Велимир хлебников – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Биография Велимира Хлебникова

Опубликовано: 22.01.2017 – 14:53

Велимир (урождённый Виктор) Владимирович Хлебников (1885-1922) — советский и российский поэт, общественный деятель, родоначальник футуризма. Его творчество повлияло на многих известных личностей, включая Владимира Маяковского.

Единомышленники считали поэта гением и новатором, однако у него было совсем немного читателей. Из-за тотального непонимания Хлебников столкнулся с разными трудностями, его биография наполнена болью и тяжёлыми переживаниями.

Лишь задолго после смерти люди смогли по достоинству оценить талант Виктора Владимировича.

Детство и образование

Будущий поэт появился на свет 9 ноября (28 октября по старому стилю) 1885 года в селе Малые Дербеты в Калмыкии. На тот момент его родное село было частью Астраханской губернии России.

Хлебниковы были потомками старинного купеческого рода. У Виктора было двое братьев и две сестры, одна из которых впоследствии стала художницей.

Вера Хлебникова была самым родным человеком для литератора, до конца дней ему так и не удалось создать семью.

Родители с детства приучали своих отпрысков к искусству и науке. Мать, Екатерина Николаевна Вербицкая, была родом из богатой семьи, в числе предков женщины были запорожские казаки.

Екатерина окончила Смольный институт, она помогла своим пятерым детям получить отличное образование, привила любовь к литературе и истории.

Уже в четыре года Велимир блестяще читал по-французски и по-русски, занимался рисованием.

Отец занимался орнитологией, дети нередко ходили в степь вместе с ним. Там они любовались небом и облаками, часами слушали пение птиц, вели записи. Впоследствии Владимир Алексеевич основал первый заповедник на территории СССР.

Семья часто переезжала, в 1898 г. они отправились в Казань вместе с детьми. Там Велимир обучается в гимназии, испытывая особый трепет во время изучения математики и биологии.

Уже в последних классах он начинает сочинять стихотворения.

В 1903 г. Виктор стал студентом физико-математического факультета Казанского университета. Год спустя он решил перевестись на естественное отделение, поэтому подал прошение об увольнении. В 1908 г.

юноша поступает на естественный факультет Санкт-Петербургского университета. Незадолго после этого он переводится на историко-филологический. В 1911 г.

Хлебникова отчисляют из-за того, что он не может оплатить учёбу.

В 1903 г. футурист отправился в экспедицию по Дагестану, через два года он повторил этот опыт на Северном Урале. В 1906 г. студента принимают в Общество естествоиспытателей, но незадолго после этого он окончательно перестаёт уделять внимание орнитологии.

Первые стихотворения

Ещё с детства поэт начал вести фенитологические и орнитологические записи во время походов с отцом. В его тетрадях биология и психология причудливо сочетались с размышлениями на тему философии и этики и даже набросками автобиографии. В студенческом возрасте юноша печатает несколько статей научного характера. С 11 лет он пишет небольшие стихи.

ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?

Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.

Начать тест

Несколько раз в 1904 г. Виктор отправлял свои стихи и рассказы А.М. Горькому в надежде быть опубликованным в его издательстве. Однако литератор ни разу не получил ответа. С юных лет до 1906 года он пишет автобиографическую повесть «Еня Воейков», так и оставшуюся незавершенной.

В 1908 г. юноша знакомится с Вячеславом Ивановым, крымским поэтом. В течение некоторого времени они общаются, футурист даже входит в круг «Академии стихов», но потом пути литераторов расходятся. В это время он также пересекается с Гумилёвым и Кузьминым, последнего стихотворец называет своим учителем.

Именно после знакомства с Ивановым поэт впервые публикует своё стихотворение в журнале «Весна», подписываясь Велимиром. Дебютом стало произведение под названием «Искушение грешника».

Читатели не слишком восторженно восприняли его творчество, слава пришла к Виктору немного позже.

В 1909 году он выпускает стихи «Бобэоби», «Заклятие смехом» и «Зверинец», которые были высоко оценены подписчиками журнала.

Примыкание к «будетлянам»

В 1910 г. стихотворец становится членом группы «Гилея» вместе с Василием Каменским и Давидом Бурлюком. Позднее в это объединение вступают Владимир Маяковский и Бенедикт Лившиц. Несмотря на тесное общение с символистами, акмеистами и художниками, Велимир уже тогда начинает придерживаться собственного стиля.

В 1910 г. выходит футуристический сборник «Садок судей», в который вошли некоторые сочинения Хлебникова. В это же время публикуются его книги «Ряв!», «Творения 1906-1908» и другие. В 1912 г.

был выпущен сборник «Пощечина общественному вкусу», большая часть стихотворений в нём была написана поэтом. На последних страницах стихотворец вставил таблицу с датами падений великих государств. К вычислениям он добавил фразу «Некто 1917».

Позже подобная информация была напечатана в книге «Учитель и ученик».

С 1915 г. поэт разрабатывает теорию Правительства Земного Шара, состоящего из 317 председателей. Он мечтал о мире на планете, равноправном и здоровом обществе, где все уважают друг друга. В это время распадаются все организации, к которым Велимир имел отношение. Маяковский утверждает, что футуризм «мертв как особенная группа».

Современные учёные относят его творчество к кубофутуризму, тогда как Хлебников называл себя «будетлянином». Литератор крайне серьёзно относился к языку, оберегая его от иностранных заимствований. Взамен он придумал множество новых слов, но они не прижились.

Мировоззрение футуриста

Хлебников всегда был на стороне справедливости, поэтому у него часто возникали конфликты с властью. Ещё во время учёбы в университете юноша участвовал в студенческой демонстрации, после этого он провёл месяц в тюрьме. По некоторым данным именно это стало причиной исключения с математического факультета в ноябре 1903 г.

В отличие от многих футуристов, Велимир никогда не был наглым и дерзким. Напротив, он вёл себя крайне рассеянно, не берёг свои сочинения. Иногда он даже использовал их для обогрева, ночуя в степи.

Юноша бунтовал против буржуазного быта, уделял всё своё время науке и творчеству, из-за этого жил он крайне бедно.

Чаще всего стихотворец скитался по квартирам друзей в разных городах и странах, иногда он снимал маленькие комнатушки.

Виктор привлекал окружающих людей благодаря своему необычному складу личности. Он оставался верным своим принципам и взглядам, несмотря на давление со стороны. У поэта было много различных увлечений и интересов. Он изучал японский язык, философию Платона и Спинозы, занимался кристаллографией и живописью. Также стихотворец пробовал себя в музыке, очень много времени он посвятил науке.

Хлебников ставил перед собой грандиозные цели, которые не мог выполнить никто другой. Некоторые из них находились на грани между реальностью и фантастикой, но футурист верил во всё, что он делает.

Он хотел познать свою страну путём научного анализа, долго и ревностно изучал язык, увлекался историей.

Всё это литератор делал ради будущего, он был уверен, что при определённом уровне знаний можно предсказать многие события.

После Цусимского сражения, происшедшего в ходе русско-японской войны, Виктор начал искать «закон времени». Он надеялся, что это поможет оправдать все исторические смерти. Впоследствии Хлебников смог точно предугадать дату Октябрьского переворота, также он предвидел Первую мировую войну.

Война и болезнь

В апреле 1916 г. поэта призывают в армию, до мая 1917 г. он пребывает в запасном полку в Царицыне.

Эти годы становятся для Хлебникова самыми тяжёлыми, он пишет знакомым огромное количество писем. По его словам, за эти месяцы Велимир прошёл «весь ад перевоплощения в лишенное разума животное».

Он сочинил множество антивоенных стихов, впоследствии выпущенных в сборнике «Война в мышеловке».

В 1917 г. психиатр Н. Кульбин помогает поэту вернуться из мобилизации.

Он назначает ему комиссию сначала в Царицыне, потом в Казани, впоследствии мужчина скрывается в Украине, на территории Харьковской психиатрической больницы.

Ещё до этого он пытается находиться в гуще событий Октябрьской революции, поэтому несколько раз меняет место жительства. Он поддерживал народ, надеясь на то, что революция сможет исправить всё к лучшему.

В 1921 году поэт отправляется в Пятигорск, там он работает ночным сторожем в Терской РОСТА. После этого он ненадолго возвращается в Москву, дописывая там незаконченные стихотворения. В декабре 1921 г. публикуется «сверхповесть» литератора под названием «Зангези». Также в этот период он выпускает произведения «Ночной обыск», «Горячее поле», «Берег невольников» и «Председатель Чеки».

В мае 1922 г. Хлебников с художником П. Митуричем отправляется в деревню Санталово Новгородской губернии, там он заболевает. Велимир погиб 28 июня 1922 года в глухой деревушке Санталово от недоедания и паралича ног. В 1960 г. прах стихотворца перевезли в Москву. Он похоронен на Новодевичьем кладбище, надпись на надгробии гласит «Председатель земного шара».  

Источник: http://stories-of-success.ru/velimira-khlebnikova

Велимир Хлебников. Подробная биография

Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников родился 28 октября (9 ноября) 1885 года в с. Тундутово, по другим сведениям с. Малые Дербеты, Астраханской губернии в семье ученого-натуралиста.

С 1903 года – студент Казанского университета физико-математического факультета. Однако в Казани Хлебников проучился недолго – за участие в студенческих выступлениях его исключили из университета, непродолжительное время Хлебников даже был под арестом.

В 1903-1905 годах Велимир побывал в составе научных экспедиций по Дагестану и Уралу, писал статьи по орнитологии. В 1908-1911 учился в Петербургском университете на естественном отделении физико-математического факультета (не окончил; Хлебникова исключили, т. к. не внес плату за обучение). Литературный дебют – в 1908.

В Петербурге он сблизился с символистами и часто бывал в знаменитой «Башне» (так поэты называли квартиру главы символистов Вячеслава Иванова). Вскоре Хлебников разочаровался в стилистике символизма. В 1910 стал ведущим участником литературной группы футуристов. В 1912 году познакомился с В. Маяковским. В 10-е гг.

выходят книжки Хлебникова «Ряв» (1913), «Изборник стихов. 1907-1914», «Творения 1906-1908», зарождаются его бунтарские и утопические проекты всестороннего переустройства мировой жизни («Труба марсиан», «Лебедия будущего»).

Тогда же начинаются странствия Хлебникова, которые позже превращаются для него в жизненное выражение поэтической миссии с её «внебытовой» свободой. В пореволюционные годы Хлебников пишет очень много, но печатается мало (большинство произведений опубликовано посмертно).

Ближайшее окружение (футуристы, исследователи-формалисты, например Р. Якобсон, автор книги «Новейшая русская поэзия. Набросок 1-й. Виктор Хлебников», Прага, 1921) ценило Хлебникова преимущественно как реформатора поэтического языка.

Однако предпринятое Хлебниковым «разрушение» классического поэтического слова было только одним из следствий его миросозерцания и художественной позиции.

В 10-е годы он выступил как создатель «первобытной» славяно-языческой утопии (поэмы «Лесная дева», 1911; «И и Э», 1912; «Шаман и Венера», 1912; «Вила и леший», 1912) и как пророк грядущего «бунта вещей», автор антибуржуазных и антииндустриальных урбанистических гротесков (пьеса «Маркиза Дэзес», поэма «Журавль»). Хлебников обращается к фольклорно-мифологическим формам художественного мышления («Змей поезда», 1910; «Дети Выдры», 1913). В основе раннего словотворчества Хлебникова лежит принцип смысловой метаморфозы. Он отказывается от устойчивого рационального слова-понятия, дробя его на составные, наделенные текучим образным смыслом, и заново «складывая» полученные части (например, экспериментальные вещи «Заклятие смехом», «Любхо»). Этот процесс, вопреки представлениям самого Хлебникова, не возвращал к подлинной этимологии слова, к восстановлению его внутренней формы, но помогал стилизовано воссоздать самый тип архаического языкового мышления, воспроизвести «заумный» словесный колорит заговоров и заклинаний. Вместе с тем выработанная Хлебниковым примитивистская техника нарочитого инфантилизма, «сдвига», стилистических анахронизмов, внезапных сломов классического метра бросала некую ироническую тень на мечту поэта о докультурной гармонии с природой, на его «новую мифологию» (поэма «Поэт», 1919, дает эту же тему в трагическом аспекте).

Читайте также:  Роджер федерер - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Война внесла в творчество Хлебникова современную тему, а революция существенно переориентировала его. К революции 1917 года Хлебников отнесся положительно, но последовавшую за ней политику «красного террора» принять никак не мог.

В 1919 году Велимир Хлебников, находясь в Харькове, который был в то время занят белогвардейскими войсками, лег на обследование в психиатрическую больницу, чтобы избежать призыва в армию. Хлебников два раза переболел тифом, но, несмотря на плохое состояние здоровья и голод, продолжал много писать.

Через неприятие империалистической войны (поэмы «Война в мышеловке», 1915-1919; «Берег невольников», 1921) Хлебников приходит к мечте о всемирном братстве людей (в частности, многоплеменная Азия мыслится им как прообраз грядущего сопряжения разных культур).

Сочетая современность с седой древностью, поэзия Хлебникова утверждает эпический, былинный размах революционных событий («Каменная баба», 1919; «Ночь в окопе», 1921). Подобно А.

Блоку, Хлебников усматривает в народном восстании, в бунте «колодников земли» исторической возмездие (поэмы «Прачка», «Настоящее», «Ночной обыск», «ночь перед Советами», написанные в 1921) и вместе с тем – прорыв к переустройству Вселенной на новых началах.

Желанное воссоединение с природой видится теперь Хлебниковым на открытых революцией научно-трудовых путях («Ладомир», 1920).

Поэтика Хлебникова решительнее отрывается от экспериментально-стилизаторских задач, обретает большую непосредственность, обогащается многоголосицей ритмов, обращением к интонационному стиху, свободно следующему за поэтическим образом («Труба Гуль-Муллы», 1921).

В то же время революционный переворот жизненного уклада преломлялся у Хлебникова в анархическую утопию, в которой пророческой фигуре поэта отводится особая, мессианская роль.

Хлебников искренне усвоил роль тайновидца, открывшего освобожденному человечеству путь к овладению числовыми «законами времени» («Доски судьбы», 1922) и к объединению через посредство «звездного», т.е. пригодного для всей нашей «звезды»-Земли, языка (построенного на выявлении смыслового ядра отдельных звуков, якобы сокровенно присутствующего в них, – программная статья «Наша основа», 1919). Претензия Хлебникова создать «сверхповесть» («Царапина по небу», 1920; «Зангези», 1922, и др.) – некую «книгу судеб», которая преподала бы народам начатки «нового» знания и жизнетворчества, относится к числу трагических неудач поэта. Поэзия Хлебникова во многих отношениях оставалась в пределах литературного модернизма (принцип незавершенности, сводящий композицию вещи к ассоциативному нанизыванию тем и мотивов; недоверие к понятийному языку, отказ от прямого именования предмета, зашифрованность образов посредством перифрастического описания; сочетание элементов мифологического мышления с сугубо рационалистическим расщеплением слова и предмета).

Велимир Хлебников умер 28 июня 1922 года в деревне Санталово Новогородской губернии, куда поехал к своему другу отдохнуть, подлечиться. В 1960 г. прах В. Хлебникова перевезли в Москву и захоронили на Новодевичьем кладбище.

Поэзия первой половины 20 века усвоила некоторые элементы поэтики Хлебникова: новые типы рифм, его интонационный стих, некоторые его образные ходы – реализацию метафоры и особенно насыщение звуковых элементов стиха смысловыми ассоциациями (в поэзии В.

Маяковского, Н. Асеева, Б. Пастернака, О. Мандельштама, М. Цветаевой). В творчестве Н.

Заболоцкого сказался не только гротескный примитивизм мифологических поэм Хлебникова, но и его уникальное чувство природы и «ладомирские» утопические идеи преображения мира.

Биография

Произведения

  • Времыши-камыши
  • Заклятие смехом
  • Облакини плыли и рыдали

Критика

Ключевые слова: Велимир Хлебников, футуристы, биография Велимира Хлебникова, скачать подробную биографию, скачать бесплатно, русская литература 20 века, русские поэты 20 века, жизнь и творчество Велимира Хлебникова

Источник: http://md-eksperiment.org/post/20160725-biografiya-velimira-hlebnikova

Творчество и биография Велимира Хлебникова

Велимир Хлебников родом из Калмыкии, родился в многодетной семье в 1885 году. Мать поэта сумела всем своим пятерым отпрыскам дать великолепное образование.

Благодаря ей, дети отлично усвоили литературу, проявляли интерес к истории и иностранным языкам. Отец поэта, учёный-натуралист, привил сыну любовь к орнитологии.

Будучи студентом, Хлебников опубликовал несколько трудов в этой области.

Владимир Алексеевич, отец Хлебникова, был естественником, и по роду деятельности, его семье часто приходилось менять место жительства. В Симбирске, куда перевели Владимира Алексеевича в 1895 году, Виктор (настоящее имя поэта) начал свое обучение в местной гимназии. Через три года Хлебниковы переехали в Татарию, и Виктор продолжил учёбу в Казани.

После революции 1905 года, оказавшей большое влияние на мировоззрение молодого человека, Виктор полностью окунается в литературу, игнорируя занятия орнитологией и учёбу в университете.

Серьезной вехой в творчестве поэта стало его произведение «Еня Воейков», к сожалению, незавершённое.

В это же время поэт пишет много стихотворений, и набирается смелости отправить их поэту Вячеславу Иванову, с которым вскоре он знакомится лично.

Желание стать поэтом заставило Хлебникова приехать в Санкт-Петербург, где его приняли на третий курс университета. В Санкт-Петербурге Виктор быстро познакомился с молодыми поэтами и стал вести светскую жизнь. Он присутствует почти на всех поэтических встречах, в это время развивается его интерес к языческой мифологии, что проявляется в произведениях Хлебникова того времени.

На некоторое время Хлебников отходит от литературы, испытывая творческий кризис, он увлекается числовыми закономерностями в развитии истории.

Университет не получает оплату за обучение Хлебникова, и приходит к решению отчислить студента из стен учебного заведения.

После того, как Хлебников отошел от поэтов символистов, он начинает издавать стихи, относящиеся к направлению футуризма, хотя его творчество отличалось от творчества поэтов-футуристов, ему ближе были новые искания, сочетающие в себе идеалы язычества и истории славянства.

Увлекающийся числами, рассеянный и чудаковатый, Хлебников являл собою полную противоположность своим собратьям футуристам.

Хлебников отрицал устройство мещанского быта, ему была чужда буржуазия, он стремился к бунтарству, что хорошо видно в его творчестве позднего периода.

Материальная помощь от своей семьи, не признающий его литературного дарования, была ничтожно мала, поэту приходилось давать копеечные уроки. Скитальческая жизнь и постоянное недоедание поразила Хлебникова параличом нижних конечностей. В 1922 году поэта-пророка, предсказавшего начало Октябрьского переворота и войну 1914 года, не стало.

Останки поэта перезахоронены на Новодевичьем кладбище, перевезенные туда с погоста деревеньки Ручьи.

Велимир Хлебников был и остается одним из крупнейших поэтов и писателей России.

Биография по датам и интересные факты

Другие биографии:

  • Баратынский Евгений АбрамовичЕвгений Баратынский, русский поэт польского происхождения. Он прожил очень короткую жизнь и умер на чужбине. Одни называют его великим писателем XIX века, другие говорят, что его талант слишком преувеличен.
  • Михалков СергейОдин из авторов современного гимна Российской федерации, Сергей Владимирович Михалков – известный русский писатель для детей.
  • Фет Афанасий АфанасьевичЖил юный поэт в небольшой деревне. Позже обучался заграницей и после приехал в Москву, умело лавируя полученными знаниями.
  • Николай ГумилевНиколай Степанович Гумилев, значимая фигура Серебряного века, русский поэт-акмеист, родился 15 апреля 1886 года в Кронштадте. Гумилев рос в Царском селе, затем его отец, военный флотский доктор
  • Толстой Лев НиколаевичЛев Николаевич Толстой появился на свет в 1828 году, 9 сентября. Семейство писателя принадлежало к дворянскому сословию.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/hlebnikov-velimir

Велимир Хлебников

Хлебников поставил перед собой задачу: познать страну, в которой он жил, не чувствами, а с помощью научного анализа. С этой целью он стал изучать язык как инструмент самовыражения народной души и время — первопричину исторической судьбы России.

Однако этим поэт не ограничился: ему хотелось не только знать существующий язык, но и творить новый язык поэзии, не только знать прошлое, но и вывести четкие, как математические формулы, законы истории, опираясь на которые можно было бы точно предсказывать будущее.

Для этого требовалось создать новую синтетическую научную дисциплину, которая объединяла бы лингвистику, математику, историю и… поэзию.

По отцовской линии происходил из старинного купеческого рода. Отец, Владимир Алексеевич, орнитолог и лесовод, ставший одним из основателей первого в СССР Астраханского заповедника, пробудил в душе сына интерес к естественным наукам и любовь к природе.

Мать, Екатерина Николаевна, урожденная Вербицкая, историк по образованию, происходила из богатой петербургской семьи, ведущей свой род от запорожских казаков.

Закончила Смольный институт и всем своим пятерым детям — Борису, Екатерине, Виктору, Александру и Вере — дала хорошее домашнее образование, привила любовь к искусству, истории и литературе.

Виктора обучали языкам (читать по-русски и по-французски он научился в четыре года) и рисованию.

Хлебниковы часто переезжали: из Калмыкии — на Волынь, оттуда — в Симбирскую губернию, в село Тамаево. В 1897 г. Виктора отправили в третий класс симбирской гимназии.

Когда на следующий год семья переехала в Казань, его перевели в четвертый класс 3-й казанской гимназии. Больше всего мальчик интересовался литературой, историей и математикой. В 1903 г.

, окончив восьмой класс гимназии, Хлебников отправился в Дагестан в составе научной геологической экспедиции. Вернувшись оттуда, он поступил в Казанский университет на математическое отделение физико-математического факультета. В 1904 г.

за участие в одной из студенческих демонстраций был отчислен из университета и вскоре отправился в Москву. 28 июля 1904 г. он снова стал студентом Казанского университета, теперь уже естественного факультета.

Круг интересов Хлебникова был чрезвычайно широк. Он занимался математикой, кристаллографией, биологией, физической химией, изучал японский язык, увлекался философией Платона и Спинозы, пробовал себя в музыке, живописи и литературе. Некоторые из своих стихотворных и прозаических опытов в 1904 г. послал А.М. Горькому.

Хлебников поставил перед собой задачу: познать страну, в которой он жил, не чувствами, а с помощью научного анализа. С этой целью он стал изучать язык как инструмент самовыражения народной души и время — первопричину исторической судьбы России.

Однако этим поэт не ограничился: ему хотелось не только знать существующий язык, но и творить новый язык поэзии, не только знать прошлое, но и вывести четкие, как математические формулы, законы истории, опираясь на которые можно было бы точно предсказывать будущее.

Для этого требовалось создать новую синтетическую научную дисциплину, которая объединяла бы лингвистику, математику, историю и… поэзию.

В 1908 г. Хлебников оставил университет и уехал в Петербург. 18 сентября 1908 г.

он стал студентом третьего курса естественного отделения физико-математического факультета Петербургского университета, в следующем учебном году подал заявление с просьбой о переводе на факультет восточных языков (отделение санскритской словесности), а 15 октября 1909 г.

перевелся на первый курс славяно-русского отделения историко-филологического факультета. Тогда же Хлебников вошел в круг поэтов-символистов, объединившихся вокруг Вяч. Иванова.

Хлебников стал бывать на «башне» на литературных «средах», где его переименовали на славянский лад в Велимира, посещал «Академию стиха» при журнале «Аполлон», где познакомился с Ал. Толстым, О. Мандельштамом, Н. Гумилевым. Однако в символистских журналах стихи Хлебникова не печатали. Велимир был и сознавал себя чужаком в этом кругу, несмотря на старательное следование символистским канонам. В 1910 г. будучи уже сложившимся поэтом, Хлебников отошел от символизма.

Первым произведеним Хлебникова, появившимся в печати, стало «Искушение грешника», опубликованное в 1908 г. в журнале «Весна» благодаря В. Каменскому. Через Каменского Велимир познакомился с братьями Бурлюками, художником и музыкантом М. Матюшиным и его супругой, художницей и поэтессой Е. Гуро. В 1910 г.

вышел их совместный сборник «Садок судей», ставший точкой отсчета в истории футуризма. Хлебников, старавшийся по крайней мере возможности обращаться в словотворчестве не к западным, а к русским и славянским корням, называл футуристов будетлянами, то есть провозвестниками будущего.

Читайте также:  Леонид барац - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Позднее к будетлянам примкнули Крученых и Маяковский.

В 1911 г. Велимира за неуплату отчислили из университета.

В следующем году вышел в свет наделавший много шума сборник «Пощечина общественному вкусу», в который вошел футуристический манифест с призывом «сбросить Пушкина с корабля современности».

Одновременно Хлебников продолжал свои историко-математические изыскания. На последней странице «Пощечины» был напечатан плод его многолетнего труда — загадочная таблица, где приводились даты падения великих государств прошлого. В последней строке значилось: «Некто 1917».

Свои расчеты Велимир привел в изданной в том же 1912 г. книге «Учитель и ученик». В 1914 г. появились сразу три книги Хлебникова: в Петербурге — «Изборник стихов» и «Ряв! Перчатки», в Москве — «Творения»; в 1915 и 1916 гг. — «Битвы 1915-1917 гг.

Новое учение о войне» и «Время мера мира», в которых поэт, основываясь на результатах изучения войн, пытался предсказать ход первой мировой войны. В апреле 1916 г. Хлебников был призван в армию.

Оказавшись в запасном полку в Царицыне, он прошел, по его словам, «весь ад перевоплощения поэта в лишенное разума животное». Благодаря помощи доктора Н. Кульбина Хлебников был комиссован.

Хлебников искренне принял революцию, очевидно надеясь, что теперь сможет претворить в жизнь свои идеи — в частности, создать задуманное еще в 1915-м Общество председателей земного шара.

В нем должно было быть триста семнадцать членов, поскольку, согласно теории Хлебникова, все происходящие в мире события — от войн и революций до биения сердца и колебаний струн музыкальных инструментов, — будучи изменены во времени, оказываются кратны тремстам семнадцати.

Вскоре после Февральской революции Велимир написал «Воззвание председателей земного шара». Он призывал создать «независимое государство времени», свободное от пороков, свойственных «государствам пространства».

1917-1921 гг. стали для Хлебникова временем скитаний. Стремясь постоянно быть в гуще событий, он, рискуя жизнью, переезжает из революционного Петрограда в Москву, оттуда — в Астрахань. 1919 г. застал его на Украине.

Чтобы избежать мобилизации в армию Деникина, он вынужден был скрываться в харьковской психиатрической больнице, где ему удалось получить «белый билет». В 1920 г.

Хлебников оказался на Кавказе, затем в Персии, работал в различных газетах, в бакинском и пятигорском отделениях РОСТА, в политпросвете Волжско-Каспийского флота.

Лишения, опасности и напряженная работа подорвали здоровье поэта. В декабре 1921 г. он вернулся в Москву, будучи тяжело больным, зная, что дни его сочтены. Семью ему создать так и не удалось. Самым близким человеком поэта была его младшая сестра Вера, ставшая художницей. Весной 1922 г.

Хлебников вместе со своим другом — мужем Веры, художником П. Митуричем, — уехал в Новгородскую губернию, надеясь отдохнуть и набраться сил перед поездкой в Астрахань. Там, в деревне Санталово, он и скончался 28 июня 1922 г.

Поэта похоронили на деревенском погосте, надпись на гробе гласила: «Председатель земного шара».

Ныне прах Хлебникова покоится в Москве, на Новодевичьем кладбище, рядом с останками его матери, сестры и зятя.

Литературный талант Хлебникова при жизни был оценен в должной мере разве что поэтами-футуристами, и в частности Маяковским, да и тот считал Хлебникова поэтом не для читателей.

Лишь после смерти Хлебникова началось освоение открытых им поэтических материков. В 1923 г. в Москве была выпущена книга его стихов. В 1925 г. А. Крученых издал «Записную книжку Велимира Хлебникова», в 1928-1933 гг. вышли в свет тридцать выпусков «Неизданного Хлебникова», в 1930-1933 гг.

в Ленинграде — «Стихотворения», в Москве — «Неизданное». Затем о поэте не вспоминали в течение двадцати лет, пока в Ленинграде в 1960 г. в малой серии «Библиотеки поэта» не был издан сборник «Стихи и поэмы». Затем — снова двадцатилетнее забвение. Лишь начиная с 1984 г.

произведения Хлебникова стали переиздавать чуть ли не каждый год. В 1985 г. о поэте, в связи с его столетним юбилеем, заговорил весь мир. В Астрахани начали проводиться международные Хлебниковские чтения. 19 октября 1993 г. там открылся музей поэта. В 1995 г.

в Москве прошла международная конференция «Велимир Хлебников и мировая культура».

Источник: http://facecollection.ru/people/velimir-hlebnikov

Хлебников Велимир

(настоящее имя — Виктор Владимирович)

(1885-1922) русский поэт

После смерти этого поэта миновало уже несколько десятилетий, а споры о его творчестве продолжаются до сих пор.

Одни видят в нем лишь заумного поэта, который писал непонятные стихи и любил экспериментировать со словом. Другие называют Велимира Хлебникова величайшим поэтом-новатором.

Такую славу он заслужил еще при жизни, когда почитатели возвели его в ранг «сверхгения», творчество которого могут понять только избранные.

Будущий поэт родился в Астраханской губернии. Его отец был ученым-орнитологом, одним из организаторов Астраханского заповедника. Мать, урожденная Вербицкая, была историком по образованию.

Родители оказали большое влияние на своего сына: он в течение всей жизни увлекался историей и естественными науками, даже занимался ими в университете, хотя и стал поэтом.

Кроме Виктора, в семье Хлебниковых было еще два сына и две дочери.

Гимназию Виктор закончил уже в Казани, куда семья переехала в 1898 году, и там же поступил в университет. В начале века Казанский университет считался одним из самых «беспокойных» учебных заведений.

Там часто происходили студенческие волнения. Велимир Хлебников не оставался в стороне от всех этих событий, в 1903 году даже попал в тюрьму за участие в студенческой демонстрации.

Однако революционные настроения владели им недолго.

Уже в это время он серьезно интересовался литературой, а писать начал еще в гимназии. Сестра поэта впоследствии вспоминала, что Хлебников посылал свою рукопись Максиму Горькому. Известный писатель ответил начинающему поэту и в целом одобрил первые опыты Велимира Хлебникова, отчего тот долго ходил гордый и счастливый.

В 1908 году Велимир Хлебников продолжил учебу в Петербургском университете на естественном отделении физико-математического факультета. Однако через три года его исключили из университета, так как он не внес плату за обучение.

Но это была формальная причина, поскольку Хлебников уже давно и сам перестал посещать занятия, посвящая все свое время литературе. Он участвовал во многих поэтических собраниях, на которых поэты читали друг другу свои стихи. Один из них, В.

Каменский, вспоминал о том, как в Петербурге появился новый интересный поэт, который привез с собой целую корзину рукописей и вечерние кусты называл «грустинками». Это и был Велимир Хлебников.

В Петербурге он сблизился с символистами и часто бывал в знаменитой «Башне», как поэты называли квартиру главы символистов Вяч. Иванова. Она в то время являлась центром литературной жизни Петербурга. По средам сюда приходили Александр Блок, Федор Сологуб, Николай Гумилев, А. Ремизов, другие известные литераторы. Однако Велимир Хлебников скоро разочаровался в стилистике символизма.

Он познакомился с молодыми поэтами, которые отрицали старое искусство и мечтали построить «искусство будущего». Новые товарищи Хлебникова, среди которых были братья Бурлюки, В. Каменский, Владимир Маяковский, призывали сбросить с «парохода современности» Пушкина, Толстого, Достоевского со всеми их идеями и смыслами и провозглашали «самоценность слова».

Их поиски привлекали Велимира Хлебникова прежде всего тем, что он сам любил экспериментировать со словом, искал его подлинный смысл и ломал привычные поэтические формы.

В 1910 году Велимир Хлебников опубликовал свое программное стихотворение «Заклятие смехом», которое создано на основе одного слова «смех»: «О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно!. . » Это звучит как языческий заговор, и в то же время в нем слышится лирическая тема.

Тогда же молодые поэты, которые стали называть себя футуристами (от латинского слова futurum — будущее), решили издавать свой поэтический сборник «Садок судей». Его выход ознаменовал собой рождение нового литературного направления — русского футуризма.

В 1912 году появился новый сборник с программой футуристов, которая называлась весьма вызывающе — «Пощечина общественному вкусу». Она вызвала бурю негодования не только своим содержанием. Сборник был напечатан на оберточной бумаге, и в нем все было шиворот-навыворот.

Мало того, на первой странице помещалось новое, совершенно непонятное для читателей стихотворение Велимира Хлебникова: «Бобэоби пелись губы. Вээоми — пелся облик. Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий. Вне протяжения жило лицо… » Это был своего рода звуковой портрет.

Хлебников любил живопись и сам хорошо рисовал, а в этом стихотворении пытался передать живописный образ языком звуков.

С самого начала он стал признанным лидером футуристов, хотя своим учителем считал другого поэта-футуриста —-Д. Бурлюка. Тем не менее среди молодых поэтов возник своеобразный культ Хлебникова. Маяковский называл это культом «тихой гениальности» поэта.

Каждое выступление футуристов вызывало не только литературный, но и общественный скандал. Молодые поэты старались привлечь к себе внимание и внешним обликом: Бурлюк разрисовывал себе лицо, Маяковский ходил в вызывающе яркой желтой кофте.

Однако Велимир Хлебников совсем не походил на своих задиристых и энергичных товарищей. Он считался рассеянным чудаком, совершенно не заботился о своем быте и перебивался тем, что подрабатывал уроками, а иногда ему помогали родные.

Поэт был полностью погружен в свое творчество и постоянно что-то обдумывал.

Весну 1912 года Велимир Хлебников провел под Херсоном, в имении, где служил управляющим отец Д. Бурлюка. Там же, в Херсоне, он издал свою первую брошюру с числовыми и языковыми материалами — «Учитель и ученик».

Это тоже было необычное произведение. С помощью чисел Хлебников пытался вычислить «законы времени» и определить судьбы народов. Он считал, что может предвидеть ход истории, и верил в свою миссию провозвестника будущего.

Такая вера придавала его стихам некую мистическую окраску.

С таким же упоением Хлебников писал стихи-«перевертни» — палиндромы, которые можно читать слева направо и справа налево: «Кони, топот, инок. Но не речь, а черен он» и др.

Велимир Хлебников до конца жизни с редким упорством возвращался к своим «заумным» стихам, которые его поклонники считали откровением искусства будущего.

Однако, несмотря на критическое в целом отношение к футуризму, многие серьезные поэты, и среди них А. Блок и Осип Мандельштам, отмечали талант Хлебникова и выделяли его из числа других поэтов-футуристов.

Мандельштам, например, считал, что Хлебников настолько трепетно относился к живому слову, что «униженно покорился ему».

Творчество Велимира Хлебникова действительно гораздо шире и многообразнее того, что обычно вспоминают из его поэзии. Оно не ограничивается безоглядным словотворчеством. У Хлебникова есть и другие произведения — поэмы, повести, стихи, вполне реалистические, мудрые и благородные, в которых «как будто светится его наивная и благородная душа».

Литературная позиция и взгляды поэта были достаточно сложными и противоречивыми. С одной стороны, он, как и все футуристы, отрицал старое и в то же время в своем творчестве постоянно обращался в прошлое, идеализировал Киевскую Русь, язычество, славянство. Он выступал за национальную самобытность русской поэзии и даже свое имя — Виктор — переделал на славянский лад — Велимир.

И вместе с тем Велимир Хлебников мечтал о создании общечеловеческой культуры, в которой бы на равных соединились культура и искусство разных народов. Особое внимание в своем творчестве он уделял культуре и поэзии Востока.

В поэмах «Медлум иЛейли» (1911), «Хаджи-Тархан» (1912), прозаической повести «Есир» (1916), во многих других произведениях Хлебников отражает психологию, философию, историю народов Востока, пытается найти то общее, что объединяет людей во всем мире.

«Заумь» Хлебникова явилась лишь одним из проявлений его творческих поисков. В конце концов он и сам понял ее бесплодность. В 1921 году поэт писал: «Я чувствую гробовую доску над своим прошлым. Стих свой кажется чужим». Его поэзия становится проще, яснее, глубже.

Читайте также:  Тинто брасс - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Велимир Хлебников создал множество произведений о событиях революции и Гражданской войны в России. В 1920 году он написал одну из самых значительных своих поэм — «Ладо-мир», в 1921 году — цикл поэм «Ночь перед Советами», «Горячее поле» и др.

Революцию Хлебников воспринимал в присущем ему духе — как бунтарское возмездие и космическое переустройство Вселенной на путях слияния науки, труда и чистого духа, с помощью усвоенных людьми «законов времени» и «звездного» языка. Однако поэту не дано было увидеть, какой станет жизнь после революции.

В эти годы он много скитался, появляясь то в Москве, то в Петрограде, то на юге России, служил солдатом в Красной Армии и побывал в Персии, работал в Баку, Ростове, Пятигорске. Больной и голодный поэт не переставал сочинять стихи и таскал с собой старый мешок, набитый рукописями.

Велимир Хлебников так и не создал семьи, посвятив всю свою жизнь творчеству. Тяжелые революционные годы только усугубили его положение. Он два раза переболел тифом, пережил страшный голод и лишения.

Весной 1922 года Велимир Хлебников приехал в Москву с юга уже тяжело больным. В июне того же года поэт умер в деревне Санталово Новгородской губернии, куда поехал к своему другу П. Митуричу, чтобы отдохнуть и подлечиться.

В 1960 году прах Велимира Хлебникова перевезли в Москву и захоронили на Новодевичьем кладбище.

Источник: http://biografiivsem.ru/hlebnikov-velimir

Краткая биография Велимира Хлебникова

Велимир Хлебников: судьба футуриста

Родиной Велимира Хлебникова стало небольшое село Малые Дербеты, расположенное в далекой Калмыкии.

Там проживало семейство Хлебниковых – отец, представитель старинного купеческого рода, страстный любитель природы, талантливый орнитолог и этнограф, мать, выпускница Смольного института, и пятеро их детей.

Женщина образованная и начитанная, мать стремилась привить детям тягу к знаниям, в чем преуспела: младшие Хлебниковы продолжали самообразование всю жизнь.

Велимир часто отправлялся с отцом в поля и леса, где оба вели наблюдения за птицами и животными. Впоследствии отец Велимира основал первый в России заповедник.

Будучи студентом (сначала Казанского университета, затем Санкт-Петербургского), Велимир (настоящее имя поэта, кстати, – Виктор) написал несколько статей о представителях животного мира в научные журналы. Но вскоре интересы его изменились: он увлекся поэзией.

Творчество Хлебникова – настоящее новаторство в области литературы и языкознания.

Любопытно следующее: поэт-футурист стремился объединить в своих произведениях предметы, казалось бы, совершенно несочетаемые, лед и пламень: так, в его повести (он назвал ее «сверхповестью») «Зангези» посреди гладкого текста вдруг попадаются таблицы и математические формулы.

Подобный формат с трудом укладывается в голове читателя, привыкшего отделять «котлету от мухи»: формулы должны быть в учебниках математики, а повесть – в литературном сборнике. Но для Хлебникова границы условны: он словно живет в ином измерении.

Оставив учебу, Велимир сосредотачивает все свои силы на поэтическом поприще. Он выпускает несколько сборников стихов, среди которых наиболее потрясающей современников оказалась «Пощечина общественному вкусу». В книгу вошли стихи не только Хлебникова, но большая часть принадлежала его перу. Это было первое яркое заявление футуристов о себе.

Интересно: в конце сборника помещалась страничка, где были перечислены разные государства и даты их падений (уже свершившихся). Среди них стояла запись: «Некто – 1917». Нам ясно, что речь идет о России, но как можно было предугадать это в 1912 году, когда книга увидела свет? Эту страницу оформлял Хлебников.

Получается, он обладал еще и даром пророка?..

Сам Велимир полагал, что, если собрать как можно больше фактов о каком-либо явлении, о событии, о государстве, о человеке, то вполне можно предсказать его будущее, и в этом нет ничего мистического. Некоторое время поэт глубоко изучал Россию, пытаясь найти ту формулу, которая даст ответ на вопрос о ее грядущей судьбе.

Личная жизнь Велимира Хлебникова содержала мало счастливых моментов. Так, он служил в армии во время Первой мировой войны, и зрелище бессмысленных страданий и смертей глубоко потрясло поэта, оставив в его душе незаживающую рану.

Велимир был безнадежно влюблен в Анну Ахматову, своей семьи так и не создал. У него вообще ничего не было, кроме творчества: он скитался по чужим квартирам, нищенствовал.

Все его богатство составляли рукописи, которые он возил везде с собой.

Умер Хлебников, едва дожив до 37-летия: наступил паралич ног на фоне истощения и ослабления организма. Кажется, дату своего конца он тоже знал: «Люди моего склада умирают в 37 лет». При этих словах поэт вспоминал Пушкина, Байрона, Моцарта.

Поэзия Велимира Хлебникова – странная и загадочная. У него летают «времири», шуршат «времыши» и над всем смеются «усмейные смехачи».

Диковатые на первый взгляд сочетания, ломаные линии, неологизмы, которыми он пытался заменить иностранные слова – он полагал, что русский язык следует очистить от всего наносного, «чужеземного» – все это поначалу может ввести читателя в некий ступор, потому что, встретившись с чем-то принципиально новым, мы сначала не понимаем, как к этому можно отнестись. Но потом, когда вслушиваешься в звуки, начинаешь чувствовать гармонию: пазл складывается, картинка вырисовывается.

Хлебников жил, устремленный в будущее. Он мечтал о мире, в котором не будет дерущихся за территорию и подданных государственных объединений, а будет одна большая человеческая семья, которая доверит правление 317-ти главам. Настанет прекрасное время, воцарятся любовь и всеобщее доверие. Государства прекратят «кормиться людьми».

Поэт, к сожалению, не дожил до этого прекрасного времени. Может быть, доживем мы – или хотя бы приблизим момент его наступления. Давайте почаще открывать томик со стихами Хлебникова. Возможно, поэт оставил потомкам рецепт прекрасного будущего, только мы пока не можем его расшифровать…

Источник: https://ollam.ru/classic/rus/hlebnikov-velimir/bio

Поэт-астраханец: интересные факты о Велимире Хлебникове

Велимира Хлебникова называют самым загадочным поэтом серебряного века, одним из крупнейших деятелей русского авангарда.

_______________________________________

Сам Велимир называл себя Будетлянином. Термин был изобретён Хлебниковым для обозначения деятелей искусства футуристического толка.

_______________________________________

Число 317 Хлебников считал важнейшим в истории, связанным со скоростью света и скоростями земли. Также он выделил особую закономерность, связанную с этим числом – например, все важные события в жизни Пушкина происходили с промежутком в 317 дней.

Велимир Хлебников известен как Председатель земного шара — в 1916 году он создал «Общество Председателей Земного шара», или «Союз 317». По замыслу поэта, этот союз должен был состоять из 317 членов и осуществлять идею мировой гармонии. Одним из председателей был также Герберт Уэллс.

Владимир Маяковский называл Хлебникова своим учителем, создателем новой поэтической эры и сравнивал его с Менделеевым в литературе.

_____________________________________

Велимир Хлебников неразрывно связан с «Небом Лебедии» — так лирически поэт-будетлянин именовал Астраханский край.

__________________________________

Очередной свой приезд в родительский дом он сопроводил необычной и забавной открыткой, адресованной… «Тени Виктора Владимировича Хлебникова»!

И открытка дошла!

_____________________________________

Свою задачу как поэта Хлебников формулировал так:

Породе русской вернуть язык

Такой,

Чтоб соловьиный свист и мык

Текли там полною рекой.

_____________________________________

В Астрахани находится единственный в мире дом-музей Велимира Хлебникова, где живет его особая Аура.

______________________________________

Находясь в Астрахани, в квартире родителей, Велимир украшал свою комнату картинами своей младшей сестры Веры Хлебниковой. Делал это по торжественным случаям, когда ожидал особо дорогих гостей.

______________________________________

В дни уличных боёв за политическую власть в Астрахани (казаки против большевиков) Велимир предпринял попытку их примирить. Попытка не удалась.

______________________________________

В последний приезд в Астрахань (1918-1919) Хлебников решил создать в ней Школу Поэтов, первую в Астрахани Кузницу слова. Объявление об этом он дал в газету «Красный воин» и назначил первое заседание на ул. Большой Демидовской, 53 (в квартире его родителей, где ныне и находится музей Велимира Хлебникова).

______________________________________

Свои рукописи Велимир носил в кожаном мешке.

______________________________________

Поэт мог так сильно погрузиться в свои мысли, что вместо хлеба жевал спичечный коробок.

_____________________________________

Велимир считал себя Эхнатоном, Омаром Хайямом и Лобачевским.

_____________________________________

В Петрограде он написал письмо в Мариинский дворец: «Правительство земного шара постановило: считать Временное правительство временно не существующим».  Через пару дней произошла Октябрьская революция.

_____________________________________

Предсказал поэт и Первую Мировую войну. Уже в 1908 году он писал: «В 1915 году люди пойдут войной и будут свидетелями крушения государства».

_________________________________

Велимир писал, что не сможет прожить более 37 лет – и умер, подойдя вплотную к этому возрасту.

_________________________________

В честь Хлебникова названа малая планета 3112 Велимир, открытая советским астрономом Николаем Черных в 1977 году.

Источник: http://astrakult.ru/8898-2/

Хлебников Велимир

Велимир Хлебников(настоящее имя — Виктор Владимирович Хлебников) – русский поэт и прозаик. Биография Хлебникова начинается 28 октября (9 ноября) 1885 г. с его рождением в Астраханской губернии.

В 1898 году семья Хлебникова переехала в Казань, где Виктор поступил в 3-ю казанскую гимназию.

Окончив курс гимназии, осенью 1903 года Хлебников поступил на математическое отделение физико-математического факультета Казанского университета.

Круг интересов Хлебникова был чрезвычайно широк. Он занимался математикой, кристаллографией, биологией, физической химией, изучал японский язык, увлекался философией Платона и Спинозы, пробовал себя в музыке, живописи и литературе.

К 1904 году относится начало творческой биографии Велимира Хлебникова. В 1904—1907 годах Хлебников занимается орнитологическими исследованиями, участвует в экспедициях в Дагестан и на Северный Урал, публикует статьи по орнитологии. В сентябре 1908 г. Хлебников был зачислен на третий курс физико-математического факультета Петербургского университета.

В 1908 г. в октябрьском номере журнала «Весна» появилось первое стихотворение в прозе Хлебникова «Искушение грешника» В 1909 г. Хлебников жил в пригороде Киева Святошино, после чего вернулся в Петербург.

В сентябре Хлебников подал прошение о переведении его на факультет восточных языков по разряду санскритской словесности, но, передумав, изменил свой выбор на историко-филологический факультет славяно-русского отделения.

Тогда же Хлебников взял себе творческий псевдоним Велимир, под которым печатался в сборниках.

В мае 1912 г. в Херсоне выходит первая книга Велимира Хлебникова «Учитель и ученик» В апреле 1916 г. Хлебников был призван в армию, зимой был комиссован и уехал в Харьков.

Велимир Хлебников искренне принял революцию, отправившись в Петроград, где он немедленно включился в общественную и литературную жизнь. В 1917-1918 гг. Хлебников много путешествовал по России. В Харьковской психиатрической лечебнице поэт спасается от призыва в деникинскую армию, пишет много стихов.

Осенью 1920 года Хлебников оказался в Баку, затем в качестве армейского лектора в 1921 г. отправился в Персию, где успел поработать воспитателем детей местного хана. В августе 1921 года Хлебников вернулся в Россию.

После возвращения из Персии Хлебников снова путешествовал, в 1922 г. вернулся в Москву, где стал членом Союза поэтов. Весной заболел лихорадкой, уехал в Новгородскую губернию. Там, в деревне Санталово, и завершилась биография Велимира Хлебникова. Скончался поэт 28 июня 1922 г.

Похоронен Велимир Хлебников в Москве на Новодевичьем кладбище.

Всего просмотров:<\p>

Источник: http://novostiliteratury.ru/2011/12/biographii_pisatelej/xx/velimir-xlebnikov/

Ссылка на основную публикацию