Ю несбе – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Афиша Воздух: «Детектив — это как дирижировать симфоническим оркестром, детская книжка — как пойти с друзьями в клуб поджемовать» – Архив

— У вас же перед «Леопардом» был долгий довольно перерыв в книгах про Харри Холе. Не возникало мысли вообще завязать с этим героем?

— Конечно. Тысячу раз возникала. Но понимаете какое дело — у меня же уже все придумано. Я после третьего романа про Харри, «Красношейки», сел и нарисовал полный таймлайн всей его жизни. Так что я уже точно знаю, сколько всего будет романов; бросать сейчас было бы странно. Но Харри не будет жить вечно — это уж точно.

— То есть вы уже знаете, как Харри умрет?

— Да. Но вам не скажу!

— Я что-то слышал про то, что у имени Харри в норвежском есть какие-то очень специфические коннотации. В русском они не считываются. Можете рассказать, в чем дело?

— Вообще, Харри — не самое распространенное в Норвегии имя. После второй мировой у нас стало много американских имен, но как раз Харри особенной популярностью не пользовалось. Ну то есть как… В нем было что-то жлобское, мещанское, безвкусное.

Совсем не то имя, которое люди, условно говоря, могли бы дать своим детям.

Так со всеми именами такого рода — Рой, Рэй, Харри; если посмотреть на криминальную статистику, вы увидите, что у таких людей куда больше шансов попасть в аварию или угодить в тюрьму, чем у любых других.

То есть если давать его персонажу — нужно, чтобы это был по-настоящему сильный персонаж. Хотя в случае Холе имеет место определенный логический сбой: его мать и отец были из академической среды. Признаюсь честно: помимо всего прочего, так звали одного очень хорошего норвежского футболиста.

— Насколько Харри вообще автобиографичный персонаж? Вы же начинали писать с нуля совсем, как вы его придумывали?

— Во всяком случае так, чтобы со мной и моей жизнью у него не было ничего общего. Хотя потом, как водится, оказалось, что это стандартный писательский самообман.

То есть ты сколько угодно можешь думать, что все, что ты пишешь, сплошный вымысел, но стоит через несколько лет перечитать это свежим взглядом — и думаешь: «Черт, да это же моя жизнь!» Я, конечно, не имею в виду все, что с Харри случается, — скорее антураж: бары, места, в которые он попадает, ну и так далее.

— А почему вы вообще ставили себе такую задачу — чтобы ничего общего? У вас же очень фактурная биография: вы футболом занимались, потом поп-звездой были, потом брокером серьезным. Это же все можно было использовать.

— Ну, что-то из брокерского опыта я в первых книгах использовал все-таки. Но вообще мне лично проще описывать какие-то вещи извне, оставаться снаружи — потому что тогда ты оказываешься в той же позиции, что и читатель, и таким образом тебе легче до него достучаться.

Если бы я стал писать про музыку, про то, как играть в группе, — наверное, результат понравился бы музыкантам. Но остальным — сомневаюсь. Я бы слишком увлекся деталями, я бы не смог отстраниться от материала. В таком подходе слишком мало интриги.

Мне интереснее оставаться наблюдателем.

— Но в итоге же ваш Харри — это такое собрание голливудских стереотипов про крутого полицейского: непризнанный гений, пьяница, проблемы в личной жизни и так далее. Вы думали об этом, когда сочиняли персонажа?

— Безусловно. Мне было необходимо, чтобы в герое была внутренняя драма, — а какие тут варианты? Ну алкоголизм, ну проблемы с руководством, ну одиночество. Конечно, я осознавал, что это клише.

И что дальше? Целенаправленно избегать их? Поставить себе задачу сочинить историю, какой никто никогда до тебя не сочинял? Но это же невозможно. Все уже придумано для нас. Ты не можешь рассказывать историю, основываясь на таком странном принципе; ты должен нутром чувствовать то, что придумал. Так что я решил сделать все наоборот.

Взять все то, что я люблю в детективах, в классических сюжетах — и довести это до предела. Ну то есть типичный американский сыщик-плейбой просто любит много выпить, он просыпается с утра с похмелья и выдает на эту тему классную шутку. Харри — совсем другой случай. Он клинический алкоголик.

Он выпивает одну рюмку — и все, перестает функционировать. Выпивка для него — яд. Ведь у каждого героя должен быть свой криптонит, правда? Я решил, что у моего таким будет алкоголь.

«Я решил сделать все наоборот. Взять все то, что я люблю в детективах, в классических сюжетах — и довести это до предела»

— И преуспели. Каждая ваша книга продается большим тиражом, чем предыдущая. Вы как-то программируете свой успех? У вас есть рецепт на этот счет?

— Ну, тут есть простая закономерность: если у тебя есть серия, которая уже хорошо продается, ты заведомо понимаешь, что следующая книга из нее, наверное, тоже будет хорошо продаваться. При этом тут есть опасность — если ты решаешь, что следующая книга будет похожа на предыдущую, потому что предыдущая была успешной, ты убиваешь себя как писателя.

Я так точно — я же перед «Леопардом» написал еще один целый роман про Харри, который весь пошел в мусор. Серия про Харри же тоже выстрелила не сразу — я просто продолжал придумывать его историю дальше и дальше, потому что мне было интересно. В определенном смысле я чувствую себя так же, как Том Уэйтс, когда он выпустил «Swordfishtrombones».

Все журналисты начали приставать к нему с вопросами: мол, наконец-то вы стали популярным, как вам это удалось? Как у вас получилось вскрыть этот код? И он ответил: я ничего не вскрывал, я уже пятнадцать лет занимаюсь более-менее одним и тем же. Это не я пришел к вам — это вы пришли ко мне. Я могу сказать то же самое.

Не спрашивайте меня — спросите себя, что вам нравится в моих книгах.

— Вы же помимо детективов еще и детские книжки пишете (серия книг о докторе Прокторе; первая, например, называется «Доктор Проктор и пудра-пердушка». – Прим. ред.). Неочевидная комбинация; как это у вас работает?

— Так это же примерно одно и то же. То есть, конечно, разные вещи — но хорошая история остается таковой независимо от жанра. Процесс — да, отличается. Когда я пишу детектив, я очень тщательно прорабатываю сюжет, заранее подробно расписываю синопсис.

С детскими книжками я чувствую себя куда свободнее: я знаю точку, откуда все начинается, знаю, чем все закончится, но путь от A к B куда менее предсказуем — ты можешь больше себе позволить играть словами, шутить, делать какие-то странные вещи.

Тут тоже можно провести аналогию с музыкой: детектив — это как дирижировать симфоническим оркестром, детская книжка — как пойти с друзьями в клуб поджемовать. Но тебе все равно нужны песни, мелодии, темы. Просто в клубе можно больше импровизировать. Ну и потом — мне это физически необходимо.

После того как ты два года провел с Харри Холе, тебе нужно отвлечься от всего этого — иначе и правда можно превратиться в своего персонажа.

— Вам наверняка уже надоел этот вопрос, но все же — что вы думаете о буме скандинавских детективов? Вы чувствуете свою причастность к этой волне?

— А какая разница? Чувствую, не чувствую — все равно я к ней принадлежу. Причина, по-моему, проста — у нас и правда много хороших писателей. Плохих, конечно, тоже много — и тем не менее.

Все началось еще в 70-х со шведских левацких политических детективов — именно благодаря им этот жанр превратился из бульварного чтива в куда более уважаемую часть литературы.

И когда в литературу пришло новое поколение писателей, для них детективы просто стали самой удобной моделью, которой можно было воспользоваться, если ты хотел начать писать. Конечно, чтобы мир все это заметил, нужен был какой-то ключ, который бы открыл дверь. Ну и да — им стали книги Стига Ларссона. Но он не возник ниоткуда.

«Я чувствую себя так же, как Том Уэйтс, когда он выпустил «Swordfishtrombones»

— А вам самому-то как Ларссон? Чем вы объясняете его популярность?

— Э-э-э. (Пауза.) Я, пожалуй, не буду говорить, что думаю о его книгах. А что касается популярности — знаете, я однажды прочитал «Код да Винчи» и решил, что сдаюсь.

Я не понимаю, почему такие книги становятся настолько востребованными. Но у меня и с музыкой то же самое.

Даже со своей собственной — когда мне говорили, что та или иная моя песня станет хитом, я совершенно не понимал, почему эти люди так решили.

— Извините, но я не могу не спросить про Брейвика. На вас как на писателя эти события повлияли? Было ведь такое представление, что Норвегия — самая спокойная в мире страна, где ничего не происходит, и тут — такое абсолютно литературное зло проявляет себя в реальной жизни.

— Повлияли — но я пока еще не знаю как. На американскую литературу ведь 11 сентября повлияло, не могло не повлиять — ну вот так и с нами. Но вообще… Больше всего шокирует ведь не то, что нашелся один сумасшедший, который стал убивать людей. Такое случается. Шокирует результат его действий.

Если бы бомба не взорвалась, если бы его остановили по пути на остров — мы бы сейчас не сидели и не анализировали то, что произошло. Если бы то, что сделал Брейвик, стало результатом какого-то долгого политического развития, популярности радикально правых взглядов — это одно дело. Но это не так.

У нас вот сейчас были выборы — там правые экстремисты вообще никак не представлены. И так уже многие годы. Людей с такими взглядами очень мало в Норвегии. Брейвик — фрик. И именно поэтому мы на самом деле восприняли произошедшее достаточно спокойно.

Потому что это было больше похоже на стихийное бедствие, чем на следствие каких-то социальных катаклизмов.

— В ваших книгах Харри где только ни оказывается — и в Австралии, и в Таиланде и так далее. В Москве он мог бы очутиться?

— Знаете, я впервые приезжал сюда с родителями как турист лет тридцать назад. И тогда Москва показалась мне довольно страшным городом — все люди были очень угрюмыми, смотрели на тебя исподлобья. Сейчас все совсем другое. Я даже не говорю о том, как сам город изменился — но и люди другие, ты чувствуешь себя как в любой другой европейской столице. Так что насчет Харри — даже не знаю.

Ю Несбё «Леопард». Иностранка, Азбука-Аттикус, 2011

Источник: https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/archive/jo_nesbo/

Несбё и все-все-все

Экспансия скандинавов в детективном жанре началась с медийной артподготовки.

Трилогия «Миллениум» шведского писателя Стига Ларссона сыграла совершенно глобально; до сих пор нет, наверное, ни одного duty free без его английских переводов.

Довольно ранняя смерть автора и последующая экранизация первой книги Финчером довершили дело — были, впрочем, и биография Ларссона, споры вокруг его наследия, фанфики и прочий медийный хайп.

С норвежцем Ю Несбё дело, кажется, обстоит чуть иначе. Он изначально выламывается из моды — и делает это настолько красиво и мощно, что уже диктует ее сам.

Что, казалось бы, всегда требовалось от интернациональных детективных хитов? Харизматичный сыщик, выстроенный сюжет да и какая-нибудь фишка: все. Несбё, по-моему, с этими лекалами работать скучно — он их попросту разбивает.

А затем пропускает через компьютер и накладывает на получившийся ремикс (да, он еще и рок-довольно-известный-музыкант) кучу эффектов — корневой блюз встречается тут с dark jazz, олдскульные роковые хиты пропущены через дисторшн.

Итоговая мелодия тревожна, как саундтрек Анджело Бадаламенти к «Шоссе в никуда» Линча (недаром Финчер взял для своего фильма композитором индастриал-визионера Резнора из Nine Inch Nails).

Интернациональное чтиво для трансатлантических рейсов и отчаянных в своей скуке домохозяек? Несбё даст такой антураж, что многие просто отложат книги. Да, у Ларссона встречались изнасилования, пыточное татуирование и прочее садомазо — скандинавы в целом излишним миндальничанием не отличаются.

Но Несбё возведет жестокость в квадрат.

Школьницы будут гореть заживо, глаза — выковыривать ложкой, кости в живом еще теле — превращать в муку, а самого Харри Холе, героя главных книг Несбё, мало что, как Джеймс Бонда, будут взрывать, топить под снежными оползнями, так и прийти к финалу книги почти поструганным на сасими — что комариный укус почесать.

Замысловатый сюжет, кубик Рубика для утомленных работой вечеров и отдохновенных выходных? На протяжении романа встретится штук пять подозреваемых, в вине которых уверены абсолютно все, и сам Харри в их числе.

Харизматичность? Вот тут самое главное. Да, телесериалы HBO приучили нас в последние годы, что героем вполне может стать педофил-урод-дилер, а без пороков герой уже вроде как и не герой. Но Несбё начинал раньше.

И его Харри — не красавец, завязавший (не всегда) алкоголик, chain smoker, мизантроп, часто одержимый насилием и всегда — хозяин целой фермы тараканов. Он плевал на карьеру, общепринятые правила, и да, он может и убить.

Отец — алкоголик, младшая сестра — с синдромом Дауна, сам — с усложненной личной жизнью (когда она вообще есть): возлюбленная Рахель, приемный сын (от русского, кстати) Олег — наркоман, который чуть ли не подстрелит Харри, в конце концов.

Источник: http://rara-rara.ru/menu-texts/Nebio_i_vse_vse_vse

Писатель и музыкант Ю Несбе: лучшие произведения, биография, личная жизнь?

Автор популярных во всем мире детективов Ю Несбё приехал в Москву, чтобы лично представить свой последний роман «Леопард».

Читайте также:  Маргарита адаева - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В одной только Норвегии романы Несбё вышли суммарным полуторамиллионным тиражом, а по всему миру – в одиннадцати миллионах копий на сорока языках.

«Леопард» – восьмой роман Несбё об инспекторе Харри Холе – весьма колоритной и неоднозначной личности, которую можно было бы назвать «Доктором Хаусом от криминалистики», если бы Харри не появился за семь лет до Грегори.

Подробнее: facecollection.ru

Первая ассоциация, приходящая на ум при упоминании норвежского писателя Ю Несбе книги о детективе Харри Холе, специализирующимся на поимке серийных убийц. Что вполне предсказуемо.

Именно детективная серия романов про Харри Холе принесла автору мировую известность. Я начинала делиться своими впечатлениями про каждую историю расследования, но решила, что писать каждый отзыв отдельно довольно утомительно.

Читатель, принявший своеобразного детектива, останется верным ему до конца, опуская неоднозначное восприятие изложенных автором событий.

Подробнее: www.knigaotziv.ru

Ю Несбе — писатель и музыкант из Норвегии, известность к которому пришла в 2011 году. Сегодня произведения литератора переведены более чем на 40 языков мира. В Норвегии общий тираж книг превысил два миллиона, а в мире достиг невероятных отметок. Ю Несбе является обладателем нескольких премий по литературе.

Подробнее: LifeInBooks.net

Он родился 29 марта 1960 в Осло, вырос в Мольде. Несбё окончил Norwegian School of Economics по специальности экономика. Работал внештатным журналистом и брокером на бирже. В популярной в Норвегии рок-группе «Di Derre» Несбё – основной вокалист и композитор.

Книжку «Снеговик» норвежского писателя Ю Несбё недавно перевели на русский. Автор даже приезжал в Москву. Так случилось, что я живу в городе, в котором происходит действие детектива — в городе Берген. Возможно, переводчику стоит съездить в город, о котором книга. А может быть…

Подробнее: ShkolaZhizni.ru

Норвежский писатель детективного жанра, музыкант. Лауреат ряда премий по литературе. БиографияМать будущего писателя была библиотекарем, что определило его ранний интерес к литературе.

Наравне с этим увлекался футболом, вытсупал за команду «Мольде», пока не ушел из спорта из-за травмы колена. Увлечение футболом повлияло на плохую успеваемость в школе, что закрыло Ю Несбё дорогу в университет.

Начиная изучать творчество писателя — уделите внимание произведениям, которые находятся на вершине этого рейтинга. Смело нажимайте на стрелочки — вверх и вниз, если считаете, что какое-то произведение должно находиться выше или ниже в списке. В результате общих усилий, в том числе, на основании ваших оценок мы и получим самый адекватный рейтинг книг Ю Несбё.

Подробнее: knigi-avtora.

ru

биографияличная жизньлучшие произведенияписатель и музыкантю несбе0Пожаловаться—>ОтветитьХороший вопрос? Ставь лайк! 0Больше лайков — больше ответов! Поделись вопросом с друзьями: ЗнайчикЗа каждый ответ — большое спасибо, +1 к рейтнгу и +100500 в карму! =)Ответов на вопрос: 0+10 к Вашей популярности за ответАудитория сайта ежеминутно задает вопросы. А знаете ли Вы ответы на них?

Подробнее: aznaetelivy.ru

Всемирно известный писатель триллеров, музыкант Ю Несбё – выходец из Норвегии, родился в 1960, 29 марта.С детства его родители заметили, что мальчик увлекается всем, что связано с творчеством.

Он мог ходить абсолютно во все кружки разного направления и у него получилось бы абсолютно все. Но все же позже его узнали, как гениального писателя и музыканта. Три года будущий писатель отслужил в армии. Потом поступил в экономический университет в Норвегии.

Работал внештатным журналистом и биржевым маклером, а также финансовым аналитиком.

В 2011 году на экраны вышел американский ремейк датского детективного сериала «Убийство». Это событие можно назвать официальным началом бума скандинавского нуара на мировом уровне. Холодные пейзажи и немногословные герои со сложными судьбами пришлись по душе зрителям, и вслед за «Убийством» последовали ремейки других скандинавских сериалов.

Сын библиотекаря, он очень рано пристрастился к книгам. Рок-музыкант и футболист, журналист и экономист (по образованию), ближе к сорока годам норвежец Ю Несбё нашел себя в литературе. Его криминальные романы – это чтение, от которого невозможно оторваться.

Знаменитая серия о полицейском Харри Холе (на сегодняшний день это 10 книг), детективы для «гурманов», переведены на множество языков мира. Нестандартный центральный персонаж, жуткие и кровавые деяния его антагонистов-убийц, виртуозно «закрученный» сюжет и замечательный язык.

Это – слагаемые успеха Несбё-писателя.

Подробнее: fancy-journal.com

Ю Несбе – норвежский писатель, журналист и музыкант, обладатель премий The Riverton Prize, The Glass Key Award, The Norwegian Booksellers’ Prize, The Mads Wiel Nygaards Bursary, премий Ассоциации норвежских критиков и Пера Гюнта.

Ю Несбе родился 29 марта 1960 года в Осло, где живет и сегодня, в семье библиотекарши, а рос в городе Молде, с детства интересуясь чтением. В юности увлекался футболом.

В семнадцать лет даже играл за местный клуб, но затем получил серьезную травму колена, и со спортивной карьерой было покончено.

Ю Несбё (Jo Nesbo) — норвежский писатель и музыкант. Обладатель нескольких литературных премий. Ю Несбё родился в Осло, вырос в Молде (Норвегия). Мать Несбё работала библиотекарем, и у будущего писателя достаточно рано появился интерес к литературе.

В юности увлекался футболом, а в возрасте 17 лет играл за футбольный клуб «Мольде». Увлекшись футболом, мальчик забросил учёбу, его успеваемость стала низкой.

Это продолжалось пока Несбё не застудил крестообразные связки колена, что положило конец его футбольной карьере.

Источник: http://www.chsvu.ru/pisatel-i-muzykant-yu-nesbe-luchshie-proizvedeniya-biografiya-lichnaya-zhizn/

Первый «Снеговик» комом: что не так с экранизацией детектива Ю Несбе

МОСКВА, 23 ноя — РИА Новости, Анна Михайлова. Пока книги норвежского писателя Ю Несбе бьют рекорды по продажам во всем мире, в российский прокат выходит экранизация его легендарного романа «Снеговик».

Это седьмая книга цикла о детективе Харри Холле и первая англоязычная киноадаптация произведений знаменитого норвежца.

Поклонники ждали захватывающий триллер о противостоянии опытного сыщика и серийного убийцы, который нападает на женщин с первым снегом и оставляет снеговика в качестве фирменного знака. Но что-то пошло не так.

Картина получила сокрушительно низкий рейтинг на сайте Rotten Tomatoes и разгромные отзывы кинокритиков. Корреспондент РИА Новости посмотрела фильм и выяснила, почему его не спасли ни культовый первоисточник, ни известные актеры, ни талантливый режиссер.

Кадр из фильма «Снеговик»

Первыми, кто возмутится экранной версией «Снеговика», скорее всего, будут поклонники Ю Несбе, которых в России немало.

Сам автор во время недавнего визита в Москву признался, что не вмешивался в процесс съемок и не будет смотреть фильм до премьеры.

Что, возможно, и к лучшему, учитывая, как мало сценаристы оставили в нем от оригинала. От «Снеговика» Несбе в фильме в буквальном смысле одно название да имена главных героев.

Изменения внесены без всякой логики и повсеместно: от замены пола, наличия детей у жертв маньяка и способов их убийства до профессий и мотивов подозреваемых. Целые куски, объясняющие читателю взаимосвязи между персонажами, были выкинуты или переписаны до неузнаваемости. Даже краеугольной для романа любовной линией сценаристы в большой степени пожертвовали.

Кадр из фильма «Снеговик»

Однако «Снеговик» обещал стать хитом не только из-за мировой популярности детективов Ю Несбе. Изначально экранизацию должен был снимать Мартин Скорсезе, но в итоге остался в проекте в статусе продюсера. Его место на съемочной площадке занял успешный шведский режиссер Томас Альфредсон, известный по фильмам «Впусти меня» и «Шпион, выйди вон».

За камеру встал оскароносный оператор Дион Биби, снявший «Мемуары гейши» и «Грань будущего».Вдохновленные успехом другого скандинавского книжного и кинохита «Девушка с татуировкой дракона», создатели «Снеговика», очевидно, решили сделать ставку на звездный актерский состав.

Каст действительно впечатляет: главную роль эксцентричного следователя Харри Холле исполнил Майкл Фассбендер (“Люди Икс”, «Макбет», «12 лет рабства»), его возлюбленную Ракель сыграла муза Ларса фон Триера Шарлотта Генсбур, а персонажей второго плана отдали ветеранам Голливуда — Вэлу Килмеру и Дж. К. Симмонсу.

Даже в эпизодах в кадре появляются знаменитости, вроде Тоби Джонса и Хлои Севиньи. Но звезды не сошлись — усилия талантливых актеров не смогли закрыть дыры в сценарии.

Кадр из фильма «Снеговик»

Понятно, что уместить роман из пяти частей в два часа экранного времени — задача практически невыполнимая. Тем более что по финансовым причинам съемки велись в очень сжатые сроки и режиссеру не удалось снять и 15 процентов того, что он планировал.

Вместе с ключевыми для книги эпизодами из фильма почти полностью исчез запутанный процесс расследования, а с ним и важные для Несбе темы наследства, гендерных ролей и отношений отцов и детей. Даже тем, что не читал оригинал, очевидно, насколько скомканным в итоге получился сюжет.

Причинно-следственные связи между действиями персонажей не прослеживаются, их мотивы не ясны, а финал настолько смазанный, что оставляет зрителя в недоумении.

Но и это могла бы быть не беда — даже не понимая фабулу, иногда интересно смотреть на развитие и характеры персонажей. Увы, пожертвовав психологическим описанием героев, которое занимает большую часть в книге Несбе, режиссер превратил их в шаблоны.

В итоге из тяжелого, эмоционально нестабильного, но, безусловно, незаурядного и сильного характера Харри Холле Майклу Фассбендеру осталось играть лишь алкоголика с неудачной личной жизнью.

С чем он справился достойно, но все же недостаточно, чтобы вытянуть на себе остальные просчеты фильма.

Пожалуй, самое большое разочарование ждет тех, кто просто хотел посмотреть хороший детектив. Как раз классического «скандинавского нуара» у Томаса Альфредсона не получилось. Саспенс и напряжение не срабатывает в скачущем ритме фильма. Красота суровой северной природы теряется при попытках разобраться с сюжетом. Остается только снеговик.

Источник: https://kino.rambler.ru/movies/38494449-pervyy-snegovik-komom-chto-ne-tak-s-ekranizatsiey-detektiva-yu-nesbe/

Ю несбё

Том Йохансен (Tom Johansen)

Ю несбё (Jo Nesbø) — норвежский писатель и музыкант. Обладатель нескольких литературных премий.

Ю несбё родился в Осло, вырос в Молде (Норвегия). Мать Несбё работала библиотекарем, и у будущего писателя достаточно рано появился интерес к литературе.

В юности увлекался футболом, а в возрасте 17 лет играл за футбольный клуб «Мольде». Увлекшись футболом, мальчик забросил учёбу, его успеваемость стала низкой.

Это продолжалось пока Несбё не застудил крестообразные связки колена, что положило конец его футбольной карьере.

Получив диплом из школы с очень низкими оценками, Ю несбё не мог рассчитывать на хорошее образование. Поэтому он выбрал армию. На три года он отправился служить на самый север Норвегии. Здесь у него была масса свободного времени, которое он посвятил чтению и изучению школьной программы.

Это позволило ему после службы в армии поступить в престижную Норвежскую школу экономики и бизнес-администрирования (Norges Handelshøyskole) в городе Берген и окончить её по специальности «экономист». Здесь он познакомился с молодыми парнями, которые собирали группу «De Tusen Hjem». Сначала он стал её гитаристом, а затем и вокалистом.

После окончания института переехал в Осло и работал брокером на бирже, был внештатным журналистом, а в свободное время писал песни.

Несбё был главным вокалистом и автором песен норвежской рок-группы «Di Derre». Их диск «Jenter & Sånn» разошёлся в количестве 190 000 копий. Параллельно с карьерой музыканта Несбё работал экономистом. Но через некоторое время уехал в Австралию и занялся писательством.

Сейчас писатель живёт в Осло. Разведён, имеет дочь. Помимо писательства, работает журналистом и обозревателем в ряде изданий, в том числе, в газете «Dagbladet». Увлекается альпинизмом.

Несбё любит называть себя рок-музыкантом, композитором, автором рок-текстов, профессиональным экономистом и только потом – писателем.

Однако знаменит в Скандинавии, а затем и во всей Европе Несбё стал в конце 1990-х годов благодаря серии криминальных романов о норвежском полицейском Харри Холе, расследующем самые изощрённые и кровавые преступления.

Первый из романов этой эпопеи – «Нетопырь» («Flaggermusmannen», 1997), — замысел которого пришел в голову Несбё во время его длительного пребывания в Австралии, произвел сенсацию, удостоился у критиков звания «моментального бестселлера» и сделал автора обладателем престижной премии «Стеклянный ключ» в жёстком соперничестве с другим знаменитым скандинавским писателем – Хеннингом Манкеллем. В октябре 2011 года Ю несбё в рамках тура, посвящённого выходу книги «Леопард» на русском языке, посетил Россию.

В январе 2016 года начались съёмки фильма по роману «Снеговик» британско-американской киностудией «Working title films».

Режиссёром выступил швед Томас Альфредсон, снявший триллер «Шпион, выйди вон!» («Tinker, Tailor, Soldier, Spy»), который был номинирован на три премии «Оскар». В главных ролях: Майкл Фассбендер, Ребекка Фергюсон и Шарлотта Гинсбург.

Права на экранизацию похождений Харри Холе выкуплены американскими студиями «Уорнер бразерс», «Юниверсал» и телеканалом «Эйч-би-оу».

В 2007 году Несбё выпустил свою первую детскую книгу «Доктор Проктор и его волшебный порошок» («Doktor Proktors prompepulver»), открывшую серию о сумасбродном изобретателе докторе Прокторе.

Суммарный тираж книг Несбё на родине превысил 4,5 млн. экземпляров, а в мире — 19 млн. экземпляров, его книги переведены на 40 языков.

Новые книги Несбё как правило выходят ранней весной — перед Пасхой. Уехать на пасхальные выходные за город со свежим детективом в мягкой обложке считается в Норвегии почти обязательной традицией, что даже породило особый жанр «пасхального детектива».

В октябре 2013 года было объявлено, что Ю несбё под псевдонимом Том Йохансен написал как минимум три романа с названиями «Blood on Snow», «Blood on Snow II: More Blood» и «The Kidnapping» (романы анонсировались с названиями на английском языке), которые были намечены к изданию весной 2015 года.

Первый роман — на норвежском «Blod på snø» — вышел 7 апреля. Также было объявлено, что кинокомпания «Warner Bros.» купила права на этот роман. Продюсерами объявлены сам автор и Леонардо Ди Каприо.

Как пояснил сам писатель в интервью, Том Йохансен — это имя одного из героев его новых книг, а писал он его во многом с самого себя.

В 2015 году Ю несбё был удостоен Санкт-Петербургской читательской награды «Лучший зарубежный автор детективов 2014 года».

Фантастическое в творчестве автора.

В 2007 году Ю несбё начал писать сказки для детей: приключенческий цикл «Доктор Проктор», который получил признание у зарубежной публики.

Доктор Проктор – сумасшедший профессор, изобретающий разные фантастические вещи: пукательный порошок, с помощью которого можно летать в космос без ракеты, ванну времени, позволяющую вернуться в прошлое… Вместе с друзьями – соседскими ребятишками: девочкой Лизой и мальчиком Нилли – профессор попадает в различные переделки и ввязывается в приключения, встречается с фантастическими животными, предотвращает конец света.

За эту работу автор был удостоен литературной премии Ассоциации норвежских критиков «За лучшую книгу для детей и юношества». Первое произведение цикла — «Доктор Проктор и его волшебный порошок» — было экранизировано в 2014 году норвежской кинокомпанией.

В России книги о взбалмошном профессоре публиковало издательство «Азбука» в персональной серии автора «Доктор Проктор и всё-всё-всё».

Источник: http://fantlab.ru/autor40458

Ю несбё: «современное искусство сосредоточено на насилии» — openspace.ru

Имена:  Ю Несбё

Читайте также:  Ennio morricone - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Перейти в фотогалерею материала › Всего фото: 3​Один из наиболее знаменитых и популярных детективщиков в мире, Ю Несбё — автор очень мрачных и жестких книг. Презентация его нового романа «Леопард» из серии книг о полицейском Харри Холе на ММКВЯ по каким-то причинам прошла без участия автора.

Однако, приехав в Россию, Несбё нашел время и рассказал КИРИЛЛУ ГЛИКМАНУ о том, почему так популярны скандинавские детективы, как одновременно можно писать и триллеры, и детские книги, и о том, почему события 11 сентября 2001 года навсегда останутся в памяти людей, — однако отказался отвечать на вопросы о летних террористических актах в Норвегии.

Почему в спокойной и мирной Норвегии, и вообще в скандинавских странах, в последние годы такой расцвет детективной литературы?

Читать!

— Я думаю, эта ситуация длится уже много лет. Традиция начала закладываться еще в семидесятых. Потом жанр детектива стал престижным, и молодые писатели того времени стали использовать его как метод подачи более широкого круга идей.

Мне кажется, нечто похожее произошло в мире в целом. А к скандинавским детективам привлекли внимание Стиг Ларссон и Хеннинг Манкель, первооткрыватели на этом пути.

Как вообще одной маленькой стране удается поставлять всему миру и первоклассную детскую литературу, и отличные детективы?

— Я не вижу такой уж большой разницы — писать детскую книжку или детектив. Принципиально — рассказать историю, а каким именно образом, не так важно. В любом случае писатель придумывает интригу, закручивает сюжет… Мне — нет, не кажется странным, что скандинавские писатели работают в двух этих жанрах. Это естественно.

А о чем вашик сожалению, не переведенные пока на русский язык — детские книги?

— Моя первая книга называется (в английском переводе) Doctor Proctor's Fart Powder, «Пукательный порошок доктора Проктора». Это книга о девочке Лизе и мальчике Нилли. Нилли — совсем маленький, крохотного роста. Но он настоящий герой этой истории.

Лиза и Нилли встречают доктора Проктора — сумасшедшего профессора химии. Он изобрел порошок, препятствующий выделению газов у людей, например, во время похорон, официальных мероприятий или обедов. Но он не может заработать на жизнь своим изобретением.

Встретив профессора, Нилли предлагает ему изменить формулу порошка, чтобы его действие стало прямо противоположным. Получается субстанция, с помощью которой люди могут летать в космос, не используя ракеты. Проктор пытается продать свое изобретение NASA (смеется).

В этой серии я написал уже три книги.

Получается, что это не детектив для детей, а именно детская литература? А детектив для детей вы бы не хотели написать?

— Нет, нет. Но это, конечно, возможно — можно вспомнить хотя бы Астрид Линдгрен с ее сыщиком Блумквистом.

Читать текст полностью

Вы в детстве играли с друзьями в расследование преступлений или во что-то похожее?— О, нет, мы тогда играли в индейцев и ковбоев, а насчет детективов и бандитов — не припомню. Я больше любил не криминальные, а математические загадки. — А чего вы больше всего боялись в детстве? И чего боитесь сейчас?— Я боялся потеряться, боялся темноты, боялся одиночества. Сейчас… Даже не знаю, чего я боюсь сейчас. В какой-то момент я вообще практически перестал испытывать страх. Но теперь у меня есть дочь. И я узнал, что такое бояться не за себя, а за ребенка, бояться, что с ней что-то случится.

Это как-то повлияло на то, что вы пишете?

— Да, конечно. При создании horror scenes в своих романах я использую страхи моего детства и молодости.

Что вообще для вас страх? Чего сегодня боятся люди?

— То, какой именно страх испытывают люди, сильно зависит от того, где они живут. В привилегированном западном обществе, к которому мы принадлежим, люди прежде всего боятся одиночества, но особенно — смерти в одиночестве. Поэтому они дорожат плохими отношениями с близкими — просто из страха остаться одним. В прошлом семья являлась важным, стабильным фактором жизни, а сейчас этот институт пошатнулся. Люди боятся, что их бросят.

Давайте вернемся к жанровой тематике. Кто написал первый детектив? Можно ли считать таковым библейский сюжет об убийстве Авеля?

— Конечно, можно считать историю Каина и Авеля первым детективом. Но я думаю, что этот жанр существовал всегда. Кто-то сказал: «Есть две вещи, о которых стоит писать, — это любовь и убийство». И я с этим утверждением согласен. Я считаю, что криминальные истории существуют столько, сколько люди вообще рассказывают друг другу истории.

А лучший детективный текст всех времен?

— Я не хотел бы об этом судить — я никогда не зачитывался детективами. Я могу только назвать своих любимых писателей, но не знаю, на какое место их поставить в мировом рейтинге. Например, мой любимый писатель в этом жанре — американец Джим Томпсон, но наверняка он не всем придется по душе.

Вечная тема для детектива — это вопрос о наказании. Наказывающие преступников ведь тоже жестоки, нет?

— Наивно полагать, что, когда общество наказывает кого-то, это не имеет отношения к мести. Идея о том, что сажать преступников в тюрьму нужно, чтобы предотвратить новые преступления и чтобы они там исправились, — справедлива. Но это только часть правды. Мне кажется, мы наказываем людей, чтобы удовлетворить эмоциональную потребность отомстить. И, конечно же, в этом есть жестокость. — В чем состоит специфическое, только ваше знание о людях, важное для вас как писателя?— Я считаю, что писатель должен каждый раз находить внутри себя зачаток героя. Например, когда пишешь о психопате, нужно найти в себе психопата и выпустить его на волю. Иначе персонаж не будет убедительным.

Вообще в искусстве сейчас не переизбыток насилия?

— Я бы сказал, что современное искусство сосредоточено на насилии. Иногда создается впечатление, что в искусстве насилие занимает больше места, чем в реальности, в повседневной жизни. Сейчас молодой человек может невероятно жестоко убить другого человека — потому что не понимает, как просто это сделать. Из фильмов и книг люди узнают, что совершить убийство вроде бы очень сложно. Люди не обращают внимания на жестокость в реальной жизни, но при этом очень много внимания уделяют жестокости в культуре. С одной стороны, я считаю, что в искусстве насилия слишком много. С другой — я же сам являюсь частью этой ситуации. Я не пытаюсь себя оправдать, так лучше, чем следовать двойным стандартам, которые играют такую существенную роль, скажем, в американском обществе. У них есть жесткие правила относительно того, как может быть показан в произведениях визуального искусства секс, но при этом насилие и жестокость мало чем ограничены.

Несколько дней назад мир отметил десятилетнюю годовщину одного из самых знаковых (говоря о хронологически близких к нам) актов насилия. Для вас события 9/11это настоящее начало XXI века?

— Я не думал об этом в таком разрезе. Мне кажется, до 11 сентября 2001 происходило множество событий, которые к нему в итоге привели. Неизбежно случилось бы нечто подобное. Террористические атаки были до того и происходят после. Однако уникальность этого теракта в том, что он поразил воображение людей. Мы видели в прямом эфире, как здания ВТЦ падали, как второй самолет врезался во вторую башню — {-tsr-}вот в чем особенность 9/11. Это было очень важное политическое событие, но медийная его составляющая гораздо важнее. Позавчера при одном теракте погибло 14 человек, при другом — 69. Но всем все равно — мир отмечает десятую годовщину событий 11 сентября. Именно то, насколько важным медийным событием стал тот террористический акт, позволяет ему уже десятилетие оставаться в памяти людей.

А вы не хотели бы написать роман о терроризме?

— Нет, я же люблю выдумывать. Разве что… Можно придумать теракт, но писать о реальных исторических событиях я бы не стал.

Как вообще современному человеку преодолеть страх перед жестокостью и враждебностью окружающего мира? Литература может в этом помочь? Вы ставите себе такую цель?

— У меня такой цели нет. А может ли в этом помочь литература — не знаю.

Источник: http://os.colta.ru/literature/events/details/30385/

Ю несбё: «я просто люблю быть несчастным»

Автор детективных бестселлеров Ю Несбё принадлежит к писателям так называемой скандинавской волны, захлестнувшей в последнее десятилетие Европу, а затем и весь мир.

Серия его романов о харизматичном инспекторе-криминалисте Харри Холе, расследующем самые чудовищные и кровавые преступления в Осло, уже разошлась по планете в одиннадцати миллионах копий на сорока языках.

Первый роман серии «Нетопырь» вышел в Норвегии в 1997 году, стал абсолютным хитом у публики, получил престижную премию «Стеклянный ключ» и, несмотря на «низкий» детективный жанр, восторженные отзывы критиков. «Леопард» — восьмая книга серии, уже завоевавшая на родине приз книготорговцев и первые места в европейских книжных парадах.

Бывший журналист, финансовый аналитик, брокер, основатель и фронтмен рок-группы Di Derre (для которой сочиняет тексты песен и в которой поет до сих пор), 51-летний Несбё кроме романов о Харри Холе выпустил non fiction о ситуации на Балканах, сборник рассказов, а в 2007 году начал писать книги для детей, запустив серию «Доктор Проктор». Писатель впервые прибыл в Москву для презентации нового романа и рассказал «Эксперту» о нем и о своем литературном пути.

Вы были экономистом, рок-музыкантом, но бросили все, чтобы стать писателем, причем автором детективов в стиле нуар. Как это произошло и почему?

— Просто мне показалось, что эта работа лучше, чем всё, чем я занимался до того. Я писал с четырнадцати лет и, когда начал писать свой первый роман, понял, как долго я этого ждал.

До этого я девять лет работал брокером. А за два года до того, как я начал писать свой первый роман, умер мой отец.

Он планировал написать свою первую книгу, как только выйдет на пенсию, но, к несчастью, в тот же год умер. Я понял, что откладывать нельзя.

Почему выбрали жанр детектива?

— Детектив — это простой способ начать. Я знал, что первый роман обычно не публикуют, поэтому мне хотелось написать что-то максимально простое. Кроме того, я думал о времени: взял отпуск на шесть месяцев, и мне нужно было уложиться в этот срок.

На самом деле роман я написал за пять недель. Сначала думал, что дальше буду писать другие романы, в некоем классическом ключе, но мне так понравилось писать детективы, что вторая книга тоже оказалась детективом. И третья тоже.

И мне до сих пор нравится писать в этом жанре.

Вы говорили, что на вас больше всего повлияла книга «Повелитель мух» Уильяма Голдинга. Кто-то еще оказал влияние на ваше творчество?

— Да, это была одна из первых книг, которая меня потрясла. Еще мне очень нравился стиль повествования Марка Твена, когда истории рассказываются просто для того, чтобы их рассказать.

Таким же рассказчиками были мой отец и старший брат — собственно, эти три человека и повлияли на меня больше всего. Потом уже я начал читать американских писателей, из которых любимые Хемингуэй, Буковски, Керуак и других — это Кнут Гамсун, Достоевский и Пастернак.

Моя мать была библиотекарем и сама приносила русские романы домой. Потом появились умные американские писатели — Филипп

Источник: http://expert.ru/expert/2011/40/yu-nesbyo-ya-prosto-lyublyu-byit-neschastnyim/

Норвежец на все руки: биография рокера, брокера и детективщика Ю Несбё

Несбё успел побывать недоучкой, сыном нациста, футболистом, солдатом, рокером, экономистом, журналистом, скалолазом и телевизионным продюсером.

И после всего этого Ю досталась не менее странная работа – ведь, по его мнению, писательство означает «лежать в кровати по утрам и описывать самый странный способ убийства».

Пока в кинотеатрах идёт триллер «Снеговик» с Майклом Фассбендером по одноимённому роману Несбё, рассказываем про автора, которого то загоняют в тень Стига Ларссона, то именуют величайшим современным детективщиком Европы.

В авторской рубрике ReadRate известные книжные блогеры рассуждают о книгах, книжных процессах и авторах, делая это едко, чётко и с чувством юмора. И сегодня телеграм-канал Booker специально для нас рассказывает историю жизни Ю Несбё: как рок-звезда и брокер надумал стать писателем, почему приключения Холе начались в Австралии и называют ли именем Ю норвежских и не только норвежских детей.

Чистой воды норвежец

Биография и творчество Несбё неотделимы от истории Норвегии. Это молодая страна, получившая политическую независимость в 1905 году, а финансовую – в 1969 году, после разведки первого крупного месторождения нефти.

Норвежцы – закрытый и скупой на эмоции народ, который не особо прельщается нажитым богатством и временами топит собственных демонов на дне стакана. Один в один портрет героя главной детективной серии Несбё, следователя Харри Холе.

Впрочем, к запойному герою вернуться ещё успеем. Для начала стоит приглянуться к его неугомонному творцу.

Ю родился в городке Мольде в 1960 году – знаменитом торговом бастионе Норвегии, история которого тянется с XVII века. Эта местность богата на литераторов – в середине XIX века здесь учился Бьёрнстьерне Бьёрнсон, автор норвежского гимна и один из четырёх столпов национальной литературы.

Мать Несбё работала библиотекарем – парень имел неограниченный доступ к литературе, чем активно пользовался. Под стать был и отец – в автобиографическом очерке Несбё рассказывает, что каждый вечер тот проводил за чтением и любил забавлять детей захватывающими историями. Впрочем, на школьной успеваемости благополучные семейные обстоятельства не сказались – из-за другого увлечения Ю.

Читайте также:  Тиаго силва - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Из футбола – в армию и университет

Ю играл за местный футбольный клуб «Мольде», пока в 17 лет не порвал крестообразные связки. Длительная реабилитация после травмы похоронила спортивную карьеру.

Для молодого парня, который еще вчера видел перед собой открытые двери английских футбольных клубов и контракты на десятки тысяч фунтов, мир разрушился.

Пришлось собирать его снова, пользуясь уверенностью в своих силах и решительностью. Несбё подписался на службу в армии далеко на севере Норвегии.

Однако погружением в армейскую муштру дело не ограничилось – Ю активно занимался самообразованием и заочно окончил старшую школу с отличием. А ещё много читал: с особенной теплотой автор вспоминает произведения норвежского классика Кнута Гамсуна и тексты Хемингуэя.

После службы на руках был диплом, открывающий двери в любой ВУЗ страны, но Несбё не знал, как им лучше распорядиться – о профессиональном писательстве он тогда и не задумывался. В результате выбор пал на Норвежскую школу экономики и бизнес-администрирования, где он обучился профессии экономиста.

Проверка музыкальной славой

Параллельно с этим в жизни Несбё развивалось другое приключение. Однажды к нему в кафешке подсел парень и с ходу предложил стать гитаристом рок-группы. Оффер был наглый и смелый – Несбё на тот момент знал три аккорда.

Впрочем, заручившись терпением и нордической стойкостью, предложение он принял и стал участником индастриал-бэнда De Tusen Hjem.

Первый год они лишь насиловали собственные барабанные перепонки, до одури репетируя в подвале, выкручивая громкость и наблюдая за постоянной сменой вокалистов.

В результате дожидаться прихода очередного таланта Несбё надоело – к тому моменту он уже начал писать тексты песен, а теперь партнёры по группе поставили его и за микрофон. Раз, два, три – начали! Первыми успехами De Tusen Hjem стало регулярное попадание в эфир местного радио и 25 проданных копий дебютного сольника.

При этом язык не поворачивается сказать, что Несбё везучий. Ему ничего не давалось просто так и с первой попытки. После окончания университета в Бергене он переехал в Осло и стал работать по специальности, в сфере финансов.

Карьера не доставляла особенного удовольствия, поэтому написание песен Несбё не забросил.

Так случился второй «музыкальный инцидент» – на этот раз в баре разговор с будущим писателем завёл джазовый исполнитель, знакомый с творчеством Ю.

На следующий же день они основали группу Di Derre. Ещё через год отправились в первый тур, а в 1994-м подписали контракт и выпустили альбом Jenter & sånn, взлетевший в топ норвежских хит-парадов.

Несбё стал знаменитостью и без всяких там литературных экспериментов. Но ему всё было мало, норвежец буквально проверял себя на прочность.

Вместо того чтобы довольствоваться статусом локальной рок-звезды, он с удвоенным рвением взялся за брокерскую работу, а также начал изучать финансовый анализ.

Дзен, или Искусство побега в Австралию

Из офисного костюма Несбё перепрыгивал в рокерскую косуху – отдышаться времени не было. Вскоре его схантила крупнейшая брокерская фирма Норвегии, поручив масштабный двухлетний проект. Работая с утра до вечера и репетируя по ночам, Несбё продержался год. После этого оставалось признаться: или он окончательно выгорит, похоронив все креативные начинания, или сделает перерыв.

Взвесив аргументы за и против, Несбё выбрал второй вариант – заявился к боссу и коллегам по группе с радикальным требованием: ему нужен шестимесячный отдых. Уведомив об этом, Ю запаковал вещи и решил умотать как можно дальше: в Австралию. Будущее детективного жанра тогда зависело от одного бытового решения. И все сложилось как надо – в отпуск Несбё захватил ноутбук.

Перелёт из Осло в Сидней занял тридцать часов. Пока «тогда ещё музыкант» барабанил по клавишам, мы можем совершить другое путешествие – в прошлое.

Отец Несбё часто говорил о желании написать роман, однако ушёл из жизни, так и не взявшись за работу. Ю очень уважал старика Пера Несбё, хотя в своё время правда о нём и больно ранила сердце.

Заботливый семьянин и отец троих детей оказался не таким уж идеальным примером для подражания.

 Девятнадцатилетний Пер присоединился к норвежским оккупационным отрядам. Иначе говоря – служил под началом у нацистов. Он считал советское вторжение большей угрозой, чем немцев, и в составе пехотной дивизии дошёл до Ленинграда.

После окончания войны норвежский суд приговорил Пера к трём годам тюрьмы. После, на свободе, ему было сложно найти работу: пришлось впахивать на компанию по продаже офисного оборудования.

Но Перу не хотелось ни от кого зависеть, и он основал собственный бизнес: продавал кухонные гарнитуры.

Дела шли откровенно плохо. Финансовые показатели так удручали, что оставалось только признать компанию банкротом и начать всё с нуля. Но Пера постоянно грызло раскаяние за собственные поступки во время войны – он считал позором оставить ни с чем ещё и собственных кредиторов.

Ю часто называл отца стоиком, хотя упёртость Пера и заставила семью похоронить мечту о постройке собственного дома. Несбё неоднократно восхищался этим: «Он был честен. Он никогда не оправдывал сделанного выбора. Отец был человеком, который не позволил себе иметь ложную жизнь».

Ю впервые узнал о прошлом отца в 15-летнем возрасте, однако нет сомнений – вспоминал Пера и во время перелёта над океанами, добираясь до Австралии с ноутбуком в ручной клади.

Отец будущего детективщика умер в 1994 году от рака, так и не издав ни мемуаров, ни беллетристики, хотя очень этого хотел.

Перелёт Ю заканчивал с черновым вариантом сюжета и уверенностью, что история будет о двух величайших таинствах: любви и смерти. Подъём скандинавского мистического детектива начался в 1997 году в номере сиднейского отеля.

«Слишком лёгкий» литературный успех

К концу отпуска будущий хит «Нетопырь» был почти завершён. Вернувшись домой, Несбё продолжал свой неистовый роман с компьютерной клавиатурой – он писал, по собственным словам, забыв про сон и жажду.

Это был творческий голод, который невозможно игнорировать.

Тем не менее, закончив рукопись, Несбё не потерял рассудительности – он отправил её в издательство под псевдонимом, не надеясь на «помощь» своего звёздного имени.

А потом вернулся в офис, потупился в компьютерный монитор, где мельтешила финансовая аналитика, – и понял, что пора завязывать. Голову снова наводнили воспоминания про отца, который не успел.

Исчерпать своё время боялся и Ю, поэтому вместо того, чтобы приняться за брокерскую работу, отправился в кабинет к боссу. В тот день он уволился – и на ближайшие три недели погрузил себя в полную неопределённость.

Блуждая по улицам Осло, «уже не финансист» Несбё не знал, чем себя занять.

Всё изменил звонок из издательства: голос в трубке сначала поинтересовался, говорит ли он с человеком-псевдонимом Кимом Эриком Локкером, а потом рассказал о судьбе рукописи. Её планировали опубликовать.

Когда Несбё назвал настоящее имя, оказалось, что опасения насчёт «звёздности» были напрасны – в офисе книгоиздателя группа Di Derre не пользовалась популярностью.

Раз-два-три, начали! Первая же книга Несбё получила вдумчивые и позитивные рецензии, хорошо продавалась и выиграла престижную национальную премию.

Ю Несбё наконец-то нашёл свое призвание – и уже в 1998 году отправился в Бангкок, где написал продолжение «Нетопыря». Роман «Тараканы» вновь показывал читателю детектива Харри Холе. На этот раз оперативник расследовал убийство норвежского посла в Таиланде – за передачу атмосферы тропического края Несбё особенно благодарил воздух Бангкока, у которого чувствовал «вес, вкус и цвет».

Как он позже признавался, после первой книги было очень страшно – мол, слишком легко взобрался на литературный пьедестал с почётной наградой. Удастся ли сохранить статус? Опасения не подтвердились – причём не только в отношении «Тараканов», но и всего цикла про детектива Харри Холе.

С момента выхода первой книги в 1997 году в писательской карьере Несбё не было перерыва более двух лет – он стабильно радует поклонников качественной прозой, попутно собирая литературные премии и номинации.

Да, может фигуру Ю и оттенила феноменальная популярность другого скандинава, Стига Ларссона, но в таланте и работоспособности ему не откажешь.

Калейдоскоп имени Несбё

Сюжеты Несбё умудряются маневрировать между совершенно разными темами.

То он берётся рассказывать про участие Норвегии во Второй мировой, затем исследует природу урбанизации Скандинавии, пускается в рассказ об иерархии благотворительной Армии Спасения, заворачивает в сторону повествований про ДНК, побочных эффектов от наркотиков или других медицинских подробностей. Вам не нужно знать обо всём этом до того, как начнёте читать книгу, но придётся изрядно напрячь мозг, чтобы складывать из щедро рассыпанных норвежским вундеркиндом сведений цельную картину.

Откуда это всё пришло? И почему это не могут повторить другие? Возможно, козырь Несбё – его родная Норвегия. Небольшой консервативный народ, который чтит традиции. Природа, которая испытывает этих суровых здоровяков суровым климатом и затяжными зимами. Секрет Несбё вряд ли состоит из одного компонента, скорее всего, волшебную формулу тщательно перемешала запутанная биография писателя.

Знакомьтесь, Харри Холе: норвежский полицейский и наследник Бэтмена

Впрочем, никакая магия не объяснит успех главного снаряда в писательской обойме Ю – истории про детектива Харри Холе, которая насчитывает уже 11 книг и тянется 20 лет. Как и сам Несбё, его выдуманный герой начал путешествие в австралийском Сиднее, а потом скитался по миру, чтобы возвращаться (и окончательно вернуться) обратно в Норвегию.

Харри вполне себе человек с кучей земных недостатков. Несбё не постеснялся нарисовать персонажа тёмными и фактурными мазками: чего стоит заядлое курение и многолетний алкоголизм Холе. Имеют смысл даже его имя и фамилия.

Харри – нестандартное для Скандинавии имя, для автора это способ обозвать протагониста «деревенщиной». В свою очередь Холе – отсылка к детским воспоминаниям писателя. Так звали полицейского, которым пугали маленького Ю.

Дихотомия этого героя проявляется всё яснее с каждой книгой – бесконечно гоняясь за проявлениями человеческого зла, сыщик, кажется, и сам пропитался его духом.

Если захотите найти ближайшего по ощущениям персонажа, придётся заглянуть на страницы комиксов.

При создании образа Холе ум Несбё занимал образ Бэтмена: ночного мстителя из нуарного Готэма, который вершит правосудие без страха и упрёка, посылая к чертям традиционные методы борьбы с преступностью.

В последней на сегодня книге, вышедшей в 2017 году «Жажде», мастерская живописность Холе и окружающего мира достигла пика. Он остепенился, завёл семью, ушёл в завязку и бросил работу в полицейском департаменте. Живёт в Осло, где тесно от грязных секретов и все знают друг друга.

Конечно, спокойствие нарушило очередное зло: в стране начал орудовать маньяк-кровопийца, и Холе с былой прытью отправился за ним, только чтобы предстать перед ещё большей угрозой.

Но всё-таки и его финал близок: ещё несколько лет назад Несбё признавался, что не питает иллюзий насчёт «бессмертия» Харри – и не станет, как Артур Конан Дойль, воскрешать сыщика после неминуемой смерти.

Будущее за пределами Холе

Учитывая интеллектуальные способности Несбё, не стоит бояться, что после завершения цикла про Холе он закончится как писатель.

Уже припасены отходные пути: есть детская серия книг про безумного профессора «Доктора Проктора» и, так сказать, сольные произведения.

Три из них (романы «Кровь на снегу», «Больше крови на воде» и «Похищение») он отправлял в издательства под псевдонимом: очевидно, в этот раз действительно боялся влияния собственного имени на вердикт издателей.

К слову, с одного из «побочных» произведений Несбё началась ещё одна, неминуемая сегодня трансформация его творчества: экранизации.

Роман «Охотники за головами» стал одноимённым криминальным триллером от постановщика Мортена Тильдума, с Аксель Хенни и Николаем Костером-Вальдау в главных ролях.

Фильм тепло приняли критики, он собрал достойную кассу и оказался в списке номинантов на премию BAFTA.

Неминуемой была инициация самого продаваемого детективного автора и в Голливуде – ещё с 2012 года ходили слухи об интересеМартина Скорсезе к экранизации «Снеговика». Однако в отличие от камерного скандинавского успеха с «Охотниками», кинотеатральное воплощение седьмой книги про Холе, снятое шведом Томасом Альфредсоном, получилось куда менее удачным.

Ясное дело, ругаться на качество первоисточника не приходится: в «Снеговике» Холе впервые сталкивается с серийным маньяком из Норвегии, жестоким садистом, который убивает замужних женщин и оставляет после себя необычные «презенты». До больших экранов добрался разве что сюжетный скелет произведения: создатели пожертвовали богатыми психотипами героев, выбросили подробности расследования и неряшливо перенесли ключевые детали.

Сам Несбё числился исполнительным продюсером, но полностью абстрагировался от производственного процесса: ему хватило личного знакомства с Майклом Фассбендером, исполнителем главной роли.

Вместе они лазали по горам, поэтому в надежности актёра Ю не сомневался. Возможно, такую проверку стоило задать и другим ответственным лицам.

Но что-то подсказывает, что первая крупная киноадаптация не поставит крест на судьбе Холе в Голливуде.

Норвежец, который смог

Пока кинокритики ругают «Снеговика», у самого Несбё проблем нет: общие тиражи его книг уже перевалил за 33 миллиона, а детективы про Холе переведены на 40 языков.

Сам же Ю, помимо сочинительства, продолжает выступления в составе Di Derre, занимается скалолазанием и консультирует норвежских телевизионщиков – недавно по его задумке вышел скандальный сериал Occupied.

Согласно сюжету, Россия вторглась на территорию Норвегии по просьбе ЕС. В общем, Несбё всё не может уняться и продолжает испытывать себя на креативную прочность.

А возможно, он так много пишет в противовес своему короткому и односложному имени? За метким Ю, правда, не кроется никаких таинственных загадок: это сокращение от многочисленных скандинавских имён, начинающихся на Jo.

Слово валидно и как самостоятельное имя. Более того, согласно статистике, с 2012 года его популярность в Норвегии неуклонно растёт – сложно не связать это с известностью Несбё.

Впрочем, укора в этих словах нет: статус литературного гения современной Норвегии он получил заслуженно.

Источник: https://readrate.com/rus/news/norvezhets-na-vse-ruki-biografiya-rokera-brokera-i-detektivshchika-yunesbyo

Ссылка на основную публикацию