Ги де мопассан – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Мопассан Ги де Анри Рене Альбер

Ги де Мопасса́н (фр. Guy de Maupassant [ɡi də mopaˈsɑ̃], полное имя — Анри́-Рене́-Альбе́р-Ги де Мопасса́н (фр. Henry-René-Albert-Guy de Maupassant); 1850—1893) — французский писатель, автор многих знаменитых рассказов, романов и повестей.

Ги де Мопассан родился 5 августа 1850 года в замке Миромениль около г. Дьеппа (департамент Сена Приморская).

Его отец — Гюстав де Мопассан, — принадлежавший к аристократическому лотарингскому роду, осевшему в Нормандии, взял в жены Лауру ле Пуатвен.

Мопассан с детства отличался прекрасным здоровьем, хотя его мать, приятельница Флобера, всю жизнь мучилась неврозами, а младший брат, по профессии врач, умер в лечебнице для душевнобольных.

Проучившись недолго в семинарии, Мопассан, после изгнания из неё, перешёл в руанский лицей, где и окончил курс обучения. Во время учёбы в лицее он зарекомендовал себя способным учеником, увлеченным поэзией и театральным искусством.

В этот период времени Мопассан близко сходится с Луи Буйе — поэтом и смотрителем руанской библиотеки и, особенно, с Флобером, который стал наставником юноши.

Окончив лицей в 1869 году, и посоветовавшись с матерью и Флобером, отправился в Париж, чтобы приступить к изучению права. Разразившаяся война нарушила все планы.

Пройдя франко-прусскую кампанию простым рядовым, Мопассан пополнил своё образование чтением и особенно пристрастился к естествознанию и астрономии. Чтобы устранить тяготевшую над ним опасность наследственного недуга, он усиленно работал над своим физическим развитием.

Разорение, постигшее его семью, заставило Мопассана поступить чиновником в морское министерство, где он пробыл около десяти лет. Мопассан тяготел к литературе. Больше шести лет Мопассан, тесно сблизившийся с Флобером, сочинял, переписывал и рвал написанное; но в печати он решился выступить, только когда Гюстав Флобер признал его произведения достаточно зрелыми и стилистически целостными.

Первый рассказ Мопассана вышел в свет в 1880 году вместе с повестями Золя, Алексиса, Сеара, Энника и Гюисманса, в сборнике «Les soirées de Médan». Начинающий писатель поразил своей «Boule de suif» литературные кружки, проявив тонкую иронию и большое искусство сжатой и вместе с тем насыщенной, яркой характеристики.

В том же году Мопассан выпустил сборник поэзии «Стихотворения»(«Des vers») (1880), в котором особенно замечательны стихотворения «Le mur», «Au bord de l’eau», «Désirs» и «Vénus rustique».

Помещенный там же драматургический опыт в стихах («Histoire du vieux temps») позволил Мопассану стать хроникером в газете «Голуа»(«Gaulois»); чиновную службу писатель в это время оставил.

Хотя Мопассан в начале своей литературной деятельности и прослыл последователем Золя, он далеко не был сторонником «натуралистической» школы, признавая её узкой и односторонней.

В предисловии к роману «Pierre et Jean» Мопассан осуждает доктринёрский реализм и основным положением своей эстетики ставит искусство, ясно и убедительно воспроизводит перед читателем свои субъективные взгляды на явления действительности. Достоинство творчества заключается, по мнению Мопассана, не столько в завлекательности фабулы, сколько в искусном сопоставлении явлений обыденной жизни, иллюстрирующих основную тенденцию произведения.

Мопассан за одиннадцать лет создал целый ряд сборников небольших повестей, обозначенных в заголовке по имени первого рассказа (до 16 томов); в то же время им написаны крупные романы: «Жизнь» (Une vie)(1883), «Милый друг» (Bel Ami)(1885), «Монт-Ориоль» (1887), «Пьер и Жан» (Pierre et Jean) (1888), «Сильна как смерть» (Fort comme la mort)(1889) и «Наше сердце»(Nôtre coeur) (1890), а равно как и описания пережитого и передуманного за время экскурсий: «Под солнцем» (Au Soleil)(1884);«На воде» (Sur l’eau) (1888) и «Бродячая жизнь»(La vie errante) (1890). Эти произведения позволили Мопассану занять одно из первых мест в новейшей французской новеллистике. Лучшие французские критики единогласны в восторженных отзывах о Мопассане. По словам Эмиля Золя, он удовлетворяет все умы, затрагивая всевозможные оттенки чувств, и стал любимцем публики потому, что обладал добродушием, глубокой, но незлобивой сатирой и бесхитростной веселостью. Жорж Леметр называет Мопассана писателем классическим. В России Мопассан в литературной среде издавна пользуется добрым расположением, благодаря почину Тургенева; он узнал о Мопассане от Флобера и ставил его как повествователя непосредственно вслед за графом Л. Н. Толстым. Не менее сочувственно к творчеству Мопассана относится и сам Толстой, посвятивший характеристике его произведений целую статью в XIII томе собрания своих сочинений. По мнению Льва Толстого, «едва ли был другой такой писатель, столь искренно считавший, что все благо, весь смысл жизни — в женщине, в любви… и едва ли был когда-нибудь писатель, который до такой ясности и точности показал все ужасные стороны того самого явления, которое казалось ему самым высоким и дающим наибольшее благо жизни».

Произведения Мопассана имели большой успех; его заработок достигал 60 тыс. франков в год. Мопассан считал своим долгом финансово поддерживать мать и семью брата. Чрезмерное умственное напряжение быстро подорвало здоровье писателя.

Кроме того, Мопассан заболел тяжелейшей болезнью — сифилисом [2]. С 1884 года он подвергается нервным припадкам; по мере возрастания разочарованности и ипохондрии он впадает в беспокойный идеализм, терзается потребностью найти ответ на то, что ускользает от чувств.

Это настроение находит себе выражение в ряде повестей, в том числе и в «Орля» (Horla).

Восстановить нарушенное душевное спокойствие Мопассана не помогают ни светские успехи, ни сотрудничество в «Revue des Deux Mondes», ни успех на сцене Gymnase комедии «Musotte», ни получение академической премии за комедию «La Paix du ménage».

В декабре 1891 года нервные припадки довели его до покушения на самоубийство; в лечебнице душевнобольных близ Пасси Мопассан сначала возвращался к сознанию, но затем припадки стали повторяться чаще. Смерть наступила от прогрессивного паралича мозга.

В русском переводе сочинения Мопассана появлялись неоднократно в журналах, а в 1894 году изданы и особым собранием (2-е изд. 1896). К XII т. приложена характеристика Мопассана, принадлежащая С. А.

 Андреевскому, и статьи о Мопассане Леметра, Думика и Золя.

Мопассан всегда с большой брезгливостью оберегал свою интимную жизнь от посторонних; подробности его жизни мало известны и не дают материала для сколько-нибудь точной и подробной биографии.

Обзор творчества

Эстетические принципы

Мопассан четко изложил свои взгляды на художественное слово в предисловии к роману Пьер и Жан в 1887/1888 годах.

Отвергая романтический роман и его деформированный, сверхчеловеческий, поэтический взгляд, Мопассан склоняется к объективному роману в поисках реализма, понимая все ограничения такого типа творчества. Для него реализм является личным мировоззрением, которое он (писатель) пытается донести до читателя, отражая в книге.

Мы всегда изображаем самих себя, — говорит он, в то же время утверждая, что роман является художественным произведением, — кучку небольших фактов, которые и составляют общий смысл произведения.

Мопассан также отвергает натурализм с его тяжелой документальностью и стремлением «тотального реализма», присущего Эмилю Золя, но склоняется к безоценочному реализму, что отражается даже в таких трудных для восприятия сценах, как смерть Форестье в романе Милый друг.

Мопассан стремится отразить чистые факты и поступки взамен психологического исследования, поскольку психология должна быть скрыта в книге так же, как она спрятана в реальности за настоящими поступками.

Эта чистота и строгость изображения так же касается описаний, четко отличая Мопассана от Бальзака.

Склонность к краткости ярко прослеживается в творчестве писателя: он создает более 300 новелл и только шесть романов.

Окружающий мир, прекрасное и отвратительное в нём, писатель воспринимал очень остро, он был наделен особой эмоциональной уязвимостью, той глубиной восприятия, которая, к сожалению, ускорила его трагическую смерть, и о которой он писал, что благодаря ей слабейшее чувство превращается в эмоцию и, в зависимости от температуры ветра, от запаха земли и от яркости дневного освещения вы чувствуете страдания, печаль или радость … Но если нервная система невосприимчива к боли, к экстазу, то она передает нам только будничные волнения и вульгарное довольство.

Главные темы творчества

Темы творчества Мопассана связаны с повседневной жизнью в его эпоху и личной жизнью автора, смешиваясь и создавая неповторимую палитру:

Нормандия — родной регион писателя, занимает значительное место в его творчестве: пейзажи — море или города, как Руан в «Жизни» (Une vie) или Гавр в «Пьер и Жан» или жители региона — селяне («В полях», 1884), мелкие помещики и служащие («Жизнь») или буржуа («Пьер и Жан»). Но Нормандия — не единственный регион, изображенный Мопассаном.

События одного из его величайших произведений — Милый друг — разворачиваются в Париже. В этом романе писатель изображает различные слои парижского общества, в частности высший свет и крупных дельцов, картины которых можно найти также в романе «Сильна, как смерть» или Монт-Ориоль.

Изображение мелких буржуа и широких слоев автор предоставляет читателю в новеллах «Наследие», «Ожерелье», «Выезд за город» и «Два друга».Франко-прусская война и немецкая оккупация.

Мопассан часто возвращается к событиям, свидетелем которых стал десятью годами раньше, например в таких произведениях, как: «Пышка», «Мадемуазель Фифи», «Два друга», «Старый Милон», «Безумная».

Тема женщины, особенно — жертвы насилия: Жанна в «Жизни», «Маленькая Рок», «Мисс Гариет», значительное место в этой теме отводится проституции: «Пышка», «Мадемуазель Фифи», «Дом Телье» …Тема семьи и детей также близка Мопассану, часто сочетаясь с темой отцовства: «Пьер и Жан», «Буатель», «В полях», «Ребенок», «По-родственному»…Собственный пессимизм писателя: в своем философском отчаянии Мопассан идет дальше, чем Флобер. Ученик Артура Шопенгауэра, он прибегает ко всему, что может заполнить его жизнь смыслом. Он презирает Провидение, считает, что Бог не ведает, что он делает, а религия является просто мошенничеством, он говорит, что человек всего лишь животное едва выше других, а прогресс — просто призрак. Даже дружба кажется ему, наконец, отвратительным обманом, поскольку люди не воспринимают проблемы других и обречены на одиночество.

Среди других тем творчества Мопассана можно отметить темы безумия, депрессии и паранойи: «Орля», «Шевелюра», «Госпожа Эрме», что начинаются показательными словами Меня привлекают сумасшедшие; а также темы смерти и разрухи («Жизнь», «Милый друг», «Малый Рок», «Сильна как смерть»). Пессимизм этих тем, где нет места счастливой любви, иногда находит противовес в теме воды, например, моря, как в романах «Жизнь» или «Пьер и Жан», рек («На воде», «Мушка», «Выезд на природу») или болот («Любовь»)

Произведения

Романы

  • Жизнь (1883)
  • Милый друг / Bel Ami (1885)
  • Монт-Ориоль (1887)
  • Пьер и Жан / Pierre et Jean (1888)
  • Сильна как смерть / Fort comme la mort (1889)
  • Наше сердце / Notre coeur (1890)
  • Огонь желания (незаконченный)
  • Чуждая душа (незаконченный)
  • Ангелюс (незаконченный)

Новеллы

  • Пышка
  • Заведение Телье / La Maison Tellier
  • Буатель
  • История служанки с фермы
  • В семье/En famille
  • Мадемуазель Фифи
  • Госпожа Батист
  • Марокка
  • Кровать
  • Сумасшедший?
  • Слова любви
  • Парижское приключение / Une aventure parisienne
  • Опыт любви
  • Две знаменитости
  • Перед праздником
  • Плакальщицы
  • Прогулка верхом
  • Хитрость
  • Два друга
  • Вор
  • Нормандская шутка
  • Менуэт
  • Пьеро
  • Орля
  • Иветта
  • Ожерелье
  • Мать уродов
  • Отец Симона
  • Лунный свет
  • Жюли Ромен
  • Бесполезная красота
  • Оранжерея
  • Оливковая роща
  • Утопленник
  • Испытание
  • Муха
  • Маска
  • Портрет
  • Советы бабушки
  • Дуэль
  • Новогодний подарок
  • Усталость
  • Двадцать пять франков старшей сестры
  • Дело о разводе
  • Петух пропел
  • Коко
  • Сёстры Рондоли
  • Господин Паран
  • Туан
  • Подруга Поля

Сборники рассказов

  • Сказки дня и ночи
  • Орля
  • Избранник г-жи Гюссон
  • Лунный свет / Clair de lune, 1883 и доп. 1888

Рассказы

  • Преступление, раскрытое дядюшкой Бонифасом
  • Роза
  • Отец
  • Признание
  • Счастье
  • Старик
  • Трус
  • Пьяница
  • Вендетта / Une vendetta 1883
  • Рука
  • Нищий
  • Отцеубийца
  • Малыш
  • Скала чистиков
  • Тимбукту
  • Правдивая история
  • Прощай!
  • Воспоминание
  • Исповедь
  • На море
  • Хозяйка
  • Бочонок
  • Проклятый хлеб
  • Зонтик
  • Самоубийцы
  • Награждён!
  • Шали
  • Возвращение
  • Брошенный
  • Взгляды полковника
  • Мохаммед-бестия
  • Сторож
  • Зверь дяди Бельома
  • Продаётся
  • Крестины
  • Шпилька
  • Вальдшнепы
  • Сюрприз
  • Одиночество
  • У постели
  • Солдатик
  • Одиссея проститутки

Библиография

  • Ги де Мопассан. Монт-Ориоль. — Рига.: «Латышское государственное издательство», 1950 г.
  • Ги де Мопассан. Избранные произведения в двух томах.. — М: «Государственное издательство Художественной литературы», 1954 г.
  • Ги де Мопассан. Полное собрание сочинений в двенадцати томах.. — М: «Правда», 1958 г.
  • Ги де Мопассан. Избранные романы. В двух томах.. — М: «Художественная литература», 1974 г.
  • Ги де Мопассан. Собрание сочинений в семи томах.. — М: “Правда”, 1977.
  • Ги де Мопассан. Полное собрание сочинений.. — М: «Терра», 1996. — ISBN 5-300-00488-x.
Читайте также:  Александр молочников - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Источник: http://velib.com/biography/mopassan_gi/

Краткая биография Мопассана

>> Все биографии >> Писатели и поэты Франции

Мопассан Ги де (1850-1893 гг.)

Ги де Мопассан (настоящее имя Анри Рене Альберт Ги де Мопассан) – знаменитый французский писатель прозаик, известен как автор новелл, романов. Его биография не изобилует большим количеством подробностей, т. к. Мопассан тщательно оберегал личную жизнь от стороннего вмешательства.

Местом его рождения был департамент Нижняя Сена, замок Миромениль, расположенный неподалеку от города Турвиль сюр Арк, где он появился на свет 5 августа 1850 г.

Мать его по происхождению была из буржуазной семьи, отец – аристократом, представителем знатного лотарингского дворянского рода.

Поначалу Мопассана отдали учиться в духовную семинарию, однако его оттуда отчислили: дисциплина в монашеском учебном заведении оказалась непосильным испытанием. Образование было в итоге завершено в руанском лицее. Будучи лицеистом, Мопассан показал себя как одаренный ученик, которого живо интересовали театр и поэзия.

В этот период состоялось знакомство и сближение с Флобером, который приходился родственником его матери. Именно под его началом Мопассан прокладывал себе путь в литературу.
В 1869 г., по окончании лицея, Мопассан отправляется в Париж, где по совету матери и Флобера намерен заняться изучением права. Однако начавшаяся франко прусская война помешала этому замыслу.

В течение двух лет (1770–1771) Мопассан в качестве рядового принимал участие в военных действиях.

Его семья разорилась, и это вынудило будущего писателя устроиться в морское министерство, где на различных чиновничьих должностях он прослужил порядка 10 лет. Его страстью была литература, к карьере он рвения не проявлял.

До того как Мопассан впервые выступил в литературе, он на протяжении 6 лет напряженно писал, уничтожал свои сочинения.

И только когда, по мнению наставника Флобера, его произведения стали отличаться достаточной степенью стилистической целостности и зрелости, он рискнул опубликовать первое свое произведение. Это случилось в 1880 г.

Его рассказ «Пышка» увидел свет в сборнике, куда входили повести Золя, Энника, Алексиса и других авторов. После этого рассказа Мопассан сразу стал известным писателем. В том же году увидел свет поэтический сборник «Стихотворения»; благодаря ему Мопассану удалось уйти со службы и устроиться в газету хроникером.

Литературной деятельности он все последующие годы не оставлял, проявляя завидную плодовитость. На протяжении 11 лет (1880–1891), из под пера Мопассана вышло около трех сотен новел, несколько десятков критических статей, а также шесть крупных романов: «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885).

«Монт Ориоль» (1887), «Пьер и Жан» (1888), «Сильна как смерть» (1889), «Наше сердце» (1890). Благодаря этим произведениям Мопассан обессмертил свое имя как представитель новейшей национальной новеллистики.

Критики были единодушны в восторженных отзывах, он был настоящим любимцем читательской публики.

Все это позволяло иметь приличный заработок; Мопассан привык жить, ни в чем себе не отказывая, кроме того, оказывал огромную материальную поддержку матери и семье младшего брата.

Постоянные интеллектуальные нагрузки стали для его здоровья непосильным бременем, оно стало истощаться быстрыми темпами. Наследственность Мопассану досталась неважная: его мать была постоянной жертвой неврозов, а брат скончался в психиатрической лечебнице.

Писатель уделял большое внимание своему здоровью, физически был очень крепок. Однако даже здоровое тело не смогло помочь ему иметь здоровый дух.

С 1884 г. его постоянно одолевали нервные припадки; писатель стремился к уединению, стал видеть в людях исключительно темные стороны натуры, разочаровался в них, мучительно искал нечто ускользающее от него, недостижимые идеалы.

Внешняя сторона жизни Мопассана выглядела более чем благополучной: он получил премию от Академии, сотрудничал с престижным изданием, имел огромный успех в свете, но его внутреннее состояние было далеко от гармонии. Зимой 1891 г. он пытался покончить жизнь самоубийством, после чего лечился в психиатрической лечебнице.

Со временем припадки становились все более учащенными, и в 1893 г. Ги де Мопассан умер от паралича мозга.

Источник: http://citaty.su/kratkaya-biografiya-mopassana

Биография Ги де Мопассана: один из самых востребованных прозаиков XIX века

Ги де Мопассан (полное имя Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан) — один из самых популярных и востребованных французских прозаиков XIX века.

Его называли учеником Флобера и последователем Золя, но в действительности Мопассан был абсолютно самобытным писателем со своими эстетическими принципами и авторским подчерком.

Всего за 11 лет литературной карьеры он написал 29 книг, в которые вошли его шедевральные романы, новеллы, рассказы и эссе.

Нормандия — дивный свободолюбивый край на северо-западе Франции. Здесь прошло детство Ги де Мопассана. И по материнской, и по отцовской линиям в его род был аристократичным. Предки Мопассана жили в богатых домах, владели землями и управляли людьми.

Однако уже дед Ги Жюль Мопассан просадил львиную долю состояния, продемонстрировав полное неумение вести хозяйственные дела. Его сын Гюстав де Мопассан женился на Лоре ле Пуатвен, представительнице старинного почтенного семейства.

Гюстав и Лора были знакомы с самого детства, потому Пуатвены радушно воспринимают «бесприданника». Чтобы прокормить семью, Гюстав идет на казенную службу в столице.

5 августа 1850 года в молодом семействе Мопассанов рождается первенец, мальчика называют Анри-Рене-Альбером-Ги де Мопассаном.

Через шесть лет появился на свет младший брат Ги — Эрве. К этому моменту отношения между супругами Мопассан вконец разладились.

Практичная рассудительная Лора не понимала взбалмошного энергичного Гюстава, который легкомысленно устраивал пирушки для своих друзей, покупал дорогие безделушки, играл в карты, словом, беззаветно транжирил. Лора забрала детей и поселилась с мальчиками на берегу моря в городке Этрета на наследной вилле Пуатвен.

Первый учитель Гюстав Флобер

Тем временем маленький Ги рос, не зная горя. Ему бесконечно нравилась французская природа. Он мог часами бродить по зеленым лугам, придумывать истории или сочинять стихи.

Уже тогда маленький Мопассан интуитивно знал, что будет писателем. Главным вдохновителем детской впечатлительной души стал добрый друг матери известный прозаик, автор культового романа «Госпожа Бовари» Гюстав Флобер.

Флобер часто навещает семейство Пуатвен и дает первые литературные уроки маленькому Ги.

В тринадцать юный Мопассан попадает в духовную семинарию городка Ивето. Свободолюбивая натура Ги всячески противится сухой догматичной системе обучения.

Уже тогда Мопассан честно признается, что скучная жизнь праведника не для него, он намерен пользоваться всеми удовольствиями, которые сулит жизнь. Вскоре Ги забирают из ненавистной семинарии и определяют в частный руанский лицей. Здесь царит куда более вольная атмосфера.

Мопассану позволяют писать стихи. В лицее он знакомится с еще одним литературным наставником, поэтом Луи Буйле.

По окончании лицея Ги едет в Канн и, к удивлению, поступает не на филологический, а на юридический факультет местного университета.

Однако Мопассану не суждено насладиться студенческой жизнью — с началом франко-прусской войны Ги оказывается в числе призывников.

Он участвует в военных походах, находится в осажденной столице, а, вернувшись после службы, застает свое семейство в крайне бедственном положении. О дальнейшей учебе и фривольном студенчестве не может быть и речи — Мопассан вынужден идти на службу.

Новелла «Пышка»: звездный час Мопассана

Молодой Ги устраивается в Морское министерство — место, о котором он впоследствии вспоминал с отвращением.

Душная атмосфера мелкого чиновничества, интриганства, жалкого карьеризма и пошлости была крайне неприятна Мопассану.

Коллеги также видели в нем чужака и не упускали возможности поиздеваться над романтичным юношей, что сочиняет стихи и водится с блаженной богемой — художниками, писателями, поэтами.

Не сойти с ума в ненавистном министерстве Ги помогали спорт (больше всего он любил греблю) и занятия литературой. Практически каждый день Мопассан писал, переписывал, правил и старательно складывал все созданное в стол. Единственный, кто читал произведения юноши, был Флобер.

Он высоко ценил талант своего молодого протеже, но публиковать произведения запрещал. Таким образом Флобер защищал Ги от разочарований первых неудач.

Пусть период ученичества пройдет без посторонних глаз, а когда Произведение будет написано, Флобер даст знак и откроет перед учеником двери в большую литературу.

Такой момент настал в 1880 году, когда тридцатилетний Мопассан написал новеллу «Пышка». «Я считаю «Пышку» шедевром! — восторженно писал Флобер — Да, молодой человек! Произведение принадлежит перу мастера. Этот маленький рассказ останется, будьте уверены!»

Литературное чутье не подвело мастера Флобера. «Пышка» вошла в литературный сборник на ряду с малой прозой Золя, Гюисманса, Алексиса и других знаменитых прозаиков, а затем была очень тепло встречена критиками и читателями. О Ги де Мопассане заговорили. Это было начало успеха.

11 лет писательства: романы, новеллы, экранизации

Теперь Мопассан может покинуть ненавистное министерство и, наконец, заняться тем, что ему нравится и что у него получается. Ги устраивается в газету «Голуа», где ведет хронику, и начинает усиленно писать. Теперь, когда Мопассану дали зеленый свет, остановить его невозможно. Так, всего за одиннадцать лет он публикует 29 книг, включающих романы, новеллы, рассказы.

На счету Ги де Мопассана 9 романов, из них 3 незаконченных («Огонь желания», «Чужая душа», «Ангелюс»). Дебютным произведением в крупном прозаическом жанре стала знаменитая «Жизнь», вышедшая в свет в 1883 году.

Автор трудился над романом на протяжении шести лет, тщательно оттачивая каждый эпизод. Работа над «Жизнью» начиналась под чутким присмотром учителя Гюстава Флобера.

Однако литературный наставник так и не увидел триумфа своего подопечного — Флобер скончался в 1880 году за три года до публикации.

Следующим громким событием в карьере Мопассана стал роман «Милый друг» (пожалуй, самое знаменитое произведение писателя). Он был издан в 1885 году. В 1887-м на книжных прилавках появился «Монт-Ориоль». В период с 1888 по 1890 годы один за другим были изданы романы «Пьер и Жан», «Сильна как смерть» и «Наше сердце».

Безбедное существование писателя

Произведения Ги де Мопассана пользовались огромной популярностью. Его проза была в моде, а потому издатели не жалели денег на щедрые гонорары. Мопассан был одним из богатейших литераторов своего времени. Его годовой доход достигал 60 тысяч франков в год.

Писателя читали не только в родной Франции, но и далеко за ее пределами. Русский читатель познакомился с Мопассаном благодаря Тургеневу, который был очень дружен с талантливым французом. А вот одним из первых отечественных переводчиков Ги стал сам Лев Николаевич Толстой.

В свою очередь вдохновленные потомки неоднократно интерпретировали произведения кумира на экране. В 1934 году советский режиссер Михаил Ромм снял фильм по мотивам новеллы «Пышка». В 1989-м появился второй советский вариант «Пышки», срежиссированный творческим тандемом Евгения Гинзбурга и Рауфа Мамедова.

В 1983 году во Франции был впервые экранизирован роман «Милый друг». Проектом руководил Пьер Кардиналь. А в 2012 году Деклан Доннеллан сделал более свежий вариант «Милого друга». На главные роли были приглашены звезды мирового масштаба. Так, Жоржа Дюрую сыграл Роберт Паттинсон, Мадлену Форестье — Ума Турман, Вирждинию Вальтер — Кристин Скотт Томас, а Клотильду — Кристина Риччи.

Любовные похождения великого Ги

Ги де Мопассан не отличался внешней привлекательностью. Он был коренаст, краснощек, а его неопрятные старомодные туалеты явно проигрывали на фоне лощеных одежд парижских франтов. Однако проблем с женским полом Мопассан никогда не испытывал. Причем успехи на любовном фронте Ги совершал еще задолго до того, как стал богат и знаменит.

Обаятельный, остроумный, наглый, решительный, он оставлял далеко позади своих смазливых соперников. Дам Мопассан менял как перчатки. В его послужном списке были все сорта женщин от проституток до еще не успевших овдоветь баронесс. Барышням, которым Ги беззаветно разбивал сердца, он платил вечностью. Любовницы Мопассана вошли в плеяду самобытных женских образов его произведений.

Читайте также:  Эндрю скотт - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Было в этой безудержной любовной гонке и место романтике. Некоторое время Мопассан переписывался с украинкой Марией Башкирцевой.

На тот момент Мария жила во Франции, была востребованной художницей и автором знаменитого «Дневника». Из-за хронического ларингита она была глухо-немой. Письма 24-летней Марии пленили Мопассана. Однако закостенелый ловелас испугался нового искреннего чувства.

Так и не открывшись Марии, он по привычке был холоден и циничен. Вскоре Мария умерла. Ги приезжал на ее могилу, тяжело горевал и утверждал, что эта необычная женщина оказалась единственной Розой его жизни.

Скелеты в шкафу: проклятие рода Мопассанов

Посторонние знали Мопассана как сильного и крепкого мужчину, увлеченного спортсмена. Приближенным были известны тайны, о которых переживал великий Ги. Во-первых, еще в 20 лет Мопассан заразился сифилисом.

Тогда болезнь залечили, но спустя годы хворь вновь дала о себе знать и во многом спровоцировала значительное ухудшение здоровья писателя. Во-вторых, члены семьи Мопассанов страдали от наследственного психического расстройства.

Мать Ги до старости мучили нервические припадки, а причиной смерти младшего брата стало душевное расстройство.

Мопассан с юности боялся повторить судьбу своих ближайших родственников, потому вел активный образ жизни. Как только осложнения, вызванные с сифилисом, сделали дальнейшие физические нагрузки невозможными, эмоциональное состояние Ги стало стремительно ухудшаться. Он по-прежнему был богат и востребован, но жизнь больше не приносила удовольствия.

Теперь Ги неоднократно говорит о смерти. В 1892 году он попытался зарезаться ножом на борту собственной яхты под названием «Милый друг».

Врачам удалось спасти жизнь писателя, однако его психическое состояние было безвозвратно подорвано. До следующего года Мопассан находился в клинике для душевнобольных.

Он скончался 6 июля 1893 года от паралича мозга. Могила великого писателя находится на парижском кладбище Монпарнас.

Источник: https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/gi-de-mopassan/uchenik-flobera.html

Краткая биография Ги де Мопассана

Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан, знаменитый французский писатель, родился в Нормандии в 1850 году. Отец его был из разорившихся дворян, а мать из культурной буржуазной семьи. Возможно, любовь к искусству Мопассан унаследовал от отца. Тот славился своей любовью к музыке, к живописи, к литературе.

После рождения Эрве, второго ребенка в семье, супруги разошлись. Мать великого писателя переехала в приморский город Этрет. Ги де Мопассан был очень активным ребенком, он досконально изучил край, в котором провел свое детство. Прекрасно знал жизнь простых крестьян, фермеров и рыбаков, сам любил выходить с ними на море, рыбачить, ставить паруса.

Все это нашло свое отражение в его творчестве.

Юность

В 13 лет мальчика отдали в духовную семинарию. Будучи активным и озорным ребенком, он не смог смириться с суровой жизнью семинарии. Ги не раз сбегал оттуда домой и как-то даже написал забавное послание в стихах: «Давно от мира отрешенный», где сказано, что заживо хоронить себя он не собирается, а хочет насладиться всеми прелестями жизни.

В 16 лет парень был отдан в лицей, а в 20 Ги де Мопассан поступил на юридический факультет, но тут разыгралась война. Вместо учебы парня направили на франко-прусскую войну.

Послевоенная жизнь писателя

Жизнь после войны оказалась тяжелой. Ги не мог окончить высшее образование, ему пришлось идти на службу в морское министерство. На жизнь не хватало, молодой писатель еле сводил концы с концами. Службу свою он возненавидел, называл тюрьмой.

Начальство его тоже не жаловало, подозрительно относилось ко всем его “литературным пристрастиям”.

Служба в министерстве вдохновила де Мопассана к новеллам «Наследство», «В лоне семьи» и некоторым другим, высмеивая пошлый мирок мелких чиновников, интриганов и подхалимов.

Творчество

Слава писателя пришла к Ги де Мопассану в 1880 году, после успеха «Пышки». Благодаря этому он выхлопотал себе 6-месячный отпуск и в полной мере занялся творчеством.

Своими литературными наставниками писатель считал Г.Флобера, Л.Толстого, И. Тургенева. Флобер издавна был другом Мопассана.

Практически все свои произведения де Мопассан написал в период 1880-90 года. Самые знаменитые из них «Жизнь» и «Милый друг», которые признаны одними из лучших моментов в французской литературе. Это подлинный триумф писателя, прославившегося также большим множеством новелл.

«Милый друг» и «Пышка» – подлинные шедевры де Мопассана, сумевшего создать качественную, «высокую» эротику в литературе.

Роман «Жизнь» это реалистичная, печальная человеческая драма. Это роман, без которого французская литература имела бы сейчас совсем другое лицо.

Ги де Мопассан – реалист. В его произведениях подробное описание жизни и быта людей. Причем людей разных: дворян и простолюдинов, богатых и нищих, образованных и «простых».

Ги де Мопассан не боится затрагивать острые, болезненные вопросы нашего общества. Кроме того он хороший психолог.

Писатель очень тонко показывает, практически «выворачивает» души своих героев, давая читателю шанс заглянуть туда.

Его герои – настоящие, реальные биологические существа, подверженные основным законам природы.

Смерть

Чрезмерное умственное напряжение сказалось на психике писателя. Ги де Мопассан скончался в 1893 году от паралича мозга.

По писателю: Мопассан Ги де

Источник: https://goldlit.ru/maupassant-biography

Ги де Мопассан: биография, интересные факты и видео

Приветствую новых и постоянных читателей, старшеклассников и студентов! В статье «Ги де Мопассан: биография, интересные факты и видео» — о жизни и творчестве крупнейшего французского новеллиста.

Ги де Мопассан: биография и творчество писателя

Ги де Мопассан (1850-1893) – писатель родом из Нормандии, автор многочисленных литературных произведений, создатель неповторимых образов в литературе Франции.

Детство и годы юности

По происхождению будущий писатель был дворянином и нормандским буржуа одновременно. Детские годы Ги (Анри Рене Альбер Ги де Мопассан) прошли в Нормандском замке Миромениль. Он родился в начале августа 1850 года в семье Гюстава и Лауры на территории Второй Французской республики.

Ги с матерью

Ги никогда не жаловался на здоровье, хотя по линии матери у родственников были заболевания психоневрологического характера. Его младший брат был помещен в психиатрический стационар, в стенах которого скончался. А мать всю жизнь мучилась от неврозов.

Обучаясь наукам сначала в семинарии, а затем в лицее Руана, мальчик пишет стихи под руководством школьного библиотекаря и поэта Луи Буйе. В 1870 году Мопассан становится участником военного конфликта между Францией и Пруссией, пройдя дороги войны в качестве рядового.

Резко ухудшившееся финансовое положение его семьи стало причиной его переезда в Париж, чтобы устроиться на работу.

Наставник

Спустя десять лет службы в морском министерстве, Мопассан не оставил своего увлечения книгами. Хотя любил изучать и другие науки, например, астрономию и естествознание, в которых активно практиковался. Гюстав Флобер, знакомый его матери, стал для Ги помощником и наставником.

Гюстав Флобер (1821-1880) французский прозаик-реалист

В 1880 году выходит в печать его первое произведение «Пышка» с одобрения Г. Флобера, который критиковал ранние пробы пера Мопассана. В этом же году он написал «Стихотворения», куда вошли темы любви, желаний и романтических свиданий.

Талант юного писателя заметили в литературных кругах того времени. Его взяли на работу в газету «Голуа». Другого способа зарабатывать на жизнь на тот момент у писателя не было.

Признание

Через три года он пишет роман «Жизнь», в 1885 году – «Милый друг». Всего им создано около двадцати томов рассказов, романов, новелл и стихов, разобранных в сборники.

Мопассан насыщает свои произведения смелыми образами, с яркой биографией. Его ставят в число первых литераторов, пишущих в жанре новеллы. Подражая Эмилю Золя в литературном жанре, Мопассан все же вносит свою лепту, не копируя своего кумира.

Золя нравятся эти работы, он оставляет о них восторженные рецензии. Его работы веселые, немного сатирические, но легкие для восприятия. Кто-то из критиков характеризует некоторые произведения Мопассана, как классику жанра.

Ранние работы («Могила», «Сожаление») раскрывают тему хрупкости всего идеального, невозможности вечного наслаждения безупречной красотой.

В среде российских литераторов творчество французского писателя встречено было при поддержке Ивана Тургенева, узнавшего об авторе от Гюстава Флобера. Характеристика трудов Мопассана есть у Л. Н. Толстого в его собрании сочинений.

Ги довольно много зарабатывал на своих публикациях. Известно, что его доход составлял около шестидесяти тысяч франков за год писательской деятельности. На его плечах была семья брата, которую он должен был содержать и помощь матери.

Хобби

Любимым времяпровождением Мопассана была гребля. Неспешное плавание по Сене давало отличную возможность в тишине обдумать сюжеты своих новых произведений. Здесь же он делает тонкие наблюдения за окружающим его пейзажем и поведением людей.

Ведь кроме интересных и ярких характеристик героев, не менее увлекательно читать описание местностей, где побывал автор.

Последние годы жизни

Но вскоре писатель серьезно заболевает. Сначала умственные нагрузки сказались на душевном самочувствии, затем физический недуг – причина свободного образа жизни — сифилитическая болезнь дает о себе знать.

Повышенная возбудимость, ипохондрия и почти постоянные депрессии на фоне успехов в литературе и на сцене наносят удар по карьере писателя. От душевного расстройства не спасает даже денежная премия за постановку комедии.

Зимой 1891 Мопассан, находясь на излечении в психиатрической клинике, делает попытку покончить с собой в приступе очередного нервного срыва.

Через два года деятельность головного мозга окончательно нарушается при прогрессирующем параличе. Мопассан ушел в мир иной в июле 1893 года. Ему было только сорок два года. По знаку зодиака Ги де Мопассан — Лев.

Его роман «Пьер и Жан» является посланием автора к молодым писателям о том, каким должен быть художественный стиль текста того времени. Работы Мопассана доступны в русском переводе. Читая произведения этого автора, получаешь истинное удовольствие от манеры изложения и содержания книг.

В этом видео дополнительные сведения по теме «Ги де Мопассан: биография и творчество»

Источник: https://damy-gospoda.ru/gi-de-mopassan-biografiya/

Ги де Мопассан. Биография и обзор творчества

Ги де Мопассан. Биография и обзор творчества

Ги де Мопассан (полное имя — Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан) занимает очень важное место в истории не только французской, но и мировой литературы. Он является последним певцом французского реализма, закладывая, одновременно с этим, основные черты литературного стиля XX в.

Великий английский драматург Бернард Шоу как-то написал: «Жизнь Мопассана несравненно трагичнее, чем смерть шекспировской Джульетты». Б. Шоу имел в виду не раннюю смерть писателя (в возрасте 43 лет), а то, что он жил и творил в «эпоху безумия и позора», поэтому его талант не смог раскрыться полностью и он не смог до конца реализовать свои литературные способности.

Французский писатель и литературный критик Анатоль Франс писал: «Будучи великим живописцем человеческого безобразия, Мопассан, одновременно с этим искренне сочувствовал униженным и страдающим людям, отстаивал их право на счастье. Это наделяет литературные творения писателя высшим отблеском человечности».

Ги де Мопассан родился 5 августа 1850 г. в Нормандии, в семье небогатого дворянина. Позже картины его родины постоянно будут появляться в произведениях писателя (серое неспокойное море, высокие штормовые волны, рыбацкие сети, воздух, пропитанный запахом рыбы и водорослей).

Закончив школу и колледж в Руане, в 1869 г. Мопассан поступает в Парижский университет на факультет права. Однако начавшаяся франко-прусская война прервала обучение, и его призвали в армию.

Все, что творилось с ним в период войны, оказало колоссальное влияние на его дальнейшее творчество, он видел многое — взятие Парижа, разгром французской армии, преступления и зверства захватчиков, героическое сопротивление французских войск — все это пробудило в писателе небывалый патриотизм и гордость за свой народ.

Одновременно с этим в его сознании навсегда поселилась ненависть к любой войне и страданиям — поэтому антивоенная тема станет главенствующей в его творчестве. После войны материальное положение его семьи и его самого оставляло желать лучшего, поэтому он не смог продолжить обучение в университете.

Чтобы прокормить себя и помогать своей семье, он вынужден поступить на службу в военно-морское министерство, а позже — в министерство образования.

И хотя административная работа и военная служба были для него просто каторгой, все же оставляли достаточно времени для писательства и к тому же давали бесценный материал для будущих литературных творений. В этот период он пишет очень много новелл, поэм и драм, пробуя себя в разных литературных жанрах.

Читайте также:  Ольга аросева - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Конечно, первые произведения писателя носили больше подражательный характер, однако работа над ними научила его упорно трудиться, правильно и четко формулировать свои мысли, облекая их в литературные образы. Далее писатель знакомится с Г.

Флобером, который правит его рукописи, учит его мастерству писателя, ищет издателей для его книг и знакомит с известными авторами того времени. Именно так Мопассан познакомился с И. С. Тургеневым, творчество которого оказало большое влияние на писателя. В конце 70-х гг. Мопассан знакомится с Э. Золя и издает рассказ «Пышка», который мгновенно приносит ему популярность. С этого момента Мопассан начинает выпускать по 3-4 произведения в год. За этот период были написаны новеллы «Сестры Рондоли», «Иветта», «Туан», «Лунный свет», «Господин Паран» и многие др.

Теперь издатели, буквально дерутся за право печатать его произведения, к Мопассану приходит просто ошеломительный успех, его гонорары вйпие, чем у многих его современников, передовые печатные издания ежедневно публикуют положительные рецензии на его произведения, а коллеги завидуют ему. Однако Мопассан, в силу природной скромности, очень устает от такого повышенного внимания к своей персоне и отправляется в долгосрочное путешествие. Он посещает Корсику, Англию, Италию и другие страны.

Постепенно у писателя начинает развиваться хандра, он все чаще недоволен собой, чувствует внутреннюю пустоту.

В 1887 г. начинается финальный этап его творчества. Ситуация в стране в 80-е гг. только подпитывала пессимистические настроения писателя, в своем дневнике он назвал это время «благословенное время для подлецов и ничтожеств».

В его последних работах уже читаются мотивы страха человека перед смертью, одиночества и потерянности. Болезнь писателя постепенно прогрессирует, и в январе 1892 г.

его помещают в психиатрическую больницу в Париже, в которой он и скончался в июле 1893 г.

В своем дневнике Мопассан писал: «Это ведь я снова привил во Франции вкус к рассказу и новелле». И это — истинная правда, в его творчестве именно новеллы занимают особенное место. За свою творческую жизнь Мопассан написал примерно 300 новелл, которые позже объединил в 16 совершенно разноплановых сборников.

В первых новеллах автор больше изображает темные стороны человеческой жизни и сущности, превознося роль биологического начала человека («Подруга Поля», «В лоне семьи»).

В более поздних рассказах преобладает тема социальных конфликтов, в них видно мнение самого писателя о неразумном мире. Постепенно писатель приходит к созданию реалистических новелл, кульминацией чего является его новелла «Пышка», которая стала первой в цикле рассказов про франко-прусскую войну.

В этом рассказе Мопассан раскрыл всю правду о коррумпированности власти и героизме французского народа. Сюжет рассказа довольно прост. Из захваченного вражескими войсками город Руана уезжают три семейные пары, их попутчицей по дилижансу становится женщина легкого поведения, которую прозвали Пышкой.

По дороге из оккупированного города один из попутчиков домогается Пышки, и она вынуждена уступить, чтобы иметь возможность продолжить путь (от ее согласия или несогласия зависело, сможет ли дилижанс со всеми пассажирами следовать дальше), хотя думает о нем так: «великолепный образчик хамства, свойственного победоносному солдафону».

После этого Пышка плачет в углу продолжающего свой путь дилижанса, где рядом сидят «честные мерзавцы, которые сперва принесли ее в жертву, а потом отшвырнули, как ненужную грязную тряпку».

Современники увидели в этой новелле много патриотизма и хорошо прорисованную психологию героев.

В других новеллах, посвященных войне, таких как «Два друга», «Старуха Соваж», «Папаша Милон» и пр., автор показывает мужество и отвагу обычных, запуганных и дошедших до ручки людей. Например, старуха Соваж, охваченная жаждой мести за убитого единственного сына, сжигает свой собственный дом вместе с запертыми в нем четырьмя прусскими солдатами.

А после с гордостью и преисполненная чувством выполненного материнского долга, она принимает смерть. Вот так описывает Мопассан последние минуты жизни отчаявшейся женщины: «Старуху схватили, приставили к стене ее дома, не успевшего еще остыть. Потом двенадцать человек выстроились напротив нее на расстоянии двадцати метров.

Она не шевельнулась, она поняла, она ждала…»

Два друга из одноименного рассказа отправляются ловить рыбу и, захваченные пруссаками, отказываются сообщить пароль для входа в город, героически погибнув, но не предав свой народ.

Параллельно с огромным уважением перед патриотизмом французов, в новеллах Мопассана четко видна его ненависть к любым военным действиям. Один из героев рассказа «Пышка» — крестьянин —- говорит: «Разве не подлость убивать людей, будь они пруссаки, или англичане, или поляки, или французы?» Такая ярая ненависть по отношению к войне очень созвучна с произведениями начала XX в.

В цикле новелл о современной жизни автор все больше развивает идею о губительной власти денег, о лицемерии и бесчестии. Он показывает, как духовно мельчает человек.

Главным героем таких рассказов, как правило, оказывается не очень умный, трусливый и мелочный человек, весь смысл жизни которого — это приобретение богатства, положения или признания. Для того чтобы лучше прорисовать такого героя, Мопассан использует сатиру и иронию.

Ярким примером такого героя является господин Сакре-ман из рассказа «Награжден орденом». Этот человек по жизни занимается совершенно бесполезным делом — пишет смешные и глупые брошюры, надеясь когда-нибудь получить орден Почетного легиона (этот орден вручается лишь за выдающиеся военные или гражданские заслуги).

В конце рассказа он получает свою желанную награду, якобы за «особые заслуги». Однако на деле единственной его заслугой было то, что он не мешал своей жене встречаться с депутатом, который и вручил ему этот орден.

В новелле «Одиночество», автор выражает идею о том, что все люди одиноки в толпе, что счастье недостижимо: «Больше всего страдаем мы в жизни от вечного одиночества, и все наши поступки, все старания направлены на то, чтобы бежать от него… Что бы мы ни делали, как бы ни метались… мы всегда одиноки. Мы дальше друг от друга, чем звезды небесные…»

Убежища от мрачного реального мира низких и пошлых страстей Мопассан искал в первозданной красоте природы, в любви. Женщинам — прекрасным «божьим творениям» он посвящает массу новелл, стихов и романов. К таким произведениям относятся: «Сестры Рондоли», «Хозяйка», «Завещание», «Госпожа Парис» идр.

Наиболее значимым в этом цикле новелл стало произведение «Лунный свет». Герой новеллы грозный аббат Мар-тиньяк искренне ненавидит всех женщин, считая, что их главная цель в жизни — это совращение мужчин своими дьявольскими чарами.

В одну из лунных ночей он выходит в сад, держа в руке дубинку и намереваясь помешать свиданию своей племянницы и ее жениха.

Однако, увидев непередаваемую красоту природы, волшебный лунный свет, заливший ночной сад, он внезапно начинает думать: «Значит, господь позволил людям любить друг друга, если он окружает их любовь таким великолепием».

В 1883 г. Мопассан издает роман «Жизнь» — наверное это самое лучшее и самое личное творение автора. В нем он передал непростые отношения своих родителей, которые запечатлело его детское сознание, и собственный печальный опыт личных отношений. В центре повествования история человеческой жизни, которая полна несбывшихся надежд, иллюзий и жестоких разочарований.

«Жизнь»

Главная героиня романа Жанна — это юное, чистое создание, преисполненное надежд и мечтаний. Покинув отчий дом, она попадает в монастырь, а оттуда, еще более окрыленная, она выходит замуж за, как ей казалось, сильного, любящего и достойного человека.

Она всегда помнит уют отчего дома, любимых родителей и красивейшую природу нормандского побережья (где провел свое детство сам Мопассан). Однако мечты и иллюзии девушки очень скоро развеиваются. Ее муж оказывается циничным и самовлюбленным человеком, мало того, что он регулярно изменяет Жанне с госпожой Фурвиль и служанками, он еще и прибрал к рукам все ее состояние.

Героиня начинает думать, что «жизнь ее разбита, счастье кончено, надежд больше нет, и ей представилось страшное будущее, полное мучений, измен и горя». После, прознав об измене, граф Фурвиль сбрасывает неверную жену и ее любовника со скалы, а еще позже умирает мать Жанны. После ее смерти она узнает, что ее мама тоже всю жизнь изменяла мужу.

Окончательно разочаровавшись в этом мире, Жанна возлагает все надежды на своего сына. Однако и этим мечтам не суждено сбыться. Мальчик рос в атмосфере всеобщей любви и избалованности, поэтому стал эгоистичным и неприспособленным неудачником, который прогуливает все свое наследство и бросает мать ради очередной любовницы.

В конце романа, умирает отец Жанны, й она, чтобы раздать долги, пускает свое родовое поместье с молотка. Женщина остается в одиночестве со своими разрушенными надеждами и воспоминаниями о прошлом.

Несмотря на то, что автцр проявляет к своей героине сочувствие и сожаление, все же он не считает, что ее линия поведения правильна. В доказательство этого он противопоставляет ей ее служанку Розали — одну из любовниц ее покойного мужа.

Ее судьба также сложилась крайне нелегко, однако в нужный момент она смогла найти в себе мужество и силы и воспитала трудолюбивого и хорошего сына.

Розали приходит на помощь к своей хозяйке, начинает управлять поместьем, спасая ее от одиночества и нищеты.

В своем романе Мопассан использует выразительный литературный прием: он не просто детально прорисовывает пейзажи и картины природы, через их описание и через отношение героев к ним он пытается донести до читателей их глубокий внутренний мир, их чувства, мысли и переживания.

Вот чувства Жанны перед тем как выйти замуж, когда она преисполнена надежд: «Жанне казалось, что сердце ее ширится, наполняется шепотом, как эта ясная ночь. Какое-то сродство было между ней и этой живой поэзией, и в теплой белизне летнего вечера ей чудились неземные содрогания, трепет неуловимых надежд, что-то близкое к дуновению счастья. И она стала мечтать о любви».

А вот ее восприятие тех же картин после того, как она узнала об изменах мужа: «Неужели это тот же сад, та же трава, те же деревья, что были в мае? Куда девалась солнечная радость листвы, изумрудная поэзия лужайки? …Размытые осенними дождями, устланные плотным ковром опавших листьев, аллеи тянулись под продрогшими, почти оголенными тополями…

И тогда осенняя, сырая, суровая природа вокруг нее, скорбный листопад и серая пелена туч, уносимых ветром, погрузили ее в такую бездну тоски, что она поспешила вернуться домой, боясь разрыдаться».

А так Мопассан рисует нам мысли женщины, оставшейся одной, на пороге бедности: «Ей казалось, будто что-то переменилось на свете. Солнце стало, пожалуй, не таким уже жарким, как в дни ее юности, небо не таким уж синим, трава не такой уж зеленой; цветы тоже были не так ярки и ароматны, не дурманили так, как прежде».

Роман «Жизнь» по праву считается великим произведением своего времени. Русские писатели — современники Мопассана очень высоко оценили эту работу автора. И. С. Тургенев, который был его наставником, считал, что «роман прелесть — и чистоты чуть ли не шиллеровской», а Л. Н. Толстой считал, что «Жизнь» — это «самый лучший французский роман после “Отверженных” Гюго*.

Источник: http://www.winstein.org/publ/25-1-0-999

Ссылка на основную публикацию