Роза Хайруллина
Этой осенью вы уже сыграли две роли в премьерах: короля Лира в «Приюте комедианта» и Басю, мать героини, в «Шоше» Театра наций. И репетируете еще две — не много?
Я же провинциальная актриса! В Самаре я играла больше тридцати спектаклей в месяц. Это было ужасно. Но отказаться — это трусость. В какой-то момент, правда, не выдержала и тупо месяц сидела за закрытой дверью.
Вам нравится спектакль «Король Лир» Константина Богомолова?
Да! Очень! От начала до конца! Мне нравится всякое талантливое участие, а разделяю я или не разделяю такой взгляд — другой разговор.
Кого труднее играть — Лира-мужчину или Лира-женщину?
Не думала об этом. Режиссер ни мне, ни другим актерам этого не задавал. Он задал мне человека.
Вы строптивая актриса?
Внутри, наверное, строптивая. Но пытаюсь оправдать любое постановочное решение, не хочу тратить время на споры. И вопросов не задаю, чтобы мне все разъяснили и положили в рот, как кашку ребенку. Когда режиссер предлагает, я либо делаю предложенное, либо не делаю. Это как в любви: либо выхожу замуж, либо нет. Он предложил руку и сердце — и я пошла за него замуж. Все!
В каком возрасте вы стали востребованной актрисой?
В тридцать семь лет. Я нормально воспринимала это, как путь.
И каким был путь?
Я пятнадцать лет проработала в Казанском ТЮЗе. Там у меня была квартира, родные и близкие. Лишилась всего в один миг: брат был наркоманом, заложил квартиру, потом умер — квартира пошла за долги. В течение полугода у меня умерла вся семья, семь человек. Отец, мать и все остальные.
Жизнь поделилась на «до» и «после», я осталась в «до». (Страха человеческого как такового у меня нет очень давно. Я не боюсь ни смерти, ни побоев, ни того, что может случиться со мной. Теперь можно отнять только меня у меня самой.) Потом я около года работала в Голландии.
Затем переехала в Самару, работала в театре «СамАрт». А оттуда в Москву меня перевез Константин Богомолов, с которым в «СамАрте» мы репети-ровали «Олесю». Я очень рада, что в моей жизни по явился Костя Богомолов, который ставит мне голову на место.
У него есть для меня какие-то секретные слова, которые помогают мне выживать. Он просто дает работу. Верит в меня. Толкает вперед, чтобы я совсем не умерла.
Каково вам в Москве?
Никаково. В Самаре или в Москве внутреннее ощущение — «каково тебе?» — все то же. Есть несовпадение с миром в целом. Сожаления по поводу того, что я вообще есть на свете.
Как же вы живете?
Не знаю. Сама себе задаю этот вопрос. Это ужасно. Я понимаю, что внутри какой-то трагический взгляд, такое мировоззрение, и иногда думаю: «Я не имею права выходить на сцену, потому что не несу людям радость».
И что тому причиной?
Часто творческая неудовлетворенность, собственное несовершенство. Суета человеческая. Гламур.
А сиюминутные радости?
Я, как японец, могу очень долго смотреть на голое дерево. Вот это мне доставляет большое удовольствие — красивый рисунок. Когда мне совсем кранты, я вспоминаю это или осенний дождь на асфальте, с листьями. Такая у меня жизнь. И слаще не будет. Я осознаю это все лучше и лучше. Иногда идешь по улице и понимаешь, что вот сейчас упадешь и сдохнешь.
Наступил момент, когда на жизнь не хватает сил. Наверное, встречи с какими-то людьми как-то вытягивают из этого состояния. И фильмы действуют. И книги. И музыка. Вот сижу вчера в трамвае и вижу: на трамвайное окно упал листик и прилип к стеклу, — и я заплакала. От красоты мироздания. И от того, как все в природе гармонично.
Когда надо — лето, когда надо — осень… А я не так совершенна, как природа.
Что вы делаете, когда лето?
Очень люблю деревню! Моя мама была ветеринаром, лошадей лечила. А я копалась в земле. Люблю ходить в грязи, это лучший отдых.
Какая роль была самым эффективным средством от депрессии?
Буратино! Я играла его шесть лет назад в Самаре и до сих пор жалею, что не доиграла эту роль. Думаю, зритель был не очень готов к такому. Первое, что Буратино попробовал в жизни, был репчатый лук. Потом он увидел избиение кукол, нищету и узнал, как его зовут.
Пьесу написал Адольф Яковлевич Шапиро, ставил режиссер Георгий Цхвирава. Когда Буратино получал театр, он плакал: «Не хочу этого театра!» Потому что прошло сто лет — я играла его от мальчика до столетнего старика. Спектакль не был детским, но дети воспринимали его очень глубоко.
Мне рассказывали, что один мальчик после первого акта плакал в туалете и говорил: «У нее сердца не хватит доиграть его».
Источник: http://www.sobaka.ru/city/portrety/13774
Трагедия бабушки из сериала «Ольга»
Роль бабушки главного героя из сериала «Ольга» прославила Розу Хайруллину в широких массах. Это практически единственная комедийная роль в ее карьере. Как и в жизни, на сцене актриса чаще сталкивается с трагедией.
Детство в ссылке
Роза Хайруллина родилась в 1961 году в Норильске, где жили ее родители, потомки сосланных крестьян. Это было достаточно многонациональное и в тоже время разношерстное общество. Наследники не совсем грамотных ссыльных крестьян перемежались ссыльными политическими интеллигентами.
Достаточно сказать, что воспитателем у маленькой Розы была немка, а все соседи разномастные бывшие заключенные. Само собой, столь пестрое окружение формировало определенную картину мира, было по‑своему интересным и захватывающим.
Уже с самого детства Роза увлекается театром, начиная с третьего класса, ходит в самые разные театральные студии, и видит себя в будущем только актрисой. Однако родители не разделяли увлечения Розы, говорили, что актрисы должны быть роскошными красавицами и ей вообще не стоит думать о подмостках.
Однако, маленькая упрямая татарская девочка гнула свою линию и не отступалась от мечты.
Когда Розе было двенадцать лет, семье разрешают вернуться в Татарскую АССР, но запрещают жить в столице — Казани. Они поселяются в 40 километрах от нее, в городке Зеленодольск.
Там Роза оканчивает среднюю школу, и едет поступать в Казанское театральное училище. Талантливую актрису сразу замечают, и уже со второго курса она играет на сцене национального театра имени Камала.
При этом, ее задействуют в очень серьезных постановках по Федору Достоевскому, Тенесси Уильямсу, Уильяму Шекспиру.
Звезда провинциальных театров
В 1981 году молодая актриса выпускается из училища и получает предложения работы от театров Нижнего Новгорода, Саратова, Воронежа и еще пары крупных городов.
Он она выбирает уже ставшую родной Казань и идет работать в здешний театр юного зрителя. В нем она проработала пятнадцать лет, играя в самых разных спектаклях и в разных ролях, но всегда в амплуа трагической актрисы.
За роль в спектакле «Погром» в 1996 году она была награждена Государственной премией РФ.
Актриса Роза Хайруллина в роли Короля Лира в сцене из спектакля театра «Приют комедианта» (Санкт-Петербург) «Лир» по мотивам трагедии У. Шекспира в Театральном центре «На Страстном». Но именно этот пятнадцатый год работы в Казанском ТЮЗе, стал самым трагичным годом в жизни актрисы.
Сначала сгорает сам театр, затем ее брат, злоупотреблявший наркотиками, теряет семейную квартиру. Сам он вскоре умирает, в течение полугода также уходят из жизни родители Розы и еще несколько близких ей людей. Но она не ломается, сильный характер помогает ей справиться с горем.
К тому же восточная мудрость гласит «когда что-то хорошее заканчивается, что-то лучшее скоро начнется». Роза уезжает в Голландию, где учится и работает год в европейских театрах.
Вернувшись в России сначала она идет в Челябинский ТЮЗ, и спустя некоторое время переезжает в Самару. Здесь она становится ведущей актрисой театра «СамАрт», как приглашенная звезда появляется в постановках Самарского академического театра драмы им. Горького.
Второе дыхание
Начиная с 2000-х жизнь Розы довольно таки однообразна — множество ролей, иногда просто физическая усталость. Все меняется в 2008 году, когда ее в Самарском театре увидел Андрей Эшпай. Как раз в это время он снимал сериал «Иван Грозный», куда и пригласил фактурную и талантливую актрису.
И хоть роль была эпизодической, но Роза поработала совместно с такими звездами как Евгения Симонова и Чулпан Хаматова. Затем она снимается в еще нескольких фильмах режиссера, и в 2009 году переезжает в Москву.Здесь устраивается в театр — студию Олега Табакова «Табакерку», параллельно работает в театре Наций.
Также ее приглашают в Санкт — Петербург, где предлагают главные роли в театрах им. Ленсовета и «Приют комедианта».
В кино она продолжает играть в эпизодических ролях, и лишь в 2012 года получает предложение сыграть главную роль в фильме «Орда».
Созданный ею образ ханши Тайдулы оказался настолько сильным, что Роза удостаивается звания лучшей актрисы года, в следующем, 2013 году, ее награждают премией «Ника». Всего же в фильмографии Розы Вакилевны более двух десятков работ.
Актриса Роза Хайруллина в роли ханши Тайдулы (в центре) в сцене из фильма «Орда» режиссера Андрея Прошкина.
К сожалению, из-за большого объема работы у Розы Хайруллиной совсем нет времени на личную жизнь, актриса никогда не была замужем, у нее нет детей.
Некоторые издания даже писали, что из-за этого она якобы страдает от депрессии и периодически у нее появляются суицидальные намерения. Но человек, знающий историю этой маленькой, но крепкой женщины никогда не поверит в это. Ведь столько в жизни преодолевшая личность никогда не сдастся из-за минутного расстройства.
К тому же в ее работах стали появляться комедийные роли, а значит, жизнь поворачивается светлой стороной.
Источник: https://kino.rambler.ru/actors/40939366-tragediya-babushki-iz-seriala-olga/
Роза Хайруллина – биография, информация, личная жизнь, фото, видео
Роза Вакильевна Хайруллина (тат. Роза Вәкил кызы Хәйруллина). Родилась 12 сентября 1961 года в Норильске. Российская актриса театра и кино, заслуженная артистка РФ.
Роза Хайруллина родилась 12 сентября 1961 года в Норильске.
Ее родители – дети ссыльных председателей колхозов. В детстве у Розы была воспитательница-немка, все соседи – ссыльные.
В столицу Татарии им возвратиться не разрешили, поэтому когда Розе было двенадцать лет семья переехала в город Зеленодольск в сорока киломатрах от Казани.
С третьего класса занималась в театральных студиях и мечтала быть актрисой. “Я думала об актерской профессии, я выбрала для себя этот мир, понимая, что он иллюзорный. Но именно там я ощущала настоящую жизнь”, – рассказывала она.
После школы Роза поступила в Казанское театральное училище и со второго курса играла на сцене Национального театра имени Камала, среди ее работ: «Бедные люди» Ф Достоевский — Варенька; «Стеклянный зверинец» Т. Уильямс — Лаура; «Сон в летнюю ночь» У. Шекспир.
В 1981 году окончила Казанское театральное училище и была приглашена сразу в пять театров, в числе которых ТЮЗы Нижнего Новгорода, Саратова, Воронежа, но выбрала Казанский театр юного зрителя, в котором она проработала до 1996 года, играла в постановках: «Дракон» Е. Шварц — Секретарша; «Звёзды на утреннем небе» А.
Галин — Мария; «Мать Иисуса» А. Володин — Мария; «Погром» по повести «И был вечер, и было утро…» Б. Васильева — Роза Треф, хозяйка борделя; «Панночка» («Бесовщина») Н. Садур — Панночка; «Добрый человек из Сычуани» Б. Брехт — Госпожа Ян; «Неугомонный дух» Н. Коуард; «Буря» У. Шекспир — Красный Ариэль; «Неточка» Ф.
Достоевский — мать Неточки Незвановой.
В 1992 году была награждена Государственной премией РФ за роль в спектакле «Погром» по мотивам романа Бориса Васильева «И был вечер, и было утро…» режиссёра Бориса Цейтлина. В 1996 году спектакль «Буря» по Шекспиру получил премию «Золотая маска».
В 1996 году пожар уничтожил Казанский ТЮЗ и Роза Хайруллина уехала из Казани. Недолгое время играла в Челябинском ТЮЗе.
В 1997 году получила приглашение в Самарский театр «СамАрт» и вскоре стала его ведущей актрисой, среди ее работ: «Доктор Чехов и другие» А. Чехов — Попова; «Мамаша Кураж» Б. Брехт — Мамаша Кураж; «На дне» М. Горький — Настя; «Очень простая история» М. Ладо — Лошадь; «Вино из одуванчиков» М.
Бартенев, А. Шелыгин по роману Р. Бредбери — миссис Бэнтли; «Василий Тёркин» А. Твардовский — Смерть; «Счастливый Ганс» М. Бартенев — Гусыня; «Жил-был Геракл» М. Бартенев; «Здесь живут люди» Атол Фугард — Милли; «Малюнки кузнеца Вакулы, или Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.
Гоголь — Солоха; «Приключения Буратино в стране дураков» А. Н. Толстой — Буратино; «Сны Миледи» Ю. Волков — Миледи; «Кто умеет ржать лошадью?» А. Болотов — Уборщица; «Пеппилотта Длинныйчулок или Кукарямба» А.
Линдгрен — Пеппилотта-Виктуалина-Рольгардина Эфроимовна Длинныйчулок; «Я скучаю по тебе» по произведениям А. Володина.
Роза Хайруллина в спектакле “Сны Миледи”
Работала на сцене Самарского академического театра драмы им. М. Горького: «Сниму квартиру в Париже» — Мари; «Полковник птица» Христо Бойчева — Пепа.
В 2009 году была приглашена в труппу Московского театра-студии под руководством Олега Табакова, была задействована в спектаклях: «Олеся» А. Куприн — Мануйлиха; «Волки и овцы» А. Островский — Меропия Давыдовна Мурзавецкая; «Женитьба» Н.
Гоголь — Арина Пантелеймоновна; «Wonderland-80» C. Довлатов, Л. Кэрролл — ряд ролей; «Дьявол» Л. Толстой — Варвара Алексеевна Анненская; «Год, когда я не родился» В. Розов — Вера Васильевна Губанова; «Чайка. Новая версия» А. Чехов — Заречная; «Йеппе-с-горы» Л.
Хольберг — Нилле-жена Йеппе.
Играла на сцене Театра им. Ленсовета в спектакле «Я скучаю по тебе» по произведениям А. Володина. В театре «Приют Комедианта» (Санкт-Петербург) сыграла короля Лира в спектакле режиссёра К. Богомолова «Лир». В Театре Наций исполнила роль Баси в спектакле «Шоша».
С 2012 года выступала на сцене Московского Художественного театра: «Событие» В. Набоков — Марфа; «Он в Аргентине» Л. Петрушевская — Диана; «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылин — Фёдор; «Идеальный муж. Комедия» по мотивам произведений О. Уайльда — Маша Сидорова; «Карамазовы» по мотивам романа Ф. Достоевского — Алексей Фёдорович Карамазов, Лизавета Смердящая.
С 2009 года снимается в кино, дебютировав в фильме Андрея Эшпая «Иван Грозный». “Я верю в знаки судьбы и постоянно их ищу. Иногда из случайной встречи, фразы возникают события, которые меняют всю жизнь.
Андрей Эшпай нашел меня в Самаре, где я служила в местном театре. Я была ему нужна для эпизода в фильме «Иван Грозный».
Меня сразу утвердили на роль, я снялась, и с тех пор у нас с Эшпаем началась кинематографическая любовь”, – говорила актриса.
Значимой работой в кино стала роль ханши Тайдулы в фильме «Орда» режиссёра Андрея Прошкина. За эту работу на Московском международном кинофестивале 2012 года Роза Хайруллина была признана лучшей актрисой. А в 2013 году за эту же роль она получила национальную премию Российской Академии кинематографических искусств «Ника».
Роза Хайруллина в фильме “Орда”
“Роль Тайдулы ко мне очень долго шла, а затем надолго во мне «поселилась». Тайдула – не совсем человек. Она – степь, ветер, животное… Я так ее и играла – нечеловеческими средствами”, – рассказывала актриса о своем персонаже в «Орде».
“Часто, особенно во время работы в фильме Андрея Прошкина «Орда», я думала: «А вот если бы не было татарского ига, что было бы с Россией, какой вообще была бы мировая история?» Иван Тургенев писал, что «в каждом русском есть хотя бы маленькая молекула татарина»”, – отмечала она.
Удачной стала работа в комедии «Норвег» режиссера Алены Званцовой – за нее в 2015 году на кинофестивале «Окно в Европу» она получила специальный приз жюри «за виртуозное владение жанром».
Роза Хайруллина
Рост Розы Хайруллиной: 156 сантиметров.
Личная жизнь Розы Хайруллиной:
Подробности своей частной жизни не разглашает. В интервью неоднократно давала понять, что личная жизнь не сложилась и что она страдает от одиночества.
В Москве живет на Сретенке, рядом со «Школой драматического искусства».
Фильмография Розы Хайруллиной:
2009 – Иван Грозный – татарка-нищенка 2010-2011 – Пятая группа крови – Равиля, мать Руслана 2010 – Элизиум 2011 – Суходол – юродивая 2011 – Орда – ханша-мать Тайдула 2011 – Оплачено любовью – Антонина Семёнова, соседка Тамары 2012 – Далеко от войны – Ирма 2012 – Волки и овцы (фильм-спектакль) – Меропия Давыдовна Мурзавецкая 2012 – Блиндаж – Софья 2013 – А у нас во дворе… 2014 – Чемпионы – тренер Бережной и Сихарулидзе 2014 – Прощай, любимая! – Ульяна Андреевна Тропарёва, бабушка Егора 2014 – Приказано забыть (Ukkili kamshat) 2014 – Курбан-роман – Хабира-апа 2015 – Чуждый (Жат) – Зина 2015 – Чёрная река – Тамара 2015 – Училка – Лия Павловна, секретарь директора школы 2015 – Норвег – тёща 2015 – Милый Ханс, дорогой Петр (Liebster Hans, bester Pjotr) – Нина 2015 – Взрослые дочери – Мария Юрьевна 2016 – Я умею вязать – старшая медсестра 2016 – Ольга – бабушка Гриши 2016 – Источник – Мануйлиха 2017 – Крым 2018 – Женский детектив
2018 – Непрощённый
2018 – Сенафон 2018 – Кислота (Acid) 2018 – Как я стал… 2018 – Твою мать (короткометражный) – Ирина Семёновна
2018 – Каникулы президента
Источник: http://stuki-druki.com/authors/Hayrullina-Roza.php
Роза Хайруллина: личная жизнь
Роза Хайруллина — известная актриса с интересной личной жизнью и биографией. Родилась Роза в обычной семье, ее родители не имели никакого отношения к театру. Еще с детских лет Розу Хайруллину интересовало театральное искусство.
Мысли об успешной карьере не покидали ее. Роза с детства хотела связать свою жизнь с кино и театром, посвящать ему свое время и получать от процесса большое наслаждение.
Ее родители относились к такому желанию скептически, потому что не расценивали свою дочь, как талантливую и способную актрису.
Возможно, именно родительская неуверенность и привила Розе такую не любовь к себе и к своей внешности.
Личная жизнь актрисы Розы Хайруллиной состоялась только в кино, в настоящей жизни Роза так и не смогла встретить достойного мужчину, который смог бы стать ее мужем. Многие поклонники актрисы уже длительное время наблюдают за жизнью Розы Хайруллиной, но ни разу не смогли увидеть фото со свадьбы, фото семьи и детей.
Детство и юность Розы Хайруллиной
Детство Розы Хайруллиной проходило стандартно, не было никаких запоминающихся ярких моментов, о которых хотелось бы рассказывать. Роза жила с мыслями о том, что хочет стать известной актрисой, реализовать все свои творческие мечты. Именно поэтому сразу же после окончания школы, Роза Хайруллина поступила в театральное училище.
Роза Хайруллина в молодости
Ее обучение проходило очень интересно, Роза ни разу не пожалела о том, что выбрала такой путь. Уже на втором курсе театрального училища актриса появилась на сцене местного театра.
Успешно окончив театральное училище и получив диплом Роза отправилась в Казанский театр, куда ее пригласили. Именно там удалось получить свои первые награды и заполучить любовь зрителя. Как показывает Википедия, актриса Роза Хайруллина очень много времени проводила за работой, она пыталась реализовать все свои планы, полностью забыв о личной жизни.
Актриса на сцене театра
В 1996 году произошел пожар в Казанском ТЮЗе, в результате которого Розе пришлось уехать из города. Она начала пробовать свои силы на другой работе, на которую ее позвали в город Самара.
Там ей пришлось задержаться на 13 лет, и только после этого Роза была приглашена для работы в Москву.
Именно там ей удалось начать сотрудничество с театром «Табакерка», его руководителем был всем известный Олег Табаков.
В это время ей удалось выступить в разных постановках, показать зрителю свой талант, заставить восхищаться своей игрой. На счету Розы Хайруллиной такие постановки:
- «Дьявол».
- «Год, когда я не родился».
- «Волки и овцы».
Она сыграла роль в спектакле «Я скучаю по тебе», который был создан на основе произведения А. Володина. Театр стал целой жизнью для Розы Хайруллиной, она старалась посвящать ему всю себя, забывая о том, что она женщина, которая требует настоящего счастья.
Роза Хайруллина в кино
Мечтой Розы было не только покорить театр, но еще и попробовать себя в кино. Театр для Розы стал легко осуществляемой мечтой, а вот для съемок в кино пришлось приложить много усилий. Биография Розы Хайруллиной показывает, что ее личная жизнь состояла не только из театра, она начала получать роли в кино.
Только в 40 лет Розе удалось дебютировать в фильме «Иван Грозный», который появляется на экранах в 2009 году. Роза рассказывает, что это была долгожданная роль, на которую ее утвердили практически сразу.
Актриса уже перестала надеяться на то, что ей удастся сыграть в фильме, ведь большинство режиссеров видели ее только как профессиональную актрису театра.
Кадр из фильма «Источник»
Несмотря на сомнения и неуверенность в себе, Роза Хайруллина все же смогла добиться своей цели, ей удалось покорить кинематограф. Актриса рассказала, что именно фильм «Иван Грозный» и открыл ей новый мир кино.
Большой успех для актрисы Розы Хайруллиной принес фильм «Орда», который был снят режиссером Андреем Прошкиным.
Здесь Роза показала себя с другой стороны, ее смогли увидеть, как талантливую, профессиональную и современную актрису, которой можно доверять главные роли.
Кадр из фильма «Орда»
В 2013 году ей вручили национальную премию «Ника». С этого момента популярность и востребованность Розы Хайруллиной, как известной актрисы, росла с каждым днем все больше и больше.
Еще стоит отметить, что большой успех Розе принесла роль в комедии «Норвег». В 2015 году эта картина получила специальный приз жюри. В 2016-2017 году на экранах появляется известный российский сериал «Ольга», в котором Розе выделили очень интересную роль, она играла бабушку главного героя.
Актриса на съемках сериала «Ольга»
Здесь актриса показала себя, как женщина с сильным характером, которая имеет свои правила и законы для жизни. Игра актрисы была неповторимой.
Личная жизнь Розы Хайруллиной
Как показывает биография Розы Хайруллиной, ее личная жизнь сложилась менее успешно, нежели карьера, ведь актриса не имеет семьи, у нее даже нет детей.
Всю свою молодость Роза посвятила театру, в 40 лет в ее жизнь пришло кино, поэтому времени на семью не осталось.
Некоторые поклонники предполагают, что личная жизнь Розы Хайруллиной не сложилась из-за того, что она была неуверенной в себе, имела низкую самооценку и не воспринимала себя, как женщину.
Роза Хайруллина не имеет мужа и детей
Роза Хайруллина рассказала, что ее очень часто мучают различные комплексы касательно своей внешности, она не считает себя достаточно привлекательной, чтобы заполучить мужское внимание.
Актриса отказывается разговаривать о своей личной жизни, потому что ничего хорошего в жизни не случается. Безусловно, кратковременные романы в молодости Розы все же присутствовали, но они не приводили ни к чему хорошему.
У Розы не было ни мужа, ни детей.
Роза Харуллина сейчас
Она не перестает упрекать себя в том, что ее творчество неполноценное, она не смогла в молодом возрасте реализовать свои мечты касательно кино, и стать известной актрисой не только театра.
Роза Хайруллина сейчас
Несмотря на то, что актрисе сегодня 56 лет, она активно набирает популярность, получает различные предложения от режиссеров, снимается в известных фильмах и сериалах.
Поклонники не понимают, почему актриса настолько неуверенная в себе, почему она не может поверить в себя и отметить, что действительно талантлива и красива.
Именно такие негативные мысли в свой адрес и заставляют Розу Хайруллину задумываться о смерти, опускать руки и говорить о том, что ее жизнь состоялась не так, как ей хотелось.
Загрузка …
Источник: https://diwis.ru/roza-hajrullina-lichnaya-zhizn/
Роза Хайруллина: Я бы хотела стать нулем
Роза Хайруллина (Нилле) в спектакле Глеба Черепанова «Йеппе-с-горы», Театр-студия п/р О. Табакова, 2014. Фотография: ИТАР-ТАСС.
Училась: Казанское театральное училище.
Среди ролей в театре: МХТ им. Чехова: Алеша Карамазов («Карамазовы»), Последний русский интеллигент («Идеальный муж. Комедия»); Театр п/р О.
Табакова: Нина Заречная («Чайка»), Меропа Давыдовна Мурзавецкая («Волки и овцы»); «Приют комедианта»: Лир («Лир. Комедия») и др.
В кино: Ханша Тайдула («Орда»), режиссер Андрей Прошкин.
Режиссеры, с которыми работала в театре и кино: Борис Цейтлин, Константин Богомолов, Глеб Черепанов, Адольф Шапиро, Александр Кузин, Галина Бызгу, Михаил Станкевич, Олеся Невмержицкая, Туфан Имамутдинов, Дмитрий Брусникин, Андрей Эшпай, Андрей Прошкин.
Режиссеры, с которыми хотела бы поработать: Ромео Кастеллуччи, Робер Лепаж, Эймунтас Някрошюс.
Роли, которые хотела бы сыграть: Могильщик в «Гамлете», Марина Цветаева.
Когда вы звоните Розе Хайруллиной по телефону, на том конце провода вам отвечает смешливый, приветливый мальчик, ваш давний друг и большой приятель. «Привет, как ты?» — так говорит в трубку ведущая актриса Театра-студии Олега Табакова и МХТ, лауреат Государственной премии, заслуженная артистка РФ и Татарстана.
В назначенный для интервью день она позвонила и перенесла встречу на час. Прорвало трубу в ванной, но помощь не нужна. Почти все убрано. Она придет в восемь. В девять я с тоской допивала литр лимонада и представляла Розу Хайруллину — женщину с фигурой маленькой танцовщицы Дега — отчаянно сражающейся с канализационной стихией.
Как может воевать с водопроводом загадочная ханша Тайдула из «Орды»? Или, скажем, король Лир из спектакля Богомолова? Одинокий сумасшедший тиран, постаревший ребенок с выцветшими глазами скрывается под зонтом от стихии, бормоча как считалочку: «Дуй, ветер, дуй…» От ролей Хайруллиной у зрителей иногда в самом прямом смысле повышается температура.
Она уникальная актриса. А тут какие-то трубы.
Роза опаздывала и не звонила. Я поняла: она не придет. Более того, я стала сомневаться, существует ли она вообще. Я вспомнила изломанную походку ее Алеши Карамазова, заново восхитилась трагикомичным молчанием Последнего русского интеллигента в «Идеальном муже».
Волевое лицо, скупые решительные жесты и этот странный голос — как будто в горле навсегда застряла боль. Роза Хайруллина на сцене существует в беспрерывном поединке с жизнью, и ее нельзя победить. Эта актриса со странным обаянием находится вне категорий красоты или безобразия.
Она совершенно непредсказуема на сцене, за нее все время страшно. Но кто она в жизни?
Р.Х. После премьеры»Мамаши Кураж» я три часа в шкафу просидела. А если вечером «Карамазовы» или «Лир» — это значит, что в восемь утра ты наконец засыпаешь. Я сова. Ночью я существую. Я, например, очень люблю порядок, обожаю мыть и стирать. Готовить умею. Все руками делаю. Я очень люблю ночью выходить курить во двор.
И вот я вчера бродила и увидела, как опала липа. Измельченная шелуха от нее — по всему асфальту. И все, меня заклинило. И я сказала себе: а гори все синим пламенем. Стою не дыша, смотрю, и у меня крышу сносит. Вот только в такие моменты чувствуешь гармонию. И вдруг дождь пошел.
Если бы меня спросили в тот момент, с чем мне жалко будет расставаться в жизни, я бы сказала: с запахом мокрого асфальта и вот этой липой. Или вот у метро «Цветной бульвар» уже месяц сидят бомжи, продают двух щенков. Вдруг вижу: один щенок остался. Сидит как дурак. Мисочка эта рядом.
Я видела, как в прежние дни вместе с братом они резвились в грязи, а сегодня он сидит один, растерянный. Вот он и есть Алеша Карамазов, понимаешь? И все, на полчаса я залипла. Как мне пережить эту боль? В общем, я неправильно живу. Мне с этим жить сложно, потому что это ад. Меня когда-то кто-то научил, что актер — это ребенок.
Ты вышел и поверил. Глубоко и страстно. Я так и не научилась включать режим экономии эмоций. Я просто отрубаю себя от жизни. И жизни нет, понимаешь?
Одной из первых в любви к этой актрисе призналась театральный критик Марина Тимашева, написавшая в «Петербургском театральном журнале»: «Ей нельзя сказать „не верю“. Нельзя, даже когда она играет вроде бы небольшую роль. Например, Красного Ариэля в „Буре“ Шекспира Цейтлина.
Там было четверо Ариэлей, Ариэлей-актеров, равно любящих и ненавидящих своего режиссера — Просперо. Они выполняли все
его прихоти, капризы и приказы. Но срывался только один: Красный Ариэль. Роза Хайруллина. Она говорила о свободе как о счастье. Она молила хозяина отпустить ее на волю. Несколько секунд — и какой силы воспоминания.
Я пишу и вижу ее глаза— пылающие, черные, влюбленные».
Роза Хайруллина родилась в Норильске, в семье ссыльных. Красивым именем ее назвали в честь немецкой воспитательницы Розы Карловны. Среди ее кумиров Аль Пачино и Роберт Де Ниро.
Она восхищается ранним Бергманом, очень любит собак и много курит. Ее близкие друзья — Игорь Миркурбанов и Сергей Чонишвили, Филипп Янковский и Максим Матвеев.
При поступлении в Казанское театральное училище она читала про первый поцелуй Наташи Ростовой.
В третьем классе старый еврей Евгений Клейман из театральной студии Зеленодольска под Казанью сказал Хайруллиной: «Актерство — твое призвание». А дома сосед, не видящий разницы между борделем и театром, называл будущую актрису блядью. «Зато это моя блядь!» — с гордостью отвечал отец.
Мама говорила, что «уроды в театре тоже нужны». Режиссер Борис Цейтлин из Казанского ТЮЗа формулировал иначе: «У тебя свой путь».
А духовный наставник, у которого искала лекарства от русского недуга, развившегося у нее после трагической гибели всей семьи, сказал всего одну фразу: «Тебя ждет величие Цветаевой. Иди».
Р.Х. Я мечтаю сыграть три последние часа Цветаевой. И могильщика в «Гамлете». Я знаю, что такое «вернуться к земле» — втаптывать боль в берег Волги. Я знаю, почему Лир так покорно ест говно, а такая раненая сердцем птица, как Алеша, выбирает не жить. Мне хорошо знаком запах формалина.
И я чувствую так: играть нужно не человека, а состояние — стакан с мутной водой, например. Беда и счастье пахнут особенно. Этот запах ни с чем не спутаешь. Мне ничего не страшно терять, понимаешь? Наверное, свои лучшие, и самые больные, роли — Лира, Заречную, Алешу — я действительно заслужила. Говорят же: дано — плати.
Я эти банальности подтверждаю своей жизнью. Заплатила сполна.
С Константином Богомоловым они встретились в 2008-м в «СамАрте», когда он ставил там «Волки и овцы». В 2009-м она переехала в Москву и стала актрисой «Табакерки». Кстати, региональные театры вели борьбу за Хайруллину с 1981 года: в момент окончания театрального училища ее приглашали сразу в пять театров. Она выбрала Казанский ТЮЗ, в котором работала до 1996-го.
В столице театральный маршрут Хайруллиной — между подвалом на Чаплыгина и Художественным театром, но ее фамилия иногда появляется на афишах других театров и даже в программах новодрамовских читок.
В 2009 году она впервые вышла на столичную сцену в роли помещицы Мурзавецкой в спектакле Константина Богомолова «Волки и овцы». Ее богатая помещица от суетной жизни находила утешение в боге и разврате поочередно.
Меропа Давыдовна била земные поклоны и давала по тысяче рублей «на бедных», с ловкостью опытного риэлтора проворачивала операции с недвижимостью, прикуривала от ладанки у иконы, на которую только что крестилась, держала в черном теле племянницу, а сама предавалась разврату со слугой.
Сухая и грациозная помещица с шармом женщины за пятьдесят органично мимикрировала под обстоятельства, находя от православия не меньшую выгоду, чем от сделок с гебешными чиновниками.
Ее Меропа Давыдовна представляла зрителю парад женских ипостасей: то элегантная и чувственная, то демонически сексуальная (ах как она позволяла себя раздеть!), то злая и въедливая.
«Волки и овцы» — знаковая постановка, положившая начало дуэту Богомолов — Хайруллина. От спектакля к спектаклю актриса становилась главным проводником идей режиссера — театральных и гражданских. В 2013-м она получила «Золотую маску» в номинации «Лучшая женская роль» за… Лира.
Ее король воплощал едва ли не первую за долгое время и, пожалуй, самую удачную в сегодняшнем театре попытку переосмыслить прошлое страны. Правитель-коротышка восседал во главе стола с хищным самодовольством — как памятник самому себе. Тиран знал, что болен раком, — последний пир с ним разделяла свита из живых и мертвых.
В каком-то почти сатанинском упоении он насиловал резиновую куклу, символизировавшую поруганную им страну, перемежая мат лагерными песнями. Теми самыми, что пели миллионы посаженных им людей.
Следом была эпизодическая роль — продавщица Вера Васильевна Губанова из «Года, когда я не родился»: нагловатая торговка из овощного ларька, выпивоха, плебейка и душа компании. Эта роль почти эстрадный номер, неизменно сопровождаемый аплодисментами зрителей.
Это Вера Васильевна Губанова, благодаря связям с местным участковым, выручает сына номенклатурной шишки Судакова из милиции. Константин Богомолов усаживает за один стол двух матерей (Наталья Тенякова играет Наталью Гавриловну Судакову).
Социальный контраст между ними разителен, но какая-то внутренняя надорванность Губановой неожиданно напоминает о трагическом сходстве этих женщин — обе они воплощают поколение 50-х, вырастившее детей для новой войны — афганской.
Наконец, ее Последний русский интеллигент (так называется персонаж в программке) из «Идеального мужа» искренне пытается наставить на путь добра нестареющего Дориана Грея (читай: президента).
Странный персонаж Хайруллиной с тонким, почти мультяшным голосом чем-то напоминал Маленького принца, донимавшего циничных взрослых своими наивными, всегда не к месту заданными вопросами.
Немудрено, что Богомолов приготовил для него горький и недвусмысленный финал: интеллигент с его старомодными идеями был сперва убит Дорианом, а потом съеден черным человеком в рясе.
Последовавший за этим Алеша Карамазов — отчаянная попытка актрисы разобраться с верой, точнее, сыграть пограничное, мучительное состояние меж верой и безверием.
В студии ТВ Скотопригоньевска местная теледива (Мария Карпова) устраивает дебаты на тему «почему протух Зосима», Алеша молча сидит рядом, но с каждым пустопорожним словом, произнесенным в студии, поза его становится все напряженней. Наконец он беззвучно открывает рот (фоном режиссер дает какой-то высокий металлический звук).
На большие экраны первый и единственный раз камера выводит крупный план Алеши Карамазова. Этот профиль Хайруллиной, застывшей в немом крике, оглушителен и страшен, как посмертная маска.
То ли случайно, то ли намеренно от роли к роли Богомолов оставляет Хайруллиной все меньше текста. Засеките время: роль Нины Заречной в четвертом акте «Чайки» длится три минуты.
Хайруллина садится за стол и рассказывает о своей — Нининой — жизни так просто и вместе с тем так пронзительно, как если бы чеховские строчки звучали впервые. При случае обратите внимание на ее спину в финале этой сцены — платье буквально промокает от пота.
В одном из последних спектаклей Богомолова («Гаргантюа и Пантагрюэль» в Театре наций) у Хайруллиной и вовсе нет текста. Персонаж, которого она играет, в программке назван Тоской. Здоровенная пижама в полоску, тапки 45-го размера.
Актриса появляется неслышно: мелкие торопливые шаги, руки по швам, голова слегка опущена в тихой покорности. Она садится спиной к зрителям. «И пришла тоска», — резюмирует Ведущий (Сергей Епишев). Как и о чем актриса и режиссер договорились в этой сцене — останется загадкой. Но такой щемящей Тоски в театре, кажется, еще не было.
Р.Х. Понимаешь, Костя, наверное, знает меня больше, чем я себя. Это человек, который видит во мне и Лира, и Алешу Карамазова. Он не говорит: играй мужчину. Он дает тему. Ведь эти молчания мои — они же жизненные. Как точно он придумал это в Алеше. У Богомолова есть недосягаемая высота, к которой я стремлюсь из роли в роль.
У него есть очень яркая особенность — непосредственный детский задор. И при этом он что-то такое знает о жизни — он не боится ее. И поэтому я не боюсь быть с ним любой. Мне не надо прятаться за костюм и грим. Костя верит моему сердцу. Он его не запирает. Даже когда я спиной сижу к залу, я понимаю, чего хочет Костя.
Костя ищет настоящее. Вот его Нина в третьем акте — я же понимаю, что ему нужно. Ему нужна Судьба. Или эти пустые глаза Лира. Ведь это потому, что он сопоставляет себя с миром. Лир обратился в ничто. И поэтому такое смирение, и потому он ест испражнения в сумасшедшем доме так покорно.
Представь, что надо было пережить, чтобы есть говно покорно?!
Понятие амплуа для такой актрисы — прокрустово ложе. Сегодня она Мурзавецкая, завтра мамаша Кураж. В поисках точных определений для нее я перебирала мировой репертуар: Гамлет, Мышкин, Калигула, Медея — это все ее высота, ее стихия.
Фирс, Соленый, Катерина Ивановна — тоже да. Психофизику Хайруллиной сложно зафиксировать. Она могла бы стать воплощением мечты Мейерхольда: выразительная, точная экспрессия ее тела — результат естественной связи эмоции и движения.
Р.Х. Сейчас мне нужен какой-то особенный материал, что-то ирландско-финское. Какая-то волчица должна появиться. Такое предчувствие роли всегда у меня бывает. Обычно они приходят на мой внутренний зов. Очень хочется деревенскую историю сыграть. Дремучее что-то, лесное.
О вселенской любви женщины — неважно к чему. Мне хочется рыть землю руками. И говорить не на русском. А если большая роль не придет, буду это в каких-то маленьких ролях использовать. Вот ведь греческая трагедия вся на этом построена — я разговариваю с землей, с небом, с луной.
Настало время, когда человек снова должен научиться общаться с небесными светилами. Меня все чаще вдохновляет не человек, а природа. Мне легче сопоставить свой персонаж с деревом, листом, веточкой. Или какая-то погода, или какой-то день или час — предрассветный, грозовой, утренний.
Важно именно то, в каком состоянии пребывает персонаж.
Федор Степун написал о Комиссаржевской так, как сегодня хотелось бы написать о Хайруллиной, — «внеэстетическая тайна». Но в отличие от великой предшественницы Хайруллина не только не потерпела крах в опытах с новой режиссурой, но одна из первых выразила трагичное и болезненное ощущение нового времени.
Не случайно ее расцвет связан с Богомоловым, из спектакля в спектакль создающим картины жизни после Великой смерти — той, что случилась с человечеством во время катастроф Второй мировой. Во всех персонажах Хайруллиной всегда есть этот трагический подтекст. Ее молодость пришлась на провинцию.
В полной мере ее дар реализовался в Москве и Санкт-Петербурге в то время, которое лет через двадцать мы таки решимся назвать сменой театральных эпох.
Р.Х. Я бы хотела стать нулем. Только так ты можешь впитать все, что важно. Хочется стать еще более обнаженной, понимаешь? Как у Васильева, когда Валери Древиль в «Медее» сжигала себя. Сейчас время найти героя. И это маленький человек. Потому что только маленький человек может любить этот несовершенный мир и принимать его.
Но это не просто Иван-дурак или Швейк. Это и мужчина и женщина одновременно. Вот как я. Я же не понятно кто. Не поверишь, до сих пор думаю, как это я с моей внешностью вообще захожу в МХТ. Открываешь дверь, а там… И я жмусь в углу, думаю: ну что ты здесь делаешь, Роза? Я очень редко хожу в буфет, только когда Филипп (Янковский. — «Театр») приходит.
Пойдем, говорит, Алеша, кофе выпьем. И я не могу ему отказать. Мне надо полчаса с ним обязательно пошарахаться перед «Карамазовыми», покурить, рубашку ему поправить. Надо, чтобы он мне по лбу дал. Чтобы я ему сказала: «Митя!» Понимаешь? Он входит в театр и сразу кричит: «Алеша! Посиди со мной». И мы полчаса, как ежик с медвежонком, сидим молча.
Но это очень-очень важно, понимаешь?
Лимонад был выпит, кафе закрылось. Позже я поняла, что Роза опоздала не случайно: она просто ждала комфортного для нее времени — ночи. Мы три часа кружили по Цветному бульвару.
С каким-то особенным отчаянием, в ритме скороговорки она проговаривала свои радости и свои печали, а во мне крепло убеждение, что портрет этой по-настоящему выдающейся трагической актрисы нашего времени написать невозможно.
У меня больше не возникало никаких вопросов — я находилась под гипнозом. Казалось, что после такой откровенной беседы я навсегда перестану удивляться чему бы то ни было.
И тут Роза сказала:
Не жалей себя, живи. Не бойся отдавать. Это страшно. Но зачем жить, если ветер не дует в лицо? Кстати, как ты думаешь, я нравлюсь Бутусову?!
Источник: http://oteatre.info/roza-hajrullina-ya-by-hotela-stat-nulem/
Роза Хайруллина
Российская актриса театра и кино, заслуженная артистка РФ, заслуженная артистка Татарстана, лауреат Государственной премии Российской Федерации (1992 год).
Роза Хайруллина родилась 12 сентября 1961 года в Норильске. Её родители были детьми ссыльных председателей колхозов. Когда Розе было двенадцать лет, семья переехала в город Зеленодольск. С третьего класса занималась в театральных студиях и мечтала быть актрисой. После школы Роза поступила в Казанское театральное училище.
Со второго курса играла на сцене Национального театра имени Камала. После окончания училища в 1981 году Роза начинает работать в Казанском театре юного зрителя. В 1991 году была награждена Государственной премией РФ за роль в спектакле «Погром» по мотивам романа Бориса Васильева «И был вечер, и было утро» режиссёра Бориса Цейтлина.
В 1996 году спектакль «Буря» по Шекспиру получил премию «Золотая маска».
В 1996 году пожар уничтожил Казанский ТЮЗ, и Роза Хайруллина уехала из Казани. Недолгое время играла в Челябинском ТЮЗе. В 1997 году получила приглашение в Самарский театр «СамАрт» и вскоре стала его ведущей актрисой.
В 2009 году была принята в труппу Московского театра-студии под руководством Олега Табакова («Табакерка»).
Играет на сцене Театра им. Ленсовета в спектакле «Я скучаю по тебе» А. Волод
ина, на сцене Самарского академического театра драмы им. М. Горького в спектакле «Полковник-птица» У. Бойчева. В театре «Приют Комедианта» (Санкт-Петербург) играет короля Лира в спектакле режиссёра К. Богомолова «Лир». В Театре Наций играет Басю в спектакле «Шоша» (реж. Т. Имамутдинов).
На Московском Международном кинофестивале 2012 года Роза Хайруллина признана лучшей актрисой за роль ханши Тайдулы в фильме «Орда» режиссёра Андрея Прошкина.
Фильмография
2009 — Иван Грозный (реж. Андрей Эшпай) — татарка-нищенка
2010 — Элизиум (реж. Андрей Эшпай) —
2010 — Пятая группа крови — Равиля, мать Руслана
2011 — Суходол (реж. Александра Стреляная) —
2012 — Оплачено любовью — Антонина Семёновна
2012 — Блиндаж — Софья
2012 — Орда (реж. Андрей Прошкин) — ханша Тайдула
Награды и номинации
1992 — Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1992 года
2006 — Международная премия имени Станиславского в номинации Мастерство актера за роли в спектаклях последних лет.
2012 — 34-й Московский международный кинофестиваль: Приз «Серебряный Георгий» за лучшее исполнение женской роли (фильм «Орда»)
Источник: http://facecollection.ru/people/roza-hayrullina
Хайруллина Роза Вакильевна – Актриса Театра и Кино
Роза Хайруллина родилась 12 сентября 1961 года в городе Норильск, Красноярский край. Когда ей было двенадцать лет, семья переехала в город Зеленодольск. Девочка занималась в театральных студиях с третьего класса, и уже тогда мечтала быть актрисой. После школы поступила в Казанское театральное училище, окончив котороеначала работать в Казанском театре юного зрителя.
В 1996 году Роза Хайруллина уехала из Казани, поскольку Казанский ТЮЗ был уничтожен пожаром. Немного поработав в Челябинском ТЮЗе, в 1997 году получила приглашение в Самарский театр «СамАрт», где вскоре стала ведущей актрисой.
В 2009 году была приглашена в труппу Московского театра-студии под руководством Олега Табакова. В разные годы также играла на сцене Театра имени Ленсовета, на сцене Самарского академического театра драмы имени М.Горького, в театре «Приют Комедианта», в Театре Наций.
В кино Роза Хайруллина начала сниматься поздно, после сорока. В 2009 году она сыграла эпизодическую роль в историко-биографическом фильме «Иван Грозный».
А уже в 2010 году Розу Хайруллинуутверждают на одну из главных ролей в сериале «Пятая группа крови». В 2011 году она снялась в историческом фильме «Орда», где сыграла ханшу Тайдулу.
Эта роль стала для нее знаковой, принеся «Нику» и «Серебряного Георгия».
Роза Хайруллина – неоднократный лауреат театральных премий.
Она удостоена Государственной премии РФ за роль в спектакле «Погром» по мотивам романа Бориса Васильева «И был вечер, и было утро…» режиссера Бориса Цейтлина, Международная премия имени Станиславского в номинации «Мастерство актера» за роли в спектаклях последних лет, приза «Серебряный Георгий» на ММКФ за лучшее исполнение женской роли, театральная премия газеты «Московский комсомолец» за лучшую женскую роль второго плана, Премия Олега Табакова за спектакль «Он в Аргентине» в Московском Художественном театре.
Актриса Роза Хайруллина – лауреат премии «Золотая маска» за лучшую женскую роль и премии Российской Академии кинематографических искусств «Ника» за лучшую женскую роль, фильм «Орда».
После таких побед Роза Хайруллина стала все чаще появляться на телеэкранах. В 2012 году выходят сразу два мини-сериала с ее участием: «Далеко от войны» и «Блиндаж».
Урожайным выдались и 2014-2015 годы, принесший ей роли в спортивной драме «Чемпионы», детективном сериале «Прощай, любимая», нашумевшем фильме «Приказано забыть» режиссера Хусейна Эркенова, остросюжетном сериале «Черная река», социальной драме «Училка».
Источник: https://ruspekh.ru/people/item/khajrullina-roza-vakilevna
Роза Хаируллина – биография и возраст – кинопортал Бродвей
-
Хайруллина Роза Вакильевна – российская актриса театра и кино.
Родилась 12 сентября 1961 года в г. Норильске.
Заслуженная артистка России, заслуженная артистка Республики Татарстан, лауреат Государственной премии Российской Федерации (1992).
В 1981 году окончила Казанское театральное училище. По окончании учебы актрису пригласили сразу в пять театров, в числе которых ТЮЗы Нижнего Новгорода, Саратова, Воронежа, но выбор ее пал на Казанский театр юного зрителя, в котором она работала в 1981-1996 годах.
С 1997 г. — в труппе театра «СамАрт» (г. Самара).
Играет на сцене Театра им. Ленсовета в спектакле «Я скучаю по тебе» А. Володина; на сцене Самарского государственного театра драмы им. М. Горького в спектакле «Полковник-птица» У. Бойчева.
В 2009 году вошла в труппу театра-студии Олега Табакова.
Фильмография
Роли в кино:
-
2015 Чуждый | Жат (Казахстан)
-
2015 Норвег (в производстве) – тёща
-
2015 Милый Ханс, дорогой Петр (в производстве) – Нина
-
2015 А у нас во дворе (в производстве)
-
2015 Чёрная река – Тамара
-
2015 Училка – Лия Павловна, секретарь директора школы
-
2015 Взрослые дочери – Мария Юрьевна
-
2014 Чемпионы – тренер Бережной и Сихарулидзе
-
2014 Прощай, любимая! – Ульяна Андреевна Тропарёва, бабушка Егора
-
2014 Приказано забыть | Ukkili kamshat
-
2012 Далеко от войны – Ирма
-
2012 Волки и овцы (фильм-спектакль) – Меропия Давыдовна Мурзавецкая – главная роль
-
2012 Блиндаж – Софья
-
2011 Суходол – юродивая
-
2011 Орда – ханша-мать Тайдула
-
2011 Оплачено любовью – Антонина Семёнова, соседка Тамары
-
2010-2011 Пятая группа крови – Равиля, мать Руслана
-
2010 Элизиум (не был завершен)
-
2009 Иван Грозный – татарка-нищенка
Театральные работы:
-
Солоха («Малюнки кузнеца Вакулы или Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. Гоголя)
-
Уборщица («Кто умеет ржать лошадью?» А. Болотова)
-
Миледи («Сны Миледи» Ю. Волкова)
-
Буратино («Приключения Буратино в стране дураков» А. Толстого)
-
Мамаша Кураж («Мамаша Кураж» Б. Брехта)
-
Лошадь («Очень простая история» М. Ладо)
-
Смерть («Василий Теркин» А. Твардовского)
-
Гусыня («Счастливый Ганс» М. Бартенева)
-
Пеппилотта-Виктуалина-Рольгардина Эфроимовна Длинный чулок («Пеппилотта Длинныйчулок или Кукарямба» А. Линдгрен, инсценировка А. Пономарева)
-
Занята в спектакле «История солдата»
-
Милли («Здесь живут люди» А. Фугард)
-
Занята в спектакле «Жил-был Геракл»
Театральные работы (у Табакова):
-
«Волки и овцы» (Мурзавецкая)
-
«Олеся» (Мануйлиха)
-
«Женитьба» (Арина Пантелеймоновна)
-
«Wonderland-80» (Учительница первая моя, Мама Натэллы и Белая Королева Виктория Альбертовна, а также коридорная гостиницы «Сокол»)
-
«Дьявол» (Варвара Алексеевна Анненская)
-
«Год, когда я не родился» (Вера Васильевна Губанова)
-
«Чайка. Новая версия» (Заречная)
-
«Йеппе-с-горы» (Нилле-жена Йеппе)
Призы и награды:
-
1992 Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1992 года (Роза Трэ, спектакль «Погром», Казанский государственный театр юного зрителя)
-
2003 номинация на национальную театральную премию «Золотая маска» за лучшую женскую роль в драматическом театре (Мамаша Кураж, спектакль «Мамаша Кураж», Самарский театр юного зрителя «СамАрт»)
-
2006 Международная премия имени Станиславского в номинации «Мастерство актера» за роли в спектаклях последних лет
-
2009 номинация на национальную театральную премию «Золотая маска» за лучшую женскую роль в драматическом театре (Пепа, спектакль «Полковник Птица», Самарский академический театр драмы им. М. Горького)
-
2012 34-й Московский международный кинофестиваль: Приз «Серебряный Георгий» за лучшее исполнение женской роли (ханша Тайдула, фильм «Орда»)
-
2012 номинация на премию «Звезда театрала» журнала «Театрал» за лучшую женскую роль второго плана (Варвара Алексеевна, спектакль «Дьявол»,Московский театр-студия под руководством Олега Табакова)
-
2012 Театральная премия газеты «Московский комсомолец» за лучшую женскую роль второго плана (Варвара Алексеевна, спектакль «Дьявол», Московский театр-студия под руководством Олега Табакова)
-
2012 номинация на премию «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучшую женскую роль (ханша Тайдула, фильм «Орда»)
-
2013 номинация на премию «Золотой орёл» за лучшую женскую роль в кино (ханша Тайдула, фильм «Орда»)
-
2013 премия Олега Табакова за спектакль «Он в Аргентине» в Московском Художественном театре
-
2013 премия «Ника» за лучшую женскую роль (ханша Тайдула, фильм «Орда»)
-
2013 театральная премия «Золотая маска» за лучшую женскую роль в спектакле «Лир», театр «Приют Комедианта» (Санкт-Петербург)
-
2015 кинофестиваль «Окно в Европу» — специальный приз жюри «за виртуозное владение жанром» (фильм «Норвег»)
-
Источник: https://brod.kz/persons/roza-hajrullina/