Лилита озолиня – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Как сейчас выглядит и чем занимается звезда драмы «Долгая дорога в дюнах» Лилита Озолиня

Для миллионов зрителей бывшего СССР Лилита Озолиня ассоциируется с Мартой, героиней любимой мелодрамы «Долгая дорога в дюнах». Многие годы Марта оставалась кумиром, символом красоты и женственности для многих советских женщин. Лилита Озолиня появилась на свет в ноябре 1947 года в Риге.

Актриса Лилита Озолиня

Мама Лилиты – Альбертина, имела непосредственную связь с миром кинематографа: до войны она работала помощником режиссёра. Отец – Арвид Озолиньш, был лётчиком-испытателем. Известно, что после войны он попал под каток репрессий, так как отказался перейти в ряды Красной армии. Старшая сестра Лилиты, Вия, погибла в ссылке, куда отправилась вместе с родителями.

Видимо, мамина любовь к миру кинематографа передалась дочери, потому что уже в 8 лет Лилита Озолиня сделала первый шаг в кино. Она отправилась на пробы фильма «Эхо», где искали девочку на роль пастушки. И хотя «первый блин» оказался «комом» и Лилиту не взяли, она не изменила своей мечте стать актрисой.

Лилита Озолиня в молодости

Девочка под руководством мамы начала постигать основы актёрского ремесла и через несколько лет, в 1965-ом, её приняли в «Народную студию киноактёра», которая работала при знаменитой Рижской киностудии. Озолиня успешно прошла сложный конкурс, оставив позади немало конкурентов.

Учась в «Народной студии», Лилита Озолиня решила совмещать теорию и практику. Поэтому через год она устроилась на работу в Художественный театр имени Яна Райниса. На этой сцене юная артистка сделала свои первые шаги в профессии. В 1971 году после окончания студии Лилита Озолиня продолжила учиться на актёрском факультете Латвийской консерватории имени Витола.

Фильмы

Кинематографическая биография Лилиты Озолини началась в студенческие годы. Артистка дебютировала в кино, когда училась в «Народной студии». Первым режиссёром, доверившим Лилите роль, оказался её преподаватель Алоиз Бренч.

Тот самый, который через 13 лет снимет «Долгую дорогу в дюнах». Наверное, символично, что именно у Бренча началось восхождение Лилиты Озолини по карьерной лестнице.

В его картине «Когда дождь и ветер стучат в окно», вышедшей на экраны в 1967 году, молодая актриса снялась в роли Велты.

Лилита Озолиня в фильме «Когда дождь и ветер стучат в окно»

Успешный кинодебют у Бренча открыл новую актрису для других режиссёров. Вскоре Озолиня появилась в картинах «За поворотом – поворот», «Шах королеве бриллантов», «Лучи в стекле» и «Олег и Айна».

Нужно заметить, что во всех названных проектах Лилита в основном появлялась в образе женственной и романтичной блондинки.

Разрушить этот шаблон и показать рижанку в ином амплуа удалось режисеру Гунару Цилинскому, пригласившему Озолиню в свой проект «Соната над озером».

Лилита Озолиня в фильме «Олег и Айна»

Лилита Озолиня в фильме «Когда дождь и ветер стучат в окно»Здесь поклонники таланта белокурой актрисы увидели её непривычной и новой.

Лилита Озолиня продемонстрировала на экране взрывной темперамент и была вполне органичной в образе негативной героини со всеми пороками и тёмными сторонами характера.

Накал страстей, бушевавший в «Сонате над озером», на протяжении всего фильма держал зрителей в напряжении. В этой картине Озолиня сумела убедительно продемонстрировать, что может сниматься в разных жанрах и амплуа.

Лилита Озолиня в фильме «Соната над озером»

Но проснуться знаменитой и мега-популярной во всём Советском Союзе Лолите Озолине удалось всё-таки именно после драматической мелодрамы «Долгая дорога в дюнах».

Алоиз Бренч снял актрису в том амплуа, в котором её больше всего любили и знали зрители: нежной и женственной Марты Озолс.

Героини, которая, несмотря на свою кажущуюся беззащитность, сумела не сломаться и не предать, пронеся через всю жизнь свою верность и любовь.

Лилита Озолиня в фильме «Долгая дорога в дюнах»

После выхода мини-сериала в 1980 году зрители со всего Союза завалили Рижскую киностудию письмами. Лилиту Озолиню боготворили. Она вмиг превратилась в легенду. Её именем называли дочерей.

Фотографии и плакаты с лицом актрисы раскупались мгновенно. Под её героиню стриглись и одевались. За роль Марты артистка получила Государственную премию.

Поклонники называли Лилиту не иначе, как «латышское солнце».

Лилита Озолиня в фильме «Личная жизнь Деда Мороза»

Успех в мелодраме Бренча сделал рижскую актрису ещё более востребованной у режиссёров. Озолиня появилась во множестве картин, самыми яркими из которых можно назвать мюзикл «Краткое наставление в любви», комедию «Личная жизнь Деда Мороза» и политический детектив «Двойной капкан».

Лилита Озолиня в фильме «Двойной капкан»

Все эти проекты вышли на экраны в середине и конце 1990-ых. А дальше на Рижской киностудии, как и на всех других в развалившемся СССР, начался упадок. Лилита Озолиня почти не снималась, играя лишь на театральной сцене. Её можно было увидеть в родном Художественном театре и в Рижском театре русской драмы. Несколько позже Озолиня принимает участие в постановках театра «Дайлес».

Лилита Озолиня в фильме «Герой»

В 2014 году, когда Лилите Арвидовне Озолине исполнилось 67 лет, она сыграла возлюбленную Пабло Пикассо в постановке «Женщины Пикассо». Артистка появилась в образе Ольги Хохловой, бывшей балерины труппы Дягилева и дочери царского генерала.

Критики отметили потрясающую и многогранную игру Лилиты Арвидовны, сумевшей передать сложные чувства своей героини к гениальному художнику – неослабевающую страсть и одновременную ненависть. Сейчас Лилита Озолиня живёт в Риге и продолжает работать на театральной сцене. Её рабочий день расписан по часам.

Личная жизнь

Лилита Озолиня в свои 70 лет остаётся красивой, стройной и элегантной женщиной. Известно, что актриса поддерживает себя в хорошей форме с помощью регулярных занятий на тренажерах. Личная жизнь Лилиты Озолини – тайна за семью печатями. Актриса, охотно соглашаясь на интервью, сразу же оговаривает «запретную» тему – это семья.

Лилита Озолиня сейчас

Из некоторых источников СМИ известно, что актриса была замужем не один раз. Неизвестно, по каким причинам браки были расторгнуты, но никто и никогда не слышал от актрисы плохих слов о бывших мужьях. В одном из браков у рижской актрисы родилась единственная дочь Лилиана. По специальности она журналист, некоторое время была директором латвийского телеканала MTV. Сейчас занимается бизнесом.

Лилиана, дочь Лилиты Озолини

Вопрос, который всегда интересовал зрителей, смотревших «Долгую дорогу в дюнах», – с кем из киногероев у Лолиты Озолини был роман. Как призналась актриса, на самом деле служебного романа не было ни с Ромасом Раманаускасом, сыгравшим Рихарда Лозберга, ни с Юозасом Киселюсом, которого зрители знают как Артура Бангу. Героев связывали исключительно дружеские чувства.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://kinoistoria.ru/blog/43670444787

Актриса Лилита Озолиня: биография, личная жизнь, фильмография

Зрители навсегда запомнили ее в роли Марты в популярном фильме «Долгая дорога в дюнах». Ослепительная красавица Лилита Озолиня стала кумиром для миллионов советских граждан. Как сложилась ее жизнь, и в каких еще картинах снималась латвийская и советская актриса?

Биография

Родилась 19 ноября 1947 года в Риге. Мать занимала должность помощника режиссера на немецкой киностудии. Отец — летчик-испытатель. У него был тяжелая судьба – после окончания Второй мировой войны его репрессировали и сослали.

Отказ вступить в ряды Красной армии дорого обошелся не только ему, но и всей семье. Альбертина не смогла пережить расставание с мужем, и, взяв обеих дочерей, отправилась вслед за ним. В дороге старшая сестра Лилиты замерзает насмерть в вагоне поезда.

Сама девочка этого не помнит, так как была слишком мала в то время.

Кино

В 1969 году девушка закончила обучение на студии киноактеров. «Когда дождь и ветер стучат в окно» – первый фильм Лилиты Озолини. Несмотря на то что она играла роль отрицательной героини, ее невозможно было не полюбить. Красивая, стройная, высокая блондинка приковывала взгляд с первого появления в кадре.

Велта в ее исполнении навсегда запомнилась поклонникам таланта Лилиты. Ее темперамент был настолько взрывным, что она затмевала других актеров. Энергичная, порочная и вдобавок ко всему с тяжелым характером героиня в исполнении Лилиты сразу приглянулась многим режиссерам.

Последовала череда прекрасных фильмов – «Соната над озером», «Олег и Айна», «За поворотом – поворот», «Лучи в стекле», «Шах королеве бриллиантов».

«Долгая дорога в дюнах»

Эта картина вознесла молодую актрису Лилиту Озолиню на недосягаемую высоту. Марта Озолс стала олицетворением женственности и красоты. Актриса смогла передать зрителю все чувства и эмоции девушки, которая через всю жизнь пронесла любовь и верность.

Лилита получает тысячи писем от поклонников и восторженных зрителей. Ее плакаты сметают с прилавков магазинов, женщины всего Советского Союза стараются подражать ей во всем – прическа, макияж, жесты.

Несомненно, она стала самой популярной артисткой начала 80-х.

Судьбоносная роль

До сих пор женщину иногда называют Мартой, но она не обижается и признает, что между ней и ее героиней есть очень много общих черт характера. К тому же в фильме была затронута тема репрессий, а ей как никому другому известно, что данный факт ломал судьбы миллионов людей.

В биографии Лилиты Озолини был этот страшный период, и она смогла передать все переживания на большой экран. Актриса благодарна судьбе за то, что ей удалось сыграть в этом великом фильме, хотя роль писалась для Вии Артмане. Только благодаря тому, что сценарий создавался 8 лет, режиссеру пришлось устроить кастинг.

Бренч хорошо знал жизнь Лилиты и доверил ей эту роль, уверенный в том, что девушка справится с ней. Актриса получила государственную премию СССР.

Личная жизнь Лилиты Озолини

Солнечный и яркий характер актрисы был дарован ей природой, к которой она была привязана с детства. Солнце, дождь, ветер – все небесные тела и стихии давали ей силы. А ей их нужно было очень много. В школе она могла бы быть круглой отличницей. Но ей никак не удавалось научиться писать каллиграфически правильно.

В свою семью актриса никого не впускает и бережно хранит свои сердечные тайны. Известно, что она не единожды была замужем и имеет взрослую дочь.

Лилиана пошла по стопам матери, определенный период работала директором канала «МТВ Латвия». В настоящее время занимается бизнесом. Такое имя своей дочери актриса дала не случайно.

Первая часть связывает их вместе и несет частичку Лилиты, а вторая – это уже судьба девушки.

Интересные факты

  • Актриса не отказывалась сниматься в рекламе, но все гонорары тратила на реквизит для театра. Съемки были в Польше, и Лилита в это время жила в номере, который обычно снимала Катрин Денев.
  • В детстве Лилиана очень скучала по матери и делилась с ней своей мечтой. Девочка страстно желала, чтобы ее мама работала дворником. Тогда она могла бы видеть ее каждый день.
  • Сама Лилита не жалеет о своей карьере, но, если бы можно было начать все сначала – она никогда бы не стала актрисой. Слишком тяжелая доля для женщины.
  • Считает свою личную жизнь считает очень удачной. Легко признается в том, что у нее было много мужей, и со всеми она осталась в хороших отношениях после развода.
  • Очень недовольна обстановкой в родной Латвии. Какое-то время работала депутатом, но быстро поняла, что власть имущим нет дела до простого народа, и оставила эту должность. Любит всем сердцем свою страну и очень сожалеет, что сейчас на родине снимают очень мало фильмов.
  • Сниматься в российских проектах не имеет возможности – слишком дорого киностудиям обходится ее проживание и проезд. Но она не унывает и играет на сцене театра.
  • Несколько лет назад основала собственную школу, в которой обучает людей дикции, мелодике, темпу и ритму. Молодые журналисты, политики и актеры посещают ее занятия и хорошо отзываются о своем преподавателе.
  • В свои 69 лет Лилита великолепно выглядит и с удовольствием делится секретом сохранения красоты – правильное питание, гимнастика и любовь. Эти три составляющие должны быть в жизни любой женщины, и тогда счастье всегда будет в ее душе.

Источник: https://autogear.ru/article/356/250/aktrisa-lilita-ozolinya-biografiya-lichnaya-jizn-filmografiya/

Лилита Озолиня: Если бы я смогла начать жизнь сначала, то не стала бы актрисой

Замечательная латвийская актриса, лауреат Государственной премии СССР, которую в родной стране именуют латвийским солнцем, к своим наградам добавила еще одну — «Балтийскую звезду»

Лилита приехала в Эрмитажный театр на 10-ю церемонию вручения международной премии, как всегда, элегантная, женственная и буквально сразила всех старинной фразой, позаимствованной из русской классики: «Я вас благодарствую…»

— Лилита Арвидовна, когда я сказала, что буду брать интервью у вас, коллега меня поправил, дескать, по-латвийски надо говорить «Лилите». Вас обижает, если неправильно произносят ваше имя?

— Как надо говорить? Лилите? Это неправильно. Мое имя — Лилита, и все. И отчество мы не употребляем.

— Ваша личная география расширилась, и вы отныне не только советская, латвийская, но и балтийская звезда. Как себя ощущаете, получив еще одну награду в свою копилку?
— Конечно, рада.

Ведь первую «Балтийскую звезду» получила Вия Артмане, и вот теперь этой чести удостоилась я. И я благодарна своему театру «Дайлес»: если бы не он, то меня бы, думаю, не заметили.

Так что все началось с театра…

— А каким вам показались Петербург и петербуржцы — капитализм нас не сильно испортил?
— Я не успела заметить, какой у вас капитализм: прилетела 10 октября, 11-го мне вручали премию, а 12-го я уже летела домой в Ригу: у меня были репетиция и спектакль… 

А в Петербург я давно влюбилась, влюбилась в его людей, и мне, конечно, всегда хочется просто погулять по городу. Возможно, это влияние Достоевского. Когда я бывала здесь на гастролях с Рижским театром русской драмы, то в свободное время старалась пройтись.

А на съемках фильма «Аплодисменты, аплодисменты», на которые я приехала с маленькой дочкой, я попросила дать мне гостиницу с видом на Неву, чтобы можно было видеть, как разводят мосты. Помню, как дочка сказала мне: «Мамочка, я немножко посплю, а ты карауль, и когда разведут мосты, разбуди меня». И я стояла у окна, пока не увидела, что разводят мосты.

Читайте также:  Евгения медведева - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Стала будить дочку, а она мне: «Мамочка, можно завтра?». В Питер я просто влюблена, и другими словами мои чувства выразить нельзя. 

— Фильм «Аплодисменты, аплодисменты» снимался давно — в середине 80-х. Сейчас ваша дочь уже большая, и я слышала, что она занимается журналистикой…
— Нет, она не журналист, она занимается рекламой.

— Известно, что ваши поклонники из других городов специально приезжают в театр «Дайлес» на спектакли с вашим участием.

А вы сами когда-нибудь так поступали?
— Когда я училась на театральном факультете при Латвийской консерватории, то очень часто приезжала в Москву на премьеры — смотрела спектакли Эфроса и других режиссеров. И это было очень удобно, а сейчас сложнее, потому что надо визы получать.

— Лилита, многие запомнили вашу Марту из популярного сериала «Долгая дорога в дюнах». За эту роль в 1983 году вы, а также сценарист Олег Руднев и режиссер Алоиз Бренч получили Госпремию СССР в области искусства.

И хотя после этого фильма вы сыграли во многих картинах («Личная жизнь деда Мороза», «Краткое наставление в любви», «Двойной капкан», «Встретимся в метро»), все-таки зрители запомнили вас именно по этой роли. Вам не обидно за другие свои работы?
— Нет.

Думаю, что это была очень успешная моя роль. А потом то, что происходило в «Долгой дороге в дюнах», происходило в жизни многих людей — в фильме они узнавали свои истории, а в героях — самих себя.

Но помимо этой роли у меня были и другие, тоже успешные: я получила награду за лучшую женскую роль в спектакле «Пляска смерти» в Рижском театре русской драмы, есть и другие театральные награды… 

— Известно, что роль Марты писалась под вашу коллегу — народную артистку СССР Вию Артмане. Вам не мешало это в работе?
— Нет, такого не было.

— А какие отношения вас связывали с Вией Артмане, которую тоже очень любили в России?
— Очень нормальные отношения: мы были в одном театре, вместе ездили на гастроли… А то, что с ней потом произошло (Вия Артмане в результате реституции лишилась квартиры и жила на даче. — Прим. авт.), — это не такая простая история, и надо знать ее причины.

— Лилита, а вообще тяжело ли творческому человеку жить сейчас в Латвии?
— Ну, я думаю, если театрам не хватает денег, то актерам их и подавно не хватает. Во время кризиса нам снизили зарплату, даже в начале этого года у нас немножко отняли денег…

Телефильм «Долгая дорога в дюнах» (режиссер Алоиз Бренч).

— Но вы можете сказать, что артист у вас не бедствует? Или, наоборот, ему трудно заработать себе на хлеб?
— Одним предложением здесь не ответить. Если человек работает, то он может обеспечить себя, если у него мало работы, то ему трудно.

А пенсионерам, как в нашей, так и в вашей стране, нелегко живется. Я сейчас работаю, то есть получаю и зарплату, и пенсию. И вообще не жалуюсь — я благодарна своей судьбе за то, что у меня есть возможность работать, играть в спектаклях.

У меня возникает другой вопрос: как все это успеть?

— То есть у вас достаточно предложений и в театре, и в кино?
— В театре много работы, а в кино в данный момент — нет, но в телефильмах (их я не считаю киноискусством) продолжаю сниматься, ведь нужно зарабатывать деньги.

— Хотелось еще узнать вот о чем. Когда-то давно я увидела фильм «Шах королеве бриллиантов» и была поражена вашим обаянием, элегантностью, женственностью. Не могу не спросить: что вы делаете, чтобы быть «женственной женщиной»?
— Я просто живу.

Я родилась женщиной (улыбается) и живу своей жизнью. Мне самой интересно узнать, что надо делать, чтобы быть женственной. Я лично не знаю.

От родителей ты получаешь здоровье, тип кожи… Ты живешь рядом с мамой и все время видишь ее, как она поступает, как говорит, как относится к людям, как решает проблемы, — все это потом сказывается в тебе.

— Лилита, ваша мама до войны работала на немецкой киностудии помощником режиссера. Может, это и определило вашу профессию?
— Мама никаким ассистентом не была, работала здесь, в Риге.

Она была очень красивой женщиной, и однажды студия «ДЕФА», которая снимала в Риге фильм, пригласила ее в Германию учиться на актрису.

Но в то время ее мамы уже не было в живых, а мачеха сказала, что ей никакие Германии не нужны, надо работать — вот так все и закончилось.

— А можете теперь сказать, что воплотили мамину мечту?
— Моя мама никогда не хотела стать актрисой. И я тоже. Это все просто случайность.

— Надеюсь, вы не пожалели о своем выборе?
— Нет. Но если бы я смогла начать жизнь сначала, то никогда не была бы актрисой. Потому что знаю, что это такое.

— Тогда встречный вопрос: а кем вы себя видели?
— Врачом. Ведь я по первой профессии медсестра.

— Вы рассказали, как повлияла на вас мама. А каким было влияние отца — летчика-испытателя, который служил в латышской армии и подвергался репрессиям?
— Когда меня в первый раз пригласили за границу — в Финляндию, то власти не хотели меня выпускать из-за того, что мой отец был латышским летчиком и, когда пришла русская армия, отказался в нее перейти.

Но финны сказали: деньги платим мы и мы хотим, чтобы приехала Лилита Озолиня. И та власть, которая у нас тогда существовала, вынуждена была меня отпустить. Когда все это происходило, отец сказал мне: «Извини, дочка, я, наверное, испортил твою биографию, карьеру». Но я посмотрела на него и ответила: «Я горжусь тобой. Я знаю, что ты всегда должен быть честным перед своей совестью.

И мне не надо, чтобы эта власть меня туда пустила». 

— Лилита, вам часто приходится общаться с прессой, не обижаетесь на журналистов, если они задают каверзные вопросы?
— Я привыкла и даже не обращаю на это внимания. Сколько всего пишется в Интернете, ведь сейчас каждый может писать и говорить, что хочет. Но ранить можно того человека, который позволяет себя ранить.

— Кстати, об Интернете: там пишут, что вы родились то 19 ноября, то 30-го, то ли вы Скорпион, то ли Стрелец…
— Я родилась 19 ноября. И это легко запомнить: 18 ноября создано мое государство, а на следующий день родилась я.

— То есть лично у вас два праздника рядом… Но вы верите в гороскопы, читаете их?
— Интересно почитать, интересно кого-то из астрологов послушать, но чтобы я верила…Я верю в себя и полагаюсь только на себя.

— Заканчивая интервью, хочется сделать комплимент: вы прекрасно говорите по-русски, почти без акцента…
— Меня пригласили в нашу Русскую драму, и я там играла в трех спектаклях. И приходилось с преподавателем заниматься русским языком, учиться выстраивать фразу.

— А, кстати, вам не жаль, что распалось советское государство?
— Нет. Я горда тем, что у меня есть свое государство — Латвия.

Источник: http://www.vppress.ru/stories/Lilita-Ozolinya-Esli-by-ya-smogla-nachat-zhizn-snachala-to-ne-stala-by-aktrisoi-20204

Лилита Озолиня: личная жизнь

С тех пор, как более тридцати лет назад российские зрители увидели эту актрису в телесериале «Долгая дорога в дюнах» личная жизнь Лилиты Озолиня стала предметом их пристального внимания, но, к сожалению, ее подробности вряд ли кому-то удастся узнать.

Первое условие, которое актриса ставит при встрече с журналистами – никаких разговоров о личной жизни, мужьях и детях. Совсем немногое известно о ее жизни вне профессии – у нее есть дочь Лилиана.

Дочь Лилиты Озолиня окончила факультет журналистики, одно время возглавляла телеканал MTV на латвийском телевидении, преподавала в студии, созданной самой Лилитой Озолиня, а сейчас занимается бизнесом.

На фото дочь Лилиты Озолиня — Лилиана

У них очень хорошие дружеские отношения – к этому всегда стремилась актриса.

Эта студия объединяла многих преподавателей, а люди приходили сюда для того чтобы с помощью профессионалов научиться правильно разговаривать, создавать собственный имидж, была у них и детская группа.

Но в условиях полной экономической непредсказуемости в Латвии невозможно было дальше развиваться, и студия приостановила свою работу.

На фото актриса в сериале «Долгая дорога в дюнах»

Личная жизнь Лилиты Озолиня очень связана с ее работой – актриса до сих пор служит в театре «Дайлес» и ее график расписан по минутам. Успеть везде ей позволяет строгая дисциплина – и этим она сильно отличается от многих богемных людей.

Многие поклонники актрисы специально приезжают в этот театр, чтобы увидеть ее на сцене. А ведь в юности она совсем не собиралась становиться актрисой, а хотела поступать в медицинский институт.

Приглашение в первую в ее жизнь картину, которой  стала «Долгая дорога в дюнах», совершенно изменила личную жизнь Лилиты Озолиня, и, по совету режиссера Алоиза Бренча, она связала свою жизнь с кино и театром.

Актриса не одинока, она всегда окружена друзьями и близкими, общение с которыми для нее имеет огромное значение. Но в свой дом она старается пускать только самых близких людей, а о своей семье никому из посторонних не рассказывает.

Актриса очень любит готовить и старается делать это, как можно чаще, только, к сожалению, времени на это не всегда хватает. Своей главной задачей она всегда считала оставить после себя хорошо воспитанного человека, за которого не пришлось бы стыдиться, и с этой задачей Лилита справилась.

Она благодарна своей судьбе, что у нее до сих пор есть возможность работать, играть на сцене, и ей хочется успеть, как можно больше сыграть новых ролей.

Источник: http://lichnaya-zhizn.ru/blog/lilita_ozolinja_lichnaja_zhizn/2013-11-21-126

Лилита Озолиня

Советская и латвийская актриса театра и кино.

Лилита Озолиня родилась в Риге. До войны Альбертина, мама Лилиты, работала помощником режиссера на немецкой киностудии, отец Арвид был лётчиком-испытателем.

Еще в десятилетнем возрасте Лилита Озолиня пробовалась на роль в фильме «Эхо» на роль пастушки, но ее не взяли.

Вместо этого, спустя 8 лет, взяли в Народную студию актера при Рижской киностудии, куда она за компанию пошла на конкурс.

Параллельно с учебой актриса с 1966 года начала работать в Художественном театре имени Яна Райниса. В 1969 году Лилита окончила студию киноактера, а в 1971-м — актерский факультет Латвийской консерватории им. Я. Витола.

Первой ее ролью в кино стала роль Велты в фильме «Когда дождь и ветер стучат в окно» (1967), который снимал один из преподавателей студии, режиссер Алоиз Бренч.

После дебюта последовали другие работы в кино, но славу ей принесла роль Марты в фильме «Долгая дорога в дюнах» (1980), снятого открывшим ее когда-то Алоизом Бренчем.

После успеха последовали многочисленные предложения ролей. Она снималась в мюзикле «Краткое наставление в любви», в комедии «Личная жизнь Деда Мороза» (1982), в политическом детективе «Двойной капкан» (1985) и других.

После распада СССР не стало работы на Рижской киностудии, но остался театр. Помимо работы в Латвийском Национальном театре, Лилита Озолиня играет в театре Дайлес (до 1989 года Художественный академический театр им. Я. Райниса[1]) и Рижском театре русской драмы.

Лилита Озолиня живет в Риге. У нее есть дочь Лилиана Озолиня (лтш. Liliāna Ozoliņa), которая является директором телеканала MTV Latvija.

Фильмография

1967 — Когда дождь и ветер стучат в окно — Велта

1968 — За поворотом — поворот — Инга

1969 — Лучи в стекле — Ася

1970 — Насыпь — Дзидра

1970 — Клав — сын Мартина — Ласма

1971 — Прогулка — Лилита

1972 — Петерс — Настя

1972 — Наследники военной дороги — Дзидра

1973 — Шах королеве бриллиантов — доктор Майга Страута

1973 — Афера Цеплиса — гостья на свадьбе

1973 — Олег и Айна — Айна

1974 — Не бойся, не отдам! — Дезия

1975 — В клешнях чёрного рака — Мара

1976 — Сын председателя — Марина

1976 — Соната над озером — Вия

1979 — Ночь без птиц — Илзе

1979 — Незаконченный ужин — Соня

1980 — Жаворонки — Визма

1980 — Долгая дорога в дюнах — Марта

1982 — Личная жизнь Деда Мороза — Ольга Карповна

1983 — Краткое наставление в любви — Анна

1984 — Аплодисменты, аплодисменты…

1985 — Двойной капкан — Эва

1985 — Встретимся в метро — Наташа

1985 — Дороги Анны Фирлинг — Иветта

1985 — Фронт в отчем доме — Элга

1986 — Двойник — Нина

1986 — Он, она и дети — Валерия

1990 — Майя и Пайя

Читайте также:  Анна невская - биография знаменитости, личная жизнь, дети

1990 — Семья Зитаров — Алвина

1996 — Анна

2000 — Билет до Риги

2002 — Прогулка

2004 — Красная капелла — мадам Маер

Источник: http://facecollection.ru/people/lilita-ozolinya

Лилита Озолиня снова влюблена

Рецепт ее молодости

Раннее утро. Звоню в дверь. Открывает Лилита. Никакой суеты, собранна, приветлива, длинное легкое платье, даже домашний наряд прост и элегантен. Ощущение, что до встречи со мной она успела сделать многое.

Так хорошо выглядеть с утра удается не каждой женщине! Спрашиваю рецепт, она показывает на свои тренажеры, гантели: “День начинаю с этого, и когда удается посмотреть телевизор, обязательно беру гантели в руки и совмещаю приятное с полезным. Поддерживать себя в форме — это тоже работа.

Я не мыслю своей жизни без регулярных физических нагрузок”.

Лилита из тех женщин, которые не останавливаются на достигнутом и добиваются во что бы то ни стало своей цели. Свободным временем почти не располагает. Если и случается такое, всегда есть чем занять его. “Я любопытная, мне нравится учиться, нравится познавать что-то новое”. В углу комнаты — компьютерный столик. На столе книги по психологии.

Поймав мой удивленный взгляд, Лилита объясняет: “Это очень интересно, я сейчас занимаюсь психологией. Наши мечты не всегда сбываются, но это поправимо, утверждают психологи. Важно научиться программировать себя на успех. Я узнаю о себе много нового, работаю над собой, что-то пытаюсь изменить.

И главное, я хочу сделать свои занятия в студии глубокими, разносторонними”.

Создание студии целиком принадлежит ей, отсюда и название “Студия Лилиты Озолини”. Уже семь лет существует ее детище, только благодаря усилиям и трудолюбию одного человека.

Любая хандра — от безделья

Ее любопытство, стремление узнать как можно больше вызывают уважение. Английским владела хорошо и все же пошла и окончила курсы — углубила знания. Недавно прослушала курс школы менеджмента на английском. Лучшее лекарство от хандры — трудотерапия: когда работы невпроворот, подобных проблем не возникает. Любая хандра от безделья, считает Лилита.

При этих ее словах я вспоминаю эпизод, многократно описанный в прессе и точно характеризующий Лилиту. 1997 год. Спектакль Театра русской драмы “Пляска смерти”, в котором Лилита играла главную роль, был приглашен на фестиваль в Мюнхен. Перед поездкой случилась беда — Лилита сломала ногу. Но, несмотря ни на что, решила ехать. Как? На костылях, взяв с собой мешок с обезболивающими лекарствами…

и тот самый “американский башмачок”, в котором она играла спектакль, отбросив костыли. Главная роль, со сцены актриса почти не уходит. Может нормальный человек поверить в это? Думаю, нет.

Актеры способны на многое, но не каждый решился бы на такой шаг самопожертвования. А она решилась… и играла, превозмогая боль. И никто из зрителей даже не заподозрил, что она провела все сцены со сломанной ногой.

В этом поступке все: любовь к своей профессии, безмерная преданность ей и сила неординарного характера Лилиты Озолини.

Семейная реликвия

Все женщины в ее роду отличались огромной силой духа. Лилита считает, что это качество ей передалось. “Я сильная, очень сильная, — говорит она. — Правда, бывают моменты, когда я ненавижу свою силу, когда хочется побыть слабой, чтобы обо мне заботились, за меня решали.

Но все определяется свыше… Я должна быть такой, должна все делать сама. Я смирилась с этим. Например, возникает сложная ситуация.

Посижу, подумаю и честно себе признаюсь: на семьдесят процентов я ее решила, теперь надо ждать остальные тридцать…” В ней уживаются качества, порой несовместимые, — прагматизм и вера в чудо.

“Я точно знаю, что у меня есть два ангела- хранителя, которые помогают мне выкарабкиваться из сложных жизненных ситуаций, и именно их заслуга в решении оставшихся тридцати процентов. Не знаю как, но точно помогают, и я им за это безумно благодарна”. Есть еще одно чудо, в силу которого Лилита свято верит, — гранатовый крестик, семейная реликвия.

Ее бабушка (папина мама), когда менялась власть, уехала в Швецию. Лилита ее никогда не видела, но знала, что в трудное время она помогала им. Семья отчасти выжила благодаря ее посылкам с продуктами.

Весной 1991 года Лилита по туристи ческой путевке поехала в Швецию. Конечно, ей очень хотелось повидаться с родным человеком. И хотя наступали уже новые времена, отлучка из группы не поощрялась.

Но она нарушила запрет…

Почти слепая, уже слабенькая женщина — такой Лилита увидела бабушку в первый и последний раз (она умерла следующей весной). После этой трогательной встречи старушка решила передать Лилите свой гранатовый крестик.

Отдала каким-то людям, и эта семейная реликвия, проделав сложный путь Швеция — Америка — Латвия, наконец попала к Лилите. “Я очень дорожу им, он не раз помогал мне. Возьму в кулачок, ничего никогда не прошу, просто подержу.

Однажды я репетировала спектакль во втором или третьем составе, никак не могла прорваться. И вдруг дают возможность выйти на сцену. Я отрепетировала, выхожу, а крестика нет. Меня в жар бросило, сердце забилось.

Как его найти? Сцена огромная, полно щелей… Я встала в оцепенении и говорю: если крестик не найду, значит, играть эту роль не буду… и нашла! И, конечно, играла!”

Оранжевая мечта детства

Детство у Лилиты было довольно сложным. Многое из него вспоминать она не хочет. “Маленькой я знала латышский и английский, а русский язык — нет. Родители по возможности старались дать хорошее образование. Помню, в наш дом приходил польский пан и обучал музыке и языку. Жили мы очень скромно, многого я была лишена.

У меня с детства была мечта: с первой зарплаты купить гору апельсинов и все сразу съесть”. Оказавшись впервые за границей, Лилита сполна реализовала эту мечту, накупив в магазине гору апельсинов, бананов, слив и съев все сразу, за один присест.

Окружающие страшно испугались за последствия (вечером надо было играть спектакль) …но ничего не случилось, обошлось.

“После войны, — вспоминает Лилита, — во время всех перемен, моя семья потеряла все. Дом, сначала один этаж отняли, потом другой, жизнь у родителей в один миг перевернулась. Папа был летчиком — стал строителем. Но могу похвастаться, что мой папа строил концертный зал “Дзинтари”, у него золотые руки. Он строил дом Цилинскому, Паулсу… Наш дом в Калнгале — полностью его сооружение”.

Отца уже восемнадцать лет как нет на этом свете. А мама Лилиты живет в Калнгале. В апреле ей исполнилось 89 лет, к сожалению, она очень больна, требует особого внимания. В 60 лет ей сделали сложную операцию, и врачи вынесли приговор: проживет не больше двух лет. Да еще так случилось, что именно после этой сложнейшей операции она упала, сломала тазобедренный сустав.

Казалось, катастрофа, конец! Но Лилита стойко перенесла и это испытание — она сделала все возможное и невозможное, достала американский протез и договорилась, чтобы маме его поставили. После этого приговора прошло уже двадцать два года. Вот так, говорит Лилита, я вытянула ее. В Калнгале ездит часто, надо приготовить еду для мамы, сад тоже на Лилите.

“Мой долг — поддерживать в саду чистоту”.

Самый счастливый день

На вопрос о том, какой был самый радостный, счастливый день в жизни Лилиты, она не задумываясь отвечает: день рождения дочери. “Никакая звездная роль, никакая Любовь не может соперничать с самым дорогим, что есть у меня в жизни, — моей дочерью.

Женщина должна оставить после себя человека — это главная ее миссия. Несмотря на то, что отношения с Лилианой складывались по-разному, что тоже считаю естественным процессом, главное — мы пришли друг к другу, соединились. Дочь — личность, очень сильная, мне кажется, даже сильнее меня.

Я ни в коем случае не давлю на нее, не вмешиваюсь в ее дела. Она себя сама утверждала, порой было нелегко. Многие считали, что все делалось с маминой помощью. Но она у меня умница, идет своим путем, бьется сама. Постоянно учится, не так давно закончила лондонскую школу рекламы.

Если честно, то она меня многому учит, дает мне жизненный импульс”.

О личном

Высокое и земное всегда ходят рядом. Были замужества. Встречи, расставания, случалось так, что оставалась с ворохом проблем. Но каждый период в отдельности — замечательный! Он не растворился в ничто, не исчез из жизни.

“С бывшими мужьями прекрасные отношения. Я питаю к ним добрые чувства. Каждого из них любила искренне и сильно. Замуж выходила с мечтой… Дело только во мне, в моей разрушительной внутренней силе. Может, это страшно звучит, но я такая.

В этом, наверное, мое своеобразие”.

Лилита считает, что актерская профессия эгоистична. Актер и ЭГО — составляющие актерского успеха. Поэтому всегда стоит вопрос: любить или быть любимой?! Лилита выбирает первое. “Да, для меня очень важно, что я люблю. В этом случае меняется все: отношение к жизни, к людям… Любовь, а не судьба, как я раньше думала, решает все”.

Улыбаясь добавляет: “Может, через неделю я поменяю эту точку зрения, но сейчас говорю абсолютно искренне. Любовь — большая сила. Ни одна самая дорогая косметика не может сотворить то, что может сотворить любовь. Ни один врач не может сделать того, что делает любовь! Климат меняется, когда ты влюблен. Нет серых, хмурых красок. Они исчезают.

Платье, которое я надеваю во время влюбленности, совершенно по-другому сидит на мне и по-другому оценивается окружающими”.

Лилита, вновь загадочно улыбаясь, продолжает: “Вероятно, через неделю я скажу, что Судьба все-таки сильнее. Но сегодня, даже мое ЭГО не может противостоять любви. В то же время любовь — моя разрушительная сила, и я себе говорю: Лилита, только ум не теряй, его и так не очень много, надо быть очень осторожной”. И поясняет:

— Я сейчас в таком состоянии…

— В каком? В состоянии влюбленности?

Опять загадочная улыбка, и Лилита повторяет несколько раз:

— Ну вот, в таком… вот в таком…

Что ж, будем считать, нам повезло. Мы беседовали с сильной и загадочной Лилитой именно на той неделе, когда она была в таком состоянии!

Источник: http://rus.delfi.lv/archive/lilita-ozolinya-snova-vlyublena.d?id=3452369&all=true

хорошие фильмы онлайн легально и бесплатно

Латвийка Лилита Озолиня появилась на свет 19 ноября 1947 года в Риге. С детства она не особо интересовалась кино, хотя ее мать Альбертина до войны работала на одной из немецких киностудий помощником режиссера.

При всех лишениях послевоенного периода маленькая Лилита изучала английский язык и осваивала фортепиано.

В школьные годы Озолиня пробовалась на роль пастушки в картине Эхо, однако ее не взяли из-за пухлых щечек, которые никак не придавали натуральности образу беднячки.

Но эта первая неудача компенсировалась, когда в 1965 году при Рижской киностудии открыли Народную студию актера, где начинающая актриса прошла пробы на картину Когда дождь и ветер стучат в окно, снимавшую один из преподавателей — режиссер Алоиз Бренч.

Поняв, что жизненный путь выбран, Озолиня позже стала играть в театре, параллельно продолжая учиться.

Кинодебют у Бренча продолжили такие фильмы с участием Лилиты Озолиня, как За поворотом — поворот, Шах королеве бриллантов, Лучи в стекле, Олег и Айна, В клешнях черного рака. Чаще всего актриса представала плюс-минус в одном образе женственной лиричной блондинки.

Такими бы и были практически все роли Лилиты Озолиня, если бы не знакомство с новым маэстро.

Резкая смена образа обнаружилась после съемки у режиссера Гунара Цилинского в ленте Соната над озером, где Лилита ярко проявила другую — темную сторону своей героини и продемонстрировала мощнейший накал страстей и взрывной темперамент на экране.

Однако наиболее известной работой Озолиня стал образ Марты в телефильме Алоиза Бренча Долгая дорога в дюнах. Этот мини-сериал сделал Лилиту любимицей всего тогдашнего СССР, о чем свидетельствовали массы писем в адрес Рижской киностудии и Государственная премия, врученная актрисе именно за роль Марты.

На сегодняшний день Лилита Озолиня продолжает жить в Риге с дочерью Лилианой, успевшей поработать директором латвийского MTV. Озолиня открыла свою студию, где преподается психология, актерское мастерство и музыка.

У Лилиты Озолиня голубые глаза, русый от природы цвет волос, светлая кожа и полные губы. Форма лица прямоугольная, лоб высокий, волосы прямые. Лилита Озолиня меняет цвет волос, отдавая предпочтение светлому. У актрисы средний прямой нос и прямоугольный подбородок. Рост актрисы — 173 см, татуировок нет.

Знак зодиака — Скорпион (19.11.1947)

Латвийка Лилита Озолиня появилась на свет 19 ноября 1947 года в Риге. С детства она не особо интересовалась кино, хотя ее мать Альбертина до войны работала на одной из немецких киностудий помощником режиссера.

При всех лишениях послевоенного периода маленькая Лилита изучала английский язык и осваивала фортепиано. В школьные годы Озолиня пробовалась на роль пастушки в картине Эхо, однако ее не взяли из-за пухлых щечек, которые никак не придавали натуральности образу беднячки.

Но эта первая неудача компенсировалась, когда в 1965 году при Рижской киностудии открыли Народную студию актера, где начинающая актриса прошла пробы на картину Когда дождь и ветер стучат в окно, снимавшую один из преподавателей — режиссер Алоиз Бренч.

Поняв, что жизненный путь выбран, Озолиня позже стала играть в театр…

Источник: https://megogo.ru/ru/name/14449-lilita-ozolinya.html

Актриса Лилита Озолиня: важно, что ты можешь удивляться (ВИДЕО), Mixnews.lv

Зеленая лампа | 6 апреля 2016 года, 08:05

Не все знают, что по своей первой профессии Лилита Озолиня – медсестра. Еще в средней школе, параллельно урокам, она проходила профобучение в медицинском училище и практику в Детской больнице на Виенибас гатве. Оттуда Лилиту “забрали” двое мужчин, изменивших жизнь – режиссеры Петерис Петерсонс (театр) и Алоиз Бренч (кино). Если бы не они, наша знаменитая актриса могла бы стать хирургом.

“Я знаю, что значит эта профессия, испытала ее на своем опыте, – рассказала Лилита в программе “Зеленая лампа”. – Помню, как я присутствовала на операции маленького ребенка… Эмоционально это очень тяжело”.

Но и актерская профессия тоже лечит, если несет добро и любовь. В каждом спектакле и фильме есть своя психология, а это влияет на подсознание, на сердце и душу человека, уверена актриса.

Читайте также:  Владимир левкин - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Самой значимой и трогательной ее ролью, конечно, стала Марта из “Долгой дороги в дюнах”. Лилита считает, что очень сильную основу для фильма ей дала сама жизнь, история ее семьи с трагическими моментами, судьба близких людей.

“Но я хочу сказать о доброте. В Сибири на съемках участвовал маленький мальчик. У него были два брата. Так случилось, что их мама умерла. Но люди, которые были рядом, помогли им вырасти без матери.

Есть доброта, которая уже заложена в человеке при рождении. Вы или сохраняете ее, или теряете. Этим мальчикам помогли, они выросли хорошими людьми. Один из них стал священником, и провожал моего брата, когда он ушел…

Вот так все переплетено в жизни”, – рассказала Лилита Озолиня.

Сама Лилита – очень сильный и глубокий человек, с огромным чувством ответственности. Был в ее творческой биографии такой эпизод. Однажды перед гастролями театра в Мюнхене она сломала ногу.

Но спектакли отменить было нельзя, чтобы не подвести всех. И она поехала. “У меня на ноге был такой “американский сапог”, в номере – чемодан лекарств. Перед спектаклем мне делали обезбаливающие уколы. А врач стоял за кулисами.

Так и играла”, – улыбается актриса.

Еще одна история, связанная с “Долгой дорогой в дюнах”, получила продолжение в жизни. По сюжету, у героини фильма Марты рождается ребенок. Для съемок приглашали разных мам с младенцами. Но, поскольку в студии были сквозняки, все отказались от съемок.

“Тогда нам привезли ребенка из детдома. Даже не могу вам передать, какие чувства я испытывала, когда держала его на руках, и когда он начал тянуться к моему лицу своими маленькими пальчиками… – вспоминает Лилита.

– И вдруг появилась женщина, которая усыновила этого малыша во время съемок. Это было чудом. Я ездила к ним в гости. Они жили за городом. Этот малыш вырос замечательным человеком. Даже только ради этого нужно было снимать этот фильм.

Чтобы хотя бы один ребенок был счастлив”.

Главное, что мы можем дать детям – это любовь, считает актриса.

Лучше всего ее отношение к жизни выражает признание: “За последние два года у меня были непростые испытания. Я знаю, какого это, когда не можешь ходить, что такое жить в “корсете”. Но всегда есть радость в том, что ты просыпаешься и видишь, что пришел новый день.

Неважно, солнце или дождь. Важно то, что ты еще можешь удивляться. Что у тебя есть какие- то сюрпризы в жизни. А неприятное… Завтра оно проходит. У каждого человека есть свой, предназначенный ему, отрезок жизни. Ты не можешь его удлинить.

Но можешь каждый кусочек этого отрезка прожить как событие”.

В этот раз мы вместе с Лилитой включали “Зеленую лампу” для девочки Анны Виктории Штроберги, которая мечтает когда-нибудь надеть нарядные туфельки и пойти в них в театр.

Но пока что мы собираем деньги ей на ортезы и корсет, а также на сеансы реабилитации, которые Анне нужны при ее тяжелых диагнозах. Лилита очень верит в то, что у этой, так много уже пережившей девочки, все изменится к лучшему.

И пригласила Анну в театр “Дайлес” на свои спектакли.

Еще актриса призналась, что ей нравится старинное слово “благодарствую”. И сейчас Лилита Озолиня говорит его всем людям, которые готовы помочь Анне Виктории справиться с болезнью.

Помочь Анне Виктории Штроберге можно на ее страничке. Все деньги, без каких-либо отчислений пойдут в помощь девушке.

Историю Анны Виктории можно прочитать ЗДЕСЬ.

Благотворительный телефон 90006383 (1,42 евро) неделю работает для Анны. Спасибо всем!

Авторская программа “Зеленая лампа” подготовлена в сотрудничестве с ziedot.lv и при поддержке фонда Бориса и Инары Тетеревых.

Источник: http://www.mixnews.lv/ru/zelenaja-lampa/news/198846_aktrisa-lilita-ozolinya-vazhno-4to-ty-mozhesh-udivlyatsya-video/

Лилита Озолиня

Лилита Озолиня родилась 19 ноября 1947 года в столице Латвии – городе Рига. В довоенные годы Альбертина, мама Лилиты, работала помощником режиссера на немецкой киностудии, а Арвид был лётчиком-испытателем. Но с приходом в 40 году в Латвию Красной армии все изменилось. Отца Лилиты, отказавшегося служить новому строю, сослали как врага народа.

Мать следовала за ним по лагерям, и их старшая дочь Вия умерла во время переездов. В послевоенные годы, вернувшись на родину, отец переменил профессию, строил прекрасные дома, делал замечательную мебель. Родители создали крепкую благополучную семью.

Не смотря на тяготы послевоенных лет, Лилита занималась изучением английского языка, который ей преподавал польский пан, игрой на рояле и исследованием удивительного окружающего мира.

Как вспоминает сама Лилита: «У меня, может быть, не было столько платьев и красивой обуви, как потом я старалась дать своей дочери, но у меня была сила от деревьев, у меня была тяга к природе, я верила в солнце, я верила в луну, в море… Мир был мне безумно интересен и не представлял никакой угрозы. Родители для того делали все возможное.

Хотя воспитывали в строгости. Помню, один раз я плохо помыла посуду и отец властным голосом сказал мне, что я должна ее перемыть и более никогда не халтурить». Лилита мечтала стать врачом. Параллельно средней школе, она окончила школу медсестер, и в будущем хотела поступить в академию медицины.

От судьбы не уйдешь

Еще в десятилетнем возрасте Лилита Озолиня пробовалась на роль в фильме «Эхо». Съемочной группе нужна была девочка на роль пастушки. Школьница Лилита Озолиня, казалось, подходила по всем статьям, но сниматься ее не взяли. Пухлые щеки никак не связывались в сознании режиссера с обликом девочки батрачки.

Тем бы и закончилась, наверное, ее встреча с прекрасным искусством кино, если бы в 1965 году при Рижской киностудии не открылась Народная студия актера, объявившая поиск способных ребят по всем школам. За компанию с подружкой она пошла на конкурс и была очень удивлена, когда ее приняли.

За первый учебный этюд получила все же тройку.

Но зато на «отлично» выдержала пробы к фильму «Когда дождь и ветер стучат в окно», который снимал один из преподавателей студии, режиссер Алоиз Бренч.

Параллельно с учебой актриса с 1966 года начала работать в Художественном театре имени Яна Райниса. В 1969 году Лилита окончила студию киноактера, а в 1971-м – актерский факультет Латвийской консерватории им. Я. Bитoлa.

Кино

После дебюта последовали работы в фильмах: «За поворотом поворот», «Лучи в стекле», «Шах королеве бриллиантов», «В клешнях черного рака», «Олег и Айна». Но роли в этих фильмах были в основном одноплановые. Светлые волосы, женственность всего облика обрекали актрису на образы лирических героинь.

Так продолжалось до тех пор, пока актер и режиссер Гунар Цилинский не предложил ей роль Вии в своем фильме «Соната над озером», роль, предполагавшую гораздо более резкие краски, большой драматический накал. Как заметил потом Гунар Цилинский: «Игра Озолини была неожиданностью для меня.

Я и не предполагал в Лилите такой взрывной силы, такой глубины в передаче темных страстей».

Следующей совместной работой Гунара Цилинского и Лилиты Озолиня стал фильм «Ночь без птиц». Роль Илзе, жены Яниса, сыгранная лаконично, точно, с внутренним драматизмом, может быть названа среди наиболее удачных работ актрисы. Трагический и одновременно светлый характер Илзе по настоящему национален.

«Долгая дорога в дюнах»

Этот фильм стал такой же неотъемлемой частью Прибалтики, как песни Раймонда Паулса, пляжи Юрмалы и тягучий рижский бальзам. Работа Лилиты Озолиня и режиссера Алоиза Бренча над сериалом «Долгая дорога в дюнах» стала звездной для обоих.

Действие фильма «Долгая дорога в дюнах» происходит в Латвии и охватывает период с 39 года до середины 70-х. События этих лет по-разному повлияли на судьбы героев. Но всех их вела по жизни любовь – разбрасывала и собирала, заставляла жестоко страдать и делала самыми счастливыми в мире.

Открывший Лилиту Озолиню как актрису и много значивший в ее судьбе А.Бренч вспоминает: «Честно говоря, к тому времени я перестал за ней следить.

У Лилиты на экране было все нормально, все правильно, но как-то сухо, и мне показалось, что эта актриса больше «от ума», нежели «от сердца»…

До тех пор, пока Х Лиепиньш не позвал меня в Оперу – посмотреть в концертном исполнении «Пера Гюнта» с участием драматических актеров, а главное посмотреть Лилиту Озолиню.

Я сидел в Опере и волновался все больше и больше: прекрасный бархатный голос Лилиты завораживал, манил какой-то тайной, которую я раньше в ней не чувствовал. Передо мной была другая актриса и, может быть, даже другой человек, излучающий душевность и тепло мудрой любви. И главное другое – я нашел Марту для фильма «Долгая дорога в дюнах», Марту, которую мы искали уже четыре месяца».

Экранной любовью Лилиты Озолиня стал Юозас Киселюс – бедный рыбак Артур. Он правилен и несгибаем. Но жалостливыетелезрительницы больше сопереживали его «моральному противнику» – киношному мужу Марты, фабриканту Рихарду. Его сыграл 29-летний литовец Ромас Романаускас.

С большой теплотой актриса вспоминает Валентину Талызину, которая озвучивала Лилиту Озолиню в сериале: «Я очень уважаю актеров, которые с уважением относятся к работе других актеров. Валентина Талызина очень бережно перенесла во время озвучивания «Долгой дороги…

» некоторые нюансы, и я действительно очень благодарна ей за это».

По ЦТ еще шли последние серии, а на Рижскую киностудию уже хлынул небывалый поток писем. Со всей страны, иногда с совсем коротким адресом: «Латвия. «Долгая дорога в дюнах». Марте».

Актрисе удалось воплотить не только драматическую судьбу своей героини, но и судьбу целого народа.

Всесоюзная слава

Сразу после премьеры, на Лилиту обрушилась всесоюзная слава. Ее, дочь репрессированного, выпустили за границу. Газеты льстили, называя «латышским солнцем». Никто не ожидал, что картина будет иметь сокрушительный успех. Благосклонность критики, государственная премия… Прошло более 25-ти лет после премьеры фильма , а Лилиту до сих пор часто называют этим именем – Марта.

Люди, в лице актрисы, трогательно опекают мужественную героиню фильма. Вот что вспоминает Лилита Озолиня: «Я приехала на какие-то пробы и после съемки вечером поздно-поздно шел поезд в Ригу, была зима, уже холодно, снег идет, ветер дует. Стою, в помещении, где ожидают. И уборщица, которая вытирает пол подходит: «Здравствуйте, Марточка.

Замерзли? Хотите чаю? Пойдем, Марточка, выпьем». Заходим там, где тряпки, метла стоит, у нее все это стоит. Там у нее чай, мы сидим, баранки с чаем. И говорит: «Ну как Рихард поживает? Ну, как сыночек, в школу уже пошел?». Я думаю: «О, Боже мой, если я скажу, что я актриса, все это если я ей сломаю, меня выгонит опять на этот холод, чай уже не будут давать.

И я сидела, сочиняла там разные биографии».

Другие роли

После успеха пришли и многочисленные предложения ролей. Но Лилита выбирает только то,что обещает интересные творческие задачи.

Она снимается в мюзикле Раймонда Паулса «Краткое наставление в любви», в грустной комедии «Личная жизнь Деда Мороза», в политическом детективе А Бренча «Двойной капкан». На «Ленфильме» в ленте В.

Соколова «Встретимся у метро» актриса играет русскую женщину Наташу, проживая на наших глазах целую эпоху-с предвоенных лет до середины пятидесятых годов. У Сергея Колосова снималась в фильме «Дороги Анны Фирлинг» по пьесе Б. Брехта.

После распада Союза не стало Рижской киностудии, не стало работы в кино, но остался театр. Помимо работы в Латвийском Национальном театре, Лилита Озолиня играет в Рижском театре русской драмы.

Именно в этом театре актриса сыграла в спектаклях «Пляски смерти» и «Не боюсь Вирджинии Вульф», которые поставил российский режиссер Роман Козак. С этими спектаклями актриса приезжала на гастроли в Москву и Петербург.

Студия

Несколько лет назад в Риге Лилита Озолиня открыла свою студию. В нее может прийти любой человек, который хочет приобрести опыт в познании себя. В студии работает очень много преподавателей разных направлений.

Со студийцами занимаются речью, психологией личности, психологией руководства, созданием имиджа, философией. Основной контингент – люди бизнеса, но есть и бухгалтеры, учителя, врачи, политические деятели.

Как говорит Лилита Озолиня, «в студии человека учат быть режиссером ситуаций, учат преодолевать различные ситуации, учат тому, как можно общаться с массой людей или с одним человеком».

В детских группах обучают мастерству речи, движения, музыке, тому, как нужно вести себя за столом, также учат разбираться в том, где можно аплодировать в опере, и многому другому.

Личная жизнь

Лилита Озолиня вырастила дочь Лилиану, которой сейчас 30. Она окончила факультет журналистики. Занялась рекламным бизнесом. Кроме того, преподает у мамы в Студии. Вот что говорит актриса о своем предназначении: «С того момента, когда у меня родилась дочь, я могу сказать, что имею право ходить по этой земле. Кино, театр – это ничто. Слава, признание, ролью больше, ролью меньше… Предназначение женщины – оставить человека. И воспитать его настоящим человеком, чтобы не было стыдно. Я это сформулировала, когда ждала ребенка. И с тех пор ни разу в этом не разуверилась». В подробности же своей личной жизни Лилита Озолиня предпочитает не вдаваться. И на первый взгляд кажется, что работа поглощает ее целиком, в студии ее даже иногда называют «железной леди». Но на самом деле Лилита была и остается красивой, обаятельной женщиной, в жизни которой далеко не последнее место занимает любовь.

Источник: https://omn-omn-omn.ru/persons.php?id=4573

Ссылка на основную публикацию