Константин станиславский – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Константин Станиславский: биография, театры и музеи, личная жизнь актера и режиссера

Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия Алексеев) вошел в российскую историю как великий реформатор театра, актер, режиссер, руководитель театров, теоретик и педагог. Создатель знаменитой актерской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире.

Константин Алексеев родился 5 (17) января 1863 года в Москве, в многодетной (всего у него было девять братьев и сестер) купеческой семье, состоявшей в родстве с крупнейшими заводчиками и меценатами того времени — С.И. Мамонтовым и братьями Третьяковыми.

Отец — Сергей Владимирович Алексеев, мать — Елизавета Васильевна (урожденная Яковлева). Городской голова Москвы Алексеев приходился ему двоюродным братом. Младшая сестра — Зинаида Сергеевна Соколова (Алексеева), заслуженная артистка РСФСР. Дед Константина Станиславского, П.

Алексеенко, родился на Украине и после женитьбы переехал в Москву, где сменил фамилию на Алексеев.

Свою сценическую деятельность Станиславский начал еще в юности. 5 сентября 1877 года Костя Алексеев (псевдоним Станиславский он взял в 1885 году) впервые выступил в домашнем любительском спектакле. Вокруг него образовался кружок любителей театра, получивший название Алексеевского.

В 1888 году Станиславский совместно с режиссером А.Ф. Федотовым, певцом и педагогом Ф.П. Комиссаржевским, художником Ф.Л. Соллогубом основал Общество искусства и литературы и создал при нем драматическую труппу.

В 1898 году Станиславский вместе с Владимиром Немировичем-Данченко основал Московский художественный театр.

Уже в постановках Алексеевского кружка и в других любительских спектаклях проявилось замечательное актерское дарование Станиславского. Он сыграл в ту пору многие комедийные роли в опереттах и водевилях, Подколесина в «Женитьбе» Гоголя и Несчастливцева в «Лесе» А.

 Островского. В Обществе искусства и литературы круг ролей Станиславского расширился. Наряду с комедийными он создал и трагические образы, например Отелло в трагедии Шекспира и Уриэля Акосты в одноименной пьесе Гуцкова, выступив и постановщиком этих спектаклей.

Первая крупная самостоятельная режиссерская работа Станиславского была еще раньше, в 1891 году, тогда он поставил «Плоды просвещения» Л. Толстого. Станиславский увидел в этой комедии не просто осмеяние духовного убожества обывательского аристократического мирка, но прежде всего изображение горькой мужицкой доли.

В необыкновенно разнообразном актерском творчестве Станиславского (от Астрова в «Дяде Ване» Чехова и Сатина в «На дне» Горького до ярко комедийных ролей Крутицкого в пьесах «На всякого мудреца довольно простоты» Островского и Аргана в «Мнимом больном» Мольера), в его режиссерской деятельности отразилась плодотворность принципов жизненной правды.

Первой постановкой Станиславского после революции стал «Каин» Дж.Г. Байрона (1920). Репетиции только начались, когда Станиславский был взят заложником при прорыве белых на Москву.

Общий кризис усугублялся в Художественном театре тем, что значительная часть труппы во главе с Василием Качаловым, выехавшая в 1919 году в гастрольную поездку, оказалась отрезанной военными событиями Гражданской войны от Москвы.

Безусловной победой стала постановка «Ревизора» (1921). На роль Хлестакова Станиславский назначил Михаила Чехова, недавно перешедшего из МХАТа (театр уже был объявлен академическим) в его 1-ю студию. В 1922 году МХАТ под руководством Станиславского отправляется в длительные зарубежные гастроли по Европе и Америке, которым предшествует возвращение (не в полном составе) качаловской труппы.

Деятельность Станиславского в 20–30-е годы определялась прежде всего его желанием отстоять традиционные художественные ценности русского искусства сцены.

Станиславский так определял стоящую перед артистом задачу: «Должно быть, рутиной называют театральность, то есть манеру ходить и говорить как-то особенно на театральных подмостках.

Если так, то не следует путать рутину с необходимыми условиями сцены, так как последняя требует, несомненно, чего-то особенного, что не находится в жизни. Вот тут-то и задача: внести на сцену жизнь, миновав рутину (которая убивает эту жизнь) и сохранив в то же время сценические условия».

На протяжении всего своего творческого пути Станиславский и искал решения этой задачи. В ходе этих исканий он пришел к открытию и определению законов сценического творчества, известных под названием системы Станиславского. Эта система — открытие законов, коренящихся в природе творчества актера.

Система Станиславского неразрывно связана с искусством переживания, которое ее создатель считал высшим выражением принципов сценического реализма.

Станиславский противопоставлял искусство переживания ремеслу — использованию раз и навсегда установленных штампов, и отличал от искусства представления, основанного на механическом повторении лишь однажды достигнутого в процессе живого переживания результата. С самого начала своей деятельности Станиславский видел в артисте носителя высоких гражданственных, этических принципов. Отсюда возникло учение о сверхзадаче — главной идейной цели, ради которой артист творит. Со сверхзадачей связано понятие сквозного действия — единой главной линии действия.

После тяжелейшего инфаркта, случившегося в юбилейный вечер во МХАТе в 1928 году, врачи навсегда запретили Станиславскому выходить на подмостки.

Станиславский вернулся к работе только в 1929 году, сосредоточившись на теоретических изысканиях, на педагогических пробах «системы» и на занятиях в своей Оперной студии Большого театра, существовавшей с 1918 году (ныне Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко).

В конце своей жизни Станиславский пришел к так называемому методу физических действий, основанному на признании ведущего значения физической природы действия в овладении внутренней жизнью роли.

Физическое действие в понимании Станиславского неотделимо от «жизни человеческого духа», которую артист призван раскрывать перед зрителем.

Систему Константина Сергеевича Станиславского — замечательное наследие великого мастера — знают и ценят во всем мире.

Станиславский умер 7 августа 1938 году в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8492/konstantin-stanislavskii

Станиславский Константин Сергеевич 5 января 1863 – 7 августа 1938: биография кратко, годы жизни, деятельность

Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия Алексеев) вошел в российскую историю как великий реформатор театра, актер, режиссер, руководитель театров, теоретик и педагог. Создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире.

Константин Алексеев родился 5 (17) января 1863 г. в Москве, в многодетной (всего у него было девять братьев и сестёр) купеческой семье, состоявшей в родстве с крупнейшими заводчиками и меценатами того времени С.И. Мамонтовым и братьями Третьяковыми.

Отец — Сергей Владимирович Алексеев, мать — Елизавета Васильевна (урождённая Яковлева). Городской голова Москвы Н.А. Алексеев приходился ему двоюродным братом. Младшая сестра — Зинаида Сергеевна Соколова (Алексеева), заслуженная артистка РСФСР. Дед К.С. Станиславского П.

Алексеенко родился на Украине и после женитьбы переехал в Москву, где сменил фамилию на Алексеев.

Свою сценическую деятельность Станиславский начал еще в юности. 5 сентября 1877 г. Костя Алексеев (псевдоним Станиславский он взял в 1885 г.) впервые выступил в домашнем любительском спектакле. Вокруг него образовался кружок любителей театра, получивший название Алексеевского. В 1888 г.

Станиславский совместно с режиссером А.Ф. Федотовым, певцом и педагогом Ф.П. Комиссаржевским, художником Ф.Л. Сологубом основал Общество искусства и литературы и создал при нем драматическую труппу. В 1898 г.

Станиславский вместе с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр.

Уже в постановках Алексеевского кружка и в других любительских спектаклях проявилось замечательное актерское дарование Станиславского. Он сыграл в ту пору многие комедийные роли в опереттах и водевилях, Подколесина в «Женитьбе» Гоголя и Несчастливцева в «Лесе» А.

Островского. В Обществе искусства и литературы круг ролей Станиславского расширился. Наряду с комедийными он создал и трагические образы, например, Отелло в трагедии Шекспира и Уриэля Акосты в одноименной пьесе Гуцкова, выступив и постановщиком этих спектаклей.

Первая крупная самостоятельная режиссерская работа Станиславского была еще раньше, в 1891 г., тогда он поставил «Плоды просвещения» Л. Толстого. Станиславский увидел в этой комедии не просто осмеяние духовного убожества обывательского аристократического мирка, но прежде всего изображение горькой мужицкой доли.

В необыкновенно разнообразном актерском творчестве Станиславского (от Астрова в «Дяде Ване» Чехова и Сатина в «На дне» Горького до ярко комедийных ролей Крутицкого в пьесах «На всякого мудреца довольно простоты» Островского и Аргана в «Мнимом больном» Мольера), в его режиссерской деятельности отразилась плодотворность принципов жизненной правды.

Первой постановкой Станиславского после революции стал «Каин» Д. Байрона (1920). Репетиции только начались, когда Станиславский был взят заложником при прорыве белых на Москву. Общий кризис усугублялся в Художественном театре тем, что значительная часть труппы во главе с Василием Качаловым, выехавшая в 1919 г.

в гастрольную поездку, оказалась отрезанной военными событиями Гражданской войны от Москвы. Безусловной победой стала постановка «Ревизора» (1921). На роль Хлестакова Станиславский назначил Михаила Чехова, недавно перешедшего из МХАТа (театр уже был объявлен академическим) в его 1-ю студию. В 1922 г.

МХАТ под руководством Станиславского отправляется в длительные зарубежные гастроли по Европе и Америке, которым предшествует возвращение (не в полном составе) качаловской труппы.

Деятельность Станиславского в 20-30-е гг. определялась, прежде всего, его желанием отстоять традиционные художественные ценности русского искусства сцены.

Станиславский так определял стоящую перед артистом задачу: «Должно быть, рутиной называют театральность, то есть манеру ходить и говорить как-то особенно на театральных подмостках.

Если так, то не следует путать рутину с необходимыми условиями сцены, так как последняя требует, несомненно, чего-то особенного, что не находится в жизни. Вот тут-то и задача: внести на сцену жизнь, миновав рутину (которая убивает эту жизнь) и сохранив в то же время сценические условия».

На протяжении всего своего творческого пути Станиславский и искал решения этой задачи. В ходе этих исканий он пришел к открытию и определению законов сценического творчества, известных под названием системы Станиславского. Эта система — открытие законов, коренящихся в природе творчества актера.

Система Станиславского неразрывно связана с искусством переживания, которое ее создатель считал высшим выражением принципов сценического реализма.

Станиславский противопоставлял искусство переживания ремеслу — использованию раз навсегда установленных штампов и отличал от искусства представления, основанного на механическом повторении лишь однажды достигнутого в процессе живого переживания результата. С самого начала своей деятельности Станиславский видел в артисте носителя высоких гражданственных, этических принципов. Отсюда возникло учение о сверхзадаче — главной идейной цели, ради которой артист творит. Со сверхзадачей связано понятие сквозного действия — единой главной линии действия.

После тяжелейшего инфаркта, случившегося в юбилейный вечер в МХАТ в 1928 г., врачи навсегда запретили Станиславскому выходить на подмостки. Станиславский вернулся к работе только в 1929 г.

, сосредоточившись на теоретических изысканиях, на педагогических пробах «системы» и на занятиях в своей Оперной студии Большого театра, существовавшей с 1918 г. (ныне Московский академический музыкальный театр имени К.С.

Станиславского и В.И. Немировича-Данченко).

В конце своей жизни Станиславский пришел к так называемому методу физических действий, основанному на признании ведущего значения физической природы действия в овладении внутренней жизнью роли.

Физическое действие в понимании Станиславского неотделимо от «жизни человеческого духа», которую артист призван раскрывать перед зрителем. Систему Константина Сергеевича Станиславского — замечательное наследие великого мастера — знают и ценят во всем мире.

Станиславский умер 7 августа 1938 г. в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище.

Источник: https://histrf.ru/lichnosti/biografii/p/stanislavskii-konstantin-sierghieievich

Краткая биография Константина Станиславского самое главное

Константин Сергеевич Станиславский был рожден зимой 1863 года в столице России. Кроме мальчика в семье было девять детей. Их отец был промышленником. Семья была творческой. Один из братьев Кости стал режиссером, другой брат – историком. А младшая сестра преуспела в актерской карьере.

Мальчик в детстве посещал гимназию. По окончанию обучения стал работать в фирме отца. Семья Кости любила ходить в театр. В доме родителей мальчика был специальный зал для спектаклей.

Молодой человек занимался вокалом, он участвовал в опереттах. Учителя Кости были лучшие знатоки своего дела. Через десять лет усердной работы Константин стал хорошим актёром, его уважали и хвалили.

Его признали талантливым и приравнивали к профессиональным актёрам, хотя он был любителем.

Константин работал в дирекции консерватории. Он создал Общество Искусства и Литературы, стал работать там режиссером. Константин поставил много разных спектаклей. Он также играл как небольшие эпизодические роли, так и главные.

Станиславский был не удовлетворён состоянием театра в России. Он решил, каким должен быть новый театр и определил методы достижения поставленной цели. Так был открыт МХАТ. Он продолжал работать режиссером и актёром. Режиссер поставил фильм с актёрами своего театра.

Когда началась революция, часть труппы не могла приехать в столицу из-за военных действий. А сам режиссер был взят в заложники.

Читайте также:  Ролан быков - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Константин поехал со своей труппой в гастроли в 1922 году. Они объехали много стран Европы и Америку.

Театру Константина было выделено здание под филиал. Положение театра стало таким же значимым, как у самых известных театров столицы.

У режиссера случился сердечный приступ. Врачи запретили ему так много работать и участвовать в спектаклях. К работе Константин вернулся лишь через год. Он углубился в теорию. Режиссер был награжден тремя орденами. Из-за плохого самочувствия Константина актеры приходили проводить репетиции к нему домой. Режиссер писал книги. Он углубился в педагогику.

Сын Константина стал историком. А дочь вышла замуж за художника.

Талантливый режиссер скончался летом 1938 года в столице. После вскрытия выяснилось, что у Константина было множество болезней.

В честь режиссера было названо много улиц в различных городах, а также несколько театров. Еще существует премия, названная его фамилией. Она награждает творческих людей, которые внесли большой вклад в театральное искусство.

Интересные факты и даты из жизни

← Архимед↑ БиографииШаляпин Фёдор Иванович →

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/stanislavskij-konstantin-sergeevich

Станиславский Константин Сергеевич — краткая биография | Узнай Москву

Родился в Москве в семье промышленника Сергея Владимировича Алексеева и Елизаветы Васильевны. У него было девять братьев и сестер. В 1878 – 1881 годах учился в гимназии при Лазаревском институте, позднее работал на семейном предприятии.

Семья увлекалась искусством и театром – в московском доме был оборудован специальный театральный зал.

Юный Константин увлеченно занимался вокалом и пластикой с лучшими учителями, подражал в ролях актерам Малого театра, выступая в домашнем театральном Алексеевском кружке. Первый сценический дебют в роли Подколесина в пьесе Н.

В. Гоголя «Женитьба» состоялся на любительской сцене в доме А.А. Карзинкина на Покровском бульваре в декабре 1884 года.

В день премьеры случился курьез: «В последнем акте пьесы, как известно, Подколесин вылезает в окно. Сцена, где происходит спектакль, была так мала, что приходилось, вылезая из окна, шагать по стоящему за кулисами роялю. Конечно, я продавил крышку и оборвал несколько струн.

Беда в том, что спектакль давался лишь как скучная прелюдия к предстоящим веселым танцам. Это был один из самых веселых балов — но, конечно, не для меня». Как вспоминал К.С.

Станиславский, в полночь найти мастера для починки рояля не смогли, и он весь вечер сидел в углу зала и пел все танцы подряд.

В 1886 году Константин был избран членом дирекции Московского отделения Русского музыкального общества.

Позднее он разрабатывает проект Московского Общества Искусства и Литературы (МОИиЛ) и берет псевдоним для сцены Станиславский. Первый спектакль МОИиЛ состоялся 8 (20) декабря 1888 года.

В течение десяти лет актерской работы Константин Станиславский стал известным актером, пользующимся успехом наравне с профессиональными актерами императорской сцены.

В 1888 году было основано Общество искусства и литературы, где юным Константином были исполнены роли в пьесах «Скупой рыцарь» А.С. Пушкина, «Коварство и любовь» Шиллера, Писемского, где он пользовался большим успехом как выдающийся актер своего времени. В это же время Константин Станиславский сделал первые режиссерские работы по пьесе «Плоды просвещения» Л.Н. Толстого.

14 (26) июня 1898 года в подмосковном Пушкино началась работа труппы Художественного театра (МХТ), основанной Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко. Костяк труппы составили актеры-любители из Общества искусства и литературы и ученики Филармонии.

Первым спектаклем стал «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого в совместной постановке Станиславского и А.А. Санина. Славу новому театру принесла «Чайка» А.П. Чехова в постановке Станиславского и Немировича-Данченко. Затем были поставлены пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня» в 1899 году, «Три сестры» в 1901 году, «Вишневый сад» 1904 год.

С 1900-х годов Константин Станиславский совершенствовал свою систему преподавания актерского мастерства.

В 1902 году были поставлены пьесы М.Горького «Мещане» и «На дне», как предвестники революционных событий, в которых вышел на сцену новый герой – рабочий.

В 1905 году была создана экспериментальная Студия на Поварской улице. Там шел поиск новых форм передачи действительности, в том числе декоративными средствами: на фоне черного бархата были схематично изображены части интерьера, среди которых возникали актеры в гриме-масках и гротескных костюмах.

В 1912 году Станиславским была организована 1-я Студия при МХТ для работы с молодежью – он хотел реформировать сценическое искусство.

В 1918 году он возглавил Оперную студию Большого театра, позднее ставшую Оперным театром им. К.С. Станиславского, где были поставлены «Евгений Онегин» Чайковского в 1922 году, «Царская невеста» в 1926 году.

В 1930 годы Константин Станиславский добился от власти особого положения для Художественного театра, уравнивавшего его с Большим и Малым театрами. В 1932 году Художественному театру было присвоено имя Горького – МХАТ СССР им. Горького.

В 1933 году Художественному театру было передано здание бывшего Театра Корша для создания филиала.

В 1937 году Константин Станиславский был награжден орденом Ленина, в 1938 году орденом Трудового Красного Знамени.

Константин Станиславский скончался 7 августа 1938 года в Москве от болезней сердца и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Источник: https://um.mos.ru/personalities/8037/

Константин Станиславский убегал от жены и детей в театр

– Пустите, ветреники сами, опомнитесь, вы старики, – 30-летняя Ольга Андровская отстраняется от 68-летнего Константина Станиславского, прижимаясь к колонне.

Но он, обнимая ее за талию, отступает к креслу, влечет за собой. И вот она на коленях у Константина Сергеевича.

– Почти, – говорит он сквозь одышку.

Его руки бесстыже лапают тело Ольги. Правой поглаживает ее бедро, левая вот-вот нырнет в декольте.

– Ну, кто придет, куда мы с вами? – говорит актриса следующую фразу из роли служанки Лизаньки в пьесе “Горе от ума”.

Но перепугана она не на шутку – режиссер, дрожа от страсти, сжимает ее все крепче. Играет ли он на самом деле?

Сцена заканчивается – Станиславский, игравший старого распутника Фамусова, уходит на цыпочках, напуганный, чтобы его не застукали.

– Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь, – с искренним облегчением выдыхает Лизанька-Андровская.

1931 год, репетиция происходит в доме Станиславских в Леонтьевском переулке в центре Москвы. Режиссер оборудовал там репетиционный зал. Колонны в нем отделяют сцену от зрителей. К тому, что Константин Сергеевич может среди репетиции отстранить любого исполнителя и вместо него играть роль, актеры привыкли.

Но в этот раз его страсть даже им кажется слишком настоящей. В зале и Мария Лилина – жена Константина Сергеевича. Ревнует ли она его к молодой и красивой коллеге? Вряд ли. За ее мужем всегда упадают актрисы. За годы супружеской жизни для нее это не новость. Станиславский никогда ей не изменял. У него только одна страсть – к сцене.

Она едва не разбила их семью.

В театр Константин Алексеев – такую фамилию имел при рождении – влюбился 3-летним, когда исполнил свою первую роль. Так рассказывал. В 1888-м под псевдонимом Станиславский играл в спектаклях “Общества искусства и литературы”.

Он сам разработал его проект и вложил в развитие почти 30 тыс. руб. Он, сын богатого промышленника, деньги получил в наследство. На сцене “Общества” встретил и будущую жену Марию Перевощикову.

Она тайком отважилась выступить в комедии Крылова “Тайна женщины”.

22-летняя Мария – воспитанница московского Екатерининского института благородных девиц. Там она преподает языки, хорошие манеры, рукоделие и словесность.

Как классная дама не имеет права ни встречаться с мужчинами, ни принимать участия в “деятельности, позорящей репутацию института”. Игра на сцене принадлежит именно к таким, поэтому в афишах спектакля напротив ее роли указана исполнительница: “Мария Лилина”.

Но в институте тайну все равно раскрыли. С работы она вынуждена была уйти. Родственники забрали девушку в Петербург. Станиславский засыпает ее восторженными письмами, зовет продолжать игру в театре.

Мария не может опираться, как желанию играть на сцене, так и чувствам к Станиславскому, которого считала “прекрасным, чрезвычайным, милым и первым красавцем в Москве”, как писала в воспоминаниях.

Мария вернулась в Москву. Станиславский принялся учить ее всему, что знал. Днем вместе репетируют, вечером вместе играют, а после идут на квартиру к Марии пить чай.

В ролях влюбленных в “Коварстве и любви” Шиллера они, отмечают коллеги, очень естественно целуются. Станиславский тщательно планирует, как исправит своей ученице осанку, движения, как примется с ней за психоанализ.

Первым сделать предложение о браке отважилась Мария. Влюбленный “педагог” с восторгом принял ее чувство. Вскоре признался:

– Кажется, ты ничего исключительно умного не сказала. Но несколько твоих фраз открыли для меня и твою сочувственность, и простоту взгляда на жизнь, естественность ума, свойственную только хорошим и сердечным женщинам. Такие женщины – мой идеал, и, кроме них, никто не может внутренне действовать на меня так сильно.

В мае 1889-го Станиславский обручился с Маруськой, как называл ее. Но очень скоро проявились расхождения в их характерах. Рассказывает в письме приятелю: “Жаль долго сидеть на старом известном месте, интереснее было бы поездить и посмотреть что-то новое. Но Маруся более склонна к оседлой жизни”.

Семейное счастье быстро начало отягощать Константина. Ксения – их первая дочь – заболела пневмонией сразу после рождения и через месяц умерла.

Летом 1891-го родилась Кира, энергичная и непокорная, – “алексеевская порода”, отмечал отец. Сын Игорь, появившийся через три года, пошел в мать, часто болел.

Некрепкого здоровья Мария едва справлялась с детьми, домом, все реже выступала в театре. От семейных проблем Станиславский убегает в театр.

– Как актер ты привык сгущать краски, чтобы вызывать чувство, потому что иначе зрителю не передастся. Поневоле ты применяешь это в жизни, – говорит Мария Константину.

Она хочет домашнего уюта и внимания мужа. Станиславский мечтает о собственном театре. Начинает разрабатывать систему актерской игры, у которой до сих пор много последователей в мире.

Один из принципов: “Не изображать обиды и чувства, а действовать в соответствии с ними”. Мария все чаще болеет, но Константин не верит, что это происходит на самом деле. В это время Лилина с детьми жила у брата мужа в Харькове.

Станиславский, приезжая к ним, погружается в семейные хлопоты. Ему сразу становится скучно.

– Мне не интересны разговоры о хозяйстве! – взрывается. – Ты становишься такой узкой и пустяковой.

Но в разлуке он грустит по семье, рвется к ней. В конечном итоге, жена ставит перед ним вопрос ребром: или семья, или театр. И он хочет бросить сцену. Как только решение принято, 17 июня 1897-го Станиславский получает письмо от драматурга Владимира Немировича-Данченко.

Тот приглашает его поговорить о создании Художественного общедоступного театра, который впоследствии станет всемирно известным МХАТом. Мария понимает, теперь муж ни за что не оставит театр, а она может остаться сама с двумя детьми. И смириться пришлось ей.

МХАТ стал делом всей жизни Константина Станиславского.

1863, 17 января – Константин Алексеев (псевдоним – Станиславский) родился в семье богатого промышленника в Москве. Имел девять братьев и сестер.

Читайте также:  Антон зайцев - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Родители часто возили детей в театр, оперу, помогли обустроить домашний театр. До 13 лет учился дома, после в гимназии при Лазаревском институте иэтом же вузе.

По завершении работает в родительской фирме и играет в любительских спектаклях.

1898 – открыли Художественный общедоступный театр под руководством Станиславского и Немировича-Данченко. Через три года его переименовали в Московский художественный театр. Преимущество отдавали тогдашней драматургии – произведениям Алексея Толстого, Антона Чехова, Максима Горького. В 1917 году театр был самым большим в России.

1919 – половина труппы театра оказалась за рубежом. Станиславский вынужден учить молодежь и ставить спектакли без ведущих актеров.

“Пришлось начать с начала, – вспоминал в книге “Моя жизнь в искусстве”, – учить дикого относительно искусства зрителя сидеть тихо, не разговаривать, садиться вовремя, не курить, не грызть орехов, снимать шляпы, не приносить пищу и не потреблять ее в зрительном зале”.

Театр плохо отапливался – Станиславский требовал довести температуру в помещении хотя бы до +12°С. Из-за нехватки средств его жена Мария Лилина собственноручно шьет и чинит сценические наряды, помогает мастерить реманент.

1928 – на юбилейном вечере МХАТа у режиссера случился тяжелый инфаркт. После восстановления в театр не возвращается. Сосредоточивается на теоретических исследованиях – продолжает разрабатывать систему актерского творчества. Пишет книгу “Робота актера над собой”. Ее напечатают в 1938-м, после смерти автора. Репетиции проводит дома.

1938, 7 августа – умер в своей квартире. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Источник: https://gazeta.ua/ru/articles/history-newspaper/_konstantin-stanislavskij-ubegal-ot-zheny-i-detej-v-teatr/477355

Станиславский: биография и собрание сочинений

Фамилия Станиславский на устах даже у тех людей, которые не имеют отношения к театральному искусству. А фразу «Не верю» цитируют повсеместно.

Есть люди талантливые, мастера своего дела, а есть новаторы, которые не боятся экспериментов и становятся знаковыми фигурами в истории, таким и был Константин Сергеевич Станиславский.

Детство Станиславского

Станиславский родился 5 января 1863 года. Настоящая фамилия Станиславского — Алексеев. По материнской линии он был на 1⁄4 француз (бабушка Станиславского была французской актрисой), а по отцовской — происходил из ярославских купцов. В семье Станиславского было 5 мальчиков и 4 девочки.

Будущему театральному реформатору с детства прививали любовь к искусству. Отец мальчика оборудовал домашний театр. С ним занимались лучшие педагоги по пластике и вокалу.

В 4 года Константин вместе с семьёй впервые посетил Большой Театр, это событие настолько впечатлило мальчика, что на следующий день он пришёл к отцу и сделал заявление о том, что хочет стать актёром.

Первые театральные проекты Станиславского

В 1886 г. Станиславский становится одним из представителей дирекции Русского музыкального общества. Это назначение дало толчок к запуску проекта Московского Общества Искусства и Литературы. Станиславский вкладывал в деятельность этого проекта не только своё время, силы, но и занимался его финансированием.

Первое время Станиславский совмещал работу на фабрике отца с театральной деятельностью. Позже Константин Сергеевич интегрирует навыки, полученные во время работы на фабрике, и в создание своей знаменитой системы.

1-м творением Константина Сергеевича в качестве режиссера становится пьеса «Плоды просвещения».

1898 г. — стал годом основания Московского Художественного театра, ставшего результатом творческого союза Станиславского и В. Немировича-Данченко. Станиславский занимался художественной частью, а Немирович-Данченко отвечал за литературное наполнение. Известность новому театру принесла постановка чеховской «Чайки».

В этот же период Константин Сергеевич меняет фамилию Алексеев на псевдоним Станиславский.

За 10 лет сценической работы у Константина Сергеевича Станиславского было не меньше ролей, чем у актеров профессиональных театральных подмостков.

Система Станиславкого

Театр для Станиславского стал не только увлечением, но и настоящим делом жизни. Он постоянно экспериментировал, ставил себе сложные задачи по совершенствованию актерской профессии.

Его главной целью было создание системы, которая должна была способствовать раскрытию актера на сцене во всей его многогранности. Актер должен был прожить, прочувствовать каждое действие, пропустить через себя каждое слово так, чтобы зритель полностью погрузился в атмосферу, чтобы мог забыть о своих насущных делах и сфокусироваться только на действии, происходящем перед его глазами.

Идеи по работе на сцене Станиславский внедрил в Первой театральной студии, открывшейся в 1913 году.

В 1905 году начала работать Студия на Поварской улице, где активно использовались новые формы передачи действия, интересной находкой стало использование декораций как дополнения к сценическому образу актеров.

1912 год стал годом основания первой Студии при МХАТе, где проводились 1-е эксперименты Станиславского с молодыми актерами, направленные на реформирование сценического мастерства.

Собрание сочинений

Работы Станиславского будут интересны не только представителям театральных профессий, но и другим творческим людям: художникам, кинематографистам, педагогам, писателям, музыкантам.

В 1926 г. выходит книга мастера «Моя жизнь в искусстве» (в Америке книга была опубликована на два года раньше). Эта книга открывает Собрание сочинений театрального реформатора.

Последняя работа автора, переданная в печать, называлась «Работа актёра над собой», читатели увидели ее уже после его кончины.

В 1-й части книги «Работа актёра над собой» (2-й том сочинений) раскрываются поиски Константина Сергеевича в области актерского мастерства.

Во второй части много дополнений, хранившихся в архивах мастера, которые позволяют более полно раскрыть суть «системы» (3-й том сочинений).

В Собрание сочинений входят отрывки из незаконченной работы Станиславского «Работа актера над ролью» (4-й том сочинений), в которых идет речь о создании сценического образа и эстетике театральной подачи.

В 5-м и 6-м томах представлены статьи, отрывки из дневников, а также воспоминания, отражающие весь творческий путь Станиславского.

7-й и 8-й тома посвящены письмам мастера к представителям искусства, литераторам, писателям, ученым, а также родственникам и друзьям.

Сердечный приступ и самоотверженность Станиславского

На юбилейном вечере в театре в 1928 году Константину Сергеевичу стало плохо из-за сердечного приступа. После этого врачи не разрешали ему выходить на сцену. Но даже несмотря на свое тяжелое состояние, он продолжал вести репетиции по телефону, пока врачи не лишили его и этой возможности.

Станиславский не сдался и продолжил свою деятельность, но уже на педагогическом поприще, он экспериментирует и внедряет свои наработки в Оперной студии Большого театра. Мастер репетировал с актерами прямо у себя дома. Это была своего рода актерская школа.

В 1930-х годах Станиславский с помощью влияния Горького добивается особого положения для МХАТа, который уравняли с Большим и Малым театрами. Театр стал носить название МХАТ СССР им. Горького.

Константин Сергеевич Станиславский скончался 7 августа 1938 года, при вскрытии были обнаружены проблемы с сердцем и легкими.

Цитата Станиславского «Не верю!»

Фраза «Не верю!», которой Станиславский оценивал игру своих актеров, стала крылатым выражением. Но чем эти слова были для актеров и самого мастера: порицание или мотивация?

Так Константин Сергеевич Станиславский воспитывал в актерах реалистичность.

Существуют кадры, на которых Станиславский произносит свое «Не верю!», ставшее его визитной карточкой, во время репетиции начинающей актрисы.

Интересные факты из жизни Станиславского

1. Первым сценическим опытом Станиславского стала роль в спектакле «Женитьба» в любительском театре в 1884 году. Спектакль давался перед танцами, которые составляли основу развлекательной программы. Персонаж Станиславского по сценарию вылазил в оконный проем.

Выбравшись из окна Станиславский вынужден пройти по роялю, стоявшему за кулисами, так как сцена была очень маленькой. После этого в рояле была испорчена крышка и струны.

Для ремонта рояля в позднее время не смогли найти мастера, и Станиславскому пришлось напевать все мелодии для танцев в течении вечера.

2. В 1918 г. Станиславский создал короткометражный шуточный фильм. Фильм не был представлен широкому зрителю и даже не имел названия, но в некоторых источниках его упоминают как «Рыбка».

Во время репетиции команда Художественного театра ждала опаздывающего актёра, а когда тот появился, то объяснил при помощи жестикуляции, что не может работать из-за проблем с горлом.

Чуть позже у актера из горла извлекли металлическую рыбку.

Великий актер и гениальный постановщик

После кончины Станиславского Немирович-Данченко говорил о том, что мир потерял великого человека.

Константин Сергеевич был не только великим актером, но и гениальным постановщиком. Он прошел большой путь, чтобы создать педагогическую театральную систему и отдавался любимому делу без остатка. Он и в наше время остается эталоном для актеров и режиссеров.

После его ухода из жизни осталась не только уникальная система, но и великое наследие, бесценные труды и разработки.

 Литература:

  • 1. Станиславский репетирует. Записи и стенограммы репетиций. М.: СТД РСФСР,1987.
  • 2. Мастерство актёра в терминах и определениях К. С. Станиславского. М.: Сов. Россия, 1961.
  • 3. Эфрос Н. Е. Московский Художественный театр. 1898—1923.
  • 4. Топорков В. О. Станиславский репетирует. М.: Искусство, 1950.
  • 5. Горчаков Н.М. «Режиссёрские уроки К. С. Станиславского» / Редактор Волков Н. Д.. — Искусство, 1952. — 574 с..
  • 6. Аронсон О. В. Неоконченная полемика: биомеханика Мейерхольда или психотехника Станиславского? – Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 4/1. — РГГУ. — М., 2007. — 410—423 с.
  • 7. Иванов В. В. Библейские сны Станиславского // Иванов В. В. Русские сезоны театра «Габима». М.: «АРТ», 1999. С. 129—147.
  • 8. Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства: В 2 т. / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.:, Индрик, 2011. Т. 1 — 519 с., илл.; Т. 2 — 686 с., илл.

Источник: https://PsychoSearch.ru/method/carlos-castaneda-stalking/403-stanislavskij-biografiya-i-sobranie-sochinenij

Станиславский Константин Сергеевич

История жизни

СТАНИСЛАВСКИЙ, КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ (наст. фамилия Алексеев) (1863–1938), русский актер и режиссер, теоретик сценического искусства.

Принадлежал по рождению и воспитанию к высшему кругу русских промышленников, был в родстве со всей именитой купеческой и интеллигентной Москвой (с С.И.Мамонтовым, братьями Третьяковыми). В 1881 вышел из Лазаревского института и начал службу в семейной фирме.

В семье увлекались театром, в московском доме был специально перестроенный для театральных представлений зал, в имении Любимовке – театральный флигель.

Сценические опыты начал с 1877 в домашнем Алексеевском кружке. Усиленно занимался пластикой и вокалом с лучшими педагогами, учился на примерах актеров Малого театра, среди его кумиров были Ленский, Музиль, Федотова, Ермолова.

Играл в опереттах: Графиня де ла Фронтьер Лекока (атаман разбойников), Нитуш Эрве (Флоридор), Микадо Сюлливана (Нанки-Пу). В 1886 Станиславского избирают членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и состоящей при нем консерватории.

Вместе с певцом и педагогом Ф.П.Комиссаржевским и художником Ф.Л.Соллогубом Станиславский разрабатывает проект Московского общества искусства и литературы (МОИиЛ), вложив в него личные финансовые средства. Толчком к созданию общества послужила встреча с режиссером А.Ф.

Федотовым: в его спектакле Игроки Гоголя Станиславский сыграл Ихарева.

Из коллекции Владимира Молчанова.

Первый спектакль состоялся 8 (20) декабря 1888.

За десять лет работы на сцене МОИиЛ Станиславский стал известным актером, его исполнение ряда ролей сравнивалось с лучшими работами профессионалов императорской сцены, часто в пользу актера-любителя: Анания Яковлева в Горькой судьбине Писемского (1888), Платона Имшина в Самоуправцах Писемского (1889); Паратова в Бесприданнице Островского (1890); Звездинцева в Плодах просвещения Толстого (1891). На сцене общества первый режиссерский опыт – Горящие письма Гнедича (1889). Сильное впечатление произвели на него гастроли «мейнингенцев» (1890), открывшие перспективы режиссерского искусства. С января 1891 Станиславский официально взял на себя в Обществе искусств руководство режиссерской частью.

Читайте также:  Евгения майер - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Поставил спектакли Уриэль Акоста Гуцкова (1895), Отелло (1896), Польский еврей Эркмана-Шатриана (1896), Много шума из ничего (1897), Двенадцатая ночь (1897), Потонувший колокол (1898) (сыграл Акосту, Отелло, бургомистра Матиса, Бенедикта, Мальволио, мастера Генриха).

Ищет, по сформулированному им позже определению, «режиссерские приемы выявления духовной сущности произведения». По примеру мейнингенцев использует подлинные старинные или экзотические предметы, экспериментирует со светом, звуком, ритмом.

Впоследствии Станиславский выделит свою постановку Села Степанчикова Достоевского (1891) и роль Фомы («рай для артиста»).

Неудовлетворенность состоянием сцены в конце 19 в., желание сценических реформ, отрицание сценической рутины провоцировало поиски А.Антуана и О.Брама, Южина в московском Малом театре и Немировича-Данченко в Филармоническом училище.

В 1897 последний пригласил Станиславского встретиться и обсудить ряд вопросов, касающихся состояния театра.

Станиславский сохранил визитную карточку, на обороте которой карандашом написано: «Я буду в час в Славянском базаре – не увидимся ли?» На конверте он подписал: «Знаменитое первое свидание-сидение с Немировичем-Данченко. Первый момент основания театра».

В ходе этой ставшей легендарной беседы были сформулированы задачи нового театрального дела и программа их осуществления. По словам Станиславского, обсуждали «основы будущего дела, вопросы чистого искусства, наши художественные идеалы, сценическую этику, технику, организационные планы, проекты будущего репертуара, наши взаимоотношения».

В продолжавшемся восемнадцать часов разговоре был обсужден состав труппы, костяк которой составят молодые интеллигентные актеры, и скромно-неброское оформление зала. Разделили обязанности (литературно-художественное veto принадлежит Немировичу-Данченко, художественное – Станиславскому) и набросали систему лозунгов, по которым будет жить театр.

Обсудили круг авторов (Ибсен, Гауптман, Чехов) и репертуар.

Астров, “Дядя Ваня” А.Чехова. 1899

Без малого год спустя 14 (26) июня 1898 в подмосковном дачном месте Пушкино началась работа труппы МХТ, созданной из учеников Немировича по Филармонии и актеров-любителей Общества искусства и литературы.

В первые же месяцы репетиций выяснилось, что разделение обязанностей руководителей условно. Репетиции Царя Федора начал Станиславский, создавший мизансцены спектакля, потрясшие публику премьеры, а Немирович-Данченко настоял на выборе на роль царя Федора из шести претендентов своего ученика И.В.

Москвина и на индивидуальных занятиях с артистом помог ему создать трогательный образ «царя-мужичка», который стал открытием спектакля.

Станиславский считал, что с Царя Федора началась историко-бытовая линия в МХТ, к которой он относил постановки Венецианского купца (1898), Антигоны (1899), Смерти Грозного (1899), Власти тьмы (1902), Юлия Цезаря (1903) и др.

С Чеховым он связывал другую – важнейшую линию постановок Художественного театра: линию интуиции и чувства, – куда относил Горе от ума (1906), Месяц в деревне (1909), Братья Карамазовы (1910), Николай Ставрогин (1913), Село Степанчиково (1917) и др.

Значительнейшие спектакли Художественного театра, такие, как Царь Федор Иоаннович А.К.Толстого, Чайка, Дядя Ваня, Три сестры, Вишневый сад А.П.Чехова ставились Станиславским и Немировичем-Данченко совместно.

В следующих постановках Чехова открытия Чайки были продолжены и приведены к гармонии. Принцип непрерывного развития объединял на сцене рассыпавшуюся, разрозненную жизнь. Был развит особый принцип сценического общения («объект вне партнера»), неполного, полузамкнутого.

Зрителя на чеховских спектаклях МХТ радовало и томило узнавание жизни, в ее немыслимой прежде подробности.

В совместной работе над пьесой Горького На дне (1902) обозначились противоречия двух подходов. Для Станиславского толчком было посещение ночлежек Хитрова рынка. В его режиссерском плане масса остро замеченных подробностей: грязная рубаха Медведева, башмаки, завернутые в верхнюю одежду, на которых спит Сатин.

Немирович-Данченко искал на сцене «бодрую легкость» как ключ пьесы. Станиславский признавал, что именно Немирович-Данченко нашел «настоящую манеру играть пьесы Горького», но сам эту манеру «просто докладывать роль» – не принял. Афиша На дне не была подписана ни тем, ни другим режиссером.

С начала театра за режиссерским столом сидели оба руководителя.

Вершинин, “Три сестры” А.П.Чехова. 1901

С 1906 «каждый из нас имел свой стол, свою пьесу, свою постановку», – ибо, поясняет Станиславский, каждый «хотел и мог идти только по своей самостоятельной линии, оставаясь при этом верным общему, основному принципу театра».

Первым спектаклем, где Станиславский работал отдельно, был Брандт. В это время Станиславский вместе с Мейерхольдом создает экспериментальную Студию на Поварской (1905). Опыты поисков новых театральных форм Станиславский затем продолжит в Жизни Человека Л.

Андреева (1907): на фоне черного бархата появлялись схематически изображенные фрагменты интерьеров, в которых возникали схемы людей: гротесково заостренные линии костюмов, гримы-маски. В Синей птице М.

Метерлинка (1908) эффект черного бархата и осветительная техника были использованы для волшебных превращений.

При создании МХТ Станиславский поверил Немировичу-Данченко, что роли трагического склада – не его репертуар. На сцене МХТ доигрывал только несколько прежних своих трагических ролей в спектаклях из репертуара Общества искусств и литературы (Генрих из Потонувшего колокола, Имшин).

В постановках первого сезона сыграл Тригорина (Чайка) и Левборга (Эдда Габлер). По отзывам критики, его шедеврами на мхатовской сцене стали роли: Астров (Дядя Ваня), Штокман (Доктор Штокман), Вершинин (Три сестры), Сатин (На дне), Гаев (Вишневый сад), Шабельский (Иванов, 1904).

Дуэт Вершинина – Станиславского и Маши – Книппер вошел в сокровищницу сценической лирики.

Станиславский продолжает ставить перед собой все новые и новые задачи в актерской профессии.

Он требует от себя создания системы, которая могла бы дать артисту возможность публичного творчества по законам «искусства переживания» во всякую минуту пребывания на сцене, возможность, которая открывается гениям в минуты высочайшего вдохновения.

Свои искания в области театральной теории и педагогики Станиславский перенес в созданную им Первую студию (публичные показы ее спектаклей – с 1913).

Вслед за циклом ролей в современной драме (Чехов, Горький, Л.Толстой, Ибсен, Гауптман, Гамсун) приходит цикл ролей в классике (Ракитин в Месяце в деревне 1909; Крутицкий На всякого мудреца довольно простоты, 1910; Арган в Мнимом больном, 1913; Фамусов в Горе от ума, 1906; граф Любин в Провинциалке; Кавалер в Хозяйке гостиницы Гольдони, 1914).

Сатин, “На дне” М.Горького. 1902

На судьбе Станиславского отозвались две последние его актерские работы: Сальери в трагедии Моцарт и Сальери Пушкина (1915), и Ростанев, которого он должен был вновь играть в готовившейся с 1916 новой постановке Села Степанчикова. Причина неудачи Ростанева, роли, не показанной публике, остается одной из загадок истории театра и психологии творчества.

По многим свидетельствам, Станиславский «репетировал прекрасно». После генеральной репетиции 28 марта (10 апреля) 1917 он прекратил работу над ролью.

После того как «не разродился» Ростаневым, Станиславский навсегда отказался от новых ролей (нарушил этот отказ лишь в силу необходимости, во время гастролей за рубежом в 1922–1924 согласившись играть воеводу Шуйского в старом спектакле Царь Федор Иоаннович).

О.Пыжова – Мирандолина, Кавалер – К.Станиславский (“Хозяйка гостиницы”,1924)

Первой постановкой Станиславского после революции стал Каин Байрона (1920). Репетиции только начались, когда Станиславский был взят заложником при прорыве белых на Москву. Общий кризис усугублялся в МХТ тем, что значительная часть труппы во главе с Качаловым, выехавшая в 1919 в гастрольную поездку, оказалась отрезанной военными событиями от Москвы.

Безусловной победой стала постановка Ревизора (1921). На роль Хлестакова Станиславский позвал Михаила Чехова, недавно перешедшего из МХАТ (театр уже был объявлен академическим) в 1-ю студию.

В 1922 МХАТ под руководством Станиславского отправляется в длительные зарубежные гастроли по Европе и Америке, которым предшествует возвращение (не в полном составе) качаловской труппы.

Острейшим становится вопрос смены театральных поколений во МХАТе. После долгих колебаний самостоятельными театрами в 1924 становятся 1-я и 3-я студии Художественного театра, в труппу театра вливаются студийцы 2-й студии: А.К.Тарасова, О.Н.Андровская, К.Н.Еланская, А.П.Зуева, В.Д.Бендина, В.С.Соколова, Н.П.

Баталов, Н.П.Хмелев, М.Н.Кедров, Б.Н.Ливанов, В.Я.Станицын, М.И.Прудкин, А.Н.Грибов, М.М.Яншин, В.А.Орлов, И.Я.Судаков, Н.М.Горчаков, И.М.Кудрявцев и др.

Станиславский болезненно переживает «измену» учеников, дав студиям МХАТ имена шекспировских дочерей из Короля Лира: Гонерилья и Регана – 1-я и 3-я студии, Корделия – 2-я.

О.Пыжова – Мирандолина, Кавалер – К.Станиславский, Фабрицио – А.Тамиров, слуга – Б.Добронравов (“Хозяйка гостиницы”,1924)

Деятельность Станиславского в 1920–1930-е годы определялась, прежде всего, его желанием отстоять традиционные художественные ценности русского искусства сцены. В прессе тех лет все настойчивее звучат обвинения в «отсталости», в «нежелании» принять революционную действительность, в саботаже.

Деятельность МХАТ протекала в атмосфере неприятия «академического и буржуазного театра» влиятельными пролеткультовцами и лефовцами, адресовавшими Художественному театру социально-политические обвинения. Постановка Горячего сердца (1926) стала ответом тем критикам, которые уверяли, что «Художественный театр – мертв».

Стремительная легкость темпа, живописная праздничность отличала Безумный день, или Женитьба Фигаро Бомарше (1927) (декорации А.Я.Головина).

После прихода в труппу МХАТ молодежи из 2-й студии и из школы 3-й студии Станиславский вел с ними занятия и выпускал на сцену их работы, выполненные с молодыми режиссерами.

В числе этих работ, далеко не всегда подписанных Станиславским, – Битва жизни по Диккенсу (1924), Дни Турбиных (1926), Сестры Жерар (пьеса В.

Масса по мелодраме Деннери и Кормона Две сиротки) и Бронепоезд 14-69 (1927); Растратчики Катаева и Унтиловск Леонова (1928).

После тяжелого сердечного приступа, случившегося в юбилейный вечер в МХАТ в 1928, врачи навсегда запретили Станиславскому выходить на подмостки. Станиславский вернулся к работе только в 1929, сосредоточась на теоретических изысканиях, на педагогических пробах «системы» и на занятиях в своей Оперной студии, существовавшей с 1918 (Оперный театр им. К.С.Станиславского).

Для постановки Отелло во МХАТе он написал режиссерскую партитуру трагедии, которую акт за актом высылал вместе с письмами из Ниццы, где надеялся закончить лечение. Опубликованная в 1945, партитура осталась неиспользованной, поскольку И.Я.Судаков успел до окончания работы Станиславского выпустить спектакль.

Светлана Собинова, Константин Сергеевич Станиславский и Леонид Витальевич Собинов. 1930 год.

В начале 1930-х годов Станиславский, используя свой авторитет и поддержку вернувшегося в СССР Горького, обратился в правительство, чтобы добиться особого положения для Художественного театра. Ему пошли навстречу.

В январе 1932 театр получил название МХАТ СССР, в сентябре 1932 театру присвоено имя Горького, в 1937 он был награжден орденом Ленина, в 1938 – орденом Трудового Красного Знамени. В 1933 МХАТ было передано здание бывшего Театра Корша, где образован филиал МХАТ.

При театре организованы музей (в 1923) и экспериментальная сценическая лаборатория (в 1942). Художественный театр был объявлен главными подмостками страны.

Опасность превращения МХАТа в рядовой театр, как и опасность его захвата РАППом, была предотвращена, но театр рисковал остаться беззащитным перед другой угрозой – быть задушенным в объятиях власти.

Среди работ МХАТ этих лет – Страх Афиногенова (1931), Мертвые души по Гоголю (1932), Таланты и поклонники Островского (1933), Мольер Булгакова (1936), Тартюф Мольера (1939) (экспериментальная работа, подготовленная для сцены после смерти Станиславского М.Н.Кедровым).

В 1935 открылась последняя – Оперно-драматическая – студия Станиславского (среди работ – Гамлет).

Практически не покидая своей квартиры в Леонтьевском переулке, Станиславский встречался с актерами у себя дома, превратив репетиции в актерскую школу по разрабатываемому им методу психо-физических действий.

Продолжая разработку «системы», вслед за Моей жизнью в искусстве (американское издание – 1924, русское – 1926) Станиславский успел отправить в печать первый том Работы актера над собой (1938, посмертно).

Умер Станиславский в Москве 7 августа 1938.

Источник: https://tunnel.ru/post-stanislavskijj-konstantin-sergeevich

Ссылка на основную публикацию