Михаил яншин – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Яншин Михаил Михайлович: биография, фильмография, личная жизнь

Искусство и развлечения 14 марта 2016

Яншин Михаил Михайлович – режиссер, выдающийся советский актер и народный артист Советского Союза. Он сыграл множество ролей, сумев оставить о себе вечную память в сердцах поклонников его творчества. Он работал в московском академическом театре, возглавлял драмтеатр имени Станиславского. Награжден Государственной премией Советского Союза.

Рождение актера

Михаил Михайлович Яншин родился второго ноября 1902 года в г. Юхнове, находящемся под Калугой. Как рассказывала ему бабушка, на свет он появился под популярную в то время песню. Будильник заиграл ее в тот момент, когда Михаил «выбирался» из материнской утробы.

Вокруг роженицы стояла суматоха. Будильник, вместо того чтобы просто выключить, сунули под подушку. Но он настырно продолжал играть и там. В результате даже первый крик Яншина прошел в музыкальном сопровождении. Как ни странно, но именно эту популярную песню Михаил напевал и сам, даже через шестьдесят с лишним лет, когда играл в своих последних спектаклях.

Семья

Отца Яншина звали Михаилом Филипповичем. Он работал бухгалтером. Мать, Александра Павловна, – домохозяйка. У Михаила Михайловича была сестра Евдокия. Родители его очень любили искусство, хотя и работали абсолютно в другой сфере.

Предпочитали часто слушать музыку, периодически посещали театр, оперу. Знали многих певцов и актеров. Соответственно, старались приобщить к миру искусства и своих детей.

Тем более что у Яншиных были постоянные абонементы в Художественный и Оперный театры, в которых в то время блистал сам Федор Шаляпин.

Видео по теме

Детские годы

Детство Михаил провел в Москве. Благодаря родителям он с ранних лет полюбил театр. Самое сильное впечатление на юного Яншина произвел Иван Москвин, сыгравший Царя Федора в одном из спектаклей. Михаила просто заворожила его игра, настолько чувствовалась в ней внутренняя чистота, прозрачность и яркость.

С тех пор театр практически стал его жизнью. В школе Михаил записался в струнный оркестр и в драматический кружок. Так как Яншин был курносенький и круглолицый, ему все время доставались только женские роли.

Самыми лучшими из них были Агафья Тихоновна в «Женитьбе» и Антоновна в «Ревизоре». Но его актерский талант почему-то не замечали.

После окончания школы Михаил поступил в Ольховское городское училище, расположенное в Благовещенском переулке.

Юность

Окончив Ольховское училище, Яншин поступил в Московский Комиссаровский технический ВУЗ. Затем – в Высший технический (сейчас он называется МГТУ им. Баумана). Может, Яншин и не стал бы актером, продолжая просто любить театр. Он думал, что будет инженером, специалистам по двигателям.

Но революция и война изменили его судьбу. В 1919 г., не успев окончить даже первый курс, Михаил ушел на фронт, записавшись добровольцем. Около двух лет служил во внутренней охране рядовым. Принимал участие в подавлении восстания в Тамбове. Был ранен. В армии Михаил Михайлович Яншин участвовал в кружке самодеятельности.

Правда, как актер он не выступал, но занимался декорациями, афишами и занавесом. Сам Яншин часто вспоминал случай, когда забыл опустить занавес, увлекшись спектаклем. А потом опять «не в тему» открыл шторы на сцене, когда суфлер выбирался из своей будки. Весело было только зрителям. В зале стоял громкий хохот. А Яншин чувствовал себя опозоренным.

Выбор жизненного пути

В 1921 г. Яншина демобилизовали из армии. Именно тогда он определился с выбором пути, решив связать свою жизнь с творчеством и театром. Правда, предварительно он поделился своей мечтой и планами с другом. На что товарищ просто расхохотался, сказав, что актер из Михаила не получится. Но Яншин решил рискнуть и попробовать поступить в театральное учреждение.

В результате в 1922 г. Михаил направился во 2-ю студию МХТ. Он видел себя только как актера трагедий, поэтому прочел на экзамене специально подобранные стихи. Читал их перед комиссией с пафосом, самозабвенно. Во время выступления со стороны прослушивающих раздавались сдавленные смешки.

Когда он закончил, оказалось, что его выступление вызвало смех до слез. Лужский, председатель комиссии, вытирая мокрые глаза с искрящимся в них смехом, посоветовал Яншину лучше почитать басни. Михаил думал, что провалился, но на следующий день с большим изумлением узнал, что принят.

Путь к славе

Два года Яншин Михаил Михайлович (фильмы с его участием стали выходить гораздо позже) обучался в студии. Сначала находился в массовках спектаклей. Затем в двадцать четвертом году Михаила приняли в труппу МХАТа, где он и трудился до конца жизни.

С первых ролей Яншин обнаружил в себе неугасающее чувство юмора, которое не оставляло его и всю последующую жизнь. Иногда он сдабривал драматические роли комедийными нотками, и наоборот. Сначала Яншину давали лишь эпизодические роли. В 1926 г.

все кардинально изменилось.

Взлет, признание и известность

Михаилу дали роль Лариосика в знаменитом спектакле тех лет «Дни Турбиных». Это стало для Яншина прорывом в карьере. Лариосик в студенческой тужурке, с черным галстучным бантом был «взлетной» ролью Михаила. Пятого октября 1926 г., еще до спектакля, Москвин предсказал Яншину, что после премьеры артист станет знаменитостью.

Так и случилось. Его заметили, он стал известен. Даже Станиславский прослезился и высоко оценил игру Яншина. Мало того, что роль принесла Михаилу много денег, она привлекла к нему еще и множество поклонниц. Его узнавали на улицах, здоровались. А в магазинах для него находилось все, даже если этого товара не было на прилавках.

Все последующие годы он трудился очень упорно, сыграв множество ролей. В «Трех толстяках» актер Яншин Михаил Михайлович, фото которого можно увидеть в данной статье, вжился в образ доктора Гаспара Арнери. Причем был единственным исполнителем, за два года сыграв ее девяносто один раз.

Творческий рост Яншина

Для многих увлечения или работа становятся смыслом жизни. Таким оказался и Яншин Михаил Михайлович. Личная жизнь у него, конечно, была, но всегда стояла на втором плане. Для Яншина театр стал самым важным в жизни.

В 1931 г., работая в МХАТе, Михаил начал практиковать режиссерскую деятельность. Дебютом стал поставленный им спектакль «Шестая мира». В 1932 г. Яншин поставил второй спектакль – «Мстислав Удалой». А в 1937 г. – «Мелкие козыри». Многие последующие спектакли под режиссурой Яншина были поставлены также в МХАТе.

Еще до войны Михаил работал некоторое время художественным руководителем в нескольких московских театрах. Несмотря на эту деятельность и режиссуру, Яншин работал без отрыва от актерской работы в МХАТе.

Одна из ступеней творчества – кинематограф

До войны Яншин Михаил Михайлович (фильмы его до сих пор помнят и любят многие) снимался мало. В основном у него были маленькие роли рабочих, солдат и т. д. Самыми заметными стали две: в «Поручике Киже» и в «Последнем таборе».

После войны Яншин продолжил заниматься режиссурой. Лучшие спектакли им были созданы по классическим произведениям. В некоторых постановках он задействовал сразу несколько известных актеров (Раневскую, Абдулова, Федорову, Гарина, Мартинсона).

Военные годы

Первый год войны Яншин находился на Кавказе. Там он организовывал кружки художественной самодеятельности среди солдат и небольшие концертные программы. Летом 1942 г. уехал в Свердловск и вместе с ранее эвакуированной труппой МХАТа вернулся в Москву. Снова Яншин сыграл несколько ролей в театре и за свою деятельность получил медаль «За доблестный труд в ВОВ».

Театральная деятельность

В МХАТ за все время работы Яншин Михаил Михайлович, биография которого тесно связана с театральной деятельностью, сыграл пятьдесят различных ролей.

У актера был настолько многогранный талант, что он удачно воплощал любые образы – и комические, и трагические. Некоторые вошли в золотую летопись МХАТа.

Например, драматическая роль Маргаритова из «Поздней любви» Островского была сыграна Яншиным 440 раз.

В составе труппы МХАТа Михаил посетил Чехословакию, Польшу, Болгарию, Финляндию, Францию, Англию. Во всех этих странах он завоевал такую же горячую любовь зрителей, как и дома, в Советском Союзе.

Карьера в мультипликации

Голос Михаила Яншина всегда являлся настолько колоритным, что забыть его было невозможно, даже услышав всего один раз. Для мультипликационной деятельности это было просто находкой.

Поэтому Яншина очень часто приглашали на озвучку различных персонажей. Режиссеры нередко предлагали Михаилу озвучивать бегемотов. Актер был плотного телосложения, и, возможно, поэтому происходила ассоциация с крупными животными.

Яншин Михаил Михайлович озвучил бегемотов в большом количестве мультфильмов.

К этой работе актер подходил очень серьезно, образ выстраивал полностью. Например, случай с огурцом характеризует его творчество и подход очень ярко. Когда ему предложили озвучить этот овощ, Яншин поинтересовался у создателей мультфильма о характере и судьбе огурца.

У актера поинтересовались, зачем ему это, ведь предстояла простая озвучка текста.

На что Михаил ответил, что когда овощ растет на грядке, у него будут одни разговоры, ощущения и настроение, а когда его собираются замариновать – другие.

Для наглядности он продемонстрировал озвучку обоих вариантов, настолько искусно меняя голос и интонацию, что изумленным художникам после этого все же пришлось несколько изменить образ огурца.

С тех пор, как только становилось известно, что озвучку в мультипликационном фильме будет проводить Яншин, художники старались придать его герою черты характера самого артиста.

Личная жизнь

Михаил Михайлович Яншин, фото которого представлены в данной статье, женился три раза. Несмотря на свои обычные внешние данные и полноту, успех у женщин актер имел огромный. В результате все три раза его жены были красавицами. Работали они в разных театрах.

Первое бракосочетание состоялось в ноябре 1926 г. Его супругой стала В.В. Полонская. Она являлась в то время ученицей МХАТа. Там и познакомились. Ей было всего восемнадцать лет, а Яншину – двадцать четыре года.

Они оба не только любили, но и боготворили театр. Прожили они вместе долго – почти семь лет. Жена Яншина изменяла ему с Маяковским. Сначала Михаил принимал это за дружбу, а потом все-таки узнал правду. Поэтому в 1933 г.

Яншин и Полонская развелись.

Михаил недолго оставался один, встретив свою вторую любовь – Лялю Черную. Она была знаменитой актрисой театра «Роман». Настоящее имя Ляли – Надежда Киселева. Ее мать была танцовщицей-цыганкой, вышедшей замуж за москвича из богатой семьи.

Будучи еще школьницей, Надежда начала выступать в цыганском хоре. А как только открылся театр «Ромэн», она сразу стала в нем основной актрисой. Яншин женился на Надежде, и их брак просуществовал до 1942 года.

Затем они расстались, Киселева вышла замуж за Хмелева.

Яншин Михаил Михайлович, жена которого поддерживала его до последнего вздоха, все же вступил в брак третий раз. Этот союз оказался удачным. Именно последняя супруга оставалась с ним до конца жизни. Ею стала Нона Мейер, игравшая в Драматическом театре Станиславского. Они поженились в 1955 году и никогда уже не разлучались.

Яншин Михаил Михайлович (дети у него так и не появились, во всяком случае, о них не упоминается в официальных источниках) смог стать счастливым. Наконец он встретил женщину, любовь к которой не угасла и до конца его дней. При этом он почти полностью посвятил себя искусству и театру, растворяясь в творчестве и не оставляя себе много свободного времени.

Характер

Актер Яншин Михаил Михайлович обладал располагающей к своей личности внешностью с обаятельной и простодушной улыбкой. В разговоре его часто присутствовали задушевные интонации.

Читайте также:  Бен аффлек - биография знаменитости, личная жизнь, дети

А движения, несмотря на полноту, были плавными и даже, как отмечали его современники, несколько грациозными. Он на всех производил впечатление понимающего и добродушного человека.

Любил играть таких же персонажей в театре и кино.

Близкие и родные описывают Яншина как очень доброго, отзывчивого и талантливого. Например, Евгений Весник рассказывал о нем как о человеке, созданном для юмора и улыбок, притягивающем к своей персоне как магнит. Так же он отмечал, что Яншин несколько незащищенный духовно, сентиментальный, очень темпераментный, обаятельный и немного ленивый в повседневной жизни.

Евгений Весник добродушно заметил, что Михаил любил вкусно покушать и немного пригубить вина, попеть романсы и сделать ставку-другую на скачках. Яншин болел за футбольную команду «Спартак», был не способен строчить кляузы и плести интриги и являлся, несомненно, любимцем публики не только в Советском Союзе, но во многих зарубежных странах, где успел побывать не гастролях.

Источник: http://monateka.com/article/123439/

Яншин Михаил Михайлович

Знаменитые советские актеры театра и кино

Михаил Яншин чрезвычайно ответственно относился ко всякой, даже самой маленькой роли. Он много работал на озвучивании художественных и мультипликационных фильмов.

Однажды, когда ему пришлось озвучивать роль огурца в мультфильме, он долго выяснял у создателей мультфильма судьбу и характер этого огурца.

В ответ на изумленные вопросы, дескать, зачем это нужно, Яншин ответил, что одно дело, когда говорит огурчик, греющийся на грядке, и совсем иное — когда разговаривает он же перед тем, как хозяйка закатает его в банку.

При этом он своим голосом и интонацией так выразительно изобразил эти два разных состояния, что художники были вынуждены внести кое-какие поправки в нарисованный ими образ огурчика. И впредь, когда заведомо было известно, что озвучивать мультипликационного героя будет Яншин, художники невольно придавали этому герою черты артиста.

Михаил Михайлович Яншин родился 20 октября (2 ноября) 1902 года в городе Юхнове Смоленской губернии. «Моя бабушка когда-то рассказывала, что в самый патетический момент моего появления на свет вдруг заиграл музыкальный будильник, — пишет в своих воспоминаниях Михаил Яншин.

— Он исполнял популярную песню «По улице мостовой шла девица за водой». И под этот самый мотив я появился на свет. Вокруг роженицы было суматошно, волнительно, и вместо того, чтобы остановить будильник, бабка сунула его под подушку, и он продолжал там играть уже вместе с моим первым криком.

Через шестьдесят с лишком лет я эту песню «По улице мостовой…» напевал на спектакле «Нахлебник», играя роль Кузовкина. Вот видите какая образовывается дуга от рождения до одной из последних моих ролей в театре.

Родился я в Юхнове Смоленской губернии, но вырос, воспитывался и постоянно жил в Москве… Отец — Михаил Филиппович — был бухгалтер… Я всегда с гордостью вспоминаю свою мать — Александру Павловну, которая воспитала меня и сестру Евдокию.

Родители, ни в коей мере не принадлежавшие к миру искусства, трепетно относились к музыке, театру, знали многих певцов и актеров. У них были постоянные абонементы в Художественный театр, в Оперный театр Зимина, где часто пел Федор Иванович Шаляпин.

На некоторые спектакли родители брали меня с собой, и это всегда носило торжественный характер. В детстве, пожалуй, самое сильное впечатление произвел на меня Иван Михайлович Москвин в роли царя Федора.

Меня поразила его мягкость, необыкновенная внутренняя чистота и прозрачность. Весь он был как иконописный…

Когда я учился в школе, меня тянуло к театру, я участвовал в струнном оркестре и в драмкружке. Но будучи сравнительно небольшого роста, круглолицый и курносенький, я получал исключительно женские роли. Самые значительные среди них — Агафья Тихоновна в гоголевской «Женитьбе» и Мария Антоновна в «Ревизоре». Способностей актерских во мне никто не находил.

Из школы я перешел в среднее техническое училище в Благовещенском переулке, а в 1919 году был уже студентом первого курса бывшего Императорского Высшего Технического училища (теперь — МВТУ имени Баумана). Готовился стать инженером, специалистом по двигателям внутреннего сгорания».

Но когда в 1917 году произошла революция, Яншин с первого же курса института ушел добровольцем в Красную Армию, в которой прослужил два года.

Был рядовым, участвовал в подавлении антоновского восстания, был ранен. В армии он пристрастился к клубной работе, занимался чем угодно, но как актер на сцене не выступал.

Армейской самодеятельностью тогда руководили будущие известные артисты Рубен Симонов и Андрей Лобанов.

В самодеятельности Яншин писал афиши, рисовал декорации, стоял «на занавесе». «Должен сознаться, — вспоминает Михаил Михайлович, — что и «на занавесе» я не отличался способностями. Помню, шел спектакль «Революционная свадьба» С. Михаэлиса.

Рубен Симонов играл главную роль — французского патриота, которого приговаривает к смертной казни австрийский герцог. Это происходило в первом акте. Стоя «на занавесе», я так увлекся сценой и игрой Симонова, что совсем забыл про свои обязанности.

Приговор подписан — акт кончился, занавеса нет. Тогда после герцога приговор подписали один за другим австрийские офицеры — занавеса нет. Наконец, в полном отчаянии бумагу подписывает сам приговоренный…

Нет занавеса! Здесь кто-то подбежал ко мне и закричал «Занавес давай!» Только тут я очнулся и закрыл занавес.

Но на этом дело не кончилось. На аплодисменты я открыл занавес тогда, когда из суфлерской будки поднимался Осип Абдулов… В нашем спектакле он в тот вечер исполнял обязанности суфлера и выползал из своей будки, когда пошел занавес. Конечно, это вызвало неудержимый хохот у зрителей, а я был опозорен».

Демобилизовался Яншин в 1921 году. В то время был у него товарищ — Владимир Баталов — младший брат известного актера Николая Баталова.

Баталов был помощником режиссера во Второй студии МХАТа и одновременно выступал в ней как актер. Михаил Яншин однажды признался другу, что хочет тоже стать студийцем-актером.

На это Баталов расхохотался «Помилуй, какие у тебя данные для того, чтобы стать актером»

Эти слова Михаила очень огорчили. Но все же Яншин набрался смелости и в 1922 году, 19 лет от роду, пошел сдавать экзамен во Вторую студию.

«Я мечтал быть трагическим актером, играть роли героического репертуара и соответственно выбрал для чтения на экзамене сильно драматическое стихотворение под названием «Человек», — вспоминает Михаил Михайлович. — Первые строки были такие

«Пусть перл созданья ты, Могучий рыцарь творенья, Кто дал тебе

Венец твой золотой..»

Читал я самозабвенно, с пафосом необыкновенным… Комиссию возглавлял Василий Васильевич Лужский… Во время моего чтения среди экзаменаторов происходило, как мне казалось, что-то странное.

Все негромко, но явно хихикали, особенно сам Лужский.

Когда я кончил стихотворение, смешливый от природы Василий Васильевич снял пенсне, вытер платком глаза и весело сказал «Ох, голубчик, прочтите басню».

Я был в отчаянии. Как Трагическое стихотворение, на которое я возлагал столько надежд, и вдруг все смеются!.. Каково же было мое изумление на другой день, когда я увидел в списке принятых свою фамилию».

В 1924 году, после окончания учебы в студии, Михаил Яншин, вместе с другими однокурсниками — Н.П. Хмелевым, Б.Н. Ливановым, Н.М. Горчаковым… — поступил в труппу МХАТа, в котором он проработал всю свою жизнь.

 

История жизни Михаила Михайловича Яншина 

Дебютировал на сцене МХАТа Яншин в ролях Выборного — «Царь Федор Иоаннович, А.К. Толстого и Петрушки — «Горе от ума». Но наибольший успех принесла молодому Яншину роль Лариосика в спектакле «Дни Турбиных» по М. Булгакову.

С Булгаковым Яншин был в дружеских отношениях. Об этом он вспоминает «С роли Лариосика началась моя дружба с Булгаковым; я был среди тех, к кому Михаил Афанасьевич относился с большой теплотой и с доверием… Отчетливо вижу Михаила Афанасьевича в день моей свадьбы. Мы с Вероникой Полонской венчались в церкви.

Народу было очень много. Мне тогда было 24 года. Естественно, что я очень волновался. Стоя перед священником, я оглянулся по сторонам и увидел среди моря голов взволнованное лицо Булгакова… Он пытался подглядеть, кто из нас первый станет на ковер — тот будет под каблуком держать другого, возьмет верх в совместной жизни.

..

Дружба моя с Булгаковым прервалась по причине, для меня крайне драматичной. В пьесе «Мольер» («Кабала святош») я репетировал замечательную роль Бутона — слуги Мольера. Не буду говорить о всех трудностях, неполадках, которые сопровождали эту длительную работу над спектаклем, о мучительных порой репетициях самого Станиславского.

Спектакль, как известно, прошел всего несколько раз и был снят. В связи с этим снятием ко мне приехал корреспондент и взял интервью. Я сказал, что в неудаче спектакля можно обвинять режиссуру, исполнителей отдельных ролей (в частности, я считал, что Мольера должен был играть такой актер, как Певцов), но только не автора.

Точно не помню, что я тогда говорил, но знаю — Булгакова старался защитить.

Каков же был мой ужас, когда я прочел в статье, что всю вину за искажение исторической правды в спектакле я взваливаю на Булгакова! Для меня, конечно, это была трагедия.

Я понимал, что Михаил Афанасьевич, в последнее время дошедший до очень большой нервозности, стал подозрителен даже к хорошо знакомым, к друзьям.

Я понимал, что был из тех людей в театре, которым он доверял. И вдруг такая статья!

До сих пор не могу вспомнить об этой истории равнодушно. Она камнем лежит у меня на сердце, как будто случилась вчера. Отношения мои с Михаилом Афанасьевичем оборвались. Мы встречались с ним еще несколько раз, но я был для него, вероятно, таким же посторонним человеком, как многие другие».

В кино Яншин стал сниматься с 1928 года, его кинодебютом стал фильм «Каторга» (1928), где он сыграл роль телеграфиста. Затем последовали фильмы «Простые сердца» (1929) — Петр, «Комета» (1929) — Савва Севрюжин.

Яншин за свою жизнь снялся во множестве фильмов, в основном во второстепенных ролях, наиболее заметные из которых «Поручик Киже» (1934) — Павел I, «Глинка» (1946) — Вяземский, «Ревизор» (1952) — Земляника, «Шведская спичка» (1954) — Евграф Кузьмич. Также Яншин озвучил огромное количество мультипликационных фильмов.

В 1934 году был создан Театр лесной промышленности, который так и назывался Московский театр лесной промышленности под руководством М.М. Яншина. Работал в нем Михаил Михайлович пять-шесть лет. Театр этот состоял из 35-40 человек.

Хотя он и назывался московским театром — в столице шла только подготовка спектаклей и концертов.

Основную же часть времени театр проводил в отдаленных районах страны, на лесозаготовках, деревообделочных фабриках, у сплавщиков Карелии, Белоруссии, Архангельской области и т. д.

Одновременно с работой во МХАТе Яншин согласился быть художественным руководителем цыганского театра «Ромэн» (1937-1941), где он как режиссер поставил спектакли «Кровавая свадьба», «Чудесная башмачница» Гарсиа Лорки, «За ваше счастье» и «Песня об Урсаре» Ром-Лебедева и другие.

Яншин всегда очень любил поесть. Иногда бывало, что запасы в доме Яншина заканчивались. И тогда для Михаила Михайловича наступала настоящая трагедия. Евгений Весник вспоминает «Михаил Михайлович очень поздно пришел домой. Раздеваясь в передней, спросил у открывшей ему домработницы Нюши — Есть что-нибудь поесть

Услышав, что ничего нет, уткнувшись в висевшее на вешалке пальто, заплакал, как обиженный, обделенный конфеткой мальчик.

Однажды он сказал

Читайте также:  Коля серга - биография знаменитости, личная жизнь, дети

— Я не понимаю четырех вещей 1. Зачем нужно было делать революцию 2. Как на радио вырезают буковку из слова 3. Как по воздуху летают цветы 4. Зачем Бог придумал гомосексуалистов

— А что для вас самое непонятное, Михаил Михайлович

— Первое, зачем было делать революцию»

С 1953 по 1963 год Яншин возглавлял московский театр имени К.С.

Станиславского, в котором поставил спектакли «Грибоедов» Ермолинского (1951), «Девицы-красавицы» Симука (1952), «Наследник Рабурдена» Золя (1952), «Дни Турбиных» Булгакова (1954), «Чайка» (1954), «Такая любовь» Когоута (1959), «Первый день свободы» Кручковского (1961) и другие. Яншин привлек к работе с театром молодых тогда драматургов Э. Брагинского и Ю. Принцева.

В 1955 году Михаилу Михайловичу Яншину было присвоено звание Народного артиста СССР.

На сцене МХАТа наиболее значительные роли Яншина — это Сэр Питер в «Школе злословия» Р. Шеридана, Козовкин в «Нахлебнике» И. Тургенева, Франтишек Абель в «Соло для часов с боем» О. Заградника.

7 ноября 1975 года Яншин получил Государственную премию за исполнение ролей Мамаева и Франтишека Абеля в спектакле «Соло для часов с боем».

19 февраля 1976 года Яншин в последний раз вышел на сцену МХАТа в роли Чебутыкина. Вскоре он тяжело заболел и 16 июля 1976 года в Москве скончался.

Источник: https://tunnel.ru/post-yanshin-mikhail-mikhajjlovich

Михаил Михайлович ЯНШИН

Михаил Михайлович ЯНШИН
(2.11.1902 — 17.7.1976),

Народный артист СССР (1955) Лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского (1970) Лауреат Государственной премии СССР (1975)

Михаил Яншин родился 2 ноября 1902 года в городе Юхнове под Калугой. Отец, Михаил Филиппович Яншин, работал бухгалтером, мама, Александра Павловна, занималась воспитанием детей: Миши и его сестры Евдокии.

Детство будущего актера прошло в Москве. Хотя его родители и не принадлежали к миру искусства, но они трепетно относились к музыке, театру, знали многих артистов.

Постоянно посещая Художественный театр и Оперный театр Зимина (в те годы там блистал сам Федор Шаляпин), они приобщили к искусству и своих детей.

Михаил Михайлович в своих воспоминаниях признавался, что одним из самых ярких впечатлений детства для него осталась игра Ивана Москвина в роли царя Федора. «Меня поразила его мягкость, необыкновенная внутренняя чистота и прозрачность. Весь он был как иконописный…», – вспоминал Яншин.

Полюбив театр с ранних лет, Михаил Яншин уже не представлял без него жизнь. Будучи учеником Ольховского городского реального училища (1909-1916 гг), он участвовал в драмкружке, играя, правда, исключительно женские роли (сказались его невысокий рост и курносое лицо).

Так в гоголевской «Женитьбе» Михаил исполнял роль Агафьи Тихоновны, а в «Ревизоре» – Марии Антоновны.

Насколько удачными были эти первые шаги на сцене трудно сказать, но сам Михаил Михайлович признавался, что в то время актерских способностей в нем никто не находил…

После окончания реального училища Михаил Яншин три года учился в московском среднем Комиссаровском техническом училище, а в 1919 стал студентом Высшего технического училища (ныне МГТУ имени Н.Баумана).

Революция и последующая за ней Гражданская война изменили жизнь Михаила Яншина. В 1919 году юноша, не окончив и первого курса, ушел добровольцем в Красную Армию. Два года он отслужил в войсках внутренней охраны, участвовал в подавлении антоновского восстания в Тамбовской губернии.

В армии Яншин принимал участие в самодеятельности, которой руководили будущие известные артисты Рубен Симонов и Андрей Лобанов. Правда «блистал» юноша вовсе не как актер, – он писал афиши, рисовал декорации, стоял «на занавесе».

Михаил Михайлович вспоминал курьезный случай: «Помню, шел спектакль «Революционная свадьба» С. Михаэлиса. Рубен Симонов играл главную роль – французского патриота, которого приговаривает к смертной казни австрийский герцог. Это происходило в первом акте.

Стоя «на занавесе», я так увлекся сценой и игрой Симонова, что совсем забыл про свои обязанности. Приговор подписан – акт кончился, занавеса нет. Тогда после герцога приговор подписали один за другим австрийские офицеры – занавеса нет. Наконец, в полном отчаянии бумагу подписывает сам приговоренный..

. Нет занавеса! Здесь кто-то подбежал ко мне и закричал «Занавес давай!» Только тут я очнулся и закрыл занавес. Но на этом дело не кончилось. На аплодисменты я открыл занавес тогда, когда из суфлерской будки поднимался Осип Абдулов…

В нашем спектакле он в тот вечер исполнял обязанности суфлера и выползал из своей будки, когда пошел занавес. Конечно, это вызвало неудержимый хохот у зрителей, а я был опозорен».

В 1921 году Михаил Яншин демобилизовался из Красной Армии. Свою будущую жизнь он решил связать со сценой. Но как быть, если никто не видел в нем актера?! Даже его друг Владимир Баталов (младший брат известного актера Николая Баталова), работавший помощником режиссера во Второй студии МХТ, на признание Михаила лишь расхохотался: «Помилуй, какие у тебя данные для того, чтобы стать актером».

Все это не остановило юношу, и в 1922 году Михаил Яншин отправился сдавать экзамены во Вторую студию МХТ. Сам он видел себя трагическим актером, поэтому и на экзаменах читал соответствующие стихи.

Патетическое выступление юноши вызвало хохот приемной комиссии, а возглавляющий комиссию Василий Васильевич Лужский, вытерев выступившие от смеха слезы, посоветовал: «Ох, голубчик, прочтите басню».

Казалось, это был провал, но каково же было удивление Михаила, когда на следующий день он увидел свою фамилию в списках зачисленных…

В стенах студии Михаил Яншин провел два года. Молодой актер принимал участие в массовых сценах спектаклей: «Младость» (гимназист, дворник), «Узор из роз» (арапчонок, первый казачок), «Сказка об Иване-дураке и его братьях» по Л.Толстому (посол, отец) и других.

В 1924 году Михаил вместе с другими однокурсниками Н.П. Хмелевым, Б.Н. Ливановым и Н.М. Горчаковым был принят в труппу МХАТа, где и проработал всю оставшуюся жизнь.

Поначалу Яншин все также вводился на эпизодические роли: выборный («Царь Федор» Иоаннович А.Толстого), Добчинский («Ревизор» Н.Гоголя, режиссер К.Станиславский); слуга Бритна («Битва жизни» по Ч.Диккенсу, режиссер Н.Горчаков), Петрушка («Горе от ума» А.Грибоедова, режиссеры К.Станиславский, В.Немирович-Данченко) и др. Все изменилось в 1926 году…

В октябре 1926 года Яншина утвердили на роль Лариосика в спектакль «Дни Турбинных» (по роману Михаила Булгакова, реж. И.Судаков). Кумир Яншина Иван Михайлович Москвин накануне премьеры предрек ему: «Завтра ты проснешься знаменитым артистом». Так это и произошло. Сам Станиславский высоко оценил работу молодого актера, отметив, что эта роль органично слилась с индивидуальностью Яншина.

В последующие годы Михаил Яншин очень много работал, зарабатывая всеобщее признание. Среди его ролей: садовник Антонио («Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.Бомарше), комсомолец Вася (пьеса-шутка «Квадратура круга» В.Катаева), почтмейстер («Мертвые души» Н.Гоголя), Маркиз ди-Форлипополи («Хозяйка гостиницы» К.

Гольдони), Олег («Чудесный сплав» В.Киршона), Бутон («Мольер» М. Булгакова), Стрекопытов («Половчанские сады» Л.Леонова), Мозгляков («Дядюшкин сон» по Ф.Достоевскому) и другие. Многим зрителям запомнился его доктор Гаспар Арнери в «Трех толстяках» Ю.Олеши.

Яншин был единственным исполнителем этой роли, в течение 1930-31 годов он сыграл ее 91 раз.

Оставаясь актером МХАТ, Яншин с 1931 года начал пробовать себя на режиссерском поприще. Дебютировал он спектаклем «Шестая мира», поставленным в Московском Мюзик-холле совместно с Горчаковым.

Затем вместе с Юрием Завадским он в 1932 году поставил в Центральном Театре Красной Армии спектакль «Мстислав Удалой» по И.Пруту.

А в 1937 году в московском Театре сатиры им был выпущен спектакль «Мелкие козыри».

В довоенный период Михаил Яншин успел также поработать художественным руководителем Московского театра лесной промышленности (1934-39 гг), а с сентября 1937 по июнь 1941 был художественным руководителем цыганского театра «Ромэн».

И опять – все без отрыва от МХАТа! В театре «Ромэн» под руководством Яншина вышли спектакли: «Цыганы» по А.Пушкину, «Кровавая свадьба» и «Чудесная башмачница» Ф.Гарсиа Лорки, «Макар Чудра» по М.Горькому, «Песнь об Урсаре» И. Ром-Лебедева, «Действующие лица» М.

Светлова, «Каролина» К.Гольдони, «Героическая поэма» И.Ром-Лебедева.

Не оставил без внимания талантливого актера и кинематограф. Впрочем, в довоенные годы Михаил Яншин снимался немного и в небольших ролях телеграфистов, рабочих, солдат и т.д.

Наиболее заметными работами актера тех лет стали: император Павел I в комедии-гротеске Александра Файнциммера «Поручик Киже» (1934) и Иван Лихо, инструктор по оседлости, ведущий терпеливую борьбу за привлечение цыган к колхозным работам в фильме Евгения Шнейдера и Моисея Гольдблата «Последний табор».

В 1941–1942 годах Михаил Яншин жил на Кавказе. Здесь он организовывал художественную самодеятельность среди бойцов Советской Армии и Флота, готовил концертные программы. Летом 1942 Яншин выехал в Свердловск, где находилась основная часть труппы МХАТ, и вместе со всеми осенью того же года вернулся в Москву.

На этот период приходятся такие работы Михаила Яншина, как: Сергей Горлов в спектакле «Фронт» А.Корнейчука (режиссеры Н.Хмелев, И.Раевский, Б.Ливанов, М.Яншин) и Харитонов в спектакле «Русские люди» К.Симонова (режиссеры В.Станицын, М.Кнебель).

Деятельность актера не осталась незамеченной, в 1946 году Михаил Яншин был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В МХАТе Михаил Яншин сыграл 50 ролей. Благодаря многогранному таланту он одинаково успешно воплощал как комические, так и драматические образы.

В золотую летопись театра вошли (помимо вышеупомянутых Лариосика и доктора Гаспара) его Сэр Питер в «Школе злословия» Шеридана, Козовкин в «Нахлебнике» Тургенева, Терентий Бублик в «Платоне Кречете».

А чего стоит его полная драматизма роль Маргаритова в «Поздней любви» А.Островского. В этом образе Михаил Яншин выходил на сцену МХАТа 440 раз!

Добрая половина из работ Яншина в МХАТе были вводы. Возможно, они не стали событиями в жизни актера, но и в эти роли, уже имевшие успех до него, Яншин вносил свое, неповторимое, что так всегда привлекало зрителей. Среди таких удачных вводов: Градобоев в «Горячем сердце», Вафля в «Дяде Ване» и Симеонов-Пищик в «Вишневом саде».

За долгие годы работы в театре Яншин заслужил любовь миллионов советских зрителей. И не только советских. Ему аплодировали в Чехословакии, Польше, Англии, Франции, США, Болгарии, – все эти страны Михаил Михайлович посетил с гастролями в составе МХАТа.

Продолжал Михаил Яншин заниматься и режиссерской деятельностью. При его участии было поставлено немало спектаклей в МХАТе.

А в 1950–1963 годах он, кроме того, был и главным режиссером Московского драматического театра им. К.С.Станиславского.

На этой сцене Яншиным были выпущены спектакли: «Грибоедов», «В Лебяжьем», « Девицы-красавицы», «Бесприданница», «На улице Счастливой», «Дни Турбинных», «Чайка», «На рассвете» и другие.

Своим лучшие роли в кино Михаил Яншин создал в картинах по произведениям классиков. Начало положил его Нютин в блистательной комедии Исидора Анненского «Свадьба» (по произведениям Чехова), вышедшей на экраны еще в годы войны.

В той картине снялось целое созвездие актеров: Эраст Гарин, Фаина Раневская, Осип Абдулов, Сергей Мартинсон, Зоя Федорова.

Чеховская тема была продолжена Яншиным в детективной комедии Константина Юдина «Шведская спичка» (роль – становой пристав), короткометражных лентах «Беззаконие» (роль – Мигунов), «Сапоги» (роль – Муркин) и «Месть» (роль – Турманов).

Одна из блистательнейших работ актера на экране – попечитель богоугодных заведений Артемий Филиппович Земляника в экранизации гоголевского «Ревизора», осуществленной в 1952 году режиссером Владимиром Петровым.

С какой неподражаемой интонацией Яншин произносил всем известные строки: «Насчет врачевания мы с Христиан Ивановичем взяли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше. Лекарств дорогих мы вообще не употребляем.

Человек простой если умрет – то и так умрет, если выздоровеет – то и так выздоровеет…»

Не менее заметная работа – сэр Тоби Белч, дядя графини Оливии в «Двенадцатой ночи» режиссера Яна Фрида (экранизации одной из самых популярных комедий Уильяма Шекспира). Впрочем, несмотря на всенародный успех созданных им на экране образов, сам Михаил Яншин считал эти работы лишь отголоском своей актерской деятельности в МХАТ.

Читайте также:  Gwen stefani - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Колоритный голос Михаила Яншина, услышав один раз, уже невозможно было забыть. Он был словно создан для мультипликации, потому его так часто приглашали озвучивать различных персонажей.

Человечек («Федя Зайцев»), Крот («Дюймовочка»), Царь («Вовка в Тридевятом царстве»), Бегемот («Про бегемота, который боялся прививок») доктор Кракс («Внимание! В городе Волшебник!»), Бык («Козлёнок, который считал до десяти») – эти и другие персонажи стали любимы миллионами детей.

Режиссеры нередко приглашали Яншина озвучивать бегемотов, видимо ассоциируя габаритного актера с этим животным. Помимо уже упомянутого «Про бегемота, который боялся прививок», Яншин озвучивал Бегемотов в мультфильмах: «Лягушонок ищет папу», «Самый большой друг», и каждый раз его персонажи выходили разными.

Яншин вообще подходил к работе в мультипликации со всей серьезностью, полностью выстраивая образ. Когда ему однажды довелось озвучивать роль Огурца, актер поинтересовался у создателей фильма о судьбе и характере своего героя.

В ответ на изумленные вопросы, для чего ему это надо, Яншин ответил, что одно дело, когда говорит огурчик, греющийся на грядке, и совсем иное – когда разговаривает он же перед тем, как хозяйка закатает его в банку.

При этом он своим голосом и интонацией так выразительно изобразил эти два разных состояния, что художники были вынуждены внести кое-какие поправки в нарисованный ими образ огурчика.

Михаил Яншин был женат три раза. Первый раз в брак он вступил в ноябре 1926 года. Его избранницей стала ученица школы МХАТ В.В.Полонская. Вместе они прожили меньше семи лет.

В 1933 году супруги развелись, а в 1934 Михаил Яншин женился на актрисе театра «Ромэн» Н.С.Киселевой, известной как Ляля Черная. Этот брак просуществовал до 1942 года.

После их расставания Ляля Чёрная вышла замуж за Николая Хмелёва.

Третьей женой Михаила Яншина стала Нона Владимировна Мейер, замечательная актриса Драматического театра им. К.С.Станиславского (известная зрителям по телеспектаклю «Улица Шолом-Алейхема, дом 40»). Свои отношения они зарегистрировали в 1955 году и до конца своих дней уже не разлучались…

Близкие Михаилу Яншину люди рассказывают, что в жизни он был очень добрым, открытым и при этом азартным человеком.

Вот как о нем отзывался Евгений Весник: «Незабвенный, добрый, открытый, созданный для улыбки и юмора, уютный и магнитообразный, в чем-то незащищенный, талантливый, обаятельный, сентиментальный, очень темпераментный и чуть-чуть ленивенький, любитель вкусно поесть и пригубить, спеть романс, азартно поиграть на бегах и «поболеть» за футболистов «Спартака», не способный тратить время на интриги и кляузы, любимец публики — дорогой Михаил Михайлович Яншин!».

Михаил Яншин работал до последних своих дней. Так в 1975 году на радио состоялась премьера его звуковой книги «Народный артист СССР Михаил Михайлович Яншин рассказывает».

А за год до этого на экраны вышел телеспектакль «Соло для часов с боем», где Яншин сыграл свою последнюю роль на экране – Франтишека Абеля. Сыграл, по выражению Олега Ефремова, исповедально.

За эту работу артист 7 ноября 1975 года был удостоен Государственной премии.

19 февраля 1976 года Яншин в последний раз вышел на сцену МХАТа в спектакле «Три сестры» в роли Чебутыкина. Вскоре он тяжело заболел и 16 июля 1976 года в Москве скончался. Похоронили великого актера на Новодевичьем кладбище (7 участок).

Источник: https://sakov-pavel.livejournal.com/62208.html

Михаил Яншин

Михаи́л Миха́йлович Я́ншин (1902—1976) — советский российский актёр театра и кино, театральный режиссёр. Народный артист СССР (1955). Лауреат Государственной премии СССР (1975).

Биография

Михаил Яншин родился в 20 октября (2 ноября) 1902 года в городе Юхнов (ныне — в Калужской области) (по другим источникам — в Смоленске).

После окончания Ольховского городского реального училища (1909—1916) три года учился в московском среднем Комиссаровском техническом училище, а в 1919 стал студентом Высшего технического училища (ныне МВТУ имени Н. Э. Баумана). В 1919 году пошёл добровольцем в РККА.

В 1922 году поступил в школу Второй Студии МХАТ; в 1924 году вместе с другими молодыми студийцами (в частности, с Н. П. Хмелёвым, М. Н. Кедровым и Б. Н. Ливановым) был принят в труппу МХАТа, актёром которой он оставался до конца жизни.

Первыми заметными ролями Яншина в Художественном театре стали Добчинский в «Ревизоре» Н. В. Гоголя и лакей Петрушка в «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Но звёздной для него оказалась роль Лариосика в пьесе «Дни Турбиных» М. А. Булгакова.

Впоследствии Яншин, оставаясь актёром МХАТа, работал в других театрах — с 1934 по 1939 год был художественным руководителем Московского театра Центрального Комитета Профсоюза рабочих Мебельной и Музыкальной промышленности СССР, с 1937 по 1941 год руководил театром «Ромэн», с 1950 по 1963 год был главным режиссёром Московского драматического театра имени К. С. Станиславского. По инициативе Яншина в МХАТ был приглашен О. Н. Ефремов.

Наряду с работой в театре Яншин, начиная с 1920-х много снимался в кино.

Один из любимейших артистов «Союзмультфильма», озвучивший героев множества мультфильмов. Часто работал с сёстрами Брумберг, написал для них сценарий фильма «Ночь перед Рождеством».

Семья

Михаил Михайлович был трижды женат.

В ноябре 1926 года он вступил в брак с ученицей школы МХАТ В. В. Полонской, с которой разошёлся в 1933 году.

В 1934 году Яншин женился на Н. С. Киселёвой (Ляле Чёрной) — актрисе театра «Ромэн». В 1942 году они развелись и Ляля Чёрная стала женой Николая Хмелёва.

Третьей супругой Михаила Яншина в 1955 году стала актриса Драматического театра имени К. С. Станиславского – Мейер Нонна Владимировна ( Мейер-Яншина), 1922 г.р..

М. М. Яншин скончался 17 июля 1976 года (по другим источникам — 16 июля) в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 7).

Своим любимым актером Яншина назвал Владимир Высоцкий.

Награды и звания

  • заслуженный артист РСФСР (1933)
  • народный артист РСФСР (1947)
  • Государственная премия СССР (1975) — за исполнение ролей Мамаева и Абеля в спектаклях «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского и «Соло для часов с боем» О. Заградника
  • Государственная премия РСФСР имени К. С.

    Станиславского (1970) — за исполнение роли Кузовкина в спектакле «Нахлебник» И. С. Тургенева

  • народный артист СССР (1955)
  • два ордена Ленина (1948, 1972)
  • орден Трудового Красного Знамени (1971)
  • орден «Знак Почёта» (1937)
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.

    » (1946).

Театральные работы

  • 1928 — «Квадратура круга» В. Катаева — Вася
  • 1930 — «Три толстяка» Ю. К. Олеши — Доктор Гаспар
  • 1940 — «Школа злословия» Р. Б. Шеридана — сэр Питер
  • 1945 — «Горячее сердце» А. Н. Островского — Градобоев, Жигунов, Сидоренко
  • 1946 — «Три сестры» А. П.

     Чехова — Иван Романович Чебутыкин, Ферапонт

  • 1947 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова — Илья Ильич Телегин
  • 1949 — «Поздняя любовь» А. Н. Островского — Маргаритов
  • 1958 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Симеонов-Пищик
  • 1960 — «Чайка» А. П. Чехова — Пётр Николаевич Сорин
  • 1973 — «Соло для часов с боем» О.

    Заградника — Абель

  • 1973 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Нил Федосеевич Мамаев
  • «Нахлебник» И. С. Тургенева — Василий Семёнович Кузовкин
  • «Дни Турбиных» М. А. Булгакова — Лариосик
  • «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого — выборный
  • «Ревизор» Н. В.

    Гоголя — Добчинский

  • «Битва жизни» по Ч. Диккенсу — слуга Бритна
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Петрушка
  • «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше— Антонио, Бартоло
  • «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому — Мозгляков
  • «Мертвые души» по Н. В. Гоголю — Почтмейстер, Губернатор
  • «Елизавета Петровна» Д. П.

     Смолина — Пономарь

  • «Мольер» по М. А. Булгакову — Бутон
  • «Дачники» М. Горького — Двоеточие
  • «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони — Маркиз ди-Форлипополи
  • «Чудесный сплав» В. М. Киршона — Олег
  • «Половчанские сады» Л.Леонова — Стрекопытов
  • «Платон Кречет» А. Е. Корнейчука — Терентий Бублик
  • «Фронт» А. Е.

    Корнейчука — Сергей Горлов

  • «Русские люди» К. М. Симонова — Харитонов.

Постановки Московский мюзик-холл

  • 1931 — «Шестая мира» А. Жарова и Н. Равича (совм. с Н. М. Горчаковым).

Центральный театр Красной Армии

  • 1932 — «Мстислав Удалой» по И. Л. Пруту (совместно с Ю. А. Завадским).

Театр сатиры

  • 1937 — «Мелкие козыри» В. Е. Ардова.

«Ромэн»

  • «Кровавая свадьба» Гарсиа Лорки
  • «Чудесная башмачница» Гарсиа Лорки
  • «Действующие лица» М. А. Светлова
  • «За ваше счастье» И. И. Ром-Лебедева
  • «Песня об Урсаре» И. И. Ром-Лебедева
  • «Цыганы» по А. С. Пушкину
  • «Макар Чудра» по М. Горькому
  • «Каролина» К. Гольдони
  • «Героическая поэма» И. И. Ром-Лебедева.

Московский театр имени К. С. Станиславского

  • 1951 — «Грибоедов» С. А. Ермолинского
  • 1952 — «Девицы-красавицы» А. Д. Симукова
  • 1952 — «Наследники Рабурдена» Э. Золя
  • 1954 — «Дни Турбиных» М. А. Булгакова
  • 1954 — «Чайка» А. П. Чехова
  • 1959 — «Такая любовь» П. Когоута
  • 196? — «Первый день свободы» Л. Кручковского
  • 1963 — «На улице Счастливой» Ю. Принцева
  • «В Лебяжьем» Д. П. Девятова
  • «Бесприданница» А. Н. Островского
  • «На рассвете».

МХАТ

  • 1957 — «Дворянское гнездо» по И. С. Тургеневу (совместно с П. М. Лесли) (играл здесь роль Лемма).

Фильмография

Актёрские работы

  1. 1928 — Каторга — телеграфист
  2. 1929 — Комета — Савва Севрюжкин
  3. 1929 — Простые сердца — Пётр, паромщик
  4. 1930 — Праздник святого Йоргена — эпизод (нет в титрах)
  5. 1931 — Шторм
  6. 1933 — Окраина — солдат
  7. 1933 — Чёрный барак — рабочий
  8. 1934 — Поручик Киже — Павел I
  9. 1935 — Последний табор — Иван Лихо
  10. 1936 — Заключённые — Макс
  11. 1938 — Человек с ружьём — офицер (нет в титрах)
  12. 1941 — Боевой киносборник № 7. Приёмщик катастроф
  13. 1941 — Первая конная (не закончен) — комендант станции
  14. 1944 — Свадьба — Андрей Андреевич Нюнин
  15. 1946 — Глинка — Пётр Андреевич Вяземский
  16. 1946 — Каменный цветок — приказчик Северьян
  17. 1950 — Секретная миссия — Шульц
  18. 1951 — Незабываемый 1919-й — полковник Буткевич
  19. 1952 — Ревизор — Артемий Филиппович Земляника
  20. 1952 — Школа злословия (фильм-спектакль) — сэр Питер Тизл
  21. 1954 — Мы с вами где-то встречались — начальник станции
  22. 1954 — Шведская спичка — Евграф Кузьмич
  23. 1955 — Двенадцатая ночь — сэр Тоби Белч
  24. 1956 — На подмостках сцены — Фёдор Семёнович Борзиков
  25. 1957 — Сапоги (к/м) — Муркин
  26. 1958 — Король бубён — муж гадалки
  27. 1959 — Накануне — Увар Иванович
  28. 1960 — Мёртвые души — Иван Андреевич, почтмейстер
  29. 1960 — Месть (к/м) — Лев Саввич Турманов
  30. 1961 — Вольный ветер — Амброзио, мэр
  31. 1963 — Внимание! В городе волшебник! — доктор Кракс
  32. 1970 — Как мы искали Тишку — доктор Айболит
  33. 1970 — Серебряные трубы — врач
  34. 1971 — Телеграмма — Николай Пятипал
  35. 1972 — За всё в ответе — Михаил Иванович
  36. 1973 — Большая перемена — профессор Волосюк
  37. 1974 — Соло для часов с боем (фильм-спектакль) — Франтишек Абель
  38. 1976 — На всякого мудреца довольно простоты (фильм-спектакль) — Нил Федосеевич Мамаев.

Режиссёр

  • 1933 — «Черный барак» (совместно с Н. М. Горчаковым).

Озвучивание мультфильмов

  • 1945 — Пропавшая грамота
  • 1948 — Сказка о солдате — солдат
  • 1948 — Федя Зайцев — Человечек
  • 1949 — Чудесный колокольчик — старик
  • 1950 — Девочка в цирке — фокусник
  • 1951 — Ночь перед Рождеством — Чуб
  • 1953 — Полёт на Луну — профессор Бобров
  • 1955 — Стёпа-моряк — Михал Михалыч, боцман
  • 1960 — Человечка нарисовал я — Человечек
  • 1964 — Дюймовочка — Крот
  • 1964 — Жизнь и страдания Ивана Семёнова
  • 1964 — Лягушонок ищет папу — Бегемот
  • 1965 — Вовка в Тридевятом царстве — Царь
  • 1965 — Лягушка-путешественница — лягушонок Кваня
  • 1965 — Пастушка и трубочист — Оле-Лукойе
  • 1966 — Про бегемота, который боялся прививок — Бегемот
  • 1967 — Заяц-симулянт
  • 1967 — Зеркальце — Крот
  • 1967 — Сказки для больших и маленьких — Бегемот
  • 1968 — Козлёнок, который считал до десяти — Бык
  • 1968 — Самый большой друг — Бегемот
  • 1969 — Украденный месяц — от автора
  • 1970 — Волшебные очки — дедушка Сова
  • 1971 — Огонь — Часы.

Память

  • На московском доме, где в 1955—1974 годах жил Яншин, установлена мемориальная доска.

Источник: https://nekropole.info/ru/Mihail-Janshin-02.11.1902

Ссылка на основную публикацию