Эльдар рязанов – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Любовные секреты Эльдара Рязанова

Супруга режиссёра некрасиво обошлась со своим прежним мужем – композитором Аедоницким

Через несколько дней самый народный кинорежиссер Эльдар РЯЗАНОВ отметит 85-летие. Пышных торжеств по этому поводу устраивать не собирается. В планах лишь скромный вечер для узкой компании в киноклубе «Эльдар». Рядом с мэтром и в праздники, и в будни на протяжении вот уже 18 лет – супруга Эмма АБАЙДУЛЛИНА.

Эта седовласая женщина в круглых очках ни на шаг не отходит от своего Элика, трепетно заботясь о нем, да и сам Рязанов не раз замечал, что без второй половинки погибнет от тоски и одиночества. Эмма Валериановна и Эльдар Александрович до совместного похода в загс по два раза побывали в браках.

«Экспресс газета» узнала подробности личной жизни киноклассика и его вторых половинок.

Когда редактор «Мосфильма» Нина Скуйбина, будущая вторая жена нашего героя, впервые рассказала ему о своей трагедии, Рязанов просто не мог поверить в этот кошмар.

За пять лет до судьбоносной встречи с Эльдаром Нина похоронила молодого мужа – тоже перспективного режиссера – Владимира Скуйбина. Тот прожил всего 34 года, прекрасно зная, что на этом свете ему будет отпущено мало лет.

Когда Скуйбин снимал дебютный фильм «На графских развалинах», у него обнаружили редкую неизлечимую болезнь, из-за которой неминуемо развивалась атрофия всех мышц.

В декабре 2003 года «Экспресс газета» установила на доме в Москве, где шли съёмки «Иронии судьбы…», памятную табличку

– Володя понимал, что настанет время, когда он не сможет ходить, держать голову, руки и ноги повиснут как плети, нарушится речь, – шептались коллеги по киностудии. – Весь ужас заключается в том, что сознание до последнего останется ясным и он, не в силах справиться с недугом, будет медленно умирать.Нина из последних сил ухаживала за парализованным мужем.

Изо дня в день он боролся со своим организмом, предательски отказывающимся слушаться, но продолжал работать, снимать фильмы, даже когда на площадке не мог двинуть рукой или повернуть голову без помощи жены. В память о мужественном человеке сценаристы фильма «Девять дней одного года» создали историю о смертельно больном физике, которого сыграл Алексей Баталов.

После кончины Владимира его вдова Нина пять лет даже не допускала мысли, что в ее жизни может появиться новая любовь. Полностью отдавала себя воспитанию сына Коли. Но внезапно вспыхнувший роман с женатым Эльдаром Рязановым перевернул ее женскую судьбу.

На открытие пришли Вера ТАРИВЕРДИЕВА, вдова композитора, написавшего музыку к фильму, актриса Ольга НАУМЕНКО, сыгравшая роль брошенной невесты Гали, Эльдар Александрович и бард Сергей НИКИТИН, исполнивший песни в картине

Лихой бомбила Церетели

Первой супругой Рязанова была его однокурсница по режиссерскому курсу ВГИКа Зоя Фомина. Весной 1950 года, защитив дипломы, Элик и Зоя устроились на Центральную студию документальных фильмов.

А спустя два месяца, уезжая в Ереван в первую большую экспедицию, с радостью узнали, что скоро их станет трое – Фомина к тому времени забеременела.Появившуюся на свет девочку назвали Олей. Малышка росла в любви и благополучии. Эльдар Александрович вскоре сменил сферу деятельности и ушел в художественное кино.

После того как снял первые хиты – «Карнавальную ночь» и «Девушку без адреса», семье выделили отдельную квартиру.

– У меня было счастливое детство, – рассказала «Экспресс газете» дочка режиссера Ольга Эльдаровна. – Картины отца я очень люблю, они рождались параллельно с моей жизнью. Впрочем, у папы хватало времени не только на работу, но и на меня. Учил кататься на лыжах и коньках, летом вывозил нас с мамой на курорты. Мы любили отдыхать на Рижском взморье и в Пицунде. 

С первой женой Зоей

Помню, приехали однажды в Адлер. Оттуда до Абхазии нужно было перелетать на вертолете. Приземлились, схватили чемоданы, вышли на шоссе и долго там стояли, как три беспризорника, – никто до санатория везти не хотел. Вдруг рядом резко останавливается машина, оттуда выбегает милый, доброжелательный грузин и сажает нас к себе.

По дороге выяснилось, что нашего спасителя зовут Зураб Церетели. Он, равно как и папа, тогда не был так известен, работал скульптором в Пицунде. Подружились. Церетели еще в первый вечер прислал нам корзину с фруктами и вином.Кстати, о спиртном. По словам дочери, когда Рязанов работал над «Гусарской балладой», он снял дом неподалеку от площадки.

Оля с удовольствием проводила там летние каникулы. Общалась с замечательными актерами, которые то и дело собирались после очередной смены у них. Глядя, как лихо взрослые выпивают, 12-летняя девочка однажды набралась смелости и попросила родителя дать ей попробовать крепкого напитка. Эльдар Александрович улыбнулся и…

наполнил фужер со словами:- Уж лучше пусть тут выпьет в хорошей компании, чем неизвестно с кем в подворотне.

С Олиной мамой Рязанов прожил почти четверть века, чуть-чуть не дотянув до серебряной свадьбы. 

Вторую супругу Нину Эльдар называл своей самой большой любовью

В последние годы супруги понимали, что дело идет к разводу – они все чаще ругались, постепенно отдаляясь друг от друга. А потом режиссер тайком от супруги стал встречаться с Ниной, в которую влюбился до беспамятства.

– Какие-то сволочи стали распускать слухи, что после развода родителей я с отцом не общалась, – кипятится дочка режиссера.

– Разумеется, к последующим после мамы женам отца я не питала симпатий, да и они ко мне тоже (было бы странно, если бы дела обстояли иначе), но это не мешало каждую неделю перезваниваться или приходить к папе. Позже он и сам стал к нам заглядывать, особенно после того, как я родила сына.

Папа с удовольствием возился с Митей, снимал его на видеокамеру. Отец, кстати, и с сыновьями своих жен всегда прекрасно ладил.Николай, отпрыск второй супруги Рязанова – Нины Скуйбиной, тоже стал кинорежиссером и даже помогал звездному отчиму снимать фильм «Небеса обетованные».

– Отношения с Эльдаром Александровичем у меня хорошие, – поделилсяНиколай Скуйбин. – Да и причин плохо к нему относиться никогда не возникало. Тем более что он очень любил мою маму и она его любила.

Слава богу, что в их жизни было несколько таких счастливых лет. Конечно, чувствовал, что не родной сын Рязанова, я же был довольно взрослым мужиком, когда мама вышла за него замуж, и он меня не воспитывал.

 

Источник: http://boshsoz.com/obshchestvo/19802-lyubovny-e-tajny-e-l-dara-ryazanova

Жёны Эльдара Рязанова — главные женщины в его судьбе

Публику всегда интересуют глубоко спрятанные от чужих глаз личные моменты жизни ее любимцев. В этом смысле, пожалуй, знаменитый режиссер, не мог бы удовлетворить  чьих-то сомнительных ожиданий «клубнички».

Никогда не слывший повесой, он не прельщался донжуанской сомнительной славой. Не волочился, не распутничал, а преклонялся перед тем, что, по сути, для него было всегда олицетворением единого целого – Жизнь и Женщина.

85 лет – перевернуты многие страницы непростой и удивительной судьбы. И их них: почти 15 лет с одной женщиной, 22 года незабываемого счастья с другой. И вот уже третий брак Рязанова достиг своего «совершеннолетия».

Первая жена Рязанова: студенческий роман

Однажды Эльдару Александровичу задали вопрос о женских именах, которые ему нравятся. И он перечислил: «Эмма, Нина, Ольга, Наташа, Татьяна, Людмила, Алла, Анна, Галина, Софья, Валя и все остальные женские имена». Случайно или нет, но среди них не нашлось места для имени Зоя. А ведь благодаря именно этой женщине, первой жене, Рязанов когда-то стал отцом.

Они познакомились во ВГИКе. Будущая жена Рязанова Фомина была немного старше. Но это не помешало развитию романа. Говорили, что он влюбился в нее сразу, как только увидел. И она отвергла ухаживания более солидных и перспективных (как тогда казалось) ухажеров. Умная и общительная девушка, очевидно, не могла ни привлечь внимание такого компанейского человека, как Рязанов.

Они вместе снимали свой дипломный фильм, и оба получили «отлично». Значит, было что-то еще, кроме женского обаяния, в Зое Петровне?! Такого человека, как Рязанов, никогда не привлекали «пустышки». А она была не просто домохозяйкой. Почти полвека проработала на Центральной студии документальных фильмов. Мало кто знает, что там же начинал и Эльдар Александрович.

Начало традиции: всегда и везде – вместе с женой

Так будет со всеми женами Рязанова. На работе и отдыхе – рядом с любимым человеком. Они были счастливы и молоды. Дурачились и чудачили тоже вместе. Так, Рязанов через много лет вспомнит, как в Париже отправились на стриптиз.

Их было 11 мужчин и одна женщина – Зоя, его жена. Когда спросили, откуда они, кто-то из друзей, благодаря знанию французского языка, соврал, что из Югославии. Для советских людей тогда это был запретный плод.

Поэтому все участники «культпохода» долгое время молчали о нем.

Эльдар Александрович и Зоя Петровна вместе были в первой своей творческой командировке в Ереване. У них были общие сюжеты для журнала «Пионерия».

А позже она стала режиссером фильмов «Твои книжки», «Спутник над планетой», «Великая Отечественная». Наконец, у них была любимая дочь, которую оба обожали. Даже когда Ольга была маленькой, Зоя не сидела без дела.

Сам Рязанов рассказывал, что, ухаживая за малышкой, его жена успевала шить наряды для дачниц всего Пушкино.

И потом внешне все было очень хорошо – никаких бурных выяснений отношений, но все чаще в последние годы их брака возникали ссоры на пустом месте. Эльдар Александрович (из-за дочери) скрывал, что уже появилась в его жизни такая страстная новая любовь.

Миф о том, что Зоя Петровна запрещала им встречаться, развеяла в своих воспоминаниях сама дочь Рязанова. Даже уйдя из семьи (кстати, забрав только книги), он не прекратит общения с Ольгой.

Но о первой своей жене, даже после ее смерти, он не особо любит рассказывать.

Нина Григорьевна Скуйбина — вторая жена Рязанова

Источник: http://starwives.ru/zheny-eldara-ryazanova.html

Биография Эльдара Рязанова: успехи в кинематографии, написании стихов и личной жизни

Вы здесь

Оглавление:

В 2015 году скончался замечательный советский режиссёр Рязанов Эльдар Александрович, биография которого столь насыщенна, что её хватило бы на добрый десяток людей.

Детство Рязанова

Родился прославленный режиссёр в семье ответственных работников торговли в Самаре, а дата рождения Эльдара Рязанова – 18 ноября 1927 года.

Отец Александр Семёнович и мать Шустерман Софья Михайловна работали в Тегеране в советском торговом представительстве, где и прошли первые годы маленького Эльдара, хотя Тегеран – вовсе не то место, где родился Эльдар Рязанов.

В Москву семья вернулась через три года, где его отца назначили руководить винным главком.

Но через два года после возвращения в СССР родители мальчика развелись, и он, как водится, остался с мамой. Позднее, когда мальчику исполнилось семь лет, мать вторично вышла замуж. Поэтому воспитание Эльдара продолжил отчим, с которым у того сразу же сложились хорошие отношения.

Отца же Рязанов почти не запомнил, поскольку расстался с ним в пять лет. Тот также скоро вторично женился, и у него появилась дочь. В 1938 году отца Рязанова осудили, и его жизнь трагически оборвалась.

Ещё маленьким мальчиком Эльдар любил читать и грезил о дальних странствиях.

Поэтому решил стать либо мореплавателем, путешествующим по миру, либо писателем, которые пишет книги на подобные темы. Он даже отправил письмо в Одесское мореходное училище, прося совета, что нужно сделать для осуществления своей мечты. Но тут началась война, и про мечты о странствиях пришлось надолго забыть.

А домашняя библиотека была постепенно обменяна на продукты или распродана.

Студенческие годы

После окончания школы юноша поступил во ВГИК. Режиссёром он стать вовсе не мечтал, а просто за компанию с приятелем сдал документы в этот ВУЗ. Наставником курса Рязанова на режиссёрском факультете был прекрасный режиссёр Григорий Козинцев, из-под руки которого вышли нашумевшие картины «С.В.Д.», «Шинель», «Новый Вавилон».

16-летний юноша поначалу не очень хотел учиться, что едва не привело его к отчислению. Но находчивость помогла ему удержаться, а чуть позднее он даже смог удивить своих педагогов. Сам Эйзенштейн, работавший в то время во ВГИКе, назвал Рязанова одним из наиболее способных студентов.

А в 1950 году Рязанов окончил ВГИК с отличием, сняв дипломную работу под названием «Они учатся в Москве».

Видео о студенческих годах Эльдара Рязанова

  • Пять лет Рязанов занимался документальным кино, снимая сюжеты для киножурналов «Советский спорт», «Пионерия», «Новости дня», смонтировав целиком некоторые из их выпусков.
  • В 1955 году он устроился на «Мосфильм» в качестве режиссёра и вместе с С. Гуровым снял первый в Союзе широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса», содержащий также игровые моменты.
  • Годом спустя сам мэтр комедии Иван Пырьев, руководивший «Мосфильмом», чуть ли не заставил Рязанова снимать кинокомедию. Чутьё его не подвело: вышедшая в 1956 году «Карнавальная ночь» имела ошеломительный успех. Сейчас даже невозможно поверить, что Рязанов четырежды пытался отказаться от съёмок, и только настойчивость Пырьева позволила миллионам зрителей до сих пор наслаждаться этим шедевром.

Последующие за «Карнавальной ночью» годы раскрыли широту его комедийного дарования. Это были:

  • «Девушка без адреса» – лирическая комедия 1957 года.
  • «Гусарская баллада» – героическая комедия 1962 года.
  • «Дайте жалобную книгу» – бытовая комедия 1964 года.
  • «Невероятные приключения итальянцев в России» – эксцентрическая комедия 1974 года.

С конца 60-х у рязановских фильмов стал заметен собственный стиль, определяемый как «лирическая трагикомедия».

В то же время начал формироваться костяк его кинематографической группы, куда вошли сценарист Эмиль Брагинский, композитор Андрей Петров, оператор Владимир Нахабцев и замечательные артисты – Юрий Яковлев, Лия Ахеджакова, Андрей Миронов, Валентина Талызина, Евгений Евстигнеев, Людмила Гурченко, Андрей Мягков, Олег Басилашвили, Георгий Бурков, Светлана Немоляева, Валентин Гафт.

В 1966 году на экраны вышел ещё один шедевр Рязанова – «Берегись автомобиля». Талант режиссёра и изумительная игра актёров превзошли любые ожидания, а сценарий был написан тандемом Рязанов-Брагинский. Конечно же, на этом фильмография Эльдара Рязанова не заканчивается.

На рубеже 60-х и 70-х Рязанов снял ряд фильмов, вошедших в отечественный «золотой фонд». Помимо упомянутых это были такие работы, как «Старики-разбойники», «Зигзаг удачи».

А новогоднюю программу 1976 года открыла лирическая комедия «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», которая стала культовой в истории русского кинематографа и непременной участницей всех последующих новогодних программ на территории многих стран бывшего СССР. На следующий год творческая группа, снимавшая этот фильм, была удостоена Государственной премии.

Казалось бы, странный вопрос, в каких фильмах снимался Эльдар Рязанов, имеет неожиданный для многих ответ – почти в каждом своём фильме он хоть на несколько секунд появлялся в кадре – это своеобразный автограф автора фильма.

В 1977 году был снят, пожалуй, лучший из фильмов Эльдара Рязанова – «Служебный роман», принёсший теперь уже мэтру комедийного жанра новый грандиозный успех. Авторский коллектив, снимавший этот фильм, получил за него в 1978 году Госпремию РСФСР им. Васильевых. К этому же периоду относятся и другие работы Рязанова, приумножившие славу режиссёру:

  • «Гараж».
  • «Вокзал для двоих».
  • «О бедном гусаре замолвите слово».
  • «Жестокий романс».

В 80-е годы в фильмах Рязанова становится всё меньше смешного и всё больше грустного. Режиссёр снял в это время фильмы «Дорогая Елена Сергеевна», «Забытые мелодии для флейты», документальный фильм «Четыре встречи с В.

Высоцким» к 50-летию актёра и барда. Вышедшая в 1991 году трагикомедия «Небеса обетованные» уже отражала веяние потрясений, происходивших со страной. В той же тематике затем последовали «Тихие омуты» и «Старые клячи».

Личная жизнь Эльдара Рязанова

Не менее разнообразна в биографии Рязанова Эльдара и личная жизнь. Он трижды был в браке. Со своей первой женой, тоже режиссёром, Зоей Фоминой Рязанов вместе учился. У них родилась дочь Ольга, которая после окончания МГУ работает киноведом и филологом.

Вторая жена Скуйбина Нина Григорьевна была редактором на «Мосфильме», пока не умерла от неизлечимой болезни.

Третья жена Эльдара Рязанова – Эмма Абайдуллина работала киноредактором и проводила его в последний путь.

В 1984 году Рязанов удостоился звания народного артиста СССР, а считать прочие его награды и призы кинофестивалей в небольшой статье не имеет смысла.

Другая деятельность Рязанова

С 1979 по 1985 год Эльдар Рязанов вёл популярную телепередачу «Кинопанорама». Помимо этого, он был ещё автором свыше 200 программ.

Многим запомнились телевизионные циклы «Белоснежка и семь гномов», «Восемь девок, один я», «Поговорим о странностях любви», «Разговоры на свежем воздухе», «Парижские тайны Эльдара Рязанова», где он взял интервью у Жана Марэ.

В 1993 году на его вопросы отвечал Борис Ельцин. Рязанов даже входил в жюри КВН в 1987 году.

В 2002 году Рязанова избрали президентом «НИКА» – Российской академии кинематографических искусств.

А на следующий год открылся киноклуб его имени, задуманный по словам самого Рязанова как своеобразный центр российской комедии.

В киноклубе три зала, в самом большом из них более пятисот посадочных мест, там проходят спектакли и фильмы наших и иностранных режиссёров, концерты, творческие встречи.

Поэтический талант Рязанова

Помимо режиссёрского таланта у Эльдара Рязанова был и не афишируемый им поэтический талант. Писать он начал даже раньше, чем стал режиссёром. Он писал тайно, но в 1944 году показал тетрадь своих стихов Константину Симонову.

В «Иронии судьбы» было много песен на стихи лучших поэтов.

А много позднее зрители узнали, что песни на стихи Эльдара Рязанова тоже существуют – «У природы нет плохой погоды» из «Служебного романа», хотя Рязанов их долго выдавал за перевод стихов Роберта Бёрнса.

У него получались очень мудрые строчки, а последнее стихотворение Эльдара Рязанова, написанное уже перед самой смертью, уже больше напоминает прощание:

Как и когда скончался Эльдар Рязанов?

Рязанов уходил долго и мучительно – после нескольких госпитализаций. Скончался Эльдар Рязанов 30 ноября 2015 года, уже после того, как его подключили к аппарату искусственной вентиляции лёгких. Причиной смерти стала сердечная недостаточность на фоне ряда тяжёлых заболеваний. Спасавшие Рязанова много раз медики на этот раз сделать ничего не смогли.

Видео-новость о кончине Эльдара Рязанова

Нравится ли Вам творчество Эльдара Рязанова? Какой фильм или стих Ваш самый любимый? Расскажите об этом в комментариях.

Источник: https://www.rutvet.ru/in-biografiya-eldara-ryazanova-uspehi-v-kinematografii-napisanii-stihov-i-lichnoy-zhizni-8432.html

Эльдар Рязанов: биография, фото, личная жизнь

Кинорежиссер, драматург, поэт, публицист, телеведущий — в каком бы амплуа он ни выступал, его искренность и непосредственность подкупали зрителя и читателя. Непревзойденный автор комедий, который каждый раз находил новую формулу смеха, — Эльдар Рязанов.

Мечты и планы: писатель, моряк, документалист

Эльдар Рязанов родился в Самаре. Его отец Александр Рязанов, бывший комиссар дивизии, разведчик, служил в то время в торговом представительстве СССР в Тегеране.

Сыну дали восточное имя, которое в переводе с персидского означает «хозяин страны». Вскоре Рязанова-старшего перевели в Москву на должность начальника винного главка.

Когда Эльдару едва исполнилось три года, родители расстались, а в 1938 году отца Рязанова осудили.

Вторым мужем матери — Софьи Шустерман — стал инженер Лев Копп. Эльдар Рязанов писал в автобиографии: «…меня с семилетнего возраста воспитывал отчим. Это был совершенно потрясающий человек. У меня есть сводный брат, и никогда в жизни я не чувствовал разницы отношений отчима к родному сыну и ко мне… Меня не пороли и не ставили в угол, но выговаривали так, чтобы я запоминал».

Во время войны семья год провела в эвакуации под Нижним Тагилом. Отчим работал на оборонном заводе, а маленький Эльдар ходил в школу, читал взахлеб и мечтал стать писателем:

Вернувшись в Москву, Эльдар сдал экзамены за 10-й класс экстерном. Юноша хотел стать моряком: он считал, что прежде, чем писать книги, надо получить богатый жизненный опыт.

Он отправил документы в Одесское мореходное училище, но учебное заведение находилось в эвакуации — ответ не пришел.

За компанию с товарищем 16-летний Рязанов пошел на вступительные испытания во ВГИК, где его приняли на режиссерский факультет.

В 1944 году курс набирал Григорий Козинцев — тогда еще молодой, но уже известный кинорежиссер, автор фильмов «С.В.Д.», «Юность Максима», «Возвращение Максима».

В 1950 году Эльдар Рязанов снял дипломный документальный фильм «Они учатся в Москве». Соавтором выступила его однокурсница и жена Зоя Фомина.

После выпуска супруги начали работать на Центральной студии документальных фильмов, вскоре родилась их дочь Ольга.

Рязанов много путешествовал по стране, снимал Сахалин и Кубань, спортивные соревнования и сюжеты для новостных сборников. В книге «Неподведенные итоги» режиссер писал: «Документальное кино тех лет не имело никакого отношения ни к жизни, ни к документу, ни к правде.

Обожествлялся великий вождь, воспевалась зажиточная жизнь народа, всячески создавалось на экране ощущение постоянного всенародного праздника». В 1955 году Эльдар Рязанов ушел на «Мосфильм», чтобы снимать игровое кино.

Директора «Мосфильма» Ивана Пырьева он позже называл своим третьим учителем после Григория Козинцева и Сергея Эйзенштейна, который читал во ВГИКе теорию кинорежиссуры.

Хрупкий мир комедии

В 1955 году в соавторстве с Сергеем Гуровым Рязанов снял первый советский фильм-ревю (фильм-ревю — один из жанров музыкального кино) «Весенние голоса».

Иван Пырьев — мастер музыкальной комедии — тут же предложил Рязанову взяться за сценарий «Карнавальной ночи»… и услышал отказ. Молодой режиссер хотел заниматься «серьезным» кино.

Но Пырьев был уверен: мелодрамы снимают многие, а создавать хорошие комедии могут единицы. Под нажимом всесильного директора «Мосфильма» Рязанов сдался.

Деньги, отпущенные на картину, заканчивались, сроки поджимали, съемочная группа испытывала начинающего режиссера на прочность. И все-таки фильм вышел на экраны.

После премьеры на Рязанова и исполнительницу главной роли Людмилу Гурченко обрушилась всесоюзная слава. Режиссер стал работать в комедийном жанре, по его мнению «хрупком и беззащитном», требующем особенно бережного отношения.

Вышли картины «Девушка без адреса» (1957), «Человек ниоткуда» (1961), «Дайте жалобную книгу» (1965). В фильме «Дайте жалобную книгу» Эльдар Рязанов и сам сыграл небольшую роль главного редактора газеты.

Впоследствии он нередко снимался в своих картинах в эпизодах.

В 1963 году Эльдар Рязанов и драматург Эмиль Брагинский написали сценарий «Угнали машину». Так родился их многолетний творческий дуэт. Но снимать картину не разрешили: вор Деточкин не мог быть положительным героем. Авторы переработали сценарий в повесть, и журнал «Молодая гвардия» опубликовал ее под названием «Берегись автомобиля».

В 1966 году Рязанов все же снял фильм по написанному ранее сценарию. Главного героя должен был играть Юрий Никулин, но во время съемок он уехал на гастроли с цирком, в котором работал, — и настойчивый режиссер убедил сниматься Иннокентия Смоктуновского.

Музыку для «Берегись автомобиля» написал композитор Андрей Петров, будущий соавтор многих рязановских фильмов.

Как бывший кинодокументалист, Эльдар Рязанов стремился к достоверности. С одной стороны, он считал, что комедия должна быть «без зауми, с легкой поступью». С другой стороны, режиссеру были чужды красивость, «зализанность» и легковесность.

Он не боялся затрагивать в картинах острые социальные темы, из-за чего каждая новая лента рисковала не пройти цензуру. Даже «Гусарская баллада» (1962), чистый образец героической комедии, оказалась под угрозой запрета.

Роль Кутузова сыграл выдающийся комический актер Игорь Ильинский — Огурцов из «Карнавальной ночи», в чем чиновники усмотрели издевательство над отечественной историей.

«Для меня всегда на первом месте — реальность»

Работы Рязанова 1970–80-х годов все больше раздвигали рамки комедийного жанра.

Появились философская комедия «Старики-разбойники» (1971), захватывающая буффонада «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973), лирическая «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975), производственная комедия «Служебный роман» (1977) и, наконец, «Гараж» (1979) — фильм-сатира о социалистическом обществе, где человек человеку волк.

В работе над этими картинами активно участвовала вторая жена режиссера, редактор «Мосфильма» Нина Скуйбина. Картина «Ирония судьбы, или С легким паром!» по пьесе Брагинского и Рязанова была удостоена Государственной премии СССР в 1977 году. В 1984 году Эльдар Рязанов стал народным артистом СССР.

В 1982 году Рязанов прочитал пьесу Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». Трагическую историю о крахе идеологии шестидесятников, к поколению которых принадлежала учительница Елена Сергеевна, удалось перенести на экраны лишь в 1988 году.

Еще до перестройки Рязанов обращался к ряду произведений — «Мастеру и Маргарите» Михаила Булгакова, «Самоубийце» Николая Эрдмана, роману Владимира Войновича об Иване Чонкине, «Дракону» Евгения Шварца. Но разрешений снимать так и не получил. Тогда его внимание привлекла классика.

В 1984 году вышла экранизация «Бесприданницы» Александра Островского — картина «Жестокий романс», удостоенная главного приза кинофестиваля в Дели. Символом новой эпохи стала трагикомедия «Небеса обетованные».

В 1992 году на кинофестивале в Мадриде «Небеса обетованные» получили Гран-при «За лучший фантастический фильм». Рязанов вспоминал об этом казусе: «Картина, с болью и горечью рассказывающая о наших бедах, о тяжелой жизни, о нищих, об обиженных системой людях, была воспринята на Западе как элегантная фантазия русского режиссера».

В это же время возобновилась работа режиссера на телевидении: в 1980-е Эльдар Рязанов вел передачу «Кинопанорама». В эпоху независимого ТВ он снимал телеинтервью с известными людьми, творческие вечера и авторские программы.

Стали издаваться его книги — пьесы, стихи, художественная проза, мемуары и публицистика. В тяжелый для отечественной киноиндустрии период спонсоры вкладывали деньги в его фильмы.

После 1991 года режиссер снял около 15 лент для кино и телевидения.

Эльдара Рязанова не стало 30 ноября 2015 года. Его именем названа улица в Москве. В октябре 2017 года в Самаре был торжественно открыт памятник кинорежиссеру рядом с домом, где он родился.

Источник: https://www.culture.ru/persons/2200/eldar-ryazanov

Три жены Эльдара Рязанова

Великий Эльдар Рязанов частенько говорил: «Главная задача режиссера — окружить себя талантливыми людьми и заставить работать на себя» Этот принцип он распространял и на женщин – три раза мэтр вступал в законный брак, и все своих жен любил по-настоящему.

Мать его единственного ребенка

Первой женой стала Зоя Фомина. Они вместе учились во ВГИКЕ, и девушка была старше Эльдара на три года. Она не воспринимала ухаживания юного Эльдара всерьез, но амбициозный студент не сдавался. Он добился расположения своей возлюбленной, и они поженились

В 1951 году у супругов родилась дочка Ольга. Спустя много лет единственная дочь маститого режиссера обнародовала часть личной переписки своих родителей, из которой понятно, что Эльдар Александрович свою жену обожал. «Эти письма пропитаны эротикой. Папа просто умирал от любви, по началу не очень разделенной».

Воспитанием Ольги в основном занималась бабушка. Родители были погружены в работу, они оба бредили кино. Зоя Рязанова (Фомина) трудилась на Центральной студии документальных фильмов, на которой начинал свою кино карьеру и Рязанов.

Рязанов с Зоей были очень близки. Режиссер вспоминал, что они в Париже вместе ходили на стриптиз. Когда кто-то из французов спросил, откуда они, кто-то из их компании соврал, что из Югославии. Каждый советский человек, сходивший в заграничной командировке на стриптиз, рисковал стать не выездным.

Зоя была деятельной женщиной, и кроме роли жены и матери успешно реализовывалась в профессии. Она работала в качестве режиссера над такими документальными лентами, как «Твои книжки», «Спутник над планетой», «Великая Отечественная». Даже во время декретного отпуска она не сидела сложа руки – шила платья на продажу, одев в свои супермодные обновки всех дачниц в Пушкино.

Первый брак Рязанова продлился более двадцати лет, но пресловутый кризис среднего возраста нежданно подстерег эту удивительную пару. И внешне вроде бы все хорошо – супруги состоялись в профессии, вырастили прекрасную дочь… Но внутри семьи росло недопонимание, возникали конфликты.

Та любовь, что после сорока

В это время Рязанов встретил и полюбил другую. Он не стал отрезать по кусочку, он развелся стразу. В последнем своем письме к Зое он написал «Расстаться с тобой – все равно что содрать кожу». Хоть впереди и была новая любовь, полная новых впечатлений и главных фильмов, Эльдар Александрович болезненно прощался с таким большим, таким важным этапом в своей жизни.

Вторая жена Эльдара Рязанова – Нина Скуйбина работала главным редактором киноработников объединения «Мосфильм». Встрече с Рязановым предшествовала большая личная трагедия женщины – она похоронила своего первого мужа, режиссера Владимира Николаевича Скуйбина.

У первого супруга Нины обнаружили редкую болезнь, при которой постепенно атрофируются все мышцы. Свой фильм «На графских развалинах» он снимал частично парализованным, а последнюю картину – «Суд» уже полностью обездвиженным. Его руками, ногами и сердцем была верная жена, самоотверженная русская женщина, Нина Скуйбина.

Рязанов влюбился в нее с первого взгляда. В то время уже знаменитый режиссер, он мог рассчитывать на взаимность первых красавиц советского кино, но его выбор пал на умную, одухотворенную и по-настоящему сильную Нину Скуйбину.

Интересные заметки:

В то время уже зрелые люди (Нине Суйбиной было 40 лет), они буквально опешили от нахлынувшего на них чувства. В то время Рязанов снимал «Берегись автомобиля», и все коллеги замечали, что с ним происходит что-то необычное. Бежит, сбивает всех с ног, ничего вокруг не видит и не слышит, и при этом светится от счастья.

Рязанов был влюблен, и они поженились. Уже в фильме «Берегись автомобиля» появляются те светлые, лирические, чисто рязановские нотки. Лучшие свои картины «Ирония судьбы, или с легким паром», «Служебный роман», «Гараж» он снял, будучи в браке с Ниной Григорьевной.

Официально она не работала с ним в одних картинах, но была фактически редактором всех его фильмов. Она часто присутствовала на съемках, и могла в одно мгновения погасить любую вспышку ярости режиссера. Разозлившись на актеров, он мог вспылить, но неведомо откуда взявшийся бутерброд, ласковое слово смягчали эмоциональный всплеск мэтра.

Этот брак длился долго, пока смерть не разлучила их. В 1994 году Нина Скуйбина умерла от рака. Супруг и сын от первого брака боролись до последнего, старались предпринять все усилия, отвезли любимую женщину в Мюнхенскую клинику, но ничего не помогло.

Эта смерь стала для Рязанова и его смертью. Похоронив жену на Новоддевичьем кладбище, он подготовил рядом место и для себя, и на могиле установил камень из двух половин. На одном из них была нанесена надпись «Нина Григорьевна Скуйбина- Рязанова», а под другим он хотел лежать сам.

Последняя женщина

Уход любимой женщины едва не убил самого Эльдара Рязанова. Он захандрил, у него обострились все болезни. Дочь, пасынок вместе со своей женой поочередно находились рядом с Рязановым, беспокоясь о его здоровье.

Спустя год после смерти жены в жизни режиссера появилась Эмма Абайдулина. Она и раньше была знакома с ним, их жизнь периодически сталкивала, не сближая.

Эмма была журналисткой, и в 1987 году брала у мэтра интервью. Позже их пути так же пересекались,

Эмма Валериановна родилась в 1941 году. Первым ее мужем был инженер конструктор, а вторым – известный композитор. Павел Аедоницкий, автор песен для Анны Герман, Иосифа Кобзона, Льва Лещенко.

Второй супруг был старше Эммы на 18 лет, и в связи с этим ее обвиняли в нечистоплотности, корысти, называли «охотницей за вдовцами», ведь незадолго до их свадьбы композитор похоронил свою жену.

Этот брак не продлился долго, меньше чем через год супруги развелись.

Тогда, после смерти жены Рязанова Эмма буквально вдохнула в него жизнь. Близкие и родный с благодарностью вспоминают имя третьей жены Рязанова, потому как сами стали свидетелями чудесного возрождения мэтра. Эльдар Александрович говорил, что живет только благодаря Эмме.

Будучи в браке с Рязановым, его третья супруга нигде не работала, полностью посвятив себя заботе о пожилом уже мастере, занималась редактурой его рукописей и других работ. В фильме «Ключ от спальни» она официально заявлена в титрах как редактор, а этого не удостаивалась ни одна из жен.

Эмма Абайдуллина была рядом с Рязановым до конца жизни, значительно отодвинув срок его кончины.

Единственное, о чем злословит кино сообщество, это о том, что она не выполнила волю покойного. Как известно, он хотел быть похороненным рядом со своей второй женой, Ниной Скуйбиной. Однако Эмма обратилась к Никите Михалкову, с которым у Рязанова были более чем натянутые отношения, с просьбой найти место на Новодевичьем кладбище. В итоге его похоронили отдельно.

Источник: https://rustars.tv/family/tri-zheny-eldara-ryazanova.html

Мемория. Эльдар Рязанов – ПОЛИТ.РУ

18 ноября 1927 года родился кинорежиссер Эльдар Рязанов.

Личное дело

Эльдар Александрович Рязанов (1927-2015) родился  в Самаре в семье работников советского торгпредства Александра Семеновича Рязанова и Софьи Михайловны Рязановой. Родители назвали сына Эльдаром (в переводе с персидского – «владеющий страной»), в память о своей службе в торгпредстве СССР в Тегеране.

Вскоре семья Рязановых перебралась в Москву. Родители разошлись, когда маленьком Эльдару было всего три года. До семи лет мать растила его одна, потом снова вышла замуж – за вдовца с ребенком инженера Льва Коппа, который воспитывал Эльдара как родного сына.

Мальчик с детства много читал, даже хотел стать писателем, мечтал о путешествиях и после окончания десятого класса отправил письмо-заявление в Одесское мореходное училище. Но уже шла война, и ответа так и не пришло.

Рязанов поступил на режиссерский факультет во Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК) в мастерскую Г. М. Козинцева. Окончил ВГИК в 1950 году.

Его дипломной работой стала документальная лента «Они учатся в Москве», снятая совместно с однокурсницей З. П. Фоминой.

После получения диплома пять лет проработал на Центральной студии документальных фильмов, изъездив всю страну: от Камчатки до Кубани.

Снимал сюжеты для киножурналов «Пионерия», «Советский спорт», «Новости дня», снял несколько киноочерков – «Дорога имени Октября» (с Л. Дербышевой, 1951), «На первенство мира по шахматам» (1951), «Твои книжки» (с З. П. Фоминой), «Недалеко от Краснодара» (оба 1953), «Остров Сахалин» (с В. В. Катаняном, 1954).

В 1955 году Рязанов пришел на киностудию «Мосфильм», где вместе с Сергеем Гуровым поставил первый советский широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса», в котором имелись и игровые эпизоды. А через год руководивший тогда «Мосфильмом» Иван Пырьев уговорил молодого режиссера попробовать снять музыкальную кинокомедию.

Вышедший на экраны в 1956 году фильм Рязанова «Карнавальная ночь» имел ошеломительный успех. Сыгравшие в нем  молодые актеры Людмила Гурченко и Юрий Белов мгновенно стали кинозвездами.

За следующие несколько лет Рязанов поставил лирическую комедию «Девушка без адреса» (1957), героическую комедию «Гусарская баллада» (1962) и бытовую комедию «Дайте жалобную книгу» (1964)

А в 1961 году сделал две сатирические ленты: новеллу «Как создавался Робинзон» по одноименному рассказу И. Ильфа и Е. Петрова и «Человек ниоткуда» (в прокате почти не шел из-за цензурного запрета). В «Человеке ниоткуда» состоялся актерский кинодебют Сергея Юрского и Анатолия Папанова.

В 1966 выходит один из самых знаменитых фильмов Рязанова, главная «интеллектуальная комедия» 60-х годов «Берегись автомобиля», основанная на городском анекдоте про благородного угонщика машин.

Далее были сняты трагикомедии  «Зигзаг удачи» (1968) и «Старики-разбойники» (1971). В 1973 году в прокат вышел советско-итальянский комедийно-приключенческий кинофильм в жанре буффонады «Невероятные приключения итальянцев в России», снятый Рязановым совместно с итальянским режиссером Франко Проспери.

В марте 1974 года Рязанову было присвоено звание Народного артиста РСФСР.

«Главный новогодний телефильм Советского Союза» – комедия «Ирония судьбы, или С легким паром!» вышла на телеэкраны 1 января 1976 года в 17:45 по первой программе Центрального телевидения. За эту картину в 1977 году Рязанов получил Государственную премию СССР и был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Дальше последовали знаменитые «Служебный роман» (1977), сатирическая трагикомедия «Гараж» (1979), телефильм «О бедном гусаре замолвите слово» (1980),  мелодрама «Вокзал для двоих» (1982).

В 1984 году Рязанов снимает кинофильм «Жестокий романс» по мотивам пьесы А.Островского «Бесприданница». Фильм был признан «лучшим фильмом года» по версии журнала «Советский экран», получил несколько наград.

Прозвучавшие в нем песни и романсы мгновенно стали популярными – саундтрек фильма сразу же после показа был выпущен на пластинке и аудиокассетах.

При этом критики писали разгромные рецензии, обвиняя режиссера в отходе от авторской трактовки пьесы и неправильной расстановке акцентов.

С 1979 по 1985 годы Рязанов был ведущим телепередачи «Кинопанорама».  

С началом Перестройки на экраны выходят картины Рязанова «Забытая мелодия для флейты» (1987) и «Дорогая Елена Сергеевна» (1988) – первый фильм режиссера на молодежную тему и первый фильм, снятый в жанре социальной психологической драмы.

В «лихие 90-е» Рязанов снял всего три  кинокартины – «Старые клячи» (1991), «Предсказание» (1993) и «Привет, дуралеи!» (1996).

Зато на стыке веков – в 2000 году – вышли сразу два фильма Рязанова: «Небеса обетованные» и «Тихие омуты».

В 2002 году Рязанов стал президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника».

В 2003 он снимает комедию «Ключ от спальни», в 2007 – фильм-сказку «Андерсен. Жизнь без любви».

В 2010 году Рязанов стал одним из основателей общественной организации российских кинематографистов «КиноСоюз».

В последние годы жизни режиссер много болел. В 2010 и 2011 годах перенес операции на сердце и с тех пор не раз госпитализировался. В конце 2014 года врачи диагностировали у Рязанова острое нарушение мозгового кровообращения, а в августе 2015-го он перенес инфаркт.

Эльдар Рязанов скончался от острой сердечной недостаточности вскоре после своего 88 дня рождения – в ночь с 29 на 30 ноября 2015 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Чем знаменит

“Невероятные приключения итальянцев в России”

mosfilm.ru

Кинорежиссер, сценарист и актер, поэт и драматург, продюсер, телеведущий – все это Эльдар Рязанов.

Он был одним из самых знаменитых и плодовитых режиссеров советского кино, в каком-то смысле – символом эпохи.

  После выхода на телеэкраны 1 января 1976 года картины «Ирония судьбы» на первой программе Центрального телевидения вот уже сорок лет «каждый год 31 декабря» ее показывают на первом канале.

Двадцать лет назад, в 1997 году, в статье, посвященной 70-летнему юбилею режиссера, кинокритик и киновед Андрей Плахов писал: «Летописцы и аналитики внимательно следят за новогодними телепрограммами и уверяют, что отсутствие в них словосочетания “С легким паром!” возвестит точнее других свидетельств о конце великой и прекрасной советской эпохи. И возможно, этот конец не за горами».

О чем надо знать

Эльдар Рязанов был не только кинорежиссером, но также писателем и поэтом. В 70-е – 80-е годы прошлого века вышло несколько его книг, в том числе сборник стихотворений «Ностальгия». Некоторые стихи звучат в его кинофильмах. В частности, песня из фильма «Служебный роман» «У природы нет плохой погоды» была написана самим режиссером.

Вышедший в 1993 году фильм «Предсказание» был снят Рязановым  по своей одноименной повести, написанной в 1990 и впервые опубликованной в 1991 году.

Прямая речь

О том, когда было лучшее время для творчества – во времена СССР или в новой России:  «Хорошего времени не было никогда. Потому что раньше были идеологические препоны, коммунистические догмы, с которыми мы должны были считаться, а сейчас финансовые “рогатки”, которые иногда преодолеть труднее, чем идеологические.

Мы, в советское время, приспосабливались, обманывали, хитрили, у нас были всякие свои приспособления. Хотя это было очень противно, потому что фильмы нам уродовали, сценарии заставляли переделывать, что-то вырезать. А сейчас то, что делать, нам диктует малообразованная часть нашего населения.

Слово “быдло” не хочется употреблять, но это люди, которые находятся на грани дебилизма».

О своих любимых картинах:  «Я сопереживаю тем фильмам, которые я сам считаю хорошими, но у которых не было такой шикарной прокатной судьбы, как у “Иронии судьбы”, “Служебного романа” или “Жестокого романса”. Есть у меня какая-то боль по этому поводу.  

Эти фильмы мало кто знает, это “Человек ниоткуда” – дебют Сергея Юрского и Анатолия Папанова. Фильм о снежном человеке, который пришел в Москву. Этот фильм попал под “сусловский трамвай”. Он сказал, что это за человек “ни оттуда”… Фильм не выпустили, он 28 лет пролежал на полке, т.е. в тюрьме… Хорошо, что там не автор был, а фильм все-таки.

Фильм “Предсказание”, который я снял 93 году, когда была черная дыра, все фильмы уходили в никуда, кинотеатры закрылись, в них устраивались караоке, вселялись банки, там продавали мебель, автомобили, все что угодно, только не кино. Этот фильм никто не увидел. И “Дорогая Елена Сергеевна” – острый фильм о молодежи, я его снял в 88 году.

Он тоже попал в какое-то межпрокатное существование, его тоже никто не видел.  

Эти три картины, которыми я горжусь и считаю, что они одни из моих лучших картин, большинство зрителей не видели и даже не подозревают о том, что я их сделал».

Журналист Наталья Барабаш об Эльдаре Рязанове: «В поздние советские времена было три света в нашем киношном окошке. Рязанов, Данелия и Гайдай. Я не знаю, что делала бы советская власть, если бы они не появились.

Именно эти трое заряжали весь занимавший тогда огромные территории советский народ светлой энергией радости, настоящим, а не картонным оптимизмом, смеховой прививкой от властной тупости.

Они были психотерапевты всея Руси».

8 фактов об Эльдаре Рязанове

  • Эльдар Рязанов родился в Самаре, поскольку там жили его бабушка и тети по материнской линии – перед родами его мама решила перебраться поближе к родственникам.
  • Своего родного отца Эльдар Рязанов не видел много лет: в 1938 году его арестовали и осудили на пять лет исправительно-трудовых лагерей. После неудачного побега он получил дополнительный срок и в общей сложности отсидел 17 лет. Лишь в начале 60-х годов, когда Рязанов был уже известным кинорежиссером, отец нашел сына. «Но близкого контакта не получилось: пришел совершенно чужой, сломанный жизнью человек», — вспоминал впоследствии режиссер.
  • Помимо кинофильмов, Рязановым было создано более 200 авторских телевизионных программ. Наиболее популярными стали телевизионные циклы «Восемь девок, один я», «Белоснежка и семь гномов», «Разговоры на свежем воздухе», цикл передач о выдающихся людях «Поговорим о странностях любви», «Парижские тайны Эльдара Рязанова».
  • Практически во всех своих фильмах Эльдар Рязанов обязательно появлялся в кадре в эпизодических ролях – своеобразная «подпись» создателя картины. В фильме «Берегись автомобиля» сыграл пассажира троллейбуса Любы, в «Иронии судьбы» – пассажира в самолете, на плече которого спал Женя Лукашин, в «Гараже» – проспавшего весь фильм начальника отдела насекомых и т.д.
  • В 2007 году вышли сразу два сиквела культовых картин режиссера – «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя» и «Ирония судьбы. Продолжение», (режиссер Тимур Бекмамбетов). Во второй «Иронии судьбы», как и в первой, Рязанов сыграл эпизодическую роль пассажира самолета.
  • Был членом жюри на финальной игре Высшей лиги КВН 1987 года.
  • Рязанов был трижды женат. Его первой супругой была Зоя Фомина, режиссер документальных фильмов. Вместе они прожили почти четверть века. В этом браке у Рязанова родилась дочь Ольга. Вторая жена Рязанова — редактор на Мосфильме Нина Скуйбина, умерла от рака. Совместных детей у пары не было. После смерти Нины режиссер женился в третий раз — на киноредакторе Эмме Абайдуллиной, которая и ухаживала за ним в последние годы жизни.
  • В 2012 году к 85-летнему юбилею режиссера в Самаре был установлен памятник Юрию Деточкину — герою Рязановского фильма «Берегись автомобиля». Тогда же режиссеру присвоили звание «Почетный гражданин Самары». 27 октября 2017 года в Самаре был открыт и первый в России памятник Эльдару Рязанову. Он установлен в сквере имени Рязанова недалеко от дома 120 по улице Фрунзе, где режиссер родился.
Читайте также:  Святослав ещенко - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Материалы об Эльдаре Рязанове

Эльдар Рязанов – биография, информация, личная жизнь

«Готов к труду и обороне». К 70-летию Эльдара Рязанова. Коммерсантъ, 1997 год.

Интервью с Эльдаром Рязановым, BBC, 2007 год.

Статья в МК памяти Эльдара Рязанова

Статья об Эльдаре Рязанове в Википедии

Источник: http://polit.ru/news/2017/11/18/ryazanov/

News: Breaking stories & updates

Эльдар Александрович Рязанов. Родился 18 ноября 1927 года в Самаре. Умер 29 ноября 2015 года в Москве. Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, поэт, драматург, педагог, профессор. Народный артист СССР (1984).

Лауреат Государственной премии СССР (1977) и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1979).

Эльдар Рязанов родился 18 ноября 1927 года в Самаре, где жили родители матери.

Родители – Александр Семёнович Рязанов и Софья Михайловна Рязанова (Шустерман, 1902-1969) – работники советского торгпредства в Тегеране.

Вскоре семья Рязановых переехала в Москву, где его отец работал начальником винного главка.

В 1930-х годах семья распалась, и будущий кинорежиссёр воспитывался матерью.

Затем мать вышла замуж за инженера, вдовца с ребёнком. С семи лет Эльдара воспитывал отчим, который к пасынку относился, как к родному сыну.

Отец Рязанова женился вторично, у него родилась дочь. В 1938-м его арестовали и дали пять лет. Рязанов-старший бежал из лагеря, после поимки ему добавили десять лет, а в общей сложности он отсидел 17.

В годы войны Эльдар написал отцу письмо и получил ответ с лаконичным описанием северной природы. В начале 1960-х отец нашел сына по его фильмам.

Эльдар Рязанов с детства любил читать, собирался стать писателем, мечтал о путешествиях.

После окончания десятилетки он даже отправил письмо-заявление в Одесское мореходное училище. Но шла война, и ответа он не дождался.

Волею случая Рязанов стал студентом 1-го курса ВГИКа (мастерская Г. М. Козинцева). К тому времени Козинцев был уже всемирно знаменитым режиссёром, автором таких фильмов, как «Шинель» (1926), «С. В. Д.» (1928), «Новый Вавилон» (1929), «Одна» (1931), трилогия о Максиме (1934-1939) (все – совместно с Леонидом Траубергом).

В 1950 году Эльдар Рязанов окончил ВГИК, защитившись (совместно с однокурсницей З. П. Фоминой) документальной лентой «Они учатся в Москве». Молодые режиссёры получили диплом с отличием.

На протяжении 5 лет Рязанов работал в документальном кино на Центральной студии документальных фильмов. Он снимал киносюжеты для киножурналов «Пионерия», «Советский спорт», «Новости дня», несколько выпусков смонтировал целиком.

Рязанов также сделал киноочерки «Дорога имени Октября» (с Л. Дербышевой, 1951), «На первенство мира по шахматам» (1952), «Твои книжки» (с З. П. Фоминой), «Недалеко от Краснодара» (оба 1953), «Остров Сахалин» (с В. В. Катаняном, 1954).

В 1955 году Рязанов стал режиссёром киностудии «Мосфильм» и поставил (с Сергеем Гуровым) первый советский широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса», в котором были и игровые эпизоды. А через год руководитель киностудии «Мосфильм» И. А.

Пырьев буквально заставил Рязанова взяться за кинокомедию. Фильм «Карнавальная ночь» (1956) имел колоссальный успех.

Знаменитый Игорь Ильинский сыграл одну из своих лучших ролей – бюрократа Огурцова, а молодые актёры Людмила Гурченко и Юрий Белов стали кинозвёздами.

В последующие несколько лет Рязанов поставил лирическую комедию «Девушка без адреса» (1957), героическую комедию «Гусарская баллада» (1962), бытовую комедию «Дайте жалобную книгу» (1964), эксцентрическую комедию «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973).

В 1961 году Рязанов сделал две сатирические ленты: «Как создавался Робинзон» (по одноимённому рассказу И. Ильфа и Е. Петрова, новелла в комедийном альманахе «Совершенно серьёзно») и «Человек ниоткуда» (1961, в прокате почти не шёл из-за цензурного запрета). В «Человеке ниоткуда» выступили Сергей Юрский и Анатолий Папанов. Папанов, уже известный в театральном мире, сыграл в фильме 4 роли.

В создании фильма «Гусарская баллада» большую помощь Э. А. Рязанову снова оказал И. А. Пырьев, добившийся разрешения постановки и уговоривший сниматься в роли поручика Ржевского Юрия Яковлева.

Самому Рязанову стоило огромных усилий убедить киноначальство, что лучшая кандидатура на роль Михаила Кутузова – Игорь Ильинский, и что фильм не искажает русскую историю, а романтизирует её.

Пьесу Александра Гладкова «Давным-давно», послужившую драматургической основой для фильма, Рязанов сократил, в то же время ему пришлось дописать несколько стихотворных эпизодов. Сделано это было настолько корректно и в стиле диалогов пьесы, что не вызвало у автора никаких возражений.

В 1960-е годы сложился своеобразный коллектив творческих единомышленников Рязанова: Эмиль Брагинский (сценарист), Андрей Петров (композитор), Владимир Нахабцев (оператор), актёры: Юрий Яковлев, Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Валентина Талызина; позднее также Лия Ахеджакова, Андрей Мягков, Олег Басилашвили, Валентин Гафт, Георгий Бурков, Светлана Немоляева, Алиса Фрейндлих.

В 1966 году Рязанов снял одну из своих лучших картин – «Берегись автомобиля». Фильм был основан на городском анекдоте про благородного угонщика машин.

Большим успехом пользовались дальнейшие работы Рязанова: 1968 – «Зигзаг удачи», 1971 – «Старики-разбойники», 1973 – «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973), 1975 – «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», ставший неотъемлемым атрибутом Нового года.

В 1977 году Рязанов снял картину «Служебный роман», в 1979-м – «Гараж», в 1980-м – «О бедном гусаре замолвите слово».

В 1982-м году был снят «Вокзал для двоих», в 1984-м – «Жестокий романс» по мотивам пьесы А. Н. Островского «Бесприданница».

, автором и режиссёром которой была Ксения Маринина.

В 1979-1985 годах Эльдар Рязанов работал в качестве ведущего телепередачи «Кинопанорама»

В перестроечную эпоху Рязанов снял картины «Забытая мелодия для флейты» (1987), «Дорогая Елена Сергеевна» (1988), «Небеса обетованные» (1991).

Рязановым создано более 200 авторских телевизионных программ. Наиболее популярными стали телевизионные циклы: «Восемь девок, один я», «Белоснежка и семь гномов», «Разговоры на свежем воздухе», «Поговорим о странностях любви» (цикл передач о выдающихся людях), «Парижские тайны Эльдара Рязанова (ОРТ)» (в этом цикле вышло, в частности, интервью Рязанова с Жаном Маре).

В 2002 году Э. А. Рязанов стал президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника».

23 января 2005 года открылся киноклуб Эльдара Рязанова. Киноклуб задуман, по выражению самого Рязанова, как своеобразный центр отечественной комедии.

Рязанов преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров (среди его учеников – режиссёры Ю. Б. Мамин, И. В. Дыховичный, Е. Цымбал, И. Фридберг).

Рязанов имеет особую общественно-политическую позицию.

В марте 2014 года вместе с другими подписал письмо российского «Союза кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений» своим коллегам с Украины, осуждающее «российскую военную интервенцию» на Украину.

Также в марте 2014 г. вместе с другими подписал обращение инициативной группы по проведению Конгресса интеллигенции «Против войны, против самоизоляции России, против реставрации тоталитаризма».

31 августа 2010 года был госпитализирован c диагнозом деформирующий остеохондроз позвоночника. Из-за этого заболевания у артиста возникли проблемы со зрением и слухом.

24 ноября 2014 года Рязанов был госпитализирован в тяжелом состоянии в НИИ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко с диагнозом «острое нарушение мозгового кровообращения». 28 января 2015 года Эльдар Рязанов был выписан из больницы.

В начале августа 2015 режиссер перенес инфаркт, вызванный отеком легкого. В ночь с 5 на 6 сентября 2015 ряд СМИ сообщили, что у 87-летнего режиссера начался приступ удушья.

После осмотра прибывшая бригада врачей приняла решение госпитализировать кинорежиссера в одну из столичных клиник, сославшись на предварительный диагноз – инфаркт.

21 ноября 2015 года Эльдар Рязанов был повторно госпитализирован, а его состояние оценено как тяжёлое.

В ночь с 29 на 30 ноября, около полуночи, он скончался в больнице в Москве в возрасте 88 лет от острой сердечной недостаточности.

Первая супруга – Зоя Фомина (1924 г.р.), режиссёр. Дочь – Ольга Эльдаровна Рязанова (1951 г. р.), окончила МГУ, филолог, киновед. Внук – Дмитрий Трояновский, телекорреспондент.

Вторая супруга – Нина Григорьевна Скуйбина (1930-1994), редактор на Мосфильме (1970-1994).

Третья супруга – Эмма Валериановна Абайдуллина (1941 г. р.), киноредактор.

Эльдар Рязанов и Эмма Абайдуллина (на заднем плане старший сын Абайдуллиной)

1950 – «Они учатся в Москве» (совместно с З. Фоминой) 1951 – «Дорога имени Октября» (режиссёр, совместно с Л. Дербышевой) 1951 – «На первенство мира по шахматам» (режиссёр) 1953 – «Твои книжки» (режиссёр, совместно с З. Фоминой) 1953 – «Недалеко от Краснодара» (режиссёр) 1954 – «Остров Сахалин» (режиссёр, совместно с В.

Катаняном) 1956 – «В дальневосточных морях» (режиссёр, совместно с В. Катаняном) 1987 – «Четыре встречи с Владимиром Высоцким» (автор сценария и ведущий, реж. М. Добросельская) 1993 – «День в семье президента» (режиссёр, автор сценария и ведущий) 1994 – «Я – легкомысленный грузин» (ведущий, реж. А. Пищулин) 1996 – «Артист совсем не то же, что актер…

» (ведущий, реж. В. Фоменко)

1997 – «Единица порядочности – один Галлай» (режиссёр)

1955 – «Весенние голоса» (совместно с С.

Гуровым, в прокате – «Счастливая юность») 1956 – «Карнавальная ночь» 1957 – «Девушка без адреса» 1961 – «Как создавался Робинзон» (новелла в альманахе «Совершенно серьёзно») 1961 – «Человек ниоткуда» 1962 – «Гусарская баллада» 1965 – «Дайте жалобную книгу» 1966 – «Берегись автомобиля» 1968 – «Зигзаг удачи» 1971 – «Старики-разбойники» 1973 – «Невероятные приключения итальянцев в России» 1975 – «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» 1977 – «Служебный роман» 1979 – «Гараж» 1980 – «О бедном гусаре замолвите слово» 1982 – «Вокзал для двоих» 1984 – «Жестокий романс» 1987 – «Забытая мелодия для флейты» 1988 – «Дорогая Елена Сергеевна» 1991 – «Небеса обетованные» 1993 – «Предсказание» 1996 – «Привет, дуралеи!» 2000 – «Старые клячи» 2000 – «Тихие омуты» 2003 – «Ключ от спальни» 2006 – «Андерсен. Жизнь без любви» 2006 – «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя»

2009 – «Музыка жизни»

1961 – «Как создавался Робинзон» (новелла в альманахе «Совершенно серьёзно») 1962 – «Гусарская баллада» (совместно с А. Гладковым) 1966 – «Берегись автомобиля» (совместно с Э. Брагинским) 1968 – «Зигзаг удачи» (совместно с Э. Брагинским) 1971 – «Старики-разбойники» (совместно с Э. Брагинским) 1973 – «Невероятные приключения итальянцев в России» (совместно с Э. Брагинским, Ф.

Кастеллано, Д. Пиполо) 1975 – «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (совместно с Э. Брагинским) 1977 – «Служебный роман» (совместно с Э. Брагинским) 1979 – «Гараж» (совместно с Э. Брагинским) 1980 – «О бедном гусаре замолвите слово» (совместно с Г. Гориным) 1982 – «Вокзал для двоих» (совместно с Э.

Брагинским) 1984 – «Жестокий романс» 1987 – «Забытая мелодия для флейты» (совместно с Э. Брагинским) 1988 – «Дорогая Елена Сергеевна» (совместно с Л. Разумовской) 1991 – «Небеса обетованные» (совместно с Г. Альтман) 1993 – «Предсказание» 1996 – «Привет, дуралеи!» (совместно с А. Тиммом) 2000 – «Старые клячи» (совместно с В. Моисеенко) 2000 – «Тихие омуты» (совместно с Э.

Брагинским) 2003 – «Ключ от спальни» 2006 – «Андерсен. Жизнь без любви» (совместно с И. Квирикадзе)

2009 – «Музыка жизни»

1957 – «Цель его жизни» — лётчик 1965 – «Дайте жалобную книгу» — главный редактор газеты 1971 – «Старики-разбойники» — прохожий за окном тюрьмы 1973 – «Невероятные приключения итальянцев в России» — доктор на крыле самолёта, отбивавший лёд с заледенелого мафиозо 1975 – «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» — пассажир в самолёте, на плече которого спал Женя Лукашин 1977 – «Риск — благородное дело» (реж. Я. Сегель) — Э. Рязанов (камео) 1978 – «Служебный роман» — пассажир автобуса 1979 – «Гараж» — спящий пайщик, начальник отдела насекомых 1980 – «О бедном гусаре замолвите слово» — трактирщик-кондитер 1982 – «Вокзал для двоих» — заместитель начальника железнодорожной станции 1987 – «Забытая мелодия для флейты» — астроном 1988 – «Дорогая Елена Сергеевна» — сосед 1991 – «Небеса обетованные» — человек в кафе 1996 – «Привет, дуралеи!» — Николай Тимофеевич, директор книжного магазина 2000 – «Старые клячи» — судья 2000 – «Тихие омуты» — врач-рентгенолог 2003 – «Ключ от спальни» — полицейский пристав 2006 – «Андерсен. Жизнь без любви» — хозяин гробовой мастерской 2006 – «Карнавальная ночь 2, или Пятьдесят лет спустя» — Э. Рязанов (камео) 2007 – «Ирония судьбы. Продолжение» (реж. Т. Бекмамбетов — пассажир в самолёте, на плече которого спал Костя Лукашин

2009 – «Музыка жизни» — Э. Рязанов (камео)

2000 – «Тихие омуты» (совместно с Л. Бицем) 2003 – «Ключ от спальни» (совместно с Л. Бицем)

2006 – «Андерсен. Жизнь без любви»

1964 – «Дайте жалобную книгу» 1977 – «Служебный роман» 1982 – «Вокзал для двоих» 1984 – «Жестокий романс» 1991 – «Небеса обетованные» 1993 – «Предсказание» 1996 – «Привет, дуралеи!» 2000 – «Старые клячи» 2006 – «Андерсен. Жизнь без любви» 2006 – «Карнавальная ночь-2, или Пятьдесят лет спустя»

2009 – «Музыка жизни»

1977 – Грустное лицо комедии 1983 – Неподведённые итоги 1988 – Внутренний монолог. Стихи 1990 – Заэкранье 1994 – Предсказание 1995 – Уходящая натура.

Стихи 1997 – Ностальгия 2004 – Четыре встречи с Владимиром Высоцким 2005 – Неподведённые итоги 2005 – Любовь – весенняя страна 2006 – Андерсен.

Жизнь без любви 2007 – Служебный роман 2007 – Чем живу и жив 2007 – Мчатся годы-непогоды 2008 – Старики-разбойники 2010 – Грустное лицо комедии, или Наконец подведённые итоги

2011 – У природы нет плохой погоды: стихотворения.

Все права защищены <> Некоторые материалы на данном сайте взяты из открытых источников. Они имеют обратную ссылку на материал или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам на почту mikushkin5@gmail.com Если вы являетесь правообладателем исключительных прав, и ваши права каким-то образом нарушаются с использованием на нашем ресурсе, мы просим незамедлительно сообщать об этом письмом в электронном виде на почту mikushkin5@gmail.com Согласно действующим нормам законодательства администрация сайта готова рассмотреть спорные вопросы в рамках досудебного (претензионного или иного) порядка урегулирования. Претензии и жалобы рассматриваются незамедлительно. Если вы являетесь правообладателем исключительных прав на какие-то материалы, которые размещены на сайте, то они будут удалены незамедлительно по вашему требованию.. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.

Источник: http://dir.md/authors/Ryazanov.php?host=stuki-druki.com

Ссылка на основную публикацию