Огюст ренуар – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Дамы на портретах Ренуара №1

Ренуар.
ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ.

(часть первая)
На террасе. (Две сестры.) 1881 г.
Ренуар, Пьер Огюст,(1841—1919) Pierre-Auguste RenoirЭта работа как и некоторые ниже её, относится к всемирно знаменитым работам Ренуара.

Этот двойной портрет, также как и портрет Ирен Кахен (увидите чуть ниже) часто используют для аватара в русском Киберпространстве. Есть и другие работы, которые сделали аватаром.Второе название этой работы –“Две сестры”–по-русски обычно не используют. Поэтому, пожалуйста, не удивляйтесь.Эту картину нужно описывать.

Но это очень долго.Обратите только внимание на то, что всю яркость красок и восхищение природы, которые создал сам Ренуар, он же сам побил ПЫЛАЮЩИМ БЕРЕТОМ! Берет абсолютно доминирует над местностью, как писали в Сталинские времена о Сталинских соколах–то есть о военно-воздушных силах.

Конечно к берету добавлены там и здесь, и в волосах младшенькой, красные цвета и оттенки. Но всё равно —- сам берет правит бал.Вместе с пылающим беретом, хорошо совмещается и не совсем стандартный взгляд девушки.То есть её портрет –ПОЛУЧИЛСЯ. Хотя не всякому мужчине понравится некоторая напряжённая неясность во взгляде.

Но Ренуар не писал для нас, товарищи мужчины. Ренуар, твёрдо знал, как ИХ нужно писать.

Девушка заплетающая косу.1885 г. (Сюзанна Валадон)Моделью для этого портрета была знаменитая Сюзанна Валадон.Дочка прачки, которая стала известной и очень успешной художницей. И её написали как натурщицу Ренуар, Тулуз-Лотрек, Дега, Пюви де Шаванн и т. д.Я уже описал её в этом журнале, в статье “Эротика”

На всякий случай, даю ссылку.

http://veniamin1.livejournal.com/10829.html

Madame Alphonse Daudet – 1876.
Портрет актрисы Жанны Самари.(1878)Находится в Эрмитаже.
Ренуар, Пьер Огюст,(1841—1919) Pierre-Auguste Renoir
Портрет актрисы Жанны Самари 1877 г.Находится в Москве. В Музее Пушкина.Я уже помещал оба портрета этой актрисы. Оба они, как вы видите, живут в России. И по-прежнему я могу сказать только то, что та Жанна, которая живёт в Москве мне нравится больше. Мнения, как говорят в культурных кругах, всегда раздвояются и растрояются.Можно снова обсудить кому какая Жанна по нраву. Давайте поговорим.

Эта актриса, такая привлекательная, прожила всего 33 года.Она выбрала Ренуара, для того чтобы работы Ренуара прославили её в обществе.Чтобы она стала именем, о которых говорят в салонах. Она оглядывалась на пример Сары Бернар. Это всё было сложно. Ренуар много раз написал её на его работах до 1880-81 года. Она есть на его всемирно и оглушительно знаменитой работе “Завтрак Гребцов”

.Нажмите.Жанна стоит в углу направо и её якобы или не якобы, обрабатывает друг Ренуара. Он есть на многих знаменитых работах, включая “Танец в Буживале”. Можно посмотреть эту знаменитую работу во всех видах, по той ссылке на пост “Эротика”, которую я дал выше.Но Жанна разочаровалась в результате. Поэтому к 1881 г. она оставила Ренуара и перешла к художникам, которые писали в академической манере.

Получилось вот что.

Портрет Жанны Самари. (1879)
Аббема, Луиза (1853-1927) Louise AbbemaИ этот портрет тоже не сделал Жанну сверхзвездой.Эта художница, Аббема, впервые прославиласьзнаменитым портретом именно Сары Бернар. Можно предположить, что именно поэтому её выбрала Жанна Самари.Но дело в том, что практически не приходится сомневаться, что Луиза Аббема была любовницей Сары Бернар. А это совсем другое дело, не так ли?И что в ней нашла Сара Бернар? Если бы вы видели! Синий чулок в очках.Действительно–ЛЮБОВЬ ЗЛА…У Самари были хорошие роли и удачи в театре. Но она хотела блестящей славы.Поэтому, она осталась недовольна и этим портретом.И всё же Жанна была талантлива во многом.Она успела опубликовать успешную и талантливую книжку для детей с прекрасными иллюстрациями знаменитого иллюстратора и эта книга наверное прославила её.

Но в этом же году, очень быстро после публикации, Жанна умерла от брюшного тифа. Ей было 33 года.

Портрет Жюли Мане, 1894Среди той кучки. которая создала импрессионизм, была женщина. Она была в их числе без всякой скидки (по тем временам скидка была бы естественным делом) на то, что она была дама.Это сказал и признал сверхразборчивый Дега, когда он согласился пригласить её выставить работы на первой выставке импрессионистов.Её звали Берта Моризо. Берта была всю жизнь в очень дружеских отношениях с художником Эдуаром Мане.За брата Моне, Эжена, Берта Моризо вышла замуж.Ренуар написал их дочку.

Эта дочь, Жюли, тоже стала художником. И между войнами, в 30-ых, она проводила выставки импрессионистов, которых она знала с самого раннего детства. От неё, от Жюли, отались многолетние, интереснейшие дневники, переведенные на многие языки мира.

Девочка расчёсывающая волосы. 1894г.
Мадемуазель Ирен Кахен 1880 г.
Розовое и голубое.1881г.На этих двух последних портретах–три сестры. Старшая отдельно. А младшие вместе на сдвоенном портрете.Я уже описал эти портреты в посте “Импрессионизм №1 Ренуар, Пьер Огюст(1841—1919) Pierre-Auguste Renoir”Вот ссылка, если захотите прочесть. Интересно. Рекомендую.
http://veniamin1.livejournal.com/2271.html
На морском берегу. 1883.Алина Шариго. By the Seashore.
На морском берегу. Алина Шариго. 1883.На фоне моря сидит будущая жена Ренуара. Свободные люди, дети гор. Она , Алина Шариго, была уже десять лет любовницей Ренуара, когда он решил, что хочет на ней жениться. Первому мальчику, уже было пять лет.Их сын, великий кинорежиссёр, родился уже на законных основаниях. После того, что папа женился на маме.Это, как вы видите, сладенькая работа. Вторая ещё ничего. Но первая прямо патокой намазана.Ренуар в предыдущем, в 1882 году, вернулся из Италии. И он настолько круто пременился, что практически перестал быть импрессионистом. Он даже отказался от мазка импрессионистов.Потому что он не мог писать кожу так, как он хотел.Он, Ренуар, попал под влияние Италии 16 века. Не он первый. Если откроете ссылку, на пост “Импрессионизм №1 Ренуар, Пьер Огюст(1841—1919) Pierre-Auguste Renoir”,то там я по-моему написал и поговорил об этом. Только к концу десятилетия, к 1890 году, Ренуар частично, (полностью никогда), вернулся к прежнему стилю.

По крайней мере его НЮ, стали снова оригинальными НЮ Ренуара. Он больше не писал под Рафаэля. Его НЮ 80-х годов, тоска зелёная.

Профиль Сюзанны Валадон.1885

Ренуар,Пьер Огюст,(1841—1919) Pierre-AugusteИ вот снова портрет Валадон.В продолжении этой темы, вы ещё увидите один-другой портрет Сюзанны Валадон.Ренуар писал её много и охотно.Её сын, был ещё талантливее чем мама как художник, хотя он стал АЛКОГОЛИКОМ. Очень много шансов за то, что это был сын Ренуара. Почитайте в ссылке на неё (см. выше) если заинтересуетесь.

Я рассказал об этом.

Шитьё. (1874-1876)
Madame Charles Fray – 1901.
Madame Stora в алжирском платье.1870.
Madame Thurneyssen – 1908.
Madame Victor Chocquet, 1875.
Ренуар, Пьер Огюст,(1841—1919) Pierre-Auguste Renoir
Marie Meunier – 1877.
Mademoiselle Demarsy, 1882.
Ренуар, Пьер Огюст,(1841—1919) Pierre-Auguste Renoir

Вениамин.

Источник: https://veniamin1.livejournal.com/23582.html

Огюст Ренуар – Auguste Renoir

Мадам Жорж Шарпантье с детьми.

  Пьер – Огюст Ренуар / Pierre – Auguste Renoir 

Продолжение публикации работ великого французского художника-импрессиониста Огюста Ренуара.В этой записи размещены детские и женские портреты,а также пейзажи и натюрморты.Смотрите также мою предыдущую запись IMPRESSION – ВПЕЧАТЛЕНИЯ тоже посвященную творчеству Ренуара.Смотрите и восхищайтесь!

SAHALLIN

Полдень с детьми в в Вержемонте.1884

Девочка с обручем. 1885

Девочка с лейкой. 1886

Жанна Дюран-Рюэль. 1876

Мадемаузель Ромэн Лако. 1864

Розовый и голубой.Элис и Элизабет Кох д Анверс

Дочери Катюля Мендеса у пианино. 1888

Девочка в голубой шляпе. 1881

Две цирковые девушки. 1879

             

Алжирская девушка. 1881

Девушка с соколом. 1880

Мать и дитя. 1881

Материнство. (Ребенок с бисквитом).1887

Портрет девочки. 1880

Габриэлла Ренар / Gabrielle Renard,

                        

                Жан Ренуар /  Jean Renoir (Ребенок с обручем)                                                                 Алина Шариго / Aline Charigot жена Ренуара.

Семья художника.1896 На этой картине запечатлена семья художника.В центре изображена жена Ренуара Алина Шариго / Aline Charigot,рядом с ней стоит старший сын Пьер Ренуар / Pierre Renoir ( в будущем знаменитый артист театра и кино ).

Справа на картине мальчик с мячом средний сын Жан Ренуар / Jean Renoir ( в будущем знаменитый кинорежиссер ).На переднем плане картины изображен младший сын художника Клод ( Коко) Ренуар / Claude Renoir ( в будущем кинооператор ).

Рядом с ним Габриэлла Ренар / Gabrielle Renard,двоюродная сестра Алины Шариго,она была няней в доме Ренуаров и служила моделью для художника.Ренуар написал довольно много картин с участием Габриэллы.

Здесь надо заметить что в старину мальчиков довольно часто одевали в платья,отращивали им длинные волосы и даже заплетали в волосы банты,но не стоит искать здесь каких либо смыслов,таков был обычай того времени,вспомним длинные камзолы у мужчин.В верху вы можете посмотреть портрет маленького Жана Ренуара в платье с длинными волосами и бантом.

Пьер Огюст Ренуар, Pierre-Auguste Renoir Автопортрет. 1910

Источник: https://sahallin.livejournal.com/39793.html

Ренуар Пьер Огюст (1841-1919)

ПЬЕР ОГЮСТ РЕНУАР родился 25 февраля 1841 года в Лиможе, городе, расположенном на юге Центральной Франции и славящимся своим фарфором. Ренуар был шестым ребенком небогатого портного по имени Леонар и его жены, Маргериты. Всего у Леонара и Маргериты родилось семеро детей, двое из которых умерли в младенчестве.

В 1844 году Ренуары переезжают в Париж, и здесь маленький Огюст поступает в церковный хор при большом соборе Сен-Эсташ. У него оказался такой замечательный голос, что регент хора (а это был не кто иной, как сам Шарль Гуно) пытался убедить родителей мальчика отдать его учиться музыке.

Однако помимо этого у Огюста проявился дар художника, и когда ему исполнилось 13 лет, он начал помогать семье, устроившись к мастеру, у которого научился расписывать фарфоровые тарелки и другую посуду. По вечерам Огюст посещал школу живописи.

В 1858 году фарфоровая мастерская, в которой работал Ренуар, закрылась, и ему пришлось переключиться на роспись вееров и штор.

В 1860 году он получил от властей разрешение заниматься копированием картин, находящихся в Лувре, а к 1861 году сумел скопить достаточно денег, чтобы заплатить за обучение, и стал учеником Шарля Глейра, модного в то время художника, писавшего портреты и забавные сценки.

Студия Глейра считалась филиалом парижской Школы изящных искусств, и в апреле 1862 года Ренуар, которому исполнился 21, выдержал вступительные экзамены в это заведение, оказавшись 68-м из 80 кандидатов. Вместе со своими друзьями по студии Глейра – Фредериком Базилем, Клодом Моне и Альфредом Сислеем – Ренуар ездил в лес Фонтенебло, где они рисовали на открытом воздухе. Впоследствии работа па пленэре стала отличительным, «фирменным» знаком импрессионистов, группы художников, ядром которой была перечисленная выше четверка.

Ранние попытки

Ренуар впервые познал вкус успеха в 1864 году, когда одна из его картин прошла строгий отбор и была выставлена на Салоне, ежегодной государственной художественной выставке. На следующий год у него взяли еще две картины, а сам Ренуар начал получать заказы на создание портретов.

Однако художник продолжал едва сводить концы с концами и выживал во многом благодаря своим богатым друзьям – Базилю и Сислею. В 1865 году в доме еще одного своего товарища, художника Жюля Ле Кёра, он познакомился с 16-летней девушкой Лизой Трео, которая вскоре стала возлюбленной Ренуара и его любимой моделью.

Их связь продолжалась до 1872 года, когда Лиза оставила Ренуара и вышла замуж за другого. Творческая карьера Ренуара прерывалась в 1870-1871 годах, когда он был призван в армию во время франко-прусской войны, закончившейся сокрушительным поражением Франции.

Несмотря на то что участия в боевых действиях Ренуар не принимал (в отличие от Базиля, убитого в сражении), во время службы он жестоко страдал от дизентерии. В послужном списке Ренуара сказано, что он «во время войны проявил выдержку и самообладание».

После окончания войны, в 1874 году, Ренуар вместе с несколькими друзьями-художниками устроили в Салоне выставку своих картин. Именно тогда и появился термин «импрессионизм», придуманный одним саркастическим критиком. Теперь об этом событии вспоминают как о первой выставке импрессионистов.

Целый ряд выставленных работ подвергся уничтожающей критике, однако «Ложа» Ренуара была оценена достаточно доброжелательно.
В это время импрессионистам пришлось столкнуться не только с враждебно настроенными критиками, но и с общим экономическим кризисом, последовавшим за поражением в войне с Пруссией.

Настали годы, когда людям было не до покупки произведений искусства. Как и многие его друзья, Ренуар часто страдал от нищеты и теперь, стремясь выжить, занялся писанием портретов, единственным жанром живописи, который всегда пользуется спросом. В душе он никогда не любил писать портреты, однако веселый, покладистый характер художника помогал ему в работе с клиентами. В результате на второй выставке импрессионистов в 1876 году из 15 представленных на ней работ Ренуара 12 оказались портретами.

Спокойные годы

В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго, с которой познакомился десятью годами раньше, когда та была 21-летней белошвейкой.

У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году, а после свадьбы у них появились еще два сына -Жан, родившийся в 1894 году, и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца.

Читайте также:  Андрей вознесенский - биография знаменитости, личная жизнь, дети

К тому времени, когда окончательно сложилась его семья, Ренуар достиг успеха и славы, был признан одним из ведущих художников Франции и успел получить от государства звание Кавалера Почетного Легиона.

Последние усилия

Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены его болезнью. После приступа паралича, случившегося в 1912 году, Ренуар был прикован к инвалидному креслу, однако продолжал писать кистью, которую вкладывала ему между пальцев сиделка.

Более того, несмотря на свой почтенный возраст, он даже попытался заняться скульптурой, давая указания своему помощнику, что и как он должен лепить. К этому времени ревматические боли стали настолько сильными, что иногда художнику приходилось спать под простыней, натянутой на деревянную раму, поскольку даже прикосновение легкого полотна причиняло ему невыносимую боль.

Но несмотря ни на что, Ренуар никогда не терял бодрости духа и любил повторять: «Что ни говорите, а я – счастливчик». В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание.

В 1917 году, когда его «Зонтики» были выставлены в Лондонской Национальной галерее, сотни британских художников и просто любителей живописи прислали ему поздравление, в котором говорилось: «С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи». Картина Ренуара выставлялась также в Лувре, и в августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на нее.
3 декабря 1919 года Пьер Огюст Ренуар скончался в Кане от воспаления легких в возрасте 78 лет. Так завершился жизненный путь одного из величайших художников всех времен.

Источник: https://www.art-spb.ru/article/72

“Жанна Самари” Ренуара. 7 самых интересных фактов о портрете – Дневник живописи

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

Один из самых узнаваемых портретов в мире. Идеал женственности. Розовая кожа. Задумчивый взгляд синих глаз. Медный оттенок волос. Лёгкая улыбка.

Пульсирующие мазки. Местами небрежно положенные. Форма частично растворена. Впечатление жизни. На неё можно бесконечно смотреть. Наслаждаясь свежестью образа.

Картина очень приятная глазу. А ещё у неё любопытная история. Знали ли вы, что это лишь один из пяти портретов Жанны, созданных импрессионистом Ренуаром?

Почему же она была одной из самых любимых моделей художника? Зачем он приукрасил ее внешность? Как сложилась судьба этой актрисы?

1. Портрет Жанны Самари в зеленом платье был вторым по счёту

Вечер. Париж. Салон мадам Шарпантье. Ренуар стоял спиной к двери. И вдруг почувствовал, как в комнате стало светлее. Он обернулся. Вошла Жанна.

Ренуар предложил написать ее портрет. Он был очарован девушкой, чья кожа светилась изнутри. К тому же она была хорошей собеседницей: “Это так приятно: естественный, без претензий женский голос”, говорил Ренуар.

Жанна охотно согласилась позировать. Ведь она была известной актрисой. И портрет мог упрочить ее славу.

Жанна увлеклась художником. Есть мнение, что они стали любовниками. Однако одна фраза актрисы говорит об обратном: “Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти”.

Через какое-то время Ренуар создал первый этюд. В портрете передана естественность актрисы. Но слишком все предсказуемо в нем. Синева фона под синеву глаз. Яркий красный бант под рыжину волос.

Пьер-Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1877 г. Коллекция театра Комеди-Франсез, Париж. Wikimedia.commons.org

Ренуару портрет не понравился. И он решил написать ещё один. Тот самый. Где обворожительная Жанна в изумрудном платье.

2. Ренуар приукрасил внешность Жанны Самари

Жанну нельзя назвать красавицей. У неё было широкое лицо с тяжелым подбородком. Большая грудь и простая причёска. Скорее девушка из народа. На аристократку она не была похожа. Впрочем ей она и не была.

Но она была необычайно обаятельной. Ее улыбка многих покоряла. И в жизни, и на сцене.

Посмотрите, насколько естественно она улыбается на фото слева. Что было невозможно для большинства дам 19 века. Которые позировали в скованных позах.

На фото справа Жанна в сценическом костюме. Ее амплуа – шустрая, смешливая служанка. Которая помогала своим господам плести интриги. На этом фото она натужно позирует. Без улыбки и естественной позы Жанна совсем теряет свою привлекательность.

Поэтому она с таким удовольствием позировала Ренуару. Актриса понимала, что только он сможет передать ее внутреннюю красоту. Передать “свет, идущий изнутри”. Что невозможно сделать с помощью фотографии.

3. Реакция публики на портрет была неоднозначной

Портрет был написан, когда вкусы публики стали меняться. Спрос по-прежнему был велик на декоративную, прилизанную живопись. На синтиментальные сюжеты. Так, был очень популярен Огюст Тульмуш. Чтобы художник написал ваш портрет, нужно было прождать несколько лет.

Огюст Тульмуш. Любовное письмо. 1863 г. Частное собрание. Wikimedia.commons.org

Очередь за портретом к Ренуару не выстраивалась. Но у импрессионистов стали появляться первые почитатели. Это были люди незаурядные. Как, например, Анри Лероль или Анри Руар. Обеспеченные буржуа с тонким вкусом, которые сами были художниками-любителями.

В 1877 Ренуар выставил свою Жанну Самари на третьей выставке импрессионистов. Конечно, картину ругали. Немало было насмешек, ведь “руки женщины словно покрыты чешуёй”.

Наверняка многие бы попадали в обморок, если бы Ренуар осмелился выставить другой портрет Жанны. Этот этюд очень смелый в исполнении. Даже по нынешним временам.

Пьер-Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1878 г. Национальная галерея Вашингтона, США. nga.org

Но было и много восторгов. Самый знаменитый из них принадлежит критику Луи Леруа «В блюдо из красок входит ваниль, красный крыжовник и фисташки. Этот портрет можно есть ложкой!”

4. Ренуар написал 5 портретов Жанны

Ещё один известный портрет Жанны, четвёртый по счёту, хранится в Эрмитаже. Он не похож на все остальные. Манера письма спокойная, гладкая. Хотя контуры такие же нечёткие.

Он создавался для Жанны. Она хотела видеть себя аристократкой. В изысканном платье, в театральной обстановке. Этот портрет Ренуар выставил в Парижском Салоне (официальной выставке).

Но судьба его была неудачной. Ренуар привёз картину на выставку, не покрыв ее лаком. Так как краска ещё не успела до конца высохнуть.

Приёмщик картин по доброте душевной решил, что у художника не было денег на лак. И покрыл им карину. Она была испорчена. Ренуар в спешке переписывал ее практически с нуля.

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1878 г. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург

Ренуар написал ещё один портрет Жанны. Пятый. Он тоже написан в свободной, лёгкой манере. Пастелью. Девушка милая, нежная. Но не настолько притягательна, как на главном шедевре из Пушкинского музея.

Пьер- Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1878 г. Музей Цинциннати, Огайо, США. Cincinnatiartmuseum.org

5. Жанна заказывала портреты у других художников

Жанна очень хотела стать великой актрисой. Вырваться  из своего амплуа смешливых служанок. Играть трагичные роли. Как ее современница Сара Бернар. Которая даже Гамлета сыграла.

Она считала, что парадный портрет Ренуара (Эрмитаж) поможет ей в этом. Но он остался незамеченным. Она даже отказалась его выкупить.

И обратилась к более традиционному художнику. Луизе Аббема. Которая написала когда-то портрет той самой Сары Бернар.

Луиза Аббема. Портрет Жанны Самари. 1879 г. Музей Карнавале, Париж. Wikimedia.commons.org

Публика осталась к нему равнодушной. Со временем Жанна добилась славы, о которой так мечтала. И это случилось не благодаря Луизе Аббема. Ренуар обессмертил ее имя.

6. Личная жизнь актрисы

Вскоре Жанне уже было не до портретов. У неё завязался роман с сыном богатого брокера. Его отец был против брака с актрисой. Это в наше время взять в жены знаменитую актрису – престижно. А тогда профессия актрисы считалась слишком легкомысленной.

Несмотря на протест семьи, они поженились. Никто из родных жениха на свадьбу не пришёл.

Две дочери пошли по стопам Жанны. Обе стали актрисами. Жанна была счастливой матерью и женой. Муж не запрещал ей играть в театре. Она даже написала детскую книгу. Которая была очень популярна.

Но этим успехом она не успела насладиться. В 32 года она заболела брюшным тифом и спустя неделю умерла.

Муж пережил ее на 13 лет. Все это время портрет Жанны в изумрудном платье висел в их квартире. Наследники продали его за 30 тысяч франков. Когда-то Жанна купила его у Ренуара за 100 франков.

7. У картины есть один секрет

У картины есть небольшой секрет. Если на него смотреть сбоку, то зеленое платье становится синим. Но этот эффект на репродукции не виден. Его можно наблюдать только вживую.

Зеленое платье на розовом фоне. Почему такое сочетание? Во времена Ренуара подобное цветовое решение считалось вульгарным. Но Ренуар не следовал традициям. Только своим ощущениям. Он говорил, что выбирает тот цвет, который у него ассоциируется с моделью.

Единственный цвет, который художник не использовал, это чёрный. Об этом читайте в статье “Девушки в чёрном” Ренуара. Почему на картине нет чёрного цвета?”

Проверьте себя, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».

Источник: https://arts-dnevnik.ru/renuar-zhanna-samari/

Огюст Ренуар: картины, биография художника импрессиониста

Ренуар родился в Лиможе; когда мальчику было четыре года, его родители переехали в Париж. Происходил он из бедной семьи, и поэтому с юности был вынужден зарабатывать себе на жизнь. Расписывал от руки фарфоровые чашки, пока внедрение механизации не лишило его этого заработка.

Тогда он подрядился писать религиозные сцены в мастерской, которая поставляла шторы с церковными сюжетами миссионерам, работавшим в Африке. Здесь Ренуар накопил сумму, достаточную для того, чтобы бросить приработок и целиком отдаться учению, — он поступил в мастерскую Глейра, где познакомился с Моне, Базилем и Сислеем.

Так сложилась маленькая группа художников, которая возглавила новые иска­ния в живописи.

Вместе с Клодом Моне Ренуар писал маленькие картины- этюды, которые заканчивал прямо под открытым небом.

Излюбленным местом их работы был так называемый «Лягушатник» — местечко на Сене под Парижем, где располагались общественные купальни и ресторан. Там бывало смешанное общество и постоянно царило праздничное настроение.

Эту атмосферу непринужденного времяпрепровождения на берегу реки запечатлели в своих картинах молодые художники.

«Купанье на Сене» (1869)

В картине «Купанье на Сене» (1869), хранящейся в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве, яркие пятна одежды парижан, зелень деревьев, отблески света на воде слагаются в единую живую гармонию солнца и движения.

Когда была объявлена франко-прусская война, художника призвали в армию, и он проходил службу в полку конных стрелков в Бордо. Видя его жизнерадостность, командир советовал ему продолжать военную карьеру.

«Что, если бы я занялся всеми профессиями, которыми меня пытались солазнить! — восклицал в старости Ренуар, беседуя с молодым торговцем картинами ВоЛларом.

— Я уже рассказывал вам, что в моей юности Гуно — мой преподаватель сольфеджио в коммунальной школе, где я учился, — настаивал, чтобы родители отдали меня учиться пению».

Могучая витальная сила, радостное восприятие мира, врож­денные таланты и быстрота реакции, присущие Ренуару, делали его одаренным во многих областях, но он все силы своей души вложил в живопись.

Поэтому среди картин дру­гих импрессионистов его работы привлекают особой теплотой, которую, кажется, источают их краски, в них чувствуется, как бьется пульс жизни й в то же время видна свободная живописная работа кисти.

«Обнаженная»

В семидесятые годы Рейуар создает картины, которые стали классикой живописи французского импрессионизма. Среди них — «Обнаженная» (Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина), для которой позировала натурщица Анна. Под названием «Этюд» эта работа была показана на второй выставке импрессионистов в 1876 году.

В 19 столетии художники писали обнаженную модель, как правило, в оправе мифологического или исторического жанра. Нагота считалась признаком услов­ности сюжета. Обнаженную натуру писали как бы безлично, передавая идеальные формы тела, но не связывали их с че­ловеческой индивидуальностью. В «Обнаженной» Ренуар соединяет черты жанра ню и портрета.

Лицо молодой темно­волосой женщины подчеркнуто индивидуально, это цвету­щая, уверенная в себе парижанка. Нагота не смущает ее, она спокойно сидит, вполоборота повернувшись к зрителю. Ее фигура несколько полновата и тяжеловесна, но прекрасна зрелой женской красотой.

Ренуар любуется мягко круглящимися формами, передает холодноватые тени, скользящие по бедрам, по спине, подчеркивающие живую трепетность тела.

«Качели» (1876)

В картинах Ренуара часто соединяются разные жанры живописи. Он любит писать своих друзей и их подружек под сенью деревьев, освещенными солнцем, сочетая портрет и жанровую сцену с пейзажем. В картине «Качели» (1876, Париж, Лувр) он изобразил уголок одного из парижских садов.

Девушка в розовом платье, украшенном множеством бантиков, кокетничая с двумя молодыми людьми в соломенных канотье, встала на доску качелей, подвешенных под деревом. Этот мотив балансирующего равновесия, подвижной неподвижности может рассматриваться как метафора импрессионистической картины вообще.

Ведь в ней главное — изменчивость, движение, и в то же время художник-импрессионист всегда схватывает момент определенной статичности, уравновешенности форм. «Качели» Ренуара наполнены игрой солнечных зайчиков, проникающих сквозь ажур листвы и будто перебегающих с места на место.

Воздух и свет здесь слиты воедино и охватывают текучей мягкой атмосферой персона­жей картины.

Ренуар любит писать людей, занятых непринужденной бе­седой, светской болтовней, легким флиртом, сидящих с цве­тами, с книгой, за рюмкой вина где-нибудь на берегу реки или в беседке, увитой зеленью. Котята, маленькие собачки, дети — непременные участники его картин, вносят в них ощу­щение нежности и игривости.

Читайте также:  Taylor lautner - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Художнику была чужда нази­дательность Курбе, сатира Домье. В молодости он подражал ориенталистским сценам Делакруа, но восточные сюжеты — гарем и одалиски — влекли его красочностью, а не экзотикой. Он первым открыл живописность, острую характерность, выразительность поз и типов в окружающей современной жиз­ни.

Его сотоварищ по импрессионистским выставкам Эдгар Дега тоже был наблюдателем парижских типов и нравов, но спектр его впечатлений был гораздо уже, а взгляд на жизнь был омрачен грустью и иронией.

Ренуар же не хотел заме­чать печальных сторон жизни, видимо, они ему были слишком хорошо знакомы в пору его нищей юности.

Завтрак лодочников

В 1881 году он написал большую картину «Завтрак лодочников» (Вашингтон, галерея Филипс). Здесь вновь была запечатлена атмосфера многолюдного дружеского общения, молодости и веселья. В левой части картины Ренуар изобра­зил молоденькую девушку в шляпке, украшенной цветами. Она играет с собачкой, которую посадила прямо на стол. Эта девушка спустя некоторое время стала женой художника.

К Ренуару пришло признание. Отчасти он был обязан этим своему умению писать портреты.

Несколько семейных порт­ретов, исполненных им и висевших на видном месте в бога­тых домах, послужили его славе больше, чем участие во мно­гих выставках группы импрессионистов, во время которых только и сыпались насмешки критиков.

Ренуар не льстил своим моделям. Просто он смотрел на них так же радостно и весело, как и на все вокруг, и поэтому люди в его портретах всегда выглядели счастливыми и красивыми.

Ренуар продолжал плодотворно работать до глубокой старости. Его многочисленные «Обнаженные», для которых пози­ровали служанки, жившие в доме, стали гимном жизни и молодости, который не уставал петь художник, пока кисть еще держалась у него в руках. Умер он в 1919 году.

К.БОГЕМСКАЯ

Галерея картин Ренуара

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/2692-renoir.html

Пьер-Огюст Ренуар, Жизнь Великого Художника и Скульптора

 Художник-новатор, Пьер-Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе, Франция. Он начинал творчество в качестве ученика художника по фарфоровым изделиям и занимался рисованием в свободное время.

После нескольких лет художественной деятельности, Ренуар содействовал организации художественного движения импрессионизма в 1870-х годах. В конце концов, он стал одним из самых уважаемых художников своего времени.

Он умер в Кань-сюр-Мер, Франция, в 1919 году.

Ранние годы

Сын портного и швеи, Пьер-Огюст Ренуар родом из скромной семьи. Он был шестым ребенком в семье, но два его старших брата и сестры умерли ещё в младенчестве. Семья переехала в Париж в период между 1844 и 1846, и жила недалеко от Лувра, всемирно известного художественного музея. Он посещал местную католическую школу.

Будучи подростком, Ренуар стал учеником художника по фарфору. Он научился копировать произведения искусства, чтобы украшать тарелки и другую посуду. Вскоре, Ренуар начал выполнять другие виды декоративной живописи, и этим зарабатывать на жизнь. Он также посещал свободные рисовальные классы в городе спонсируемые художественной школой.

Использовав имитации в качестве учебного пособия, девятнадцатилетний Ренуар начал изучать и копировать некоторые из великих произведений, висящих в Лувре. Затем он поступил в Школу изящных искусств, весьма известную художественную школу, в 1862 году.

Ренуар также стал учеником Шарля Глейра. В студии Глейра, Ренуар вскоре подружился с тремя другими молодыми художниками: Фредериком Базиль, Клодом Моне и Альфредом Сислея. А через Моне, он встретил таких новых талантов, как Камиль Писсарро и Поль Сезанн.

Начало карьеры

В 1864 году, Ренуар получил признание на ежегодной выставке – Парижском Салоне. Там он показал картину, “Эсмеральда”, которую написал когда был вдохновлен персонажем из Нотр – Дам де Пари, Виктора Гюго. В следующем году, Ренуар снова показывал свою картину на престижном салоне, на этот раз он отобразил Портрет Уильяма Сислея, богатого отца художника Альфреда Сислея.

Хотя его работы с салона и помогли ему занять место в мире искусства, Ренуар был вынужден постоянно бороться, чтобы заработать на жизнь. Он часто зависел от доброты его друзей, наставников и покровителей.

Ренуар всегда оставался близким с Моне, Базиль и Сислей, и иногда останавливался в их домах, творя в их студиях. По мнению многих биографов, он, не имел постоянного места жительства в начале своей карьеры.

Около 1867, Ренуар встретил Лизу Трехот, швею, которая стала его моделью. Она послужила моделью для таких произведений, как «Диана» (1867) и «Лиза» (1867). Сообщается также, что у них завязались романтические отношения. По некоторым данным, она родила от его своего первого ребенка, дочь по имени Жанна, в 1870 году. Ренуар никогда публично не признал свою дочь при жизни.

Ренуар взял перерыв в своей работе в 1870 году, когда он был призван в армию, чтобы воевать на войне между Францией и Германией. Он был назначен в кавалерийский отряд, но вскоре заболел дизентерией.

Лидер импрессионизма

После окончания войны в 1871 году, Ренуар в конце концов вернулся в Париж. Он и некоторые из его друзей, в том числе Писсарро, Моне, Сезанн и Эдгар Дега, решили показывать свои работы самостоятельно, в Париже в 1874 году, этот показ стал известен как первая выставка импрессионистов.

Название группы происходило от критического обзора своего шоу, в котором работы вызывают “впечатления”, а не то, что готовые картины, выполнены с использованием традиционных методов. Ренуар, как и другие импрессионисты, использовал яркую палитру для своих картин, которые дали им более теплые и солнечные чувства.

Он также использовал различные типы мазков, чтобы отобразить собственное художественное видение на холсте.

                                                                                                                                                                

Хотя первая выставка импрессионистов и не имела успеха, Ренуар вскоре получил покровителей, чтобы продвигать свою карьеру.

Богатый издатель Жорж Шарпантье и его жена Маргарита увлекались творчеством художника и приглашали его на многочисленные общественные мероприятия в их дом, в Париже. Через Шарпантье, Ренуар встретил таких известных писателей, как Гюстава Флобери и Миля Золя.

Его картина 1878 года, «Мадам Шарпантье и ее дети», была показана на официальном салоне в следующем году и принесла ему много критики и восхищений.

Международный успех

Финансируясь за счет денег из его комиссий, Ренуар отправился в несколько вдохновляющих путешествий в начале 1880-х годов. Он посетил Алжир, Италию, и провел некоторое время на юге Франции.

В то время, в Неаполе, Италия, Ренуар работал над портретом знаменитого композитора Рихарда Вагнера.

В это же время он также нарисовал три своих шедевра, “Танец в деревне”, “Танец в городе” и “Танец в Буживале”.

Как его слава росла, Ренуар успокоился. В конце концов, он женился на своей давней подруге Алине Шариго в 1890 году. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году. Алина послужила моделью для многих его произведений, в том числе «Мать кормит своего ребенка грудью” (1886).

С возрастом, Ренуар продолжал использовать свою торговую марку – особую технику мазков, чтобы изображать в первую очередь сельские и бытовые сцены. Эти работы, однако, оказались всё более и более физически сложными для художника. Ренуар сражался с ревматизмом с середины 1890-х годов, а болезни – преследовали его на протяжении всей жизни.

Последние годы

В 1907 году, Ренуар купил участок земли в Кань-сюр-Мер, где он построил величественный дом для своей семьи. Он продолжал работать, в живописи, когда мог. Ревматизм изуродовал ему руки, оставив пальцы постоянно скрученными.

Ренуар также перенес инсульт в 1912 году, который оставил его в инвалидном кресле. Примерно в это время он пробовал свои силы в скульптуре. Он работал с помощниками для создания работ, основанных на некоторых из его картин.

Всемирно известный Ренуар продолжал писать до самой смерти. Он прожил достаточно долго, чтобы увидеть, как одна из его работ была куплена Лувром в 1919 году, эта огромная честь для любого художника.

Ренуар, умер 2 декабря 1919, в своем доме в Кань-сюр-Мер, Франция. Он был похоронен рядом со своей женой, Алинай (умершей в 1915).

Кроме того, что он оставил более двухсот произведений искусства, Ренуар послужил источником вдохновения для многих других художников – Пьера Боннара, Анри Матисса и Пабло Пикассо, это лишь те немногие, кто выиграл от художественного стиля и метода Ренуара.

Источник: http://nashput.com/populyarn/473-perogjust-renuar-zhizn-velikogo-hudozhnika-i-skulptora.html

Огюст Ренуар. Биография и картины

Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir) 1841-1919 г. Французский художник, признанный мастер женского портрета. Биография и картины.

Уж как не советовал знаменитый композитор Шарль Гуно юному Огюсту посвятить себя музыке, отец мальчика, портной, видел вершиной карьеры своего отпрыска профессию художника по фарфору – прибыльно и уважаемо. Однако Огюст Ренуар превзошёл и амбиции своего отца, и личные притязания, став всемирно известным художником-импрессионистом, обогатившим мировое художественное наследие своими превосходными работами.

От ремесла к искусству

Юный Ренуар не мог жаловаться на судьбу – его работа, заключающаяся в росписи фарфоровых сервизов приносила удовлетворение и заработки, но технический прогресс, внедривший технику печати, свел его ремесло на нет. Скопив кое-какие средства, юноша решил учиться, выбрав для себя Школу при Академии художеств, где попал в мастерскую Шарля Глейра.

Уже первые шаги Огюста вызывали неудовольствие учителя – слишком смело юноша работал с красками, отвергая каноны академизма.

Впрочем, в мастерской Ренуар нашёл много единомышленников, которые искали новые средства выразительности, и уже 1863 году Ренуар вместе с Моне, Сислеем, Базилем, Писсаро перестал посещать занятия.

Отчаянно сражаясь с нуждой, будущие основоположники импрессионизма, вместе добывали краски для работы, как и еду.

Последующие годы характеризуются поиском стиля, экспериментами и первым признанием Ренуара.

Первой знаковой картиной, которая открыла публике ещё неизвестного художника, явилась работа «Лиза», изображающая возлюбленную Огюста – Салон положительно принял картину в 1868 году.

Вообще портретный жанр можно отметить как ведущий у раннего Ренуара, причём он преимущественно изображал своих собратьев «по цеху» — Сислея, Базиля с супругой, Моне.

 Да здравствует импрессионизм!

Можно сказать, что Ренуар очень рано уразумел свою индивидуальность и составил личный взгляд на искусство в целом, который заключался в желании дарить публике радость посредством живописи, нести свет и красоту, в ущерб морализаторским и назидательным поучениям.

Если классическое искусство представляла вещи слишком идеальными, то Ренуар выступал за максимальную передачу естественности и реальности, где колоссальное значение играл свет, воздух, сиюминутность, спонтанность и колористическое решение.

Переходной работой у Ренуара в его импрессионистском периоде является картина «Новый мост», где сюжет с тщательно выстроенной перспективой и точными архитектурными деталями представлен зрителю через размытую призму воздуха, расплавленного на солнце, благодаря чему, всю линии лишены чёткости, а фигуры определённости.

В 1874 году Ренуар часто посещает Аржантёе, где живёт Моне – вместе они пишут на пленэре, работают в эскизной манере, уделяя особое внимание Сене как сюжету. Это совместное творчество окажет значительное влияние на творчество обоих художников.

Кроме богатых пейзажей и бульварных просторов, импрессионистов неизменно влёк театр с его многочисленными образами, сюжетами, разномастной публикой,  и Ренуар не был исключением. Картины «Ложа», «Танцовщица», «Парижанка» явились прекрасным примером работы мастера  в театральных и притеатральных декорациях.

Ещё одна яркая страница в творчестве мастера была перевернута в 1875 году, когда на свет появились полотна, демонстрирующие единение человека и природы – «Обнажённая в солнечном свете» и «Обнажённая». Картины отличают непревзойдённая гармония, наполненная светом, играющим на нежной коже моделей.

Необходимо отметить, что все эти поиски, приведшие к созданию поистине великих картин, не приносили денежного довольствия – импрессионизм отвергался публикой, и поэтому верному стилю Ренуару приходилось туго.

Однако уже тогда его популярностью пользовались портреты, и именно они приносили доход.

Так появились прекрасные работы «Портреты Жанны Самари», «Портрет мадам Шарпантье с детьми», «Девушка с веером», «Портрет Альфонсины Фурне» и др.

На гребне успеха и закате дней

В отличие от сотоварищей, Ренуар стремился участвовать в Салоне, так как именно в этом случае можно было рассчитывать на признание. Не без помощи связей, живописец всё-таки пробивается на официальные выставки, заслуживая мало-помалу почёт. В начале 80-х Ренуар уважаемый художник, а в 1883 году была устроена его первая персональная выставка.

Вначале 80-х гг. Ренуар знакомится с Алиной Шериго, ставшей женой и музой мастера. Художник теперь финансово благополучен, что только способствует творчеству, благодаря многочисленным путешествиям, совершённым в поисках новых тем.

На протяжении всей своей жизни художник оставался верен себе – он «певец» красоты, радости и счастья, в чём можно ещё раз убедиться в его серии танцующих парных картин: «Танец в деревне», «Танец в городе», «Танец в Буживале».

Ренуар неустанно развивал свои сюжеты и в 80-х и в 90-х, изображая обнажённых муз на лоне природы («Большие купальщицы», «Сидящая купальщица») и создавая восхитительные по своей красоте портреты («Девушка в соломенной шляпе», «Причёсывающаяся девушка») вплоть до трагической травмы, полученной после падения с велосипеда. Законченный оптимист, Ренуар, сломавший правую руку, научился писать левой, однако, стремительно развивающийся артрит напоминал о себе болями и атрофией.

С приходом 1900-х пришло и международное признание, зарубежные выставки, всемирная слава и получение почётных знаков отличия, но ничто не могло спасти Ренуара от паралича. Конец жизни оказался и вовсе безрадостным  — вернулись раненными с Первой мировой войны два сына, боровшаяся за здоровье мужа Алина быстро ушла из жизни под гнётом переживаний, а самого мастера продолжал снедать недуг.

Читайте также:  Сергей бубка - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Но до самой своей кончины 2 декабря 1919 года палитра мастера светилась оптимизмом и радостью, а творчество полно любованием светом, гладкой кожей, нежными изгибами тела, лучезарной улыбкой и яркими глазами. Ренуар до последних дней служил единожды выбранному для себя бремени в искусстве – нести радость и свет через живопись. О том, как справился он с задачей, красноречиво повествуют его картины.

Источник: http://www.hudojnik-impressionist.ru/renuar.htm

Ренуар, Пьер Огюст

(1841-1919) французский живописец, график и скульптор

Легкие и обаятельные женские образы, особое праздничное настроение картин, редкая изысканность обнаженной натуры, великолепная игра света и тени, переходы полутонов и точность рисунка — все эти качества являются отличительными признаками творческой манеры Пьера Ренуара.

Путь его в большое искусство был сложен и тернист. Он родился в семье бедного портного Леонарда Ренуара, который в поисках заработка переехал из Лиможа в Париж. Отец художника стремился к тому, чтобы все его пятеро детей стали состоятельными и уважаемыми членами общества: ведь дед Огюста был подкидышем.

Способности мальчика проявились еще в детстве. Он рано начал рисовать и часто вызывал нарекания учителей из-за того, что разрисовывал свои тетради. Правда, среди педагогов нашелся один, который посоветовал ему продолжать рисовать и развивать свои способности.

Приходской регент дал отцу Огюста другой совет — учить сына пению, поскольку нашел у мальчика незаурядные вокальные данные. Этим регентом был будущий известный французский композитор, автор оперы «Фауст» Шарль Гуно. Ко времени первого причастия мальчика он включил его в хор при церкви святого Роха и даже иногда поручал ему сольные партии.

Однако Леонард Ренуар продолжал считать, что его сын должен сам зарабатывать себе на жизнь, поэтому его будущая профессия может быть только серьезной. И в 1854 году мальчик поступает учеником художника на фарфоровую фабрику. Он быстро проходит период обучения и вскоре расписывает свой первый сервиз.

Огюста в шутку даже прозвали «господин Рубенс» — настолько быстро он продвинулся в своем мастерстве. Одновременно он занимается самообразованием, много читает, рисует в галереях античного искусства Лувра, посещает вечерние курсы рисунка. Одним из первых его портретов становится портрет бабушки в образе галантной дамы XVIII века.

Пьеру Огюсту Ренуару исполнилось уже шестнадцать, но у него все еще не было постоянного заработка, и он не мог считать себя профессиональным художником. Но однажды он начал расписывать шторы, и этот день оказался поворотным в его судьбе. Юноша преуспел в новом деле и даже начал копить деньги, чтобы учиться в Академии художеств: ведь помощи от семьи ему ждать не приходилось.

В начале 1862 года, когда Огюсту исполнился двадцать один год, он с успехом выдержал экзамены в Школу изящных искусств и записался в мастерскую Глейра. В Школе он подружился с будущими видными деятелями импрессионизма — Клодом Моне и Альфредом Сислеем, но сам пока этим стилем не увлекался.

На ранний период творчества, Пьер Ренуара особое влияние оказал Гюстав Курбе. В это время он накладывает краски на холст толстым слоем, используя в основном темные цвета.

Творческая манера Ренуара коренным образом меняется в конце шестидесятых годов, когда вместе с Эдуардом Мане он впервые начинает работать на пленэре.

В отличие от картин Мане, в пейзажах Пьера Ренуара всегда присутствуют человеческие фигуры. В то же время его краски становятся более легкими и светлыми, манера свободнее.

В целом же его полотна представляют собой разноцветные пятна с расплывчатыми силуэтами.

Сблизившись с импрессионистами по творческой манере, Ренуар начинает вместе с ними выставлять свои картины. Однако, когда к нему приходит успех и его картины принимает Салон, он предпочитает не рисковать и после первых трех выставок в течение некоторого времени отказывается принимать участие в выставках вместе с импрессионистами.

Особое влияние на его творчество оказывают путешествия. В 1879, а затем еще раз в 1882 году он посещает Северную Африку, в 1880 году выезжает в Гернси, в 1881—1882 гг. — в Италию.

Побывав в музеях Лондона, Голландии, Испании, Германии, Пьер Ренуар совершенствует свою технику, сохраняя живописность с плавными переходами тонов при доминанте зеленоватых и серо-голубых цветов.

Вместе с тем линия на его картинах становится более жесткой и отточенной. Он вновь постепенно возвращается к конкретным предметным образам.

Отдав дань праздничным сценам городской жизни, одна из которых, например, изображена на его картине «Мулен де ла Галет» (1876), пейзажам и изображению цветов, Ренуар переходит к обнаженной натуре, где доминирующими цветами становятся розовый и персиковый.

Его женские образы привлекают своей красочностью, колоритностью, необычайно живым выражением лиц. Они излучают особое обаяние — «Нагая женщина, сидящая на кушетке», «После обеда», «Портрет актрисы Жанны Самари», «Девушка с веером», знаменитые варианты «Купальщиц».

Творческое наследие Пьера Огюста Ренуара просто поражает — им было написано примерно 6000 картин.

С 1906 года художник проживал на юге Франции, в Канне, где, несмотря на мучивший его артрит, продолжал рисовать. Он вновь возвращается к пейзажам, рисует цветы, пробует заниматься скульптурой. Его манера становится более классической, и вместе с тем в его картинах сохраняется легкость, воздушность и неповторимый колорит красок.

Любопытно, что артистическую натуру отца сохранил и сын Пьера Ренуара, получивший в 1975 году премию «Оскар» за заслуги в области режиссерского искусства.

Сначала он занимался авангардистскими поисками, сняв фильм «Маленькая продавщица спичек», потом перешел к реалистическому кино, поставив, в частности, фильмы по роману Г.

Флобера «Мадам Бовари» и пьесе Максима Горького «На дне». В 1962 году он написал воспоминания о своем знаменитом отце.

Источник: http://biografiivsem.ru/renuar-ogyust

Огюст Ренуар. Pierre-Auguste Renoir – Французский Художник

Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в городе Лимож, Франция. Он был предпоследним из пятерых детей в семье портного Лео Ренуара и его жены Маргерит, урожденной Мерле. В 1844 году семейство Ренуаров перебралось в Париж.

     В школе Огюст заслужил репутацию «жизнерадостного, но серьезного» ребенка. Уже тогда он обнаружил художественные способности и много рисует. Преподаватель музыки Шарль Гуно, впоследствии ставший знаменитым композитором, считал, что Огюст должен обучаться пению, и привлек его к воскресным выступлениям в хоре церкви св. Евстафия. 

     В тринадцать лет Ренуар начал путь живописца на Севрской мануфактуре работа заключалась в том, что он должен был расписывать белый фон маленькими букетиками цветов, за которые получал по пять су за дюжину.

Если предметы были больше, то и букеты увеличивались. Плата возрастала, правда, незначительно. Вся посуда предназначалась для Востока. Мастер строго следил за тем, чтобы каждое изделие имело клеймо Севрского завода.

     Когда он стал чувствовать себя немного увереннее, то отказался от изображения букетов и начал писать фигуры, за ту же нищенскую плату. Свидетельством того, что его росписи нравились, было прозвище «Рубенс», которым его наградили подмастерья. В этой мастерской Ренуар проработал четыре года. Но ею не замыкался круг его интересов – во время перерыва он бегал в Лувр рисовать с антиков.

     В семнадцать лет юноша лишился заработка. Печатный декор оказался быстрее и дешевле ручной работы. Тогда Ренуар начал расписывать веера. Затем нашел новое место у фабриканта, промышлявшего изготовлением штор.

 В 1857 году, не взяв еще ни одного урока, Ренуар написал маслом портрет своей бабушки. С 1862 года Огюст обучался в ателье Глейра.

Единственный положительный момент краткого пребывания Ренуара в мастерской – знакомство с Моне, Сислеем, Базилем, Писсарро и Сезанном.

     В лесу Фонтенбло Огюст пишет пейзажи шпателем, техникой, заимствованной у Курбе. Влияние Курбе чувствуется и в картине «Диана». Зимой 1863 года Ренуар работал в парижской мастерской Базиля и написал его портрет – «Базиль перед мольбертом». Палитра Ренуара светлеет, мазок становится подвижным и легким, он начинает работать в импрессионистской манере.

     В Шайи Огюст встретил Лиз Трео, которая стала его любимой моделью. Он пишет «Лиз с зонтиком». Тогда же был исполнен парный «Портрет четы Сислей».  «Лиз с зонтиком» обратила на себя внимание критиков на Салоне 1868 года. Один недостаток – она была плохо размещена.

     В конце шестидесятых годов Ренуар начинает работать вместе с Эдуардом Мане. Желание писать модель на пленэре не покидало обоих художников. Оно привело их в купальню «Гренуйер» – «Лягушатник», где было все необходимое для создания яркой, жизнерадостной, насыщенной светом живописи – гребцы и купальщики, единство поэзии повседневной жизни и поэтичности самой натуры. 

     В отличие от картин Мане, в пейзажах Ренуара всегда присутствуют человеческие фигуры. Его краски становятся все более легкими и светлыми, манера свободнее. В целом же его полотна представляют собой разноцветные пятна с расплывчатыми силуэтами. На Салоне 1870 года художник выставляет «Купальщицу» и «Алжирскую женщину», неплохо принятые критикой. 

     С началом войны с Германией Ренуар, получив повестку, уехал в Бордо, где был приписан к десятому полку легкой кавалерии. Но при первой же возможности художник возвратился в Париж.

Благодаря дружбе с Дюран-Рюэлем, который приобрел многие его работы, Ренуар смог купить большую мастерскую в Париже и с успехом выступил в Салоне Отвергнутых в 1873 году. В следующем году он становится одним из организаторов и участников первой выставки импрессионистов.

На этой выставке в ателье Надара было показано пять его картин – «Танцовщица», «Ложа», «Парижанка», «Жнецы», «Голова женщина». Ренуара ругали меньше других. Ему даже удалось продать «Ложу» за 425 франков.

     В большой картине «Завтрак гребцов» впервые появилась молодая девушка Алиса Шарига, ставшая вскоре женой Ренуара.

Эта картина принадлежит к той же категории, что и «Бал в Мулен де ла Галетт» и «Прогулка на лодках в Шату», написанные два года назад.

Сделана еще одна попытка запечатлеть оживленную людскую толпу в радостной атмосфере, насыщенной солнцем. 
В 1879 году на Салоне был выставлен «Портрет мадам Шарпантье с детьми». Ренуар добился успеха.

     Особое влияние на творчество Ренуара оказывают путешествия. В 1879 году, а затем еще раз в 1882 году он посещает Северную Африку, в 1880 году выезжает в Гернси, в 1881-1882 годах – в Италию. Ренуар утверждал, что живописи нужно обучаться в музеях.

И действительно, побывав в музеях Лондона, Голландии, Испании, Германии, художник совершенствует свою технику, сохраняя живописность с плавными переходами тонов при доминанте зеленоватых и серо-голубых цветов. Вместе с тем линия на его картинах становится более жесткой и отточенной.

Он постепенно возвращается к конкретным предметным образам.

     Отдав дань праздничным сценам городской жизни, пейзажам и изображению цветов, Ренуар переходит к обнаженной натуре, где доминирующими цветами становятся розовый и персиковый. Женские образы Ренуара привлекают своей красочностью, колоритностью, необычайно живым выражением лиц. Программной работой художника может считаться картина «Нагая женщина, сидящая на кушетке».

     В 1898 году Ренуар покупает сельский дом в Эссуа близ Труа, на родине жены. Через год первый тяжелый приступ ревматизма заставляет художника провести зиму на юге.

В 1900 году художник переселяется на юг Франции, в Кань, и живет в своем домике на склоне горы Колетт.

Несмотря на мучающий его артрит, он продолжает рисовать, вновь возвращается к пейзажам, рисует цветы, пробует заниматься скульптурой.

     Манера его становится более классической, и вместе с тем в его картинах сохраняются легкость, воздушность и неповторимый колорит красок. В 1907 году «Портрет мадам Шарпантье с детьми» был продан за девяносто одну тысячу франков. В шестьдесят шесть лет художник, наконец, обрел достаток.

     С 1910 года Ренуар мог передвигаться только с помощью костылей. В 1912 году ему отказали руки и ноги. Но он работает кистью, зажатой между двумя еще подвижными пальцами – указательным и большим. Ежедневно почти до самого дня смерти прославленный художник садился к мольберту, устраивался так, чтобы левой рукой помогать правой. 

     Огюст Ренуар скончался 3 декабря 1919 года.

Источник: https://ruspekh.ru/people/item/ogyust-renuar

Ссылка на основную публикацию