Ольга яковлева – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Ольга Яковлева биография актрисы, фото, личная жизнь, последние новости 2018

Биография Ольги Яковлевой

Ольга Яковлева – это талантливая советская актриса, которая сумела прославиться благодаря многим ярким и неподражаемым ролям в кино и театре. Ее творческий путь начался еще шестидесятые годы, однако даже в настоящее время, пятьдесят лет спустя, она продолжает все также радовать почитателей своего таланта новыми ролями.

Ее актерские работы не меркнут с течением лет, а потому сегодня рассказ о ее творческой судьбе будет также актуален, как и много лет назад. Ведь Ольга Яковлева и в наши дни остается настоящей звездой театральной сцены – яркой и неподражаемой актрисой, которой сложно не восхищаться.

Ранние годы, детство и семья Ольги Яковлевой

Наша сегодняшняя героиня появилась в простой советской семье, которая, однако, была примечательна сразу несколькими талантливыми личностями.

Так, отец будущей актрисы работал коммерческим директором на разнообразных советских заводах.

В этом качестве он достиг определенных успехов, а потому многие успешные предприятия СССР всегда хотели видеть его в числе своих сотрудников. По этой причине их семье приходилось часто переезжать.

Ольга Яковлева – легендарная советская актриса в молодости

Таким образом, еще в детские годы Ольга Яковлева объездила многие города и республики Советского союза.

Молодая девушка всегда любила своего отца, однако, несмотря на это, больше старалась подражать своей матери – обычной школьной учительнице, которая органично совмещала в себе качества педагога, воспитателя и организатора детских театральных мероприятий. Мама будущей актрисы всегда очень любила детей. Впоследствии эта черта передалась и нашей сегодняшней героине.

По совету матери еще в подростковом возрасте Ольга Яковлева начала посещать занятия в театральных студиях. Первые успехи пришли очень скоро, а потому впоследствии будущая звезда театральной сцены даже не сомневалась в том, что однажды станет успешной и популярной актрисой.

Окончив среднюю школу в прежней столице Казахстана, наша сегодняшняя героиня поступила в алма-атинскую Театральную студию, работающую при тамошнем ТЮЗе и несколько лет спустя окончила ее с отличием.

Вместе с дипломом о театральном образовании, Ольга получила от прежних педагогов также предложение остаться в театре в качестве постоянной актрисы.

Однако в тот период девушка уже лелеяла мечты о покорении Москвы, а потому вежливо отказалась от столь лестного предложения.

Ольга Яковлева — вручение премии «Хрустальная Турандот»
Оставив Казахстан, наша сегодняшняя героиня переехала в советскую столицу и некоторое время спустя поступила в Щукинское театральное училище на курс А. Борисова и И. Рапопорта.

В 1962-м году молодая актриса получила очередной диплом и лишь только тогда отправилась искать работу. Некоторое время спустя она устроилась в Театр имени Ленинского комсомола, на сцене которого сыграла свои первые профессиональные роли.

Карьера Ольги Яковлевой в театре и в кино

С самых первых дней наставником и покровителем молодой актрисы стал известный режиссер Анатолий Эфрос. Вместе с ним наша сегодняшняя героиня работала над постановкой первых своих театральных спектаклей. Вместе с ним же впоследствии перешла из театра Ленкома в театр на Малой Бронной.

На этой сцене актриса играла с 1967-го по 1984-й, исполнив за эти годы немало ярких и по-настоящему успешных ролей. Славу и популярность актрисе принесли такие постановки как «Три сестры», «Наполеон Первый», «Лето и дым», «Коробочка»,

Актриса Ольга Яковлева популярна благодаря работе в театре и в кино

В этот период многие театральные критики Москвы заговорили об Ольге Яковлевой как об одной из самых ярких актрис своего времени. Ее персонажам и ее ролям была свойственна внутренняя глубина, многогранность и четкая импульсивность. Талант актрисы развивался от одной роли к другой, и с течением времени богатый внутренний мир ее героинь становился все более заметен.

В начале семидесятых годов актриса начала гармонично сочетать роли в театре с ролями в кино. Впервые появиться на большом экране актрисе помог ее давний друг и наставник режиссер Анатолий Эфрос. Именно он пригласил Ольгу Яковлеву в ее первые телевизионные фильмы.

Впоследствии наша сегодняшняя героиня часто сотрудничала с ним, однако не отказывалась от предложений и других режиссеров. За свою карьеру актриса снялась почти в двадцати различных фильмах. Подобный опыт работы стал важным в ее судьбе. Однако на первых роля в жизни актрисы всегда оставался театр.

В 1984-м году наша сегодняшняя героиня перешла в Московский театр на Таганке, а уже год спустя получила звание Заслуженной артистки РСФСР.

Ольга Яковлева имеет множество заслуженных наград

В 1987-м году в ее карьере наступил продолжительный перерыв, который был связан с кончиной ее давнего друга режиссера Анатолия Эфроса. После его смерти актриса переехала во Францию, где жила в течение нескольких лет.

Возобновить театральную карьеру наша сегодняшняя героиня решила только в 1991-м году. В последующие годы актриса играла на сцене двух театров – театра имени Маяковского и МХТ им. Чехова.

В этот период Ольга Яковлева получила несколько престижных театральных премий, среди которых выделяют две награды «Золотой Турандот», премия «Золотая маска» и Государственная премия России (за роль в постановке «Последние»).

Кроме того, в 2000-е годы актриса получила Орден Почета и Орден Дружбы, которые были вручены ей за многолетнее служение театральному искусству.

Ольга Яковлева работала вместе с такими советскими актерами, как Валентин Гафт, Нонна Терентьева, Лев Дуров, Леонид Броневой и другими.

Личная жизнь Ольги Яковлевой

Почти всю свою жизнь Ольга Яковлева прожила в браке с выдающимся советским футболистом – Игорем Нетто. Детей у них не было, однако, несмотря на это, влюбленные всегда жили душа в душу. О некоторых особенностях их совместной жизни актриса рассказала в автобиографической книге «Если бы знать…», которая увидела свет в 2003-м году.

uznayvse.ru

Источник: http://artsarafan.ru/olga-yakovleva-biografiya-aktrisy-foto-lichnaya-zhizn-poslednie-novosti-2018/

Ольга Яковлева – актриса и муза режиссера Анатолия Эфроса

Женские имена, как впрочем, и мужские, имеют свою ауру, свое значение.

В свое время читала на эту тему сочинение отца Павла Флоренского, но там «значение» имени истолковывается как-то слишком мудрено.

Оговорюсь, что имею в виду не тривиальный перевод с древнееврейского, греческого или латыни, а именно «смысл» имени, его «коннотацию», как модно сейчас говорить, сложившуюся у нас в сознании.

Так вот, если мы возьмем имя Ольга, то вряд ли  литературный человек скажет, что его носительница должна быть некрасивой, глубокой, строгой, мечтательной… Скорее наоборот, скажут, что это имя для веселой, легкой и изменчивой красавицы, беззаботной как мотылек, капризной как дитя. 

Над таким «имиджем» имени Ольга, думаю, хорошо потрудился наш Александр Сергеевич в своем гениальном романе в стихах. Если взять актрис с этим именем, то у моей сегодняшней героини была предшественница – Ольга Леонардовна Книппер-Чехова.

Была она, судя по всему, Актрисой в полном смысле слова, актрисой, умеющей пленять и кружить головы – даже таким «стойким» представителям мужского племени, как Чехов. Капризная, неверная? Пожалуй, так.

Но и нежная, и любящая в минуты, когда нужно было помочь умирающему мужу, облегчить его боль и утишить страдания.

Короче – разная, разноликая и противоречивая, какой и должна быть женщина, сводящая с ума мужчин, женщина, называемая «роковой».

В своей книге «Три женщины, три судьбы» я писала о таких характерах. «Роковыми» женщинами были Полина Виардо, Авдотья Панаева, Лиля Брик. Все три были очень близки к миру актеров, к миру театральной и литературной «богемы». Помню, как Михаил Козаков ругал свое актерское ремесло, называл его «немужским». Ведь актер должен – нравиться, просто обязан нравиться публике, иначе какой он актер?

Такая долгая преамбула понадобилась мне, чтобы подступить к своей теме – судьбе актрисы Ольги Яковлевой, которую в мае мы увидели на канале КУЛЬТУРА в передаче «Большая семья».

Из «семьи» актриса не привела никого – вокруг сидели режиссеры и актеры из разных театров.

И было ощущение, что сидящие вокруг очень боятся ненароком сделать больно, совершить или сказать бестактность – чего, говоря по правде, боюсь и я.

Женская душа, тем более душа актрисы, невероятно ранима и отзывается на малейший намек или сказанное в простоте слово. Но чего не скажешь в простоте?

Вот Анна Каменкова, произнося свое слово во славу Ольги Яковлевой, сказала, что после ее ухода из Театра на Малой Бронной на Таганку, вслед за Анатолием Эфросом, ей, Анне, пришлось входить в роль Натальи Петровны в «Месяце в деревне» Тургенева, надевать на себя платья, которые шились на Ольгу Яковлеву… И как ей было это приятно.

Нет, камера не показала в этот момент лица старшей актрисы, героини передачи.

Не почудилось ли ей в славословии присутствие капельки яда? Все же платья – для актрисы святое. А уж какие наряды сшили Ольге Яковлевой для «Месяца в деревне» – не поддается описанию! И как она их носила, как была в них божественно хороша!

Не очень уверена, что у Анны Каменковой получалось что-то подобное, она – другая и, на мой взгляд, очень на месте в роли Верочки в том же спектакле…Что до Натальи Петровны…

Вот про «Месяц в деревне» мне бы хотелось сказать несколько слов. Дело в том, что я специально пересмотрела сделанный по спектаклю телефильм, чтобы проверить свои впечатления. И все сошлось. Великолепная постановка Эфроса, великолепная игра Ольги Яковлевой.

То и другое (в сочетании с чудесной игрой Олега Вавилова, Леонида Броневого, декорациями Дмитрия Крымова) впечатляет – особенно на фоне неудачной, на мой вкус, экранизации тургеневской пьесы, прошедшей недавно на экранах под названием «Две женщины» (реж.

Вера Глаголева).

Две серии эфросовского телефильма – первая под 40-ю симфонию Моцарта, вторая под увертюру к «Севильскому цирюльнику» Россини – динамичный и яркий драматический рассказ о неудовлетворенном, жаждущем любви женском сердце, сердце безжалостном и нежном, коварном и изменчивом, способном и влюбить в себя, и заставить ненавидеть, сердце, завидующем молодой любви. Настоящая «собака на сене», это сравнение приходит в голову сразу, хотя почему-то не слышала имени Лопе де Вега в связи с Тургеневым.

Мне пришло в голову, что в героине Ольги Яковлевой очень много личного, выстраданного. Ей поразительно удается передать малейшие оттенки чувств, в ее интонации звучат горечь, лукавство, слезы – где еще найти актрису с такой психологической палитрой?

Анатолию Эфросу повезло. Он пришел в Ленком, когда актрисе было чуть больше двадцати. Он, как Пигмалион, слепил из «Оленьки» большую актрису. Он ее воспитал. Она стала его актрисой и музой. И без нее он уже не мог.

Все его спектакли ставились на нее. Интересно, что в английской ВИКИПЕДИИ она названа его женой. Но женой Эфроса она не была.

У Эфроса была другая жена – любящая, умная и необыкновенно преданная – театровед Наталья Крымова. Но и Ольга Яковлева была не одна.

Ее мужем был легендарный капитан советской футбольной сборной Игорь Нетто (1930-1999), безумно любящий жену. Вот такой неудобный для жизни четырехугольник.

Так получилось, что в мае канал КУЛЬТУРА повторно показал фильм «Больше, чем любовь» об Анатолии Эфросе (1925-1987) и Наталье Крымовой (1930-2003). О невероятной любви Наташи Крымовой, в 18 лет и навеки влюбившейся в студента с режиссерского факультета Гитиса, еврея, провинциала, Толю Эфроса…

Видела картину словно в стереоскопическом изображении, когда за спиной персонажей проступают другие фигуры и слабо доносятся «закадровые» голоса. Кое-что однако прорывалось наружу.

Например, в самом начале, когда сын этой удивительной театральной пары, театральный режиссер Дмитрий Крымов, рассказывает “сказку” жизни родителей: «Жили-были Кай и Герда…

пока не пришла Снежная эта, чертова королева».

Да, и в сказках, и в жизни существуют разлучники и разлучницы. Была ли Ольга Яковлева Снежной королевой? Бесчувственной? Холодной? Бессердечной?

И может ли женщина без души написать о человеке своей жизни так: «…для меня он – современный Чехов, благородный, скромный, нежный. Чувствующий, эмоциональный, понимающий чужую боль. Человек мужественный и сильный» («Если бы знать», 2003)

 Нервная, мечущаяся по сцене Наталья Петровна не смеется «анекдоту» Шпигельского о дочке губернатора, не знающей, кого из двух претендентов она любит. Героиня Яковлевой словно спрашивает у себя: «Как будто нельзя двоих людей разом любить?!» Так можно? или нельзя?

Вопрос остается без ответа. Тургеневская пьеса ломкая, нервная, неотчетливая, в ней и не может быть ответов.

Вот Рюмин, уже четыре года беззаветно любящий Наталью Петровну, благородное и нежное сердце, о котором его любовь скажет в пьесе безжалостно: «Ненавижу этого умника!». Кто «этот умник» – Тургенев? А эта женщина, играющая с поклонником, как кошка с мышкой, – Полина Виардо? Все сложнее, ибо «чужая душа-потемки», – как напомнит нам Тургенев в той же пьесе.

 «Месяц в деревне» написан в 1850 году, а за год до того в Мемориале (подневных записках) Тургенева появится запись: «Первый раз с P». Жизнь перетекает в творчество, но не полностью, остаются зазоры. Жизнь, как и пьесу, можно толковать по-разному.

Вот недавно замечательный актер Леонид Броневой в передаче «Белая студия» утверждал, что Эфрос его ненавидел – давал ему роли только отрицательных персонажей.

Какой же однако замечательный у него получился «отрицательный персонаж» Шпигельский! Неужели ненависть может родить такое чудо?

В фильме об Эфросе и Крымовой Валентин Гафт рассказывает, как однажды он, разгневанный, ворвался в кабинет Эфроса, как начал «катить бочку» на Ольгу Яковлеву и как тот его утихомиривал: «Валечка, она замечательная, она прекрасная актриса, она очень вас любит…». Что еще мог сказать Эфрос о своей музе?

Посмотрите «Месяц в деревне. Мне кажется, этот спектакль – одна из вершин режиссера Эфроса и актрисы Ольги Яковлевой. Мучительная коллизия пьесы в какой-то степени была созвучна их собственным душевным метаниям. А талант – талант помог волшебным образом перевести эти реальные жизненные коллизии в чудо искусства.

Большая семья. Ольга Яковлева

Месяц в деревне (часть 1) 

Месяц в деревне (часть  2) 

Источник: https://www.chayka.org/blogs/irina-chaykovskaya/2015-05-14/olga-yakovleva-aktrisa-i-muza-rezhissera-anatoliya-efrosa

Актриса Елена Яковлева: биография, личная жизнь

Фильмы, в которых снималась Елена Яковлева, всегда имеют успех и долгую жизнь, а ее поклонниками являются зрители разных возрастов. Ее игра говорит сама за себя, подтверждая мысли, что актриса родилась талантливым человеком.

Несмотря на сложившуюся карьеру, она и сейчас пополняет свою творческую биографию успешными работами, принимая участие во многих театральных и кинематографических проектах. Яковлева довольна своей жизнью и ничуть не сожалеет о каких-то несбывшихся мечтах.

Детская мечта стать знаменитой актрисой

Будущая звезда экрана родилась в 1961 году в городе Новоград-Волынском, расположенном в Житомирской области. Ее родители отношения к искусству не имели: отец, Алексей Яковлев, был военнослужащим; а мама, Валерия Яковлева, работала в научно-исследовательском институте.

Часто по роду службы отца вся семья постоянно переезжала из одного города в другой. Девочке нравилась такая жизнь, в которой было место новым впечатлениям и знакомым.

В школьные годы будущая актриса с удовольствием выступала на праздничных мероприятиях, где демонстрировала свои творческие способности.

На фото Елена Яковлева в детстве со своей мамой и младшим братом.

Уже тогда в своих детских мечтах она видела себя знаменитой актрисой. Но после окончания школы Лена не спешила поступить в театральный вуз, и за два года сменила несколько профессий. Она готовилась сдавать экзамены в институт общепита, однако, стремление заняться творческой работой преобладало, и девушка уехала в Москву, где с первой попытки поступила в ГИТИС.

Успешная карьера в кино и театре

В 1984 году Яковлева получила долгожданный диплом и приступила к развитию своей карьеры. Она пополнила актерский состав в театре Современник, впервые появившись на сене в образе Гитель в спектакле «Двое на качелях».

За годы многолетней работы в одном из ведущих театров столицы актриса сыграла немало ярких ролей, таких как Галина из «Близнецов», Варя из «Вишнёвого сада», Кабаниха из «Грозы», Тамара из «Пяти вечеров» и других.

Читайте также:  Сергей сироткин - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В настоящее время она играет в антрепризных постановках.

Актриса в молодости. Кадр из фильма “Плюмбум, или Опасная игра”.

Одновременно с театральной карьерой стремительно развивалась и ее деятельность в кинематографе. Впервые Елена появилась на экранах в 1983 году, сыграв Леру в комедийной ленте «Двое под одним зонтом». После работы в нескольких картинах она попала на съемочную площадку фильма «Интердевочка», режиссером которой выступал Петр Тодоровский.

Сыграть главную героиню Таню Зайцеву хотели многие актрисы, но из всех только Яковлева имела внешнее сходство с экранной мамой. Не только зрители, но и критики были в восторге от работы молодой актрисы, которая была удостоена рядом кинонаград на фестивалях.

Затем она снялась в мелодраме «Анкор, еще Анкор!», создав образ расчетливой и циничной жены капитана Крюкова.

В 2002 году в фильмографии Елены появилась детективная лента «Каменская», где ее героиней стала майор милиции Настя Каменская.

В раскрытии преступлений Настя применяет свои аналитические способности, отыскивая злодеев по самым незначительным деталям, благодаря чему заслуживает уважение у своих сотрудников-мужчин.

В творческой копилке актрисы есть и работа в мистической картине «Вангелия», где отражены разные периоды жизни болгарской провидицы и целительницы Ванги. Она не побоялась создать образ 80-летней женщины, роль которой требовала больших физических и психологических сил, а также окунуться в потусторонний мир.

“Любопытная Варвара-2”.

Поклонники Яковлевой с удовольствием посмотрели еще один детектив с ее участием под названием «Любопытная Варвара». По сюжету картины, ее героиня Варвара Ивановна, будучи пенсионеркой, нашла себе новое занятие, расследуя загадочные преступления.

За годы карьеры Елена снялась в более чем в 90 кинопроектах, среди которых можно отметить такие, как «Женщины на грани», «В стиле jazz», «Вальс-бостон», «Обменяйтесь кольцами», «Склифосовский», «Такая работа», «Последний богатырь» и другие.

В 2018 году она пополнит свою фильмографию новыми ролями в фильмах «Доминика», «Вратарь Галактики» и «Семь ужинов».

Отношения с мужем и сыном

Личная жизнь артистки сложилась не менее удачно, чем карьера. Ее первый брак был скоротечным и распался уже через шесть месяцев после свадьбы. Первый муж Сергей Юлин учился с ней в одном вузе. После бурного романа влюбленные поженились, но затем они поняли, что поспешили заводить семью.

На фото Елена Яковлева с мужем Валерием Шальных.

Со своим вторым мужем, Валерием Шальных, Яковлева служила вместе в театре Современник, где они играли в одних спектаклях. Актеры не сразу отправились в загс, прожив несколько лет гражданским браком. В 1992 году у них родился сын Денис. Юноша еще в подростковом возрасте имел немало увлечений, а после окончания школы решил пойти по стопам родителей.

Однако, получив образование на режиссерском факультете в ГИТИСе, он заинтересовался бодибилдингом, добившись значительных побед на соревнованиях. Но потом Денису это наскучило, и он увлекся работой в области пластического грима. Молодой человек имеет множественные татуировки не только на теле, но и лице, которые он набивал еще в подростковом возрасте.

Сын актрисы уже женился, а его избранницей стала Виктория, получившей диплом журналиста.

Актриса с сыном Денисом Шальных.

В доме у Елены живут четвероногие питомцы, ставшие членами их дружной семьи. По ее признанию, именно собаки помогали пережить кризисы в отношениях с мужем.

Артистка не скрывает свой возраст, она до сих пор имеет стройные формы и превосходные внешние данные (рост – 170 см; вес – 53 кг).

Чтобы восстановиться и набраться сил после творческой работы, она уезжает на море, а также ежедневно ходит в спа, где делает обертывания и массаж. Весной и летом Яковлева любит бывать на даче, где копается на грядках и высаживает цветы.

       

Источник: https://stars-biography.ru/elena-yakovleva-biografiya-lichnaya-zhizn/

Ольга Яковлева

Отец был коммерческим директором на различных заводах, поэтому семья часто переезжала. Мать была воспитательницей в детском саду. Занималась во многих театральных студиях, в Алма-Ате закончила Театральную студию при ТЮЗе.

Получив приглашение остаться в театре, уехала однако поступать в театральный вуз в Москву. Поступив в Театральное училище им. Б.В. Щукина (курс И. Рапопорта, А. Борисова), с третьего курса оказалась в театре «Ленком». В 1962 г. окончила ВТУ им. Б. В.

 Щукина и была принята в труппу Театра имени Ленинского комсомола.

Творчество: роли в театре

Актриса Московского театра Ленком (1962—1967)

В 1964 году главным режиссером театра стал А. В. Эфрос, и с этого момента судьба актрисы неразрывно связана с ним. С первых ролей современного репертуара она стала известной.

Узнаваемость ее героинь парадоксально соединялась с исключительностью, внешняя простота с непередаваемым душевным трепетом. Она — актриса лирического темперамента; игре свойственны изящество и тонкий психологизм, импульсивность и порывистость.

В героинях Яковлевой хрупкость, ранимость сочетались с душевной стойкостью и внутренней силой.

В театре «Ленком» она играла в спектаклях А. Эфроса: «Снимается кино» (Аня), «Сто четыре страницы про любовь» (Наташа), «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» (Арманда), «Мой бедный Марат» (Лика).

В конце 1960-х сыграла немало главных ролей русской и зарубежной классики, продемонстрировав рост мастерства и разнообразие сценических красок: «Чайка» (Нина), «Три сестры» (Ирина). В современном и классическом репертуаре актрисе удаётся намеренно красочная манера игры, сопряжённая с передачей глубоких течений непростой душевной жизни своих героев.

Актриса Московского театра на Малой Бронной (1967—1984)

В 1967 году вместе с А. Эфросом Яковлева перешла в Театр на Малой Бронной, где режиссёр поставил свои лучшие спектакли. Яковлева сыграла в этом театре лучшие свои роли: «Три сестры» (Маша), «Месяц в деревне» (Наталья Петровна), «Лето и дым» (Альма), «Веранда в лесу», «Директор театра», «Наполеон Первый» (Жозефина), «Дорога» (Коробочка).

Театральными событиями стали такие разные роли Яковлевой 1970-х, как шекспировские Джульетта и Дездемона («Ромео и Джульетта», «Отелло»), Эльвира («Дон Жуан» Ж. Б. Мольера), Лиза Хохлакова («Брат Алеша» по «Братьям Карамазовым» Ф. М. Достоевского), Агафья Тихоновна («Женитьба» Н. В. Гоголя).

Развитие таланта актрисы поступательно двигалось от манеры к стилю, обогащая ее ведущую тему. Героиням Яковлевой был свойствен богатый внутренний мир. Даже в комедийном жанре это качество актрисы звучало в полную силу.

Неизбывный трагизм любви, душевных страданий остается главным мотивом творчества Яковлевой в конце 1970-х, когда она воплотила на сцене тургеневскую женщину — Наталью Петровну («Месяц в деревне» И. С. Тургенева, 1977) и слишком одухотворённую, чтобы совместить свои изысканные чувства с радостями земной любви, Альму Уайнмиллер в спектакле по пьесе Т. Уильямса «Лето и дым» (1980) .

Не осталась незамеченной её роль Жозефины («Наполеон Первый» Ф. Брукнера , 1983), сыгранная О. Яковлевой властно и сильно в противовес ранее ею созданному лирическому образу.

Актриса Московского театра на Таганке (1984—1989)

Переход актрисы в этот театр был связан с приглашением А. В. Эфроса в театр на должность главного режиссёра. Актриса успела сыграть в новых его постановках три роли: Настю в «На дне» М. Горького (1984), Боди в спектакле «Прекрасное воскресенье для пикника» по пьесе Т.

Уильямса и Селимену в мольеровском «Мизантропе». Новый образ О. Яковлевой, актрисы этого периода, — это женщина, отстаивающая принцип лицемерия как главного в жизни, «женщина, познавшая катастрофу и разочарование души», окаменевшая, отвергнувшая живые чувства. После смерти А.

Эфроса в 1987 году уехала во Францию, где жила и работала по 1991 год.

Актриса Московского театра им. Вл. Маяковского (1991—2004)

В Москву актриса вернулась в 1991 году. По приглашению А. Гончарова она пришла в Театр имени Вл. Маяковского, одновременно играя в различных московских театрах: Жозефину в восстановленном спектакле по пьесе Ф.

Брукнера «Наполеон Первый» (Премия «Хрустальная Турандот», 1993) и Мириам в спектакле «В баре токийского отеля» Теннесси Уильямса в Театре им. Вл. Маяковского. В Московском театре под рук. О. Табакова — Софья Коломийцева («Последние» Максима Горького, Государственная премия Российской Федерации, 1996), Мелисса («Любовные письма» А. Гурнея).

В театре «Школа современной пьесы» — Анна («Без зеркал» Н. Климонтовича); во Французском культурном центре — Маргарита («Король умирает» Э. Ионеско).

Актриса Московского художественного театра им. А. П. Чехова

С 2004 года — актриса труппы МХТ имена А. П. Чехова. Участвует в спектаклях: «Кабала святош (Мольер)» М. Булгакова, «Кошки-мышки» Иштвана Эркеня (Гиза), «Немного нежности» Альдо Николаи (Ноэми). Сегодня играет в Театре имени Вл. Маяковского в спектакле «Спуск с горы Морган» Артура Миллера (Теодора Фельт).

Своеобразный, мелодичный и очень выразительный голос О. Яковлевой способствует ее плодотворной работе на радио (Маша в «Дубровском» А. С. Пушкина, Незнакомка в «Незнакомке» А .А. Блока и др.).

Ряд запоминающихся ролей создала она и на телевидении, в телепостановках А. Эфроса (см. фильмографию).

Ольга Яковлева — человек-эпоха, актриса-легенда советского и российского театра, кумир целого поколения.

В 2003 году опубликовала книгу воспоминаний «Если бы знать…» — одну из самых интересных и очень личностных книг последних лет об отечественном театре.

В мемуарах «Если бы знать…» автор рассказывает о драматических событиях в театре Ленком, театре на Малой Бронной и театре на Таганке — о самом трагическом периоде в жизни режиссёра Анатолия Эфроса.

Ольга Яковлева о своей книге:

Творчество: фильмография

  • 2007 — Дом на набережной (ТВ-сериал, Россия). Реж. Аркадий Кордон
  • 2006 — Маяк (Россия, Армения, Нидерланды). Реж. Мария Саакян
  • 2006 — Плата за любовь (ТВ-сериал, Россия). Реж. Вадим Дербенёв
  • 2005 — Мангуст-2 (ТВ-сериал, Россия). Реж. Кирилл Капица, Мария Соловцова, Игорь Крылов
  • 2004 — М.Булгаков. Кабала Святош (Россия). Реж. Адольф Шапиро
  • 2004 — Четыре любови(Россия). Реж. Владимир Мирзоев
  • 2001 — Наполеон I (ТВ-спектакль, Россия). Реж. Татьяна Казакова
  • 1990 — Панцирь (СССР). Реж. Игорь Алимпиев
  • 1983 — Месяц в деревне (СССР). Реж. Анатолий Эфрос
  • 1981 — Дядюшкин сон (ТВ-спектакль, СССР). Реж. Александр Орлов
  • 1977 — Отклонение — ноль (СССР). Александр Столпер
  • 1976 — Бешеное золото (СССР). Реж. Самсон Самсонов
  • 1974 — Таня Реж. Анатолий Эфрос
  • 1975 — Герой нашего времени. Страницы журнала Печорина (ТВ- спектакль, СССР)). Реж. Анатолий Эфрос
  • 1973 — Всего несколько слов в честь господина де Мольера — Арманда Бежар Де Мольер, актриса, дочь Мадлен
  • 1972 — За всё в ответе (СССР). Реж. Георгий Натансон
  • 1971 — Марат, Лика, Леонидик (ТВ- спектакль, СССР)). Реж. Анатолий Эфрос
  • 1970 — Борис Годунов. Сцены из трагедии (ТВ- спектакль, СССР). Реж. Анатолий Эфрос

Личная жизнь

Вдова выдающегося советского спортсмена Игоря Нетто (1930—1999).

Государственные награды

  • 2006 — Орден Почёта — «За многолетние заслуги перед Отечеством»
  • 2011 — Орден Дружбы — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность

Профессиональные премии и награды

  • 1996 — Лауреат Государственной премии России — за роль Софьи Коломийцевой в спектакле Московского театра под рук. О. Табакова по пьесе М. Горького «Последние»
  • 1996 — Лауреат премии «Золотая маска» — в номинации “Лучшая женская роль: (Софья Коломийцева) — «Последние»   М. Горький, Московский театр под рук. О. Табакова, Москва
  • 1993 — Премия «Хрустальная Турандот» — «За вклад в искусство, очарование и прелесть» в номинации «Лучшая женская роль» (Жозефина в спектакле «Наполеон I», Театр им. Вл. Маяковского, Москва)
  • 1985 — Народная артистка РСФСР (1985 г.)

Публикации

Источник: http://people-archive.ru/character/olga-yakovleva

Ольгу Яковлеву развратил Эфрос – МК

13.11.2001 в 00:00, просмотров: 22716

В искусстве, как и в жизни, ничего не бывает случайно.

Например, актриса Ольга Яковлева создана для любви хотя бы потому, что в названиях спектаклей, в которых она дебютировала или продолжает играть, слово “любовь” преобладает над всеми — “104 страницы про любовь”, “Любовные письма”. И даже когда название было другим, Яковлева все равно была героиней любовных историй.

Не говоря про то, что шлейф амурных страстей сопровождал ее и по жизни. Ее учителем был великий Анатолий Эфрос.

— Известно, что режиссер Эфрос очень любил и актрису Яковлеву. Как долго продолжался ваш творческий дуэт?

— Около 25 лет. Это было очень давно, но все так быстро пролетело…

— Вы помните вашу первую встречу?

— Конечно. К нам пришел какой-то странный человек, у которого были странные глаза, как будто посаженные на затылке. Он как-то странно причесывал рукой волосы.

И не смотрел прямо, а будто бы через какую-то пелену или призму. Это потом я поняла, что он очень открытый человек.

Он всегда настаивал на том, что люди должны быть открыты, и театр, и любая репетиция должна быть открытой — для посвященных и непосвященных. Это была такая религия.

— С чего начался ваш театральный роман?

— Как только Анатолий Васильевич пришел в Театр имени Ленинского комсомола, он сразу начал ставить “В день свадьбы” Розова. Одна актриса заболела, и он заменил ее мною. Но по-настоящему мой первый спектакль с Эфросом был следующим. Он назывался “104 страницы про любовь”. Потом были Арбузов, Чехов, Тургенев, Гоголь, Мольер…

— Я заметила, что, когда вы произнесли название вашего первого совместного с Эфросом спектакля, у вас глаза заблестели.

— Разумеется, я испытываю особые чувства, потому что это было начало. Начало все всегда вспоминают с удовольствием. Ширвиндт, который тоже играл в “104 страницах про любовь”, вам так же бы ответил.

— Когда Эфроса не стало, вы тоже исчезли, уехали в Париж…

— Я там работала, озвучивала фильм — с французского на русский.

— Сейчас вы вновь вернулись на сцену, но по-прежнему не жалуете ни телевидение, ни кинематограф. Почему?

— Я абсолютно театральная актриса. Сначала было много работы, и времени на кинематограф не хватало. Потом как-то не складывалось. Но я не ропщу. Я довольна своим местом, которое занимаю в театре, я довольна вниманием и критики, и публики. Мне большего не надо.

— Сколько спектаклей в вашем репертуаре?

— Пять. В Театре им. Маяковского, где я служу, у меня — “Наполеон I” и “В баре токийского отеля”; “Последние” и “Любовные письма” — в “Табакерке”; “Кабала святош” — во МХАТе. Сейчас еще в одном театре собираюсь играть Шекспира, но в каком именно, не скажу, это тайна.

— Тогда вернемся к вашей последней премьере — “Кабале святош”. Говорили, что вы феноменально быстро ввелись вместо заболевшей Гундаревой, буквально за неделю?

— Не совсем так. За три дня. Я была очень хорошо знакома с пьесой Мольера. Она шла у нас в Театре Ленинского комсомола. Это был, по-моему, пятый спектакль Эфроса. Я там играла Арманду. Теперь я играю маму Арманды — Мадлен.

— В течение нашего разговора вы постоянно упоминаете Эфроса…

— Эта драма не прошла бесследно. Почти четверть века я работала с одним режиссером. Он нас всех очень избаловал. Я бы даже сказала, что он нас развратил. Он знал все. Он знал, что он собирается делать, под каким углом зрения. Он знал рисунок каждой роли.

Нам казалось тогда, что так и надо: он — талант, он — гений, значит, он так и должен работать. Теперь я понимаю, что это — особый дар и редчайшее явление. Мне, правда, неизвестно, как работает Марк Захаров. Я знаю, что очень хороший театр у Петра Фоменко.

Но мне не приходилось с ними сотрудничать.

— А хотелось бы?

— В каждом театре своя конъюнктура. Петр Фоменко работает с молодыми, у Захарова своя труппа, состоящая из звезд, так что я не льщу себя надеждой.

— Ваша женская судьба реализовалась?

— У меня, как и у многих актеров и актрис, нет детей. Но в остальном женская судьба, как она мне представляется, состоялась вполне.

— У вас есть дом, муж?

— Мужа у меня теперь нет, но я и не хотела бы никого иметь после того, что я имела.

— Один из ваших спектаклей называется “Любовные письма”. Интересно, вам самой писали любовные письма?

— Очень много. Но я их не храню. Я берегла письма тех, кто мне был дорог. У меня много писем от мужа, он был известным спортсменом. Письма от Анатолия Васильевича Эфроса у меня тоже есть.

Читайте также:  Коби брайант - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Источник: https://www.mk.ru/editions/daily/article/2001/11/13/101757-olgu-yakovlevu-razvratil-efros.html

Алёна Яковлева – дочь Юрия Яковлева: биография, личная жизнь, новости и фото 2018

Необычная жизнь актрисы Алёны Яковлевой начинается уже с имени. При рождения её назвали Елена, но когда она стала известна, с такими же фамилией и именем была другая актриса, снявшаяся в громком фильме «Интердевочка». Елену Яковлеву начали принимать за другую Елену Яковлеву и в конце концов она решила, что ей не нужна чужая слава и сменила имя на Алёна.

Биография

Алёна Яковлева родилась в 1961 году, в семье известного всему советскому союзу актёра Юрия Яковлева и врача Киры Мачульской.

С мамой

К сожалению, брак родителей был некрепким и распался через 6 лет совместной жизни. В дальнейшем родной отец участия в воспитании практически не принимал, но всегда платил алименты.

Отчимом Алёны стал журналист международных колонок Известий Николай Иванов. Семейное воспитание, по признанию Алёны, было суровым, из-за жёстких характеров родителей.

Но зато это приучило её не пасовать перед трудностями, добиваться своих целей, а не жаловаться и причитать о несправедливой жизни.

Она жила вместе с родителями в странах западной Европы, наблюдала работу коллег отчима на поприще журналистики. Эта жизнь увлекла Алёну и она приняла решение поступать на журналистский факультет МГУ.

Однако на 3 курсе неожиданно для себя увлеклась театром, придя в студенческий кружок вуза. Это послужило толчком к попытке параллельно поступить в театральное училище и у неё получилось.

Она тайком получала одновременно два высших образования. И почти до конца ей удавалось скрывать свою «нелегальную» занятость. Но потом деканаты вузов обо всём узнали и пришлось в МГУ перевестись на заочную форму обучения.

Учась в театральном, она всегда старалась быть во всём лучше других, выполнять больше заданий, чтобы никто не говорил за спиной, что её взяли по блату из-за знаменитого отца. Даже в списках абитуриентов она значилась под другой фамилией.

Яковлева и в последующем всегда подчёркивала, что родной отец никак не помог ей в построении карьеры, устройстве на работу и т.д. Всего она добилась сама.

Она окончила факультет журналистики заочно, а в 1985 году Щукинское училище.

Сразу после выпускного Яковлеву пригласили на работу в московский театр Сатиры. Первым спектаклем в карьере стал «Бремя решений», затем – «Тени».

В 1988 – первая роль в фильме «Филиал».

Дальше до начала 2000-х годов ролей было немного. Лишь потом она стала часто появляться на экранах телевизора в огромном количестве фильмов и сериалов: например, в сериалах «Кадетство», «Я лечу», «Чудо», «Склифосовский», «Роковое наследство».

«Кадетство»

«Я лечу»

Алёна Яковлева (слева) в сериале «Чудо»

«Склифосовский»

«Роковое наследство»

Основные фильмы: «Сделка», «Райские кущи» и в множестве других.

«Сделка»

Ни одного года не было без громких премьер фильмов, где хотя бы в эпизодах не снялась Яковлева. Её талант заметили на самом верху. Алёне Юрьевне Яковлевой дали звание Народной артистки России.

Театральные роли она тоже не забывает. Яковлева – ведущая артистка театра Сатиры. До сих пор она осталась верна сцене уже ставшим родным театром.

«Слишком женатый таксист»

Алёна (в бордовом) на сборе театр Сатиры (2017)

«Хомо Эректус»

Личная жизнь Алёны Яковлевой

Личная жизнь актрисы не скрыта от посторонних лиц. Первые серьезные отношения у нее были с Александром Кахуном.

Вместе они прожили больше восьми лет, но потом разошлись. По слухам, Александр воспринимал жену как потенциальную конкурентку и не спешил как-то помогать ей становится популярной актрисой. Для жены же это было неприемлемо. Официальным мужем стал коллега по цеху, актёр Кирилл Козаков, но всего через год они разошлись.

Помешали бытовые проблемы. У пары успела родиться дочь Мария, которая кстати продолжила семейную традицию и тоже стала актрисой.

Дочь Маша с дедушкой

Через два года после развода Яковлева познакомилась с режиссёром и продюсером Кириллом Мозгалевским.

Однако и этот брак распался.

Сейчас Алёна встречается с мужчиной моложе её. Сначала она не воспринимала всерьёз его ухаживания. Однако познакомившись поближе поняла, что его любовь взаимна.

Это вызывает различные насмешки и сплетни, однако сама она считает свою личную жизнь своей и предлагает никому в неё не вмешиваться.

Интересно, что актриса никогда не меняла фамилию при замужестве – как она шутит, потому что не знает, сколько раз ей ещё придётся выходить замуж.

В этом видео Алёна Яковлева рассказывает о своей личной жизни:

Актриса не скрывает и своего возраста – ей 57 лет. Несмотря на это, она сохранила прекрасную фигуру, блеск в глазах, энергичность, живость движений.

Ей это удаётся прежде всего за счёт спокойного принятия своего возраста. Алёна Юрьевна считает, что женщина может и должны быть в любом возрасте привлекательной.

Отношения с отцом – Юрием Яковлевым

С отцом она впервые встретилась в довольно взрослом возрасте – до этого он только звонил дочери. С течением лет все родственники фамилии Яковлевых стали больше ценить семейные встречи и общение.

Биография и личная жизнь Ольги и Татьяны Арнтгольц

С отцом

Удалось даже помирить маму и папу. Общается со сводными братьями – известным актёром и режиссёром Антоном Яковлевым и бизнесменом Алексеем.

Юрий Яковлев в окружение своих детей – Алексей, Антон и Мария.

Алена с дочкой (слева) на похоронах отца

Очень близкие отношения сложились с дочерью Машей.

«Она внешностью очень похожа на отца – такая же красивая – говорит Алёна Яковлева. Вообще с её рождением многое переминалось – я стала более серьёзной, позабыв прежний авантюризм».

Яковлева продолжает радовать поклонников своим талантом. В этом году запланированы премьеры в театре и сериалах.

Как выглядела Бриджит Бардо в молодости

Новый спектакль Алёны (справа) «Горгоны» (2018)

Сериал «Птичка певчая» (2018)

Источник: https://shining-stars.ru/articles/biografiya-i-lichnaya-zhizn-aleny-yakovlevoi.html

Алена Яковлева: биография, интересные факты, личная жизнь, семья

У всех артистов разная манера игры и способы погружения в роль. Зачастую они изображают персонажей, которые имеют мало общего с их личностью, однако зрители все равно связывают исполнителя с его экранным героем.

Алена Яковлева – яркая актриса с сильной энергетикой, поэтому ее театральные и кинороли остаются в памяти надолго.

Ее отец, любимый всеми советский актер Юрий Яковлев, передал дочери и сыновьям часть своего обаяния и любовь к сцене.

Наследница династии продолжает его дело и сожалеет только об отсутствии проекта, где отец и трое его наследников сыграли бы вместе. Она является музой знаменитых режиссеров и служит в театре Сатиры, а также исполняет роли в антрепризах. В последние годы актрису можно увидеть в популярных сериалах, где ее героини эксцентричны, напористы и в то же время очаровательны.

Детские и юношеские годы

Алена (Елена) Яковлева родилась в первом браке Юрия Яковлева с молодым врачом Кирой Мачульской 2 июня 1961 года. Первый ребенок пары, сын, умер в младенчестве, но они любили друг друга и мечтали об общем малыше.

Будучи на четвертом месяце беременности, Кира узнала, что у ее мужа завязался роман с Екатериной Райкиной. Более того, актриса тоже ждала от него ребенка.

Родители Алены разошлись до ее рождения, но в детстве она изредка общалась с отцом.

Ее отчимом стал журналист-международник Николай Иванов. Вместе с ним семья покинула Москву и переехала в Германию.

Девочка училась в нескольких европейских школах, так как по работе отчима направляли в Данию, Норвегию и Исландию.

С 12 лет Алена объездила всю Северную Европу, но не походила на местную раскрепощенную молодежь. По ее воспоминаниям, она носила очки с толстыми линзами и была страшно застенчивой. Вернувшись в Москву, она поступила на факультет журналистики в МГУ, но это являлось скорее решением ее родителей, а не собственным.

Алена восхищалась ролями отца и грезила о будущем, связанном с кино. В ущерб лекциям и семинарам она начала репетировать роли в студенческом театре под руководством Романа Виктюка.

По его рекомендации, после 3-го курса она поступила в Щукинское училище, но МГУ тоже закончила, перейдя на заочное обучение.

Отчима, надеявшегося помочь девушке освоить профессию журналиста, ее поступок расстроил.

Алена зарекомендовала себя как одаренная студентка театрального ВУЗа, и после выпуска показывалась в нескольких театрах. В результате свой выбор она остановила на театре Сатиры. Юрий Яковлев приходил на ее выступления в Щукинское, и девушка очень переживала и старалась произвести на него впечатление своей игрой. Хотя они мало общались, его мнение было важным для ее самооценки.

В училище Алена познакомилась со своим сводным братом Алексеем. Они родились с разницей в несколько месяцев, но в детстве никогда не встречались. Зато с младшим братом Антоном (сыном Юрия Яковлева от третьей супруги) Алена дружила.

Начало творческого пути

Первые роли Яковлева получила в «Сатире» и долгое время была известна лишь как театральная актриса. Изредка ее лицо мелькало в художественных фильмах, но заметных героинь она начала играть в российских сериалах.

Фильмы с участием Алёны Яковлевой

Активно сниматься в кино и на телевидении актриса стала только в нулевые. Удачным опытом оказался сериал «Козленок в молоке», где также участвовали ее коллеги из театра Сатиры. Яковлеву можно увидеть в других проектах этого жанра: «Дневники доктора Зайцевой», «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…», «Моя прекрасная няня», «Кадетство», «Склифософский».

Театральная деятельность

Главным театром для Яковлевой остается родная «Сатира». В ней она начала служить после окончания Щуки, и ее учителями были Миронов, Папанов, Мишулин и Васильева. Она успела застать целую плеяду великих мастеров сцены.

Первую главную роль Алена получила в спектакле «Тени», но из-за смерти Андрея Миронова сыграла в нем всего 12 раз. Уже много лет ее партнером является Юрий Васильев, с которым они играли в «Молодости Людовика XIV», «Хомо Эректусе», «Талантах и поклонниках», «Женатом таксисте» и других. Яковлева любит свою роль в «Босиком по парку», где встречалась на сцене с Ольгой Аросевой.

В какой-то момент у Алены возник конфликт с художественным руководителем Сатиры Валентином Николаевичем Плучеком. Он был человек настроения и, когда ему донесли, что у актрисы предположительно роман со Спартаком Мишулиным, он потребовал у нее объяснений.

Яковлева посчитала ниже своего достоинства оправдываться из-за нелепых домыслов, и год они с руководителем театра не разговаривали. Потом ей на помощь пришла Ольга Аросева и другие актеры, и Плучек сменил гнев на милость.

Актриса играет в антрепризах и на сценах других театров.

Например, в театре «Модернъ» она 15 лет исполняла трагическую роль в спектакле «Катерина Ивановна» о женщине, совершившей преступление и ежесекундно вновь и вновь переживающей свой поступок.

Признание и награды

Среди главных наград актрисы – награждение званиями заслуженная артистка России в 1999 году и народная артистка России в 2008 году.

На последней церемонии Президент России Дмитрий Медведев награждал званием заслуженной артистки России Марию Шукшину, и она расцеловала его. В результате фото попало во все газеты. Алена удивлялась, как сама не догадалась выразить таким образом эмоции, тем более, что это очень в ее духе.

Личная жизнь, семья

Во время учебы в МГУ будущая актриса как по волшебству превратилась из зажатого подростка в привлекательную девушку и сразу стала страшной кокеткой. Вдвоем с подругой они плели интриги против мальчишек и кружили им головы.

Первое серьезное чувство настигло Алену на выпускном курсе Щукинского училища. С актером Александром Кахуном она прожила в гражданском браке почти 8 лет. В молодой паре не все было ладно. Они занимались карьерой, им не хватало времени друг на друга, и недовольство выливалось в громкие ссоры.

Официальный брак Яковлева заключила с Кириллом Казаковым. Обе прославленные актерские династии торжествовали и считали выбор молодых актеров правильным. Однако отношения с Кириллом тоже не заладились и закончились разрывом после рождения дочери Маши. Любовь красивых актеров разрушила ревность.

За Аленой всегда ухаживало множество мужчин. Среди них были актеры, писатели и олигархи. Она не отрицает короткий роман с Андреем Мироновым после ее прихода в театр Сатиры.

Вторично замуж Яковлева вышла в 1994 году за кинорежиссера Кирилла Мозгалевского. Он настойчиво ухаживал за Аленой и однажды разместил признание в любви на огромном баннере возле ее дома.

В конце нулевых они расстались, но продолжают по-дружески общаться.

На съемках фильма «Возвращение мушкетеров», где Яковлева исполнила роль роковой авантюристки, она увлеклась Дмитрием Нагиевым. Их экранная пара выглядит иронично и неординарно. Несколько лет назад  в Алену влюбился совсем молодой мужчина, окруживший ее заботой и вниманием.

Вначале актрисе казалось, что эти отношения несерьезны, но потом она дала ему шанс и пока не пожалела о своем решении. Актриса прекрасно выглядит и обладает харизмой, против которой представителям сильного пола трудно устоять.

Интересные факты

Алена Яковлева коллекционирует кукол. Дома и на даче у нее их несколько сотен. Особенно она любит экземпляры, похожие на ее героинь в фильмах и спектаклях.

После развода с последним мужем, Кириллом Мозгалевским, у актрисы остался участок земли за городом, но денег на строительство дома не было. Она не опустила руки, а быстро нашла выход: в нулевые на российском телевидении стали популярны сериалы, и их качество было уже достаточно высоким.

Яковлева наняла агента, которая нашла подходящие роли для нее и для дочери Марии. Через пару лет мать с дочерью принимали гостей на небольшой, но уютной даче.

При рождении Яковлевой Алене дали имя Елена, но она сменила его в конце 80-х из-за путаницы со звездой «Интердевочки», актрисой Еленой Яковлевой. Сама сняться в подобном скандальном по тем временам фильме Алена Яковлева бы не решилась.

Алена Яковлева сейчас – последние новости

Алена с дочерью Машей – лучшие подруги. Девушка много снимается на телевидении, но при выборе ролей советуется с матерью, доверяя ее жизненному опыту. Сама актриса по-прежнему отдает предпочтение театральной деятельности.

Как прима театра Сатиры, она выбирает интересные роли в спектаклях по классическим произведениям у Александра Ширвиндта и у приглашенных режиссеров. Андрей Житинкин считает ее своей музой и приглашает практически в каждую новую постановку. С его спектаклями «Хомо эректус» и «Распутник» актриса много гастролировала.

В настоящее время каждый ее день расписан по минутам: она участвует в съемках, репетирует новые постановки и антрепризы и дает не меньше 25 спектаклей в месяц.

В мае 2018 года на чердаке театра Сатиры состоялась премьера спектакля «Горгоны», где Яковлева исполняет роль звезды кинематографа, вынужденной сниматься в одном фильме с давней соперницей.

Эта роль на 100 % соответствует как характеру Алены, так и ее особой манере игры.

Заключение

У Алены Яковлевой сильный характер, она красивая и мудрая. Такой женщине сложно найти достойного партнера, ведь мужчина тоже должен быть успешным и незаурядным.

Трудно поверить, что актрисе уже за пятьдесят: она молодо выглядит и блистает на сцене и кинофестивалях.

Вокруг нее много друзей, которые интересуются ее творчеством и готовы без конца слушать истории про смешные эпизоды на съемочных площадках и про розыгрыши ее коллег.

Сыграть в одном проекте с отцом они с братьями не успели, но у Юрия Яковлева подрастают внуки. Алена считает, что теперь нужно задумать постановку с младшим поколением, за успехи которого прославленный артист испытывал гордость. Актерская династия Яковлевых расширяет свои ряды, ее наследники красивы и талантливы. Зрители еще не раз увидят их в ярких ролях в кино и театре.

Источник: http://adella.ru/stars/alena-yakovleva.html

Ольга Яковлева: «Никто не простил Эфроса»

3 июля Анатолию Эфросу исполнилось бы 90 лет.

Читайте также:  Наталья андрейченко - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В 2004 году вышли мемуары Ольги Яковлевой «Если бы знать…», главным героем которых стал Анатолий Эфрос.

Как почти всегда бывает с театральными мемуарами (а тем более, если часть их посвящена такой болезненной теме, как взаимоотношения Эфроса и Любимова и работе Анатолия Васильевича в Театре на Таганке), они вызвали шквал опровержений, подтверждений, вообще — бурю театральных эмоций.

Ольга Михайловна была тогда обижена на вот эту рецензию, и, возможно, ее согласие на интервью (которые она давала очень редко, тем более об Эфросе), было продиктовано желанием донести до широкой аудитории свою правду об Эфросе и том периоде истории театра, свидетелем и участником которого она была.

Ольга Яковлева — Артуру Соломонову.

Ольга Михайловна, вы наверняка представляли, как бы вашу книгу прочел Анатолий Эфрос.

Ольга Яковлева и Анатолий Эфрос

Мне не кажется, что Анатолий Васильевич был бы очень доволен. Возможно, он сказал бы: «Ну зачем вы об этом, зачем о них вообще… зачем о них вспоминать… Да бог с ними!» Я очень хорошо слышу тональность, с которой он бы произнес это. Ему, я думаю, было бы грустно.

Мне кажется, Анатолий Васильевич не очень бы хотел, чтобы я вновь прожила эти драматические события, и, безусловно, он не стал бы писать так, как написала я. Виктор Сергеевич Розов назвал людей, приведших Эфроса к смерти, «чернью». Виктор Сергеевич может. А Анатолий Васильевич никогда не рассказывал о своих трудностях, разве что обозначал ситуацию одной-двумя фразами.

О его боли можно было только догадаться по виду и настроению, а суть происходящего с ним я узнавала от других.

Что вы изначально хотели включить в книгу — эпизоды, может быть, даже некую интонацию, а потом решили это изъять?

Да, править пришлось собственную интонацию. Вначале я была более категорична, более определенна, ощущала некоторую максималистскую «зашоренность». Эту категоричную интонацию я пыталась поправить, но не везде это получилось. Где могла — там смягчила.

Я не претендую на объективность позиции, так как по определению у меня ее не может быть. В книге моя субъективная версия того периода театральной истории, которого я была свидетелем и участником.

Но одна объективная истина там есть, и она состоит в том, что Анатолий Васильевич Эфрос был величайшим режиссером, Моцартом русского театра.

Есть такая китайская поговорка: «Чем больше человек, тем больше у него тень». В вашей книге есть большой человек, который почти не отбрасывает тени. Получается светлый-светлый центральный образ и ужасное общество, чернь вокруг него.

Ну, он, конечно, не был идеален. Среда театральная была ужасна, но она и сейчас не лучше в этих театрах. А Эфрос был таким, каким я его помню. Что же тут поделать? Он был естественный человек. К нему в театре мог подойти любой.

Если бы мне хотелось описать его дурные черты — я бы написала о том, что он сам о себе рассказывал. Но зачем это, зачем? Я бы написала, что он рассказывал о себе, что когда-то в юности он был жадноват. Рассказывал, что, когда они гуляли с его приятелем — они были студентами, — он захотел купить мороженое.

Спросил, будет ли его приятель. Тот отказался. И тогда он купил себе мороженое, шел рядом с приятелем, ел, а тот внезапно сказал: «Да иди ты…», отвернулся и ушел. Анатолий Васильевич говорил, что это поразило его на всю жизнь. Ну — боялся он самолетов. Конечно, были у него и недостатки. Были.

А насчет идеализации… Вот недавно я услышала такую историю. Мне рассказывала женщина, которая в период, когда Эфрос был режиссером на Таганке, работала там уборщицей. Он шел на репетицию и увидел, что она, юная девушка, тащит тяжелое ведро с тряпкой по лестнице. И он помог ей донести это ведро.

Она: «Что вы, что вы!» А он отвечает: «Мне это не трудно». Она до сих пор этот эпизод помнит.

«Я вам не пожимала руки!»

У вас ведь было такое желание — расквитаться с врагами Эфроса?

Было, но давно.

Разве вы не вложили это желание в свою книгу?

Я бы не хотела, чтобы это так читалось. Я писала о том чувстве, которое было сразу после этих событий. После того, как его предали ученики на Бронной, как его уничтожили на Таганке.

А как тут без эмоций? Почему я не должна была писать о том, как это происходило и что я чувствовала в эти моменты? А чтобы расквитаться — ну как? Вы в своей статье о моей книге пишете, что я «раздаю запоздалые пощечины», но я способна и на спонтанные, а не только на запоздалые!

Анатолий Эфрос

Но иногда меня жизнь ловит врасплох. Вот на «Хрустальной Турандот»: вижу, кто-то мне говорит: «Здравствуйте!» — и я машинально ему киваю. И только потом понимаю, что я кивнула Вениамину Смехову!.. Я помню, ко мне однажды подошел критик Рудницкий, протянул мне руку. А он как-то изменился. Я его не узнала и руку его пожала.

А потом вернулась (а мне, извините, было уже пятьдесят лет!) и сказала: «Я вам не пожимала руки!» Ну что это за поступок? Так только дети поступают. Или, например, на вручении какой-то премии Юрий Любимов кричал мне громко, разнузданно: «Актриса, здравствуйте!» Я молчу.

Вновь крик: «Здравствуйте, актриса!» Я не выдерживаю и на всю площадь: «Я не слы-шу!»

Как вы относитесь к своей импульсивности — она ведь наверняка сохранилась?

Это говорит о моей глупости.

Это же характер, к уму не имеет отношения.

Нет, это как раз и значит, что умика — нет. Если бы был, то я бы не совершала подобного. Когда мне было лет сорок, одна дама про меня сказала: «Она ведет себя так, как будто она молодая красавица!» (Смеется.

) Человек же не ощущает своего возраста. Это же только со стороны видно. А человек лишь порой задумывается: «Глаза уже не те, кожа не та, фигура не та», а потом забывает об этих мыслях и идет заниматься своим делом.

«Дуров, давай за Джульетту!»

Судя по книгам Эфроса, одно из главных его желаний — все время противоречить себе вчерашнему, даже противоречить эстетике места, куда он приходит ставить. Чего стоит одна фраза: «Пригласить на Таганку, где всегда ставил Боровский, «оперного Левенталя».

Ольга Яковлева

Да, он менялся в методах репетиций постоянно. И это, как ни странно, было одной из причин недовольства его «учеников». Сначала он работал этюдным методом, и это была очень увлекательная детская всеобщая забава. Потом Анатолию Васильевичу это стало менее интересно.

Он мечтал о таком методе, при котором он бы «бросал идею» актерам, а те возвращали бы ему в репетиции эту идею обогащенной и насыщенной личностными проявлениями. Эфросу никогда не казалось, что он нашел навсегда какую-то художественную истину. Это всегда был новый поиск.

Он сам себе объявлял на собрании труппы творческий тупик. Сам объявлял себе кризис.

Вы считаете это его ошибкой?

Думаю, да. Это общеизвестная вещь — скажи про себя, что у тебя ноги кривые, вот и будут говорить: «Ну как там этот кривоногий поживает?» (Смеется.) И вот, когда он вышел из тупика, вал обсуждений его тупика только набирал силу. Он уже поставил несколько превосходных спектаклей, а актеры и критики все о тупике рассуждали.

Скорее, причина проста — актеры не могли ему простить, что после бурного творческого романа он к ним охладевал.

Ну конечно же. Это ясно как дважды два. Однажды после репетиции на Таганке Анатолий Васильевич пробормотал: «Люди не прощают тем, кто выше их, чище и талантливей». Но суть заключалась и в том, о чем говорите вы. По-мужски поступил только Саша Ширвиндт.

Эфрос подтрунивал над ним, называя его «сытым». Шура над этим посмеивался, но все же ушел, понимая, что внимание Эфроса было сосредоточено на актере Николае Волкове.

А потом Коле Волкову показалось, что Эфрос отдает предпочтение Козакову и Далю, и он ушел, и так было не один раз.

Никто не простил Эфросу: ни Петренко, ни Гафт, ни Даль. Каждый из них не прощал разное: одни — что им делали замечания (срабатывало самолюбие), другие — узнав о предполагаемом дублере в новой роли, третьи — что не получили в новом спектакле ту или иную роль.

Но ведь это удел всех режиссеров — кому-то дать роль, кого-то оставить без работы, кого-то считать «своим» актером, а кого-то не видеть в упор. Но не все оказываются «съеденными» труппой, а тем более — учениками.

С Юрием Любимовым в телеспектакле А.Эфроса «Несколько слов в честь г-на де Мольера»

Товстоногова боялись, Гончарова боялись, Любимова боялись — размажет по полу. Сделает раба. А Эфроса не боялись. Например, к Товстоногову не могли подойти, попросить роль даже те актеры, которые у него всегда работали.

Почему, как вы думаете, у такого «хозяина» театра, как Юрий Любимов, произошел разрыв с половиной труппы? Этого никогда бы не произошло, если бы три года там не проработал Анатолий Эфрос. Тогда бы не родилось в труппе никакого инакомыслия, не было бы никаких побуждений к защите собственного достоинства и прочих мелочей (смеется).

Почему в письмах Эфроса к вам, которые опубликованы в книге, он называет вас то на «ты», то на «вы»? И почему ни в одном письме не проставлена дата?

Я была маленькой, а потом взрослела. Мне был двадцать один год, когда я встретила этого режиссера. Потом я стала «Ольга Михайловна». Те письма, в которых он называет меня на «вы», написаны сроком позже. Дат не стоит, потому что я давала письма не в хронологическом порядке.

Кто бы мог подумать, что Анатолий Васильевич умрет в возрасте моложе меня нынешней? Тогда он казался таким взрослым, а сейчас думаешь, что в самом расцвете его не стало. Вот недавно у меня были две девочки от канала «Культура», странные такие вопросы задавали: «А как не обижать тех, кто рядом?» «Не обижать!» — что я могла еще сказать? (Смеется.

) Но, к сожалению, обижаем мы тех, кто рядом. Понимаем поздно, и ни черта уже не сделаешь.

Вы часто обижались на Эфроса?

У меня были такие же обиды, как у всех актеров. Производственная пьеса — а я не занята. Все равно обидно. И меня отправляют куда-то отдыхать. Или когда в театре делали «Человека со стороны» — меня тоже попросили отдохнуть (смеется). Для меня там не было роли. Конечно, бывали обиды. Я Театр на Таганке, куда он меня привел, ненавидела.

Каждый раз приходилось преодолевать ненависть к этому театру, приходя туда?

Да, каждый раз. Он видел, что я мучаюсь. Но что он мог сделать? Более того, он хотел сохранить их стиль, он называл их «бригадой артельщиков». И, конечно, когда там был Высоцкий, это была очень хорошая команда, но стиль их — не мой.

Этюдный метод, который Анатолий Эфрос применял на своих репетициях, — что это? Как это конкретно происходило?

Например, репетируем мы «Ромео и Джульетту». Без поэтического текста Шекспира, просто намечаем отношения героев. «Дуров, давай за Джульетту!» — приглашал Анатолий Васильевич, видел студента, который просто наблюдал за репетицией, звал его на площадку сыграть этюд.

Например — сцена на балконе. Мы сначала разбирали суть, а потом вставали и делали.

Главной задачей было своими словами, а не шекспировскими сыграть то, что уже оговорили, в этюде — рисунок, смысл и содержание которого в том, что Джульетта устраивает Ромео экзамен-проверку: тот ли он?

Анатолий Эфрос с Ольгой Яковлевой и Олегом Далем

«Кто-то уже вредит мне в одном месте, кто-то в другом»

Вы знаете, что супруга Анатолия Васильевича, Наталья Крымова, тоже собиралась написать книгу об Эфросе?

Знаю, но Наташа этого не успела сделать. Я знаю, что многие записи репетиций, интервью Анатолия Васильевича у нее пропали.

Когда вы последний раз видели Крымову?

Я тогда играла в «Табакерке» «Любовные письма», и она пришла на спектакль. После спектакля она зашла за кулисы, улыбалась, но было видно, что она уже нездорова.

Наверняка вы знали мнение Эфроса о тех людях, о которых пишете не очень хорошо. Но вы ни разу в книге не процитировали Эфроса, не использовали его слова, чтобы подкрепить свое мнение.

А зачем мне прикрываться его словами? Я за каждое написанное слово должна отвечать. И я уже отвечаю. Кто-то уже вредит мне в одном месте, кто-то вредит в другом. Кто-то отговаривает дать мне роль. Я должна сама платить по этим счетам.

У тех, кого вы обвиняете, что они писали письма в КГБ против Анатолия Васильевича, давили на «русское зарубежье», чтобы писать петиции против Эфроса, будет очень простой аргумент: «Это ложь».

Значит, этого не было — ни писем, ни травли, ни Эфроса.

Вы не просматриваете иногда видеозаписи спектаклей Эфроса, где вы исполняли главные роли?

У меня их нет.

Достать их несложно.

Во-первых, записано спектаклей совсем немного. Во-вторых — я не хочу. Я даже хорошую музыку не могу слушать. Любое впечатление, которое оказывается очень мощным эстетически, — а тем более записи его спектаклей — для меня как боль. Это напоминает мне о нем, о нашей работе в театре. Как и любой факт подлинного искусства.

То есть срабатывает инстинкт самосохранения?

Да. Сейчас уже не так, но в первые годы это было просто невозможно. Точно так же, как я отбрасывала от себя любые передачи о спорте после смерти Игоря. Есть у этого, конечно, и другая сторона.

Я недавно говорила Каме Гинкасу: «Понимаешь, очень тяжело существовать вне художественного русла». Видишь, что это где-то есть, и становится завидно. Понимаешь, что тебя там быть не может, потому что это другое поколение. Другая компания. А твоя компания уже прошла.

Не могу сказать, что сейчас все пусто. Замечательно некоторая молодежь работает.

В современном театре вы не видите продолжателей театра Эфроса?

Может быть, Римас Туминас. Я видела его спектакль в «Современнике» «Играем… Шиллера».

Но там же метафора на метафоре.

У Эфроса был тоже условный театр с тончайшей психологической разработкой плюс поэзия, балет и еще что-то, что витало над спектаклем, чему нет названия… Может быть, музыка?

В конце вашей книги есть страшная фраза — когда вы ходите по Ваганьковскому кладбищу, вспоминаете людей, которые здесь лежат, вы пишете: «Я там, на Ваганьковском. Я с вами». Книгу пронизывает чувство причастности к тем, кто ушел, которая гораздо сильнее, чем причастность к тем, кто сейчас рядом.

Это так. Потому что другой жизни не будет, и если бы была другая, то по благородству, по красоте, по честности моим мужем был бы Игорь Нетто и все равно меня очаровал бы именно этот режиссер. И никакой другой.

Ну что можно было понять в театре, когда тебе только двадцать один год? Но когда у нас в Ленкоме появился Анатолий Васильевич и заговорил своим языком, странно шмыгая носом, причесываясь двумя пальцами, то театр стал очень ясным и очень веселым занятием.

Если бы вдруг у вас появилась возможность сейчас что-то у него спросить, что-то ему сказать, какие бы это были слова?

Благодарность. За встречу. А спросить? Если бы ответил…

Интервью было опубликовано 07.09.2004 в газете «Известия».

Фотографии взяты с официального сайта актрисы Ольги Яковлевой.

Источник: https://artursolomonov.ru/olga-yakovleva-nikto-ne-prostil-efrosa/

Ссылка на основную публикацию