Людмила Целиковская. Пять браков и борьба за счастье звезды фильма «Сердца четырех»
Ирина Петрова 08 сентября 2018
Людмила Целиковская стала по-настоящему народной артисткой даже без официального звания.
Девочка с лучистыми глазами, появившаяся на свет 8 сентября 1919 года, выучила ноты раньше, чем азбуку, в детстве исполняла партию Снегурочки в Большом театре, где ее отец работал дирижером. Она мечтала стать оперной певицей, но в итоге пела в кино и дома.
В день рождения звезды, которая была абсолютно не похожа на звезд своей эпохи, Teleprogramma.pro вспоминает историю ее жизни.
За Родину! За Целиковскую!
Кадр из фильма «Антон Иванович сердится»
Целиковская стала звездой в 22 года, после главной роли в фильме «Антон Иванович сердится». Картина, которую многие чиновники считали слишком легкомысленной и сомневались, стоит ли ее выпускать, вышла на экраны в конце 1941-го. Героиня Целиковской Симочка тут же стала всенародной любимицей.
Настолько, что солдаты шли в атаку со словами: «За Родину! За Сталина! За Целиковскую!» Видимо, тогда у Сталина и возникла неприязнь к актрисе. В 1944 году, когда всех ведущих актеров фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» удостоили Сталинской премии, Целиковскую, сыгравшую царицу Анастасию, обошли.
Вождь собственной рукой вычеркнул ее имя из списка, заявив, что «такими царицы не бывают».
Кадр из фильма «Иван Грозный». Источник: Globallookpress.com
Ее почему-то забывали, когда раздавали очередные премии и звания, но всенародной популярности это не мешало.
Однажды рота солдат, увидев звезду на улице Ленинграда, подняла Людмилу Целиковскую на руки и несла несколько кварталов под аплодисменты прохожих. Зрители на ура приняли фильм «Воздушный извозчик».
А затем, уже после Победы, все наконец-то увидели «Сердца четырех», в котором Целиковская снялась еще студенткой — фильм пролежал на полке почти пять лет, его сочли неподходящим для сурового военного времени.
Говорили, что у Людмилы Целиковской было редкое для поколения тех лет качество — она ничего не боялась. И поступала всегда так, как считает нужным. Этим и объяснялось то, что она попадала в число людей, обласканных властью.
В поисках любви
Кадр из фильма «Воздушный извозчик»
В первый раз Целиковская выскочила замуж на втором курсе — за старшекурсника Юрия Алексеева-Месхиева, племянника известной актрисы Варвары Месхиевой. Студенческий брак долго не продлился — вторым мужем актрисы стал влюбленный в нее писатель Борис Войтехов.
А потом в ее сердце вспыхнуло чувство к коллеге, знаменитому Михаилу Жарову. Актер, который был старше 23-летней Целиковской почти на двадцать лет и тоже имел семью, стал ее партнером по съемкам в «Воздушном извозчике».
Развод дался обоим нелегко – Войтехов сыпал угрозами, даже пытался обратиться в ЦК, 42-летний Жаров и вовсе на полтора месяца загремел в больницу, как говорили, из-за сердечных переживаний.
Два своих первых замужества Целиковская будет называть потом «ошибками молодости», а про брак с Жаровым вспоминать, что актер очень любил ее.
Супруга сыграла главную роль в первом его фильме как режиссера, «Беспокойное хозяйство», в очередной раз закрепив свой статус звезды.
Но говорили, что со временем этот брак, продлившийся пять лет, изжил себя, к тому же Людмила, возраст которой уже приближался к тридцати, очень хотела стать матерью, однако с ребенком у них с мужем все не получалось.
А потом Рубен Симонов, режиссер театра имени Вахтангова, в котором она играла, познакомил актрису со своим другом – красавцем-архитектором Каро Алабяном, главным архитектором столицы. По легенде, уже в момент первой встречи тот сообщил Целиковской, что она будет его женой.
В радости и горе
Людмила Целиковская в молодости. Источник: Globallookpress.com
Они поженились в 1948-м, а через год у Алабяна и Целиковской родился сын Саша. Его актриса назовет потом «главным мужчиной» в своей жизни, а про Каро Семеновича будет говорить, что любила его больше всех.
Уже через год после замужества Алабян, впавший в немилость и лишившийся не только статуса с должностью, но и большинства друзей и жилплощади, окажется под угрозой ареста и будет просить у молодой жены прощения.
Говорить, что если бы он знал, как все повернется в его жизни, ни за что бы не стал подвергать ее опасности.
Целиковская все стоически перенесет — с улыбкой. Также будет напевать по утрам. После смерти Сталина в их жизни все наладится, они смогут вернуться в Москву, у них снова появится квартира. Но тут на семью свалится новое испытание — у Саши врачи обнаружат полиомелит.
За жизнь сына Людмила Целиковская боролась год, не отходила от него ни на минуту, перестала играть в кино и театре. К счастью, у мальчика оказалась та форма болезни, которая поддается лечению. Актриса выходила Сашу. А потом — новая беда, у ее мужа обнаружили рак легких. Спасти его у Целиковской не получилось.
Не душечка, а «Полковник»
Юрий Любимов и Людмила Целиковская на встрече с военными. Источник: Globallookpress.comПять российских актрис, сходивших замуж по пять и более разПосле смерти Каро Алабяна, скончавшегося в 1959-м, Людмилу Целиковскую очень поддержал ее коллега по театру Юрий Любимов. В 1960-м они начали жить вместе.
Многие считали, что отчасти именно связи Целиковской помогли режиссеру открыть знаменитый Театр на Таганке.
Сама Людмила Васильевна, к тому моменту практически переставшая сниматься в кино, отдавала новому детищу Любимова все свое свободное время, писала «болванки» для постановок, наставляла молодых актеров, если требовалось — поднимала свои связи. Она вкладывала в театр всю свою душу и энергию.
Говорили, что именно из-за близких отношений с опальным режиссером Целиковскую перестали снимать в кино и постоянно вычеркивали из списков на предоставление звания Народный артист.
Они прожили в гражданском браке почти 20 лет и расстались после того, как у Любимова в конце 70-х начался роман с венгерской переводчицей Каталиной Конц, ставшей впоследствии его женой. Разошлись мирно, без скандалов и комментариев. «Чтобы жить с гением, нужно быть чеховской душечкой», — лишь однажды сказала Людмила Васильевна. А в театре ее, к слову, звали «Генералом».
Кадр из фильма «Репетитор». Последняя роль Целиковской в кино, 1987 г.
Несмотря на то, что 60-летняя актриса по-прежнему пользовалась успехом у мужчин, замуж она больше не вышла. Посвятила себя семье, внуку, которого в честь деда назвали Каро.
Пока тяжело не заболела, играла в театре. На похороны Людмилы Целиковской, скончавшейся в июле 1992 года от рака, Любимов не пришел. Мог бы прислать телеграмму, но не прислал. Почему? На этот вопрос вряд ли кто-то ответит.
Но многие тогда сочли, что это как-то не по-людски.
Источник: https://teleprogramma.pro/stars/star-hist/427602/
Людмила Целиковская: душечка, попрыгунья, царица? Женское счастье актрисы
Людмила всех поражала своей энергией, задором и живостью. Сложно сказать, что она не умела делать.
Актриса играла в теннис, вязала, танцевала и пела, занималась переводами пьес с английского языка, а уж о ее хлебосольстве знали все друзья. Когда Целиковской было трудно, она как маленькая начинала плакать.
Потом робкая улыбка появлялась на ее лице. Можно было не сомневаться в том, что выход Людмила уже нашла…
Люда родилась 8 сентября 1919 года, 90 лет назад, в Астрахани в семье, где она была любимым ребенком.
Ее отец, заведующий музыкальной частью в местном театре, мать — оперная певица, мечтали, что дочь пойдет по их стопам. Но ее музыкальная «карьера» не сложилась с самого начала.
В детстве Люда часто болела, ей не подходил местный климат. Едва дочери исполнилось 6 лет, семья переехала в Москву.
Там ее определили в школу им. Гнесиных по классу фортепьяно. Люда регулярно посещала занятия, но втайне мечтала о театре. Когда дочь объявила родителям о своем решении, что собирается поступать в театральный вуз, они бросились уговаривать ее не делать этого. Но все было напрасно. Людмила стояла на своем.
Окончив школу, девушка подала документы в театральное училище им. Б. Щукина. Конкурс был большим, а шансов поступить — немного.
Вот что вспоминала об этом времени Целиковская: «После моего чтения раздался вопрос из комиссии: „Кто вас готовил к экзаменам?“ Я ответила: „Мама“. В ответ — смех.
Потом меня спросили, как зовут, я решительно сказала: „Людмила Васильевна“. Меня просто оглушил хохот членов комиссии, из глаз брызнули слезы, и я выскочила из комнаты».
Девушка не спала всю ночь, уверенная в том, что не прошла конкурс. Каково же было ее удивление, когда на следующее утро она увидела свою фамилию в числе «принятых».
Свою первую роль в кино студентка Целиковская сыграла в фильме «Молодые капитаны». Затем девушку зачислили в штат Театра им. Е. Вахтангова, где она сыграла свою первую роль, но уже на сцене — Клариче в пьесе «Слуга двух господ».
Жизнь казалось ей сказкой. Сбывались ее мечты… Всегда оживленная, хохотунья, острая на язычок, Людмила невольно притягивала к себе взоры мужчин. За ней ходили поклонники, ей слали любовные записки. И она, неожиданно для всего курса в училище, не «вышла», а «выскочила» замуж за своего однокурсника, красавца, Юрия Алексеева-Месхиева. Но молодые расстались, не прожив вместе и года.
Потом также бесшабашно Целиковская приняла предложение от писателя Б. Войтехова. На фоне уже известной актрисы Войтехов был фигурой малозаметной. Но он преданно любил Людмилу, возможно, этот брак имел бы продолжение, если бы не встреча с актером М. Жаровым…
До встречи с Жаровым Целиковская снялась в фильме К. Юдина «Сердца четырех», где играли замечательные актеры: В. Серова, Е. Самойлов и П. Шпрингфельд. Людмила Васильевна исполняла роль одной из сестер Мурашовых — Шурочку. Веселая лирическая комедия пользовалась у зрителей всегда неизменным успехом. В основе киноленты лежал незамысловатый сюжет, где каждый из героев ищет свое счастье.
Как потом говорила актриса, она играла в этом фильме себя, играла легко и с радостью. Эта кинолента была снята в 1941 году, но чиновники от культуры положили ее на «полку» за безыдейность. На экраны фильм вышел лишь в 1944 и сразу занял место в числе лидеров проката.
Киноленту «Антон Иванович сердится» режиссера А. Ивановского, напротив, зрители увидели в самом начале войны. Современники актрисы вспоминали, что актер П. Кадочников был восхищен своей партнершей. После съемок фильма актриса вместе с театром была эвакуирована в Омск, откуда ее пригласили сниматься в новой киноленте «Воздушный извозчик».
Так Людмила Васильевна впервые встретилась с М. Жаровым на съемочной площадке в фильме Г. Рапопорта «Воздушный извозчик». Они влюбились друг в друга с первого дубля.
К этому времени Людмила Васильевна была замужем, а Жаров женат. Целиковской — 23 года, М. Жарову — 42. Любовь им дорого обошлась. Людмила вконец испортила отношения с бывшим супругом, театр им. Е.
Вахтангова отказал ей в работе. А Жаров, не выдержав нападок жены, слег в больницу.
Когда на экраны вышел фильм с участием Жарова и Целиковской «Беспокойное хозяйство» в 1946 году (постановщик М. Жаров), зрители его встретили на «ура». Как из рога изобилия, на актрису сыпались предложения играть наивных девушек, но Целиковская, несмотря на свою популярность, всем режиссерам отвечала отказом.
Она сделала исключение лишь режиссеру С. Эйзенштейну, который дал ей роль царицы Анастасии в фильме «Иван Грозный». Позднее актриса говорила, что почти все участники этой киноленты получили Сталинские премии, но не она.
Сталин вычеркнул ее имя из списка тех, кто был представлен к награде, сказав: «Царицы такими не бывают».
Практически последующие 9 лет она не снималась, вернулась в родной театр, где ее ждали новые роли. Творческая жизнь в театре входила в привычное русло, а в личной жизни у них с М. Жаровым не все было гладко.
Целиковская мечтала о ребенке. Она все чаще задерживалась в театре, реже бывала дома.
В конце жизни, как вспоминал ее сын Александр, Людмила Васильевна как-то сказала: «Жаров любил меня больше всех, а я любила… Алабяна».
С Каро Алабяном Целиковскую познакомил Рубен Симонов, тогда еще актер театра, в котором она играла.
Алабян был старше Людмилы Васильевны на 22 года, но он покорил ее своим умом, талантом, обходительностью. Художник, архитектор, личность в Москве известная.
Он возглавлял Союз архитекторов страны, был депутатом Верховного Совета СССР. Когда в их семье родился сын Саша, Целиковская была счастлива.
Но одной рукой судьба всегда что-то дает, а другой отнимает. Каро Алабян был в немилости после очередной встречи с руководством ЦК партии, где шел разговор о том, как застраивать Москву.
Вместо сталинских высоток Алабян предложил строить недорогое и удобное жилье для людей. Вскоре Алабяна освободили от всех должностей.
Он вынужден был уехать в Ереван, к себе на родину, чтобы не оказаться в лагере.
Чтобы выжить, Целиковская принимает предложения режиссеров кино, снимается в фильмах А. Столпера «Повесть о настоящем человеке» и С. Самсонова «Попрыгунья».
В 1955 году кинолента «Попрыгунья» на Венецианском кинофестивале была удостоена премии «Серебряного Льва» и приза «Пизанетти» как лучшая зарубежная картина. Это была и несомненная удача Л.
Целиковской, которая сыграла главную героиню фильма.
Вернулся Каро Алабян в Москву только перед смертью Сталина, получил квартиру, работу. Но всего 6 лет Алабян и Целиковская были вместе. В 1959 году Алабян умер от рака легких.
В трудное для Людмилы Васильевны время ее поддержал режиссер театра на Таганке Юрий Петрович Любимов. Они знали друг друга давно, еще со студенческой скамьи. В жизни Целиковской всего приходилось добиваться самой. Как вспоминал ее сын, «мама сама строила дачу, гараж, нанимала рабочих, водила автомобиль».
В пятый раз Людмила Васильевна выходить замуж не стала, ее устраивал гражданский брак. Не испугало и то, что рядом с ней жил опальный режиссер. Наверное, минусов в их совместной жизни было больше, чем плюсов.
У нее все меньше было ролей. 15 лет Целиковская посвятила Любимову, его жизни, театральным проблемам. Когда они расстались, Людмила Васильевна сказала сыну: «Чтобы жить с таким гением, надо быть душечкой.
А я упрямая, не умею хвалить…»
Людмила Целиковская умерла 6 июля 1992 года, в возрасте 72 лет. Уже после смерти матери сын прочел в ее записной книжке слова, сказанные писателем В. Астафьевым: «Теперь я знаю, что самые счастливые игры — недоигранные, самая чистая любовь — недолюбленная…»
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/biographies/articles/28931/
Людмила Целиковская: личная жизнь
Личная жизнь Людмилы Целиковской была бурной, но ее, вряд ли, можно назвать счастливой.
Светлые периоды в биографии актрисы сменялись темными, однако она никогда не теряла жизнерадостности и оптимизма, и поэтому окружающим казалось, что беды всегда обходят ее стороной. В первый раз Людмила Васильевна вышла замуж за однокурсника по Театральному училищу им.
Щукина Юрия Алексеева-Месхиева. Ей тогда было всего девятнадцать лет, и она совсем не была готова к семейной жизни, поэтому этот брак актрисы очень быстро распался.
Потом в личной жизни Людмилы Целиковской случился роман с искренне влюбленным в нее писателем Борисом Войтеховым, ставшим вторым мужем актрисы, но и этот союз оказался недолговременным и распался из-за новой любви, посетившей блистательную актрису.
На фото — Людмила Целиковская и Михаил Жаров
На съемках картины «Воздушный извозчик» судьба свела ее с другим популярнейшим актером – Михаилом Жаровым. Двадцатитрехлетняя Людмила Целиковская не смогла устоять перед обаянием сорокадвухлетнего Михаила Жарова.
Они оба были несвободны, и им пришлось услышать немало угроз от своих вторых половинок в свой адрес, а Михаил Иванович даже слег в больницу с сердечным приступом. Все эти перипетии в личной жизни Людмилы Целиковской стали причиной ее увольнения из театра им.
Вахтангова, но ей некогда было расстраиваться – Эйзенштейн пригласил ее в очередную картину «Иван Грозный», и она полностью была охвачена созданием нового образа.
Со своим мужем Михаилом Жаровым Людмила Васильевна снялась еще в одном фильме – «Беспокойное хозяйство». Жаров боготворил молодую жену, создавал ей райские условия, но это не помогло ему сохранить брак, который разваливался на глазах. Точку в отношениях поставила сама Целиковская, в личную жизнь которой снова постучалась новая любовь к знаменитому архитектору Каро Алабяну.
На фото — Людмила Целиковская и Каро Алабян
Не привыкшая вести двойную жизнь, она заявила Жарову, что уходит от него, чем чуть не довела своего супруга до инфаркта. Брак с Алабяном стал самым счастливым в биографии Людмилы Целиковской.
Когда они поженились, Людмиле Васильевне было тридцать лет, а Алабяну – пятьдесят.
Через год после свадьбы актриса родила сына Сашу, но вместе с огромной радостью рождение ребенка принесло Целиковской большие испытания – ребенок заболел полиомелитом, и несколько лет жизни она посвятила только борьбе с этой болезнью, которую, к счастью, удалось одолеть.
Но на этом несчастья не закончились – ее муж впал в немилость власть предержащим, и им пришлось пережить несколько непростых лет лишений и бедности. Каро Алабян был самым любимым из всех мужей актрисы, с которым она прожила одиннадцать лет — до самой его смерти.
На фото — Целиковская и Юрий Любимов
Ее последним супругом стал Юрий Любимов, этот брак продлился пятнадцать лет, а после развода Любимов женился на молодой.
Источник: http://lichnaya-zhizn.ru/blog/ljudmila_celikovskaja_lichnaja_zhizn/2014-11-03-610
Пятый брак людмилы целиковской оказался для нее самым трагичным
Последний муж народной артистки РСФСР, режиссер Юрий Любимов, даже не пришел на ее похороны
Людмила Целиковская родилась в 1919 году в семье певицы и регента церковного хора, и родители были уверены, что Люся тоже будет певицей. Судьба уготовила ей карьеру кинозвезды и яркую, бурную, но не всегда счастливую личную жизнь…
Мужчины искали себе жен, похожих на Целиковскую
Актриса Людмила Целиковская, не обласканная властью и не отмеченная, подобно Орловой и Ладыниной, орденами и премиями, добрых два десятка лет была любимицей советских зрителей и подлинным секс-символом 40-х–50-х. «А по праздникам кино с Целиковской», — пел о ней Александр Галич.
Ее визитной карточкой стали музыкальные комедии военного времени — «Антон Иванович сердится», «Близнецы», «Сердца четырех», «Воздушный извозчик», «Беспокойное хозяйство».
Картины, которые критики с упоением клеймили «за безыдейность», зрители увлеченно смотрели и смотрят до сих пор во многом благодаря главной героине — девушке с искрящимися васильковыми глазами (как жаль, что из-за черно-белого кино не все могли это оценить!) и простым, ясным лицом.
Женщины стремились быть на нее похожими: делали «шестимесячную завивку», выщипывали брови и даже плакали, «как Целиковская» — по-девичьи чисто и по-женски наивно. Мужчины искали себе жен, похожих на нее. Казалось, судьба должна была бы отпустить ей с лихвой счастья — настоящего, без обмана.
Она обладала редкостным жизнелюбием, умела быть благодарной судьбе за любую малость. Мама актрисы говорила о ней: «Ой, с Люськой так легко жить, она встанет утром и поет, поет». Людмила Васильевна никогда никому не жаловалась, но на самом деле, похоже, была не очень счастлива в личной жизни: она пять раз была замужем, и, судя по всему, каждый раз ей не хватало до полноты чувств совсем немного…
Впервые Целиковская вышла замуж на втором курсе театрального училища за своего однокурсника Юрия Алексеева-Месхиева. Однако их совместная жизнь продлилась недолго. Вторым мужем актрисы стал писатель Борис Войтехов.
К тому времени Целиковская была уже очень известной, ее окружало множество поклонников, однако в мужья она выбрала не самого заметного из них, но, по воспоминаниям современников, искренне ее любящего.
Этот брак продлился несколько лет, но тоже распался.
В 1943 году на съемках картины «Воздушный извозчик», сценарий которой писатель Валентин Катаев написал специально для нее, судьба свела Целиковскую с Жаровым. Михаил Жаров — знаменитый комик советского кино и актер-премьер Малого театра — был старше своей юной жены на двадцать лет.
Их познакомила разбивавшая любовь и семьи, калечащая судьбы разлучница-война. Они много ездили в составе фронтовой бригады с фильмом «Воздушный извозчик», где сыграли влюбленных: он — военного летчика, она — оперную певицу. И, как это часто бывает, постепенно «киношный» роман перешел в жизнь.
А потом в летном полку Марины Расковой генерал Михаил Громов подарил Жарову и Целиковской сюжет о ложном аэродроме, из которого впоследствии и получилась картина «Беспокойное хозяйство». Михаил Иванович Жаров снял ее сам специально для своей жены — это был подарок ей.
И хоть они снимались вместе в других картинах (например, в комедии «Близнецы»), «Воздушный извозчик» и «Беспокойное хозяйство» стали определенными границами их семейной жизни, определив то, что возможно только в жизни актеров, — ее начало и конец. Говорят, и он и она очень хотели ребенка, но с этим, как говорится, не сложилось.
Наверное, личную напряженность усугубили творческие проблемы: во время съемок «Воздушного извозчика» актрису отчислили из Театра имени Е.
Вахтангова, в котором она работала; провалилась и ее попытка вопреки своему устоявшемуся уже амплуа сыграть серьезную роль — Целиковской, единственной из съемочной группы картины Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный», не дали Сталинскую премию, а сам Иосиф Виссарионович сказал о ее Анастасии: «Царицы такими не бывают!» Брак Людмилы Васильевны и Михаила Ивановича и так распадался на глазах, а тут еще вмешался случай…
Когда они расстались, Жаров был безутешен. Все было очень просто: в 1948 году на вечере Вахтанговского театра Целиковская влюбилась. Не в ее характере было совмещать семейную жизнь с тайными любовными приключениями — цельная натура актрисы воспротивилась бы подобному стилю жизни. Поэтому она просто ушла.
Самый счастливый и самый несчастный брак
Ее четвертый по счету брак был одновременно и самым счастливым, и самым несчастным в ее жизни. Избранником Целиковской стал знаменитый архитектор Каро Алабян, автор Ленинградского проспекта и Центрального Театра Советской Армии в Москве, с 1937 года Алабян был депутатом Верховного Совета СССР. К моменту их женитьбы в конце сороковых годов ей было 30, ему исполнилось 50.
В 1949 году Людмила Васильевна родила сына Сашу. По воспоминаниям знакомых, она была фанатичной, сумасшедшей матерью, посвящавшей всю себя ребенку, и, казалось, все отныне должно быть хорошо. Но пришла беда, откуда не ждали: когда Саше было три года, он заболел полиомиелитом.
Сама Людмила Васильевна позже сказала об этом так: «Если бы я знала тогда все про болезнь сына, я бы, наверное, выбросилась с балкона». Все силы и волю она сосредоточила на спасении ребенка. Несколько лет непрерывного лечения, массажей, консилиумов сделали свое дело — к счастью, оказалось, что это была редчайшая форма заболевания, поддающаяся излечению.
Все это время актриса отказывалась сниматься в кино, борясь за жизнь самого дорогого существа. И вот вроде бы беда отступила…
Но тут неприятности начались у Алабяна. Вот как вспоминала об этом актриса: «Алабян, конечно, был человеком удивительным. Высокий интеллектуал, совершенно бескорыстный, очень порядочный. Смелый, за что и поплатился. Алабян всю жизнь занимал очень большие посты, в течение тридцати лет был секретарем Союза архитекторов.
Когда у нас решено было начать строительство высотных домов, Алабян выразил несогласие в присутствии Берии. До этого он год провел в Америке и прекрасно понимал, что строительство высотных домов в нашей стране в те годы — показуха, нет ни необходимой технологии, ни моральных прав. И обо всем этом Алабян сказал в своей речи.
Вскоре ему приказали принять на работу двух архитекторов. Как он ни сопротивлялся, принять их все же пришлось. А буквально через две недели объявили, что они — шпионы, сценарий был отработанным.
И тут же появился приказ подписанный Сталиным: освободить Алабяна от всех должностей». Придя домой — Людмила Васильевна сидела дома с маленьким сыном — Алабян встал перед ней на колени и сказал: «Прости меня.
Если бы я знал, что такое случиться, я бы не посмел жениться на тебе».
Вскоре их лишили дома — они жили в мастерской Алабяна на улице Горького, сказав: «Почему в служебном помещении висят ползунки?» И велели выехать в десятидневный срок. Начались скитания: они жили на даче, жили у друзей. Втроем — на сто двадцать рублей, это была зарплата Людмилы Васильевны.
Когда стало совсем невмоготу, отправили письмо в правительство. Благодаря этому в 1953 году Алабяну дали работу, семья переехала в новую квартиру на Садовом кольце, где жили большой и дружной семьей. Именно сюда сын Александр привел свою жену, здесь поселится потом внук, Каро-младший, с женой.
Их дом был очень гостеприимным, Людмила Васильевна гостей не только любила, но и умела принять и вкусно накормить. Она мастерски играла в теннис и азартно — в карты, обожала ходить в лес собирать грибы, путешествовать, вязать и переводить с английского.
Своим самым серьезным недостатком считала курение, но любила повторять, что в своей жизни сделала два хороших дела — родила сына и построила дачу.
На даче семья проводила много времени, и там Людмила Васильевна тоже без дела не сидела: собирала и сушила грибы, варила варенье, заготавливала на зиму соленья и маринады. И все наконец-то было хорошо. А в 1959 году Алабян умер…
Знаменитые инсценировки повестей и романов для «Таганки» писала Людмила Васильевна
Людмила Васильевна продолжала работать — играть в театре, сниматься в кино. В 1955 году на кинофестивале в Венеции за главную роль в фильме «Попрыгунья» она была удостоена премии «Серебряный Лев Святого Марка» и приза «Пизанетти» (за лучшую зарубежную картину). И только в 1963(!) году актриса дождалась признания у себя на родине — получила звание народной артистки РСФСР.
В тех же шестидесятых Целиковская в пятый раз вышла замуж. На этот раз — за своего старого знакомого, главного режиссера Театра на Таганке Юрия Петровича Любимова, когда-то они вместе играли в знаменитом спектакле «Ромео и Джульетта».
Этот брак продлился двадцать лет и был самым драматичным в ее жизни. Отразился он и на ее творчестве — жену опального режиссера перестали снимать в кино.
Да и сама полная бурных событий, скандальная жизнь Таганки не только прошла у Целиковской перед глазами, но и втянула ее в свой водоворот. Любимов в шутку звал ее Циолковской, или Генералом. Она очень много помогала ему: разрешала конфликты и сглаживала углы.
Однажды, узнав о запрещении очередного спектакля Любимова на Таганке, она позвонила мужу и резко сказала: «Юра, не унижайся! Немедленно езжай домой!» И, очевидно, с отчаяния добавила: «И купи по дороге можайского молока!»
Об этом мало кто знает, но знаменитые таганковские поэтические композиции и инсценировки повестей и романов писала для театра Людмила Васильевна — в театре их незаслуженно пренебрежительно называли «болванками», на основе которых режиссер ставил свои самые лучшие спектакли…
Однажды он сказал ей: «Когда мы разойдемся, в твоем доме будет праздник»… В 1980 году они развелись, Юрий Петрович женился на молодой… Сама же Целиковская о причинах разрыва говорила так: «Чтобы жить с гением, надо быть чеховской душечкой.
Я же — совсем наоборот, упрямая, со своими взглядами. Мы стали друг друга немного раздражать. Наверное, нужно было все время Юрия Петровича хвалить, а я хвалить не умею. В моей семье вообще было принято скептическое отношение друг к другу».
6 июля 1992 года в возрасте 72 лет Людмила Васильевна скончалась. Юрий Петрович Любимов на похороны бывшей жены не пришел, телеграммы от него тоже не было…
Александр Алабян и его сын Каро, внук Людмилы Васильевны, до сих пор живут в доме отца и матери на Садовом кольце.
Когда Саша был маленьким, Целиковская сказала, что не хочет ему актерской судьбы: «Я не понимаю мужиков, которым хлопают, а они кланяются. Я хочу, чтобы ты стал настоящим мужчиной». Сын и внук стали строителями, как Каро Алабян-старший.
Каждый год в сентябре они ездят на Новодевичье кладбище, где похоронена их мать и бабушка — актриса Людмила Целиковская.
Источник: https://fakty.ua/104555-pyatyj-brak-lyudmily-celikovskoj-okazalsya-dlya-nee-samym-tragichnym
Людмила Целиковская: биография, личная жизнь
Задорная, неунывающая, неутомимая, легкая, прекрасная… Этими синонимами можно коротко охарактеризовать известную советскую актрису Людмилу Целиковскую. Биография, личная жизнь ее интересует многих. Об этом подробно речь пойдет в статье.
Сама актриса шутила, что популярность ей принесли четыре дурочки в четырех фильмах. Речь идет о ее ролях в известных советских кинокартинах: «Сердца четырех», «Антон Иванович сердится», «Беспокойное хозяйство» и «Воздушный извозчик».
Ее коллега Петр Кадочников тоже шутил, что там она играла саму себя.
Детство актрисы
Фамилия «Целиковская» переводится с латинского как « небесная». В сентябре 1919 года родилась девочка с глазами небесного цвета – Людмила Целиковская. Ее биография началась в Астрахани в трудное для страны время. И сразу же произошло ее личное знакомство с чудесным миром искусства. Ее жизнь с самого начала была окружена музыкой. Родители девочки были музыкантами.
Отец ее – Василий Васильевич – был сыном сельского священника. С детства он проявил свои музыкальные способности. Пел на клиросе с шести лет, учился играть на скрипке. В шестнадцать уже руководил церковным хором. Женился он рано, только достигнув совершеннолетия, по любви, не успев получить высшее музыкальное образование.
Людмила Целиковская в юности
Его избранницей стала Катя – будущая оперная певица. Вскоре после свадьбы став молодыми родителями, Василий и Катерина поступили в Московскую консерваторию. Позже Василий Васильевич совершил удачную карьеру и стал заведовать музыкальным отделом при Министерстве культуры.
Жизнь маленькой Люси протекала в оперном театре. За кулисами в перерывах ее кормили, спать укладывали в оркестровой яме. Поэтому все знакомые пророчили ей музыкальное будущее.
С самого детства ее обучали нотной грамоте и игре на фортепиано лучшие педагоги-музыканты. Однако Люся вовсе не собиралась стать пианисткой. Ручки у нее были маленькие, вовсе не приспособленные для игры на пианино.
Голос слабоватый, тоненький, хоть она и обладала филигранным слухом.
Юношеские годы
Люся с детства проявляла склонность к артистизму. Она постоянно кого-то копировала, дразнила, изображала. Иногда было смешно до слез, но похоже.
Тогда мама, пользуясь многочисленными связями, решила показать дочку Рубену Николаевичу Симонову. В страшном волнении она прочитала перед ним монолог, спела романс (к тому времени Людмила уже окончила Гнесинскую школу).
Известный актер и режиссер дал положительный ответ, и Люся подала документы в Щукинское училище.
Актриса в молодости
Конкурс на тот год был просто ошеломительным. Но, несмотря на это, Людмилу взяли!
В те года студентам театральных ВУЗов во время учебы не разрешалось сниматься в кино. Но для Людмилы сделали исключение. Она приняла участие в съемках фильма «Молодые капитаны». Дебют был удачным, на нее обратили внимание.
Вскоре режиссер Александр Ивановский пригласил юную актрису сниматься в фильме «Антон Иванович сердится».
Творческая карьера
После выхода кинокартины «Антон Иванович сердится», съемки которой успели закончиться до войны, на начинающую артистку внезапно обрушилась слава. Тут же посыпались предложения сняться в фильмах. Режиссер Юдин пригласил Целиковскую принять участие в съемках кинокартины «Сердца четырех».
Кадры из фильма «Сердца четырех»
Ей надо было сыграть наивную девушку Шуру. В этом фильме Людмила впервые сама исполнила песню, которая потом полюбилась многим зрителям: «Все стало вокруг голубым и зеленым…»
Кадры из фильма «Все стало вокруг голубым и зеленым…»
Пригодился и слух, и голос, и музыкальное образование. Голосок у Людмилы был тоненьким, чистым и приятным. Она пела с душой. Из-за войны съемки растянулись. Премьера состоялась уже после победы. Слава молодой актрисы росла с каждым днем.
В 43-м году известный писатель В.Катаев специально для Целиковской написал сценарий нового фильма, который назывался «Воздушный извозчик». Роль Наташи в нем стала любимой ролью актрисы. Вместе с актером Жаровым, снимавшемся в фильме, Людмила ездила на фронт. После показа комедии они выступали перед бойцами, укрепляя их моральный дух.
Актриса снялась в фильме «Воздушный извозчик»
Следующий фильм с участием актрисы был «Иван Грозный». В нем она исполняла роль царицы Анастасии. Все актеры из этого фильма были удостоены сталинской премии, кроме Целиковской. Генералиссимус вычеркнул ее имя из списка, поставив личную подпись: «Царицы такими не бывают!»
С этого момента началась трудная полоса в жизни Людмилы. Ее чуть не уволили из театра из-за постоянного пропадания на съемочных площадках. Но все обошлось, актриса выстояла.
После окончания войны Целиковская снялась в фильмах: «Близнецы» и «Беспокойное хозяйство».
Кадры из фильма «Близнецы»
- В 46-м году актриса получила медаль «За трудовую доблесть».
- За главную роль в фильме «Попрыгунья» по Чеховской повести, Людмила получила приз на Венецианском кинофестивале.
- В 54-м году Целиковская удостоена звания Заслуженной артистки России. Спустя десять лет она стала Народной артисткой РСФСР.
Целиковская снималась в кино и играла на сцене театра до последних дней своей жизни. За три года до ее кончины у актрисы обнаружили онкологическое заболевание. Но ей не сообщили, так велел ее сын. Перед смертью она сильно страдала. Умерла Целиковская в возрасте 72 лет. В сердцах своих поклонников она всегда останется неунывающей певуньей, красивой женщиной.
Личная жизнь
Актриса Целиковская имела богатую личную жизнь. Первым мужем ее стал коллега Юрий Алексеев-Месхиев. Она влюбилась в него на втором курсе и тут же выскочила за него замуж. Ей было всего 19 лет.
Актриса и первый муж Юрий Алексеев-Месхиев
Прожив с ним год, легкомысленная красавица с почтительностью приняла предложение руки и сердца писателя Бориса Войтехова. С ним она прожила уже дольше – около двух лет.
Но на съемках фильма «Воздушный извозчик» Людмила познакомилась с известным актером Михаилом Жаровым. Между ними вспыхнуло чувство, завязался роман. Все были в шоке, ведь он ей в отцы годится! Но молодую веселую женщину это мало беспокоило. Она ушла от мужа и поселилась с Михаилом в номере Московской гостиницы. К тому времени актер тоже бросил жену и детей после долгих лет супружества.
Говорят, что характер бывшего мужа Людмилы – писателя Войтехова – был вспыльчивый. Он был страшно зол, грозился убить неверную жену и ее престарелого любовника. Однако до кровавых сцен все же не дошло.
Но надо же такому было случиться, что придя к своему учителю Р.Н. Симонову, Людмила встретила там обаятельного человека – архитектора Каро Алабяна. Это был армянин с проникновенным взглядом и галантными манерами. Как тут не влюбиться! И ничего, что он старше ее теперешнего мужа!
Вскоре Людмила вышла замуж в четвертый раз за Алабяна, человека старше ее на 22 года. От него она родила сына Сашу.
В то время Каро посмел перечить Сталину в его дерзостных планах на построение в столице высотных домов. За это был лишен всех привилегий. Семья была оставлена без жилья, муж – без работы.
Жили на актерскую зарплату Целиковской. Да еще сын переболел тяжелым заболеванием – полиомиелитом.
После смерти диктатора Алабяна восстановили в чину, но уже было поздно. Не выдержало его сердце. Он умер, оставив Целиковскую вдовой с сыном.
Юрий Любимов — последний муж актрисы
Последней пассией актрисы Целиковской в ее личной жизни стал Юрий Любимов, известный актер и режиссер. С ним она прожила 15 лет в гражданском браке.
Источник: https://showbiz-life.ru/lichnaya-jizn-lyudmila-celikovskaya/
ДНИ.РУ – Ошибки молодости актрисы Людмилы Целиковской
Она была легендой всей страны. Никогда, никого и ничего не боялась – ни в творчестве, ни в жизни. Никогда ни о чем не жалела и не оглядывалась назад. Всегда поступала так, как считала нужным.
Она сумела и в трудные, и в счастливые минуты сохранить в кристальной чистоте свою душу. Ее девизом были слова Кафки: “Стой под дождем, пусть пронизывают тебя его стальные стрелы.
Стой, несмотря ни на что. Жди солнца. Оно зальет тебя сразу и беспредельно”.
И казалось, солнце действительно пронизывало с головы до ног эту светлую искрящуюся женщину с глазами цвета васильков – Людмилу Целиковскую.
Родилась будущая звезда экрана 8 сентября 1919 года в Астрахани в интеллигентной семье музыкантов, и ноты она выучила раньше, чем буквы. К несчастью, Люду часто мучили приступы малярии. Врачи советовали поменять климат, и когда девочке исполнилось 6 лет, семья Целиковских перебралась в Москву.
Отец, Василий Васильевич, занял пост заведующего музыкальной частью Большого театра, мать, Екатерина Лукинична, посвятила себя семье, хотя, как и муж, закончила Консерваторию. Обнаружив у дочери абсолютный слух, отец отвел ее в Гнесинское училище.
Но Люда не хотела стать ни оперной певицей – для этого ей не хватало силы голоса, ни пианисткой – у нее была слишком маленькая рука. Она бредила драматической сценой.
В 1937 году в Театральное училище при Театре имени Е. Вахтангова поступало 900 человек, а приняли только 13. Среди них была и Людмила Целиковская. На экзамене она рассмешила всю комиссию, сказав, что зовут ее Людмила Васильевна, а к экзаменам она готовилась с мамой.
Комиссия веселилась от души, а Люда, заплакав, убежала из зала. Она решила, что в училище ее не примут, но судьба распорядилась иначе. Почти сразу Людмила начала сниматься в кино.
Это противоречило уставу вахтанговцев, но за юную актрису заступился сам Рубен Симонов, сказав, что для съемок у нее есть все данные.
Всенародная слава обрушилась на Людмилу Целиковскую в 1941 году, когда на экраны вышли лирические комедии “Сердца четырех” и “Антон Иванович сердится”. К тому времени актриса уже была принята в труппу Театра имени Е.Вахтангова.
“В этих непритязательных комедиях была найдена дорожка к сердцам и душам зрителей”, – вспоминала Целиковская. Ее очаровательные, женственные, непосредственные, наивные и кокетливые героини никого не оставляли равнодушным.
Потом появились “Воздушный извозчик”, “Близнецы”, “Беспокойное хозяйство”, имевшие грандиозный успех у зрителей.
Особое место в биографии актрисы заняла историческая драма “Иван Грозный”, где Целиковская сыграла царицу Анастасию. Эта роль принесла ей много неприятностей: софитами ей сожгли хрусталики глаз, и к тому же она оказалось единственной актрисой в съемочной группе, кто не получил Сталинской премии. Иосиф Виссарионович лично вычеркнул ее из списка со словами “Царицы такими не бывают”.
А в 1955 году исполнилась ее мечта – она воплотила на экране центральную роль Ольги Ивановны в чеховской драме “Попрыгунья”. Последние съемки Целиковской состоялись в 1988 году в фильме “Репетитор”.
К 23 годам, к моменту встречи на съемках в Алма-Ате с 42-летним Михаилом Жаровым, актриса уже второй раз была замужем.
В ответ на свое откровенное письмо, где Людмила сообщала, что не может больше жить без Жарова, муж, писатель Борис Войтехов, забросал ее телеграммами с прямыми угрозами. Правда, они остались только на бумаге.
Когда в свою очередь Михаил Жаров сказал своей жене о любви к Целиковской, началось такое, что от переживаний он на полтора месяца слег в больницу с сердечным приступом.
Они все-таки поженились и прожили в браке пять счастливых лет. Жаров был без ума от Целиковской и был готов исполнить любой ее каприз. Их отношения осложнились тем, что актриса очень хотела иметь детей, а этого не получалось.
Отсутствие детей, вероятно, и послужило причиной развода. Жаров страдал, был сильно обижен, но, с другой стороны, понимал жену.
Ходили слухи, что Михаил Иванович не мог смириться с мыслью о разрыве с Целиковской и пытался подкупить ее черным жемчугом, заплатив за него чемодан советских денег. Но это только слухи.
С известным архитектором, создателем Театра Советской Армии и Ленинградского проспекта 50-летним Каро Алабяном Целиковскую познакомил Рубен Симонов.
Ей было 30, и она горячо влюбилась в Алабяна с первого взгляда. Это была взаимная любовь.
Уже при следующей встрече Алабян взял ее руку, внимательно рассмотрел линии на ладони и улыбнулся: “А знаете, вы будете моей женой”. Больше они уже не расставались.
Вскоре у них родился сын. Целиковская была великолепной матерью. Когда у Саши, любимого и долгожданного ребенка, обнаружили полиомиелит, актриса оставила кино и театр и всю себя посвятила борьбе за его здоровье. Каро Алабян за свою честность и прямоту в это время попал в немилость к Берии, его уволили с работы, лишили квартиры.
Семья долго жила на одну зарплату Целиковской и скиталась по друзьям. Но в 1953 году, после писем в правительство, все стало налаживаться. Им дали жилье, Алабяну – работу, и Саша пошел на поправку. Но счастье продлилось недолго, в 1959 году Каро Алабян умер от рака легких, так как всю жизнь дымил, как паровоз.
После его смерти Целиковская практически перестала сниматься в кино, играя только в театре.
Дольше всех Людмила Целиковская прожила в гражданском браке с Юрием Любимовым – более 15 лет. Любимов был влюблен в Целиковскую еще со времен училища. Символично, что на сцене Театра имени Е.Вахтангова они играли главных героев шекспировской трагедии “Ромео и Джульетта”.
Целиковскую называли “доброй феей” только что созданного Любимовым Театра на Таганке. И действительно, без нее, без ореола ее звездного имени, без ее умения налаживать и привлекать к делу нужные связи существование театра было вряд ли возможно. Именно Людмила Васильевна первой прочитала пьесу Б.
Брехта “Добрый человек из Сезуана”, спектакль по которой вскоре ошеломил москвичей, положив начало шумной истории театра, столь много обязанного Целиковской. Но совместная жизнь двух необыкновенно талантливых людей отнюдь не была безоблачной.
Как призналась позднее Целиковская, “жить с гением трудно”, и когда стало совсем невыносимо, они тихо, без скандалов расстались. Она просто сказала Любимову, встретившему другую женщину, “Уходи!”.
Спустя много лет Целиковская назовет первые два замужества ошибками молодости, а о Жарове всегда будет отзываться тепло и по-доброму. И скажет: “Он любил меня больше всех… А я больше всех любила Алабяна”.
Умерла актриса 4 июля 1992 года в возрасте 72 лет. Она оставалась оптимисткой до конца жизни, яркой, привлекательной женщиной, выглядевшей на двадцать лет моложе своего истинного возраста.
Играла в театре до последнего. Догадывалась о своем страшном диагнозе – рак, но не подавала вида. Похоронили ее на Новодевичьем кладбище, рядом с любимым мужем – Каро Алабяном.
Юрий Любимов на похороны не пришел…
“Она была необыкновенной женщиной, – вспоминала о ней актриса Людмила Максакова. – Всесторонне развитая, необычайно одаренная, писала пьесы, великолепно пела. И при этом в ней не было и тени зазнайства. Недаром говорят, что надо пройти огонь, воду и медные трубы. Последнее далеко не каждому дано пройти. Многие становятся павлинами…
Общаясь с ней, вы бы никогда не почувствовали ее славы. Она всегда умела определить для себя – что главное, а что нет. Главным для нее были дом, семья и театр. Она умела радоваться жизни, ее не смущали никакие неудобства и мелочи жизни.
Когда мы вместе ездили на гастроли, она брала с собой кипятильник, кружку, плиточку, кастрюльку и пачку “Геркулеса””.
… Однажды в Ленинграде Целиковская шла по улице, а навстречу шла рота солдат. Когда они увидели любимую актрису, то остановились, взяли ее на руки и несли несколько кварталов на руках. А вся улица ей аплодировала. Матери из толпы протягивали к ней детей: “Благословите моего ребенка!”.
Солдаты в Великую Отечественную войну шли в атаку под возгласы: “За Родину!”, “За Сталина!”, “За Целиковскую!”. Перед ней преклонялись ее друзья: Борис Пастернак, Петр Капица, Владимир Высоцкий… Но она продолжала оставаться такой же, какой была в юности, – светлой, веселой, лучащейся счастьем, вечно заботящейся о других, равнодушно смотрящей на свою всенародную славу.
Она безумно любила жизнь и ее простые радости: походы в лес за грибами и ягодами, катание на лыжах, игру в теннис, разгадывание кроссвордов, пение романсов, вязание, дружеские застолья, где она неизменно выступала как хлебосольная хозяйка и отменная кулинарка. Больше всего ей нравилось, что ее внук зовет ее Люсей. В ее жизни не было места самолюбованию, как не было места отчаянию и унынию.
Она радовалась каждому дню, каждой минуте. Что бы ни случалось, она всегда ждала солнца. И солнце заливало ее – сразу и беспредельно…
Источник: https://www.dni.ru/culture/2017/2/26/362165.html
Людмила Целиковская: биография, личная жизнь, фотографии, фильмы и спектакли актрисы
Если безусловной королевой кино советского периода 1930–40-х годов была Любовь Орлова, то, думается, что Людмиле Целиковской вполне можно отвести роль феи. Нежной, прекрасной, озорной и многими любимой. У обеих этих прекрасных актрис была, пожалуй, одинаковая популярность. Только у Орловой она была более официозная, а у Целиковской — домашняя, своя.
Как вспоминала сама Людмила Васильевна: «Меня правительство не поддерживало. Например, когда выходила какая-нибудь комедия Александрова, во всех газетах появлялись статьи. И всех действующих лиц расхваливали.
Когда же выходили фильмы Юдина («Сердца четырех», «Близнецы»), их ругали. И я всегда чувствовала, что для руководства почему-то я актриса второго сорта.
Но меня очень любили простые люди, и это было огромной поддержкой…»
Действительно, у Людмилы Целиковской была огромная всенародная любовь. Ее в буквальном смысле носили на руках. Партнер актрисы по сцене Вячеслав Шалевич вспоминал: «В ней был азарт.
Она была легендой всей страны. Со спектаклем «Деньги, коварство и любовь» по «Голубой книге» Михаила Зощенко мы объездили весь СССР.
Украина, Молдавия, Грузия, Армения — повсюду ее встречали с восхищением: «Целиковская!»
Будущая легенда родилась 8 сентября 1919 года в Астрахани в творческой семье. Когда они переехали в Москву, отец стал дирижером оркестра в Большом театре, а мама исполняла на сцене Большого ведущие арии.
Маленькую Люду отдали в Гнесинку на класс фортепиано и прочили ей музыкальную карьеру. Но девочка увлеклась театром и поступила в Театральное училище имени Щукина.
Когда она была студенткой, ее зачислили в труппу Театра имени Вахтангова, где Целиковская дебютировала в роли Клариче в «Слуге двух господ».
В 1938 году состоялся кинодебют, это была картина «Молодые капитаны». Прелестную дебютантку заметил режиссер Константин Юдин и пригласил в свою картину «Сердца четырех» на роль Шурочки Мурашовой, которую можно, пожалуй, считать визитной карточкой актрисы. Именно после нее она проснулась знаменитой, ее узнала и полюбила вся страна.
В фильмографии Людмилы Целиковской роли в основном легкие, воздушные, комедийные. Она и в жизни была такой же легкой, солнечной, светлой, старалась не унывать ни при каких обстоятельствах. Будучи уже пожилым человеком, передавала свое жизненное кредо внуку: «Старайся радоваться каждому дню, каждой минуте, как это делала я. Иначе жизнь превратится в кошмар сумасшедшего…»
А жизнь у нее совсем не была легкой. И разочарования были, и обиды — и творческого, и личного характера. Когда она сыграла царицу Анастасию в «Иване Грозном» Сергея Эйзенштейна, главный «кинокритик» страны Сталин вынес свой вердикт: «Такими царицы не бывают» — и собственноручно вычеркнул ее имя из списка претендентов на Сталинскую премию.
Зато талант Целиковской оценили за рубежом. В 1955 году на Международном кинофестивале в Венеции актриса получила «Серебряного льва» за роль Ольги Дымовой в фильме «Попрыгунья».
В последние годы жизни Людмила Васильевна редко снималась в кино. В 1980 году она сыграла Гурмыжскую в экранизации «Леса» Александра Островского. Больше главных киноролей у нее не было.
Людмилы Целиковской не стало в 1992 году. Похоронена актриса на Новодевичьем кладбище.
Источник: https://www.culture.ru/persons/3839/lyudmila-celikovskaya