Борис бабочкин – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Как Борис Андреевич Бабочкин «подкузьмил» Василию Ивановичу Чапаеву?

Тогда еще никто и предположить не мог, какой насыщенной и трудной будет судьба младшего сына. Но первые годы получились относительно благополучными. Мама, Анна Маркеловна, очень любила литературу, театр, а потому охотно занималась с детьми, рассказывала им сказки, учила читать, устраивала маленькие спектакли.

Дети очень любили листать альбом, в котором мама собирала фотографии провинциальных актеров. Она, кстати, о каждом могла рассказать интересно. И больше того — старалась выводить сыновей в люди, они охотно принимали участие в новогодних спектаклях, читали стихи, пели песенки. «Дебют» маленького Бориса состоялся накануне нового, 1908 года.

В четырехлетнем возрасте.

Чуть позже, в реальном училище Саратова, Борис читал перед учащимися монологи из произведений Гоголя, Грибоедова, Некрасова, причем с каждым разом у него это получалось все лучше и лучше. Не в последнюю очередь из-за того, что мама часто водила детей в Саратовский драматический театр, где младшие Бабочкины знакомились с лучшими образцами искусства.

Старший брат до всемирной славы младшего не дожил…

Потом началась Первая мировая война, Борис вместе со своими товарищами выступал в госпиталях перед ранеными и еще больше укрепился в мысли стать актером после того, как старший брат Виталий твердо заявил, что когда вырастет — станет играть в театре.

Забегая вперед, скажу, что эта мечта осуществилась: он пришел служить в театр в 1921 году. Старший из братьев Бабочкиных купил себе роскошный фрак, длинный черный плащ, женился на одной из самых красивых девушек Саратова.

Но тут случилась беда: Виталий заболел тифом и скоропостижно скончался. Случилось это в 1922 году.

Но еще раньше, в 1919 году, в самый разгар Гражданской войны Борис поспешил записаться добровольцем в Красную Армию.

Конечно, 15-летний мальчишка вряд ли мог принести какую-то ощутимую пользу в строевой части, но учитывая, что он был политически подкован, начитан, не лез за словом в карман, его талант решили использовать в агитационных целях.

Бориса зачислили в состав политотдела 4-й армии Восточного фронта (в ее состав входила и знаменитая 25-я Чапаевская дивизия), а потом и рядовым красноармейцем 1-го Саратовского резервного полка.

Письмо вручил с опозданием в 20 лет

Но театр взял свое. Борис поступил в драматическую студию, где учился его брат. Его взяли сразу же на старший курс. Но уже через год 16-летнему парню стало тесно в рамках «провинциальной» школы, он решил отправиться в Москву, изучать систему Станиславского. Один из преподавателей дал молодому человеку рекомендательное письмо к Владимиру Немировичу-Данченко.

Справедливости ради следует сказать, что Бабочкин постеснялся вручить письмо маститому режиссеру. И сделал это спустя 20 лет, когда стал уже заслуженным артистом.

А до этого он поступил в частную студию Михаила Чехова, где за год значительно «прибавил» в освоении актерского мастерства. Во всяком случае, когда он вернулся в Саратов и предложил свои услуги родному драматическому театру, его приняли весьма охотно. Не без рекомендации Виталия.

А потом брата не стало. Не в силах оставаться в театре, где все напоминало о нем, Борис снова вернулся в Москву.

Жена — всему голова?

Он был симпатичным молодым человеком, вскружил голову не одной красавице, пока, наконец, не остановил свой выбор на молодой балерине Кате Георгиевой. Она и стала спутницей жизни Бабочкина, сдерживая его горячие душевные порывы. Особенно по отношению к другим женщинам. В 1927 году супруги переехали в Ленинград. У них родились дочери Наталья и Татьяна.

Здесь и раскрылся талант Бориса, который одинаково правдоподобно играл любые роли. Причем, ему по большому счету, было все равно, кого играть — он органично вписывался и в роль дворянина, и человека из народа, и мещанина, словом, был своим среди «чужих». Кстати, именно с 1927 года он впервые начал сниматься в кино.

Чапаевым Бабочкин стал случайно…

Режиссеры Васильевы (их ошибочно считают братьями, хотя они просто однофамильцы), которым в 1933 году предложили снять фильм «Чапаев», пригласили Бориса Бабочкина на роль… Петьки. Он ее добросовестно разучил, и показался в ней актером на своем месте.

Но он любил спорить с режиссерами, особенно в отношении роли Чапаева. И однажды не выдержал, убежал в гримерку и, вернувшись оттуда «комбригом», лихо закручивающим ус, решил показать Васильевым, как нужно играть Чапаева.

Он так импульсивно изображал Василия Ивановича, что у режиссеров словно пелена с глаз спала. Они ясно увидели, кто есть кто.

За эту роль 30-летнему Бабочкину по личному указанию Сталина присвоили звание народного артиста республики. А ведь в то время «народных» можно было пересчитать по пальцам. Кстати, в первый же год проката (а в 1934 году возможности кинопроката были куда скромнее, чем тридцать лет спустя) фильм посмотрели более 30 миллионов человек.

А «тень Чапая» преследовала Бориса Андреевича всю оставшуюся жизнь. Давайте вспомним его наиболее яркие роли в кино. Рядом с Чапаевым и поставить, по большому счету, нечего…

Профессор Бабочкин был строг, но справедлив

Спустя три года, в 1937 году Бориса Бабочкина неожиданно назначают главным режиссером и художественным руководителем ленинградского Большого драматического театра. А потом он решил вернуться в Москву.

Сначала был актером Театра имени Евгения Вахтангова. А с 1944 года Борис Андреевич начал преподавать во ВГИКе, где он вел актерские мастерские с перерывами почти три десятилетия.

Спустя 22 года Бабочкин стал профессором.

Он пользовался большой любовью и уважением молодых актеров. Даже несмотря на то, что как преподаватель на дух не переносил «халтуры».

И добивался того, чтобы молодой актер добивался четкого понимания той роли, которую ему придется озвучить.

Но «угодить» профессору Бабочкину было очень нелегко, сколько актрисы слез пролили, а актеры с горя водки выпили, пока не получали хорошие и отличные отметки в зачетке.

Чем они могли отплатить неуступчивому профессору? Только тем, что начали сочинять анекдоты про Василия Ивановича, Петьку и Анку. Они рождались во ВГИКе, потом разлетались по стране, а вскоре эта троица стала любимым детищем придумщиков анекдотов.

Так, Борис Андреевич Бабочкин в чем-то «подкузьмил» Василию Ивановичу Чапаеву. Он не мог не слышать этих анекдотов о своем киногерое, иногда воспринимал их очень спокойно, иногда обижался.

Остановилось сердце…

Но кроме преподавания он не забывал и о театре. В 1975 году Бабочкин начал репетировать «Чайку». Пригласил Игоря Ильинского сыграл Сорина. Тот согласился. Но однажды жена Ильинского встретила Бориса Андреевича в театральной поликлинике. Седой, бледный, пожаловался на боли в сердце.

А 17 июля Борис Андреевич получил в театре отпускные, отвез статью в «Известия» о кинофестивале и поехал в штаб кинофорума. Напротив «Метрополя» ему стало плохо. Он сумел припарковать свою «Волгу» к тротуару, чтобы никому не мешать. Полез за лекарством и… рухнул на сиденье. Сердце остановилось…

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/biographies/articles/24109/

Бабочкин Борис Андреевич

(1904-1975) русский актер и режиссер

С образом Бориса Андреевича Бабочкина прежде всего связано представление о герое гражданской войны Чапаеве. В сознании многих поколений личность артиста слилась воедино с образом легендарного героя, но Бабочкин не был актером только одной роли. Он проработал в театре и в кино более пятидесяти лет и сыграл множество самых разных ролей.

Пятнадцатилетним юношей Борис пришел в театральную студию в родном Саратове, а уже через год поехал в Москву учиться театральному искусству. Получилось так, что его приняли сразу в две театральные студии при Художественном театре – Михаила Чехова и Ивана Певцова. Начинающий актер выбрал студию Певцова, носившую романтическое название «Молодые мастера».

Иван Николаевич Певцов совмещал обучение молодых актеров с их работой в спектаклях. Поэтому уже в первый год пребывания в студии Бабочкину пришлось активно играть на сцене, а летом 1921 года студия выехала в первую гастрольную поездку в Иваново подменять основных исполнителей.

После окончания студии Певцова, Борис Бабочкин сменил много театров. Он играл в Москве, Воронеже, Самарканде, Костроме, других городах Советского Союза. Наконец в 1926 году он приехал в Ленинград, где тринадцать лет проработал в Театре драмы и Большом драматическом театре.

Отличительной чертой таланта актера было отсутствие определенного амплуа. Он играл и драматические, и комедийные, и романтические роли. Так, на сцене Большого драматического театра в Ленинграде, Бабочкин сыграл Победоносикова в «Бане» В. Маяковского и Братишку в «Шторме» Билль-Белоцерковского.

С 1927 года Борис Андреевич Бабочкин начинает сниматься в кино. Первая его работа – роль Караваева в картине «Мятеж» по роману Д. Фурманова. Главная же работа Бориса Бабочкина в кино – образ Чапаева в одноименном фильме режиссеров братьев Васильевых – принесла ему поистине невероятный успех.

Артист сыграл своего героя многогранно, не боясь приземлить героический образ, показать его иногда слишком наивным, простодушным, а то и просто несведущим.

Даже внешне Чапаев выглядит совсем не героически: он небольшого роста, с глуховатым негромким голосом, незаметный в толпе и ничем из нее не выделяющийся.

И вместе с тем зритель сразу же его узнает, чувствует огромную духовную силу, благодаря которой Чапаев и оказался поистине народным героем.

После грандиозного успеха картины, Борис Бабочкин сыграл еще несколько ролей аналогичного плана, однако ни одна из них не может быть поставлена рядом с Чапаевым, даже образ Кирова в фильме «Друзья» (1938).

Возможно, именно поэтому в конце тридцатых – начале сороковых годов, Борис Бабочкин решил круто изменить свое театральное амплуа и перешел к исполнению исторических персонажей. В 1935 году на сцене Ленинградского театра драмы он сыграл Григория Отрепьева в трагедии Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов» и царевича Алексея в пьесе Алексея Толстого «Петр I».

В это же время, актер впервые попробовал себя и на режиссерском поприще. После смерти своего учителя, И. Н. Певцова, Бабочкину поручили закончить начатую им постановку пьесы Г. Ибсена «Кукольный дом».

Актер справился с этой работой настолько успешно, что в 1937 году его назначили главным режиссером театра.

Первой его самостоятельной работой стала постановка «Дачников» Горького, впоследствии перенесенная в кинематограф, где к Борису Бабочкину вернулся успех.

В своей актерской и режиссерской работе Борис Бабочкин всегда отличался особой дотошностью. Он тщательно прорабатывал каждую роль, следил за тем, чтобы образы соответствовали своей эпохе вплоть до мелочей. Серьезный, рассуждающий, думающий зритель с восторгом принимал такие постановки и экранизации.

В 1940 году Борис Бабочкин переехал в Москву и начал работать в театре имени Вахтангова. Однако его дебют оказался неудачным, поскольку пьеса С.

Герасимова «Учитель», в которую Бабочкин был введен сразу после приезда, выдержала всего несколько спектаклей.

Он не мог играть роли без тонкого психологического рисунка, поскольку становился на сцене подобием манекена, механически подающего свои реплики. Родным и привычным был для него живой, темпераментный, неординарный характер.

Московский период творчества по-настоящему начался с работы в картине С. Герасимова и М. Калатозова «Непобедимые». В 1942 году Бабочкин поставил на сцене театра имени Вахтангова пьесу «Фронт» А.

Корнейчука, в которой сыграл роль генерала Огнева. Критики спорили по поводу его интерпретации, что обусловило актерский и режиссерский успех Бабочкина.

Уже через год он сделал экранизацию этого произведения.

С 1948 года и до конца жизни Борис Андреевич Бабочкин работал в Малом театре, играя как классические, так и современные роли, снова и снова проявляя свой замечательный талант.

Основным направлением в режиссерской работе Бабочкина становится постановка пьес Чехова и Горького. Кроме Малого театра  Борис Бабочкин ставил спектакли и в других странах, в частности, в Болгарии и в Индии.

Последней же его работой стала постановка «Дачников» Горького на сцене Малого театра.

Источник: http://biografiivsem.ru/babochkin-boris-andreevich

Борис Бабочкин

Борис Бабочкин родился 5 (18) января 1904 года в Саратове, в семье железнодорожника. Окончил сельскую школу.

Участник Гражданской войны. В пятнадцать лет комсомолец Борис Бабочкин служил в политотделе 4-й армии Восточного фронта.

В 1921 году окончил Театральную студию И. Н. Певцова. Летом 1921 в числе «молодых мастеров» во главе с Певцовым Бабочкин провел свой первый профессиональный сезон в театре Иваново-Вознесенска.

Также работал в театрах Могилёва, Костромы, Бердичева, Воронежа, Самарканда, Пишпека, в Московском театре имени МГСПС и Московском драматическом театре (за пять лет — более двухсот ролей).

С 1927 года — актёр ленинградского Театра сатиры. В 1931—1935 годах актёр Ленинградского академического театра драмы им. Пушкина, в 1938—1940 годах возглавлял Большой драматический театр им. Горького.

Читайте также:  Альфред хичкок - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Затем работал в Москве в Театре имени Е. Б. Вахтангова (с 1940) года, в Театре-студии киноактёра, в 1949—1951 годах и с 1955 года по 1968 в Малом театре, в 1952—1953 годах главный режиссёр Московского театра им. Пушкина. В 1951 году был режиссёром Народного театра Софии (Болгария).

С 1927 года снимался в кино.

Актёрские работы в театре: Чацкий («Горе от ума» Грибоедова), Самозванец («Борис Годунов», Пушкина), Огнев («Фронт» Корнейчука), Клаверов («Тени» Салтыкова-Щедрина) и другие.

Крупнейшая режиссёрская работа — постановки пьесы М. Горького «Дачники», осуществлённые в 1939 в Большом драматическом театре (играл роль Власа), в 1964 в Малом театре (играл роль Суслова), в 1967 спектакль был экранизирован. Поставил также в Малом театре спектакли «Иванов» Чехова (1960, играл главную роль), «Правда — хорошо, а счастье лучше» Островского (1966, играл роль Грознова) и др.

Мировую известность принесло актёру создание образа Чапаева в одноимённом фильме (1934).

Слияние эпического размаха и глубоко понятой индивидуальности в характере народного героя, рождённого революцией, было вкладом Бабочкина в галерею типических образов революции.

Творчество Бабочкина отличало разнообразие красок, ему были близки публицистическая драма (роль Аадама в «Браконьерах» Раннета), трагедия, спектакли тонких, лирических настроений.

С 1944 года преподавал во ВГИКе (с 1966 — профессор).

Скончался Борис Бабочкин 17 июля 1975 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Признание и награды

  • Народный артист РСФСР (1935)
  • Сталинская премия первой степени (1941) — за исполнение главной роли в фильме «Чапаев»
  • Сталинская премия третьей степени (1951) — за исполнение роли Лаврова в фильме «Великая сила»
  • Народный артист СССР (1963)
  • Государственная премия СССР (1977) — за исполнение роли Сэма Боулдера в фильме «Бегство мистера Мак-Кинли» (посмертно)
  • Орден Ленина (1939, 1967, 1974)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1950)
  • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 января 1974 года за выдающиеся заслуги в развитии советского театрального и киноискусства и в связи с 70-летием Бабочкину Борису Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Творчество

Работы в театре

  • «Горе от ума» Грибоедова — Чацкий
  • «Борис Годунов» А. С. Пушкина — Самозванец
  • «Фронт» А. Е. Корнейчука — Огнев
  • «Тени» Салтыкова-Щедрина — Клаверов
  • 1960 — «Иванов» А. П. Чехова — Иванов
  • 1964 — «Дачники» М. Горького — Суслов
  • 1965 — «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского. Режиссёр: Борис Бабочкин — Сила Ерофеевич Грознов
  • 1971 — «Достигаев и другие» М. Горького — Достигаев
  • 1935 — «Нора» Г. Ибсена
  • 1939 — «Дачники» М. Горького (БДТ)
  • 1940 — «Царь Потап» А. А. Копкова (БДТ)
  • 1946 — «Новогодняя ночь» А. К. Гладкова (театр им. Вахтангова)
  • 1957 — «Вечный источник» Дмитрия Зорина — (Малый театр).
  • 1960 — «Иванов» А. П. Чехова — (Малый театр)
  • 1961 — «Весенний гром» Дмитрия Зорина — (Малый театр)
  • 1964 — «Дачники» М. Горького — (Малый театр)
  • 1965 — «Правда — хорошо, а счастье лучше» — (Малый театр)
  • 1971 — «Достигаев и другие» М. Горького — (Малый театр)

Фильмография полнометражных фильмов

  1. 1928 — Мятеж — Мятежник Караваев
  2. 1930 — Заговор мёртвых — красноармеец
  3. 1932 — Возвращение Нейтана Беккера- Микулич
  4. 1933 — Первый взвод — Макар Бобрик
  5. 1934 — Дважды рождённый — Дубовик
  6. 1934 — Чапаев — Чапаев
  7. 1935 — Подруги — Андрей
  8. 1938 — Друзья — Алексей
  9. 1942 — Оборона Царицына — поручик Молдавский
  10. 1942 — Непобедимые — инженер Родионов
  11. 1943 — Актриса — Марков
  12. 1943 — Фронт — Огнев
  13. 1945 — Родные поля — актёр, режиссёр
  14. 1947 — Повесть о «Неистовом» — Никитин
  15. 1948 — Повесть о настоящем человеке — командир полка
  16. 1949 — Великая сила — Лавров
  17. 1954 — Тревожная молодость — секретарь ЦК КП(б) Украины
  18. 1959 — Аннушка — Иван Иванович
  19. 1961 — Иван Рыбаков — генерал Рыбаков
  20. 1966 — Дачники
  21. 1975 — Бегство мистера Мак-Кинли — Сэм Боулдер

Фильмография короткометражных фильмов

  1. 1941 — Чапаев с нами — Чапаев

Сочинения

  • В театре и кино. — М. 1968.

Источник: http://people-archive.ru/character/boris-babochkin

Наталия бабочкина: «если бы не роль чапаева, отца не было бы в живых»

75 лет назад начались съемки легендарного фильма «Чапаев», в котором главную роль сыграл Борис Бабочкин

К съемкам киноленты «Чапаев» братья Васильевы приступили в год начала сталинского террора, Голодомора, убийств политических конкурентов. На фоне этих событий создавалась новая «советская мифология», частью которой и стал этот выдающийся отечественный фильм.

В прокат картина вышла в 1934 году. Это, пожалуй, единственный довоенный фильм, который зрители с удовольствием смотрят и теперь. Секрет популярности кроется в обаянии главного героя — легендарного комдива в исполнении Бориса Бабочкина.

Дочь артиста Наталия Борисовна Бабочкина поведала о жизни своего выдающегося отца.

Один из режиссеров фильма был участником гражданской войны, а другой — сыном царского офицера

– Довелось слышать, что в гражданскую войну Борис Андреевич служил в одной из чапаевских частей.

– Это преувеличение. Когда папе было 14 лет, в Саратове, где жила его семья, находился штаб Чапаевской дивизии. Мальчишки помогали — дежурили как дружинники.

Но в один из праздников (кажется, это была Троица) Боря с двоюродным братом плюнули на дежурство и пошли гулять с девчонками. И чуть не попали под трибунал.

Но отца по малолетству отпустили, а его брата Сергея Смирнова, который на два года старше, посадили. Потом, правда, тоже выпустили. Позже он стал военным.

– Видел ли ваш отец Чапаева?

– В своих воспоминаниях он писал, что, возможно, и встречал Чапаева, только не знал, что это именно он.

– Был ли Борис Андреевич похож на своего героя?

– У них абсолютно нет ничего общего! С моей точки зрения, Чапаев был некрасивый и довольно неприятный человек. У него не сложилась личная жизнь, было несколько жен, осталась огромная семья… Мой отец и не стремился к внешнему сходству — копировал только общеизвестные приметы: усы, папаха…

– Значит, в кино Бабочкин сыграл все-таки миф, а не историческое лицо?

– Существует термин — «советская мифология», однако миф — это что-то монументальное, общее.

А персонаж отца — хоть и обобщенный образ, но все-таки живой человек, удивительный русский характер… А какими изображены красные бойцы в «Чапаеве» — это же сброд и оборванцы. В фильме ничего не приукрашено.

В картине знаменитый актер Илларион Певцов впервые сыграл белого полковника, причем без всякой карикатурности.

Кстати, один из братьев Васильевых, режиссеров «Чапаева», Георгий Николаевич участвовал в гражданской войне: он был самокатчиком — развозил из Смольного депеши. А Сергей Дмитриевич Васильев — сын царского офицера. (Уточним: Васильевы — вовсе не братья.

Поначалу оба работали редакторами — готовили иностранные фильмы к прокату в СССР. За четыре года, проведенных у монтажных столов, они настолько сработались и сроднились, что на режиссерский путь вступили под общим именем — «братья Васильевы».  — Авт.

)

Фильм «Чапаев» они начали снимать в 1932 году, когда еще не убили Кирова, и многие люди свято верили в начало новой жизни.

– Как Борис Андреевич попал на роль Чапаева?

– Когда братья Васильевы написали сценарий, то принесли его Иллариону Певцову, руководителю актерской студии «Молодые мастера», где учились и Георгий Васильев, и мой папа.

В компании был и Борис Бабочкин — молодой премьер Александринки, любимец Ленинграда, замечательно поющий и играющий на гитаре… По домам разошлись уже под утро: обсуждали предстоящий фильм.

Борис Андреевич много говорил о роли, даже пробовал что-то показывать. Тогда все и решили, что он станет Чапаевым.

А Петьку поначалу играл Яков Гудкин. Уже сняли половину картины. Но роль у него не получалась. И его заменили Леонидом Кмитом. Все сразу стало на свои места.

В ожидании скорого ареста артист держал собранным чемоданчик с самыми необходимыми вещами

– Мне казалось, что в наше время этот фильм уже никто не помнит и не смотрит, — продолжает Наталия Борисовна.  — Но как-то в квартиру зашел молодой слесарь, глянул на портреты отца и воскликнул: «Так это же Бабочкин! Чапаев!»

– Ваш отец не тяготился своей славой?

– Папе популярность действительно мешала. Одно время он даже ненавидел фильм. Постоянно слышал: «Чапаев… Чапаев… » Но если бы не картина, то Бабочкина просто не было бы в живых. После 1937 года за ним постоянно ходили два человека, сменяя друг друга.

Дома был приготовлен маленький чемоданчик с самыми необходимыми вещами. Помню, у нас жгли какие-то письма, бумаги.

Моя мама была из аристократической семьи, но дома об этом никогда не говорили… А жили мы перед войной в Ленинграде на улице Дзержинского (теперь Гороховая) рядом с домом, где находилось НКВД. Квартиры в нашем подъезде почти все были опечатаны.

Из жильцов оставались только мы, рядом — вдова Певцова с новым мужем-художником, под нами жил Дунаевский, на третьем этаже — Агриппина Яковлевна Ваганова с семьей, а выше — вечно пьяный человек (служивший в доме по соседству), который часто бил жену.

Однажды отец обратился к одному из соглядатаев: «Не устали ходить за мной? Не надоело?» «Да ничего, Борис Андреевич, — отвечает тот, — завтра все кончится — не волнуйтесь». Отец пришел домой и говорит маме: «Ну что, Катя, надо бы белье приготовить… » Все это очень плохо кончилось бы для отца, если б «Чапаева» можно было убрать с экрана.

– Ваш отец стал народным артистом в 31 год. Это звание давало какие-то льготы?

– Прежде всего — уважение. В то время народных артистов было мало: Шаляпин, Ермолова, Давыдов… Кроме того, мы получили роскошную четырехкомнатную квартиру. Правда, это было немного позже — в 1937-м или 1938 году, когда отец уже работал в Большом драматическом театре.

А до этого жили в одной из комнат, некогда принадлежавших замечательному русскому актеру Владимиру Николаевичу Давыдову. Он с семьей владел огромной квартирой позади Александринского театра.

После смерти Давыдова вдову с сыном стали «уплотнять» — подселять жильцов… Помню, когда отец уходил на репетиции или спектакли в Александринку, я кричала: «Папа идет играть! Папа идет играть!»

Потом мы получили квартиру на Васильевском острове — очень неудобную. А уже затем — на улице Дзержинского.

– Борис Андреевич сменил много театров: Ленинградский театр сатиры, Государственный академический театр драмы, Большой драматический театр (БДТ), Московский театр имени Вахтангова, Академический малый театр, Московский театр имени Пушкина… Почему так произошло?

– Из Александринки отец ушел к замечательному режиссеру и актеру Дикому, имя которого тогда гремело. После того как Дикого посадили, отец стал главным режиссером БДТ, где поставил два отличных спектакля — «Дачники» и «Царь Потап». Но во время обсуждения спектакля в ответ на критику каких-то «социальных ошибок» написал заявление об уходе из театра. Кстати, жалел об этом всю жизнь.

В Театре Вахтангова отец поставил спектакль, который обвинили в политических ошибках и плагиате… Да и Театр имени Пушкина закончился для него политическим скандалом из-за роли Клаверова в спектакле «Тени», поставленном Диким.

До конца своих дней отец был человеком прямым и очень принципиальным. А это всегда мешает. Вот пример. Долгое время директором Малого театра был Михаил Царев. В молодости отец дружил с ним.

Но узнав, как тот повел себя по отношению к Мейерхольду, прекратил с ним отношения. После этого Царев выжил отца из театра.

Годы спустя к юбилею Мейерхольда была создана комиссия, возглавил которую опять Царев, на что Борис Андреевич сказал: «Это странно… Представьте себе, что на чествовании Христа председательствует Иуда».

Олег Ефремов отправлял своих артистов на спектакли Бабочкина — смотреть и учиться

– Борис Андреевич говорил: «Искусство берет человека целиком. Ему надо отдать всю жизнь». Как это сказывалось на семье?

– Отец всегда работал, — отвечает собеседница.  — Когда в двухкомнатной квартире, где, включая нашу семью, жили девять человек, папе негде было работать, он уходил во двор.

Он очень много читал — у нас была замечательная библиотека. Знал языки: немецкий, французский… Когда в 1960-х был во Франции, то выступал по телевидению без переводчика.

А во время визита в Советский Союз делегации театра «Комеди Франсез», читал Пушкина по-французски!

– После роли Чапаева Борис Бабочкин играл генералов, «картонных» партработников, «положительных героев»…

– Казалось, Иван Рыбаков — «картонная» роль, а отец так сыграл, что люди плакали. Его персонаж оставался живым человеком.

Одна из самых удачных работ отца, по-моему, роль Клаверова в «Тенях». Это было большое театральное событие. Я не помню другого случая, когда начиная от памятника Пушкину и до самого театра спрашивали билетик. Отец писал: «Я вложил в эту роль все, что знаю о карьеризме и бюрократии. Я препарировал эти черты, разделал их, как кильку.

Каждый раз, когда Клаверов обдумывал очередную интригу, идя на любой обман, даже сводничество и сутенерство, я обращался прямо в зрительный зал, как бы советуясь, как бы проверяя свои планы на единомышленниках.

Я искал и увидел своего Клаверова на современных фотографиях, и думаю, что острота этого спектакля заключалась в его злободневности и современности». Это был 1953 год.

Читайте также:  Алла клюка - биография знаменитости, личная жизнь, дети

– После смерти Сталина?

– Да. Многие думали, что уже можно говорить открыто, но оказалось не так… В «Правде» вышла большая разгромная статья: «Разве в русском театре когда-нибудь было, чтобы отрицательный герой обращался в зал?!» Простите, а как же Городничий из «Ревизора» Гоголя?..

Между прочим, та статья была подписана Ермиловым — тем самым, который еще Маяковского травил. Отца уволили из театра, где он был художественным руководителем, как раз накануне его пятидесятилетия.

А в день юбилея к нам домой пришла почти вся труппа! Несколько лет отец был без работы.

– Почему Бориса Бабочкина называли «колючим» артистом?

– Он был честный человек, а не колючий. И очень добрый: многим людям помогал, доставал редкие лекарства, «выбивал» квартиры. Очень любил детей, и дети его обожали…

– Олег Ефремов сказал: «С таких людей, как Бабочкин, Станиславский писал свою систему». В каких отношениях были Бабочкин-академист и Ефремов-новатор?

– В очень хороших. Например, в спектакле «Браконьеры» отец играл так, что Ефремов говорил своим актерам, чтобы они ходили смотреть на Бабочкина и учиться. А папа, увидев первый спектакль Ефремова в «Современнике», посоветовал ему: «По-моему, как-то робко, надо бы посмелее… »

Источник: https://fakty.ua/25093-nataliya-babochkina-quot-esli-by-ne-rol-chapaeva-otca-ne-bylo-by-v-zhivyh-quot

Актер Борис Бабочкин: биография, личная жизнь, фильмография. Бабочкин Борис Андреевич в роли Чапаева

Борис Бабочкин – советский актер, который многим из нас запомнился по роли Чапаева. Но в его творческой копилке немало и других интересных работ. Давайте вместе рассмотрим биографию великого артиста.

Детство

Бабочкин Борис Андреевич родился в 1904 году (18 января) в Саратове. Его мать была школьной учительницей. А отец работал железнодорожником.

Будучи малышом, ему нравилось слушать, как мама читает стихи Пушкина и произведения других русских авторов. В 4 года состоялся первый «актерский» успех Бори.

Вместе со старшим братом Виталием он выступал на праздниках новогодней елки. Отец взял их с собой на работу.

Маленькие «гастролеры» выходили на каждой станции (Саратов, Покровская Слобода, Красный Кут и так далее), читали Некрасова и поздравляли людей с наступающим Новым годом.

Раннее взросление

Борису шел 13-й год, когда свершилась Октябрьская Революция. Мальчишки и девчонки тогда рано взрослели. В 13 лет наш герой стал комсомольцем, а в 15 лет отправился в армию. Так решил сам Борис Бабочкин. Семьяне стала отговаривать его от этого шага. Он попал в политотдел 4-й армии Восточного фронта, в которую входила 25-я Чапаевская дивизия.

Начало творческого пути

Борис Бабочкин, биография которого нами рассматривается, мог бы стать военным. Но его больше привлекало актерское искусство.

По окончании школы парень отправился поступать в театральную студию, расположенную в Саратове. Перед членами отборочной комиссии он прочел отрывок из стихотворения М. Горького – «Фея». Боря сделал это превосходно. Его сразу же зачислили на старший курс.

Покорение Москвы

В театральной студии Боря проучился недолго. Руководитель учреждения А. Канин в течение месяца разглядел в нем природный талант и огромные творческие перспективы. Наш герой начал собираться в Москву. Канин вручил ему рекомендательное письмо, предназначенное для В. Немировича-Данченко.

Борис Бабочкин прибыл в столицу в солдатской шинели и сапогах. В этом огромном городе у него не было знакомых и друзей. На дворе стоял 1920-й год. Люди голодали. 16-летний Боря понимал, что нужно отправиться к Немировичу-Данченко и вручить письмо. Но он этого не сделал.

Уроженец Саратова решил попробовать свои силы. Ему удалось поступить в две театральные школы – к Михаилу Чехову и в студию «Молодые мастеры». Перед ним встал выбор. Борис отдал предпочтение второму варианту.

В 1921 году Бабочкин окончил студию «Молодые мастера». Вместе с руководителем И. Певцовым и однокурсниками он поехал в Иваново-Вознесенск, чтобы выступить в местном театре. Публика встретила их отлично.

Театральная деятельность

В течение 5-6 лет Борис Бабочкин участвовал в разных постановках, сыграв свыше 200 ролей. Он работал в театрах Москвы, Воронежа, Могилева и Самарканда. Наш герой с головой окунулся в актерскую жизнь. Громкие аплодисменты, крики «Браво!», цветы и подарки от поклонников – все это доставляло Борису моральное удовлетворение.

В 1927 году наступил важный этап в творчестве Бабочкина. Его творческие скитания заканчиваются. Бориса Андреевича приняли в основную труппу Ленинградского театра сатиры. Но так он проработал недолго.

В 1931 году молодой актер перешел в драмтеатр Народного дома (ныне – Театр драмы им. А. Пушкина). За короткий срок ему удалось покорить ленинградскую публику.

Его персоной заинтересовался один из известнейших театральных критиков – А. Кугель. На сцене Госнардома Бабочкин сыграл одну из лучших своих ролей. К постановке «Первая Конная» он удачно перевоплотился в Сысоева.

Его персонаж был бунтарем по натуре и настоящим патриотом.

Первые роли в фильмах

Кинодебют Бориса Бабочкина состоялся в 1928 году. В драме «Мятеж» он сыграл комбата Караваева. Режиссер Семен Тимошенко остался доволен сотрудничеством с ним.

А вот нашему герою эта работа не принесла морального удовлетворения. Дело в том, что в немом кинематографе актеры выполняли роли марионеток. Режиссеры руководили каждым их действием.

А Борис боролся за право на творческое самовыражение.

Затем последовали съемки в двух драмах – «Заговор мертвых» и «Возвращение Нейтана Беккера». В 1932 году, когда кино уже было со звуком, он получил от режиссера В. Корша-Саблина предложение сняться в его картине «Первый взвод». Актер внимательно изучил сценарий и ответил согласием. Бориса утвердили на роль Макара Бобрика. Персонаж получился ярким и правдоподобным.

Борис Бабочкин – «Чапаев»

О том, что такое всесоюзная известность и признание зрителей, актер узнал в 1934 году. Тогда на экраны вышла военно-драматическая лента «Чапаев», удостоенная Сталинской премии.

Борис Бабочкин не только блестяще вжился в образ командира-красноармейца, но и выступил в качестве соавтора фильма. Чапаев в его исполнении стал истинно народным героем. В дальнейшем о нем сложили немало легенд, притч и анекдотов.

Мало кто знает, что командира Красной армии должен был играть Баталов Николай. Но из-за туберкулеза ему пришлось отказаться от этой роли. Режиссер решил заменить его Василием Ваниным, который примерял образ Чапаева на театральной сцене. Но в итоге роль досталась Бабочкину. Благодаря стараниям гримеров и костюмеров образ получился максимально похожим на «оригинал».

Первыми, кто посмотрел ленту «Чапаев» (4 ноября 1934 года) были Молотов, Сталин, Ворошилов, а также Шумяцкий и Енукидзе. Иосиф Виссарионович одобрил картину. Он отметил, что фильм о командире-красноармейце имеет огромное воспитательное значение. После этого военная лента начала триумфальное шествие по Советскому Союзу.

Дальнейшая кинокарьера

Многие актеры становятся заложниками одной роли. Не стал исключением и наш герой. Но с этим был не согласен Борис Бабочкин. Фильмы с его участием продолжали выходить на экраны.

В 1935 году он сыграл большевика Андрея в драме «Подруги». Актерская игра Бабочкина была великолепной. Однако зрители по-прежнему видели в его герое Чапаева.

В 1937 году режиссеры М. Дубсон и К. Гаккель утвердили Бориса Андреевича на главную роль в драматической ленте «Большие крылья». Его персонаж – конструктор Кузнецов. В 1938 году поклонники смогли увидеть Бабочкина в военной картине «Друзья». Он сумел передать характер и жизненные принципы своего героя – коммуниста Алексея, прообразом которого является С. Киров.

https://www.youtube.com/watch?v=83AUXEwCN2A

Начало Великой Отечественной войны застало Бориса Андреевича в Риге. В столице Латвии под руководством режиссера С. Тимошенко проходили съемки ленты «Мертвая петля». Ему досталась роль летчика Уточкина Сергея. Съемки фильма пришлось свернуть. Они так и не возобновились после Победы.

Во время войны Б. Бабочкин продолжал сниматься. Его фильмографию пополнили следующие картины: «Оборона Царицына», «Фронт» «Непобедимые» и другие. Также на суд зрителей была представлена короткометражка «Чапаев с нами».

Из последних его киноработ можно выделить фильм-спектакль «Скучная история» (1968), научно-фантастическую ленту «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975) и экранизацию пьесы М. Горького «Достигаев и другие» (1975).

Режиссер и педагог

Актерское искусство – не единственная сфера, в которой преуспел наш герой. Еще в 1936 году Борис Андреевич дебютировал в качестве режиссера. На сцене театра драмы им. А. Пушкина он осуществил постановку «Норы» (по пьесе Г. Ибсена).

В 1937 году Бабочкин сменил место работы. Он перешел в Большой драмтеатр им. М. Горького, где продолжил режиссерскую деятельность. Уже через год Борис стал худруком этого культурного учреждения. Он поставил ряд спектаклей, которые местная публика приняла на ура.

А вот с «Царем Потапом» возникли сложности. Бабочкин считал этот спектакль своим лучшим режиссерским творением. Но худсовет театра не разделял его мнения. Расстроенный до слез Борис написал заявление об уходе и отправился в Москву. С 1940 по 1945 гг.

он был актером и режиссером театра им. Вахтангова.

С конца 1930-х годов Б. А. Бабочкин преподавал в любимом городе Ленинграде, в театральной студии при БДТ им. Горького. Это еще не все. С 1944 года он читал лекции студентам ВГИКа.<\p>

Борис Бабочкин: личная жизнь

Нашего героя нельзя назвать бабником и дамским угодником. Он был однолюбом. В 1927 году Борис женился на балерине Екатерине Георгиевой. Их глаза светились от счастья.

В 1929 году у супругов родился первенец – дочь Наташа. Молодой отец сам купал и пеленал кроху. Через несколько лет в семье Бабочкиных произошло очередное пополнение. На свет появилась их вторая дочка Таня. Супруги мечтали и о третьем ребенке (желательно мальчике). Но судьба распорядилась по-своему.

Екатерина и Борис прожили в браке чуть меньше 50 лет. Только смерть смогла их разлучить. Актер ушел из жизни первым – в 1975 году, а его любимой супруги не стало в 1988 году

Достижения

Бабочкин Борис – актер, который трижды становится лауреатом Госпремии СССР (в 1941, 1951 и 1977 гг.). Также он был кавалером двух Орденов – Трудового Красного знамени и Ленина. В 1963 году ему присвоили звание «Народный артист СССР». Это еще не все. В 1974 году (к 70-летнему юбилею) он стал Героем Социалистического Труда.

Смерть

17 июля 1975 года Бабочкин сел за руль автомобиля и поехал в редакцию газеты «Известия», чтобы отвезти туда свою статью о прошедшем в Москве международном кинофестивале. На обратной дороге в Малый театр ему стало плохо.

Актер нажал на педаль тормоза, но не успел вовремя принять сердечное лекарство. Кто-то из прохожих вызвал скорую помощь. Прибывшие на место происшествия медики были бессильны – Бабочкин скончался.

Эта новость стала настоящим ударом для его родных, коллег и поклонников.

Последний приют известный артист обрел на Новодевичьем кладбище (г. Москва). Сегодня на его могиле установлен добротный памятник из черного и серого мрамора. За чистотой и порядком следят родственники Бориса Андреевича, а также сотрудники Гильдии актеров России.

В заключение

Сегодня мы вспомнили еще одного светлого и не обделенного талантом человека, артиста с большой буквы. В жизни Бориса Бабочкина было все: уютный дом, семья и работа, приносящая моральное удовлетворение. Пусть ему будет пухом земля…

Источник

Источник: http://kwoman.ru/akter-boris-babochkin-biografiia-lichnaia-jizn-filmografiia-babochkin-boris-andreevich-v-roli-chapaeva.html

Борис Бабочкин: биография и фильмография

Образование 25 февраля 2016

По мнению Олега Ефремова, Станиславский создавал свою бессмертную систему с таких людей, как Борис Бабочкин. Биография этого актера, родившегося в 1904 г., словно разделена ролью Чапаева, сыгранной им в 1934 году, на две части: “до” и “после”.

Молодые годы

Родился Борис Андреевич Бабочкин в г. Саратове 18.01.1904 г. в семье железнодорожника. Мама мальчика была учительницей в сельской школе, где тот получил среднее образование. Как все сверстники, в 13 лет Боря стал комсомольцем. А в 15 лет уже пошел во взрослую жизнь – был призван на Восточный фронт гражданской войны, где служил в политотделе 4-й Армии.

Читайте также:  Марк уэббер (веббера) - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Впрочем, молодого парня более, чем служба, манил театр. Он успешно сдал экзамены в Саратовскую театральную студию, прочитав отрывок из стихотворения “Фея” Максима Горького. Молодого человека сразу взяли на старший курс. А руководитель студии Александр Канин, рассмотрев его талант в течение месяца, отправил Бориса в Москву с рекомендательным письмом к Немировичу-Данченко.

Становление актера

В Москву парень поехал, однако протекцией не воспользовался. Вместо этого поступил на учебу в театральную студию “Молодые мастера” от Иллариона Певцова и студию Михаила Чехова.

Именно первая, по мнению самого актера, заложила хорошую основу его театрального становления. А Иллариона Певцова Борис Андреевич считал своим учителем.

В дальнейшем в течение 6 лет (с 1921 года) Борис Бабочкин роли свои (а их было более 200) играл в театрах Воронежа, Костромы, Могилева, Самарканда. Этот период он называл становлением.

Зрелость наступила с 1927 г., когда актер играл в Ленинградском театре сатиры. Внутренне это был уже тот многогранный человек творчества, которому по плечу оказались сверхзадачи. Бабочкин играл, был режиссером, снимался в кино, преподавал, писал статьи для театральных изданий.

В благоприятном для себя 1927 году женится Борис Бабочкин. Личная жизнь актера-однолюба вовсе не напоминала уравнение с многими неизвестными. Все рарешилось, когда он влюбился в балерину Катю, вскоре ставшую Бабочкиной. Потом у них родилась дочь Татьяна. Семья Бабочкиных была небольшой, но дружной. Супруги любили друг друга, дочь ценила и уважала их.

Видео по теме

Адаптация к кинематографу

С 1931 года, играя в Театре драмы имени Пушкина (тогда он назывался Драматическим театром Народного дома), Борис Бабочкин в театре и кино стал еще более заметной фигурой.

По признанию критиков, сыгранная им роль Сысоева из спектакля “Первая конная” В. Вишневского вызвала восхищение. Он показал зрителям благородного бойца, бунтаря и патриота, защитника Отечества и революционера.

Театральные критики были единодушны: лучший актер Петербурга был готов сыграть действительно масштабные эпические роли.

Перед главной в своей жизни работой в искусстве актеру словно волей судьбы выпало несколько ролей, словно готовящих его к будущей серьезной роли.

Тяжело сживался театральный актер со спецификой кино. Первым для него был образ комбата Караваева в фильме “Мятеж”. Режиссеры картины пытались максимально ограничить навязанным жестким алгоритмом творческое самовыражение Бабочкина.

Он бунтовал, не приемля такой кинематограф.

Но уже следующая его работа – роль Макара Бобрика (фильм “Первый взвод” режиссера Саблина-Корша) показала, что театральный актер смог совладать с киноспецификой, глубоко и системно раскрывая образ своего персонажа.

Предложение режиссеров Васильевых сыграть в фильме “Чапаев”

Знаменитым на всю страну этого актера сделал образ Чапаева. Впрочем, имела место целая цепь случайностей, приведшая к тому, что актер Бабочкин Борис Андреевич получил роль тогда еще не легендарного комдива.

Лента эта заслуживает отдельного короткого комментария. Малоизвестно, что создатели сценария фильма “Чапаев”, режиссеры Васильевы, вопреки распространенному заблуждению, братьями не являются, они – просто однофамильцы.

Одного из них, Георгия Васильева, зритель фильма, ставшего классикой, может увидеть в сцене белогвардейской психической атаки, он шествует со стеком, куря папиросу. Также мы можем увидеть супругу второго режиссера.

Жена Сергея Васильева актриса Варвара Мясникова сыграла роль Анки-пулеметчицы.

Готовность Бабочкина воплотить Чапаева

Изначально Борис Бабочкин был взят на роль ординарца Василия Ивановича – Петьки. На роль Чапаева приняли совсем другого актера – Николая Баталова, однако у него во время съемок обострился туберкулез.

Борис Андреевич на то время обладал впечатляющим творческим потенциалом. Вся его предыдущая актерская карьера была, по своей сути, движением вперед в развитии таланта. Бабочкин доводил до совершенства свое умение перевоплощения. Его почитатели все больше восхищались кумиром. Казалось, он испытывает себя в размывании границ творчества.

Сценарий фильма о комдиве тронул актера до глубины души, поскольку его личная жизнь сложилась так, что сам Борис Бабочкин в Гражданскую войну воевал в одной армии со своим героем: замполит служил по соседству с 25-й кавалерийской дивизией.

Более того, политрук Бабочкин по роду службы общался с руководящим звеном: командиром армии Авксентьевым, начальником штаба Макаровым, знал лично всех армейских комдивов… кроме Чапаева.

С Василием Ивановичем, по иронии судьбы, знаком не был и ни разу его не видел.

Борис Бабочкин не понаслышке знал быт и тонкости службы рядового состава. Он, сам будучи опытным кавалеристом, умел гарцевать на коне, с армейским шиком носить форму, по-кавалерийски надевал папаху так, что та держалась каким-то непостижимым образом, по личным впечатлениям представлял лексикон и манеру поведения конармейцев.

Это дало ему возможность осознать сценарий фильма не как героический миф, а одушевленно, отыскать те волшебные нити, те тропинки-дорожки, которые ведут к сердцу зрителя.

От ординарца – к комдиву

Возможно, поэтому, пытаясь сперва сыграть по-своему Петьку, актер (которого коллеги называли въедливым за умение разложить роль на мельчайшие составляющие и досконально изучить каждую) вносил бесконечные коррективы в образ ординарца. Васильевы спорили с ним до хрипоты.

Силы были неравны: целых два режиссера против одного актера. Борис Бабочкин не соглашался. Он стоял на своем: играть следует по-другому. В одном из таких творческих дебатов он вдруг круто развернулся и молча ушел к себе в гримерку.

Васильевы переглянулись и вздохнули, считая спор выигранным, однако не тут-то было. К ним через пару минут совершенно неожиданно вышел норовистый актер, но уже в гриме Чапаева.

Режиссеры только ахнули от портретного и характерного сходства. Завораживала пластика движений Бабочкина-Чапаева, его одухотворенность.

Актер произнес несколько импровизированных фраз – это было более чем убедительно.

Кратко о значении киноработы Бабочкина в “Чапаеве”

Роль Петьки тут же передали актеру Якову Гудкину, которого впоследствии заменили Леонидом Кмитом. После этого, по признанию режиссеров, “карты легли идеально”.

Похоже, что этим своим первым шагом к Чапаеву – импульсивным нанесением грима и моментальным перевоплощением в комдива – шагнул в вечность Бабочкин Борис. Актер сперва остался в образе Василия Ивановича на весь фильм. Потом эта роль наложила отпечаток на всю его жизнь. И в конце концов – на историю всего советского кинематографа.

О слиянии личностей чапаева и бабочкина

Образ комдива определялся масштабом перевоплощения и творческой самоотдачи актера.

В роли Чапаева он обрел возможность отбросить киношные штампы немого кинематографа, где актер был марионеткой режиссера, где внешнее правдоподобие предпочиталось актерскому творчеству.

Случилось настоящее чудо творчества: образ Чапаева ожил, тронул миллионы сердец, наполнился содержанием, которое вдохнул в него Бабочкин. Был бы нынче столь известен этот комдив, если бы не игра актера? Звучало бы на устах зрителей имя Бабочкина, если бы не Василий Иванович?

Судьбы этих двух людей неразрывно слились воедино. Гениальное перевоплощение сотворило чудо. Эпическую легенду создал великий русский актер Борис Бабочкин. Фото актера в гриме Чапаева даже бывшие бойцы 25-й конной дивизии, лично знакомые с Василием Ивановичем, называли идентичным оригиналу.

В полной мере проявилась сила искусства: актер донес своему зрителю повествование не об обезличенных доблести и славе, а о живом человеке, обладающем настоящим, Богом данным талантом – быть командиром. Чапаев Бабочкина, комдив, выросший из рядового чина, порой крут, бесстрашен, мудр. Иногда он по-человечески заблуждается

Но это все – понятные подчиненным командира человеческие слабости. И они их ему прощают, как прощали бы отцу родному. Ведь они знают, что Чапаев их никогда не предаст, не оставит на поле боя.

Они верят ему, как гениальному тактику, нутром понимающему специфику кавалерийского боя.

Они при необходимости, не раздумывая, закроют его своим телом от шальной пули, поскольку и Чапаев за них умереть готов.

Все это сумел воплотить в своей роли Бабочкин.

Влияние роли Чапаева на творческую жизнь актера Бабочкина

Фильм “Чапаев” вошел в первую сотню лучших мировых киноработ. На маршала Ворошилова игра Бориса Андреевича произвела такое впечатление, что он подарил актеру квартиру в Москве.

Дочь Бориса Бабочкина вспоминает огромную народную любовь, которая выплеснулась на ее отца. Актер действительно создал настоящий шедевр.

Спустя сорок лет гениальный режиссер Тарковский назвал Бабочкина-Чапаева “завораживающим бриллиантом, в котором каждая грань контрастирует с соседними, образуя монолитную характерность.”

Благодаря этой киноработе Бабочкин стал в 1935 году самым молодым Народным артистом России.

“Чапаев” подарил актеру своеобразную индульгенцию: его, человека прямого и открытого, не умеющего приспосабливаться и говорящего нередко нелицеприятные вещи, не трогали органы НКВД. В то время многое зависело от рецензии Главного, и она была дана. Завистники, недостатка которых у Бориса Андреевича никогда не было, прикусили язык…

Борис Бабочкин в театре и кино после “Чапаева”

Во время Великой Отечественной войны актер много снимался. 22 июня 1941 года он был в Риге на съемках фильма “Мертвая петля”, рассказывающего о летчике С. Уточкине. Его народ любил.

Актер своим кинообразом воодушевлял людей на отпор фашистам, он понимал это, трудясь фанатично, по 16 часов в день.

Много главных киноролей сыграл Борис Бабочкин, фильмография его в военную пору была насыщенной: “Непобедимые”, “Фронт”, “Оборона Царицына”, “Родные поля”. Последний из названных фильмов стал первой работой его как кинорежиссера.

Впрочем, если кинотворчество Бабочкина имело позитивные рецензии, то его театральные работы попали под удар. Его ненавидели за удачливость, за талант. Но если для завистников фильм “Чапаев” был неприкасаемой священной коровой, то работы Бабушкина как театрального режиссера они встретили в штыки.

Решения принимались келейно, художественными советами, отягощенными идеологическими догмами и шаблонами.

Ситуация была парадоксальной: ленинградская публика восторженно воспринимала шедшие с аншлагами спектакли “Царь Потап”, “Кубанцы”, “Волк”, “Дачники” (Борис Бабочкин – режиссер), а спустя день пресса разносила их в пух и прах.

Кстати, спектакль “Царь Потап” Борис Андреевич считал своей лучшей работой. Он не выдержал этой кем-то организованной травли и, написав заявление об уходе, уехал из Ленинграда в Москву. Потом этот шаг он назовет наибольшей ошибкой в своей жизни. Ему город на Неве был более близок по духу.

Травля режиссера в театре им. Пушкина

Ленинградец по своему менталитету, Бабочкин сменил много московских театров. Сначала он играл в Первой студии МХТ, затем – в Театре имени Вахтангова. С 1949 по 1951 г. Борис Андреевич был актером и режиссером МХАТа, Московского драматического театра им. Пушкина. Работа в последнем оказалась плодотворной.

Бабочкин поставил спектакль, принесший аншлаги, – “Тени” (по мотивам Салтыкова-Щедрина). Повторилась ленинградская ситуация. На него, режиссера, посыпалась едкая, незаслуженная, унизительная критика. За достигнутый успех, за талант.

У Бабочкина после этого случился первый сердечный приступ, он слег в больницу. Затем целых три года ему пришлось быть безработным. Актер знал, откуда тянутся нити к марионеткам-критикам, но был вынужден попроситься на прием к министру культуры Фурцевой…

Вскоре он получил работу в Малом театре.

Работа во МХАТе

И здесь ситуация повторилась: бабочкинский спектакль “Иванов” собирал полные залы, а кровожадная критика (образно говоря) рвала его зубами.

“Ошибка” Бабочкина была идеологической: он всегда ставил Человека над Идеологией, Чувства над Верноподданностью, Совесть над Партийной Необходимостью.

А еще он открыто назвал директора театра Царева Иудой за пасквиль на гениального режиссера Мейерхольда, ставший причиной ареста гения. Травили Бориса Андреевича именно за это.

После того как завистники объявили режессируемый им спектакль “Лес” внеплановым, Борис Бабочкин не выдержал унижения и ушел из Малого театра.

Он ушел преподавать во ВГИК. Его ученики, в частности актриса Наталья Богунова, с восхищением отзывались о нерастраченном творческом потенциале Бабочкина. По ее словам, он мог “переиграть” целую труппу.

Вместо заключения

Бабочкин, преподавая во ВГИКе, вдруг понял, в чем заключается проблема советского театра: в отходе от классики, в подмене чувств формализмом. Его больно ранила выхолощенность человеческого, актерского, художественного начала в ролях.

Бориса Андреевича вдруг охватило желание поставить “Чайку” бессмертного Чехова. Он написал свой уникальный режиссерский сценарий. 17.07.1975 г.

Бабочкин на своем автомобиле приехал к Малому театру, зайдя в здание, договорился с Игорем Ильинским, чтобы тот играл роль Сорина. На обратном пути ему вдруг стало плохо. Сердце.

Он остановил автомобиль. Начал искать таблетки. Их под рукой не оказалось…

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/183481/

Ссылка на основную публикацию