Анатолий папанов – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Анатолий Папанов: биография, фото, личная жизнь

Известным актер стал почти в 40 лет, а до этого в его жизни была война, ранения и инвалидность, которую он ради сцены научился скрывать. На счету Папанова — 48 спектаклей и 70 кинолент.

Среди его звездных ролей — Киса Воробьянинов в «12 стульях», Сокол-Кружкин в «Берегись автомобиля!», контрабандист Лёлик в «Бриллиантовой руке».

Голосом Папанова говорит Волк из «Ну, погоди!» и персонажи почти сотни других мультфильмов.

Первые работы в театре и кино

Анатолий Папанов родился в городе Вязьме Смоленской области в семье военнослужащего. Его отец, Дмитрий Папанов, играл в самодеятельном театре. На сцену выходил и Анатолий, если находились роли для детей.

Когда мальчику исполнилось восемь лет, родители переехали в Москву. Папанов вспоминал, что в школе учился «плохо, читал мало», а кино и театр очень любил. Часто ходил в клуб «Каучук», который открыли недалеко от дома. Выпускной год Папанов провел в вечерней школе: чтобы помочь семье, ушел работать на 2-й Московский подшипниковый завод, в ремонтную мастерскую литейщиком.

При «Каучуке» тогда работала любительская театральная студия, а артистами в ней служили рабочие завода. Они ставили спектакли «Учитель», «Профессор Полежаев», «Укрощение строптивой», «Васса Железнова», водевили.

Коллективом руководил актер Театра имени Евгения Вахтангова Василий Куза. Его коллеги-вахтанговцы учили самодеятельных актеров технике речи, фехтованию и сценическим движениям. Вскоре и Папанов присоединился к труппе.

Его первыми ролями стали Гортензио из «Укрощения строптивой» и Пятеркин из «Вассы Железновой».

В труппе часто беседовали о литературе. В такие моменты Папанов «опускал голову и изображал глубокомыслие» — и боялся, что его тоже спросят.

Ему нечего было сказать: даже произведения школьной программы он освоил не все. Именно из-за этого страха он начал читать, а после не смог остановиться — литература стала его увлечением.

В клубе Папанов также посещал хоровой класс, изостудию, учился играть на домре.

В 1937 году Папанов впервые появился на киноэкране — сыграл эпизодическую роль в картине «Ленин в Октябре». В качестве статиста он участвовал в съемках фильмов «Суворов», «Минин и Пожарский», «Степан Разин».

Папанов на фронте

В 1940 году Анатолия Папанова призвали в армию. Сначала он попал в военную часть в Саратове, потом — в Оренбурге. Весть о войне застала его там.

Уже в июле их подразделение перебросили на 2-й Юго-Западный фронт — защищать Харьков. В первом же бою из 42 человек взвода в живых осталось лишь 14.

Тогда же погиб близкий друг Папанова — студент ВГИКа Алик Рафаевич. Подразделение соединили с другим и снова отправили в бой.

В первую военную зиму Папанов получил тяжелое ранение. Блиндаж, в который они с однополчанами зашли погреться, разбомбили самолеты неприятеля. Все, кто были рядом, погибли.

У Папанова была контузия и три ранения, самое сложное из них — в ногу. Первые операции провели во фронтовом госпитале, затем его поездом отправили в больницу в Буйнакске.

Ногу удалось сохранить, но, несмотря на все протесты, будущего актера признали инвалидом и негодным к службе.

В 1942 году Анатолий Папанов вернулся в Москву. Инвалидность не позволила устроиться на работу на завод — он с трудом ходил, опираясь на палку. Ему доверили только пост охранника в Народном комиссариате целлюлозно-бумажной промышленности. «Камень лежал на сердце от сознания своей неполноценности», — вспоминал актер.

Возвращение на сцену

Однажды Папанов зашел в Дом культуры «Каучук», в котором играл до войны. Среди артистов остались только несколько старушек и одна девушка. Папанов предложил возродить коллектив и выступать перед рабочими. Новую труппу тепло принимали и на заводах, и на фронте. Тогда Папанов решил поступать в театральный.

На вступительном экзамене в ГИТИСе он прочитал «Сына артиллериста» Константина Симонова. Взяли его сразу на второй курс: там нужны были мужчины. «На доске объявлений висел отпечатанный на машинке список принятых в институт еще в августе. И в этом списке карандашом была дописана моя фамилия», — вспоминал Анатолий Папанов.

Молодые артисты ГИТИСа ставили отрывки пьес и ездили с концертами в колхозы и на фронт.

Из-за хромоты в студенческих спектаклях Папанов был всегда на вторых ролях. Научиться ходить заново, «как все», ему помог преподаватель сценического движения Иван Иванов. Однако на главные роли его не брали не только из-за хромоты: режиссерам не нравились его «вульгарные шипящие».

Но прикус исправить не удалось. «Правильной до конца речь моя так и не стала… Не из-за нее ли я получал потом роли разных малосимпатичных типов? Да и мультипликационный Волк (из мультфильма «Ну, погоди!». — Прим. ред.) заговорил моим голосом тоже, наверное, поэтому», — говорил Папанов.

Личная жизнь Анатолия Папанова

Еще в ГИТИСе Папанов познакомился со своей будущей женой — Надеждой Каратаевой. В первый день их встречи на ней была военная форма, это и стало поводом для знакомства. Каратаева тоже вернулась с фронта, где служила в санчасти.

Они вместе ездили на занятия на трамвае, ходили в библиотеку, встречались украдкой. «Шел 42-й год, в Москве был комендантский час — разрешалось лишь до 23 часов находиться на улице, — вспоминала Надежда Каратаева. — Толя меня проводит, а потом дворами, закоулками бежит домой. Рисковал — его же мог задержать патруль!»

Поженились актеры в 1945 году, вскоре после Дня Победы. На их отношениях сказывались профессиональные неудачи, которые сопровождали Папанова в течение почти 10 лет после выпуска из ГИТИСа.

За это время актер сыграл лишь в 25 спектаклях, и роли ему отводили второстепенные. Приносили они совсем небольшие гонорары. «Мы жили непросто, — вспоминал актер, — долго откладывали появление нашей дочери на свет.

Да и не самым лучшим мужем был я в пору ожиданий своей настоящей роли…»

Дочь Папанова Елена родилась в 1954 году и впоследствии тоже стала актрисой.

Театральные работы Папанова

В 1946 году, после окончания ГИТИСа, Папанов играл в Клайпеде — в Литву их курс направили создавать русский драматический театр. Клайпеда была почти полностью разрушена. Первые дни актеры вместе с жителями города расчищали главную площадь от завалов. Здесь русский театр долго не продержался, труппу расформировали и Папанов вернулся в Москву.

В столице актера встретил наставник из ГИТИСа Андрей Гончаров и сразу пригласил в Театр сатиры, где служил режиссером. Этому театру Папанов посвятил всю жизнь, хотя его звали и во МХАТ, и в Малый театр.

Артисты Театра сатиры танцевали, пели и много импровизировали. Всего этого Папанов не умел, и вливаться в коллектив было непросто. К тому же сатировцы часто разыгрывали новичков — и не только за кулисами, но и на сцене.

Однажды в театре ставили спектакль «Мешок соблазнов», где Папанов играл горожанина Джека Холидея. По сценарию актер должен был взвалить себе на плечи мешок, но не смог: коллеги прибили реквизит к полу. Папанов несколько раз пытался поднять его, пока под хохот в зале не оторвал от сцены.

На подобные шутки Папанов реагировал с юмором, и вскоре они прекратились.

Готовясь к очередной роли, Папанов выходил на улицу — наблюдал за людьми, их движениями и манерами. «Мне кажется, жизнь артиста немыслима без арсенала средств, в основе которых наблюдение и накапливание деталей. Неизвестно, в какой роли они пригодятся, но они всегда должны быть под рукой.

Беден тот актер, который не наполнен деталями», — говорил Папанов. Даже во время футбольных матчей он высматривал типажи среди болельщиков.

Своим театральным персонажам он придумывал биографии и сам добавлял в костюм детали-акценты — старая газета и исписанный карандаш у бюрократа, примятая кепка у селянина.

Анатолий Папанов в кино

В кино Папанова стали приглашать уже в зрелом возрасте — ему тогда было около 40 лет. Успех пришел в 1964 году — после роли генерала Серпилина в фильме «Живые и мертвые» Александра Столпера.

За эту работу Папанов получил Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. После «Живых и мертвых» сниматься звали чаще, попадались и комедийные, и сложные драматические роли.

В итоге киноработ оказалось больше, чем театральных: Папанов принял участие в съемках почти сотни фильмов и телеспектаклей, озвучил персонажей 96 советских мультфильмов.

На экране и на театральных подмостках Папанов часто появлялся в дуэте с Андреем Мироновым. Они не были друзьями, но часто устраивали совместные концерты, где читали стихи и пели песни.

Вместе актеры снялись в культовых фильмах «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова, «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая, «12 стульев» Марка Захарова и в других кинолентах. На роль Кисы Воробьянинова в «12 стульях» Папанова взяли без проб.

«Его текст состоял преимущественно из двух слов: «Да уж», — но я знал, что для каждой сцены он отыщет свою интонацию», — объяснял режиссер.

В последние годы Папанов почти не снимался. Он набрал курс студентов в ГИТИСе, пробовал ставить спектакли. Постановка «Последние» по пьесе Максима Горького стала режиссерским дебютом Папанова.

Последняя роль Папанова

В 1987 году Анатолий Папанов появился в картине «Холодное лето пятьдесят третьего…»: он сыграл политического ссыльного Николая Старобогатова. По сюжету герой вместе с таким же осужденным Лузгой борется в одной северной деревне с группой уголовников, которые вышли по амнистии.

Снимали фильм в селе Руга под Петрозаводском. Лето в этой местности короткое — нужно было успеть запечатлеть все сцены, поэтому актеры больше месяца работали без выходных. 5 августа Папанов приехал в свою московскую квартиру и в этот же день умер от сердечной недостаточности. Артиста похоронили на Новодевичьем кладбище.

Фильм вышел на экраны спустя год после смерти актера. В финале повторяется сцена гибели Старобогатова, а голос за кадром говорит, что это последняя работа Анатолия Папанова. В 1989 году за роль Николая Старобогатова ему присудили Государственную премию СССР посмертно.

Источник: https://www.culture.ru/persons/9514/anatolii-papanov

Анатолий Папанов, жена

Судьба Народного артиста ССССР Анатолия Папанова складывалась непросто и он выдержал не одно испытание, прежде чем стал выдающимся актёром, любимцем публики всей страны. Он начал жизненный путь с рабочей профессии, в ремонтных мастерских и, одновременно, занимаясь творческой деятельностью в театральной студии.

В молодости Папанову даже повезло сыграть эпизодическую роль в фильме «Ленин в Октябре» в 1937 году, он, с первых дней Великой Отечественной войны, ушёл на фронт и командовал артиллерийским взводом в чине старшего сержанта. После тяжёлого ранения в июне 1942 года Анатолий Дмитриевич долго лечил изуродованную ногу и поступил во ВГИК.

Именно там жена Анатолия Папанова – одна на всю жизнь, стала его подругой.

С Надеждой Юрьевной Каратаевой Папанов был однокурсником. Заметив девушку в военной форме, он спросил, почему она так одета и услышал в ответ, что Надежда служила в армии в санитарном поезде. Это стало началом их дружбы. Как оказалось, молодые люди и жили неподалёку: ездили с занятий на одном трамвае и никак не могли наговориться.

Анатолий и Надежда поженились в 1945 году, сразу после Великой победы. Свадьба была скромнейшей: только для своих. Жених подарил своей любимой букет ландышей, а на столе было угощение, созданное  из продуктов скудного пайка. Они закончили обучение на актёрском факультете и вместе поехали работать в театр Клайпеды, куда отправился весь курс Надежды.

Вернувшись в 1948 году, семья начала понемногу обживаться в Москве.

Папанов никогда не считался красавцем и сам очень критично относился к своей внешности, но, благодаря его таланту у него было немало поклонниц, окружавших актёра вниманием и восхищением. Он никогда не давал своей жене поводов для ревности и был скромным человеком, старающимся избегать повышенного интереса толпы.

Анатолий Дмитриевич прослыл домоседом даже у своих близких друзей, которых, кстати, было совсем немного: Папановы близко дружили с семьёй актёра Евгения Весника, позже – с драматургом Виктором Мережко и его супругой. Иногда Анатолий Дмитриевич общался со школьными друзьями.

Свободное время он предпочитал проводить дома, много читал и любил поэзию.

В 1954 году у них родилась дочь Елена. Девочка выросла до 14 лет на руках бабушки, потому что у родителей не было нормальных бытовых условий для ребёнка, но их любовь и атмосферу семейного тепла впитала с детства. Она тоже стала актрисой.

Интеллигентный, доброжелательный и застенчивый, Анатолий Дмитриевич стеснялся своей громкой славы и никогда не проявлял показной самоуверенности: часто советовался с женой и прислушивался к её мнению. В быту он был покладистым и ласковым.

В отпуск Папановы всегда ездили вместе, чаще всего – на юг, где купались и тихими вечерами гуляли по побережью.

Смерть мужа из-за внезапной остановки сердца принесла Надежде Юрьевне немало страданий: жена Анатолия Папанова долго переживала из-за «ужасной нелепости» случившегося: будь она дома, а не в отпуске, куда впервые поехала одна, всё могло бы быть по-другому. 

Источник: http://ego-zhena.ru/blog/anatolij_papanov_zhena/2017-02-22-245

Война и страх съемок: судьба Анатолия Папанова

Родился Анатолий Дмитриевич в 1922 году, в семье со старинной имперской закалкой. Папа — кадровый офицер, мама — модистка, богобоязненные христиане, поддерживающие царский режим, были недовольны произошедшими в стране переменами.

Однако поженились и завели детей — мальчика и девочку.

Отец служил в Вязьме, где прошло детство будущего артиста. При гарнизоне была развита самодеятельность, в которую входил Папанов-старший.

Как артиста его часто отмечали, но профессиональных шагов на встречу драматическому искусству Дмитрий Папанов не делал.

Когда в самодеятельном спектакле были нужны дети, военные вспоминали про артистичных ребят Папановых, так что Анатолий Дмитриевич и его сестренка часто выходили на сцену еще маленькими детьми.

В 30-х Папановых перевели в столицу, где Толик пошел в школу. Сидеть за партой привыкший к свободе и самовыражению мальчишка не любил, школьные предметы не жаловал.

К выпускному едва выправил двойки на тройки, чтобы получить аттестат.

О поступлении в вуз он и не мечтал — пошел работать литейщиком на завод, но все это время помнил о своем актерском детстве и лелеял мечту когда-нибудь стать актером.

Война

Приходите завтра (1962)

Молодым пареньком, в качестве увлечения, рабочий Папанов отправился в Театр рабочей молодежи и приглянулся там педагогам. Они взялись за обучение простоватого, но искреннего и веселого юноши.

Читайте также:  Lana del rey - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В конце 30-х актеру даже довелось сыграть эпизодическую роль в кинофильме «Ленин в Октябре» и поверить в то, что он станет настоящим артистом. Но планам мечтательного паренька помешала война.

В числе первых он призвался на фронт. Сначала изучал премудрости зенитно-ракетных войск, потом был брошен на первую линию. Позже в своих интервью актер вспоминал через какие кошмары ему пришлось пройти.

Однажды весь его отряд погиб под безжалостным фашистским огнем. Папанов остался жив каким-то чудом, но в военных действиях потерял несколько пальцев на ноге. Раненого солдата доставили в госпиталь, откуда комиссовали. Но уезжать с фронта он не собирался. Собрал творческий коллектив и ездил с ним по госпиталям — поднимать боевой дух раненых.

Реакция его новых зрителей показала, что лицедейство ему удается. Теперь он ждал окончания войны и твердо решил посвятить себя драматическому искусству.

Москва

Стёжки-дорожки (1963)

В ГИТИС он пришел, когда экзамены уже закончились. Жуткий недобор студентов дал шанс начинающему артисту попробовать сдать экзамены «прямо сейчас».

Тот прочел стихи, сыграл что-то из репертуара своего самодеятельного коллектива, созданного на войне, и поразил директора вуза профессионализмом.

Тот выслушал историю о фронтовых перипетиях Папанова и, подумав, зачислил его сразу на второй курс.

В театральном институте Анатолий Дмитриевич не только выделялся своими особенными талантами, но и скоро и навсегда влюбился. Верный и честный однолюб выбрал свою избранницу еще в студенчестве и остался со своей любовью до конца дней.

Надежда Каратаева понравилась актеру своей искренностью. Как и Папанов, она прошла войну — служила медсестрой несколько военных лет, повидала ужасы, работала в госпиталях.

Анатолий Дмитриевич довольно скоро сделал любимой предложение. Они поженились, а в середине пятидесятых на свет появилась их единственная дочь Елена, тоже ставшая актрисой.

Актер

12 стульев (1976)

Еще студентом Папанова заметили ярчайшие театральные режиссеры. Талантливого ученика после обучения ждали в МХАТе и Малом театре. Получал он и другие предложения. Однако сразу после дипломного спектакля вместе с супругой махнул в Литву, правда прожил там совсем не долго.

Из другой союзной республики уже в самом конце сороковых актера буквально вырвал режиссер Театра Сатиры Андрей Гончаров, предложив и ему, и его супруге места в труппе театра. И Папановы согласились.

Тем не менее для Папанова, за которым охотились многие режиссеры, не оказалось главных ролей в театре. Первую значительную он сыграл по чистой случайности — когда центральный актер внезапно ушел на больничный. Зато после этого его, наконец, рассмотрели. Еще через три года театральная столица стала ходить не просто в театр Сатиры, а непременно — «на Папанова».

Кино

Одиннадцать надежд (1975)

Ясно, что самобытного мэтра часто звали и в кино. В результате на его счету около сотни кинофильмов, но почему мы видим его только в ролях второго плана? Дело в том, что Папанов… боялся камеры!

Режиссеры вспоминают, что талантливый артист, так щедро дарящий свое мастерство на подмостках, просто впадал в оцепенение на съемочной площадке. Его жесты становились скованными, куда-то девалась привычная для зрителя фирменная папановская пластика, мимика оставалась неподвижна…

У него было, пожалуй только две роли, которые запомнились зрителю и в полной мере раскрыли его талант. Одна из них — незабываемый Лелик из «Бриллиантовой руки». Над смешным и неуклюжим злодеем хохотал весь СССР, а фразочки Папанова разобрали на цитаты.

Второй фильм показал знаменитого комика с другой стороны — в «Холодном лете 53-го» Анатолий Дмитриевич выступил как глубокий драматический артист, но аплодисментов в свой адрес и теплых слов критиков и зрителей услышать так и не успел…

Август в 1987 году выдался на удивление жарким. Уставший артист, измотанный солнцепеком, пришел домой и встал под холодный душ. Случайный спазм вполне здорового сердца остановил жизнь знаменитого артиста.

Потом его вдова расскажет, что Папанова можно было спасти — если бы кто-то был дома и вовремя вызвал «скорую», сердце, вероятнее всего, удалось бы завести. Но по роковой случайности он оказался дома один.

Ход конём (1962)

По семейным обстоятельствам (1977)

Совершенно серьёзно (киноальманах) (1961)

Источник: https://www.GoodHouse.ru/stars/zvezdnye-istorii/vojna-i-strax-semok-sudba-anatoliya-papanova/

Причина смерти Анатолия Папанова

Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР, и Кавалер 4 орденов, актёр и педагог Анатолий Папанов известен каждому российскому зрителю.

Большинство его ролей – комедийные, но он был великолепным разноплановым актёром и сумел прославиться как исполнитель драматических ролей, лучшие из которых — Серпилин в фильме «Живые и мёртвые»,Дубинский в фильме «Белорусский вокзал», Копалыч в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего…» и другие. Причина смерти Анатолия Папанова – сердечно-сосудистая недостаточность.

Он родился в 1922 году в городе Вязьма, Смоленской области, в семье военнослужащего.

Отец играл в художественной самодеятельности своего гарнизона, где была сильная труппа, и с детства приобщил сына и дочь к участию в спектаклях. В 1930 году семья переехала в Москву.

Юный Анатолий, закончив учёбу в школе, работал на заводе и тоже играл на самодеятельной сцене. В 1937 году состоялся его кинодебют в крошечной роли драмы «Ленин в Октябре».

Когда началась война, Анатолий Дмитриевич ушёл на фронт и служил сержантом, командовавшим взводом зенитчиков. В июне 1942 года он был тяжело ранен под Харьковом: ему изуродовало взрывом правую ногу и оторвало два пальца.

Он стал инвалидом в возрасте 21 года и долго ходил с тросточкой. В 1946 году Папанов успешно окончил ГИТИС и был приглашён в труппу театра МХАТ, и в Малый театр, но вместе со всем курсом уехал в Клайпеду, где был необходим новый театр.

Там, ролью Серёжки Тюленина, началась в 1946 году его профессиональная театральная биография.

В 1948 году режиссёр Андрей Гончаров пригласил Анатолия Дмитриевича в московский Театр сатиры, в котором актёр проработал 40 лет. За это время им были созданы более 50 театральных образов. Многие из спектаклей театра с его участием записаны на плёнку.

Кинематографическая карьера Папанова после войны началась с роли в фильме «Композитор Глинка» и это был уже седьмой его фильм.

В общей сложности, Анатолий Дмитриевич снялся в более чем 160 кинопроектах и среди них более 70 фильмов, мультфильмы, спектакли на ТВ.

Последний год жизни Папанова был переполнен событиями. Он сыграл Судакова в телефильме «Гнездо глухаря», а в театре завершил постановку спектакля «Последние» по пьесе Максима Горького.

Успел закончить съёмки в драме Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят четвёртого…», где сыграл одну из самых замечательных своих ролей, позже отмеченную Государственной премией СССР.

Именно в этом году Папанов начал преподавать в ГИТИСе и набрал первый курс студентов, о которых беспокоился.

Вместо того, чтобы ехать в Ригу, где в это время находился театр и его жена актриса Надежда Каратаева, Анатолий Дмитриевич  решил заехать на день в Москву, проверить, как его будущих учеников разместили в общежитии.

Надежда Юрьевна, предполагая, почему умер Анатолий Папанов, решила, что он, в отсутствии горячей воды, принял холодный душ, и это губительно сказалось на его слабых сосудах, остановив сердце.

Папанов умер в августе 1987 года, в возрасте 65 лет.

Он похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Источник: http://tizer42.ru/news/smert_anatolija_papanova/2016-11-14-207

Жена плакала и кричала: «Уходи!». Отчего у Анатолия Папанова не выдержало сердце

Ирина Петрова 07 августа 2018

За окном было жаркое лето 1987-го. Знаменитый актер только-только закончил съемки в фильме «Холодное лето 53-го», перед отъездом на гастроли с театром заскочил на день домой.

Тогда в Москве был в разгаре очередной сезон отключения горячей воды. Это-то и сыграло роковую роль. Смерть 64-летнего Анатолия Папанова стала неожиданностью для всех. «Его сердце не выдержало ледяного душа», — будут говорить поклонники.

А врачи поставят диагноз «сердечно-сосудистая недостаточность».

Из театральной студии на фронт

Анатолий Папанов. Источник: Globallookpress.com

Будущая звезда советского кино и театра родился в последний октябрьский день 1922 года в Вязьме. Выходить на театральную сцену Папанов начал еще в раннем детстве: его отец играл в театральной самодеятельности, и если по сюжету постановки требовались юные актеры — задействовали детей.

Когда мальчику было 8 лет, родители переехали в Москву. Анатолий работал в ремонтных мастерских литейщиком, параллельно занимался в театральной студии при заводе «Каучук», которой руководили актеры Театра имени Вахтангова.

Однажды на заводе случилась кража — всю бригаду арестовали, однако Папанова вскоре отпустили: следователь быстро понял, что парень не виновен и исключил его из числа подозреваемых.

Правда, рассказывали, отец дома все равно серьезно отлупил его — на всякий случай.

В 1937-м Анатолий Папанов дебютировал в кино, снявшись в эпизоде фильма «Ленин в октябре». До войны он успел сыграть в эпизодах еще в нескольких картинах, а в июне 1941-го отправился на фронт. В июне 42-го его тяжело ранило под Харьковом, взрывом Папанову оторвало два пальца на правой ноге.

Провалявшись полгода в госпитале, в 21 год он получил инвалидность третьей группы, несколько лет ходил с тростью. Как и многие фронтовики, о войне он вспоминать не любил.

Многие даже не знали, что актер воевал.

Уже позже, когда вышли «Живые и мертвые», «Белорусский вокзал» и другие фильмы, зрители удивлялись: как актер мог так достоверно сыграть! А объяснялось все просто: он видел все своими глазами.

Кадр из фильма «Живые и мертвые», 1963 г.

Актер не должен хромать

По возвращению в Москву Папанов поступил в ГИТИС, на актерский факультет. Худрук поставил ему условие: актер не должен хромать. И Анатолий начал тренироваться, превозмогая боль, через полгода ежедневных физических упражнений он уже не хромал.

После окончания института актер вместе со всем курсом уехал в Клайпеду — там создавался новый театр. В Клайпедском русском драматическом театре Анатолий Дмитриевич отслужил полгода, после чего ему предложили перейти в столичный Театр Сатиры.

На его сцену Папанов выходил почти 40 лет, сыграв около полусотни ролей, правда лет 10 ему пришлось ждать своих ролей.

Кадр из фильма «Приходите завтра», 1963 г. Источник: Globallookpress.com

Не сразу все сложилось и в кино. Всенародная известность пришла к актеру только когда ему было за сорок. После роли комбрига Серпилина в фильме «Живые и мертвые» режиссеры, наконец, начали предлагать ему большие роли.

«Дети Дон-Кихота», «Приходите завтра», «Берегись автомобиля», «Служили два товарища», «Любовь Яровая», «Белорусский вокзал», «Плохой хороший человек», «Двенадцать стульев»… К Кисе Воробьянинову, которого он сыграл, Папанов относился с нежностью.

А вот к одному из своих самых знаменитых персонажей, Лелику из «Бриллиантовой руки», Анатолий Дмитриевич особой любви не испытывал.

Как вспоминала потом его дочь Елена Папанова, продолжившая династию, ее отцу не очень-то нравился этот гротескный и карикатурный «балбес», но Гайдай хотел именно такого — и Папанов выполнил свою работу «на отлично».

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука», 1968 г. Источник: Globallookpress.com

Сложные «отношения» были у актера и с Волком из «Ну, погоди!». Сначала Папанов работал с удовольствием, но когда серии пошли одна за другой, когда его голос стали узнавать все от мала до велика, — это стало проблемой.

Он шел с дочерью или супругой по улице — а вслед нередко неслось: «Смотри, Волк идет!» Он писал поэмы — а на творческих вечерах зрители больше всего хотели, чтобы актер рассказал что-нибудь новое про знаменитого мультперсонажа.

«Волк перегрыз всю мою биографию», — признался как-то Анатолий Дмитриевич супруге.

Не верь, что нельзя бросить пить

Анатолий Папанов отцом стал достаточно поздно — после 30 лет, хотя женился рано. Со своей супругой, актрисой Надеждой Каратаевой, Папанов познакомился в ГИТИСе. Они расписались через несколько дней после Победы, поселились в коммуналке, где у Надежды была комната. Вместе супруги прожили 43 года, и, как впоследствии вспоминала Надежда Юрьевна, у нее никогда не было повода ревновать.

Но в семье была другая проблема — много лет жена пыталась бороться с его пристрастием к спиртному. Пил актер много, и не один год. Возможно, этому способствовала компания коллег по театру, привыкшая отмечать каждый спектакль — Папанов быстро втянулся.

Мог исчезнуть на пару дней или оказаться в Ленинграде — а все потому, что решил с другом посидеть в вагоне-ресторане поезда. Говорили, что один раз актер даже попал в милицию, после того, как будучи в состоянии подпития, устроил «разборки» с милиционером.

Надежда Каратаева в фильме-спектакле «Гнездо глухаря», 1987 г. Кадр из фильма

Надежда Каратаева рассказывала, что она не раз плакала, кричала мужу со слезами на глазах: «Уходи! Не могу больше!». Он уходил — к матери. А та отправляла его назад с наказом попросить прощения у жены.

Бросил пить Папанов неожиданно, почему — не знал никто. Он не кодировался, как многие коллеги, имевшие ту же проблему, – просто бросил раз и навсегда. На банкетах употреблял только минералку. По словам Надежды Юрьевны, со спиртным актер завязал в 1973 году после похорон матери.

И сказал как-то супруге: «Не верь никому, что нельзя бросить пить».

Он жил на износ

Близкие люди говорили, что Анатолий Дмитриевич был достаточно замкнутым, очень скромным и сентиментальным в глубине души человеком. Стеснялся, когда его начали узнавать на улицах. Друзей у него практически не было, актер любил одиночество, любил уезжать от родных на дачу, репетировал там, учил роли.

Анатолий Папанов не раз ходил по краю, испытывал судьбу. Вначале — на фронте. Впоследствии супруга рассказывала, что в гимнастерку у него была зашита бумажка с молитвой (актер был верующим человеком – по понятным причинам, это не афишировалось).

В одном из боев погибли все его товарищи — Надежда Юрьевна считала, что тогда Папанова спасла именно вера. Также как и в тот раз, когда актер «отделался» лишь ампутацией пальцев. Потом — когда медленно подтачивал свое здоровье в период проблем с алкоголем. Потом — когда работал, забыв обо всем.

«Он жил на износ», — признавалась жена актера.

В последний год своей жизни Анатолий Дмитриевич начал пробовать себя в режиссуре, поставил в театре спектакль. Перед началом съемок в последнем фильме, «Холодное лето 53-го», жена уговаривала артиста отдохнуть, съездить на юг, но тот, по своему обыкновению, предпочел работу.

Анатолий Папанов и Валерий Приемыхов в фильме «Холодное лето 53-го», 1987 г. Кадр из фильма

О смерти актера даже самые родные ему люди узнали только спустя пару дней. Жена и коллеги ждали Папанова в Риге, где театр был на гастролях. Когда он в назначенный день не приехал, супруга подняла тревогу, позвонила дочери и ее мужу.

Дверь была закрыта изнутри — чтобы попасть в квартиру зятю актера пришлось перебираться через лоджию от соседей. Поэтому в разных источниках встречаются две разные даты смерти Анатолия Папанова — 5 и 7 августа. Говорили, что актер никогда не жаловался на сердце.

Но на 65-м году жизни оно его подвело и остановилось в тот момент, когда актер встал под ледяной душ.

На поминки и прощание почти никто из коллег по театру не пришел — режиссер Плучек не отпустил актеров с гастролей. Даже гроб с его телом выставили в фойе, а не в зрительном зале, который тогда был на ремонте.

Но поклонников, пришедших попрощаться с любимым актером, оказалось много — вереница людей тянулась от Театра Сатиры до «Пушкинской». А меньше чем через две недели в театре прощались с другой звездой — Андреем Мироновым.

Актеры ушли буквально друг за другом.

Источник: https://teleprogramma.pro/stars/star-hist/412011/

Единственная любовь всей жизни Анатолия Папанова (8 фото)

Анатолий Папанов и Надежда Каратаева.
В его жизни все было совсем не так, как в кино. Только любовь была такой большой и светлой, что о ней впору написать роман.

Анатолий Папанов всю жизнь, до последнего вздоха, любил одну-единственную женщину, свою Надежду. Они оба прошли войну. Как бы банально это не звучало, они оба смотрели в глаза смерти.

И может быть поэтому была в них жажда жизни и жажда любви.

Любовь, опаленная войной

Любовь длиннее жизни.

Анатолий Папанов поступил в ГИТИС в 1943 году, когда вернулся после двух тяжелых ранений с фронта. В последнем своем бою он потерял два пальца на ноге и даже на вступительный экзамен пришел с палочкой.

Несмотря на несомненный талант, члены экзаменационной комиссии сомневались, что он найдет свое место в искусстве. Ведь ограниченный в движении актер это нонсенс.

Но он пообещал, что будет много заниматься и бросит свою палочку, хотя врачи предупреждали, что без нее он ходить не сможет. Но его все-таки приняли на второй курс.

Надежда Каратаева.

Он был не слишком красив, юный Анатолий Папанов. В первый же день занятий его поразили однокурсницы: нарядные, красивые, ухоженные. Он стеснялся их, сам себе казался нескладным и слишком простым.

Только одна девушка, Надежда, каждый день приходила на занятия в военной гимнастерке и кирзовых солдатских сапогах. Как-то Анатолий подсел к ней и спросил, была ли она на фронте.

Оказалось, что Надежда два года ухаживала за ранеными, ездила в составе санитарного поезда и на линии фронта бывала не раз. Ей было всего 17, когда началась война.

Анатолий оживился, когда понял, что Надя служила и тут же объявил, что наконец ему будет с кем поговорить. И они говорили. О войне и о фронтовых товарищах, о будущей мирной жизни, о своей профессии. Оказалось, что они живут недалеко друг от друга, даже в институт едут на одном и том же маршруте трамвая.

Они стали мужем и женой в мае 1945 года.

Они стали вместе приезжать на учебу и вместе уходить после занятий. Он очень нравился ей, этот талантливый и застенчивый молодой человек. Шаг за шагом Анатолий и Надежда становились ближе друг другу.

А когда 9 мая 1945 года все праздновали День Победы на Красной площади, он посередине ликующей толпы вдруг сказал, что им нужно расписаться. Ведь он любит ее, а она – его, это знали все.

Они подали заявление в ЗАГС в этот же день, а 20 мая Анатолий и Надежда стали мужем и женой.

Быть вместе – высшая награда

1973 год. Анатолий Папанов и Надежда Каратаева на своей кухне. Супруги вместе готовят нехитрый ужин для гостей.

Молодая семья разместилась в комнате в коммуналке, разделенной фанеркой на две половинки. В одной обитали молодожены, а в другой – родители Нади. Тесно, но дружно.

Анатолий окончил институт с отличием, его пригласили на работу сразу три столичных театра. Но его любимую Наденьку по распределению направили в Клайпеду. И Папанов отказался от всех предложений, чтобы поехать вслед за женой. Они бывали в Москве теперь наездами.

Проведывали родителей, гуляли по знакомым московским улочкам. В один из приездов случайно встретили Андрея Гончарова, молодого режиссера, с которым были знакомы еще со студенческих времен. Он пригласил Папанова в свой Театр сатиры.

Надежде удалось уговорить мужа принять предложение.

Они очень скучали в разлуке, созванивались каждый день, но им было этого мало. К счастью, вскоре театр в Клайпеде расформировали, Надежда тоже вернулась в Москву.

В 1954 году на свет появилась маленькая Леночка, счастье и надежда семьи. А вскоре ему предложили серьезную роль в театральной постановке, и он искренне считал, что удачу ему принесла именно дочка.

Вскоре им дали комнатку в общежитии, а потом семья Папановых перебралась в собственную отдельную квартиру.

Секрет не гаснущей любви

Анатолий Папанов и Надежда Каратаева.

В Театре сатиры супруги проработали сорок лет. Анатолий Папанов искренне считал, что театр должен быть один, как и жена — одна. Анатолий Дмитриевич много снимался в кино, участвовал в спектаклях, озвучивал мультфильмы. Но он точно знал, что дома его всегда ждут и любят.

Он был глубоко порядочным, очень скромным, добрым и очень преданным человеком. У Надежды Юрьевны за всю жизнь не было повода ревновать мужа к многочисленным поклонницам. Она была уверена в нем, точно так же, как он был уверен в том, что его Наденька не предаст никогда.

Он не умел говорить громких слов о любви. Он просто заботился о своей семье и делал все, чтоб они были счастливы. Они все делили пополам, Анатолий и его верная Надежда. Когда Папанов стал увлекаться спиртным, она старалась отучить его от вредной привычки. Но пить он бросил сам, в один момент, после смерти мамы. И с тех пор ни капли спиртного в рот не брал.

Даже в сложное советское время, когда религия и вера были фактически под запретом, Анатолий Папанов перед спектаклем обязательно заходил в храм. Никогда не афишировал это, но его душа всегда тяготела к Богу. Возможно благодаря вере, актеру удалось сохранить глубокую душевную чистоту.

Анатолий Папанов и его единственная любовь.

Они были действительно счастливыми людьми, понимая друг друга с полувзгляда. Они никогда не боролись за профессиональное лидерство. Надежда Юрьевна, осознавая, насколько многогранен талант ее супруга, сама выбрала для себя роль второго плана, обеспечивая мужу надежный тыл. Она трогательно заботилась о своем любимом.

Если он просил ее поехать с ним на съемки или сопровождать его на гастролях, она откладывала все свои дела, решала вопрос с театром и ехала с ним, чтобы в стандартных гостиничных номерах создавать комфортные условия для жизни гениального мужа. Она не приносила себя в жертву. Она просто искренне любила.

И всегда считала себя очень счастливой женщиной, наделенной талантом любить и быть любимой.

Любовь и память

Анатолий Папанов.

Анатолия Дмитриевича не стало жарким днем 5 августа 1987 года. Надежда Юрьевна до сих пор бережно хранит свою любовь. В его кабинете все осталось точно так же, как и при его жизни.

А еще она и сегодня служит в Театре сатиры, которому отдал всю свою жизнь ее супруг. Потому что там все связано с ним, все напоминает о нем, а жить без этих воспоминаний для неё невозможно. Она была счастлива и любима больше сорока лет.

Она продолжает любить и сейчас, спустя 30 лет после его кончины. Ее любовь сильнее вечной разлуки.

Источник: http://chert-poberi.ru/interestnoe/edinstvennaya-lyubov-vsey-zhizni-anatoliya-papanova-8-foto.html

Анатолий Папанов: биография и фильмография актера (фото)

Биография Анатолия Папанова – это история простого русского человека и замечательного артиста. Он честно исполнял свой долг перед Родиной, сначала на фронте, затем на театральных подмостках. И сумел прожить свою жизнь так, что воспоминания о нем до сих пор вызывают гордость у соотечественников. Фильмография Анатолия Папанова, его лучшие роли будут освещены в этой статье.

Детские годы

Папанов Анатолий Дмитриевич появился на свет в 1922 году, 31 октября, в г. Вязьма, в простой рабочей семье. Мама будущего актера, в девичестве Раковская, была полькой, ее семья проживала на границе Польши и Белоруссии.

После заключения Брестского мира в 1918 году Елена Болеславовна осталась одна. Земли были разделены, ее родственники оказались на территории Польши, а она – Белоруссии. Папа Анатолия, Дмитрий Филиппович, был старше мамы на 10 лет, в семье было принято называть его на «вы».

У Папановых воспитывался еще один ребенок, младшая сестра актера, Нина. В конце 20-х годов родители Анатолия перебрались в Москву. Они поселились недалеко от хлебозавода, в местности под названием «Малые кочки». Учился мальчик средне. В восьмом классе начал посещать драматический кружок.

Творческая биография Анатолия Папанова началась с небольших ролей в школьных постановках.

После окончания школы юноша пошел работать на шарикоподшипниковый завод, литейщиком. Свои творческие амбиции Папанов реализовывал в театральном кружке при клубе «Каучук», где в 1939 году сыграл в водевиле «Разбитая чашка». Будущему актеру удалось сняться на «Мосфильме» в массовке картины «Ленин в октябре».

Боевой опыт

В самом начале войны Папанова призвали в ряды советских войск. Он отправился на Юго-Западный фронт, на котором начиналось масштабное наступление.

В районе Харькова несколько дивизий попало в окружение, фашисты предприняли контрнаступление и заставили отступать Красную армию до самого Сталинграда. Анатолий был активным участником этих событий.

Будущий актер видел своими глазами гибель боевых товарищей под шквальным огнем немецких батарей, узнал горький вкус поражения и отступления. Многое из того, что пришлось тогда пережить Анатолию, нашло отражение в его ролях.

Образ генерала Серпилина в фильме по роману Константина Симонова «Живые и мертвые» был сыгран достоверно и убедительно благодаря личному опыту актера-фронтовика. Под Харьковом будущий актер был ранен в ногу, полгода лечился в госпитале и в конце концов был комиссован по инвалидности. Ему пришлось ампутировать два пальца на ноге.

Студенческие годы

В 1942 году, опираясь на палочку, Папанов появился в тенистом дворике ГИТИСа. Несмотря на то что вступительные экзамены уже закончились, Анатолия взяли сразу на второй курс. Студентов мужского пола катастрофически не хватало.

Поэтому будущий артист легко попал на курс актерского мастерства под руководством Марии Николаевны Орловой и Василия Александровича Орлова. Помимо основных занятий Папанов активно работал над последствиями своего ранения. Чтобы вернуть себе легкую походку, Анатолий стал заниматься хореографией и через два месяца выбросил надоевшую палочку.

Бывший инвалид даже научился хорошо танцевать. Однако была другая проблема, решение которой давалось Папанову гораздо тяжелее. Произношение актера оставляло желать лучшего. Из-за неправильного прикуса Папанов не мог избавиться от ужасных шипящих. Упорные занятия с преподавателем по технике речи так и не принесли результата.

В ноябре 1946 года состоялся государственный экзамен, на котором актер сыграл глубокого старца в комедии «Дон Хиль-Зеленые Штаны» Тирсо де Молины и молоденького юношу в постановке «Дети Ванюшина». В зале был аншлаг, первые ряды занимала команда прославленных мастеров советского театра, принимавших экзамен, на остальных местах сидели студенты.

Анатолий имел успех, его встречали громкими аплодисментами и взрывами смеха. Творческая биография замечательного русского актера только начиналась.

Личная жизнь

Анатолий Папанов познакомился с будущей женой в театральном институте. Надежда Каратаева тоже побывала на войне, полтора года трудилась санитаркой. Общие воспоминания сблизили молодых людей. После победы Анатолий и Надежда поженились.

На свадьбе угощали только винегретом и водкой, других продуктов в послевоенной Москве не нашлось. Супругам пришлось ютиться в одной комнате с тещей. Семья Папанова откровенно бедствовала. Однако влюбленные всегда были вместе и поддерживали друг друга.

Несмотря на то что актеру предложили места сразу в двух столичных театрах, Анатолий уехал с женой в Клайпеду, куда Надежда была распределена после окончания института. Детей у пары долго не было, потому что их не на что было содержать. В 1954 году в семье Папановых появилась дочь Леночка.

Папанов оказался уникальным однолюбом. В его судьбе был один театр и одна любимая женщина, с которой он прожил до самой кончины.

Театральная деятельность

Анатолий Папанов вместе с женой много играл в Клайпедском драматическом театре. После возвращения в Москву актер поступил на службу в Театр Сатиры.

Однако здесь ему доставались небольшие роли в различных эпизодах. Папанов страдал от своей невостребованности, он чувствовал, что может играть. Лишь в 1954 году Анатолию Дмитриевичу улыбнулась удача.

Он получил роль в постановке «Поцелуй феи».

Примерно в это же время у актера родился ребенок. Это совпадение Папанов считал не случайным. Анатолий всегда повторял, что удачу ему принесла дочка Лена. Папанов сделался неподражаемым комическим актером. Стране требовался отдых после выпавших на ее долю испытаний. Амплуа ушлого и симпатичного жлоба сделало артиста узнаваемым.

Его герои – это мелкие чиновники, таксисты, выпивохи. Считалось, что своей игрой актер критикует негативные элементы советской действительности. Фильмография Анатолия Папанова могла начаться в 1955 году, когда режиссер Рязанов пригласил актера на роль чиновника Огурцова в «Карнавальную ночь».

Но пробы прошли неудачно, и на роль этого мелкого пройдохи был утвержден другой актер. После этого Анатолию довелось сыграть в Театре Сатиры, в постановке «Дамоклов меч». Спектакль имел успех, актером всерьез заинтересовались работники кинематографа, и Рязанов вновь предложил Папанову работу.

Картина «Человек ниоткуда», в которой Эльдар Александрович снял знаменитого актера, пролежала много лет на полке. Зрители увидели ее лишь спустя 28 лет.

Фильм “Живые и мертвые”

В 1963 году режиссером Александром Столпером было принято решение снять фильм по роману К.Симонова «Живые и мертвые». Автор произведения сам предложил Папанова на роль генерала Серпилина. Успех фильма превзошел все ожидания. Лента получила призы на кинофестивалях в Акапулько и Карловых Варах.

Читайте также:  Кирилл емельянов - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В прокате 1964 года экранизация романа Симонова заняла первое место. Артист сомневался в своих силах, когда соглашался сниматься в этом военном фильме. Он считал себя комедийным актером. Но Папанова утвердили после первых проб. Позже и сам артист остался доволен своей работой.

«Живые и мертвые» – честный фильм о том, что происходило в первые дни Великой Отечественной войны. Папанов прекрасно знал, что творилось на фронте в 1941 году. Анатолию блистательно удалось изобразить настоящую войну. Он показал на экране боль поражения, отчаянную веру в победу, которая заставляет идти вперед, не замечая никаких препятствий.

Анатолий Папанов был задействован в еще одной картине Столпера – «Возмездие». Другой режиссер, Андрей Смирнов, взял актера на роль в своем фильме «Белорусский Вокзал».

Творческий расцвет

Актер Анатолий Папанов оказался на пике популярности на рубеже 1960-70-х годов. Он состоялся как гениальный актер второго плана. Фильмы с Анатолием Папановым запоминались зрителями мгновенно. Его появление в эпизоде стоило большой роли. Один крупный план актера – и советский человек все понимал про его героя.

В «Бриллиантовой руке» Анатолий рычал про кофе и какаву с чаем, и всем становилось ясно, что этот жулик недавно отсидел и скоро снова окажется в тюрьме. В «Берегись автомобиля» артист настойчиво воспитывал пройдоху-зятя, копался в своих шести сотках, и зрители узнавали в его герое близкого родственника или соседа.

Анатолий Папанов и Андрей Миронов, творческий дуэт которых приобрел множество преданных поклонников, были великолепны.

Мультфильм “Ну, погоди!”

В 1967 году Папанов впервые озвучил знаменитого волка из “Ну, погоди!” После этого артист стал невероятно популярен среди детей. Эта роль появилась у Папанова случайно.

Александр Котеночкин, много лет снимавший легендарный мультфильм, мечтал, чтобы Волк говорил голосом Владимира Высоцкого. Эта идея не понравилась руководству. Лауреат Государственной премии Анатолий Папанов справился с задачей ничуть не хуже.

Его сипение, рычание и другие характерные возгласы сделали Волка всеобщим любимцем. Даже начальство было покорено. Волку прощали драки, ненормативное рычание, папиросы и алкоголь. Актеру приходили письма от ребятишек, на которые Папанов отвечал, защищая своего героя.

Мол, если раньше Заяц действительно подвергался опасности со стороны Волка, то теперь в поведении мохнатого хулигана появились признаки некоторого благородства.

Последняя роль

В 80-е годы Анатолий почти не снимался. Работа в театре занимала все его время. В 1986 году актер получил приглашение сняться в картине «Холодное лето 53-го» в одной из главных ролей. Образ Копалыча оказался последней работой замечательного артиста. Премьера фильма состоялась через год после смерти Анатолия Папанова.

Его герой погибал, спасая деревню от уголовников. Предсмертная фраза Копалыча воспринималась зрителями, как завещание умершего актера. «Об одном жалею. Годы. Так хочется пожить по-человечески. И работать». Эту роль Анатолий Дмитриевич озвучить не успел.

Его герой говорит в фильме голосом другого замечательного артиста, Игоря Ефимова.

Уход из жизни

Анатолий Папанов вернулся в Москву из Петрозаводска сразу после съемок в «Холодном лете…». Актер начал преподавать в ГИТИСе и хотел проверить, как устроились в общежитии его студенты. С дороги он решил принять душ.

Но в доме была выключена горячая вода, поэтому артист решил вымыться в холодной. Через несколько дней обеспокоенные родственники нашли Папанова в ванной. Врачи констатировали сердечно-сосудистую недостаточность.

Так ушел из жизни великолепный артист и очень светлый человек, актер Анатолий Папанов. Его тело покоится на Новодевичьем кладбище.

Особенности характера

Артист был невероятно скромным человеком. Не любил навязчивых фанатов. У него вызывали досаду вечные крики прохожих: «Волк идет!» Папанов не умел наряжаться. Однажды на встречу с советским послом в Германии пришел в ветровке и джинсах. Однако услышал неожиданный комплимент в свой адрес.

Посол сообщил, что впервые видит нормально одетого советского артиста. Надежда Каратаева вспоминала, что Анатолий Дмитриевич был очень серьезным. Даже шутил без улыбки на лице, как бы между прочим. В юности Папанову некогда было учиться. Всю свою жизнь он восполнял пробелы в знаниях. Много читал, занимался самообразованием.

Актеру были чужды интриги. В Театре Сатиры он старался оградить себя от суеты и лишних разговоров. Никогда не пытался выбить себе роль побольше, состояться за счет других. Анатолий очень любил театр, уважал актерское ремесло.

Своей дочери, тоже ставшей актрисой, он советовал ценить свое предназначение, больше наблюдать за людьми, а потом использовать этот опыт в работе.

Память об актере

Фильмы с участием Анатолия Папанова до сих пор любимы зрителями. Фразы, произносимые его героями с киноэкрана, стали крылатыми. Заслуги артиста перед отечеством высоко оценены. Он был лауреатом нескольких Государственных Премий.

У артиста имелось два Ордена Великой Отечественной войны, первой и второй степени. По реке Волге ходит теплоход “Анатолий Папанов”. Именем замечательного артиста названо небесное тело, астероид № 2480.

На Родине Папанова, в городе Вязьма, в 2012 году установлен его памятник.

Источник: https://autogear.ru/article/139/129/anatoliy-papanov-biografiya-i-filmografiya-aktera-foto/

Анатолий Папанов: фото, фильмография, биография, причина смерти актера

Папанов Анатолий Дмитриевич – человек с большой буквы. Недаром говорят, что талантливый человек – талантлив во всем. Это выражение целиком и полностью характеризует нашего сегодняшнего героя. Анатолий Дмитриевич – человек тяжелой судьбы, в его биографии немало трагичности, но несмотря на это, его творчество всегда несло зрителю свет и доброту.

Детство

Родился актер в вяземском роддоме (Смоленская область) 31 октября 1922 года в сложное для страны время. Родители Анатолия Папанова (Дмитрий Филиппович Папанов и Елена Болеславовна Росковская) были не из зажиточного порядка. Отец – кадровый офицер, мать – женщина польских кровей, работала методисткой.

Когда будущему артисту было 8 лет, его семья переезжает в столицу. Именно там Папанов начинает проявлять интерес к актерскому искусству. Все началось со школьного драмкружка, которому Толя уделял практически все свое свободное время.

После окончания школы Папанов идет работать литейщиком на шарикоподшипниковое предприятие. Параллельно с этим он посещает театральную студию «Каучук», где заметно выделяется среди всех своих коллег по цеху. Папанова стали замечать режиссеры.

В 1937 году ему было предложено сняться в эпизодической роли в фильме «Ленин в Октябре». Несмотря на то что у Анатолия Папанова не было актерского образования, с этой ролью он справился как профессиональный артист.

Впереди его ждало большое будущее.

Происшествие на заводе

В 1941 году в жизни Папанова произошло событие, едва не сломавшее ему судьбу. Когда Анатолий Дмитриевич работал литейщиком, кто-то из его напарников выкрал из шарикоподшипникового предприятия несколько деталей. В те годы за такое преступление можно было серьезно поплатиться.

После обнаружения кражи прибыл наряд милиции. Арестована была вся рабочая бригада, в том числе и будущий артист. На время допроса все подозреваемые были закрыты в Бутырке. Только спустя девять суток следователи смогли убедиться в том, что наш герой не имеет к этому делу никакого отношения.

Папанов был отпущен домой.

Война

В первый же день Великой Отечественной войны девятнадцатилетний Анатолий отправляется на фронт защищать свою Родину. Папанову удалось сполна изучить тяжелую солдатскую профессию. За отважную службу Анатолий Дмитриевич удостоился звания старшего сержанта и был назначен командиром зенитной батареи. В 1942 году будущего артиста отправляют на Юго-Западный фронт.

Тогда, в одном из боев, вблизи Папанова упал немецкий снаряд. После его разрыва большая часть осколков прошла мимо Анатолия Дмитриевича, кроме одного, который угодил актеру прямо в ногу. Ранение было настолько тяжелым, что Папанову пришлось ампутировать два пальца.

После того как Анатолий Дмитриевич около полугода пролежал в госпитале, несмотря на все его уговоры, он был комиссован и отправлен домой.

Глядя на жизнерадостные фото с Анатолием Папановым и не скажешь, что этому человеку пришлось столько всего пройти.

Учеба

Домой после службы актер вернулся в 1942 году с удостоверением инвалида третьей группы. Однако это не избавило его от мечты стать артистом.

Недолго думая, Папанов подает документы в ГИТИС, правда, сделал он это уже после окончания вступительных экзаменов. Но несмотря на это, юноше, опирающемуся на палочку, все же позволили прочесть стихотворение.

Комиссия настолько была удивлена актерским талантом Папанова, что не просто приняла его в ряды студентов ГИТИСа, а зачислила его сразу на второй курс.

С первых же дней занятий Анатолий Дмитриевич, несмотря на состояние своего здоровья, стал усердно работать. Преодолевая сильную боль в ноге и не давая себе поблажек, он наравне со всеми занимался танцами и гимнастикой. Проблемы со здоровьем начали понемногу уходить только к четвертому курсу. Только тогда Анатолий Дмитриевич смог отказаться от своей трости.

Помимо этого, у Папанова имелась и другая проблема – произношение. Из-за неправильного прикуса в речи актера было много шипящих звуков. Несмотря на все попытки преподавателей по технике речи исправить эту ситуацию, произношение Анатолия Дмитриевича так и не изменилось.

После окончания учебного заведения Папанова приглашают сразу в несколько театров – МХАТ, Малый театр, Театр им. Вахтангова. Но талантливому выпускнику пришлось отказаться от всех этих предложений. Все дело было в том, что возлюбленная Анатолия Дмитриевича получила распределение в город Клайпеду (Литва), и ему не хотелось оставлять ее там одну.

Личная жизнь

В жизни Папанова была только одна-единственная любовь – актриса Надежда Каратаева. Этих людей многое сближало. Они оканчивали один театральный вуз, оба были участниками Великой Отечественной войны.

Окружение семьи Папановых никогда не слышало, чтобы супруги ругались между собой. В их семье всегда царила любовь. В браке Анатолий Дмитриевич и Надежда Юрьевна прожили больше сорока лет. Вместе они вырастили и воспитали прекрасную дочь Елену, которая пошла по стопам своих родителей.

Сегодня Елена Анатольевна Папанова – востребованная актриса театра и кино.

Клайпеда

В 1946 году Папанов идет работать в Русский драмтеатр в Клайпеде, появляясь в таких спектаклях, как «Собака на сене» и «За тех, кто в море». Однако самой запоминающейся постановкой оказалась «Молодая гвардия», где Анатолий Дмитриевич сыграл Сергея Тюленина. После премьеры спектакля об актере Анатолии Папанове заговорили даже газеты.

Возвращение в Москву

Жарким летом 1948 года молодой артист, вместе с молодой женой, приехал в Москву навестить родных. Это, казалось бы, обычное житейское событие сыграло в биографии Анатолия Папанова едва не самую главную роль.

Так, прогуливаясь по столице, актер случайно встречает молодого режиссера Андрея Гончарова, с которым они были знакомы еще со студенческих времен, обучаясь в одном учебном заведении. В то время А. А. Гончаров работал в Театре сатиры.

Молодые дарования поговорили между собой примерно около часа, после чего Андрей Александрович сделал Папанову неожиданное предложение: «Переходи с женой ко мне». Семья Папановых согласилась.

Театр

В театр Папанов был принят, однако его постоянно обделяли главными ролями. Жаловаться на судьбу актер не любил и довольно стойко относился к происходящему. Годы шли. Ничего не менялось. Анатолию Дмитриевичу по-прежнему давали только эпизодические роли. Все это привело бывшего фронтовика к отчаянию. Папанов начал злоупотреблять алкоголем.

Перелом в его судьбе случился только в середине 50-х. В этот период у него рождается дочь, а спустя еще несколько недель после этого радостного события он получает серьезную работу – роль в спектакле «Поцелуй феи». Эта постановка смогла все перевернуть в жизни актера. В него поверили.

Почувствовав перемены, Анатолий Папанов сразу же отказался от алкоголя.

За всю свою карьеру артист очень много играл в Театре сатиры. Самыми запоминающимися спектаклями с участием Папанова были: «Двенадцать стульев», «Доходное место», «Последний парад».

Фильмография

В кинематографе судьба нашего героя, как и на театральном поприще, складывалась не менее тяжело. Свою первую маленькую роль он сыграл в картине «Композитор Глинка» (1951). После этого Папанов не получал ролей аж четыре года.

Только в 1955 году актера замечает Эльдар Рязанов и приглашает его пройти пробы на роль Огурцова («Карнавальная ночь»). Тогда Папанову не удалось впечатлить режиссера. Актер проваливает пробы и роль достается другому артисту – Игорю Ильинскому.

Все это обернулось для нашего героя новой душевной травмой.

Спустя пять лет судьба снова сводит артиста с Эльдаром Рязановым. На тот момент Анатолий Дмитриевич уже полюбился театральному зрителю, особенно после роли боксера в спектакле «Дамоклов меч».

После просмотра этой постановки Рязанов понял, что несколько лет назад допустил грубую ошибку, когда не взял Папанова на роль в своей киноленте.

Режиссер долго уговаривал артиста сняться в его новой работе «Человек ниоткуда», однако тот, уже уверовавший в свою «некиногеничность», наотрез отказывался от этого предложения. К счастью, актера все же удалось убедить. С этого момента фильмография Анатолия Папанова начинает постепенно пополняться.

Стоит сказать, что первую совместную работу Эльдара Рязанова и Анатолия Дмитриевича зритель увидел не сразу. Фильм «Человек ниоткуда» вышел только спустя 28 лет, на тот момент актера уже не было в живых. Однако это была не последняя совместная работа двух гениев. В 1961 году Эльдар Рязанов снимает фильм «Как создавался Робинзон», где Папанову досталась роль редактора.

Настоящий успех настигает артиста в 1964 г., когда на экраны выходит картина «Живые и мертвые», в которой Анатолию Дмитриевичу досталась роль генерала.

Никто не верил, что комедийный актер сможет справиться с такой серьезной ролью.

Однако Анатолий Папанов настолько талантливо сыграл своего героя, что после премьеры «Живых и мертвых» актер стал просто нарасхват, ему приходит множество предложений от разных режиссеров.

За всю свою жизнь актеру удалось сыграть более чем в 60 кинокартинах, среди которых: «Порожний рейс», «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «Инженер Графтио», «Отцы и дети», «Белорусский вокзал», «Иван» и др.

Фильмы с Анатолием Папановым – это настоящее достояние. Благодаря его таланту мы имеем ряд уникальных кинокартин.

Смерть

Причина смерти Анатолия Папанова – сердечная недостаточность. Актер умер 7 августа 1987 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Источник: https://www.nastroy.net/post/anatoliy-papanov-foto-filmografiya-biografiya-prichina-smerti-aktera

Ссылка на основную публикацию