Перед Яаком Йоалой стала дилемма: оставаться эстрадным артистом на территории России или вернуться в Эстонию и работать только там.

В то время Яаку уже стали ставить в вину, что он поет на русском языке советские песни. Знаю, что на дверях его квартиры в Таллине даже рисовали красные звезды. Яак принял непростое для себя решение — остался в Таллине.

С того момента наши отношения практически прервались.

Пару месяцев назад, не знаю, каким ощущением движимый, я очень захотел пообщаться с Яшей. Узнал его мобильный телефон и стал звонить. Но Йоала со мной на связь не вышел. Правда, давая телефон, меня предупредили, что Яак Йоала живет очень замкнуто и практически ни с кем не общается.

Но, знаете, меня это особо не удивило. Яак Йоала всегда отличался от своих коллег по шоу-бизнесу. Мягкий, не вспыльчивый, он встречал людей своей коронной приветливой улыбкой. Был не из тех, кто станет лезть вперед, не оглядываясь по сторонам.

Яак в первую очередь просто музыкант, который хочет заниматься только творчеством. Был очень хорошим вокалистом, обладателем уникального тембра. Повезло, что хорошие песни для него написали Раймонд Паулс, Давид Тухманов. Надеюсь, что и я сыграл определенную роль в его популярности.

Хотя позже песню «Лаванда» больше стали ассоциировать с Соней Ротару. Яша «выключился» из постсоветской эстрадной песни.

Помню, как мы выбирали для «Лаванды» тональность, которая бы устроила и его, и Соню. Кстати, Яак Йоала не присутствовал при нашей первой встрече с Ротару. Это было зимой на 12-м этаже телестудии «Останкино».

Я приехал, привез пленку и ждал певицу в комнате музыкальной редакции. Тут появляется Соня в распахнутой шубке, вместе с ней Толик, ее муж. Соня села на стол, болтала ногами в воздухе и слушала песню.

Ротару композиция сразу понравилась, а вот Толя был настроен скептически.

— Говорят, Яак Йоала был большим модником.

— Во времена Советского Союза жители Прибалтики очень отличались от остальных советских граждан. Помню, когда я первый раз попал в Таллин, со мной случился настоящий культурный шок.

Мы пришли домой к Тынису Мяги, который тогда работал в одном из ресторанов, а у него телевизор ловит финские каналы. Пачками на столе разложены финские журналы. Я уже не говорю о фирменных вещах: джинсах, куртках, ботинках на платформе. Яша тоже модно одевался.

У него всегда были потрясающие пиджаки, а одежда — одной из наших тем для обсуждений. У Яши всегда чувствовался такой западный шарм, для поклонниц он был просто небожителем. Несмотря на то что Йоала пел на чистом русском языке, говорил немного с акцентом.

Поклонников у Яака Йоалы было огромное количество, ведь он очень симпатичный парень. Но о своей личной жизни предпочитал никогда не распространяться.

— В одном из последних интервью Яак Йоала признавался, что полностью отошел от эстрадной песни и его это уже совершенно не интересует.

— Я понимаю, что в Эстонии ему было непросто. От серьезной славы, которую он имел на территории бывшего Советского Союза, перешел к работе простого преподавателя по классу гитары в одном из клубов.

Останься он в России, мог бы совершенно безбедно жить. Разъезжал бы по стране с концертами, практически не меняя свой репертуар. Хотя, кто знает, что было бы для него лучше.

Возможно, Яак Йоала в своем личном маленьком мире был совершенно счастлив.

— Я познакомилась с Яаком Йоалой при очень смешных обстоятельствах, в доме Александра Зацепина, — рассказывает Татьяна Анциферова. — Это случилось уже после записи песен к картине «31 июня».

Несмотря на то что вместе с Яаком Йоалой работали над фильмом, знакомы не были. Наша встреча произошла случайно, когда я приехала в Москву для записи песен в картине «Узнай меня». Это был конец 70-х, я тогда работала в Ужгородской филармонии.

В Москве остановиться мне было негде, и Александр Зацепин предложил комнату в своей квартире.

Помню, я проснулась утром, вышла на кухню, поздоровалась с супругой Зацепина Светланой Григорьевной и направилась умываться. Подошла к ванной, а дверь закрыта. Я в полной растерянности тереблю ручку, и вдруг раздается щелчок, открывается дверь и из ванной выходит Яак Йоала.

Он тоже был огорошен моим появлением. Получилась немая сцена, обоим стало неловко. Я быстренько шмыгнула принимать утренний туалет. Потом мы встретились за завтраком. Оказалось, Яак Йоала тоже ночевал в большой квартире Александра Сергеевича.

Честно говоря, нас обоих позабавила эта ситуация.

— Какое впечатление произвел на вас Яак Йоала?

— Он был высоким, стройным, утонченным и немного смущающимся молодым человеком. Яак говорил с небольшим акцентом, что придавало ему эдакий европейский лоск. Помню, как через несколько лет мы встретились на одном из больших сборных концертов в Москве во дворце спорта «Лужники».

В то время я уже работала в «Москонцерте». Яак спросил: «Ну что, ты решила переехать в Советский Союз?» Ему почему-то казалось, раз я работала в Западной Украине, то и соответственно была ближе к Западу.

Признаюсь, мне и самой так казалось, потому что к жизни в столице привыкала долго. Да мне совсем не хотелось переезжать из Ужгорода в Москву. Но так сложились обстоятельства.

Потом я много гастролировала, иногда пересекаясь на концертах с Яаком Йоалой где-нибудь в Сибири или на Дальнем Востоке. Жизнь эстрадных артистов в советское время была очень активной.

Я продолжала записывать песни для картин. Кстати, делаю это до сих пор. Яак Йоала в 80-е был безумно популярен, особенно после дуэта с Софией Ротару.

А с развалом Советского Союза многие певцы из прибалтийских республик исчезли с концертных площадок России.

Такая же судьба постигла и Яака Йоалу, хотя, думаю, он сам ни минуты не сомневался в том, чтобы остаться на родине, которую, я знаю, горячо любил.

Источник: https://fakty.ua/188747-vladimir-mateckij-posle-razvala-sssr-yaaku-joale-nuzhno-bylo-reshat-ostavatsya-v-rossii-ili-vozvracshatsya-v-estoniyu-i-rabotat-tolko-tam-artist-vybral-rodinu

Ссылка на основную публикацию