Фрэнсис бэкон – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Фрэнсис Бэкон, биография, история жизни, факты

Френсис Бэкон родился в Лондоне, в знатной и уважаемой семье.

Его отец Николас был политическим деятелем, а мать Анна (в девичестве Кук) была дочерью Энтони Кука, известного гуманиста, воспитавшего короля Англии и Ирландии Эдуарда VI.

Мать с юных лет прививала сыну любовь к знаниям, и у нее – девушки, знающей древнегреческий язык и латынь – это с легкостью получалось. К тому же мальчик и сам с самого нежного возраста проявлял огромный интерес к знаниям.

В общем, о детстве великого мыслителя известно не так уж много. Основы знаний он получал на дому, так как отличался слабым здоровьем.

Но это не помешало ему в возрасте 12 лет, вместе со старшим братом Энтони поступить в Тринити-колледж (колледж Святой Троицы) при Кембридже.

Во время обучения на смышленого и образованного Френсиса обратили внимание не только придворные, но и сама Королева Елизавета I, которая с удовольствием беседовала с юношей, часто в шутку его называя подрастающим лордом-хранителем.

По окончанию колледжа братья вступили в сообщество учителей в Грейс-Инне (1576 г.). Осенью того же года, не без помощи отца, Френсис в составе свиты Сэра Эмиаса Паулета отправился заграницу. Реалии жизни других стран, увиденные тогда Френсисом, вылились в заметки «О состоянии Европы».

Вернуться на родину Бэкона заставило несчастье – в феврале 1579 года не стало его отца. В этом же году он начал свою деятельность в качестве юриста в Грейс-Инне.

Через год Бэкон подал прошение о поиски какой-нибудь должности при дворе. Однако, не смотря на  довольно теплое отношение королевы Елизаветы к Бэкону, позитивного результата он так и не услышал.

Проработав в  Грейс-Инне до 1582 года, он получил должность младшего барристера.

В возрасте 23 лет Френсис Бэкон удостоился чести занимать должность в палате общин. Он имел свои взгляды, которые порой не сходились со взглядами Королевы, а потому вскоре прослыл ее противником.

Через год он уже был избран в парламент, а настоящий «звездный час» Бэкона наступил, когда у власти в 1603 году оказался Яков I. Под его покровительством Бэкон был назначен генеральным прокурором (1612 г.

), через пять лет лордом-хранителем печати, а с 1618 по 1621 год был лордом-канцлером.

Карьера в один миг рухнула, когда в том же 1621 году Френсису предъявили обвинение во взяточнистве. Тогда он был взят под стражу, однако всего через два дня его помиловали.

Во время его политической деятельности мир увидел одну из самых выдающихся работ мыслителя — «Новый Органон», которая была второй частью главного труда— «Великого Восстановления Наук», который, к сожалению, так и не был завершен.

Философия Бэкона

Френсиса Бэкона небезосновательно считают основопологателем мышления нового времени. Его философская теория в корне опровергает схоластические учения, выводя при этом на первый план знания и науку.

Мыслитель считал, что человек, сумевший познать и принять законы природы, вполне способен использовать их себе во благо, обретая тем самым не только власть, но и нечто большее – духовность.

Философ тонко подмечал, что во времена становления мира, все открытия были сделаны, по сути, случайно – без особых навыков и владения специальными приемами.

Следовательно, познавая мир и получая новые знания, главное, чем нужно пользоваться – это опыт и индуктивный метод, а исследования, по его мнению, должны начинаться с наблюдения, а не теории. По Бэкону, успешный эксперимент может зваться таковым только в том случае, если во время его проведения постоянно меняются условия, в том числе время и пространство — материя должна быть всегда в движении.

Понятие «эмпиризм» появилось вследствие развития философской теории Бэкона, а его суть сводилась к суждению «познание лежит через опыт». Он полагал, что добиться чего-либо в своей деятельности, можно лишь при наличии опыта и знаний. По Бэкону существует три пути, пройдя которые человек может получить знание:

  • «Путь паука». В данном случае аналогия проводится с паутиной, подобно которой переплетаются человеческие мысли, при этом конкретные аспекты пропускаются мимо.
  • «Путь муравья». Подобно муравью человек по крупицам собирает факты и доказательства, получая таким образом опыт. При этом суть остается непонятной.
  • «Путь пчелы». В этом случае используются позитивные качества пути паука и муравья, а негативные (отсутствие конкретики, непонятая суть) опускаются. Выбирая путь пчелы, все факты, собранные опытным путем важно пускать через разум и призму своего мышления. Так познается истина.

Классификация препятствий на пути к познанию

Бэкон, помимо путей познания. Говорит и о постоянных препятствиях (так называемые препятствия-призраки), сопровождающие человека на протяжении всей его жизни.

Они могут быть врожденными и приобретенными, но в любом случае, именно они мешают настроить свой разум на познание.

Итак, существует четыре типа препятствий: «Призраки рода» (происходят из самой человеческой природы), «Призраки пещеры» (собственные ошибки восприятия окружающей реальности), «призраки рынка» (появляются вследствие общения с другими людьми посредством речи (языка)) и «призраки театра» (навеянные и навязанные призраки другими людьми). Бэкон уверен – для того чтобы познать новое, нужно отказаться от старого. При этом важно не «растерять» опыт, опираясь на который и пропуская его через разум, можно достичь успеха.

Личная жизнь

Френсис Бэкон был женат единожды. Его жена была в три раза младше его самого. Избранницей великого философа стала Алиса Бэрнем, дочь вдовы лондонского старейшины Бенедикта Бэрнема. У пары не было детей.

Скончался Бэкон вследствие перенесенной простуды, ставшей результатом одного из проводимых опытов.

Бэкон руками набивал тушку курицы снегом, пытаясь таким способом определить влияние холода на сохранность мясных продуктов.

Даже будучи уже тяжелобольным, предвещая скорую смерть, Бэкон писал радостные письма своему товарищу, лорду Эренделу, не уставая повторять, что наука в итоге все же даст власть человеку над природой.

Цитаты

  • Знание – сила
  • Природу побеждают, только повинуясь ее законам.
  • Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути.
  • Самое страшное одиночество – не иметь истинных друзей.
  • Воображаемое богатство знания – главная причина его бедности.
  • Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта.

Известнейшие произведения философа

  • «Опыты, или наставления нравственные и политические» (3 издания, 1597-1625 гг.)
  • «О достоинстве и приумножении наук» (1605)
  • «Новая Атлантида» (1627)

За всю жизнь из под пера философа вышли 59 работ, после его смерти были опубликованы еще 29.

Источник: http://ThePerson.pro/frehnsis-behkon/

Биография Фрэнсиса Бэкона

Английский философ, государственный деятель. Лорд, барон Веруламский, виконт Сент-Олбанский. Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 года в Лондоне.

В 12 лет поступил в Кембриджский университет, а в 23 года уже был членом палаты общин английского парламента, где выступал противником королевы Елизаветы I по ряду вопросов. В 1584 году Фрэнсис Бэкон был избран в парламент.

Политическое возвышение началось в 1603 году, когда на престол вступил король Яков I. В 1612 году Бэкон становится генеральным прокурором, в 1617 – лордом-хранителем печати, а в 1618 году (до 1621) – лордом-канцлером при короле Якове I.

В 1621 году Фрэнсис Бэкон был привлечен к суду по обвинению во взяточничестве, отстранен от всех должностей и по указу Якова I заключен в тюрьму сроком на два дня. Был помилован королем, но на государственную службу не вернулся.

«Годы лорд-канцлерства Бэкона, были ознаменованны казнями, раздачей пагубных монополий, противозаконными арестами, вынесением лицеприятных приговоров. Немощным стариком вернулся Бэкон из тюрьмы в свое имение. Едва приехав домой, он всецело погрузился в изучение естественных наук.

Его занятия, обычно посвященные предметам насущно полезным, снова и снова уводили его из кабинета в поля, сады и конюшни имения. Часами беседовал он с садовником о том, как облагородить фруктовые деревья, или давал указания служанкам, как измерять удой каждой коровы. В конце 1625 года милорд заболел и лежал при смерти.

Он прихварывал всю осень, а зимой, еще не совсем оправившись, поехал в открытых санях за несколько миль в соседнее имение. Когда возвращались назад, на повороте при въезде в имение они задавили курицу, по-видимому, выбежавшую из курятника.

Выбравшись из-под своих одеял и мехов, милорд вылез из саней и, невзирая на то, что толковал ему кучер о холоде, пошел туда, где лежала курица. Она была мертва. Старик велел мальчику-конюху поднять курицу выпотрошить ее.

Мальчик сделал, как ему было приказано, и старик, видимо, позабыв и свою болезнь и мороз, нагнулся и, кряхтя, набрал горсть снега. Заботливо принялся он набивать снегом тушку птицы. “Вот таким образом она должна многие недели сохраниться свежей”, – сказал старик с увлечением. – “Снеси ее в погреб и положи на холодный пол.

” Короткое расстояние до двери он прошел, пешком, уже немного устав и тяжело опираясь на мальчика, который нес под мышкой набитую снегом курицу. Едва он вошел в дом, как его охватил озноб. На следующий день он слег и метался в сильном жару.» (Бертольт Брехт, «Опыт») Умер Фрэнсис Бэкон 9 апреля 1626 года в местечке Хайгет.

Фрэнсис Бэкон считается основателем английского материализма, эмпирического направления. Важнейшую задачу науки видел в покорении природы и целесообразном преобразовании культуры на основе познания природы.

Среди работ Фрэнсиса Бэкона – «Опыты, или наставления нравственные и политические» (1597; эссе на различные темы от морально-бытовых до политических), «Распространение образования» («О достоинстве и приумножении наук»; De dignitate et augmentis scientiarum; 1605; трактат, призывавший положить в основу образования эксперименты и наблюдения), «Новый органон» (Novum organum scientiarum; 1620; часть незаконченного труда «Великое восстановление наук»), «Новая Атлантида» (Nova Atlatis; утопическая повесть; работа не закончена; представлен проект государственной организации науки).

Список литературы

Энциклопедический ресурс rubricon.com (Большая советская энциклопедия, Всемирный биографический энциклопедический словарь, Философский словарь, Энциклопедический словарь “Всемирная история”)

Бертольт Брехт, «Опыт».

Проект “Россия поздравляет!”

Источник: http://MirZnanii.com/a/303025/biografiya-frensisa-bekona

Фрэнсис Бэкон – интересные факты из жизни художника – экспрессиониста

Фрэнсис Бэкон родился 28 октября 1909 года в Дублине. Известен как английский художник-экспрессионист. Внес огромный вклад в мировую культуру как мастер фигуративной живописи. Излюбленной тематикой его работ считается человеческое лицо, непропорционально искаженное.

Биографические факты из жизни Фрэнсиса Бэкона

  • Фрэкнсис Бэкон родился в семье капитана в отставке Эдварда Мортимера Бэкона. Его отец занимался разведением лошадей. Мать — богатая наследница магнатов из Шеффилда.Фрэнсис Бэкон
  • Помимо Фрэнсиса в семье было еще четверо детей. Его воспитывала няня Джесси Лайтфут, с которой он поддерживал отношения до ее кончины.
  • Первая мировая война заставила семью сменить место жительство. Так семья оказалась в Лондоне. Отсюда они переселились в Ирландию, где вскоре началась гражданская война. Из-за частых переездов Фрэнсис закончил лишь два года начальной школы.
  • Маленький Фрэнсис страдал астмой, несмотря на это отец заставлял его кататься верхом на лошадях.
  • В 1926 году отец выгнал будущего знаменитого художника из дома за то, что последний переодевался в одежды матери. Фрэнсису пришлось уехать в Лондон, перебиваясь случайными заработками.

Становление творческой личности Фрэнсиса Бэкона

Чтобы вернуть сына к традиционной сексуальной ориентации отец предлагает Фрэнсису отправиться в путешествие в Берлин вместе с военным другом семьи Сесилом Харкорт-Смитом. Однако надежды не оправдались, Бэкон совращает Сесила. Во время жизни в Берлине Фрэнсис активно посещает мероприятия, ведет беседы с людьми искусства. Там он знакомится с фильмами Сергея Эйзенштейна и Фрица Ланга.

Решение заняться живописью  пришло к нему после посещения выставки Пикассо в Париже. Тогда он поселился в Куинсбери Мьюс Уэст и начал проектировать дизайны интерьеров. В 1930 году один из популярных журналов «The Studio» назвал его работы примером британского декоративного искусства.

После этого Бэкон знакомится с Эриком Холлом, который в течение многих лет является его любовником и спонсором. Именно он познакомил его с Роем де Мейстром, предложившим ему начать работу с масляными красками.

Жизнь Бэкона значительно изменилась после смерти отца. Он унаследовал все состояние, поскольку братьев уже не было в живых. Тогда он зажил на широкую ногу. Во время Второй мировой войны Фрэнсис вступает в ряды гражданской обороны. Но его здоровье начинает ослабевать с каждым годом, что вынуждает его отказаться от городской жизни.

В 1942 году они вместе с Эриком Холлом уезжают жить в деревню, где художник продолжает писать, но все эти картины не сохранились. В 43 году он возвращается в Лондон, где вместе с Холлом открывает подпольное казино. Там он знакомится с Люсьеном Фрейдом, с которым они покоряли все клубы и бары на протяжении 25 лет.

Дружба разбилась о творческие разногласия.

Читайте также:  Ксения столбова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Отличительные черты полотен Фрэнсиса Бэкона

Френсис не получил профессионального образования, именно поэтому он долгое время скитается в поисках «своего» искусства. Он экспериментировал со стилистическими направлениями, интересовался жанрами, пробовал и притворял в жизнь смелые идеи. К сожалению, до наших дней дошли лишь пятнадцать его полотен, но этого вполне достаточно, чтобы оценить самобытность творца.

На него оказывали огромное влияние Рой де Мейстр и Эрик Холл. Бэкон любил вдохновляться картинами других художников, поэтому в его работах встречались знакомые образы, перекочевавшие из других картин. Удивительно, но мировоззрение художника перевернула книга о болезнях полости рта. Известная картина «Крик» стала образом-катализатором, который часто встречался в его работах.

Вы всегда можете сделать заказ в по телефонам: Наш офис открыт для Вас

  • понедельник-пятница с 10:00 до 22:00
  • суббота-воскресенье – выходной

или сделать онлайн-заказ в любое время суток, заполнив заявку с указанием ваших контактных данных. Наши администраторы свяжутся с Вами для уточнения деталей.

Источник: http://www.reprodukciikartin.ru/frensis-bekon/

Бэкон Фрэнсис (1909-1992)

 Френсис Бэкон родился 28 октября 1909 года в Дублине в Ирландии. Его отец объезжал лошадей и готовил их к скачкам. Он был потомком знаменитого философа Фрэнсиса Бэкона. Свое образование Френсис в основном получил дома у частных учителей, так как страдал астмой.

   Когда ему было шестнадцать лет, родители узнали, что он имел гомосексуальные контакты с некоторыми конюхами из их конюшни. Когда его поймали за примеркой нижнего белья матери, то выгнали из дома. Он уехал в Лондон, где увлекся сценическим искусством.  Австралийский художник Рой де Мейстре, который был на шестнадцать лет старше Бэкона, стал его любовником и учителем.

В 1930 году они вместе устроили выставку в гараже в Южном Кенсингтоне, который Бэкон использовал как студию.

  В течение нескольких следующих лет Бэкон курсировал между Лондоном, Парижем и Берлином, появляясь в барах для трансвеститов с некоторыми гангстерами и бандитами, писал , продавал мебель и ковры собственного дизайна.

От того периода его творчества осталось очень немногое, так как он уничтожил основную часть своих ранних работ, предпочитая жить в более или менее полной безвестности.

На выставке в 1945 году экспонировался его триптих “Три стадии образа на основе распятия”, который шокировал мир искусства.

 В очень многих его картинах были использованы работы старых мастеров. Его серия “Орущие Папы”, например, из которых самая известная работа “Изучение Папы Иннокентия Х Веласкеса” исказила оригинальные образы испанского художника XVII века Диего Веласкеса до неузнаваемости, придав им ужасающие, шокирующе экспрессивные формы нашего темного столетия. На одной из этих картин визжащий понтифик был заключен в стеклянную клетку. На другой – на него с фланга нападает обглоданная туша быка, этот сюжет был позаимствован у Рембрандта.  Хотя в его картинах прослеживается влияние Пикассо, сюрреализма и немецкого экспрессионизма, Бэкон всегда утверждал, что он просто реалист: “Ничто не может быть ужаснее, чем сама жизнь”.   Бэкон описывал технику своего письма таким образом: “Вы не можете себе представить, как безнадежность в работе может заставить просто взять краску и делать все, что угодно, чтобы выбраться из рамок сотворения иллюстративного образа любого типа.”  Звезда Бэкона загорелась на небосклоне английской художественной жизни в 1945 году, когда на выставке в лондонской галерее Лефевр появился его большой триптих “Распятие”: на кирпично-красном фоне три антропоморфных существа извивались в конвульсиях словно на пыточном станке или в кресле хирурга, и их глыбообразные тела завершались зияющими отверстиями кричащих ртов. Эта картина никому неизвестного тогда художника, по мнению критиков, выдерживала соседство с представленными здесь же работами Генри Мура и Грамма Сазерленда. Бэкон сразу же стал знаменитым, а тридцать лет спустя, после его грандиозной выставки в парижском Гран Пале, имя его уже стояло на первом месте в списке известных мастеров.

 Росту его международной репутации сопутствовал и коммерческий успех: цены на его картины росли с головокружительной быстротой. Так, в 1964 году одна из его картин была куплена за 7 тысяч долларов, а лет через 20 она же была продана на аукционе Сотбис за 5,5 миллиона. Это был рекорд: ни один живой художник до него таких денег за свои работы не получал.

 В мире искусства нередко случается так, что бывший бунтарь и отщепенец, обретая известность, становится частью художественной элиты. С Бэконом такого произойти не могло: слишком долго – на протяжении почти сорока лет своей сознательной жизни – он находился в положении потенциального преступника и отсутствие страха перед законом воспринимал почти как ненормальность. Он не мог отрешиться от привычки вести жизнь лондонского дна. Бродяги, наркоманы, нищие, дезертиры, подонки делили с ним кров и ложе. Они требовали денег, устраивали сцены ревности, шантажировали, писали доносы в полицию и растаскивали его картины. Они же были и главными персонажами его работ.  Еще в 1959 году Бэкон купил скромную двухкомнатную квартирку в районе лондонского Челси и прожил в ней до последних дней. Одна комната была захламлена старыми книгами, холстами, тюбиками от краски – здесь он работал, и уборщице вход сюда был строго воспрещен, в другой ел, спал и принимал друзей. Галерея Малборо, с которой он был связан контрактом, платила ему гонорары свернутыми в трубочку пятидесятифунтовыми купюрами, а по ночам в пабах и ресторанах он вынимал из кармана эти, как он называл их, клочки бумаги, щедро раздавал друзьям и платил за все. 

 Хотя его работы покупались за миллионы, Бэкон продолжал жить и работать в жалких и неуютных апартаментах в Южном Кенсингтоне. Живопись никогда не была для него основным занятием, а скорее отдыхом от его настоящих интересов – азартных игр, мальчиков и шампанского, которое он имел обыкновение употреблять в “комнате с колоннами” Клуба для пьющих в нижнем Сохо.

 В 1964 году он влюбился в Джорджа Дайера, и они прожили семь лет вместе, вплоть до самой смерти Дайера в Париже в 1971 году, которая наступила от передозировки бренди и снотворного. Эта смерть послужила темой для самой грандиозной работы Бэкона “Триптих май – июнь 1972”: на одной из боковых панелей запачканная, искаженная фигура Дайера сидит на унитазе; на другой – Дайер блюет в песок. Центральная панель изображает Дайера, исчезающего в темноте…   Бэкону предлагали титул, но он отказался. “Я верю в упорядоченный хаос, – однажды заявил он, – твердые правила случая”. Своим привычкам и образу жизни Бэкон не изменил до конца дней. В 80 лет его можно было видеть все в той же компании, в тех же пабах лондонского Сохо, где он пил и щедро угощал друзей. Он перенес тяжелую операцию на почках, а когда друзья начали выражать соболезнования, он махнул рукой и сказал: “Да, но если вы пьете с пятнадцати лет, вы должны только радоваться, что у вас сохранилась хотя бы одна почка”.

 Фрэнсис Бэкон умер 28 апреля 1992 года (он не перенес инфаркта миокарда) в Мадриде , куда полетел на свидание со своим очередным другом. Незадолго до смерти он в полушутку, в полусерьез распорядился своим погребением: “Когда я умру, положите меня в пластиковый мешок и бросьте в канаву”.

И, может быть, наиболее точно выразил суть его натуры и творчества крупнейший английский критик Дэвид Сильвестр, которого связывали с Бэконом долгие годы дружбы: “Бэкон обладает глубоким реалистическим чувством жизни. Он – человек без иллюзий.

И, я думаю, на его искусство надо смотреть как на продукт человека, отбросившего всяческие иллюзии”.

Рубрика: изобразительное искусство, художник, биография

Источник: https://www.art-spb.ru/article/195

Фрэнсис Бэкон. Одиноко стоящая фигура

Существовало в Англии такое «Общество Бэкона», изучало философское наследие основоположника эмпиризма Фрэнсиса Бэкона (Bacon, англ.). А им все время приходили письма о плохом качестве бекона (bacon, англ.). Достали, короче. Измучили донельзя своими глупыми кляузами не по адресу.

Люди вечным занимаются, а им тут все время про тленное напоминают. В общем, разместили они в прессе объявление, что «Общество Бэкона» переименовывается в «Ассоциацию памяти лорда Бэкона». Тут им приходит письмо: «Вместо того чтобы менять названия, вы бы лучше следили за качеством бекона».

Эту историю я прочитал лет сорок назад.

С тех пор, когда речь заходит о каком-нибудь Бэконе – а их целая прорва, одних философов две штуки – или беконе, я ее рассказываю, и она пользуется неизменным и заслуженным успехом.

Ну не мог же я ее тут не рассказать. Кроме того, этот Френсис Бэкон (1561-1626) – какой-то там прямой предок нашему Френсису Бэкону (1909-1992). Бекон тут тоже к месту оказался, поймете потом, почему.

А может, я просто оттягиваю время. Ибо у меня для вас плохие новости – Фрэнсис Бэкон* был очень глубоко отвратительным человеком. Он был атеист, игрок, пьяница, наркоман, гомосексуалист и еще любил переодеваться в бабское. В наше время, когда у нас кругом распустились и цветут хорошие традиционные ценности, душа такого плохого и опустившегося художника, конечно, никак не принимает.

Вот папа у него был хороший. Полноценный WASP, офицер, потом бывший офицер, конезаводчик – поставлял коней в королевскую армию. Строгий, конечно.

Когда он увидел, как его шестнадцатилетний сынок переодевается в бабское, и еще узнал, что тот затевал безобразные половые акты с грумами из его конюшни, он приказал конюхам на тех же конюшнях выпороть сынка розгами, а потом выгнал его из дома, к дядьке, в Берлин – не исправили сынка розги чёта. Т.е.

с насилием – я ж говорю, папа был семейный деспот – Бэкон был знаком с детства. Он еще родился и некоторое время жил в Дублине, где тогда насилие было практически нормой – там за независимость от Великобритании боролись.

Плюс астмой он болел, Бэкон-то. Из-за нее да еще из-за частых переездов образования он толком не получил. А в 1927 году, уже после Берлина, он оказался в Париже. Там ему по мозгам стукнули две вещи: выставка Пикассо и «Андалузский пес» Бунюэля и Дали. И решил Бэкон стать художником.

Учителем его стал взрослый дядька – он еще служил Бэкону любовником – австралийский художник Рой де Мейстр. Вот его работа.

Рой де Мейстр. Мастерская Бэкона

Нам она интересна тем, что на ней можно увидеть ранние работы Бэкона, которых осталось очень мало – в середине 30-х гг. он их в массовом порядке уничтожил по причине недовольства ими**. Какой-то декоративный экспрессивный сюрреализм, если такой существовал.

Вот еще его работы 30-х гг.

Портрет

Фигуры в саду

Тут тоже, конечно, сильно поночевал сюрреализм. А что будешь делать – он тогда одним из главных трендов в авангардизме был.

Потом, как теперь стало известно, началась война, и Лондон усердно бомбили. Бэкон служил в гражданской обороне и насмотрелся всякого, в том числе и искореженных человеческих тел. В 1944 году он делает свою первую знаменитую работу.

Три этюда фигур у подножия Распятия

Это, конечно, никакая не божественная история. Вообще, несмотря на свой атеизм, Бэкон сделал несколько работ на тему Распятия, но всегда это были работы про человеческое, про жестокость и страдание.

Собственно, в таком подходе к теме ничего оригинального не было, так ее трактовали многие еще со времен Ренессанса. Повернул он ее нестандартно. Христа тут нет, этим он полностью убрал тему божественного.

Есть только какие-то существа, видимо, соотносящиеся с родственниками и последователями Христа, присутствовавшими на казни – это следует только из названия.

В принципе, эти монстры – просто некая живая плоть, у которой из всех ее многочисленных функций осталось две – дико страдать и жутко об этом страдании кричать. Все остальное – несущественно, поэтому и органов чувств, отвечающих за другие плотские проявления, почти нет. Ну, ухо еще торчит, на вход работает, т.е. опять же на страдание.

Безусловно, эта работа заставляет вспомнить «Гернику» Пикассо – своей экспрессией, животностью страдания – помните, там орущая, не ржущая, именно орущая лошадь, – и степенью символического обобщения. Дали тоже заставляет вспомнить, прежде всего, конечно, «Предчувствие гражданской войны» – опять же экспрессией и жуткими манипуляциями с телом.

Если сильно обобщить, то можно сказать, что главной темой Бэкона было существование плоти в мире, ее страдания, беззащитность, одиночество, конечность, изменчивость, наслаждение, ее экстремальный опыт, ее красота в любом, даже в расчлененном и уродском состоянии, потому что она все равно – живая***.

Парализованный ребенок, ходящий на четвереньках

Бэкон как алкан, наркоман и гей гораздо острее переживал приключения своего тела, нежели приличные граждане. Увлечения-то у него были все больше непристойные и осуждаемые, даже преступные****.

Он хорошо знал, что дух живет в туловище, а не сам по себе, и от его, туловища, состояния во многом зависят его, духа, взлеты и падения. Собственно, мы тоже немного об этом знаем. Ну, бухали-то все. И на следующий день все жили.

Читайте также:  Сергей ковалёв - биография знаменитости, личная жизнь, дети

И сентенций о том, какими философами становятся люди, когда у них болит зуб, тоже много. Опять же, война была для Бэкона богатым источником знаний о жизни и смерти плоти.

Триптих на тему «Орестеи» Эсхила

Я вот тут по стандартной искусствоведческой привычке пытаюсь ввести творчество Бэкона в контекст искусства ХХ века, к чему-то его привязать, а это непросто. Больно он какой-то совсем отдельный персонаж.

Вот пишут, что он к сюрреализму отношение имеет. Так ведь очень отдаленное, на уровне приема.

Бэкон просто очень вольно сочленял куски человеческого тела***** и помещал их в странную среду, но он не описывал иные психические реальности и не звал бросить все и в них уйти как в царство свободы. 

Фигуры в движении

Еще Бэкона производят от экспрессионизма. Вот тут – да. Прежде всего, конечно, это полная и окончательная искренность Бэкона, на разрыв души. Его работы – это вопль отчаяния, потому что мир жесток, и человек в нем хрупок, несчастен и одинок, и одиночество это – окончательное и онтологическое, оно не преодолевается даже любовью, которая мало чем отличается от агрессии.

Фигуры на кровати

Две фигуры

И одиночество это еще и публичное – Бэкон, как представитель несимпатичного большинству меньшинства, об этом хорошо знал.

Поэтому в его работах фигуры находятся в условном, слегка намеченном пространстве, которое не должно отвлекать от главного – этих самых фигур, словно выставленных на обозрение в чем-то, напоминающем прозрачные витрины, которые вдобавок еще и ограничивают свободу этих хорошо обозреваемых фигур.

Портрет Изабель Раусторн

Спящий человек

Тут еще фигура и сплющена, как лист в гербарии.

Еще с экспрессионизмом его роднит склонность к деформации.

Три этюда Люсьена Фрейда******

Этюд корриды

Как и там, у Бэкона эти деформации возникают из-за агрессивного влияния окружающей среды, скажем так. Мир корежит тела. Но не только поэтому. Тут это еще и признание в невозможности зафиксировать образ реальности, изменчивой, движущейся, без-образной, подвижной как ртуть.

Три наброска к портрету Люсьена Фрейда

Возможно, именно поэтому – ртуть – формы у Бэкона шарообразные. Хотя, скорее, шарообразные они потому, что тело такое же уязвимое и недолговечное, как надувной шарик – формы у него, действительно, как надутые.

Самое странное – не самое, конечно, это так, фигура речи – что искусство Бэкона, при всей его нелюбви к абстракционизму и, конкретно, к абстрактному экспрессионизму, по технологии близко к последнему. Ну, во-первых, он говорил, что живопись – это дело, скорее, руки, а не глаза художника. Т.е.

по сути утверждал старый дадаистический принцип, что мысль рождается на кончике языка – в данном случае, на кончике кисти – на котором во многом стоял этот самый абстрактный экспрессионизм.

Во-вторых, он пользовался многими его приемами: кидал в холст шарики краски, бросал тряпки, измазанные краской, брызгал краской на холст и отводил очень большую роль случаю. Он, допустим, начинал что-то писать – писал он без наброска – а первые мазки напоминали что-то совсем другое.

Он это другое и писал. Т.е. свое представление о реальности как о чем-то изменчивом он превратил в формо- и смыслообразующий принципы.

Три этюда фигур у Распятия

Когда Бэкон красил эту работу, он вдруг запил на две недели. А когда он пришел в себя, то обнаружил на ней капли краски – что-то он делал с краской, пия, и случайно брызнул ею на работу (ни в коем случае он не писал – в пьяном виде он до работы себя не допускал). И он сохранил эти капли, и для наглядности обвел их кружочками – в центральной композиции, над кроватью.

Отсюда же, из изменчивости, и постоянные «наброски», «этюды», «штудии», встречающиеся в названиях его работ – это ведь означает, что представленная работа не есть что-то законченное, хотя она именно законченная и никаких дальнейших манипуляций с ней проделывать не предполагается.

Уже в 60-е гг. Бэкон стал одним из самых знаменитых и высокооплачиваемых художников в мире. И то, и другое ему было по барабану. От званий и премий он легко отказывался, деньги так же легко тратил на своих любовников и просто случайных соратников по бухлу.

Если набрать в поиске «Фрэнсис Бэкон», то вывалится куча документов о нем, как о самом-самом – ценовые рекорды, разные топы и т.д. Ну и Фрэнсис Бэкон, который философ, между ними. Зачем я его сюда приплел, я не знаю. Надо же как-то заканчивать текст, а так даже несколько многозначительно получилось.

Вот о Жане Лепелетье мало что найти можно.

БОНУС

Этюд к портрету папы Иннокентия X

Этюд к портрету папы Иннокентия X

Этюд к портрету папы Иннокентия X

Этюд к портрету папы Иннокентия X

Это вариации на тему знаменитой работы Веласкеса, вот этой.

Диего Веласкес. Папа Иннокентий X

Ну, тут вроде все понятно. Бэкон берет не папу-папу, а папу-человека и переносит его в пространство своего искусства.

По поводу же первоисточника наш университетский преподаватель, знаменитый Иван Людвигович Маца, говорил так: «Это такой реализм, такой реализм – хочется подойти и плюнуть», имея в виду силу разоблачительного реализма Веласкеса.

Бэкон тоже от этой работы шалел, настолько, что, живя в Риме несколько месяцев, так и не смог сходить и ее посмотреть. Боялся разрушить свое представление о ней, видимо.

Памяти Жоржа Дайера

Триптих май – июнь 1972

Эти две работы – о любовнике Бэкона. Он покончил с собой в день открытия огромной бэконовской выставке – выпил снотворное и алкоголь. Нашли его сидящим на унитазе. Так его Бэкон и изобразил.

Магдалена

Фигура в пейзаже

Женщина

Генриетта Мораес в красном

Распятие

Редкая работа 30-х гг. Похожа на рентгеновский снимок. Этими снимками Бэкон восхищался – они наглядно демонстрировали, насколько хрупко человеческое тело. Собственно, о этом и картинка.

Ориентир канонического ХХ века 

Этот триптих купил за 86,2 млн долларов Роман Абрамович в 2008 году.

Кадр из фильма «Броненосец «Потемкин»»

Бэкон считал кричащий рот самой красивой частью лица. Очень любил этот кадр. Сделал по нему работу:

Этюд к портрету няни из фильма «Броненосец «Потемкин»»

Распятие

Здесь, как и во многих других работах, появляется разделанная туша. Тушу и вообще мясо Бэкон ценил – это же квинтэссенция страдающей плоти. Кроме того, мясо красиво, хотя и ужасно. По этой причине он так любил «Папу Иннокентия X» – у него форма одежды напоминает цвет мяса. И работы Хаима Сутина. Помните, я в начале текста писал о беконе? Вот.

Подпись: Хаим Сутин. Коровья туша

Кровь на полу

Одна из поздних работ. Плоти нет. От нее осталась только кровь.

Пейзаж

* Чтобы больше не путаться во Френсисах Бэконах, гори они огнем, я просто Френсисом Бэконом буду называть того Френсиса Бэкона, который художник.

А если мне придется писать про Френсиса Бэкона, который философ, то я так и буду писать – Френсис Бэкон, который философ. Это позволит вам не путать Фрэнсиса Бэкона, который художник, с Фрэнсисом Бэконом, который философ.

Если же откуда-то появится третий Фрэнсис Бэкон – ну мало ли – я его тоже как-нибудь обозначу, не знаю еще, как. Это же пока неизвестно, что за Фрэнсис Бэкон.

** Он такие штуки и позже делал. Один мужчина вспоминал, как Бэкон увидел свою работу в витрине галереи, как она ему не понравилась, как он купил ее за 50 тыс. фунтов стерлингов и тут же порвал. И это была не разовая акция.

*** По этой причине Бэкон совершенно не любил абстракционизм и ругался на Ротко и Поллока.

**** Гомосексуализм в Великобритании перестал быть уголовкой только в середине 60-х гг.

***** Бэкон, как известно, работал не с натуры, а по фотографиям. Так ему было легче. Это, конечно, никакой не фотореализм, он не заменял реальность ее фотовоспроизведением.

Просто со сфотографированным объектом легче работать – он не шевелится, с ним не нужно вступать в общение и т.д. Он и себя-то писал с фотографий. Так вот, Бэкон эти фотографии – глянец, репродукции, медицинские, спортивные и репортажные фотки, порнуху и т.д.

– складывал так, что часть изображения исчезала в складках. А потом это перерисовывал.

****** Самое дорогое произведение искусства, когда либо проданное на аукционе. 142,4 млн долларов, в прошлом году.

Источник: https://adindex.ru/publication/gallery/2014/06/2/110887.phtml

Фрэнсис Бэкон: картины, краткая биография художника

Фрэнсис Бэкон (28 октября 1909, Дублин, Ирландия — 28 апреля, 1992, Мадрид, Испания) — английский художник-экспрессионист, мастер фигуративной живописи. Несколько картин Бэкона фигурируют в списке самых дорогих: в 2013 году его работа «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» была продана за 142.

4 миллиона долларов.

Особенности творчества Фрэнсиса Бэкона: Фрэнсис Бэкон создавал тревожные и пугающие образы, основанные на трансформациях человеческого лица и тела. Его любимые темы — крик, страдание, потеря смерть. Характерная форма — триптих.

Законченные картины Бэкон часто называл «этюдами» или «набросками».

Известные картины Фрэнсиса Бэкона: «Три этюда к фигурам у подножия распятия», «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда», «Живопись 1946», «Этюд к портрету папы Иннокентия X».

Первым папой, которого Фрэнсис Бэкон заставил кричать, был его собственный. Эдвард Бэкон происходил из старинного и знатного рода, он был потомком того самого Фрэнсиса Бэкона, лорд-канцлера Англии, философа, основоположника эмпиризма. В 1909-м, когда родился Фрэнсис-младший, Эдвард Бэкон жил в Дублине, где разводил и объезжал скаковых лошадей. Он с детства приучал сына к верховой езде. Фрэнсис же изо всех сил старался держаться подальше от конюшен — астматик, рядом с лошадьми и собаками он попросту задыхался. С началом Первой мировой Бэконы переехали в Лондон — капитан Эдвард Бэкон получил должность в военном министерстве. В 1918-м они вернулись в Ирландию, но из-за гражданской войны были вынуждены постоянно переезжать с места на место, и начальное образование Фрэнсиса ограничилось двумя классами муниципальной школы.

Фрэнсис кашлял, на лице отца все отчетливей проступало разочарование: слабый женственный мальчик не подавал больших надежд. Не был он близок и с матерью — воспитанием пятерых детей Бэконов (у Фрэнсиса было две сестры и двое братьев) по большей части занималась няня Джесси Лайтфут.

Гримаса раздражения уступила место брезгливой ярости после того, как капитан Бэкон застал сына перед зеркалом в мамином белье.

Когда Фрэнсису исполнилось 17, отец отослал его в Лондон. Юноша жил в столице на 3 фунта в неделю, которые высылала ему мать. Читал Ницше.

Перебивался мелкими кражами и случайными заработками: пробовал силы в качестве домашней прислуги, работал в магазине (разумеется, женской) одежды. Саркастичный, острый на язык юноша, он нигде не задерживался надолго.

Вскоре Фрэнсису Бэкону пришлось осознать и принять два факта. Первый: он стремительно опускается на живописное лондонское дно. И второй: живописное лондонское дно ему по душе.

В 1927 году Эдвард Бэкон предпринял отчаянную попытку вернуть сына к «нормальной» жизни. Он настоял, чтобы Фрэнсис поехал на полгода в Берлин вместе с Сесилом Харкот-Смитом — родственником по материнской линии.

Сесил обладал внешностью и повадками образцового самца.

Кроме того, он тоже был коннозаводчиком и отставным офицером — Эдвард не сомневался, что такая компания повлияет на его непутевого сына самым положительным образом.

«Дядя» оказался не самых честных правил: Сесил Харкот Смит вступил в связь с юным Бэконом практически сразу по прибытию в Берлин. Хуже того, в Берлине Фрэнсис посещал ночные клубы, смотрел фильмы Фрица Ланга и Сергея Эйзенштейна, общался с богемной публикой — конечно, вскоре он ощутил творческий зуд. Из Берлина Бэкон уехал в Париж, где побывал на выставке Пикассо, которая окончательно снесла ему голову. Последние надежды капитана Эдварда Бэкона рухнули: Фрэнсис решил стать художником.

В 1929 году Фрэнсис Бэкон вернулся в Лондон. Вместе со своей верной няней Лайтфут и состоятельным любовником Эриком Холлом он основал небольшую компанию, специализировавшуюся на дизайне интерьеров.

Большого успеха эта затея не имела, хотя некоторые работы Бэкона-дизайнера были упомянуты в журнале «The Studio» как примеры «1930 года в британском декоративном искусстве». В это же время он впервые попробовал писать маслом. В 33-м он впервые продал свою картину — «Распятие».

Окрыленный этим успехом, Бэкон решился на персональную выставку, но тотчас получил щелчок по носу: нулевые продажи, негативная рецензия в «Таймс». В 36-м кураторы Международной Сюрреалистической выставки отвергли его работы, поскольку сочли их «недостаточно сюрреалистическими».

Разочарованный художник уничтожил практически все, что успел нарисовать к тому моменту, и некоторое время не притрагивался к холсту.

В 40-м умер Эдвард Бэкон. Фрэнсис (его братьев к тому времени уже не было в живых), распорядился обставить похороны настолько скромно, насколько возможно. Началась Вторая мировая война.

По причине слабого здоровья Бэкона не призвали в регулярную армию, но он добровольно служил в частях гражданской обороны до тех пор, пока это позволяла его астма.

В 1943 году Бэкон вместе с Эриком Холлом поселился в Южном Кенсингтоне, в доме, где в прошлом жил и работал Джон Эверетт Милле.

Читайте также:  Кортни кардашян - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Крыша сохранилась лишь эпизодически, но в целом дом неплохо пережил бомбардировки — Бэкону удалось приспособить под студию старый бильярдный зал. Неизменная няня Лайтфут, ввиду отсутствия альтернативы, спала на кухонном столе.

Здесь же с ее благословения Бэкон и Холл обустроили нелегальное казино. У этой няни не нужно было спрашивать. Кружка, рулетка и другие необходимые в быту вещи были у нее всегда под рукой.

Первый успех настиг Фрэнсиса Бэкона в 1945-м. В лондонской The Lefevre Gallery состоялась выставка, на которой, кроме тогда еще безвестного Бэкона, экспонировались Грэм Сазерленд и Генри Мур.

Брызжущая животной агрессией, во всех смыслах кричащая, воспаленная и бескомпромиссная работа «Три этюда к фигурам у подножия распятия» сходу поделила реальность на «до» и «после». Она мало кому понравилась. Впрочем, никто не сомневался: Бэкон — явление, с которым отныне придется сосуществовать и считаться.

Год спустя Фрэнсис продал свою картину «Живопись 1946» — в некотором роде «досрочную» антологию своих классических кошмаров. И (прихватив любовника и няню) отправился в Монте-Карло — проматывать гонорар в 200 фунтов.

Здесь с Бэконом произошел эпизод, сыгравший не последнюю роль в становлении его творческой манеры. По большей части в Монте-Карло Фрэнсис Бэкон пил и играл в рулетку. Но время от времени он все же ощущал потребность что-нибудь написать и брал в руки кисть.

Однажды, проигравшись в пух и прах, Бэкон обнаружил, что у него нет ни холста, ни денег, чтобы его купить. Он взял какую-то неоконченную картину, перевернул ее и стал писать с обратной стороны холста. Незагрунтованный холст быстро и необратимо впитывал краску — работать приходилось стремительно и точно.

Это бодрило. Это дисциплинировало. Это делало мазки авторскими и узнаваемыми. С тех пор Бэкон всегда работал так, независимо от того, выпадал ему чет или нечет.

Вернувшись в Лондон, Бэкон продолжал жить завораживающе полнокровно. Его личная жизнь была бурной. Его стакан никогда не бывал наполовину пуст — Бэкон выпивал залпом, чтобы тотчас наполнить до краев. В лондонских казино его обожали. Однажды в одном из игорных домов Бэкону предложили кредит. И тот сразу же спустил на рулетке сорок тысяч — огромные, по тем временам, деньги.

Одним из его любимых притонов, его «местом силы» был паб «Colony Room» в Сохо. Это место пользовалось популярностью среди лондонской богемы (не в последнюю очередь благодаря тому, что здесь часто бывал Бэкон).

Размытые плотным табачным туманом, деформированные опьянением или похмельем лица местных пропойц, были для художника бесперебойным источником образов.

Причудливые трансформации, которым Бэкон подвергал героев своих портретов, его патентованные биоморфы — для завсегдатаев «Colony Room» все это не было такой уж невидалью. Пожалуй, не будет большим преувеличением сказать, что для них Фрэнсис Бэкон был реалистом.

Впрочем, Бэкон приходил в «Colony Room» не за вдохновением. Здесь он был дома. Самозабвенно пил. Азартно терял человеческий облик. Бузил и лез в бутылку. Случалось, едва стоящий на ногах Бэкон, выступал в «Colony» с гневными обличающими тирадами в адрес, к примеру, «всех этих жалких размалеванных педерастов». Сам он притом нередко бывал густо накрашен и одет в кружевное белье.

Удивительно, но у такого беспокойного, разрушительного, порой совершенно невыносимого персонажа, как Фрэнсис Бэкон, было довольно много друзей. Его связывала долгая, крепкая и платоническая дружба с Люсьеном Фрейдом и фотографом Джоном Дикином. Он дружил с женщинами — натурщицей Генриеттой Мораес, куратором Прадо Мануэлой Мена Маркес, владелицей «Colony Room» Мюриэл Бэлчер. Отдельный пункт в этом списке — Изабель Роусторн — художница, вошедшая в историю еще и как единственная женщина, с которой у Бэкона, по его собственным словам, «кажется, что-то было».

Еще более удивительно, что столь насыщенный образ жизни не мешал Бэкону работать. Он писал быстро, помногу, сериями: одних только «кричащих пап», так или иначе перекликающихся с Веласкесом, искусствоведы насчитали около 40.

Существо противоречивое и сложноустроенное, он боялся и вместе с тем жаждал быть отвергнутым — боль для него была главным (если не единственным) средством общения с реальностью. Впрочем, у реальности были на него другие планы — Бэкона признали довольно быстро.

В 60-е он входил уже как наиболее влиятельный современный художник Британии.

Как и его картины, Фрэнсис Бэкон трудно поддавался прямолинейным трактовкам — слишком странный, слишком парадоксальный.

Лысеющий, в неизменной кожаной куртке, он выглядел как типичный лондонский гопник, даже когда подводил глаза и надевал под куртку чулки в сеточку. Казалось бы, место ему не в Прадо и галерее Тейт, а в романах Ирвина Уэлша или фильмах Гая Ричи.

Многие из его интервьюеров признавались, что были приятно удивлены. Собираясь на интервью, они готовились к встрече с мрачным и агрессивным монстром, а знакомились с бесконечно обаятельным, искренним, испуганным человеком.

Когда Бэкона спрашивали о природе жестокости, мрака и ужаса, царивших на его картинах, он лишь пожимал плечами: «Неужели я могу нарисовать что-нибудь более жестокое, мрачное и страшное, чем реальность?».

В 1963 году Бэкон познакомился с Джорджем Дайером. Их отношения длились восемь лет. В слипшемся спагетти обнаженных тел на полотнах Бэкона зачастую не разобрать, где любовь, а где реслинг. В личной жизни Фрэнсиса Бэкона тоже не было четких границ. Нежность и жестокостью, сладострастие (это слово художник особенно любил) и боль, удовольствие и чувство вины смешивались в ней в непредсказуемых и причудливых пропорциях. Если учесть, что Бэкон редко бывал трезв, а также припомнить, что гомосексуализм перестал считаться в Англии уголовным преступлением лишь в 1967 году, нетрудно представить, каким эмоциональным хаосом сопровождались его романы. Бурные ссоры и примирения, измены и раскаянье, щедрые жесты и несдержанные обещания: за исключением совсем уж мимолетных, все отношения Бэкона были плюс-минус такими. От большинства любовников Джорджа Дайера отличало то, что его Бэкон действительно любил. Чувство было сильным и взаимным.

Дайер не отличался острым умом. Он не ладил с законом, был хорош собой, по-своему наивен.

В прошлом боксер-любитель, он казался Бэкону воплощением той простоты, непосредственности и невинности, что свойственны выходцам из бедняцкого Ист-Энда.

То, что Дайер был склонен к депрессиям, паранойе и всевозможным психозам (кроме прочего, у него были нешуточные проблемы с героином), его ничуть не смущало.

В течение восьми лет Джордж Дайер был музой Бэкона и его неизменным спутником — в алкоголических одиссеях, на всенощных у рулетки, на светских (или не слишком) мероприятиях. Потом Дайер покончил с собой.

В 1971-м Фрэнсис Бэкон поехал в Париж представлять свою ретроспективу в Гран-Пале. Дайер поехал с Бэконом, хотя в их отношениях к тому времени уже наметился кризис. После очередной ссоры Джордж Дайер принял смертельную дозу барбитуратов — его нашли мертвым в туалете отеля.

Окончательно оправиться от этой потери Бэкон так и не сумел. Результатом трагедии стали вечно кровоточащий комплекс вины и серия работ, посвященных памяти Дайера — так называемые «черные триптихи».

После смерти любовника Фрэнсис Бэкон стал чаще писать автопортреты. На вопрос «почему?» он отвечал: «Мои друзья мрут, как мухи, мне больше некого рисовать».

Его манера изменилась. Его картины по-прежнему было трудно перепутать с чьими-то еще, но первобытная ярость уступила место траурной сдержанности красок и форм. Один из самых неистовых и бескомпромиссных художников XX века, он, кажется, принял неизбежность старения, смерти, потери.

Само собой, Бэкон продолжал пить. В 89-м ему удалили почку, но это его не остановило — Бэкон продолжал регулярно патрулировать питейные заведения.

«Когда пьешь с 15 лет, — говорил он, — нужно радоваться тому, что у тебя осталась хотя бы одна почка». Одним из немногих плюсов такого образа жизни стало знакомство с Джоном Эдвардсом, барменом из Сохо.

Бэкон встретил Эдвардса в 74-м — через три года после смерти Дайера.

Эдвардс тоже был хорош собой. В остальном это была полная противоположность Джорджу Дайеру.

В определенном смысле спокойный и взвешенный Эдвардс заменил Бэкону покойную няню Лайтфут: он вел его финансовые дела, оберегал от «дурных влияний», пекся — по мере возможностей — о его здоровье.

Он был рядом до самой смерти художника и унаследовал изрядную долю его имущества — суммарной стоимостью в 11 миллионов фунтов.

Возможно, по его картинам этого не скажешь, но Фрэнсис Бэкон оставался неисправимым оптимистом до самого конца. «Я верю в ничто, — говорил он в одном из поздних интервью. — Ты рождаешься, живешь, а потом просто наступает ничто. Но знаете что? Я рожден с оптимистичной натурой, у меня просто нет выбора. Так что, я преисполнен оптимизма по отношению к этому самому ничто».

Источник: https://artchive.ru/artists/4592~Frensis_Bekon

Биография Френсиса Бэкона

Сохрани ссылку в одной из сетей:

  1. Биография Френсиса Бэкона

Родоначальником нового подхода к науке является знаменитый английский политический деятель и философ Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626)- один из основателей философии Нового времени. В своей работе «Новый Органон» (1620 г.

) Бэкон дал философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки, разработал основные принципы индуктивного метода исследования.

Бэконовский афоризм «Знание – сила» в течении трех веков является символом науки [5, с. 82].

Фрэнсис Бэкон — один из родоначаль­ников европейской философии Нового времени — про­исходил из семьи неродовитого дворянина, сделавшего карьеру при дворе королевы Елизаветы. Получив юри­дическое образование, Бэкон исполнял обязанности дипломата во Франции, а затем юриста. Будучи блес­тящим оратором, он рано обратил на себя внимание.

Бэ­кон был избран в палату общин английского парламен­та, резко критиковал злоупотребления королевской ад­министрации и стал одним из вождей парламентской оппозиции абсолютизму.

Однако вскоре ему было пред­ложено самому перейти из «законодательной власти» во «власть исполнительную» — и он согласился, став ча­стью той самой администрации, которую еще вчера резко и заслуженно обличал.

В жизни Бэкону случалось совершать весьма сомни­тельные и недостойные поступки.

Например, будучи другом всесильного фаворита королевы Елизаветы гра­фа Эссекса, который облагодетельствовал Фрэнсиса, способствовал его продвижению по службе и подарил ему роскошное имение, Бэкон оставил своего вчераш­него друга и покровителя, когда тот впал в немилость и был обвинен в подготовке заговора.

Более того, на суде, приговорившем графа Эссекса к казни, обвинителем выступал ни кто иной, как Фрэнсис Бэкон. Конечно, в ту жестокую эпоху в атмосфере придворных интриг и циничных предательств подобное поведение было скорее нормой, чем исключением. Тем не менее все это, разумеется, не делает чести Бэкону.

Талантливый оратор, образованный человек, блестя­щий юрист, успешный литератор (Бэкону даже всерьез приписывали и приписывают авторство некоторых пьес его современника — Шекспира), дисциплиниро­ванный и усидчивый исполнитель, ловкий царедворец и интриган — Фрэнсис Бэкон быстро сделал карьеру при дворе нового английского короля Якова I Стюарта. Ему на голову сыпался прямо-таки золотой дождь на­град, титулов и званий: барон Веруламский, виконт Сент-Олбанский, хранитель большой королевской печа­ти и, наконец, лорд-канцлер — глава английского пра­вительства, любимец короля, первая фигура в государ­стве (в 1618—1621 годах). Однако фортуна изменчива: и вот уже английский парламент обвиняет лорд-канц­лера Бэкона в коррупции и создает комиссию по рассле­дованию его преступлений. Бэкон признает свою вину, его заключают в Тауэр, а палата лордов приговаривает его к казни. ЗаступничествокороляЯковаIсмягчило участь незадачливого политика: Бэкон сравнительно легко отделался. Он всего лишь был оштрафован, отстранен от государственной деятельности и отправлен в ссылку в свое имение. Но нет худа без добра: вдали от полити­ческой борьбы и от суеты двора Бэкон посвятил остаток жизни науке и философии, которыми он и раньше за­нимался – но лишь от случая к случаю, на досуге.

Если жизнь Фрэнсиса едва ли может быть образцом самоотверженности и добродетельности, то смерть его была по-своему героической и достойной, хотя и от­части нелепой (как, впрочем, почти любая смерть). Зи­мой 1626 года Бэкон проводил эксперименты с целью изучения того, как холод воздействует на сохранение мяса.

В холодную погоду он набивал выпотрошенную курицу льдом и снегом, простудился и умер. Умер как ученый на своем посту, написав незадолго до смерти в письме к знакомому, что «опыт прошел успешно».

В ис­торию Бэкон, однако, вошел не как нечистоплотный по­литик, а как выдающийся философ, по-новому осмыс­ливший задачи и предназначение философии и науки. Его уважительно называли «лорд-канцлером науки».

Будучи дилетантом в естествознании, проводившим опыты, однако, не сделавшим в естественных науках существенных открытий (Бэкон даже оспаривал откры­тия своих выдающихся современников — Коперника, Галилея и Кеплера), английский мыслитель был историком, создавшим ряд серьезных исторических сочинений, моралистом, написавшим «Опыты моральные и по­литические», пропагандистом и методологом науки. Большинство трудов Бэкона лишь начаты, но не завер­шены. Он, скорее, ставил задачи и делал наброски, не­жели доводил начатое до конца (но такова часто роль основоположника какого-либо направления мысли) [2, с. 240].

Среди его важнейших сочинений: «Новый Органон», «Новая Атлантида», «О достоинстве и приумножении наук». Почти всю свою жизнь он работал над гранди­озным трудом (в котором видят «дедушку» француз­ской «Энциклопедии» Дени Дидро и Жана Лерона Да-ламбера XVIII века) с характерным названием «Великое восстановление наук». Само это название говорит о многом.

Если науки надо «восстанавливать», значит, их нынешнее положение плачевно и неудовлетворительно.

(А вызывающее название другого сочинения Бэкона — “Новый Органон» прямо противопоставлено «Органо­ну» — своду трудов по логике знаменитого Аристотеля, рассматривающего логику как «органон» — в переводе с греческого «орудие, инструмент», используемый во всех науках.)

И в самом деле Фрэнсис Бэкон считал, что здание мысли надо возводить заново, на новом фундаменте, расчистив предварительно строительную площадку Он резко обрушивался на схоластику и на современную ему философию, критикуя их, во-первых, за оторван­ность от нужд жизни, во-вторых, за непрактичность и бесплодие, в-третьих, за обращенность назад и слепую веру в авторитеты.

Философия ищет истину в книгах, а не в жизни, в прошлом, а не в настоящем, жаловался Бэкон. На самом же деле истину лишь предстоит до­быть, а не искать ее в готовом виде, например, у Арис­тотеля. Ибо, по словам философа, «истина есть дочь времени, а не авторитета!» За последние два-три столе­тия, указывал Бэкон, были открыты порох и компас, пе­чатный станок и Новый Свет.

Источник: https://works.doklad.ru/view/e7KQw6zrRwY.html

Ссылка на основную публикацию