Анри матисс – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Анри Матисс: жизнь и творчество художника

Анри Матисс (фр. Henri Matisse; 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя) — 3 ноября 1954, Ницца, Франция) — французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму.

Содержание

Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri Émile Benoît Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции.

Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Его детские годы прошли в соседнем городке Боэн-ан-Вермандуа, где отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку.

Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики.

Анри, проучившись с 1882 по 1887 год в средней школе и лицее Анри Мартен в городке Сен-Кантен, уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук.

В августе 1888 года, после окончания учёбы, молодой Анри получил право работать по специальности. Он возвратился в Сен-Кантен и устроился на работу клерком у присяжного поверенного.

В 1889 году у Анри случился приступ аппендицита. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования.

Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности.

В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. École nationale supérieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил.

В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ.)русск. (фр. École nationale supérieure des arts décoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке.

В 1895 году оба выдержали вступительные экзамены в Школу изящных искусств и были приняты в мастерскую Гюстава Моро, у которого с 1893 года они обучались в качестве приглашенных студентов.

Здесь Анри познакомился с Жоржем Руо, Шарлем Камуэном, Шарлем Мангеном и Анри Эвенепулом.

В 1894 году в личной жизни художника произошло знаменательное событие. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982).

Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже.

10 января 1898 года Анри Матисс женился на Амели Парейр (фр. Amélie Noellie Parayre), которая родила ему сыновей Жана-Жерара (1899—1976) и Пьера (1900—1989). Его незаконнорожденная дочь, Маргарита также была взята в семью. Жена и дочь были любимыми моделями художника.

Испытывая серьезные денежные затруднения, он поступил на работу в качестве художника-декоратора. Вместе с Альбером Марке занимался декорированием объектов для Всемирной выставки в Гран-Палэ, в Париже в 1900 году.

Работа была изнурительной, и Анри заболел бронхитом. В 1901 году, после недолгого лечения в Швейцарии, где он продолжал много работать, некоторое время Анри провел вместе с семьей у родителей в Боэн-ан-Вермандуа.

В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.

Творчество Матисса

Поиск самого себя, личностного авторского стиля является необходимым условием развития для любого талантливого мастера кисти.

Рано или поздно каждый из великих художников находил свои уникальные методы и приемы, свойственные его индивидуальной манере, руководствуясь при этом сформировавшимся личностным пониманием роли живописи и собственным видением окружающего мира.

Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс.

Всю свою жизнь Анри Матисс находился в безостановочном поиске. В стремлении к максимально эффектной и одновременно гармоничной выразительности он менял свои художественные инструменты и менялся сам.

Parade, PlatanesPolynesia, La MerRed Interior. Still Life on a Blue Table

Музей в Ницце, посвященный жизни и творчеству мастера, открывает взглядам удивленных посетителей живопись и рисунок, оконные витражи и керамику, скульптуру и бумажные коллажи. В каждом из этих направлений и в целом ряде других Анри Матисс сумел сказать свое особое слово, оставившее яркий след в искусстве.

Влияние импрессионизма и дивизионизма, собственные эксперименты с цветовыми контрастами очень сильно сказались на ранних произведениях художника. Его картины и картины его товарищей Вламинка, Дерена, Руо и Марке, выставленные в Осеннем Салоне 1905 года, критики назвали «дикими», отсюда и произошло название нового направления – «фовизма».

Впоследствии Анри Матисс под влиянием различных впечатлений неоднократно менял стиль, манеру и технику, осваивал новые средства творческого самовыражения. Ряд удачных знакомств, в том числе с Пикассо и с русским коллекционером Щукиным, помогли ему улучшить материальное положение, и художник совершил несколько путешествий.

В Марокко он увлекся восточными декоративными узорами и орнаментами, в Мюнхене испытал сильные чувства на выставке произведений исламского искусства, в России был потрясен иконами, на Таити восхищался цветочными композициями.

Однако всякий раз, подчиняясь на время новому сильному впечатлению, Матисс впитывал его, как губка, а затем творчески перерабатывал в соответствии с собственным мироощущением.

Многие его композиции кажутся обманчиво простыми, но за каждой из них стоит титанический творческий труд, создающий поразительное напряжение этой «кричащей» простоты.

В последние годы жизни при помощи обыкновенной цветной бумаги и ножниц Анри Матисс создавал аппликации, производившие потрясающий эффект симфонического цветового звучания, ритмической музыкальности линий и абсолютной композиционной гармонии.

После смерти художника Пабло Пикассо коротко и емко охарактеризовал его творчество одной фразой «Матисс всегда был единственным и неповторимым».

Интересные факты из жизни художника

Одна из картин Матисса — «Les coucous, tapis bleu et rose» — в феврале 2009 года была приобретена частным коллекционером во время торгов в аукционном доме Кристис за 32 миллиона евро. Натюрморт был создан художником в 1911 году.

Часовню Розер (Ванс, Франция) часто называют часовней Матисса (Chapelle Matisse). Дело в том, что она построена в 1949-1951 годах по проекту Анри Матисса. Художника об этом попросила бывшая натурщица Моник, а затем сестра Жак-Мари, постригшаяся в монахини. Матисс изготовил витражи, украсил зал часовни, сделал эскизы церковной одежды.

Колльюр (Франция) — родина фовизма. Именно здесь были нарисованы первые картины нового направления живописи. Здесь бывали Пабло Пикассо, Альбер Марке, Рауль Дюфи, а также Марк Шагал и другие знаменитые художники. Колльюр они выбирали из-за света и цвета. «Нет неба синее, чем в Колльюре», — говорил Анри Матисс.

Отель «Золотая голубка» в Сен-Поль-де-Вансе дышит невероятными рассказами и легендами о знаменитостях. По слухам, что однажды Анри Матисс приехал в «Голубку» очень усталым, и ему подали чашку чая прямо в автомобиль. Известная работа Анри Матисса «Чай в саду» (Tea in the Garden).

Картина «Танец» Анри Матисса. Есть две версии картины и две версии ее происхождения. Считается, что эта работа рассказывает о танце, увиденном Матиссом в Колльюре. Вторая версия гласит о том, что картина написана после увиденных автором русских сезонов Сергея Дягилева. Один из «Танцев» хранится в Эрмитаже (Санкт-Петербург), другой — в МоМА.

Здание музея Матисса в Ницце построено в XVII веке. В саду музея растут оливковые деревья. В музее — сотни работ великого Матисса: картины, рисунки, скульптуры. Анри Матисс жил в Ницце до своей смерти и похоронен в этом городе.

Библиография

  • Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. — М.: Изд-во МГУ, 1993.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: , anrimatiss.ru, ru.wikipedia.org

Анри Матисс: картины художника

Анри Матисс – все картины
Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Анри Матисс: жизнь и творчество художника

5 (100%) 2 голос(ов)

Источник: https://allpainters.ru/matiss-anri.html

Муза Анри Матисса

Лидия Делекторская всю жизнь посвятила великому художнику

«Когда мне скучно, — признался однажды Анри Матисс, – я делаю портрет мадам Лидии. Я знаю ее, как какую-нибудь букву». Ее биография проста и недлинна.

Лидия родилась в 1910 году, 23 июня, в семье уважаемого в городе врача Николая Ивановича Делекторского и его супруги Веры Павловны. Будущее маленькой сибирячки виделось вполне благополучным, во всяком случае, без особых потрясений.

Но как говорят, человек предполагает, а Бог располагает. Мировое кровопролитие, две революции 1917 года и гражданская война не обошли стороной Лидию Делекторскую…

…Как и всех русских людей. Поразившая в начале 20-х годов ХХ века Сибирь эпидемия тифа, а затем холеры унесла одну за другой жизни родителей Лидии. На помощь пришла тетя девочки, сестра ее матери. В 1923 году тетя вместе со своими детьми и племянницей эмигрировала в Манчжурию. Жизнь там была нелегкой и все же Лидии удалось закончить русский лицей в Харбине. Затем в силу ряда обстоятельств они перебрались во Францию, что как магнитом притягивало очень много россиян. В 19 лет Лидия вышла замуж за русского эмигранта. Брак оказался неудачным – уже через год молодая жена вынуждена была оставить своего соплеменника, с которым, как оказалось, ее связывали только русский язык да ностальгические чувства. Так, без семьи, почти без средств к существованию, без знания французского языка 22-летняя Лидия Делекторская оказалась в Ницце, в доме знаменитого художника.

Дом, расположен по адресу Томск Кузнецова, 20а в нем жила Лидия Делекторская

С семьей…

В мастерской Анри Матисса в Ницце она появилась осенью 1932 года. Пришла по объявлению наниматься ассистентом к художнику. В тот момент он работал над огромным «Танцем» для Альберта Барнса.

Художнику уже шел седьмой десяток лет, одному был трудно справляться со всеми делами в мастерской, и ему нужна была помощь. К тому времени за плечами Анри Матисса был уже сорокалетний чрезвычайно плодотворный и яркий путь в искусстве.

Будущий великий живописец родился 31 декабря 1869 года на севере Франции в городе Като-Камбрези.

Они встретились вполне случайно…

Молодая женщина была рада даже временной работе у живописца. Однако через полгода прекрасное панно было закончено, и помощнице Матисса снова пришлось искать заработок. Но вдруг ее опять пригласили в семью художника.

На этот раз Лидии предложили ухаживать за тяжело больной мадам Матисс, которая была вынуждена большую часть времени проводить в постели. Сначала заботливая «сиделка» приходила каждый день и вечером уходила к себе домой. Потом она согласилась на работу в семье Матисса «с жильем и питанием» и ежемесячной оплатой труда.

В октябре 1933 года Лидия Делекторская переехала в дом Матисса и прожила в нем …почти 22 года до последнего вздоха великого мастера.

Лидия Делекторская – Одалиска

Матиссу тогда было 63 года, Лидии – 22, и она была очень красива. Вполне естественно, что художник захотел увидеть эти яркие голубые глаза, русые локоны, статную фигуру на своих картинах. И так же естественно, что пожилой мужчина полюбил эту молодую красавицу. Судя по портретам, они были счастливы.

Хотя отношения в семье Матисса из-за его привязанности к Лидии были очень напряженными. На вопрос многих, была ли Делекторская женой художника. Она сама ответила в одном из писем. «…Вас интересует, была ли я «женой» Матисса. И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова – нет, но в душевном отношении — даже больше, чем да.

Так как я была в продолжение 20 лет «светом его очей», а он для меня – единственным смыслом жизни».

Портрет Делекторской. 1947 год

Но это их личное дело, а мировое искусство обогатилось от этого союза десятками картин, рисунков, скульптур. Многое из этого наследия попало на историческую родину модели, то есть к нам.

В молодости художнику довелось испытать немало трудностей и лишений, он знал истинную цену денег, заработанных честным трудом. Поэтому Матисс находил любую возможность поощрить своих сотрудниц: и молодых жительниц Ниццы, служивших ему моделями, и Лидию Делекторскую.

Случалось он говорил ей: «Сегодня я задержал вас почти на час, вы вернетесь к себе очень поздно. Я советую вам перекусить в соседнем ресторанчике». И вручал Лидии купюру, которая удваивала ее дневной заработок.

Это были повседневные знаки внимания, которые, конечно, уступали его поистине «королевским» подаркам.

Дама в голубом. 1937 год

Ежегодно Анри Матисс преподносил Лидии два своих оригинальных рисунка: один – к Новому году, другой – ко дню ее рождения. Думается, что это уже были дары не только модели, но, прежде всего, очаровательной и душевной женщине, которая вдохновляла художника на создание поистине блистательных произведений.

Преподнося в дар Лидии Делекторской свои произведения, стоившие огромных денег, Анри Матисс хотел в то же время обеспечить ее будущее: ведь он был уже немолод, а она по-прежнему оставалась одинокой, да к тому же в чужой стране.

Начиная с 1935 года, когда Лидия начала почти ежедневно позировать для Матисса, вплоть до лета 1939 года художник написал по меньшей мере 90 картин, не считая многочисленных рисунков, набросков, эскизов.

Во многих из этих произведений так или иначе присутствует образ прекрасной славянки, который можно видеть в лучших музеях Франции, России, США и ряда других стран.

Интерьер с этрусской вазой. 1940 год

Анри Матисс. Автопортрет

Приближалось 70-летие мэтра, он был полон творческих планов, но многим из них не суждено было сбыться — началась Вторая мировая война. Случилось так, что в эту суровую пору Лидия Делекторская оказалась чуть ли не единственным близким художнику человеком, который поддерживал его, ежедневно помогал ему переносить тяготы военного лихолетья, вдохновлял на продолжение работы.

Волею судьбы дети и жена Матисса были в эти годы оторваны от него. Старший сын Пьер еще до войны переехал в США. Другой сын, ставший скульптором, жил под Парижем. Дочь Маргарита участвовала в движении Сопративления, была выдана врагам предателем и едва не угодила в лагерь Равенсбрук. Молодая Матисс сидела в тюрьме города Труа за печатание на машинке некоторых подпольных газет.

К счастью освобождение Франции от захватчиков вызволило из заключения и жену Матисса, и его дочь. В последние месяцы своей жизни Анри Матисс работал, передвигаясь по мастерской в кресле на колесиках. На исходе осеннего дня 3 ноября 1954 года его внезапно сразил удар. Великий художник скончался на руках своих близких.

Художник и вдохновение – это величайшая тайна…

Жизнь Лидии Делекторской после смерти Матисса была продолжением служением ему. Сразу после смерти она собрала свои вещи и ушла из его дома. На похороны ее не пригласили. Она не стала писать мемуары, а начала собирать и покупать рисунки, гравюры и книги Матисса.

Так составилось собрание, которое она начала переправлять в Россию, разделив его между Эрмитажем и московским Музеем изобразительных искусств им. Пушкина.

Она говорила: «В тот день, когда я открыла для себя, что каким бы не был режим, правительство, руководители, в России немало людей, любящих произведения Матисса, а я испытала настоящую потребность разделить с ними сокровища, которыми я владела только для самой себя, позволить им, не дожидаясь исчезновения поколения или поколений, познать уже сейчас один из аспектов творчества Матисса».

Девушка в голубой блузке (Портрет Лидии Делекторской, помощницы художника). 1939год

Все, что выставлено сейчас в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа, подарено ею. Причем делала это Лидия Делекторская очень деликатно. В письме к директору Эрмитажа в 1963 году она просит, а не предлагает принять в дар книги Матисса с эксклюзивной графикой, и еще там была такая фраза: «…

Если бы когда-нибудь было решено сделать, например, выставку книг, иллюстрированных Матиссом, я прошу прикрыть посвящение мне узенькой полоской белой же бумаги». А однажды, она сама привезла в Ленинград свой портрет, и подарила его Эрмитажу.

За свои дары она допускала лишь одну форму благодарности — выставки…

Все, связанное с Матиссом, она все подарила России

Могила Лидии Делекторской на кладбище в Павловске под Петербургом

…Урна с прахом Лидии Делекторской была привезена в 1998 году из Парижа и покоится на сельском кладбище в Павловске. На памятнике надпись: «Матисс сохранил ее красоту для вечности». Круг судеб замкнулся…

ADELINA, «blogs.mail.ru»

Источник: http://telegrafua.com/social/13808

Лидия Делекторская и Анри Матисс: любовь-загадка

Их история любви — загадка. Подробности их отношений были тайной для современников — и остались тайной для потомков.

Французский художник Анри Матисс  умел радоваться жизни и изображал самые обыденные ее стороны через призму радости и красоты. Буйство красок и ощущение счастья и гармонии на его полотнах привносит покой и равновесие в сердца людей. Не зря великий Пабло Пикассо назвал его человеком с солнцем в крови.

Мать Анри Матисса была швеей-надомницей, и его детство прошло среди пестрых лоскутков, ярких бантов, лент и дамских шляпок. Именно впечатления из детства в дальнейшем нашли отражение в его ярких, исполненных жизненной силы полотнах.

Юноша планировал стать юристом, однако в двадцать лет он всерьез увлекся живописью, оставил в прошлом мечты об адвокатской мантии и, перебравшись в Париж, поступил в Школу изящных искусств.

С тех пор его жизнь оказалась полностью посвящена искусству. Праздник души и ликование красок на его картинах с течением времени привлекли внимание русского коллекционера Сергея Щукина, который ценил талант художника и с радостью пополнял свою коллекцию его полотнами. Он даже пригласил художника в Россию.

Однако приехавшему в 1911 году в Москву Анри Матиссу досталась не только похвала со стороны ценителей, но и немало резкой критики от противников его таланта. Одни считали его «мэтром» от искусства, а другие всего лишь очередным «французиком из Бордо». Художник вернулся на родину и продолжил работу над полотнами, ставшими украшением частных коллекций Европы.

Не смотря на супружеский союз с Амели и радость отцовства (у него было трое детей), Матисс слыл тонким ценителем женственности и красоты, которую и воспевал в преисполненных чувственности полотнах. Последние двадцать лет жизни художника его неизменной музой оставалась натурщица Лидия Делекторская.

Оказавшаяся в доме Матиссов на правах сиделки для жены художника, девушка уже успела испытать голодную жизнь на родине, пожить в Маньчжурии и неудачно выйти замуж во Франции. Обладающая естественной красотой уроженка Сибири стала для Матисса олицетворением того женского идеала, который ему так и не посчастливилось встретить среди окружающих его представительниц прекрасного пола.

ЧТО ПОЧИТАТЬ ЕЩЕ:  Любовь Менделеева и ее поэты: любовь со всеми известными

Вдохновляющие Матисса модели-южанки были смуглы и темноволосы, поэтому появление в доме двадцатилетней яркой блондинки с небесными глазами не вызвало с его стороны восторга. И не смотря на тонкое понимание Лидией чувствительной души Анри, сначала он не проявлял к девушке никакого интереса.

Однако во время работы над знаменитым полотном «Танец» художник вдруг прозрел, увидев в сиделке жены ту неизведанную и экзотически-страстную красоту, которой не переставал восторгаться на протяжении всего двадцатилетнего пребывания Лидии в их доме.

Девушке импонировало предложение Анри позировать для его новых картин, давшее толчок к их сближению. Делекторская впоследствии вспоминала, что семейство Матиссов прониклось к ней настоящей теплотой и любовью, а отношения с Анри становились все более сердечными.

Великий Анри с восторгом отзывался о натурщице и не скрывал своей привязанности к ней. Он садился за написание портретов Лидии, чтобы справиться с тоской по ней. Она же стала для него не только терпеливой моделью, но и настоящим другом, поддерживающим художника во всем.

О н в шутку называл свою натурщицу «казашкой» и «татаркой» и признавался, что полностью зависим от нее. Наверное, это было правдой, ведь Лидия находила в себе силы не только часами безмолвно позировать увлекшемуся живописцу, но и ухаживать за его женой и вести дом, создавая уют в семье Матиссов.

В знак признательности дважды в год на протяжении всех двадцати лет пребывания Лидии в доме Матиссов, она получала от художника написанные его рукой собственные портреты, которые, по словам Анри, должны были обеспечить ее будущее.

Между тем среди друзей Матисса поползли сплетни о тайной связи русской натурщицы с художником, которые девушка неустанно отвергала. По утверждению Лидии Делекторской в ее отношениях с Анри Матиссом не было чего-либо, переходящего границы дозволенности.

Матисс дожил до 85-ти летнего возраста в гармонии с собой и миром. После его смерти интерес к натурщице великого Матисса только возрос, однако Лидию Делекторскую во Франции более ничто не удерживало. Она вернулась в Россию и подарила несколько картин Матисса русским музеям.

ЧТО ПОЧИТАТЬ ЕЩЕ:  Любимая женщина Джона Голсуорси

Однако свою историю любви с Анри она так и не раскрыла…

Источник: https://personallife.ru/love-story/lidiya-delektorskaya-i-anri-matiss-lyubov-zagadka/

Мадам Лидия: русская муза Анри Матисса

Лидия Делекторская… Светлая, сияющая, лучезарная, и не только потому, что у нее были светлые волосы, голубые глаза и бледная кожа. Сияние исходило изнутри этой незаурядной женщины.

Она одновременно несла в себе два противоположных ощущения жизни – огромного счастья и очень большой боли. Вся ее жизнь была примером высокого служения – любимому человеку, искусству, Родине.

Она с гордостью говорила, что подарила Франции Паустовского, а России Матисса, и это было правдой.

«Все в ее облике привлекало ясностью. Почему-то не могу назвать ее красавицей, но Матисс рисовал ее с восхищением», – писал о Лидии Делекторской Даниил Гранин, хорошо ее знавший.

Великий художник тоже был  светлым человеком.

«Матисс потому и Матисс, – говорил Пабло Пикассо, – что у него внутри есть Солнце!» Наверное, поэтому эти два человека нашли друг друга и не расставались до самой смерти мастера.

… «Здравствуйте, месье! Я пришла к вам по объявлению, которое прочитала на автобусной остановке. Я из России. Меня зовут Лидия Делекторская», – робко произнесла она.

Бедная русская эмигрантка, волей судеб оказавшаяся в Ницце, никак не решалась войти и сделала это только после настойчивых приглашений хозяина, открывшего ей дверь.

Так осенью 1932 года она переступила порог мастерской Анри Матисса, знаменитой «Режины», не зная о том, что перед ней – великий художник.

Матиссу тогда было 63, Лидии – 22.

Она отчаянно нуждалась в работе, а по французским законам эмигранты могли претендовать лишь на определенные вакансии – манекена в модном доме, статиста на киносъемке, сиделки или натурщицы.

То, что Матисс взял ее к себе в помощники, было для Лидии, уставшей подрабатывать на изнурительных танцевальных марафонах и плохо знавшей французский язык,  большой удачей.

Делекторская родилась 23 июня 1910 года в Томске, в семье врача. Ей было всего семь, когда грянула революция.

В гражданскую войну в городе свирепствовали эпидемии тифа и холеры, унесшие ее родителей – Николая Ивановича и Веру Павловну.

Оставшуюся сиротой Лидию сестра матери увезла в Харбин, наводненный русскими эмигрантами, бежавшими от большевиков. Порой казалось, что русских там было больше, чем китайцев.

В Харбине Лидия окончила реальное училище, а в 19 лет вышла замуж за своего соотечественника, который увез ее в Париж. Но семейная жизнь не сложилась – Лидию и ее мужа связывали лишь ностальгические чувства по России. Через год супруги развелись,  и, не желая оставаться в одном городе с бывшим мужем, Делекторская переехала в Ниццу, где и состоялась ее встреча с Матиссом.

«До этого я над живописью вообще мало задумывалась,  – говорила она впоследствии.

– И даже тот факт, что Анри Матисс был художником с мировой известностью, долгие годы оставался для меня абстракцией: понаслышке я это знала, но я этим не прониклась, до меня это «не доходило».

Матисс это видел, но в вину мне этого не ставил и не старался меня поучать. Он лишь поддерживал мой интерес к его работе».

В то время художник писал громадное полотно «Танец». Его вдохновляли черноволосые и смуглые южанки, и поначалу на нежную блондинку Лидию он не обращал никакого внимания. Что поделать, она была женщиной не в его вкусе.

Матисс был целиком поглощен работой и выходил из мастерской лишь на 10-15 минут, чтобы поговорить с женой. Когда через какое-то время суровый и проницательный взгляд художника стал задерживаться на Лидии, она не придала этому никакого значения.

Ей и в голову не могло прийти, что она станет главной моделью великого художника и будет запечатлена на почти сотне его полотен.

Работа над полотном «Танец» была закончена, но теперь Матисс предложил Делекторской быть сиделкой при его больной жене, которая нуждалась в помощи и уходе. Лидия согласилась.

Она приходила утром и уходила вечером, а потом, по просьбе художника, поселилась в его доме и стала выполнять функции и сиделки, и секретаря, и домоправительницы, сделавшись незаменимой.

Будучи очень исполнительной, добросовестной и деликатной, со своими многочисленными обязанностями Лидия справлялась прекрасно.

«Однажды Матисс пришел в перерыв на отдых с альбомом для набросков под мышкой, – рассказывала Делекторская, – и, пока я рассеянно слушала их разговор с женой, он вдруг скомандовал мне вполголоса: «Не шевелитесь!» И, раскрыв альбом, сделал с меня зарисовку в очень привычной для меня позе: голова, опущенная на скрещенные на спинке стула руки. Такие импровизации стали повторяться все чаще и чаще. И вскоре Матисс попросил меня позировать ему».

С тех пор и до конца жизни великого художника Лидия была рядом с ним – двадцать два года. «Около него, – говорила Лидия Николаевна, – из «девочки» я выросла в «человека».

 Художник и его модель обращались друг к другу только на «вы». Матисс обращался к ней «мадам Лидия», а в шутку называл «татаркой» и «казашкой».

«Когда мне скучно, – признавался художник, – я делаю портрет мадам Лидии. Я знаю ее, как какую-нибудь букву».

Лидия обычно одевалась очень просто, по контрасту с Матиссом.  Она носила платок, завязывая его по-русски, под подбородком, и особым, неповторимым жестом поправляла заколку в волосах. Художник просил ее мыть голову каждый день, чтобы любоваться рассыпанными по плечам пышными волосами.

Когда немцы вошли во Францию, Матисс мог уехать, у него была бразильская виза, но он сдал свой билет, так как не мог взять с собой секретаря, а жизнь без мадам Лидии для него была немыслима.

Она облегчала художнику тяготы военного лихолетья, поддерживала, вдохновляла… «В моем возрасте, принимая во внимание поэтическую природу моей работы, мадам Лидия мне крайне необходима», – писал Матисс сыну (у художника и его жены Амели было трое детей).

Сдержанная и молчаливая, полная чувства собственного достоинства и очень щепетильная в денежных вопросах, Делекторская стала для Матисса самым близким человеком и преданным другом.

С ней было легко, но при этом в ней чувствовалась внутренняя требовательность к себе и к окружающим, строгость и внутренняя дисциплина.

Она всегда смотрела прямо в глаза, говорила то, что думала, и вела себя так, чтобы все знали, и Матисс, в первую очередь, что она не претендует на то, что принадлежит всей семье.

«Мадам Лидия, кто вас не полюбит? Только тот, кто не имел счастья вас знать», – писал художник. Она была очень счастлива. Обожала жизнь, путешествия, но работа стояла у нее на первом месте.

«С 1942 года у него была ночная сиделка, – рассказывала Лидия своему другу, писателю Константину Паустовскому, все произведения которого она перевела на французский язык. – Но когда ему было слишком тяжело, он посылал ее за мной.

Если лекарства от астмы не помогали, я садилась у его кровати, брала руку и просто, но настойчиво спрашивала, какая «задняя мысль» его беспокоит. Он обычно отнекивался, но кончалось тем, что находил действительно какую-нибудь беспокойную, неотступную думу.

Мы ее «раскусывали», и я моментально доказывала ему, что в ней нет абсолютно ничего беспокойного, и приступ астмы утихал».

В одном из писем она сама приоткрыла тайну их любви с Матиссом. «… Вас интересует, была ли я «женой» Матисса, – писала она. – И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова – нет, но в душевном отношении – даже больше, чем да. Так как я была в продолжение двадцати лет «светом его очей», а он для меня – единственным смыслом жизни».

Дважды в год – на Рождество и на день рождения – Матисс дарил Лидии ее портреты, осознавая, что его дни клонятся к закату, и Лидия останется одна в чужой стране. Так он хотел обеспечить ее будущее. А после окончания Второй мировой войны на свое жалованье Лидия начнет покупать картины Матисса, чтобы передать их в музеи России.

«Я тайком порылась в его картонных коробках с рисунками в поисках чего-нибудь достойного музея и к тому же пришедшегося мне по вкусу и отобрала семь работ обычного для Матисса формата, которые могли бы достойно украсить стены музея, – рассказывала Лидия Николаевна.

– Затем я нацарапала Матиссу короткое письмо, в котором приблизительно обрисовала приглянувшиеся рисунки и попросила мне их продать, но при одном условии: он возьмет за них не «дружескую цену», так как я не хочу его обременять, а цену, которую он запросил бы с торговца картинами.

Прочитав мое робкое послание, Матисс не выказал никакого удивления, выразил свое согласие с самим принципом и попросил показать ему отобранные мною рисунки.

Он одобрил мой выбор, но за ту же цену семи работ отдал мне еще один рисунок в качестве «подарка».

Таким образом, в завуалированном виде он понизил ту цену, на что я, учитывая категорический тон моего письма, ни под каким видом бы не согласилась.

Я очень обрадовалась и немедленно отправила в Москву письмо с вопросом, согласятся ли они принять мой дар. Кто знает… ведь дар был от «грязной» эмигрантки…  Я получила благосклонный ответ…»

Сейчас в Москве и Санкт-Петербурге – в Эрмитаже и в Музее изобразительных искусств имени Пушкина – находится богатейшая коллекция работ великого художника XX века Анри Матисса – картины, гравюры, аппликации, рисунки, архивные материалы, скульптуры… И все это – бесценный дар Лидии Николаевны Делекторской.

Анри Матисс. Портрет Лидии Делекторской. 1947.

«История Лидии, – писал по этому поводу Даниил Гранин, – это история любви к Матиссу и история любви к России.

Изгнанная из нее, отверженная, она, тем не менее, отдает ей то, что могло бы обеспечить ей безбедную жизнь, более того – со всеми радостями комфорта.

Не говоря уже о памяти – она же расстается с дорогими ей творениями, теми, что создавались у нее на глазах». Но когда Делекторская попросила о разрешении вернуться на родину, ей отказали…

После смерти художника 3 ноября 1954 года Лидия собрала свои вещи и покинула дом. На похороны Матисса ее не пригласили. «Лидия была всего лишь человек на жаловании», – так скажет о ней внук Матисса. Она пережила и эти слова… Вторую половину жизни – сорок четыре года – Делекторская прожила в одиночестве, делая все для сохранения памяти о великом художнике.

Лидия Делекторская скончалась 16 марта 1998 года в Париже, оставив перед смертью записку: «Прошу положить рядом со мной рубашку Анри Матисса». На ее кремации было всего 6 человек.

Из российского посольства никто не пришел… Урна с ее прахом, согласно ее воле, была перевезена в Петербург и захоронена на сельском кладбище Павловска.

Ее привязанность и преданность Матиссу была беспримерной, а он сохранил ее красоту для вечности…

Источник: http://www.matrony.ru/madam-lidiya-russkaya-muza-anri-matissa/

Анри Матисс биография кратко и интересные факты

Анри Матисс краткая биография и интересные факты из жизни французского живописца, графика и скульптора изложены в этой статье.

 Анри Матисс краткая биография

Анри Эмиль Бенуа Матисс появился на свет 31 декабря 1869 года в городе Ле-Като. Получал знания во многих заведениях – сначала обучался в Париже с 1891 года в академии Жюлиана, потом в 1893 году в Школе декоративных искусств и, наконец, в Школе изящных искусств в период 1895— 1899 годов.

Сначала он, как многие ученики живописца того периода, занимался копированием произведений старых голландских и французских мастеров. В своем творчестве он испытал огромное влияние неоимпрессионизма (вдохновившись работами Синьяка), искусства Арабского Востока, Гогена и древнерусской иконописи.

В период с 1905 – 1907 годов Анри возглавляет новое художественное направление – фовизм.

В начале ХХ века в работах художника прослеживается воздействие кубизма, а вот с 1920-х годов они отличаются колористическим многообразием, непосредственностью и мягкостью письма.

Начиная с 1930-тых годов, Матисс сочетает декоративность фовизма с четким аналитическим построением композиции и тонко цветовым нюансированным строем.

Во второй половине ХХ столетия Матисс нашел свой стиль в художественном искусстве — лаконичный рисунок, контрастное сочетание цветовых зон или преимущество на полотне оттенков основного одного тона, а также тона, которые не скрывают фактуру холста. Он четко прослеживается в его панно «Музыка», «Мастерская художника» и «Танец».

В его творчестве преобладают следующие мотивы — идиллические сцены, танец, узоры тканей и ковров, статуэтки, вазы и плоды («Красные рыбы «и «Натюрморт с раковиной»). Отличительная черта Матисса – оперирование линией. Он делает это достаточно тонко, прерывисто, иногда линия долгая, круглящиеся, прорезывающая черный или белый фон («Темы и вариации», «Стихи», «Пасифае», «Стихи о любви»).

Его последней работой было  оформление витражей доминиканской капеллы Четок около Ниццы в 1953 году. Умер художник 3 ноября 1954 года.

Анри Матисс интересные факты

  • Когда Матиссу было 20 лет, он перенес операцию по удалению аппендицита. Это событие способствовало тому, что Анри начал интересоваться живописью. Когда он лежал в палате, его мать принесла сыну краски, чтобы тот не скучал. После того как Матисс выздоровел, жить без живописи он уже не мог.
  • Отец Матисса хотел, чтобы сын стал адвокатом. Анри даже выучился в Париже на юридическом факультете и работал одно время клерком. Но желание рисовать победило в нем все.
  • Дружил с Пикассо. Они долгое время следили за работами друг друга, давали им одинаковые названия.
  • Был женат на русской эмигрантке Лидии Делекторской, в браке с которой он прожил 22 года. Она была его моделью и помощницей. В браке родилась дочь Маргарита и сын Пьер.
  • Последние годы своей жизни художник Матисс провел в инвалидном кресле и постели. Когда он длительное время не мог стоять, то начал создавать шедевры при помощи цветной бумаги и ножниц. Когда его желание рисовать преодолевало, то он привязывал к длинной палке карандаш и рисовал в кровати.

Источник: https://kratkoe.com/anri-matiss-biografiya-kratko-i-interesnyie-faktyi/

Анри Матисс – биография

10.08.2018

Родился Анри Матисс 31 декабря 1869 г. в Като-Камбрези. Живопись изучал в Париже, в Академии Жюльена, Школе декоративных искусств, Школе изящных искусств. С 1901 г. он выставлял свои картины в «Салоне независимых», а уже к 1908 г. обрел свободную мастерскую, где преподавал ученикам, как передавать цветом объем.

Путешествия художника рождали новые цветовые теории. В 1911 г. посещение Москвы привнесло в его творения ощущение иконной загадочности. Он едет в Марокко (1912— 1913 гг.), и восточные мотивы проникают в его картины — обои, скатерти, платья на них по­крыты декором (1917—1927 гг.). В 30-е годы Матисс побывал на Таити, в Америке.

Умер художник в Ницце в 1954 г.

Художник Анри Матисс

Живописью он заинтересовался случайно, в двадцать лет, во время болезни. Вскоре влечение к искусству захватило его полностью, и, несмотря на сопротивление родителей, он начинает посещать художественную школу. Матиссу было около тридцати лет, когда его картины получили некоторое признание и даже находили покупателей.

Пренебрегая своим благополучием, он переходит от рутинных выставок «Национального общества изящных искусств» к выставкам «независимых», где было больше нового. Сам Матисс как мастер сложился под сильным влиянием работ Гогена и Сезанна, выставки которых стали для него откровением.

Они научили Матисса пониманию живописной ткани картины как чего-то целого, развили чуткость к красочным пятнам и плоскостям, вдохновили на поиски и дерзания. Большое воздействие оказало на Матисса и общение с неоимпрессионистами, особенно с Синьяком.

Он даже пробовал следовать их приемам письма при помощи красочных точек. Не забудем еще двух близких ему людей, наполнивших его работы реальными предметами из окружающего мира. Его мать — Анна Жерар увлеченно расписывала керамику, а жена одно время была модисткой.

Декорация стала отличительной чертой всего творчества Матисса. Это не просто шляпки, шелк, безделушки — это его восхищение цветом, пропорцией и формой предметов.

Говоря об истоках живописи Матисса, нельзя не отметить восточное искусство. Японская цветная гравюра, искусство мусульманского Востока — составные элементы творчества Матисса. Преобладание цвета над формой, пестрота и узорчатость, стилизация предметов — все эти характерные черты восточных росписей, фаянсов, тканей и ковров повторяются у Матисса.

Автопортрет Анри Матисса

В 1905 г. выставка Матисса и его друзей в «Осеннем салоне» стала сенсацией и ознаменова­ла появление одного из направлений нового авангардного искусства, получившего название фовизма (от фр. «дикий»). На несколько лет, до 1908 г.

, эту группу художников объединило стремление к изображению радости бытия. Это был чисто эстетический протест против художественных традиций 19 в.

Разных по манере мастеров сплотило тяготение к контрастам колорита, острым композиционным ритмам, декоративно-лаконичной манере письма, поиски новых импульсов в примитивном творчестве, средневековом и восточном искусстве.

«Постигнув себя, художник всегда выиграет», — любил повторять Матисс.

Он говорил, что в основе искусства лежит мысль, и вместе с тем подчеркивал роль чувства и непосредственных ощущений, не забывая напомнить о том, что художник передает свои ощущения через цвет.

Он считал, что картина должна захватывать зрителя, глубоко его потрясти («краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин»).

Картина Анри Матисса «Бутылка схидама»

Большое значение для дальнейшего развития Матисса имело путешествие по Востоку — зимы 1911, 1912, 1913 гг. он провел в Марокко. После этого он попытался свои картины уподобить коврам. Он постарался взглянуть на мир глазами жителя Востока.

Стремление Матисса к гармонии, спокойствию, беспредметной красоте, к безмятежному, далекому от повседневности искусству получило свое дальнейшее развитие. После пребывания на Востоке Матисс пишет все более отвлеченные композиции.

Таким настроением проникнуты его картины «Арабское кафе», где сидящие арабы как бы растворились в пространстве.

Восточные мотивы в своей живописи Матисс компенсирует новыми приемами. В 1908—1912 гг. он, пользуясь почти исключительно чистым цветом, строит свои картины на трех основных тонах. «Сатир и нимфа» — это созвучие зеленого, розового, голубого, «Танец» (1910) — синего, зеленого и красного.

Натюрморты же выполнены на созвучии лилового, желтого и красного или синего, фиолетового и розового. Затем, около 1912 г., он переходит к палитре из четырех красок. Так, например, в «Танжере» (1912) используются уже синий, оранжевый, розовый и красный, а в картине «На террасе» (1912) — лиловый, зеленый, розовый, синий.

Воздействие картин Матисса на зрителя очень сильно. Они вызывают не спокойное любование, а взрыв эмоций.

Картина Анри Матисса «Женщина в шляпе»

Сам Матисс объяснял это так: «К примеру, в моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих… для деревьев взята чистая зелень, для тел — звонкая киноварь. Особенный признак: экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в целом…

Три ноты воздействуют друг на друга, возникают оттенки, которых нет в чис­том виде. Эти тона должны быть достаточно энергичными, чтобы игрой своих контрастов заменить недостающие цвета». Эти слова хорошо объясняют основную идею цветового решения полотен Матисса и задачи, которые он ставил перед собой.

Его не удовлетворяет система импрессионистов, он ищет кричащие, резкие созвучия.

Цвет настолько преобладает над формой, что его можно считать подлинным сюжетом картин. Отсюда вытекает еще одна особенность живописи Матисса —примитивизм. Рисунок подчинен цвету.

В период первых опытов он приблизительный и напоминает нам детские рисунки без плоскостей и разных планов («Обеденный стол»).

Позднее его рисунки становятся все более острыми и динамичными, упрощенными и лаконичными, настолько своеобразными, что их невозможно спутать ни с какими другими работами.

Картина Анри Матисса «Радость жизни»

Большинство работ Матисса по тематике можно разбить на две группы. В одной он изображает невиданное, небывалое, но желанное для людей: золотой век человечества, обнаженные тела на фоне цветущей природы.

Вторая группа картин рисует людей такими, какими их можно наблюдать в жизни, в домашней обстановке, рядом с предметами, которые постоянно находились у художника перед глазами. Эти картины писались в основном с натуры или по воспоминаниям.

Примером таких полотен может служить «Мастерская художника» (1911), «Художник и его модель» (1916).

В картинах Матисса бросается в глаза царящая в них праздничность, нарядность. Мы видим преимущественно красивую обстановку, букеты цветов, старинную мебель, дорогие ковры как олицетворение человеческого благополучия.

Вместе с тем у него почти не встречается невзрачных мотивов повседневной, будничной жизни. В творениях Матисса почти никогда ничего не происходит. Предметы всего лишь сосуществуют, люди просто сидят друг с другом. Это вовсе не значит, что все изображенное им лишено всякого смысла.

Его картины полны внутреннего действия: «Живопись зовет к внутренней сосредоточенности, гармонии» (1909).

Картина Анри Матисса «Танец»

В сдержанно-суровой манере работ Матисса 2-й половины 10-х годов заметно влияние кубизма, в котором плоскость вытесняет пространство («Интерьер с баклажанами», «Урок музыки»). Но в целом он не следовал за кубистами, которые положили в основу своего метода рассмотрение предмета с разных сторон.

По характеру своего творчества он не мог отказаться от пространства. Но самое существенное в живописи Матисса то, что все, обозначающее пространство, линии, сокращающиеся и уносящиеся кверху, квадратики паркета, полоски занавесок, складки одежды — все это, помимо всего прочего служит делению картины на части.

Матисс обобщал и упрощал изображение, чтобы проникнуть в глубокие пласты жизни.

Картина Анри Матисса «Голубая обнаженная»

В послевоенные годы в творчестве художника происходит новый поворот. Он все больше отдает предпочтение рисунку, где можно творить легко и быстро. Нередко он ограничивается скромными мотивами и красками («Монтальбан», «Окно в Ницце», 1919). Произведения этого периода отмечаются приглушенностью тонов, мягкостью письма, что наиболее полно отразилось в серии «Одалиски». В 30—40 гг.

происходит новый подъем, возвращение к фовистам и их поискам. Матисс пытается подвести итог своим открытиям, сочетая декоративность, красочность с точным рисунком (панно «Танец», 1932). Он переносит в монументальную живопись приемы графики. Это позволяет усилить впечатление движения.

Он порывает с налетом светскости,   изнеженности,   создавая монументальные полотна:  «Розовая обнаженная женщина», «Сон», «Натюрморт с раковиной» (1940),  «Натюрморт с устрицами» — одно из самых совершенных его созданий. В картинах все больше появляется асимметрии. Матисс отказывается от экзотики Востока.

Преобладают женские фигуры в праздничных платьях, которые позируют художнику в креслах, на фоне ковров, рядом с цветами в вазах и пальмами («Желтое платье и шотландка»,  «Королевс­кий табак», «Отдых танцовщицы»).

«Музыка», Анри Матисс (1910)

В 40-е годы художник много трудился над портретами, которые всегда считал своим призванием. Однако он не придавал значения сходству. Он искал лишь индивидуальный ритм. Тяжелая болезнь вынудила Матисса вернуться к манере фовистского периода.

Но теперь он ограничивается в своей живописи только самыми общими, грубо намеченными контурами.

Последней работой Матисса (1948—1951) стало оформление «Капеллы четок» в Вансе, где кроме создания росписей он занимался также и разработкой проектов цветных витражей.

На протяжении всей своей жизни Матисс работал и как скульптор, и как график. В графике он работал пером, карандашом, углем, создавал серии иллюстраций к книгам и стихам. В 40-е годы часто прибегал к аппликации из цветной бумаги (серия «Джаз», 1944—1947). Как скуль­птор активно работал в 20—30 годы, создавал свои произведения в бронзе.

Богом Матисса, несомненно, была «выразительность», о которой он высказался в 1908 г. Картина для него — это композиция, «где воплощается искусство размещать декоративным образом различные элементы, которыми располагает художник для выражения своих чувств…» (1908).

Чем же пользуется художник, чтобы достичь цели? «Выбор красок… основан на наблюдении, на чувстве, на опыте моей чувствительности».

Матисс был сильным человеком и художником, так как заявил, что художник «бывает способен организовать свои ощущения и даже возвращаться многократно и в различные дни к тому же самому состоянию духа и продлевать свои ощущения…

» Но наиболее символичным представляется его заявление о трепетном отношении к лику персонажей. Матисс сказал: «Я иногда не даю глаз и рта моим персонажам, это потому, что лицо анонимно…»

Женщина в фиолетовом пальто

Дата создания: 1937
Эта работа — портрет Лидии Делекторской, которая была музой, а в дальнейшем — спутницей Матисса. Лидия изображена в экзотическом марокканском костюме, в окружении экзотичных цветом и абстрактного интерьера. Эта картина демонстрирует декларативность авторского стиля.

Открытое окно

Дата создания: 1905
Анри Матисс был самым видным участником недолговечного, но заметного в искусстве XX века художественного движения — фовизма, который характеризовался ярким экспрессионистским и ненатуралистическим методом использования цветов. Классической иллюстрацией работы этого направления является картина «Открытое окно», изображающая вид из квартиры художника в Коллиуре, на южном побережье Франции. Произведение считается знаковым для раннего модернизма.

Золотая рыбка и палитра

Дата создания: 1914
Во время визита в Марокко Матисс заметил, что местные жители после употребления некоторых одурманивающих наркотических средств проводят время в молчаливом созерцании золотых рыбок. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской.

В девяти картинах художника появляются эти существа, но эта является, вероятно, самой известной. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо, интерпретируемый как автопортрет.

Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками.

Роскошь, Спокойствие и Наслаждение

Дата создания: 1905
Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину.

Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера.

Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма.

Женщина в шляпе

Дата создания: 1905
Выставленная в 1905 году на Осеннем Салоне (выставке в Париже), «Женщина в шляпе» оказалась в центре внимания. Портрет жены Матисса, Амели Парейр, поразил как зрителей, так и критиков за счет свободной манеры письма, незавершенности, яркости и неестественности в цветовых решениях, став одним из известнейших шедевров живописца.

Купальщицы у реки

Дата создания: 1905
Сам автор считал данную картину «Купальщицы» одной из самых важных в карьере и работал над ней на протяжении восьми лет, дорабатывая детали, отражая интерес к кубизму. Сдержанная цветовая палитра и строгие формы поразительно отличают картину от большинства других произведений Матисса.

Голубая обнаженная

Дата создания: 1907
Во время работы над этой скульптурой Матисс случайно разрушил заготовку, и ее осколки вдохновили мастера на создание наиболее спорной работы в его карьере.

Впервые представленная на Салоне Независимых, скульптура «Голубая обнаженная» потрясла французскую публику, а позже произвела сенсацию и в других странах.

Эта работа вдохновила Пабло Пикассо на создание не менее спорных Авиньонских девиц.

Красная студия

Дата создания: 1907
Картина изображает мастерскую Матисса: беспорядочно разбросанные по всей студии картины, скульптуры, посуда. Стены и пол равномерно покрыты красной краской. «Красная студия» считается ключевой работой в истории искусств, а в 2004 году, по результатам опроса экспертов, заняла пятое место из 500 в списке наиболее влиятельных произведений современного искусства.

Радость жизни

Дата создания: 1906
Прорывная для Матисса работа изображает нескольких обнаженных женщин и мужчин на фоне, наполненном яркими цветами. Вдалеке можно увидеть танцующие фигуры. Пример работы в стиле фовизм, как и многие другие картины автора, вызвал ряд возмущений в дни показа.

Танец

Дата создания: 1910
Источающая «примитивную» энергию, картина намеренно была окрашена несколько по-детски. Изображающая пять танцующих фигур, работа считается ключевой точкой в развитии современной живописи и самым известным произведением Анри Матисса.

Капелла Четок/Chapelle du Rosaire в городе Ванс (Франция)

Дата создания: построена в 1949–1951 по проекту Анри Матисса

Капелла Четок

Сам автор считал Капеллу Четок на Лазурном берегу Франции своим лучшим творением. Он вдохновился на ее создание под влиянием бесед, которые художник вел с ухаживающей за ним во время болезни монахиней.

На обращение художника к теме христианства повлияла личная трагедия Матисса: в 1944 году за участие во французском сопротивлении в гестапо попали его жена и дочь. После пыток их поместили в концлагерь Равенсбрюк. Им пришлось пройти через страшные для женщин унижения. Жена Матисса не выжила, а дочь осталась калекой после освобождения.

Автор предельно сдержан в создании интерьера капеллы, но тем удивительней эффект, который вызывают графичные черные силуэты на белых стенах.

Необычная роспись стен по керамической плитке при внешней сдержанности необычайно экспрессивна и создает яркие и полные выразительной силы образы.

Сохранились свидетельства о долгой и кропотливой работе Матисса над эскизами стенной росписи. Контрастом нейтральному белому фону стен капеллы служат яркие витражи.

Источник: https://8-poster.ru/onenews/1575

Ссылка на основную публикацию